История формирования прав человека. Возникновение и развитие прав человека

Сколько потребовалось человеческих жертв, чтобы перейти из мрачных подземелий, пыток и казней в светлый чертог правды и разума. Таков уж характер человеческой истории : железная пята эволюции придавливает тысячи людей к земле. Можно сказать, что каждое рациональное правило правильного суда покупалось ценою бесчисленных страданий. Оно выковывалось молотом истории, дробившей черепа и кости несчастных жертв темноты и злобы.

Феодальное общество строилось на отношениях господства и подчинения (никто в нем не свободен полностью, каждый имеет своего господина). Период феодализма был эпохой, в ходе которой осмысливались и получали формулировки отдельные принципы, права и свободы.

В Уставе Союза благоденствия (1813 г.) говорилось: «Союз старается также укрощать и искоренять властолюбие и презрение прав человеческих... и убедить всякого в истине, что общее благо народа требует непременно частного, и что каждый человек, какого бы он сословия ни был, вправе им пользоваться» .

Революционные события 1905-1907 гг., обострение обстановки в связи с Первой мировой войной, мощное наступление реакционных сил привели к роспуску I и II Государственных Дум или малоэффективности III и IV Государственных Дум. Поводом к разгону II Думы послужило сфабрикованное МВД и органами юстиции обвинение социал-демократической фракции в подготовке вооруженного восстания. В Манифесте от 3 июня 1907 г. «О роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой Думы и об изменении порядка выборов в Государственную Ду-му» Николай II указывал, что она «не оправдала его ожиданий».

Февральская революция 1917 г. положила конец самодержавию и дала новый импульс буржуазно-демократическому развитию России. Временное правительство в Декларации о его составе и задачах от 3 марта 1917 г. провозгласило полную и немедленную амнистию по всем делам политическим и религиозным; свободу слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослужащих ; отмену всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений; подготовку к созыву Учредительного собрания на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования.

Вместе с тем нельзя забывать, что происходящие в период 3040-х гг. прошлого века изменения в советском праве были направлены на укрепление всех систем жизнеустройства в таком их виде, который обеспечивал, по мнению руководства СССР, быструю мобилизацию ресурсов для вывода страны на необходимый уровень обороноспособности, в том числе устранение социальной среды (возможной оппозиции), на которую мог опереться вероятный противник.

Поворотным пунктом, ознаменовавшим переход от тоталитаризма к ограниченным реформам, явилась так называемая «оттепель», во многом связанная с именем Н.С. Хрущева. В феврале 1956 г. XX съезд КПСС осудил злоупотребления и расправы периода 30-50-х гг. Происходит восстановление роли суда и правосудия, прокурорского надзора , расширение общественного контроля за деятельностью правоохранительных органов. Ликвидируются органы внесудебного рассмотрения дел, упраздняются трибуналы войск МВД, транспортные суды и т.д.

Существенное значение имели обозначенные в октябре 1961 г. XXII съездом КПСС задачи по реформированию общественных отношений, усилению режима законности и правопорядка . Устанавливалось, что переход к коммунизму означает всемерное развитие свободы личности и прав советских граждан.

С начала 1970-х гг. провозглашается, что в СССР построено «общенародное государство», главная цель которого - благо народа. Важную роль в этом процессе играет принятие концепции «развитого социализма».

В этот период получает окончательное оформление социалистическая концепция прав человека, которую представители СССР неизменно стремились проводить в процессе принятия основных документов на международной арене. Так, в 1973 г. Президиум Верховного Совета СССР ратифицирует Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах .

Складывались основные особенности советской доктрины прав человека: отрицание идеи естественных и неотчуждаемых прав человека и их установлении только государством; претензия на превосходство социалистических представлений о правах перед буржуазными; утверждение о приоритете социально-экономических прав над личными и политическими; трактовка проблем прав человека как исключительно внутреннего дела государства, исключающая международное вмешательство и рассмотрение его как посягательство на суверенитет; отрицание частной собственности и гарантий ее независимости от государства; реализация прав и свобод с учетом первостепенной важности интересов социалистического общества.

Особый смысл придавался равенству прав личности как высшему достижению социалистической правовой системы. Государство стремилось к «выравниванию» положения некоторых категорий населения путем установления определенных льгот и преимуществ (для женщин, детей , инвалидов, пенсионеров), т.е. учету в законодательстве естественных и социальных различий. Ограничивался и верхний предел реализации прав личности, лимитировалась заработная плата , предельный размер жилья, в ряде случаев свобода передвижения и др. Поэтому принцип отрицания частной собственности и гарантий ее независимости от государства воспринимался как условие сохранения правового равенства граждан.

Исходя из этого, многие ученые того времени определяли, что право (правовой статус личности, ее права) не является самоцелью, а выступает в качестве специфического средства достижения определенного социального результата.

С середины 80-х гг. начинают формироваться новые подходы к проблемам законности, правопорядка, к системе защиты прав личности. В октябре 1987 г. создается Комиссия Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х гг. и начала 50-х гг. 5 января 1989 г. ЦК КПСС принимает Постановление «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х гг. и начала 50-х гг.». В 1988 г. провозглашается курс на построение социалистического правового государства . Совершенствовалось законодательство, его положения постепенно приводились в соответствие с нормами международного гуманитарного права . Это стало фундаментом становления системы прав человека в Российской Федерации.

Права человека в СССР

Известно, что огромное влияние на судьбу прав человека не только в России, но и во всем мире оказала Октябрьская революция 1917 г. Правовая основа регулирования субъективных прав , созданная дореволюционным законодательством, рухнула, новым стало революционное правосознание (как его понимали исполнители на местах), что подразумевало отсутствие формальных гарантий личности от вмешательства в ее жизнь публичных органов. Более того, широко обсуждались (к счастью, здесь далеко не зашло) проекты полного обобществления (имущества супругов, детей и пр.).

Так, в течение 1904-1905 гг. было выработано несколько проектов конституции и избирательных законов . Два из них являются наиболее значимыми: проект конституции, разработанный осенью 1904 г. группой «Союз Освобождения», и проект, разрабатываемый в первой половине 1905 г. при участии известного юриста С.А. Муромцева.

Манифест 17 октября 1905 г. стал первым документом всесословного характера, так как в нем провозглашались основные политические права и свободы , предоставленные всем российским подданным вне зависимости от их социального происхождения.

Не будучи законом в формальном смысле, октябрьский манифест 1905 г. обладал огромной правообразующей силой. Все последующее конституционное законодательство России своим развитием обязано главным образом ему. Он не был конституцией и даже конституционным законом, а по своим юридическим характеристикам он походил на так называемые европейские конституционные хартии, получившие распространение в эпоху конституционных преобразований, предусматривающих участие народа в законотворчестве и подтверждавшие права человека.

В свою очередь, положения Высочайше утвержденных Основных государственных законов от 23 апреля 1906 г. говорят о том, что Россия восприняла и декларировала отдельные идеи правового государства . В них впервые были закреплены гражданские права и свободы (в том числе и естественные права). Правда, здесь еще не говорится о «гражданах» - так как монархию на тот момент никто не отменял, - а идет речь о российских подданных. Правам и свободам, наряду с обязанностями подданных, посвящена отдельная, вторая глава, содержащая четырнадцать статей. Правам уделено десять статей. Что касается естественных прав, то из первичных прав этой категории закрепляются право на личную неприкосновенность и некоторые составляющие права на свободу.

Так, российским подданным конституционно гарантировались: неприкосновенность личности и законность юридического преследования («Никто не может быть задержан под стражею иначе, как в случаях, законом определенных», ст. 30); неприкосновенность жилища («Жилище неприкосновенно. Производство в жилище, без согласия его хозяина, обыска или выемки допускается не иначе, как в случаях и порядке, законом определенных», ст. 33); свобода передвижения, выбор занятий, места жительства , выезда за пределы государства («Каждый российский подданный имеет право свободно избирать место жительства и занятие, приобретать и отчуждать имущество и беспрепятственно выезжать за пределы государства. Ограничения в сих правах установлены особыми законами», ст. 34), неприкосновенность собственности (ст. 35), свобода собраний (ст. 36), свобода слова и печати («Каждый может в пределах, установленных законом, высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путем печати или иными способами», ст. 37), свобода союзов (ст. 38), свобода веры («Российские подданные пользуются свободою веры. Условия пользования этою свободою определяются законом», ст. 39).

Подлинное значение норм о правах и свободах человека зависело от текущих законов, регулирующих в каждом отдельном случае дарованные конституцией свободы, а также от связанной с этим административной практики. Однако за короткий период в России невозможно было привести законодательство и административную практику в полное соответствие с конституционными принципами, а также идеями «возрожденного» естественного права. Вместе с тем принятые еще до созыва Государственной Думы демократические акты (указы о печати, союзах и объединениях, собраниях, изданные как временные правила до окончательного урегулирования этих вопросов Думой) продолжали действовать. Это говорит о серьезных шагах в сфере демократизации общества , предпринятых самодержавием.

К сожалению, естественный ход дальнейшего поступательного развития прав человека в России был прерван Октябрьской революцией. В соответствии с установлением нового, большевистского правопорядка , стала создаваться новая правовая система . Так, первый декрет «О суде», принятый 5 декабря 1917 г., объявлял, что в своих решениях суды руководствуются «законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию », а в декрете 1918 г. ссылки на законы свергнутых правительств уже прямо запрещались. От новой правовой системы требовалось, чтобы она легко реагировала на постоянно меняющиеся партийные установки, а само право должно было быть простым и понятным широким массам.

В первых конституциях советского государства разделов о правах граждан не было, что можно объяснить, видимо, сложностью политической ситуации. В Конституции СССР 1936 г. вновь появляется соответствующая глава (глава Х «Основные права и обязанности граждан»). Здесь в целом правам посвящено двенадцать статей, по сравнению с основными государственными законами периода империи несколько увеличен и перечень прав советских граждан, и прежде всего за счет социально-экономических прав (на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, на образование).

Определенным образом закрепляются и основополагающие естественные права, причем формулировки, как видно из нижеследующих примеров, во многом сходны с императорскими. Так, согласно ст. 125 Конституции СССР 1936 г., гарантируются свобода слова, свобода печати, свобода собраний и митингов, свобода уличных шествий и демонстраций; далее указывается, что «эти права граждан обеспечиваются предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, средств связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления». Правда, тут делается оговорка, которой не было в Основных государственных законах и которая существенно ограничивает указанные свободы. Суть ее заключается в том, что перечисленные свободы гарантируются не вообще, а «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя».

Согласно Конституции, «гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора » (ст. 127), «неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом» (ст. 128).

В дальнейшем обозначенная тенденция находит свое подтверждение. Так, в Конституции СССР 1977 г. тема прав человека отражается в преамбуле, чего раньше не было. В главе седьмой, посвященной основным правам и свободам и обязанностям граждан СССР, содержится уже тридцать статей, из них правам и свободам уделена двадцать одна статья. Как и в предыдущей Конституции, основное внимание сконцентрировано на социально-экономических правах. Однако и естественные права находят большее закрепление. Конституцией гарантируются, в частности, «свобода научного, технического и художественного творчества. Она обеспечивается широким развертыванием научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развитием литературы и искусства^» (ст. 47), свободы слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций (ст. 50), свобода совести (ст. 52).

Несколько статей регулируют право человека на личную неприкосновенность. Так, согласно ст. 54, гражданам СССР гарантируется неприкосновенность личности. «Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора». Конституцией гарантируются также неприкосновенность жилища - «никто не имеет права без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц» (ст. 55), личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений (ст. 56).

В рассматриваемой Конституции впервые появляется положение, где прямо говорится о защите жизни и достоинства личности, правда, это делается пока в рамках одной конституционной нормы. Речь идет о ст. 57, где указывается, что «уважение личности, охрана прав и свобод граждан - обязанность всех государственных органов , общественных организаций, должностных лиц. Граждане СССР имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество».

Наконец, в Конституции России 1993 г. (видимо, в связи с тем, что общественно-политическая ситуация в нашей стране изменилась коренным образом) содержится уже сорок семь соответствующих статей.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что даже количество статей в конституционно-правовых актах, в разные периоды регулирующие права, свободы и обязанности граждан, в том числе касающихся естественных прав, само по себе показательно (1906 г. - десять статей, 1936 г. - двенадцать, 1977 г. -двадцать одна, 1993 г. - сорок семь статей) и подтверждает отмеченную выше закономерность последовательно нарастающего закрепления естественных прав человека нормами позитивного права .

Если говорить о качественной стороне, то и здесь с течением времени очевидна более подробная и, если можно так выразиться, более фундаментальная регламентация естественных прав. Так, в действующей российской Конституции, в отличие от всех предшествующих, впервые появляются нормы, подчеркивающие особое положение естественных прав. Хотя в самой Конституции РФ понятие «естественное право» не используется, однако закрепленные в ней основные права и свободы человека по своей природе являются естественными и придают конституционному правопониманию естественно-правовой характер. Об этом свидетельствуют, в частности, положения ст. 2 Конституции РФ о признании человека, его прав и свобод высшей ценностью и ч. 2 ст. 17 о том, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Позитивно-правовое значение и приоритетный характер основных прав и свобод человека и гражданина закреплены во многих статьях Конституции РФ. Так, в ст. 18 провозглашено, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти , местного самоуправления и обеспечиваются правосудием ».

В Конституции РФ закреплен обширный перечень прав и свобод человека и гражданина, соответствующий мировым стандартам в этой области и положениям международных пактов о правах человека. К числу таких прав и свобод относится, в частности, право каждого человека на жизнь, право на личное достоинство, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свобода совести, вероисповедания, свобода мысли и слова, право частной собственности , право свободно распоряжаться своими способностями к труду, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры и др.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 Конституции РФ «перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Это означает конституционное признание позитивно-правового значения всех общепризнанных в современном международном праве и международных пактах естественных прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, можно констатировать, что естественные права человека получают все более подробное закрепление в нормах позитивного права. Это относится не только к конституционно-правовым актам, но и к нормативно-правовым документам различных отраслей права , где достаточно подробно регулируются вопросы, касающиеся обеспечения естественных прав человека, причем обозначается тенденция к ужесточению санкций за противоправное ограничение или лишение естественных прав. Так, в Уголовном кодексе РФ 1996 г. значительно усилена уголовно-правовая защита естественных прав человека.

Например, согласно ч. 1 ст. 105 УК РФ, убийство (без отягчающих обстоятельств), т.е. умышленное противоправное лишение жизни другого человека - «первейшего» естественного права любого человека, карается наказанием в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет, в то время как по ранее действовавшему УК РСФСР 1960 г. за это же деяние предусматривалось лишение свободы сроком от трех до десяти лет. Кроме того, впервые введена уголовно-правовая защита таких прав, как права на неприкосновенность частной жизни (ст. 137 УК РФ), тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138 УК РФ), неприкосновенность жилища (ст. 139 УК РФ).

Очевидно, что в дальнейшем данная тенденция сохранится, и естественные права, таким образом, будут получать все более детальное закрепление в нормах позитивного права. Одновременно это будет означать все большее сближение естественного и позитивного права.

Помимо указанного, наблюдается тенденция расширения перечня естественных прав, закрепляемых в нормативно-правовых актах , что отмечено выше на примере советских конституций. Здесь важно подчеркнуть, что такой перечень касается естественных прав человека, сформировавшихся в процессе развития социальных отношений. Речь идет прежде всего о правах на свободу, на достоинство личности, личную неприкосновенность и их составляющих (неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, свобода передвижения и др.). Можно предположить, что в перспективе к естественным правам будут добавляться и другие, отнесение которых к числу таковых в настоящее время еще спорно (например, право на собственность, некоторые политические права и др.).

В международных документах, в частности, документах ООН, права человека характеризуются как «права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо».

Права человека являются универсальными, и ими могут пользоваться все люди без какой‑либо дискриминации. Права какого‑либо лица или группы лиц могут быть ограничены только в том случае, если их осуществление ограничивает права других лиц.

Принято считать, что современная концепция прав человека сформировалась в XVIII в. и впервые нашла свое систематическое изложение в американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Многие элементы прав человека существовали и в более древнем обществе. Однако именно в XVIII в. права человека получили свое концептуальное оформление на основе индивидуальных прав на жизнь и свободу.

Развитие концепций прав человека является по своему характеру эволюционным. За гражданскими и политическими правами, необходимость защиты которых явилась первым толчком к разработке концепций прав человека в XVIII столетии, постепенно последовали экономические, социальные и культурные права. В настоящее время все большее признание получают общечеловеческие права: права на мир, развитие и на охраняемую от разрушения чистую окружающую среду.

Концепция экономических, социальных и культурных прав развивалась медленнее, чем концепции гражданских и политических прав. Расширение участия в демократических структурах сначала представителей среднего и рабочего классов, а затем и женщин путем предоставления им права голоса, явилось реализацией прав, которые мы сейчас называем «гражданские и политические». Сначала внимание социальных реформаторов привлекли последствия промышленной революции: урбанизация, эксплуатация труда, в частности детского, и невыносимые условия жизни рабочего класса.

На начальном этапе решение этих проблем зависело от отдельных лиц, занимающихся благотворительной деятельностью. Концепция коллективной ответственности за социальное зло получила развитие впоследствии и приобрела форму трансфертных платежейв связи с развитием различных систем страхования. Первые признаки системы коллективной ответственности в Западной Европе можно увидеть в конце XIX в., когда в законодательство были внесены соответствующие изменения.

Концепция организованного социального обеспечения начала развиваться после того, как была признана непригодность индивидуальных мер для решения коллективных проблем. Началось объединение усилий, обман идеями и опытом, совершенствование методов социального обеспечения и принятие коллективных мер с целью решения возникавших проблем. Первая мировая война и ее последствия показали людям, что все в нашем мире взаимозависимо. Появилось общее желание осудить войну и создать основу для международного сотрудничества.


Свидетельством этого нового подхода к сотрудничеству на международном, региональном и национальном уровнях стало учреждение Лиги Наций и Международной организации труда, а также появление в 1920 г. социально‑попечительских организаций.

Следующий важный этап в области развития прав человека начался после Второй мировой войны, когда страны мира приняли новую основу для международного сотрудничества. Широкое признание получила необходимость оформления норм международного поведения в качестве прав. В 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека, которая стала основой для всей последующей деятельности. Международное сообщество пришло к выводу, что оно не может оставаться в стороне, когда в какой‑либо стране правам человека угрожает опасность.

Рассмотрим содержание основных прав человека, содержащихся во Всеобщей декларации прав человека.

Право на жизнь. Это предполагает, что никто не может быть лишен жизни. Право на жизнь является неотъемлемым и абсолютным правом каждого человека. Осознание ценности жизни – это не личное дело одного человека, оно затрагивает общество в целом. Ухудшение состояния окружающей среды, отсутствие или сворачивание программ в области здравоохранения представляют собой некоторые из тех серьезных факторов, которые создают опасность для жизни.

Свобода. Принцип, в соответствии с которым «все люди рождаются свободными», провозглашаются в первых двух статьях Всеобщей декларации прав человека. Основные права: право на свободу личности; свобода от рабства и подневольного состояния; свобода от пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания; свобода от произвольного ареста, задержания или изгнания; свобода от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь и от произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, а также свобода передвижения и выбора места жительства – провозглашаются в следующих 19 статьях. Однако свобода ограничивается принципом уважения права других лиц на свободу, а также иными факторами.

Равенство и недопущение дискриминации. Основной принцип равенства всех людей провозглашен в ст. 1 Всеобщей декларации прав человека. В случае принятия принципа равенства дискриминация в отношении какого‑либо лица или группы лиц становится невозможной. Дискриминация представляет собой лишение кого‑либо прав в интересах узкой группы или группы лиц. Дискриминация имеет различные формы. Перечень причин дискриминации, содержащийся во всех соответствующих международных договорах: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения, постоянно пополняется. Появляются новые поводы для дискриминации, например, тенденции в области сексуальной ориентации, распространение вируса ВИЧ/СПИДа.

Справедливость. Справедливость имеет различные аспекты: правовые, судебные, социальные, экономические и другие, которые являются основой общества, построенного на принципе уважения достоинства его членов и обеспечения безопасности и неприкосновенности личности.

Социальная справедливость означает удовлетворение насущных потребностей человека и справедливое распределение материальных ресурсов. Деятельность в этой области направлена на обеспечение всеобщего доступа к таким важным услугам, как здравоохранение и образование, создание равных возможностей на начальном этапе, защиту лиц или групп лиц, находящихся в неблагоприятном положении, и обеспечение сбалансированности в таких областях, как вознаграждение, потребление и извлечение прибыли.

Солидарность. Солидарность означает не только сострадание к другим людям, но и участие в борьбе этих людей за их интересы. Солидарность имеет большое значение при стихийных бедствиях, а также во многих трагических ситуациях, обусловленных нуждой, несправедливым распределением ресурсов и т. д.

Социальная ответственность. Социальная ответственность – это деятельность, осуществляемая в интересах социально уязвимых слоев населения и жертв нарушения прав человека: оказание им поддержки, защита их интересов, предоставление им помощи. Социальная ответственность – это практическая сторона солидарности. Человек не только должен делиться своим богатством, но и использовать свои таланты и способности во имя прогресса человечества.

Эволюция, отказ от насилия и обеспечение мира. Конфликты в отношениях между людьми неизбежны, однако способы их урегулирования могут быть мирными или насильственными; конструктивными или разрушительными. Революционный принцип – быстрая ломка старого, отжившего, – был основой перемен на протяжении многих веков, сопровождаясь при этом страданиями людей, вооруженными конфликтами. Эволюционный подход является более медленным, не сразу дает результаты, но он позволяет найти более надежное и более эффективное решение.

Отношения между человеком и природой. В XXI в. пришло понимание необходимости поиска гармонии с природой, ее защиты. Деградация окружающей среды является слишком очевидной, чтобы ее можно было игнорировать. Радиоактивное, промышленное и другие виды загрязнений, а также тенденции в области потребления в промышленно развитых и развивающихся странах являются причинами плачевного состояния, в котором находится наша планета. Речь теперь идет не только о защите окружающей среды, но и об экологическом воспитании человека.

Права человека и гражданина – явление социально-историческое. Осознание их социальной ценности имело долгий путь в истории человечества. Теория прав и свобод личности в западном мире сформировалась в Новое время (XVII–XVIII вв.) в основном в рамках либеральной традиции правопонимания.

Однако идеи индивидуальных прав, выработанные в рамках естественного права, уходят корнями в античность.

В Древнем мире, в эпоху зарождения государственности и политикоправовых идей, вся культура и жизнь людей были пронизаны мифологией. В мифологии выражались понятия мирового порядка, правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства. В это время шел процесс становления политического и этнического самосознания, что дало человечеству возможность политической организации общественной жизни.

Античная классическая правовая теория и практика строились на этатистских началах, в том числе и в вопросе о положении личности в государстве. Политико-правовая мысль и практика полисной организации общества еще не знали понятия прав личности. Условием обладания правами в античном полисе («город-государство») являлось гражданство. Основной ценностью полиса признавалась не индивидуальная свобода личности, а коллективная свобода – свобода человека в качестве гражданина полиса, считавшаяся основой разумного законопорядка. Все граждане в полисе воспринимались как равные.

Появление идеи прав индивида (свободных граждан) в V–IV вв. до н. э. в древних полисах (Афины, Рим), т. е. принципа гражданства – крупный шаг на пути к прогрессу и свободе. Свободные граждане полисов имели определенные права и обязанности, в частности, право участвовать в управлении государственными делами на народных собраниях (экклесия), право участвовать в отправлении правосудия, право на частную собственность, возможность совершения различных сделок, право на свободу слова и др. Наличие этих прав, особенно права на частную собственность, и создавало предпосылки для формирования гражданского общества и гражданских законов. Именно в античных полисах берет свое начало правовая система Запада, основанная на частной собственности и активной роли индивидуума.

На основе принципа разделения властей на законодательную и судебную был достаточно четко разработан механизм реализации и защиты прав афинских граждан при главенствующей роли государственных интересов. Афинскому праву принадлежит целая система мер, обеспечивающих стабильное развитие общества и предотвращение антидемократических переворотов. Выдающееся значение института гражданства состоит в том, что впервые в истории человечества было не только выдвинуто, но и утверждено представление об определенных правах граждан, а также об их защите государством. Однако в древнегреческих государствах человек не пользовался свободой в современном понимании,

так как граждане полисов полностью отождествляли себя со своим государством, его целями и стремлениями.

Древнегреческие философы-софисты выступили с идеей равенства всех людей от рождения, имеющих одинаковые, обусловленные природой естественные права, которые должны гарантироваться законом. Гражданин любого города, по утверждению софистов, такой же, как гражданин другого города, а представитель одного класса равен представителю другого, ибо по природе своей один человек равен другому человеку: все они имеют одни и те же естественные потребности. Основополагающий принцип воззрений софистов был сформулирован Протагором: «Мера всех вещей – человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют» (Платон, Теэтет, 152а). Именно человеческое, а не традиционно божественное начало выступало, по Протагору, в качестве масштаба и меры всего существующего. Ось всего мироздания у Протагора – человек.

Таким образом, наряду со стремлением найти всеобщие нормы, регулирующие человеческие отношения, появляются представления, в которых учитывается природа индивида. В основе этих представлений лежит мысль о том, что государство создается главным образом для защиты и удовлетворения его нужд. Выполнить данную задачу государство способно лишь в том случае, если оно основано на договорных началах. А таким договором между людьми, который «взаимно гарантирует права», по Ликофрону, являются закон или обычай. Со ссылкой на Аристотеля (Политика, 1280а) К. Р. Поппер утверждает, что Ликофрон рассматривал государство как орудие защиты граждан от несправедливости и считал государство союзом «в целях предотвращения возможности обид»1.

Политико-правовые воззрения софистов характеризуются гуманистическим и эгалитаристическим началами в вопросах общественно-политического устройства и положения индивида в государстве.

Римское право как самостоятельная светская юридическая наука возникло в начале III в. до н. э. Римские юристы весьма тщательно разработали многие институты права как теоретически, так и в отдельных его отраслях. Особое место принадлежит в их наследии правовому положению личности в государстве. В целом римская юриспруденция дала человечеству такие институты права, как субъективное право, субъект права, юридическое лицо, а также многие другие институты публичного и частного права, не потерявшие своего значения по сей день.

В рамках христианского мировоззрения впервые появилось понятие личности, которая не может всецело принадлежать государству, так как создана «по образу и подобию Божию», и «Вселенский Божественный Разум – Логос более всего отражен в личностном разуме и воле человека». Духовная жизнь человека, таким образом, была отделена от политической, духовный опыт от деятельности во благо государства. Поскольку в религиозном опыте Божество могло открываться как высшая свобода и

1 Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. В 2 т. Т. I. М., 1992. С. 153.

высшее творчество, присущие человеку, именно в сфере духа человек начал считать себя свободным от государства.

В христианском учении были выражены общечеловеческие ценности, попрание которых могли наблюдать первые христиане, нормы нравственности и справедливости: «и так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними», – говорится в Новом Завете (Матф. 7: 12). В Новый Завет из Ветхого перешла и часть знаменитых заповедей Моисея (Втор. 5: 7–21), в том числе: не сотвори себе кумира, почитай отца и матерь твою, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй и т. д., в заповедях христианской религии раскрывались такие естественные права, как право на жизнь, собственность, право на семью2.

Христианство выдвинуло идею дуализма человеческой природы: с одной стороны, человек – творение Бога, а с другой – социальное существо. Тем самым духовная власть была отделена христианством от светской. Из новых идей христианства главная – отделение духовной жизни от мирской, церковной власти от светской – означала не поглощение личности государством, как это было свойственно греко-римской традиции, а приобретение ею первого неотъемлемого права – права на совершенствование и бессмертие. Если Ветхий Завет призывал к определенным действиям или запрещал их, то Новый Завет говорил «будь»: «Будьте совершены, как совершенен Отец ваш Небесный».

В целом христианство содействовало гуманизации политической мысли, пропитав ее идеями нравственной ответственности. Греко-римское понимание уравнивающей или распределительной справедливости христианство обогатило призывом к милосердию. Провозглашение равенства всех людей независимо от этнического происхождения и социального положения, уважение к физическому труду тоже справедливо связывают с христианством. При этом, однако, новой религии было свойственно некое пренебрежение проблемами земного мира и выдвижение на первый план религиозного идеала спасения души. Важнейшим вкладом христианства в современную культуру является концепция личности. Из этой концепции личности и происходит сегодняшняя идея о правах человека. Лишь постепенно, с течением столетий, она утверждалась в умах людей, но свое начало ведет именно с христианской идеи о человеке как уникальной и неповторимой личности.

В Средние века было характерным понимание прав как привилегий, дарованных сеньором вассалам. Феодализм, с одной стороны, и церковь с ее религиозной нетерпимостью, с другой, немало сделали, чтобы преградить все пути стремлениям человека к политической свободе, свободе совести. О реальных правах широких слоев общества вопрос даже не ставился. В кодексах прав, появившихся в это время, права на политическую и

2 Баскин Ю. Я. Святоотеческая литература о власти и государстве // Правоведение. 1997. № 1. С. 52.

гражданскую свободу, свободу совести не были универсальными и признавались только для одного слоя общества – дворянства. Самый знаменитый из таких кодексов – Великая хартия вольностей (1215). В этом документе провозглашался конституционный принцип, в силу которого король мог устанавливать налоги не иначе, как с согласия налогоплательщиков, – принцип, последовательное осуществление которого ведет к организации народного представительства, а вместе с тем и к обеспечению политической свободы3. Там же впервые был законодательно закреплен и принцип гражданской свободы. Таким образом признавалось, что индивид вправе свободно располагать собой и может быть подвергнут наказанию не иначе как по приговору суда.

Позже Статутом о неналожении податей (1295) также был провозглашен принцип установления налогов королем только с согласия налогоплательщиков, где говорилось, что «никакой налог или пособие не будет впредь налагаться или взиматься в королевстве нашем без воли и общего согласия архиепископов, епископов и других прелатов, графов, баронов, рыцарей, горожан и других свободных людей в королевстве нашем»4.

Принятие этих документов – важный шаг вперед в области прав человека. Именно из данных актов в дальнейшем в англоязычных странах выводили права человека, к ним во многом восходит современное понимание личной свободы человека. Все, что достигнуто английским правом со времен утверждения Великой хартии, является не чем иным, как дальнейшим развитием ее основных положений.

Этот период характеризуется и тем, что в общественно-политической жизни английского общества начал учреждаться институт парламентаризма. Парламент возник в результате перехода власти в руки восставших против короля баронов в 1264 г. В 1265 г. было созвано совещание с целью укрепления союза между различными слоями населения Англии, которое и стало английским парламентом. Постепенно парламент превратился в высший законодательный орган страны. В тот же период в английском обществе стали понимать необходимость создания независимой судебной власти, без чего невозможны гарантии личных свобод. Основной принцип такой судебной власти – никто не может быть лишен свободы и имущества без приговора суда5.

В эпоху Возрождения и Реформации стало складываться собственно юридическое мировоззрение. После долгих веков господства теологии и религиозного идеала в центре внимания оказался человек. Сложились представления гуманизма, которые концентрировались на нуждах, интересах и природе личности. Индивид постепенно освобождался от оков церкви и

3 Горбунов А. Гарантии личной свободы в Англии. Ростов-н/Д., 1905. С. 8.

4 Памятники истории Англии XI–XIII вв. М., 1936. С. 228.

5 Юдовская А. Я. Эволюция права в государствах Европы и Америки (XVII–XIX вв.). СПб., 1996. С. 15.

государственного диктата. Именно тогда зародился индивидуализм в современном понимании – как утверждение самостоятельной ценности человека, поглощавшегося до той поры различного рода религиозными и мирскими корпорациями6.

Юридическое мировоззрение Нового времени придало идеям естественно-правовой теории качественно новую трактовку. Индивидуализм как учение, сложившееся в рамках естественно-правовой доктрины, провозгласил права человека высшей ценностью. Считалось, что эти права стоят выше законов, учреждаемых государством. Важно отметить, что основная функция естественных прав виделась в защите индивида от посягательств со стороны государства.

Эта идея прослеживается в учениях почти всех мыслителей естественно-правового направления. Но только у Джона Локка она получает логическое завершение. Характеризуя действующие гражданские законы государств, Локк утверждает, что «они лишь настолько справедливы, насколько они основываются на законе природы, посредством которого они должны регулироваться и истолковываться»7.

В центре учения Локка – система естественных прав и свобод личности, включающая право на жизнь, право на свободу, право на имущество. Человек, пишет Локк, по природе обладает властью охранять «свою собственность, т. е. свою жизнь, свободу и имущество»8. Частную собственность Локк рассматривает как неотъемлемое естественное право каждой личности: «То, что человек извлек из предметов, созданных и предоставленных ему природой, он слил со своим трудом, с чем-то таким, что ему неотъемлемо принадлежит, и тем самым делает это своей собственностью»9. Локк видит в собственности основу не только свободы и независимости человека, но и организации общества в соответствии с законом природы.

Политико-правовые воззрения Дж. Локка развил Ш. Монтескье. Основная заслуга Монтескье – в отстаивании политической свободы личности и разработке концепции разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, необходимых для обеспечения политической свободы личности, нормального функционирования государственной жизни и общественной безопасности.

С возникновением государства и утратой первоначального равенства, утверждает Монтескье, возникает новая свобода – политическая, которая состоит в зависимости лишь от законов, а сами законы должны учитывать требования социальной среды. Задача политической власти – восстановление утраченной свободы в рамках закона.

6 Азаркин Н. Н., Левченко В. Н., Мартышин О. В. История политических учений. В 2 т. Т. 1. М., 1994. С. 7.

7 Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Соч. В 3 т. Т. 3. М., 1988. С. 268.

8 Локк Дж. Избр. философские произведения. В 2 т. Т. 2. М., 1960. С. 50.

9 Там же. С. 19.

Родоначальник немецкой классической философии И. Кант в систематизированной форме обосновал политическую доктрину либерализма. Кант считал либерализм учением, единственно соответствующим разуму, и пытался подвести под него философскоэтическую основу. Канта по праву называют философом свободы. Квинтэссенцией этики Канта является учение о том, что человек – существо не только природное, но и свободное. «Кант пролагает новые начала развития и определяет направление юридико-политической мысли XIX в.»10,

– писал П. И. Новгородцев.

Кант считает, что необходимо возвысить право над государством. А государство – это прежде всего орган защиты прав личности. Личность может потребовать от государства того же, что и государство от нее. Таким образом, Кант развивает идею взаимной ответственности государства и личности. В целях охраны индивидуальных прав личности он обосновывает и развивает также идею правовой государственности.

Принцип приоритетности неотчуждаемых прав личности и положение о необходимости их законодательного закрепления (в юридическом законодательстве) вытекают из всей этико-правовой концепции Канта. Данные принципы служат критерием легитимности всех юридических актов, вытекающих из воли законодателя.

Либеральные традиции учения И. Канта о правах и свободах человека и гражданина, его идеи о правовом государстве и правовом законе играли и продолжают играть огромную роль в философии права и в практике государственно-правовой организации общества. В конституциях большинства стран нашли отражение такие основные принципы правовой государственности, как верховенство права, неотчуждаемость естественных прав и свобод, разделение властей, взаимная ответственность личности и государств. Особое значение имеют эти ценности для государств, выбравших демократический путь развития.

Русские ученые-юристы опирались на разработанное в классических философско-правовых и юридических учениях понятие естественных прав личности, по-своему преломляя его в отечественной духовной, этической и правовой традициях. Наиболее значительную разработку концепция индивидуальных прав получила в правовых доктринах либерального направления.

В истории русского правового либерализма прослеживаются последовательно сменяющие друг друга концепции: концепция естественного права, возникшая как альтернатива несправедливости привилегий сословного общества в конце XVIII – начале XIX в., теоретическое обоснование принципов консервативного либерализма в пореформенный период после отмены крепостного права и «возрождение» философии естественного права в начале XX в.

10 Новгородцев П. И. История новой философии права (немецкие учения XIX в.): Лекции. М., 1898. С. 18.

Концепция естественных прав впервые была законодательно закреплена английским парламентом в Билле о правах 1689 г. И хотя ни здесь, ни в других законодательных памятниках Англии мы не находим упоминания о каких-либо прирожденных и естественных правах личности, в тот период права личности были обеспечены в Англии в большей мере, чем в других странах. Если в некоторых государствах естественные и прирожденные права личности просто декларировались, то в Англии их существование подтверждалось намного раньше и полнее, начиная еще со времен Великой хартии вольностей, которая впервые закрепила принцип политической и гражданской свободы личности.

Одной из важнейших гарантий личной свободы в английском праве является так называемый институт Habeas Corpus. В окончательном виде он сложился во второй половине XVII в. после того, как в 1679 г. был издан статут Habeas Corpus Act.

Принятие Акта о лучшем обеспечении свободы подданных и о предупреждении заточений за морем (Habeas Corpus Act), который закрепил институт Habeas Corpus и устанавливал строгую ответственность должностных лиц за подобного рода нарушения закона, является несомненной заслугой парламента. Таким образом, была достигнута гарантия неприкосновенности личности от преследования короля и его сподвижников. Позднее этот закон стал одним из важнейших конституционных документов Англии.

Следующий важнейший шаг в обеспечении прав личности в Англии – принятие Петиции о правах. Этот закон принадлежит к числу немногих основных актов, на которых зиждется английское конституционное право. В этот период уже в Англии сложилась определенная традиция понимания прав личности, и принятие Билля о правах 1689 г., в котором обстоятельно перечислялись политические права как парламента, так и отдельных граждан, стало итогом всего предшествующего развития политической и правовой культуры английского общества. Вместе с тем Билль о правах зафиксировал новую веху в развитии европейской правовой системы.

Немаловажное значение имеет и установление законом 1701 г. принципа несменяемости и независимости судей, что также является большим достижением в законодательном закреплении гарантий обеспечения свободы личности.

Правовые документы штатов североамериканского континента, следуя английской правовой традиции, очертили определенный круг естественных неотчуждаемых прав личности. Одним из первых таких документов была Декларация прав Виргинии, принятая конвентом США 12 июня 1776 г. Этот акт, представлявший собой по сути билль о правах, оказал заметное влияние на последующее конституционное развитие института прав и свобод человека. Вслед за тем аналогичный акт – Декларацию независимости (4 июля 1776 г.) – обнародовали 13 североамериканских штатов. Эти декларации послужили образцом для всех других штатов. Аналогичные акты

были приняты во всех североамериканских штатах еще до принятия Конституции США в 1787 г.

Институт неотчуждаемых прав и свобод личности, сложившийся в естественно-правовой доктрине XVII–XVIII вв. – одна из важнейших ценностей человеческой культуры. Такие документы, как Декларация прав Виргинии (1776 г.), Декларация независимости США (1776 г.), Конституция США (1789 г.), французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.), знаменовали выдающиеся вехи в развитии человечества, в истории права и государственности. Все дальнейшее развитие теории прав человека и их реализация так или иначе испытывали влияние этих документов.

В современном мире институт прав и свобод человека и гражданина является неотъемлемой составной частью конституций демократических государств. Концепция неотчуждаемых прав и свобод личности, утвердившаяся в естественно-правовой доктрине XVII–XVIII вв., в последующем стала реально воплощаться в конституционном развитии многих государств. Длившаяся столетиями в Европе и Америке борьба за права личности (разумное право) получила конституционное признание, которое положило начало новому их осмыслению.

Появилась новая конституционная идея – принцип признания достоинства человеческой личности, ограничивающий государственную власть основными правами человека. Тем самым было положено начало формированию свободного общества свободных граждан. В этом смысле основные права составляют фундаментальное содержание западной концепции государства в современную эпоху.

Если особенностью XVIII в. в борьбе за права человека являлось стремление к ограничению власти государства, то с начала XIX столетия в конституционном развитии формируется новый подход к проблеме прав и свобод. После законодательного закрепления личных прав ярко обозначилась тенденция борьбы за политические права граждан, особенно за избирательное право. В плане обеспечения прав и равенства граждан центральное место заняло постепенное расширение круга лиц, участвующих в выборах, с конечной целью всеобщего избирательного права.

ХХ столетие характеризуется качественно новым подходом к правам и свободам человека и гражданина. Они не просто декларируются и закрепляются в конституционно-правовых актах, но, что очень важно, на государство возлагается обязанность их защищать и создавать условия для их реализации. В настоящее время во многих странах принимаются реальные меры по созданию условий для практической реализации прав и свобод.

Особенности современных конституций свидетельствуют о том, что в настоящее время институт прав и свобод наиболее значим в системе ценностей конституционно-правового развития государства.

В настоящее время существенно шире стал сам перечень конституционных прав и свобод. В ХХ в. появились и принципиально новые права и свободы, незнакомые конституционному праву XVIII–XIX вв. Это социально-экономические права (так называемые «права второго

поколения»), которые касаются сферы трудовых отношений, социального обеспечения, здравоохранения и образования, профсоюзной деятельности, а также права различных категорий населения – молодежи, женщин, престарелых, защита которых обеспечивает охрану семьи и материнства, свободу научного и художественного творчества и др. Они имеют особую значимость в наши дни, в эпоху социального и технического прогресса, когда человек оказывается один на один с рыночной стихией и социальной незащищенностью.

Приобретение институтом социально-экономических прав конституционного значения характеризует дальнейшее развитие демократии не только в политической, но и в социальной сфере. В конституциях большинства стран содержится положение, характеризующее «социальную» природу данного государства. Среди прав и свобод, которым специально посвящены целые главы или даже разделы основных законов многих европейских государств, большое внимание уделяется социальноэкономическим правам.

Если личные права в основном направлены на обеспечение свободы от противоправного вмешательства государственной власти, то для социальных прав характерно наличие притязаний на обеспечение и осуществление интересов индивида с помощью государственных действий. На государство возлагаются дополнительные требования по осуществлению государственной социальной политики на основе тех ресурсов, которыми оно располагает для этих целей. Именно поэтому, если основные гражданские и политические права человека (такие как право на жизнь, право на признание правосубъектности, свобода мысли, совести, религии и др.) наполняются близким содержанием, уровень обеспечения социально-экономических прав в разных странах может значительно различаться, так как во многом обусловлен уровнем их промышленного и социально-экономического развития.

Проблема социально-экономических и культурных прав в научной литературе получила название так называемых «прав второго поколения». Эти права приобрели юридическое значение в основном в результате борьбы трудящихся за улучшение своего положения.

История прав человека изучается в различных аспектах: во-первых, подлежат исследованию общественные отношения, сам исторический процесс, а именно: законодательство, история идей о правах человека, концепции прав человека. Во-вторых, при изучении истории прав человека особое внимание уделяется понятиям, связанным с правами человека. Права человека обладают исторически преходящим характером; изменяясь, они пытаются отвечать на вызовы своего времени. Динамичность прав человека является следствием конкретно-исторических условий, которые корректируют значимость и актуальность тех благ, что стоят за правами. Развитие прав человека показывает, что, развиваясь на каком-то этапе, они приобретают новые свойства, позволяющие расширять и изменять оценку возможностей прав.

Большинство исследователей считает, что только в XVII-XVIII вв. возникают права человека в современном их понимании, но общие идеи появляются еще в античное время. История прав человека является составной частью человеческой истории, а закономерности развития прав человека – это закономерности развития истории человечества.

В научной литературе нет единого взгляда на классификацию этапов развития прав человека. Так, профессор Ф.М. Рудинский выделял три этапа развития прав человека. Первый этап охватывает период Древнего мира до конца XVIII в., то есть до принятия Декларации независимости США 1776 г. и Французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Второй этап связан с принятием Французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и длится до принятия Всеобщая декларация прав человека ООН 1948 г. Третий этап связан с принятием Всеобщей декларации прав человека ООН 1948 г. и продолжается до конца XX-начала XXI вв.

С другой стороны, профессор Л.И. Глухарева выделяет пять этапов развития прав человека: «первый этап – зарождение идеи (со второй половины V в. до н.э.) и формирование учения о правах человека (с Нового времени); второй этап – позитивное закрепление прав человека как системного образования (со второй половины XVIII в.); третий этап – социализация прав человека (с начала XX века); четвертый этап – интернационализация прав человека (с середины XX столетия); пятый этап – глобализация прав человека (на рубеже XX-XXI вв.)» .

В основу классификации этапов развития прав человека положен исторический критерий. Представляется, что представления о правах человека могли возникнуть только, когда стала ясна ценность человеческой личности. Исходя из этого, предлагаем выделить три этапа: этап зарождения прав человека; этап утверждения, «универсализации» прав человека, а также этап имплементации прав человека в национальное законодательство. Каждый из обозначенных этапов, в свою очередь, делится на отдельные периоды на основе того или иного решающего фактора.

Первый этап: «Этап зарождения прав человека».

  1. В первобытнообщинном строе человек – это племенное существо, который не осознает себя как индивидуальность. Безусловно, говорить о появлении прав человека в современном их понимании в этот период представляется несостоятельным. Для мононорм, действовавших в то время, было характерным то, что они никогда не давали преимуществ одному члену рода перед другим, то есть закрепляли «первобытное равенство», характерное для потестарных (от лат. «potestus» – власть, мощь) обществ. Однако это равенства состояло в отсутствии свободы, поглощении человека сообществом, в регламентации всей его деятельности, в консервативности отношений.
  2. В условиях рабовладельческого строя появляются два вида людей: рабовладельцы и рабы. Раб – это instrumentum vocale, «говорящее орудие». Здесь возникли представления о правах личности, которыми могли обладать только свободные.

Существенное правовое значение имеют суждения о праве, законе, государстве, личности мудрецов Древней Греции: Солона, Пифагора, Гераклита, Демокрита, Протагора, Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура.

Первые теоретические разработки и законодательные положения об индивидуальных правах имели место еще в Древних Афинах, широко распространивших и передавших в наследство человечеству опыт политических прав, демократии, прямого законотворчества и личной ответственности за злоупотребление своими свободами. Античные законы провозглашали идеи равенства прав, но это было особое равенство – равенство по достоинству, в зависимости от личного вклада.

Особый интерес представляет понимание Солоном закона и его власти как сочетание права и силы, всеобщности закона и правового равенства. Важную роль в формировании идей правового равенства людей сыграло учение Пифагора и его последователей. Необходимость соблюдения всеми разумных и справедливых законов обосновывал Сократ. В проекте идеального государства Платона отсутствуют частная собственность, деление людей на свободных и рабов, признается равноправие женщин и мужчин. Правовая концепция государства и связь права и прав индивида с государством находят отражение в учении Аристотеля .

Вершина древнегреческой философии, обосновавшая идею достоинства человека знаменитая формула Протагора «мера всех вещей – человек» и сегодня обладает огромным общегуманистическим потенциалом. Софист Ликофрон выводит, что люди равны по природе и поэтому равны их личные права, закон же является договором и гарантией личных прав. Эпикур трактует свободу человека как его ответственность за разумный выбор своего образа жизни и за себя.

Древнегреческие стоики полагали, что мироздание – это взаимосвязанные между собой земные и небесные явления, они управляются божественным провидением, естественным разумом. Жизнь всех людей определяла судьба. Стоики также обосновывали космополитические представления о том, что все люди по своей природе и по закону мироздания являются гражданами единого мирового государства и что человек есть гражданин Вселенной.

Человек в Древнем Риме являлся участником правоотношений, было разработано понятие естественного права как составная часть прав. Идеи естественного права развивал выдающийся мыслитель Марк Туллий Цицерон, который считал, что по природе «все мы подобны и равны друг другу», что «между людьми никакого различия нет», что «человек – гражданин всего мира, как бы единого града». Идеи естественного права нашли отражение и в творчестве римских стоиков. Так, Луций Сенека считал, что всечеловеческие законы и государства подчинены «закону судьбы» (праву природы) .

Феодальный строй характеризуется личной зависимостью крепостного от феодала, но в отличие от раба крепостной – владелец средств труда. Разделение труда создало, в свою очередь, много форм деятельности.

Новое звучание и смысл античные идеи естественно-правового равенства и свободы всех людей получили в Средние века. В этот период христианство выступило как религия свободы и сыграло значительную роль в процессе становления универсальных понятий прав человека. Главная особенность развития правовой мысли в этот период состоит в определяющем влиянии на нее христианства и римско-католической церкви.

В X-XI вв. в Европе возникает система правосудия (суд присяжных). В 1215 г. в Англии была принята Великая хартия вольностей, ее положения были направлены на ограничение прав королевских чиновников, Хартия предусматривала возможность применения наказания свободных граждан не иначе как по законному приговору и по закону страны.

Новое время – эпоха буржуазных революций XVI-XVII вв. В этот период появляются новые идеи о правах человека.

Буржуазные революции XVII-XVIII вв. были направлены на освобождение личности от феодально-сословных ограничений, тормозивших производство, препятствующих развитию производительных сил общества. Поэтому требования естественных прав человека были экономически обусловлены потребностями развития производства и торговли.

Реформация и движение протестантизма (Мартин Лютер, Жан Кальвин, Томас Мюнцер) выступили против засилья и привилегий католической церкви, проявив повышенное внимание к вопросам земного устройства человеческой жизни. Немецкий теолог Мартин Лютер сформулировал ряд тезисов, которые лежат в основе протестантизма: принцип равноправия, т.е. никто из людей не имеет превосходства над себе подобными, клир ничем не отличается от мирян, все сословия одинаковы; человек спасается от греха только своей верой, а не обрядом; чтобы молитва дошла до Бога необязательно ходить в церковь и пользоваться услугами священника. Каждый верующий имеет право читать и толковать Библию. Последнее говорит о появлении свободы слова.

В период возрождения и реформирования формируется гражданское общество, отрицающее сословную организацию общественной жизни и предполагающее гражданское равенство и свободу от традиционных государственных, религиозных и других ограничений.

Свое наивысшее социальное звучание идеи естественного права получили в условиях общего кризиса феодализма. Именно в это время окончательно оформилась рационалистическая теория естественного права: естественные права продиктованы разумом; это свойства людей, полученные от природы; это основа общественного договора, когда люди заключили соглашение о том, что правительство должно соблюдать эти права человека; естественные права ставили выше божественного права. Рационалистическая теория естественного права отражена в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Т. Джефферсона. Своей критикой феодализма и обоснованием необходимости господства права в отношениях между индивидуумом и государством, новыми представлениями о правах и свободах личности эта теория внесла большой вклад в идеологическую подготовку буржуазных революций и юридическое закрепление их результатов. В частности, исключительное значение имела концепция общественного договора как источника происхождения и правовой основы деятельности государства .

Так, Ж.Ж. Руссо в работе «Об общественном договоре, или Принципы политического права» указывает различия между индивидом как частным лицом и индивидом как гражданином – членом «публичной персоны». Как справедливо отмечает Л.И. Глухарева, «его дуализм человека – члена гражданского общества и человека – гражданина государства позже ляжет в основу концепции прав человека и гражданина» .

Второй этап: «Этап утверждения, «универсализации» прав человека».

Датой, положившей начало существованию института прав человека как самостоятельному явлению, следует считать создание в Новое время в Америке и в Европе деклараций прав человека, которые политически и юридически закрепили некоторую совокупность гарантированных возможностей, без которых не могла состояться личная, имущественная и гражданская самостоятельность индивида. Л.И. Глухарева отмечает, что закреплению требования уважения достоинства и свободы личности оказалось возможным благодаря нескольким историческим фактам: «во-первых, важным моментом стала достаточно ранняя по сравнению с Востоком выделенность института частной собственности, его самостоятельное существование. Во-вторых, усвоение европейцами новой веры – иудейско-христианской с ее представлениями о человеке как образе и подобии Божьим привело к сознанию значимости каждой личности, пониманию ценности человеческого достоинства и укоренению взглядов о равенстве людей. В-третьих, сказались некоторые демократические традиции германских племен (народные собрания, выборность вождей, судей и т.п.). В-четвертых, основы прав человека закладывались и юридической системой… Оформление правового статуса личности… стало знаменательным событием… В-пятых, менталитет, образ жизни и дисциплинирующие уклады повседневности благоприятствовали ощущению европейцами повышенного динамизма окружающего времени. В-шестых, ценностные ориентации нравственного, правового и политического характера также сыграли свою роль в возникновении феномена прав человека. В-седьмых, западноевропейская научная мысль со времен античности работала в направлении, теоретически и идейно подготавливающем почву для возникновения и обоснования прав человека» .

Этап «универсализации» прав человека воплощает в себе не только политические, экономические, социальные и правовые учения, но и религиозные доктрины. Религии мира исходят из представления о духовности личности и равенстве всех перед Богом. Ценности христианства как самой распространенной мировой религии о равенстве всех в первородном грехе, ислама, который по примерным подсчетам исповедует примерно около четверти населения планеты – о равенстве в повиновении перед Богом, буддизма – о равенстве в страдании нашли свое воплощение в универсальной концепции прав человека.

Этап утверждения, прав человека можно условно подразделить на несколько периодов, связанных с принятием важных документов в области прав человека. К таким периодам можно отнести принятие Декларации независимости США 1776 г. ; Французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. ; Гражданский Кодекс Наполеона 1804 г.; Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа 1918 г. .

Особенностями рассматриваемого этапа развития прав человека является то, что появляются юридические акты, провозглашающие права и свободы, принадлежащие всем без исключения гражданам; декларациями Нового времени закрепляется система личных и политических прав, которые государства «приравнивают к закону», который сами же и обязаны исполнять в первую очередь.

Декларация независимости США 1776 г. закрепила, что все равны и обладают неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Правительство существует для защиты прав человека. В Конституции США 1787 г. и десяти поправках к ней, составивших американский Билль о правах 1789-1791 гг., юридическое закрепление получила свобода индивида. Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. стала вехой на пути к созданию всемирной концепции прав человека. Декларация зафиксировала права первого поколения – естественные, неотчуждаемые и священные права человека: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Декларация закрепила презумпцию невиновности, свободу мыслей и мнений, право требовать у любого должностного лица отчета о его деятельности. Гражданский Кодекс Наполеона 1804 г. закрепил право частной собственности и свободу договора, создал условия для товарно-денежных отношений, положения которого были реципированы законодательством многих государств мира.

В этот период претерпевают изменения и научные взгляды на права человека. XIX век характеризуется распространением различных философских теорий.

Во-первых, в первой половине XIX в. влиятельным политическим и интеллектуальным течением становится либерализм, который провозгласил свободу; право частной собственности; выступал против вмешательства государства в экономическую жизнь общества; закрепил избирательные права, которые не принадлежали бедным.

И. Кант приступает к систематическому обоснованию идее либерализма. Он утверждал, что каждое лицо обладает совершенным достоинством и не может быть орудием осуществления каких бы то ни было целей даже во имя общего блага. Его «категорический императив» – нравственное требование, которое лежит в основе морали и права; человек должен поступать так, чтобы его поступки были примером для законодателя. Его главная идея, что человек не может быть средством, он всегда ценен, является основой современной теории прав человека.

Г.В.Ф. Гегель разрабатывал концепцию целостной свободы государственно организованного народа, неотъемлемой частью которой считал свободу отдельного человека.

Во-вторых, теории К. Маркса и Ф. Энгельса обосновывали движение пролетариата. Марксизм критиковал либеральные теории, поскольку последние не учитывали социальных реалий, пренебрегали материальными гарантиями.

В-третьих, анархические теории прав человека (Пьер-Жозеф Прудон, М.А. Бакунин) в отличие от марксистов отрицали государственную власть вообще. Общество должно быть основано, по их мнению, на общинных началах.

На рубеже XIX-XX вв. появляется тенденция к демократизации общественно-политических процессов. В этот период происходит борьба рабочего класса за свои права, социалистические революции в ряде стран, национально-освободительное движение в колониальных и полуколониальных странах. Стремление прогрессивных сил к демократии и свободе привели к формированию новых прав человека и закреплению их в законодательстве. Документом, продолжившим идеи французской и американской деклараций в России, стала Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа 1918 г. , которая закрепила, что Россия – республика Советов; цель власти – устранение деления общества на классы; подавление эксплуататоров; была введена всеобщая трудовая повинность. При этом экономические, социальные и культурные права были провозглашены позже.

Как было сказано ранее, идея прав человека появилась еще в далекие времена, однако, только с созданием ООН эта идея получила официальное и международное признание. История показывает, что права человека не могут быть только национальной проблемой, ибо все крупнейшие мировые события накладывают на нее свой отпечаток независимо от территориальных или идеологических барьеров. Поэтому закономерно, что права человека были расценены мировым сообществом как важнейшая, фундаментальная проблема. В настоящее время международный кодекс, определяющий права человека, включает в себя большое количество основополагающих международных договоров и деклараций. Особое место среди них занимают Всеобщая декларация прав человека 1948 г. ; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. ; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. ; Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. Как правовые документы они имеют различную юридическую силу. Так, ряд договоренностей носит характер деклараций, а их положения являются нормами-рекомендациями. Другие документы представляют собой международные договоры, содержащие обязательные для государств нормы поведения. В случае ратификации договора его положения становятся обязательными для применения внутри страны. Следует обратить внимание, что достижения сегодняшнего дня в области международных договоренностей и рекомендаций по правам человека – результат длительного их осмысления мировым сообществом и вычленения истинных человеческих ценностей. На международном уровне права человека находят отражение в основных источниках международных стандартов прав человека. К ним можно отнести вышеназванные документы, а также Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Европейскую Хартию о местном самоуправлении, Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ и др.

Важную роль в разработке основных международных стандартов прав человека, в «универсализации» прав человека сыграла Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Этот документ имеет огромное значение, поскольку с ее принятием впервые в истории международных отношений был определен круг основных прав и свобод человека, подлежащих всеобщему соблюдению. Всеобщая декларация прав человека является первым международно-правовым актом, который определил основной комплекс прав и свобод человека. Принятая в форме резолюции Генеральной Ассамблеи ООН Всеобщая декларация прав человека являлась рекомендацией, которая не обладала юридически обязательной силой. А сегодня права и свободы, провозглашенные в ней, рассматриваются в качестве юридически обязательных обычных норм. Всеобщая декларация прав человека рассматривается мировым сообществом как система выработанных и согласованных на высшем уровне правил и ориентиров человеческого общежития, как своего рода кодекс взаимоприемлемого, цивилизованного поведения различных стран, народов, корпоративных образований, а также отдельных граждан. Универсальное значение этого документа, в котором выражена консолидированная воля свыше 200 государств планеты, убедительно продемонстрировано практикой его действия .

Причины, которые заставляют не один раз обращаться к тексту Всеобщей декларации прав человека, видятся в следующем. Во-первых, Декларация была самым первым международным документом, в котором государства попытались описать (очертить) правовой статус личности, зафиксировать перечень прав, принадлежащих каждому человеку, которые государства должны уважать и обеспечивать. Во-вторых, Декларация – документ, который был принят именно как рекомендация, а не как юридическое обязательство. В-третьих, Всеобщая декларация прав человека стала ориентиром для внутригосударственного законодательства. В-четвертых, Всеобщая декларация прав человека заложила основы унификации в сфере прав человека. В преамбуле Декларации было отмечено: «… всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства», т.е. решено было добиваться положения, при котором права человека одинаково трактовались в государствах с разными политическими системами, в разных точках земного шара. Иначе говоря, Всеобщая декларация заложила начало «стандартизации» в сфере прав человека. Но в этом смысле она явилась лишь первой ступенью. Встал вопрос о необратимости и неизбежности развития, уточнения и дополнения установленного перечня прав человека. Впоследствии положения Всеобщей декларации были расширены и конкретизированы в многочисленных соглашениях по правам человека. В-пятых, Всеобщая декларация прав человека представляет собой универсальную культурно-историческую концепцию человечества. «Мы должны вновь рассматривать Декларацию как констатацию проблемы прав человека в универсальном духе и отвергнуть тенденцию рассматривать ее как всего лишь специфический продукт европейской культуры…» . Итак, важнейшим направлением международного сотрудничества в гуманитарной области является выработка нормативов, регламентирующих правовой статус личности. И Всеобщая декларация прав человека дала импульс для развития не только универсального, но и регионального сотрудничества по правам человека.

Третий этап: «Этап имплементации прав человека в национальное законодательство».

С юридическим закреплением универсальной концепции прав человека (принятием Всеобщей декларации прав и свобод человека 1948 года) возникает необходимость создания политико-правовых механизмов соблюдения и защиты прав человека на национальном уровне. В современном мире права человека становятся основой конституционализма, ориентиром развития национального законодательства о правах человека. Идеи прав человека легли в основу всех конституционных актов мира. С начала XIX в. конституции наиболее развитых стран мира провозглашают права человека (Франция, Бельгия, Германия и др.). Болгарская Тырновская конституция 1879 года приобретает известность как документ, закрепивший самый широкий перечень прав и свобод для XIX в. Высоким уровнем демократичности прав подданных отличалась Конституция Царства Польского 1815 года. Но главным недостатком первых конституционных закреплений прав человека, требующим исправления, было то, что они весьма скупо фиксировали права и свободы человека, зачастую ограничивались перечнем лишь гражданских и политических прав. Так, этап имплементации прав человека в национальное законодательство характеризуется широким включением в конституционные акты социальных, экономических и культурных прав и свобод, совершенствованием качества юридических формулировок прав и свобод, созданием принципиально нового законодательства о правах и свободах человека и гражданина, соответствующего в целом международным стандартам.

Американская концепция прав человека более широкое развитие получила в 1950 – 1960-е гг., в ряде федеральных законов о гражданских правах, в судебных прецедентах, в конституциях и законах штатов, многие из которых закрепели принципиально новые права и свободы, такие как, право на здоровую окружающую среду, право на информацию, равноправие мужчин и женщин и др. Неоднократно вносились изменения и в Конституцию Франции, а не самый объемный для современного демократического государства перечень прав и свобод, указанный в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и Преамбуле к Конституции 1946 г. был обеспечен системой усовершенствованных гарантий. В Великобритании в 1975 – 1976 г. было принято специальное законодательство против дискриминации по расовому и половому признаку, в 1973, 1978, 1984, 2002 – 2003 гг. – система актов, связанных с борьбой против терроризма, в 2000 г. – Закон о политических партиях, выборах и референдумах. Некоторые демократические государства, например, Испания, для более эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина учредила специальный институт – институт омбудсмена, Народного защитника (статья 54 Конституции Королевства Испании). Конституция СССР 1977 года стала первой и единственной за весь советский период конституцией, включавшей в отдельном разделе, посвященном правам, свободам и обязанностям граждан, стандартный для европейских стран комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Принятие Конституции Российской Федерации и выборы 12 декабря 1993 года способствовали формированию политико-правовой определенности в государственном строе России, открывали новые возможности для дальнейшего развития института прав и свобод человека и гражданина. В этот период Россия получила принципиально новое избирательное законодательство, соответствующее в целом международным избирательным стандартам; новое законодательство о печати, общественных объединениях. Был утвержден принцип гласности, отменена цензура.

  1. Глухарева Л.И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование). – М.: Юристъ, 2003. – 304 с.
  2. Саидов А.Х. Общепризнанные права человека. Учебное пособие. Под ред. профессора И.И. Лукашука. - М.: МЗ Пресс, 2002. – 267 с.
  3. Декларация о правах трудящегося и эксплуатируемого народа (принята III Всероссийским съездом Советов 13.01.1918) // СУ РСФСР. № 15. 1918.
  4. Французская Республика. Конституция и законодательные акты / Пер. с фр.; сост. В.В. Маклаков, В.Л. Энтин. М.: Прогресс, 1989. – 448 с.
  5. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учеб. пособие. – 8-е изд., исправл. и доп. – М.: Инфотропик Медиа, 2012. – 640 с.
  6. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М., 1999. 784 с.
  7. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 12. 1994.
  8. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 12. 1994.
  9. Шишенина И.В. Права человека в российских конституционных проектах (1990-1993 гг.). – М.: Права человека, 2010. – 168 с.
  10. Э. Димер. Философские основы прав человека // Международное сотрудничество и права человека. Реф. сб. М., 1989.
Количество просмотров публикации: Please wait

Просмотров