Психические страдания. Какие бывают нравственные страдания

Понятие о психике. Развитие психики (по Выготскому Л.С.).

Происхождение и развитие психики

Психика - свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объектив­ного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности .

Из данного определения следует ряд основополагающих суж­дений о природе и механизмах проявления психики:

1. Психика - это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфически­ми органами, обусловливающими возможность существова­ния психики.

2. Главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Следовательно, высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, имеет способность получать информацию об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психи­ческого, т. е. субъективного по своей природе и идеалисти­ческого (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материаль­ных объектов реального мира.

3. Живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Существует значительное количество форм живой материи, обладающих определенными психическими способностями, от­личающимися друг от друга по уровню развития психических свойств.

Выделяют четыре основных уровня развития психики жи­вых организмов:

1. Раздражимость - свойство, отличающее живую материю от неживой. Внешне она выражается в проявлении вынужден­ной активности живого организма. Чем выше уровень разви­тия организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Первичные формы раздражимости обнаруживаются даже у растений, например так называемый «тропизм» - вынуж­денное движение. Таким образом, живые организмы данного уровня реагируют лишь на биологически значимые для них факторы, причем их реакция по своему характеру реактив­на, т. е. живой организм проявляет активность только после прямого воздействия на него фактора внешней среды.

2. Чувствительность (ощущения), характеризующая общую способность к ощущениям. По мнению А. Н. Леонтьева, по­явление чувствительности у животных может служить объек­тивным биологическим признаком возникновения психики. Отличительной особенностью чувствительности по сравнению с раздражимостью является то, что с возникновением ощу­щений живые организмы получают возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные, хотя для простейших предста­вителей данного уровня развития, таких как черви, моллюски, членистоногие, ведущими по-прежнему являются биоло­гически значимые факторы среды.

3. Поведение высших животных (внешне обусловленное поведение) - сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что живые существа в зависимости от уровня психического раз­вития обладают поведением различной сложности (чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него поведение). Самое сложное поведение наблюдается у челове­ка, который в отличие от животных обладает не только спо­собностью реагировать на внезапные изменения условий внеш­ней среды, но и формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

4. Сознание человека (само детерминированное поведение) - высший уровень психического отражения и регуляции, при­сущий только человеку как общественно-историческому су­ществу. С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность.

Можно предположить, что похожая психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у наибо­лее развитых животных, таких как собака, лошадь, дельфин. Поэтому человека отличает от животных не сама эта деятель­ность, а механизмы ее протекания, которые зародились в про­цессе социального развития человека.

Данные механизмы и особенности оперирования ими обус­ловливают наличие у человека такого феномена, как сознание .

В результате действия этих механизмов человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, фор­мирует свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действи­тельности и своем месте в обществе.

Благодаря сознанию чело­век обладает способностью самостоятельно, т. е. без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение. В свою оче­редь «Я-концепция» является ядром его системы саморегуляции. Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет через свою систему представлений о себе и формирует свое поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок.

Следует отметить, что каждый из данных уровней имеет свои стадии развития.

Высшим уровнем развития психики обладает только чело­век.

Но человек не рождается с развитым сознанием . Формиро­вание и эволюция сознания происходят в процессе физиологи­ческого и социального развития конкретного индивида (онтоге­неза).

Поэтому процесс формирования сознания строго индиви­дуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической предрасположенностью.

Психика человека формируется и проявляется в его дея­тельности.

Деятельность - человеческий способ овладения действитель­ностью посредством достижения сознательно поставленных це­лей на основе общечеловеческого опыта.

Человеческая деятельность служит и движущей силой общественно-исторического прогресса, и средством психическо­го развития человека. Предметная деятельность человека, его общественно-историческая практика обеспечивают единство чув­ственной и понятийно-теоретической сферы его сознания.

В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умствен­ные действия. Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между объекта­ми, предвидеть результаты своих действий.



Научная трактовка психики сводится к следующим ­положениям:

1. Психика возникла на определенной стадии развития ма­терии - стадии появления животных организмов и пред­ставляет собой отражательно-регуляционный механизм их приспособительного поведения. По мере эволюционного раз­вития животных развивалась и их психика. В своем формировании она прошла два этапа: инстинкты и индивиду­альное научение.

2. Возникновение психики человека обусловлено трудовой деятельностью в условиях коллективного общения.

3. Психика человека формируется в его активной деятельности. Закономерности психики - это те же закономер­ности перехода внешнего взаимодействия с предметами в психический образ и психического образа в регулируемое им действие.

4. Психика опосредована деятельностью мозга, но сама по себе она явление идеальное, поскольку обусловлена соци­окультурными факторами.

5. Психические явления имеют определенную структуру и системную организацию.

Существует несколько различных точек зрения в отношении происхождения психики :

Во-первых, идеалистическая, считающая, что психическое (душа) в своем происхождении не связано с телом (биологическим носителем души) и имеет божественное происхождение;

Во-вторых, дуалистическая ,предполагающая, что у чело­века существуют два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное). Эти два начала развивают­ся параллельно и в определенной мере взаимосвязаны друг с другом;

В-третьих, материалистическая, определяющая феномен психики эволюцией живой природы и рассматривающая ее как свойство высокоразвитой материи.

Человек проходит от рождения до зрелости сложный путь психического развития который состоит из ряда этапов. Все стадии отличаются друг от друга прежде всего по своим качественным, а не количественным характеристикам.

Следует сразу отметить, что существует весьма большое кол-во подходов к проблеме развития психики ребенка. Причем в разных подходах выделяют различные стадии развития психики ребенка.

Например, А. Н. Леонтьев выделяет семь стадий развития психики ребенка: новорожденный ребенок (до 2 месяцев); ранний младенческий возраст (до 6 месяцев); поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев); преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 7 лет), младший школьный возраст (от 7 до 11-12 лет); подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет).

Б. Г. Ананьев также выделяет 7 стадий в развитии человека от рождения до юношества: новорожденные (1-10 дней); грудной ребенок (10 дней -- 1 год); раннее детство (1-2 года); первый период детства (3-7 лет); второй период детства (8-12 лет для мальчиков, 8-11 лет для девочек); подростковый период (12-16 лет для мальчиков, 12-15 лет для девочек); юношеский (17-21 лет для мужчин, 16-20 лет для женщин).

Рассмотрим характеристики психологического содержания стадий, выделенных А. Н. Леонтьевым.

Стадия новорожденного (до 2 месяцев).

Ребенок рождается, обладая относительно высоко развитыми органами чувств, органами движения и нервной системой, формирование которых происходит во внутриутробный период. У новорожденного отмечаются зрительные и слуховые ощущения, ощущения положения тела в пространстве, обонятельные, кожные и вкусовые ощущения, а также многие элементарные рефлексы. Нервная система новорожденного, включая кору головного мозга, в общем уже полностью анатомически оформлена. Но развитие микроскопической структуры коры еще не завершено, в частности миелинизация нервных волокон двигательных и чувствительных зон коры только начинается.

На данной стадии начинает формироваться поведение в виде простейших актов, а самое главное -- особенно интенсивно формируется сфера ощущений. Отмечается ранняя дифференциация вкусовых и обонятельных ощущений, которые связаны с питанием ребенка. Высокого развития достигают кожные ощущения со стороны щек, губ, рта. Зрительное восприятие форм вначале отсутствует, ребенок реагирует лишь на крупные или яркие движущиеся предметы. Одновременно с этим происходит развитие ориентировочных реакций, таких как затихание на звук, и прежде всего на шепот матери.

В возрасте трех-четырех недель у ребенка начинается подготовка к переходу к следующей, более высокой стадии развития. В это время появляется своеобразная сложная реакция, выражающаяся в общем оживлении ребенка в присутствии человека, т.н. «реакция оживления», развитие которой начинается с того, что в ответ на приближение говорящего человека ребенок начинает улыбаться и у него появляется общая положительная направленность, пока еще не дифференцируемая. То есть у ребенка начинают появляться первые признаки предметного восприятия.

Ранний младенческий возраст (от 2 до 6 месяцев).

На данной стадии психического развития ребенок начинает оперировать предметами и у него формируется восприятие. Начинается все с попыток схватить или ощупать предмет с одновременной зрительной фиксацией на этом предмете, что обусловливает формирование зрительно-осязательных связей, лежащих в основе предметного восприятия. Особенно активно ребенок оперирует предметами (с одновременным зрительным фиксированием) в возрасте пяти-шести месяцев, поэтому можно полагать, что в этом возрасте происходит бурное развитие процессов восприятия. Тем более что к этому времени ребенок уже может сидеть самостоятельно, что обеспечивает ему дальнейшее развитие движений при доставании предметов. В это же время ребенок начинает узнавать людей и вещи. Развивается зрительное сосредоточение и зрительное ожидание.

Поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев).

Во второй половине первого года жизни ребенок осваивает новые действия, что связано с изменением его отношения к окружающему миру. На седьмом месяце жизни у ребенка уже хорошо развиты ручные предметные движения. Он может взять предмет, поднести его ко рту, оттолкнуть. При этом ребенок может самостоятельно садиться, переворачиваться с живота на спину; он начинает ползать, приподнимается, пытаясь цепляться за окружающие предметы. Таким образом, укрепление костно-мышечной системы приводит к развитию диапазона движений ребенка, что в свою очередь является предпосылкой к увеличению потока информации из окружающей среды. Все это приводит к увеличению самостоятельности ребенка. Его взаимоотношения со взрослыми все больше приобретают форму совместной деятельности, при которой взрослый чаще всего подготавливает действие ребенка, а само действие ребенок выполняет сам. С помощью подобного взаимодействия уже можно установить общение с ребенком через предметы.

Следовательно, деятельность ребенка в данный период развития управляется уже не восприятием отдельных предметов или их совокупности, а сложным соотношением собственного предметного действия ребенка и действия взрослого. На этой основе у ребенка начинает возникать первое осмысление предметов. В ходе установленного «предметного» контакта у ребенка начинает формироваться речь. Он все чаще начинает отвечать действием на слово взрослого. Несколько позже у ребенка появляются жесты, обращенные к взрослому, при этом действия ребенка все чаще сопровождаются звуками, обозначающими нечто объективное.

У ребенка в процессе предметного общения со взрослым становится возможным неимпульсивное подражание взрослым. В результате ребенок начинает подражать взрослому более осознанно, что свидетельствует о появлении у ребенка возможности овладения общественно выработанными способами действий. Это в свою очередь обеспечивает появление в конце данной стадии специфически человеческих двигательных операции с предметами. При этих операциях большой палец противопоставляется остальным, что характерно только для человека. Постепенно ребенок начинает все более совершенным способом захватывать и держать предметы рукой. К концу периода ребенок овладевает и самостоятельной ходьбой.

Преддошкольпый возраст (от 1 года до 3 лет) характеризуется возникновением и первоначальным развитием специфически человека, общественной по своей природе деятельности ребенка и формы сознательного отражения действительности. Сущность основных изменений в том, что ребенок овладевает человеческим отношением к непосредственно окружающему его миру предметов. Причем познание свойств предметов осуществляется ребенком через подражание действиям взрослым с ними, т. е. происходит познание предметов одновременно с осмыслением их функций. Овладение функциями предметов у ребенка происходит двояко. С одной стороны, это развитие простейших навыков, таких как владение ложкой, чашкой и др. Другая форма овладения предметами -- это манипулирование ими в процессе игры.

Появление игры знаменует новую стадию развития психики ребенка. Он уже познает мир не только при взаимодействии со взрослым, но и самостоятельно.

На этой основе ребенок овладевает и словами, которые тоже осознаются им прежде всего как обозначающие предмет с его функциями. При этом в процессе игры речь все чаще становится включенной в деятельность, все чаще начинает выполнять функцию не только обозначения предметов, но и средства общения. Однако отличительной особенностью игр ребенка в этом возрасте в сравнении со следующей стадией -- стадией дошкольного возраста -- является отсутствие воображаемой ситуации в игре. Ребенок, манипулируя предметами, просто подражает действиям взрослых, не наполняя их содержанием, но в процессе игры у ребенка интенсивно развиваются восприятие, способность к анализу и обобщению, т. е. происходит интенсивное формирование мыслительных функций. К концу данной стадии активность ребенка вызывается уже не только непосредственной встречей с предметом, но и намерениями самого ребенка. В это время ребенок стремится выполнять все больший круг известных действий. Частое появление фразы «я сам» знаменует начало новой стадии развития психики ребенка.

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).

Главным отличием этого возраста является наличие противоречия между стремлением ребенка к действительному овладению миром предметов и ограниченностью его возможностей. В этом возрасте ребенок стремится делать не то, что может, а то, что видит или слышит. Однако многие действия ему еще недоступны. Это противоречие разрешается в сюжетной игре. В отличие от предыдущего возрастного периода и игры-манипуляции сюжетная игра наполнена содержанием, отражающим реальное содержание копируемого действия. Если раньше ребенок только подходил к овладению специфическими человеческими отношениями к предмету, то теперь предметы для него выступают как характеризующие именно человеческие отношения и различные функции людей. Овладеть предметом для ребенка означает принять на себя определенную социальную роль -- роль человека, оперирующего данным предметом. Поэтому сюжетные игры способствуют овладению социальными взаимоотношениями мира людей. Неслучайно сюжетные игры часто называют ролевыми играми.

В процессе ролевой игры происходит формирование творческого воображения и способности произвольно управлять своим поведением, развитие восприятия, запоминания, воспроизведения и речи.

Другой важнейшей особенностью данной стадии является процесс формирования личности ребенка, в ходе которого закладываются черты характера ребенка. В этот период ребенок достаточно свободно осваивает основные нормы и правила поведения. Этому способствуют не только сюжетные игры, но и чтение сказок, занятия рисованием, конструированием и т. д. По мнению А. Н. Леонтьева, в конце данной стадии развития психики ребенок стремится к овладению общественно значимой деятельностью. Тем самым он начинает вступать в новую стадию своего развития, характеризующуюся выполнением определенных обязанностей.

Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет).

Поступление в школу характеризует новый этап развития психики ребенка. Теперь его система отношений с окружающим миром определяется не только взаимоотношениями со взрослыми, но взаимоотношениями со сверстниками. Кроме этого, у него теперь есть обязанности перед обществом. От выполнения этих обязанностей зависит его будущее, его место в социуме.

Следует отметить, что и на предыдущих стадиях своего развития ребенок учился, но лишь теперь учеба предстает перед ним как самостоятельная деятельность. В школьные годы учебная деятельность начинает занимать центральное место в жизни ребенка.

Основной закономерностью психического развития на этой стадии является умственное развитие ребенка. Школа предъявляет серьезные требования

К вниманию ребенка, в связи с чем происходит бурное развитие произвольного (контролируемого) внимания, произвольного целенаправленного наблюдения;

К памяти ребенка. Ребенок теперь должен не просто запоминать, он должен запоминать правильно, проявляя активность в усвоении учебного материала. В связи с этим продуктивность памяти ребенка сильно возрастает, хотя в первое время обучения память сохраняет преимущественно образный, конкретный характер. Поэтому дети запоминают буквально даже тот текстовый материал, который не требуется учить наизусть.

Особенно интенсивно в младшем школьном возрасте развивается мышление детей. Оно становится более связанным, последовательным и логическим. Вместе с тем у ребенка в этом возрасте происходит бурное развитие речи, что во многом связано с овладением письменной речью. У него не только вырабатывается более правильное понимание слов, но он учится правильно пользоваться грамматическими категориями.

В процессе обучения у ребенка происходит развитие личности. Прежде всего у него меняются интересы. Детские интересы, благодаря развитию познавательных процессов, заменяются учебными интересами. Дети проявляют повышенную заинтересованность в получении нового материала, особенно в начальных классах. Они с большим интересом слушают рассказы о животных, о путешествиях и т. д.

Исключительно важную роль в формировании личности ребенка играет коллектив. Начав обучаться в школе, ребенок впервые сталкивается с ситуацией, когда окружающие его сверстники объединены определенной целью и на них возлагаются определенные обязанности. Он впервые сталкивается с понятиями «коллектив» и «коллективная ответственность».

На завершающей стадии происходит разделение деятельности на «мужскую» и «женскую». Мальчики все больше интересуются мужской деятельностью, а девочки -- женской.

Подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет) характеризуется продолжением обучения. Вместе с тем ребенок все более включается в жизнь общества. В это время происходит завершение ориентации ребенка в зависимости от пола на «мужскую» и «женскую» деятельность. Более того, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии.

В это же время происходит дальнейшее развитие познавательных психических процессов и формирование личности. В процессе формирования личности происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.

На формирование личности в этот период также оказывает воздействие процесс полового созревания. У молодого человека отмечается бурное развитие организма, деятельность отдельных органов (например, сердца) претерпевает определенные изменения. Завершается половая идентификация подростка.

Под воздействием всего комплекса факторов происходит изменение психологического облика ребенка. В поведении мальчиков все более заметны мужские черты, а у девочек все чаще проявляются женские поведенческие стереотипы.

Следует отметить, что развитие, психики не завершается в период юности. Определенная динамика психического развития отмечается и в более позднее время. Поэтому в современной психологии принято выделять еще два периода: акмеоло-гический период развития, или период взрослости, и период геронтогенеза.

Акмеологический период развития охватывает возраст от 18 до 60 лет. Впервые термин «акмеология» был предложен II. И. Рыбниковым в 1928 г. Данным термином (акме -- высшая точка, расцвет, зрелость, лучшая нора) принято обозначать период зрелости как самого продуктивного, творческого периода жизни человека. В отличие от юношеского периода акмеологический период характеризуется тем, что в нем завершается общесоматическое развитие и половое созревание человека, который достигает своего оптимума физического развития. Этот период характеризуется также наиболее высоким уровнем интеллектуальных, творческих, профессиональных достижений.

Вероятно, наиболее полную характеристику данного периода дал Б. Г. Ананьев, который в онтогенетическом развитии человека выделил две особые фазы.

Первая фаза охватывает юность, молодость и начало среднего возраста. Она характеризуется общим фронтальным прогрессом функций.

Вторая фаза данного периода, по мнению Б. Г. Ананьева, характеризуется специализацией психических функций применительно к определенной деятельности. На этой фазе в качестве главных выступают операционные механизмы, а продолжительность этой фазы определяется степенью активности человека как субъекта и личности. В этом возрасте продолжают развиваться актуальные для человека функции, под которыми следует понимать те психические функции, которые являются наиболее значимыми для основного вида деятельности конкретного человека. У одних людей это глазомер, точность, движений, у других -- мышление, память, внимание. Достижение высокого уровня развития актуальных психических функций в зрелые годы возможно потому, что они находятся в условиях оптимальной нагрузки, усиленной мотивации, операционных преобразований.

Период геронтогенеза -- это поздний период человеческой жизни. В нем принято выделять три фазы: пожилой возраст (для мужчин -- 60-74 года, для женщин -- 55-74 года); старческий возраст -- 75-90 лет; долгожители -- 90 лет и старше.

В целом данный период характеризуется угасанием физических и психических функций. Отмечается снижение интенсивности углеводного, жирового и белкового обмена. Уменьшается способность клеток осуществлять окислительно-восстановительные процессы. Снижается общая активность организма. В то же время отмечается снижение возможностей психических функций, особенно памяти, внимания, мышления.

Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности.

Ощущения есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент.

Для возникновения ощущений необходимо прежде всего наличие воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые называются в этом случае раздражителями. В нервной ткани процесс раздражения вызывает возбуждение. Возбуждение систем нервных клеток, наиболее совершенных по своей организации, при обязательном участии клеток коры головного мозга и дает ощущение.

Физиологическая основа ощущений - сложная деятельность органов чувств. И.П.Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений, - анализаторами.

Анализатор характеризуется наличием трех специфических отделов: периферического (рецепторного), передающего (проводникового) и центрального (мозгового).

Периферический (рецепторный) отдел анализаторов составляют все органы чувств - глаз, ухо, нос, кожа, а также специальные рецепторные аппараты, расположенные во внутренней среде организма (в органах пищеварения, дыхания, в сердечно-сосудистой системе, в мочеполовых органах). Этот отдел анализатора реагирует на конкретный вид раздражителя и перерабатывает его в определенное возбуждение. Рецепторы могут находиться на поверхности тела (экстероцепторы) и во внутренних органах и тканях (интероцепторы). Рецепторы, находящиеся на поверхности тела, реагируют на внешние раздражители. Такими рецепторами обладают зрительный, слуховой, кожный, вкусовой, обонятельный анализаторы. Рецепторы, расположенные на поверхности внутренних органов тела, реагируют на изменения, происходящие внутри организма. С деятельностью интероцепторов связаны органические ощущения. Промежуточное положение занимают проприоцепторы, находящиеся в мышцах и связках, которые служат для ощущения движения и положения органов тела, а также участвуют в определении свойств, качеств объектов, в частности при осязании их рукой. Таким образом, периферический отдел анализатора выполняет роль специализированного, воспринимающего аппарата.

Для всех анализаторов общими являются болевые ощущения, благодаря которым организм получает информацию о разрушительных для него свойствах раздражителя.

Имеются различные классификации ощущений.

Широко распространенной является классификация по модальности ощущений (специфичности органов чувств) - это разделение ощущений на зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные, висцеральные. Существуют интермодальные ощущения - синестезии.

Известной является классификация Ч. Шеррингтона, выделяющая следующие виды ощущений:

* экстероцептивные ощущения (возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, снаружи);

* проприоцептивные (кинестетические) ощущения (отражающие движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках);

* интероцептивные (органические) ощущения - возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов.

Общие свойства анализаторов

* Чрезвычайно высокая чувствительность к адекватным раздражителям. Количественной мерой чувствительности является пороговая интенсивность, то есть наименьшая интенсивность раздражителя, воздействие которого дает ощущение.

* Наличие дифференциальной чувствительности (иначе: различительной, разностной, контрастной), то есть способности устанавливать различие по интенсивности между раздражителями.

* Адаптация, то есть способность анализаторов приспосабливать уровень своей чувствительности к интенсивности раздражителя.

* Тренируемость анализаторов, то есть повышение чувствительности и ускорение адаптационных процессов под влиянием самой сенсорной деятельности.

* Способность анализаторов некоторое время сохранять ощущение после прекращения действия раздражителя. Такая "инерция" ощущений обозначается как последствие, или последовательные образы.

* Постоянное взаимодействие анализаторов в условиях нормального функционирования.

Чувствительность, по мнению Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына, выступает показателем типа высшей нервной деятельности человека.

Исследованию ощущений (с точки зрения их возникновения и различения) посвящен огромный раздел психологии - психофизика.

Основные характеристики анализаторов:

1. Нижний порог ощущений - минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение (обозначается Jo). Сигналы, интенсивность которых меньше Jo, человеком не ощущаются.

Верхний порог- максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор (Jmax) Интервал между Jo и Jmax носит название "диапазона чувствительности)..

2. Дифференциальный, разностный порог - наименьшая величина различий между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные (?J). Величина?J пропорциональна интенсивности сигнала J; ?J/J = К - закон Вебера. Для зрительного анализатора К = 0,01, для слухового - К = 0,1.

3. Оперативный порог различимости сигналов - та величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума. Оперативный порог в 10-15 раз выше дифференциального порога.

4. Интенсивность ощущения (Е) прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя J (закон Вебера-Фехнера) Е = klogJ + с.

5. Временной порог - минимальная длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущений. Пространственный порог определяется минимальным размером едва ощутимого раздражителя. Острота зрения - способность глаза различать мелкие детали предметов. Размеры предметов выражаются в угловых величинах, которые связаны с линейными размерами по формуле tg ?/2 = h/2L, где? - угловой размер объекта, h - линейный размер, Е - расстояние от глаза до объекта. У людей с нормальным зрением пространственный порог остроты зрения равен 1 угл. мин, минимально допустимые размеры элементов отображения, предъявляемые человеку, должны быть на уровне оперативного порога и составлять не менее 15 угловых минут. Однако это справедливо только для предметов простой формы. Для сложных предметов. опознание которых ведется по внешним и внутренним признакам, оптимальные условия будут в том случае, если их размеры составляют не менее 30-40.

Объем зрительного восприятия - число объектов, которые может охватить человек в течение одной зрительной фиксации (одного взгляда) - при предъявлении не связанных между собой объектов объем восприятия составляет 4-8 элементов.

6. Латентный период реакции - промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения. После окончания воздействия раздражителя зрительные ощущения исчезают не сразу, а постепенно (инерция зрения = 0,1 - 0,2 сек). Поэтому время действия сигнала и интервал между появляющимися сигналами должны быть не меньше времени сохранения ощущений, равного 0,2-0,5 сек. В противном случае будет замедляться скорость и точность реагирования, поскольку во время прихода нового сигнала в зрительной системе человека еще будет оставаться образ предыдущего сигнала.

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Запомнить что-то - значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения, ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту.

Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанных во времени или пространстве.

Ассоциации по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты: при упоминании об одном из них вспоминается другое. Ассоциации опираются на сходство нервных связей, которые вызываются в нашем мозге двумя объектами.

Ассоциации по контрасту связывают два противоположных явления. Этому благоприятствует то, что в практической деятельности эти противоположные объекты (организованность и расхлябанность, ответственность и безответственность, здоровье и болезнь, общительность и замкнутость, и т.д.) обыкновенно сопоставляются и сравниваются, что и приводит к образованию соответствующих нервных связей.

Кроме этих видов существуют сложные ассоциации - смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.

На плечи потерпевшего автоматически ложится бремя доказывания своей правоты и действительные страдания от совершенного ответчиком деяния. Что же подлежит доказыванию?

  1. Наличие конкретного противоправного деяния, в результате которого были причинены нравственные страдания, и вина причинителя. К примеру, если имело место быть преступление в виде клеветы или оскорбления в ваш адрес, то лучшим доказательством служит копия приговора о привлечении причинителя к уголовной ответственности, где расписаны и доказаны все имевшие место события. В других ситуациях в дело может пойти все: свидетельские показания, документы, заключения экспертиз, справки, медицинские документы и т.д.
  2. Факт наличия нравственных и физических страданий. На практике в большинстве случаев достаточно грамотно и подробно описать: в чем выражались эти страдания, а суду – оценить ваши речи.

Каким должно быть обоснование морального вреда в суде

Это зависит от характерологических особенностей личности, то есть от особенностей восприятия событий.Психиатры классифицируют психотравмы на продолжительные и непродолжительные, одноразовые и повторяющиеся, монотематические и многоаспектные, ожидаемые (например, смерть близкого после длительной болезни) и неожиданные, малоактуальные (например, природные катастрофы) и подчёркнуто актуальные для личности, влекущие утрату в настоящем либо и в настоящем и в будущем, индивидуальные и значимые не только для данного лица (например, также и для его семейного окружения), адресованные опосредованно или непосредственно.В индивидуальном восприятии того или иного события (цепи событий) и заключается специфика нравственных страданий как юридического факта, степень которых и надлежит оценить суду.

Что такое нравственные страдания?

Пережитые эмоции могут влиять как на настроение, так и на психическое и даже физическое здоровье. Нравственные страдания в понятии морального вреда Мораль – это такой вид общественного сознания и общественных отношений. С помощью определённого типа норм она регулирует поведение человека.


Такие понятия, как добро и зло, справедливость, гуманность легли в основу нравственности. Требования норм морали регулируются только силами духовного воздействия. В свою очередь, моральный вред — это нравственные страдания, которые были нанесены с умыслом или без него.


Они выражаются чувствами унижения, потери, волнения, которые могут оставить след на психике человека в дальнейшем. Ущерб в таком случае может носить как нематериальный характер, так и физические мучения.

Как словами красочно описать причинение морального вреда (ущерба) для иска?

В результате этого Н. был отчислен с места учебы, в связи с чем, испытывал моральные и нравственные страдания. Н. обратился в суд для взыскания моральной компенсации его ущерба. В этом случае обязательно стоит прибегнуть к помощи психологов, которые выдадут грамотное заключение вашего состояния.

Обязательно ведите переписку с банком в письменном виде, сохраняйте копии требований, что вы заявляли, а также ответов на них. Так как банки защищают довольно опытные юристы, которые часто сталкиваются с моральным вредом и его компенсацией по долгу службы, то лучшим решением с вашей стороны будет наем адвоката, который сможет противопоставить не менее качественные знания этого вопроса и свой богатый опыт. Аналогичная ситуация может произойти и при бездействии РСА, когда вам срочно нужны деньги по страховке, а страховщик никак не реагирует или умышленно затягивает процесс выплат.

Доказывание нравственных страданий в исках о компенсации морального вреда

В первую очередь должна быть вина причинителя вреда и взаимосвязь между его действиями и вредом. Любое судебное разбирательство в гражданском процессе может быть для человека волнительным, переживательным, человек может остро чувствовать и несправедливость и многие другие отрицательные чувства, но это не является однозначным основанием вины истца или ответчика. Автор не указал какие именно действия ответчика явились причиной моральных и нравственных страданий в процессе защиты каких прав.

Инфо

А это для определения суммы морального вреда существенно. При оценке морального вреда оцениваются и такие параметры как социальное положение человека, его возраст, индивидуальные особенности. И при аналогичной ситуации одному могут возметить вред в меньшей сумме, другому в большей.

Как доказать моральный вред в суде?

Но из предмета доказывания по любому делу следует исключать преюдициальные факты, т.е. те, которые ранее уже были установлены и доказаны в рамках другого делопроизводства с вынесением решения. Так, если решается вопрос о возмещении морального вреда за незаконное осуждение лица, то преюдициальным фактом будет считаться признание отсутствия наличия виновных действий, вменяемых ему при рассмотрении и разрешении уголовного дела,в поведении истца. Факт их отсутствия, а равно и незаконность осуждения, будет доказан в рамках ранее вынесенного оправдательного приговора.


Также не подлежит доказыванию присутствия вины причинителя ущерба в тех случаях, когда от ее наличия или отсутствия ничего не меняется. Такое возможно в ситуациях, предусмотренных 1100 статьей ГК РФ (причинение вреда источников повышенной опасности, незаконное осуждение, применения меры пресечения и т.д.).

Доказательство морального вреда в суде

Психологическая травма от того, что, например, вас залили соседи сверху, является причиной для подачи иска именно к ним. Необходимо понимать важное отличие морального ущерба от материального. В случае требования возмещения морального ущерба истцом может выступать только физическое лицо.
На стадии составления искового заявления необходимо уделить повышенное внимание тем фактам, которые, по вашему мнению, причинили вам моральный вред. Например, в результате ДТП, виновником которого является другой человек, вы на какое-то время лишились возможности пользоваться автомобилем. Сам по себе этот факт не является основанием для отнесения его к причинённому моральному ущербу.
Вред вашему имуществу или здоровью должен возмещать виновник ДТП или его страховая компания.

Описание морального вреда в иске

Необходимо привести доказательства для следующих вопросов:

  • Не только вину, но и её степень.
  • Фактическое выражение страданий истца.
  • На какие именно блага посягает ответчик?
  • Когда были совершены противоправные деяния?
  • Описание действий, которые совершил ответчик.
  • Причины морального ущерба, состоящие в действиях или бездействиях.

Одной доказательной базы во всех подробностях недостаточно. Нужно исковое заявление, составленное по всем правилам. По данным требованиям оформляют и обоснование морального вреда при ДТП.

Правила для составления заявлений Иск составляется в нескольких частях.

Закон раа

Внимание

Если кто из судей приподнимет планку морального вреда — это даст возможность другим адвокатам требовать такую же. Поэтому во многих областях есть «разрешенный» потолок, за который мало кто из судей выходит… Совсем недавно писала исковое заявление, в котором так же указывала пункт о моральном вреде.


Я написала следующие эпитеты: понижение самооценки, бессонница, беспричинный панический страх, потеря веры в человечность, разочарование в жизни, затянувшаяся депрессия. Знаете ответ? 0 нужна помощь? Смотрите также: Могу ли я подать иск в суд по моему месту жительства, а не ответчика? Имеет ли право пешеход на возмещение морального вреда (см.
Несмотря на то, что в действиях причинителя нередко усматривается состав не только гражданского правонарушения, но и преступления, их жертвы не обращаются за помощью в правоохранительные органы, чем и объясняется высокая степень латентности подобных преступлений.16 % больных пострадали от конфликтов на работе, причём только у 12 % больных прогноз благоприятный. Установлено, что 16 % пострадавших от психотравмы обратились вследствие обиды личного характера.Таким образом, как уже отмечалось, 84 % обследованных нуждались в психиатрической помощи вследствие тех или иных правонарушений.
Лиц с изначальными (до проведения исследования) психическими заболеваниями — 12,5 %; черепно-мозговыми травмами — 5%; с диагнозом «примитивность интеллекта» — 5%.Исследование показало, что вследствие характерологических особенностей восприятия обратилось 25 человек из сорока, из них 64 % (16 человек) испытывали длительную психотравмирующую ситуацию вследствие систематических обид, в том числе правонарушений.Интересно отметить, что правоохранительные органы даже не участвуют в цепочке «причинитель вреда — жертва — врач» из-за того, что большая часть больных (56 %) терпят обиды от родственников, а 8 % — от соседей по квартире.

Нравственные страдания как обосновать в иске

Очевидно, что этот размер не входит в предмет доказывания по иску о компенсации морального вреда. Предметом доказывания по гражданскому делу является совокупность юридических фактов (юридический состав), образующих основание иска. В деле по иску о компенсации морального вреда это виновное, а в определённых законом случаях и безвиновное совершение ответчиком противоправного деяния, в результате которого истцу причинены нравственные (или физические) страдания.

Процессуальное законодательство требует также доказывания сторонами тех обстоятельств, на которые они ссылаются.

Полагаем, что понятие «физический вред», употребляемое в уголовном праве и уголовном процессе, как и в гражданском праве, встречается только в ином аспекте - когда речь идет о причинении вреда здоровью.С точки зрения гражданского права сам человек не может относиться к имуществу, ибо он является бесценным, следовательно, и причинение вреда здоровью (физический вред) нельзя отнести ни к имущественному вреду, хотя он и влечет отрицательные имущественные последствия, ни к вреду сугубо моральному. Поэтому полагаем, что здесь можно говорить о таком виде вреда, как неимущественный, а именно о личном неимущественном вреде.Здоровье является нематериальным благом, имеющим свою специфику по сравнению с другими благами неимущественного характера. Очевидно, что при причинении вреда этим благам человек помимо физических страданийиспытывает нравственные переживания.

Однако включение признака «физические страдания» в определение морального вреда вряд ли следует отнести к собственно моральному вреду, так как последний обусловливается не чем иным, как нравственными переживаниями, а взаимосвязь физических страданий, нравственных переживаний и морального вреда, в свою очередь, обусловливает логическую последовательность такого включения. Поэтому физические страдания и нравственные переживания рассматриваются как единое основание (хотя нравственные страдания возможны и без страданий физических) для взыскания компенсационной суммы в качестве денежного удовлетворения за «обиду»: «Моральная обида и физические страдания не составляют оснований для двух самостоятельных требований».Такой позиции придерживаются верховные суды европейских стран, в частности Верховный суд Польши.

Что такое нравственные страдания?

Инфо

К примеру, в каком-нибудь районе области максимальная выплата по моральному вреду (именно бездоказательному) будет 2000, а самой области (главный город, но мелкий, не Москва и не Воронеж, к примеру), будет 5000. Чем больше город, тем больше денег дадут. Кстати, если судитесь с фирмой (типа, нанесла губную помаду, а из-за нее у меня простуда выскочила и я не прошла отбор на работу), то судитесь там, где ее производят — даже если она не в России.

Вам мало того что компенсацию заплатят, так еще и проезд оплатят — потому как вы потерпевший (истец) и это издержки) Расстрою Вас… Какие бы эпитеты вы не использовали выжать слезу у судей не возможно.

Их порой увольняют за слегка увеличенные моральные ущербы. Суммы конечно моральных ущербов в РФ просто смешные и тут лучше опереться на документы, чем на эпитеты.
Справка от врача психо(любого) даст больше плюсов.

Доказывание нравственных страданий в исках о компенсации морального вреда

Внимание

Чувства эти могут быть следствием:

  • посягательства на жизнь или здоровье человека либо его близких родственников;
  • незаконного лишения или ограничения в свободе;
  • нанесения вреда здоровью, особенно влекущего уродство открытых части тела;
  • раскрытия личной, семейной или врачебной тайны;
  • нарушения тайны переписки или телефонных сообщений;
  • распространения ложных сведений, порочащих честь и достоинство;
  • нарушения права на имя или на изображение;
  • нарушения авторских и смежных прав.

Как мы видим, ключевым в определении морального вреда в законодательстве выступает слово «страдание», а моральный вред сам по себе характеризуется двумя типами страданий: нравственным и физическим. Нравственные страдания той или иной глубины могут быть вызваны любым неправомерным действием или бездействием.

Консультация юриста: что такое моральный вред и нравственные страдания?

Предметом доказывания по гражданскому делу является совокупность юридических фактов (юридический состав), образующих основание иска. В деле по иску о компенсации морального вреда это виновное, а в определённых законом случаях и безвиновное совершение ответчиком противоправного деяния, в результате которого истцу причинены нравственные (или физические) страдания.


Процессуальное законодательство требует также доказывания сторонами тех обстоятельств, на которые они ссылаются. Таким образом, истец самостоятельно должен доказать факт причинения ему вреда.Анализ судебной практики даёт основание утверждать, что в подавляющем большинстве исков с требованиями о компенсации морального вреда сумма, заявляемая в качестве таковой, как правило, ничем не подтверждается.Для того, чтобы избежать противоречия с требованием ст.

Как словами красочно описать причинение морального вреда (ущерба) для иска?

Часто основанием для предъявления такого иска также является психотравмирующая ситуация, однако в подобных случаях квалифицированное заключение специалиста вдвойне необходимо для определения степени нравственных страданий. В ходе проведённого в 1998-1999 гг. исследования среди лиц, обратившихся за психиатрической помощью вследствие перенесённой психотравмы, 84 % были вынуждены обратиться к психиатру вследствие претерпевания последствий правонарушения.В исследуемой группе из 40 человек, обратившихся в психоневрологический диспансер Василеостровского района Санкт-Петербурга в период с 1993 по 1998 гг., женщин — 30 человек (75%), мужчин — 10 человек (25%), из чего можно сделать вывод о большей подверженности психотравмам именно женщин. Возраст больных колебался от 22 до 78 лет (средний возраст — 40,8 лет).

Закон раа

Если кто из судей приподнимет планку морального вреда — это даст возможность другим адвокатам требовать такую же. Поэтому во многих областях есть «разрешенный» потолок, за который мало кто из судей выходит… Совсем недавно писала исковое заявление, в котором так же указывала пункт о моральном вреде. Я написала следующие эпитеты: понижение самооценки, бессонница, беспричинный панический страх, потеря веры в человечность, разочарование в жизни, затянувшаяся депрессия.
Знаете ответ? 0 нужна помощь? Смотрите также: Могу ли я подать иск в суд по моему месту жительства, а не ответчика? Имеет ли право пешеход на возмещение морального вреда (см.

Физические страдания как признак морального вреда

ГК РФ), в то время как физический вред - это любые негативные изменения в организме человека, препятствующие его благополучному биологическому функционированию.Поскольку мораль и нравственность - понятия равные по своему значению, правильно было бы говорить только о наличии нравственных страданий. Но чувства, которые испытывает человек при причинении ему вреда, - это сфера исследования психологов, биологов и других специалистов. Задача юристов - признавать нарушение конкретного права либо блага, принадлежащего субъекту права, путем закрепления их в нормах права.Существует определенный критерий, по которому можно определить различие этих двух видов страданий и их взаимосвязь.
Согласно разъяснению Пленума Верховного суда РФ моральный вред представляет собой нравственные переживания человека, связанные с различными обстоятельствами, такими как:

  • потеря родственников;
  • невозможность продолжения активной общественной жизни;
  • раскрытие семейной или врачебной тайны;
  • потеря работы;
  • распространение ложных сведений о человеке, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию;
  • временное ограничение в правах или лишение прав;
  • физическая боль в результате причиненногг увечья, а также иного повреждения здоровья, вызванного заболеванием, причиной которого явились нравственные страдания, и пр.

Приведенный выше перечень — далеко не полный.
Связано это с тем, что физические страдания, во-первых, сами достаточно очевидны, во-вторых, почти всегда легко доказуемы всевозможными письменными медицинскими свидетельствами.Под нравственными страданиями в смысле ст. 151 ГК РФ чаще всего понимаются не просто «волнения», «обида», «досада», а приобретённые в результате правонарушения изменения в психике пострадавшего.Психиатры здесь в первую очередь выделяют функциональные заболевания нервной системы, обусловленные внешними раздражителями, при которых происходит «срыв» деятельности головного мозга без каких-либо признаков его анатомического повреждения.

Описание физических и нравственных страданий пример

Ущерб в таком случае может носить как нематериальный характер, так и физические мучения. Моральные страдания это такие эмоции, которые сопровождают человека при переживании страха, стыда, унижения, депрессии, апатии и прочих негативных чувств. Нравственные страдания, могут быть результатом следующих ситуаций:

  • Покушение на жизнь и здоровье потерпевшего или его родственников;
  • Ограничение или лишение свободы незаконно;
  • Вред, нанесённый здоровью;
  • Раскрытие врачебной или личной тайны;
  • Клевета;
  • Нарушение авторского права;
  • Финансовые потери на возмещение морального вреда.

Что говорит гражданский кодекс Физические или нравственные страдания в гражданском праве называются моральным вредом, который нарушает нематериальные права и блага человека.

Понятие о психических (УК РФ) и нравственных (ГК РФ) страданиях. Давно замечено, что человек - не только существо разумное, но и в не меньшей мере - существо страдающее. Как подметил наш великий русский поэт, "страдать - есть смертного удел". По тому, как люди переносят житейские невзгоды, как они ведут себя в состоянии стресса, проявляют индивидуальный стиль реагирования, переживаний различных неблагоприятных факторов, в том числе криминального характера, мы судим о переживаемых ими страданиях, оцениваем их состояние психики. Не случайно законодатель в целый ряд правовых норм уголовного и гражданского законодательства ввел такие понятия, как "психические страдания" (ст. 117 УК), "нравственные страдания" (ст. 151, 1101 ГК).

В настоящее время суды при рассмотрении уголовных и гражданских дел, определяя размеры компенсации морального вреда, стали чаще обращать внимание на вопросы, относящиеся к установлению признаков, подтверждающих пережитые субъектом физические или нравственные, психические страдания. Подобная судебная практика в полной мере соответствует требованиям закона. Так, в ст. 151 ГК судам предписывается при решении вопросов, связанных с компенсацией морального вреда, "учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред".

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются "нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина".

Таким образом, страдания, будучи чисто психологическим понятием, в настоящее время приобрели достаточно актуальное правовое значение. Понимание сущности и раскрытие содержания этого понятия при рассмотрении целого ряда уголовных дел, гражданско-правовых споров требует, с одной стороны, использования психологических знаний, с другой стороны, юридически грамотного применения норм права.

В толковом словаре русского языка страдание определяется как "физическая или нравственная боль, мучение". В свою очередь, боль связывается с "ощущением страдания". Следовательно, боль и страдание неразрывно связаны между собой.

В психологии страдания рассматриваются как одна из фундаментальных и наиболее распространенных эмоций, которая при всем своем негативном характере выполняет очень важную в биологическом и психологическом отношении функцию, сигнализируя человеку о воздействии на него неблагоприятных факторов и тем самым побуждая его принимать те или иные меры, направленные на устранение причин их возникновения.

Страдания - это чувства, эмоциональное состояние человека в виде отрицательных переживаний, возникающих под воздействием травмирующих его психику, здоровье событий, глубоко затрагивающих его личностные структуры, настроение, самочувствие и другие ценности.

Эмоциональный профиль страданий считается одним из сложных, поскольку собственно страдание отдельно, в чистом виде, наблюдается крайне редко. Обычно страданию сопутствуют страх, психическая напряженность, посттравматические стрессовые состояния, гнев, импульсивность, аффект, чувства вины, стыда, другие негативные психические, эмоциональные состояния. Наиболее распространена связь страданий и страха, страданий и стресса (фрустрации). Так, угроза, реальная или мнимая (запугивание), совершить то или иное преступление против личности может вызвать страх. Последний, действуя парализующим образом на волеизъявление субъекта, его мотивационную сферу (мотивацию достижения), способствует утрате смелости, свертыванию жизненной активности и, в свою очередь, приводит к нравственным страданиям.

Все это способствует появлению эмоциональной напряженности, стресса. Некоторые психологи напрямую связывают страдания со стрессом, рассматривая страдание в качестве одной из форм эмоционального стресса, его характерного признака. С другой стороны, глубокий эмоциональный стресс (дистресс), особенно достигший своей третьей стадии (истощения), а также различные виды посттравматического стрессового состояния могут вызывать и нравственные, психические и физические страдания.

Весьма тесная взаимосвязь существует между страданиями и эмоциями гнева, аффектом. По мнению ряда психологов, страдание является своего рода внутренним возбудителем гнева, а затем и агрессии, что можно наблюдать при развитии аффекта. Поэтому установление у субъекта с помощью судебно-психологической экспертизы сильного эмоционального стресса, аффекта может служить подтверждением, доказательством того, что тот действительно переживал и страдания.

Характерные признаки страдания. Внешне страдающий человек выглядит печальным, отрешенным от происходящих событий, оторванным от людей. Испытывает чувство одиночества, изолированности, особенно от тех, кто заботится о нем; чувствует себя неудачником, несчастным, потерпевшим поражение, неспособным к достижению прежних успехов. Нередко у таких лиц появляются мысли об их профессиональной некомпетентности, утрате смысла жизни; понижается общий физический тонус, появляются сопутствующие этому различного рода функциональные расстройства, нарушаются сон, аппетит и т.д. (рис. 7.12). Подмечено, что глубина страданий, как и стресса, во многом зависит не только от того, что произошло, но и в не меньшей мере от отношения к произошедшему, от индивидуально-психологических особенностей человека, его установок, социальных ожиданий, личностной предрасположенности к социально-дезадантивным формам поведения.

Переживаемые человеком страдания отрицательно отражаются на его профессиональной деятельности, познавательной активности, что обычно не остается без внимания со стороны его ближайшего окружения.

В законе упоминаются две разновидности подобного рода переживаний: страдания нравственные, психические и страдания физические.

Рис. 7.12. Homo sapiens страдающий... (рисунок X. Бидструпа)

В таком состоянии легко можно дойти и до сердечного приступа

Понятие "нравственность" и производное от него прилагательное "нравственный" имеют несколько смысловых оттенков. Нравственность - это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, принятые в обществе. Понятие "нравственный" употребляется не только по отношению к человеку, соблюдающему требования нравственности, но и как характеристика того или иного явления, относящегося "к сознанию, внутренней жизни человека". С этой точки зрения нравственные страдания человека напрямую связаны с его личностными, глубинными структурами, подвергающимися посягательствам, что вызывает у него сильную ответную эмоциональную реакцию в виде отрицательных переживаний, называемых страданиями.

Поскольку с помощью понятий "личность", "личностный" раскрываются включенность человека в общественные отношения, его социальная сущность, положение в обществе, есть все основания полагать, что источником нравственных страданий субъекта, причиненного ему морального вреда являются прежде всего посягательства на его социальный статус, авторитет, честь и достоинство, личностные убеждения (если они, разумеется, не носят антиобщественный, противоправный характер), его самооценку, положение, место в обществе, сложившуюся систему его межличностных связей и отношений. Все это, безусловно, связано с правами и основными свободами человека, гарантированными Конституцией РФ, поэтому посягательства на его личную неприкосновенность, свободу, мировоззрение, ценностные ориентации, т.е. на все то, что позволяет ему быть личностью, могут вызывать нравственные страдания, причинить человеку моральный вред. Как подчеркивается в вышеупомянутом постановлении Пленума ВС РФ № 10, моральный вред может заключаться также в нравственных переживаниях, страданиях человека, связанных "с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав".

Физические страдания в отличие от нравственных обусловлены причинением человеку физической боли, мучений, нанесением телесных повреждений, различного рода увечий, истязаниями и т.д., что, в свою очередь, может быть результатом, в том числе, перенесенных нравственных страданий.

При определении размера компенсации морального вреда суды должны учитывать "степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред" (ст. 151 ГК), а также выяснять, "чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены". С учетом этих требований судом в качестве доказательств, подтверждающих факт причинения лицу физических страданий, могут быть признаны различного рода медицинские документы, в которых отражены полученные лицом телесные повреждения, перенесенные заболевания, функциональные, психосоматические расстройства, его жалобы на самочувствие, а также характер оказанной ему медицинской помощи. Существенно дополнить эту картину могут показания свидетелей, общавшихся с потерпевшим, относительно его внешних признаков, свидетельствующих о расстройстве его поведения, о том, что он им говорил о своих переживаниях. Так же подробно следует допросить самого пострадавшего о его ощущениях, мыслях, которые у него были в интересующий суд период.

Известно, что повышенная тревожность, сенситивность, психастеничность, неврастеническая симптоматика и т.п. являются весьма благоприятной почвой для развития различного рода глубоких переживаний, травмирующих психику, в виде страданий. В этих случаях помимо допроса самого потерпевшего, а также лиц, близко знающих его, существенную помощь суду, несомненно, может оказать судебно-психологическая экспертиза аналогично тому, как это делается при установлении аффекта.



Просмотров