Зачем нужно международное право? Политико-правовые особенности региональных систем коллективной безопасности. Международное наднациональное право

1. Понятие, социальная природа черты международного права

МП – сложный комплекс юрид. норм, создаваемых совместно Го и др. субъектами МП путем заключения международных соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему с целью регулирования их взаимных отношений, а так же отношений в сфере их общих интересов, включая и определенные внутригосударственные отношения.

Предмет регулирования :

1. отношения межгосударственного характера – это любые отношения м/у традиционными субъектами (общепризнанными).

2. отношения государственно - негосударственного характера. Например, отношения м/у Го и ФЛ.

3. отношения не межгосударственного характера, например, отношения м/у ФЛ разных Го.

Черты:

1. Универсальность – любое Го может заключить или иметь возможность международного сотрудничества с др. Го.

2. поддержание междун. меры безопасности.

4. утверждение и сохранение соц-го прогресса и принципов соц. справедливости.

5. действительный механизм разрешения международных споров: переговоры, консультации, рассмотрение дел в судах.

6. являются общим для всех Го – общепризнанные нормы и принципы характеризуют его социальную общечеловеческую природу, имеет привязку к каждому конкретному Го.

2. Система международного права и его функции

Общеправовые нормы принципы (10) закреплены в уставе ООН:

Неприменение силы или угрозы силы;

Территориальная целостность;

Нерушимость границ;

Сотрудничество Го;

Уважение ПП и основных свобод;

Добросовестное выполнение международных обязательств.

Общеправовые нормативные комплексы (4):

О международном нормотворчестве;

О международной правосубъектности;

О международном правоприменении;

О международно-правовой ответственности.

Комплексы норм как однородной отрасли права (15):

Право международного договора;

Право внешних сношений;

Международное уголовное право;

Межд. космическое право;

Морское право;

Гуманитарное право;

Под отрасли внутри отраслевые:

Право внешних сношений:

Дипломатическое право: иммунитет, привилегии.

Консульское право.

Морское право:

Территориальное море;

Исключительная экономическая зона.


3. Международно-правовые нормы. Понятие и особенности

нормы – это общеобязательные правила поведения субъектов МП. Ее особенности:

1. в порядке создания норм (создаются по волеизъявлению субъектов, т.е. самим субъектов МП. Не существует специальных норма создающих органов). В национальном праве – определяются органами.

2. Специальная форма своего закрепления (существования) – это и есть источник: международный договор, обычай, акт международной организации.

3. отсутствует специальный механизм реализации. Эта функция возлагается на самих же субъектов. В национальном праве – закон принимается и контроль ведут определенные органы.

4. структура нормы: Национальное право: гипотеза (условие), диспозиция (правило), санкция (ответственность).В МП отсутствует санкция, иногда отсутствует гипотеза.

5. Предметом регулирования явл. международные отношения.

4. Виды международно-правовых норм и их характеристика

1. По форме объективирования: договорные и обычно-правовые.

2. По количеству участников - на нормы, обязывающие двух субъектов МП (двусторонних договорах), и нормы, обязывающие трех и более субъектов МП (многосторонних договорах).

3. По субъектно-территориальной сфере действия - универсальные и локальные.

4. По юридической силе международно-правовых норм - императивные нормы и диспозитивные нормы.

Императивная норма - является нормой, которая принимается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена.

Диспозитивные нормы - нормы, которые предоставляют субъектам МП возможность самостоятельно определять свое поведение с учетом взаимных интересов и устанавливать особые отношения по какому-либо вопросу.

5. По видам международно-правовых норм - на нормы материального права и нормы процессуального права.

6. В зависимости от функционального назначения - на регулятивные и охранительные (обеспечительные).

Регулятивные нормы устанавливают конкретные права и обязанности субъектов МП, а охранительные (обеспечительные) нормы призваны гарантировать реализацию самих регулятивных норм.

7. По характеру субъективных прав и обязанностей - на обязывающие, запрещающие, управомочивающие нормы.

5. Источники современного международного права, их виды и общая характеристика

Источники – это установленные Го в процессе правотворчества формы воплощения согласованных решений или форма существования международно-правовой формы.

Основные:

1. Международный договор.

2. обычай международный

3. акты международных организаций

4. акты международных конференций.

Вспомогательные:

1. решения международных судов.

3. национальное законодательство

6. Международный договор как основной источник международного права

МД – носит нормативный характер. Это международное соглашение, заключенное в письменной форме и регулируемое международным правом м/у Го и др. субъектами, не зависимо от того, содержится ли оно в одном, двух или нескольких взаимосвязанных м/у собой документах. Например, Европейская конвенция о правах человека и 14 протоколов к ней, а так же независимо от его конкретного наименования.

7. Понятие международного обычая. Обычай как источник международного права

МО – доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы. Признаки:

1. Практика – д.б. продолжительной, единообразной, постоянной, всеобщей (убедительное большинство Го).

2. Юридическая обязательность – может выражаться рядом действий Го. Например, выступление в обоснование своих претензий, это м.б. протест против поведения др. Го, показания международных судебных и др. органов, выступления на международных конференциях, молчаливое согласие.

8. Акты международных конференций и международных организаций как источники международного права

Связаны с регулирующими отношениями между участниками конференций. Имеют общий характер. Должны реализоваться во всех предусмотренных случаях. Формулировки д.б. в форме долженствования (т.е. д.б. написано «Го обязано»).

Д.б. предусмотрены меры контроля за соблюдением согласованных мер. Акты организаций. Конференции имеют дискуссионный характер.

9. Международное публичное и международное частное право

Нормы международного публичного и международного частного права направлены на создание правовых условий всестороннего развития международного сотрудничества в различных областях. Различие между международным публичным и международным частным правом может бытьпроведено по следующим основаниям:

МП - общественные отношения носят межгосударственный характер. Основной субъект (государство), - обладает суверенитетом.

МЧП - регулирует отношения, складывающиеся между иностранными физическими и ЮЛ, между физическими и ЮЛ и иностранным Го в не политической сфере;

2. по субъектам отношений:

МП – основной субъект государства

МЧП - выступают физические и ЮЛ;

3. по источникам

МП - международные договоры, международно-правовые обычаи, акты международных организаций и акты международных конференций,

МЧП - внутреннее законодательство каждого государства, международные договоры, международно-правовые обычаи и судебные прецеденты;

4. Правовые нормы:

МП - материально-правовые (устанавливающие ПП и ОО) и коллизионные (отсылающие к национальному праву конкретного Го);

МЧП - правовые нормы являющиеся объектом МЧП находятся в национальном праве различных государств, так и в международном публичном праве.

5. порядок рассмотрения споров:

МП - споры разрешаются либо на государственном уровне (межгосударственные споры), либо в специализированных органах по защите прав человека (споры, касающиеся нарушений в области прав человека);

Тесная связь МЧП и МП вытекает из того, что в МЧП речь идет не о межгосударственных отношениях, но все же о таких отношениях, которые имеют место в международной жизни.

10. Соотношение международного и внутригосударственного права

Концепции (теории) соотношений:

1. Монистическая – составляют единую правовую систему;

2. Дуалистическая – разные правовые системы, они не взаимодействуют.

3. Диалектический дуализм (реалистический дуализм) – 2 разные правовые системы, которые взаимодействуют между собой.

11. Принципы международного права. Основные и отраслевые принципы. Общая характеристика

Принципы – это руководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат общественной международной практики, юридически закрепленные начала (нормы-принципы) МП, имеющие обязательных характер для всех субъектов.

Основные принципы современного международного права безусловно являются императивными нормами.

Суверенное равенство Го.

1) государства юридически равны;

2) они пользуются всеми правами, которые вытекают из их суверенитета;

3) каждое Го обязано уважать правоспособность др. Го.

4) территориальная целостность и политическая независимость неприкосновенны.

5) каждое Го имеет ПП свободно выбирать и развивать свои политические, соц., экономич. и культурные системы.

Неприменения силы или угрозы силой.

Каждое Го обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных, в том числе территориальных споров.

Агрессия квалифицируется как преступление против мира и влечет ответственность по МП.

  • 3. Международное право средних веков
  • 4. Классическое международное право
  • 5. Международно-правовая наука в России до 1917 г. И русском зарубежье (1918-1939 гг.)
  • III. Субъекты международного права
  • 1. Понятие международной правосубъектности и ее виды.
  • 2. Международная правосубъектность государства.
  • 3. Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за свою независимость.
  • 4. Международная правосубъектность международных организаций
  • 5. Международная правосубъектность государствоподобных образований.
  • 6. Международно-правовой статус субъектов федерации
  • 7. Проблема правосубъектности индивидов и юридических лиц
  • 2. Международный договор
  • 3. Международный правовой обычай
  • 4. Акты международных конференций и совещаний. Обязательные резолюции международных организаций
  • V. Признание и правопреемство в международном праве
  • 1. Признание в международном праве
  • 2. Формы и виды признания
  • 3. Правопреемство в международном праве
  • 4. Правопреемство государств в отношении международных договоров
  • 5. Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов.
  • 6. Правопреемство в связи с прекращением существования ссср
  • VI. Территории в международном праве
  • 1. Понятие и виды территорий в международном праве
  • 2. Государственная территория и государственная граница
  • 3.Международные пограничные реки и озера
  • 4. Правовой режим Арктики
  • 5. Правовой режим Антарктики
  • VII. Мирные средства разрешения международных споров
  • 1. Понятие международных споров
  • 2. Мирные средства разрешения международных споров:
  • 3. Международная примирительная процедура
  • 4. Международная судебная процедура
  • VIII. Ответственность и санкции в международном праве
  • 1. Понятие и основание международно-правовой ответственности
  • 2. Понятие и виды международных правонарушений
  • 3. Виды и формы международно-правовой ответственности государств
  • 4. Международная уголовная ответственность физических лиц за преступления против мира и человечности
  • 5. Виды и формы международно-правовых санкций
  • IX. Право международных договоров
  • 1 Понятие и виды международных договоров
  • 2. Заключение международных договоров
  • 3. Действие договоров
  • 4. Заключение, исполнение и прекращение международных договоров рф
  • Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-фз
  • «О международных договорах Российской Федерации»
  • X. Право международных организаций
  • 2. Организация Объединенных Наций (оон)
  • Генеральные секретари оон
  • 3. Специализированные учреждения оон
  • 4. Региональные международные организации
  • 5. Содружество Независимых Государств (снг).
  • Рост численности членов оон в 1945-2000 годах
  • XI. Дипломатическое и консульское право
  • 1. Понятие права внешних сношений. Органы внешних сношений государств
  • 2. Дипломатические представительства
  • 3. Консульские представительства
  • Привилегии и иммунитеты консульских представительств
  • 4. Постоянные представительства государств при международных организациях. Специальные миссии
  • XII. Международное гуманитарное право
  • 1. Понятие международного гуманитарного права
  • 2. Понятие населения в международном праве.
  • 3. Международно-правовые вопросы гражданства. Правовое положение иностранцев.
  • Приобретение гражданства
  • Упрощенный порядок приобретения гражданства
  • Прекращение гражданства
  • Двойное гражданство
  • Правовое положение иностранцев
  • 4. Международно-правовая защита прав женщин и детей. Защита прав человека в период вооруженных конфликтов. Международно-правовой режим беженцев и вынужденных переселенцев
  • Защита прав человека в период вооруженных конфликтов
  • XIII. Международное право в период вооруженных конфликтов
  • 1. Право войн и вооруженных конфликтов
  • 2. Виды вооруженных конфликтов. Нейтралитет в войне
  • 3. Участники военных действий. Режим военного плена и военной оккупации
  • 4. Ограничение средств и методов ведения войны
  • XIV. Право международной безопасности
  • Универсальная система коллективной безопасности представлена оон
  • Меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению
  • XV. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
  • 2. Правовая помощь по уголовным делам. Порядок оказания правовой помощи
  • 3. Международные организации в борьбе с преступностью
  • 4. Борьба с отдельными видами преступлений международного характера
  • XVI. Международное морское право. Международное воздушное право. Международное космическое право
  • 1. Внутренние воды. Территориальное море. Открытое море.
  • 2. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона.
  • 3. Международное воздушное право
  • 4. Международное космическое право.
  • 2. Система международного права

    Система международного права - это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов, норм международного права (договорных и обычно-правовых), решений международных организаций, рекомендательных резолюций международных организаций, решений международных судебных органов, а также институтов международного права (института международного признания, института правопреемства в отношении договоров, института международной ответственности и др.) .

    Все упомянутые элементы системы составляют отрасли международного права (морское, дипломатическое, право международных договоров и т. д.). Каждая отрасль представляет собой самостоятельную систему , которая может считаться подсистемой в рамках целостной, единой системы международного права .

    Следует отметить, что перечень отраслей не во всем базируется на объективных критериях. Как за рубежом, так и в отечественной науке международного права продолжаются дискуссии по поводу общепризнанных отраслей международного права, затрагивая и основания конституирования отраслей и их конкретные характеристики, их наименования и внутренне построение отдельных отраслей.

    В настоящее время к общепризнанным отраслям международного права можно отнести (не затрагивая вопроса о наименовании) такие отрасли:

    право международных договоров, право внешних сношений (дипломатические и консульское право), право международных организаций, право международной безопасности, международное гуманитарное право («право прав человека»), международное морское право и другие .

    3. Основные принципы международного права

    Принципы международного пра ва- это руководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат общественной практики, юридически закрепленные начала международного права . Принцип международного права - это прежде всего норма международного права.

    Принципы международного права формируются обычным и договорным путем. Они выполняют одновременно две функции: способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками, и закрепляют все новое, что появляется в практике международных отношений.

    Характерной особенностью принципов международного права является их универсальность . Принципы международного права являются критерием законности всей системы международно-правовых нор м.

    Основные принципы закреплены Уставом ООН. Их содержание раскрывается в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей в 1970 г., а также в заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. Кроме того, ряду принципов посвящены специальные резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. В результате принципы утвердились в общем международном праве как общепризнанные обычные нормы. Международный Суд ООН указал, что некоторые из принципов, прежде всего принцип неприменения силы, существовали в качестве нормы обычного международного нрава до принятия Устава ООН.

    Декларация о принципах международного права 1970 г. к числу основных принципов отнесла: неприменение силы, мирное разрешение споров, невмешательство, сотрудничество, равноправие и самоопределение народов, суверенное равенство, добросовестное выполнение обязательств по международному праву . Заключительный акт СБСЕ добавил к ним еще три: нерушимость границ, территориальная целостность, уважение прав человека .

    Принцип суверенного равенства государств . Основное социальное назначение данного принципа- обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

    Согласно Декларации 1970 года, понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

    1). Государства юридически равны.

    2). Каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету.

    3). Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств.

    4) Территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны.

    5) Каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы.

    6) Каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства.

    Принцип неприменения силы и угрозы силой . Согласно п. 4 ст. 2 Устава ООН «все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства».

    Устав ООН предусматривает лишь два случая правомерного применения вооруженной силы : в целях самообороны (ст. 51) и по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст. 39 и 42).

    Принцип нерушимости государственных г раниц. Это принцип составляет одну из важнейших основ безопасности европейских государств. Он был сформулирован в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., который, в частности, гласит, что «государства- участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, так и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».

    Поэтому признание данного принципа означает также и отказ от каких-либо территориальных притязаний. Основное содержание принципа нерушимости границ можно свести к трем элементам:

    1). Признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом.

    2). Отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем.

    3). Отказ от любых иных посягательств на эти границы. Принцип территориальной целостности государств. Наименование принципа окончательно не установилось, поэтому можно встретить упоминание как территориальной целостности, так и территориальной неприкосновенности.

    В п.4 ст. 2 Устава ООН установлено, что каждое государство:

    1. «Должно воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».

    2. «Территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава».

    3. «Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения».

    Принцип мирного разрешения международных споров . Согласно п. 3 ст. 2 Устава ООН «все члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами, таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость, путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору».

    Принцип невмешательства во внутренние дела . Концепция невмешательства не означает, что государства могут произвольно относить к своей внутренней компетенции любые вопросы. Международные обязательства государств, в том числе и их обязательства по Уставу ООН, являются критерием, который позволяет правильно подходить к решению этого вопроса.

    В соответствии с п.7 ст. 2 Устава ООН Организация не имеет права «на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства».

    Однако некоторые события, происходящие в пределах территории государства, могут квалифицироваться Советом Безопасности как не относящиеся исключительно к внутренней компетенции последнего.

    Принцип всеобщего уважения прав человека . Становление принципа непосредственно с принятием Устава ООН. В ст. 1 Устава в качестве цели членов Организации говорится о сотрудничестве между ними «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии».

    Согласно ст. 55 Устава, согласно которой «Организация Объединенных Наций содействует:

    1). Повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития.

    2). Всеобщему уважению и соблюдению прав человека и его основных свобод...»

    Принцип самоопределения народов и наций . Указанный принцип в качестве обязательной нормы получил свое развитие после принятия Устава ООН. Одна из важнейших целей ООН- «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов...» (п.2 ст. 1 Устава). Указанная цель конкретизируется во многих его положениях.

    В Декларации о принципах международного права 1970 г. подчеркивается: «Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение».

    Принцип международного сотрудничества . Идея международного сотрудничества государств независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе является основным положением в системе норм, содержащихся в Уставе ООН. Принцип сотрудничества зафиксирован в уставах многих международных организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях.

    Принцип добросовестного выполнения международных обязательств . Этот принцип возник в форме международно-правового обычая pacta sunt servanda на ранних стадиях развития государственности, а в настоящее время находит отражение в многочисленных двусторонних и многосторонних международных соглашениях.

    Согласно Венской конвенции о праве международных договоров, «каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться».

    Система международного права – это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.

    В систему международного права входят, с одной стороны, общеправовые принципы и юридические нормы, с другой – отрасли как однородные комплексы норм и внутриотраслевые институты.

    Таким образом, систему международного права можно разделить на следующие категории:

    1) общепризнанные принципы международного права, которые составляют его ядро и имеют основополагающее значение для международно-правового механизма регулирования отношений;

    2) нормы международного права, являющиеся общеобязательными правилами взаимоотношений государств или иных субъектов международного права;

    3) общие для международного права институты, представляющие собой комплексы норм определенного функционального назначения. Институт международного права о международной правосубъектности, о международном правотворчестве, о международной ответственности, о правопреемстве государств;

    4) отрасли международного права, которые являются наиболее крупными структурными подразделениями системы международного права и регулирующие наиболее обширные сферы общественных отношений.

    Классифицировать отрасли международного права можно по различным основаниям. Отрасли в международном праве можно выделять как по основаниям принятым во внутригосударственном праве, так и по специфическим основаниям международно-правового характера. К общепризнанным отраслям международного права относят право международных договоров, право внешних сношений, право международных организаций, право международной безопасности, международное морское право, международное космическое право, международное право по охране окружающей среды, международное гуманитарное право.

    В отрасль международного права могут входить подотрасли, если отрасль регулирует широкий круг отношений, институты данной отрасли, которые представляют собой мини-комплексы по регулированию каких-либо отдельных вопросов.

    Подотраслями в праве международных сношений являются консульское и дипломатическое право, институтами данной отрасли права являются институты формирования представительств, функции представительств, иммунитеты и привилегии дипломатических представительств, в праве вооруженных конфликтов – группы норм, регламентирующих режимы военной оккупации, военного плена.

    Из вышеизложенного следует, что система международного права – это совокупность взаимосвязанных элементов, общепризнанных принципов, юридических норм, а также институтов международного права.

    Различное сочетание данных элементов образует отрасли международного права.


    148. Сложные государства - это такие государства, которые объединились (образовались) из отдельных государственных образований, которые имели все признаки государства, в том числе и суверенитет, но определенную часть своих суверенных прав, как правило, добровольно передали высшим центральным органам союзного государства. Это, в сущности, постоянный или временный союз суверенных государств. К сложным государствам принадлежат федерация, конфедерация и империя.

    Федерация - это постоянный союз отдельных суверенных государств, которые образовали единое государство на добровольной основе и передали определенную часть своего суверенитета (прав) центральным федеральным органам. Федерация отличается от других государственных образований тем, что она имеет единую общую территорию, общую конституцию и систему законодательства, единое правительство, общие вооруженные силы, двойное гражданство, единую денежно-финансовую систему Федерация является субъектом международных отношений, а составные части федерации лишенные таких прав. Федерации могут быть разные: централизованные, относительно централизованные, децентрализованные.

    Они могут быть формально (юридическое) признанными, а фактически потерять определенные свои суверенные права. К федерациям относятся США, Российская Федерация, ФРГ. К последнему времени в мире существовало 18 федераций, три из них распались: СССР, Чехословакиа, Югославия.

    Конфедерация - это такой союз государств, которые добровольно объединились для достижения определенных общих целей в политической, экономической и военных сферах. Субъекты конфедерации сохраняют все свои суверенные права государства. Они не имеют общей территории, конституции и единого законодательства, гражданства. Правовой основой конфедерации является союзный договор. Конфедерация не имеет единой налоговой системы и бюджета и существует на взносы ее субъектов. Центральные конфедеративные органы принимают решение по согласию всех ее субъектов. Конфедерация - это, как правило, временный союз государств. Со временем она перерастает в федерацию или распадается на унитарные государства. История знает мало таких государственных образований: США в 1776-1786 гг.; бывший СССР с 1917 по 1922 гг., к объединению в СССР.

    149. Совет Безопасности

    Совет Безопасности занимает уникальное положение не только в ООН, но и во всей системе международных организаций 1 . Прежде всего потому, что на него возложена главная ответственность за поддержание мира и безопасности. Несмотря на то что Совет Безопасности - орган ограниченного представительства (в нем представлено менее 10% общего числа членов ООН), государстваGчлены согласились, что при исполнении своих обязанностей Совет «действует от их имени» (п. 1 ст. 24 Устава ООН). Иными словами, Совет Безопасности самостоятельно предпринимает действия, которые рассматриваются как действия ООН.

    Решения Совета по определенным вопросам обладают юридически обязательной силой. Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что Совет Безопасности является главным исполнительным органом ООН. Если в результате обсуждения Ассамблеей вопроса, относящегося к поддержанию мира, окажется необходимым предпринять те или иные действия, то такой вопрос передается Совету Безопасности.

    ООН обеспечивает такой порядок, чтобы государства, даже не являющиеся ее членами, действовали в соответствии с принципами Устава в той мере, в какой это необходимо для поддержания международного мира и безопасности (п. 6 ст. 2 Устава). Естественно, в осуществлении этой нормы решающая роль принадлежит Совету.

    К компетенции Совета Безопасности отнесена подготовка планов регулирования вооружений. Ему отведена главная роль в мирном разрешении споров (гл. VI). Специальная глава Устава посвящена действиям Совета в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии (гл. VII).

    Совет Безопасности определяет наличие любой угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии. Само по себе такое определение может иметь юридические последствия, давая угрожаемому или подвергшемуся агрессии государству право на содействие ООН в обеспечении его интересов.

    Установив наличие угрозы миру, Совет Безопасности может вынести рекомендацию, но вправе и принять решение о мерах принуждения к правонарушителю. Устав предусматривает применение невоенных и военных мер. Они применяются государствами по решению Совета. К первым отнесены полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радиоG или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений (ст. 41). Перечень этот примерный, а не исчерпывающий. Совет не раз принимал решения о применении таких мер в качестве санкций, в частности в отношении ЮАР и Южной Родезии.

    В случае, если Совет Безопасности сочтет, что невоенные меры недостаточны, он может применить воздействие вооруженными силами, которые включают демонстрацию, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил государствGчленов (ст. 42). Соответственно члены обязаны предоставить в распоряжение Совета Безопасности необходимые вооруженные силы и обеспечить их деятельность. В этих целях заключаются специальные соглашения. Для оказания помощи Совету Безопасности в осуществлении этих мер был учрежден ВоенноGШтабной комитет, состоящий из представителей штабов постоянных членов. До окончания холодной войны комитет существовал формально. Однако в 1990 г. он проявил себя в ходе применения санкций в отношении Ирака. Совет Безопасности распространил свою деятельность на конфликты немеждународного характера. Он не раз квалифицировал происходящие на территории государства события как угрозу миру со всеми вытекающими из его полномочий последствиями 3 .

    Это означало новое развитие полномочий Совета Безопасности. В заявлении Совета, принятом на заседании с участием глав государств и правительств в 1992 г., было отмечено: «Отсутствие войны и вооруженных конфликтов само по себе не обеспечивает международного мира и безопасности.

    С учетом роли и полномочий Совета Безопасности определен его состав . Совет состоит из 15 членов: пяти постоянных (Китай, Франция, Россия, Великобритания и США) и десяти непостоянных. Последние избираются Генеральной Ассамблеей сроком на два года и не могут быть немедленно переизбраны. При этом учитывается не только справедливое географическое распределение, но и степень участия государства в поддержании мира и достижении других целей ООН (ст. 23).

    Решения по процедурным вопросам принимаются большинством в девять голосов. По другим вопросам также необходимо собрать не менее девяти голосов, но это число должно обязательно включать голоса постоянных членов. Неучастие в голосовании постоянного члена на препятствует принятию решения. Такова формула принципа единогласия великих держав , который служит одной из основ Совета Безопасности. Вместе с тем, используя право вето , любой постоянный член может воспрепятствовать принятию резолюции 1 .

    Принцип единогласия постоянных членов отражает реальное положение дел в мире. Только единство великих держав способно обеспечить мир и безопасность. Об осознании этого положения свидетельствует анализ результатов голосования в Совете Безопасности, обнаруживающий определенную тенденцию. С 1946 по 1990 г. постоянные члены применяли вето 279 раз, а с 1990 по 1995 г. - лишь дважды.

    Система права – объективное, обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единой по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованной совокупности норм права на определенные части, называемые отраслями права и институтами права.

    Данная система имеет объективный характер, обусловленный реально существующей системой общественных отношений. Это подтверждается также тем, что в современных цивилизованных государствах существуют и однородные отрасли права (конституционное, гражданское, семейное, уголовное и др.). В случае проведения любых законодательных преобразований система права сохраняет свою устойчивость и стабильность, поскольку правовые реформы, как правило, осуществляются в рамках общей схемы строения права, существующей объективно и неподвластной законодателю. Благодаря устойчивости к изменениям законодательства, система права является основой для преемственности правовой формы, сохраняя для новых поколений выработанные многовековой практикой элементы общих компонентов права: нормы, институты, отрасли. При наибольшей согласованности элементов системы права между собой, достигается большая эффективность социальной отдачи права.

    Научно обоснованная и правильно сформированная система права имеет прямое и непосредственное влияние на все сферы юридической деятельности. Принимая новый нормативный акт, правотворческий орган обязан внести его в общую систему, не нарушая ее целостность и согласованность. Внутреннее деление права на части дает законодателю информацию о пробелах в законодательстве, противоречиях и несогласованностях между нормами и другими компонентами права. Системное строение права позволяет всесторонне истолковывать и правильно применять его нормы, эффективно осуществлять работы по систематизации законодательства, по приведению его в упорядоченную и согласованную систему, создавать автоматизированные системы правовой информации с использованием компьютерной технологии.

    Понятие «правовая система» значительно шире по объему и включает в себя как законодательство, представляющее собой определенную органическую систему, так и иные явления юридической действительности: правовую практику и общественное правосознание, т.е. практически весь спектр существующих юридических явлений.

    Широко известно провозглашенное еще в римском праве деление права на две отрасли – публичное право и частное право. До недавнего времени в нашей стране юридическая наука и практика отрицательно относились к теории такого деления. В наше время в условиях развития институтов рыночной экономики, обеспечения равноправного существования разных форм собственности, в том числе и частной, идеи этой теории возрождаются и активно используются в законодательной и правоприменительной деятельности РФ.

    Особое место в современной системе права РФ занимают международное публичное право, регулирующее отношения между государствами и устанавливающее статус международных организаций, и международное частное право, определяющее нормы гражданско-правовых взаимоотношений с участием иностранных физических и юридических лиц, а также по поводу имущества, находящегося за границей.

    Международное право как понятие .

    В отечественной науке сложилась характеристика международного права как особой системы права, действующей наряду с системой национального права. Речь идёт о реальном сосуществовании двух правовых систем: правовой системы государства (принятой внутри государства системы) и правовой системы межгосударственного общения (международно-правовой системы).

    В основе разграничения лежит, в первую очередь, метод правового регулирования: внутригосударственное право создается в результате властных решений компетентных органов государства, а международное право – в процессе согласования интересов различных государств.

    Международным правом называют совокупность исторически изменяющихся договорных и обычных норм и принципов, создаваемых главным образом государствами в процессе их сотрудничества и соперничества, выражающих относительно согласованную волю государств и регулирующих отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения. Международное право по его изначальным характеристикам (как совокупность юридических норм и регулятор определённых отношений) родственно праву внутригосударственному, национальному праву, являющемуся традиционным объектом юриспруденции, начиная с теории государства и права. Соблюдение норм международного права обеспечивается индивидуальным либо коллективным принуждением его субъектов, пределы и формы которого определяются ими в процессе совместной деятельности. Международное право не принадлежит юридической системе ни одного конкретного государства, но оно и только оно регулирует международные властные отношения в мире. Эта система права принципиально отличается от внутригосударственного права по способу образования норм, социальной сущности, субъектам, способам функционирования, методам обеспечения и т.д.

    Нормы международного права создаются в ходе переговоров между различными субъектами и оформляются соответствующими договорами.

    В нормы международного права преобразуются положения международных организаций. Эти нормы носят скорее рекомендательный характер. Поскольку нормы обычного права (т.е. сложившиеся правила поведения, которые признаются субъектами юридически обязательными) являются неписаными, уяснению их материального содержания помогает доктрина международного права, а также решения судебных органов, которые использовали обычай для разрешения спора и отразили его в судебном решении. Таким образом, кодификация международного права – это составление свода норм обычного права.

    Нормы международного права следует отличать от так называемых обыкновений, или норм международной вежливости (международной морали), которые соблюдаются субъектами международного права во взаимных отношениях. Если международно-правовые нормы – это юридически обязательные правила поведения, то обыкновения, или нормы международной вежливости, лишены качества юридической обязательности и относятся к дипломатической деятельности.

    Принципы международного права.

    Ряд норм международного права называют принципами, хотя это те же нормы международного права, но одни из них издавна назывались принципами, а другие стали называться так в силу своей значимости и роли в международно-правовом регулировании. Ядро современного международного права, его «конституцию» образуют основные принципы международного права – это основополагающие международно-правовые нормы, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой. Они пронизывают всю международно-правовую систему; все остальные международно-правовые нормы, а также поведение субъектов международного права должны соответствовать положениям основных принципов. Эти принципы имеют наиважнейшее значение для соблюдения международного правопорядка.

    • Принцип суверенного равенства государств – гарант полноты власти государства на своей территории и неподчинение любой иностранной власти. В этом отношении все государства равны.
    • Принцип неприменения силы и угрозы силой – запрет на оккупацию территории другого государства, предоставление государством своей территории другому государству для совершения агрессии против третьего государства, участие в террористических актах в другом государстве и поощрение банд и наемников для вторжения в другое государство.
    • Принцип нерушимости государственных границ – признание существующих границ и отказ от территориальных притязаний.
    • Принцип территориальной целостности государств – запрет любых посягательств на территорию суверенных государств, обязанность уважать территориальную целостность друг друга, политическую независимость и единство любого государства.
    • Принцип мирного разрешения споров – предоставление возможности решить споры разнообразными способами: прямыми переговорами, обследованием (установлением фактов), посредничеством третьей стороны, арбитражным и судебным разбирательством.
    • Принцип невмешательства во внутренние дела государств – право каждого государства выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства, а также запрет на организацию, помощь, розжиг, финансирование, поощрение или допущение вооруженной, подрывной или террористической деятельности, направленную на изменение строя государства путем насилия или вмешательства во внутреннюю борьбу другими государствами.
    • Принцип добросовестного выполнения международных обязательств – создание условий, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права (применяется только к международным договорам, заключенным добровольно и на основе равноправия).
    • Принцип сотрудничества – осуществление сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, а также поддержание международного мира и безопасности и с этой целью принимать эффективные коллективные меры.
    • Принцип равенства и самоопределения народов и наций – безусловное уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития, запрет любых насильственных действий, которые могли бы помешать народам осуществлять их право на самоопределение.
    • Принцип уважения прав и основных свобод человека – содействие повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех. Однако непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека являются внутренним делом каждого государства. Международные нормы в области прав человека в подавляющем большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства и требуют от него определенных шагов по своей имплементации.
    • Принцип защиты окружающей среды – право каждого на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой, приоритет экологических прав и интересов человека в процессе непрерывного социально-экономического развития, неотъемлемый суверенитет государства над собственными природными ресурсами.
    • Принцип ответственности – международная ответственность за любое международно-противоправное деяние субъекта международного права

    Система международного права – это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов международного права, договорных и обычно-правовых норм, отраслей и институтов международного права. В этой системе находятся также резолюции международных организаций, решения арбитражных и судебных международных органов.

    Отрасли международного права.

    Система международного права представляет собой комплекс его отраслей и институтов. Отраслью международного права называют совокупность юридических норм, регулирующих отношения субъектов международного права в определенной области, которая составляет специфический предмет международного права, обладает большей степенью универсальной кодификации и характеризуется наличием принципов, применимых к данной конкретной области правоотношений.

    Отраслями международного права являются: право международных договоров; дипломатическое право; международное морское, воздушное, космическое, атомное право; природоохранное право; право вооруженных конфликтов; гуманитарное и другие отрасли права.

    Рассмотрим некоторые из вышеперечисленных отраслей международного права.

    Государства с древних времен определяли свои права и обязанности путем заключения договоров. В результате длительной истории применения договоров в качестве регулятора международных отношений выработались определенные международно-правовые нормы, устанавливающие порядок заключения, действия, действительности, толкования и прекращения условий договора. Эти нормы составили особую отрасль международного права — право международных договоров .

    В соответствии со статьёй 2 Венской Конвенции 1969 года и Венской Конвенции 1986 года, под договором понимается регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одной, двух или более связанных между собой документах, а также независимо от конкретного наименования документа.

    Каждое государство само определяет, какие меры необходимы для выполнения заключенных им договоров.

    В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Следовательно, международные договоры не требуют издания какого-либо нормативного акта для своего применения, а действуют непосредственно.

    Международное морское право регламентирует порядок использования Мирового океана: мореплавание, рыболовство, научно-исследовательскую деятельность, разработку ресурсов морского дна и т.п. Международное морское право являет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения субъектов международного права, связанных с деятельностью по использованию Мирового океана.

    Долгое время обычаи являлись единственным источником международного морского права. Однако уже в XVIII столетии стали появляться договоры, которые касались в том числе и вопросов морской войны, и морских пределов осуществления власти прибрежных государств. В 1958 году на Женевской конференции ООН по морскому праву были приняты конвенции о территориальном море и прибрежной зоне; об открытом море, о континентальном шельфе и о рыболовстве и об охране живых ресурсов открытого моря.

    Источниками международного морского права являются и другие договоры, такие как Конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 г., Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 года и другие.

    Международное воздушное право регулирует порядок международных воздушных сообщений. Международное воздушное право представляет собой совокупность специальных принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с использованием воздушного пространства.

    Первым международным документом в области международного воздушного транспорта стала Парижская конвенция 1919 года об аэронавигации, участниками которой стали 38 государств. На сегодня основополагающим актом является Конвенция о международной гражданской авиации 1944 года (Чикаго). В 1944 году принято Соглашение о транзите, или о «двух свободах воздуха», насчитывающее 112 участников, и Соглашение о международном воздушном транспорте, или «о пяти свободах воздуха», насчитывающее 11 участников.

    В области международного воздушного права действует ряд принципов: принцип исключительного и полного суверенитета государств в отношении воздушного пространства, расположенного над их сухопутной территорией; принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве; принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации.

    Дипломатическое право определяет порядок внешних сношений государств через внутригосударственные и зарубежные органы.

    Дипломатическое право - наиболее древняя отрасль международного права. С образованием государств стали складываться отдельные обычаи по урегулированию международных вопросов, которые затем постепенно находили отражение в договорах, регулирующих международные отношения.

    Дипломатическое право возникло и развивалось как посольское право, т.е. как совокупность норм, определяющих положение посла. Лишь к началу XX века посольское право стало постепенно превращаться в дипломатическое – в совокупность норм, регулирующих все официальные отношения государств.

    В настоящее время основным актом дипломатического права является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года. Велика роль Конвенции 1969 года о специальных миссиях и Конвенция 1975 года о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера, а также соответствующие внутригосударственные нормативные акты (например, Указ Президента РФ от 14 марта 1995 года, утвердивший Положение о МИДе).

    Международное гуманитарное право регулирует сотрудничество по защите прав человека, в том числе в чрезвычайных обстоятельствах и военных конфликтах.

    Мировое сообщество пришло к необходимости ограничения средств и методов ведения войны посредством выработки договоров, определяющих права и обязанности воюющих сторон. Уменьшить страдания, причиняемые вооруженным насилием гражданским лицам, защитить человека – такова цель международного гуманитарного права. Таким образом, гуманитарное право — это система международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами в период вооруженного конфликта с целью ограничения применения средств и методов ведения войны, защиты ее жертв и устанавливающих ответственность за ее нарушение.

    В составе международного гуманитарного права лежат следующие принципы: гуманизация вооруженных конфликтов; международно-правовая защита жертв войн; охрана гражданских объектов и культурных ценностей; защита интересов нейтральных государств; ограничение воюющих в выборе методов и средств ведения войны.

    Основополагающим актом в этой сфере является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН в 1948 году. В данном акте сформулированы минимальные стандарты прав человека: право на жизнь, на труд, образование, удовлетворительные материальные условия жизни, право на семью, на свободу слова, религии, передвижения, справедливое судебное разбирательство, равноправие, свободу от дискриминации и т.п.

    Основные институты международного права

    Международное право включает в себя ряд институтов.

    Международно-правовой институт – это группа норм и принципов, регулирующих определенную область правоотношений (например, институт признания государств, институт международной ответственности и т.п.). Рассмотрим некоторые из них.

    Институт признания государств означает признание государства в качестве суверенного партнера. Вопрос о признании встает при появлении нового государства, которое намерено стать членом международного сообщества. Другие государства могут выразить свое отношение к вновь возникшему государству путем его официального признания (заявление о признании и готовности установить дипломатические отношения) или фактического признания (установление торговых и иных связей).

    Правопреемство государств – это переход прав и обязанностей от государства (или государств) к государству-правопреемнику (или государствам-преемникам). В случае правопреемства при соединении государств, международные договоры, заключенные государствами-предшественниками, продолжают действовать для государства-правопреемника. При разделении государства международные договоры продолжают действовать для каждого вновь образовавшегося государства. Правопреемство не затрагивает границ, установленных договорами с третьими государствами.

    Государственная территория и границы также представляют собой институт международного права.

    Под территорией в международном праве понимается весь земной шар с его сухопутной и водной поверхностью, недрами, воздушным пространством, а также космическое пространство.

    По видам правового режима территория подразделяется на три категории:

    1) государственная территория;

    2) международная территория общего пользования;

    3) территория со смешанным режимом.

    Правовой режим государственной территории определяется ее принадлежностью определенному государству, которое осуществляет в отношении нее и в ее пределах свое территориальное верховенство.

    Территория государства включает сушу, воду с находящимися под ними недрами, воздушное пространство в пределах границ.

    Границы государства проходят по суше (сухопутные границы), по воде (морские и речные границы) и по воздуху (воздушные границы).

    Водная территория государства состоит из внутренних вод (озера, воды портов, некоторых заливов) и территориального моря (прибрежная полоса шириной до 12 морских миль). Воздушная граница представляет собой столб воздуха, ограниченный воображаемыми плоскостями, восходящими перпендикулярно по периметру государственной границы.

    За пределами государственных территорий находится территория общего пользования. Государства не вправе подчинять эти территории своему суверенитету.

    В международную территорию общего пользования входят открытое море, воздушное пространство над ним, Международный район морского дна, Антарктика, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела. Общим для всех этих частей международной территории общего пользования является то, что они в целом или какой-то своей частью, во-первых, не принадлежат национальному присвоению каким бы то ни было образом и, во-вторых, открыты для исследования и использования всеми государствами на основе равенства в соответствии с международным правом.

    Территория со смешанным режимом характеризуется ее расположением в основном за пределами государственной территории, в акватории Мирового океана и действием в ее пределах, как международных норм, так и внутригосударственных норм прибрежного государства. Таких территорий три: прибрежная зона, континентальный шельф и исключительная экономическая зона.

    Население – это совокупность лиц, проживающих на территории государства: граждане, иностранцы и лица без гражданства. В этом институте велика роль понятия гражданства , которое представляет собой устойчивую правовую связь лица с государством. Законы каждого государства определяют порядок приобретения его гражданства.

    Проживающие в государстве иностранцы, как правило, пользуются теми же правами, что и граждане данного государства, т.е. национальным режимом.

    Заключение.

    Хотя изначально международное право и создано государствами, но оно не входит в правовую систему какого-либо государства, хотя в истории и были попытки рассматривать его как отрасль права.

    Международное право – совершенно самостоятельная правовая система и как таковая обладает всеми признаками системного правового образования. В современном мире существуют два вида правовых систем: нормативно-правовые системы отдельных государств и нормативно-правовая система мирового сообщества (система международного права). У них много общего. Оба вида правовых систем представляют собой сложно структурированную совокупность различных элементов (норм, принципов, институтов, отраслей, правового сознания, правовой культуры, правоприменительной практики). Многие положения, выработанные в общей теории права для характеристики внутригосударственной правовой системы, применимы и к международному праву. И международное, и внутригосударственное право используют одни и те же юридические конструкции и термины. Профессор С.А.Малинин, проанализировав теоретические основы внутригосударственного права, отмечал, что «общетеоретические положения о системе права, о ее классификационных критериях полностью применимы и к области международного права».

    В то же время международное и внутригосударственное право – самостоятельные системы права и каждая из них имеет качественные отличия и признаки, отличающие их друг от друга, что признается специалистами как общей теории права, так и международного права.

    Таким образом, международное право можно определить как систему обязательных норм, выраженных в признанных субъектами этого права источниках, являющихся общеобязательным критерием правомерно дозволенного и юридически недозволенного, и через которые осуществляется управление международным сотрудничеством в соответствующих областях или принуждение к соблюдению норм этого права.

    Список использованной литературы.

    1. Федеральный закон от 04 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 2.
    2. Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие.
    3. Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России.
    4. Бринчук М.М. Экологическое право (Право окружающей среды)
    5. Глобалистика: Энциклопедия. – М. 2009. С. 558–561
    6. Энциклопедия юриста
    7. Википедия – Свободная энциклопедия

    Система международного права.

    План:

    Введение………………………………………………………………………………………………………………ст. 3

      Понятие и специфика международного права как особой системы права………………………………………………………………ст. 4

      Источники международного права……………………………………ст. 7

      Система и структура международного права…………ст. 8

      Нормы международного права………………………………………………ст.11

    Заключение…………………………………………………………………………………………………………ст.13

    Библиография……………………………………………………………………………………………………ст.14

    Введение

    Профессионализм юриста заключается в его знании и умении ориентироваться в различных отраслях права. Международное право занимает важное место среди остальных отраслей права.

    Известно, что Советский Союз скептически относился к концепции примата международного права, поскольку его внут­ригосударственное право в значительной степени диссонирова­ло международно-правовым обязательствам, взятым СССР.

    В Декларации о государственном суверенитете Украина тор­жественно провозгласила, что «признает преимущество общече­ловеческих ценностей над классовыми, приоритет общеприз­нанных норм международного права перед нормами внутриго­сударственного права». Тем самым в первом конституционном акте независимой Украины было выражено признание концеп­ции примата международного права. Таким образом, Украина отказывалась от советской практики двойных стандартов: одни для международного сообщества, а другие для внутреннего пользования. Такая порочная практика СССР особенно была характерна для сферы прав человека. Конечно, провозгласить свою приверженность примату международного права проще, чем реализовывать эту концепцию в деятельности государствен­ных органов, тем более имея такое тяжелое наследие тоталитар­ного периода. Вместе с тем большим политико-правовым дос­тижением Украины является закрепление идеи верховенства норм международного права над нормами внутригосударственного права в своем конституционном и текущем законодательстве. Так, ч.1 ст.9 Конституции Украины устанавливает: «Действую­щие международные договоры, согласие на обязательность ко­торых дано Верховной Радой, являются частью национального законодательства Украины».

    В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона Украины «О междуна­родных договорах Украины» при расхождении правил междуна­родного договора Украины с правилами внутреннего законода­тельства нашего государства следует применять правила между­народного договора 1 . Данные положения свидетельствуют о признании Украиной авторитета международного права и его верховенства над нормами внутригосударственного права.

    Поэтому всестороннее познание и сис­темное изучение международного пра­ва имеет важное практическое значение для подготовки юри­стов высшей квалификации.

    1. Понятие и специфика международного права

    как особой системы права

    Международное право - это система юридических норм, ре­гулирующих отношения между государствами и иными субъектами международного права, создаваемых путем согласования позиций участников этих отношений и обеспечиваемых в случае необ­ходимости индивидуальным или коллективным принуждением.

    Международное право является особой системой права, от­личной от внутригосударственной системы права. Специфика системы международного права объясняется, прежде всего, осо­бенностями объекта регулирования, его субъектов, порядком создания и функционирования норм международного права.

    Объектом регулирования нормами международного права выступают общественные отношения, складывающиеся между акторами (действующими лицами) международной системы. Причем сама эта система имеет существенные отличия от внут­ригосударственной системы по образующим ее элементам, характеру их связи, взаимодействия и взаимопроникновения, пре­дупреждению и устранению конфликтных ситуаций.

    Так, главными элементами внутригосударственной системы являются граждане, юридические лица и государственные орга­ны. Отношения во внутригосударственной системе - это, прежде всего, властные отношения, осуществляемые законодательными, исполнительными и судебными органами власти. Основными же акторами международной системы выступают суверенные го­сударства, народы, реализующие право на самоопределение, и межправительственные организации, над которыми нет органи­зации политической власти. Отношения между ними носят не субординационный, а координационный характер.

    Субъектами внутригосударственного права являются инди­виды, юридические лица и государственные органы. При этом главным актором внутригосударственной системы выступает гражданин. Именно граждане создают государство и его орга­ны, чтобы они служили ему в соответствии с нормами внутри­государственного права. Субъекты международного права - это суверенные государства, народы, реализующие право на само­определение, межправительственные организации (ООН, МОТ, ИМО и др.), государственноподобные образования (ранее - Данциг, Западный Берлин, ныне - Ватикан). Следует под­черкнуть, что правоприменительной международной правосубъ­ектностью обладают индивиды и неправительственные орга­низации (Гринпис, Международная амнистия, Ассоциация международного права и др.). Главными же акторами междуна­родной системы являются суверенные государства, на основа­нии волеизъявления которых образуются вторичные или произ­водные субъекты международного права - межправительствен­ные организации и государственноподобные образования.

    Для международной системы характерно отсутствие законо­дательного органа. Поэтому порядок создания норм междуна­родного права отличен от процедуры создания внутригосудар­ственных норм права. Нормы международного права создаются путем согласования позиций субъектов международного права и воплощаются в международных договорах или обычаях.

    Особенностью международной системы является также то обстоятельство, что в ней нет судебных и исполнительных орга­нов с функциями, идентичными тем, что есть в любой внутри­государственной системе. А это означает, что порядок функционирования и применения норм международного права отлича­ется от аналогичного порядка внутригосударственного права. В международном праве главенствующими принципами осуще­ствления его норм являются добросовестное выполнение взя­тых обязательств и факультативная судебная юрисдикция.

    Все эти факты свидетельствуют о том, что международное право - это самостоятельная и специфическая система права. Однако, несмотря на специфику этой системы регулирования международных отношений, она является системой правовых норм, т.е. юридически обязательных предписаний. Именно это отличает данную систему от других способов регулирования международных отношений, например от международной мо­рали и международной вежливости, с которыми международное право взаимодействует. Также существует взаимовлияние меж­дународного права и внешней политики государства, под кото­рой понимается общий курс его деятельности на международ­ной арене. Внешняя политика должна осуществляться в право­вых рамках, т.е. соответствовать нормам международного права. Ни в коем случае внешнеполитические интересы государства не могут служить оправданием отступления от требований между­народного права. В свою очередь внешняя политика и диплома­тия как важнейший способ ее осуществления призваны содей­ствовать ускорению создания международно-правовых норм, необходимых для регулирования определенных отношений, с целью обеспечения их стабильности и поступательного раз­вития.

    Следует также подчеркнуть, что международное право - это не просто совокупность юридических норм, а система права, состоящая из тесно взаимосвязанных элементов (отраслей, ин­ститутов и норм), объединенных вокруг системообразующего элемента - основных принципов международного права.

    Необходимо обратить внимание на то, что международное публичное право или просто международное право (оба поня­тия идентичны и широко используются в юридической литера­туре) отличается от международно-частного права. Последнее представляет собой комплексное правовое образование, состоя­щее из норм внутригосударственного права, регулирующих граж­данско-правовые, трудовые и семейные отношения с иностран­ным компонентом. Международное право и международное част­ное право взаимодействуют друг с другом, но, по сути, это разные правовые явления.

    2. Источники международного права

    Термин «источники международного права» давно нашел признание в теории и практике. Юрист из Финляндии В. Хей-сканен пишет, что «концепция источников представляется од­ной из наиболее устоявшихся и вместе с тем сложных творе­ний международно-правовой доктрины». Посвященная источ­никам литература весьма обширна.

    Поскольку источники являются официально-юридической формой существования норм, то круг источников должен быть установлен самим международным правом.

    В п. 1 ст. 38 Ста­тута Международного Суда ООН закреплено общее положение в отношении источников международного права: «Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании междуна­родного права, применяет:

    а) международные конвенции, как общие, так и специаль­ные, устанавливающие правила, определенно признанные спо­рящими государствами;

    b) международный обычай как доказательство общей прак­тики, признанной в качестве правовой нормы;

    с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

    d) с оговоркой, указанной в статье 59 (в которой устанавливается, что решения Суда обязатель­ны только для участвующих в деле сторон и только по данному делу, не являются источником права, а признаются лишь вспо­могательным средством, позволяющим определить правовые нормы), судебные решения и доктрины, наиболее квалифицированных специалистов по пуб­личному праву различных наций, в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм».

    Следует отметить, что толкование положений данной статьи не отличается единообразием оценок среди специалистов. Од­нако юристы-международники и международное сообщество практически единодушны в признании в качестве основных ис­точников международного права международного договора и международного обычая.

    3. Система и структура международного права

    Система международного права представляет собой комплекс юридических норм, характеризующийся принципиальным един­ством и одновременно упорядоченным подразделением на от­носительно самостоятельные части (отрасли, подотрасли, ин­ституты). Материальным системообразующим фактором для международного права служит система международных отно­шений, которую оно призвано обслуживать. Основными юриди­ческими и морально-политическими системообразующими фак­торами выступают цели и принципы международного права.

    Системе международного права присуща характерная для нее структура. Под структурой понимаются внутренняя ор­ганизация системы, расположение и соединение ее элемен­тов, характер их взаимосвязи. Иными словами, это внутрен­няя форма системы, определенная упорядоченность ее час­тей. Устойчивость целого зависит от устойчивости связей между его частями. От характера связей зависит характер системы в целом.

    Таким образом, система международного права опирается на комплекс целей и принципов, обладает характерной для нее структурой, определенными методами формирования и функционирования, развивается в соответствии с присущими ей закономерностями. Существование этой системы объектив­но обусловлено, поскольку лишь в качестве достаточно организованной системы современное международное право в со­стоянии выполнять свои функции.

    1. Международное право в период вооруженных конфликтов (2)

      Реферат >> Государство и право

      Выражение объективные закономерности развития международных отношений. Система международного права , являясь отражением постоянно... или иной отрасли права в системе международного права связывается с наличием универсального международно -правового акта. Такие...

    2. Международное право как особая система права

      Реферат >> Государство и право

      Ответственности и санкции, допускаемые международным правом . 3. Система международного права . Система международного права – это совокупность международных норм, институтов, отраслей международного права , взятых в своем...

    3. Понятие международного права (2)

      Реферат >> Государство и право

      Воздушного права ; международного космического права ; международного экономического права ; права международной безопасности; международного экологического права ; международного атомного права . ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, система международного права – это...



    Просмотров