Правовое регулирование отдельных видов недропользования. Маркшейдерия и недропользование Проект федерального закона о геологическом изучении недр

2. Ресурсы недр многообразны и представлены не только источниками минерального сырья, но и другими, пока мало используемыми или же такими, практическая ценность которых нам еще не известна.

Человечество тысячелетиями пользуется недрами, как источником рудных и нерудных полезных ископаемых; столетиями – как источником УВС и минеральных вод; десятилетия – как источником геотермальной энергии и в качестве полигонов для захоронения ОВ, РВ; годы – как источником сланцевой нефти и газа и т.д. Продолжая этот логический ряд, можно предположить, что в век научно-технического прогресса мы еще не все знаем об истинном потенциале недр и нас ждут новые открытия.

3. Решение вопросов рационального использования природ- ных ресурсов, их сохранения имеет первостепенное значение.

Используя потенциал недр, мы понимаем, что он – ограничен (конечен) и в большинстве случаев – не возобновляем. Поэтому его использование должно быть рачительным, учитывающим потребностикак настоящего, таки будущих поколений. Ограниченность известных ресурсов выдвигает требования к поиску новых их источников и/или новых технологий. Так, использование самородных металлов сменилось металлургией руд, а теперь уже и геотехнологическими методами извлечения металлов. Так же обстоит дело и с сохранностью и возобновляемостью ресурсов. Например, пресные и минеральные подземные воды возобновляются, но необходимо обеспечить такие условия их эксплуатации, которые позволят сохранить их качество и исключить деградацию и т.п.

4. В основе решения указанных вопросов лежит геологическое изучение недр, закладывающий научныйбазис,как для рационального использования имеющегося (известного) потенциала недр, так идля прогнозирования развития ситуации в сфере недропользования в ближайшем и отдаленном будущем.

В век научно-технического прогресса нельзя полагаться на случайность и пренебрегать научными исследованиями. В сфере использования ресурсного потенциала недр геологическое изучение является фундаментом, позволяющим на научной основе проводить поиски и разведку месторождений различных полезных ископаемых, прогнозировать изменения, протекающие в земной коре, планировать прирост запасов и ресурсов минерального сырья, прогнозировать обеспеченность ими отдельных предприятий, регионов и страны в целом и многое другое.

5. В условиях современной России процесс геологического изучения недр разделен на две неравные части, различающиеся целью изучения и получаемым результатом:

Что не менее важно, эти части разделены не только целью и результатами, но и источниками финансирования проведения работ и связанной с этим возможной коммерциализации результатов.

5.1. Региональное геологическое изучение недр, сбор и хранение всех отчетов по выполненным геологическим исследованиям, мониторинг состояния недр, происходящих в них природных процессов и прогнозирование воздействия техногенеза.

Получаемая информация не имеет коммерческой ценности, но жизненно необходима для государства, как основа для привлечения инвесторов в геологический и горный бизнес; как основа для мониторинга состояния недр и прогноза их изменения.

Задача – поддержание геологической изученности территории страны на современном уровне. На основе применения новейших методов сбора и обработки геологической информации постоянное обновление геологических карт, как основы для металлогенического прогнозирования и планирования поисковых работ, систематического переиздания обновленных карт геологического содержания.

Систематизация новых данных по геологическому строению территории и особенностям месторождений новых геолого-промышленных типов.

Формирование государственной политики в области изучения и освоения недр (оценка прогнозного потенциала регионов, обеспечение их опережающего/своевременного изучения, кадровая политика/подготовка и обеспечение отрасли специалистами).

Работы выполняется органами государственной геологической службы за счет средств федерального бюджета.Этот орган должен иметь собственную научно-производственную базу и достойное финансирование, что бы выполнять возложенную на него обязанность с высоким качеством.

5.2. Локальное геологическое изучение недр и разработка месторождений полезных ископаемых.

Работы выполняются предприятиями любой формы собственности за счет собственных средств, полученные результаты имеют коммерческую ценность для горного и геологического бизнеса:

  • Геологический бизнес. Работы проводится с целью опоискования перспективных площадей, оценки и разведки выявленных проявлений полезных ископаемых до начала их разработки, т.е. типичные объекты для юниорных компаний. Коммерческой продукцией являются выявленные, оцененные или разведанные месторождения полезных ископаемых, а так же отчетные материалы по проведенным работам.
  • Горный бизнес. Опережающая и сопровождающая эксплуатационные разведки в пределах горных отводов проводятся добывающими предприятиями с целью решения оперативных задач, возникающих при разработке разведанных месторождений.Коммерческой продукцией является уточненная информация о морфологии и особенностях внутреннего строения месторождений и участков месторождений, а так же отчетные материалы, содержащие сведения о результатах проведенных работ.

6. Самой заинтересованной стороной в наиболее полном, качественном и своевременном геологическом изучении недр является государство.

Бизнес заинтересован в получении максимальной прибыли и ограничить его аппетит можно только законами, что под силу только государству. Сложность заключается в том, что бы законы устанавливали только определенные «рамки» поведения, исключая возможный произвол со стороны государственных органов, их попытки руководить бизнесом, что вызовет только разгул коррупции и уход бизнеса в более благоприятные условия (другие страны, сферы деятельности и т.п.).

Государство заинтересовано в долгосрочном эффекте от использования ресурсного потенциала, для чего необходимо, с одной стороны, сдерживать аппетиты бизнеса, регулируя норму прибыли (с прогрессивным налогообложением), а с другой – создавать привлекательные условия для инвестиций в горный и геологический бизнес и обеспечить защиту интересов инвесторов.

Поэтому государство на законодательном уровне (т.е. в предлагаемом ФЗ «ГИН») должно определять «правила игры»,чтобы обеспечить:

6.1. Поддержание на высоком уровне региональной геолого- геофизической изученности недр. Проведения опережающих работ, обеспечение регулярной и своевременной актуализации мелкомасштабной геолого-геофизической основы для привлечения потенциальных недропользователей.

За государством должно остаться право (обязанность) выполнения общегеологических (региональные, шельф и т.д.) исследований. Без современной геологической основы не следует рассчитывать на открытие месторождений.

Это необходимая и разумная уступка: государство обеспечивает современной, регулярно актуализируемой мелкомасштабной геолого-геофизической основой потенциальных недропользователей (которые просто не смогут создать ее сами), тем самым активизируя их интеллектуальный потенциал, повышая вероятность открытия новых месторождений, налоги от разработки которых должны с лихвой перекрыть затраты, понесенные государством на ранние стадии изучения.

Такой подход позволит сохранить достоинство советской системы изучения недр (целостность и планомерность, последовательное приближение и т.п.), и обеспечит государство инструментом централизованного управления процессом воспроизводства МСБ не через запреты (разрешения) проведения работ, а поощряя ГРР; не ограничивая, а создавая благоприятные условия для проявления активности потенциальных недропользователей.

Это важнейшая задача, решению которой после 1991 г. не уделялось необходимого внимания.

6.2. Централизованный сбор и хранение геологических материалов, обеспечениек ним свободного доступа.

Материалы по всем выполненным геологическим исследованиям должны поступать в централизованные государственные фонды, обеспечивающие их сохранность и систематизацию, подобно нынешним ТГФ и РГФ. Должен быть обеспечен свободный доступ к геологической информации, полученной за счет бюджета СССР или РФ, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, а так же и коммерческую тайну (последнее – на разумно ограниченный период времени). Это поможет задействовать интеллект специалистов, способных переосмысливать имеющуюся информацию и сформулировать новые, неизвестные ранее выводы и предположения для их последующей полевой проверки.

6.3. Уверенность в достоверности получаемой информации о разведанных запасах и минеральных ресурсах, которая будет использоваться при планировании государственных исследований, для разработки государственных программ и т.д.

6.3.1. Для обеспечения научно обоснованного прогнозирования развития ресурсного потенциала недр и планирования необходимых мероприятий необходима уверенность в том, что полученная информация о текущем состоянии запасов и ресурсов – достоверная. Существующая система (Классификация запасов и государственная экспертиза запасов) неспособна выдавать достоверную информацию и требуется их реформа:

    Классификации запасов МТПИ путем:
  • упрощения с одновременным насыщением практическим смыслом выделяемых дефиниций;
  • обеспечение возможности использования блочного моделирования и геостатистических методов подсчета;
  • синхронизации с классификациями запасов, принимаемыми при листинге на сырьевых площадках западных фондовых бирж.

Наиболее эффективно решить вопрос реформы Классификации можно совместными усилиями ассоциаций добывающих компаний и независимых обществ геологов и горняков, что позволит избежать ошибки очередной косметической правки Классификации советского периода развития.

6.3.2. Существующая сейчас система государственной экспертизы запасов не обеспечивает необходимую достоверность оценки запасов и оперативность ее переоценки. Ее единственный продукт (определение величины запасов) нельзя признать качественным и востребованным: как регулятор финансовых потоков (для чего институт ГКЗ и был создан в свое время) он не используется в России и не принимается в мире. И учет запасов в недрах он был способен обеспечить только в условиях планового хозяйства СССР, а в рыночной экономике учет недостоверен, так как не способен учитывать конъюнктуру рынка.

Для начала надо хотя бы привести систему экспертизы запасов в соответствие с Постановлениями Правительства России № 69 от 11.02.05 г и № 37 от 22.01.07 г «О государственной экспертизе запасов….» и «Административным регламентом предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственных услуг по организации проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации об участках недр, предоставляемых в пользование», утвержденным МПР только в 2012 г. Согласно этим НПА решение принимается экспертной комиссией, в которой ≥70% внештатных работников. В течение 5-ти дней это решение должно быть утверждено Роснедра, причем возможность не утверждения Правительством не предусмотрена, что должно было бы означать независимость экспертной комиссии.

Но вообще-то необходимо обеспечить возможность оперативной адаптации оценки запасов к изменяющимся внешним условиям и персональную ответственность оценщика, т.е. назрело создание института Компетентных персон (ИКП) и реформа системы государственного учета запасов, изменением принципов ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых.

Без перечисленных реформ государственные органы обречены получать недостоверную информацию, вводящую в заблуждение и исключающую возможность научного анализа (Наталка – первая ласточка, остальные стоят в очереди).

6.4. Создать условия для частных инвестиций в поиски и разведку полезных ископаемых. Формирование рынка рискового капитала, рынка акций юниорных компаний, обеспечение юниорных компаний правом распоряжения своей продукцией (продажа, залог), а так же условиями для реализации этого права.

Решить проблему интенсификации поисковых работ можно только создав благоприятные условия для работы юниорных компаний, цель которых – не добыча, а выявление месторождения и последующая продажа его добывающей компании с тем, что бы получить прибыль и вложить их в ГРР на другом участке. Рыночная стоимость актива может на порядок превышать расходы, затраченные юниорной компанией, что является как премией за риск, так и компенсацией неизбежных потерь компании на других объектах, обеспечивая тем самым возможность существования геологического бизнеса.

Главное отличие: в действующей сейчас схеме изучения недр у административных органов нет обозначенной в Законе ответственности за воспроизводство МСБ, в то время как у юниорных компаний ответственность четко мотивирована самим принципом их существования.

Это вторая важнейшая задача, которая после 1991г вообще не решалась, в результате чего ресурсная база МТПИ существенно деградировала.

6.5. Определить обязанности государства в геологическом изучении недр.

Создание государственного органа, отвечающего за геологическое изучение страны и основы государственной политики в сфере «недропользования» (по типу бывших Геолкома или Мингео). Орган должен иметь собственную научно-производственную базу и достойное финансирование, что бы выполнять возложенную на него обязанность с высоким качеством.

Необходимо обеспечить возможность товарного оборота геологической информации, как товара юниорных компаний, так и в качестве товарных активов добывающих компаний, т.е. обеспечение биржевого оборота разведанных запасов.

6.6. Определить обязанности бизнеса в геологическом из- учении недр.

    Коммерческие предприятия должны:
  • создать органы, координирующие решение вопросов в сфере геологического изучения недр с государственными органами;
  • обеспечить разработку Классификации запасов ТПИ, отвечающей современным требованиям бизнеса и обеспечивающей прозрачность в целях государственного учета движения запасов и ресурсов;
  • разработать принципы работы Института Компетентных персон (солидарная и персональная ответственность за результаты оценки) и обеспечить его функционирование.

7. Планирование геологического изучения недр проводится на основе долгосрочных планов федерального правительства, учитывающих реальное состояние добывающей промышленности, разведанной минерально-сырьевой базы, долгосрочные прогнозы по рынкам минерального сырья и обеспеченность перспективных территорий современной мелкомасштабной геолого-геофизической основой.

Планы по геологическому изучению недр разрабатываются федеральным органом исполнительной власти в содружестве с акционерным/ными институтом. Источником информации для разработки планов являются материалы по выполненным работам, накопленные в федеральном фонде, а также специализированные сведения, поставляемые иными заинтересованными федеральными ведомствами.

8. Контроль работ по геологическому изучению недр.

Оценка качества проводимого геологического изучения недр трудно поддается формализации в силу большой «инерционности» процесса геологического познания. Недостаточное качество выполняемых работ нанесет ощутимый вред, но выяснится это только много лет спустя. Указанные особенности процесса геологического изучения недр предъявляют повышенные требования к органу их управления, а так же к личной ответственности руководителей.

Критериями оценки работы органа управления геологическим изучением недр могут быть:

  • повышение инвестиционной привлекательности ведения горного и геологического бизнеса в России;
  • прирост разведанных запасов, возможность управления этим процессом (выход на новые территории, расширение ассортимента полезных ископаемых, новые геолого-промышленные типы месторождений и т.п.);
  • обеспечение оптимального баланса в использовании всего многообразия ресурсов недр.

4 часа назад, Правительство внесло в Госдуму законопроект о расширении инструментов предупреждения нарушений антимонопольного законодательства Распоряжение от 4 сентября 2019 года №1979-р. Законопроектом предлагается закрепить в законодательстве понятие «система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс)», установить порядок её организации хозяйствующими субъектами, определить основные требования к содержанию внутренних актов хозяйствующих субъектов, формирующих антимонопольный комплаенс.

5 часов назад, Государственные и муниципальные услуги Правительство внесло в Госдуму законопроект, направленный на повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг в сфере строительства Распоряжение от 3 сентября 2019 года №1965-р. Законопроектом предусмотрена унификация порядка предоставления уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных нормативными правовыми актами и включённых в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства. Предлагается также сократить с 1 января 2020 года срок выдачи разрешения на строительство с 7 до 5 рабочих дней и срок выдачи градостроительного плана земельного участка с 20 до 14 рабочих дней. Принятие законопроекта будет способствовать более эффективному исполнению полномочий органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.

28 августа 2019 , Национальная политика Правительство внесло в Госдуму законопроект о порядке учёта представителей коренных малочисленных народов России Распоряжение от 27 августа 2019 года №1868-р. В целях предоставления представителям коренных малочисленных народов предусмотренных законодательством социальных и экономических прав законопроектом предлагается ввести механизм учёта относящихся к таким народам граждан на основе добровольного инициативного подтверждения их принадлежности к коренным малочисленным народам. Организация такого учёта создаст условия для единообразного и адресного применения льгот.

23 августа 2019 , Налоги и неналоговые платежи. Финансовая отчётность и аудит Правительство внесло в Госдуму законопроект об освобождении от налогообложения доходов от продажи электроэнергии, произведённой на объектах микрогенерации Распоряжение от 21 августа 2019 года №1853-р. Законопроектом предлагается освободить от обложения налогом на доходы физических лиц доходы от продажи энергии, произведённой на принадлежащих потребителю объектах микрогенерации.

19 августа 2019 , Культурное наследие Правительство внесло в Госдуму законопроект о правовом регулировании вопросов размещения технических устройств на фасадах объектов культурного наследия Распоряжение от 19 августа 2019 года №1846-р. В соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» физические или юридические лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, не могут проводить работы, изменяющие его облик. Законопроектом предлагается установить, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России, не допускается установка внешних блоков кондиционеров, антенн, в том числе спутниковой связи, и других технических устройств или их частей на фасаде такого объекта культурного наследия в случае, если фасад относится к его предмету охраны. Эта норма не будет распространяться на технические устройства охраны и сигнализации.

17 августа 2019 , Правительство внесло в Госдуму законопроект об уточнении порядка использования судов под флагом иностранных государств при торговом мореплавании Распоряжение от 17 августа 2019 года №1831-р.Законопроектом предлагается уточнить полномочия Правительства России по принятию решений о возможности использования судов, плавающих под флагами иностранных государств, при некоторых видах деятельности в области торгового мореплавания, на осуществление которых суда, плавающие под российским государственным флагом, имеют преимущественное право.

16 августа 2019 , Телекоммуникации. Электросвязь Правительство внесло в Госдуму законопроект об оптимизации системы оказания универсальных услуг связи Распоряжение от 15 августа 2019 года №1815-р. Законопроектом, в частности, предусматривается исключение из перечня универсальных услуг связи услуг по передаче данных и предоставлению доступа к интернету с использованием средств коллективного доступа. Оказание таких услуг в населённых пунктах с населением от 100 до 500 человек, в которых сейчас такие услуги не оказываются, предлагается обеспечить с использованием точек доступа.

16 августа 2019 , Система государственного контроля и надзора Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании деятельности антимонопольных органов Распоряжение от 15 августа 2019 года №1816-р. Законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не должно приостанавливаться, если другое не предусмотрено судебным актом. Кроме того, в целях обеспечения дополнительных гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении внеплановой проверки предлагается ввести обязанность антимонопольного органа уведомлять орган прокуратуры о начале проведения внеплановой проверки на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства о запрете заключения антиконкурентных соглашений. Предлагаемые изменения будут способствовать минимизации негативного влияния антиконкурентных решений органов власти на товарные рынки, повышению законности при проведении проверок антимонопольным органом.

16 августа 2019 , Управление природными ресурсами. Недропользование Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании вопросов добычи попутных полезных ископаемых Распоряжение от 14 августа 2019 года №1798-р. Предусматривается возможность пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу углеводородного сырья или по совмещённой лицензии геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья, на основании утверждённого технического проекта в границах предоставленных им горных отводов добывать полезные ископаемые, не относящиеся к углеводородному сырью, из подземных и попутных вод, извлечение которых связано с разработкой месторождений углеводородного сырья. Принятие законопроекта позволит повысить эффективность реализации пользователями недр обязанности по обеспечению полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр.

12 августа 2019 Правительство внесло в Госдуму законопроект об уточнении порядка приёма платежей физических лиц платёжными агентами Распоряжение от 9 августа 2019 года №1772-р. В целях устранения правовой коллизии между Федеральным законом «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» и бюджетным законодательством законопроектом предлагается отменить обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им казённых учреждений использовать специальный банковский счёт при приёме платежей физических лиц.

12 августа 2019 Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в системе государственной регистрации объектов интеллектуальной собственности Распоряжение от 9 августа 2019 года №1771-р. Законопроект направлен на развитие цифровых сервисов в области экспертизы и государственной регистрации объектов интеллектуальной собственности. Предусматривается, в частности, что патенты и свидетельства о государственной регистрации будут выдаваться Роспатентом в электронной форме. Предлагается также установить возможность включать в заявки на объекты интеллектуальной собственности трёхмерные модели этих объектов в электронной форме.

6 августа 2019 , Денежно-кредитная политика. Финансовые рынки Правительство внесло в Госдуму законопроекты об изменениях в правовом регулировании деятельности некредитных финансовых организаций, которые вправе выдавать потребительские займы Распоряжения от 3 августа 2019 года №1733-р, от 5 августа №1746-р. Цель законопроектов – оптимизация регуляторной среды финансового рынка, включающего микрофинансовые организации, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, ломбарды и кредитные потребительские кооперативы, пресечение неправомерной деятельности отдельных участников финансового рынка.

6 августа 2019 , Управление федеральной собственностью Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменении порядка утверждения требований к отчётам компаний с госучастием Распоряжение от 6 августа 2019 года №1750-р. В соответствии с действующим законодательством к компетенции высшего органа управления госкорпорации и госкомпании относится утверждение долгосрочной программы её деятельности и развития, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, или другого документа о долгосрочном планировании. Основной документ планирования деятельности публично-правовой компании – стратегия развития, определяющая основные направления, целевые показатели и ожидаемые результаты её деятельности на срок не менее пяти лет. В целях повышения эффективности использования госкорпорациями, госкомпаниями и публично-правовыми компаниями бюджетных средств законопроектом предлагается внести изменения в ряд федеральных законов, определяющих правовое положение госкорпораций, госкомпаний и публично-правовых компаний. Правительство России предлагается наделить полномочием утверждать требования к форме и содержанию их годовых отчётов о выполнении программ деятельности, стратегий развития.

6 августа 2019 , Внутренний водный транспорт и морская деятельность Правительство внесло в Госдуму законопроект, направленный на поддержку отечественной судостроительной отрасли Распоряжение от 3 августа 2019 года №1730-р. Законопроектом предлагается установить механизм, предоставляющий Правительству России право определять отдельные виды работ, осуществление которых возможно исключительно с использованием судов, построенных на территории России.

5 августа 2019 , Общие вопросы развития Дальневосточного федерального округа Правительство внесло в Госдуму законопроект об упрощённом порядке въезда иностранных граждан по электронным визам через автомобильные, речные и смешанные пункты пропуска Дальневосточного федерального округа Распоряжение от 3 августа 2019 года №1731-р. Законопроектом предлагается распространить упрощённый порядок въезда иностранных граждан в Россию по электронным визам на автомобильные, речные и смешанные пункты пропуска, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа, перечень которых будет определяться Правительством России.

5 августа 2019 , Трудовые отношения. Социальное партнёрство в сфере труда Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в порядке проведения специальной оценки условий труда Распоряжение от 3 августа 2019 года №1729-р. В целях обеспечения соблюдения гарантий и прав работников законопроектом, в частности, предлагается установить дополнительный механизм контроля за передачей отчётов организаций, которые проводят специальную оценку условий труда, в Федеральную государственную информационную систему учёта результатов проведения специальной оценки условий труда.

5 августа 2019 , Деловая среда. Развитие конкуренции Правительство внесло в Госдуму законопроект о порядке вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации Распоряжение от 1 августа 2019 года №1698-р. Законопроектом предлагается проводить оценку возможности продолжения эксплуатации объекта электроэнергетики на рыночных условиях и установить порядок определения перечня и реализации замещающих мероприятий и источники их финансирования.

1

Одним из важнейших видов права пользования недрами является геологическое изучение недр. В нашей стране осуществляются государственное геологическое изучение недр, в задачи которого входит: геологическое картирование всей территории и континентального шельфа, поиски и оценка месторождений полезных ископаемых в соответствии с государственными программами, мониторинг состояния недр и прогнозирование происходящих в них процессов, сбор и хранение информации о недрах, состоянии минерально-сырьевой базы и другие виды работ, связанные с геологическим изучением недр (ст. 36.1 Закона о недрах).

Геологическое изучение недр Закон РФ “О недрах” подразделяет на два подвида: региональное геологическое изучение, проводимое без существенного нарушения целостности недр, и геологическое изучение, связанное с поиском месторождений полезных ископаемых, и оценкой пригодности недр для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Критерием разграничения этих двух подвидов является степень нарушения целостности недр в процессе геологического изучения.

Организация государственного геологического изучения недр возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр - Министерство природных ресурсов РФ.

Работы по геологическому изучению недр, поискам, разведке месторождений полезных ископаемых проводятся в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами. Экспертиза этих проектов проводится в федеральном органе управления государственным фондом недр или его территориальном органе за счет средств пользователей недр.

Основным результатом проведения геологического изучения недр является полученная в результате этого геологическая информация. Информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также об иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, может находиться в государственной собственности или в собственности пользователя недр (ст. 27 Закона о недрах).

Федеральный закон “О соглашениях о разделе продукции” (ст. 11) также регулирует вопросы собственности на эту информацию. Вся первичная геологическая, геофизическая, геохимическая и иная информация, данные по ее интерпретации и производные данные, а также образцы горных пород, в том числе керн, пластовые жидкости, полученные инвестором в результате выполнения работ по соглашению, принадлежат на праве собственности государству. При соблюдении условий конфиденциальности, предусмотренных соглашением, инвестор имеет право свободно и безвозмездно пользоваться указанными информацией, данными и образцами. Порядок пользования этой информацией, данными и образцами, а также порядок их вывоза за пределы Российской Федерации определяются соглашением в соответствии с отечественным законодательством.

Приказом Минприроды России от 10 апреля 2000 г. № 93 утверждена Инструкция о порядке установления факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователями недр, проводившими работы по геологическому изучению недр 1 . Инструкция регламентирует порядок установления факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр. Установление этого события необходимо для реализации права пользователя недр, открывшего месторождение, на его разведку и разработку. Действие Инструкции распространяется на всех пользователей недр независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Факт открытия устанавливается Минприроды России по месторождениям основных видов стратегического минерального сырья, определенных Перечнем основных видов стратегического минерального сырья, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 16 июня 1996 г. № 50-р и его территориальными органами по месторождениям всех видов полезных ископаемых, за исключением указанных в Перечне 1 .

Открытие месторождения полезных ископаемых устанавливается на основании заявки, подаваемой пользователем недр в Минприроды России или в его территориальный орган. В случае, если пользователь недр намерен разрабатывать открытое месторождение полезных ископаемых, он должен указать это в заявке. Заявка на установление факта открытия месторождения должна быть подана пользователем недр не позднее окончания срока действия лицензии. К заявке прилагаются протокол органов государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, подтверждающий промышленную значимость месторождения; краткая справка об истории открытия месторождения полезных ископаемых и его основных геологических и экономических параметрах (характеристиках); геологическая карта (по месторождениям нефти и газа структурная карта по продуктивному горизонту) с координатной сеткой и контурами выявленного месторождения; иные материалы, подтверждающие факт открытия месторождения полезных ископаемых. Заявка регистрируется Министерством природных ресурсов РФ или его территориальным органом на день ее поступления. По просьбе заявителя ему выдается справка о дате регистрации заявки и ее регистрационный номер.

Затем заявка подлежит рассмотрению в трехмесячный срок. Если представленные материалы в ходе рассмотрения потребуют дополнения или уточнения, заявитель извещается об этом в письменной форме. В этом случае срок рассмотрения заявки исчисляется со дня поступления дополнительных материалов. При рассмотрении заявки учитывается, что открытие месторождения представляет собой документально подтвержденное выявление нового объекта минерального сырья в недрах, запасы которого частично квалифицированы по категории С1, и имеющего по заключению органов государственной экспертизы самостоятельное промышленное значение. Факт открытия месторождения недропользователем подтверждается свидетельством установленного образца за подписью руководителя (заместителя руководителя) Министерства природных ресурсов РФ либо его территориального органа. Свидетельство, а также представленные недропользователем материалы, подтверждающие факт открытия месторождения, подлежат учету и хранению соответственно в федеральном и территориальных фондах геологической информации.

Факт открытия признается со дня выдачи свидетельства об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых в Министерстве природных ресурсов РФ или его территориальных органах.

В соответствии с п. 2 и 4 ст. 10.1 Закона РФ “О недрах” по решению Правительства РФ (по участкам недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации) или по совместному решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и органа исполнительной власти субъекта Федерации (по участкам недр, расположенным на территориях соответствующих субъектов РФ) при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователю недр, проводившему работы по их геологическому изучению за счет собственных средств, может быть предоставлено право на разведку и разработку открытого месторождения.

В удовлетворении заявки может быть отказано, если заявитель на день подачи заявки не имеет лицензии на пользование соответствующим участком недр либо если представленные пользователем недр фактические данные не позволяют квалифицировать их как открытие месторождения полезных ископаемых. О причинах отказа заявитель извещается в письменной форме.

Учитывая значение геологического изучения недр как вида права недропользования, некоторые субъекты Федерации детализируют порядок его осуществления. Например, в Законе Свердловской области “О недрах Свердловской области” разд. 5 посвящен геологическому изучению недр. Статья 49 указанного Закона регулирует общие вопросы геологического изучения недр области. В частности, установлено, что геологическое изучение недр осуществляется в процессе:

геологического картирования территории области как субъекта Федерации в соответствии с федеральными и территориальными (областными) программами;

поисков и поисково-оценочных работ на перспективных участках в соответствии с федеральными и территориальными (областными) программами;

предварительной и детальной разведки и доразведки известных неэксплуатируемых или эксплуатируемых месторождений, включая техногенные;

наблюдений за состоянием недр и прогнозирования происходящих в них процессов;

сбора, обработки и хранения информации о недрах, состоянии минерально-сырьевой базы области, Уральского региона и России в целом;

других видов работ, связанных с геологическим изучением недр области, добычей полезных ископаемых, строительством и эксплуатацией подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образованием особо охраняемых геологических объектов, сбором минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Организация государственного геологического изучения недр Свердловской области возлагается на территориальный орган Минприроды России.

Для определения промышленной ценности месторождений полезных ископаемых, наиболее эффективных и безопасных способов их отработки при геологическом изучении недр и при постановке запасов полезных ископаемых на государственный баланс запасов России или территориальный баланс запасов Свердловской области осуществляется геолого-экономическая оценка месторождений на основе критериев и требований, устанавливаемых федеральным органом управления государственным фондом недр. Апробация материалов по геолого-экономической оценке осуществляется органами государственной геологической экспертизы (ст. 50).

В ст. 51 Закона Свердловской области закреплено понятие геологической информации о недрах, под которой понимается имеющаяся информация о геологическом строении месторождений, запасах полезных ископаемых, условиях их залегания и возможных путях использования, геологическом строении и истории развития отдельных участков земной коры. В состав геологической информации включаются первичный фактический материал в виде образцов, проб керна и другого каменного материала, данные инструментальных измерений и наблюдений над геологическими объектами, зафиксированные на различных, в том числе бумажных, магнитных и других носителях, сейсмограммах, каротажных диаграммах и в других первичных геологических материалах; аналитические и синтетические материалы в виде записей, таблиц, графиков, карт, геологических разрезов, отчетов, текстовых и графических приложений к ним, баз данных, книг и др.

Информация о геологическом строении территории и недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также об иных качествах и особенностях недр, содержащихся в геологических отчетах, картах, геологических разрезах и иных материалах, может находиться в федеральной государственной собственности, областной государственной собственности или собственности пользователя недр.

Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет государственных федеральных или областных средств, является федеральной и областной собственностью и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию. Порядок и условия использования указанной информации определяются территориальным органом Минприроды России и Правительством Свердловской области в зависимости от источников финансирования геологоразведочных работ.

I еологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет собственных средств, является собственностью пользователя недр и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и территориальный фонды геологической информации с определением условий ее использования, в том числе в коммерческих делах.

Должностные лица территориального фонда геологической информации обязаны обеспечить конфиденциальность представляемой им геологической информации и несут материальную, административную или уголовную ответственность за ее несанкционированное разглашение. Право собственности на геологическую и иную информацию о недрах охраняется в порядке, установленном законодательством России и Свердловской области для других объектов собственности. Полученную в результате проведения работ геологическую и иную информацию о недрах разрешается использовать для научной и преподавательской деятельности, если иное не предусмотрено договором.

Геологическая информация о недрах области, полученная за счет государственных средств, может предоставляться в пользование отечественным и зарубежным юридическим и физическим лицам полностью или частично путем ознакомления с ее содержанием; предоставления копий информации; предоставления части природных носителей информации (в виде коллекций горных пород, руд и минералов, палеонтологических коллекций, лабораторных, лабораторно-технологических, полузаводских и заводских технологических проб, рудных концентратов и т. п.). Информация, содержащая сведения, составляющие государственную, отраслевую или коммерческую тайну, предоставляется в пользование в соответствии с действующим законодательством России. Информация о недрах, содержащая сведения о геологическом строении территорий и месторождений и не характеризующая промышленно-экономический потенциал конкретных месторождений, городов, районов и области в целом, предоставляется без ограничения.

Геологическая информация о недрах по лицензионному участку недр, характеризующая его промышленную ценность (данные каротажа, испытаний скважин, сейсморазведки, результаты опробования, обогащения песков и т. п.), может передаваться не только владельцу лицензии, но и другим потребителям, если это не наносит экономического ущерба владельцу лицензии и при условии его уведомления.

Информация о недрах, а также об участках недр, намечаемых для использования в целях, не связанных с добычей, предоставляется следующим категориям юридических и физических лиц: участникам конкурсов (аукционов) на право пользования недрами в виде специально подготовленных пакетов геологической информации;

владельцам лицензий на право пользования недрами в полном объеме по участку недр, оговоренному в лицензии;

получившим в установленном порядке разрешение на проведение региональных геолого-съемочных, геофизических, гидрогеологических и геолого-экологических или специальных работ в объеме, необходимом для проведения работ;

выполняющим геолого-поисковые, геологоразведочные и научно-исследовательские работы за счет государственных средств в объеме, необходимом для выполнения геологических задач;

иным пользователям информации о недрах по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением с определением объема передаваемой информации.

Геологическая информация о недрах Свердловской области, полученная за счет государственных средств, передается на возмездной (продажа, обмен и т. д.) или безвозмездной основе. Безвозмездно информация предоставляется недропользователям, выполняющим геологопоисковые, геологоразведочные и научно-исследовательские работы за счет государственных средств по конкретным объектам выполняемых работ (ст. 52).

Статья 53 Закона определяет порядок платы за геологическую информацию о недрах Свердловской области, полученную за счет государственных средств. При возмездном способе предоставления информации о недрах области, полученной за счет государственных средств, федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением устанавливается начальная цена информации, которая зависит от размеров государственных затрат, связанных с ее получением, потребительских свойств информации, конъюнктуры рынка и других факторов.

Затраты, связанные с получением геологической информации, определяются в соответствии с действующим порядком оценки затрат, произведенных в предыдущие годы на геологоразведочные работы и их учета в качестве вклада российской стороны в уставный капитал создаваемых предприятий с участием иностранного капитала. Порядок оценки затрат определяется территориальным органом Минприроды России.

Потребительские свойства информации оцениваются по уровню ее обработки, потенциальной ценности (перспективности, дефицитности), определяемой наличием полезных ископаемых или иными свойствами участка недр, исходя из которых с учетом полноты, качества и детальности геологической информации на нее устанавливается договорная цена. Окончательная цена геологической информации о недрах, полученной за счет государственных средств, устанавливается на договорной основе с потребителем, кроме пакетов информации по объектам, представляемым на конкурс. Доходы от реализации геологической информации, полученной за счет государственных средств, распределяются в порядке, устанавливаемом федеральным и областным законодательством.

Запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе с целью создания условий для оценки подготовленности месторождений полезных ископаемых к промышленному освоению, количества и качества запасов, рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование.

Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых в Свердловской области разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов. Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для постановки их на государственный учет. Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народнохозяйственного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.

Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр Свердловской области, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование также разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется государственной комиссией по запасам при Минприроды России по месторождениям и участкам недр федерального значения и территориальной комиссией по запасам по месторождениям и участкам недр территориального (областного) значения.

Порядок государственной экспертизы запасов и ресурсов месторождений и участков недр областного значения устанавливается Правительством Свердловской области по представлению территориального органа Минприроды России.

Для участия в работе VIII Всероссийского съезда геологов было избрано 1600 делегатов, представлявших все регионы России. В работе приняли участие 1422 делегата, или 89% от числа избранных, что обеспечило кворум участников для проведения Съезда и принятия его документов. В числе делегатов 5 действительных членов РАН, 426 докторов и кандидатов наук, лауреаты Ленинской и Государственных премий.
В адрес делегатов и участников Съезда поступили приветствия от Президента, Председателя Правительства, Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации.
Делегаты и участники VIII Всероссийского съезда геологов выражают искреннюю признательность российским нефтегазовым и горным компаниям, оказавшим финансовую поддержку в организации и проведении данного мероприятия.
В ходе подготовки и проведении Съезда поступили многочисленные предложения, обобщенные в прилагаемых Материалах к Резолюции VIII Всероссийского съезда геологов.

VIII Всероссийский съезд геологов отмечает:

. Прослеживается устойчивый тренд на опережающее воспроизводство запасов важнейших стратегических видов полезных ископаемых, таких как нефть, природный газ, золото, серебро, медь и др., причем происходит это на фоне растущего дефицита новых открытий в других сырьевых регионах мира. Доля России в мировом финансировании геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые не превышает 6%, а доля в открытии новых месторождений составляет около 10%. Такое соотношение обусловлено ростом инвестиций в поиски нетрадиционных для России типов месторождений и высоким профессионализмом геологов, сумевших в кратчайшие сроки адаптироваться к работе с новыми геологическими объектами в сложных экономических условиях. Благодаря этому Россия остается одним из мировых лидеров по запасам, добыче и экспорту природного газа, нефти, углей, железных руд, цветных и благородных металлов, алмазов и многих других полезных ископаемых.
. Отечественный минерально-сырьевой комплекс остается наиболее устойчивым и социально значимым сектором экономики. Приоритетное развитие высокотехнологичных отраслей российской промышленности, необходимость которого не подвергается сомнению, не может идти в ущерб минерально-сырьевому комплексу, который на протяжении еще многих десятилетий будет оставаться фундаментом экономической мощи нашей страны.
. Геологическая отрасль представляет собой пример успешного частно-государственного партнерства. Около 10% совокупного финансирования геолого-разведочных работ и значительную часть локализации прогнозных ресурсов обеспечивает федеральный бюджет, а 90% средств и практически все воспроизводство запасов - инвестиции компаний-недропользователей. В результате минерально-сырьевая безопасность России в должной мере обеспечена по большинству страте-гических видов полезных ископаемых.
. Геологическая отрасль является одной из немногих гражданских отраслей российской экономики, которая обеспечивает эффективное геополитическое присутствие России в Мировом океане, Арктике и Антарктике. Наиболее значимыми результатами деятельности российских геологов последних лет являются закрепление внешней границы континентального шельфа в Охотском море и принятие заявки России по обоснованию внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане комиссией ООН.
. Минприроды России и Роснедра ведут планомерную работу по совершенствованию нормативно-правовой базы недропользования. В последнее десятилетие были разработаны Стратегия развития геологической отрасли до 2030 года, Государственная программа Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» (подпрограмма «Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр»), Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (подпрограмма «Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов»). В законодательство внесены изменения и дополнения, существенно повысившие инвестиционную привлекательность недропользования и позволившие обеспечить воспроизводство ряда стратегических полезных ископаемых.
VIII Всероссийский съезд геологов констатирует, что наряду с отмеченными успехами геологическая отрасль Российской Федерации обременена целым рядом нерешенных проблем, главными из которых являются следующие:
. Усиливается тенденция к исчерпанию запасов месторождений богатых и легкообогатимых руд в традиционных центрах добычи. Растет доля запасов трудноизвлекаемой нефти и жирного природного газа. Ощущается острый дефицит экономически эффективных запасов урана, марганцевых и хромовых руд, бокситов и некоторых других стратегических полезных ископаемых. Вновь выявляемые месторождения, как правило, не выходят на поверхность и сложены относительно бедными и труднообогатимыми рудами. Объектами геологоразведочных работ становятся все более глубокие горизонты земной коры на суше и континентальном шельфе, а в последние годы - на континентальном склоне и дне океанов.
. Складывающиеся тенденции определяют спрос на создание новых, все более сложных методик, технологий и технических средств для прогнозирования и поисков новых конкурентоспособных объектов, добычи и переработки трудноизвлекаемой нефти, бедных, рядовых и упорных руд. При этом сохраняется отставание отечественных технологий и технических средств от уровня, достигнутого ведущими зарубежными странами; неспособность российских производителей удовлетворить потребности предприятий геологической отрасли и, как следствие этого, высокая степень технико-технологической зависимости от импорта на всем цикле работ от геологического изучения недр до переработки полезных ископаемых.
. Потенциал прироста запасов на осваиваемых и подготавливаемых к освоению месторождениях в значительной мере исчерпан, а потенциал открытия и прироста запасов на новых месторождениях не реализуется ввиду низких объемов финансирования геологоразведочных работ ранних стадий. Россия, располагая более чем 11% территории мировой суши, имеет несоразмерно меньшую долю в мировых объемах финансирования геологоразведочных работ (6% по твердым полезным ископаемым и 8% по углеводородному сырью). Без увеличения затрат на проведение геологоразведочных работ в ближайшие годы даже простое воспроизводство минерально-сырьевой базы станет невозможным, что повлечет за собой падение объемов добычи минерального сырья. Увеличение объемов финансирования геологоразведочных работ частными компаниями и бюджетами всех уровней является приоритетной государственной задачей.
. Остаются нерешенными многие важные вопросы регулирования недропользования, в частности, предоставление субъектам Российской Федерации, имеющим очевидную сырьевую направленность экономики, больших прав в сфере регулирования отношений недропользования; расширение сферы применения гражданско-правовых отношений в недропользовании; развитие заявительного принципа предоставления прав пользования недрами; создание стимулов для работы юниорных геологоразведочных компаний; повышение конкурентоспособности отечественной минерально-сырьевой базы.
. Продолжают катастрофически снижаться объемы НИОКР в сфере регионального геологического изучения недр, поисков и оценки месторождений полезных ископаемых. Безвозвратно утрачены целые научные школы, определявшие направления развития отечественной и мировой геологии. Падает качество подготовки специалистов, связанное с недостаточным взаимодействием между ВУЗами геологического профиля, компаниями-недропользователями, организациями РАН и органами управления государственным фондом недр. Недостаточно проработаны и обоснованы мероприятия по реорганизации ведущих ВУЗов геологоразведочной направленности, что может повлечь существенное снижение квалификации кадрового потенциала будущей геологической отрасли страны; в частности приняты не обоснованные решения по реорганизации Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе (МГРИ-РГГРУ).
VIII Всероссийский съезд геологов предлагает Совету при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, учитывая высокую значимость минерально-сырьевого комплекса, включить в число приоритетных направлений развития российской экономики геологическое изучение недр, развитие минерально-сырьевой базы территории России и ее континентального шельфа, добычу и переработку полезных ископаемых.

VIII Всероссийский съезд геологов рекомендует:

Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации:
. Провести четкое разграничение сфер ответственности Государственных органов управления фондом недр и коммерческих организаций.
. Определить государственные приоритеты в сфере геологического изучения, воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы, актуализировав «Основы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования» и разработав в соответствии с Федеральным законом № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» «Стратегию развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года». Утвержденные приоритеты в дальнейшем должны быть закреплены в мероприятиях актуализированной государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов».
. Обеспечить увеличение объемов финансирования геологоразведочных работ по геологическому изучению и воспроизводству минерально-сырьевой базы страны как за счет финансовой поддержки бюджетами всех уровней, так и за счет мер налогового и иного стимулирования геологоразведочной деятельности компаний-недропользователей.
. Восстановить финансирование за счет средств федерального бюджета в объемах предусмотренных государственными программами НИОКР по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы Российской Федерации, что позволит придать новый импульс отраслевой геологической науке; значительно усилить ее роль в прогнозировании месторождений полезных ископаемых, создании новых методик, технических средств и технологий ведения геологоразведочных работ.
. Обеспечить геополитические приоритеты России в удаленных регионах страны, на континентальном шельфе, в Арктике, Антарктике, Мировом океане; доступ российских компаний к зарубежным минерально-сырьевым базам дефицитных видов стратегических полезных ископаемых.
. Поручить Минприроды России проанализировать текущее состояние нормативно-правовой базы в сфере геологического изучения недр и недропользования и дать предложения:
- о разработке Федерального закона «О геологическом изучении недр»;
- об актуализации перечня стратегических видов полезных ископаемых;
- об изменении подхода к выделению участков недр федерального значения;
- об изменении порядка и условий проведения аукционов (торгов) при проведении закупок геологоразведочных работ и научных геологических исследований для государственных нужд.
Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральному агентству по недропользованию:
. Внести предложения по изменению Закона РФ «О недрах» в части:
- закрепления порядка предоставления права пользования недрами для создания и эксплуатации полигонов отработки технологий рентабельной добычи углеводородного сырья;
- четкого разграничения полномочий между государством и бизнесом в области геологического изучения недр;
- стимулирования использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
- закрепления порядка апробации и учета прогнозных ресурсов полезных ископаемых.
. Разработать и ввести в действие следующие документы:
- классификацию запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых;
- положение об этапах и стадиях геологоразведочных работ на углеводородное сырье и твердые полезные ископаемые;
- правила проектирования и разработки месторождений полезных ископаемых;
- положение о государственном мониторинге состояния недр и государственной опорной наблюдательной сети.
. Продолжить совершенствование законодательства о недрах, исходя из возможного развития гражданско-правовых отношений в недропользовании:
- привести в соответствие нормы земельного, лесного, водного законодательств и законодательства о недрах;
- разработать и ввести в действие экономическую модель, предусматривающую вычеты затрат на геологоразведку из НДПИ или налога на прибыль организаций;
- установить возможность предоставления права пользования участком недр единственному участнику аукциона; запретить участие в торгах аффилированных структур;
- внести изменения в Положение об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, разрешив, при наличии технологических потребностей, их неоднократное увеличение, уменьшение и объединение;
- разрешить отечественным компаниям различной формы собственности проводить геологоразведочные работы (в том числе, спекулятивную сейсморазведку) на континентальном шельфе России;
- законодательно регламентировать привлечение инвестиций в проекты региональных геологических исследований на основе государственно-частного партнерства;
- принять нормативно-правовые акты, обеспечивающие свободное движение геологической информации, развитие единой системы фондов геологической информации, в том числе ИС «Единый фонд геологической информации о недрах»;
- актуализировать формы статистической отчетности с учетом принятия новых классификаций запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых, а также возможностей современных информационно-коммуникационных технологий.
. Актуализировать «Концепцию геологического образования в России», утвержденную Министром образования Российской Федерации и Министром природных ресурсов Российской Федерации 17-18 августа 1999г., с учетом современных требований к подготовке высококвалифицированных специалистов и инновационного развития геологической отрасли.
. Обратится в органы государственной власти субъектов Российской Федерации о недопустимости перепрофилирования средних специальных учебных заведений геологического профиля.
. Разработать и реализовать долгосрочные программы создания здоровых и безопасных условий труда при проведении геологоразведочных работ; социальной поддержки ветеранов, работников и молодых специалистов геологической отрасли.
. Оказывать поддержку общественным организациям и инициативам в популяризации профессии геолога, привлечении молодежи в геологическую отрасль, проведении независимых экспертиз, участии в разработке планов и проведении выставочных и иных крупных научно-организационных мероприятий.
. Созвать очередной Всероссийский съезд геологов в 4 квартале 2020 года.



Просмотров