Возникновение института. Возникновение института президентства

Как отрасль права прежде всего представляет собой большой и разнообразный массив правовых норм. Это не просто совокупность норм, а внутренне организованная система.

Первичные элементы этой системы - правовые нормы выстраиваются во взаимосвязанные между собой группы, образуя институты и подотрасли, а их реализация порождает правоотношения с определенным составом участников или субъектов конституционных правоотношений.

Первичный элемент отрасли конституционного права - ее нормы.

Нормы конституционного права в самом общем виде - нормы права, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли.

Нормам конституционного права характерны все признаки юридических норм, присущие данному виду правил поведения и характерные для любой отрасли права, т.е. безотносительно их отраслевой принадлежности.

Такие качества называются общими признаками нормы права:

Общеобязательность;

Установление государством;

Обеспечение реализации с помощью системы государственных гарантий;

Защита специальными государственно-правовыми средствами, в том числе путем принуждения и т.д.

Наряду с общими чертами нормам конституционного права присущ ряд специфических признаков , предопределяемых характером предмета конституционного права.

1. Нормы конституционного права отличаются от норм других отраслей права по степени важности .

Они обладают особой значимостью и регулируют наиболее важные общественные отношения, относящиеся по своей природе к публичным. Среди них особо выделяются такие фундаментальные сущностные отношения как основы государственного и общественного строя, основы взаимоотношений личности и государства.

2. Нормы конституционного права выделяются по содержанию и субъектам.

Регулируя широкой круг общественных отношений, они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются. Иначе говоря, субъекты конституционно-правовых отношений являются одновременно сторонами гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и иных отношений.

3. Нормы конституционного права имеют особенность по источникам, в которых они закрепляются.

Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой в системе источников права, - в Конституции РФ. Нормы конституционного права содержатся в таких специфических актах, как декларации, постановления Конституционного Суда РФ и т.д.

4. Нормы конституционного права имеют особенности по их юридической силе.

Речь идет о высшей юридической силе значительной части норм конституционного права - тех, что содержатся в Конституции РФ, а также об особой юридической силе постановлений Конституционного Суда РФ, стоящих над всеми другими видами правовых актов, за исключением Конституции РФ.


5. Особенностью значительной части конституционно-правовых норм является учредительный характер их предписаний .

В данном случае подразумевается прежде всего то качество конституционно-правовых норм, содержащихся в Основном законе государства, как их первичность.

Они, во-первых, закрепляют тип государственного и общественного строя, во-вторых, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют систему права и формы основных правовых актов, принятия их принятии и опубликования, государственное устройство, систему государственной власти и компетенцию государственных органов и т.д.

6. По степени обязательности специфик а конституционно-правовых норм состоит в сочетании императивного (повелительного) характера правового регулирования вместе с дозволительным, который широко используется в конституционном праве при определении и регулировании прав и свобод человека и гражданина.

7. Нормы конституционного права имеют особенности структуры .

Для большинства конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция. Как правило, норма конституционного права содержит только гипотезу и диспозицию, либо только диспозицию. Только в отдельных случаях можно встретить все три элемента, включая санкцию.

Как правило, санкции в отношении нарушения диспозиции нормы конституционного права содержатся в нормах других отраслей права. На этот счет в конституционно-правовой норме, как правило, делается отсылка (например, ч. 3 ст. 41 Конституции РФ «сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом).

8. В отношении норм конституционного права действует особый механизм их реализации.

Особенность выражается в том, что для многих конституционно-правовых норм реализации подразумевает возникновение не конкретных правоотношений, а особого вида отношений общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов РФ в составе РФ).

Общий характер норм конституционного права обусловливает такую особенность механизма их реализации, как издание на их основе других нормативных правовых актов. Отсюда среди норм конституционного права можно встретить немало отсылочных норм (например, чрезвычайное положение на всей территории РФ и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законов (ч. 2 ст. 56 Конституции РФ).

9. Особенность конституционно-правовых норм может быть выделена и с точки зрения специфики субъектов , на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены.

Такими особыми субъектами являются народ, государство, нации и народности, составные части России - субъекты РФ, муниципальные образования, представительные (законодательные) органы государственной власти.

10. В качестве еще одной значительной особенности следует отметить тесную связь норм права с нормами нравственности .

Здесь необходимо принимать во внимание гуманистическую направленность конституционно-правового регулирования. Среди наиболее ярко выраженных совпадений норм нравственности и юридических норм можно назвать положения Преамбулы и с. 21 и 59 Конституции.

Статья 21 устанавливает, что «достоинство личности охраняется государством». В данном случае нравственная категория получает конституционно-правовую защиту.

В ч. 1. ст. 59 Конституции РФ не только обязанностью, но и долгом гражданина РФ называется защита нашего Отечества.

11. Нормы конституционного права отличаются своеобразием (особенностью видов).

КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ

Конституционно-правовые нормы могут быть подразделены по различным основаниям:

1. В зависимости от того, какие функции, цели правового регулирования они обеспечивают.

Первичным является деление норм права на:

- регулятивные - учреждают общественные, государственные институты (например, систему государственных органов), закрепляют права, обязанности людей, полномочия государственных органов, должностных лиц. Они устанавливают порядок осуществления прав и несения обязанностей.

- охранительные - устанавливают меры конституционно-правового принуждения, в том числе и ответственности (роспуск парламента, отрешение от должности президента и т.д.).

Регулятивные нормы делятся на нормы специализированные:

- общие;

- дефинитивные;

- нормы-принципы;

- нормы-цели;

- нормы-гарантии;

- коллизионные;

- оперативные;

Общие нормы - фиксируют в обобщенном виде элементы регулируемых отношений (например, условия правосубъектности - ст. 60 Конституции устанавливает, что российский гражданин может самостоятельность в полном объеме осуществлять свои права и обязанности с 18 лет).

Дефинитивные нормы - вводят определения базовых правовых терминов. Так, ст. 94 Конституции устанавливает, что Федеральное Собрание - парламенте РФ - является представительным и законодательным органом РФ.

Нормы-принципы, нормы-цели - устанавливают исходные для конституционного права, иных отраслей права ценности, направления и способы деятельности. (Основными принципами деятельности Конституционного Суда РФ являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон).

Принцип разделения властей (ст. 10), принципы федеративного устройства РФ (ст. 5).

Гарантийные нормы - направлены на обеспечение гражданских прав, нормальной деятельности органов власти (ч. 4 ст. 109 Конституции РФ предусматривает, что Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации).

Коллизионные нормы - указывают на нормы, подлежащие применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений, определении компетенции органов государственной власти. (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора).

Оперативные нормы - направлены на введение, отмену, изменение содержания других норм (предписания п. 1 Раздела второго Конституции РФ «Конституция РФ вступает в силу со дня официального опубликования по результатам всенародного голосования).

2. По методу правового регулирования, т.е. по приемам м способам правового воздействия на соответствующие общественные отношения, нормы конституционного права подразделяются на:

- управомочивающие -наделяют субъектов правоотношений юридическими благами, т.е. определяют права и свободы, полномочия и условия их реализации (например, каждый в РФ имеет право на свободу и личную неприкосновенность ст. 22 Конституции РФ).

- обязывающие - принуждают к осуществлению определенных действий или бездействия (например, обязанность каждого платить установленные налоги и сборы ст. 57 Конституции РФ).

Особенность конституционно-правовых норм выражается в том, что обязывающие нормы могут быть обращены и к более абстрактным субъектам права, например, к государству, нации (например, в соответствии со ст. 2 Конституции «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»).

Запрещающие - нормы устанавливают запреты, т.е. предписывают воздерживаться от определенных действий (бездействия), определяют факты, которые служат препятствием для применения норм права (например, согласно ч. 4 ст. 3 Конституции «никто не может присваивать власть в Российской Федерации»).

3. По юридической природе и степени обязательности предписаний нормы могут быть:

- императивные - когда в них повелительно предписывается правили поведения (например, в соответствии со ст. 87 и 88 Конституции РФ Президент РФ обязан незамедлительно сообщать палатам Федерального Собрания о введении военного или чрезвычайного положения по предусмотренным конституционным нормам основаниям).

Диспозитивные - как правило, формулируется таким образом, что предоставляется возможность выбора того или иного поведения (ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции если Государственная Дума дважды выражает недоверие Правительству РФ, то Президент РФ соответственно принимает решение об отставке Правительства или распускает Государственную Думу).

4. По функциональному назначению в механизме правового регулирования конституционно-правовые нормы делятся :

Материальные - регулируют содержание правил поведения (действия или бездействия), т.е. отвечают на вопрос, что можно или нужно делать или не делать.

Процессуальные - определяют формы и процедуры реализации правил поведения и отвечают на вопрос: как можно или нужно действовать или бездействовать (например, порядок принятия федеральных законов, порядок роспуска Государственной Думы, ст. 100, 101, 104-109 Конституции РФ).

5. По времени своего действия конституционно-правовые нормы подразделяются на:

Постоянные - не ограничены сроком своего действия (ст. 2 Конституции РФ);

Временные - нормы, в которых указан срок их действия (заключительные и переходные положения);

Исключительные - действуют на случай чрезвычайных обстоятельств и приостанавливают на определенное время действие отдельных постоянных норм (например, при введении военного или чрезвычайного положения).

6. По территории действия нормы конституционного права разграничиваются на те, которые действуют:

В масштабах всей страны - общенациональные, общегосударственные ;

На территории отдельных субъектов - региональные ;

На территории местного самоуправления (муниципального образования) - муниципальные или местные .

В юридической литературе (И.А. Конюхова) приводятся иные виды:

1) нормы - декларации - которые получают закрепление в Преамбуле Конституции РФ (например, ст. 1 Конституции РФ - норма-декларация - РФ- Россия - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления).

Ст. 2 в виде нормы-декларации провозглашает высшей ценностью права и свободы человека.

2) нормы-разъяснения - направлены на раскрытие сущности и основного содержания регулируемых отношений, объекта, предмета, субъекта права.

Например, в ст. 1 Конституции РФ содержится норма-разъяснение о том, что понятия «Российская Федерация» и «Россия» - равнозначны. Такие нормы редко встречаются в конституционном праве и, как правило, отражают специфические, чаще всего, исторические, культурные, национальные особенности развитие страны.

3) Конституция РФ содержит и такой редкий вид норм, как дескриптивные нормы . Так, ст. 65 Конституции РФ описывает структуру или состав России как Федерации.

4) нормы-символы , как правило, употребляются в сочетании с нормами-дефинициями (например, ФКЗ «О Государственном флаге», «О Государственном гербе» и «О Государственном гимне» (от 25 декабря 2000 г.).

Формирование отрасли конституционного процессуального права в такой же мере неправомерно, как выделение отраслей трудового процессуального права, равно как и финансового, земельного и ряда иных. Во всех этих отраслях существуют процессуальные нормы, но участниками их реализации являются сами субъекты конкретного правоотношения, и материальное правоотношение нельзя отделить от процессуального.

2) по юридической силе . Это основание находится в прямой зависимости от того, в каком нормативном правовом акте выражена та или иная норма, от места нормативных правовых актов данного вида в общей системе нормативных актов, а также от разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Наиболее значимые по сфере и уровню правового регулирования нормы закреплены в Конституции РФ , и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции.

НАЗОВИТЕ ВИДЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ ПО РАЗЛИЧНЫМ КЛАССИФИКАЦИЯМ

· обычные (конкретные) нормы: закрепляет частный случай, конкретные общественные отношения. Примером тому может служить норма, установленная той же Конституцией РФ: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд» (ч. 3 ст. 81).

· материальные: определяют содержание деятельности субъектов конституционного права, их полномочия. Например, ч. 1 ст. 105 Конституции РФ устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой РФ, а в ст. 105, 106, 107 и некоторых других Регламента Государственной Думы говорится о порядке, в котором принимаются федеральные законы — рассмотрение законопроектов осуществляется в трех чтениях и т. п.

Классификация норм конституционного права

− материальные − предусматривают содержание правовой нормы («Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей» − ст.56 Конституции Республики Беларусь);

− управомочивающие − определяют права субъектов действовать тем или иным образом («Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в т.ч. от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство» − ст. 28 Конституции Республики Беларусь);

Конституционно-правовые нормы: их особенности и классификация

Различают следующие классификации КПН: — В зависимости от функций: регулятивные и охранительные; — По характеру регулируемых отношений: материальные и процессуальные (процедурные); — По времени действия: постоянные и временные; — По юридической силе: нормы законов и нормы иных НПА.

Охранительные нормы устанавливают меры конституционно-правового принуждения, в том числе ответственности (роспуск парламента, ликвидация политической партии по суду, отрешение от должности главы государства). Они вводят механизмы применения принудительных мер (конституционное судопроизводство, др.).

Как определить гипотезу, диспозицию и санкцию

Санкция представляет собой вид ответственности, которая неизбежна в случае несоблюдения правила, предписанного буквой закона, а также определяет размер такой ответственности. Реже санкция указывает на поощрение за следование предписанному поведению. Главная цель санкции - побуждение субъекта действовать согласно нормативному предписанию.

  1. Часть 2 ст. 110 Конституции представляет собой одну диспозицию и декларирует, что правительство Российской Федерации имеет в своем составе Председателя, заместителей и федеральных министров.
  2. Часть 4 ст. 99 Конституции содержит гипотезу, декларирующую, что если начинает работать Государственная Дума нового созыва, то Государственная Дума прежнего созыва прекращает свои полномочия (диспозиция).
  3. Санкцию имеют статьи Конституции, предусматривающие ответственность (п. 1 ст. 93 Конституции РФ).

Конституционное право

В зависимости от видов субъектов правотворчества все конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, исходящие от государства, муниципальных образований и непосредственно от гражданского общества. Соответственно они принимаются органами государственной власти, органами местного управления и самоуправления и на референдумах.

Однако из общего правила имеются и некоторые исключения. В Конституции Кипра 1960 г. и Конституции Мальты 1964 г. нормы-дефиниции сформулированы в их заключительных разделах. Они определяют ключевые термины и понятия, которые используются в контексте конституций.

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (к примеру, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»).

Дефинитивные нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определœенной правовой категории (к примеру, преамбула Закона Российской федерации «О гражданстве Российской Федерации»:«Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, базовых прав и свобод человека»).

28 Авг 2018 968

Виды конституционно-правовых норм

1. По предмету правового регулирования различают нормы, закрепляющие :

· основы конституционного строя;

· основные права, свободы и обязанности человека и гражданина;

· федеративное устройство РФ;

· основы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

2. По юридической силе (в зависимости от того, в каких нормативных актах они закреплены и какое место они занимают в иерархии нормативных актов):

· нормы права, закрепленные Конституцией РФ (наивысшую юридическую силу имеют правовые нормы, закрепленные в главе 1 Конституции РФ и составляющие основы конституционного строя);

· нормы конституционного права, закрепленные в федеральных конституционных законах и в федеральных законах РФ;

· закрепленные в подзаконных актах - указах Президента, постановлениях Правительства РФ и в иных источниках конституционного права.

3. По функциональной роли в механизме правового регулирования:

· исходные (базовые) нормы : чаще содержатся в Конституции и регулируют отправные, основополагающие общественные отношения. К этому виду правовых норм относятся нормы-начала, или базовые нормы, закрепляющие основы гражданского общества и государственного строя, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, служащие исходным началом для других отраслей права. Исходной нормой можно, например, считать норму, закрепленную в ч. 1 ст. 80 Конституции РФ, которая гласит: "Президент РФ является главой государства". Эта норма лежит в основе других норм, определяющих правовой статус Президента РФ.

· обычные (конкретные) нормы: закрепляет частный случай, конкретные общественные отношения. Примером тому может служить норма, установленная той же Конституцией РФ: "Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд" (ч. 3 ст. 81).

4. По характеру (цели) правового предписания, которое содержится в диспозиции нормы:

· обязывающие: относится норма, диспозиция которой закреплена, например, в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы".

· Запрещающие: может служить диспозиция ч. 2 ст. 34 Конституции РФ: "Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию".

· Управомочивающие: можно отнести диспозиции конституционных норм, регламентирующих полномочия РФ и ее субъектов (ст. 71-73), Президента РФ (ст. 83-86) и других органов, а также закрепляющих права и свободы человека и гражданина. К ним относятся такие нормы, как:"Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени" (ч. 1 ст. 23) или"Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества" (ч. 2 ст. 26).


5. По степени определенности:

· конкретно-регулятивные: в них прямо указывается конкретное право, или обязанность, или запрет на определенный вид поведения. Например, в ч. 1 ст. 78 Конституции РФ записано:"Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц". К конкретно-регулятивным относятся все конституционно-правовые нормы, которые в своей диспозиции содержат указания на субъективные юридические права и обязанности.

· общерегулятивные (дефинитивные): устанавливают такое правило поведения, которое не получает в нормативном акте достаточно четкого выражения, и оно может быть выведено лишь в результате соответствующего анализа. Эти нормы определяют, в частности, цели, принципы, категории. Такой нормой, например, являются: "Президент РФ является главой государства" (ч. 1 ст. 80).

6. По территории действия различаются нормы конституционного права, действующие:

· на территории РФ;

· на территории субъектов Федерации;

· в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление (это одно или несколько поселений).

7. По назначению в механизме конституционно-правового регулирования:

· материальные: определяют содержание деятельности субъектов конституционного права, их полномочия. Например, ч. 1 ст. 105 Конституции РФ устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой РФ, а в ст. 105, 106, 107 и некоторых других Регламента Государственной Думы говорится о порядке, в котором принимаются федеральные законы - рассмотрение законопроектов осуществляется в трех чтениях и т. п.

· процессуальные.

Особенностями конституционно-правовых норм являются:а) их особая важность и значимость, поскольку в них речь идет о правовом регулировании особого среза общественных отношений, связанного с конституционным устройством; б) широта охвата многими из них ре­гулируемых сфер и проблем; в) сравнительно большой удельный вес норм общего характера, которые очень часто не только не исключают, но и предполагают издание на их основе еще и других норм, разъясня­ющих, конкретизирующих и развивающих эти общие нормы; г) значи­тельно больший, чем в других отраслях права, удельный вес таких видов правовых норм, как нормы-декларации, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-программы, нормы-определения, нормы-разъяс­нения и др.; д) преобладание в них императивного (повелительного) характера правового регулирования, в отличие от дозволительного, ко­торый широко используется в конституционном праве лишь при опре­делении прав и свобод человека; е) высшая юридическая сила боль­шинства этих норм, обладающих в своем действии приоритетом перед другими правовыми нормами; ж) нередкое отсутствие в этих нормах таких обычных структурных элементов правовых норм, как гипотез (т.е. условий применения норм) и особенно санкций; з) особый поря­док и процедура принятия, изменения и отмены этих норм в сравнении с другими правовыми нормами.

Большинство из них содержит конкретные обще­обязательные правила поведения и предполагает или прямо ука­зывает на возможность принудительного обеспечения. В них час­то можно выделить: гипотезу, диспозицию и санкцию. Но во многих нормах санкция отсутствует, в иных же нет и гипотезы. Специфика конституционно-правовых норм состоит в следующем: значительная их часть содержится в Конституции РФ, конституциях (уставах) субъектов РФ, т.е. в первичных учредительных актах; они закрепляют принципиальное политическое, социально-экономическое, духовно-культурное устройство общества; они детально определяют устройство институтов народовластия, таких как выборы, референдумы, парламент, президент, судебные органы, политические партии, средства массовой информации, т.е. непосредственно выражают исходные интересы общества, программируют его развитие; они часто выступают в качестве стандартов, правовых эталонов для иных отраслей права. Нормы административного, уголовного, гражданского права, других отраслей призваны детализировать исходные нормы конституционного права, наполнять их собственным отраслевым содержанием и не могут им противоречить. Как и в других отраслях права, по характеру предписания КПН бывают:

- императивными , в которых правило поведения не оставляет субъекту никакой свободы выбора, а четко предписывают посту­пать в соответствии с указанием. Пример (ст. 116 Конститу­ции): «Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои пол­номочия»;

- диспозитивными, в которых субъекту предоставляется воз­можность воспользоваться или не воспользоваться своим правом, выбрать одно из действий, предусмотренных в данной норме. Пример (ч. 1 ст. 85 Конституции): «Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами госвласти РФ и органами госвласти субъ­ектов...». Некоторые рас­сматривают обязывание и дозволение как проявление различных приемов и способов правового воздействия на общественные от­ношения, совокупность которых образует метод конституцион­но-правового регулирования. Но для такого вывода нет достаточ­ных оснований, поскольку обязывание и дозволение свойствен­ны нормам практически всех отраслей права и, следовательно, никакой специфики конституционного права не выражают. Группа правовых норм, объединенных известной общностью конкретной цели или сферы регулирования, образует правовой институт. Такими институтами, например, являются личные пра­ва и свободы граждан, избирательное право, парламент и т. д. Понятие правового института не может быть очень четким, по­скольку границы между институтами условны и весьма подвиж­ны, одна и та же норма может рассматриваться как часть двух и более правовых институтов.

Различают следующие классификации КПН: - В зависимости от функций: регулятивные и охранительные; - По характеру регулируемых отношений: материальные и процессуальные (процедурные); - По времени действия: постоянные и временные; - По юридической силе: нормы законов и нормы иных НПА.

Регулятивные нормы учреждают общественные, государственные институты (например, систему государственных органов), закрепляют права, обязанности людей, полномочия органов, должностных лиц. Они устанавливают порядок осуществления прав, несения обязанностей.

Охранительные нормы устанавливают меры конституционно-правового принуждения, в том числе ответственности (роспуск парламента, ликвидация политической партии по суду, отрешение от должности главы государства). Они вводят механизмы применения принудительных мер (конституционное судопроизводство, др.).

Регулятивные нормы в свою очередь делятся на нормы специализированные: общие, дефинитивные, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-гарантии, коллизионные, оперативные, а также на обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.

Общие нормы фиксируют в обобщенном виде элементы регулируемых отношений, например условия правосубъектности. Так, ст. 60 Конституции РФ устанавливает, что российский гражданин может самостоятельно в полном объеме осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.

Дефинитивные нормы вводят определения базовых правовых терминов. Так, ст. 94 Конституции РФ устанавливает, что Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Нормы-цели, нормы-принципы устанавливают исходные для конституционного права, иных отраслей права ценности, направления и способы деятельности. Так, основными принципами деятельности конституционных (уставных) судов в России являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон (например, ст. 5 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г.).

Гарантийные нормы направлены на обеспечение гражданских прав, нормальной деятельности органов власти. Например, ст. 39 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Часть 4 ст. 109 Конституции РФ предусматривает, что Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

Коллизионные нормы указывают на нормы, подлежащие применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений определении компетенции тех или иных органов. Коллизионным является правило ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в том, что международные договоры Российской Федерации обладают приоритетом по отношению к законам страны.

Оперативные нормы направлены на введение, отмену, изменение содержания других норм. Оперативный характер имеет предписание п. 1 Раздела второго Конституции РФ, гласящее, что Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.

Управомочивающие нормы закрепляют правовые возможности участников правовых отношений путем установления их полномочий и прав. Таково правило ч. 4 ст. 125 Конституции РФ о праве граждан, судов на обращение в Конституционный Суд РФ.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность граждан, органов, организаций совершать определенные положительные действия. Обязывающей нормой является правило о том, что при вступлении в должность Президент РФ приносит присягу (ст. 82 Конституции РФ). Статья 57 Конституции РФ гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц, органов, организаций воздерживаться от четко описанного в них поведения. Законодатель, например, устанавливает, что Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

История средневекового университета

Жак Верже

Рождение университета.

В истории средневекового университета можно выделить три этапа.

Первый связан с моментом возникновения университета как социального института. Ключевым событием при этом явился сам факт создания университетов в Париже и Болонье. Несмотря на имеющиеся между ними различия, эти университеты были самы­ми популярными вплоть до конца Средних веков.

Начнем изложение с истории возникновения Университета в Болонье, который заслужил звание старейшего университета Европы. Точную дату его возникновения установить не удалось. Но для нас более важно то, что Болонский университет унаследовал древние традиции подготовки правоведов. В Болонье частные школы права действовали уже со второй половины XI в. И хотя история их возникновения туманна, контекст, определивший их судьбу, вполне очевиден: он был обусловлен ранним возрож­дением городов Северной Италии, возрождением письменного права как раз в тех местах, где, начиная с 1075 г., развернулись основные события, связанные с крупнейшей по­литической конфронтацией папства и империи.

Успехи болонских школ права были настолько общепризнанными, что император - Фридрих I Барбаросса в 1155 г. взял болонских студентов под свое личное покрови­тельство, подчинив их только юрисдикции преподавателей или епископа Болоньи. Вместе с тем отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что до 1180 г. болонские школы представляли собой что-то отличное от частных школ, которые по своему соб­ственному усмотрению открывали и вели частные учителя, обучавшие студентов, вступав­ших с ними в соглашение и плативших им гонорар (collectae) в качестве платы за учебу. Решающие изменения произошли в 1180-1190 гг. Численность студентов, многие из которых были выходцами из других стран (Германия, Франция, Англия) стремительно растет. В соседних с Болоньей городах возникают конкурирующие школы (Модена). В самой Болонье, коммуна которой становится все более независимой, предпринимаются шаги, направленные на усиление контроля над преподавателями и студентами, вызван­ные, в частности, стремлением воспрепятствовать их возможному уходу в другие города. Преподаватели, в большинстве случаев граждане Болоньи, дают согласие на то, чтобы принести коммуне клятву о том, что они не предпримут шагов по переводу studium в какой-нибудь другой город. В свою очередь студенты начинают организовываться в «нации» (Землячества.- Прим. редакции). Есть данные, свидетельствующие о том, что уже в 1191 г. здесь была ломбардская нация. Вскоре студенты объединяются в «университеты», во главе которых стоит избираемый ими ректор. Объединение в университет служило гарантией взаимопомощи1, защиты студентов от притеснений со стороны местных жителей и властей. Несколько неудачных попыток, приходящихся на 1230-1240 гг., наконец, по всей видимости увенчались успехом: складывается класси­ческая болонская система двух университетов - университета цитромонтанов и универси­тета ультрамонтанов. В отличие от преподавателей ректоры университетов отказались

принести присягу в том, что университеты не покинут город; в свою очередь коммуна с согласия преподавателей предпринимает попытки с помощью статутов (1211, 1216- 1217 гг.) yстановить свой контроль за ходом развития университетов, которые к этому времени себя не только конституировали, но и получили поддержку от папы. Провоз­гласив себя защитником «студенческих свобод», последний ухитрился распространить свою власть и на те институты, которые до тех пор имели светский характер. В 1219 г. папа принимает решение, что отныне верховная власть над университетом будет при­надлежать архидьякону Болоньи, который получает право присуждать licentia на основе жестких экзаменов, а присуждение степеней становится делом магистров.

Борьба за университет носила затяжной характер. В конце концов энергия студен­тов, растущая угроза самой возможности существования studium в Болонье в лице университетов, появившихся в Ареццо (1215 г.), в Падуе (1222 г.) и в Неаполе (1224 г.), и, наконец, доброжелательная позиция, которую заняли коммунальные власти Болоньи (большинство голосов в них принадлежало популистам), позволили достичь компромис­са. Город признал независимость университетов, которые подпали под юрисдикцию своих ректоров. В свою очередь он предоставлял студентам необходимые условия для проживания, питания, получения кредитов и судебной защиты, а также некоторые права, которыми пользовались граждане Болоньи. Эти условия, оговоренные коммунальным статутом 1245 г., были торжественно ратифицированы лишь в 1274-1290 гг.

Для того чтобы понять смысл происходившего, нужно учесть специфику болонских студентов: студенты права обычно были людьми взрослыми, часто из знатных семей, порой они уже занимали те или иные должности и получали бенифиции. Таким обра­зом, болонские студенты были людьми независимыми и самостоятельными. В свою очередь преуспели и студенческие университеты, фактически установив полный контроль над организацией и ходом занятий. Именно они теперь нанимали преподавателей, заключая с ними ежегодные контракты, в которых оговаривалась сумма выплачиваемого ими гонорара, устанавливался порядок чтения отдельных книг из числа Corpus iuris civilis или же Corpus iuris canonici. О такой системе мы узнаем из старейшего университет­ского устава 1252 г. Можно считать, что этот устав символизирует момент стабилизации университета как общественного института.

Таким был путь, который завершился рождением университета, послужившего прототипом для всей Южной Европы как модель студенческого университета. И нет ничего удивительного в том, что доктора (хотя они и не утрачивали свой неоспоримый престиж, и в конце концов объединились в свои коллегии) посчитали себя в институцио­нальном плане ущемленными. Одновременно отметим, что сам факт возникновения модели юридического университета сыграл важную роль в широкой консолидации юри­стов самых разных государств Западной Европы.

На протяжении XIII в. в Болонье складываются и другие виды подготовки, во многом порожденные потребностями университетов права. Конечно, школы «искусств» здесь действовали еще до 1220 г. Подготовка студентов, посещавших такие школы (мно­гие из них впоследствии собирались стать правоведами) включала изучение грамматики и риторики (в виде ars distaminis, т. е. эпистолярного искусства), большой курс логики. При этом естественная философия почти не изучалась. Около 1260 г. в Болонье появляют­ся медицинские школы. Постепенно складывается университет свободных искусств и ме­дицины. В качестве независимого этот университет был признан университетами права и коммуной только в 1316 г.

Парижский университет возник почти одновременно с Болонским, но от последнего он отличался качественно. Своим возникновением Парижский университет был обязан школам, которые появились в Париже в конце XI в. Говоря так, мы должны отличать традиционные церковные школы, главной среди которых была школа кафедрального собора Нотр-Дам, и частные школы, открываемые независимыми преподавателями, которые, правда, обязаны были, по крайней мере после 1150 г., получать лицензию на право обучать у канцлера Нотр-Дамского собора. Школа Нотр-Дам была школой теологии; во второй половине XII в. ее возглавлял ряд известных ученых, таких как Петр Ломбардский, Петр Коместор и Гетр Хантер, составивших учебные руководства, ко­торые определили содержание теологической подготовки вплоть до конца средневековья.

В конце XII в. эти школы переживали период расцвета. Все большее число студентов, зачастую выходцев из отдаленных уголков Европы (Англия, Германия, Италия) приходи­ли учиться в них. Быстрый, слабо контролируемый рост числа учащихся повлек за собой возникновение ряда проблем как материального (вопросы жилья, питания, общест­венного порядка), так и институционального, интеллектуального плана. Новых магистров раздражало наличие хотя и ограниченной, но все-таки власти над ними, в соответствий с которой епископ и канцлер претендовали на руководство; последние же в свою очередь, были обеспокоены неконтролируемым ростом числа школ, беспорядочностью в обучении. Главная же опасность, по их мнению, заключалась в развитии «доходных дисциплин» (права) и успехах аристотелевских философских текстов, которые в это время пере­водились здесь же, в Париже. С учетом сказанного возникновение Университета в Париже можно рассматривать как результат компромисса между всеми заинтересованными сторонами.

Университет позволил магистрам, в том числе и свободных искусств, уже в 1208- 1210 гг. объединиться в автономный цех, разработать свои статуты, кооптировать своих новых коллег, выйти из-под непосредственного контроля и подчинения канцлеру Нотр-Дамского собора - короче, оформить университет в том смысле, как это уже было определено. В свою очередь церковная власть вместе с уже действующими преподава­телями, в частности магистрами теологии, извлекла для себя пользу из института обя­зательных программ, строгих экзаменов и полученных гарантий против беспорядочного создания новых школ, анархии в классификации дисциплин. Университет обязывался в самой специализации, в различиях факультетов демонстрировать свое уважение к принятым классификации и иерархии, на которых покоилась система традиционного христианского знания.

Этот компромисс был достигнут в ходе борьбы, которая длилась вплоть до 1231 г. На самом деле конфликт продолжался бы и дольше, если бы в ход событий не вмешались король Франции и папа, принявшие на себя роль посредников. Еще в 1200 г. король наделил студентов привилегиями клириков, а папа в 1215 и 1231 гг. торжественно пожаловал университету его первые официальные статуты. Вместе с тем эта поддержка была сбалансирована другими факторами. Папство, в частности, намеревалось в даль­нейшем выступить в роли наблюдателя за организацией обучения, создать такой новый институт, который бы послужил его целям: защите и пропаганде ортодоксальной церковной доктрины от угрозы ереси, подготовке квалифицированных теологов и про­поведников. Запретив изучение гражданского права в Париже в 1219 г. в связи с его богохульным характером, отцы церкви не тратили попусту время на уговоры университета включить в его состав теологические школы новых орденов (1220 г.) несмотря на ярост­ный спор между нищенствующими монахами и светскими магистрами (1250-1256 гг.), который со всей силой развернулся в связи с этим вопросом.

В ходе диспута и в по­следующие годы в Парижском университете завершилось формирование тех институтов, которые и определяли его облик вплоть до конца Средних веков, включая органи­зацию четырех наций (с 1220 г.), создание института ректора, который избирался из числа магистров искусств (около 1240 г.), наличие высших факультетов со своими уставами и деканами (около 1260 г.).

На всем протяжении этого долгого конфликта университет объединял магистров. И на самом деле, Парижский университет был университетом магистров, т. е. федера­цией школ, в которых магистры, располагая личной властью над своими учениками в рамках отдельной школы, с помощью советов и избираемых официальных лиц, кол­лективно управляли всем studium, придерживаясь общих правил обучения и сдачи экзаменов. Как уже отмечалось, большинство среди магистров, доминировавших в нациях и во время выборов ректора, составляли молодые магистры искусств, которые" зачастую сами были еще студентами или собирались стать таковыми на факультетах теологии, права и медицины. Этот факт оказал безусловно демократическое влияние на жизнь Парижского университета.

Мы уделили так много внимания двум старейшим университетам Европы только потому, что вплоть до окончания средневековья эти университеты продолжали оставаться самыми известными; они располагали крупнейшим педагогическим корпусом; географи­чески их влияние простиралось далеко. Одновременно они выступали в роли эталона для большинства вновь создаваемых университетов. После достаточно подробного рас­смотрения история возникновения университетов Болоньи и Парижа, перейдем к более

конспективному изложению материала, касающегося дальнейшей истории университе­тов.

По времени возникновения некоторые из европейских университетов были почти ровесниками Болонье и Парижу. Как уже отмечалось, медицинские школы Салерно не пережили этап интенсивного развития в XIII.; уставы, которыми их в 1231 г. наделил император Фридрих II, определили систему присуждения степеней, но не предоставили им независимости. Вместе с тем как раз в XIII в. медицинские школы Монпелье, которые действовали по крайней мере уже в 1130-х гг., становятся подлинным «универ­ситетом медицины». Статуты этого университета, полученные в 1220 г. от папского легата, отдали его под власть церкви, установив главенство докторов над studium.

В эти же годы возникает и Оксфордский университет. Выбор местонахождения первого университета Англии в небольшом городке, в котором даже не было резиденции епископа, не может не удивить. Но не следует забывать, что в Оксфорде на протяжении длительного времени размещался ряд церковных учреждений, наличие которых и могло послужить отправной точкой для университета. Во всяком случае, даже с учетом ряда заимствований из практики Парижского университета, повлиявших на становление Оксфорда, следует признать, что этот университет безусловно был автохтонным, ориги­нальным. Уже в середине XII в. в Оксфорде действовали школы; зачаточные формы университетской организации здесь наблюдаются уже в 1200 г., т. е. прежде чем первые папские статуты (1214 г.), впоследствии дополненные королевскими хартиями, опреде­лили его первые институты (канцлер, прокторы наций, «конгрегации» магистров), с гарантией его независимости от Линкольнского епископа, местного населения и граждан­ских властей.

Вплоть до конца средневековья создание университетов шло двумя путями - спон­танно или организованно (по решению гражданской или церковной власти).

Первый предполагал наличие группы студентов и магистров, покинувших свой родной университет в результате конфликта с локальными властями. Эта группа переселялась в другой город, где и основывала свой новый университет. Миграции такого рода обычно были временными: по мере разрешения спорных вопросов магистры с учениками возвращались обратно. Однако в тех случаях, когда условия для университета оказыва­лись благоприятными, в итоге мог возникнуть новый университет.

Как раз так произошло в случае Кембриджа, в который перешли магистры и сту­денты из Оксфорда между 1209 и 1214 г. из-за ареста и наказания нескольких сту­дентов по приказу властей. Во Франции старые школы Орлеана и Анжу своим возник­новением безусловно обязаны исходам магистров и студентов из Парижа в 1229- 1231 гг. (члены университета предъявили иск за смерть нескольких студентов от рук королевских сержантов). Хотя, как уже отмечалось, официальный статус Университета Париж получил значительно позже.

Особо интенсивно этот процесс проявил себя в Северной Италии, которая стала центром университетских миграций по всей вероятности в силу особенностей экономи­ческого развития, наличия конкурирующих городов, государств, а также в силу своей системы студенческих университетов, отличавшихся особой мобильностью. Различного рода конфликты, омрачавшие в первой половине XIII в. отношения между Болонским университетом, с одной стороны, коммуной и императором - с другой, неоднократно разрешались на пути таких расколов. Но лишь в одном-единственном случае раскол завершился рождением нового университета - Университета в Падуе (1222 г.). Однако в ходе дальнейшей истории после 1260 г. он не проявил себя чем-нибудь заслуживаю­щим упоминания. В числе таких университетфв Университет в Реджио-Эмилии (возник около 1188 г.), университеты Виченцы1 (возник между 1204 и 1209 гг.), Ареццо - 1215 г. (прекратил свое существование около 1260 г.), Верцелли (возник в результате миграции из Паудуи между 1228 и 1244 гг.) и Сиене (1246-1252 гг.). Все эти уни­верситеты, ярко вспыхнув, спустя несколько лет исчезли, оставив после себя след в па­мяти, который послужит основанием для ряда попыток их повторного возрождения в XIV в.

К XIII в. относятся и первые попытки церковных и светских властей, связанные с организацией («насаждением») университетов. Чаще всего такие решения принимались по отношению к городам, где уже существовали школы, которые могли послужить базой для нового университета. Само собой, такие акты подразумевали обращение к моделям, уже апробированным университетской практикой. Практику организации новых университетов следует рассматривать и через призму социальных и политиче­ских целей, которые изначально закладывались в проекты новых учреждений, хотя и не всегда они последовательно и полностью реализовались в жизни.

В числе подобного рода учреждений - Университет в Неаполе, созданный как бы в противовес Болонскому по инициативе Фридриха II с целью подготовки юристов, в которых он нуждался. Этот университет был первым в ряду учрежденных. Хотя универ­ситет управлялся представителями короля, ему был гарантирован минимум корпоративной организации, который позволяет вести речь об университете. По всей вероят­ности, в связи с трудностями развития Южной Италии такого типа управление в ней в XIII в. не получило распространения, несмотря на ряд «общих реформ», которые провели Фридрих П, его непосредственные преемники и представители Анжуйской ди­настии.

Во Франции первый случай организации университета связан с Университетом в Тулузе, который возник в соответствии с условиями Парижского договора, заключен­ного после похода против катаров и Тулузского герцогства (1229 г.). Эта попытка была весьма непопулярной у населения; потребовалось немало усилий прежде чем она увенча­лась успехом. Успех был достигнут после отказа от первоначального замысла, положен­ного в основу его создания. Вместо теологического университета, преследующего цель обратить население в истинную веру, в Тулузе возникает университет преимущественно юридического характера, отвечавший интересам жителей Юга Франции.

Перечень такого рода «созданных» университетов нужно пополнить и университе­том, который папа Иннокентий IV организовал в самой курии (studium curiae, 1245 г.).

На Пиренеях, начиная с XIII в., политические власти все явственнее вмешиваются в процесс развития университетов. Этот факт, по всей вероятности, был вызван стрем­лением испанских монархов взять в свои руки всю организацию королевств, по мере " того, как они возникали в ходе Реконкисты. Уже к 1208 г. Альфонс VIII, король Кастильи, вводит плату учителям кафедральной школы Паленсии. Трудно сказать, насколько такая привилегия, подтвержденная папской буллой от 1220 г., способствовала возникновению здесь университета. Но как бы то ни было, studium Паленсии, в рамках которого на протяжении ряда лет обучение велось главным образом в области теологии и свобод­ных искусств, около 1250 г. прекращает свое существование. В это время королевское покровительство простирается уже на Саламанку. Как отмечал летописец-хронист, зимой 1218-1219 гг. Альфонс IX из Леона учредил в Саламанке университет. Королевские привилегии, подтвержденные папской буллой 1255 г. и повторенные в известном юри­дическом сборнике Siete partidas (около 1260 г.), со всей определенностью говорят о наличии в Саламанке подлинного studium generale, действовавшего под надзором мест­ных церковных иерархов. Вместе с тем этот университет был наделен всеми тради­ционными привилегиями. По своей структуре (а о ней мы узнаем из ряда более поздних уставов- 1411 и 1422 гг.) университет был смешанного характера, с преобладанием элементов Болонского, а не Парижского университета. Другой studium generale такого же типа в конце века был учрежден в Вальядолиде. Он получил признание со стороны короля Кастильи; папство же вплоть до 1346 г. не признавало за ним статуса уни­верситета.

Университет в Лиссабоне аналогичен только что рассмотренным. Он был основан и признан Денисом, королем Португалии, и рядом церковных сановников королевства (цистерцианским аббатством Альнобачи, в Частности) около 1288 г. Факт учреждения в 1290 г. был подтвержден nartofl.

В результате к концу XIII в., несмотря на свою малочисленность, университеты превратились в важнейшие центры культурной жизни Европы, места, связанные с по­лучением и распространением «идей, центры подлинной «интеллектуальной энергии», подготовки светской и церковной элиты. К 1300 г. было создано 18 studia generalia, из них 15 или 16 (с учетом Университета в Салерно) в это время, безусловно, действо­вали. В некоторых из них обучалось по нескольку тысяч студентов, представлявших различные регионы Европы. Некоторые из университетов вплоть до окончания средних веков (Болонья, Париж, Монпелье, Оксфорд, Падуя, Саламанка, Кембридж) -

оставались центральными. Другие же, более мелкие, сыграли важную роль в жизни своих регионов.

Университеты в конце Средневековья. Как свидетельствуют данные, новые универси­теты, по всей вероятности даже с большей интенсивностью, продолжали возникать на протяжении и XIV, и XV вв., что само по себе ставит под сомнение справедливость традиционного утверждения, согласно которому в конце средневековья университеты приходят в упадок.

Можно считать, что первый этап становления университетов завершился к 1378 г., к моменту начала Великой схизмы. К этому времени был признан университетский статус тех центров, которые были основаны до 1300 г.; в числе них университеты Орлеана, Анжер, Вальядолида, За период с 1300 по 1378 гг. было создано 19 новых университетов, в том числе в Лериде (1300 г.), Авиньоне (1303 г.), Риме (1303 г.), Перуджи (1308 г.), Тревизо (1318 г.), Кахоре (1332 г.), Гренобле (1339 г.), Пизе (1343 г.), Праге (1347 г.), Флоренции (1349 г.), Перпиньоне (1350 г.), Ареццо (1355 г.), Сиене (1357 г.), Павии (1361 г.), Кракове (1364 г.), Оранже (1365 г.), Вене (1365 г.) и Пече (1367 г.). К 1378 г. в Европе действовало 28 (или 31, если в это число включить Салерно, Верону и Лукку) полноценных университетов.

Не вдаваясь в детали хода основания этих университетов, рассмотрим лишь особенности самого процесса. Прежде всего, бросается в глаза тот факт, что в этот период все более решающей становится инициатива самих властей, церковных или, а это происходило все чаще, светских. Наличие старых школ или - шире - наличие благоприятного со­циального и культурного окружения остается общим и необходимым условием, гаран­тирующим успех предприятия по основанию нового университета. В Авиньоне, Перуджи и Праге, например, возникновение университетов шло по пути придания универси­тетского статуса крупнейшим школам, которые до этого существовали здесь. Но есть и другие примеры: в Тревизо и Гренобле подобных школ не было, в связи с чем университеты здесь насаждались совершенно произвольно, чаще всего они влачили жалкое существование или исчезали вообще через несколько лет после основания. Можно утверждать, что на протяжении всего рассматриваемого периода вплоть до 1378 г., т. е. на протяжении всего XIV в., возникли лишь небольшие и слабые универ­ситеты, в которых обучалось малое число студентов. Единственным исключением явил­ся Университет в Праге.

Большая часть этих университетов (15 из 19) были организованы в Южной Европе. Основным в них был факультет права, прочие же факультеты или попросту отсутствовали, или же были крайне малочисленными, с посредственным уровнем подготовки. Как правило, статуты в этих университетах разрабатывались по болонскому образцу, при этом они дорабатывались с учетом местных особенностей. Их авторы старались избежать разде­ления студенческих университетов и докторских коллегий, характерного для системы Университета в Болоньи.

Если сделать исключения для Парижа и Оксфорда, то можно считать, что Южная Европа была более благоприятной для университетов. Это в какой-то степени объ­ясняется высокой степенью урбанизации региона, традицией обращения к письменному праву и, возможно, процессом становления элементов гражданского общества. В сере­дине XIV в. усиливается движение по созданию университетов вне этого региона; клю­чевым событием явилось основание Университета в Праге (1347 г.). До этого времени Священная Римская империя и Центральная Европа оставались как бы вне этого процесса, что, "возможно, было следствием доминировавшей сословности. Знатные люди, если только они этого хотели, могли послать своих сыновей на учебу в Париж или Болонью; они не были заинтересованы в организации доступных, автохтонных университетов, которые облегчили бы детям из семей буржуазии и крестьян возможность социального дви­жения вверх, что повлекло бы за собой усиление политической роли и церкви, и го­родов. Между тем развитие экономки, пробуждение национальных чувств усилили тенденции, связанные с созданием новых университетов. В 1347 г. эта тенденция, бла­годаря помощи папы и содействию со стороны нового императора Карла IV, ратовав­шего за университет, восторжествовала, и спустя*всего лишь несколько лет Пражский университет приобрел большую популярность, привлекая в свои стены сотни немецких, чешских и польских студентов.

Успех Праги инициировал ряд подражаний, но первые шаги новых университетов оказались трудными: в Австрии сдадается Университет в Вене (начинает действовать в 1365 г., но вплоть до 1383 г. его существование было жалким); в Польше - Универ­ситет в Кракове (основан в 1364 г., но вскоре прекратил свое существование, а в 1397-1400 гг. был возрожден заново); в Венгрии учреждается Университет в Печи (основан в 1367 г., просуществовал всего 10 лет).

Как и во многих других сферах жизни Великий раскол, начавшийся в 1378 г., означал подлинный перелом в истории университетов. Эта история на фоне кризиса (бедствия, войны, экономическая депрессия) приобретает драматичный характер. Единство средневекового христианского мира рушится, университетские претензии на всеобщность, культивировавшиеся в Париже, выходят из моды. Идет процесс рождения современ­ного государства, пробуждаются чувства национального самосознания.

С учетом сказанного нетрудно уяснить причины роста числа университетов. Между 1378 и 1400 гг. были основаны или возрождены 7 университетов. 18 возникло за период с 1400 по 1450 гг. (на самом деле 20, если учесть готовившиеся к открытию университе­ты Пармы и Жероны), 22 - в промежутке с 1451 по 1500 год. Если в 1378 г. в Европе было 28 (или 31) университетов, то в 1400 году их было 31 (или 34), а к 1500 г.- уже 63 (или 66). Новые университеты как бы внезапно охватили всю Европу: 7 на Перинеях (а считая Жерону - 8), 8 во Франции, 15 в Германии (к их числу можно добавить и Уни­верситет в Ловене, основанный в 1425 г. герцогом Брабантским), 9 - в государствах, расположенных на западной и восточной окраинах старой Европы (Шотландия, Скан­динавия, Польша, Венгрия) и, наконец, 8 в Италии. В Италии вопрос касался не столько создания новых университетов, (исключения - Феррара, 1391 г.; Турин, 1404 г. и Катанья, 1444 г.), сколько восстановления университетов в городах, которые в XIII и XIV вв. уже давали приют studia generalia.



Просмотров