Безопасность жизнедеятельности практикум учебное пособие. БЖД.Лабораторный практикум

государственное бюджетное образовательное учреждение

профессиональная образовательная организация

«Магнитогорский технологический колледж имени В. П. Омельченко»

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРАКТИКУМ.

Учебно-методическое пособие

Преподаватель ОБЖ и БЖД

ГБОУ ПОО МТК им. В.П. Омельченко

Магнитогорск 2018

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................................................

Занятие 1-2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ..

1.1. Творческое задание «Образ безопасности в рисунке». ......................................................

1.2. Творческое задание «Эссе». ..................................................................................................

1.3. Практическая работа «Режимы функционирования РСЧС». .............................................

1.4. Практическая работа «Схема эвакуации». ...........................................................................

Задания для самостоятельной работы.........................................................................................

Вопросы для подготовки к семинару...........................................................................................

Тесты для самоконтроля...............................................................................................................

Задания для рефератов «Гражданская оборона» ........................................................................

Ответы............................................................................................................................................

ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТОВ......................................................................

ПРЕДИСЛОВИЕ

Курс «Безопасность жизнедеятельности» введен в базовую часть учебных планов в соответствии с Государственным стандартом нового поколения и является обязательным для изучения студентами всех направлений. Моральное и физическое изнашивание производственных фондов и техники, экологические загрязнения, экономическая и социальная нестабильность выдвигает проблему безопасности человека в России на одно из ведущих мест.

Первейший и главнейший способ достижения безопасности состоит в повышении информированности и обучении населения. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» и была предложена для выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения.

«Безопасность жизнедеятельности» не решает специальных проблем безопасности – это удел специальных дисциплин (отраслевая безопасность труда, радиационная безопасность, электробезопасность и т.д.). «Безопасность жизнедеятельности» обеспечивает общую грамотность в области безопасности, является научно-методическим фундаментом для всех без исключения специальных дисциплин безопасности.

Согласно ФГОС нового поколения дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является базовым компонентом (общепрофессиональные компетенции), в отдельном случае базовым компонентом гуманитарного цикла, почти всех учебных планов по направлениям подготовки и специальностям.

Занятие 1-2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Творческое задание «Образ безопасности в рисунке».

Предложенное задание является интерактивной формой обучения. Выполняется в подгруппах по 4-6 студентов. Результат представляется перед всей группой, рисунок интерпретируется либо одним представителем, либо всей подгруппой. Расчетное время – не менее 30 мин.

Материалы: листы ватмана или бумага формата А3, цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция. Разбейтесь на подгруппы по 4-6 человек. Используя метод мозгового штурма, попробуйте изобразить ваше понимание термина «безопасность».

По результатам преподаватель проводит анализ и обсуждение.

1.2. Творческое задание «Эссе».

Студентам предлагается написать эссе на темы:

1. «Безопасность. Ваше представление»

2. «Опасность как стиль жизни. Почему люди его выбирают?»

Цель написания эссе состоит в развитии навыков самостоятельного

творческого подхода к пониманию и осмыслению проблем научного знания,

возможности его прикладного использования, а также навыков письменного

изложения собственных мыслей и отношения к различным социально-

психологическим и общественным явлениям. Студент должен высказать

свою точку зрения и сформировать непротиворечивую систему аргументов,

обосновывающих предпочтительность позиции, выбранной автором данного

текста.

Заполнить схему «Режимы функционирования РСЧС». Установить

взаимосвязи.

Студентам предлагается схема с незаполненными ячейками. Например:

Режим функционирования

РСЧР

Необходимо заполнить схему, в которой приведена классификация

видов эвакуации.

Для этого студенту предлагается частично заполненная схема.

Например:

Задания для самостоятельной работы

1. Ознакомиться и выписать конституционные акты, федеральные

законы и постановления Правительства РФ, обеспечивающие нормативно-

правовые аспекты безопасности, используя информационно-справочную

систему «Консультант Плюс» и другие справочные ресурсы.

2. Изучить и законспектировать основные положения Концепции

национальной безопасности РФ.

3. Ознакомиться с Единой государственной системой предупреждения

и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), выделить и

законспектировать структуру, основные задачи, уровни, режимы

функционирования.

4. Ознакомьтесь с федеральным законом №°28-ФЗ «О гражданской

обороне»

Вопросы для подготовки к семинару

1. Понятие безопасности жизнедеятельности. Аксиомы, принципы, методы и

средства обеспечения.

2. Понятие опасность. Признаки опасности, источники, классификации

опасностей.

3. Понятия риск, приемлемый и неприемлемый риск.

4. Опасные и вредные факторы.

5. Основные понятия национальной безопасности (угроза, защита, интересы

личности, общества и государства).

6. Основные положения Концепции национальной безопасности.

7. Военная доктрина РФ. Военные опасности и угрозы.

8. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.

Задачи, структура управления и подсистемы, уровни.

9. Государственные силы обеспечения безопасности. Основные функции

Президента РФ, Правительства РФ, министерств и основных

государственных органов, входящих в систему РСЧС.

10.Понятие гражданской обороны, ее роль и место в общей системе национальной безопасности.

11.Режимы функционирования РСЧС и ГО, сходства и отличия.

Тесты для самоконтроля

Примечание: знаком * отмечены вопросы, в которых следует выбрать

несколько вариантов правильных ответов.

1. Состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью

исключено нанесение ущерба жизни, здоровью человека, либо его

имуществу принято называть:

а) опасностью в) риском

б) безопасностью г) болезнью

2. Количественную оценку опасности, определяемую как частоту или

вероятность возникновения одного события при наступлении другого,

принято называть:

а) ущерб здоровью в) риск

б) причина опасности г) потенциальная опасность

3. Фактор, воздействие которого на человека в определенных условиях

приводит к заболеванию или снижению жизненно важных функций

организма, а также работоспособности, называется:

а) опасный в) допустимый

б) вредный г) нейтральный

4. Факторы, которые в определенных условиях при однократном воздействии

приводят к травмам, нарушениям функций организма или к смерти,

называются:

а) незначительные в) опасные

б) вредные г) локальные

5. Негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять

ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям

получило название:

а) вредность в) польза

б) опасность г) риск

6. Одно из условий реализации негативных последствий опасности:

а) плохая погода в) кровотечение

б) нахождение человека в опасной зоне г) утрата инструкции по безопасности

7. Центральная позиция БЖД:

а) концепция безопасности в) концепция охраны человека

б) концепция приемлемого риска г) концепция предотвращения ЧС

8. * Основные цели создания РСЧС:

а) ликвидация массовых беспорядков

б) проведение мероприятий по предупреждению ЧС

в) снижение возможного размера ущерба

г) максимально возможное снижение размеров потерь в случае

возникновения ЧС

9. * Основные задачи РСЧС:

а) учёт всех видов ЧС, признание риска возникновения ЧС

б) предупреждение возникновения ЧС, снижение потерь и ущерба от ЧС, ликвидация последствий ЧС

в) оповещение о ЧС, защита населения, обеспечение работы предприятий

жизнеобеспечения, ликвидация последствий ЧС, обучение населения

г) обмен оперативной информацией, организация обучения и стажировки

специалистов, предупреждение возникновения ЧС, создание резервных

финансовых, продовольственных и т.п. фондов

10. Основным органом управления системы РСЧС является:

а) штаб ГОЧС

б) комиссии по ЧС соответствующего уровня

в) органы управления ГОЧС

г) МЧС России

11 Режимы функционирования РСЧС:

а) режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности,

режим ЧС.

б) режим планирования, режим повышенной деятельности, режим ЧС.

в) режим повседневной деятельности, режим наблюдения, режим

чрезвычайной готовности.

г) режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности,

режим дня

12. РСЧС состоит из:

а) хорошо законспирированных сотрудников, работающих в тылу

противника

б) вооруженных отрядов

в) функциональных подсистем

г) территориальных подсистем и имеет пять уровней: федеральный,

региональный, территориальный, местный и объектовый

13. * Территориальные подсистемы РСЧС создаются на уровне:

а) станций мониторинга

б) республики

в) края

г) области

14. Функциональные подсистемы РСЧС создаются:

а) коммерческими структурами

б) федеральными органами исполнительной власти (министерствами и

ведомствами)

в) на базе общественных организаций

г) на базе крупных промышленных предприятий

15. Звено РСЧС, создаваемое на всех объектах народного хозяйства

независимо от форм собственности, называется

а) особо охраняемая территория

б) профсоюзная организация

в) местный орган самоуправления

г) комиссия по чрезвычайным ситуациям

16. Комиссия по ЧС отвечает за организацию:

а) безопасного производства

б) деятельности по вопросам охраны окружающей среды

в) деятельности по вопросам ГО

г) деятельности в ЧС на объектах народного хозяйства

17. Председатель комиссии по ЧС в образовательных учреждениях:

а) директор образовательного учреждения

б) заместитель директора по хозяйственной части

в) преподаватель курса «БЖД»

г) преподаватель физкультуры

18. * Силы и средства РСЧС обеспечивают:

а) наблюдение ЧС

б) контроль ЧС

в) предупреждение ЧС

г) ликвидацию ЧС

19. Руководящим органом территориальных подсистем является:

а) орган местного самоуправления

б) комиссия по ЧС

в) Правительство РФ

г) местное управление полиции

20. Функциональные подсистемы создаются:

а) федеральным органом исполнительной власти

б) органом местного самоуправления

в) штабом ГО и ЧС

г) территориальными органами

21. РСЧС в режиме повседневной деятельности обеспечивает:

неотложных работ

22. РСЧС в режиме повышенной готовности обеспечивает:

а) оперативное управление ходом аварийно-спасательных и других

неотложных работ

б) привлечение общественных организаций и населения к ликвидации ЧС

в) изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС

г) усиление контроля состояния окружающей среды, прогнозирование

возникновения ЧС и их последствий

23. * РСЧС в режиме чрезвычайной ситуации обеспечивает:

а) оперативное управление ходом аварийно-спасательных и других

неотложных работ

б) привлечение общественных организаций и населения к ликвидации ЧС

в) изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС

г) непрерывный контроль состояния окружающей среды,

прогнозирование возникновения ЧС и их последствий

24. Интересы ______ состоят в реализации конституциональных прав и

свобод, обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня

жизни человека и гражданина.

а) личности

б) общества

в) государства

25. Интересы ______ состоят в упрочении демократии, в создании правового

социального государства, в духовном обновлении России, в поддержании

общественного согласия.

а) личности

б) общества

в) государства

26. Интересы _____ состоят в незыблемости конституционального строя,

суверенитета и территориальной целостности России, в политической,

экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении

законности и поддержания правопорядка, развитии равноправного и

взаимовыгодного международного сотрудничества.

а) личности

б) общества

в) государства

Задания для рефератов «Гражданская оборона»

Требования к написанию рефератов описаны в последней главе пособия.

Вариант темы выбирается по номеру зачетной книжки (студенческого билета) – последняя цифра номера соответствует варианту. Например, если последняя цифра 3 – то выбирается 3 вариант, если последняя цифра 0 – 10 вариант.

В реферате должны быть отражены сведения о природе опасности, механизме развития, классификации, меры обеспечения безопасности на разных уровнях, системы предупреждения и оповещения, правила поведения в опасной ситуации. Список литературы оформляется по ГОСТ-2008.

Варианты:

1. Структура и функции ГО РФ.

2. Средства индивидуальной защиты органов дыхания.

3. Средства индивидуальной защиты кожи.

4. Медицинские средства индивидуальной защиты.

5. Средства коллективной защиты.

6. Методы и средства радиационной, химической и бактериологической

разведки.

7. Виды и методы работ в очагах радиационного, химического и

бактериологического заражения.

8. Рассредоточение рабочих и служащих и эвакуация населения.

9. Сигналы гражданской обороны. Действия населения по сигналам ГО.

10.Медицина катастроф.

Ответы

1.3. Практическая работа «Режимы функционирования РСЧС».

Режим функционирования

РСЧР

Режим повседневной деятельности

Режим повышенной готовности

Режим чрезвычайной ситуации

1.4. Практическая работа «Схема эвакуации».

Ключ к тестам для самоконтроля

ответ

вопроса

ответ

вопроса

ответ

вопроса

ответ

б, в, г

17.

25.

10.

18.

в, г

26.

11.

19.

27.

12.

20.

28.

13.

б, в, г

21.

29.

14.

22.

30.

15.

23.

а, б, г

31.

б, в, г

16.

24.

32.

ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТОВ

1. Общие положения о реферате

1.1. Рефератом следует считать краткое изложение в печатном виде содержания и результатов индивидуальной учебно-исследовательской деятельности. В отличие от других, в том числе письменных творческих работ, реферат имеет регламентированную структуру, содержание и оформление.

1.2. Реферат выполняется студентом самостоятельно, представляется на отчет преподавателю к установленному сроку. Кроме того, реферат может быть представлен для защиты как одна из форм отчета о проделанной самостоятельной работе или сдачи зачета.

2. Структура реферата

2.1. Тема реферата может быть предложена как преподавателем, так и выбрана и сформулирована самостоятельно студентом в рамках тематики курса и проблематики в научной области изучаемой дисциплины. Во втором случае требуется ее согласование с руководителем. В процессе работы над рефератом допускается корректировка выбранной темы.

2.2. Реферат следует составлять не менее чем из 4 частей: введения, основной части, заключения и списка литературы. В зависимости от специфики предмета и тематики реферата к нему могут быть оформлены приложения, содержащие документы, иллюстрации, таблицы, схемы, рисунки и т.д.

2.3. Общий объем введения, основной части и заключения должен составлять 12-15 страниц машинописного текста. ВВЕДЕНИЕ – 10-20% от объема названных частей (1-2 страницы); ЗАКЛЮЧЕНИЕ – 10% (0,5-1 страница).

3. Оформление реферата

3.1. Реферат должен быть напечатан и представлен в сброшюрованном виде. Оформление реферата производится в следующем порядке: титульный лист, оглавление (содержание), введение, основная часть (разбитая на главы или параграфы, пункты), список литературы, приложения. Каждая часть начинается с новой страницы. По согласованию с преподавателем реферат может быть представлен в электронном виде.

3.2. Каждая страница нумеруется в правом верхнем углу. Счет нумерации ведется с титульного листа (но на нем номер не ставится!). Страница должна иметь поля слева – 3см, справа – не менее 1см. Сверху и снизу по 2 см. Шрифт 14, Times New Roman. Интервал - полуторный.

3.3. Таблицы, схемы, чертежи, графики, имеющиеся в тексте, а также возможные приложения нумеруются каждые в отдельности. Они должны иметь название и указание на масштабные или измерительные единицы.

3.4. В тексте не допускается сокращение названий, наименований (за исключением общепринятых аббревиатур).

4. Критерии оценки реферата

Представленный для проверки реферат оценивается в соответствии с критериями:

Адекватность темы и содержания уровню учебно-исследовательской работы учащегося;

Актуальность и оригинальность темы;

Степень самостоятельности и глубины аналитических выкладок во вводной и заключительной частях;

Объем исследованной литературы и других источников информации;

Стиль и грамотность изложения;

Соблюдение требований к оформлению реферата,

5. Процедура оценки и защиты реферата

5.1. Реферат сдается преподавателю в электронном виде не позднее, чем за 2 недели до его защиты или зачета, в течение которых преподаватель обязан знакомиться с ним, а также уведомить студента об оценке (зачете/ не зачете) реферата или имеющихся

замечаниях к нему. Только после проверки реферата в электронной системе АНТИПЛАГИАТ, после исправления всех замечаний реферат распечатывается и сдается для хранения на кафедре.

5.2. Процедура защиты (если предусмотрена) состоит из этапов.

1. Выступление студента с докладом по теме реферата (5-7 мин), составленное в соответствии с Приложением №2. Зачитывать весь реферат не допускается. Не готовые рефераты к защите не допускаются.

2. Ответы на вопросы присутствующих преподавателей и студентов, поставленные в пределах темы реферата.

3. Краткое обсуждение выступления, особые мнения.

4. Постановка оценки.

Если написание реферата предусмотрено учебным планом по дисциплине, то он оценивается академической оценкой, которая заносится в ведомость. Данная оценка складывается из: оценки реферата на основе требований к нему, оценки выступления (см. Приложение №2) и оценки ответов студента на вопросы, поставленные в ходе защиты. Оценка объявляется с мотивировкой ее постановки. Если написание реферата не предусмотрено учебным планом по дисциплине, и реферат является дополнительным заданием для студента, то преподаватель вправе не ставить академическую оценку, а зачесть либо не зачесть данную работу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Требования к содержанию реферата

1. Тема реферата должна соответствовать критериям:

Грамотность;

Четкость рамок исследуемой проблемы (недопустима как излишняя широта, так и узкая ограниченность);

Сочетание емкости и лаконичности формулировок;

Адекватность уровню учебно-исследовательской работы (недопустимы как чрезмерная упрощенность, так и излишняя наукообразность, а также использование спорной, с научной точки зрения, терминологии).

2. Вводная часть должна включать в себя:

Обоснование актуальности темы реферата с позиций научной значимости (малая изученность вопроса, его спорность, дискуссионность и проч.), либо современной востребованности;

Постановку проблемных вопросов. Приветствуется, если проблематика выражена в виде поставленной цели и сформулированы задачи по ее достижению;

Краткий обзор и анализ литературы и прочих источников информации, ограничиваться только учебной и справочной литературой недопустимо.

3. Основная часть реферата структурируется по главам, параграфам или пунктам, количество и названия которых определяются автором, или совместно с преподавателем. Подбор ее должен быть направлен на рассмотрение и раскрытие основных положений выбранной темы; демонстрацию автором навыков подбора, структурирования, изложения и критического анализа материала по конкретной теме; выявление собственного мнения учащегося, сформированного на основе работы с источниками и литературой. Обязательными являются ссылки на авторов, чьи позиции, мнения, информация использованы в реферате. Цитирование и ссылки не должны подменять позиции автора реферата. Излишняя терминология, объемные отступления от темы, растянутость отдельных глав, параграфов рассматриваются в качестве недостатков основной части реферата.

4. Заключительная часть реферата состоит из подведения итогов выполненной работы; краткого и четкого изложения выводов или анализа степени выполнения поставленных во введении задач.

5. Список литературы к реферату оформляется в алфавитной последовательности, в него вносится весь перечень изученных студентом в процессе написания реферата монографий, статей, учебников, справочников, энциклопедий и проч. Структурирование этого раздела не требуется, но допускается, например, в случаях, когда автор считает необходимым

акцентировать внимание на широте спектра использованной литературы. Примерные разделы «основная литература», «дополнительная литература», или «интернет источники».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Требования к выступлению по реферату

Выступление ограничивается во времени – 5-7 минут.

1. Содержание выступления по реферату должно включать:

Обоснование актуальности темы;

Изложение поставленных в нем целей и задач;

Краткий обзор изученных источников и использованной литературы;

Описание структуры основной части;

Сообщение об итогах выполненной работы и полученных выводах;

Продуманную демонстрацию иллюстрированного материала (в тех случаях, где это требуется).

2. Выступление оценивается на основе критериев:

Соблюдение структуры выступления;

Соблюдение регламента;

Умение завоевать внимание аудитории и поддерживать его на протяжении всего выступления;

Адекватность громкости и темпа; адекватность языка и стиля;

Уверенность и убедительность манеры изложения.

3. Ответы на вопросы после выступления должны соответствовать

требованиям:

Адекватность содержания ответов; корректность;

Краткость и аргументированность;

Адекватность громкости и темпа;

Адекватность языка и стиля.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Оформление списка литературы к реферату

Список литературы должен содержать не менее 1-2 источника учебной литературы, 5-7 дополнительной, всего не менее 10 источников, в т.ч. современную литературу за последние 5-10 лет, включая статьи, бюллетени ВОЗ, нормативно-правовые акты (Конституционные и Федеральные законы, Постановления правительства РФ, Постановления Правительства области или региона, решения муниципальных органов, Международные договоры, пакты, конвенции, соглашения и т.д., например, «Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО), (Женевский протокол (1925)».). Дополнительно могут быть использованы сайты электронных ресурсов с правильным указанием ссылок.

Информация о литературе полностью переписывается с выходных данных источника, расположенных на первой или последней типографской странице брошюры. При оформлении статей после фамилии автора и названия статьи ставят знак «//», затем указывают название журнала, сборника и т.д. Обязательно указываются используемые страницы (например: С.10-15). Допускается указывать общее число страниц, если источник не превышает более 50 страниц и является самостоятельным изданием (например: 49с.).

При использовании сетевых ресурсов обязательно указывается полный электронный адрес источника. Из статьи выписываются: авторы, название, все ссылки на организации, их сайты и т.д. Информация сомнительного характера к использованию не допускается.

    Смотрите также:
  • Деминский В.А., Долбилина Е.В., Костюк Е.В., Курбатов В.А., Седов В.В. Задачник по экологии и БЖД (Документ)
  • Иванюков М.И., Алексеев В.С. Основы безопасности жизнедеятельности (Документ)
  • Белов С.В., Сивков В.П. и др. Учебник по БЖД (Документ)
  • Ветошкин А.Г., Разживина Г.П. Безопасность жизнедеятельности. Оценка производственной безопасности (Документ)
  • Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс (Документ)
  • Кирсанов А.И. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности (Документ)
  • Костович Д.Д., Курдюкова Е.А., Костович Е.Д. Лабораторный практикум по БЖД (Документ)
  • Бережной С.А. , Мартемьянов В.А., Седов Ю.И. и др. Сборник типовых расчетов и заданий по экологии (Документ)
  • Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности (Документ)
  • Вангородский С.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс (Документ)
  • Масленникова И.С., Власов Е.А., Постнов А.Ю. Безопасность жизнедеятельности (Документ)
  • Овчаров А.В. Конспект лекций по дисциплине Безопасность жизнедеятельности (Документ)

n1.doc

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Тверской государственный технический университет

П Р А К Т И К У М

ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Под редакцией С.А.Бережного

УДК 658.382:614.8:551.515.9:65.012.8:502.7 (075.8)

Практикум по безопасности жизнедеятельности: /С.А.Бережной, Ю.И.Седов, Н.С.Любимова и др.; Под ред. С.А.Бережного. - Тверь:

ТГТУ, 1997.- 140 с.

Содержит методики проектирования и расчетов основных средств коллективной защиты по безопасности жизнедеятельности работа-ющих, прогнозирования зон разрушения ударной волной взрыва газовоздушных смесей и гигиенической оценки условий труда в помещениях. Приведены 25 вариантов заданий по всем расчетам для практических занятий. Задания сопровождены методическими указаниями по их выполнению и анализу результатов расчета для принятия и оформления конкретного конструктивного и/или орга-низационного решения.

Предназначено для студентов всех профессиональных направле-ний и специальностей, изучающих дисциплину "Безопасность жизне-деятельности" в ТГТУ.

Подготовлено на кафедре "Безопасность жизнедеятельности и экология" (БЖЭ) ТГТУ коллективом авторов под ред.проф. С.А.Бе-режного. Обсуждено и рекомендовано к печати на заседании ка-федры БЖЭ ТГТУ 11 декабря 1996 г. (протокол №4).

Рис. 27. Табл. 55. Библиогр.: 23 назв.

Рецензенты: кафедра "Безопасность жизнедеятельности" Тверской государственной сельхозакадемии, руководитель государственной инспекции труда по Тверской области проф. Г.И.Беляков

ПРАКТИКУМ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Редактор Т.С.Синицына

Технический редактор Г.В.Комарова

Подписано к печати 23.01.97

Формат 60х84 1/16 Бумага писчая

Физ.печ.л. 8.75 Усл.печ л 8,14 Уч.-изд.л. 7,61

Тираж 400экз Заказ №13 С - 478

Издательство и типография Тверского государственного

Технического университета

170026, Тверь, наб.Афанасия Никитина, 22

ISBN 5-230-19413-8  Тверской государственный

Технический университет,1997

1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ УСТАНОВКИ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ ДЛЯ ПОМЕЩЕНИЙ 6

1.1 Методики светотехнического расчета 7

1.2. Задания на расчет 15

1.3. Методические указания по выполнению заданий и анализу результатов расчета 15

1.4. Конструктивные решения по результатам расчета 19

2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ УСТАНОВКИ ПР0ЖЕКТОРНОГО ОСВЕЩЕНИЯ ДЛЯ ОТКРЫТЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПЛОЩАДОК 19

2.1. Методика светотехнического расчета 22

2.2. Задания на расчет 27

2.3. Методические указания по выполнению заданий и анализу результатов расчета 31

2.4. Конструктивные решения по результатам расчета 31

3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРИТОЧНОЙ И ВЫТЯЖНОЙ МЕХАНИЧЕСКОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ 32

3.1. Методика проектирования 32

3.2. Задания на расчет 40

3.3. Методические указания по выполнению заданий 40

3.4. Конструктивные решения по результатам расчета 44

4.ВЫБОР И РАСЧЕТ СРЕДСТВ ПО ПЫЛЕГАЗООЧИСТКЕ ВОЗДУХА 45

4.1. Методика выбора и расчета средств 45

4.1.1. Методика расчетов циклонов 45

4.1.2. Методика расчета скрубберов Вентури 49

4.1.3. Методика расчета адсорбера 50

4.2. Задания на расчет 53

4.3. Методические указания по выполнению заданий и анализу результатов расчета 56

4.4. Конструктивные решения по результатам расчета 57

5. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕСТНОЙ СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ДЛЯ ПОМЕЩЕНИЙ НА АВТОНОМНЫХ КОНДИЦИОНЕРАХ 58

5.1. Методика проектирования 58

5.2. Задание на расчет 61

5.3. Методические указания по выполнению задания и анализу результатов расчета 61

5.4. Конструктивные решения по результатам расчета 63

6. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗАЩИТНОГО ЗАЗЕМЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК 66

6.1. Методика проектирования 66

6.2. Задания на расчет 74

6.3. Методические указания по выполнению заданий и анализу результатов расчета 76

6.4. Конструктивные решения по результатам расчета 79

7. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗАНУЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК 82

7.1. Методика проектирования 82

7.2. Задания на расчет 91

7.3. Методические указания по выполнению заданий и анализу результатов расчета 91

7.4. Конструктивные решения по результатам расчета 96

8. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОЛНИЕЗАЩИТЫ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ 99

8.1. Методика проектирования 99

8.2. Задания на расчет 111

8.3. Методические указания по выполнению заданий и анализу результатов расчета 111

8.4. Конструктивные решения по результатам расчета 116

9. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЗОН РАЗРУШЕНИЯ УДАРНОЙ ВОЛНОЙ И ВОЗМОЖНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ВЗРЫВА ГАЗОВОЗДУШНЫХ СМЕСЕЙ 116

9.1. Методика прогнозирования 117

9.2. Задание на прогнозирование 124

9.3. Методические указания по выполнению задания и анализу результатов прогнозирования 126

10. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА В ПОМЕЩЕНИЯХ 126

10.1. Методика гигиенической оценки существующих УТ 128

10.2. Задание на гигиеническую оценку УТ 133

10.3. Методические указания по выполнению задания и анализу результатов оценки 136

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 140

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Анализ причин, прогноз показателей производственного травматизма. Оценка естественного и искусственного освещения производственных помещений. Расчет экранизирующего устройства и параметров локальной вибрации. Подбор средств индивидуальной защиты от шума.

    контрольная работа , добавлен 01.10.2012

    Исследование основных видов производственного освещения. Процесс проектирования естественного, искусственного и совмещенного освещения производственных помещений. Нормирование производственного освещения. Методы расчета освещенности рабочей поверхности.

    контрольная работа , добавлен 22.01.2015

    Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности: правила и нормы искусственного освещения, защита от вибрации, шума. Воздействие негативных факторов ионизирующего излучения на человека и среду обитания. Эксплуатация установок повышенной опасности.

    контрольная работа , добавлен 27.06.2010

    Характеристика условий труда на рабочих местах по показателю световой среды. Исследование фактического состояния условий труда в мастерских, механическом и сверлильном цехах. Количественная оценка по фактору естественного и искусственного освещения.

    лабораторная работа , добавлен 09.01.2012

    Вычисление значения для нахождения естественного освещения для комнаты в жилой квартире по заданным значениям. Определение параметров искусственного освещения. Методика расчета необходимого дополнительного источника света, его мощности и отдачи.

    практическая работа , добавлен 27.06.2014

    Основные светотехнические понятия и характеристики. Особенности методов измерения светотехнических параметров осветительных установок. Системы производственного освещения. Порядок и этапы проведения оценки их эффективности в производственных помещениях.

    контрольная работа , добавлен 05.10.2014

    Индивидуальные средства защиты органов слуха от вибрации и шума. Классификация помещений по характеру окружающей среды и опасности поражения электрическим током. Правила безопасности обслуживания электрических установок в производственных помещениях.

    В пособии освещены программные вопросы охраны труда и безопасности жизнедеятельности. Основное внимание уделено правовым и организационным основам охраны труда, системе управления охраной труда, идентификации и воздействию на человека негативных факторов среды обитания и производственной деятельности, обеспечению безопасных и безвредных условий труда, основам пожарной безопасности и безопасности в ЧС. Правовые вопросы и мероприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности рассмотрены с учетом мер по совершенствованию государственного управления, требований новых нормативно-правовых актов и достижений науки и техники. Книга предназначена для студентов высших учебных заведений всех направлений, подготовки бакалавров и специалистов. Она будет также полезна специалистам по охране труда и инженерно-техническим работникам предприятий и организаций, преподавателям ВУЗов и обучающих центров системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации по охране труда.

    Терморегуляция организма человека.
    С целью обеспечения незначительной зависимости жизнедеятельности от изменения температуры окружающей среды, а также поддержания постоянства скорости ферментативных (каталитических) биохимических реакций (обмена веществ) температура тела человека поддерживается на постоянном уровне (37±0,5 °С) независимо от её изменения в окружающей среде. Причём эта температура выше средней температуры окружающей среды. Этот процесс называется терморегуляцией и осуществляется нервно-эндокринным путём.

    В целом терморегуляция подразделяется на химическую (регуляция интенсивности теплообразования в организме) и физическую (теплообмен организма с окружающей средой).

    Теплообразование в организме за счёт физиологических процессов происходит с разной интенсивностью. Так, в состоянии покоя взрослый человек вырабатывает за 1 час 88-105 Вт тепловой энергии, при тяжёлой работе 300-400 Вт, а при максимально возможных кратковременных нагрузках - до 1000 Вт. Избыточная тепловая энергия, выделяемая человеком, должна быть передана окружающей среде за счёт физических процессов теплообмена. Интенсивность теплообмена организма с окружающей средой зависит от параметров (показателей) микроклимата и осуществляется следующими основными путями: конвекция; радиационный теплообмен; испарение воды с поверхности кожного покрова и др.

    СОДЕРЖАНИЕ
    ПРЕДИСЛОВИЕ 3
    ВВЕДЕНИЕ 5
    ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ 6
    Лабораторная работа № 1
    Исследование метеорологических условий в производственных помещениях 6
    Лабораторная работа № 2
    Исследование параметров искусственного освещения производственных помещений 34
    Лабораторная работа № 3
    Исследование параметров естественного освещения производственных помещений 54
    Учебно-исследовательская лабораторная работа № 4
    Исследование производственного шума и методов борьбы с ним 66
    Учебно-исследовательская лабораторная работа № 5
    Исследование производственной вибрации и методы борьбы с ней 83
    Учебно-исследовательская лабораторная работа № 6
    Исследование запыленности воздушной среды производственных помещений и оценка эффективности средств пылеулавливания 99
    Лабораторная работа № 7
    Исследование загрязнения воздушной среды токсичными (вредными) и взрывчатыми газами 125
    Лабораторная работа № 8
    Исследование методов очистки воздуха от загрязняющих веществ 158
    Учебно-исследовательская лабораторная работа № 9
    Исследование методов очистки воды 170
    Лабораторная работа №10
    Защита от сверхвысокочастотного излучения 185
    Лабораторная работа № 11
    Защита от теплового излучения 198
    Лабораторная работа № 12
    Исследование опасности поражения человека электрическим током при прямом включении в электрическую цепь напряжением до 1000 В 212
    Лабораторная работа № 13
    Исследование эффективности действия защитного заземления 235
    Лабораторная работа № 14
    Оценка эффективности действия защитного зануления 246
    Лабораторная работа №15
    Исследование условий возникновения и опасности шаговых напряжений и способов защиты от них 252
    Лабораторная работа №16
    Исследование работоспособности и характеристик устройства защитного отключения 260
    Лабораторная работа № 17
    Исследование сопротивления заземлителей растеканию тока 265
    Лабораторная работа № 18
    Изучение средств и методов дозиметрического контроля ионизирующих излучений 280
    ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ 314
    Практическое занятие № 1
    Изучение средств тушения пожара 314
    Практическое занятие № 2
    Изучение устройств и правил пользования средствами индивидуальной защиты органов дыхания 346
    Практическое занятие № 3
    Изучение методики и получение навыков оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях и внезапных заболеваниях 384
    Практическое занятие № 4
    Исследование психофизиологических характеристик человека с помощью системы «ФОН» 409
    Практическое занятие № 5
    Изучение порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве 422
    Практическое занятие № 6
    Разработка инструкций по охране труда для работников 454
    Практическое занятие № 7
    Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда 471.

    Дата публикации: 20.01.2014 05:36 UTC

    • Безопасность жизнедеятельности и охрана труда в строительстве, Фролов А.В., Лепихова В.А., Ляшенко Н.В., Пушенко С.Л., Чибинев Н.Н., Шевченко А.С., 2009

    Введение

    Лабораторный практикум посвящен ключевым вопросам безопасности жизнедеятельности в бытовой и производственной среде, написан в соответствии с утвержденной программой курса «Безопасность жизн е- деятельности» и предназначен для самостоятельной подго товки студентов и выполнения лабораторных работ.

    В практикум включены основные теоретические сведения и лабор а- торные работы с указанием темы, цели и порядка проведения изм ерений по разделам дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»: «Обеспечение комфортных условий труда» – исследование параметров микроклимата рабочей зоны производственных помещений, определение концентрации пыли в воздухе производственных помещений, исследование эффективности работы вентиляционной установки, исследование естественного освещения в производственных помещениях, исследование искусственного освещения в производственных помещениях; «Опасности технических систем и защита от них» – исследование производственного шума, спектр шума, методы измерения, исследование звукоизоляционных характеристик строительных материалов, исследование сопротивления заземляющих устройств, средства и методы тушения пожаров, профилактика пожаров, характеристика пожарной опасности производств. Содержатся приложения, составленные на основе справо ч- ных и нормативных данных, которые необходимы для выполнения лаб о- раторных работ и решения поставленных задач.

    Лабораторный практикум по «Безопасности жизнедеятельности» позволит студентам ознакомиться и научиться пользоваться приборами, применяемыми при анализе условий труда в производственных помещениях, а полученные знания помогут не только идентифицировать вредные и опасные производственные факторы, но и контролировать, находить способы и методы защиты от них.

    Лабораторная работа № 1

    Исследование параметров микроклимата рабочей зоны производственных помещений

    Цель работы: изучение приборов и методов измерения параметров микроклимата производственных помещений, приобретение практич е- ских навыков в оценке микроклимата рабочей зоны.

    Основные понятия и определения

    Одним из основных условий эффективной производственной де я- тельности человека является обеспечение нормальных метеорологич е- ских условий (микроклимата) в помещениях. Параметры микроклимата оказывают существенное влияние на терморегуляцию организма человека и могут привести к переохлаждению или перегреву тела.

    Микроклимат производственных помещений – это климат внутренней среды этих помещений, определяемый действующими на организм человека факторами: сочетанием температуры воздуха, о С; относительной влажности, %; скорости движения воздуха, м/с; интенсивности теплового облучения, Вт/м2 ; температуры поверхностей ограждающих кон-

    струкций (стены, пол, потолок, технологическое оборудование и т.д.),

    о С.

    Под рабочей зоной понимается пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного или временного пребывания рабочих.

    Причиной ряда заболеваний (озноба, отмораживания, миозита, радикулита и других) является местное и общее охлаждение. Переохлаждение (гипотермия) организма ведет к простудным заболеваниям: ангине, катару верхних дыхательных путей, пневмонии. Установлено, что при переохлаждении ног и туловища возникает спазм сосудов слизистых оболочек дыхательного тракта.

    Перегревание (гипертермия) возникает при избыточном накоплении тепла в организме, которое возникает при действии повышенных темп е- ратур. Основными признаками перегревания являются повышение те м- пературы тела до 38о С и более, обильное потоотделение, слабость, головная боль, учащение дыхания и пульса, изменение артер иального давления и состава крови (увеличение остаточного азота и молочной кислоты), шум в ушах, искажение цветового восприятия (окраска в красный, зеленый цвета).

    Тепловой удар – это быстрое повышение температуры тела до 40о С и выше. В этом случае падает артериальное давление, потоотделение прекращается, человек теряет сознание.

    Организм человека обладает свойством терморегуляции – поддержанием температуры тела в определенных границах (36,1…37,2 о С). Терморегуляция обеспечивает равновесие между количеством тепла, непрерывно образующегося в организме человека в процессе о бмена веществ, теплопродукцией и излишком тепла, непрерывно выделяемого в окружающую среду, – теплоотдачей, т.е. сохраняет тепловой баланс организма человека. Количество выделившейся теплоты меняется от 85 Вт (в состоянии покоя) до 500 Вт (при тяжелой работе).

    Теплопродукция. Тепло вырабатывается всем организмом, но в наибольшей степени в мышцах и печени. В процессе работы в организме происходят различные биохимические процессы, связанные с деятельностью мышечного аппарата и нервной системы. Энергозатраты человека, выполняющего различную работу, могут быть классифицированы на категории.

    и IIб), тяжелые физические работы (категория III).

    К категории Iа относятся работы с интенсивностью энергозатрат до 139 Вт, выполняемые сидя и сопровождающиеся незначительным физи-

    ческим напряжением (ряд профессий на предприятиях точного приборо - и машиностроения, на часовом, швейном производствах, в сфере упра в- ления и др.).

    К категории Iб относятся работы с интенсивностью энергозатрат 140…174 Вт, производимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим напряжением (ряд профессий

    в полиграфической промышленности, на предприятиях связи, контролеры, мастера и др.).

    К категории IIа относятся работы с интенсивностью энергозатрат

    175…232 Вт, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требу ю- щие определенного физического напряжения (ряд профессий в механ о- сборочных цехах машиностроительных предприятий, в прядильно - ткацком производстве и др.).

    К категории IIб относятся работы с интенсивностью энергозатрат 233…290 Вт, связанные с ходьбой, перемещением и переноской тяжестей до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим напряжен и- ем (ряд профессий в механизированных литейных, пр окатных, кузнечных, термических, сварочных цехах машиностроительных и металлу р- гических предприятий и др.).

    переноской значительных (свыше 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий (ряд профессий в кузнечных, литейных ц е- хах с ручными процессами и др.).

    Теплоотдача. Количество тепла, отдаваемого организмом человека, зависит от температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха. Теплоотдача осуществляется путем радиации, конвекции, испарения пота и дыхания. Для человека, находящегося в состоянии покоя и одетого в обычную комнатную одежду, соотношение составляющих теплоотдачи имеет следующее распределение, %: радиацией – 45, конвекцией – 30, испарением и дыханием – 25.

    Основное значение имеет регулирование теплоотдачи, так как она является наиболее изменчивой и управляемой. Комфортные теплоощ у- щения у человека возникают при наличии теплового баланса организма, а также при условии его некоторого нарушения. Это обеспечивается тем, что в организме человека имеется некоторый резерв тепла, который и с- пользуется им в случае охлаждения. Этот потенциальный запас тепла составляет в среднем 8360 кДж и находится главным о бразом во внешних слоях тканей организма на глубине 2–3 см от кожи. При известном уменьшении запаса тепла (дефиците тепла) у человека появляются суб ъ- ективно ощущения «прохладно», которые, если охлаждение продолж а- ется, сменяются ощущениями «холодно», «очень холодно».

    Действующими нормативными документами, регламентирующими метеорологические условия производственной среды, являются ГОСТ 12.1.005–88 «ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны» и СанПиН 2.2.4.548–96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений». Этими документами установлены оптимальные и допустимые величины температур, относ и- тельной влажности и скорости движения воздуха в рабочей зоне прои з- водственных помещений с учетом избытков явного тепла, тяжести выполняемой работы и сезонов года.

    В соответствии с вышеуказанным стандартом теплым периодом года считается сезон, характеризуемый среднесуточной температурой нару ж- ного воздуха +10о С и выше,холодным периодом года со среднесуточной температурой наружного воздуха ниже +10о С.

    Допустимыми считаются такие параметры микроклимата, которые при длительном воздействии могут вызывать напряжения реакции те р- морегуляции человека, но к нарушению состояния здоровья не приводят.

    Оптимальными являются такие микроклиматические параметры, которые не вызывают напряжения реакций терморегуляции и обеспечивают высокую работоспособность человека. Оптимальные и допустимые параметры для холодного и теплого периода года и категорий работ по уровню энергозатрат приведены в табл. 1.1.

    Таблица 1.1

    Оптимальные и допустимые нормы микроклимата в рабочей зоне производственных помещений (извлечение из ГОСТ 12.1.005– 88)

    Относитель-

    Скорость

    Т емпература

    Т емпература, о С

    ная влаж-

    движения,

    поверхно-

    стей, о С

    Допустимая

    допустимая на рабочих местах постоянных и непостоянных*

    допустимая на рабочих местах, не более

    Период года

    оптимальная, не более

    Оптимальная

    На рабочих ме-

    оптимальная

    оптимальная

    постоянных

    непостоянных

    постоянных

    непостоянных

    Легкая – Iа

    Холодный

    Легкая – Iб

    тяжести –IIа

    тяжести – IIб

    Т яжелая – III

    Легкая – Iа

    (20о С)

    Легкая – Iб

    (27 о С)

    тяжести –IIа

    (26 о С)

    тяжести – IIб

    (25 о С)

    Т яжелая – III

    (<24 о С)

    *Большая скорость движения воздуха в теплый период года соответствует максимальной температуре воздуха, меньшая – минимальной. Для промежуточных величин темпер а- туру воздуха, скорость его движения допускается определять интерполяцией; при мин и- мальной температуре воздуха скорость его движения может приниматься ниже 0,1 м/с – при легкой работе и ниже 0,2 м/с – при работе средней тяжести и тяжелой.

    Описание приборов для измерения параметров метеорологических условий

    Температура воздушной среды измеряется с помощью ртутных или спиртовых термометров, а также с помощью термографов, обеспечива-

    ющих непрерывную запись температуры на ленте за определенный период времени.

    Если в помещении имеются тепловые излучения, то используется парный термометр (рис. 1.1), в котором один из термометров зачернен. При этом значение истинной температуры

    T T cK Т(T чT c) ,

    где Т с иТ ч – показания светлого и черного термометров соответственно;К Т – постоянная парного термометра (берется из паспорта приб ора).

    Температуру воздушной среды можно измерить также с помощью психрометров и термометров.

    Влажность воздуха – абсолютная и относительная – определяется с помощью психрометров. Психрометр состоит из сухого и влажного термометров. Резервуар влажного термометра покрыт тканью, которая опущена в мензурку с водой. Испаряясь, вода охлаждает влажный те р- мометр, поэтому его показания всегда ниже показаний сухого. Относ и- тельная влажность воздуха определяется по психрометрической таблице, основываясь на показаниях сухого и влажного термометров (табл. 1.2).

    Таблица 1.2

    Психрометрическая таблица к психрометру с вентилятором для определения относительной влажности воздуха, движущегося

    в приборе со скоростью 2,5 м/с и выше

    Психрометрическая

    Влажность, %, при температуре сухого термометра, Со

    разность

    Психрометры бывают стационарными, типа Августа (рис. 1.2), и переносными, типа Ассмана (рис. 1.3). Психрометр Ассмана является более совершенным и точным прибором по сравнению с психр ометром Августа. Принцип его устройства тот же, но термометры заключены в металлическую оправу, шарики термометра находятся в двойных мета л- лических гильзах, а в головке прибора помещается вентилятор с по стоянной скоростью 4 м/с. Для непрерывной записи относительной влажности воздуха используется прибор – гигрограф М-21.

    Рис. 1.1. Парный тер-

    Рис. 1.2. Психрометр

    Рис. 1.3. Психрометр пе-

    типа Августа

    реносной типа Ассмана

    Абсолютная влажность воздуха – это упругость водяных паров в момент исследования, выраженная в Па (мм рт. ст.), или массовое количество водяных паров (в граммах), находящихся в 1 м3 .

    При работе с психрометром без вентилятора абсолютная влажность

    A F влa (T сухT вл) B ,

    где А – абсолютная влажность воздуха;F в л – максимальная влажность воздуха при температуре влажного термометра (табл. 1.3), г/м;а – психрометрический коэффициент, зависящий от скорости движения во здуха (табл. 1.4);T сух ,T в л – показания температуры соответственно сухого и влажного термометров, Со ;В – барометрическое давление, Па (мм рт.

    Зная абсолютную влажность, можно найти относительную вла ж- ность:

    A / F сух,

    где – относительная влажность, %; F сух – максимальная влажность при температуре сухого термометра, г/м3 (см. табл. 1.2).

    При использовании термометра с вентилятором значение абсолютной влажности

    A T вл 0,5(T сух T вл )B / 755,

    где 0,5 – постоянный психрометрический коэффициент; 755 – среднее барометрическое давление, Па (мм рт. ст.).

    Таблица 1.3

    Абсолютная влажность водяных паров при разных температурах

    Т емпература воздуха,

    Максимальная

    Т емпература воздуха,

    Максимальная

    измеренная сухим

    измеренная сухим

    влажность при

    влажность при

    или влажным термо-

    или влажным термо-

    температуре, г/м

    температуре, г/м

    метром, о С

    метром, о С

    Таблица 1.4

    Значение психрометрического коэффициента

    Т емпература воздуха, измеренная

    Скорость движе-

    Величина

    сухим или влажным термометром, о С

    ния воздуха, м/с

    Относительная влажность может быть определена также на основании разности показаний сухого и влажного термом етров по психрометрической таблице или ном ограмме.

    Скорость движения воздуха измеряется с помощью крыльчатых иличашечных анемометров (рис 1.4). Крыльчатый анемометр применяется для измерения скорости воздуха до 10 м/с, а чашечный – до 30 м/с. Принцип действия анемометров обоих типов основан на том, что частоты вращения крыльчатки тем больше, чем больше скорость движения воздуха. Вращение крыльчатки передается на счетный механизм. Разница в показаниях до и после измерения, деленная на вр емя наблюдения, показывает число делений в 1 с. Специальный тарир овочный паспорт, прилагаемый к каждому прибору, позволяет по вычисленной величине делений определить скорость движения воздуха.

    Рис. 1.4. Анемометры:

    Рис. 1.5. Кататермометр

    а – крыльчатый;б – чашечный

    Скорость движения воздуха в интервале величин от 0,1 до 0,5 м/с можно определить с помощью кататермометра (рис. 1.5). Шаровой кататермометр представляет собой стартовый термометр с двумя резерву а- рами: шаровым внизу и цилиндрическим вверху. Шкала кататермометра имеет деления от 31 до 41 градуса. Для работы с этим прибором его предварительно нагревают на водяной бане, затем вытирают насухо и помещают в исследуемое место. По величине падения столба спирта в единицу времени на кататермометре при его охлаждении судят о скор о- сти движения воздуха. Для измерения малых скоростей (от 0,03 до 5 м/с) при температуре в производственных помещениях не ниже 10 о С применяется термоанемометр. Это электрический прибор на полупроводни ках, принцип его действия основан на измерении величины сопротивления датчика при изменении температуры и скорости движения во здуха.

    Порядок выполнения работы

    1. Определить температуру и относительную влажность воздуха в помещении с помощью аспирацио нного психрометра. Подготовка прибора к работе заключается в следующем. С помощью пипетки увлажнить водой обертку влажного термометра. При этом прибор держать вертикально головкой вверх, чтобы вода не попала в гильзы и головку приб о- ра. Затем прибор повесить в том месте, где необходимо сделать замер, ключом завести пружину прибора, приводящую во вращение крыльча т- ку вентилятора. Отсчет проводить через 2–3 минуты во время полного хода вентилятора. Результаты замеров занести в таблицу формы отчета.

    2. По табл. 1.2 определить относительную влажность на пересечении

    3. Определить скорость движения воздуха на рабочем месте. Анем о- метр установить на расстоянии 50 см от настольного вентилятора и измерить не менее трех раз скорости движения воздуха. На йти средний результат измерений и занести в табл. 1.5.

    4. Сравнить результаты измерений температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха на рабочем месте с оптимальными и допустимыми величинами по ГОСТ 12.1.005–88.

    Отчет о лабораторной работе №

    Исполнители:

    Краткое описание параметров воздушной среды, определяющих микроклимат рабочей зоны производственных помещений, и приборов для их определения. Найти температуру, относительную влажность и скорость движения воздуха.

    Результаты измерений занести в табл. 1.5.

    Таблица 1.5

    Результаты измерений

    Наименование

    Т емпература

    Относительная

    Скорость движе-

    воздуха, о С

    влажность, %

    ния воздуха, м/с

    Место замера

    Характеристика

    Период года

    Фактически замеренная

    Оптимальная по нормам

    Фактически замеренная

    Оптимальная по нормам

    Фактически замеренная

    Оптимальная по нормам



Просмотров