Федеральный закон о техническом регулировании регулирует отношения. О техническом регулировании

ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ – правовое регулирование отношений в области уста­новления и применения обязательных требований и требований на добровольной основе к продукции, процессам жизненного цикла продукции (процес­сам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации), работам и услугам, а также в области оценки соответствия .

Одним из результатов технического регулирования является ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - совокупность правовых норм, регламентирующих требования к объектам технического регулирования и контроль (надзор) за соблюдением установленных требований.

ОБЪЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ:

    Продукция;

    Процессы жизненного цикла продукции (процес­сы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);

    Работы и услуги.

СУБЪЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ:

    Органы власти (Правительство и министерства РФ);

    Органы государственного контроля (надзора ) за соблюдением требований технического законодательства (Федеральные службы по надзору);

    Органы по сертификации , аккредитованные испытательные лаборатории ;

    Разработчики законов , стандартов и другой НТД;

    Субъекты предпринимательской деятельности.

ФЗ «О техническом регулировании» предписывает:

1. Установление обязательных требований к продукции, процессам производства, работам и услугам осуществляется исключительно в форме ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ РФ, имеющих статус Федеральных законов РФ.

2. Российские организации получают право формирования собственной, не противоречащей техническим регламентам РФ, нормативной базы (СТАНДАРТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ). При этом организации вправе осуществить это путем вве­дения в качестве своего стандарта как ранее выпущенных российских нормативных документов, так и международных стандартов.

3. Органы государственного надзора, министерства и ведомства России утрачивают право выпуска нормативных (предписывающих) документов и сохраняют право вы­пуска только документов разъясняющего и методического характера.

Уровни нормативных документов согласно фз «о техническом регулировании»

Техническое регулирование в Российской Федерации осуществляется тремя уровнями нормативных документов.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ Российской Федерации

ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ – документ, который принят международным договором РФ, или Федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, зданиям, строениям и сооруже­ниям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ – стандарт, утвержденный национальным органом Рос­сийской Федерации по стандартизации, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

К этому же уровню относятся:

- документы министерств и ведомств , которые носят методический (рекомендательный) характер;

Установленные законом правила, нормы и рекомендации в области стандартизации;

- общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ - СТАНДАРТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ - это стандарты, добровольно разрабатываемые и принимаемые отдельными организациями, компаниями, отраслевыми объединениями, которые обязательны только в границах издавших их организаций.

ФЗ «О техническом регулировании» устанавливает:

    цели, принципы, функции и задачи стандартизации;

    документы в области стандартизации;

    функции Национального органа по стандартизации (Ростехрегулирования);

    порядок разработки, принятия и отмены технических регламентов, национальных стандартов и стандартов организаций;

    цели, принципы и формы подтверждения соответствия;

    государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов

    финансирование в области технического регулирования

обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой орган по сертификации, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать;

Обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Использовать техническую документацию для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

2. Заявитель обязан:

Обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов;

Выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;

Указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;

Предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии) либо регистрационный номер сертификата соответствия или декларации о соответствии;

Приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено;

Извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;

Приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

Приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек, за исключением продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Судебная практика по статье 28 ФЗ от 27.12.2002 № 184-ФЗ

    Определение от 6 февраля 2019 г. по делу № А60-9484/2018

    Верховный Суд Российской Федерации - Административное

    Суть спора: об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) федеральных государственных органов

    2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), статьями 24, 28 , 34 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», принимая во внимание отсутствие доказательств того, что общество являлось поставщиком спорной продукции (поставка масла в...

    Определение от 11 января 2019 г. по делу № А55-28110/2017

    Верховный Суд Российской Федерации

    476 Гражданского кодекса Российской Федерации, Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования», утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011, пунктом 2 статье 28 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и исходил из доказанности факта ненадлежащего исполнения поставщиком договорных обязательств и наличия на стороне поставщика неосновательного...

    Решение от 15 октября 2018 г. по делу № А10-2584/2018

    Арбитражный суд Республики Бурятия (АС Республики Бурятия)

    Дороги А-333 «Култук-Монды-граница с Монголией» с 0+000 – по км 218+600 на основании договора субподряда. Согласно акту осмотра транспортного средства от 28 . 03.2018 № 436 водитель Кирчанов А.В. на автомобиле марки 6921 (ДМК-40) осуществлял перевозку груза – щебень горных пород для дорожного строительства по маршруту «База» (склад ЩПС...

    Постановление от 10 октября 2018 г. по делу № А32-20376/2018

    Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд (15 ААС)

    Судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А32-20376/2018 10 октября 2018 года 15АП-14372/2018 Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2018 года. Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2018 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ильиной М.В., судей Ефимовой О.Ю., Смотровой...

    Постановление от 1 октября 2018 г. по делу № А31-2186/2018

    Второй арбитражный апелляционный суд (2 ААС)

    Правонарушении явилось обнаружение уполномоченным должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие в деянии Общества события административного правонарушения, что соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 28 . 1 КоАП РФ. Кроме того, как считает ответчик, принимая во внимание длящийся характер спорного административного правонарушения, а также учитывая положения части 1 статьи 29.5 КоАП РФ...

    Решение от 28 сентября 2018 г. по делу № А56-46986/2018

    Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области) - Административное

    Суть спора: Оспаривание решений о привлечении к административной ответственности

    Города Санкт-Петербурга и Ленинградской области 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52 http://www.spb.arbitr.ru Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ г.Санкт-Петербург 28 сентября 2018 года Дело № А56-46986/2018 Резолютивная часть решения объявлена 20 сентября 2018 года. Полный текст решения изготовлен 28 сентября 2018 года. Арбитражный суд города Санкт-...

    Решение от 27 сентября 2018 г. по делу № А61-2376/2018

    Арбитражный суд Республики Северная Осетия (АС Республики Северная Осетия)

    Составлен протокол об административном правонарушении 18.04.2018г. в 10час. 00мин. В присутствие законного представителя Общества Сикоева М.М. составлен протокол об административном правонарушении №16- 28 / 07 от 18.04.2018, согласно которому выявлено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.45 КоАП РФ. Рассмотрев материалы административного дела, в присутствии законного представителя...

1 июля 2003 года вступил в действие 184 Закон "О техническом регулировании". Нормативный акт установил новую систему определения и применения требований к услугам, работам, производственным процессам и продукции.

Ключевые направления

184-ФЗ "О техническом регулировании" ориентирован на формирование основ единой политики стандартизации и сертификации, соответствующей современным международным нормам. Принятие документа обусловило издание других нормативных актов. Ими в первую очередь стали регламенты. В них определены области технического регулирования, а также порядок, в соответствии с которым будет вестись данная работа. Все эти нормативные акты существенно изменят экономическую жизнь России. ФЗ "О техническом регулировании" ориентирован на формирование механизма обеспечения охраны здоровья и жизни граждан, окружающей среды, национальной безопасности страны. Создание комплекса регламентов направлено на использование продуктов научно-технической деятельности в государственных интересах защиту национальных разработок.

Международные нормы

ФЗ "О техническом регулировании" позволяет привести в соответствие отечественных процедур сертификации и стандартизации в соответствие с требованиями ВТО, в частности, относящимся к формированию торговых барьеров. Нормативный акт препятствует трансформации национальных стандартов в инструмент протекционизма в отношении к каким-либо группам производителей. Гармонизация отечественной системы с международной существенно облегчает выход российских высокотехнологичных товаров на мировой рынок. Немаловажно и то, что появляется возможность организовывать кооперацию в процессе производства субподрядчиками развитых стран. В качестве примера можно привести решение, принятое Международной организацией гражданской авиации. В соответствии с ним с 1 апреля 2001 года вступила в действие конвенция, ужесточающая требования к показателям уровня шума двигателей самолетов, осуществляющих перевозки по международным линиям Евросоюза. В данном случае становятся очевидными экономические последствия для отечественных компаний, использующих на таких направлениях воздушные суда, не соответствующие нормам.

Регламенты

"О техническом регулировании" определяет только один способ установления требований к товарам/работам/услугам. В качестве него выступает утверждение специальных регламентов. В них должны присутствовать минимальные требования по обеспечению безопасности и к сфере их применения. При этом после вступления регламентов в действие, техническое регулирование осуществляется только ими. Это означает, что обязательные общие требования перестают быть таковыми. Госконтроль с этого момента начинает осуществляться за соблюдением регламентов.

Специфика нормативного акта

Закон "О техническом регулировании" признается специалистами рамочным и идеологическим. В нем присутствует несколько неоднозначных положений. При определенных условиях они могут негативно сказаться на текущем положении внутри сферы стандартизации и сертификации. Например, некоторые разделы в ГОСТах противоречат положениям нормативного акта. Кроме этого, не была определена роль, которую исполняет Федеральное агентство по техническому регулированию. Вместе с этим в документе установлен продолжительностью в семь лет. В течение этого времени действуют и прежние, и новые регламенты и стандарты.

Что такое техническое регулирование?

Оно выступает в качестве разновидности государственного контроля и предполагает применение юридических инструментов при реализации целей социальной и экономической политики в стране. В рамках этой деятельности происходит принуждение субъектов к соблюдению установленных обязательных требований. В случае их неисполнения специализированные госструктуры вправе применить соответствующие санкции. Закон "О техническом регулировании" содержит официальное определение данному термину. Под ним следует понимать правовую регламентацию в сфере формирования, применения и выполнения обязательных требований к производственным операциям, услугам, работам, товарам, а также к процессам:

  • хранения;
  • перевозки;
  • эксплуатации;
  • утилизации;
  • реализации.

Техническое регулирование также касается сферы установления и применения указанных требований на добровольной основе. Правовая регламентация осуществляется и в ходе оценки соответствия. Из указанного определения следует, что объекты технического регулирования должны подчиняться общим требованиям.

Принципы

В рамках принятого нормативного акта новый формат приобретают не только техническое регулирование и метрология, но и форма госконтроля в целом. В качестве ключевого принципа при осуществлении деятельности выступает правовой уровень ограничений, установленных в отношении предпринимательства. В этой связи, декларирование в нормативном акте основных положений влечет необходимость в их реализации при разработке регламентов и практического их внедрения.

Единство правил

Система технического регулирования базируется на единообразно сформулированных требованиях. При этом не имеет значения вид продукции или процесса. Формулирование требований не зависит от формы собственности, правового статуса разработчика стандарта либо регламента или предпринимателя, осуществляющего производство товара или оказание услуги. Техническое регулирование осуществляется по единым правилам организации измерений и испытаний, используемой документации, независимых от химической либо физической природы параметров, подвергающихся контролю, и критериев соответствия. То же самое относится и к форме договорных обязательств, согласно которым осуществляется поставка продукции или оказание услуги.

Принцип соответствия

Техническое регулирование должно согласовываться с уровнем развития экономики страны, НТР и МТБ. Этот принцип указывает на то, что требования, которые закладываются в национальные стандарты и регламенты, реально можно выполнить. При этом должен учитываться достигнутый уровень российской промышленности, обеспеченности нужным оборудованием и материалами, обладающими надлежащими свойствами, информацией.

Независимость уполномоченных органов

В соответствии с этим принципом, службы по аккредитации, сертификации не должны иметь договорных связей с продавцами, производителями, потребителям, кроме тех, которые предусматриваются в действующих правилах. Сотрудники указанных органов должны быть защищены от всяких попыток незаконного давления либо иных воздействий, которые могут повлиять на принимаемые ими решения. Руководство этих служб, в свою очередь, должно разработать необходимые меры, ориентированные на предотвращение всякого вступления служащих в сделки с субъектами, заинтересованными в финансовом результате сертификации и аккредитации.

Принципы недопустимости

Они запрещают возможность формирования преимуществ для отдельных заявителей, искусственного промедления с принятием решений или необоснованного его ускорения. Законодательство устанавливает четкое разграничение сфер деятельности органов сертификации и надзора. Не допускается совмещения полномочий этих служб. Одна и та же инстанция не может являться исполнителем и контролером собственной деятельности. Законодательство также не допускает финансирование работы уполномоченных служб из внебюджетных фондов. Это предотвращает возможность воздействия частных инвестиций на деятельность государственных органов.

Специфика регламентов

Требования, присутствующие в этих документах, не должны являться завышенными в отношении тех субъектов, которые надлежащим образом осуществляют защиту здоровья и жизни населения и животных, окружающей среды и растений, имущества. В противном случае это может спровоцировать удорожание услуг и товаров, усложнить производственные операции. В результате это повлечет формирование препятствий для осуществления предпринимательской деятельности. К примеру, на и согласования проекта регламента могут появиться решения, ставящие российских производителей в менее выгодное положение, чем иностранных. В этой связи на данной стадии крайне важно неукоснительно соблюсти принцип конкурентного права. Отечественные нормативные акты призваны защищать, а не разорять предпринимателей страны.

Структура документов

В приводятся сведения об объектах регулирования. Кроме этого, в документах могут присутствовать:


Важный момент

В регламентах должны присутствовать требования исключительно к характеристикам объектов регулирования, а не к их конструкции, методам и технологии разработки, посредством которых обеспечиваются данные свойства. Эта задача находится в компетенции разработчиков, конструкторов и прочих специалистов. В качестве исключения могут выступать случаи, в которых без стандартизации процесса проектирования нельзя обеспечить надлежащую защиту здоровья и жизни людей, окружающей среды, имущества, растений и животных.

Сроки

В законодательстве установлен период в 6 месяцев для вступления в силу опубликованного регламента. Такой срок позволяет контролирующим органам и производителям подготовиться к исполнению принятых требований. В связи с тем, что этот период может оказаться недостаточным (слишком коротким), подготовка к моменту вступления в действие регламента должна быть начата в ходе его разработки.

Классификация

В Законе установлено два вида регламентов: специальный и общий. Требования последнего обязательны для выполнения относительно любых производственных процессов, видов продукции, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации. Специальными регламентами регулируются отдельные объекты, на которые не распространяется действие общих документов. Последние содержат основные нормы, которые имеют широкую сферу распространения. Специальные регламенты не должны им противоречить. Как отмечало Федеральное агентство по техническому регулированию, в 2005 году на стадии обсуждения находилось порядка 100 документов. Всего предполагалось выпустить около 1.5 тыс. специальных и не более 10 общих регламентов.

Порядок разработки и утверждения

Регламент может приниматься Федеральным законом, ратифицированным международным соглашением РФ, Указом Президента, правительственным Постановлением. Проект документа вправе разрабатывать субъект, вне зависимости от формы собственности, вида продукции, правового статуса предприятия, типа производственного процесса. Данное положение, безусловно, демократично. Это позволяет наиболее полно применить интеллектуальный потенциал.

Информирование

Публичность выступает в качестве одного из ключевых принципов разработки и принятия регламентов. Необходимо, чтобы на каждой стадии общество и государственные структуры были проинформированы о ходе процесса, наличии противоречий, авторе предложений. В первую очередь, уведомление о начале разработки размещается в печатном издании, ответственным за которое выступает Агентство по техническому регулированию, а также в общедоступном источнике в электронном виде. В извещении должна присутствовать информация о товаре, для которого создается регламент. Здесь же приводится обоснование необходимости данной разработки, указываются отличия предполагаемых требований от международных нормативов, действующих в РФ. Кроме этого, приводятся сведения о способах ознакомления с проектом, реквизиты разработчика.

Извещение о начале разработки

Первый этап начинается с публикации уведомления. Согласно принятому Закону, автор проекта обязан предоставить его для ознакомления любым заинтересованным пользователям. Последние, в свою очередь, могут направить разработчику свои предложения и замечания. Автор проекта их рассматривает и принимает решение отклонить/принять полностью или частично. В завершении разработки проводится обсуждение редакции регламента, где учтены все поступившие предложения и замечания. Продолжительность этого этапа в целом - до двух мес.

Внесение на обсуждение в Госдуму

С момента публикации уведомления о начале разработки до даты опубликования извещения о ее окончании должно пройти не менее двух месяцев. С внесения субъектом, обладающим правом проекта регламента начинается стадия его принятия. Регистрация документа осуществляется при наличии:


Зарегистрированный проект направляется Госдумой в правительство. Последнее в течение месяца должно направить отзыв. Он составляется с учетом заключения, вынесенного экспертной комиссией по техрегулированию. Отмена регламента, а также внесение корректировок, дополнений в него рассматривается как создание нового документа.

Заключение

Таким образом, рассмотренный Закон ориентирован на формирование единой политики в сфере техрегулирования, соответствующей международным требованиям. В этой связи базой для решения множества вопросов, касающихся сертификации, стандартизации и лицензирования, выступают регламенты. Введение этих документов в ранг государственных нормативных актов позволяет сбалансировать состояние российской системы регулирования с международной. Это достигается за счет рекомендательного характера применения любых стандартов при использовании регламентов, в которых могут присутствовать их отдельные положения и нормы. Это значит, что стандарты продолжают оставаться нормативной базой, однако использовать их в качестве основного регулятора взаимодействий производителей и потребителей нельзя.

Базируется на положениях Соглашения о технических барьерах в торговле ВТО, а также на Директиве ЕС. Основные декларируемые цели нового Закона - максимально гармонизировать российскую систему технического регулирования с системой международной (России в ВТО(22 августа 2012 года)), прежде всего европейской, и тем самым устранить технические барьеры в торговле, содействовать выходу отечественных товаров на мировой рынок, обеспечить равные конкурентные условия для отечественных и зарубежных производителей на российском рынке.

Глава 1-10 . Общие положения, Технические регламенты, Стандартизация, Подтверждение соответствия, Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, Информация о нарушении требований технических регламентов и отзыв продукции, Информация о технических регламентах и документах по стандартизации, Финансирование в области технического регулирования, Заключительные и переходные положения

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии входит в систему федеральных органов

исполнительной власти Российской Федерации и находится в ведении Министерства промышленности и

торговли Российской Федерации.(Росстандарт) с 2010г.

Предметом законодательного регулирования являются отношения между юридическими и физическими лицами, государственными органами, возникающие, изменяющиеся или прекращающиеся по поводу установления обязательных технических норм и правил, подтверждения соответствия продукции, процессов (методов) ее производства обязательным требованиям, стандартизации, аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), привлечения к ответственности в случаях несоответствия требованиям технических регламентов и финансирования работ в области технического регулирования. Действие Закона не распространяется на государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг.

Требования к продукции разделяются на обязательные, которые устанавливаются техническими регламентами, и добровольные, которые содержатся в стандартах. Закон вводит два уровня требований к продукции, технологиям производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации: технические регламенты и стандарты. При этом обязательными для исполнения будут только технические регламенты, задача которых - защита жизни и здоровья людей, охрана окружающей среды, невведение в заблуждение потребителей продукции, а также охрана имущества физических или юридических лиц, государственного и муниципального имущества.

Обязательные технические требования могут устанавливаться только федеральными законами, указами Президента РФ и решениями Правительства РФ.

Закон определяет порядок разработки и применения стандартов в РФ, провозглашая при этом основной принцип их применения - принцип добровольности. Стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации. Подтверждение соответствия продукции работ или услуг стандартам и регламентам должно осуществляться в виде декларирования или сертификации.

Сертификация может осуществляться на добровольной основе в системах добровольной сертификации или в обязательном порядке. Обязательная сертификация проводится в случаях и в порядке, предусмотренных техническими регламентами.

Устанавливается ответственность и процедуры, применяемые в случаях несоответствия требованиям технических регламентов.

Устанавливаются также заключительные и переходные положения на семилетний период со дня введения в действие закона.

Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

Сфера применения настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; (На добровольной основе: + выполнению работ или оказанию услуг).

Регулирует отношения оценке соответствия.

технический регламент - документ, который принят международным договором РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (__);

стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг; стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов

Целями стандартизации являются:

Повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества, повышение уровня экологической безопасности.

Обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений,

Содействие соблюдению требований технических регламентов;

форма подтверждения соответствия - определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов (__), положениям стандартов или условиям договоров;

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

принятия декларации о соответствии; обязательной сертификации.

схема подтверждения соответствия - перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям;

аккредитация - официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия;

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществляется в целях:

Подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;

Обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей, в том числе потребителей, к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

Создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров).

Руководителя Росаккредитации С.В.Шипова (Фед. Служба по аккредитации)

контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов - проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции или(_);

Государственный контроль(надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора).

Информация о технических регламентах и документах по стандартизации

Национальные стандарты, предварительные национальные стандарты и общероссийские классификаторы, а также информация об их разработке должны быть доступны заинтересованным лицам. Официальное опубликование в установленном порядке национальных стандартов и общероссийских классификаторов осуществляется национальным органом по стандартизации.

Технические регламенты, документы национальной системы стандартизации, международные стандарты, правила стандартизации, нормы стандартизации и рекомендации по стандартизации, национальные стандарты других государств и информация о международных договорах в области стандартизации и подтверждения соответствия и о правилах их применения составляют Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов.

15

Федеральный закон направлен на приведение законодательства РФ в сфере обеспечения единства измерений в соответствие с современными международными требованиями.

Основными новациями Федерального закона являются: сужение сферы государственного регулирования в области обеспечения единства измерений; отмена лицензирования деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений; создание основанного на конкуренции рынка работ и услуг в области обеспечения единства измерений; выведение из сферы государственного регулирования игровых автоматов и других технических устройств с измерительными функциями, которые не относятся непосредственно к средствам измерений.

Полномочия по поверке средств измерений в целях утверждения их типа и аттестация методик (методов) проведения измерений передаются аккредитованным организациям. Аттестация поверителей упраздняется. Кроме того, в целях обеспечения открытости и доступности информации для всех заинтересованных лиц создается федеральный информационный фонд в области обеспечения единства измерений.

Указанные меры позволят исключить избыточное вмешательство государства в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов. Кроме того, они будут способствовать международному признанию измерительных возможностей России и, как следствие, устранению технических барьеров для участия нашей страны в многосторонних торговых соглашениях.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

Глава 1. Общие положения
Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
Статья 2. Основные понятия
Статья 3. Принципы технического регулирования
Статья 4. Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании
Статья 5. Особенности технического регулирования в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения указанной продукции
Статья 5.1. Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений
Статья 5.2. Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности продукции, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, применяемых на территории инновационного центра "Сколково"
Статья 5.3. Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности продукции, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, применяемых на территории международного медицинского кластера
Статья 5.4. Особенности технического регулирования при осуществлении градостроительной деятельности в условиях стесненной городской застройки
Статья 5.5. Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности продукции, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, применяемых на территориях инновационных научно-технологических центров
Глава 2. Технические регламенты
Статья 6. Цели принятия технических регламентов
Статья 7. Содержание и применение технических регламентов
Статья 8. Виды технических регламентов. (Утратила силу)
Статья 9. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента
Статья 9.1. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента, принимаемого нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию
Статья 10. Особый порядок разработки и принятия технических регламентов
Глава 3. Документы по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов
Статья 11. Цели стандартизации. (Утратила силу)
Статья 12. Принципы стандартизации. (Утратила силу)
Статья 13. Документы в области стандартизации. (Утратила силу)
Статья 14. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации, технические комитеты по стандартизации. (Утратила силу)
Статья 15. Национальные стандарты, предварительные национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. (Утратила силу)
Статья 16. Правила разработки и утверждения национальных стандартов. (Утратила силу)
Статья 16.1. Правила формирования перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов
Статья 16.2. Правила разработки и утверждения предварительного национального стандарта. (Утратила силу)
Статья 17. Стандарты организаций. (Утратила силу)
Глава 4. Подтверждение соответствия
Статья 18. Цели подтверждения соответствия
Статья 19. Принципы подтверждения соответствия
Статья 20. Формы подтверждения соответствия
Статья 21. Добровольное подтверждение соответствия
Статья 22. Знаки соответствия
Статья 23. Обязательное подтверждение соответствия
Статья 24. Декларирование соответствия
Статья 25. Обязательная сертификация
Статья 26. Организация обязательной сертификации
Статья 27. Знак обращения на рынке
Статья 28. Права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия
Статья 29. Условия ввоза в Российскую Федерацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия
Статья 30. Признание результатов подтверждения соответствия
Глава 5. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)
Статья 31. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)
Статья 31.1. Национальный орган по аккредитации. (Утратила силу)
Глава 6. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов
Статья 32. Органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов
Статья 33. Объекты государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов
Статья 34. Полномочия органов государственного контроля (надзора)
Статья 35. Ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов
Глава 7. Информация о нарушении требований технических регламентов и отзыв продукции
Статья 36. Ответственность за несоответствие продукции или связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям технических регламентов
Статья 37. Информация о несоответствии продукции требованиям технических регламентов
Статья 38. Обязанности изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов
Статья 39. Права органов государственного контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов
Статья 40. Принудительный отзыв продукции
Статья 41. Ответственность за нарушение правил выполнения работ по сертификации
Статья 42. Ответственность аккредитованной испытательной лаборатории (центра)
Глава 8. Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов
Статья 43. Информация о документах по стандартизации. (Утратила силу)
Статья 44. Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов
Глава 9. Финансирование в области технического регулирования
Статья 45. Порядок финансирования за счет средств федерального бюджета расходов в области технического регулирования
Глава 10. Заключительные и переходные положения
Статья 46. Переходные положения
Статья 47. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Статья 48. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Просмотров