Защита жертв вооруженных конфликтов кратко. Международное гуманитарное право

Женевские конвенции от 12 августа 1949 года - международно-правовые соглашения о защите жертв войны. Являются основой международного гуманитарного права. Конвенции приняты 12 августа 1949 года на Дипломатической конференции и вступили в силу 21 октября 1950.

Женевские конвенции требуют от сторон, участвующих в конфликте, проводить различие между гражданским населением и непосредственными участниками военных действий (комбатантами) с целью обеспечения защиты гражданского населения и гражданских объектов. Запрещены нападения как на гражданское население в целом, так и на отдельных мирных граждан.

Нападения должны быть направлены только против военных объектов. Лица, которые не принимают или прекратили принимать участие в боевых действиях (включая военнопленных), имеют право на уважение их жизни, а также физической и психической неприкосновенности. Таким людям должна быть обеспечена защита и гуманное обращение при всех обстоятельствах без какой бы то ни было дискриминации.

Запрещено убивать или наносить ранения противнику, который сдался в плен или не может более принимать участия в боевых действиях.

Запрещено также применять оружие или методы ведения боевых действий, способные вызвать ненужные потери или излишние страдания.

Раненым и больным необходимо оказать медицинскую помощь, независимо от того, к какой стороне в конфликте они принадлежат. Необходимо обеспечить защиту медицинского персонала и медицинских учреждений, а также их транспорта и оборудования.

Эмблема красного креста или красного полумесяца на белом фоне является знаком этой защиты. Лица и объекты, использующие эмблемы красного креста и красного полумесяца, не могут подвергаться нападению. В то же время, нельзя использовать эмблему неправомерно. В 2005 году был принят третий Дополнительный протокол, который учредил дополнительную эмблему, красный кристалл.

Взятые в плен участники военных действий и гражданские лица, находящиеся во власти противника, имеют право на сохранение жизни, уважение их достоинства, личных прав и убеждений (политических, религиозных и иных). Они должны быть защищены от любых насильственных действий и репрессалий. Они имеют право на переписку со своими семьями и на получение помощи. Каждому человеку должны быть предоставлены основные судебные гарантии.

Гуманные принципы этих, а также предыдущих соглашений, тем не менее, часто игнорируются на практике. По оценкам специалистов, во время Первой мировой войны число жертв среди мирного населения составляло около 10 процентов, во время Второй мировой войны - около 50 процентов, а в настоящее время число жертв среди мирного населения во время военных конфликтов нередко составляет около 90 процентов всех жертв

IV Гаагская конвенция 1907 г. вводит норму, согласно которой право воюющих сторон применять средства поражения противника не является неограниченным.

Согласно этой конвенции, а также дополнительным протоколам к Женевским конвенциям 1949 г., запрещено:

Использовать яды или отравленное оружие;

Убивать или ранить противника, который, положив оружие или не имея возможности обороняться, сдался;

Отдавать приказ не оставлять никого в живых, а равно угрожать или действовать таким образом;

Использовать оружие, боеприпасы или материалы, созданные с целью причинить излишние страдания;

Употреблять не по назначению флаг перемирия, национальный флаг, знаки различия и униформу, равно как и эмблемы, определенные в Женевской конвенции;

Уничтожать или конфисковывать собственность врага, если только это не продиктовано военной необходимостью;

Наносить удары по незащищённым городам, селениям и зданиям;

Объявлять приостановленными или лишенными силы права или требования подданных неприятельской державы.

Кроме того, запрещается использовать подданных неприятельской державы против их страны, даже если они состояли на военной службе в этом государстве до начала войны.

Во время осады или бомбардировки необходимо заботиться о том, чтобы по возможности не пострадали здания, предназначенные для нужд религии, искусства, науки, благотворительности, а также госпитали, памятники истории и места сбора раненых и больных, если только эти здания не используются в военных целях.

Грабеж и мародёрство запрещены.

В Петербургской декларации 1868 г. зафиксирована следующая идея: поскольку целью войны является ослабление противника путем выведения из строя как можно большего числа людей, то применение оружия, причиняющего бессмысленные страдания человеку, выведенному из строя, или делающего его смерть неизбежной, противоречит принципам гуманизма.

19. Понятия: комбатанты и некомбатанты, добровольцы и наемники, разведчики и шпионы, их сущности и различия.

Комбатанты (воюющие) - лица из состава вооруженных сил стороны, находящейся в международном вооруженном конфликте (за исключением военно - медицинского и военно - духовного персонала).

Признаки (по Гаагской конвенции 1907 г.):

1) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;

2) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак

3) открыто носят оружие

4) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны

Некомбатанты: В международном праве некомбатантами признаются лица, не входящие в состав вооружённых сил воюющих государств, а также хотя и входящие в состав действующей армии (в качестве обслуживающего персонала), но не принимающие непосредственного участия в сражении с оружием в руках.

Согласно Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 года и Дополнительному протоколу I 1977 г. к этим конвенциям, к некомбатантам относятся медицинский, интендантский персонал, военные юристы, корреспонденты, духовные лица.

Разведчик - лицо из состава вооруженных сил, которое собирает сведения на территории, контролируемой противной стороной, носит при этом форменную одежду своих вооруженных сил, не действует обманным путём и не прибегает преднамеренно к тайным методам.

Шпион – такое лицо, которое, действуя тайным образом или под ложным предлогом, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне. Шпион не имеет права на статус военнопленного.

Доброволец – это лицо, добровольно поступающее в армию одной из воюющих сторон.

Наемник – лицо, добровольно вступающее в воинские формирования, ведущие вооруженную борьбу в защиту противоправных колониальных, расистских и иных подобных режимов, против национально-освободительных движений. Не имеет права на статус комбатанта, военнопленного.

Военнопленный – попавшее во власть неприятеля лицо. Среди военнопленных могут быть как комбатанты, так и некомбатанты.


Похожая информация.


Основной задачей современного гуманитарного права является защита жертв войны, к которым относят всех лиц, не принимающих участия в вооруженном конфликте или перестали принимать такое участие вследствие ранения, болезни или других причин. К таким лицам относят раненых и больных воинов, жертв кораблекрушений и гражданское население. Однако к 1949 г. международное гуманитарное право не предусматривало практически никакой защиты, который бы касался защиты гражданских лиц. Гаазьке положения 1907 г. содержит лишь несколько основных норм в отношении гражданского населения. В нем указано, что оккупационные силы должны уважать "право и честь семьи, жизни людей, частную собственность".

Применение этих норм с того времени стало традиционным, они и сегодня сохраняют силу. Что же до других категорий лиц, то такой защите был недостаточным.

Ситуация существенно изменилась с принятием Женевских конвенций 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших крушение на корабле, из состава вооруженных сил на море и лиц, попавших в плен. Кроме того, было принято конвенцию, посвященную защите гражданского населения во время вооруженного конфликта.

Эти документы предусматривали, что в отношении всех категорий жертв войны запрещаются умышленные убийства или Ранения, жестокое или бесчеловечное обращение, пытки, биологические или медицинские эксперименты, умышленное причинение телесных повреждений, принуждение к труду на военных объектах в ущерб своему государству, вербовка детей, запрет выполнения любых наказаний без судебного приговора, который выносится беспристрастным и надлежащим судом, запрещаются коллективные наказания и тому подобное.

Международно-правовая защита раненых и больных и лиц, потерпевших кораблекрушения, получил дальнейшее развитие в i, II и Ш Женевских конвенциях 1949 г., а также в Дополнительных протоколах к ним 1977 г.

Сроки "раненые" и "больные" употребляют для обозначения лиц как военнослужащих, так и гражданских, которые нуждаются в медицинской помощи или уходе и воздерживаются от любых враждебных действий. Лицами, "потерпели кораблекрушение", надо считать как военнослужащих, так и гражданских, которые подвергаются опасности на море или в других водах в результате несчастья, что случилось с ними, и которые воздерживаются от любых враждебных действий.

Таким образом, защита теперь распространяется и на лицо, и на учреждение, и связывается с их военным или гражданским статусом.

Статья 10 Дополнительного протокола И констатирует:

1. Все раненые и лица, потерпевших кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, пользуются уважением и защитой.

2. При любых обстоятельствах с ними обращаются гуманно и предоставляют им в максимально возможной и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которого требует их состояние. Между ними не делается никакой разницы из каких других соображений, кроме медицинских". Почти такие же по содержанию и форме положения закреплены в ст. 7 Дополнительного протокола II.

Приведенные выше положения касаются таких существенных обязательств государств-участников: относиться с уважением, что означает обращаться с беззащитными людьми так, как этого требует их состояние, и всегда гуманно; защищать этих лиц от несправедливости и опасности за последствия военных действий, а также от возможных посягательств на их неприкосновенность; оказывать медицинскую помощь и уход этим лицам, нужно не оставлять их на произвол судьбы на том основании, что они принадлежат к стороне противника (общий запрет на дискриминацию). При этом нет никакой необходимости в том, чтобы обращаться с ними лучше, чем это возможно: за ранеными и больными стороны противника не нужно ухаживать больше, лучше, чем за собственными комбатантами в такой же ситуации.

в Отношении Женевской конвенции 1949 г. о защите гражданского населения во время вооруженного конфликта, то ее положения применялись до всего гражданского населения государств, участвующих в конфликте, то есть не только до иностранных граждан, находящихся на территории одного из воюющих государств, но и к гражданам этих государств, а также гражданского населения оккупированных территорий. Эти положения предусматривают решение конкретных вопросов, таких, как: создание безопасных зон, защиту раненых и больных, а также больниц и медицинского персонала, доставка медикаментов, специальные меры по защите детей и налаживания связей между членами разлученных семей.

IV Женевская конвенция предусматривает создание санитарных и безопасных зон (ст. 14) для того, чтобы оградить от нападений с земли или с воздуха раненых и больных, престарелых, детей, беременных женщин и матерей малолетних детей, а также создание нейтральных зон в районах, где происходят бои (ст. 15), для защиты раненых и больных комбатантов или некомбатантов, и гражданских лиц, не принимающих участия в военных действиях.

в то же Время создание таких зон имеет факультативный характер и должно быть предметом переговоров между сторонами в конфликте, которые могут применять с этой целью положения проекта типового положения, прилагаемого к Конвенции.

В IV Женевской конвенции впервые была предпринята попытка дать определение понятиям "мирное население", "гражданское лицо". Согласно ст. 4, под защиту этой Конвенции попадают лица, которые во время конфликта или оккупации находятся под властью конфликтующей или оккупационной стороны, гражданами которой они не являются.

Однако нормы ст. 4 Конвенции не распространялись на:

Граждан, государства которых не были связаны с положениями настоящей Конвенции;

Граждан нейтральных государств, оказавшихся на территории одного из воюющих государств;

Граждан любой співвоюючої государства до тех пор, пока их государство имеет нормальное дипломатическое представительство в государстве, под властью которой они находятся;

Лиц, защищенных тремя другими Женевскими конвенциями, а именно: раненых, больных, подвергшихся корабельной катастрофы на море, а также военнопленных.

Таким образом, IV Женевская конвенция 1949 г. применялась лишь до тех гражданских лиц, что в какой-то момент и каким-то образом оказались во время конфликта или оккупации во власти противника. Но это ограничение было снято в 1977 г. с принятием Дополнительного протокола.

ст. 50 Дополнительного протокола И гражданское лицо определяется как любое лицо, не принадлежащее к вооруженным силам. В случае сомнения относительно того, есть ли лицо гражданским, оно считается гражданским лицом. К категории гражданского населения относятся все лица, которые являются гражданскими. Соответственно, сегодня нормы общей защиты касаются всех лиц, затронутых вооруженным конфликтом, независимо от того, относятся ли они к лиц, находящихся под покровительством, или нет. Эти нормы в равной степени распространяются как на граждан государств, участвующих в конфликте, так и граждан других государств, граждан нейтральных государств на территории конфликтующей стороны, а также граждан государств, не подписавших Женевскую конвенцию и Дополнительный протокол И, которые оказались на этой территории.

Согласно п. Ст. 50 Дополнительного протокола i, "присутствие среди гражданского населения лиц, которые не подлежат определению гражданских лиц, не лишает население его гражданского характера". Положения статьи имеет принципиальное значение, учитывая то, чтобы не допускать сплошного смешивания крупных воинских подразделений с гражданским населением, поскольку это в случае военной необходимости может привести к трагическим последствиям. Кроме этого, такое положение является грубым нарушением норм международного гуманитарного права и приводит к потере защиты гражданского населения в соответствии с нормами IV Женевской конвенции.

Статья 51 Дополнительного протокола и констатирует, что "гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общим защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями". Они не должны быть объектом нападений. В отношении них запрещены акты насилия или угрозы насилия, имеющие основной целью терроризировать гражданское население.

Гражданские лица подлежат защите, за исключением некоторых случаев и на период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях, под которыми нужно понимать силовые действия, примененные к противника с целью сломить его сопротивление.

В этом случае критериями непосредственного участия в военных действиях являются:

Прямая причинно-следственная связь между актами участию и результатам; применение силы со стороны гражданских лиц;

Враждебные действия без применения оружия (транспортировка оружия, доставка по месту назначения);

Вербовка лиц для участия в военных действиях.

С позиции международного гуманитарного права нет особых трудностей при квалификации действий, когда гражданское население находится в составе вооруженных сил (при сопровождении). Несколько более сложной является ситуация, при которой гражданские лица не направляются вместе с комбатантами. Таким образом, непосредственное участие в военных действиях - это ситуация, при которой гражданское лицо не обладает иммунитетом от нападения. Если гражданское лицо перестает принимать непосредственное участие в военных действиях, она остается под защитой международного гуманитарного права. Этот вопрос является проблемой временных границ, и соответствующее лицо само несет риск защиты.

Государство может задерживать и привлекать к ответственности за непосредственное участие гражданского населения в военных действиях. В международном гуманитарном праве это вопрос не криминализированно. Однако гражданские лица могут совершать военные преступления во время военных дом и отвечать за них. Кроме этого, ответственность может наступить только в том случае, если национальное законодательство предусматривает такую ответственность за участие в военных действиях.

Дополнительный анализ конкретных норм гуманитарного права свидетельствует, что статус гражданского населения во время войны определяется двумя основными положениями, которые обязывают воюющие стороны, с одной стороны, обеспечить гражданскому населению и гражданским лицам физическая защита во время военных действий, а с другой - уважение основных прав и свобод человека в условиях вооруженного конфликта.

Согласно п. 4 ст. 51 Дополнительного протокола i запрещено в отношении гражданского населения, нападения неизбирательного характера, а также нападения в порядке репрессалий (п. 6).

Присутствие или передвижение гражданского населения или гражданских лиц не должны использоваться для защиты пунктов или районов от военных действий, в частности в попытках защитить военные объекты от нападения или прикрыть военные действия, содействовать или препятствовать им. А поэтому сторонам конфликта запрещено направлять передвижения гражданского населения или гражданских лиц с целью попытаться защитить ноги ни объекты от нападения или прикрыть военные операции.

При проведении определенных военных операций каждая из воюющих сторон должна постоянно проявлять заботу о том, чтобы оберегать гражданское население, гражданских лиц и гражданские объекты от нападения. Чтобы избежать лишних и неоправданных жертв, они обязаны принимать таких мер предосторожности:

Делать все практически возможное, чтобы удостовериться в том, что объекты нападения не являются ни гражданскими лицами, ни гражданскими объектами и не подлежат особой защите;

Принимать все практически возможные меры предосторожности, выбирая средства и методы нападения, чтобы избежать случайных потерь жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и, в некотором случае, свести их к минимуму;

Отменять нападение или останавливать, если становится очевидно, что оно может повлечь случайные потери жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и нанести случайного ущерба гражданским объектам или то и другое вместе, что было бы чрезмерным относительно конкретного и прямого военного преимущества, которое предполагается получить;

Делать эффективное заблаговременное предупреждение о нападениях, которые могут затронуть гражданское население, за исключением тех случаев, когда обстоятельства этого не позволяют.

Нормы международного гуманитарного права, закрепленные в Женевских конвенциях и Дополнительных протоколах к ним, а также в других договорах, предусматривающих предоставление международно-правовой защиты как всему гражданскому населению сторон, участвующих в вооруженном конфликте, так и отдельно гражданским лицам независимо от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, политических или религиозных убеждений. Однако нормы международного гуманитарного права предусматривают также предоставление специального режима международно-правовой защиты некоторых категорий гражданских лиц, таких, как: раненые, больные, инвалиды, беременные женщины, дети до 15-летнего возраста, гражданский медицинский персонал, персонал организаций гражданской обороны.

Предоставление специального режима защиты, как отмечает. Фуркало, "связано или с повышенной уязвимостью этих лиц" в условиях вооруженного конфликта (раненые, больные, дети), или с их особой ролью в оказании помощи гражданскому населению и обеспечении его выживания во время боевых действий (персонал медицинских формирований и организаций гражданской обороны).

В дополнение к общему защиты, которым пользуются все гражданские лица, "женщины пользуются особым уважением и им обеспечивается защита, в частности, от изнасилования, принуждения к проституции и любых других форм непристойных посягательств". Это положение было введено для того, чтобы осудить практику, которая наблюдалась, например, во время Второй мировой войны, когда много женщин разного возраста и даже детей были изнасилованы в неприличных формах. В районах дислокации войск или в местах, через которые они проходили, тысячи женщин против своей воли оказались в публичных домах.

Во время международного вооруженного конфликта беременные женщины и матери малолетних детей наделены дополнительной защитой. В соответствии с Дополнительным протоколом И, "дела беременных женщин и матерей, от которых такие дети зависят, которые подвергаются аресту, задержанию или интернированию по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, рассматриваются в первоочередном порядке" (ст. 76, п. 2). Положения настоящей статьи направлены на обеспечение скорейшего освобождения беременных женщин.

В IV Женевской конвенции предусмотрено, что "беременные женщины и матери малолетних детей должны получать дополнительное питание в соответствии с их физиологическими потребностями" (ст. 89). Эта статья была введена для того, чтобы избежать любых болезней, обусловленных недостаточным питанием, поскольку это может отразиться на здоровье будущих поколений. Поскольку интернирование не является наказанием, а мерой безопасности со стороны государства, которая держит в половые, нельзя допускать, чтобы интернированным наносили серьезный вред.

Соответственно, "матерей малолетних детей должны принимать в любом учреждении, способном обеспечить их надлежащее лечение и медицинскую помощь, равноценную той, что получает население" (ст. 91).

Авторам Дополнительных протоколов, к сожалению, не удалось зафиксировать абсолютный запрет вынесения смертной казни беременным женщинам и матерям, имеющих малолетних детей, в случае международного вооруженного конфликта. Такой запрет противоречил бы некоторым положениям национального законодательства многих стран. Несмотря на это, международное гуманитарное право рекомендует максимально избегать вынесения таких приговоров (ст. 76, п. С, ГП). Относительно ситуации во время вооруженного конфликта немеждународного характера этот пробел более заполнена: "Смертный приговор не выносится лицам, которые на время совершения правонарушения не достигли восемнадцатилетнего возраста, и не выполняют в отношении беременных женщин и матерей, имеющих малолетних детей" (ст. 6, п. 4 ДП II).

Специальный режим защиты предусмотрено нормами международного гуманитарного права в отношении детей. В период международных вооруженных конфликтов дети относятся к категории лиц, находящихся под защитой IV Женевской конвенции. Несмотря на то, что Конвенция содержит много положений о защите детей, однако в ней нечетко изложенный принцип, на котором основываются нормы, касающиеся детей. А потому Дополнительный протокол И заполняет этот пробел, констатируя, что "дети пользуются особым уважением и им обеспечивается защита от любых непристойных посягательств. Стороны, находящиеся в конфликте, обеспечивают защиту и помощь, которые им требуются ввиду их возраста или по любой другой причине (ст. 77, п. 1 ГП И)".

Анализируя содержание норм международного гуманитарного права по этому поводу, нужно отметить, что Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы 1977 г. вмещают около 25 статей, которые обеспечивают особую защиту детям. Прежде всего дети наделены защитой от последствий военных действий (допуск в санитарные зоны и зоны безопасности детей моложе 15 лет, беременных женщин и матерей с детьми до семилетнего возраста - ст. 14 IV Женевской конвенции). им гарантировано право на заботу и получение помощи (ст. 23IV Женевской конвенции). В то же время ст. 38 и ст. 50 этой Конвенции содержат принцип преференциального обращения.

В случае ареста, задержания или интернирования по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, женщин и детей содержат в обособленных помещениях, кроме тех случаев, когда семьи размещаются по отдельности.

В международном гуманитарном праве широко используют такой способ защиты, как предоставление особого статуса медицинскому и духовному персоналу, личному составу подразделений гражданской обороны и (косвенно) делегатам государств-заступниц и Международного комитета Красного Креста.

Одной из основных целей права вооруженных конфликтов является защита жертв войны, к которым относятся следующие категории лиц: 1)раненые; 2)больные; 3)потерпевшие кораблекрушение из состава вооруженных сил на море; 4)военнопленные; 5)гражданское население. Под защитой жертв войны понимается предоставление им такого статуса, который гарантировал бы им максимальную защиту в условиях вооруженного конфликта. Соответствующий статус закреплен Женевскими конвенциями 1949 года и двумя Дополнительными протоколами к ним 1977 года.

Ранеными и больными признаются лица (как военнослужащие, так и гражданские), которые вследствие ранения, травмы, болезни или иного физического или психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий. Таким образом, раненые и больные должны удовлетворять двум признакам: во-первых, необходимость в медицинской помощи или уходе, во-вторых, отказ от любых враждебных действий (сопротивления). Если раненое или больное лицо продолжает оказывать сопротивление, оно лишается соответствующего статуса. Для отнесения лица к данной категории жертв войны не имеет значения, в каком качестве оно участвовало в вооруженном конфликте до того, как стало нуждаться в медицинской помощи. Это означает, что ранеными и больными могут быть признаны лица, входящие в личный состав ополчений, партизанских отрядов, некомбатанты, гражданское население неоккупированных территорий, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие и т. д.

Правовой режим раненых и больных включает в себя следующие элементы. Они должны пользоваться покровительством и защитой при всех обстоятельствах. Сторона, во власти которой они окажутся, обязана обеспечить им гуманное обращение и уход без какой-либо дискриминации. Преимущество в очередности оказания раненым и больным медицинской помощи допускается только по медицинским причинам неотложного характера. Строго запрещается любое посягательство на их жизнь и личность, в частности, запрещается добивать и истреблять их, подвергать пыткам, проводить биологические опыты, преднамеренно оставлять без медицинской помощи или ухода, предумышленно создавать условия для их заражения. Запрещены такие действия, как взятие из числа раненых и больных заложников, коллективные наказания, лишение этих лиц права на беспристрастное и нормальное судопроизводство и другие негуманные действия, оскорбляющие достоинство личности.

Все перечисленные обязанности несут во время вооруженного конфликта не только воюющие стороны, но и нейтральные государства. Характерно, что сами раненые и больные не могут отказаться от оказываемой им помощи, если она оказывается в соответствии с нормами международного права. Иными словами, такая помощь может быть оказана раненым и больным принудительно.

Для реализации статуса раненых и больных государства берут на себя целый ряд обязательств. В частности, они обязаны принимать все возможные меры к тому, чтобы разыскивать и подбирать этих лиц. С этой целью, а также с целью эвакуации раненых и больных, между воюющими сторонами могут быть заключены временные перемирия и соглашения о прекращении огня. Допускается и поощряется помощь местных жителей в оказании раненым и больным помощи и ухода. Воюющие стороны в обязательном порядке должны создавать специальные медицинские формирования, которые следует размещать так, чтобы они, по возможности, не подвергались нападению противника. Кроме того, стороны конфликта должны осуществлять регистрацию попавших в плен раненых и больных и передавать соответствующие данные государствам, гражданами которых они являются. Сторона, принужденная оставить неприятелю раненых или больных, должна оставить с ними, насколько это позволят военные требования, часть своего санитарного персонала и снаряжения для ухода за ними. Здания, имущество и склады постоянных санитарных учреждений не могут подвергаться преднамеренному уничтожению.

Правовой режим военнопленных регулируется Женевской конвенцией об обращении с военнопленными 1949 года. Согласно статье 4 этой Конвенции, военнопленными являются попавшие во власть неприятеля лица (комбатанты), принадлежащие к личному составу вооруженных сил, ополчения, добровольческих отрядов, движений сопротивления, а также лица, следующие за вооруженными силами, на которых возложено их обслуживание, члены экипажей судов торгового флота, население неоккупированной территории, которое стихийно берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками.

Основополагающим элементом правового статуса военнопленных является то, что они находятся во власти неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Поэтому, независимо от ответственности, которая может быть наложена на отдельных лиц, держащее в плену государство всегда несет международную ответственность за обращение с военнопленными.

С военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Любой незаконный акт или бездействие со стороны держащего в плену государства, приводящие к смерти военнопленного, являются серьезным нарушением Конвенции. Запрещено подвергать военнопленных физическому калечению, научным или медицинским опытам, унижению их чести и достоинства, а также какой-либо дискриминации по признаку расы, национальности, вероисповедания или политических убеждений. В то же время допускается установление отдельным категориям военнопленных привилегированного режима в связи с состоянием здоровья, возраста или квалификации. Военнопленные должны пользоваться защитой от любых актов насилия или запугивания, в том числе от оскорблений и любопытства толпы. По общему правилу, они сохраняют свою гражданскую правоспособность, которая может быть ограничена лишь в той степени, в какой этого требуют условия плена. Через выборных доверенных лиц военнопленные имеют право поддерживать связь с официальными властями держащего в плену государства, представителями государства-покровителя и МККК.

Держащее в плену государство обязано бесплатно обеспечить содержание военнопленных и необходимую им медицинскую помощь. Условия размещения военнопленных должны быть не хуже, чем условия, в которых находятся войска неприятеля, расположенные в той же местности. При этом допускается использовать трудоспособных военнопленных в качестве рабочей силы с учетом их возраста, пола, звания и физических способностей. Категорически запрещен принудительный труд военнопленных из числа лиц офицерского состава. Ни один военнопленный не может быть использован на работах, угрожающих его здоровью, а также унизительных работах и работах, имеющих военный характер или назначение. Денежные средства военнопленных являются их законной собственностью и не могут быть обращены в собственность держащего в плену государства. Военнопленные вправе носить знаки отличия, вести переписку, получать индивидуальные и коллективные посылки с продуктами питания и медикаментами. Тяжело раненых и тяжело больных военнопленных государство, во власти которого они находятся, обязано отправлять на родину независимо от их звания и количества.

Военнопленный находится под юрисдикцией держащего в плену государства. Это означает, что он должен подчиняться законам и воинским уставам держащего в плену государства. Их нарушения влекут за собой дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. Однако предварительно администрация лагеря для военнопленных должна довести до них содержание действующих правил и приказов на понятном для военнопленных языке. По общему правилу, побег военнопленного из мест содержания не считается уголовным преступлением и влечет за собой дисциплинарное взыскание.

По прекращении военных действий военнопленные должны быть немедленно освобождены и репатриированы на родину. Единственное исключение составляют те военнопленные, которые, находясь в плену, совершили уголовное преступление. Они могут быть задержаны до окончания суда или отбытия ими наказания. Расходы по репатриации справедливо делятся между держащим в плену государством и государством, за которым числятся военнопленные.

Последней категорией жертв войны, согласно Женевским конвенциям, является гражданское население . Как свидетельствует статистика жертв вооруженных конфликтов, наблюдается устойчивая тенденция к росту удельного веса гражданского населения в общем числе пострадавших. Известно, что среди убитых в ходе Первой мировой войны лишь 5 % принадлежали гражданскому населению, а среди жертв Второй мировой войны эта цифра достигла уже 48 %. Что же касается современных вооруженных конфликтов, то удельный вес их жертв из числа гражданского населения составляет абсолютное большинство. Это связано с тем, что защитные средства военнослужащих (комбатантов) постоянно эволюционируют, чего нельзя сказать о средствах защиты гражданского населения. Кроме того, современные конфликты характеризуются все большим применением техники и дистанционных средств ведения войны, что также уменьшает риск потерь среди комбатантов и увеличивает опасность гибели мирного населения.

Его статусу во время вооруженного конфликта посвящена Конвенция о защите гражданского населения во время войны. Под защитой этой Конвенции находятся лица, которые в какой-либо момент или каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующего государства, гражданами которого они не являются. К гражданскому населению относятся только такие лица, которые не принадлежат ни к одной категории участников вооруженного конфликта и не принимают непосредственного участия в военных действиях. Согласно действующему международному праву, гражданское население не теряет своего статуса, даже если среди него присутствуют отдельные военные лица. Статус гражданского населения распространяется на всех лиц независимо от расы, национальности, религии или политических убеждений.

Согласно статье 13 Конвенции, ее положения "...должны способствовать смягчению страданий, порождаемых войной". Под особой защитой при этом должны находиться раненые, больные, инвалиды, престарелые, матери с детьми до 7-летнего возраста, беременные женщины, а также дети в возрасте до 15 лет.

Лица, составляющие гражданское население, при любых обстоятельствах имеют право на уважение их личности, чести, семейных прав, религиозных убеждений, обрядов, привычек и обычаев. Гражданское население охраняется от любых актов насилия или запугивания, его представителей запрещено брать в заложники, грабить, терроризировать, а также искусственно вызывать на оккупированных территориях голод, безработицу и массовые беспорядки. Женевская конвенция запрещает также мародерство, уничтожение государственного и частного имущества, изменение статуса должностных лиц неприятельского государства, принуждение гражданского населения к службе в оккупационных войсках и т.д. Привлечение населения к работам возможно только при условии, что они не имеют военного характера и справедливо оплачиваются.

На оккупированной территории может устанавливаться новое уголовное и административное законодательство, которое вступает в силу только после того, как будет доведено до населения на понятном ему языке. Вместе с тем, оккупационные власти обязаны уважать существующие в стране законы и порядки и не допускать на захваченных участках социальных бедствий. В частности, на оккупированной территории должна быть организована деятельность медицинских учреждений и налажено снабжение населения продовольствием.

Гражданское население не может быть депортировано с оккупированной территории помимо своей воли. В то же время возможна его временная эвакуация в случаях, когда дальнейшее проживание в данной местности представляет для населения опасность. Запрещено эвакуировать гражданское население на территорию оккупирующего государства; после завершения военных действий эвакуированных людей как можно быстрее необходимо вернуть на ранее занимаемые территории. Помимо эвакуации, возможно также интернирование гражданского населения, то есть помещение его в специально отведенные места, безопасные с военной точки зрения. Интернированные лица должны иметь собственную администрацию и содержаться отдельно от военнопленных и лиц, приговоренных к лишению свободы.

Республика Казахстан присоединилась к Женевским конвенциям 27 декабря 1993 года, взяв тем самым на себя соответствующие международные обязательства по защите жертв вооруженных конфликтов. Данный шаг представляется необходимым для любого цивилизованного государства. Отказ от международного сотрудничества в рассматриваемой области может повлечь для страны весьма печальные последствия. Например, СССР отказался присоединиться к Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1929 года, хотя ее подписали большинство государств, принимавших участие во Второй мировой войне. Это обстоятельство впоследствии стало одной из причин антигуманного обращения Германии (кстати, тоже участницей Конвенции) с советскими военнопленными. Помимо Женевских конвенций 1949 года, Казахстан является участником Соглашения о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов от 24 сентября 1993 года. В соответствии с этим Соглашением стороны взяли на себя обязательство принять все необходимые меры для пресечения любых действий, нарушающих международное гуманитарное право, включая наказание лиц, виновных в совершении деяний, квалифицируемых как военные преступления или преступления против человечества по международному праву и национальному законодательству. Кроме того, государства-участники решили предпринимать согласованные меры для защиты лиц, незаконно лишенных свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, а также для возвращения военнопленных и безоговорочного освобождения заложников. Координация данной совместной деятельности должна осуществляться с участием национальных организаций Красного Креста и Красного Полумесяца и Международного комитета Красного Креста (МККК).

Примечательно, что одной из обязанностей государств в области защиты жертв войны является проведение своеобразной просветительской работы. Например, согласно статье 47 Конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, государства обязуются как в мирное, так и в военное время распространять текст Конвенции в своих странах. С этой целью приветствуется включение изучения Конвенции в учебные программы военного и, если возможно, гражданского образования, чтобы с ее принципами было ознакомлено все население в целом и особенно сражающиеся вооруженные силы, санитарный персонал и священнослужители.

Большую роль в деле защиты жертв войны традиционно играют общества Красного Креста и Красного Полумесяца и Международного комитета Красного Креста (МККК), мандат которых на соответствующую деятельность закреплен действующим международным правом. Республика Казахстан также активно сотрудничает с данными структурами. Так, 10 августа 1992 года был заключено Соглашение между Республикой Казахстан и Международной Федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца о статусе регионального представительства Международной Федерации в Алма-Ате.


Современное международное право предписывает государствам воздерживаться от применения силы или угрозы силой при разрешении споров и конфликтных ситуаций между ними и признает агрессивную войну преступлением против мира. Однако, юридическое запрещение войны еще не означает, что уже больше нет источников, порождающих войны. Это вызывает необходимость правового регулирования большого круга общественных отношений, возникающих в ходе вооруженных конфликтов. При этом целью такого регулирования является их максимальная гуманизация.

Жертвы войны - это лица, которые не принимают непо­средственного участия в военных действиях или прекратили такое участие с определенного момента: раненые и боль­ные комбатанты и некомбатанты, военнопленные, граждан­ское население, в том числе оккупированных территорий.

В настоящее время основными международными актами в области защиты жертв войны являются четыре Женевские конвенции 1949 г., проекты которых были подготовлены при участии Международного Комитета Красного Креста, а также два Дополнительных протокола к ним 1977 г.

Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава воо­руженных сил на море;

Конвенция об обращении с военнопленными;

Конвенция о защите гражданского населения во вре­мя войны.

По смыслу Женевской конвенции 1949 г. “Об обращении с военнопленными” под “военнопленным” понимается лицо, попавшее во власть неприятеля из состава вооруженных сил другой воюющей державы.

Военнопленными являются:

· личный состав вооруженных сил воюющей стороны;

· партизаны;

· личный состав ополчения и добровольческих отрядов;

· личный состав организованных движений сопротивления;

· некомбатанты;

· члены экипажей судов торгового флота и гражданской авиации;

· стихийно восставшее население, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

В разделе 2 Конвенции “Постановления общего характера о защите военнопленных” устанавливается, что “военнопленные находятся во власти неприятельской державы, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен”; с военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Ни один военнопленный не может быть подвергнут физическому калечению или же научному или медицинскому опыту. Эти положения Конвенции распространяются на всех военнопленных независимо от их расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений и т.д.

Конвенция устанавливает, что военнопленный при допросе должен назвать свою фамилию, имя и звание, год рождения и личный номер. К военнопленным нельзя применять меры принуждения для получения какой-либо информации от них. Все вещи личного пользования, кроме оружия, остаются у военнопленных.

Ценные вещи могут отбираться только по соображениям безопасности. Деньги заносятся на кредит лицевого счета военнопленного.

Пленный – не преступник, а обезоруженный противник, временно находящийся во власти неприятельского государства. Поэтому лишение его свободы должно носить предупредительный, а не карательный характер. Военнопленные должны размещаться в лагерях в условиях, не менее благоприятных, чем условия, которыми пользуются армия противника, расположенная в этой местности. Питание военнопленных должно быть достаточным по количеству, качеству и разнообразию.

Военнопленным обеспечивается медицинская помощь и сохраняется за ними свобода вероисповедания.

Военнопленные должны отдавать честь всем офицерам, а военнопленные офицеры – только старшим по званию.

Применение оружия против военнопленных рассматривается как чрезвычайная мера и она не может применяться без предупреждения.

Конвенция подробно регламентирует вопросы, связанные с работой военнопленных. Солдаты могут использоваться на подходящих работах с учетом возраста, звания и физических возможностей. Офицеры ни в коем случае не могут принуждаться к работам. Статья 50 перечисляет те работы, на которых могут использоваться военнопленные: сельское хозяйство, работы по домашнему хозяйству, торговая деятельность, погрузочно-разгрузочные работы на транспорте. Нельзя использовать военнопленных на работах, носящих военный характер или опасных для жизни работающих.

Военнопленных нельзя лишать права переписки с семьей; они имеют право получать письма, посылки с продуктами питания, одеждой и т.д. Военнопленные могут представлять просьбы военному командованию, под властью которого они находятся, посылать жалобы представителям державы покровительницы. Военнопленные подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах пленившего их государства.

За совершение преступления военнопленного судит военный суд; воспрещаются всякие коллективные наказания за индивидуальные проступки.

Полный список военнопленных воюющие сообщают:

Своему справочному бюро;

Державе-покровительнице;

Международному Комитету Красного Креста в Женеве.

Военнопленные освобождаются и репатриируются тотчас же по прекращению военных действий.

Режим раненных и больных. Термин “раненные и больные” включает раненных и больных военнослужащих и гражданских лиц, которые нуждаются в медицинской помощи или уходе. Этот термин в данном случае охватывает раненных, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, беременных женщин, кормящих матерей, новорожденных и др.

Конвенции устанавливают, что все раненные и больные, независимо от расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения, пользуются одинаковым покровительством.

В отношении раненных и больных запрещены следующие действия:

· посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийств, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания;

· взятие заложников;

· посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение;

· осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий.

Данные положения относятся к раненным и больным, санитарному и духовному персоналам, принадлежащим к вооруженным силам сторон, находящихся в конфликте, и принятым или интернированным на их территории, а так же к личному составу ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав вооруженных сил воюющего государства, лиц, следующих за вооруженными силами, но не входящих в их состав, на военных корреспондентов, личный состав рабочих команд или служб, обслуживающих вооруженные силы, а также на население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие, если оно носит его открыто и соблюдает законы и обычаи войны.

После каждого боя воюющие обязаны принимать меры к розыску раненых и умерших, к ограждению их от ограбления или дурного обращения. Предание земле или сожжение трупов производится только после тщательного медицинского осмотра. Могилы оборудуются так, чтобы их можно было найти в любое время.

Подвижные санитарные формирования и постоянные санитарные учреждения пользуются покровительством и охраной воюющих и не являются объектом нападения. Подвижные санитарные формирования, если они попадут во власть противной стороны, сохраняют свою материальную часть и сопровождающий их личный состав. Однако противник может пользоваться ими для ухода за ранеными и больными своей армии.

Летательные аппараты, применяющиеся исключительно для эвакуации раненых и больных и для перевозки санитарного личного состава и имущества, пользуются покровительством. Такие самолеты должны иметь ясно видимый отличительный знак.

Раненые и больные воюющей армии, попавшие во власть неприятеля, считаются военнопленными, и к ним должен применяться режим военного плена. Против санитарных формирований и их личного состава запрещаются репрессии.

Положение мирного населения во время войны. Положение мирного населения во время войны определяется Гаагскими конвенциями 1907 г., Женевской конвенцией 1949 г. “О защите гражданского населения во время войны” и др. международно-правовыми актами. В этих общепризнанных документах устанавливается, что “честь и права семейные, жизнь отдельных лиц и частная собственность, равно как и религиозные убеждения и отправления обрядов веры, должны быть уважаемы. Запрещается атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом незащищенные города, селения, жилища или строения.

Прямая защита гражданского населения отражена во многих резолюциях ГА ООН. Так, резолюция 2675 (ХХУ) от 9 декабря 1970 г. закрепила с учетом НТР в военном деле "основные принципы защиты мирного населения в период вооруженных конфликтов".

Анализ имеющихся международных актов дает основание сформулировать следующие правовые принципы зашиты гражданского населения:

1. Основные права человека, как они признаны в международном праве, продолжают существовать и в период вооруженных конфликтов.

2. При ведении военных действий должно проводиться различие между лицами, активно участвующими в них (комбатантами), и гражданским населением.

3. Воюющие стороны при ведении боевых действий обязаны прилагать все усилия к тому, чтобы оградить гражданское население от разрушительных действий войны и принимать все необходимые меры предосторожности для того, чтобы избежать физических страданий, гибели гражданского населения или нанесения ему ущерба.

4. Запрещаются акты насилия или угрозы насилия, имеющие единственной целью запугать иди терроризировать население.

5. Защищаются жилые здания и другие сооружения, которые используются только гражданским населением, они не должны быть объектом прямых военных операций.

6. Защищаются места и районы, отведенные единственно для защиты гражданского населения. Сюда должны быть отнесены госпитальные зоны и подобные им места.

7. Воюющие стороны не превращают гражданское население или отдельное гражданское лицо в объект репрессалий принудительного перемещения или иных посягательств на их неприкосновенность.

Защита культурных ценностей во время войны. Учитывая, что в ходе вооруженных конфликтов прошедших лет культурным ценностям был нанесен большой ущерб, и что вследствие развития военной техники они подвергаются угрозе еще большего разрушения, имея в виду, что наносимый ущерб культурным ценностям каждого народа является ущербом для культурного наследия всего человечества, а также принимая во внимание необходимость сохранения культурного наследия для народов мира, на международной конференции, созванной ЮНЕСКО в Гааге, была разработана и 14 мая 1954 г. подписана конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

Согласно ст.1 Конвенции, культурными ценностями считаются независимо от происхождения и владельца:

· памятники архитектуры, искусства и истории, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, произведения искусства, рукописи, книги, а также научные коллекции или военные коллекции книг и материалов;

· здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, то есть музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения культурных ценностей;

· центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в п. “a” и “b”, так называемые “ центры сосредоточения культурных ценностей”.

Защита культурных ценностей включает охрану и уважение этих ценностей.

Согласно ст.4 Конвенции, уважение культурных ценностей состоит в обязанности:

· запрещать использование культурных ценностей, сооружений для их защиты и непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта;

· запрещать, предупреждать и пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении этих ценностей;

· запрещать реквизицию и воздерживаться от принятия любых репрессивных мер, направленных против культурных ценностей.

Наиболее важные культурные ценности на основании ст.8 Конвенции берутся под специальную защиту и включаются в Международный реестр культурных ценностей. Этот реестр ведется Генеральным директором ЮНЕСКО. Копии хранятся у Генерального секретаря ООН и у каждой стороны, находящейся в вооруженном конфликте. С момента включения в Международный реестр эти ценности получают военный иммунитет, и воюющие обязаны воздерживаться от любого враждебного акта, направленного против них. Культурные ценности, находящиеся под специальной защитой во время вооруженного конфликта, должны быть обозначены специальным знаком. Отличительный знак Конвенции представляет собой щит, заостренный снизу, разделенный на 4 части синего и белого цвета. Этот знак употребляется однократно или троекратно в виде треугольника (один знак внизу) для идентификации культурных ценностей, находящихся под специальной защитой.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите источники международного гуманитарного права.

3. Перечислите средства ведения войны.

4. На каких работах не могут использоваться военнопленные?

5. Перечислите правовые принципы защиты гражданского населения.

Литература:

1. Международный пакт о гражданских и политических правах. Резолюция ГА ООН 2200 А (XXI) от 16 декабря 1966 г. См.: Центр ООН по правам человека, Права человека: Сборник международных договоров, 2007.- С. 20-40.

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Резолюция ГА ООН 2200 А (XXI) от 16 декабря 1966 г. См.: Центр ООН по правам человека, Права человека: Сборник международных договоров, 2007.- С. 8-19.

3. Устав Совета Европы // Собрание законодательства РФ. 1997. - № 12. -Ст. 1390.

4. Международный Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. / Международное публичное право. Сборник документов: в 2 ч. Ч. 1 / Сост. К.А. Бекяшев, Д.К. Бекяшев. М., 2006. - С. 446-458.

5. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // Собрание законодательства РФ. -2001. № 2. - Ст. 163.

6. Протокол № 14 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод //http://conventions.coe.int/Treaty/EN/Treaties/Html/194.htm

7. Алешин В. В. Международное право вооруженных конфликтов. - М.: Юрлитинформ, 2007. - 200 с.

8. Батырь В.А. Международное гуманитарное право.- М.: Юсгинформ, 2006. 336 с.

9. Калугин В. Ю. Курс международного гуманитарного прав. Минск: Тесей, 2006. - 496 с.

10. Калугин В.Ю., Павлова JI.B., Фисенко И.В. Международное гуманитарное право Минск: Тесей, 1999. - 306 с.

11. Котляров И. И. Вклад России в становление и развитие международного гуманитарного права // Российский ежегодник международного права. 2007.-СПб.: Россия-Нева, 2008. - С. 62-68.

12. Котляров И.И. Международное гуманитарное право. М.: Юрлитинформ, 2006. - 304 с.

13. Ледях И. А. Важная веха в истории развития международного гуманитарного права// Юрист-международник. 2007. - № 1. - С. 2 - 10.

14. Лукашук И.И., Международное право. Особенная часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов. М., 2007.

15. Лысык В. М. Влияние Международного Комитета Красного Креста на развитие международного гуманитарного права (на украинском языке) // Украинский журнал международного права. Киев. - 2006. - № 2. - С. 74-81.

16. Международное гуманитарное право / под ред. Капустина А. Я. М.: Высшее образование, Юрайт-издат, 2009. - 587 с.

17. Международное публичное право: Учебник/ Под ред. К. Бекяшева, М.: М., 2008.

18. Никонов К. Правовые аспекты защиты детей в вооруженных конфликтах // Московский журнал международного права. 2007. - №4. - С. 216-225.

19. Остроухов Н.В. Территориальная целостность государств в современном международном праве и ее обеспечение в Российской Федерации и на постсоветском про­странстве: Монография. - М.: Юрлитинформ, 2009. 352 с.

20. Остроухов Н. В. Некоторые вопросы кодификации и прогрессивного развития гуманитарного права, применяемого во время вооруженного конфликта немеждународного характера // Московский журнал международного права. 2009. - № 1. - С. 166-176.

21. Шлянцев Д.А. Международное право: курс лекций. – М.: Юстицинформ, 2006. - 256 с.

Предисловие........................................................................................... 4

Тема № 1. Понятие, сущность, источники и принципы международного права. 6

Тема 2. История возникновения и развития международного права. 32

Тема № 3. Субъекты современного международного права............ 58

Тема № 4. Право международных договоров................................... 82

Тема № 5. Право международных организаций и конференций.... 99

Тема № 6. Ответственность в международном праве..................... 124

Тема № 7. Дипломатическое и консульское право........................ 138

Тема № 8. Территория и другие пространства в международном праве. 162

Тема № 9. Право международной безопасности............................. 188

Тема № 10. Международно-правовые средства разрешения международных споров....................................................................................................................... 219

Тема № 11. Международное воздушное право............................... 240

Тема № 12. Международное морское право.................................... 265

Тема №14. Международное право прав человека........................... 312

Тема № 15. Право международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью............................................................................................. 331

Тема №16. Международное экологическое право........................... 350

Тема № 17. Международное экономическое право........................ 380

Тема № 18. Международное гуманитарное право......................... 407

Грипп Эльвина Харисовна

Патрикеев Виктор Евгеньевич

кандидат юридических наук, доцент;

Козлов Александр Павлович

кандидат юридических наук, доцент;

Иванов Павел Васильевич

кандидат юридических наук, профессор,

заслуженный юрист РФ;

Яхина Юлия Харисовна

кандидат юридических наук, доцент;

Коряковцев Юрий Николаевич

кандидат юридических наук, доцент;

Сарсенов Карим Маратович

кандидат юридических наук, доцент;

Захаренко Ирина Сергеевна

кандидат юридических наук;

Жильская Людмила Валентиновна

доктор юридических наук, доцент;

Андрейцо Сергей Юрьевич

кандидат юридических наук, доцент;

Скрипкина Юлия Григорьевна

кандидат юридических наук.

Одним из важнейших направлений международного гуманитарного права является международно- правовая защита жертв вооруженных конфликтов. К важнейшим правовым актам в данной сфере относятся Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним, касающиеся защиты жертв вооруженных конфликтов. В них речь идет об обеспечении воюющими государствами в период войн и вооруженных конфликтов международно-правовой защиты следующим категориям лиц: раненым, больным, лицам, потерпевшим кораблекрушение из состава вооруженных сил на море, военнопленным, а также гражданскому населению, находящемуся в районе боевых действий, т.е. предоставления им такого статуса, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал насилие, издевательство, глумление над личностью.

Кроме того, к жертвам военного конфликта международное гуманитарное право относит пропавших без вести, умерших (погибших). Принцип защиты жертв войны обязывает воюющих охранять интересы названных лиц, обращаться с ними при всех обстоятельствах гуманно и предоставлять им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход. Между ними не должно проводиться никакого различия независимо от цвета кожи, исповедания, религии, пола, национального и социального происхождения, политических и других убеждений. При этом следует учитывать, что жертвы вооруженных конфликтов пользуются уважением и находятся под защитой международного гуманитарного права, если они воздерживаются от любых враждебных действий по отношению к вооруженным силам.

В отношении раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, а также лиц, которые приравнены к ним по правовому положению, запрещаются следующие действия: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки, истязания, надругательство над человеческим достоинством, взятие заложников, коллективные наказания, угрозы совершить любое из перечисленных деяний, проведение медицинских или научных экспериментов, лишение права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, применение практики апартеида и другие негуманные и унижающие действия, оскорбляющие достоинство личности, основанные на расовой дискриминации.

Международное гуманитарное право обязывает воюющих принимать все возможные меры к тому, чтобы разыскивать и подбирать раненых и больных, ограждать их от ограбления и дурного обращения. При этом воюющие стороны могут обращаться к местным жителям с просьбой подбирать и ухаживать за ранеными и больными под их контролем, предоставляя, изъяснившим желание выполнять такую работу необходимую помощь и льготы.

Военные власти должны разрешать гражданскому населению и благотворительным обществам, даже в районах вторжения или оккупированных районах, по собственной инициативе подбирать раненых и больных и ухаживать за ними. При этом никто из таких лиц не должен подвергаться преследованию или быть осужденным за то, что он ухаживал за ранеными или больными. В тех случаях, когда позволяют обстоятельства войны, стороны должны заключать соглашения о перемирии или о прекращении огня или же местные соглашения для того, чтобы подобрать раненых, больных, оставшихся на поле боя, транспортировать их, обеспечить доступ к ним медицинского персонала, а также произвести обмен между ними.

В содержание принципа защиты жертв войны входит также обеспечение воюющими правового режима военнопленных. Из международного гуманитарного права вытекает, что правами военнопленных пользуются комбатанты и некомбатанты. Женевская конвенция об обращении с военнопленными (ст. 4) более конкретно говорит о том, кто считается военнопленным. Это попавшие во власть неприятеля следующие лица: лица, принадлежащие к личному составу вооруженных сил воюющего государства, ополчения, добровольческих отрядов, движений сопротивления, партизаны, а также лица, сопровождающие вооруженные силы, но не входящие в их состав непосредственно, члены экипажей судов торгового флота и другие.

В случае сомнения в отношении того, является ли лицо, принимающее участие в боевых действиях и попадающее во власть противника, военнопленным, оно считается военнопленным до тех пор, пока его статус не будет определен судебным органом.

Говоря о правовом режиме военнопленных, нужно подчеркнуть, что нормы международного гуманитарного права исходят из того, что военнопленные находятся во власти неприятельского государства, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Именно государства должны обеспечивать соблюдение надлежащего правового режима военнопленных и нести ответственность за его нарушения.

В основе правового статуса рассматриваемой категории лиц лежит норма, согласно которой с военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Никакие физические или моральные пытки и другие меры принуждения не могут применяться к военнопленным для получения от них каких-либо сведений. Они не могут быть подвергнуты научным или медицинским опытам, физическому калечению. К офицерам и приравненным к ним следует относиться с уважением, полагающимся по их званию и возрасту. После взятия в плен военнопленные эвакуируются в лагеря, которые должны быть расположены достаточно далеко от зоны военных действий. Они не могут посылаться в районы, где могли бы подвергаться действию огня, а также использоваться для прикрытия каких-либо пунктов или районов военных операций.

Допрос должен проводиться на понятном им языке, без применения пыток и других мер принуждения. При допросе каждый военнопленный обязан сообщить только свои фамилию, полное имя, воинское звание, дату рождения и личный номер или за неимением такового другую равноценную информацию. Если он сознательно нарушает это положение, то лишается преимуществ, предоставляемых военнопленным его звания или положения. Все вещи и предметы личного пользования, за исключением оружия, лошадей, воинского снаряжения и военных документов, остаются в их владении. Военнопленные никогда не должны оставаться без удостоверений личности. Держащая в плену сторона выдает удостоверения тем, у кого их нет. Знаки различия и государственной принадлежности, отличия и предметы, имеющие главным образом субъективную ценность, не могут быть изъяты у военнопленного. Деньги, находящиеся у них, могут быть отобраны только по распоряжении офицера и только после того, как в специальном реестре будут зарегистрированы размеры денежных сумм и данные об их владельцах. Последним выдается расписка об изъятии у них денег. Ценные вещи у военнопленных могут быть изъяты только по соображению безопасности. Указанные вещи, а также изъятые у военнопленных деньги возвращаются им по окончании их плена в том виде, в каком они были отобраны.

Военнопленному с момента взятия в плен и не позднее семи дней после прибытия в сборный пункт, а также в случае его заболевания, отправки в медицинский пункт (госпиталь) и другой сборный пункт предоставляется возможность заполнить и отправить в Центральное справочное агентство карточку-извещение о взятии в плен. Кроме того, он имеет право письменно сообщить своей семье о состоянии своего здоровья и факте взятия в плен.

Привлечение к опасным видам работ (в том числе к разминированию) может осуществляться только с письменного согласия самих военнопленных.

Военнопленные из числа командного состава могут привлекаться к работам только в качестве руководящих или контролирующих работу военнопленных рядового состава.

Исключительно важным элементом принципа защиты жертв войны является международно-правовая охрана гражданского населения. На недопустимость нападения воюющих сторон на мирное население указывалось еще в Петербургской декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 года. В ней отмечалось, что «единственная законная цель, которую должны иметь государства во время войны, состоит в ослаблении военных сил неприятеля».

Исторический опыт современных вооруженных конфликтов свидетельствует о всевозрастающих масштабах жертв среди гражданского населения. Если в Первую мировую войну военные потери составляли 95 процентов, а потери среди гражданского населения - 5 процентов, то во Второй мировой войне военные потери равнялись 52 процентам, а гражданские возросли до 48 процентов. Причем тенденция к увеличению потерь среди гражданского населения имела место и в последующих войнах: во время войны в Корее военные потери составили 16, а гражданские - 84 процента; в период агрессии США во Вьетнаме они составляли соответственно 10 и 90 процентов, в ходе агрессивной войны Израиля в Ливане удельный вес жертв среди гражданского населения увеличился до 95 процентов. В международном гуманитарном праве содержится определение гражданского населения. Под ним понимаются гражданские лица, не принадлежащие ни к одной категории участников вооруженного конфликта и непосредственно не принимающие участия в военных действиях.

Гуманитарные нормы в отношении данной категории жертв вооруженного конфликта направлены на то, чтобы способствовать смягчению порождаемых войной страданий гражданского населения, особенно детей. К гражданским не должны применяться никакие меры ни физического, ни морального порядка в целях получения от них или от третьих лиц каких-либо сведений.

Воюющим государствам в ходе вооруженного конфликта запрещается причинять физические страдания гражданскому населению или предпринимать какие-либо меры, приводящие к его гибели. Это запрещение распространяется не только на убийства, пытки, телесные наказания, увечья, медицинские, научные опыты, но равным образом и на всякое другое грубое насилие со стороны гражданских или военных представителей воюющей стороны.

Кроме того, в отношении гражданского населения запрещаются следующие действия: коллективные наказания, использование голода в качестве метода ведения войны, физическое или моральное воздействие, террор, грабеж, взятие заложников. Воюющие стороны не должны использовать передвижение гражданского населения или отдельных гражданских лиц для защиты определенных объектов, пунктов или районов от нападения.



Просмотров