Центральные органы власти в начале 19 века. Центральные и высшие государственные органы в первой половине XIX века

В рассматриваемый период Россия оставалась неограниченной самодержавной монархией, в которой усилиями Александра I и его единомышленников были проведены реформы центрального государственного управления. Роль советников императора пытались играть во многом противоположные круги придворных. Негласному комитету, который составляли молодые образованные дворяне, противостоял формально учрежденный Непременный совет, включавший старых сенаторов-царедворцев.

План реформ был создан к октябрю 1809 г. и получил название "Введение к Уложению государственных законов". Основной целью предложенных преобразований помимо придания самодержавию внешних форм закона было ограничение его "внутреннею и существенною силою установлений". Сперанский, в частности, предлагал создать в России систему представительных по своему характеру учреждений для выражения мнения общества по важным государственным вопросам. Однако из всего проекта была реализована лишь часть, посвященная учреждению в России нового органа государственного управления – Государственного совета (1810). Сперанский, заняв пост государственного секретаря, сумел частично осуществить преобразования в области финансов, провести реорганизацию системы центрального отраслевого управления путем создания министерств.

Меры по реформе государственной службы были изложены в записке Сперанского "Об усовершении общего народного воспитания" (1808). Он предлагал ликвидировать чины, которые порождали злоупотребления и "развращали дух народный", позволяя некомпетентным лицам занимать высшие должности по выслуге лет. С августа 1809 г. стал действовать соответствующий указ о новых правилах производства в чины по гражданской службе. Особое значение Сперанский придавал качественной подготовке юристов. По его инициативе группа выдающихся своими успехами в учении молодых людей была направлена для получения юридического образования в Германию и позднее составила костяк российской университетской профессуры в области юриспруденции. Сперанский явился автором проекта создания Царскосельского лицея – специализированного учебного заведения по подготовке высокопоставленных государственных чиновников.

Плоды реформ оказались устойчивыми к дальнейшим преобразованиям. Центральные учреждения дореформенного периода (Государственный совет, Комитет министров, Сенат, министерства, императорская канцелярия) сохранялись в России до начала XX в. Высшие органы государственной власти делились на органы верховного управления (Государственный совет и Комитет министров) и подчиненного управления (Сенат и министерства).

6.4.1. Органы верховного управления
Император

Главным органом верховного управления был российский император. В состав Основных законов, составляющих т. 1, ч. 1 Свода законов Российской империи, вошел: раздел 1 "О священных правах и преимуществах верховной самодержавной власти", где закреплялось существо самодержавной власти как неограниченной. Раздел определял, кроме того, порядок престолонаследия, порядок вступления на престол и присяги подданства, коронования и миропомазания, титул императорского величества и государственный герб. В Основных законах говорилось также о вере, о законах и о власти верховного управления. Раздел 2 Основных законов именовался "Учреждение об императорской фамилии", где определялись имущественные и другие нрава членов императорской фамилии.

В XIX – начале XX вв. Государственный совет становится одним из главных государственных органов Российской империи, сосредоточившим в своих руках законосовещательную функцию. Прообразом Государственного совета стал учрежденный в 1801 г. Непременный совет. План создания Государственного совета входил в число преобразований, предложенных в проекте Μ. М. Сперанского "Введение к Уложению государственных законов" (1809).

Совет был учрежден как орган законосовещательный. Согласно "Образованию Государственного совета" 1810 г., в его функции входило обсуждение общих мер внутреннего управления, вопросов войны и мира, рассмотрения ежегодной сметы государственных приходов и расходов и отчетов министерств. В состав совета входили "особы, призываемые в него верховной властью", и министры в силу занимаемой должности. Председательствовал в совете император или назначенное им лицо из числа членов совета. Во главе канцелярии Государственный совета стоял государственный секретарь.

Первоначально Государственный совет состоял из четырех департаментов: 1) законов; 2) гражданских и духовных дел; 3) государственной экономии; 4) военных дел. В 1832 г. был учрежден департамент Царства Польского. Такая структура совета сохранялась до 1826 г. При Николае I Государственный совет взял на себя решение важной задачи систематизации и кодификации российского законодательства. Для этого 6 декабря 1826 г. в его структуре появляется комитет для пересмотра всей предыдущей деятельности в области законодательства и управления. Окончательное устройство Государственного совета было определено Учреждением Государственного совета 1842 г. Подтвердив строго законосовещательный характер совета, Учреждение добавляет к кругу его полномочий многочисленные финансовые дела: от рассмотрения предложенных доходов и расходов городов и ежегодных смет столичных дум до дел об открытиях и изобретениях. Важной частью деятельности Совета было рассмотрение смет министерств и других государственных учреждений, вопросы о казенных сборах.

Собственная его императорского величества канцелярия

В царствование императора Николая I роль канцелярии, которая прежде ведала в основном перепиской императоров, существенно меняется. Канцелярия превращается в орган непосредственной связи верховной власти со всеми учреждениями и ведомствами, постепенно становясь важнейшим центром формирования внутренней и отчасти внешней политики. Этому назначению служило и устройство Канцелярии. Она состояла из отделений, каждое из которых было почти самостоятельным учреждением, начальник которого отвечал только перед императором. Первоначально в Канцелярию входили три отделения, созданные в 1826 г. I отделение ведало отчетностью министров, учетом личного состава чиновников, составлением высочайших указов, II – вопросами кодификации законодательства. Наибольшую известность приобрело III отделение, ведавшее вопросами внутренней безопасности (сыск и следствие по делам о государственных преступлениях, контрразведка, цензура и пр.). Возложенные на него обязанности исполнялись пятью экспедициями. Позднее число отделений Канцелярии увеличивалось по мере необходимости. После упразднения в 1882 г. II и III отделений она остается канцелярией императора, в том числе по заведованию личным составом чиновников.

К органам верховного управления по статусу примыкали так называемые Высшие комитеты (Кавказский комитет, Комитет железных дорог, Комитет Сибирской железной дороги и др.).

6.4.2. Центральные органы подчиненного управления
Сенат

При Александре I старые сенаторы попытались восстановить Сенат в прежнем значении, но попытка не удалась. Сенат сохранял статус высшего судебного места и органа надзора. Одной из форм административного надзора стали сенаторские ревизии на местах. По их результатам нередко возбуждались дисциплинарные и даже уголовные дела о злоупотреблениях или нерадении чиновников. Важной функцией Сената оставалось обнародование (распубликование) законов. Это означало, что первый департамент проверял формальную правильность издания законодательных актов.

С начала XIX в. важную роль в центральном управлении играют министерства , которые учреждаются взамен коллегий. Первые министерства появляются в Российской империи в 1802 г. Манифест от 8 сентября 1802 г. об учреждении министерств называет министерством как ведомство всех министров, так и каждое из возглавляемых министрами восьми отделений, на которые разделялось со времени вступления в действие манифеста Управление государственных дел. Постепенно название укоренилось во втором значении. В 1802 г. были учреждены должности восьми министров: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, юстиции, финансов и народного просвещения. Позднее учреждаются министерство полиции, Главное управление духовных дел иностранных исповеданий (1810), Министерство государственных имуществ (1837), Министерство двора и уделов (1826) и т.д. Министр ежегодно отчитывался перед императором, подавая тому письменный отчет в управлении всех вверенных ему частей через Правительствующий Сенат. Важной частью отчета было изображение того, "какое употребление сделано из денег, отпущенных на годичное содержание" министерства. В задачу министра внутренних дел входило попечение о "повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве империи". Министерство юстиции унаследовало функции канцелярии генерал-прокурора Сената. Его главной задачей было комплектование и надзор за судебными учреждениями.

25 июня 1811 г. Александр I подписал Общее учреждение министерств, разработанное Сперанским по образцу устройства правительства и министерств наполеоновской Франции. Во главе каждого министерства должен был стоять министр, его замещал товарищ министра. При министре учреждались совет и канцелярия. Министерство делилось на департаменты, а те – на отделения и столы. В структуре сверху донизу действовал принцип единоначалия. В состав министерств включались также ученые комитеты, особые канцелярии. В структуре министерств до конца XIX в. не произошло серьезных изменений, однако соответствующий статус получили ведомство императрицы Марии (вопросы благотворительности и женского образования), Святейший Синод и Главное управление государственным коннозаводством. Министры назначались и отвечали только перед верховной властью.

Одновременно с министерствами возникают коллегиальные органы совещательного характера, в состав которых входят министры. Комитет министров сохраняет значение органа предварительного обсуждения всех дел, подлежащих докладу царю. В 1880-х гг. Комитет работал наиболее активно, занимался законодательными вопросами и важнейшими административными делами. В 1861 г. (неофициально – в 1857) был учрежден еще и Совет министров под председательством царя. Он включал не только министров, но и ряд других сановников. В его задачу входило обсуждение (обязательно в присутствии царя) общего плана управления, координация деятельности министров, составление плана законодательных работ. Правда, в реальности Совет почти не собирался, в том числе и потому, что до конца века отсутствовало положение о нем, не была определена процедура заседаний и их регулярность.

Несмотря на либеральные реформы Александра II, Россия и во второй половине века сохраняла признаки полицейского государства. Координация полицейского надзора осуществлялась III отделением Собственной его императорского величества канцелярии, при котором действовал корпус жандармов.

Высшей властью в Российском государстве оставалась императорская, которая закреплялась законодательно: власть управления во всем пространстве Российской империи принадлежит государю; она является верховной, самодержавной и неограниченной, то есть все императорские распоряжения имеют безусловную юридическую силу. Верховная власть была наследственной, и правом наследования престола обладали только члены царствующего Дома Романовых в соответствии с определенным порядком престолонаследия. Члены императорского дома имели особые права и привилегии, и в соответствии со степенью родства с императором получали фамильные титулы, закреплявшие их иерархическое положение.

Органами высшего государственного управления страны являлись Государственный совет, Комитет министров и собственная его императорского величества канцелярия, действовавшие от имени и по повелениям российского императора. Государственный совет был учрежден законодательным актом императора Александра I от 1 января 1810 года. и являлся высшим законосовещательным учреждением империи. Его председателем являлся сам император, который утверждал одобренные членами Государственного совета законопроекты. Структурно Государственный совет состоял из общего собрания, пяти департаментов, двух комиссий (по составлению законов и принятию прошений) и государственной канцелярии. Для решения совместных по государственным интересам вопросов созывались объединенные заседания департаментов.

В первой половине XIX века Правительствующий Сенат постепенно был преобразован в высший судебный орган, состоящий из департаментов, возглавляемых обер-прокурорами. Во главе Сената стоял генерал-прокурор, одновременно являвшийся министром юстиции. Высшим законосовещательным и административным органом по делам Русской Православной церкви оставался Святейший Правительствующий Синод, возглавляемый обер-прокурором.

Комитет министров как особое правительственное учреждение был создан по манифесту от 8 сентября 1802 года и состоял из председателя и директоров департаментов Государственного Совета, министров, главноуправляющих отдельными ведомствами на правах министерств и государственного секретаря. На рассмотрение Комитета министров выносились текущие дела министерств и дела, которые особо подлежали рассмотрению Комитета. Кроме того, здесь рассматривались материалы ревизий, проводимых Сенатом, а также дела, связанные с устройством железных дорог, учреждением акционерных обществ и некоторые другие. Комитет министров готовил заключения, которые передавались на утверждение императором и впоследствии направлялись для исполнения в соответствующие государственные учреждения.


Важное место в системе высших органов управления занимала собственная его величества канцелярия, состоящая в царствование императора Николая I из шести отделений. Канцелярия при необходимости оперативно связывала императора со всеми правительственными учреждениями. Первое отделение занималось вопросами государственной службы и анализом отчетов министров и губернаторов, второе отделение занималось кодификацией законов, третье отделение - обеспечением государственной безопасности, четвертое отделение заведовало женскими учебными заведениями и благотворительными учреждениями, пятое - крестьянскими делами и шестое - управлением Кавказскими территориями.

Центральные органы управления Российской империи в первой половине XIX века

В начале XIX века произошла замена коллегиальных органов на министерства, в которых власть передавалась первому по значимости должностному лицу, ответственному перед императором. В соответствии с манифестом от 8 сентября 1802 года были учреждены восемь министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, внутренних дел, финансов, коммерции, юстиции, народного просвещения и на правах министерства государственное казначейство. Министерства состояли из департаментов, которые разделялись на отделения, состоявшие из так называемых столов. Министры назначались императором и входили в состав Комитета министров.

Они были наделены большими правами и полномочиями в деятельности министерств, которые возглавляли. При каждом министре действовала канцелярия, совет министра и общее присутствие департаментов. Согласно утвержденному принципу единоначалия директора департаментов напрямую подчинялись министру, начальники отделения - директору департамента, столоначальники - только начальнику своего отделения. Совет министра выполнял совещательную функцию и состоял из товарища (заместителя) министра, директоров департаментов и начальника канцелярии. Ежегодно министры подавали отчеты в Государственный совет и министерство финансов.

Местные государственные органы и учреждения Российской империи первой половины XIX века

Российская империя в результате значительных территориальных приобретений на Западе и на Востоке являлась крупным централизованным государством, в административно-территориальном устройстве имевшая более 40 губерний и 10 генерал-губернаторств. Последние включали в себя столичные города Санкт-Петербург и Москву, а также территории, объединявшие несколько губерний на окраинах государства. Губернии в административном порядке делились на уезды, а уезды - на волости.

Губернаторы назначались верховной властью, но находились в двойном подчинении: они были подотчетны императору и в тоже время состояли на государственной службе в МВД Российской империи, откуда получали распоряжения и приказы. Губернаторы могли быть гражданскими и военными; последним подчинялись войска внутренней стражи, дислоцировавшиеся на территории губернии. Генерал-губернаторы имели право делать личные доклады императору и получать непосредственно от него указания. Доклады и рапорты губернаторов, чьи территории входили в генерал-губернаторство, проводились в правительственные учреждения через канцелярию генерал-губернатора.

При губернаторах назначались вице-губернаторы в качестве заместителей с установленными законом полномочиями. В качестве управляющего органа были на местах учреждены губернские правления, состоявшие из общего присутствия и канцелярии. Председателем общего присутствия являлся губернатор. В общем присутствии обсуждали новые законодательные акты и распоряжения высшей власти касательно исполнения в губерниях. Канцелярия правления состояла из четырех отделений: первой обнародовало законы и выпускало газету «Губернские ведомости», второе руководило полицией, третье занималось делами юстиции, четвертое осуществляло связь с местными финансовыми и хозяйственными учреждениями.

Отдельным органом была казенная палата, возглавлявшаяся вице-губернатором, которая состояла из управляющего, его помощника и отделений. Хозяйственное отделение управляло государственными крестьянами и государственным имуществом; лесное отделение - казенными лесами и лесной стражей; казначейское отделение заведовало казначействами в уездах; контрольное отделение осуществляло ревизию казначейств.

Уездным органом управления был нижний земский суд во главе с капитан-исправником. В состав такого суда входили дворянские заседатели, избиравшиеся из уездного дворянства. В 1837 году этот орган стал именоваться просто земским судом, в составе которого были исправник, непременный заседатель и два сельских заседателя из государственных крестьян. При земском суде действовала канцелярия, состоявшая из исполнительного и следственного столов.

Для усиления административного контроля уезды были разделены на станы, во главе которых были поставлены становые приставы, назначавшиеся губернатором. В уездных городах действовали управы благочиния во главе с городничими. Уездный суд был первой инстанцией для мелких уголовных и гражданских дел. Судами второй инстанции на уровне губернии являлись палаты уголовного и гражданского суда. Кроме того, действовали губернские совестные суды, в столичных городах надворные суды, а в крупных городах с развитием капиталистических отношений возникли коммерческие суды..

В 1809 году в состав Российской империи вошло великое княжество Финляндское , разделенное на восемь губерний. Верховная власть принадлежала императору. Высшими органами власти в Финляндии являлись Сенат и Сейм. Сенат состоял из двух департаментов, занимавшихся гражданским управлением и наблюдением за отправлением правосудия. Председателем Сената был генерал-губернатор, которому подчинялись губернаторы. Сейм являлся сословно-представительным органом и созывался через каждые пять лет. При участии Сейма изменялись либо отменялись законы, устанавливались новые налоги.

В 1815 году в состав Российской империи вошло царство Польское, верховная власть в котором принадлежала российскому императору. Управлял Польшей наместник из императорской семьи, при котором действовали государственный и административный советы. Законодательную власть осуществлял Сейм, собиравшийся один раз в два года для обсуждения законопроектов, касавшихся управления Польшей. Территориально царство Польское разделялось на восемь воеводств, которые в свою очередь делились на поветы (уезды), а поветы - на гмины (волости). В 1830-е годы Сейм и государственный совет при наместнике были упразднены, административный совет стал главным органом власти и управления. Воеводства были переименованы в губернии, а поветы в уезды.

На присоединенных кавказских территориях было установлено административно-территориальное деление на губернии и уезды, округа и области, для управления созданы государственные учреждения. Высшая власть была передана главнокомандующему российскими войсками на Кавказе. В 1840-е годы на Кавказе вводится наместническое правление. При наместнике учреждаются совет из военных губернаторов и назначенных императором чиновников и канцелярия.

На обширной территории Сибири учреждают два генерал-губернаторства, разделенных на губернии, которые в свою очередь разделялись на округа. Для вошедших в состав России казахских земель было установлено деление на округа, волости и аулы. Ханская власть была отменена, а местная аристократия (султаны) была привлечена для управления округами и волостями.

На территории Прибалтики действовало генерал-губернаторство, состоявшее из трех губерний, для управления которыми были созданы местные органы управления.

Таким образом, можно отметить, что в первой половине XIX века в Российской империи произошла последовательная и систематическая организация государственной службы, в результате которой сложился особый тип российского чиновника, который впоследствии активно участвовал в проведении государственно-правовых реформ.

История государства и права России. Шпаргалки Князева Светлана Александровна

49. Высшие органы управления в начале XIX в.

Россия в первой половине XIX в. оставалась по форме правления абсолютной монархией. Для управления государством абсолютный монарх использовал разветвленный чиновничий аппарат.

До 1801 г. высшим совещательным органом был Совет при Высочайшем дворе, в 1801–1810 гг. действовал Непременный совет, состоявший из 12 высших сановников и выполнявший совещательные функции, в 1810 г. был учрежден Государственный совет - высший законосовещательный орган Российской Империи. Государственный совет прожил более столетия и был ликвидирован только революцией 1917 г.

Председателем Государственного совета был император или заменяющий его сановник из членов Государственного совета. В состав Совета входили назначенные императором высшие государственные чиновники. Государственный совет состоял из пяти Департаментов: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии, дел Царства Польского. Делопроизводство осуществлялось канцелярией, которую возглавлял государственный секретарь.

Со второй четверти XIX в. законопроекты стали разрабатываться в царской канцелярии. Собственная Его Императорского Величества канцелярия возглавила систему центральных органов государственного управления. Она состояла из шести отделений, которые подразделялись на экспедиции. С появлением этих новых центральных органов управления роль сената уменьшилась. Он стал высшим судебным органом, а департаменты сената - высшими апелляционными инстанциями для судов губерний.

В 1802 г. в соответствии с царским манифестом «Об учреждении министерств» началась министерская реформа. Вместо коллегий были созданы министерства: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Министерства управлялись по принципу единоначалия. В их руках была исполнительная власть в рамках сферы деятельности. Аппарат министерств подразделялся на департаменты и канцелярии.

Император возглавлял и Комитет министров, созданный в 1812 г. для решения межведомственных споров.

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

40. Высшие органы государственной власти и управления Испании Высшие органы государственной власти Испании представлены Королем, Генеральными кортесами, Правительством и Конституционным судом.Король обладает полномочиями главы государства, Генеральные кортесы

Из книги Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 21.1. Органы управления и специализированные органы саморегулируемой организации арбитражных управляющих 1. Структура, порядок формирования, компетенция и срок полномочий органов управления саморегулируемой организации арбитражных управляющих, порядок

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

3. Структура системы федеральных государственных органов исполнительной власти (высшие, центральные, территориальные органы государственного управления) Структурными элементами системы федеральных государственных органов исполнительной власти являются

Из книги Иностранное конституционное право (Под ред. проф. В.В. Маклакова) автора Маклаков Вячеслав Викторович

Высшие органы государства Конституция США подробно регламентирует порядок выборов, формирования и деятельности высших государственных органов - Конгресса, президента республики. Верховного суда. Их конституционные взаимоотношения определяются принципом разделения

Из книги Шпаргалка по истории государства и права России автора Дудкина Людмила Владимировна

Высшие органы государства Япония по форме правления - парламентарная монархия, поэтому деятельность и взаимоотношение центральных органов имеют черты, свойственные этой форме правления.Парламент в соответствии со ст. 41 конституции является «высшим органом

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

Высшие органы законодательной и исполнительной власти Союза Индийский парламент, подобно британскому, состоит из трех частей: президента. Совета штатов и Народной палаты (ст. 79). Предполагается, что Народная (нижняя) палата выражает интересы федерации в целом, а Совет

Из книги История таможенного дела и таможенной политики России автора Пиляева Валентина

Высшие органы штатов, союзных территорий и местное самоуправление Высшими органами власти каждого из 25 штатов являются: губернатор, легислатура штата. Совет министров и Высший суд штата.Губернатор возглавляет в штате высшую впасть. Он назначается президентом

Из книги История государства и права России. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

Высшие органы власти Польши Малая конституция в основу организации высших органов государственной власти кладет принцип разделения властей, провозглашая, что носителями законодательной власти являются Сейм и Сенат Республики, исполнительной власти - Президент и

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

40. Высшие органы власти и управления в первой четверти XVIII В В первой четверти XVIII в. произошли многочисленные реформы высших органов власти и управления. Эти реформы принято подразделять на три этапа:1) 1699–1710 гг. – частичные преобразования;2) 1710–1719 гг. – ликвидация

Из книги автора

63. Высшие органы государственной власти и управления Испании Полномочия главы государства принадлежат Королю, законодательная власть – Генеральным кортесам, исполнительная – правительству, Конституционный суд – орган конституционной юстиции.Установленная

Из книги автора

Таможенные органы в начале XX в. В конце XIX – начале XX в. в структуре таможенных органов происходили большие изменения, уделялось большое внимание таможенным учреждениям, например: учреждаются таможни в городе Херсоне, преобразуются Скулянская и Немецкая таможни в

Из книги автора

41. Высшие органы управления после смерти Петра Первого После смерти Петра, в начале 1726 г., для решения вопросов внутренней и внешней политики был создан Верховный тайный совет. Сенат перестал играть роль главного органа государства и превратился в одну из коллегий. В

Из книги автора

87. Высшие государственные органы СССР по Конституции 1924 г Высшим органом власти СССР объявлялся съезд Советов СССР.В период между съездами высшим органом власти был Центральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР).ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирался

Из книги автора

92. Высшие органы СССР по Конституции 1936 г Высшим органом государственной власти в СССР является Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года.Верховный Совет СССР осуществляет все права, присвоенные Союзу ССР, если только они не входят в компетенцию подотчетных

В 1801 – 1811 гг. Александр I занялся преобразованиями государственного аппарата. Реформы начала XIX в. коснулись, прежде всего, центральных органов управления

Для совместного обсуждения министрами второстепенных дел был создан Комитет министров (в 1857 г.

Он был преобразован в Совет министров, просуществовавший до 1917 г.)

Первоначально было образовано восемь министерств: военное, морское, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, финансов, коммерции (оно вскоре было ликвидировано) и народного просвещения. В 1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количество увеличилось, а функции были ещё более чётко разграничены. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления.

Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья.

Реформа системы образования

В 1802-1804 гг. правительство Александра I перестроило всю си учебных заведений. Теперь она включала в себя: приходские, уездные, губернские училища (в губерниях они иногда открывались под названием гимназий) и университеты, к которым приравнива и лицеи. Новые университеты были открыты в Дерпте (Тарту), Вильно, Харькове и Казани, Также в 1803 году было утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. Вводилась преемственность между школами различных ступеней – приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами.

Принятый в 1804 г. университетский устав впервые предоставил высшим учебным заведениям столь значительную автономию: право выбирать ректора и профессоров, самостоятельно решать свои хозяйственные вопросы.

Проекты реформ М. М. Сперанского.

Сперанский к 1809 г. подготовил развернутое «Введение к уложению государственных законов» - план превращения Россий империи в правовое буржуазное государство.

Будучи сторонником принципа разделения властей, Сперанский разработал стройную систему высших и местных органов, разде по принадлежности к законодательной, исполнительной или судебной власти. Главным законодательным органом являлась Государственная дума (в губерниях, уездах и волостях - губернс, окружные и волостные думы). Высшими органами исполни­тельно власти были министерства (на местах - губернские, ок и волостные управления). Высшим судебным органом объявлялся Сенат, которому подчинялись губернские и окружные суды. Выборы в законодательные и судебные органы были четырех-степенными, а избиратели должны были обладать определенным имущественным цензом. Деятельность трех ветвей власти объеди в Государственном совете, который служил связующим, зве между ними и императором. Последнее слово в законодатель и исполнительной деятельности оставалось за монархом.

Государственный совет.

1 января 1810 был учрежден Государственный совет, заменивший Непременный. Предполагалось, что изначально широкие полномочия Государственного совета будут, затем сужены после учреждения Государственной думы. В течение 1810-11 в Государственном совете обсуждались предложенные Сперанским планы финансовой, министерской и сенатской реформ. Реализация первой из них привела к сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было завершено преобразование министерств. Между тем сам Александр I испытывал сильнейшее давление придворного окружения, включая членов его семьи, стремившихся не допустить радикальных реформ.

Военная реформа. Ведение военных поселений

В 1816 году началась военная реформа. Александр, желая сократить расходы на содержание армии, начал введение военных поселений. Военные поселения должны были заниматься одновременно земледелием и военной службой. Они, обязаны были жить в одинаковых домах, по команде вставать, выходить на работу и возвращаться домой. По приказу начальства они должны были, и вступать в брак. Военные поселения были созданы на казенных землях Петербургской, Новгородской, Могилевской, Харьковской губерний. Военные поселения стали символом реакции того времени, так как к тяжести военной службы добавлялась тяжесть сельского труда, умноженная мелочной уставной регламентацией всех сторон жизни. . Введение военных поселений вызвало сопротивление крестьян, и даже привело к ряду восстаний: так в 1817 году произошло крупное восстание в Новгороде, а в 1819 году - в Чугуеве. В 1820 году с протестом против муштры и жестокого обращения командиров выступил гвардейский Семеновский полк. Постепенно до императора стали доходить слухи о том, что в среде офицеров возникают тайные антиправительственные общества. Однако Александр I. уверенный в том, что в поселениях все идет, как надо, относил протест солдат за счет невежества народа и его привычки жить «по старому».

Конституционные реформы.

Новая серия реформ или попыток провести их в жизнь началась в 1815 г.

Когда Александр I даро конституцию Царству Польскому, Польская корона объявлялась наследственной для российских монархов, но их деятельность на территории царства была ограничена конститу. Интересы царя здесь защищал наместник, назначавшийся из числа великих князей. Высшая законодательная власть принадлежала двухпа сейму, собиравшемуся два раза в год. В промежутках власть осуществлял Государственный совет. Все государственные должно замещались только поляками, и официальные документы состав­лялис на польском языке. Конституция провозглашала неприкос личности и свободу печати, господствовавшей рели объявлялся католицизм, но равноправие предоставлялось и другим вероисповеданиям. Вводился общий для всех сословий суд, характерный независимостью и несменяемостью судей. При открытии сейма в марте 1818 г. Александр I произнес речь, в которой заявил, что конституционные порядки, устанавливавшиеся в Польше, он намерен распространить и на другие части Российской империи. Эта речь произвела сильное впечатление на российское общество. Причем, если реакция консерваторов была совершенно предсказуемой, то дворянский авангард воспринял речь монарха как оскорбление, нанесенное России, которая может получить конституцию позже Польши, воевавшей на стороне Наполеона. Кроме того, их возмущало намерение монарха восстановить грани Речи Посполитой до ее разделов.

Крестьянские реформы

В том же 1818 г. император поручил нескольким ведомствам разработать условия отмены крепост права в России. Один из самых разумных про был подготовлен в канцелярии Аракчеева. Он предусматри постепенный выкуп помещичьих крестьян, которые освобож с землей (по две десятины на душу), отдаваемой им на правах аренды. Сами крестьяне объявлялись государственными. Позже они могли выкупить свои наделы у помещиков. Сами дворяне получа за крестьян денежную компенсацию, которая могла помочь им поднять хозяйство и избавиться от долгов. На встрече с помещиками Полтавской и Черниговской губерний в 1821 г. Александр I призы их согласиться на освобождение своих крепостных, но не встре с их стороны никакой поддержки.

Попытки религиозного просвещения

С 1812 г. в стране дей Библейское общество, которое издавало и распространяло Священное писание (особенно Новый Завет). Этому обществу покровительствовал сам император, который по в его главе своего приятеля А. Н. Голицына, пожертвовал 25 тыс. рублей и делал ежегодный взнос в 10 тыс. рублей. В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Ми духовных дел и народного просвещения, во главе кото стал тот же Голицын. Однако к 1820-м гг. Александру I становится ясно, что Библей общество не может выполнить поставленной перед ним зада. Более того, влиятельному церковному деятелю архимандриту Юрьева монастыря Фотию удалось убедить императора, что Об ущемляет права православной церкви, всегда бывшей опо престола. В 1822 г. последовал указ, запрещавший тайные об и масонские ложи, причем, с военных и гражданских чинов должна была быть взята подписка о непринадлежности к указан организациям. В 1824 г. Была прекращена деятельность Биб общества, мечты императора о единении христианских религий разбились о реалии жизни.

Итоги реформ Александра I.

Причинами неудач правительственного реформаторства явля невнятная политика самого Александра I, который, по словам хорошо знавших его людей, готов был ввести республиканское прав, лишь бы «все подчинялись ему по- прежнему». Кроме того, Россия была не готова к структурным реформам, поскольку, во-пер, слой истинно просвещенных людей оказался еще слишком узок. Недаром император сетовал по поводу предстоящих преобра, что их «некем взять». Во-вторых, момент для проведения реформ был явно неподходящим. Победив Наполеона, Россия на па вершине европейской славы и ее порядки доказали свою жизнеспособность и непоколебимость. В-третьих, экономическое положение страны в связи с повышением цен на хлеб и другую сель продукцию казалось прочным. Страна не ощу тогда потребности в резких переменах. Видя фактический крах своей политики, император все больше отходил от государственных дел. С 1822 года единственным докладчиком царю всех дел стал Аракчеев. Много времени царь проводил в разъездах. Вовремя одного из таких путешествий он умер в возрасте 48 лет. Так 19 ноября 1825 года в Таганроге закончилось правление Александра I, который был первым царем, задумавшимся об ограничении власти самодержавия и правомерности крепостного права, которое являлось основным препятствием для развития промышленности и сельского хозяйства, тормозило созревание нового экономического уклада – капитализма. Угасание реформ к концу царствования Александра I объясняется не только изменением настроения царя, но и отсутствием широкой поддержки реформаторской деятельности в обществе. http://works. tarefer. ru/33/101181/index. html

Когда Петр I создавал систему коллегий, основной проблемой прежней – приказной – системы являлось переплетение функций.

Легче было сломать приказную систему в целом, чем разобраться, какой приказ за что отвечает. Однако в конце XVIII в. в коллегиальной системе выявился ряд недостатков: отсутствовала персональной ответственность, функции коллегий не во всем были четкими, делопроизводство было изрядно усложнено. Поэтому уже Екатерина II начала предпринимать попытки замены петровских коллегий на новые органы, руководитель которых нес бы персональную ответственность за порученное дело. Такими руководителями стали, например, отвечавший за просвещение И.И. Бецкой, И.Э. Миних, занимавшийся вопросами таможни.

В 1802 г. в соответствии с законом «Об учреждении министерств» были созданы министерства военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Тогда же было создано Государственное казначейство со статусом центрального учреждения. Их принципиальным отличием от прежних коллегий являлась персональная ответственность министров за состояние порученной сферы государственного управления. Реформа центральных государственных органов завершилась в 1810–1811 гг., и в таком виде созданная министерская система просуществовала до 1917 г.

Одновременно с организацией министерств для решения межведомственных вопросов был создан и Комитет министров. Его функции были уточнены в 1812 г. Председательствовал на его засеваниях император.

Естественно, для обсуждения и решения отдельных специфических проблем возникали новые государственные структуры, например, финансовые вопросы обсуждал временный комитет, десять комитетов, регулярно создававшиеся в 1812 и 1840 гг., обсуждали крестьянскую проблему, одно время работал комитет по постройке Исаакиевского собора и т.д.

В течение 1801–1810 гг. функционировал «Непременный совет», выполнявший совещательную функцию при молодом императоре Александре I.

С 1810 г. учрежден «Государственный Совет» – высший законосовещательный орган. Он состоял из пяти департаментов, занимавшихся такими областями, как: законы, военные дела, гражданские и духовные дела, государственная экономия, дела царства Польского. Но при Николае I законопроекты стали разрабатываться в «Собственной Его Императорского Величества канцелярии».

С созданием этих органов роль Сената уменьшилась. Он окончательно оформился как высшее судебное учреждение страны.



Просмотров