Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами. Оформление опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

Елена Климентова
Здоровьесберегающая среда в ДОУ

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. В этом деле нет мелочей.

Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья , на создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья . Дети испытывают "двигательный дефицит”, то есть количество движений, проводимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы, задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки. И одной из основных причин таких результатов является неосведомлённость родителей в вопросах здоровьесберегающих технологий (проведение анкетирования, и их внедрение в воспитательный процесс.

Здоровьесберегающий педагогический процесс в нашем детском саду - это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения ; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса.

Работа по физическому воспитанию в детском саду строится на основе диагностики, которую проводит руководитель по физическому воспитанию с участием медицинских и педагогических работников. Результаты заносятся в карту развития ребёнка, и используется специалистами при планировании работы с детьми.

Оздоровительная программа в нашем детском саду реализуется по нескольким разделам, а именно : дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика, самомассаж, гимнастика после сна, биоэнергетическая гимнастика, упражнения детской йоги, закаливающие мероприятия (ходьба по массажным дорожкам, обширное умывание, контрастное закаливание, релаксационные упражнения.

Программа по оздоровлению создавалась на основе изученного раннее материала по данной теме. В нашем детском саду по инициативе заведующей подготовила и раздала по группам оздоровительные мероприятия , которые можно было применять в режиме дня. Каждые три месяца я пополняла и обновляла этот материал. Когда его стало много, появилась необходимость систематизировать все это в программу «Расти здоровым » . Разделы, которые вошли в нее, перечислены выше. Использование различных методик позволяет использовать в работе как традиционные методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей .

Более всего хотелось бы коснуться вопроса закаливания, так как именно оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение устойчивости к воздействию меняющихся факторов окружающей среды и являются необходимым условием оптимального развития ребенка. Оно проводится на положительном эмоциональном фоне. Постепенно расширяются зоны воздействия и увеличивается время проведения закаливающих процедур.

В ДОУ проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий :

Правильная организация прогулки и ее длительность;

Сон в трусиках;

Бодрящая и дыхательная гимнастика после сна;

Ходьба по массажным коврикам;

Переступание из таза с холодной водой в таз с теплой, вода подсоленная;

Полоскание горла слегка подсоленной водой;

Обширное умывание (мытье прохладной водой рук по локоть, шеи, верхней части груди) .

Хождение босиком летом по спортивной площадке;

Обливание ног летом;

Гимнастика после сна на улице с элементами самомассажа (летом) ;

Использование элементов психогимнастики : релаксационные упражнения в режиме дня;

Использование элементов психогимнастики на занятиях в ДОУ;

Дозированный оздоровительный бег на воздухе ;

В комплексной системе мер по укреплению здоровья детей следует отметить использование упражнений с элементами восточной гимнастики Йога в детском саду помогает детям лучше приспосабливаться к условиям жизни, чувствовать себя более уверенно и, конечно же, укрепляет здоровье . Детская йога помогает развить координацию, гибкость, укрепить внутренние органы и улучшить общее состояние детям любого возраста. Йога для детей способствует развитию спокойствия, концентрации и эмоционального равновесия у детей и подростков. Позы животных и комплексы упражнений с интересными историями помогут развить концентрацию у дошкольников. Предлагая детям познакомиться с системой йоги в веселой, игровой форме, «детская йога» показывает, как дети в возрасте от 6 лет и старше могут направить свою естественную энергию на укрепление здоровья : упражнения помогут развить естественную гибкость, способность к концентрации, хорошую осанку и координацию движений. Детям очень нравятся эти упражнения и они с удовольствием их выполняют.

Аэробика – это выполнение общеразвивающих и танцевальных упражнений, выполняемых под музыкальное сопровождение, объединенных в непрерывно выполняемый комплекс. Занятия оздоровительной аэробикой стимулируют работу сердечно – сосудистой и дыхательной систем, развивают не только координационных способностей детей, но и ловкости, гибкости, пластичности, красоты и точности движений. Проект включает в себя комплексы упражнений с предметами и без предметов для развития координации.

К концу года обучения воспитанники получили комплекс знаний по оздоровительной аэробике , предусмотренных проектом, а так же умеют регулировать нагрузку. В проект были включены дети подготовительной к школе группы. К основным способам проверки приобретенных знаний и умений можно отнести проверочные работы по разным разделам проекта. Важными способами проверки знаний и умений являются мастер-классы, открытые занятия и различные мероприятия, где обучающиеся показывают на практике все, чему обучились в течение года. Разученные комплексы мы включали в праздники и развлечения.

Работе по профилактике плоскостопия в детском саду также уделяется повышенное внимание. На физкультурных занятиях используются различные методы и приемы для работы с детьми в этом направлении. Аэробика на мешочках с песком один из многих видов работы по профилактике плоскостопия (открытое занятие) .

В заключение всего вышесказанного хочется сказать. Что положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива ДОУ, в понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми .

Уважаемые коллеги! Надеюсь, что представленный материал вызовет у вас интерес и будет полезен в практической работе.

I. Введение.

Актуальность проблемы - здоровьесбережение обучающихся. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт включает в себя требования:

  • к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитываю возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования. Общее направление учебного процесса. Психологическая комфортность урока .

Требования к условиям реализации здоровьесберегающего обучения представлены следующим образом:

  • гарантируют охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
  • образовательной среды, комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам;
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);
  • соблюдение правил организации учебно-воспитательного процесса;
  • пожарной и электробезопасности; требований охраны труда .

В современных условиях модернизации образования большое значение необходимо придавать состоянию здоровья детей, а потому учителю начальных классов особое внимание следует обращать на формирование у школьников ценностного отношения к собственному здоровью. Для этого надо не только говорить о значении здоровья для человека, но и вносить в повседневную жизнь детей элементы ценностного отношения к здоровью, прививать школьникам полезные привычки и навыки . В процессе обучения в начальной школе в соответствии со здоровьесберегающими технологиями главной целью становится сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. Но реализация действий по сбережению здоровья детей в ходе учебного процесса не происходят автоматически, напротив, требуется целенаправленная организация учебного процесса на основе задач:

составить представление о потребностях в гигиене и определить способности каждого ребенка в привитии гигиенических навыков; сформировать у детей и их родителей понимание необходимости заботы о здоровье; воспитать у младших школьников сознательное отношение здоровому образу жизни; формировать понимание значения занятий спортом, уделять внимание развитию двигательной активности детей.

II. Теоретическая часть.

Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе.

1.1. Понятие "здоровьесберегающая среда".

Под понятием "здоровьесберегающая среда" будет пониматься окружающая и социальная среда, которая способствует достижению личности полноценного формирования, содействует ее физическому, духовному и социальному благополучию.

Благополучие слагается из всех аспектов жизни человека: необходимо гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, карьерного, эмоционального и духовного элементов .

Ни одним из них нельзя пренебрегать. Здоровье человека-это жизненная энергия, возможность творчески, умственно и физически трудиться, отдыхать, радостно жить, быть уверенным в себе и своем будущем.

1.2. Общее направление учебного процесса.

Проблемы здоровья населения России являются причиной для беспокойства государственных организаций, общества, самих граждан. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше мы говорили: "В здоровом теле - здоровый дух", то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Здоровье человека - актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Взрослые ошибочно считают: для детей самое важное - это хорошо учиться. Средства массовой информации активно поднимают вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью.

Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определенного результата. Неоправданные ожидания приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам, как ребят, так и педагогов, и родителей.

Состояние здоровья ребёнка при поступлении в школу - это та стартовая позиция, которая определяет успешность не только первого года обучения, но и всех последующих лет. Низкий уровень здоровья поступающих в школу не только отрицательно влияет на процесс их адаптации к школьным нагрузкам, но и становится причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости.

Здоровьесберегаюшее обучение ориентировано на обеспечение психоэмоционального, физического и социального здоровья учащихся. Оно включает ряд параметров:

1) учёт особенностей класса (изучение и понимание человека);

2) создание благоприятного психологического фона на уроке;

3) использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу;

4) создание условий для самовыражения учащихся;

5) обращение к разнообразным видам деятельности;

6) предупреждение гиподинамии .

1.3. Психологическая комфортность урока.

Для того, чтобы сохранить психическое и физическое здоровье не надо ничего придумывать что-то особенное. Необходима рациональная организация урока с использованием здоровьесберегающих технологий. При рациональной организации урока должны учитываться творческий характер образовательного процесса; психоэмоциональный комфорт каждого ученика; применение нестандартных форм урока; оздоровительные минутки (гимнастика для глаз, массаж ушей, пальцев рук и др.); физкультминутки, музыкальные паузы; игровые моменты урока и занимательность; соответствие учебной нагрузки возрасту и индивидуальным возможностям детей; смена умственной и физической деятельности; чередование занятий с низкой и высокой двигательной активностью; проветривание кабинета перед началом занятий, гигиенические навыки; дыхательные упражнения; релаксация.

На своих уроках ежедневно я провожу физкультминутки, музыкальные паузы, минутки отдыха, которые приводят к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. После физкультминуток дети становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний, ребята работают быстрее, с хорошим настроением.

Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.

Полезное воздействие на функции организма оказывает изменение позы во время урока. Хороший эффект дают занятия в режиме динамических поз: учащиеся сидят, выполняя письменную работу, выполнили - встают, кладут тетрадь и дожидаются остальных.

Уроки русского языка, а особенно письма немыслимы без пальчиковой гимнастики. Руки первоклассников быстро устают, ведь письмо для них очень сложный процесс. Упражнения для этой гимнастики разнообразны, например, массаж пальцев. Минутки отдыха необходимы учащимся после продолжительного чтения или письма. А как интересно проходит проверка домашнего задания, когда используется элемент соревнования.

Психологической наукой доказано, что процесс познания другого человека тесным образом взаимосвязан с процессом познания себя. Используя на уроках упражнения на рефлексию, учитель создает условия для познания и осознания учеником самого себя. Рефлексия как заключительная часть урока обращает ученика мысленно ко всему ходу урока, к своим ощущёниям, переживаниям, способствует осмыслению роста ученика. Таким образом, в ходе урока создаются условия психологического комфорта с учетом индивидуальности каждого ученика .

Забота о здоровье детей подводит учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков: уроки-игры, уроки- экскурсии, уроки –путешествия, проектная деятельность и т.п. Сегодня ситуацию в школе следует рассматривать через два приоритетных принципа: “ “Не навреди!“ и “Ребенок, ты – ценность” Такая позиция определяет новые подходы и к организации учебного процесса, и к созданию воспитательной среды, и к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья. Одним из путей сохранения здоровья ребенка является применение деятельностного подхода к обучению.

Провожу также активные перемены, которые помогают сплотить коллектив. Необходимо правильно организовать перемены подвижные игры малой и средней подвижности; музыкальные перемены; динамические паузы (как правило проводятся после 3-го урока на школьном дворе в хорошую погоду или в хорошо проветриваемом помещении); проветривание и влажная уборка класса.

Большое значение имеет организация двигательной активности во внеурочное время.

Правильно организованное здоровьесберегающее обучение помогает предотвратить усталость, утомляемость, повышает мотивацию младшего школьника к учебной деятельности и помогает приросту учебных достижений.

1.4. Уроки здоровья.

Достаточно важное место в организации здоровьесберегающего обучения занимает внеклассная работа с детьми и привлечение к ней родителей. Учеником, его родителями и учителем должна осознаваться ценность здоровья каждого ребенка, необходимость сохранения и укрепления. Родители вместе с учителем выявили некоторые проблемы нездоровья детей. Была подремонтирована ученическая мебель, для улучшения освещенности установили жалюзи, приобрели для отдыха детей настольные и напольные игры, повесили магнитную доску и экран для проектора. Родители помогают в озеленении класса. Родители моего класса – хорошие помощники. В классе есть уголок охраны здоровья, где представлен материал здоровому образу жизни. В классе проводятся мероприятия по здоровьесбережению:

цикл классных часов по профилактике вредных привычек;

Цикл классных часов по здоровому образу жизни “В здоровом теле – здоровый дух”: “Уроки Мойдодыра”, “Откуда берутся грязнули?”, “Ослепительная улыбка на всю жизнь”, “Я расту, я развиваюсь” и т.д.;

  • цикл классных часов по правилам безопасности жизнедеятельности;
  • цикл классных часов по ПДД: “Школа пешехода”;

массовые оздоровительные мероприятия и праздники.

III. Практическая часть.

2.1. Профилактика и коррекция нарушения зрения.

Проводится гимнастика для глаз, в классе есть различные траектории на стенах и на таблицах, по этим траекториям движется глаз ребёнка во время выполнения физкультурных минуток.

С их помощью укрепляются глазные мышцы, великолепно снимается усталость глаз.

Стереокартинки (стереограммы) - это нестандартный способ развлечься и отдохнуть от повседневных дел. Стереокартинки на первый взгляд представляют собой просто неразборчивые узоры, но если посмотреть на картинку правильно, то вы сможете увидеть то, что на самом деле изображено на ней.

Рассмотреть настоящую стереокартинку за размытыми узорами - это как заглянуть за кулисы или узнать маленькую тайну.

Методика 1:

Не напрягайте глаза, смотрите словно в никуда словно о чём то задумались, глaзa постепенно расслабятся. Не концентрируйте внимание конкретно на каком-то участке узора, стереограмма поначалу будет выглядеть не резкой, спустя небольшое время от несколько секунд до пару минут должно появиться объёмное изображение. Помните, при просмотре стереограммы не напрягайте зрение, иначе у вас может ничего не получится.

Методика 2:

Сядьте по удобнее так что бы между глазами и стереограммой было расстояние примерно 30-40 см. Разместите в промежутке, например карандаш, и смoтpитe на самый верхний край его. Удерживая взгляд на кончике карандаша медленно измeняйтe paccтoяниe oт себя дo стереограммы. После нескольких попыток вы увидите cкpытую объёмную картинку.

2.2. Организация режима учебного процесса.

В режиме учитывается динамика работоспособности в течение дня и недели. Поэтому при составлении расписания учитывается работоспособность детей в каждый из дней недели, каждый из уроков и трудность предметов.

2.3. Комплекс общеоздоровительных мероприятий:

  • физкультурные минутки, включающие комплексы утренней гимнастики и общеразвивающие упражнения на уроках, активные перемены, индивидуальные и групповые оздоровительные упражнения, соблюдение режима проветривания.
  • учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток (далее - ФМ) для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.

2.4. Использование ароматерапии.

Чтобы предупредить простудные заболевания в классе используются бактерицидные и противовоспалительные свойства некоторых растений (лука, чеснока). Зелёные комнатные растения тоже оказывают определённое воздействие на подрастающий организм. Герань – помогает неуверенному в себе, хлорофитум – очищает воздух, кактус – нейтрализует радиоактивность, а букетик из сухих листьев шалфея, по мнению учёных, помогает “отпугнуть” любой стресс.

2.5. Внеклассная деятельность младших школьников.

В учебной и внеклассной деятельности младших школьников проводятся познавательные и конкурсно-игровые программы, викторины, классные часы, спортивные праздники, формирующие навыки здорового образа жизни.

2.6. Правильное питание.

Понятие “правильное питание” успешно формируется в процессе реализации программы “Разговор о правильном питании”. Программа позволяет формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки правильного питания.

Для учащихся начальной школы организовано горячее питание. Питаются организованно за счет родительских средств 10 учащихся.

Обеспечено бесплатным питанием (за счет средств муниципального бюджета) 22 учащихся.

2.7. Воздушно-тепловой режим.

Учебные помещения проветриваются до начала занятий и после (сквозное проветривание).

Длительность проветривания зависит от наружной температуры.

При температуре от – 5 о С и ниже на малых переменах длительность составляет 1-3 минуты, на больших переменах 5-10 минут.

2.8. Беседы с медицинским работником.

2.9. Здоровье языком ребёнка.

  • “Это самое лучшее в жизни. Здоровье для человека – самое дорогое”.
  • “Это жизнь, добро, счастье”.
  • “Здоровые люди любят природу, видят мир красивым, не ленятся и не болеют”.
  • “Здоровье – это не значит только питаться фруктами и делать зарядку. Ещё надо быть добрым. Если ты злой, то это отражается на твоём организме и на других людях”.
  • “Быть здоровым, спортивным становится престижным”.

IV. Заключение.

Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.

Ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, М.В. Ломоносов, и другие), психологов (Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев и другие), ученых-медиков (Н.М. Амосов, В.П. Казначеев, И.И. Брехман, и другие), педагогов (В.К. Зайцев, С.В. Попов и другие) пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия.

Адам Смит говорил о том, что жизнь и здоровье составляет главный предмет заботливости внушаемой каждому человеку природой. То есть каждый человек должен заботиться о собственном здоровье.

Великий русский ученый Ломоносов большое значение придавал анализу факторов развития и формирования личности молодого человека. Он показал роль наследственности в появлении многочисленного здорового поколения русских людей.

Сергей Петрович Боткин видел здоровье человека, прежде всего, как функцию приспособления и эволюции, функцию воспроизводства, продолжение рода и гарантию здоровья потомства.

Владимир Михайлович Бехтерев русский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы. Фундаментальные труды по анатомии, физиологии и патологии нервной системы. Много сил отдал борьбе за оздоровления общества.

Сохранение здоровья учащихся остается одной из главных задач нашего образовательного учреждения. Ситуация усугубляется тем, что в школу из дошкольного учреждения и семьи приходит не менее 80 % детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – от функциональных нарушений до хронических заболеваний.

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удастся сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.

Список источников.

1. “Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе” Н.А.Будаева – журнал “Начальная школа плюс до и после” №3/11, с.32-36

2. “Здоровьесберегающие возможности деятельностного подхода в образованию в аспекте изменения позиции учителя” Е.В.Погребняк - журнал “Начальная школа плюс до и после” №3/10, с.26-28

3. Мархоцкий, Я.Л. Валеология [Текст]: учебное пособие / Я.Л. Мархоцкий. – Мн.: Высшая школа, 2016. – 286 с..

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12. 2015 №81 “О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях”.

5. “Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей технологии” Л.В.Середина – журнал “Начальная школа” №11/201, с. 61-63.

6. ФГОС: начальное общее образование / http://standart.edu.ru/

Группировка факторов риска обусловливающих здоровье

Из табл. 1 видно, что более 50% факторов риска связаны с образом жизни человека . Такая же тенденция сохраняется и при изучении влияний на отдельные хронически протекающие заболевания, такие как сердечно-сосудистые, болезни органов дыхания, обменные, аллергические, эндокринные, онкологические, нейропсихические и другие расстройства (табл. 2).

Таблица 2

Распределение факторов риска при различных хронически протекающих заболеваниях и травмах

Состав факторов образа жизни (см. табл. 2) соответствует таким большим факторам риска здоровью, как курение, потребление алкоголя, психоэмоциональный стресс, нерациональное питание, гиподинамия и пр. Именно эти факторы составляют нездоровый образ жизни, вернее, образ жизни, неблагоприятный для здоровья человека в условиях, созданных им самим, его деятельностью или активностью. Образ жизни выступает как собирательное социологическое понятие или категория.

По своей природе, происхождению факторы риска бывают первичные, вторичные, третичные и т.д. К категории первичных факторов риска относят такие, которые обычно действуют первично, являясь причиной заболевания.

Выделяют также различные патологические состояния, которые сами по себе являются заболеваниями и имеют свои первичные факторы риска. Они являются вторичными факторами по отношению к различным заболеваниям, например, артериальная гипертония является вторичным фактором для атеросклероза, ишемической болезни сердца.

В табл. 3 приведены данные ВОЗ о первичных и вторичных больших факторах в риска здоровью (с учетом их “рейтинга”).

Таблица 3

Большие факторы риска

Кроме отдельных факторов риска, выделяют еще группы риска, т.е. группы населения, в большей степени, чем другие, предрасположенные к различным заболеваниям. К ним могут быть отнесены старики, дети, беременные женщины, лица, работающие на вредных производствах и пр. (табл. 4).

Таблица 4

Основные группы риска населения, их классификация

Тема 1.3. Организация здоровьесберегающей среды

«Если вы хотите в этой жизни состояться, насладиться ею, для себя, для своих близких, - вы должны, прежде всего, думать о том, каковы ваши возможности. А ваши возможности возрастают тогда, когда вы можете управлять своим здоровьем». Л.А.Бокерия

План

    1. Понятие "здоровьесберегающая среда"

    2. Здоровьесберегающая организация учебного процесса

    3. Ориентированная оценка эффективности внедрения здоровьесберегагощих образовательных технологий в работу образовательной организации. (ОО)

    4. Проблемное поле образовательной организации, связанное со здоровьесберегающими образовательными технологиями

    5. Мониторинг здоровья обучающихся

      Анализ проведения занятия с позиций здоровьесбережения

      Что делать, если возникли незначительные проблемы со здоровьем

      Организация здоровьесберегающей среды при работе с компьютером

      Здоровье и мобильный телефон

1. Понятие "здоровьесберегающая среда"

Понятие "среда" имеет два аспекта: социальная среда и окружающая среда.

Социальная среда – это окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Среда в широком смысле (макросреда) охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру. Социальная среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека - семью, трудовую, учебную и др. группы.

Окружающая среда – это среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир. Окружающая среда включает природную среду и искусственную (техногенную) среду, т. е. совокупность элементов среды, созданных из природных веществ трудом и сознательной волей человека и не имеющих аналогов в девственной природе (здания, сооружения и т. п.). Общественное производство изменяет окружающую среду, воздействуя прямо или косвенно на все ее элементы. Это воздействие и его негативные последствия особенно усилились в эпоху современной НТР, когда масштабы человеческой деятельности, охватывающей почти всю географическую оболочку Земли, стали сравнимы с действием глобальных природных процессов. В широком смысле в понятие «окружающая среда» могут быть включены материальные и духовные условия существования и развития общества. Часто под термином «окружающая среда» понимается только окружающая природная среда; в таком значении он используется в международных соглашениях.

Под понятием "здоровьесберегающая среда" будет пониматься окружающая и социальная среда, которая способствует достижению личности полноценного формирования, содействует ее физическому, духовному и социальному благополучию.

Благополучие слагается из всех аспектов жизни человека: необходимо гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, карьерного, эмоционального и духовного элементов. Ни одним из них нельзя пренебрегать. Здоровье человека-это жизненная энергия, возможность творчески, умственно и физически трудиться, отдыхать, радостно жить, быть уверенным в себе и своем будущем.

Физическое здоровье – при котором у человека имеет место совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.

Психическое здоровье – это путь к интегральной жизни, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнениями, неуверенностью в себе.

Социальное здоровье подразумевает социальную активность, деятельное отношение человека к миру.

Если принять условно уровень здоровья за 100 %, то, как общеизвестно, здоровье людей определяется условиями и образом жизни на 50 – 55 %, состоянием окружающей среды – на 20 – 25, генетическими факторами – на 15 – 20 и только деятельностью учреждений здравоохранения на 8 – 10 %.

Участники воспитательного процесса должны создать максимально благоприятные условия для развития личности ребенка, приобщить его к соблюдению правил здорового образа жизни.

Образ жизни – это система взаимоотношений человека с самим собою и факторами внешней среды. К последним относятся: физические (температура, излучение, атмосферное давление); химические (пища, вода, ядовитые вещества); биологические (животные, микроорганизмы); психологические факторы (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, слух, обоняние, осязание).

Основными причинами подрыва и разрушения здоровья человека являются:

    неувязки в психодуховной сфере, нарушения духовно-нравственных принципов;

    неестественный уклад жизни, неудовлетворенность работой, отсутствием полноценного отдыха, высокие притязания;

    недостаточная двигательная активность, гиподинамия;

    нерациональное жизнеобеспечение, несбалансированное и неполноценное питание, обустройство быта, недосыпание, нарушение сна, непосильный и изнурительный умственный и физический труд;

    низкая санитарная культура и культура мышления, чувств и речи;

    проблемы семейных, супружеских и половых отношений;

    вредные привычки и пагубные пристрастия к ним.

Важнейшей задачей сохранения и укрепления общественного здоровья является гармоничное физическое и духовное развитие молодого поколения.

Жизнь современного человека сопряжена с постоянно окружающими его факторами риска как природного, так и техногенного происхождения. Под окружающей средой принято понимать целостную систему взаимосвязанных природных и антропогенных явлений и объектов, в которых протекает труд, общественная жизнь и отдых людей. Современный человек продолжает изменять природу, но должен при этом осознавать, что часто эти перемены ставят вопрос о самом существовании людей. Остро встает вопрос о сохранении окружающей среды не только для настоящих, но и для будущих поколений.

Микросреда (социальная среда в узком смысле) играет важную роль в процессе социализации ребенка. Здоровый психический климат в семье и учебной группе, соблюдение гигиены умственного и физического труда, правильное благоустройство жилища, его эстетика и гигиена, следование основным правилам рационального питания оказывают существенное воздействие на становление личности ребенка.

Психическое здоровье предполагает не только гигиену тела, но и психогигиену, самовоспитание духовной сферы, нравственную жизненную позицию, чистоту помыслов.

Проблема стрессов приобрела первостепенное значение в жизни современного человека. В настоящее время стресс рассматривается как общая реакция напряжения, возникающая в связи с действием факторов, угрожающих благополучию организма или требующих интенсивной мобилизации его адаптационных возможностей со значительным превышением диапазона повседневных колебаний. Выраженность ответной реакции организма человека зависит от характера, силы и продолжительности стрессирующего воздействия, конкретной стрессовой ситуации, исходного состояния организма и его функциональных резервов.

Важное значение для человека играет соблюдение гигиены умственного и физического труда. Любая деятельность человека вызывает утомление. Мышечное утомление, которое возникает в процессе физической работы, является нормальным физиологическим состоянием, выработанным в процессе эволюции как биологическое приспособление, предохраняющее организм от перегрузки. Умственная работа не сопровождается выраженными реакциями, надежно сохраняющими организм человека от перенапряжения. В этой связи наступление нервного (умственного) утомления в отличие от физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекращению работы, а только вызывает перевозбуждение, которое может привести к заболеванию.

Длительный напряженный умственный труд, даже в спокойной эмоциональной обстановке, отражается, прежде всего, на кровообращении мозга. Закрепощенное на протяжении многих часов работы положение тела, особенно мышц шеи и плечевого пояса, способствуют: затруднению работы сердца и нарушению дыхания; возникновению застойных явлений в брюшной полости, а также в венах нижних конечностей; напряжению мышц лица и речевого аппарата так как их активность тесно связана с нервными центрами, управляющими вниманием, эмоциями и речью; сдавлению венозных сосудов из-за повышенного мышечного тонуса в области шеи и плечевого пояса, по которым происходит отток крови от мозга, что может способствовать нарушению обменных процессов в мозговой ткани.

Немаловажное значение имеет обустройство и гигиена помещений, где осуществляется жизнедеятельность человека. Наиболее благоприятным является малоэтажное жилищное строительство. Оно обладает рядом преимуществ: плотность заселения невысокая; обеспечивает инсоляцию, проветривание и озеленение территории участка для отдыха, игр и т.д. Сырость помещений оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье живущих в них. Стены сырых помещений обычно холодные вследствие закупорки их пор водой. Часто относительная влажность более 70%. В сыром помещении у людей через короткое время возникает зябкость, что может способствовать развитию простудных и обострению хронических заболеваний, снижению сопротивляемости организма.

Жилые помещения должны иметь естественное освещение. Микроклимат в жилом помещении в отапливаемый сезон должен обеспечить комфортное самочувствие и оптимальные условия терморегуляции человека, находящемуся в легкой одежде в сидячем положении.

Гигиенически допустимая температура воздуха жилых помещений в умеренном климате – 18 – 20 ◦C. Она должна быть равномерной и не превышать между внутренней стеной и окнами – 6 ◦C, а между потолком и полом - 3◦C. В течение суток перепад температуры не должен превышать более 3 ◦C.

В результате пребывания людей в жилых помещениях изменяется состав воздуха: повышается температура и его влажность, увеличивается содержание в нем углекислоты и некоторых других продуктов жизнедеятельности людей. В душном помещении у человека появляется головная боль, слабость, снижается работоспособность, чаще возможны воздушно-капельные инфекции. Чтобы избежать этого, нужно организовать воздухообмен между помещением и атмосферным воздухом.

Уборка помещений должна проводиться своевременно и тщательно. Каждая вещь должна иметь свое постоянное место и обращение с ней должно быть аккуратным и бережным.

Питание имеет решающее значение в жизни каждого человека. За счет питания осуществляются три важнейшие функции:

Во-первых, питание обеспечивает развитие и непрерывное обновление клеток и тканей.

Во-вторых, питание обеспечивает поступление энергии, необходимой для восстановления энергетических затрат организма в покое и при физической нагрузке.

В-третьих, питание – это источник веществ, из которых в организме образуются ферменты, гормоны и другие регуляторы обменных процессов.

Рациональное питание строится в соответствии с возрастом, видом трудовой деятельности, с учетом конкретных условий жизни и состояния здоровья, индивидуальных особенностей – роста, массы тела, конституции. Правильно организованное питание оказывает влияние на жизнедеятельность, гармоничное развитие физических и духовных сил, здоровье и является профилактическим средством ряда заболеваний. Пища должна содержать все те вещества, которые входят в состав человеческого тела: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду.

Для того чтобы вырастить и воспитать здоровую личность, нужно в первую очередь создать условия, которые благоприятно скажутся на процессе формирования ребенка. Здоровьесберегающая среда обеспечивает благополучное развитие ребенка, и способствует его успешной социализации. Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса.

2. Здоровьесберегающая организация учебного процесса

Проводимая в стране модернизация школьного образования впервые декларирует "приоритет сохранения здоровья учащихся", что и регламентировано Федеральным Законом Об образовании в Российской Федерации.

Здоровье молодёжи – одна из главных ценностей любого общества и одновременно является важнейшим достижением личности, которое помогает достичь высшего уровня его развития и самореализации на благо Отечества.

Проблема здоровья сейчас у всех на слуху практически во всех регионах России. Большую часть недели воспитанники проводят в стенах школы. Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Успешное обучение в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. В среднем более 35% дошкольников, 60% школьников имеют хронические заболевания и нуждаются в стационарном лечении. Около 25-30% детей приходящих в 1-й класс нашей школы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным классам с 3,5 до 18 %, с нервно-психическими расстройствами - с 1,6 до 2,8%, нарушениями осанки с 19 до 46%. Одна из частых патологий школьников - нарушение остроты зрения, составляющее в ряде классов до 30-40%. У многих школьников наблюдается дисгармоничное развитие, что создаёт проблемы в общей работоспособности подрастающего поколения. А сегодняшние больные дети - это больное будущее поколение нашего народа. Уже в настоящее время физически зрелыми рождаются не более 14% детей. Поэтому, достаточно закономерно, что в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» здоровье обучающихся отнесено к приоритетным направлениям государственной политики.

И работников квалифицированного труда с начальнымДокумент

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области...

В современном мире далеко не каждый ребенок имеет свою семью. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми позволяет дать им все необходимое для полноценной жизни .

Желающим гражданам взять на себя обязанности опекуна, следует тщательно разобраться, что такое опека и попечительство над детьми и ознакомится со всеми нюансами оформления.

Само по себе опекунство — это устройство детей, которые остались без родителей в другие семьи. Оно предусматривает установление отношений с несовершеннолетними или недееспособными детьми после 18 лет.

Оформляется опекунство органами социальной опеки и попечительства.

Опека или попечительство признается в зависимости от возраста . Над несовершеннолетним ребенком до 14 лет устанавливается опека. С 14-18 лет признается попечительство.

  • забота об интересах своих подопечных;
  • представление их интересов;
  • оказание всевозможной помощи и содействия опекаемым при реализации ими собственных прав и возможностей.

При наличии имущества у ребенка, представитель должен контролировать его использование и сохранность. При этом опекун не вправе самостоятельно распоряжаться этим имуществом.

Кроме того, опекуны и попечители выполняют воспитательную и образовательную функции.

Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними отличаются от усыновления тем, что родственные связи здесь не устанавливаются, так как и не возникает наследственных и алиментных правоотношений.

За опекунство и попечительство оплата из государственного бюджета не предусмотрена. Свои обязанности они исполняют на безвозмездной основе.

Возмездная опека оформляется заключением договора о патронажном воспитании или о приемной семье . Иногда оформляется соглашение об опеке и попечительстве на возмездной основе. Размер оплаты и условия такой опеки зависят от субъекта РФ.

Опекунство — это форма обустройства ребенка, которая предусматривает установление отношений с детьми несовершеннолетнего возраста или с недееспособными гражданами после 18 лет.

Опекунство устанавливается органами опеки и попечительства без исключения.

Основными законодательными актами, которые регулируют подобные вопросы, выступают:

  1. Статья 2 Федерального закона №48, регулирует процесс оформления опекунства между несовершеннолетними гражданами.
  2. Федеральный закон, гарантирует соблюдение прав гражданами, не достигшими 18 лет, которые находятся под опекой.
  3. Гражданско-процессуальный кодекс.
  4. Конституция РФ и Семейный кодекс РФ.

Порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми не представляет особой сложности.

Он намного проще, чем усыновление. Но чтобы получить возможность стать опекуном, необходимо собрать определенный пакет документов.

Для ознакомления с подробной информацией, нужно обратиться к соответствующим специалистам этого органа.

В 2019 году, процесс оформления опеки и попечительства предполагает несколько этапов:

  1. Подготовка и сбор необходимых документов, чтобы получить соответствующее заключение от органов опеки о том, что человек может стать опекуном.
  2. Установление опеки.

Если было принято решение взять ребенка под опеку, кандидату в опекуны нужно собрать, подготовить и представить в органы опеки такой пакет документов:

Все вышеперечисленные документы следует собрать и подготовить претенденту в опекуны. Для удобства можно завести папку для оригиналов документов и папку для их копий. Иногда органы опеки могут требовать от кандидата дополнительные документы.

После того, как органы опеки получат соответствующий перечень бумаг, на протяжении 7 дней должно быть проведено обследование жилищно-бытовых условий кандидата.

В результате проверки в течении трех дней составляется акт об обследовании. Затем понадобится еще 15 дней, чтобы органы опеки и попечительства приняли решение о том, сможет ли гражданин стать опекуном. Заключение органов опеки сохраняет свою силу в течение 2 лет.

После того, как будет получено заключение из органов опеки, претендента в опекуны ставят на учет и выдают ему информацию о детях, которые могут быть переданы под опеку.

При выборе ребенка для оформления опеки над ним, кандидаты могут обращаться в любой орган опеки и попечительства либо федеральный банк данных о детях.

При обращении в банк данных нужно представить оператору такие документы:

  1. Удостоверение личности.
  2. Анкету.
  3. Заявление на предоставление опеки.
  4. Заключение органов опеки о том, что гражданин может быть опекуном.

На протяжении 10 дней оператор рассматривает вышеперечисленные документы. После рассмотрения он должен выдать информацию о ребенке и направление на его посещение.

Оно действует 10 дней, но при потребности этот срок можно продлить . После посещения ребенка кандидат в опекуны обязан сообщить оператору о своем решении.

Опека над несовершеннолетними детьми устанавливается в том органе, куда территориально относится учреждения, где находится ребенок. При оформлении составляется акт о назначении человека опекуном или попечителем.

В нем может быть указан срок его полномочий. Если опека оформляется над детьми 10 лет и старше, требуется их согласие на это.

В некоторых случаях нет смысла помещать ребенка, оставшегося без родителей, в детские учреждения. В его интересах как можно быстрее установить над ним опеку.

Тогда допускается оформление предварительной опеки. Она может быть установлена над дееспособными совершеннолетними гражданами.

Срок ее установления — 1 месяц. В некоторых случаях может быть продлен до 2 месяцев.

В соответствии с действующим законодательством, на опекуна возлагаются такие обязанности:

Кроме того, опекуны обязаны каждый год представлять отчет в письменной форме органам опеки и попечительства о том, как хранится имущество опекаемого, сведения о доходах подопечного ребенка и расходах опекуна на его содержание.

Отчет дополняется чеками, квитанциями и другими документами, подтверждающими расходы по назначению.

Опекун имеет такие же права и обязанности, как и биологические родители, только с некоторыми ограничениями, которые заключаются в следующем:

  1. Распоряжение имуществом несовершеннолетнего ребенка допускается только с разрешения органов опеки и попечительства.
  2. В соответствии со статьей 37 ГК РФ, пользоваться материнским капиталом можно только с разрешения органов опеки и тратить его на потребности ребенка.

Права детей, которые находятся под опекой или попечительством прописаны в Семейном кодексе РФ.

Дети находящиеся под опекой попечительством имеют право на:

Законодательство предусматривает основания прекращения опеки и попечительства. А именно:

  1. В случае смерти опекуна, попечителя или опекаемого.
  2. Ребенку, который находится под опекой исполнилось 18 лет.
  3. Закончен срок договора об установлении опеки.
  4. Опекун или попечитель не выполняет свои обязанности надлежащим образом.
  5. В случае отказа опекуна от опеки ребенка.

Акт органа опеки и попечительства об отстранении или освобождении опекуна от исполнения возложенных на него обязательств, может быть оспорен в судебном порядке лицом, в отношении которого он принят.

Опека и попечительство над детьми, не достигшими совершеннолетия, позволяет им нормально развиваться в семье опекунов, получить заботу и материально комфортное существование.

Опекун имеет определенные права и обязанности, поэтому прежде чем взять ребенка под свою опеку, следует тщательно изучить все нюансы данной процедуры.

Понятие и основания установления опеки и попечительства над несовершеннолетними. Согласно ст. 123 СК (ст. 2 Закона об опеке) опека и попечительство над несовершеннолетними выступает одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Сущность опеки и попечительства над несовершеннолетними вытекает из ее целей, которыми являются: 1) защита прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан*(409), 2) их воспитание (ст. 31 ГК). Статьей 145 СК эти цели дополнены 3) содержанием и 4) образованием подопечных.
В юридической литературе опеку и попечительство характеризуют как форму индивидуального временного устройства физического лица (подопечного), которая предназначена для обеспечения его интересов, в том числе восполнения недостающей дееспособности, и которая выражается в выполнении опекуном (попечителем) юридических и фактических действий*(410). В качестве указанной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, опеку и попечительство можно определить*(411) как один из правовых инструментов, позволяющих путем закрепления в установленном порядке органами опеки и попечительства за несовершеннолетним гражданином (подопечным) специального лица (опекуна или попечителя), обеспечивать посредством юридических и фактических действий данного лица удовлетворение потребностей подопечного в содержании, жилье, обучении и воспитании, а также охрану его прав и законных интересов*(412).
Законодательство предусматривает возможность установления различных видов опеки и попечительства. Исходя из субъектного признака (кто осуществляет функции опекуна или попечителя) можно выделить опеку и попечительство, осуществляемые гражданами, и организациями (ч. 5 ст. 11 Закона об опеке). С учетом временного критерия (срока действий полномочий опекуна или попечителя) опека и попечительство являются постоянными (общее правило) либо временными (например, опека или попечительство по совместному заявлению родителей на период, когда они по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности) (ст. 13 Закона об опеке). По моменту назначения опекуна и попечителя опека и попечительство подразделяются на предварительные опеку и попечительство (ст. 12 Закона об опеке), которые применяются при необходимости немедленного назначения опекуна или попечителя, и такие опеку и попечительство, когда опекун назначается в общем порядке. По особенностям установления (оформлению), а также критерию возмездности опеку и попечительство можно также подразделить на два вида - опеку и попечительство, оформляемую актом о назначении опекуна и попечителя, и опеку и попечительство, оформляемую и указанным актом, и договором об осуществлении опеки и попечительства (ст. 14 Закона об опеке). В первом случае обязанности опекуна и попечителя исполняются безвозмездно (ч. 1 ст. 16 Закона об опеке), а во втором - на возмездных основаниях (ч. 2 ст. 14, ч. 2 ст. 16 Закона об опеке).
Следует согласиться с тем, что правовое регулирование отношений по опеке и попечительству носит комплексный межотраслевой характер, сочетая в себе правовые инструменты различных правовых отраслей и отраслей законодательства*(413). Так, помимо гражданского и семейного законодательства, указанные отношения регламентируются административным законодательством и рядом иных отраслей. Поэтому с этих позиций опеку и попечительство нужно охарактеризовать как частно-публичный правовой инструмент. Наряду с Гражданским и Семейным кодексами, Законом об опеке правовое регулирование различных отношений по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних осуществляется отдельными федеральными законами и федеральными подзаконными актами*(414). Кроме того, некоторые названные отношения регулируются законами субъектов Федерации (ч. 3 ст. 3 Закона об опеке)*(415). Например, согласно ч. 1 ст. 14 Закона об опеке, установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства допускается в том числе и в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации.
Основанием установления опеки и попечительства над несовершеннолетними выступает отсутствие по тем или иным причинам родительского попечения. Статьей 31 ГК (ст. 121 СК) к числу таких причин, в частности, отнесены отсутствие у несовершеннолетних родителей, усыновителей; лишение судом родителей родительских прав; ситуация, когда родители уклоняются от воспитания несовершеннолетних либо защиты их прав и интересов; признание родителей недееспособными и т.д.
Данная норма указывает на соотношение между опекой и попечительством и усыновлением. Усыновление по отношению к опеке и попечительству следует рассматривать как преимущественную форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку усыновление обеспечивает более тесную социальную связь несовершеннолетнего и усыновителя по сравнению с опекой и попечительством.
Отечественное гражданское и семейное законодательство традиционно разделяет опеку и попечительство над несовершеннолетними как правовые явления. Различие между ними проводится по двум основным параметрам: а) в зависимости от того, кто является подопечным; б) по полномочиям опекунов и попечителей. Так, согласно ст. 32 ГК (ст. 145 СК, ст. 2 Закона об опеке) опека устанавливается над малолетними, т.е. лицами в возрасте до 14 лет, а опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки, а также иные юридически значимые действия. Это могут быть действия не только в области гражданского, но и публичного права (гражданский процесс, налоговое право и пр.). Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а попечители: а) дают согласие на совершение тех сделок, которые подопечные не вправе совершать самостоятельно, и б) оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также в) охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Правоотношения, связанные с опекой и попечительством, складываются между следующими субъектами:
опекунами и попечителями и их подопечными;
подопечными и органами опеки и попечительства;
органами опеки и попечительства, с одной стороны, и опекунами и попечителями, с другой стороны: правоотношения, связанные с назначением опеки и попечительства, правоотношения по надзору за деятельностью опекунов и попечителей;
опекунами и попечителями и иными третьими лицами - отношения законного представительства*(416).
Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Федерации*(417) (п. 1 ст. 34 ГК, п. 1 ст. 6 Закона об опеке). Обычно применительно к несовершеннолетним это органы, осуществляющие управление в сфере образования (министерство образования соответствующего субъекта Федерации и др.). Законами субъектов Федерации государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству могут передаваться органам местного самоуправления*(418). Полномочия органа опеки и попечительства в отношении конкретного подопечного возлагаются на тот орган, который установил над ним опеку или попечительство, а при перемене места жительства подопечного эти полномочия возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в соответствии с Законом об опеке (ст. 34 ГК, ст. 9 Закона об опеке).
В связи с опекой и попечительством основными функциями (полномочиями) названных органов являются (ст. 8 Закона об опеке): выявление детей, оставшихся без родительского попечения, подбор и назначение опекунов или попечителей, осуществление надзора за деятельностью названых лиц и др. По сути дела, эти функции и составляют основу юридической процедуры организации опеки и попечительства.
Согласно ч. 4 ст. 6 Закона об опеке в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ, ряд полномочий органов опеки и попечительства (по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах) могут выполнять отдельные юридические лица: образовательные и медицинские организации и др.
Закон определяет, кто может осуществлять функции опекунов и попечителей, а также закрепляет требования к ним (ст. 35 ГК, ст. 146 СК). Эти функции могут осуществлять два вида субъектов - как физические, так и отдельные юридические лица, в том числе временно сами органы опеки и попечительства (ст. 123, п. 4 ст. 155.1 СК и др.). Во-первых, непосредственно опекунами и попечителями могут выступать лишь граждане. В данном случае опекуны и попечители должны быть совершеннолетними и не относиться к: а) лицам, лишенным родительских прав; б) лицам, отстраненным от выполнения обязанностей опекунов (попечителей); в) лицам, ограниченным в родительских правах; г) бывшим усыновителям (если усыновление отменено по их вине); д) лицам, имеющим на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан. Кроме того, закон требует наличие у опекунов и попечителей определенных личных и иных качеств, которые учитываются при их назначении.
Во-вторых, функции опекунов и попечителей несовершеннолетних выполняют организации (юридические лица), в которые несовершеннолетние помещены под надзор (п. 4 ст. 35 ГК, ст. 155.1-155.3 СК, ч. 2 ст. 1 Закона об опеке). К таким организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или некоммерческие организации, если деятельность по надзору за несовершеннолетними не противоречит целям, ради которых они созданы*(419).
Применительно к данной второй ситуации закон (ст. 155.1 СК, ст. 11 Закона об опеке) различает два случая: когда ребенок находится в указанной организации под постоянным надзором и когда он помещается туда временно. В первом случае опекуны (попечители) несовершеннолетним отдельно не назначаются, а их функции по прямому предписанию закона осуществляют названные организации (п. 4 ст. 35 ГК, ч. 5 ст. 11 Закона об опеке).
Во втором случае, с одной стороны, из императивного характера правила п. 4 ст. 35 ГК следует, что обозначенные организации и здесь выполняют функции опекунов и попечителей. С другой стороны, как установлено в п. 2 ст. 155.1 СК, ч. 4 ст. 11 Закона об опеке, временное пребывание ребенка в такой организации не прекращает права и обязанности опекуна (попечителя) в отношении подопечного. Поэтому во втором случае нужно исходить из того, что если при временном пребывании ребенка в соответствующей организации у него отсутствует назначенный в установленном порядке опекун (попечитель), то данная организация должна выполнять все функции опекуна или попечителя (пусть и временно). Однако при наличии у такого несовершеннолетнего назначенного опекуна (попечителя) последний осуществляет все основные свои функции в отношении подопечного в соответствии с законом, а организация несет лишь отдельные обязанности опекуна или попечителя (в части временного надзора за несовершеннолетним и др.). Такой подход вполне оправдан с позиции решения вопросов ответственности, поскольку в зависимости от ситуации отвечать может как одно лицо (например, только организация, куда помещен ребенок), так и сразу два обязанных субъекта (в частности, и эта организация, и опекун).
Порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними. Опека и попечительство устанавливается через юридическую процедуру назначения органом опеки и попечительства опекуна или попечителя. Данная процедура обычно состоит из трех основных этапов: информационного, в ходе которого собирается необходимая информация, в частности о ребенке, оставшемся без родительского попечения, о кандидатурах опекуна (попечителя), и т.д.; проверочного, когда информация проверяется, и собственно этапа назначения опекуна и попечителя. Кроме того, возможно судебное оспаривание назначения опекуна или попечителя заинтересованными лицами (ст. 35 ГК), например родственниками подопечного.
По общему правилу (ст. 35 ГК) вся указанная процедура осуществляется и, соответственно, опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве. Однако при наличии заслуживающих внимания обстоятельств (отсутствие у ребенка постоянного места жительства) опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя).
В рамках первого этапа орган опеки и попечительства получает из различных источников, в том числе и от потенциального опекуна (попечителя), информацию о ребенке, оставшемся без родительского попечения.
На втором этапе орган опеки и попечительства проверяет соблюдение установленных законом условий установления опеки и попечительства, а также фактических условий будущей опеки или попечительства*(420). К числу последних законом отнесены:
согласие конкретного опекуна или попечителя на выполнение соответствующих функций (обязанностей)*(421);
наличие у опекуна или попечителя особых личных, в том числе и нравственных качеств, позволяющих эффективно исполнять обязанности опекуна или попечителя;
фактическая способность к выполнению своих обязанностей (обязанностей опекуна или попечителя) - семейное положение, состояние здоровья*(422), жилищные условия и т.п.;
отношения, существующие между потенциальным опекуном или попечителем и несовершеннолетним*(423);
желание самого подопечного в отношении назначения конкретного лица опекуном или попечителем, которое, однако, принимается во внимание лишь при наличии возможности его учета. Вместе с тем представляется, что последнее требование носит не субсидиарный, а обязательный характер. Другими словами, орган опеки и попечительства обязан принять меры к выявлению желания несовершеннолетнего. Такой вывод подтверждается содержанием п. 4 ст. 145 СК, в соответствии с которым устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения, а назначение опекуна ребенку, достигшему возраста 10 лет, осуществляется с его согласия. Однако несовершеннолетний может находиться в таком состоянии, когда у него нет возможности выразить свое отношение к опекуну или попечителю (в силу возраста, здоровья). В подобных случаях желание подопечного не учитывается.
На заключительном третьем этапе органом опеки и попечительства производится назначение конкретного лица опекуном или попечителем несовершеннолетнего. При этом по общему правилу подопечному может быть назначен один опекун или попечитель, а одно и то же лицо, как правило, может быть назначено опекуном или попечителем только одного гражданина. Однако передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам этих детей (ст. 10 Закона об опеке).
Назначение опекуна или попечителя должно состояться в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином (п. 1 ст. 35 ГК). Соответственно, предельный срок осуществления юридической процедуры установления опеки и попечительства составляет один месяц. Вместе с тем если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.
Назначение или отказ в назначении опекуна или попечителя оформляется актом органа опеки и попечительства о назначении (об отказе в назначении) опекуна или попечителя. В случае назначения опекуна или попечителя данный акт является основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным. Указанные акты органа опеки и попечительства могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке (ч. 6, 7 ст. 11 Закона об опеке).
Установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (п. 1 ст. 14 Закона об опеке). В таком случае, кроме оформления указанного акта о назначении опекуна или попечителя, между органом опеки и попечительства и опекуном или попечителем заключается названный договор.
Права и обязанности опекунов и попечителей. В правах и обязанностях опекунов и попечителей достаточно отчетливо проявляется одна из особенностей семейных правоотношений: нередко права одновременно являются и обязанностями соответствующих субъектов. По сути дела, все права опекунов и попечителей, обеспечивающие должный уровень социально-экономического положения подопечных, одновременно представляют собой и их обязанности.
Права и обязанности опекунов и попечителей подразделяются на два основных вида: а) права и обязанности в отношении подопечных и их имущества*(424) и б) права и обязанности в отношении органов опеки и попечительства.
В зависимости от предметного признака права и обязанности опекунов и попечителей первого вида подразделяются на две группы: права и обязанности непосредственно в отношении самих подопечных и права и обязанности в отношении имущества подопечных. К первой группе относятся пять основных обязанностей опекунов и попечителей несовершеннолетних:
заботиться о содержании своих подопечных,
заботиться об обеспечении их уходом и лечением,
заботиться об их обучении и воспитании,
обязанность по совместному проживанию с подопечными*(425),
обязанность представлять и защищать их права и интересы. В рамках исполнения последней обязанности опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия (п. 2 ст. 31 ГК). Если в соответствии с Гражданским кодексом представительство, связанное с защитой прав подопечных, осуществляется и в опеке, и в попечительстве на подобном едином принципе (без специального полномочия), то к представительству в рамках так называемых ненарушенных отношений законодатель подходит более дифференцированно: опекуны всегда выступают законными представителями своих подопечных, а попечители могут выступать в качестве законного представителя своих подопечных лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 и ч. 3 ст. 15 Закона об опеке).
Все отмеченные обязанности, как и иные обязанности опекунов и попечителей, исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом (п. 1 ст. 36 ГК, ст. 16 Закона об опеке). Вместе с тем обязанность опекуна (попечителя) заботиться о содержании ребенка может обеспечиваться за счет установленных законами субъекта Федерации социальных выплат*(426). Эти выплаты образуют часть доходов подопечного (п. 1 ст. 37 ГК) и представляют собой один из возможных механизмов реализации его права на содержание (п. 3 ст. 148 СК). Вопрос о том, получать или не получать такие выплаты, решается самим опекуном*(427). Однако неполучение опекуном или попечителем указанных выплат не освобождает его от заботы о содержании подопечного в иных формах.
Названные основные обязанности опекунов и попечителей несовершеннолетних конкретизируются в семейном законодательстве. Так, в отношении обязанности обеспечивать обучение и воспитание ребенка ч. 6 ст. 148.1 СК устанавливает, что опекун или попечитель ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под их опекой или попечительством, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка. При этом опекун или попечитель вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой или попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований о пределах осуществления родительских прав (п. 1 ст. 65 СК). Также опекун или попечитель имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка с учетом мнения ребенка до получения им общего образования и обязан обеспечить получение ребенком общего образования.
По существу, практически все рассматриваемые права и обязанности опекунов и попечителей являются ограниченными законодательством родительскими правами и обязанностями (квазиродительские права и обязанности)*(428). В частности, право опекуна или попечителя требовать на основании решения суда возврата ребенка, находящегося под опекой или попечительством, от любых лиц, удерживающих его у себя без законных оснований, в том числе от родителей или других родственников либо усыновителей ребенка (п. 4 ст. 148.1 СК), очень похоже на право родителей требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения (п. 1 ст. 68 СК). Этот же пример указывает и на известную ограниченность прав опекунов и попечителей по сравнению с родительскими правами: если опекун и попечитель имеют право заявлять такое требование по суду, то родители - как по суду, так и во внесудебном порядке. Подобные законодательные ограничения усматриваются и в обязанности опекуна (попечителя) не препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками (ч. 5 ст. 148.1 СК)*(429).
Систему прав и обязанностей второй группы составляют права и обязанности опекунов и попечителей, связанные с распоряжением имуществом подопечного*(430). По общему правилу опекун или попечитель обязан расходовать все доходы подопечного, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, по особому целевому назначению - исключительно в интересах подопечного. Кроме того, такое расходование осуществляется с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.
Наряду с этим закон (ст. 37 ГК, ст. 19, 20 Закона об опеке) устанавливает ряд запретов, в том числе и в отношении распоряжения недвижимым имуществом несовершеннолетнего. В частности, в отсутствие предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекуну запрещено совершать (попечителю запрещено давать согласие на совершение сделок) сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного. Опекуну, попечителю, их супругам и близким родственники запрещено совершать сделки с подопечным за исключениями, предусмотренными законом*(431), представлять его при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.
К обязанностям опекунов и попечителей второго вида (в отношении органов опеки и попечительства) относятся различные обязанности информационного содержания. Например, согласно п. 2 ст. 36 ГК опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства. Согласно ч. 1 ст. 25 Закона об опеке опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов - копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов. Такой же отчет представляется и при прекращении опеки и попечительства (ст. 30 Закона об опеке). Кроме того, на опекунов и попечителей действующим законодательством возложена обязанность по согласованию с органом опеки и попечительства тех или иных юридических действий (получению необходимого предварительного разрешения на сделки, другие юридические действия - см., например, ст. 21 Закона об опеке).
Права несовершеннолетних, находящихся под опекой и попечительством. Закон в основном закрепляет права таких лиц. При этом если права и обязанности опекунов (попечителей) - это, как было показано выше, есть квазиродительские права и обязанности, то права подопечных представляют собой, по существу, полноценные права ребенка, определяемые главой 11 СК. Вместе с тем такие права несовершеннолетних подопечных конкретизируются в дальнейшем в специальных правилах главы 20 СК о правах названных лиц (ст. 148, 149 СК). Так, согласно ст. 148 СК дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, право на обеспечение опекуном (попечителем) условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение человеческого достоинства; причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты; сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством; право на защиту, право на общение со своими родственниками, право на выражение своего мнения. Практически такие же права, но за рядом соответствующих исключений, ст. 155.3 СК предоставляет детям, оставшимся без попечения родителей и находящимся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как видно, эти права подразделяются на неимущественные и имущественные. В частности, к неимущественным правам подопечных относится право на обжалование в орган опеки и попечительства действий или бездействия опекунов или попечителей (ч. 3 ст. 24 Закона об опеке). Имущественные права - это, например, право самостоятельно распоряжаться отдельными видами своих доходов (ст. 26, 28, 37 ГК), а также право на получение доходов от доверительного управления. Такое доверительное управление осуществляется на основании ст. 38 ГК, а также правил главы 53 ГК о доверительном управлении имуществом*(432). В данном случае при необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного орган опеки и попечительства заключает с управляющим, определенным этим органом, договор о доверительном управлении таким имуществом.
Прекращение опеки и попечительства. В тех случаях, когда несовершеннолетний в силу закона приобретает определенный объем дееспособности (больший по сравнению с тем, которой он имел в предшествующий период своего существования), то опека или попечительство прекращаются. Как следует из действующего законодательства, это происходит при фактическом (возрастном) или социальном (случаи приобретения полной дееспособности до 18 лет) взрослении человека. Полное прекращение опеки и попечительства происходит и по иным основаниям, указанным в ст. 29 Закона об опеке, в частности в случае смерти подопечного.
Для полного прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними закон предусматривает специальные основания и определенную процедуру. По сути, по этим двум параметрам различается прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними и совершеннолетними гражданами*(433). Если установление опеки и попечительства над несовершеннолетними требует специального решения компетентного органа, то для их прекращения такого решения не нужно. Согласно ст. 40 ГК основным юридическим фактом, влекущим полное прекращение опеки или попечительства, является достижение ребенком определенного возраста. Этот юридический факт (событие) может быть правоизменяющим - в случае с опекой, когда она меняется на попечительство. Однако этого может и не произойти, если несовершеннолетний страдает психическим расстройством, которое дает основание для признания его недееспособным*(434).
С другой стороны, в ситуации с попечительством рассматриваемый юридический факт является правопрекращающим. Само попечительство над несовершеннолетним прекращается также без особого решения об этом в силу только прямого указания закона в случае приобретении таким подопечным полной дееспособности в результате:
достижения им 18 лет;
наступления определенных оснований, предусмотренных законом, и до достижения указанного возраста: при вступлении его в брак в установленном порядке и вследствие эмансипации*(435).
От полного прекращения опеки и попечительства нужно отличать ситуацию, когда по тем или другим основаниям прекращаются лишь обязанности опекунов и попечителей. В первом случае опека и попечительство прекращаются в интересах подопечного, поскольку он более не нуждается в соответствующей форме воспитания и восполнения "возрастных дефектов" его дееспособности. Во втором случае, наоборот, интересы подопечного требуют продолжения отношений по опеке и попечительству. Здесь правоотношения по опеке и попечительству прекращаются, как правило, не для подопечного, а для конкретного опекуна или попечителя.
Прекращение обязанностей опекунов и попечителей производится в формах освобождения и отстранения органом опеки и попечительства опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей. Согласно ст. 39 ГК орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях: возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления, при помещении подопечного под надзор в образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную организацию, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (если это не противоречит интересам подопечного). Наряду с этим опекун и попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе, а по инициативе органа опеки и попечительства (в том числе и временно) - при возникновении противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя. В случаях ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем лежащих на них обязанностей орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей*(436).
Освобождение либо отстранение опекуна или попечителя от исполнения их обязанностей производится путем принятия органом опеки и попечительства акта об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей. Подобный акт может быть оспорен лицом, в отношении которого он принят, в судебном порядке (ст. 29 Закона об опеке).



Просмотров