Единый счет бюджета, лицевые счета участников бюджетного процесса. Законодательная база российской федерации

отменен/утратил силу Редакция от 30.01.2009

Наименование документ ПРИКАЗ Минфина РФ от 30.03.2006 N 44 (ред. от 30.01.2009) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЯМИ СО СРЕДСТВАМИ НА ЕДИНОМ СЧЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА"
Вид документа приказ, порядок
Принявший орган минфин рф
Номер документа 44
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 30.01.2009
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус отменен/утратил силу
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ Минфина РФ от 30.03.2006 N 44 (ред. от 30.01.2009) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЯМИ СО СРЕДСТВАМИ НА ЕДИНОМ СЧЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА"

ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЯМИ СО СРЕДСТВАМИ НА ЕДИНОМ СЧЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

от 14.04.2008 N 94 , от 30.01.2009 N 15 )

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 8; 2007, N 18, ст. 2117) и устанавливает порядок управления операциями со средствами на едином счете федерального бюджета.

от 14.04.2008 N 94)

2. Управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации ежедневно, не позднее 16 часов местного времени, осуществляют перечисление средств, подлежащих зачислению в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, с открытого им счета на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" на счет, открытый Федеральному казначейству на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", за исключением Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия.

(в ред. Приказа Казначейства РФ от 30.01.2009 N 15)

3. Управление Федерального казначейства по Республике Ингушетия ежедневно осуществляет перечисление средств, подлежащих зачислению в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, с открытого ему счета на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" на счет, открытый Управлению Федерального казначейства по Республике Ингушетия, на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета".

(в ред. Приказа Казначейства РФ от 30.01.2009 N 15)

4. Управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации в целях осуществления кассовых выплат из федерального бюджета по мере необходимости представляют в Федеральное казначейство в электронном виде Заявки на перечисление средств федерального бюджета со счета, открытого Федеральному казначейству на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", на счет Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, открытый на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", (далее - Заявки) с применением электронно-цифровой подписи (далее - ЭЦП) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

Управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, за исключением Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия, осуществляет кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета исключительно за счет средств, поступивших на счет Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, открытый на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", в соответствии с Заявкой. Осуществление кассового обслуживания исполнения федерального бюджета за счет иных поступлений на счет Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, открытый на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", не допускается.

(в ред. Приказов Казначейства РФ от 14.04.2008 N 94 , от 30.01.2009 N 15)

5. Отделение Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации осуществляет составление Заявки на основании представленных получателями средств федерального бюджета платежных документов и до 15 часов местного времени текущего рабочего дня (в дни, непосредственно предшествующие выходным и нерабочим праздничным дням, - до 14 часов местного времени) направляет в электронном виде данную Заявку в Управление Федерального казначейства по соответствующему субъекту Российской Федерации (при нахождении Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации и Отделения Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации в разных часовых поясах местным временем считается время часового пояса, на территории которого находится Управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации).

6. Управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации до 16 часов местного времени текущего рабочего дня (в дни, непосредственно предшествующие выходным и нерабочим праздничным дням, - до 15 часов местного времени) осуществляет составление и направление в электронном виде Заявки с применением ЭЦП в Федеральное казначейство. Заявка составляется на основании:

­ платежных документов получателей средств федерального бюджета, представленных в Управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации;

­ Заявок отделений Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации.

Допускается в исключительных случаях по решению руководителя Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации или его заместителя направление в Федеральное казначейство дополнительной Заявки на осуществление кассовых выплат из федерального бюджета в течение текущего рабочего дня с указанием обосновывающей информации в поле Заявки "Примечание". Решение о перечислении средств федерального бюджета по дополнительной Заявке принимается заместителем руководителя Федерального казначейства, к полномочиям которого относится принятие данных решений.

В случае недостаточности средств на счете, открытом Управлению Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации", для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов и иных платежей (далее - сумм платежей), подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, формирование графы "Сумма" Заявки осуществляется с учетом оформленного Управлением Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации платежного поручения на перечисление указанных средств со счета, открытого Управлению Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", на счет, открытый Управлению Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации". При этом в поле Заявки "Примечание" выделяется сумма, необходимая для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных (взысканных) сумм платежей, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы.

(в ред. Приказа Казначейства РФ от 14.04.2008 N 94)

Ответственность за соответствие суммы, указываемой в Заявке, направляемой Отделением Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации в Управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, предполагаемым кассовым выплатам, возлагается на руководителя Отделения Управления Федерального казначейства Российской Федерации или его заместителя.

Ответственность за соответствие суммы, указываемой в Заявке, направляемой Управлением Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации в Федеральное казначейство, предполагаемым кассовым выплатам, возлагается на руководителя Управления Федерального казначейства Российской Федерации или его заместителя.

7. Федеральное казначейство по мере поступления в течение текущего рабочего дня Заявок от управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, осуществляет подготовку и направление в учреждение Центрального банка Российской Федерации платежных поручений на перечисление средств федерального бюджета со счета, открытого Федеральному казначейству на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", на счет соответствующего Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, открытый на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", в соответствии с Договором обмена электронными документами и оказания информационно-вычислительных услуг при многорейсовой обработке платежей в системе АСБР-Москва от 5 марта 2005 г. N 935-МОП-2005, заключенным между Центральным банком Российской Федерации и Федеральным казначейством.

8. Управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации ежедневно, не позднее 16 часов 30 минут местного времени, направляют в подразделения расчетной сети Центрального банка Российской Федерации или кредитные организации (филиалы) платежное поручение на списание остатка неиспользованных в течение дня средств федерального бюджета со счета, открытого Управлению Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", на счет, открытый Федеральному казначейству на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета".

Платежное поручение, предусмотренное в абзаце первом настоящего пункта, в подразделения расчетной сети Центрального банка Российской Федерации или кредитные организации (филиалы) не направляет Управление Федерального казначейства по Республике Ингушетия.

(в ред. Приказа Казначейства РФ от 30.01.2009 N 15)

Платежное поручение, предусмотренное в абзаце первом настоящего пункта, в подразделения расчетной сети Центрального банка Российской Федерации Управление Федерального казначейства по г. Москве и Управление Федерального казначейства по Московской области направляют не позднее 17-30 местного времени.

(в ред. Приказа Казначейства РФ от 14.04.2008 N 94)

II. Правила составления Заявок на перечисление средств федерального бюджета со счета, открытого Федеральному казначейству на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", на счет Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, открытый на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета"

10. В Заявке указываются:

дата, на которую необходимо осуществить зачисление средств федерального бюджета;

дата составления Заявки.

11. Заявки составляются в тысячах рублей с точностью до целых.

12. В Заявке, составляемой Отделением Управления Федерального казначейства по субъекту и направляемой в Управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, указывается фамилия, имя и отчество руководителя Отделения Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации или его заместителя и его подпись, а также фамилия, имя и отчество ответственного исполнителя, его должность, подпись и телефонный номер с указанием междугороднего кода.

В Заявке, составляемой Управлением Федерального казначейства по субъекту и направляемой в Федеральное казначейство, указывается фамилия, имя и отчество руководителя Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации или его заместителя и его подпись, а также фамилия, имя и отчество ответственного исполнителя, его должность, подпись и телефонный номер с указанием междугороднего кода.

13. Заявки, подписанные руководителем Отделения Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации или его заместителем, хранятся в электронных базах данных информационной системы Отделения Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации.

Заявки, подписанные руководителем Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации или его заместителем, подлежат хранению в электронных базах данных информационной системы Управлении Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации.

Формирование Заявок, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта, на бумажных носителях осуществляется по мере необходимости.

Бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка Российской Федерации отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учёта средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.

Является реализацией принципа единства кассы, может пониматься как система (совокупность) банковских счетов, один из которых является основным, а остальные - техническими (транзитными).

В соответствии с бюджетным законодательством бюджетному учреждению могут быть открыты расчётные счета в кредитных организациях. Оно осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Единые счета бюджетов обслуживаются учреждениями Центрального банка Российской Федерации. Кредитные учреждения могут привлекаться к выполнению функций по обслуживанию единых счетов бюджетов в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности исполнения ими этих функций.

Операции на единых счетах бюджетов осуществляются органами Федерального казначейства либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в случае передачи ему полномочий Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации.

До 2014 года органы управления государственными внебюджетными фондами самостоятельно открывают счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации.

Единые счета бюджетов открываются Федеральному казначейству, управлениям Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (УФК) в учреждениях Центрального Банка Российской Федерации на балансовых счетах:

  • № 40105 «Средства федерального бюджета»
  • № 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации»
  • № 40204 «Средства местных бюджетов»

Управление операциями со средствами на едином счёте федерального бюджета [ | ]

Сложившаяся к концу 90-х система сбора средств федерального бюджета и доведения их до получателей бюджетных средств обладала существенными недостатками, в том числе:

  1. Для учёта и распределения поступивших доходов использовались 4 счёта. Средства федерального бюджета становились доступными к использованию через 5-6 дней после их поступления.
  2. Счета по учёту доходов и расходов федерального бюджета открывались каждому органу федерального казначейства. Большое количество счетов по уровням органов федерального казначейства замедляло прохождение средств от налогоплательщика до получателя бюджетных средств, поставщиков товаров, работ, услуг этим получателям. В результате Правительство Российской Федерации было вынуждено привлекать заёмные средства на финансирование дефицита федерального бюджета при наличии значительных остатков средств федерального бюджета.
  3. Отсутствовала возможность оперативного управления остатками средств федерального бюджета, находившихся на многочисленных счетах органов федерального казначейства.
  4. Существовал повышенный риск возможных потерь средств федерального бюджета на счетах отделений федерального казначейства, открытых в кредитных организациях.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2000 года № 107-р одобрена Концепция функционирования единого счёта федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по учёту доходов и средств федерального бюджета. Главной целью её реализации являлась централизация доходов и средств федерального бюджета на едином казначейском счёте (ЕКС) Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации. Следует отметить, что понятие «единый казначейский счёт» отсутствует в бюджетном законодательстве, иногда оно употребляется вместо понятия «единый счёт бюджета».

В настоящее время для осуществления операций со средствами федерального бюджета Федеральному казначейству открыт счёт № 40105810800000012900, каждому УФК открыт счёт на балансовом счёте № 40105.

Ежедневно УФК перечисляют средства, подлежащие зачислению в федеральный бюджет, со счетов № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» на счёт № 40105 Федерального казначейства.

На основании платёжных документов, представленных получателями бюджетных средств федерального бюджета и администраторами источников финансирования федерального бюджета, УФК формируют Консолидированные заявки и направляют в Федеральное казначейство.

Федеральное казначейство подкрепляет счета № 40105 УФК, обеспечивая зачисление средств на счета № 40105 УФК к началу следующего рабочего дня.

УФК, после завершения операционного дня, перечисляют остатки средств со счетов № 40105 УФК на счёт № 40105 Федерального казначейства.

Литература [ | ]

  • Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823).
  • Положение о Правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации от 26.03.2007 № 302-П.
  • Приказ Федерального казначейства от 14.09.2009 № 210 «Об утверждении Порядка управления операциями со средствами на едином счёте федерального бюджета».

ВВЕДЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы работы объясняется тем, что эффективное выполнение органами власти своих полномочий возможно только в условиях функционирования такой системы управления государственными (муниципальными) финансами, которая обеспечивала бы оптимальность, прозрачность и подконтрольность финансовых потоков сектора государственного управления.

Кроме того, в связи со значительным объемом средств, перераспределяемых через бюджетную систему, должен обеспечиваться общественный контроль за эффективностью и результативностью бюджетных расходов благодаря широкому доступу граждан и бизнеса-сообщества к достоверной информации о финансовой деятельности публично-правовых образований.

В условиях выбора новых приоритетов и дальнейшего реформирования бюджетной системы должно обеспечиваться проведение государственной бюджетной политики, эффективное управление доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, повышение оперативности в финансировании государственных программ, усиление контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств в Российской Федерации. В связи с этим 2000 г. был введен единый счет бюджета.

Единый казначейский счет - это счет Федерального казначейства РФ, на котором аккумулируются денежные средства федерального бюджета и отражаются операции органов государственной власти РФ по исполнению федерального бюджета.

Создание единого счета федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по учету доходов и средств федерального бюджета является одной из главных стадий формирования системы казначейского исполнения федерального бюджета и имеет целью централизацию учета и оптимизацию потоков движения доходов и средств федерального бюджета.

Переход на единый казначейский счет исполнения бюджета позволил не только упростить механизм обслуживания бюджета, но и усилить контроль за наполнением и использованием финансовых бюджетных средств.

Научные разработки принципов построения казначейской системы исполнения бюджетов и совершенствования управления бюджетными потоками представлены в трудах И.Г. Акперова, Р.Е. Артюхина, СИ. Гусева, О.И. Дроздова, М.И. Канкуловой, Л.П. Мазуровой, Т.Д. Маковник, СЕ. Прокофьева, А.И. Романенкова, СП. Сазонова и др.

Цель работы - исследовать вопросы организации функйионирования Казначейства России в условиях открытия единого счета бюджета.

Для этого решаются следующие задачи:

раскрывается сущность и принципы функционирования Казначейства России в условиях открытия единого счета бюджета

характеризуются этапы внедрения системы единого казначейского счета;

анализируется Порядок функционирования Казначейства России в условиях единого счета бюджета;

приводится информация Казначейства России об исполнении бюджета Российской Федерации в условиях единого счета бюджета;

обосновывается необходимость реформирования системы бюджетных платежей;

предлагаются пути построение единого банковского счета Казначейства России.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТИЯ ЕДИНОГО СЧЕТА БЮДЖЕТА


1.1 Сущность и принципы функционирования Казначейства России в условиях открытия единого счета бюджета


В целях эффективного управления средствами федерального бюджета и сокращения срока их прохождения до получателей, сохранности, обеспечения централизованного учета поступлений в бюджеты всех уровней и получения оперативной информации о ходе исполнения федерального бюджета возникает необходимость оптимизации потоков движения средств федерального бюджета и сосредоточения их на едином казначейском счете .

Единый казначейский счет (ЕКС) представляет собой счет Федерального казначейства Российской Федерации, на котором аккумулируются денежные средства федерального бюджета и отражаются операции органов государственной власти Российской Федерации по исполнению федерального бюджета.

Единый казначейский счет открывается в учреждениях Банка России.

Функционирование системы органов казначейства в условиях использования ЕКС является качественно новой информационной технологией исполнения федерального бюджета, в которой принципиальными являются следующие моменты :

централизация доходов и средств федерального бюджета на ЕКС, открытом ГУФК;

централизация операций по учету доходов бюджетов разных уровней на одном счете, открытом УФК, распределение их между разными уровнями бюджетов и проведение расходов федерального бюджета на уровне УФК;

ежедневное отражение в Главной книге казначейства операций по доходам и расходам федерального бюджета, произведенных на уровне УФК. Главная книга - синтетический регистр систематического учета, в котором ведутся все синтетические счета данного учреждения.

Цели перехода на ЕКС :

сокращение сроков финансирования распорядителей и получателей прохождения платежей;

централизация учета исполнения федерального бюджета по доходам и расходам в Управлении федерального казначейства (УКФ);

исключение возможностей использования коммерческими банками бюджетных средств в своих интересах в результате открытия счетов казначейства по учету расходов в Банке России или иных уполномоченных кредитных учреждениях;

повышение эффективности управления средствами федерального бюджета и возможность получения оперативной и достоверной информации о суммах поступивших доходов и произведенных расходов и наличии средств в любой момент времени; группировки данной информации в различных отчетах по исполнению бюджетов;

защищенность бюджетных средств ЕКС открывается в Центральном Банке РФ, поэтому в случае возникновения экономических кризисов бюджетные средства, находящиеся на ЕКС, защищены от негативного влияния (примером является дефолт 1998 г., когда коммерческие банки не смогли обеспечить сохранность средств, а средства, находившиеся в казначейской системе, практически не пострадали).

Т.Ю. Власова к основным принципам учета в условиях функционирования ЕКС относит:

принцип «горизонтальной» централизации учета - доходы федерального бюджета концентрируются на одном счете ЕКС, открытом Главным управлением федерального казначейства (ГУФК); с этого же счета осуществляются расходы федерального бюджета. Централизации подлежит также учет доходов и расходов бюджетов субъектов федерации (например, областного бюджета) в условиях функционирования единого казначейского счета;

принцип «вертикальной» централизации учета доходы бюджетов различных уровней концентрируются на счете УФК, затем они перераспределяются между соответствующими бюджетами;

принцип непрерывности учета операции по доходам и расходам, производимые УФК, отражаются в Главной книге казначейства ежедневно;

принцип оперативности учета исполнения бюджета - сокращается промежуток времени, в течение которого информация о финансировании бюджетополучателей становится доступной органам казначейства;

принцип подконтрольности исполнения бюджета - имея информацию о суммах доходов и расходов, государственные органы могут принимать своевременные меры, позволяющие их сбалансировать, а в случае необходимости привлекать дополнительные средства.

Процесс казначейского исполнения бюджета на основе функционирования ЕКС построен по следующей схеме .

Налогоплательщики перечисляют все налоги и сборы, подлежащие перечислению в федеральный бюджет на счет по учету налогов и сборов, открытый УФК в учреждении Банка России. Расходы федерального бюджета также финансируются с этого счета.

Учет всех налогов и сборов, поступающих во все уровни бюджетов на территории субъектов Федерации, осуществляется управлениями Федерального казначейства, что позволяет органам исполнительной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления и налоговым органам иметь оперативную информацию о поступивших на территории субъектов Федерации налогах и сборах.

Средства на проведение расходов федерального бюджета перечисляются Главным управлением Федерального казначейства в пределах остатка на ЕКС на основе заявок УФК и в объеме, необходимом для проведения расходов федерального бюджета. Операции по расходам федерального бюджета осуществляются через счета УФК. ГУФК переводит средства федерального бюджета с ЕКС в течение операционного дня учреждения Банка России, которые зачисляются на счет УФК в обязательном порядке в начале следующего операционного дня учреждения Банка России. Операционный день - часть рабочего дня финансово-кредитной организации, отведенная для работы и обслуживания клиентов.

Финансирование бюджетных учреждений проводится распорядителями бюджетных средств через органы казначейства и отражается на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в органах казначейства. При этом бюджетные учреждения и организации не должны иметь отдельные лицевые счета для учета средств федерального бюджета ни в учреждениях Банка России, ни в кредитных организациях. Вместе с тем это не ограничивает в рамках предоставленных полномочий самостоятельности министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и бюджетных учреждений по вопросам использования выделенных им средств в соответствии с бюджетной росписью.

УФК оплачивает расходы федерального бюджета получателям бюджетных средств в течение операционного дня учреждения Банка России в пределах имеющихся средств на лицевом счете, весь неиспользованный остаток в конце операционного дня перечисляет на ЕКС.

Для выдачи бюджетным учреждениям и организациям, лицевые счета которых открыты в ОФК, наличных денежных средств на выплату заработной платы и другие установленные законодательством Российской Федерации расходы ОФК открывает счет в учреждениях Банка России или в кредитной организации, который в конце дня «обнуляется», и неиспользованный остаток перечисляется на счет УФК.

На ЕКС поступают доходы федерального бюджета и остатки неиспользованных средств федерального бюджета, перечисляемые с лицевых счетов УФК. С единого казначейского счета ежедневно ГУФК перечисляет средства УФК. Аналитический учет ежедневных поступлений в федеральный бюджет доходов и расходов федерального бюджета по кодам бюджетной классификации Российской Федерации и нарастающим итогом с начала года осуществляется ГУФК в Главной книге казначейства, которая является основным учетным регистром.

Схема функционирования органов казначейства в условиях открытия единого казначейского счета приведена на рисунке 1.


Рис. 1 - Схема функционирования органов казначейства в условиях открытия единого казначейского счета


Переход на новую информационную технологию в условиях единого казначейского счета позволяет :

исключить возможность открытия счетов казначейства по учету расходов федерального бюджета в коммерческих банках и, следовательно, возможность использования этими банками средств федерального бюджета в своих целях не по назначению;

с учетом большой концентрации финансовых ресурсов и потоков в региональных центрах субъектов Российской Федерации достигнуть увеличения скорости прохождения платежей на финансирование распорядителей и получателей бюджетных средств;

сконцентрировать в УФК все операции по расходованию средств с лицевых счетов распорядителей бюджетных средств, находящихся в субъектах Федерации;

в условиях подключения к системе обмена электронными платежными документами Главного управления Центрального банка РФ организовать оперативный централизованный контроль за временем прохождения и зачисления получателям средств, расходуемых распорядителями бюджетных средств со своих лицевых счетов, что, в свою очередь, автоматизирует исполнение части контрольных функций казначейства;

при наличии региональной базы данных по лицевым счетам распорядителей бюджетных средств региона, которая в любой момент достоверно отражает состояние единого расходного счета УФК, состояние и проведение операций по всем лицевым счетам распорядителей бюджетных средств в течение бюджетного года, оперативно готовить любые отчетные данные по исполнению расходной части федерального бюджета на территории субъектов Федерации.

Т.Н. Бондаренко отмечает, что результатами реализации в России концепции функционирования ЕКС стали следующие положительные аспекты:

становится доступной информация об исполнении консолидированного бюджета по доходам в результате наличия сведений об общей сумме налогов и сборов, поступающих на территориях субъектов РФ, а также выполнении нормативов зачисления регулирующих доходов в бюджеты различных уровней;

в любой момент времени Правительство РФ владеет информацией о движении средств федерального бюджета на лицевых счетах органов Федерального казначейства и их расходовании в предметном и территориальном разрезах;

имеющаяся информация о движении средств федерального бюджета на лицевых счетах органов Федерального казначейства, а также о суммах финансирования и кассовых расходов позволяет Правительству РФ делать анализ, результатом которого являются данные об объемах свободных денежных средств (не направляемых на кассовые расходы текущего периода), что является основой составления прогноза возможного кассового разрыва;

в результате повышения эффективности управления средствами федерального бюджета Правительство РФ получает возможность сокращать объем краткосрочных заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках. Это приводит к сокращению расходов федерального бюджета на обслуживание государственного долга.

Правительство РФ получает новые рычаги воздействия на экономическую ситуацию в стране путем снижения завышенной краткосрочной ликвидности средств кредитных организаций благодаря тому, что средства федерального бюджета находятся не непосредственно на их расчетных счетах, а на лицевых счетах органов Федерального казначейства, открытых в этих кредитных организациях.

Централизация исполнения бюджетов создает предпосылки для совершенствования учета данного процесса для наиболее адекватного и своевременного отражения операций по исполнению бюджетов по доходам и расходам.

Таким образом, в результате реализации концепции функционирования ЕКС наряду с перечисленными преимуществами появляются новые принципы учета исполнения бюджетов и расширяются возможности предварительного и текущего контроля, что позволяет повышать эффективность исполнения бюджетов различных уровней и отражения бюджетного процесса в бухгалтерском учете.


1.2 Этапы внедрения системы единого казначейского счета


Концепция функционирования единого казначейского счета могла быть реализована при условии создания автоматизированной интегрированной казначейской системы и повсеместного перевода учреждений Центрального банка РФ, органов казначейства и налоговых органов на электронные платежи. Внедрение системы единого казначейского счета предполагалось осуществить в два этапа .

Переходный этап (2000-2002 гг.)

На переходном этапе проводились следующие мероприятия:

Завершение перевода всех бюджетных учреждений и организаций на лицевые счета, открытые в органах казначейства.

Проводилась централизация операций по осуществлению расходов и учету доходов федерального бюджета на уровне УФК.

Вводилась система электронного документооборота на уровне УФК и ОФК.

Устанавливалась система электронного обмена полноформатными документами между учреждениями Центрального банка РФ и УФК в субъектах Федерации в соответствии с требованиями нормативных документов.

Проводился эксперимент по отработке технологии централизованного на уровне УФК учета доходов и осуществления расходов федерального бюджета в наиболее подготовленных регионах, имеющих соответствующую электронную систему передач информации между ОФК и УФК и участвующих в обмене электронными документами с подразделениями расчетной сети Центрального банка РФ и налоговыми органами.

В переходный период при наличии системы электронной документооборота между УФК и ОФК закрывались лицевые счета ОФК по учету доходов, распределяемых органами казначейства, доходов и средств федерального бюджета.

Налогоплательщики перечисляли в установленном порядке налоги и сборы на лицевые счета по учету доходов, распределяемых органами казначейства, открытые УФК. ОФК передавал в УФК информацию, полученную от налоговых инспекций, необходимую для учета доходов при распределении их в разные уровни бюджетов.

УФК распределял налоги по разным уровням бюджетов и перечислял суммы доходов, причитающиеся соответствующие бюджетам, на их лицевые счета в учреждении Банка России или кредитных организациях, а также возвращал излишне уплаченные или излишне взысканные налоги. На лицевой счет УФК по учету доходов федерального бюджета поступала доля доходов федерального бюджета и так называемые нераспределяемые налоги и сборы, а также другие платежи. УФК перечислял доходы федерального бюджета на финансирование расходов через лицевой счет по учету доходов федерального бюджета.

В случае обращения органа исполнительной власти субъект Федерации или органа местного самоуправления с просьбой о принятии на кассовое обслуживание исполнения их бюджета органами казначейства (УФК и ОФК) открывались дополнительны лицевые счета по учету налогов, распределяемых органами казначейства, на которые зачислялись распределяемые и нераспределяемые налоги и сборы субъектов Федерации и местные налоги и сборы. Сумма доходов, причитающихся соответствующим бюджетам после распределения в установленном порядке, перечислялись органами казначейства на лицевые счета бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Операции по расходам федерального бюджета со счета по учету средств федерального бюджета управление Федерального казначейства проводились на основании документов, поступающих по системе электронного документооборота из ОФК. При отсутствии системы электронного документооборота между УФК и ОФК, а также УФК и учреждением Банка России счета отделений Федерального казначейства по учету налогов, распределяемых органами казначейства, по учету доходов и по учету средств федерального бюджета в учреждениях Банка России или кредитных организациях сохранялись до внедрения указанной системы в ОФК, УФК и учреждениях Банка России.

В этом случае доходы бюджета с лицевого счета по учету налогов, распределяемых органами казначейства, ОФК перечисляло на соответствующие счета бюджетов. Сумму доходов федерального бюджета ОФК перечисляло на счет по учету доходов федерального бюджета в учреждении Банка России.

Для осуществления расходов федерального бюджета ОФК представляло заявку в УФК о перечислении средств в объеме, необходимом для проведения расходов следующего дня. В течение дня УФК перечисляло средства федерального бюджета на лицевой счет ОФК. Отделение Федерального казначейства производило расходы в соответствии с. целевым назначением, указанным получателем средств федерального бюджета при доведении лимитов финансирования. Ежедневно оно перечисляло остатки неиспользованных средств на счет УФК. Расходные операции по перечислению средств со счета по учету средств федерального бюджета ОФК после перечисления остатков не производились.

Завершающий этап (2003-2004 гг.)

На завершающем этапе проводились следующие мероприятия.

Объединение четырех лицевых счетов на уровне УФК по учету налогов, распределяемых органами казначейства, доходов федерального бюджета и доходов федерального бюджета, перечисленных на финансирование расходов федерального бюджета.

Открытие ГУФК лицевого счета - ЕКС для учета средств федерального бюджета в валюте Российской Федерации.

Установление системы электронного документооборота между ГУФК и учреждениями Банка России, а также ГУФК и УФК.

Обеспечение регламента функционирования межрегиональных электронных расчетов Банка России и регламента работа УФК и ГУФК таким образом, чтобы зачисление средств, пере численных ГУФК, и списание остатков неиспользованных средств по счетам УФК на ЕКС проводились в один операционный день учреждения Банка России.

Пересмотр совместных указаний Министерства финансов Российской Федерации и Банка России, касающихся взаимоотношений органов Федерального казначейства, учреждений Банка России и кредитных организаций по обслуживанию счетов органов казначейства. Внесение изменений в нормативные документы Банка России в части, составления отчетности его учреждениями и кредитными организациями.

Таким образом, реализация Концепции функционирования единого казначейского счета и внедрение системы единого казначейского счета проводились в два этапа.

На первом (переходном) этапе завершился перевод всех бюджетных учреждений и организаций на лицевые счета, открытые в органах казначейства. Было организовано введение системы электронного документооборота на уровне управления Федерального казначейства и органов Федерального казначейства, обмен документами между учреждениями Банка России и управлением Федерального казначейства в субъектах Федерации, органами Федерального казначейства и налоговыми органами. Все эти мероприятия способствовали централизации операций по учету доходов и осуществлению расходов бюджетных средств.

На завершающем этапе был открыт лицевой счет - единый казначейский счет - для учета средств федерального бюджета в валюте Российской Федерации. Учитывая проводимые мероприятия, были внесены изменения в нормативные документы, касающиеся взаимоотношений органов Федерального казначейства, учреждений Банка России и кредитных организаций по обслуживанию счетов органов казначейства.


2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТИЯ ЕДИНОГО СЧЕТА БЮДЖЕТА


.1 Порядок функционирования Казначейства России в условиях единого счета бюджета


Учет процесса казначейского исполнения бюджета в условиях функционирования ЕКС осуществляется следующим образом: для учета доходов органами федерального казначейства открываются два счета: счет 40101 «Налоги и сборы, распределяемые органами казначейства» и счет 40102 «Доходы федерального бюджета». Счет 40101 предназначен для учета регулирующих доходов. Ими являются федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее, чем на три года) по разным видам таких доходов.

На балансовом счете 40102 учитываются федеральные доходы, поступающие как непосредственно от налогоплательщиков, так и с балансового счета 40101, т.е. федеральные доли регулирующих налогов. УФК ежедневно распределяет регулирующие доходы для зачисления их в бюджеты соответствующих уровней.

Перечисление указанных доходов осуществляется по каналам электронной связи на лицевые счета по учету средств бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов, внебюджетных фондов, а средства, подлежащие зачислению в федеральный бюджет, перечисляются на ЕКС, открытый ГУФК в учреждении Банка России. В функции УФК входит также возврат излишне уплаченных налогоплательщиками или излишне взысканных с них налогов и сборов. Возврат осуществляется в пределах остатка средств на лицевом счете УФК.

УФК ежедневно передает информацию отделениям федерального казначейства (ОФК) о суммах поступивших налогов и сборов по каналам электронной связи для последующей передачи налоговым и финансовым органам. Такая централизация учета доходов позволяет обеспечивать органы государственной власти, местного самоуправления и налоговые органы необходимой информацией для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета по доходам.

Учет исполнения федерального бюджета по расходам и само исполнение возлагается на УФК. Для осуществления расходов денежные средства перечисляются ГУФК с ЕКС в пределах остатка на счет УФК. Основанием для перечисления средств являются заявки УФК, в которых указываются цели расходов и необходимые суммы.

Средства федерального бюджета переводятся на счет УФК в течение операционного дня учреждения Банка России и зачисляются не позднее начала следующего операционного дня. Такой порядок повышает оперативность осуществления расходов федерального бюджета.

Финансирование бюджетополучателей осуществляется распорядителями бюджетных средств через органы казначейства. Суммы финансирования отражаются на лицевых счетах бюджетных организаций, открытых в органах казначейства. Отсутствие лицевых счетов для учета средств федерального бюджета в других учреждениях (Банке России, иных кредитных организациях) не ущемляет интересов распорядителей и получателей бюджетных средств.

Они имеют право самостоятельно определять направления расходования выделенных им денежных средств в соответствии с бюджетной росписью, обеспечивая их эффективное и целевое использование.

Расходы федерального бюджета оплачиваются УФК в пределах остатка денежных средств, имеющегося на лицевом счете, в течение операционного дня учреждения Банка России. По истечении операционного дня остаток неиспользованных средств в обязательном порядке возвращается в ГУФК на ЕКС.

Если лицевые счета бюджетных организаций открыты в ОФК, то выдача наличных денежных средств для выплаты заработной платы, на хозяйственные нужды или иные цели организациям-бюджетополучателям осуществляется со счета ОФК, открытого в Банке России или ином уполномоченном кредитном учреждении. На конец операционного дня этот счет «обнуляется»: неиспользованный остаток средств федерального бюджета перечисляется на счет УФК.

Очевидно, что доходный поток средств федерального бюджета ЕКС составляют доходы федерального бюджета, зачисляемые на счет 40102, и остатки неиспользованных средств, перечисляемые с лицевого счета УФК в конце операционного дня.

Расходный поток формируют бюджетные средства, ежедневно перечисляемые ГУФК Управлению федерального казначейства.

Аналитический учет ежедневных налогов, сборов и других обязательных платежей в разрезе статей доходов бюджетной классификации РФ нарастающим итогом с начала года и отражает в соответствующих формах учета, установленных Инструкцией по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов №15н, а также Инструкцией о порядке ведения учета доходов Федерального бюджета и распределения в порядке регулировании доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ №91н.

Таким образом, все денежные средства федерального бюджета концентрируются ежедневно на Едином казначейском счете, что дает возможность получать оперативную информацию об их остатке и осуществлять оперативный учет их движения.

единый казначейский бюджетный россия

2.2 Информация Казначейства России об исполнении бюджета Российской Федерации в условиях единого счета бюджета


Управлением Федерального казначейства разрабатываются и доводятся до органов казначейства формы отчетности по исполнению бюджетов.

По временному промежутку указанная отчетность подразделяется на оперативную, ежемесячную, квартальную и годовую.

Оперативная - это отчетность об остатках на балансовых счетах по состоянию на 1,5, 10, 15, 20 и 25 числа каждого месяца, отчетность представляется отделениями управлениям казначейства, отчетность на промежуточную дату об остатках на счете 40102 по состоянию на 3, 8, 13, 18, 23 и 28 число каждого месяца. Ежедневная отчетность по счету 40101 представляется отделениями управлениям федерального казначейства для составления ведомости расчета суммы доходов федерального бюджета, подлежащей перечислению на финансирования расходов федерального бюджета.

Оперативный отчет об исполнении бюджета.

В настоящее время в результате создания необходимых условий для подготовки органами Федерального казначейства ежедневной информации о кассовых операциях на счетах бюджетов (реализация Концепции функционирования единого счета Федерального казначейства Минфина России по учету доходов и средств федерального бюджета, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 23.01.2000 № 107-р, организация электронного документооборота в системе Федерального казначейства, между органами Федерального казначейства и учреждениями Банка России и др.) органы Федерального казначейства представляют ежедневно или ежемесячно в сжатые сроки полную, развернутую информацию о суммах поступлений в бюджетную систему, объемах полученных распорядителями и получателями средств лимитов бюджетных обязательств, производимых ими кассовых расходах, принятых на учет бюджетных обязательств и остатках неиспользованных средств.

Выполнение всех условий по проведению сверки отчетов органов Федерального казначейства и бюджетополучателей на всех этапах их формирования, автоматизация процесса формирования и представления вышеназванных отчетов в органах Федерального казначейства обеспечивают достоверность отчетности и наличие автоматизированного контроля за ее качеством.

Оперативная отчетность территориальных органов Федерального казначейства позволяет Федеральному казначейству своевременно и в полном объеме направить необходимые суммы подкрепления на счета управлений по субъектам РФ по учету средств федерального бюджета для совершения кассовых расходов.

В таблице 1 приводятся данные отчета об исполнении бюджета Российской Федерации на 1 декабря 2913 г. (на основании данных ежедневной отчетности органов Федерального казначейства, за исключением данных по банковским счетам и некассовым операциям)


Таблица 1

Наименование показателяКОСГУКассовое исполнение123РАСХОДЫ БЮДЖЕТА - ВСЕГО11 156 087 953 899,05Расходы2009 676 937 407 269,57Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда2102 039 601 156 245,06Заработная плата2111 878 572 054 017,68Прочие выплаты21232 901 391 158,51Начисления на выплаты по оплате труда213128 127 711 068,87Оплата работ, услуг2201 183 816 397 427,48Услуги связи22132 135 064 883,83Транспортные услуги22246 968 909 717,01Коммунальные услуги22381 427 845 396,25Арендная плата за пользование имуществом22412 562 233 006,55Работы, услуги по содержанию имущества225381 956 415 616,58Прочие работы, услуги226628 765 928 807,26Обслуживание государственного (муниципального) долга230328 689 351 771,25Обслуживание внутреннего долга231254 521 243 382,51Обслуживание внешнего долга23274 168 108 388,74Безвозмездные перечисления организациям2401 320 003 988 898,58Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям241894 990 216 768,89Безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций242425 013 772 129,69Безвозмездные перечисления бюджетам2504 075 354 488 379,91Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации2514 005 032 650 049,52Перечисления наднациональным организациям и правительствам иностранных государств25211 855 309 687,40Перечисления международным организациям25358 466 528 642,99Социальное обеспечение260624 639 597 491,47Пособия по социальной помощи населению262163 952 408 081,90Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления263460 687 189 409,57Прочие расходы290104 832 427 055,82Поступление нефинансовых активов3001 309 553 725 379,65Увеличение стоимости основных средств310955 030 175 315,70Увеличение стоимости нематериальных активов3201 696 444 821,30Увеличение стоимости непроизведенных активов3301 180 246 263,09Увеличение стоимости материальных запасов340351 646 858 979,56Поступление финансовых активов500169 596 821 249,83Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале530169 596 821 249,83

Ежемесячная отчетность по итогам месяца по доходам и расходам бюджета, отчет об исполненных обязательствах за счет бюджетных и внебюджетных средств, баланс исполнения бюджета, отчетность по возврату заемных средств федерального бюджета представляется вышестоящему финансовому органу и казначейству,

Квартальная отчетность включает отчет о финансировании и кассовых расходах федерального бюджета, отчет о движении внебюджетных средств бюджетных учреждений, отчет об объемах финансирования.

В составе годовой отчетности включается баланс, отчет об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам, отчет о финансировании и кассовых расходах бюджета по отдельным кодам бюджетной классификации, об объемах финансирования, отчет о движении внебюджетных средств бюджетных учреждений, отчет об обязательствах, выполненных за счет бюджетных и внебюджетных средств, отчет об остатках средств федерального бюджета на лицевых счетах в органах казначейства на конец года

Кроме основных видов отчетности представляются справки и другая отчетность по формам, установленным инструкциями Казначейства России

В таблице 2 приводится перечень информации Казначейства России об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.


Таблица 2

Перечень информации об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

№ п/пРаздел/подраздел/пункт сайта Федерального казначействаНаименование информации1Информация об исполнении бюджетов/ Федерального бюджета/Оперативный отчет об исполнении бюджета <#"justify">В настоящее время консолидированная отчетность органов Федерального казначейства как разновидность бухгалтерской отчетности стала основным источником для характеристики финансового положения и финансового результата исполнения федерального бюджета.

Так, информация, полученная на основании казначейской отчетности, позволяет Федеральному казначейству оперативно прогнозировать кассовые выплаты федерального бюджета будущих периодов.

Реализация Концепции функционирования единого счета Федерального казначейства Минфина России по учету доходов и средств федерального бюджета позволяет централизовать на уровне Федерального казначейства доходы федерального бюджета, остатки средств, не использованных бюджетополучателями, и использовать указанные средства более эффективно.


3. НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТИЯ ЕДИНОГО СЧЕТА БЮДЖЕТА


3.1 Необходимость реформирования системы бюджетных платежей


В целом кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов с использованием технологий единых счетов бюджетов позволило:

обеспечить соблюдение принципа единства кассы;

обеспечить внедрение единой методологии кассового обслуживания исполнения бюджетов;

обеспечить прозрачность движения денежных средств;

повысить качество, достоверность и своевременность предоставления отчетности об исполнении бюджетов;

создать условия для налогоплательщиков по перечислению налогов и сборов на один счет, открытый в Банке России каждому территориальному органу Казначейства России для учета и распределения доходов, что позволило снизить объем невыясненных поступлений.

Вместе с тем к несовершенствам сформированной системы бюджетных платежей следует отнести:

проведение Казначейством России операций по счетам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с участием Банка России в рамках многочисленных счетов (более 50 000 счетов), открытых Казначейству России и его территориальным органам (далее при совместном упоминании - Казначейство России) в Банке России.

В настоящее время при осуществлении Казначейством России кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации законодательство Российской Федерации не позволяет проводить операции распределения доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, минуя счета Казначейства России по распределению доходов бюджетов, открытые в Банке России. В связи с этим операции по лицевым счетам, открытым в территориальных органах Казначейства России, происходят одновременно с проведением аналогичных операций на счетах, открытых Казначейству России в Банке России;

ограниченный перечень инструментов для размещения свободных остатков средств федерального бюджета, а также неиспользованный потенциал увеличения эффективности существующих механизмов управления свободными остатками средств единых счетов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. В настоящее время Казначейство России осуществляет управление свободными остатками денежных средств федерального бюджета посредством размещения указанных средств на банковских депозитах. Таким образом, свободные остатки средств большинства бюджетов субъектов Российской Федерации не используются при размещении. При этом перечень инструментов для размещения этих свободных остатков средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации должен быть расширен;

недостаточную оперативность распределения доходов в бюджетной системе Российской Федерации при использовании счетов, открытых Казначейству России в Банке России, и отражения на лицевых счетах администраторов доходов бюджета поступающих платежей (в отдельных случаях до 3-х рабочих дней);

отсутствие у администраторов доходов бюджетов, а также у организаций, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, оперативной информации о поступлении на счета денежных средств, в том числе информации по лицевым счетам, открытым в финансовых органах;

значительный объем операций с наличными денежными средствами. Необходимость совершенствования системы бюджетных платежей в условиях развития инструментов безналичных расчетов, увеличивает актуальность реформирования системы бюджетных платежей и применения современных эффективных платежных технологий в расчетах организаций сектора государственного управления.


3.2 Пути построения единого банковского счета Казначейства России


банковский счет Казначейства России должен представлять собой совокупность банковских счетов, через которые осуществляются операции по поступлениям и выплатам денежных средств организаций сектора государственного управления (федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные и муниципальные учреждения), а также иных организаций, операции которых осуществляются Казначейством России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для начала функционирования единого банковского счета Казначейства России, а также для управления свободными остатками денежных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Казначейство России должно быть наделено соответствующими полномочиями по осуществлению указанных операций.

Для перехода к использованию единого банковского счета Казначейства России в валюте Российской Федерации в Банке России Казначейству России присваивается идентификационный код участника расчетов, аналогичный банковскому идентификационному коду, для указания в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств.

Для осуществления Казначейством России валютных операций предполагается использование банковских счетов Казначейства России в иностранной валюте и использование сети Сообщества Всемирных Интербанковских Финансовых Телекоммуникаций (SWIFT).

Наличие единого банковского счета Казначейства России позволит сосредоточить счета организаций сектора государственного управления и иных организаций, операции со средствами которых осуществляются Казначейством России в соответствии с законодательством Российской Федерации, в Казначействе России. Функционирование системы бюджетных платежей в условиях использования единого банковского счета Казначейства России позволит:

исключить дублирование операций на счетах Казначейства России, открытых в Банке России, путем проведения операций, связанных с распределением доходов в бюджетную систему Российской Федерации, предоставлением межбюджетных трансфертов, уплатой налогов, сборов и иных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации организациями, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Казначейства России, внутри баланса Казначейства России, путем осуществления записей на соответствующих лицевых счетах;

повысить эффективность управления свободными остатками денежных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В период реализации Концепции до момента централизации операций со средствами федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов на едином банковском счете Казначейства России, открытом в Банке России, система бюджетных платежей будет реформироваться в два этапа.

На первом этапе (2013-2015 гг.), обеспечивающем переход к использованию единого банковского счета Казначейства России при ведении учета операций на лицевых счетах организаций и лицевых счетах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, открытых в территориальных органах Казначейства России, необходимо провести следующие мероприятия:

внесение изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты в части, затрагивающей сферы регулирования направлений, предусмотренных настоящей Концепцией;

начать открытие в Банке России банковских счетов территориальным органам Казначейства России в очередности, согласованной с Банком России, с проведением поэтапного закрытия счетов, ранее открытых территориальным органам Казначейства России в Банке России;

На втором этапе (2015-2017 гг.) необходимо провести анализ изменений, внесенных в законодательные и иные нормативные правовые акты на первом этапе реализации Концепции, и при необходимости провести их доработку.

На данном этапе будет производиться:

формирование системы единого банковского счета Казначейства России;

централизация расчетов и ведение учета операций в разрезе лицевых счетов на балансе Казначейства России.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, одним из основных признаков исполнения бюджета является наличие единого счета соответствующего бюджета, открытого в Банке России. На этом едином счете учитываются все операции по кассовому исполнению данного бюджета.

Реализация Концепции функционирования единого казначейского счета и внедрение системы единого казначейского счета проводились в два этапа.

На первом (переходном) этапе завершился перевод всех бюджетных учреждений и организаций на лицевые счета, открытые в органах казначейства. На завершающем этапе был открыт лицевой счет - единый казначейский счет - для учета средств федерального бюджета в валюте Российской Федерации.

Все денежные средства федерального бюджета концентрируются ежедневно на Едином казначейском счете, что дает возможность получать оперативную информацию об их остатке и осуществлять оперативный учет их движения.

Кассовое обслуживание исполнения бюджета на едином счете бюджета является наиболее приемлемым и оптимальным. Это подтверждается не только сложившейся практикой в Федеральном казначействе, но и мнением субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, у которых существуют собственные казначейства.

Переход на принцип единого счета создает условия и предпосылки для оперативного управления финансовыми ресурсами, осуществления краткосрочного прогнозирования и кассового планирования средств бюджета, анализа финансового состояния.

Без сомнения, реализация механизма единого казначейского счета бюджета в Российской Федерации имеет большое значение для осуществления бюджетного процесса.

Осуществление операций с использованием единого счета позволяет сосредоточить финансовые ресурсы государства в одном органе исполнительной власти, что предоставляет возможность текущего контроля за поступлением доходов и осуществлением расходов средств федерального бюджета, способствует централизации операций по учету доходов бюджетов разных уровней на одном счете, открытом управлениям Федерального казначейства, распределение их между разными уровнями бюджетов.

Функционирование системы единого счета бюджета гарантирует сохранность государственных ресурсов, а также невозможность использования кредитными организациями бюджетных средств по своему усмотрению.

Нельзя не отметить наличие актуальной информации об операциях со средствами федерального бюджета у органов Федерального казначейства. Доступность и оперативность предоставления информации дает органам государственной власти возможность эффективного управления финансовыми потоками бюджетных средств в государстве и контроля за их целевым использованием.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (действующая редакция от 01.01.2014) //Справочная правовая система Консультант Плюс

2.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2000 г. №107-р «О концепции функционирования единого счета Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по учету доходов и средств федерального бюджета» // Справочная правовая система Консультант Плюс

.Приказ Минфина России от 29.08.2013 №227 «Об утверждении Концепции реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 года» // Справочная правовая система Консультант Плюс

.Акперов, Н.Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: учеб. пособие. - М.: КНОРУС, 2013. - 640 с.

.Алехин Э.В. Государственные и муниципальные финансы: учебник. - Пенза, 2010. - 395 с.

.Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник. - М.: Юнити, 2012. - 703 с.

.Бондаренко Т.Н. Организация исполнения бюджета: учебник. - М.: Кнорус, 2009. - 218 с.

.Вассель Т.А. Задача оптимизации бюджетных платежей и пути ее решения // Бюджет. - 2012. - №1.

.Власова Т.Ю. Сущность и принципы учета в условиях единого казначейского счета. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. Этапы его внедрения. - 2004. - №16.

.Иванова Н.Г. Казначейская система исполнения бюджетов - СПб.: Питер, 2010 - 208 с.

.Ковалева А.М. Финансы и кредит: учеб. пособие - М.: Финансы и статистика, 2009. - 512 с.

.Лемешко Е.Ю. Казначейская система исполнения бюджетов в современных условиях: учеб.пособие - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2003. - 166с.

.Литовченко, В.П. Финансы: учебник. - М.: Дашков и К, 2007. - 588 с.

.Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник. - М.: Инфра-М, 2011. - 360 с.

.Подъяблонская, Л.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник. - М.: Юнити-Дана, 2009 г. - 559 с.

.Шувалова И.А. Казначейское дело: учеб. пособие. - Нижний Тагил: Торгово-экономический колледж, 2008. - 138 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Введение. 3

1. Понятие единства кассы.. 4

2. Понятие единого счета. 6

3. Управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета 9

4. Организационно-правовые особенности реализации принципа единства кассы и единого счета при исполнении бюджетов. 11

Заключение. 17

Список используемой литературы.. 18

Введение

Принцип единства кассы является принципом исполнения бюджета. В то же время единство кассы тесно связано с принципом единства бюджетной системы. Несоблюдение принципа единство кассы, как показано в статье на примере России, неизбежно приводит к тому, что бюджетный процесс выходит из под контроля правительства.

Принцип единства кассы является специальным принципом для стадии исполнения бюджета бюджетного процесса. В то же время единство кассы тесно связано с таким принципом построения бюджетной системы, как принцип единства бюджетной системы. Можно сказать, что через единство кассы, в числе прочего, реализуется единство бюджетной системы.

Целью данной работы является исследование принципов единства кассы и единого счета при исполнении бюджета.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Дать определение понятию единства кассы.

2. дать определение понятию единого счета.

3. Рассмотреть управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета.

4. Рассмотреть организационно-правовые особенности реализации принципа единства кассы и единого счета при исполнении бюджетов.

Понятие единства кассы

В науке финансового права известно централизованное и децентрализованное кассовое устройство.

И.Х.Озеровым движение от децентрализованного способа исполнения бюджета к централизованному понималось как восходящее, имеющее три этапа. На первом этапе создаются кассы по сбору доходов и совершению расходов по отдельным ведомствам, на втором этапе происходит централизация всех касс в руках одного ведомства – Министерства финансов, а на третьем, наиболее совершенном этапе, создается банковская система государственных касс.

В.А.Лебедевым отмечено, что важнейший теоретический вопрос относительно касс – это и есть вопрос о системе их централизации или единства кассы. Единство кассы заключается в том, что все государственные суммы стекаются в кассы, подведомственные Министерству финансов, что дает возможность быстро узнать, сколько имеется средств налицо в казне государства, а это «много содействует безостановочному удовлетворению расходов». Замедление платежей, связанное с централизацией касс, «неважно в сравнении с ясностью и правильностью всего денежного движения, обеспечиваемого единством кассы». Прошло более столетия, однако к данной формулировке мало чего можно добавить. При этом в современных условиях господства безналичного денежного обращения и совершенных информационных технологий замедление платежей, связанное с введением единства кассы, незначительно.

Согласно принципу единства кассы кассовое исполнение бюджета должно быть сосредоточено в одном центральном органе. При этом учреждения не вправе задерживать у себя бюджетные средства и производить из них какие-либо расходы. Они обязаны перечислять их в тот кассовый орган, который исполняет данный бюджет .

Дефиниция принципа единства кассы в российском законодательстве была установлена в 2000 г. ст. 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), в соответствии с которой принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета.

При этом в соответствии со ст. 243 БК РФ запрещается совершение операций со средствами федерального бюджета, минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства, которые согласно ст. 244 БК РФ могут быть открыты только в Банке России. Статьей 155 БК РФ также установлено, что счета бюджетов обслуживает Банк России.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством (ст. 215.1 БК РФ), что также является частью реализации принципа единства бюджетной системы.

Мировая практика и исторический опыт подтверждают преимущество централизованного типа исполнения бюджета (на основе принципа единства кассы) над децентрализованным. В качестве таких преимуществ можно назвать:

Наличие у правительства актуальной (ежедневной) информации об остатке в кассе (на счетах) государства;

Ежедневная информация о движении средств по счетам бюджета, достоверное знание о сумме доходов бюджета, поступивших в любой период, и, для федеративного государства, о сумме поступивших доходов в нижестоящие бюджеты;

Возможность у правительства исключить кассовые разрывы при исполнении бюджета;

Полная прозрачность в отношении финансовых потоков, возникающих при исполнении бюджета;

Возможность снижения рисков размещения средств на банковских счетах и получения прибыли в результате инвестирования на финансовых рынках значительного объема денежных средств, представляющих собой постоянно существующий остаток на едином счете.

Понятие единого счета

Единый счет бюджета - счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка Российской Федерации отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета .

Является реализацией принципа единства кассы, может пониматься как система (совокупность) банковских счетов, один из которых является основным, а остальные – техническими (транзитными).

В соответствии с бюджетным законодательством бюджетному учреждению не могут быть открыты расчетные счета в кредитных организациях. Оно осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Единые счета бюджетов обслуживаются учреждениями Центрального банка Российской Федерации. Кредитные учреждения могут привлекаться к выполнению функций по обслуживанию единых счетов бюджетов в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности исполнения ими этих функций.

Операции на единых счетах бюджетов осуществляются органами Федерального казначейства либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в случае передачи ему полномочий Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации.

До 2014 года органы управления государственными внебюджетными фондами самостоятельно открывали счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации.

Единые счета бюджетов открываются Федеральному казначейству, управлениям Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (УФК) в учреждениях Центрального Банка Российской Федерации на балансовых счетах:

№ 40105 «Средства федерального бюджета»

№ 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации»

№ 40204 «Средства местных бюджетов»

Сегодня принцип единства кассы трансформировался в принцип единого счета. Можно утверждать, что принцип единого счета - это более совершенный и развитый принцип единства кассы. В связи с этим следует упомянуть замечание М.И. Боголепова о том, что «центральные эмиссионные банки появились тогда, когда система казначейств и связанные с ней организации счетоводства и контроля были уже совершенно развиты и упрочены, например, система казначейства во Франции, которая насчитывает за собой более, чем 400-летнюю историю, а «Банк де Франс» был организован только в начале 19 столетия».

При этом не имеет значения, сколько банковских счетов открыто для исполнения бюджета. Фактически у бюджета может быть несколько счетов, один из которых будет основным, а остальные – техническими (транзитными), не имеющими переходящего остатка. Единый счет может пониматься как система (совокупность) банковских счетов.

Рассмотрим в связи с этим кассовое устройство различных стран.

Образцом последовательной реализации принципа единства кассы можно назвать Францию, где все платежи осуществляются с контокоррентного (активно-пассивного) счета Государственного казначейства. Система бюджетного учета во Франции построена таким образом, что ежедневно остатки на счетах подразделений государственного казначейства Франции перечисляются на единый счет, что позволяет министру финансов иметь оперативный (ежедневный, еженедельный, ежемесячный) отчет о состоянии государственной кассы. Данное положение дел осталось неизменным и после принятия органического Закона от 1 августа 2001 года № 2001-692 «О финансовых законах». Центральный казначейский счет открыт в Банке Франции. Территориальные подразделения Банка Франции обслуживают более 10 тыс. операционных (транзитных) счетов с обязательным режимом ежедневного перечисления остатка на центральный казначейский счет (сальдированием) .

В Швеции каждому госучреждению открыто определенное число банковских счетов в государственной системе единого казначейского счета, и учреждение имеет к ним прямой доступ. Однако на таких счетах никогда не хранятся ликвидные средства, выплаты производятся и регистрируются через счета учреждений, но снимаются с основного счета бюджета.

Точно так же при исполнении федерального бюджета Федеративной Республики Германия все доходы и расходы федерации принципиально проводятся через центральный счет федерации, который ведет Главная федеральная касса, созданная при федеральном Министерстве финансов. Главная федеральная касса возглавляет систему федеральных касс. Кассовые отделения и пункты выдачи авансов на руки могут быть созданы иными, помимо федерального министерства финансов, высшими федеральными органами по его разрешению, (пункт 4 параграфа 79 Положения о федеральном бюджете Федеративной республики Германия). Такие кассы имеются (около 1200 кассовых отделений, из них 250 за пределами ФРГ), что позволяет говорить об отступлении от принципа единства кассы. Данное отклонение сложилось исторически и обставлено рядом условий, ограничивающих компетенцию таких касс и устанавливающих периодическую их отчетность. Здесь можно говорить об исключении, подтверждающем общее правило.

Японский юрист Е.Ода принцип единства казначейства (кассы), предполагающий концентрацию всех финансовых ресурсов в едином казначействе, называет одной из важнейших гарантий единства бюджета. При этом в Японии такие функции, как: прием бюджетных средств, их хранение и выдача в строгом соответствии с бюджетной росписью, ведение соответствующего учета и отчетности возложены на Банк Японии, статус, задачи и функции которого урегулированы Законом о Банке Японии 1949 г. Таким образом, Япония – один из очевидных примеров реализации принципа единства кассы в условиях, когда функции по исполнению бюджета выполняются банком, а не специальным органом исполнительной власти.

Современное состояние исполнения бюджета Австралийского Союза организовано таким образом, что каждое агентство (орган исполнительной власти, подчиненный федеральному правительству), имеет максимальную свободу действий в условиях единства кассы. В частности, агентства наделены полномочиями самостоятельного открытия банковских счетов как для внутриведомственных расходов (ведомственные счета), так и для выполнения уставных задач (управляемые счета). Кроме того, счета агентств подразделяются на счета доходов и расходов. При этом финансирование на внутриведомственные расходы доводится до агентств в виде единой суммы, которую можно перераспределять любым образом. И, тем не менее, все остатки на банковских счетах агентств в конце каждого рабочего дня переводятся на официальный государственный счет, открытый Департаменту финансов Австралии в Резервном банке Австралии. Таким образом, в бюджетном процессе Австралии также реализован принцип единства кассы.

Управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета

Сложившаяся к концу 90-х система сбора средств федерального бюджета и доведения их до получателей бюджетных средств обладала существенными недостатками, в том числе:

Для учета и распределения поступивших доходов использовались 4 счета. Средства федерального бюджета становились доступными к использованию через 5-6 дней после их поступления.

Счета по учету доходов и расходов федерального бюджета открывались каждому органу федерального казначейства. Большое количество счетов по уровням органов федерального казначейства замедляло прохождение средств от налогоплательщика до получателя бюджетных средств, поставщиков товаров, работ, услуг этим получателям. В результате Правительство Российской Федерации было вынуждено привлекать заемные средства на финансирование дефицита федерального бюджета при наличии значительных остатков средств федерального бюджета.

Отсутствовала возможность оперативного управления остатками средств федерального бюджета, находившихся на многочисленных счетах органов федерального казначейства.

Существовал повышенный риск возможных потерь средств федерального бюджета на счетах отделений федерального казначейства, открытых в кредитных организациях.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2000 года № 107-р одобрена Концепция функционирования единого счета федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по учету доходов и средств федерального бюджета. Главной целью ее реализации являлась централизация доходов и средств федерального бюджета на едином казначейском счете (ЕКС) Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации. Следует отметить, что понятие «единый казначейский счет» отсутствует в бюджетном законодательстве, иногда оно употребляется вместо понятия «единый счет бюджета».

В настоящее время для осуществления операций со средствами федерального бюджета Федеральному казначейству открыт счет № 40105810800000012900, каждому УФК открыт счет на балансовом счете № 40105.

Ежедневно УФК перечисляют средства, подлежащие зачислению в федеральный бюджет, со счетов № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» на счет № 40105 Федерального казначейства.

На основании платежных документов, представленных получателями бюджетных средств федерального бюджета и администраторами источников финансирования федерального бюджета, УФК формируют Консолидированные заявки и направляют в Федеральное казначейство.

Федеральное казначейство подкрепляет счета № 40105 УФК, обеспечивая зачисление средств на счета № 40105 УФК к началу следующего рабочего дня.

УФК, после завершения операционного дня, перечисляют остатки средств со счетов № 40105 УФК на счет № 40105 Федерального казначейства .


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29



Просмотров