К какой теплоснабжающей организации относится. К вопросу о поставках тепловой энергии и отоплении при теплоснабжении - товар или услуга? В каких случаях происходит ограничение потребления электроэнергии

А.Д. Жанэ, начальник Управления правового обеспечения операционной деятельности, ЗАО «Комплексные энергетические системы» (ЗАО «КЭС»), г. Москва; руководитель интернет-проекта « Правовые аспекты энергоснабжения » (http://zhane.ru).

Ввиду несовершенства законодательного регулирования оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности предлагается правовой анализ соответствующих норм. Рассмотрены возможные отношения (в рамках возмездной реализации тепловой энергии посредством присоединенной сети), предполагающего допустимость участия их субъектов (в качестве сторон) в отношениях возмездного оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности; определены параметры допустимостивзимания платы за оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, проведена оценка возможности понуждения потенциальных участников отношений возмездного оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности к заключению соответствующего договора оказания услуг.

Нормативное регулирование и правоприменение

Нормативное регулирование:

Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - ФЗ № 190);

Правила организации теплоснабжения в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 г. № 808 (далее - Правила 808);

Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, утв. постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 г. № 1075 (далее - Основы ценообразования);

Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утв. приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее - Методические указания).

Правоприменительная практика:

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 г. № 14 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с заключение, изменением и расторжением договоров»;

Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 г. № 30);

Постановление Президиума ВАС РФ от 27.05.2003 г. № 7584/00;

Письмо ФСТ от 23.01.2013 г. № СЗ-402/5.

Определение предмета (существа) услуг по поддержанию резервной тепловой мощности

Действующее законодательство не позволяет осуществить однозначную идентификацию предмета (существа) услуг по поддержанию резервной тепловой мощности.

Можно лишь отметить, что согласно пунктам 6, 7, 21 ст. 2 ФЗ № 190:

Под тепловой мощностью понимается количество тепловой энергии, которое может быть произведено и (или) передано по тепловым сетям за единицу времени;

Под резервной тепловой мощностью понимается тепловая мощность источников тепловой энергии и тепловых сетей, необходимая для обеспечения тепловой нагрузки теплопотребляющих установок, входящих в систему теплоснабжения, но не потребляющих тепловой энергии, теплоносителя;

Под тепловой нагрузкой понимается количество тепловой энергии, которое может быть принято потребителем тепловой энергии за единицу времени.

Анализ приведенных дефинитивных норм ФЗ № 190 позволяет предположить, что существо услуг по поддержанию резервной тепловой мощности может состоять вреализации их исполнителем действий, направленных на поддержание источников тепловой энергии (тепловых сетей) в состоянии, обеспечивающем возможность возобновления реализации тепловой энергии заказчику в объемах, которые могут быть приняты теплопотребляющими установками заказчика.

Определение контура отношений (в рамках возмездной реализации тепловой энергии посредством присоединенной сети), предполагающего допустимость участия их субъектов (в качестве сторон) в отношениях возмездного оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности. Идентификация правового режима оказания данных услуг

В настоящее время законодательство о теплоснабжении предусматривает лишь два возможных формата отношений по возмездной реализации тепловой энергии посредством присоединенной сети: формат отношений теплоснабжения и в формат отношений поставки. Соответственно, в рамках настоящего экспертного мнения определение контура отношений, предполагающего допустимость участия их субъектов в возмездном оказании услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, ограничивается отношениями по теплоснабжению и поставке тепловой энергии.

А. Отношения по теплоснабжению. Согласно ч. 3 ст. 13 ФЗ № 190-ФЗ потребители, подключенные к системе теплоснабжения, но не потребляющие тепловой энергии (мощности), теплоносителя по договору теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности и оплачивают указанные услуги по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 16 настоящего Федерального закона.

Аналогичная норма содержится и в п. 135 Правил 808.

При этом в соответствии с ч. 1 ст. 16 ФЗ № 190, плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности устанавливается в случае, если потребитель не потребляет тепловую энергию, но не осуществил отсоединение принадлежащих ему теплопотребляющих установок от тепловой сети в целях сохранения возможности возобновить потребление тепловой энергии при возникновении такой необходимости.

Из буквального прочтения приведенных норм следует, что правовой режим возмездного оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности реализован в ФЗ № 190 и Правилах 808 лишь только применительно к отношениям теплоснабжения (но не поставки).

Таким образом, по смыслу ФЗ № 190 и Правил № 808, допустимость участия в отношениях возмездного оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности (в рамках правового режима ФЗ № 190 и Правил 808) по общему правилу может быть обусловлена отношениями теплоснабжения.

Б. Отношения по поставке тепловой энергии. В вышеуказанных нормах ФЗ № 190 и Правил 808 отсутствует прямое указание на возможность формирования отношений возмездного оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности (в контексте правового режима ФЗ № 190 и Правил 808) в рамках отношений по поставке тепловой энергии. Данное обстоятельство может свидетельствовать о нераспространении правового режима ФЗ № 190 и Правил 808 на отношения по поставке тепла.

Между тем, полагаем, что предусмотренный ФЗ № 190 и Правилами 808 правовой режим возмездного оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности может быть в качестве исключения распространен на отношения по поставке тепловой энергии теплоснабжающим организациям, приобретающим тепловую энергию:

1) в качестве ЕТО , при условии, что оказание услуг осуществляется регулируемыми организациями, мощность тепловых источников и (или) тепловых сетей которых используется для поддержания резервной мощности в соответствии со схемой теплоснабжения.

Данный вывод подтверждается положением п. 113 Основ ценообразования, согласно которому плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности устанавливается органами регулирования за услуги, оказываемые регулируемыми организациями, мощность тепловых источников и (или) тепловых сетей которых используется для поддержания резервной мощности в соответствии со схемой теплоснабжения - для оказания указанных услуг единой теплоснабжающей организации;

2) в целях дальнейшей продажи исполнителям коммунальной услуги теплоснабжения (в объемах фактического потребления физических лиц и объемах тепловой энергии, израсходованной на места общего пользования).

Данный вывод обусловлен положением пп. «в» п. 115 Основ ценообразования, которое относит теплоснабжающие организации, приобретающие тепловую энергию в целях дальнейшей продажи исполнителям коммунальной услуги теплоснабжения (в объемах фактического потребления физических лиц и объемах тепловой энергии, израсходованной на места общего пользования) к категории социально значимых потребителей, для которых устанавливается плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности.

Вместе с тем, обращаем внимание, что ст. 1, 421 ГК РФ закрепляют принцип свободы договора. Данный принцип означает возможность сторон заключать любые договоры (как предусмотренные, так и не предусмотренные законом или иными правовыми актами) на любых условиях (кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами).

Данный принцип позволяет участникам гражданско-правовых отношений (в т.ч., отношений по поставке тепловой энергии) на добровольных началах вступать в любые отношения и на любых условиях (но в очерченных законом пределах).

При этом, на наш взгляд, действующее законодательство не содержит препятствий к добровольному (на основании договора) вступлению участниками отношений поставки тепловой энергии (на которых не распространяется правовой режим оказания услуг по ФЗ № 190 и Правилам 808) в отношения оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, которые будут подчинены общим нормам ГК РФ о договорах возмездного оказания услуг (гл. 39).

Определение параметров допустимости взимания платы за оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности

Ввиду несовершенства правового регулирования отношений возмездного оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, однозначное определение всех параметров допустимости взимания платы за оказание данных услуг представляется затруднительным.

Как уже отмечалось в п. 1 настоящего экспертного мнения, согласно базовым законодательным положениям об оказании услуг по поддержанию резервной тепловой мощности:

Потребители, подключенные к системе теплоснабжения, но не потребляющие тепловой энергии (мощности), теплоносителя по договору теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности и оплачивают указанные услуги по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора, в случаях, предусмотренных ФЗ № 190, в порядке, установленном статьей 16 ФЗ № 190 (ч. 3 ст. 13 ФЗ № 190),

Плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности устанавливается в случае, если потребитель не потребляет тепловую энергию, но не осуществил отсоединение принадлежащих ему теплопотребляющих установок от тепловой сети в целях сохранения возможности возобновить потребление тепловой энергии при возникновении такой необходимости (ч. 1 ст. 16 ФЗ № 190).

Анализ положений ФЗ № 190 в совокупности с иными отраслевыми нормами (в частности, положениями Правил 808 и Основ ценообразования), а также общими нормами обязательственного права (в частности, положениями ГК РФ) позволяет сформировать некоторые предположения относительно параметров допустимости взимания платы за оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности (в рамках правового режима ФЗ № 190 и Правил 808).

При этом среди таких предполагаемых параметров допустимости следует выделить как очевидные, так и неочевидные параметры.

А. Очевидные параметры допустимости. К очевидным параметрам допустимости взимания платы за оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности можно отнести:

1) фактическое подключение (присоединенность) заказчика услуг (потребителя) к системе теплоснабжения

Согласно п. 14 ст. 2 ФЗ № 190, под системой теплоснабжения понимается совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями. С учетом этого полагаем, что законодательство не требует непосредственного подключения заказчика услуг (потребителя) именно к сетям исполнителя. Для целей соблюдения указанного параметра достаточно подключения к любым источникам/сетям, входящим в систему теплоснабжения;

2) полное отсутствие потребления тепловой энергии (мощности), теплоносителя заказчиком услуг (потребителем);

3) отсутствие оснований для применения в отношениях с заказчиком услуг (потребителем) ставки за мощность утвержденного двухставочного тарифа на тепловую энергию.

Применительно к параметру № 3 следует отметить, что согласно п. 26, 84 Основ ценообразования, двухставочный тариф на тепловую энергию включает в себя как ставку за тепловую энергию, так и ставку за содержание включенной в схему теплоснабжения установленной тепловой мощности источника тепловой энергии (в том числе в форме резерва, включающего законсервированную мощность).

При этом по смыслу действующего законодательства, в отличие от одноставочного тарифа (применение которого обосновано лишь при фактическом потреблении тепловой энергии), применение утвержденного двухставочного тарифа на тепловую энергию (мощность) в части ставки за содержание тепловой мощности допускается также и в отсутствие фактического потребления тепла (но в рамках действующего договора, опосредующего приобретение тепловой энергии).

Отсюда можно предположить, что в условиях отсутствия потребления тепла (в рамках действующего договора, опосредующего приобретение тепловой энергии) как плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности, так и ставка за мощность двухкомпонентного тарифа на тепловую энергию и меют идентичный целевой характер и направлены на компенсацию затрат исполнителя, связанных с поддержанием источников тепловой энергии (тепловых сетей) в состоянии, обеспечивающем возможность возобновления приобретения тепловой энергии заказчиком в объемах, которые могут быть приняты теплопотребляющими установками заказчика.

При этом существующее правовое регулирование свидетельствует, на наш взгляд, о необходимости дифференциации режима определения размера компенсации (стоимости услуг) за поддержание резервной тепловой мощности (в условиях заключенного договора, опосредующего приобретение тепловой энергии) в зависимости от реализованного регулирующим органом формата тарификации тепловой энергии (мощности).

В частности, в условиях утвержденного двухставочного тарифа на тепловую энергию и обязательности применения ставки за мощность данного тарифа, плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности (как регулируемая, так и не регулируемая) не подлежит применению. Иное (в контексте идентичности целевого характера платы и тарифа (в части ставки за мощность)) свидетельствовало бы о возможности возложения на потребителя обязанности по оплате стоимости услуг по поддержанию резервной тепловой мощности в двойном размере.

Таким образом, применение платы за услуги по поддержанию тепловой мощности предполагается, на наш взгляд, лишь в отсутствие основанийприменения ставки за мощность утвержденного двухставочного тарифа на тепловую энергию (необходимо учитывать, что неприменимость утвержденного (действующего) двухставочного тарифа на тепловую энергию (в т.ч., в части ставки за мощность) может быть обусловлена лишь применением сторонами свободной (нерегулируемой) цены на тепловую энергию в порядке, предусмотренном ч. 9 ст. 10 ФЗ № 190. - Прим. авт.);

4) проявление воли заказчика услуг (потребителя) на оказание ему услуг по поддержанию резервной тепловой мощности.

Согласно п. 2 ст. 1, ч. 1 п. 1 ст. 8 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права и обязанности возникают, в т.ч.:

- из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему,

- вследствие иных действий граждан и юридических лиц.

Таким образом, по общему правилу законодательство допускает возникновение обязательств (в частности, обязательств по оплате услуг) если их возникновение обусловлено волей лица, принимающего на себя данное обязательство. Аналогичный подход подлежит применению и в рамках отношений возмездного оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности.

При этом, как представляется, в части оплаты услуг по поддержанию резервной тепловой мощности допускаются различные способы проявления воли лица на принятие на себя данных обязательств.

В частности, к очевидным способам проявления воли можно отнести:

Заключение соответствующего формализованного соглашения,

Фактическое потреблениеуслуг в отсутствие формализованного соглашения (допустимость квалификации фактического потребления в качестве проявления воли заказчика (потребителя) подтверждается примерами судебно-арбитражной практики. См., например: п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 г. № 14 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров», согласно которому фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные; постановление Президиума ВАС РФ от 27.05.2003 г. № 7584/00, в соответствии с которым сложившаяся правоприменительная практика арбитражных судов исходит из того, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), и данные отношения должны рассматриваться как договорные в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.) - Прим. авт. ).

Первый способ можно рассматривать в качестве безусловного варианта проявления воли стороны на принятие на себя соответствующих обязательств. При этом, в качестве формализованного соглашения в данном случае можно рассматривать как самостоятельный договор возмездного оказания услуг, так и соответствующие условия в договоре теплоснабжения, либо любую иную формализованную договоренность сторон на предоставление и оплату соответствующих услуг.

Применительно же ко второму способу следует учитывать специфичность отношений возмездного оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности обусловленную сложностью идентификации процессов их фактического оказания и потребления и, как следствие, сложностью обоснования факта внедоговорного проявления воли заказчика (потребителя) в принятии на себя обязательств по их оплате.

В частности, действующее нормативное регулирование не позволяет однозначно определить, свидетельствует ли об оказании и потреблении услуг (по воле заказчика услуг) сам факт сохранения подключения теплопринимающего устройства потребителя к системе теплоснабжения в отсутствие фактического потребления им тепла, либо же воля заказчика и фактическое потребление должны быть объективированы каким-либо иным (более активным) способом.

Справочно: Так, в силу п. 1 ст. 779 ГК РФ, оказание услуг предполагается на основании задания заказчика. При этом, факт сохранения потребителем подключения теплопринимающего устройства к системе теплоснабжения в отсутствие фактического потребления им тепла может быть продиктован, например, лишь необходимостью обеспечения данным потребителем процессов транзитной передачи тепла от теплоснабжающей организации в адрес иных потребителей, опосредованно присоединенных (через сети потребителя) к сетям данной теплоснабжающей организации, но никак не потребностью в услугах по поддержанию резервной тепловой мощности.

Полагаем, что в отсутствие практики применения отраслевых норм о возмездном оказании услуг по поддержанию резервной тепловой мощности не исключен и альтернативный вышеуказанному подход относительно оценки способов проявления доброй воли заказчика на оказание/потребление услуг, заключающийся в допустимости объективирования такой воли исключительнов рамках соответствующего формализованного соглашения.

В частности, такой подход может быть обусловлен нормами ФЗ № 190 и Правил 808 (регулирующими отношения ЕТО и потребителей).

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 13 ФЗ № 190-ФЗ потребители, подключенные к системе теплоснабжения, но не потребляющие тепловой энергии (мощности), теплоносителя по договору теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности и оплачивают указанные услуги по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 16 настоящего Федерального закона.

Согласно же пунктам 113, 136, 138 Правил 808, организация при присвоении ей статуса ЕТО направляет подписанные договоры оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности потребителям, подключенным к системе теплоснабжения, но не потребляющим тепловую энергию (мощность), теплоноситель по договору теплоснабжения.

Данные нормы могут свидетельствовать о допустимости взимания с заказчика платы за возмездное оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности лишь при наличии добровольно взятого на себя заказчиком услуг (на основании договора) обязательства по их оплате.

При этом полагаем, что в отсутствие иного регулирования данные нормы Правил 808 (регламентирующие отношения ЕТО и потребителей) и выводы могут быть в порядке аналогии закона транслированы и на отношения между любыми теплоснабжающими организациями (в т.ч. и не обладающими статусом ЕТО) и их потребителями, что, в свою очередь, может повлечь за собой рассмотрение соответствующего формализованного соглашения в качестве единственно возможного способа проявления воли стороны (заказчика) на оказание/потребление услуг по поддержанию резервной тепловой мощности.

Обращаем внимание, что в контексте приведенных (в п. 3 очевидных параметров допустимости взимания платы за оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности) пояснений, можно предположить, что своего рода проявлением доброй воли заказчика на предоставление ему услуг по поддержанию резервной тепловой мощности следует расценивать и прекращение потребления тепловой энергии заказчиком (с сохранением действия договора теплоснабжения/поставки тепла) в условиях необходимости (обязательности) применения ставки за содержание резервной тепловой мощности двухставочного тарифа на тепловую энергию.

Б. Неочевидные параметры допустимости. К неочевидным параметрам допустимости взимания платы за оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности можно отнести:

1) участие заказчика и исполнителя услуг (по поддержанию резервной тепловой мощности) в отношениях теплоснабжения (в качестве потребителя тепловой энергии и теплоснабжающей организации соответственно) либо в отношениях поставки тепловой энергии (в качестве теплоснабжающей организации и поставщика тепловой энергии соответственно) на основании действующего договора теплоснабжения/поставки;

Применительно к параметру № 1 следует отметить, что сам факт присоединения к системе теплоснабжения и отсутствие потребления энергии в условиях незаключенности договора теплоснабжения/поставки не свидетельствует, на наш взгляд, о наличии у субъекта статуса участника отношений теплоснабжения/поставки (в качестве потребителя/покупателя тепла) и, как следствие, о наличии у него статуса участника отношений оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности.

В частности, как уже указывалось в п. 1 настоящего экспертного мнения, потребитель тепловой энергии - это лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления (п. 9 ст. 2 ФЗ № 190).

Таким образом, отношения по теплоснабжению возникают в результате приобретения тепла, а не по факту присоединения (которое свидетельствует лишь о потенциальной (технической) возможности для участия в таких отношениях).

При этом по смыслу ФЗ № 190 единственным способом обеспечения приобретения тепла, а также обеспечения допустимости возобновления его потребления (в условиях отсутствия такового) является заключенный (действующий) договор теплоснабжения/поставки.

Между тем, не исключена и расширительная трактовка данных норм, при которой участником отношений теплоснабжения/поставки (в качестве потребителя тепла), имеющим возможность возобновить потребление, может быть признано любое присоединенное к системе теплоснабжения лицо (см., например, письмо ФСТ от 23.01.2013 г. № СЗ-402/5, в котором не упоминается обязательность заключения соответствующих договоров теплоснабжения/поставки тепловой энергии. - Прим. авт. ).

Такая трактовка может быть, в частности, обоснована нормами пунктов 113, 136, 138 Правил 808, согласно которым организация при присвоении ей статуса единой теплоснабжающей организации (ЕТО) направляет подписанные договоры оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности потребителям, подключенным к системе теплоснабжения, но не потребляющим тепловую энергию (мощность), теплоноситель по договору теплоснабжения. При этом уведомление о необходимости заключения договора оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности направляется ЕТО всем лицам, с которыми отсутствует договор теплоснабжения, не ведутся преддоговорные споры по заключению договора теплоснабжения и теплопотребляющие установки которых не отсоединены от тепловых сетей.

Из указанной нормы, в частности, возможен вывод о том, что Правила 808 относят к категории потребителей в т.ч. и лиц, у которых отсутствуют заключенные договоры теплоснабжения с ЕТО;

2) сохранение присоединения теплопринимающих установок заказчика к тепловой сети в целях сохранения возможности возобновления потребления тепловой энергии при возникновении такой необходимости.

Действующее законодательство не описывает критерии определения/формы проявления целевой направленности сохранения заказчиком присоединения его теплопринимающих установок к тепловой сети. С учетом этого не представляется возможным определить, свидетельствует ли о целях сохранения возможности возобновления потребления сам факт того, что в отсутствие потребления тепла заказчик не произвел отсоединение, либо же такая целевая направленность подлежит проявлению в более активных формах/действиях (например, посредством соответствующего уведомления теплоснабжающей организации, продления срока действия договора теплоснабжения и т.п.). При таких обстоятельствах целевой характер сохранения присоединения не может быть однозначно воспринят в качестве очевидного параметра допустимости взимания платы за оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности;

Плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности подлежит регулированию для отдельных категорий социально значимых потребителей, перечень которых определяется Основами ценообразования, и устанавливается как сумма ставок за поддерживаемую мощность источника тепловой энергии и за поддерживаемую мощность тепловых сетей в объеме, необходимом для возможного обеспечения тепловой нагрузки потребителя (ч. 2 ст. 16 ФЗ № 190).

Кроме того, согласно п. 113 Основ ценообразования, плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности устанавливается органами регулирования за услуги, оказываемые регулируемыми организациями, мощность тепловых источников и (или) тепловых сетей которых используется для поддержания резервной мощности в соответствии со схемой теплоснабжения для оказания указанных услуг единой теплоснабжающей организации.

Регулируемая плата считается установленной в случае принятия регулирующим органом соответствующего решения о ее утверждении.

Что касается размера регулируемой платы, то в соответствии с п. 114 Основ ценообразования, плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности устанавливается органом регулирования для каждой регулируемой организации равнойставке за мощность установленного для такой организации тарифа или, если для такой организации установлен одноставочный тариф, равной ставке за мощность двухставочного тарифа, рассчитанного для такой организации в соответствии с методическими указаниями.

Плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности единой теплоснабжающей организации устанавливается равной ставке за мощность единого тарифа на тепловую энергию (мощность) в зоне ее деятельности или, если в зоне ее деятельности установлен одноставочный единый тариф на тепловую энергию (мощность), равной ставке за мощность двухставочного единого тарифа на тепловую энергию (мощность), рассчитанного для такой организации в соответствии с Методическими указаниями.

Таким образом, размер регулируемой платыза услуги по поддержанию тепловой мощности представляет собой, по сути, констатацию размера ставки за мощность утвержденного (подлежащего утверждению) двухставочного тарифа на тепловую энергию.

Справочно: Учитывая идентичность размера регулируемой платы за оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности и ставки за мощность двухставочного тарифа на тепловую энергию, соответствующую ставку за мощность утвержденного двухставочного тарифа на тепловую энергию (в условиях применимости такой ставки) следует, на наш взгляд, рассматривать в качестве аналога установленной платы за оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности.

Что касается нерегулируемой платыза услуги по поддержанию резервной тепловой мощности, то нормы законодательства не определяют формат ее согласования сторонами, а также параметры определения ее размера. При таких обстоятельствах урегулирование размера платы представляется допустимым в рамках любого формализованного соглашения (в рамках договора оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, в рамках самостоятельного соглашения о размере платы, посредством включения условия о размере платы непосредственно в договор теплоснабжения и т.п.) в любом согласованном сторонами размере.

Между тем, полагаем, что факт отсутствия утвержденного размера платы/согласованного размера платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности не является, на наш взгляд, критичным препятствием для взыскания с потребителя услуг (в порядке ст. 1102, 1107 ГК РФ о взыскании неосновательного обогащения) стоимости фактически понесенных исполнителем экономически обоснованных затрат на предоставленные потребителю услуги по поддержанию резервной тепловой мощности (данный вывод может быть подтвержден судебной практикой. См., например: п. 2 итоговой справки по применению норм об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (одобрена Президиумом Федерального арбитражного суда Уральского округа 22.03.2013), из которого следует, что отсутствие тарифа на горячую воду само по себе не может быть основанием для освобождения от исполнения обязательства по оплате фактически поставленного коммунального ресурса. При отсутствии у энергоснабжающей организации утвержденного в установленном порядке тарифа с управляющей компании в качестве неосновательного обогащения (ст. 1102, 1107 ГК РФ) подлежит взысканию денежная сумма в размере фактически понесенных затрат энергоснабжающей организации для приготовления (подогрева) горячей воды на центральном тепловом пункте, а также на приобретение холодной воды, использованной для подогрева; постановление Президиума ВАС РФ от 29.10.2013 г. № 6098/13, из которого следует, что потребитель (как сторона договора энергоснабжения), уплативший стоимость тепловой энергии по признанному впоследствии недействующим тарифу, вправе взыскать с теплоснабжающей организации в качестве неосновательного обогащения лишь стоимость тепловой энергии, превышающую стоимость, исчисленную по экономически обоснованной цене. - Прим. авт. ).

Данное обстоятельство не позволяет, на наш взгляд, однозначно отнести определенность размера платы к обязательному параметру допустимости взимания стоимости услуг по поддержанию резервной тепловой мощности.

Оценка возможности понуждения потенциальных участников отношений возмездного оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности к заключению соответствующего договора оказания услуг

В соответствии с ч. 3 ст. 13 ФЗ № 190 потребители, подключенные к системе теплоснабжения, но не потребляющие тепловой энергии (мощности), теплоносителя по договору теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности и оплачивают указанные услуги по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора, в случаях, предусмотренных ФЗ № 190, в порядке, установленном ст. 16.

Буквальное толкование данной нормы не позволяет сделать однозначного вывода относительно обязательности/необязательности заключения договора оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности его потенциальными участниками: содержащееся в норме ч. 3 ст. 13 ФЗ № 190 слово «заключают» может быть истолковано в качестве констатации как обязанности, так и права (возможности) сторон заключить такой договор.

С учетом этого необходимо отметить следующее. Согласно п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 421 ГК РФ, гражданское законодательство основывается на признании свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством.

Таким образом, отсутствие в ч. 3 ст. 13 ФЗ № 190 (а также в иных нормах действующего законодательства) очевидно выраженной воли законодателя на формирование обязательности заключения договора возмездного оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности для его сторон не позволяет рассматривать данный договор в качестве обязательного к заключению (в силу прямого указания закона) его потенциальными участниками.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что по смыслу действующего законодательства обязательность договора может быть обусловлена его публичным характером.

Так, в соответствии с п. 1, 3 ст. 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

Данные нормы п. 1, 3 ст. 426 ГК РФ исключают, на наш взгляд, принципиальную допустимость публичности (обязательности) договора оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности для лиц, приобретающих тепловую энергию, поскольку в рамках такого договора потребители выступают в качестве заказчиков услуг, а не в качестве лиц их оказывающих (исполнителей).

Указанный вывод (о непубличности договора для потенциального заказчика услуг) подтверждается также нормами пунктов 113, 136, 138 Правил 808, из которых следует допустимость отказа потребителя от заключения договора.

Справочно: Согласно пунктам 113, 136, 138 Правил 808, организация при присвоении ей статуса ЕТО направляет подписанные договоры оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности потребителям, подключенным к системе теплоснабжения, но не потребляющим тепловую энергию (мощность), теплоноситель по договору теплоснабжения.

Уведомление о необходимости заключения договора оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности направляется ЕТО всем лицам, с которыми отсутствует договор теплоснабжения, не ведутся преддоговорные споры по заключению договора теплоснабжения и теплопотребляющие установки которых не отсоединены от тепловых сетей.

Потребитель тепловой энергии обязан в течение 30 дней со дня получения уведомления о необходимости заключения договора оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности подписать представленный проект договора или направить теплоснабжающей организации протокол разногласий.

В случае если в указанный срок договор не будет подписан потребителем, он обязан осуществить отсоединение принадлежащих ему теплопотребляющих установок от системы теплоснабжения в течение 30 рабочих дней.

Если в указанный срок потребитель не обеспечит самостоятельное отсоединение своих теплопотребляющих установок от системы теплоснабжения, теплоснабжающая организация вправе самостоятельно или совместно с теплосетевой организацией осуществить указанное отсоединение с отнесением соответствующих расходов на потребителя тепловой энергии.

Применительно же к исполнителю услуг по поддержанию резервной тепловой мощности (теплоснабжающей организации/поставщику тепла) необходимо отметить, что договоры, опосредующие оказание данных услуг, прямо не поименованы в законодательстве в качестве публичных (в отличие, например, от договора энергоснабжения). Вместе с тем, по смыслу п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным признается не только (или, даже, не столько) договор, поименованный в качестве такового в законе, но и договор, который обусловливает необходимость предоставления коммерческой организацией услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности обязана предоставить (оказать) любому обратившемуся к ней лицу.

При этом следует учитывать, что отношения возмездного оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности являются производными от отношений энергоснабжения (теплоснабжения/поставки тепла) носящих в силу в т.ч. и закона публичный (для лица, реализующего тепловую энергию) характер. Данное обстоятельство предполагает, на наш взгляд, также и публичность (обязательность заключения) договора оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности для лица реализующего тепловую энергию (в силу характера его деятельности).

Выводы:

1. Анализ законодательства позволяет предположить, что существо услуг по поддержанию резервной тепловой мощности состоит в реализации их исполнителем действий, направленных на поддержание источников тепловой энергии (тепловых сетей) в состоянии, обеспечивающем возможность возобновления реализации тепловой энергии заказчику в объемах, которые могут быть приняты теплопотребляющими установками заказчика.

2. По смыслу ФЗ № 190 и Правил 808 допустимость участия в отношениях возмездного оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности (в рамках правового режима ФЗ № 190 и Правил 808) по общему правилу может быть обусловлена отношениями теплоснабжения.

В нормах ФЗ № 190 и Правил 808 отсутствует прямое указание на возможность формирования отношений возмездного оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности в рамках отношений по поставке тепловой энергии, что может свидетельствовать о нераспространении правового режима услуг ФЗ № 190 и Правил 808 на отношения по поставке тепловой энергии.

Предусмотренный ФЗ № 190 и Правилами 808 правовой режим возмездного оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности может быть в качестве исключения распространен на отношения по поставке тепловой энергиитеплоснабжающим организациям, приобретающим тепловую энергию:

1) в качестве единой теплоснабжающей организации (далее - ЕТО), но при условии,что оказание услуг осуществляется регулируемыми организациями, мощность тепловых источников и (или) тепловых сетей которых используется для поддержания резервной тепловой мощности в соответствии со схемой теплоснабжения;

2) в целях дальнейшей продажи исполнителям коммунальной услуги теплоснабжения (в объемах фактического потребления физических лиц и объемах тепловой энергии, израсходованной на места общего пользования).

При этом, действующее законодательство не содержит норм, препятствующих добровольному вступлению участниками отношений поставки тепловой энергии (на которых не распространяется правовой режим оказания услуг по ФЗ № 190 и Правилам 808) в отношения возмездного оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности в рамках общего правового режима возмездного оказания услуг, предусмотренного гл. 39 Гражданского кодекса РФ.

3. Среди предполагаемых параметров допустимости взимания платы за оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности следует выделить как очевидные, так и неочевидные параметры.

К очевидным параметрам допустимости можно отнести:

1) фактическое подключение (присоединенность) заказчика услуг (потребителя) к системе теплоснабжения;

2) полное отсутствие потребления тепловой энергии (мощности), теплоносителя заказчиком услуг (потребителем);

3) отсутствие оснований для применения в отношениях с заказчиком услуг (потребителем) ставки за мощность утвержденного двухставочного тарифа на тепловую энергию;

4) проявление воли заказчика услуг (потребителя) на предоставление ему услуг по поддержанию резервной тепловой мощности.

К неочевидным параметрам допустимости можно отнести:

1) участие заказчика и исполнителя услуг (по поддержанию резервной тепловой мощности) в отношениях теплоснабжения (в качестве потребителя тепловой энергии и теплоснабжающей организации соответственно) либо в отношениях поставки тепловой энергии (в качестве теплоснабжающей организации, приобретающей тепловую энергию, и поставщика тепловой энергии соответственно) на основании действующего договора теплоснабжения/поставки;

2) сохранение присоединения теплопринимающих установок заказчика к тепловой сети в целях сохранения возможности возобновления потребления тепловой энергии при возникновении такой необходимости;

3) определенность (либо регулятором, либо по соглашению сторон) размера платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности.

4. Законодательство прямо н е определяет обязательность заключения договора оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности для его потенциальных участников.

Вместе с тем, в силу предположительной публичности услуг по поддержанию резервной тепловой мощности для лица, осуществляющего возмездную реализацию тепловой энергии, данное лицо может быть понужденок заключению соответствующего договора возмездного оказания услуг. Лицо, приобретающее тепловую энергию, не может быть понуждено к заключению такого договора.

Важно! Приведенные в настоящем экспертном мнении выводы не подтверждены правоприменительной практикой (в связи ее отсутствием), ввиду чего высока вероятность альтернативного (предложенным в настоящем экспертном мнении выводам) подхода правоприменительных органов к решению анализируемых в рамках настоящего экспертного мнения проблемных вопросов.

ДОГОВОР №___

на оказание услуг по теплоснабжению
с. Онгудай «____»____________20___г.
Открытое акционерное общество «Теплосеть» именуемое в дальнейшем «Поставщик» в лице генерального директора Александрова Виктора Викторовича, действующего на основании Устава предприятия, с одной стороны и собственник жилья _________________________, именуемый в дальнейшем «Потребитель» с другой стороны заключили настоящий Договор настоящий договор о нижеследующем:
1.Предмет договора

1.1Предметом договора является подача Поставщиком тепловой энергии в помещение собственника жилья по адресу Республика Алтай Онгудайский район с. Онгудай ул. ______________

2.Обязанности сторон

Поставщик обязан:

2.1 Поставлять тепловую энергию в помещение собственника жилья общей площадью _________ м2 согласно экономически обоснованного тарифа на теплоэнергию утвержденного ____________________ в сумме ___________________________

2.2 Подавать тепло в помещение Потребителя по сезону, согласно графика температурного режима (температурный график прилагается).

2.3 В случае недопоставки теплоэнергии согласно температурного графика, расчеты производятся прямо пропорционально недопоставленным услугам, по согласию сторон.
Потребитель обязан:

2.7 Производить утепление помещения к отопительному сезону.

2.8 Не производить забор воды из системы отопления.

2.9 Оплачивать оказанные услуги по теплоснабжению, согласно расчета стоимости услуг по теплоснабжению.

2.10 Потребитель обязан принимать меры по сохранению тепла помещений в течении отопительного сезона.

3.Порядок учета
3.1. Учет ведется согласно норм потребления у Поставщика.
4.Расчеты

4.1 Оплата производится Потребителем не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным, согласно выставленного Поставщиком счета. Срок выставления счета- до 30

числа расчетного месяца.

4.2 В случае не уплаты Потребителем счета, Поставщик имеет право начислить пеню в размере 0,01% за каждый день просрочки.
5.Ответственность сторон
5.1 Стороны по настоящему договору несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
6.Порядок прекращения договора

6.1 При досрочном расторжении договора Потребитель обязан предупредить Поставщика за месяц, произвести полную оплату по выставленным счетам.

6.2 Поставщик прекращает подачу теплоэнергии до истечения срока договора в случаях:

Невыполнение технических условий

Несоблюдение условий настоящего договора.
7.Срок действия договора
7.1 Договор вступает в силу с _______________ и действует по ___________________

7.2 Договор считается продленным на следующий год, если за месяц до истечения срока

не последует письменного заявления одной из сторон об отказе от настоящего договора или

его пересмотре.

8.Прочие условия
8.1 Договор составлен в двух экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.

8.2 Все споры и разногласия сторон регулируются путем переговоров.

8.3 Изменения и дополнения к договору, внесенные одной из сторон без уведомления другой стороны, юридической силы не имеют.

8.4 Поставщик не несет ответственности за форс мажорные обстоятельства:

стихийные бедствия, отключение электроэнергии не по вине Поставщика.

8.5 Все приложения являются неотъемлемой частью договора.
9.Юридические адреса сторон:

Ген. директор ОАО «Теплосеть»

Александров В.В. _______________(_________________________)
М.П. М.П.

ДОГОВОР

на оказание услуг по теплоснабжению №____

с. Зудилово « » 201 г

Закрытое акционерное общество ЗАО «Санаторий Сосновый бор», именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице генерального директора Тарабаева Николая Иосифовича, действующего на основании Устава с одной стороны, и потребитель тепловой энергии _____________________________________________________ именуемый в дальнейшем «Абонент», в лице _________________________________

с другой стороны, заключили настоящий договор на оказание услуг по теплоснабжению.

Стороны обязуются руководствоваться нормами Гражданского Кодекса Российской Федерации, настоящим договором, а также другими нормативно-правовыми актами

1. Предмет договора.

Предметом настоящего договора является отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде. Исполнитель обязуется отпустить тепловую энергию, а Абонент обязуется принять и оплатить потребленную тепловую энергию на условиях, предусмотренных настоящим договором.

2. Права и обязанности сторон.

2.1 . Исполнитель обязан:

2.1.1.Обеспечить отпуск тепловой энергии, соответствующей по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм, а так же согласно прилагаемого к договору Дополнительного соглашения.

    Отпустить Абоненту тепловую энергию на отопление жилых помещений в течении года в количестве ______ Гкал.

    Количество тепловой энергии отпускается по месяцам по нормативу или по установленным приборам учета по календарным месяцам.

2.1.4. Отпуск тепловой энергии Исполнителем производится в период отопительного сезона. В случае продления отопительного сезона в связи с понижением температуры, Исполнитель имеет право выставить дополнительные счета-фактуры за дополнительно-поставленную тепловую энергию. При этом сторонами оформляется дополнительное соглашение об увеличении объема отпускаемой тепловой энергии и изменении цены договора

2.1.5. При отклонении качества услуг от установленного договором, составляется акт фиксирующий снижение качества (в день нарушения и по заявлению абонента). Акт составляется представителями Исполнителя и Абонента. Перерасчет оплаты не допускается если перерыв в предоставлении услуг связан с угрозой жизни и здоровья граждан вследствие непреодолимой силы и по вине Абонента.

2.1.6. Исполнитель устраняет неисправности и аварии после их обнаружения в технически и технологически возможный срок своими силами, за исключением стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, независящими от исполнителя.

2.1.7. Границей ответственности за состояние и обслуживание тепловых сетей является точка подключения тепловой сети абонента и магистраль Исполнителя. Установка

Абонентом на собственной теплосети дополнительной запорной арматуры, зоны ответственности не меняет.

Исполнитель в необходимых случаях может проводить обслуживание и ремонт теплосетей, коммуникаций абонента по разовому договору.

2.2. Исполнитель имеет право:

2.2.1. Прекращать отпуск тепловой энергии полностью или частично после предупреждения Абонента в следующих случаях:

а) за неоплату (полностью или частично) или несвоевременную оплату счетов теплоснабжающей организации в установленные договором сроки;

б) за самовольную врезку источников теплопотребления к сети теплоснабжающей организации или увеличение мощности сверх объемов, обусловленных договором;

г) за неудовлетворительное состояние энергоисточников Абонента, угрожающих аварией и создающих угрозу жизни обслуживающему персоналу;

д) за недопуск должностного лица теплоснабжающей организации к энергоустановкам потребителя или приборам учета;

е) по указанию государственного энергетического надзора за невыполнение предписаний инспектора по энергетическому надзору.

2.3. Абонент обязан:

    Использовать теплоноситель в системах отопления по прямому назначению, а именно не допускать расхода и утечки сетевой воды.

    Учет отпускаемой тепловой энергии может производиться на основании показаний приборов учета, установленного на тепловом вводе Абонента. При этом Абонент обязан ежегодно производить проверку и пломбирование прибора специализированной организацией.

    Производить ежегодно ремонт и наладку оборудования запорной арматуры и местных сетей, включая ремонт теплокамеры на тепловом вводе, под контролем Исполнителя в период с 15.05 по 15.08.

    Абонент обязан допускать представителей Исполнителя для устранения аварии, отключения от сети пользования (если Абонентом нарушается пункт 3.2. договора), осмотра оборудования, приборов учета и контроля.

    Выполнять мероприятия по утеплению помещений согласно действующих норм и правил.

    Соблюдать требования техники безопасности при пользовании услугами Исполнителя.

    В случае сбоя работы теплового счетчика Потребитель обязан:

Поставить в известность специализированную организацию, устанавливающую тепловой счетчик.

    Поставить в известность Исполнителя в день нарушения работы теплового счетчика.

    Произвести обнуление счетчика в присутствии представителей организации устанавливающих
    тепловой счетчик и представителей Исполнителя.

    Составить акт повторного ввода в эксплуатацию теплового счетчика.

3. Цена и порядок расчетов.

3.1. За отпущенную тепловую энергию Абонент производит оплату Исполнителю согласно действующего тарифа на тепловую энергию, установленные органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулировании тарифов. В случае изменения тарифов на энергию, измененные тарифы принимаются для расчетов с момента введения новых тарифов. При этом сторонами оформляется дополнительное соглашение об изменении цены договора.

3.1.1. Оплата за тепловую энергию производится путем перечисления на расчетный счет Исполнителя или в кассу Исполнителя.

    Абонент вносит платеж в размере 100% стоимости потребленной тепловой энергии до 10 числа месяца, следующего за расчетным на основании полученного счета-фактуры. В случае если Абонентом произведена переплата фактического потребления, то она засчитывается в счет оплаты потребления следующего расчетного периода.

    За неуплату теплоснабжения по истечении 10 дней после получения счет- фактуры вводится пеня в размере 0,1 % от суммы платежа за каждый просроченный день. В случае неоплаты в течение двух расчетных периодов, одновременно с пеней Исполнитель вправе ограничить подачу тепла до уровня технологической брони, либо произвести отключение Абонента (Постановление Правительства РФ №1 от 05.01.98 г.). Исполнитель имеет право выставить платежное требование на оплату услуг теплоснабжения на любой известный ей счет Абонента.

3.4. Оплата за отпущенную энергию (п.2.1.3. п.2.1.4.) производится в течение 6 месяцев кроме случаев, предусмотренных в п. 2.3.2 настоящего договора.

3.5. В случае сбоя работы теплового счетчика, Исполнитель производит расчет согласно объема отапливаемого помещения.

4. Ответственность сторон.

4.1. В случае не выполнения Абонентом пунктов договора 2.3.4., 2.3.6., Исполнитель производит ремонт сам с последующей оплатой Абонентом согласно сметной стоимости выполненных работ.

4.2. В случае расхода сетевой воды Исполнитель имеет право применить штрафные санкции в размере 1 МРОТ за каждый источник расхода, находящийся без опломбирования.

5. Порядок разрешения споров.

5.1. Стороны разрешают споры и разногласия по исполнению Договора путем переговоров, учитывая взаимные интересы сторон. При не достижении соглашения между сторонами, споры разрешаются в Арбитражном суде Алтайского края.

6. Заключительные положения

6.1. Настоящий договор заключается на срок до 31 декабря 2011 года и вступает в силу со дня его подписания и считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания действия договора не последует заявления от одной из сторон об отказе от настоящего договора или его пересмотра.

6.2. Договор составлен в двух экземплярах, оба экземпляра идентичны и имеют одинаковую юридическую силу. У каждой из сторон находится по одному экземпляру настоящего договора.

7. Юридические адреса и реквизиты сторон:

ИСПОЛНИТЕЛЬ:

ЗАО «Санаторий Сосновый бор»

_______________________

Алтайский край, Первомайский район

_______________________

С.Зудилово, улица Шукшина, 58а

_______________________

ИНН 2263000950

_______________________

КПП 226301001

_______________________

Р/С 40702810302630000127

_______________________

К/С 30101810200000000604

_______________________

Отделение № 8644 Сбербанка России г.Барнаул

_______________________

Подписи и печати сторон

Исполнитель:

Генеральный директор

Представленные на сайте комментарии юристов носят ознакомительный характер. В них могут отсутствовать конкретные ответы на интересующие вас вопросы. С момента публикации могло измениться законодательство и поэтому комментарии могли перестать быть актуальными.

Свяжитесь с нами - для получения консультаций по действующему законодательству, проведения экспертизы вашей ситуации, разработки проектов необходимых юридических документов, защиты ваших интересов в арбитражном суде или иной юридической помощи.

Контакты размещены в правом верхнем углу сайта и на странице «Контакты ».

Мы оказываем юридические услуги только компаниям.

Что такое теплоснабжение и каковы субъекты теплоснабжения?

Теплоснабжение – это обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.

Тепловая энергия – это энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление).

Субъектами теплоснабжения являются потребитель тепловой энергии, теплоснабжающая организация, теплосетевая организация, единая теплоснабжающая организация.

Единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее - единая теплоснабжающая организация) - теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

Теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии.

Что такое Единая теплоснабжающая организация?

Единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее - единая теплоснабжающая организация) – это теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения.

К полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, относятся утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, а также городов федерального значения, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.

В системе теплоснабжения определенная схемой теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения.

Единая теплоснабжающая организация обязана заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.

Единая теплоснабжающая организация обязана заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче.

Договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации.

Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему технических условий подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства.

Отношения теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии

Потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

Потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения.

Определенная схемой теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения.

Лицо, владеющее на праве собственности источниками тепловой энергии, имеет право заключать долгосрочные договоры теплоснабжения с потребителями.

Лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии, имеет право заключать договоры теплоснабжения с потребителями в случаях, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.

Каковы существенные условия договора теплоснабжения?

Договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (далее - технические условия).

Условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Договор теплоснабжения должен содержать следующие существенные условия:

    договорный объем тепловой энергии и (или) теплоносителя, поставляемый теплоснабжающей организацией и приобретаемый потребителем;

    величина тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии с указанием тепловой нагрузки по каждому объекту и видам теплопотребления (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), а также параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;

    сведения об уполномоченных должностных лицах сторон, ответственных за выполнение условий договора;

    ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя, конденсата;

    ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором;

    обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, иными обязательными требованиями по обеспечению надежности теплоснабжения и требованиями настоящих Правил, а также соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии;

    порядок расчетов по договору;

    порядок осуществления учета потребляемой тепловой энергии и (или) теплоносителя;

    объем тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета;

    объем (величина) допустимого ограничения теплоснабжения по каждому виду на-грузок (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение).

К договору теплоснабжения прилагаются акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Условия договора теплоснабжения не должны противоречить документам на подключение теплопотребляющих установок потребителя.

Какие документы необходимы для заключения договора теплоснабжения?

Для заключения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией заявитель направляет единой теплоснабжающей организации заявку на заключение договора теплоснабжения, содержащую следующие сведения:

    полное наименование организации (фамилия, имя, отчество) заявителя;

    место нахождения организации (место жительства физического лица);

    место нахождения теплопотребляющих установок и место их подключения к системе теплоснабжения (тепловой ввод);

    тепловая нагрузка теплопотребляющих установок по каждой теплопотребляющей установке и видам тепловой нагрузки (отопление, кондиционирование, вентиляция, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), подтвержденная технической или проектной документацией;

    договорный объем потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя в течение срока действия договора или в течение 1-го года действия договора, если договор заключается на срок более 1 года;

    срок действия договора;

    сведения о предполагаемом режиме потребления тепловой энергии;

    сведения об уполномоченных должностных лицах заявителя, ответственных за выполнение условий договора (за исключением граждан-потребителей);

    расчет объема тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета, подтвержденный технической или проектной документацией;

    банковские реквизиты;

    сведения об имеющихся приборах учета тепловой энергии, теплоносителя и их технические характеристики.

К заявке на заключение договора теплоснабжения прилагаются следующие документы:

    удостоверенные в установленном порядке копии правоустанавливающих документов (в том числе свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним), подтверждающих право собственности и (или) иное законное право потребителя в отношении объектов недвижимости (здания, строения, сооружения), в которых расположены теплопотребляющие установки (при наличии);

    договор управления многоквартирным домом (для управляющих организаций);

    устав товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

    документы, подтверждающие подключение теплопотребляющих установок заявителя к системе теплоснабжения;

    разрешение на ввод в эксплуатацию (в отношении объектов капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки (для теплопотребляющих установок с тепловой нагрузкой 0,05 Гкал/час и более, не являющихся объектами капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), выданное органом государственного энергетического надзора;

    акты готовности таких теплопотребляющих установок к отопительному периоду, составленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Отметим, что в качестве документов, подтверждающих подключение теплопотребляющих установок заявителя в установленном порядке к системе теплоснабжения, используются выданные акты о подключении, присоединении, технические условия с отметкой об их исполнении, наряды-допуски теплоснабжающих организаций.

Какова процедура заключения договора теплоснабжения?

Для заключения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией заявитель направляет единой теплоснабжающей организации заявку на заключение договора теплоснабжения.

В случае отсутствия в заявке сведений или документов, необходимых для заключения договора теплоснабжения, единая теплоснабжающая организация обязана в течение 3 рабочих дней со дня получения таких документов направить заявителю предложение о представлении недостающих сведений и (или) документов. Необходимые сведения и документы должны быть представлены в течение 10 рабочих дней. Датой поступления заявки считается дата представления сведений и документов в полном объеме.

Единая теплоснабжающая организация обязана в течение 10 рабочих дней с момента получения надлежаще оформленной заявки и необходимых документов направить заявителю 2 экземпляра подписанного проекта договора.

Заявитель в течение 10 рабочих дней со дня поступления проекта договора обязан подписать договор и 1 экземпляр договора направить единой теплоснабжающей организации.

В случае непредставления заявителем сведений или документов, необходимых для заключения договора теплоснабжения, или несоответствия заявки условиям подключения к тепловым сетям единая теплоснабжающая организация обязана по истечении 30 дней со дня направления заявителю предложения о представлении необходимых сведений и документов в письменной форме уведомить заявителя об отказе в заключении договора теплоснабжения с указанием причин такого отказа.

Договор теплоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении либо о заключении договора на иных условиях.

Как определяется стоимость тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя для юридических лиц?

Следует отметить, что оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных законодательством.

Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, могут устанавливаться органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного тарифа.

Тарифы на теплоноситель устанавливаются органом регулирования в виде одноставочного тарифа.

Тарифы на тепловую энергию (мощность), тариф на теплоноситель могут быть диф-ференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности пере-дачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены основами ценообразования в сфере теплоснабжения.

Установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), тепло-носителя, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории потребителей, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, за исключением потребителей, которые заключили:

    договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя по ценам, определенным соглашением сторон в отношении объема та-ких поставок;

    долгосрочные договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя с применением долгосрочных тарифов в отношении объема таких поставок.

Потребители оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и (или) по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении", за потребленный объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в следующем порядке, если иное не установлено договором теплоснабжения:

    35 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца, и 50 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до истечения последнего числа текущего месяца;

    оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя за истекший месяц меньше договорного объема, определенного договором теплоснабжения, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц.

Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, поставляемых по договорам теплоснабжения, договорам теплоснабжения и поставки горячей воды, договорам поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, заключенным с едиными теплоснабжающими организациями. При установлении данных критериев Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения данными потребителями тепловой энергии, теплоснабжающими организациями обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя. При этом не возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя у потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, не имеющих неисполненных обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.

В каких случаях происходит ограничение потребления электроэнергии?

Ограничение и прекращение подачи тепловой энергии потребителям может вводиться в следующих случаях:

    неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором, а также нарушение условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок;

    прекращение обязательств сторон по договору теплоснабжения;

    выявление фактов бездоговорного потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;

    возникновение (угроза возникновения) аварийных ситуаций в системе теплоснабжения;

    наличие обращения потребителя о введении ограничения;

    иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором теплоснабжения.

Бездоговорное потребление тепловой энергии – это потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных (технологически присоединенных) к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения), либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем.

Порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии определяется договором теплоснабжения с учетом положений законодательства.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 23 мая 2014 г. N Д28и-787 Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ) и сообщает. Согласно пункту 8 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в том числе в случае оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ. При этом в соответствии со статьей 3 Закона N 44-ФЗ участником закупки является любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Дополнительных требований к организациям, оказывающим услуги по теплоснабжению, нормами Закона N 44-ФЗ не установлено. Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, устанавливает Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее — Закон N 190-ФЗ). Статьей 2 Закона N 190-ФЗ определены основные понятия указанного закона, в том числе: теплоснабжающая организация (организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии); теплосетевая организация (организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии); единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления). При этом согласно части 3 статьи 15 Закона N 190-ФЗ единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения. Таким образом, заключение контракта на услуги по теплоснабжению, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, должно осуществляться заказчиком с учетом норм действующего законодательства Российской Федерации. Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Об осуществлении закупки услуг по теплоснабжению



Просмотров