Изменение концессионного соглашения по соглашению сторон. Срок концессионного соглашения: значение и методы определения

Для эффективной работы бытовых отопительных установок и оптимизации процесса горения твердого топлива, воздух в камеру сжигания стали подавать принудительно с помощью вентилятора – нагнетателя. Еще более рациональное решение – использовать дымосос для твердотопливного котла или оба способа одновременно.

Что дает внедрение тягового вентилятора?

В действительности эти технические решения далеко не новы. В промышленных теплосиловых установках давно используются тяговые и дутьевые машины. Ведь при больших объемах сжигаемого топлива эффективность этого процесса играет огромную роль. Можно сказать, что дымососы для бытовых твердотопливных котлов перекочевали туда из промышленного оборудования относительно недавно, это связано с массовым повышением спроса на этот вид отопителей. Применение вентилятора тяги в котлах на твердом топливе дает следующие преимущества:

  • Повышение эффективности работы агрегата в целом благодаря управляемому сжиганию топлива.
  • Более точная регулировка температуры теплоносителя за счет регулирования интенсивности горения.
  • Возможность устойчивой работы отопительной установки в условиях, когда имеется плохая тяга дымохода.
  • Исключение попадания дыма в помещение топочной при открывании любой дверцы топки.

В отличие от дутьевых машин дымососы для бытовых котлов располагаются не в начале газовоздушного тракта, а в его конце, сразу перед дымоходной трубой. Они представляют собой вентилятор, рабочая часть которого защищена от воздействия высокой температуры (до 250ºС) и мелких летучих включений, содержащихся в продуктах горения.

По предназначению тяговые машины схожи с дутьевыми, отличие в том, что первые обеспечивают разрежение в топке, оно требуется для нормального функционирования любого твердотопливного агрегата и составляет порядка 16-25 Па для различных модификаций. Дутьевые же вентиляторы создают в топке повышенное давление, а разрежение должен создать . По разным причинам это не всегда возможно, а устройство новой трубы для выброса продуктов сжигания может оказаться делом весьма затратным.

Также существенные удобства создает действие тяговой машины для подкладывания дров в топку «на ходу». Обычно это действие сопровождается открыванием главной дверцы и выбросом части продуктов горения в помещение. Дымосос, создающий разрежение во всем газовоздушном тракте, ограждает от выделения и скапливания дыма в топочной при открытой дверце камеры сгорания.

По этой причине ведущий немецкий производитель теплосилового оборудования BUDERUS во всех своих теплогенераторах, сжигающих твердое топливо, устанавливает именно дымососы, а не нагнетатели.

Виды дымососов

Если в вашем доме построена дымоходная шахта, тяги которой недостаточно для функционирования нового отопительного агрегата, то эту задачу поможет решить простейший дымосос для котла. Вовсе не обязательно сразу приобретать электромеханические аппараты, бывает достаточно установить на конец трубы специальный дефлектор, создающий дополнительную естественную тягу. Но когда все подобные варианты испробованы, можно приобрести и установить одно из предлагаемых устройств:

  • вентилятор – усилитель естественной тяги;
  • проточный дымосос;
  • центробежная тяговая машина.

Усилитель тяги – это устройство, снабженное осевым вентилятором, ставится оно на конец вытяжной шахты или трубы. Производительность устройства можно регулировать вручную с помощью блока управления на тиристорах.

Проточные дымососы для котлов устанавливаются сразу на выходном патрубке агрегата и тоже служат для увеличения силы тяги. Конструкция аппарата такова, что внутри дымового канала находится только рабочее колесо, не перекрывающее его сечение. Электродвигатель и прочие элементы находятся снаружи, что позволяет включать устройство когда это необходимо, а в остальное время шахта может успешно удалять дым с помощью естественной тяги. Управлять включением и производительностью аппарата можно как в ручном режиме, так и в автоматическом, присоединив его к автоматике котельной установки.

В действительности этот вид дымососов не всегда может служить как полноценный тяговый агрегат, а только лишь как усилитель вытяжки. Причина – недостаточно высокое давление, развиваемое рабочим колесом аппарата в силу своей конструкции. Чтобы получить хороший результат, на лучше поставить дымосос центробежного типа. При этом управление всеми функциями аппарата следует завязать на электронный блок теплогенератора, тогда работа всех элементов системы будет согласованной. Кроме того, центробежные вентиляторы способны не только создавать разрежение в камере сгорания, но и развивать высокое давление, что заставит действовать любой дымоход.

В отопительных агрегатах большой мощности используется принудительная тягово-дутьевая схема с двумя вентиляторами, это идеальный вариант. Но реализация подобной схемы связана с определенными сложностями, так как для сбалансированной работы системы требуется произвести расчет дымососа и нагнетателя, количества воздуха для горения и сопротивления всего газовоздушного тракта, включая вытяжной канал.

Заключение

Дымосос для твердотопливных котлов прямого горения – вариант более предпочтительный, нежели нагнетатель. Другое дело, что приобретение и монтаж аппарата обойдутся вам недешево, особенно если понадобится покупать управляющий контроллер. Поэтому есть смысл рассмотреть более доступные способы улучшить вытяжку, если вопрос заключается только в этом.


А. РУСИНОВА,

аспирантка кафедры коммерческого права юридического факультета СПбГУ

За рубежом давно разработаны и опробованы на практике схемы привлечения частных инвесторов для реализации крупных инфраструктурных и социально значимых проектов в сферах, традиционно контролируемых государством (транспорт, энергетика, коммунальная инфраструктура, здравоохранение, образование и т. д.). Такое сотрудничество государства и частного капитала с целью достижения социально значимых целей называют государственно-частным партнерством (ГЧП) (от англ. public-private partnership, или сокращенно PPP). Основная идея государственно-частного партнерства состоит в том, что частные инвесторы (концессионеры) строят или реконструируют объект, управляют им, получают доход, а по истечении оговоренного срока (обычно достаточно длительного: десять, двадцать, даже пятьдесят лет) передают объект государству (концеденту).

Существует достаточно широкий спектр юридических конструкций, позволяющих осуществлять такое партнерство государства и частного инвестора, но на практике для реализации проектов ГЧП чаще используются концессионные соглашения. Концессия является, пожалуй, наиболее сложной формой государственно-частного партнерства, поскольку предполагает существенные капитальные вложения со стороны частного сектора, а также обязанности концессионера по строительству, реконструкции, техническому переоснащению и управлению соответствующим объектом концессии.

Как правило, концессионные соглашения характеризуются продолжительными сроками действия (в среднем 25 лет). Мировая практика показывает, что срок действия концессионных соглашений в области инфраструктуры, включающий в себя как период строительства (реконструкции) объекта, так и срок его эксплуатации, как правило, довольно продолжителен. Например, в Великобритании, Португалии, Италии и Нидерландах обычный срок дорожной концессии составляет 30 лет, в Испании - 75 (в соответствии с Законом от 30 декабря 1996 г.) и как минимум 15 лет в Финляндии.

Законодательство некоторых стран содержит положения, ограничивающие срок концессионного соглашения определенным количеством лет. Причем дополнительно, помимо общего максимального срока концессионного соглашения, законодательно закрепляются специальные требования к срокам концессионных соглашений в конкретных секторах экономики.

Российский законодатель пошел другим путем - Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессионных соглашениях) не содержит конкретных требований к максимальному сроку концессионного соглашения: ст. 6 предусматривает, что «срок действия концессионного соглашения устанавливается концессионным соглашением с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и срока окупаемости таких инвестиций, других обязательств концессионера по концессионному соглашению». Таким образом, максимальный срок концессионного соглашения российским законом не устанавливается, так что срок действия концессии должен определяться в конкретном концессионном соглашении.

Правильность расчета продолжительности концессионного соглашения играет важную роль в том, насколько удачно будет реализован проект. Срок концессионного соглашения должен быть экономически обоснован.

Стороны концессионного соглашения часто не в состоянии заранее определить будущую «загруженность» объекта концессионного соглашения и, следовательно, срок окупаемости всего проекта. Чем короче устанавливается срок концессионного соглашения в сфере инфраструктуры, тем выше риск концессионера не окупить полностью вложенные инвестиции или не выполнить свои обязательства в полном объеме. В этом случае инвестор будет вынужден повысить плату для населения, что происходило довольно часто с концессиями в сфере телекоммуникации и поставки электроэнергии, где срок концессии устанавливался от 4 до 15 лет.

В связи с этим на практике возможны два выхода из ситуации:

1) установление более высокой платы для пользователей объектом концессии (например, платы за проезд по автодороге или туннелю, плата за электроэнергию или услуги связи);

2) более высокий объем государственных субсидий в проект.

И тот, и другой вариант ведет к снижению положительного социально-экономического эффекта от реализации проекта.

При определении срока концессионного соглашения большое значение имеет не только объем инвестиций, но и их природа, а также возможность их альтернативного использования. Например, если речь идет о таком виде транспортных концессий, как автобусные концессии, то после окончания срока одного концессионного соглашения компания-концессионер может использовать те же автобусы в другом месте и в каких-то иных целях. Если концедент регулярно проводит конкурсы для заключения подобных концессионных соглашений на организацию автобусного движения для перевозки населения, то компании-концессионеры знают, что, когда одно соглашение заканчивается, они могут участвовать в конкурсе на заключение другого концессионного соглашения. Таким образом, если концессионер может легко перемещать свои основные средства, то нет необходимости в длительных сроках концессии. То же самое относится и к иным концессиям, связанным с оказанием услуг населению (в сфере телекоммуникации, уборки мусора и т. п.).

Или, например, когда в концессию передается готовый объект, не требующий от концессионера больших капитальных вложений (например, закончился срок первоначального концессионного соглашения, объект уже создан/реконструирован и теперь от концессионера требуется только грамотный менеджмент), срок концессионного соглашения также может быть непродолжительным.

Значение правильного определения срока концессионного соглашения можно проиллюстрировать на примере того, как срок концессии соотносится с размером платы для потребителей за пользование объектом концессии. Так, концедент при заключении концессионного соглашения может выбрать один из двух вариантов поведения:

1) установить в конкурсном предложении конкретный срок концессионного соглашения и выбрать того концессионера, который предложит наиболее низкие ставки тарифов для пользователей объектом концессионного соглашения;

2) установить в конкурсном предложении максимальные ставки тарифов для пользователей объектом концессионного соглашения и выбрать того концессионера, который предложил наиболее короткий срок концессионного соглашения.

На первый взгляд предложенные варианты одинаково выгодны для сторон, однако последствия, возникающие в каждом случае, будут разными.

Рассмотрим, например, строительство дорог. Когда концедент устанавливает максимальный срок концессии и потенциальные концессионеры конкурируют в сфере ставок платы за проезд, государство обычно не учитывает специфику каждого отдельного проекта. Конкурсанты предлагают тарифные ставки, достаточные для того, чтобы покрыть свои расходы и получить прибыль за указанный концедентом период. Данная практика приводит к тому, что на дорогах с высоким транспортным потоком устанавливаются более низкие тарифы, чем на дорогах с низким транспортным потоком, что приводит к еще большей перегруженности дорог с высоким транспортным потоком и недостаточной загруженности дорог с низким транспортным потоком. В качестве примера можно привести три дорожные концессии в Буэнос-Айресе, где при одинаковом сроке концессий проекты продемонстрировали различные экономические показатели. В результате стоимость проезда за километр трассы оказалась различной (см. таблицу).

Как видно из таблицы, трасса Acceso Ricchieri имеет лучшее соотношение технико-экономических показателей. Если сравнить технико-экономические показатели трасс Acceso Ricchieri и Acceso Oeste, то при одинаковом сроке концессии, практически одинаковой транспортной нагрузке, но при тарифе на трассе Acceso Ricchieri в 1,66 раза меньше, чем на трассе Acceso Oeste, объем инвестиций у Acceso Ricchieri почти в 1,5 раза меньше, чем у Acceso Oeste.

Тариф на трассе Acceso Norte меньше тарифа на трассе Acceso Ricchieri в 1,2 раза. При этом трасса Acceso Norte длиннее трассы Acceso Ricchieri в 2 раза, что логически подразумевает и соответственно больший объем инвестиций на ее строительство (в 2 раза). Однако фактический объем инвестиций Acceso Norte превышает Acceso Ricchieri не в 2, а почти в 3 раза.

Таким образом, при одинаковом сроке концессии концессия трассы Acceso Ricchieri оказалась более эффективной, чем концессии трасс Acceso Norte и Acceso Oeste. В результате грамотного применения принципов логистики были созданы оптимальные условия для успешной реализации концессии.

Когда концедент в конкурсной документации устанавливает максимальные тарифные ставки, а потенциальные концессионеры стремятся предложить наиболее короткий срок концессионного соглашения, то концедент имеет возможность напрямую влиять на процесс формирования тарифов. Например, если ожидается, что в результате реализации проекта возрастет стоимость близлежащих земельных участков, государство может увеличить ставку земельного налога на эти земли и понизить ставки тарифов за пользование объектом концессии. Таким образом, государство уменьшает нагрузку на пользователей объектом концессии, поскольку фактически они оказываются не единственными, кто платит за инфраструктуру.

Однако на практике концессионер, предложивший наиболее короткий срок концессионного соглашения, на самом деле может изначально рассчитывать на последующий пересмотр сроков концессионного соглашения и иных его условий. Концессионеры часто оказываются склонны при пересмотре условий концессионного соглашения завышать свои расходы и преуменьшать доходы, рассчитывая помимо продления срока концессии получить компенсацию от государства или увеличить тарифы для пользователей. Таким образом, на практике пересмотр сроков концессионного соглашения может привести к дополнительным проблемам.

В связи с этим стоит упомянуть метод определения срока концессионного соглашения, когда срок концессии не устанавливается в соглашении, а зависит от фактической окупаемости проекта, т. е. в концессионном соглашении отсутствует конкретная дата окончания соглашения. Концедент устанавливает в конкурсных условиях тариф для конечных пользователей, а потенциальные концессионеры в своих конкурсных предложениях указывают сумму окупаемости проекта. Победившая компания реализует проект в соответствии со своим конкурсным предложением, не имея при этом возможности повышать тарифы (что хорошо для потребителей), а срок концессии заканчивается, когда прибыль концессионера достигает указанной в конкурсном предложении суммы. Данный метод определения срока концессии позволяет компании сократить риски, связанные с тем, что трудно заранее рассчитать загруженность объекта концессии (например, величину транспортного потока для автодороги), а также мотивирует концессионера сокращать свои расходы, так как он не имеет возможности повышать тарифы. Изменяющийся срок концессионного соглашения, привязанный к конкретным объективным финансовым показателям проекта, позволяет как оптимизировать риски концессионера, так и избежать проблем, связанных с необходимостью изменения срока концессионного соглашения путем проведения переговоров с инвестором (проявления коррупции, попытки любой из сторон пересмотреть иные условия концессионного соглашения).

Как было сказано выше, продление срока концессионного соглашения не всегда желательно, поэтому так важно изначально правильно определить временные рамки концессии. Однако в практике многих стран предусмотрена возможность однократного или многократного продления срока концессионного соглашения. Некоторые законы позволяют сторонам продлевать срок концессии, в случае если доходы от использования объекта концессии оказываются недостаточными для покрытия расходов концессионера. Например, в Колумбии и Чили стороны вправе изменять срок концессии путем переговоров, если условия концессии существенно изменились. То есть такая возможность обычно предоставляется только при наличии исключительных обстоятельств.

Обычно перечень таких обстоятельств закрепляется в самом законе или в концессионном соглашении. В частности, продление срока концессионного предложения может быть предусмотрено при наличии следующих обстоятельств:

· задержка в завершении или приостановление эксплуатации в результате обстоятельств вне сферы разумного контроля любой из сторон;

· приостановление проекта в результате действий государственных органов;

· повышение издержек в результате требований заказчика (концедента), первоначально не предусмотренных в концессионном договоре, если концессионер не смог бы возместить эти издержки без такого продления.

Наличие в Законе о концессионных соглашениях конкретного круга обстоятельств, при которых возможно изменение срока концессионного соглашения, способствовало бы большей уверенности инвестора в том, что он сможет получить прибыль от своих инвестиций.

Если первые два из указанных выше оснований продления срока концессионного соглашения, находят свое регулирование в российском законодательстве (их можно отнести к обстоятельствам непреодолимой силы в соответствии с ч. 3 ст. 401 ГК РФ), то третье основание в законодательстве отсутствует. Мы считаем, что в Законе о концессионных соглашениях или в конкретных концессионных соглашениях за концессионером должно быть закреплено право: в случае возникновения у него в результате действий концедента расходов, не предусмотренных концессионным соглашением, требовать либо возмещения этих расходов концедентом, либо продления срока действия концессионного соглашения на срок, необходимый для покрытия данных расходов.

Таким образом, правильное определение срока концессионного соглашения является одним из основных условий успешной реализации концессионного проекта, так как является важнейшим фактором, влияющим на условия финансирования проекта и на цены за услуги, предоставляемые концессионером. Срок концессионного соглашения должен устанавливаться с учетом объема инвестиций, их характера, а также рисков, которые несет концессионер; должен быть достаточен для возврата вложенных концессионером средств, без ущемления интересов потребителей и общества в целом. Очень серьезно следует подходить и к вопросу продления срока концессии, чтобы избежать возможных проблем, связанных с пересмотром условий концессионного соглашения.

Библиография

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 30 (ч. II). Ст. 3126.

2 Price Waterhouse, 1997. Informes sobre las concesiones de carreteras en Argentina, Colombia, Chile y Uruguay. Mimeo, Inter-American Development Bank, January.

3 Данный метод встречается в мировой практике довольно редко (пожалуй, только в странах Латинской Америки). В концессионной практике в связи с данным методом применяется термин «эндогенный срок концессии» (endogenous period concessions).

4 Руководство ЮНСИТРАЛ для законодательных органов по проектам в области проектов инфраструктуры, финансируемых из частных источников (The UNCITRAL Legislative Guide on Privately Financed Infrastructure Projects) - United Nations, New York, 2001. Типовое положение 43.

Савинова О.Н., аспирантка кафедры гражданского права и процесса

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. "О концессионных соглашениях " (1) (далее - Закон о концессиях) ввел в правовое поле России договор, доселе неизвестный российскому законодательству. Речь идет о концессионном соглашении , которое является альтернативным способом, применяемым государством для развития тех или иных отраслей хозяйственной деятельности (2). Соответственно в настоящий момент исследование любых вопросов, связанных с концессионным соглашением , в том числе его изменением и прекращением, становится особенно актуальным.

Анализ соответствующих норм Закона о концессиях позволяет сделать вывод о том, что основания изменения и прекращения концессионного соглашения носят гражданско-правовой характер. Это следует из положений ст. 20 данного законодательного акта, в которой, в том числе предусмотрены дополнительные гарантии концессионеру при неблагоприятном для него изменении законодательства, что, в первую очередь, направлено на обеспечение баланса имущественных интересов участников концессионного соглашения , что также не чуждо гражданскому праву.

Однако, с позиции автора, необходимо учитывать, что российский законодатель предусмотрел возможность использования лишь инфраструктурных концессий , особенностью которых является удовлетворение общественного интереса. В подобных правоотношениях указанный общественный интерес традиционно имеет приоритет над частным интересом, в данном случае над интересом концессионера .

В силу вышеизложенного неизбежно возникает вопрос о возможности изменения концедентом условий концессионного соглашения , а также прекращения такого соглашения в одностороннем порядке в случае общественной необходимости (3).

Так, один из вариантов проекта Закона о концессиях предусматривал, что концедент вправе в одностороннем порядке изменить условия концессионного соглашения или отказаться от его исполнения, если этого требуют интересы общества и государства, в частности, в случае нарушения концессионером условий концессионного соглашения , предусматривающих обязательства концессионера по обеспечению граждан электрической и тепловой энергией, газом, водой, теплом, оказанию услуг общественного транспорта, осуществлению иной обеспечивающей нормальную жизнедеятельность граждан деятельности.

Доктрина также излагает точку зрения преимущественно в поддержку допустимости одностороннего изменения условий концессионного соглашения в случае общественной необходимости. В частности, В.Г. Варнавский, придерживается позиции, согласно которой есть высшие интересы общества, стоящие над интересами частного лица (и, соответственно, над гражданско-правовыми нормами концессионного договора), и если реальное функционирование концессионного предприятия в рамках заключенного концессионного договора вступает в противоречие с общественными интересами, концедент вправе изменить в одностороннем порядке и без согласования с концессионером положения концессионного договора и потребовать от концессионера их обязательного выполнения. Соответствующее право концедента, по мнению указанного автора, должно быть закреплено в российском Законе о концессиях (4).

Обращаясь к зарубежной практике, заметим, что рассматриваемое право концедента закреплено в соответствующих законах о концессиях во многих странах. Так, в частности, в Законе о концессиях 1998 г. Коста-Рика предусмотрено, что изменение или прекращение концессии наступает "при наличии причин, преследующих общественный интерес" (5). В Молдове концедент также может в одностороннем порядке изменить условия концессионного договора при появлении обстоятельств, отличных от тех, которые были предусмотрены при предоставлении концессии (6).

С позиции автора интересы общества действительно требуют охраны и защиты, в том числе со стороны концедента. Однако, полагаем, что реализация права требования концедента на изменение условий концессионного соглашения или его прекращение по мотиву защиты общественного интереса должна происходить не в императивном порядке, а в соответствии с общими нормами гражданского законодательства. На наш взгляд, возможность реализации указанного права вытекает из общих норм гражданского законодательства, а именно подпадает под признаки существенного изменения обстоятельств, которое согласно п. 1 ст. 451 ГК РФ является основанием для изменения и прекращения договора.

Полагаем, что на практике процедура изменения условий концессионного соглашения по инициативе концедента должна быть прозрачна, и не подрывать интерес концессионера в эффективной реализации концессионного соглашения . Так, по мнению автора, содержанием указанной процедуры должны быть следующие действия сторон:

  • экономическая оценка определенных условий концессионного соглашения концедентом, как не удовлетворяющих общественному интересу. Например, в силу снижения экономического роста определенного региона снижение среднего показателя уровня заработной платы, соответственно снижение фактической платежеспособности населения, что может привести к невозможности реализации концессионного соглашения , в частности, в жилищно-коммунальном хозяйстве , по установленным ранее тарифам;
  • экономико-правовое обоснование необходимости изменения соответствующих условий концессионного соглашения , которое должно быть направлено концессионеру не позднее строго установленного срока. В сущности, сроки также должны быть экономически обоснованы. Оптимальным, на наш взгляд, будет такой срок, который позволит концессионеру оценить изменившуюся экономическую обстановку в соответствии с показателями, предоставленными концедентом; подготовить соответствующий план (график) внесения изменений в работу концессионного предприятия; разработать новые, учитывающие общественный интерес, тарифы и иные условия концессии , которые необходимо изменить, если они уже не предоставлены концедентом; надлежащим образом известить заинтересованных лиц об изменениях в работе концессионного предприятия;
  • непосредственное внесение изменений в концессионное соглашение или составление дополнительного соглашения, которое является неотъемлемой частью концессионного соглашения в соответствии с п. 1 ст. 452 ГК РФ;
  • сроки и порядок возмещения концедентом концессионеру убытков, вызванных односторонним изменением концессионного соглашения . Убытки, включая упущенную выгоду, должны быть экономически оценены концессионером , а результаты оценки должны быть представлены концеденту. Концедент не позднее определенного законом срока обязан выплатить соответствующую сумму концессионеру . Указанный срок не будет одинаков для всех сфер концессионной деятельности. Следовательно, он должен быть предусмотрен отраслевыми концессионными законами. Возможно также установление указанного срока и по соглашению сторон с учетом их экономических интересов.

Указанную процедуру с теми или иными корректировками в зависимости от вида концессионного соглашения , на наш взгляд, необходимо включать в соответствующий раздел концессионного соглашения .

При реализации концедентом права требования изменения условий концессионного соглашения или его прекращения с целью обеспечения или защиты общественного интереса необходимо обеспечить баланс имущественных интересов сторон.

За непосредственное закрепление на законодательном уровне принципа неизменности баланса имущественных интересов сторон или экономического равновесия высказываются практически все современные исследователи концессионных отношений (В.Г. Варнавский, Ю.В. Зворыкина, С.А. Сосна и др.).

Несмотря на то, что автор в основу изменения и прекращения концессионного соглашения в случае общественной необходимости ставит гражданско-правовые принципы, обозначенное выше право концессионера на возмещение убытков, возникших в результате такого изменения (прекращения), должно быть гарантировано и соответственно нормативно урегулировано. В связи с этим в ст. 13 Закона о концессиях необходимо прописать: "В случае изменения или прекращения концессионного соглашения по инициативе концедента в виду общественной необходимости концедент обязан возместить концессионеру убытки, вызванные таким изменением или прекращением. Под общественной необходимостью понимается необходимость эффективного обеспечения таких социально значимых интересов общества, надлежащее удовлетворение которых явилось основой заключения концессионного соглашения ".

Здесь необходимо указать, что концессионер в случае несогласия с изменением условий концессионного соглашения или его прекращением по указанному основанию и, соответственно, рассмотрения этого вопроса в судебном порядке, должен оспаривать именно причину инициативы концедента на изменение условий концессионного соглашения - наличие общественного интереса, что повлекло за собой принятие концедентом соответствующего решения. Если же суд найдет, что такие обстоятельства не имеют места или что они недостаточно существенны, он вправе отказать концеденту в изменении условий концессионного соглашения или его прекращении. Если при этом концессионер уже осуществил затраты на исполнение своих новых обязанностей, возникших в результате изменения соглашения, концедент обязан возместить такие затраты в объеме и в порядке, согласованных сторонами или определенных судом.

Рассмотрим один из случаев прекращения концессионного соглашения , в частности, когда одним из оснований прекращения договорных отношений является именно соглашение сторон.

Дело в том, что инфраструктурный характер российской концессии требует обеспечения и охраны интересов не только концессионера и концедента, но и пользователей услуг, оказываемых концессионером по концессионному соглашению . Соответственно, прекращение концессионного соглашения должно пройти для них "безболезненно".

Учитывая российскую действительность, всегда можно предположить, что прекращение концессионного соглашения по соглашению сторон будет противоречить общественным интересам. В таком случае, по мнению автора, у заинтересованных лиц, которые являются носителями такого интереса, всегда есть право обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов. Заинтересованными лицами могут быть, в частности, пользователи работ, услуг концессионного предприятия, прокурор. Суд в подобном случае должен выяснить, каким образом нарушается общественный интерес. Обязанность такого доказывания лежит на заявителе.

Если в ходе исследования материалов дела будет выяснено, что продолжение действия концессионного соглашения на тех же условиях никак не нарушает имущественные интересы кон-цедента и концессионера, но его прекращение нарушает общественный интерес, противоречит ему, то суд должен признать действия концедента и концессионера противоречащими общественному интересу и, соответственно, обязать стороны продолжать правоотношения, основанные на концессионном соглашении .

В связи с этим в Законе о концессиях целесообразно закрепить правило о том, что: "в случае, если прекращение концессионного соглашения по соглашению сторон противоречит общественным интересам, то по заявлению заинтересованного лица (пользователя услуг, прокурора) суд признает действия сторон противоречащими общественному интересу и обязывает их исполнить принятые на себя обязательства до установленного в концессионном соглашении срока". По мнению автора, предлагаемую норму можно включить в п. 6 ст. 13 Закона о концессиях .

В данном случае, с одной стороны, происходит ограничение свободы предпринимательской деятельности, что частично нарушает и основные начала гражданского законодательства. Однако в основе этого лежит требование общественной необходимости, что в подобных отношениях всегда имеет приоритет над частным интересом. Кроме того, указанное является особенностью концессионного правоотношения, сущностью его смешанного характера.

Таким образом, изменение и прекращение концессионного соглашения подчиняется общим нормам гражданского законодательства. Данный факт свидетельствует о стремлении законодателя увеличить гражданско-правовую составляющую концессионного правоотношения по российскому законодательству, что необходимо для привлечения концессионера с целью эффективной реализации концессионных соглашений . Однако, по мнению автора, приоритет общественного интереса над частным в концессионном соглашении необходимо поддерживать и охранять. Поэтому, на наш взгляд, в Законе о концессиях неоправданно отсутствует понятие, раскрывающее содержание общественного интереса, и соответствующие нормы, направленные на его обеспечение.

Применение способствует повышению инвестиционной привлекательности отечественной экономики, качества оказываемых услуг, выполняемых работ и производимой продукции. В рамках договоров осуществляется более эффективное использование ресурсов.

Суть концессионного соглашения

В рамках сделки один участник обязуется реконструировать либо создать недвижимость, право собственности на которую принадлежит либо будет принадлежать другому субъекту. в отношении объекта муниципального имущества предусматривает, что пользователь будет вести деятельность, связанную с эксплуатацией материальных ценностей. При этом собственник обязуется передать права пользования и владения ими на срок, определенный участниками. Концессионное соглашение в отношении объекта муниципального имущества содержит элементы разных договоров. Соответственно, применяются правила ГК о контрактах, компоненты которых присутствуют в документе, если другое не исходит из его содержания или не установлено законом.

Реконструкция

Концессионер по концессионному соглашению принимает на себя обязательства осуществлять определенные мероприятия. Они могут быть направлены на создание либо реконструкцию недвижимости. Например, соглашение может предусматривать такие мероприятия, как:

  1. Переустройство на основе внедрения новой технологии.
  2. Автоматизацию и механизацию производства.
  3. Модернизация и замена физически и морально износившегося оборудования.
  4. Изменение функциональных или технологических свойств объекта либо его отдельных компонентов.
  5. Прочие мероприятия, способствующие улучшению эксплуатационных характеристик основных средств.

Нюансы

Объект соглашения, который подлежит реконструкции, на момент заключения сделки должен быть в собственности и свободным от прав иных лиц. Не допускается передача в залог или отчуждение пользователем принятых им материальных ценностей. Запрещена смена целевого назначения объекта. Пользователь может извлекать доход и выпускать продукцию в процессе эксплуатации основных средств. Они являются его собственностью, если другое не устанавливается в договоре. Риск случайного повреждения или гибели основных средств несет концессионер, если иное не определено соглашением. Договором может возлагаться обязанность застраховать материальные ценности за свой счет.

Состав ОС

Концессионное соглашение в отношении объекта муниципального имущества может предполагать передачу в пользование материальных ценностей, которые формируют единое целое с основным средством либо будут эксплуатироваться по общему назначению для ведения оговоренной участниками сделки деятельности. В таком случае в договор включается их состав и описание, срок и цели использования. В договоре также прописывается порядок их возврата собственнику при прекращении соглашения. В рамках сделки могут устанавливаться дополнительные обязательства для пользователя. Они определяются по обоюдному согласию участников, оформляющих концессионное соглашение. Примеры таких обязанностей: модернизация износившегося оборудования, замена технологических линий, другое улучшение эксплуатационных свойств. приобретенные либо созданные в процессе осуществления деятельности и не являющиеся ОС, переходят в собственность пользователя, если другое не устанавливается в договоре. Исключительные права на продукцию интеллектуального труда, которые получены концессионером за собственные средства в ходе реализации концессионного соглашения, принадлежат другому участнику сделки. Субъекты могут установить и иное правило.

Расходы

Затраты на выполнение обязательств по договорам несут пользователи материальных ценностей. В концессионные соглашения в России часто включается пункт, предполагающий, что часть расходов на реконструкцию/создание ОС может принять на себя собственник. Величина затрат должна в таком случае указываться в объявлении о конкурсе либо в решении о подписании договора (если конкурс не проводится), а также непосредственно в самом контракте.

Регистрация

Переданные пользователю права на эксплуатацию и владение материальными ценностями, предоставленными собственником, являются обременением. Соответственно, они должны быть зарегистрированы в установленном законодательством порядке. Процедура в отношении созданного объекта соглашения выполняется одновременно с госрегистрацией собственности концедента на это имущество.

Категории материальных ценностей

В законодательстве приводится перечень ОС, передача которых может оформляться как концессионное соглашение. Примеры материальных ценностей - сооружения, входящие в состав:

  1. Автомобильных дорог и сетей инженерной коммуникации транспортной инфраструктуры. К последней, в числе остального, относят путепроводы, пропускные пункты, автостоянки, мосты, тоннели и так далее.
  2. Объектов железнодорожного транспорта.
  3. Речных и морских портов, в том числе их гидротехнических сооружений, инженерной и производственной инфраструктур.
  4. Объектов трубопроводного транспорта.
  5. Аэродромов, зданий, предназначенных для посадки, взлета, стоянки, перемещения воздушных судов.
  6. Объектов инженерной и аэропортов.
  7. Гидротехнических сооружений.
  8. Объектов по производству, распределению, передаче тепло- и электроэнергии.
  9. Систем коммунальной инфраструктуры.
  10. Объектов образования, культуры, здравоохранения, спорта и пр.
  11. Метрополитена и иного общественного транспорта.
  12. Объектов, предназначенных для ведения медицинской, туристической, лечебно-профилактической деятельности, организации отдыха.

Дополнительные возможности

Объект соглашения и другое имущество, не находящееся в муниципальной/государственной собственности, могут предназначаться для эксплуатации по общему назначению, ведения оговоренной деятельности и обеспечения единого производственного процесса. В этом случае владелец ОС вправе подписать с пользователем гражданско-правовой договор, определяющий особенности их предоставления. Однако при этом собственник должен связать возникновение обязанностей и прав по нему с отношениями по концессионному соглашению.

Участники сделки

В законодательстве определены следующие стороны концессионного соглашения:

  1. Правительство или орган исполнительной федеральной власти, структура регионального либо местного управления. Указанные институты выступают в качестве собственников (концедентов).
  2. Индивидуальный предприниматель, зарубежная или отечественная коммерческая компания либо 2 и более юрлица, действующие в соответствии с Указанные субъекты являются концессионерами (пользователями).

Законодательство допускает перемену лиц в сделке. Она осуществляется путем уступки либо перевода задолженности с согласия собственника в момент ввода объекта соглашения в эксплуатацию. Пользователь не может передавать свои права по сделке в залог. Переход обязанностей и юридических возможностей концессионера-юрлица при его реорганизации к другому обществу производится при соответствии возникшей организации требованиям, определенным в решении о заключении соглашения.

Период действия

При определении срока, в течение которого концессионное соглашение в отношении объекта муниципального имущества будет иметь силу, учитываются:

  1. Время, необходимое на создание/реконструкцию ОС.
  2. Объем инвестиций для осуществления оговоренной участниками сделки деятельности и период их окупаемости.
  3. Другие обязательства пользователя по договору.

Оплата

Концессионное соглашение в отношении объекта муниципального имущества определяет размер суммы, которую пользователь обязан перечислить в течение срока эксплуатации переданных ему материальных ценностей. Платежи могут устанавливаться как на протяжении всего оговоренного периода, так и отдельных временных промежутков. Величина оплаты, ее форма, правила и сроки внесения определяются участниками сделки. Законодательство предусматривает несколько вариантов погашения денежных обязательств:

  1. Твердая сумма. Она может вноситься единовременно либо периодически в бюджетный фонд соответствующего уровня.
  2. Доля доходов или продукции, полученных пользователем при осуществлении оговоренной в рамках сделки деятельности.
  3. Передача конценденту прав собственности на имущество, принадлежащее концессионеру.

Участники сделки могут устанавливать смешанные формы оплаты.

Права пользователя

Концессионное соглашение в отношении объекта муниципального имущества устанавливает следующие юридические возможности:

  1. Распоряжаться материальными ценностями по правилам, определенным в федеральном законодательстве и договоре.
  2. Выполнять условия концессионного соглашения самостоятельно либо с привлечением сторонних лиц. При этом пользователь будет отвечать за действия сторонних субъектов как за свои.
  3. Использовать безвозмездно по правилам, определенным в договоре, при соблюдении условий конфиденциальности исключительные права на продукты интеллектуального труда, полученные при выполнении условий соглашения за свой счет, в целях ведения оговоренной сторонами деятельности.

Обязанности пользователя

В процессе осуществления деятельности, оговоренной концессионным соглашением, концессионер должен:

  1. Провести в установленные договором сроки реконструкцию или создание ОС и начать его эксплуатацию.
  2. Использовать материальные ценности в целях и по правилам, определенным сделкой.
  3. Вести деятельность, предусмотренную в соглашении, не приостанавливать и не прекращать ее без согласия собственника.
  4. Обеспечить при исполнении договора возможность получения услуг, продукции и работ потребителями.
  5. Предоставлять покупателям/заказчикам льготы, установленные в федеральном законодательстве, иных нормативных актах, в случаях и по правилам, определенным в рамках сделки.
  6. Поддерживать исправное состояние ОС, выполнять текущий и капремонт за свой счет, нести прочие расходы на содержание материальных ценностей, если другое не определено в договоре.

Основные пункты договора

В качестве важнейшего этапа сделки выступает подготовка концессионного соглашения. Она предполагает согласование всех ключевых пунктов договора. Подготовка концессионного соглашения включает в себя, в том числе, определение величины и формы оплаты за эксплуатацию ОС, правила, в соответствии с которыми она будет вноситься. В договоре, кроме этого, должны присутствовать следующие пункты:


Дополнительно

В концессионное соглашение в отношении объекта муниципального имущества могут также включаться пункты о:

  1. Объемах производства при ведении оговоренной в рамках сделки деятельности.
  2. Правилах установления и корректировки тарифов (цен) на исполняемые работы, выпускаемую продукцию, оказываемые услуги, а также надбавок к стоимости при ведении оговоренной деятельности.
  3. Объемах инвестиций в реконструкцию/создание объекта соглашения.
  4. Прочие пункты, не запрещенные законодательством.

Важный момент

Законодательство устанавливает определенный порядок заключения концессионного соглашения. Оно оформляется в рамках проведения конкурса. Документ составляется по типовой форме, включающей обязательные пункты, приведенные выше. Внесение изменений в концессионное соглашение осуществляется по согласию участников. При этом корректировка пунктов, определенных в соответствии с конкурсным предложением, допускается только в исключительных случаях, установленных законодательством. Изменение соглашения может также осуществляться по судебному решению по основаниям, оговоренным в ГК.

Прекращение договора

Оно имеет место в случаях:

  1. Окончания установленного срока.
  2. По согласию участников.
  3. По решению суда.

После прекращения действия соглашения пользователь обязан передать имущество собственнику, если другое не устанавливается договором или законом. Материальные ценности при этом должны пребывать в таком состоянии, которое оговорено в контракте. Возврат имущества осуществляется с оформлением передаточного акта.

Расторжение договора по судебному решению

Прекращение действия соглашения допускается по требованию одной из сторон при наличии нарушений его пунктов другим участником. В качестве оснований могут выступать и иные обстоятельства. К существенным нарушениям условий соглашения относят:


Гарантии

При ведении деятельности, оговоренной сторонами соглашения, пользователь имеет право на защиту своих интересов, согласно конституционным положениям, международным договорам, федеральному законодательству и прочим нормативным актам. В частности, он может рассчитывать на компенсацию убытков, которые возникли вследствие неправомерных действий органов государственной, местной и региональной власти, а также должностных лиц указанных структур. Ответственность виновных наступает в соответствии с действующим законодательством.

23.10.2015 13:10, Кировская область, сайт:

В адрес Кировского УФАС нередко поступают вопросы со стороны муниципальных образований о возможности внесения изменений в концессионное соглашение.

Напоминаем, что с 01.01.2015 года в соответствии с действующим законодательством РФ объекты теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть переданы во временное владение и пользование только на основе концессионных соглашений (если дата ввода в эксплуатацию передаваемого объекта на момент проведения конкурса составляет более пяти лет, либо дата ввода в эксплуатацию передаваемого объекта не может быть определена на момент проведения конкурса) или договоров аренды (при отсутствии указанных условий).

Конструкция концессионного соглашения довольно непростая, еще и с учетом того, что данный институт только внедряется в систему правоотношений, возникающих в связи с передачей прав владения и пользования объектами ЖКХ в муниципальных образованиях.

Необходимость изменения условий концессионного соглашения может возникнуть на различных этапах, в связи с чем рассмотрим 3 возможных варианта.

I. Внесение изменений на этапе представления заявок или конкурсных предложений

В случае, если организатор торгов принял решение о внесении изменений в проект концессионного соглашения в период представления заявок или конкурсных предложений, соответствующий срок должен быть продлен не менее чем на тридцать рабочих дней со дня внесения таких изменений.

При поступлении предложений об изменении конкурсной документации, в том числе об изменении проекта концессионного соглашения, организатор торгов размещают на официальном сайте www.torgi.gov.ru в течение трех рабочих дней со дня поступления указанных предложений информацию о принятии или об отклонении представленных предложений об изменении конкурсной документации с указанием причин их принятия или отклонения. В случае принятия концедентом представленных предложений он вносит в конкурсную документацию соответствующие изменения. В течение трех рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений сообщение об их внесении опубликовывается конкурсной комиссией в определенном концедентом официальном издании и размещается на официальном сайте www.torgi.gov.ru . При этом срок представления заявок на участие в конкурсе или конкурсных предложений продлевается не менее чем на тридцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений.

II. Внесение изменений на момент подведения результатов конкурса

В соответствии со статьей 36 Закона о концессионных концедент в течение пяти рабочих дней со дня подписания членами конкурсной комиссии протокола о результатах проведения конкурса направляет победителю конкурса экземпляр указанного протокола, проект концессионного соглашения, включающий в себя условия этого соглашения, определенные решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией и представленным победителем конкурса конкурсным предложением, а также иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами условия.

Следует вывод, что подписываемое сторонами концессионное соглашение должно соответствовать проекту, разработанному на основании конкурсной документации. Внесение изменений в данном случае является нарушением требований, предусмотренных статьей 15 Закона о защите конкуренции, поскольку условия концессионного соглашения согласованы в момент заключения договора на торгах (часть 5 статьи 448 ГК РФ). Такие действия организатора торгов лишают возможности других участников конкурса претендовать на заключение концессионного соглашения на лучших условиях, чем это было предусмотрено конкурсной документацией.

III. Внесение изменений в заключенное концессионное соглашение

В случае, если концессионное соглашение уже заключено, часть 3.2 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях предусматривает возможность изменения условий концессионного соглашения с предварительного согласования антимонопольным органом.

Порядок и условия получения такого согласия утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.04.2014 № 368 «Об утверждении Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения».

Указанный правовой акт содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых возможно изменений условий концессионного соглашения (их 5); а также перечень документов, представляемых с заявлением концедентом в антимонопольный орган.

Подпункт «а» пункта 14 Правил одним из оснований отказа в согласовании антимонопольным органом изменений условий концессионного соглашения предусматривает случай, при котором со дня заключения концессионного соглашения и до дня регистрации в антимонопольном органе заявления прошло менее одного года (если предметом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем).

Таким образом, не представляется возможным изменение условий концессионного соглашения на момент подведения результатов конкурса, а также в течение года со дня заключения концессионного соглашения. С учетом изложенного, рекомендуем органам местного самоуправления с особым вниманием относиться к составлению конкурсной документации и проекта концессионного соглашения.



Просмотров