Что такое землеустройство. Землеустройство - это что такое? Основы и виды землеустройства

Землеустройство - это комплекс мероприятий, нацеленных на управление земельными ресурсами, который регламентируется действующим законодательством. Он необходим для правильного использования, восстановления и охраны земель. Кроме того, землеустройство включает в себя изучение состояния земель, установление границ землепользования, организацию рационального использования и решение юридических вопросов. Это была общая характеристика, а теперь узнаем подробнее, что собой представляет землеустройство, какие функции оно выполняет, какими документами регламентируется и многое другое.

Понятие

Землеустройство - это совокупность связанных между собой работ, направленных на изучение состояния земельных ресурсов и их грамотное распределение. Работы могут быть картографическими, инженерно-техническими, инвентаризационными и юридическими. Сюда же входят мероприятия по организации территории и определению границ объектов на местности. Все это проводится согласно установленной процедуре. Вот таким обширным понятием является землеустройство. Ресурсы, которых всегда не хватает, должны использоваться рационально. В этом и заключается главная задача землеустройства.

В Российской Федерации, кроме мероприятий по изучению земель, их планирования, рационального использования и охраны, описания местоположения и установления границ объектов на местности, землеустройство занимается организацией рационального использования гражданами и юридическими лицами участков, принадлежащих малочисленным коренными народам Дальнего Востока, Севера и Сибири с целью обеспечения привычного образа жизни и хозяйственной деятельности.

Методы землеустройства

Землеустройство включает в себя такие процедуры:

  • кадастровая съемка;
  • аэросъемка;
  • топографо-геодезические, геоботанические и почвенные обследования;
  • межевание границ;
  • разработка предложений по рациональному использованию земель.

Все это позволяет собирать и анализировать данные о качественных и количественных параметрах земельных территорий государства. Надежность и достоверность информации, полученной в результате работы с измерительными средствами, которые используются для измерения и обследования земельных участков, контролируется с помощью сертификации этих самых средств на основе технологических и технических стандартов.

По результатам проведенных обследований составляется документация, включающая планы и схемы участков, картографические и прочие материалы землеустройства. На основе документации на все объекты землеустройства составляется землеустроительное дело.

Площадь участка, расположение инженерных систем и других объектов, в том числе природных, заносится непосредственно в план земельного участка. Дополнительно в такой план может входить информация об ограничениях или обременениях участка, указывающая на территории, имеющие право сервитута. План необходим при покупке, продаже и прочих земельных сделках.

Социальные аспекты землеустройства

При проведении работ по землеустройству в обязательном порядке учитываются социальные аспекты. К таковым относятся:

  1. Система расселения (плотность и структура населения).
  2. Количество, размер, расположение и уровень благоустройства населенных пунктов.
  3. Населенные пункты, несущие сельскохозяйственное значение (деревни, села).
  4. Наличие и расположение водных фондов.
  5. Наличие и состояние железнодорожных и автомобильных путей сообщения.
  6. Наличие коммуникационных сетей: электричество, телефонная связь, водопровод, газопровод и прочее.

Во время исследования сельскохозяйственных населенных пунктов учитываются такие факторы: развитие инфраструктуры, наличие производственных фондов (фермы и прочие объекты хозяйственного значения) и их состояние, а также степень развития и автоматизации этих фондов.

Цели землеустройства

С течением времени цели землеустройства могут меняться. На сегодняшний день они таковы:

  1. Реализация государственной земельной политики с помощью экологически и экономически обоснованного перераспределения земельных фондов по субъектам права на землю и формам собственности.
  2. Образование специальных земельных фондов, формирование рентабельной системы использования этих фондов, обеспечение справедливых земельных преобразований и гарантия прав на землю, прописанных в Конституции.
  3. Организация мероприятий направленных на: перспективное распределение земель, организацию рационального использования разных категорий участков, вне зависимости от формы собственности, на муниципальном, региональном и федеральном уровнях; и наконец, обеспечение условий (организационных и территориальных) для эффективной деятельности в сельскохозяйственной и других отраслях.
  4. Проектирование и установка границ административно-территориальных и муниципальных образований, территорий, имеющих особый правовой статус использования земли, а также закрепление городских черт.
  5. Создание новых участков, реорганизация имеющихся участков, оформление их границ и закрепление этих границ на местности.
  6. Подготовка документации для принятия государственными органами решений об управлении земельными ресурсами, а также для реализации оборота земель и регистрации прав владения участками.
  7. Получение информации о качественных и количественных показателях использования земли. Это необходимо для: разработки документации; ведения государственного кадастра, мониторинга территорий, контроля за использованием земель и их охраной и выполнения других государственных функций управления земельными фондами, в том числе взыскание платы за пользование землей и организация мероприятий по стимулированию рационального использования территорий, возмещение убытков, которые может понести лесо- и сельскохозяйственное производства при выкупе или предоставлении земель, и прочее.
  8. Разработка и внедрение методов, нацеленных на сохранение и совершенствование природных ландшафтов, восстановление плодородия почвы и его повышение, землевание малопродуктивных угодий, рекультивацию нарушенных земель, а также защиту территорий от опустынивания, эрозии, подтопления и прочих негативных явлений.
  9. Внутрихозяйственная организация территорий и создание условий для обеспечения рационального функционирования объектов землеустройства.

С точки зрения земельного строя задачей землеустройства является также организация рационального использования и охраны территорий в каждой отрасли экономики, а также приведение организации земель в соответствие с текущими земельными отношениями. Благодаря землеустройству соблюдаются оптимальные условия использования земельных фондов и решаются организационные задачи землепользования.

Функции

Государственные. Землеустройство относится к сфере общественного производства, а значит, оно служит основным государственным рычагом для осуществления земельных преобразований. Следовательно, оно должно иметь государственный характер. С этой целью создаются специальные комитеты. В народе говорят просто: «Комитет по земельным и землеустройству», но в действительно его название несколько длиннее. На уровне государственных функций землеустройство дает возможность:

  1. Реализовать земельную реформу.
  2. Определить перспективность использования территорий.
  3. Перераспределить земли между субъектами и по формам собственности.
  4. Определить целевое назначение земли.
  5. Организовать охрану земельных фондов.
  6. Сформировать рациональную модель землевладения и землепользования.

Государственное землеустройство включает в себя подготовку землеустроительной документации для принятия решений об управлении ресурсами и проведении непосредственно землеустройства. В обеспечении государственных функций используются такие схемы землеустройства:

  1. Генеральную.
  2. Отдельных субъектов.
  3. Муниципальных образований.
  4. Использования и охраны земельных фондов.

Отраслевые . К этим функциям относится поиск территорий для организации несельскохозяйственных производств, изъятие ценных земель и участков с природоохранным статусом.

Территориальная . Эта функция создает условия для жизнедеятельности всех отраслей экономики и формирует рациональную систему землепользования в сельскохозяйственной и другой отраслях.

Принципы

При ведении землеустройства соблюдаются такие принципы:

  1. Обеспечение законных интересов граждан, проживающих на исследуемой территории, и других субъектов права.
  2. Экологические требования имеют приоритет перед экономическими аспектами планируемой эксплуатации земель. Это свидетельствует о необходимости охраны ценных угодий от взятия их под несельскохозяйственные нужды, рекультивации нарушенных участков, консервации территорий, пострадавших от загрязнения промышленными, химическими или радиоактивными отходами.
  3. Обеспечение одинаково выгодных территориальных и организационных условий для различных форм хозяйственности и развитие всех отраслей экономики. Отсюда следует необходимость в сбалансированности между доступными производственными фондами и выделяемой землей, а также обеспечении всех условия для нормального функционирования земельных фондов.
  4. Исследование перспективных направлений развития муниципальных и прочих административно-территориальных субъектов.
  5. Исследование экологической устойчивости и дальнейшей пригодности к использованию земель хозяйственного и другого назначения при нормальной интенсивности их эксплуатации.
  6. Сохранение и рационализация использования ландшафтов.
  7. Соблюдение компактного расположения земельных участков, обеспечение их оптимальной формы и площади, а также комфортного к ним доступа.
  8. Обеспечение стабильного использования участков и предупреждение излишнего деления угодий в том случае, если их целевое применение невозможно или связано с трудностями.
  9. Регулировка оптимального размещения и соотношения участков, а также интенсивности их эксплуатации.
  10. Создание и сохранение элементов организации территории, устойчивых к изменению метеорологических условий. К таковым относятся дороги, лесополосы, мелиоративные сети и прочее.
  11. Использование агроэкологической оценки территории и принципа эколого-технологического зонирования, на основе которых реализуется проект землеустройства.
  12. Своевременное изъятие загрязненных, деградирующих или зараженных участков из сельскохозяйственного пользования с последующей консервацией и исключением варианта их перераспределения.
  13. Определение требований по экологии и обеспечение норм и нормативов, описанных в соответствующих стандартах.

Землеустройство обычно делится на территориальное и внутрихозяйственное. Рассмотрим каждый из видов.

Территориальное землеустройство - это комплекс работ, направленных на изучение состояния земельных фондов, организацию их грамотного использования, определение административно-территориальных границ и межевание земельных объектов.

Его целесообразно проводить в таких случаях:

  1. Изменение границ участка.
  2. Обнаружение нарушенных земель.
  3. Консервация и рекультивация угодий.
  4. Выделение земельных долей.
  5. Изъятие или предоставление участков под сельскохозяйственную деятельность.

К территориальному землеустройству также относится:

  1. Установление и изменение межи населенных пунктов.
  2. Зонирование населенных пунктов.
  3. Создание охраняемых территорий (парки, сады и прочее).
  4. Создание зон с особым режимом землепользования.
  5. Расположение предприятий.

Это комплекс работ по организации рационального землепользования в пределах определенных участков, выделенных под сельскохозяйственную деятельность. Фактически предназначение этого вида землеустройства заключается в изучении и утверждении планов размещения земель, пастбищ, жилых и производственных зданий, а также сооружений инженерно-транспортной инфраструктуры в пределах определенного участка. Как правило, проведение такого землеустройства организовывается по требованию субъектов, обладающих правами на участок.

Землеустройство состоит из довольно обширного перечня работ:

  1. Разработка генеральных планов застройки города.
  2. Планирование развития отдельных районов города и сельских округов.
  3. Разработка схем зонирования защиты населенных пунктов от последствий чрезвычайных ситуаций.
  4. Разработка зон охраны объектов особого значения.
  5. Разработка зон охраны от воздействия промышленных предприятий.

При реорганизации территорий компании, занимающиеся землеустройством, проводят:

  1. Инвентаризацию угодий.
  2. Отделение земли, передаваемой в частную собственность.
  3. Уточнение размеров участка.

На основе такого документа, как положение о землеустройстве, определяются требования к расположению земель.

Землеустройство осуществляется по распоряжению государственных органов. Главный из них - Комитет по земельным ресурсам и землеустройству. Основание для проведения таких работ служат договоры, заключенные заинтересованными лицами и землеустроительными организациями. Субъекты, законные интересы которых могут быть затронуты в процессе землеустройства, должны быть извещены о его проведении в письменном виде. В случае несогласия последних комитет по землеустройству будет рассматривать их претензии и защищать права.

По результатам зонирования составляется схема участка. В нее входят данные о расположении, площади и назначении угодий, разрешенные способы использования земли, ограничения, обременения и сервитуты.

Эта схема лежит в основе сделок на строительство объектов коммуникаций и подъездных дорог, развития торговли, общественного транспорта и прочей инфраструктуры.

Объекты землеустройства - это территории муниципальных образований, субъектов государства, населенных пунктов, а также территориальные зоны и зоны с особыми условиями использования земель.

Документация

По результатам проведения землеустройства формируют специальные документы. К ним относятся:

  1. Схемы: землеустройства территорий, генеральная, охраны и использования земель, землеустройства муниципальных образований.
  2. Карта (план) исследуемого объекта.
  3. Проект внутрихозяйственного землеустройства.
  4. Проекты: улучшения сельхозугодий, освоения новых территорий, рекультивации нарушенных земель, защиты от негативных воздействий (сели, эрозия, заболачивание, подтопление, иссушение, вторичное засоление, уплотнение, загрязнение и так далее).
  5. Отчеты о почвенных, геоботанических и других изысканиях и обследованиях, в том числе инвентаризации земли и оценки ее качества.
  6. Тематические карты и атласы.

Федеральный закон о землеустройстве и прочие нормативно-правовые акты государства или его отдельных субъектов могут самостоятельно устанавливать другие виды землеустроительных документов.

В дальнейшем землеустроительные документы применяют для регистрации прав на отдельный участок наряду с документами, устанавливающими право собственности.

Подготовка кадров

Земельные ресурсы и землеустройство - весьма объемная область знаний. Поэтому в ней задействовано довольно много специалистов. Это направление государственной деятельности играет важнейшую роль в образовании поселков и городов, их дальнейшем развитии и благополучии. Существуют не только факультеты, но и целые университеты, готовящие кадры по столь обширной специальности, как землеустройство и кадастры. Это еще раз доказывает актуальность и полезность данной профессии.

Для примера коротко рассмотрим Московский университет землеустройства. Учебное заведение было основано в 1779 году для кадрового обеспечения земельных реформ, работ по распределению земель и организации их грамотного использования. Это имело как политическое, так и социально-экономическое значение в формировании территорий России, закреплении границ и установлении прав на земельную собственность. На сегодняшний день вуз является единственным в России учебным заведением, специализирующимся на подготовке специалистов по данному направлению. Землеустройство и кадастры - далеко не все, чему учат в Московском университете. Здесь также готовят геодезистов, юристов, архитекторов, оценщиков земли, экономистов и специалистов смежных отраслей. Выпускников данного вуза принимают на работу как в Комитет по ресурсам и землеустройству, так и в частные компании этой отрасли, проектные бюро и прочие организации.

В университете трудится более трехсот преподавателей, среди которых 50 профессоров, докторов и 160 кандидатов наук. Абитуриенты могут выбрать специальность среди 9 факультетов и 27 кафедр.

Заключение

Сегодня мы познакомились с таким понятием, как землеустройство. Резюмируя вышесказанное, отметим, что землеустройство - это система мер, способствующих рациональной организации, эксплуатации и охране земельных фондов. Кроме того, оно отвечает за сохранение природных ландшафтов и создание благоприятной экологической среды. Для подготовки специалистов этой отрасли создаются целые университеты, а за государственное управление земельными преобразованиями отвечает комитет по землеустройству.

Главными мероприятиями землеустройства являются: освоение новых территорий, улучшение земель хозяйственного назначения, рекультивация нарушенных территорий, а также топографические, геодезические, картографические, почвенные, агротехнические и прочие работы.

Выделяется два основных вида землеустроительных работ, отличающихся содержанием землеустроительной деятельности. Основные виды - межхозяйственное и внутрихозяйственное землеустройство. К прочим видам землеустройства по содержанию работ относятся:

1. Обследовательские

2. Изыскательские

3. Топографо-геодезические

4. Картографические

5. Проектно-изыскательские (выполняются с целью составления землеустроительной документации)

Виды землеустроительных документов:

1) Общегосударственные, региональные (республиканские) программы использования и охраны земель

2) Схемы землеустройства и технико-экономического обоснования (ТЭО) использования и охраны земель, административно-территориального обоснования

3) Проекты землеустройства по установлению и изменению границ административно-территориальных обоснований

4) Проекты землеустройства по организации и установлению границ территории природно-заповедного фонда (ПЗФ) и прочего природоохранного назначения, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения

5) Проекты землеустройства по формированию земель коммунальной собственности территориальных общин и проекты разграничения земель государственной и коммунальной собственности населенных пунктов

6) Проекты землеустройства по отводу земельных участков

7) Проекты землеустройства по созданию новых и упорядочивания существующих землевладений и землепользований

8) Проекты землеустройства, обеспечивающие эколого-экономическое обоснование севооборотов и упорядочивания угодий

9) Проекты землеустройства по упорядочиванию территории населенных пунктов

10) Рабочие проекты землеустройства по:

Рекультивации нарушенных земель

Землевание малопродуктивных угодий

Защита земель от эрозии, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, оползней, уплотнения, закисления, загрязнения промышленными и прочими отходами, радиоактивными и химическими веществами, иссушение с/х земель, повышение плодородия почв.

11) Техническая документация по землеустройству по установлению границ земельного участка в натуре (на местности)

12) ТД по землеустройству, по составлению документов, удостоверяющих право на земельный участок

13) Специальные тематические карты и атласы, состояния земель и их использования

Состав землеустроительной документации:

1. Текстовые материалы

2. Графические материалы

3. Обязательные приложения. Содержания каждого вида землеустроительных документов оговаривается заданием на разработку документов и регламентируются соответствующими нормативно-техническими документами по вопросам землеустройства

Материалы ДЗЗ - материалы аэрофотосъемки, космической фотосъемки, гравиразведки, магниторазведки и других не контактных способов измерения.

Изыскательные работы связаны с проведением экспериментальных работ (полевых, камеральных). Полевые - включают специальные обследования, почвенно-геохимических, агробиологических, ландшафтных, гидрологических и других. Камеральные - включают изучение имеющихся опубликованных материалов (учебники, статьи, справочники и т.д.), картографических материалов (в аналоговом и цифровом виде), изучение фондовых материалов (документов с разным режимом доступа, хранящиеся в архивах специализированных организации).

Топографо-геодезические и картографические работы, включают производство геодезических измерений на местности с помощью разнообразных геодезических систем измерения, математической обработки (МОГИ), составления итоговых картографических документов (схемы, карты, планы), содержание которых зависит от вида землеустроительной документации.

Картографический документ, отличает от не картографического: проекция, масштаб, система координат…

Проектные работы включают полевые и камеральные работы (в т.ч. обследование, изыскание), топографо-геодезические, картографические работы и работы по составлению юридических документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок. Результатом выполнения проектных, проектно-изыскательных работ является землеустроительная документация по составлению проекта землеустройства.

Межхозяйственное землеустройство включает в себя работы по организации, рационального использования и охраны земель на государственном и региональном уровне, путем правильного распределения земель между отраслями хозяйства, предприятиями, организациями, учреждениями.

Включает следующие землеустроительные действия:

1) Образование новых и упорядочивание существующих землепользований, с устранением чересполосицы, вклинивания, дальноземья и других неудобств

2) Уточнение и изменение границ землепользователей и землевладений

3) Отвод и изъятие земельных участков

4) Установление и изменение границ населенных пунктов (города, поселки)

Этим действиям предшествует следующая работа:

1. Подготовительные работы.

Включают в себя изучение земельно-учетных документов; изучение картографических материалов, осуществление, учет пожелание субъектов землеустройства;

2. Полевое обследование объекта межхозяйственного землеустройства.

Желательно обследовать всю территорию и произвести уточнение состава земель по категориям и угодьям, количество и качество земли, в том числе стоимости;

3. Утверждение проекта межхоза, в зависимости от состава работ, с областным Советом народных депутатов, Совмином АРК или Кабинетом Министров Украины;

4. Перенесение проекта в натуру путем выполнения геодезических работ и установки соответствующих межевых знаков;

5. Выдача документов на право пользования землей. Либо оформление новых государственных актов или внесение изменений в существующие государственные акты;

Особенности землеустроительных действий при межхозе:

1. Образование новых и упорядочивание существующих землепользований и землевладений.

При выполнении этих работ учитываются следующие основные показатели:

Размер площади землепользования

Компактность территории

Состав и соотношение земельных угодий

Размер площади землепользования - учитывает специализацию производства или объекта землеустройства организационной и транспортной структуры, с учетом сложившихся производственных отношений.

Компактность территории - обеспечивается такой организацией границ, которая ведет к минимизации затрат на перемещение

Состав и соотношение земельных угодий - осуществляется для организации территории с/х предприятий на основе эколого-экономического обоснования системы севооборотов.

Осуществление работ по образованию новых и упорядочиванию существующих землепользований и землевладений осуществляется только на основе глубокого научного анализа и обоснования производственных измерений, а так же с учетом прогноза последствий, к которым эти изменения могут привести.

2. Изъятие и отвод земель

Отвод земельных участков субъектам земельного процесса, особенно тех участков, которые находятся в пользовании, осуществляется после их изъятия у прежних землепользователей.

Такого рода изъятия осуществляются на основании постановлений Кабинета Министров Украины и исполкомов областных Советов народных депутатов, при этом отвод земельных участков для не с/х нужд осуществляется в 1-ю очередь из земель запаса, из земель не с/х назначения или из с/х угодий худшего качества.

При этом должны быть соблюдены следующие условия:

Размер отводимых земельных участков должен быть обоснован и минимален

Максимально сохранено существующее землеустройство и обеспечены условия рационального использования прилегающих земель

Проект отвода должен предусматривать предприятия по охране земель от заболачивания, засоления и прочих неблагоприятных процессов

При отводе земель для предприятий горнодобывающей промышленности обязательно предусматривается расчет возмещения потерь с/х производства в результате нарушения плодородного слоя земли.

Сельскохозяйственные потери не возмещаются в случае:

При отводе земельных участков для строительства мелиоративных систем для орошения и осушения земель с/х назначения

При отводе земельных участков под строительство прудовых и озерных рыбных хозяйств министерства рыбного хозяйства (исключения: пашни, земель под многолетними насаждениями, под культурными пастбищами и сенокосами)

При предоставлении земельных участков во временное пользование, если по условиям отвода эти земли после использования будут приведены в исходное состояние.

Документы, которые прилагаются к проекту землеустройства по отводу и изъятию земельных участков:

1) Материалы предварительного согласованного выбора земельных участков

2) Документы проекта строительства или генерального плана с обозначением очередности застройки, ТЭО строительства и экспликации зданий и сооружений

3) Проектные разработки по рекультивации земель

4) Документы, подтверждающие наличие средств на финансирование работ и оплату убытков и возмещение потерь с/х производства

3. Установление и изменение городской и поселковой черты

Городская черта - условная внешняя граница земель населенных пунктов, ограничивающая их от других земель и определяемая на основе генерального плана или ТЭО развития города, поселка. Определение границы состоит в выносе границы в натуру и юридическом оформлении границ на момент выполнения работ по установлению или изменению границ городской черты.

4. Выдача государственных актов и других документов на право пользования землей

Право субъектов межхозяйственного землеустройства закрепляется государственным актом составленным по единой для всей территории Украины формы, утвержденной Кабинетом Министров Украины.

Работы по выдаче государственных актов выполняются в следующей последовательности:

1) Составление и согласование проекта установления границ

2) Перенесение в натуру проекта и оформление протокола с описанием границ

3) Составление кадастрового плана границ землепользований и вычисление площадей

4) Использование и выдача государственных актов

Кадастровый план содержит только контуры земельного участка.

В государственном акте обязательно указывается: наименование и местонахождение землепользователя, площадь земель в гектарах, целевое назначение земель, кадастровый номер.

Порядок составления и выдачи государственных актов регламентируется соответствующими инструкциями органов исполнительной власти.

Внутрихозяйственное землеустройство

Внутрихозяйственное землеустройство - это совокупность мероприятий по организации полного рационального и эффективного использования земель в конкретных с/х предприятиях.

Основной целью внутрихозяйственного землеустройства является создание границ конкретного землепользования, территориальной основы для эффективного использования угодий, повышения культуры земледелия, производительного использования техники и рациональной организации труда.

Проектная документация по землеустройству состоит из текстовой части (пояснительная записка, приложения) и графических материалов.

Текст включает в себя следующие разделы:

1) Использование земельного фонда (включает анализ с/х использования земель по видам угодий; мелиорации земель; земель не вовлеченных в с/х оборот; исключение земель из с/х использования)

2) Размещение производственных подразделений, населенных пунктов и производственных центров (с учетом природно-климатических особенностей, демографических показателей, перспектив развития территории)

3) Размещение дорожной сети и других элементов инженерной инфраструктуры (электрические, водопроводные, газопроводные, канализационные сети)

Эти объекты планируются для минимизации затрат, оптимизации использования транспортных средств и удобства выполнения основных функций с/х производства.

4) Организация угодий включает в себя территориальную организацию пашни, многолетних насаждений, культурных пастбищ и других угодий, с учетом сложившейся и проектирующей инфраструктуры, планируемых лесозащитных полос, противоэрозионных и природоохранных мероприятий.

Результатом этой работы является организация эффективного севооборота.

5) Природоохранные мероприятия включают в себя: обоснование и разработку мероприятий по борьбе с эрозией, заболачиванием, засолением, уплотнением почв, загрязнением и прочими неблагоприятными явлениями. Предусматриваются мероприятия по охране водных объектов, объектов рекреационного и природоохранного назначения.

6) Социально - экономические аспекты организации территории: приводится схема расселения и территориального устройства с разработкой мероприятий, направленных на улучшение социально - экономических условий жизни населения.

7) Техника безопасности. Указываются необходимые меры безопасности, при выполнении всех видов предусмотренных проектом работ.

8) Сметно-финансовые расчеты. Обосновываются и рассчитываются объемы и стоимости работ, предусмотренных проектом.

9) Экономическая эффективность проекта. Приводятся показатели, характеризующие экономику предприятия на момент разработки проекта, и рассчитываются эти же показатели на дату завершения проекта, для подтверждения его экономической эффективности.

10) План осуществления проекта. Содержит периоды освоения проекта, сведения об источниках и объемах финансирования каждого этапа. Об исполнителях работ и конкретных сроках их завершения.

Этот раздел служит основанием для контроля выполнения работ.

Графические материалы, сопровождаемые проект землеустройства, являются его неотъемлемой частью. Строятся на основе доброкачественных и актуальных топографических карт, на которые наносится дополнительная нагрузка, соответствующая названию чертежа. В отдельных случаях допускается использование ортофотопланов.

Показываются границы населенных пунктов, границы угодий, объекты транспортной сети и инфраструктур, участки севооборотов, границы участков сторонних землепользователей, объекты рекреационного и природоохранного назначения, охранные зоны, зоны ограничений и обременений, природоохранных мероприятий, чертежи сопровождаются экспликацией земель.

Генеральный план организации территории обычно составляют в масштабе 1:25000, 1:10 000. Есть детальные проектные разработки, составленных на топоосновах масштабом 1:2 000 000, 1:2000.

Уровни проведения землеустройства:

1. Общегосударственный и региональный.

2. Местный.

Общегосударственный и региональный включает в себя:

Разработка землеустроительной документации по определению границы Украины

Установление в натуре государственной границы Украины

Общегосударственные и региональные программы разработки, использования и охраны земель административно-территориальных образований

Разработка проектов землеустройства по установлению границ и организации объектов ПЗФ, рекреационного, оздоровительного и историко-культурного назначения

Разработка всех видов документации производится обязательно с учетом общественных интересов.

Обязательность информирования населения через СМИ. Включая представителей общественных громад. Разрабатываются предложения по учету мнения территориальных громад при разработке документов.

Землеустройство на местном уровне

Разработка проектов землеустройства по:

Размежеванию земель государственной и коммунальной собственности

По отведению земельных участков

По созданию новых и упорядочиванию существующих землевладений и землепользований

По обеспечению эколого-экономического обоснования севооборотов и упорядочивания угодий

Устройству, упорядочиванию территории населенных пунктов

Рабочие проекты землеустройства

Разработка технической документации по:

1) Установлению границ земельного участка в натуре

2) Составлению документов, удостоверяющих право на земельный участок

3) Составлению специальных тематических карт и атласов состояния земель и их использования

Осуществление землеустройства на местном уровне осуществляется с учетом интересов государства, территориальных громад, физических и юридических лиц.

землеустройство правовой регулирование фонд

Организация и регулирование землеустройства в Украине

1. Землеустройство является обязательным действием для организации земель всех категорий, независимо от формы собственности, в следующих случаях:

Разработка землеустроительной документации по организации рационального использования и охраны земель

Установление и изменение границ объектов землеустройства, в том числе государственной границы Украины

Предоставление, изъятие, выкуп и отчуждение земельных участков

Установление в натуре границ земель, ограниченных в использовании и отягощенных (обремененных) правами других лиц (земельные сервитуты)

Организация новых и упорядочивание существующих объектов землеустройства

Выявление нарушенных земель и земель, находящихся под воздействием негативных процессов, и проведение мероприятий по восстановлению и консервации или рекультивации нарушенных земель, землевание малопродуктивных угодий

Мероприятия, предусмотренные землеустроительной деятельностью являются обязательными для исполнения всеми субъектами землеустройства. Все владельцы и пользователи земель обязаны обеспечить доступ разработчикам землеустроительной документации к своим земельным участкам.

Организация землеустроительной службы (ст. 21 закона «О землеустройстве»)

Организацию и планирование землеустройства на государственном и местном уровне осуществляют Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, Органы исполнительной власти и местного самоуправления, в соответствии с полномочиями, закрепленными конституцией Украины, земельным кодексом, Законом Украины «О землеустройстве», и прочими законодательными актами.

Основание для проведения землеустройства:

1) Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по проведению работ по землеустройству

2) Заключение договоров между юридическими и физическими лицами (землевладельцами, землепользователями) и разработчиками землеустроительной документации

3) Особый случай - судебные решения

Права и обязанности заказчиков земельной документации:

1. Устанавливают требования и содержание документации, не противоречащие действующему законодательству

2. Определить сроки исполнения работы

3. Согласовать с разработчиками земельной документации стоимость проводимой работы

4. Осуществлять контроль за исполнением работ, в соответствии с действующим законодательством

5. Быть владельцем землеустроительной документации

Заказчик обязан:

1. Исполнять условия договора

2. Предоставлять необходимую исходную документацию

3. Принять и оплатить выполненную работу

Разработчики землеустроительной документации имеют право на:

2) Выполнение работ на составление землеустроительной документации

3) Право требования индексации стоимости выполненных работ в соответствии с законом

Обязанности:

1) Придерживаться действующего законодательства Украины, в области регулирования земельных отношений

2) Придерживаться государственных стандартов, норм, правил при осуществлении землеустройства

3) Информировать заинтересованных лиц об осуществлении землеустройства

4) Исполнять все условия договора и нести ответственность, предусмотренную договором и действующим законодательством.

Виды землеустройства и землеустроительные действия

Формы землеустройства:

1. Межхозяйственное

2. Внутрихозяйственное

3. Рабочие проекты землеустройства

Виды землеустроительных работ - обследование и изыскание; топографо-геодезические, картографические, проектные и проектно-изыскательские работы, выполняемые с целью составления землеустроительной документации.

Землеустроительные действия - это научные, технические, производственные и управленческие действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц по осуществлению землеустройства. Заключаются в научном обосновании размеров землевладений и землепользований, рекомендуемом хозяйственном использовании земель, обосновании ограничений и обременений по использованию земель, предусматривает использование технических средств, от геодезических приборов до программного обеспечения, необходимых для выполнения землеустроительных работ.

Производственная деятельность включает организацию деятельности землеустроительных учреждений по эффективному выполнению землеустройства.

Управленческая составляющая заключается в распределении полномочий, закреплении прав и обязанностей субъектов землеустройства.

Основы земельного кадастра

1. Государственный кадастр - это единая государственная система земельно-кадастровых работ, которая устанавливает процедуру признания факта возникновения или прекращения права собственности на землю или права собственности земельными участками и содержат совокупность сведений и документов о местоположении и правовом режиме этих участков, их оценку, классификацию земель, количественную и качественную характеристику и распределение среди собственников земли землепользователей.

2. Земельный кадастр является основой для ведения всех кадастров, прочих земельных ресурсов

Основное назначение земельного кадастра - это фискальная функция (состояния объектов учета)

Объекты и субъекты земельно-кадастровой деятельности

Объектом земельного кадастра являются земли Украины (раздел 3 Земельного кодекса, ст. 18).

К землям Украины относятся все земли в границах её территории, в том числе острова и земли, занятые водными объектами, которые по основному целевому назначению делятся на категории, имеющие особый правовой статус.

Украина за границами её территории может иметь на праве государственной собственности земельные участки, правовой режим которых определяется законодательством соответственных государств.

Элементарной единицей земельного кадастра является земельный участок - это часть земной поверхности с установленными границами, местоположением и определенными по отношению к нему правами.

Земельные участки классифицируют по целевому использованию (категории земель) и по исторически сложившемуся характеру использования.

Угодья - это участки земли, систематически используемые или пригодные для использования для конкретных целей, отличающихся по природно-историческим признакам.

1. Земли с/х назначения

2. Земли жилой и общественной застройки

3. Земли ПЗФ и прочего природоохранного назначения

4. Земли оздоровительного назначения

5. Земли рекреационного назначения

6. Земли историко-культурного назначения

7. Земли лесного фонда

8. Земли водного фонда

9. Земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения

Права на землю (гл. 14 ЗКУ). Содержание права на землю:

Права владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками, распространяется в его границах на поверхностный (почвенный) слой, а так же на водные объекты, леса, многолетние насаждения, которые на нем находятся.

Распространяется на пространства, находящиеся над и под поверхностью участка, на высоту и глубину, необходимые для возведения жилых, производственных и прочих зданий и сооружений.

Субъекты права собственности на землю:

1. Гражданские и юридические лица - являются субъектами права частной собственности на землю

2. Территориальные громады - это субъекты коммунальной собственности на землю. Реализуют свое право собственности посредством органов местного самоуправления.

3. Государство - субъект на право земли государственной собственности реализует свое право через органы государственной власти (исполнительные). Формы собственности: государственная, коммунальная, частная)

Назначение земельного кадастра - это обеспечение необходимой информацией органов государственной власти, органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций, а так же граждан, с целью регулирования земельных отношений, рационального использования и охраны земель, определения размера платы за землю и ценности земель в составе природных ресурсов, контроля за использованием и охраны земель; экономического обоснования бизнес планов и проектов землеустройства.

Задачи кадастра:

1) Обеспечение полноты сведений обо всех земельных участках.

2) Использование единой системы пространственных координат (63 года) и системы идентификации земельных участков

3) Внедрение единой системы земельно-кадастровой информации и её достоверности

Составные части государственного земельного кадастра

1. Кадастровое зонирование - это разделение земель на участки по размеру, целевому назначению, по правовому режиму использования. Отличается от прочего географического, почвенного, социально-экономического и других видов зонирования, которые широко используются в земельно-кадастровой деятельности.

2. Съемки - комплекс работ, выполняемых для определения и восстановления границ земельных участков.

Геодезическое установление границ земельных участков

Согласование границ его смежниками

Восстановление границ участка на местности

Установление частей земельных участков, содержащих ограничения и обременения по использованию землей

Изготовление кадастрового плана.

3. Бонитировка почв (сравнительная оценка качества почв по их основным природным свойствам, имеющими устойчивый характер и существенно влияющими на урожайность с/х культур, выращиваемых в определенных природно-климатических условиях). Бонитировка осуществляется по 100 бальной шкале. Высшим баллом оцениваются почвы с лучшими свойствами.

4. Экономическая оценка земель - это оценка земель как природного ресурса и средства производства в с/х и лесном хозяйстве, и как пространственного базиса в общественном производстве по показателям, которые характеризуют производительность земель, эффективность их использования и доходность с единицы площади. Экономическая оценка выражается в условных кадастровых гектарах или в денежном виде.

5. Денежная оценка земельных участков. Осуществляется на денежной основе. Два вида денежной оценки:

Нормативная

Экспертная

Нормативная используется для определения размера земельного налога, для расчета потерь с/х и не с/х производительности для экономического стимулирования, рационального использования и охраны земель.

Экспертная оценка используется для осуществления гражданско-правовых сделок (согласно с земельными участками)

6. Государственная регистрация земельных участков. Осуществляется в составе государственного реестра земель, состоящего из двух частей:

1) Книга записей регистрации государственных актов и договоров аренды

2) Поземельная книга, содержащая сведения о земельном участке

7. Учет количества и качества земель. Количество характеризует каждый земельный участок по площади и состоянию угодий; учет качества земель содержит сведения, характеризующие земельные угодья по природным и приобретенным свойствам, влияющим на их урожайность.

Сущностьземлеустройства , имеющим своим объектом землю как основной природный ресурс и главное средство производства заключается в его назначении передаче последующим поколениям земельных ресурсов в состоянии пригодном для использования.

Цельземлеустройства – это постоянное улучшение земель, эффективное их использование и охрана.

Для достижения этой высокой цели, необходимо выполнять следующие задачи:

1) разукрупнение сложившихся землепользований бывших колхозов и совхозов;

2) организация частных землевладений, землепользований и арендопользований;

3) совершенствование межхозяйственного землеустройства;

4) совершенствование внутрихозяйственного землеустройства;

5) научное обоснование вопросов дифференцированного использования разных по качеству земель;

6) строгий контроль за экологическим состоянием земель и усиление охранных мероприятий.

Если сущность землеустройства характеризуется оптимальным сочетанием его правовой, инженерной, технологической и социально-экономической сторон, то к его содержанию относятся следующие более конкретные землеустроительные действия:
1) упорядочение существующих и образование новых землепользований, что в период проведения земельной реформы является превалирующим;

2) внутрихозяйственная организация территории упорядоченных старых и вновь образованных землепользований, включающая введение экономически обоснованных севооборотов, садов, виноградников, сенокосов, пастбищ, разработку мероприятий по борьбе с эрозией почв и т. д.;

3) выявление новых земель для перевода в более высокую категорию по целевому назначению, особенно в земли сельскохозяйственного назначения;

4) отвод во владение и пользование (включая аренду) и изъятие земельных участков;

5) установление и изменение граничных черт городов, поселков и сельских населенных пунктов;

6) проведение топографо-геодезических и, почвенных, мелиоративных, геоботанических и других обследований.

Все землеустроительные изыскания и обследования выполняются на основе задания на их проведение. Итогом проведенных изысканий являются: научно-обоснованная, экономически рассчитанная и технологически доказанная необходимость трансформации земельных угодий; определение необходимости проведения различных работ по улучшению использования земель; учет природных факторов (климата, рельефа, геологии, гидрологии и т. д.) в производственном использовании земель; вовлечение новых земель в сельскохозяйственное использование; мероприятия по защите почв от эрозии и т. д.



Все землеустроительные изыскания и обследования проводятся на хорошем планово-картографическом материале с использованием результатов специальных обследований различных специалистов.

К основным принципам землеустройства относятся:

1) учет того обстоятельства, что земля находится в государственной, коммунальной и частной формах собственности, вследствие чего ею распоряжаются, владеют, пользуются и ее арендуют;

2) и распорядители, и владельцы земли, и пользователи землей, включая арендаторов, обязаны охранять и улучшать свою земельную собственность;

3) сельскохозяйственные земли имеют приоритет перед землями другого целевого назначения, вследствие чего их перевод в другие категории проводится крайне редко;

4) нарушение земельного законодательства запрещается в любом его проявлении. Прежде всего, это относится к самовольному захвату земель, бесхозяйственности в их использовании, порчи земельных угодий, невыполнению обязательств по охране земель и т. д.

5) первоочерёдное решение природоохранных задач;

6) максимальный учёт природных, эколого-хозяйственных свойств территории и экологической устойчивости отдельных её частей;

7) приоритет природоохранного и сельскохозяйственного землевладения и землепользования;

8) соблюдение при землеустройстве требований законодательства;

9) комплексный характер организации территории производства;

10) экологическая, экономическая и социальная эффективность организации территории;

11) обеспечение стабильности землепользования.

Известны два вида землеустройства:

Межхозяйственное землеустройство (МХЗ);

Внутрихозяйственное землеустройство (ВХЗ);

Таблица 3. Виды землеустройства

МХЗ ВХЗ
– это регулирование земельных отношений путем распределения и перераспределения земельного фонда между отраслями народного хозяйства и внутри отраслей посредством новых упорядочений и изменений существующих землевладений и землепользований. – это сложное регулирование внутренней организации территории сельскохозяйственных земель каждого отдельного хозяйства любой формы собственности (учебно-опытных хозяйств, домов отдыха, санаториев и т. п.) в вопросах экономически обоснованных севооборотов и других угодий, борьбы с эрозией почв и т. д. Цельвнутрихозяйственногоземлеустройства – организация более производительного, рационального и эффективного использования земли и других средств производства, а также совершенствование структуры всех отраслей данного хозяйства и дальнейшего его развития.
Объектоммежхозяйственногоземлеустройства являются землевладения и землепользования сельскохозяйственных и несельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, включая земли государственного земельного запаса. Отличительной чертой этого вида землеустройства является охват не только разных отраслей народного хозяйства, но и одновременно целых административных районов, экономических зон и землепользований группы смежных хозяйств, связанные обязанностью решаемых задач. Объектом внутрихозяйственного землеустройства являются сельскохозяйственные земли отдельных землепользований, включая и несельскохозяйственные учреждения и организации, занимающиеся сельским хозяйством.
Формымежхозяйственного землеустройства : 1) при простейших обменах землями, выделении небольших участков для несельскохозяйственных нужд, укрупнении или разукрупнении отдельных хозяйств и т. п., объектами землеустроительных работ являются небольшие группы хозяйств; 2) при переустройстве землепользований в зонах государственных мелиоративных систем, крупных водохранилищ и т. п., объектами работ являются большие группы хозяйств, охватывающие административные районы и экономические зоны. Формывнутрихозяйственного землеустройства : 1) выборочная, когда землеустроительные работы проводятся в отдельных хозяйствах (землепользованиях); 2) групповая, когда внутренняя организация территории проводится в ряде смежных хозяйств. В зависимости от полноты и детальности переработки землеустроительных проектов и целей организации территории выделяются пять форм внутрихозяйственного землеустройства: 1) простейшее (упрощенное, предварительное) землеустройство, например, при освоении новых земель; 2) частичное землеустройство, состоящее в дополнительном изменении проектов; 3) полное землеустройство, включающее все необходимые проектные работы; 4) экспериментальное (опытное) землеустройство, цель которого – разработка методики внутренней организации землепользований в новых условиях с последующим широким его применением.

Государством установлен порядок (состав действий и порядок их осуществления) проведение землеустройства, включающий следующие стадии:

Подготовительные работы;

Рассмотрение и утверждение проектов землеустройства;

Перенесение проекта в натуру;

Изготовление и выдача необходимых землеустроительных документов;

Землеустройство проводят по всей территории страны. Им охвачены земли независимо от их целевого назначения, формы собственности и характера использования. Однако цели и задачи землеустройства, его содержание могут быть различными.

На федеральном и региональном уровнях земельные ресурсы распределяются между различными отраслями (сельским и лесным хозяйством, промышленностью, транспортом, курортами, заповедниками) в целях планирования, организации и контроля за их использованием в интересах государства; разработки и осуществления крупномасштабных программ сельскохозяйственного освоения, повышения плодородия и мелиорации земель; установления границ территориально- административных образований, территорий с особым правовым, природоохранным, рекреационным, заповедным режимом.

Кроме того, земельные ресурсы перераспределяют по формам собственности, которая делится на государственную, муниципальную и частную. Задача перераспределения земельных ресурсов между различными отраслями и внутри них затрагивает, в первую очередь отдельные землевладения, их группы. Так как земли используют отдельные предприятия, организации, учреждения и граждане, предоставление их одним предприятиям (организациям, учреждениям) обязательно связано с изъятием у других. Таким образом, постоянные отводы земель, а также их перераспределение по категориям и формам собственности вызывают изменения границ, площадей и местоположения землевладений и землепользований, что обусловливает одновременное проведение землеустройств группы хозяйств.

Но землеустройство не может ограничиться только образованием или организацией землевладений и землепользований. Другая главная задача землеустройства заключается в организации рационального использования и охраны земель на конкретных участках, в конкретных хозяйствах, внутри (в границах) землевладений и землепользований сельскохозяйственных предприятий. Именно здесь определяется обеспеченность населения продовольствием, а промышленности – сырьем, осуществляется непосредственное взаимодействие основных факторов производства-земли, труда, материально-технических ресурсов. Таким образом, в первом случае, при землеустройстве организуют землевладения или землепользования предприятий, во втором случае территорию устраивают в границах отдельного землевладения или землепользования, при котором определяют назначение и использование каждого входящего в него земельного участка.

Внутрихозяйственное землеустройство –это комплекс мероприятий по организации использования и охране земли, организации территории в границах сельскохозяйственного предприятия.

Посредством землеустройства организуется территория колхоза, совхоза, крестьянского или иного хозяйства, организуется использование каждого участка совместно с размещением других средств производства, используемых и функционирующих вместе с землей на данной территории.

Внутрихозяйственное землеустройство для сельскохозяйственных предприятий является продолжением межхозяйственного. Его проводят только после того, как будут решены все вопросы последнего.

Внутрихозяйственное землеустройство включает землеустроительные мероприятия по рациональной организации территории, улучшению использования и охране земель, и его отличие в границах уже сформированных землевладений и землепользований.

Главная цель – повышение эффективности использования земель. Основная задача – территориальная организация производства. Результат также выражается в отграничении на плане и на местности отдельных участков земли, но границы имеют не правовое, а хозяйственное значение и выражают производственную целесообразность для использования земли в конкретных целях.

При внутрихозяйственном землеустройстве организуется каждый земельный участок сельскохозяйственного предприятия, размещаются земельные массивы производственных подразделений, хозяйственные центры, дороги, угодья и севообороты, обустраивается их территория.

Межхозяйственное землеустройство – это система или совокупность экономических, социальных, правовых и технических мероприятий по рас­пределению и перераспределению земель между собственниками, отраслями, пред­приятиями, организациями, учреждениями и гражданами внутри отраслей при по­мощи юридических и технических действий.

Задачами территориального (межхозяйственного) землеустройства являются:

1) создание наилучших условий для организации рационального использования земли во всех отраслях, а также создание равных условий для развития всех форм хозяйствования;

2) создание территориальных условий для организации производства;

3) разработка предложений по установлению режима и условий использования земель, обременении и сервитутов на земельные участки, предоставленные в соб­ственность, владение, пользование, аренду.

1. Размежевание земель по формам собственности.

2. Распределение и перераспределение земель по категориям земель.

3. Образование и изменение землевладений, землепользований, сельскохозяй­ственных предприятий, организаций, учреждений и граждан.

4. Устранение недостатков землевладений и землепользований.

5. Отвод и изъятие земель в связи с изменением их целевого назначения и ис­пользования.

6. Упорядочение использования земель, переданных в ведение сельских админи­страций и других муниципальных образований.

7. Выявление и освоение новых земель.

8. Установление черты городов и других населенных пунктов.

9. Предоставление земельных участков для строительства крупных предприя­тий, водохранилищ, линейных сооружений (линий электропередач, газопроводов, нефтетрубопроводов).

Межхозяйственное (территориальное) землеустройство включает в себя все виды работ по перераспределению земель. Главная цель состоит в социальном и экономическом обоснованном перераспределении земель. Основная задача формирование новых рациональных землепользований. Результат установление границ, как предела прав субъектов земельных отношений.

Виды межхозяйственного землеустройства :

1. Образование, упорядочение и совершенствование землепользований сельскохозяйственных предприятий.

2. Образование и изменение не сельскохозяйственных предприятий (отвод земель).

3. Формирование земельных фондов и территории специального назначения.

В основу разделения положены принципы различия в целевом назначении различных категорий земель (земли сельхоз назначения, промышленности и т.д.), а так же значение земли в различных отраслях (главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственный базис в обрабатывающей промышленности и прочие).

Эти различия определяют необходимость выделения различным землевладельцам неодинаковых по качеству земель: для сельскохозяйственных целей наиболее плодородных; для не сельскохозяйственных нужд менее ценных по качеству угодий. Учитывая современное содержание межхозяйственного землеустройства его структурное разделение, представляется следующим образом:

Таблица 4. Разновидности и формы межхозяйственного землеустройства

Разновидность МХЗ Формы МХЗ
1) Образование и упорядочение землевладений и землепользователей сельскохозяйственных предприятий. 1. Образование новых землевладений и землепользований придерживается различной организационно-правовой формы коммерческих и не коммерческих организаций, КФХ. 2. Упорядочение существующих землевладений и землепользований сельхозпредприятий с устранением неудобств в распашке земель (чересполосицы, вклинивание, вкрапливание).
2) Образование землепользований не сельскохозяйственного значения. 1.За счет земель сельхоз назначения. 2.За счет земель населенных пунктов. 3.За счет земель промышленности, транспорта, энергетики, информатики, телевидения, радиовещания, обороны и иного не сельскохозяйственного назначения.
3) Образование земельных фондов различного целевого назначения. 1.Фонд перераспределения земель. 2.Фонд для наделения земельными участками: беженцев, переселенцев, участников военных действий, военнослужащих уволенных в запас. 3.Для предоставления земель казачьим обществам. 4.Для продажи на конкурсах и аукционах. 5.Прочие земельные фонды.
4) Размещение и установление границ территорий с правовым режимом. 1.Особо-охраняемые территории. 2.Территории традиционного природопользования. 3.В местах проживания малочисленных народов севера и их хозяйственной деятельности. 4.Земель включенных в состав охранных, защитных, санитарных, запретных, особоохраняемых объектов промышленности, транспорта, источников водоснабжения, объектов инженерной инфраструктуры. 5.Другие территориальных зон имеющих ограничения, обременения или особый режим использования.
5) Установление и упорядочение границ административно-территориальных и иных образований. 1.Муниципальных образований и сельских округов. 2. Административных районов, субъектов РФ. 3.Закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО).

Таким образом, объект землеустройства – это земельная территория республики, области, района, землепользования и землевладения, земельного угодья, участка.

Межхозяйственное землеустройство (МХЗ) – это образование землепользований и землевладений (сельскохозяйственных и несельскохозяйственных), объект МХЗ –группа землепользователей;

внутрихозяйственное землеустройство (ВХЗ) – это устройство территории внутри одного землепользования или землевладения, объект ВХЗ – одно сельскохозяйственное предприятие;

участковое землеустройство – это устройство конкретных участков земли, требующих решения отдельных, отличных от всей территории, задач. Например, проект для орошаемого участка. Объект участкового землеустройства – рабочий участок.

Единство межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства заключается в следующем:

1. Последовательное достижение общей цели

Зонирование территории определение целевого назначения

Формирование землепользования

Организация землепользования

2. Единая принципиальная основа осуществления землеустроительных мероприятий

3. Экономическое, правовое и техническое содержание землеустроительных мероприятий

4. Взаимосвязь и последовательность осуществления землеустроительных мероприятий.

Различия между межхозяйственным и внутрихозяйственным землеустройством заключается в следующем:

1) различные объекты землеустройства;

2) внутрихозяйственное землеустройство производится только тогда, когда сформирован объект;

3) межведомственный и ведомственный характер землеустройства;

4) правовое обоснование;

Тема 5. Основы инженерного обустройства и оборудования
территории

Землеустроительное проектирование – это научная дисциплина, которая изучает методы проектирования и закономерности функционирования земли как главного средства производства в сельском и лесном хозяйствах, пространственного базиса и природного ресурса для полного, научно обоснованного, рационального и эффективного использования земель.

Проектирование территорий административно-территориальных образований, землевладений и землепользований – это формирование их границ и организация территории вновь создаваемых образований или землевладений и землепользований или совершенствования (ликвидация недостатков) существующих.

Цель проектирования – разработать документы и предложения к ним, необходимые для организации и выполнения всех работ, связанных с созданием новых или совершенствованием существующих административно-территориальных образований, землевладений и землепользовании.

Землеустройство проводят по всей территории страны. Им охвачены земли независимо от их целевого назначения, формы собственности и характера использования. Однако цели и задачи землеустройства, его содержание могут быть различными.

На федеральном и региональном уровнях земельные ресурсы распределяются между различными отраслями(сельским и лесным хозяйством, промышленностью, транспортом, курортами, заповедниками и др. в целях планирования, организации и контроля за их использованием в интересах государства; разработки и осуществления крупномасштабных программ сельскохозяйственного освоения, повышения плодородия и мелиорации земель; установления границ территориально- административных образований, территорий с особым правовым, природоохранным, рекреационным, заповедным режимом и др.

Кроме того, земельные ресурсы перераспределяют по формам собственности, которая делится на государственную, муниципальную и частную. Задача перераспределения земельных ресурсов между различными отраслями и внутри них затрагивает, в первую очередь отдельные землевладения, их группы. Так как земли используют отдельные предприятия, организации, учреждения и граждане, предоставление их одним предприятиям (организациям, учреждениям) обязательно связано с изъятием у других.

Таким образом, постоянные отводы земель, а также их перераспределение по категориям и формам собственности вызывают изменения границ, площадей и местоположения землевладений и землепользований, что обусловливает одновременное проведение землеустройств группы хозяйств.

Но землеустройство не может ограничиться только образованием или организацией землевладений и землепользований. Другая главная задача землеустройства заключается в организации рационального использования и охраны земель на конкретных участках, в конкретных хозяйствах, внутри (в границах) землевладений и землепользований сельскохозяйственных предприятий. Именно здесь определяется обеспеченность населения продовольствием, а промышленности –сырьем, осуществляется непосредственное взаимодействие основных факторов производства-земли, труда, материально-технических ресурсов.

Таким образом, в первом случае, при землеустройстве организуют землевладения или землепользования предприятий в целом или их взаимосвязанных групп, образующих определенные системы, во втором случае территорию устраивают в границах отдельного землевладения или землепользования, при котором определяют назначение и использование каждого входящего в него земельного участка.

Таким образом, землеустройство делят на два вида: межхозяйственное (территориальное) и внутрихозяйственное.


Межхозяйственное (территориальное) землеустройство - включает в себя все виды работ по перераспределению земель. Главная цель состоит в социальном и экономическом обоснованном перераспределении земель. Основная задача формирование новых рациональных землепользований. Результат установление границ, как предела прав субъектов земельных отношений.

Виды межхозяйственного землеустройства:

Образование, упорядочение и совершенствование землепользований сельскохозяйственных предприятий.

Образование и изменение не сельскохозяйственных предприятий (отвод земель).

Формирование земельных фондов и территории специального назначения.

В основу разделения положены принципы различия в целевом назначении различных категорий земель(земли сельхоз назначения, промышленности и т.д.), а так же значение земли в различных отраслях(главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственный базис в обрабатывающей промышленности и прочие).

  1. Межхозяйственное (территориальное) землеустройство.
  2. Внутрихозяйственное землеустройство.
  3. Участковое землеустройство.

При помощи межхозяйственного землеустройства государство регулирует земельные отношения, осуществляет распределение и перераспределение земельного фонда между отдельными отраслями, собственниками и конкретными предприятиями и гражданами, проводит образование новых, а также упорядочение и изменение существующих землевладений и землепользований. Межхозяйственное землеустройство охватывает разные отрасли народного хозяйства. Характерной чертой межхозяйственного землеустройство является то, что оно одновременно проводится на территории группы хозяйств, а иногда и на территории целых административных районов и экономических зон. Поэтому его чаще стали называть территориальным землеустройством .

Территориальное землеустройство включает следующие виды работ:

1. образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства;

2. межевание объектов землеустройства.

Создание (конструирование) земельного массива нового хозяйства на осваиваемых землях или из земель существующих хозяйств называется образованием землепользования . Значительное изменение размеров, размещения и числа землевладений и землепользований группы хозяйств – это реорганизация. Целенаправленное улучшение параметров конкретного землевладения и землепользования (размещения, границ, площади) называется совершенствованием землепользования (землевладения), упорядочением или устранением недостатков.

Посредством межхозяйственного землеустройства осуществляется предоставление и изъятие земельных участков в порядке, установленном законодательством РФ, а также межевание земель.

При межхозяйственном землеустройстве приходится устанавливать границы различных территориальных зон, определять режим и условия землепользования, ограничения и обременения, отводить земельные участки, а также готовить информацию для земельного налогообложения, купли-продажи земельных участков и включения их в земельный оборот.

При межхозяйственном землеустройстве устраняются недостатки землепользования с/х предприятий. К ним относятся: нерациональные размеры, чересполосица, вкрапливание, изломанность границ, дальноземелье, эрозионно-опасное расположение границ.

Внутрихозяйственное землеустройство – это комплекс мероприятий по организации рационального использования и охраны земли и связанных с ней средств производства в конкретных с/х предприятиях, осуществляемый на основе проекта.

Внутрихозяйственное землеустройство осуществляется с целью организации рационального использования, охраны и улучшения земли, неразрывно связанных с ней средств производства. Оно ориентировано на максимальное удовлетворение экономических интересов землевладельцев и землепользователей при соблюдении режима и условий пользования землей, обеспечивающих воспроизводство плодородия почв, сохранение и улучшение природных ландшафтов.

Внутрихозяйственное землеустройство осуществляется после того, как проработаны и решены в экономическом, экологическом, правовом и техническом отношениях все вопросы организации данного землепользования (землевладения), то есть после завершения межхозяйственного землеустройство и выдачи владельцу необходимых документов на право собственности на землю, аренду и т.д.

В соответствии с законом целью внутрихозяйственного землеустройства является организация рационального использования и охраны земель с/х назначения и иных земель, используемых гражданами и юридическими лицами для ведения с/х производства, а также земель, используемых общинами и гражданами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ для обеспечения их традиционного образа жизни.

Проект внутрихозяйственного землеустройства состоит из семи следующих частей:

1. Размещение производственных подразделений и хозяйственных центров.

2. Размещение внутрихозяйственных (магистральных) дорог, водохозяйственных и других общехозяйственных инженерных сооружений и объектов общехозяйственного назначения.

3. Организация угодий и севооборотов.

4. Устройство территории севооборотов.

5. Устройство территории плодово-ягодных насаждений.

6. Устройство территории пастбищ.

7. Устройство территории сенокосов.

Участковое землеустройство окончательно не признано в землеустроительной науке. Однако последние исследования и практика показывают, что он имеет право на включение в науку, так как ликвидируются многие пробелы в различных классификациях.

Участковое землеустройство проводится в случаях, когда имеется необходимость осуществить на земельных участках: транформацию и коренное улучшение с/х угодий; комплекс противоэрозионных мероприятий; посадку и реконструкцию многолетних насаждений; рекультивацию нарушенных земель; создание культурных пастбищ; орошение и мелиоративное улучшение переувлажненных земель; строительство и реконструкцию внутрихозяйственных дорог, лесополос, прудов и т.д.

Вопросы для самоконтроля.

1. Расскажите о видах и формах землеустройства.

2. Какие виды и формы землеустройства существуют?

3. Чем отличается межхозяйственное (территориальное) землеустройство от внутрихозяйственного?

4. Для чего нужно внутрихозяйственное землеустройство?

5. Относится ли участковое землеустройство к внутрихозяйственному?



Просмотров