Авторское право понятие субъекты объекты.

Конституция Российской Федерации предусматривает "правовое регулирование интеллектуальной собственности". В понятие "интеллектуальной собственности" входят: авторское право и смежные права, а также промышленные права (права на товарные знаки, изобретения, полезные модели, промышленные образцы и некоторые другие объекты).

Статьей 1225 ГК РФ установлен перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, который включает в себя, в том числе, произведения науки, литературы и искусства.

В соответствии со ст. 1226 ГК РФ интеллектуальные права включают исключительное право, являющееся имущественным правом.

Согласно ст. 1255 ГК, интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства.

  • 1) исключительное право на произведение;
  • 2) право авторства;
  • 3) право автора на имя;
  • 4) право на неприкосновенность произведения;
  • 5) право на обнародование произведения.

В случаях, предусмотренных ГК, автору произведения наряду с этими правами, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется:

  • 1) на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;
  • 2) на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками);
  • 3) на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается на территории Российской Федерации за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Произведение также считается впервые обнародованным путем опубликования в Российской Федерации, если в течение тридцати дней после даты первого опубликования за пределами территории Российской Федерации оно было опубликовано на территории Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 1227 ГК РФ интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.

В соответствии с п. 2 ст. 1227 ГК РФ переход права собственности на вещь не влечет перехода или предоставления интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи, за исключением случая, предусмотренного п. 2 ст. 1291 ГК, в котором указано, что при отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

Схожий подход отражен в п. 23 Постановления N 15, согласно которому авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача прав на материальный объект не влечет передачу прав на использование произведения.

В соответствии с п. 1 ст. 1228 ГК РФ автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Так, по одному из дел арбитражный суд установил, что рисунок, а также эскиз этикетки с использованием при его создании данного рисунка, созданные разными художниками, являются самостоятельными объектами защиты авторского права.

Арбитражные суды подчеркивают, что творческая деятельность является особым видом деятельности и не относится к предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.

Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

В соответствии с п. 4 ст. 1228 ГК РФ права на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух и более граждан (соавторство), принадлежат соавторам совместно. По этому вопросу в п. 30 Постановления N 15 даны следующие разъяснения. При рассмотрении споров о соавторстве на произведения, составляющие неразрывное целое, судам следует исходить из факта признания соавторства на момент обнародования произведения. Это может быть подтверждено волеизъявлением соавторов, выраженным в договорах о передаче прав, публичных заявлениях и т.д.

Устанавливается, что авторское право распространяется на произведения независимо от их достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Под "достоинствами" понимаются различные положительные качества произведения, относящиеся к форме или содержанию: актуальность темы, художественные образы, научная глубина и достоверность и т.п. Авторским правом охраняются как высокохудожественные, глубоко научные, ценные произведения, так и те произведения, которые слабы в научном или художественном отношении. Правда, последние не должны обнародоваться, публиковаться и вообще использоваться в связи с их низкими характеристиками. Но это не значит, что они вообще не охраняются авторским правом. Закон подчеркивает охраняемость любого оригинального творческого результата.

Произведение, признаваемое объектом авторского права, возникает в результате творческой деятельности, но не всякой, а лишь той, которая непосредственно относится к области литературы, науки и искусства. Для творческой деятельности характерны два момента:

  • а) сознательный, интеллектуальный характер работы;
  • б) новизна созданного произведения.

Другой признак произведения - объективная форма выражения. Объективная форма произведения означает любое выражение вовне идеи, образа, мысли, доступной для восприятия другими лицами (кроме автора). Каждое произведение имеет конкретную форму выражения. Оно может быть устным, письменным, в форме звуко- и видеозаписи, изображения, скульптуры и т. д.

Закон связывает объективную форму выражения произведения творчества с возможностью его воспроизведения, повторения. Так, рукопись, в которой воплощен замысел автора, может быть издана, экранизирована, использована иным образом.

Закон устанавливает примерный перечень произведений, охраняемых авторским правом. Цель этого перечня - информировать лиц, занимающихся творческим трудом или интересующихся вопросами авторского права, о том, какие объекты могут получать авторско-правовую охрану. Приводимый в Законе перечень таких объектов очень широк. Он подтверждает универсальный характер авторского права.

Перечень ориентирован на ныне существующие общественные отношения. В нем упоминаются объекты, которые представляются законодателю наиболее распространенными и важными в настоящее время. Совершенно естественно, что через некоторое время могут измениться названия таких объектов, а развитие технических средств приведет к появлению совершенно новых объектов авторского права. Эти новые - по названию и по своим видам - объекты должны охраняться авторским правом, если они будут отвечать предъявляемым к произведениям требованиям, которые указаны в п.1 ст. 6 Закона. Приводимый в перечень не является исчерпывающим, закрытым: охраняться могут и "другие произведения".

  • - литературные произведения;
  • - драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • - хореографические произведения и пантомимы;
  • - музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • - аудиовизуальные произведения;
  • - произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • - произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • - произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
  • - фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • - географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • - другие произведения.

К объектам авторского права относятся также сборники произведений. В сборники могут включаться произведения, не являющиеся предметом чьего-либо авторского труда (законы, судебные решения и т.д.), а также произведения отдельных авторов. Творческий характер труда составителя выражается в подборе и расположении материала. Авторское право составителя сборника не мешает другому лицу самостоятельно систематизировать, обрабатывать и выпускать в свет те же произведения.

Субъектами авторского права выступают лица, создавшие творческим трудом произведения литературы, науки и искусства (авторы). Возникновение субъективных авторских прав у гражданина не зависит от возраста, состояния здоровья, имущественного положения, места создания и выпуска произведения в свет и т.д.

Наряду с авторами к субъектам авторского права относятся лица (граждане и организации), которые не участвуют в создании произведений литературы, науки и искусства. Их называют правопреемниками. К правопреемникам переходит определенный круг авторских правомочий по использованию произведения автора. Основаниями такого перехода служат закон, наследование или договор с автором.

Правопреемниками становятся наследники, государство, организации (издательства, театры и др.), оформившие с автором договорные отношения по использованию его произведения. Круг правомочий указанных лиц уже, чем у автора, а по характеру правомочия производны, так как переходят от автора.

Авторские права - совокупность прав, как имущественных, так и неимущественных (их еще называют духовными), принадлежащих человеку (автору, то есть физическому лицу), который своим творческим трудом создал произведение литературы, науки или искусства.

Лишь в начале 70-х годов экономические стороны этого права начали обсуждаться в науке. Пока еще авторское право не имеет такого же значения для экономистов, каким обладает патентная система. Поэтому зачастую происходит недооценка значимости подобной защиты с экономической точки зрения.

Одной из главных причин такой ситуации является то, что изначально авторские права и идея их защиты развивались в основном как правовая и социальная система. Но по мере того как человечество эволюционировало, и повышалась важность информации, авторское право, как часть интеллектуальной собственности, постепенно становится важнейшим нематериальным экономическим активом информационного общества. Сегодня оно больше не считается исключительно категорией права, а рассматривается в качестве неотъемлемой части активов фирм и богатства стран. Понятие авторского права служит основой развития различных отраслей промышленности, способствует росту добавленной стоимости, внешней торговли и рабочих мест. По некоторым данным, доля основанных на нем отраслей промышленности в мировой экономике в начале тысячелетия составила около 7,3% (примерно 2,2 триллиона долларов). При этом прирост в данных сферах - в среднем 5% в год, то есть быстрее, чем в среднем рост всей экономики планеты.

Источники авторского права

Рост значения данного права также явился результатом расширения среды, в которой оно действует. В 1996 году международное авторское право было зафиксировано двумя документами: были приняты два Интернет-договора ВОИС (Договор об исполнениях и фонограммах и Договор об авторском праве), после чего с помощью национального законодательства соответствующих стран оно начало применяться по отношению к экономическим сделкам в различных компьютерных цифровых сетях. Это дало толчок к взаимодействию и обмену опытом, усилению экономического эффекта данного Появились и местные источники авторского права. Развитие технологий, кроме того, позволило ввести новые формы управления им, являющиеся менее дорогостоящими и более точными, с помощью особых технических мер по защите. Благодаря таким технологиям возросли продажи продукции, находящейся под защитой авторских прав.

Оно стало неотъемлемой частью повседневной жизни, и сегодня мы работаем с формами творчества, которые двадцать лет назад было сложно даже себе представить. Продукция, находящаяся под защитой авторского права, на сегодняшний день включает в себя большую часть бизнеса.

Категории прав

Права имущественные и неимущественные;

Права исключительные и неисключительные.

Человек, который обладает авторскими правами на тот или иной объект, являющимися исключительными, имеет на его использование единоличное право и может запрещать использование этого объекта третьими лицами. Исключительные права на произведение возникают, когда автор не передал их (то есть не заключил договор о передаче исключительных прав) другим лицам.

Неисключительное право означает, что лицо, обладающее им, может использовать объект права, созданный обладателем исключительных прав, наравне с ним и другими лицами, имеющими разрешение на его использование этим же способом. Неисключительные права возникают, когда создается договор авторского права, если в нем прямо не предусмотрено другое.

Неимущественные права - это личные права (с ними нельзя совершать операций, как с имуществом: покупать, продавать, передавать, дарить, наследовать и т.д.).

Регистрация и защита авторского права

Данное право является одним из способов защиты то есть представляет совокупность норм права, отношений по созданию и использованию различных произведений культуры, науки и искусства.

Срок авторского права - на протяжении всей жизни автора, а также в течение 70 лет непосредственно после его смерти. Бессрочно охраняются право на имя, право авторства и на защиту репутации создателя произведения.

Такая регистрация существует для того, чтобы показать, что на ее момент объект права существует объективно. Это может пригодиться для защиты авторских прав при столкновении интересов. Во всех странах, на которые распространяется об авторских правах, охраняются права на объекты, созданные жителями России, независимо от того, были ли они зарегистрированы, или от места их регистрации.

Международное авторское право, так же как и РФ, не требуют его регистрации для охраны. Однако, если нужно показать, что объект на момент регистрации существовал объективно, можно зарегистрировать эти правовые отношения в Российском авторском обществе. Если авторские права будут нарушены, дело должно быть рассмотрено в той стране, где произошло нарушение.

Субъекты авторского права

Субъектами являются:

3) переводчик (на собственный перевод).

Объекты авторского права

На основании статьи номер нашего государства, объектами, по отношению к которым применяется авторское право в России, являются произведения литературы, науки и искусства, независимо от их назначения, а также достоинств и формы выражения.

К ним относятся:

  • производные произведения, то есть являющиеся переработкой другого произведения;
  • составные, являющиеся результатом именно творческого труда по расположению или подбору материалов.

Авторское право в России имеют как произведения обнародованные, так и необнародованные, выраженные в любой объективной форме, включая устную и письменную (например, в виде публичного исполнения, произнесения и др.), в форме изображения, видео- и звукозаписи, а также в объемно-пространственной форме.

Признаки объектов

Следует при этом отметить, что объекты такого права имеют конкретные признаки:

  • творческий характер создания;
  • объективную форму его выражения.

То есть объект должен быть создан именно в результате творческого труда и закреплен на некотором материальном носителе (в форме изображения, письменной, видеозаписи или звукозаписи, объемно-пространственной) или выражен в устной форме, но обязательно в виде публичного выступления.

То есть, например, созданные в результате творческого труда автора водные узоры, которые можно наблюдать при работе фонтана, не будут объектом авторского права. Им охраняется только сам фонтан, поскольку он имеет объемно-пространственную объективную форму (камень, металл), а водные узоры ее не имеют.

Еще один пример: просто технический сбор материалов не является плодом творческого труда, поэтому его результат не считается объектом данного вида права. Музыка без авторского права - это, например, сборники лучших песен той или иной группы.

Виды объектов

Итак, на основании статьи номер 1259 Гражданского кодекса нашей страны, объектами авторского права считаются:

  • произведения литературы;
  • музыкально-драматические, драматические и сценарные произведения;
  • пантомимы и хореографические постановки;
  • музыкальные произведения, как с текстом, так и без него;
  • аудиовизуальные;
  • произведения скульптуры, живописи, дизайна, графики, комиксы, графические рассказы и иные произведения изобразительного искусства;
  • объекты сценографического и декоративно-прикладного искусства;
  • произведения градостроительства, архитектуры, садово-паркового искусства, к которым относятся и чертежи, проекты и макеты;
  • объекты фотографического искусства и другие, полученные аналогичным фотографии способом;
  • различные геологические, географические и другие карты, эскизы, планы, пластические произведения, относящиеся к топографии, географии и другим наукам.

Понятие авторского права распространяется и на различные программы, созданные для ЭВМ. Но, в отличие от других объектов, права на них можно оформить в федеральном органе исполнительной власти, работающим с Регистрация не является обязательной и осуществляется по желанию владельца.

Точно так же переводчик, создавая произведение на языке, отличном от оригинала, имеет авторское право на собственный перевод. Сам перевод, так же как и оригинал, является самостоятельным объектом.

Например, персонаж Гарри Поттер, а также часть названия книги имеют авторские права, принадлежащие Дж.К. Роулинг вместе с правами на текст произведения.

  • официальные документы органов местного самоуправления, а также различных государственных, включая законы, иные нормативные акты, материалы административного, законодательного и судебного характера, судебные решения, официальные документы различных международных организаций и их официальные переводы;
  • знаки и символы, принадлежащие государству (гербы, флаги, денежные знаки, ордена и др.), а также знаки и символы муниципальных учреждений;
  • фольклор (произведения народного творчества), у которого нет конкретных авторов, например, музыка без авторского права - это народные песни;
  • имеющие информационный характер сообщения о фактах и событиях (программы телепередач, новости дня, расписание движения различных транспортных средств и др.).

Знак авторского права

Это латинская буква С (от слова "copyright", означающего "авторское право"), помещенная в середину круга. Наравне с этим обозначением используется знак (с) - буква С в круглых скобках.

Это указание на авторское право используется рядом с именем юридического или физического лица, которому принадлежат права на авторство. Также этим знаком может быть обозначен объект защиты, указывается диапазон дат или год его опубликования.

Отсутствие этого знака не означает, что данное произведение не защищено, поскольку права возникают самостоятельно в силу факта создания того или иного произведения. Для того чтобы на него распространялась охрана авторских прав, регистрация или другие формальности не требуются.

Также и на лицензирование не влияет наличие или отсутствие такого знака.

Защита авторских прав

Возникновение их напрямую связано с самим фактом создания объекта права.

В законодательстве нашей страны не существует особой процедуры регистрации прав авторства на произведение, за исключением регистрации их на программы для ЭВМ. Автором, согласно закону, является тот, кто создал объект, и он обладает следующими правами:

1) исключительным правом на само произведение;

3) правом на имя;

4) на неприкосновенность произведения;

5) на его обнародование.

Технические средства, предназначенные для защиты авторских прав

Существуют специальные технические средства, предназначенные для защиты этого типа прав. К ним относятся любые технологии, а также технические устройства и их компоненты, которые контролируют доступ к тому или иному произведению и ограничивают или же предотвращают действия, не разрешенные его автором или другим правообладателем в отношении данного объекта.

Информация об авторском праве

Ей считается любая информация, идентифицирующая произведение, автора или другого правообладателя, а также об условиях использования объекта права, содержащаяся в оригинале или экземпляре произведения, появляется в результате сообщения в эфир или другим способом доведения произведения до всеобщего сведения, прилагается к нему, а также любые коды и цифры, в которых содержится подобная информация.

1) распространение;

2) воспроизведение;

3) перевод;

4) импорт;

5) переработку;

6) публичное исполнение;

7) публичный показ;

8) передачу в эфир;

9) сообщение по кабелю для всеобщего сведения.

Непосредственно после создания произведения автору необходимо иметь доказательство, что он обладал им на определенную дату. В случае спорных ситуаций это очень поможет. Такие доказательства можно получить с помощью специальной процедуры, называемой депонированием. Ее суть - принятие на хранение экземпляра произведения, а также фиксирование даты его предоставления с участием нотариуса. После этого будет выдано свидетельство о депонировании. С помощью этой процедуры можно документально зафиксировать наличие у автора экземпляра на определенную дату. Такое свидетельство - самая надежная защита в вопросе авторских прав.

Нарушение авторских прав

Их нарушение может повлечь административную, гражданско-правовую и даже уголовную ответственность. Часто бывает, что нарушение авторских прав происходит по незнанию. Поэтому рекомендуется для оповещения третьих лиц о них использовать следующую формулу: знак "защита авторских прав" + имя автора (правообладателя) + год опубликования или его период. Однако по закону оповещать о праве авторства или использовать предложенный формат вовсе не обязательно.

Авторское право представляет собой совокупность норм права, регулирующих отношения, связанные с признанием авторства на произведения науки, литературы, искусства, а также с установлением режима их использования, наделением авторов неимущественными и имущественными правами и их защитой.

Исходя из данного определения можно выделить следующие функции авторского права:

признание авторства на произведения науки, литературы и искусства. Авторство признается за физическим лицом, трудом которого создано произведение. Однако законодательство не дает четкого определения понятия "произведение", но предъявляет к нему следующие требования: произведение должно быть результатом творческой деятельности и должно существовать в какой-либо объективной форме (письменной, устной, звуко-, видеозаписи, объемно-пространственной). Охрана произведений осуществляется с момента их создания;

установление режима использования произведений. Нормы авторского права регламентируют, кто и на каких условиях использует то или иное произведение - права автора, наследников, третьих лиц;

наделение авторов и иных правообладателей личными и имущественными правами. Авторское право наделяет авторов личными неимущественными правами - на авторство, на имя, на обнародование, на защиту репутации автора, а также имущественными правами - на воспроизведение, на распространение, на импорт, на перевод и др.;

Источниками авторского права являются принятые на основе Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативные правовые акты министерств и иных федеральных органов государственной власти.

Основными актами являются:

Федеральный закон от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" (в ред. от 19 июля 1995 г.);

Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (в ред. от 24 декабря 2002 г.);

Указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г. N 1471 "О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения";

Указ Президента РФ от 14 мая 1998 г. N 556 "О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения";

Постановление Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. N 982 "Об использовании результатов научно-технической деятельности";

Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства" и др.

Одним из источников авторского права являются международные договоры. К авторским отношениям применяются правила, в соответствии с которыми международные договоры имеют приоритет над нормами гражданского права в случае их противоречия. К таким источникам относятся:

Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (с изм. от 2 октября 1979 г.);

Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (от 24 сентября 1993 г.) и др.

произведение признается результатом творческой умственной деятельности, когда оно создано путем умственной работы, а не физической;

объективная форма произведения - письменная (рукопись, ноты), устная (публичное исполнение), звуко- или видеозапись (цифровая, магнитная), объемно-пространственная (скульптура, макет).

литературные произведения;

драматические, музыкальные, сценарные произведения;

аудиовизуальные произведения (кино, видеофильмы);

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна;

произведения декоративно-прикладного искусства;

произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства;

фотографические произведения;

географические, геологические и другие карты, планы, эскизы.

Следует отметить такие произведения, как:

производные - непосредственно связанные с другим произведением, являются их новой формой - рефераты, резюме, переводы, обработки, аранжировки;

составные - результат творческого труда по сбору, подбору и расположению в определенном порядке исходных материалов - энциклопедии, базы данных.

Существует ряд произведений, которые не являются объектами авторского права. Это вызвано тем, что использование данных произведений не может зависеть от одного или нескольких лиц или определить непосредственного автора не представляется возможным. К таким произведениям относятся:

официальные документы (законы, судебные решения, иные нормативные правовые акты);

государственные символы и знаки (флаги, гербы, денежные знаки);

произведения народного творчества;

сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

У создателей авторское право на произведение возникает в результате самого факта его создания. При этом не требуется регистрации или иного специального оформления этого произведения. О своем праве на произведение создатель оповещает с помощью:

латинской буквы "С" в окружности c;

имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

Данные элементы размещаются на каждом экземпляре произведения.

Соавторство - создание произведения творческим трудом двух или более лиц. При этом произведение может представлять собой одно неразрывное целое (нераздельное соавторство) или состоять из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (раздельное соавторство). Право на использование произведения принадлежит соавторам совместно - по соглашению (при целом нераздельном соавторстве) или по своему усмотрению на созданную им самостоятельную часть произведения (при раздельном соавторстве).

Составители сборников, переводчики и авторы иных составных, производных произведений приобретают исключительное авторское право на осуществленные ими подбор и расположение материалов, перевод, переделку или другую переработку. Они пользуются авторским правом при условии соблюдения прав авторов используемых ими произведений.

Авторское право на служебные произведения, т.е. созданные в процессе выполнения трудовой обязанности или служебного задания, принадлежит как автору, так работодателю. Автор имеет лишь личные неимущественные права, а работодатель - исключительные права на использование служебного произведения, в том числе вправе при любом использовании произведения указывать свое наименование. Взаимоотношения между работодателем и автором (размер авторского вознаграждения, порядок их выплат и др.) определяются договором.

Правопреемники и другие лица. Поскольку авторское право переходит по наследству, наследники умершего автора также являются субъектами авторского права. Не переходят по наследству право авторства, права на имя и на защиту репутации автора, но наследники вправе осуществлять защиту указанных прав.

Кроме того, авторское право может переходить в порядке договорных отношений. При заключении авторского договора субъектами авторского права становятся физические и юридические лица, которые могут осуществлять имущественные права вместо автора.

По закону допускается использование в определенных границах произведений без согласия автора и выплаты вознаграждения (ст. 18-26 Закона "Об авторском праве и смежных правах").

Личные неимущественные права. Имущественные права.

на имя - использование произведения под своим подлинным именем, псевдонимом или без обозначения имени (анонимно);

на обнародование - обнародование или разрешение обнародования произведение в любой форме, включая право на отзыв. Отозванное произведения считается не обнародованным;

на защиту репутации - защита произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Данное право осуществляется в соответствии с гражданским законодательством, предусматривающим защиту чести, достоинства и деловой репутации.

Данные права могут принадлежать исключительно авторам произведений и не зависят от имущественных прав или их переуступки.

К имущественным правам относятся права: на воспроизведение, на распространение, на импорт, на публичный показ, на публичное исполнение, на передачу в эфир, на сообщение для всеобщего сведения по кабелю, на перевод, на переработку.

воспроизведение - изготовление одного или более экземпляров произведения в любой форме;

распространение - реализация различными способами (продажа, сдача в прокат);

импорт - ввоз из-за границы с целью распространять произведение;

публичный показ - показ, демонстрация произведения непосредственно, на экране с помощью технических средств;

публичное исполнение - звуковое исполнение произведения перед неопределенным кругом лицом;

передача в эфир - сообщение произведения путем передачи в эфир;

сообщение произведения для всеобщего сведения по кабелю - сообщение произведения по кабелю, т.е. только для абонентов того или иного канала;

перевод - изменение языковой формы произведения как самостоятельно, так и разрешение сделать это другим лицам;

переработка - переделка, аранжировка или иная переработка произведения самостоятельно или разрешение сделать это.

Если автор неизвестен (произведения опубликованы анонимно или под псевдонимом), то авторское право охраняется в течение 50 лет с момента обнародования произведения. Однако если автор раскроет свое имя, к защите его прав будет применяться общий срок охраны.

Произведение, выпущенное в свет уже после смерти автора, будет охраняться в течение 50 лет после его выпуска.

который был репрессирован и реабилитирован посмертно, - срок охраны начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации;

участвовавшего в Великой Отечественной войне и работавшего в то время - срок охраны продлевается на 4 года.

По авторскому договору одна сторона - автор за вознаграждение передает другой стороне имущественные права на использование созданного им произведения. Предметом такого договора не могут быть права на произведения, которые автор создаст в будущем.

способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору);

срок и территория, на которые передается право;

размер вознаграждения и (или) порядок определения этого размера за каждый способ использования произведения, порядок и сроки выплаты;

другие условия по соглашению сторон.

Авторский договор может быть заключен с передачей исключительных прав другому лицу (по такому договору лицо может использовать произведение в установленном порядке определенными способами, а также имеет право запрещать подобное использование другим лицам) или на основе передачи неисключительных прав (использование произведения лицом допускается наравне с другими пользователями таким же способом).

Если в договоре прямо не указывается, на какой основе передаются права, то они считаются переданными на неисключительной основе.

В свою очередь, лицо, получившее по договору право на использование имущественных прав автора, может передать их другому лицу, но только если это прямо предусмотрено в авторском договоре.

Срок договора определяется сторонами. Если условие о сроке отсутствует, то по истечении 5 лет автор может расторгнуть данный договор, предварительно письменно предупредив об этом пользователя за 6 месяцев.

Вознаграждение автора может устанавливаться в виде как зафиксированной суммы, так и процентов от дохода за тот или иной способ использования. Стороны могут предусмотреть и иную форму выплаты вознаграждения. При этом минимальные его ставки устанавливаются Правительством РФ, а если вознаграждение предполагается в виде фиксированной суммы, то в договоре должен быть определен максимальный тираж произведения.

Одним из видов авторского договора является авторский договор заказа, по которому автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику, а заказчик, в свою очередь, выплатить автору аванс на условиях, предусмотренных в договоре.

Данный договор обладает некоторой спецификой. Так, по общему правилу предметом авторского договора не может быть произведение, которое будет создано в будущем. Однако по договору заказа предполагается, что произведение уже задумано автором, т.е. имеет название, жанр, сферу применения и т.д., хотя и не существует в законченном виде.

Договор заказа должен содержать все существенные условия авторского договора, в то же время предусматривает ограниченную ответственность автора. При невыполнении заказа автор обязан возместить заказчику причиненный ему реальный ущерб, но не упущенную выгоду.

Условия свободного использования произведений авторского права

При реализации своих прав автор претерпевает и ряд некоторых ограничений, которые выражаются в праве третьих лиц использовать произведения без согласия авторов и без выплаты им вознаграждения. В ряде случаев при таком использовании обязательным условием являются указание имени автора, использование только части произведения и др. Перечислим следующие способы свободного использования произведений авторского права.

Воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения: допускается свободное воспроизведение обнародованного произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения исключительно в личных целях. Исключением является произведения архитектуры (здания, сооружения), базы данных, программы для ЭВМ (за некоторыми исключениями), репродуцирование книг (полностью) и нотных текстов.

цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, критических и информационных целях;

использование в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера;

воспроизведение в газетах, передача в эфир ранее опубликованных статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам;

воспроизведение в газетах, передача в эфир публично произнесенных политических речей обращений, докладов и других аналогичных произведений;

воспроизведение произведений для слепых специальными способами (рельефно-точечным шрифтом) без извлечения прибыли.

Использование произведений путем репродуцирования: допускается репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли с обязательным указанием имени автора и источника заимствования:

библиотеками и архивами для восстановления и замены утраченных или испорченных экземпляров;

отдельных статей и малообъемных произведений библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях;

отдельных статей и малообъемных произведений образовательными учреждениями для аудиторных занятий.

Законодательство РФ об авторских правах наделяет создателей творческих продуктов значительным объемом правомочий. Посредством каких механизмов? Каким образом авторы литературных произведений, программисты, дизайнеры могут защищать свои законные права?

Определение авторского права

Авторское право может пониматься в двух аспектах - объективном и субъективном. Касательно первого данный термин можно интерпретировать как совокупность норм законодательства, обеспечивающего защиту авторства в отношении произведений литературы, искусства, научных достижений, а также устанавливающего режимы правомерного использования соответствующих ресурсов. В данном контексте авторское право, таким образом, выполняет следующую совокупность функций:

Соотнесение объекта правовой защиты с личностью их автора;

Определение способов, посредством которых правообладатель сможет пользоваться результатами своего труда;

Нормирование процедур доступа к предмету защиты других лиц;

Таким образом, посредством установленных законом механизмов защищаются объекты авторского права, природа которых может быть самой разнообразной. В рамках данной трактовки авторское право понимается как некий институт, обеспечивающий определенной категории граждан гарантированную государством защиту - в аспекте созданных ими творческих продуктов.

Есть и другая интерпретация рассматриваемого термина. Авторское право может пониматься также и в субъективном аспекте как совокупность неких полномочий, которые предоставляются человеку для охраны его интересов, связанных с защитой созданных им творческих продуктов. В данном контексте рассматриваемый термин часто употребляется во множественном числе. То есть применительно, например, к литературному произведению или музыкальному файлу, оно будет звучать как "авторские права".

Изучим то, как понимается рассматриваемый термин в российских законах. Например, в 1255-й статье ГК РФ сказано, что авторскими признаются интеллектуальные права на то или иное произведение. При этом, как отмечают юристы, некоторые положения Кодекса можно интерпретировать как относящие авторские права к имущественным. То есть, человек, написавший книгу или песню, может впоследствии распоряжаться ими так, как любой другой собственностью - извлекать выгоду, продавать, дарить, видоизменять.

Можно отметить, что имущественный аспект владения творческим продуктом в российской правовой практике часто именуется "исключительным правом". Хотя не все юристы с этим согласны. По мнению некоторых, "исключительные" права всегда присутствуют в спектре авторских, в то время как имущественные могут и не реализовываться владельцем творческого продукта на практике.

Более того, как отмечают юристы, именно неимущественные права в контексте рассматриваемого термина первичны. Только при условии их корректной реализации можно говорить о другой категории прав. Рассмотрим простой пример. Человек написал песню, которая по всем признакам тянет на плагиат, однако выдал ее за свою и намеревается впоследствии выложить ее в коммерческий музыкальный каталог с тем, чтобы продавать ее копии. Однако, прежде чем фирма-владелец каталога примет песню в продажу и тем самым разрешит автору реализовывать имущественные права, она должна удостовериться в оригинальности трека. С этой целью файл песни направляется экспертам, и они без труда распознают в ней плагиат. И этот факт аннулирует личные права человека, предоставившего файл - не он автор, и потому извлекать выгоду в аспекте имущественного владения продуктом у него нет законных прав.

Отметим, что, несмотря на двойственность понимания природы рассматриваемого термина, субъекты и объекты авторских прав всегда рассматриваются в едином контексте.

Классификация неимущественных прав

Интересно изучить то, каким образом, в соответствии с законодательством, классифицируются неимущественные, то есть личные права. Перечень их, зафиксированный в российских правовых актах, такой:

Использовать творческий продукт под реальным именем его создателя, под псевдонимом, анонимно;

Передавать право использовать произведения, являющиеся объектами авторского права, третьим лицам;

Обнародовать произведение или передать кому-то соответствующее право;

Защищать творческий продукт от изменений третьими лицами.

Важный аспект законодательства - неимущественные права принадлежат создателям произведений вне зависимости от того, кто является обладателем продукта в аспекте реализации исключительных прав.

Авторские и смежные права

Исполнения артистов и дирижеров, режиссерские постановки - при условии, что формат преподнесения их публике допускает использование технических средств;

Фонограммы;

Сообщения на ТВ и радио;

Защищенная часть баз данных;

Отметим, что ГК РФ относит к смежным исключительное право.

Ключевые категории прав

Таким образом, российское законодательство, регулирующие правоотношения в аспекте авторства, выделяет сразу несколько категорий прав. Их особенность такова, что они связаны между собой, однако механизмы их реализации могут отличаться. Итак, спектр категорий прав, так или иначе релевантных авторским:

Имущественные ("исключительное");

Смежные.

В свою очередь, в рамках каждой из этих категорий предусмотрены правовые механизмы, адаптированные к специфике конкретных творческих продуктов.

Объекты авторского и смежного права, таким образом, могут быть одними и теми же. Однако режим реализации правомочий со стороны создателя творческого продукта будет зависеть от того, идет ли речь об имущественной составляющей, или же рассматривается личный аспект. Объекты авторского и смежного права могут быть использованы как инструмент извлечения доходов, только если автор обладает исключительной составляющей соответствующих правомочий.

Объекты, защищаемые авторским правом

Собственно, какого рода творческие продукты можно отнести к объектам авторских прав? Перечень их также определен ГК РФ. Объектами авторских прав являются, в соответствии с данным нормативным актом, любые виды произведений науки и искусства, а также литература. Все то, что стало результатом творчества человека. Тематика и содержание произведения не имеют значения. Каковы ключевые признаки объектов авторских прав? Строгих критериев здесь нет. Как правило, в числе таковых - творческое происхождение произведения, решения или продукта, то есть обусловленное талантом автора, его умениями и навыками. Некоторые эксперты также считают, что допустимо считать актуальными такие признаки объектов авторских прав, как уникальность и общественная значимость.

Интересен тот факт, что компьютерные программы ГК РФ в аспекте защиты классифицирует как литературные произведения. Что, в принципе, логично: программный код - это текст, и он, подобно содержанию книги, имеет признаки авторства, характеризуется уникальностью, концептуальностью. Объектами авторских прав являются также сценарии, драматические произведения, песни - с текстом или без него, кинофильмы, картины, журналы, комиксы, продукты народных ремесел, фотографии, архитектурные произведения, географические карты.

Безусловно, этот список нельзя считать исчерпывающим. По мере развития технологий, а также идейных концепций, могут появляться и иные продукты, что к объектам авторского права относятся в силу их творческого происхождения. Как мы видим на примере формулировок ГК РФ, даже компьютерные программы в некотором смысле не определены как в полной мере самостоятельная категория творческого продукта.

Специфика субъектов авторского права

Рассмотрим подробнее, в рамках каких критериев российскими юристами рассматриваются субъекты и объекты авторских прав. К первым относятся собственно создатели творческих продуктов. К таковым при этом причисляются также и соавторы - те, кто участвовал в написании произведения или сочинении музыкальной композиции наряду с другими людьми. В некоторых случаях к субъектам авторского права могут относиться работодатели, с которыми у создателей творческих продуктов заключены соответствующие контракты.

Многие юристы акцентируют внимание на том факте, что статус "автора" согласно российскому законодательству могут получить только физлица. Если речь идет о реализации соответствующих прав организациями, их статус будет иным. Есть эксперты, которые также говорят о том, что к юрлицам нельзя применить положения закона, касающиеся неимущественных, личных прав.

Интересно изучить возрастной аспект, относящийся к рассматриваемой области. Как известно, ГК РФ наделяет способностью реализовывать гражданские права россиян с момента рождения. Однако самостоятельное использование объектов авторского права в имущественном аспекте возможна создателями творческих продуктов только с момента наступления 14 лет. До этого соответствующими действиями могут заниматься только их родители.

Возникновение авторских прав

Рассмотрим то, каковы механизмы возникновения рассматриваемого права, предусмотренные российским законодательством. Прежде всего можно отметить, что соответствующего типа нормативные акты классифицируют изучаемое явление по двум типам. К первому относятся те, что защищают объекты авторского права вне зависимости от их фактической природы. Ко второму - те, что релевантны в отношении конкретных типов творческих продуктов. Вместе с тем, как отмечают юристы, объекты авторского права соотносительно с нормами российского законодательства, как правило, защищены посредством обоих механизмов.

Главное условие, при котором возникают авторские права - создание соответствующего творческого продукта, появление объекта законодательной защиты. То есть появляется некий юридический факт, становящийся отправной точкой в инициировании предусмотренного законом механизма реализации норм права. К объектам авторского права относятся, как мы уже определили выше, самые разные творческие продукты. Даже если человек создаст что-то, не учтенное в перечне ГК РФ, правовая защита соответствующего произведения может быть осуществлена по аналогии с каким-либо уже имеющимся в Кодексе типом творческого продукта.

Объекты авторских прав в общем случае не нужно каким-либо образом регистрировать, как это происходит, например, при оформлении патентов. Соответствующие правомочия возникают у создателя продукта автоматически, в силу норм действующего законодательства. Вместе с тем практическая реализация имущественной составляющей авторских прав, как отмечают юристы, во многих случаях становится возможной все-таки только по факту осуществления неких процедур регистрационного, а если требуется - идентификационного характера. Пример одной из таковых мы рассмотрели выше - когда фирма-владелец музыкального каталога сначала проверяет поступившую песню на оригинальность, а затем заносит ее на онлайн-витрину, после чего автор может получать доход от ее скачиваний и прослушиваний.

Есть и официальные регистрационные структуры, такие как, например, Российское авторское общество. Создатель творческого продукта, обратившись в эту организацию, может получить свидетельство, подтверждающее идентификацию личности автора произведения. Если человек написал книгу, то этот документ может пригодиться, как вариант, при взаимодействии с издательством, при содействии которого планируется издавать и тиражировать произведение. Свидетельство, таким образом, будет гарантией того, что произведение, как объект авторского права, принадлежит конкретному гражданину.

Сроки авторских прав

Как долго действует защита творческих продуктов? Законом определено, что объекты авторских прав защищаются на протяжении всей жизни автора. Разумеется, создатель творческого продукта может по своему желанию передать права на них - это осуществляется в рамках соответствующих правовых процедур. Но с момента, когда объекты авторского права в имущественном аспекте переходят к новому владельцу, их защита также осуществляется без ограничений по сроку. Передача исключительных прав осуществляется в рамках гражданского законодательства.

В свою очередь, в личном аспекте объекты защиты авторского права, как мы уже отметили выше, переданы быть не могут. Автор, написавший рассказ или сочинивший песню, не может передать кому-то неимущественную составляющую владения творческим продуктом. Хотя на этот счет есть разные точки зрения. Есть юристы, которые считают, что некоторые виды объектов авторского права все-таки подлежат полноценной передаче от одного владельца к другому не только в имущественном аспекте, но также и в личном.

Рассмотрим нюансы соответствующей процедуры более подробно. Мы изучили, что такое авторское право, понятие "объекты", "субъекты". Полезно будет также исследовать один из самых распространенных в среде российских экспертов дискуссионных аспектов изучаемой нами сферы юриспруденции.

Возможна ли передача личных авторских прав?

Как мы определили выше, понятие объектов авторского права подразумевает автоматическую их защиту законом в силу юридического факта: создания в ходе творческого процесса. Соответствующий механизм одновременно действует в отношении личных, а также имущественных, или исключительных прав. Касательно первых - они, в соответствии с положениями ГК РФ, должны быть неотделимы от личности автора. Однако некоторые юристы считают, что на практике это правило не всегда соблюдается. Каковы механизмы, с помощью которых его можно обойти, и законно ли это?

Действительно, формулировки ГК РФ, как отмечают юристы, позволяют говорить о том, что личность автора и продукт его творчества неотделимы. Не имеет значения, обнародовано ли произведение. Кроме того, как отмечают некоторые эксперты, законами РФ не предусмотрено механизмов, по которым человек может отказаться от личных прав на созданный им творческий продукт. Равно как нет официальных процедур, закрепленных в правовых актах, которые бы позволяли однозначно идентифицировать владельца произведения как его автора.

Однако на практике, при составлении различного рода договоров, в рамках которых осуществляется передача авторских прав, используются, как отмечают юристы, формулировки, предусматривающие передачу продукта не только в имущественном аспекте владения, но также и в личном.

Во многих случаях передача прав может происходить фактически без документального оформления. В числе распространенных примеров, приводимых юристами - выполнение российскими авторами дипломных и курсовых работ на коммерческой основе. При этом продавец соответствующего произведения осознанно отдает свой творческий продукт покупателю, подразумевая одновременно также и передачу личных прав на него. Какова правовая оценка подобным прецедентам? В российской правовой среде распространено мнение, что такие сделки следует считать недействительными. То есть формулировки в ГК РФ в этом случае можно интерпретировать буквально.

Таким образом, охрана объектов авторского права соотносительно с нормами закона в РФ, полагают юристы, организована на достаточно высоком уровне. Создатель творческого продукта, даже передав некоторую часть своих прав, а именно исключительные, позволяющие, к примеру, использовать произведение на коммерческой основе, тем не менее, будет оставаться носителем личных прав.

Авторские права: правоприменительная практика

Интересно будет рассмотреть то, каким образом должна осуществляться корректная реализация принципов авторского права, установленных российским законодательством.

Как мы уже отметили выше, личный аспект авторских прав нельзя передать по договору или каким-либо другим образом. Поэтому создатель творческого продукта в любом случае, как отмечают российские юристы, вправе требовать указания своего имени или псевдонима при использовании соответствующего произведения, к примеру, в коммерческих целях. Например, если дизайнер, находящийся в статусе физического лица, разработал прототип веб-сайта, то данный продукт попадает под защиту законодательством об авторских правах. Следовательно, компания-заказчик, несмотря на то, что приобрела у исполнителя исключительные права на коммерческое использование творческого продукта, по закону должна указать, в свою очередь, в нижней части сайта сведения об исполнителе, чья концепция дизайна используется.

В свою очередь сам фрилансер имеет полное право разместить в своем личном портфолио ссылку на данный веб-сайт. Разумеется, при условии, что этим он не нарушит подписанные соглашения о соблюдении коммерческой тайны или иные законодательные положения - например, те, что отражают необходимость защиты персональных данных. Аналогичные нормы закона действуют также и в отношении любых других творческих продуктов. В том числе и в тех случаях, когда они созданы не одним автором, а группой. За исключением вариантов, когда исполнитель - юридическое лицо.

Особенности правового регулирования объектов авторского и смежных прав

1.1 Субъекты и объекты авторского права

В качестве объектов авторских прав можно рассматривать произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения при условии, что такие результаты творчества выражены в объективной форме, допускающей возможность их восприятия. Похожее определение содержится и в Законе об авторском праве и смежных правах. Так, в соответствии с п. 1 ст. 6 Закона об авторском праве и смежных правах авторское право распространяется на произведения литературы, науки и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения. При этом авторское право распространяется как на обнародованные (выпущенные в свет), так и не обнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме.

Помимо общего определения произведения, охраняемого авторским правом, существует примерный перечень таких произведений (литературные, драматические, музыкальные и др.).

Конкретизация категорий охраняемых авторским правом произведений, очевидно, вызвана тем, что провести грань между произведениями литературы, науки и искусства бывает достаточно сложно. К произведениям литературы можно отнести художественные произведения, выраженные в словесной форме, к произведениями науки любые произведения, основное содержание которых состоит в выработке и систематизации объективных знаний об окружающей нас действительности, включая произведения научной литературы. К произведениям искусства относятся все остальные произведения художественного творчества, включая произведения живописи, архитектуры, музыки, декоративно-прикладного искусства и т.д. Так, статья, посвященная проблемам генетики, по своему содержанию должна быть отнесена к произведениям науки. Однако по своей форме - это произведение литературы, поскольку выражена в словесной форме и в письменном виде. Как было отмечено в литературе, "частные письма могут быть объектом авторского права, хотя бы отнесение их к произведениям науки, литературы или искусства затруднительно. То же относится и к шахматным и шашечным задачам и композициям".

Аудиовизуальные произведения состоят из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком) предназначенное для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических средств. Они включают в себя кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами аналогичными кинематографическим (теле и видеофильмы, диафильмы и слайд-фильмы и тому подобные произведения) независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Таким образом, можно выделить следующие признаки, необходимые для признания произведения объектом авторского права:

а) творческий характер;

б) объективная форма;

в) возможность воспроизведения тем или иным способом, при котором возможно их восприятие.

Творческий характер произведения по-разному толкуется российскими юристами, однако наиболее распространенным является мнение, по которому творческой признается самостоятельная деятельность, в результате которой создается произведение, отличающееся новизной. Утверждение о том, что новизна является неотъемлемым признаком творческого произведения, не является бесспорным. Действительно в подавляющем большинстве случаев творческое произведение будет новым, то есть будет содержать оригинальные мысли, идеи, художественные образы, композиции, которые раньше не существовали. Произведение будет рассматриваться в качестве творчески нового и в том случае, если по-новому выражены замысел и художественные образы, что имеет место при переработке повествовательного произведения в драматическое и наоборот. Наконец, новым произведение будет и в том случае, если используется чужое опубликованное произведение для создания нового творчески самостоятельного произведения. Вместе с тем нельзя, по крайней мере теоретически, исключать такую возможность, когда два автора самостоятельно и независимо друг от друга создадут два абсолютно идентичных произведения (как по форме, так и по содержанию).

При решении вопроса о том, является ли данное произведение объектом авторского права на практике может возникнуть вопрос о том, является ли данное произведение творчески самостоятельным. Установление указанного факта может быть осуществлено с помощью специальной экспертизы. При этом следует иметь в виду, что авторское право охраняет произведение как единое целое формы и содержания. Обособленное от формы содержание и в частности идею, тему, сюжет произведения оно не охраняет. Не охраняются также концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, предлагаемые решения, открытия, факты.

Практическое значение этот вопрос имеет в тех случаях, когда встает вопрос о правовой охране названий или заголовков, афоризмов, состоящих из нескольких, а иногда из одного слова. В соответствии со сложившейся в России судебной практикой минимальное творческое начало в заголовке или названии, состоящем только из одного слова отсутствует и соответственно они авторским правом не охраняются. В остальных случаях вопрос решается в зависимости от конкретных обстоятельств. В информационном письме Президиума ВАС РФ от 27 сентября 1999 г. N 47 было подчеркнуто, что название произведения подлежит охране как объект авторского права в случае, если является результатом творческой деятельности автора (оригинальным) и может использоваться самостоятельно.

Следует также иметь в виду, что в различных видах произведений значение содержания и формы для их правовой охраны неодинаково. Так, при создании научных произведений целью является не эмоциональное, а рациональное воздействие. Творчество в основном концентрируется на содержании произведения. Что же касается формы произведения, то она не обязательно должна отличаться особой оригинальностью. В то же время произведения искусства направлены на то, чтобы оказывать прежде всего эмоциональное воздействие и творчество в данном случае направлена в большей степени на форму произведения.

В ряде случаев произведение создается на основе уже существующих произведений (несамостоятельные произведения или производные). В отличие от оригинальных произведений, в которых все охраняемые элементы созданы самим автором производные произведения могут включать элементы уже существующих произведений. К ним относятся производные произведения, под которыми понимаются переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства. Вопрос о том, имеет ли место производное произведение решается в зависимости от того, был ли внесен достаточный творческий вклад в его создание. Так, если обработчик при создании производного произведения не заимствует элементы другого самостоятельного или производного произведения, то налицо создание нового произведения, которое однозначно будет охраняться авторским правом (пример, создание произведения "по мотивам"). Если же заимствование все же произошло, то вопрос о создании нового произведения будет решаться при наличии достаточного творческого начала. Таким образом, производные произведения будут охраняться авторским правом при наличии достаточного творческого начала и соблюдения авторских прав на оригинальное произведение.

Под признаки охраняемого авторским правом произведения попадают и интервью, хотя они прямо и не указаны в перечне охраняемых произведений. Так, творческое начало присутствует как в работе журналиста, так и интервьюируемого; журналист подбирает и формулирует вопросы, а интервьюируемый определяет содержание и форму вопросов, Таким образом, общими усилиями создается особый вид произведения, включающий две неразрывные части.

Авторским правом охраняются сборники и иные составные произведения. Сборник - это составное произведение в состав которого входит несколько произведений как охраняемых авторским правом, так и неохраняемых. Следует отметить, что не всякий сборник является объектом авторского права, поскольку не всякая деятельность по его составлению носит творческий характер. Так, например, не будут охраняться авторским правом телефонные справочники, составленные в алфавитном порядке или сборники правовых актов, расположенные по времени их издания.

Антология - это непериодический сборник литературных произведений разных авторов, имеющих жанровую или тематическую общность.

Особым образом регулируется вопрос о предоставлении правовой охраны письмам, дневникам и другим документам личного характера. Им предоставляется правовая охрана нормами авторского права, однако помимо авторского права они охраняются также нормами Конституции, охраняющими неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Среди писем выделяют письма в редакцию. Они в отличие от писем частного характера могут быть опубликованы редакциями газет и журналов (за исключением случаев, когда в них содержится запрет на публикацию). В соответствии со ст. 42 Закона о средствах массовой информации редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права, издательские права, иные права на интеллектуальную собственность. Автор либо иное лицо, обладающее правами на произведение, может особо оговорить условия и характер использования предоставляемого редакции произведения.

Письмо, адресованное в редакцию, может быть использовано в сообщениях и материалах данного средства массовой информации, если при этом не искажается смысл письма и не нарушаются положения настоящего Закона. Редакция не обязана отвечать на письма граждан и пересылать эти письма тем органам, организациям и должностным лицам, в чью компетенцию входит их рассмотрение.

Никто не вправе обязать редакцию опубликовать отклоненное ею произведение, письмо, другое сообщение или материал, если иное не предусмотрено законом. Результат творческой деятельности становится объектом авторского права при условии, что он выражен в какой-либо объективной форме. Это обусловлено тем, что поскольку сам объект (произведение) существует нематериально, то без выражения в объективной форме произведение не может быть воспринято другими людьми и не может быть признано объективно существующим. Для того, чтобы творческие замыслы автора стали доступны обществу они должны выразиться во вне, объективироваться.

Следует отметить, что в данном случае не учитывается то обстоятельство, было ли завершено произведение или нет. Так, авторское право охраняет не только законченные произведения, но и эскизы, наброски и др. Объектом авторского права является не только произведение в целом, но и часть произведения, если эта часть является результатом творческой деятельности и может быть использована самостоятельно. При этом под частью произведения понимается как механически выделенная из произведения часть (строчка из стихотворения, отрывок из кинофильма), так и такая часть, которая создана с помощью творчества другого лица (адаптация книги).

Произведения охраняются независимо от того, достаточен ли их художественный уровень. Это обусловлено тем, что само понятие художественного уровня является достаточно субъективным понятием

Форма объективного существования произведения может быть связана с каким-либо материальным носителем (бумага, пленка, пластинка и т.д.) или не связана с ним (например, устное исполнение). В связи с тем, что объект авторского права нематериален, а его форма в большинстве случаев имеет материальный характер, возникает проблема соотношения прав на произведение и на вещь, являющуюся его носителем. Это разные права, и субъекты этих прав могут не совпадать. Собственник вещи может и не иметь авторского права на произведение, материализованное в этой вещи. Особенно рельефно это проявляется в отношении картин и других произведений изобразительного искусства.

Устная форма также является разновидностью объективной формы однако необходимо, чтобы можно было воспроизвести такое произведение (магнитофонная запись, стенограмма выступления и т.д.).

Требование объективной формы как условия признания произведения объектом авторского права обусловлено тем, что созданное автором произведение до тех пор, пока оно не написано на бумаге, никому не прочитано и не опубликовано в печати, известно одному только автору. Лишь после того, как произведение будет выражено автором вовне, отделившись от автора каким-либо способом, оно получит выражение в объективной форме.

Объективная форма, как правило, совпадает с понятием материальной формы, однако, понятие объективной формы более широкое, чем понятие материальной формы.

письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);

устная (публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.);

звуко- или видеозаписи (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.д.);

изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео или фотокадр и т.д.);

объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.).

Для того, чтобы произведение было признано объектом авторского права необходимо наличие всех названных признаков и тогда произведение будет охраняться без какой-либо дополнительной регистрации; не требуется и формального подтверждения наличия этих признаков, квалификация произведения в качестве объекта в каком-либо государственном органе. Однако автор произведения вправе, но не обязан для оповещения о своих правах использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы с в окружности, имени автора и первого года опубликования.

Вместе с тем для обеспечения идентификации произведения и для последующего сбора гонорара за его использование осуществляется регистрация этих произведений в авторско-правовых обществах(например, в Российском авторском обществе - РАО). За регистрацию взимается плата. При этом выдается свидетельство, подтверждающее факт регистрации и дату регистрации.

При регистрации произведений автор должен представить клавир, текст, кассету с записью и т.д. и заполнить специальную регистрационную форму. Автор дает гарантию, что он является действительным создателем произведения и что последнее не нарушает права третьих лиц. Такое свидетельство может быть использовано впоследствии в качестве доказательства в суде. Однако следует иметь в виду, что такая регистрация не создает авторского права.

В последние годы появилась практика использования нотариального заверения как способа удостоверения авторского права на произведение. Так, автор текста, который он рассматривает в качестве оригинального произведения, ставит под ним свою подпись, которая по существу и удостоверяется нотариусом. Необходимо отметить, что ранее действовавшее законодательство предусматривало ряд дополнительных условий для признания некоторых произведений объектами авторского права. Так, например, авторским правом охранялись только те произведения фотографии и произведения, полученные способом, полученным аналогичным фотографии необходимо было указать на каждом экземпляре произведения имя автора, место и год выпуска в свет.

Как уже было отмечено установить закрытый перечень объектов авторского права невозможно, поэтому Законодатель нашел способ более четко обрисовать контуры объектов, охраняемых авторским правом, пойдя от противного и указав те произведения, которые не могут быть объектами авторского права.

Не являются объектами авторского права официальные документы(законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы; государственные символы и знаки(флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки); произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Отсутствие правовой охраны для официальных документов обусловлено тем, что они изначально предназначены для широкого использования, которое должно быть беспрепятственным и оперативным(хотя по своей сути обычно это авторские произведения, созданные в порядке выполнения служебного задания). Поэтому не охраняются авторским правом они только с того момента, когда получат официальный статус, т.е. будут утверждены соответствующим государственным органом. Что касается сообщений о событиях и фактах, то им охрана не предоставляется в связи с тем, что сообщения не обладают признаками произведения, поскольку несут только информационную нагрузку. Отдельно следует остановиться на произведениях народного творчества (фольклор - дословно в переводе с английского народная мудрость). Это творчество охватывает бытующие в народе и созданные им поэзию, музыку, изобразительно и декоративно-прикладное искусство. К нему обычно относят произведения, которые удовлетворяют всем необходимым требованиям для предоставления правовой охраны, однако автор таких произведений неизвестен.(частушки, сказки и т.д.) Произведения фольклора играют важную роль в сохранении культурного наследия любой страны.

Что касается сообщений о событиях и фактах, имеющих информационный характер, то следует иметь в виду, что согласно ст. 23 Закона РФ "О средствах массовой информации" при распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационные агентства обязательна. Следует отметить, что провести грань между произведением, охраняемым авторским правом и сообщением, имеющим информационный характер бывает достаточно сложно, поскольку само сообщение бывает облечено в какую-либо объективную форму, иметь творческий характер и соответственно охраняться авторским правом. При наличии комментариев, анализа и т.д. они уже однозначно будут рассматриваться в качестве произведений, охраняемых авторским правом.

Среди субъектов авторского права выделяют прежде всего автора произведения (в том числе производного или составного). При этом лицо, указанное в качестве автора на оригинале или ином экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

Субъекты авторского права подразделяются на первоначальных и производных. Субъектом первоначального авторского права всегда является гражданин (физическое лицо), который и приобретает весь комплекс исключительных имущественных и личных неимущественных прав.

Следует отметить, что по ранее действовавшему законодательству субъектами первоначального авторского права могли быть и юридические лица. Возраст создателя произведения значения не имеет. За недееспособных и малолетних (до 14 лет) авторские права осуществляют от их имени родители, усыновители или опекуны. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут самостоятельно осуществлять свои авторские правомочия (например, заключать договоры на издание своих произведений). Лица, являющиеся ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными веществами или наркотическими средствами могут быть также авторами. Однако осуществлять авторские правомочия они могут только с согласия своих попечителей.

Субъектами авторских прав могут быть и недееспособные лица. Известны многочисленные случаи, когда знаменитые писатели, художники страдали психическими заболеваниями. Законодательство об авторском праве не содержит каких-либо ограничений для признания таких лиц авторами. Однако если они в установленном порядке были признаны недееспособными, то все сделки в отношении созданными ими произведений за них будут совершать опекуны.

Возникает вопрос о том, являются ли субъектами исключительных имущественных прав супруги авторов. В соответствии со ст. 34 п. 1 Семейного кодекса РФ имущество, нажитое в браке, является совместной собственностью супругов. Термин "имущество" включает и имущественные права, в том числе имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности. Таким образом, можно прийти к выводу, что исключительные права на использование произведений являются совместной собственностью супругов. Неурегулированным является вопрос, возникает ли совместная собственность на имущественные права в тех случаях, когда произведение было создано во время брака, а имущественные права (в частности право на получение гонорара за использование произведения) возникли после расторжения брака.

Следует иметь в виду, что супруги могут заключить брачный договор. В этом случае супруги могут определить в договоре, кому будут принадлежать имущественные права на произведения, созданные во время брака.

Субъектами авторских прав являются также иностранные граждане. Так, авторское право распространяется на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;

на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками);

на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается на территории Российской Федерации за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

При предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации автор произведения определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для обладания авторским правом.

Предоставление на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия авторского права и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного настоящим Законом срока действия авторского права.

При предоставлении охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации срок действия авторского права на территории Российской Федерации не может превышать срок действия авторского права, установленный в стране происхождения произведения.

Субъектами авторских прав являются также составители. Автору сборника и других составных произведений (составителю) принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющих результат авторского труда. Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение. Авторы произведений, включенных в составное произведение, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено авторским договором. Авторское право составителя не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор или расположение тех же материалов для создания своих составных произведений при условии, что они самостоятельно обработали и систематизировали включенный в сборник материал (например, расположили материал по иной системе, снабдили его комментариями и примечаниями составителя сборника). Таким образом, законодатель рассматривает подбор и расположение материалов для включения его сборник в качестве творческой деятельности При этом авторское право у составителя возникает и в том случае, если входящие в сборник или в базу данных иные материалы не охраняются авторским правом. (например, сборник частушек).

Возможны ситуации, когда составитель сборника включил в сборник произведение, охраняемое авторским правом, не получив предварительное согласие правообладателя на такое включение. Возникает вопрос о том, есть ли у составителя авторское право на это произведение. Представляется что авторское право возникло, однако использовать произведение он не может.

Субъектом авторского права является также переводчик произведения на другой язык. Авторское право переводчика распространяется не на само произведение, которое он переводит, а только на созданный им перевод. При этом авторское право переводчика не препятствует другим лицам осуществлять свои собственные переводы. В данном случае имеется в виду не простой перевод отдельных слов или выражений на другой язык (подстрочный перевод), а перевод, соединенный с литературной обработкой текста произведения с сохранением смыслового содержания.

Аналогичные права возникают и в отношении авторов других производных произведений (переделок, аранжировок и т.д.). Это обусловлено тем, что и переводчик, и другие переработчики при создании своих произведений используют элементы формы других ранее созданных произведений. Переработчик пользуется авторским правом на созданное им произведение при условии соблюдения ими прав автора произведения, подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке. Таким образом, при отсутствии согласия автора оригинала на перевод или иную переработку произведения авторское право у переводчика или иного переработчика все равно возникает, однако реализовать его они не могут (например, заключать договоры на использование). Наличие авторского права переводчиков и авторов других производных произведений не мешает иным лицам на тех же условиях делать свои переработки одних и тех же произведений.

Особым образом законодатель выделяет субъектов авторского права на аудиовизуальные произведения, под которыми понимаются произведения, воспринимаемые одновременно с помощью слуха (лат. audio слушаю) и зрительно (лат. Video вижу). Такие произведения состоят из серии связанных между собой кадров (кинофильмы, телефильмы и т.д.) Авторами таких произведений являются режиссер-постановщик, автор сценария, автор музыкального произведения с текстом или без текста, специально созданного для этого произведения. Вместе с тем, заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой, если в договоре не указано иное, передачу исключительных прав на использование аудиовизуального произведения (воспроизведение, распространение, публичное исполнение и т.д.). Указанные права действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение. Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании указывать свое имя и наименование либо требовать такого указания.

Субъектами авторских правоотношений являются также правопреемники авторов, к которым относятся в первую очередь юридические лица. Основой правопреемства в данном случае является заключение договора. К правопреемнику автора на основании договора обычно переходят те правомочия, которые автор, как правило, не может осуществить сам (право на издание, постановку и т.д.).

Произведения литературы, науки и искусства могут создаваться не одним, а двумя или несколькими лицами, в результате чего возникает соавторство. При этом речь идет только о совместном творческом труде; оказание всякого рода технической, организационной или иной подобной помощи при создании произведения или придания ему объективной формы не признается творческим трудом и не может служить основанием для признания соавторства. Вопрос о творческом или техническом характере творческого участия может быть решен на основании оценки, данной экспертами. В результате совместной творческой деятельности создается произведение, характеризующееся единством формы и содержания либо необходимой связью двух или более форм, обусловленных единым содержанием (например, слова и музыка песни).

Особым видом произведений, созданных в соавторстве, является интервью. Авторские права на интервью принадлежат как лицу, давшему интервью, так и лицу, проводившему интервью. Эти лица рассматриваются в качестве соавторов, если договором между ними не предусмотрено иное. При этом использование интервью допускается лишь с согласия лица, давшего интервью.

В результате совместной творческой деятельности создается произведение, характеризующееся единством формы и содержания либо необходимой связью двух или более форм, обусловленных единым содержанием.

Соавторство имеет место как в том случае, когда произведение образует одно неразрывное целое, так и в том, когда оно состоит из частей, каждая из которых имеет и самостоятельное значение. В первом случае имеет место нераздельное соавторство, во втором - раздельное соавторство (например, главы учебника, написанные отдельными авторами и обладающими авторским правом на учебник в целом).

Объем творческого труда соавторов может быть неодинаковым, однако это не влияет на признание лица соавтором. Таким образом, достаточно минимального, но обязательно творческого вклада в общее произведение, чтобы считаться соавтором со всеми вытекающими отсюда правомочиями.

Претензия на соавторство, если она добровольно не принимается предъявляется в суде в форме иска о признании соавторства. При этом истцами являются те, кто на это соавторство претендует, а ответчиками те, кто указан в качестве авторов в произведении, готовящемся к выпуску в свет или уже выпущенном.

Творческое участие при соавторстве возможно на любой стадии создания произведения. Так, доработка начатого произведения может служить основанием для признания соавторства. При этом закон особо подчеркивает, что авторские права на произведение осуществляется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Если произведение соавторов образует неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование произведения. В этом случае всем соавторам принадлежит авторское право на произведение в целом и каждому - авторское право на созданную им часть произведения.

Соавторство может быть только добровольным. По общему правилу отношения между соавторами оформляется соответствующим соглашением, однако такие соглашения не являются обязательным условием соавторства. Соглашение о совместной работе, навязанное автору или соавторам (так называемое принудительное соавторство) признается недействительным.

Если же речь идет о произведениях, созданных в соавторстве, когда каждая часть произведения, созданная в соавторстве, имеет самостоятельное значение, то эта часть может быть использована ее автором по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Совместная творческая работа по созданию коллективного произведения по общему правилу основывается на предварительном соглашении соавторов. Но в ряде случаев отношения соавторов могут возникнуть и при отсутствии такого соглашения (например, соавторство, установленное в судебном порядке).

Иногда вопрос о соавторстве возникает в случаях, когда какое-либо лицо осуществляет литературную обработку фактического материала, известного другому лицу, Вопрос о том, кто из участвующих в создании произведения в данном случае является автором (либо оба участника) решается в зависимости от того, каков творческий вклад каждого из них в созданное произведение.

При этом запись произведения сама по себе не делает автором произведения, поскольку подобная запись - дело чисто техническое, хотя и требующее определенной квалификации. И, наоборот, сообщение только определенных фактов лицу, которое на этой основе создало произведение, самостоятельное с точки зрения формы и содержания, также не делает сообщившего эти факты соавтором.

Авторское право переходит по наследству и в случае смерти автора или объявления его умершим его имущественные права переходят к его наследникам, которые также могут защищать некоторые личные неимущественные права автора в случае их нарушения. Авторские права могут наследоваться как по закону, так и по завещанию. Наследники являются субъектами авторских правоотношений в течение 70 лет после смерти автора, начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Исключительное право на использование служебного произведения принадлежит работодателю, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Вместе с тем автор сохраняет личные неимущественные права, в том числе право на обнародование произведения. Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания. Из этого следует, что при создании служебных произведений работодатели также могут рассматриваться в качестве субъектов авторского права.



Просмотров