Ответственность по экономическим преступлениям. За экономические преступления — экономические наказания

Уголовная ответственность за преступления в сфере экономической деятельности предусмотрена нормами, объединенными в гл. 22 "Преступления в сфере экономической деятельности" разд. VIII "Преступления в сфере экономики" Уголовного кодекса РФ 1996 г. В ранее действовавшем законодательстве эти преступления именовались хозяйственными.

В уголовно-правовой литературе справедливо отмечается, что название гл. 22 "Преступления в сфере экономической деятельности" не отражает сути общественных отношений, защищаемых данными нормами уголовного закона. В сфере экономической деятельности можно совершить хищение, служебное преступление и др. В названиях подавляющего большинства глав Особенной части Кодекса зафиксирован объект преступной деятельности, а не сфера этой деятельности: "Преступления против:" То же самое следовало отразить в названии гл. 22 УК 1996 г., как, в частности, это сделано в названии соответствующей гл. 29 Модельного Уголовного кодекса для государств-участников Содружества Независимых Государств, принятого 17 февраля 1996 г. Межпарламентской Ассамблеей СНГ, - "Преступления против порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности".

Формирование новых экономических, рыночных отношений, поощрение предпринимательства, возникновение многоукладной экономики предопределили задачу пересмотра законодательства о так называемых хозяйственных преступлениях.

Одни общественные отношения в сфере экономической деятельности были взяты под уголовно-правовую охрану, а другие из-под такой охраны выведены. Так, в Уголовном кодексе 1996 г. введены нормы об уголовной ответственности за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, регистрацию незаконных сделок с землей, незаконную банковскую деятельность, лжепредпринимательство, легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, незаконное получение кредита, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения, нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм, заведомо ложную рекламу, незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов, злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии), изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов, неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство, фиктивное банкротство.

Вместе с тем по Уголовному кодексу 1996 г. перестали быть преступными получение незаконного вознаграждения от граждан за выполнение работ, связанных с обслуживанием населения, незаконный отпуск бензина или других горюче-смазочных материалов, нарушение правил торговли, нарушение государственной дисциплины цен, изготовление, сбыт, хранение крепких спиртных напитков домашней выработки, занятие запрещенными видами индивидуальной трудовой деятельности и др.

В Уголовном кодексе 1996 г. гл. 22 "Преступления в сфере экономической деятельности" освобождена от близких общественно опасных деяний, посягающих на другие объекты. Так, преступления против природных богатств, содержащиеся прежде в гл. VI "Хозяйственные преступления" Особенной части Кодекса РСФСР 1960 г., выделены впервые в самостоятельную гл. 26 "Экологические преступления", которая вошла в разд. IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка" Кодекса РФ 1996 г.

В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Вместе с тем не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8 и 34 Конституции РФ).

Общественная опасность преступлений в сфере экономической деятельности заключается в том, что в результате таких посягательств причиняется или создается реальная возможность причинения существенного ущерба экономическим интересам государства, а также иным субъектам, связанным с экономической деятельностью.

Любое преступление в сфере экономической деятельности - воспрепятствование законной предпринимательской деятельности или незаконное предпринимательство, монополистические действия и ограничение конкуренции или изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, контрабанда или уклонение от уплаты налогов, обман потребителей и т.д. - в той или иной степени представляет собой посягательство на экономические интересы государства и иных субъектов, связанных с экономической деятельностью. Именно это свойство следует иметь в виду при отграничении рассматриваемых преступлений от преступлений против собственности, которые хотя и нарушают в определенных случаях интересы экономической деятельности, однако имеют иной объект - частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности.

Основой развития и процветания государства считается стабильная экономика. Функция защиты экономических отношений ложится на правоохранительные органы, а непосредственно на специальный отдел борьбы с преступлениями в сфере экономики. Преступные действия, как правило, направлены на доставление материального ущерба государству и получение собственной выгоды. За экономические преступления УК РФ статьи отдельной не предусматривает, регламентирует наказание целая глава 22 УК РФ.

Преступления в сфере экономики УК РФ характеризует, как общественно опасное и противоправное действие, причиняющее ущерб хозяйственным интересам предприятий, граждан и экономике в целом. Важно отметить, что экономические злодеяния могут осуществляться в разных сферах народного хозяйства, но всегда объектом преступления будут выступать экономические интересы граждан и подрыв авторитета страны.

Объективная сторона заключается в осуществлении активных действий или бездействия, направленных на обман потребителя. Сюда можно отнести обвешивание, обсчет, превышение розничных цен на предприятиях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги.

В виде субъекта преступления выступает вменяемый, совершеннолетний человек. Порой субъект может быть специальным, в магазинах – продавец, в кафе – официант, в бизнесе – владелец предприятия, а при незаконной предпринимательской деятельности, человек, осуществляющий ее без разрешения. Субъективная сторона проявляется в прямом умысле доставить ущерб государству и обогатиться за его счет, то есть присутствует корысть в действиях виновного.

Классификация

Для того чтобы было проще индивидуализировать наказание за совершенное деяние, УК РФ экономические преступления классифицирует на злодеяния в предпринимательской сфере, в сфере финансов, налоговые правонарушения, а также нарушения в сфере инновационных технологий. За каждое из нарушений санкцию предусматривает отдельная статья УК РФ по экономическим преступлениям.

Преступления в сфере предпринимательства классифицируют на:

  • воспрепятствование предпринимательству, незаконные формы деятельности, а также ложное предпринимательство;
  • организацию незаконной работы банка, легализация нелегальных активов, обналичивание денег;
  • монополизм, нарушение правил товарных знаков;
  • распространение коммерческих сведений непредусмотренным законом путем;
  • мошенничество при проведении тендеров;
  • лжебанкротство;
  • нарушение правил ведения бухгалтерского учета;
  • мошенничество в области использования природных ресурсов;
  • требования проведения сделки или отказа от ее проведения лицами без согласия оппонента.


Злодеяния в сфере финансов можно разделить на преступления в кредитной сфере, при работе с ценными бумагами, платежными картами и наличными денежными средствами.

Налоговые преступления четко контролируются не только отделом по борьбе с экономической преступностью, но и Налоговой службой, которой должны быть подотчетны все юридические и физические лица.

Разновидностью налоговых преступлений являются:

  • отказ от выплаты налогов;
  • мошенничество в сфере акцизных сборов и погашения таможенных сборов;
  • экономическая контрабанда.

Преступные деяния в области высоких технологий можно разделить на несанкционированные доступы к электронным данным банков и других финансовых организаций, а также написание и использование вредного программного обеспечения, внедрение которого может привести к потере всех данных о налогоплательщиках и экономической катастрофе в государстве.

Отдельно хотелось бы отметить преступления в сфере торговли и оказания услуг, поскольку они тоже доставляют большой ущерб общественности и отдельным гражданам, которые становятся жертвами махинаций. Этот тип злодеяний разделяют на нарушения в публичности торгов и проведении аукционов, обман потребителей и покупателей, а также взятки в любой из форм.

Признаки экономических преступлений

Каждое нарушение закона, описанное в Уголовном кодексе, имеет ряд признаков, по которым его можно узнать и отграничить от других составов преступлений. Все экономические преступления УК рассматривает как деяния с корыстным мотивом. Невозможно обмануть государство по неосторожности или случайно.

Большинство нарушений в сфере экономики совершаются в процессе осуществления предпринимательской или профессиональной деятельности, связанной с оборотом денег или товаров.

Важно, что осуществлению правонарушения сопутствуют, как правило, заключение определенных сделок, составление договоров и выполнение закрепленных обязательств.

Среди других признаков нарушений, описанных в экономических статьях УК РФ, можно отметить:

  • удаленность преступника от пострадавшего;
  • тайную подготовку к осуществлению нарушения, а также анонимность жертв;
  • значительность нанесенного ущерба;
  • систематичность и долгосрочность осуществления нарушения;
  • несколько субъектов – преступные корпорации (юридические лица) и отдельные физические лица, к примеру, банковские работники.


Очень часто уголовные дела по экономическим преступлениям заводят на юридических лиц, которые вполне законно начали свою функциональность, но не начали заниматься зарегистрированным видом деятельности. Значительную часть экономических нарушений составляют деяния, направленные на неправильное перераспределение государственных средств.

Современным признаком, который объединяет большинство нарушений оговариваемого типа, является использование интернет-технологий. Именно цифровые технологии позволяют нанести крупный ущерб государству и при этом скрыться от правосудия.

Способы правонарушений

Предметом преступной деятельности всегда выступают денежные средства, товары или другие материальные объекты, несущие в себе определенную ценность. Завладение предметами преступления происходит под видом банковской или предпринимательской деятельности, а также под видом финансовых операций, незапрещенных законом.

По практическому применению махинации в сфере экономике разделяют на простые и сложные. Простые охватывают деятельность физических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без регистрации и оплаты налогов. Сложные по применению махинации заключаются в легальной функциональности банков и финансовых структур, которые открывают незарегистрированные филиалы, выводя через них деньги в офшоры или прикрывают новыми фирмами незаконный вид деятельности, к примеру, продажу наркотиков или оружия, а также получают права на недвижимость, уходя от выплаты налогов.


Нередко преступление направлено на скрытие экономической деятельности, осуществляется оно:

  • путем скрытия или подделки документов, свидетельствующих о приобретении в иностранных государствах фирм и недвижимости;
  • проведением сделок с валютой, путем открытия депозитных счетов для лиц, не обладающих такими правами;
  • организацией новых предприятий на базе ликвидированных;
  • выплатой прямых платежей неучтенными средствами («черным налом»);
  • занижением или повышением стоимости недвижимого имущества, товаров и услуг;
  • фальсификацией документов, подтверждающих гашение кредита;
  • открытием банковских счетов на умерших лиц;
  • ведением «двойного» бухгалтерского учета и скрытием дохода;
  • переводом средств для оплаты несуществующих сделок, при которых стоимость занижается, а разница присваивается.

Зачастую способы проведения экономических преступлений очень тесто связаны между собой и могут дополнять друг друга.

Следы преступлений правоохранительные органы обнаруживают путем тщательной проверки сопроводительной документации к этим сделкам. Незаконные действия с имуществом недвижимого типа проверяются наличием договоров купли-продажи и доверительной документации.

Исковая давность

Законодатель определяет срок давности по экономическим преступлениям. Необходимо отметить, что срок давности экономических преступлений в России начинает исчисляться не с момента, как человек узнает, что его права нарушены, а с момента совершения преступления.


Привлечь к ответственности за этот тип нарушений можно на протяжении трех лет. Это время может быть увеличено, если в процессе совершения преступления имело место изнасилование, причинение тяжкого вреда здоровью, угроза с применением оружия или умышленное убийство.

Индивидуальные предприниматели привлекаются к ответственности иначе, чем юридические лица. Привлечь к ответственности предпринимателя могут в течение 5 лет после совершения преступления. Важно, что ответственность не предусматривается, если виновный умер, прошло 5 лет с момента образования, к примеру, задолженности по оплате налогов или имеет место банкротство.

Наказание

Уголовная ответственность за экономические преступления предусмотрена 22 главой УК РФ, согласно ее содержанию санкция назначается в зависимости от общественной опасности деяния. Наказание может ограничивать свободу или не ограничивать.

За преступление в экономической сфере чаще назначают наказания, не связанные с лишением свободы:

  1. Штраф в размере 1 млн. рублей. Санкция может применяться, как в качестве основного, так и дополнительного наказания. Срок внесения штрафа 30 дней, в ряде случаев допускается рассрочка.
  2. Лишение права занимать определенную должность или руководящую должность.
  3. Исправительные работы от 2 месяцев до 2 лет.
  4. Принудительный труд на срок до 5 лет.
  5. Обязательные работы с максимальным сроком до 240 часов.

Оговаривая наказание, предусматривающее ограничение свободы, следует указать, что максимальная санкция за экономическое преступление – 15 лет лишения свободы. Возможно также ограничение свободы до трех лет, а также арест до 6 месяцев.

Громкие экономические дела

К сожалению, коррупция и экономические преступления обнаруживаются не только в сфере частного предпринимательства, но и на государственном уровне.


Не так давно гражданин Улюкаев, выполняющий обязанности министра Правительств РФ, за денежное вознаграждение, используя свои должностные полномочия, способствовал приобретению пакета 50% акций государственным ПО АНК «Башнефть». Виновный был осужден к восьми годам лишения свободы строгого режима.

Региональные чиновники, заместители губернатора А. Иванов и начальник управления С. Калинкин, не так давно фигурировали в деле о вымогательстве. Они требовали предоставить им аукционный контроль над продукцией, стоимость которой была 1 млрд. рублей. Действия чиновников подпадают под квалификацию ч. 3 ст. 163 УК, предусматривающей максимальную санкцию – 15 лет тюрьмы.

Экономические, коррупционные схемы среди чиновников всегда вызывают широкий резонанс в обществе. Задачей правоохранительных органов и законодателя является привлечение злоумышленников к ответственности по всей строгости. Это необходимо, чтобы на их примере предупредить – экономические преступления не останутся безнаказанными.

Меры безопасности

Чтобы не столкнуться с махинациями в экономической сфере, и не стать жертвой финансовых махинаций, необходимо всегда четко оценивать риски вашей деятельности. В ходе предпринимательской деятельности уделяйте больше внимания ведению учета налогов внутри вашей организации или предприятия, по возможности привлекайте опытных консультантов.

В течение налогового года проводите сверки вашего финансового положения с данными Налоговой службы. При составлении договоров пользуйтесь услугами опытных юристов, они проследят за законностью сделок и защитят ваши права. Своевременно реагируйте на возникновение задолженностей на предприятии, оптимизируйте временные и финансовые затраты. При наборе персонала ведите кадровый учет, это позволит избежать претензий трудовой инспекции и предупредит возникновение трудовых споров.

Экономическая безопасность тесно связана с работой правоохранительных органов по выявлению и пресечению преступлений. Вы можете оградить себя и свое предприятие от экономических махинаций, своевременно обратившись за помощью при обнаружении признаков преступления .

Экономическая преступность – устойчивое явление, которое в отличие от остальных типов преступлений, очень трудно поддается предупредительно-профилактическому воздействию. Преступные организации обусловлены взаимовлиянием одних криминогенных личностей на других, соответственно, образуются на длительный срок.

Преступная деятельность в сфере экономики по решению организаторов может «замораживаться» на определенных этапах, если появляется риск разоблачения, но потом вновь возобновляется. Именно поэтому с целью предупреждения и своевременного пресечения экономической преступности, правоохранительные органы так часто инициируют проверки на предприятиях и ведут четкий контроль над предпринимательской деятельностью.

3 июля Президент подписал им же внесенный в Госдуму законопроект, который предусматривал многочисленные поправки в Уголовный кодекс РФ касательно преступлений в сфере экономической деятельности. Федеральный закон № 325-ФЗ опубликован и вступил в силу с 15.07.2016 года.

Вопреки традициям последнего времени, закон в целом направлен на смягчение ответственности. Да, он накидывает по годику к максимальному сроку за отдельные виды мошенничества (в частности, в сфере кредитования, использования платежных карт и т.д. по ст. 159.1 - 159.3, 159.5, 159.6 УК РФ), но при этом расширяет список возможных санкций, не связанных с лишением свободы (например, в части применения «принудительных и исправительных работ»), несколько уменьшает штрафы за отдельные виды преступлений, увеличивает «пороги» наступления уголовной ответственности и делает «откуп» для освобождения от уголовной ответственности более доступным и не таким разорительным.

Подробный список изменений представлен в таблице в конце настоящей статьи, а сейчас мы детальнее остановимся на изменениях, коснувшихся непосредственно условий освобождения от уголовной ответственности за «налоговые» преступления.

Так, Уголовным кодексом РФ предусмотрено, что лица, впервые совершившие экономическое преступление, могут быть освобождены от уголовной ответственности, если возместят ущерб (ст. 76.1 УК РФ).

Причем, для освобождения по экономическим преступлениям, не связанным непосредственно с неуплатой налогов налогоплательщиком или налоговым агентом (ст.ст. 198 - 198.1 УК РФ), до рассматриваемых поправок предполагалось уплата в бюджет пятикратного размера этого самого ущерба или дохода, полученного преступным путем. Самое распространенное преступление в этом ряду - это сокрытие денежных средств или иного имущества от взыскания. Теперь этот «множитель» сокращен до двукратного размера, что, без сомнения, повышает шансы избежать уголовной ответственности.

Далее, налоговые правонарушения становятся «преступными» при установлении налоговой недоимки или незаконного возмещения налогов в «крупных» и «особо крупных» размерах (Примечания к ст. 198, 199 УК РФ). Так вот, поправками размер крупного ущерба корректируются в сторону повышения в 2,5 раза, а особо крупный размер - в полтора раза.

Например, для организаций крупным размером будет сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 5 млн рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25% подлежащих уплате, либо превышающая 15 млн рублей без каких-либо условий, а особо крупным - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 15 млн рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50%, либо превышающая 45 млн рублей.

Но прежде чем радостно вздыхать по этому поводу, стоит обратиться к годовому отчету ФНС России (форма 2-НК), согласно которому средняя сумма доначислений налогов (без учета штрафных санкции и пени), приходящаяся на одну выездную налоговую проверку, за 2015 г. составила 7,4 млн руб. Это уже больше, чем 5 млн, а условие о превышении доли доначислений от подлежащей уплате общей суммы налогов и сборов на 25% легко выполняется на практике. То есть мы не ошибемся, если скажем, что нарушения, выявляемые в трети всех проверок, точно будут подпадать под категорию «преступления» даже с учетом поправок.

При этом напомним, что налоговые органы крайне редко практикуют выездные налоговые проверки налогоплательщиков с годовым объемом выручки менее 100 млн рублей.

В общем, поправки хороши уже тем, что не «ужесточают», а «смягчают», но особо «возбуждаться» по этому поводу не стоит, риски налоговых и полицейских проверок для бизнеса остаются все так же велики, если конечно вы не «мелкий» предприниматель, получающий выручку до 100 млн рублей (последнее «если» - намек).

Изменения в УК РФ по Федеральному закону от 03.07.2016 г. № 325-ФЗ (внесен Президентом 26.05.2016г., подписан 03.07.2016г.)

I. Освобождение от УО по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности
(ст. 76.1 УК РФ)
1) Пятикратный размер возмещения ущерба (возврата преступного дохода) заменен на двукратный + добавлены новые варианты «возмещения» для освобождения от УО (часть 2 ст. 76 УК РФ):
  • двукратная уплата в ФБ денежной суммы, эквивалентной убыткам, которых удалось избежать в результате совершения преступления, и денежное возмещение в этом же размере;
  • двукратная уплата в ФБ денежной суммы, эквивалентной размеру совершенного деяния, предусмотренного соответствующей статьей особенной части УК РФ, и денежное возмещение в этом же размере/
2) Расширен перечень преступлений, совершенных впервые, по которым можно избежать УО, «возместив» ущерб (часть 2 ст. 76 УК РФ), в частности:
170.2 Внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории
ч. 1 ст. 176 Получение ИП или Организацией кредита, льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о своем хозяйственном положении
ч.1 ст. 178 Ограничение конкуренции путем создания картеля, запрещенного антимонопольным законодательством, которое причинило крупный ущерб (от 10 до 30 млн. руб.) либо извлечение дохода в крупном размере (от 50 до 250 млн. руб.)
ч.1 ст. 185.6 Умышленное использование инсайдерской информации для осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, к которым относится такая информация... , которое причинило крупный ущерб либо сопряжено с извлечением дохода или избежанием убытков в крупном размере
ч.1 ст. 191 Незаконный оборот драг.металлов, природных драг.камней или жемчуга (если нет квал.признака «орг.группой или группой лиц по предварительному сговору» по ч. 2)
192. Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней
3) По ряду преступлений «квалифицирующие признаки» не будут ограничивать возможность освобождения в соответствии со ст. 76 УК РФ, в частности:
ч. 3 ст. 180 Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)... группой лиц по предварительному сговору или организованной группой
ч. 2 ст. 185 Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг...
ч. 2 ст. 171.1 а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в особо крупном размере, -...
ч. 2 ст. 194 Уклонение от уплаты таможенных платежей, совершенных... Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством
4) Возможность освобождения от УО по ст. 76 УК РФ ограничена при наличии «квалифицирующих признаков» в следующих преступлениях: Манипулирование рынком (ч. 2 ст. 185.3) и Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ (ч. 2 ст. 193)
5) Исключена возможность освобождения от УО по ст. 76 УК РФ за преступления в виде «оказания противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса» (ст. 184 УК РФ)
II. В ст. 159 УК РФ выделен особый вид мошенничества (добав. ч. 5 - 7), сопряженный с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности...
ч. 5 ст. 159 УК РФ а) если это деяние повлекло причинение значительного ущерба (п. 1 Прим. к ст. 159)
- от 10 тыс. руб.
Санкция:
ч. 6 ст. 159 УК РФ б) в крупном размере (п. 2 Прим. к ст. 159)
- от 3 млн. руб.
Санкция:
  • Штраф от 100 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет,
  • либо принудительные работы на срок до 5 лет с ограничением свободы до 2 лет или без,
  • либо лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 мес и с ограничением свободы до 1,5 лет.
ч. 7 ст. 159 УК РФ б) в особо крупном размере (п. 3 Прим. к ст. 159)
- от 12 млн. руб.
Санкция:
  • лишение свободы на срок до 10 лет со штрафом до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет и с ограничением свободы до 2 лет.
При этом признается утратившей силу ст. 159.4 «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности»...

Т.е. по сути мошенничество в сфере предпринимательской деятельности было просто перенесено (а точнее, возвращено*) в общую статью по мошенничеству (ст. 159) и теперь оно начинается (значительный ущерб) не с 2,5 тыс руб. (в соотв. п. 2 Прим. к ст. 158) а с 10 тыс. руб., максимальный срок за такое мошенничество в особо крупном размере увеличен на год (с 5 до 6). И в целом, стало больше разнообразия в применяемых санкциях за данное преступное деяние в зависимости от квалификации (см. выше). Так по основному составу штраф был уменьшен с 500 до 300 тыс., но при этом обязательные работы выросли с 248 до 480 часов. Для основного состава так же не были предусмотрены санкции в виде принудительных и исправительных работ.

*ст.159.4 была признана неконституционной (в связи с тем, что вне зависимости от масштабов преступления и ущерба, санкции по указанной статье были мягче, чем по «обычной» ст. 159 статье УК) и утратила силу летом 2015 года.

Так же увеличены максимальные сроки лишения свободы на 1 год по следующим составам мошенничества с квалифицирующими признаками:
ч. 3 ст.159.1 УК РФ Мошенничество в сфере кредитования с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере... до 6 лет.
ч. 3 ст.159.2 УК РФ Мошенничество при получении выплат
ч. 2, ч. 3 ст.159.3 УК РФ

Ч. 2, ч. 3 ст.159.5 УК РФ

Ч. 2, ч. 3 ст.159.6 УК РФ

Мошенничество с исп. платежных карт

Мошенничество в сфере страхования

Мошенничество в сфере комп. информации

совершенное группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба гражданину... до 5 лет
совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере... до 6 лет
III. «Преступления в сфере экономической деятельности» (гл. 22 УК РФ)
1) Крупный ущерб (доход, задолженность) для «преступлений в сфере экономической деятельности» увеличен с 1,5 млн. руб. до 2,25 млн. руб., особо крупный - с 6 млн. до 9 млн. руб. (добавл. прим. к ст. 170 УК РФ) Это по общему правилу для всей гл. 22 УК РФ, которое не распространяется на отдельные виды экономических преступлений, в т.ч. на налоговые.
2) Новые размеры «ущерба» для отдельных видо эконом. преступлений, изменение санкций
Изм. прим. к ст. 169 Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности Для данного вида ЭП крупный размер остается прежним 1,5 млн. руб.
ст. 171.2 «Незаконные организация и проведение азартных игр», вводится примечание к статье, согласно которому:
а) крупный размер - свыше 1,5 млн. руб., б) особо крупный размер - свыше 6 млн. руб. (т.е. данные показатели остаются прежними, а примечание сделали в связи с увеличением этих показателей по «общему правилу» для всей главы 22 - см. выше п. III. 1 Табл.)
ст. 171.1 Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством...
группой лиц по предварительному сговору
(в ст. 171.1 добав. новая часть 1.1)
Санкция:
  • Штраф от 100 до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет,
  • либо принудительные работы на срок до 4 лет,
  • либо лишение свободы на срок до 4 лет со штрафом до 100 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года.
а) организованной группой
б) в особо крупном размере
(часть 2 ст. 171.1)

Предварительный сговор исключается поправками из данной части статьи, т.е. отделен в плане санкций от организованной группы и особо крупного размера

Санкция осталась прежней:
  • Штраф от 200 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет,
  • либо принудительные работы на срок до 5 лет,
  • либо лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом до 1 млн.. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет.
ст. 180 «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)»... тут так же, как и выше в ст. 171.1, предварительный сговор и организованная группа разделяются по санкциям, и санкции такие же
ст. 185

Статьи 185.1, 185.2 и 185.4

«Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг»... Опять отделяется сговор от организованной группы, только санкции несколько другие...

Кроме того в Примечании к статье увеличены «крупный» и о «собо крупный размеры» ущерба с 1 млн. до 1,5 млн и с 2,5 млн. до 3,75 млн. руб. соответственно. Примечание распространяется и на статьи 185.1, 185.2 и 185.4, также связанные ценными бумагами.

185.3
185.6
«Манипулирование рынком»...
«Неправомерное использование инсайдерской информации»...
  • «крупный размер» увеличился с 2,5 млн. руб. до 3,75 млн.,
  • «особо крупный размер» увеличился с 10 млн. руб. до 15 млн.
191.1 Незаконная заготовка древесины...
  • «крупный размер» увеличился с 50 тыс. руб. до 80 тыс.,
  • «особо крупный размер» увеличился с 150 тыс. руб. до 230 тыс.
193
193.1
«Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ» и «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов»...
  • «крупный размер» увеличился с 6 млн. руб. до 9 млн.,
  • «особо крупный размер» увеличился с 30 млн. руб. до 45 млн.
194 Уклонение от уплаты таможенных платежей...
  • «крупный размер» увеличился с 1 млн. руб. до 2 млн.,
  • «особо крупный размер» увеличился с 3 млн. руб. до 6 млн.
198
Уклонение от уплаты налогов с ФЛ...
  • «крупный размер» увеличился с 600 тыс. (либо 1,8 млн) до 900 тыс. (либо 2.7 млн.),
  • «особо крупный размер» увеличился с 3 млн. руб. (либо 9 млн) до 4,5 млн. (либо 13 млн.)
199, 199.1
Уклонение от уплаты налогов с организации... неисполнение обязанности налог. агента...
  • «крупный размер» увеличился с 2 млн. руб. и более 10% (либо 6 млн)
...до 5 млн. и более 25% (либо 15 млн.),
  • «особо крупный размер» увеличился с 10 млн. руб. и более 25% (либо 30 млн)
...до 15 млн. и более 50% (либо 45 млн.)

В теории уголовного права до сих пор отсутствует единое понимание экономического преступления. Науке известны узкое и широкое толкование данного термина. В широком понимании к экономическим преступлениям относят все деяния, описанные в разделе VIII УК «Преступления в сфере экономики». В узком - экономические преступления - деяния, регламентированные только главой 22 УК РФ. Узкого подхода в России придерживаются Б.В. Волженкин и В.И. Тюнин .

Все нормы гл. 22 УК носят бланкетный характер, для их уяснения нужно обращаться к гражданскому, налоговому, валютному законодательству и другим нормативным актам, регулирующим экономическую деятельность, в которых даются понятия, используемые в нормах гл. 22 УК.

В качестве средств межотраслевой дифференциации ответственности за экономические правонарушения законодатель наиболее часто использует следующие признаки:

1) последствия (например, обязательным условием уголовной ответственности по ст.ст. 171, 172, 176, 178, 180, 185.1, 195-197 является причинение крупного ущерба);

2) размеры (размах, масштаб) правонарушения (например, в ст.ст. 171, 172, 177, 180, 188, 192-194, 198-199);

3) способ преступления (обман, подкуп, угрозы, сговор упомянуты в ст.ст. 176, 178, 179, ч. 1 ст. 183 и др.);

4) цель или мотив преступления - корыстную или иную личную заинтересованность (ст.ст. 170, 181, 196, 184, 197).

Составы преступлений в сфере экономической деятельности по УК РФ характеризуются умышленной виной. Концепция двух форм вины (ст. 27 УК) применима лишь к квалифицированным составам, предусмотренным ч. 2 ст. 169 и ч.ч. 3 и 4 ст. 183 УК.

Как уже отмечалось, практически все составы преступлений гл. 22 имеют бланкетную диспозицию. Такой прием описания составов экономических преступлений понятен и вполне допустим, поскольку данные преступления нарушают порядок осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности, установленный различными отраслями права в соответствующих законах, регулирующих экономическую деятельность. Естественно, это вынуждает правоприменителя систематически обращаться к действующему гражданскому, таможенному, финансовому, налоговому и другому законодательству.

Анализируя составы главы 22 УК РФ можно сделать вывод, что объективная сторона преступлений в сфере предпринимательской и другой экономической деятельности характеризуется в основном действиями, например, незаконное получение кредита (ст. 176 УК), принуждение к совершению сделки (ст. 179 УК) и др. Однако, часть преступлений может совершаться только бездействием: например, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК). Отдельные преступления могут совершаться как действием, так и бездействием, например воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК), неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК).

Составы, в которых объективная сторона включает общественно опасные последствия в виде крупного и особо крупного ущерба, называются материальными. Преступления с такими составами признаются оконченными с момента фактического наступления этих общественно опасных последствий. Поскольку рассматриваемые преступления совершаются против порядка осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, то последствия их совершения должны носить, по господствующему в доктрине мнению, только материальный характер в виде имущественного ущерба .

Составы, в которых не содержатся признаки, относящиеся к характеристике общественно опасных последствий, являются формальными. Нередко объективная сторона таких преступлений включает дополни- тельные признаки в виде крупного или особо крупного размера деяния, дохода или задолженности. В большинстве случаев данные понятия определяются в примечании к ст. 169 УК, как и размеры ущерба. Но в некоторых случаях они раскрываются в примечаниях к конкретным статьям. В случае если состав одновременно включает признаки размера и ущерба, то он является формально-материальным по своей конструкции (например, составы незаконного предпринимательства и незаконной банковской деятельности).

Субъектом преступления в сфере экономической деятельности может быть физическое лицо, вменяемое, достигшее 16-летнего возраста. Определение возрастного признака для субъектов преступлений в сфере экономической деятельности требует дифференцированного подхода, в зависимости от признаков объективной стороны или субъекта того или иного преступления. Нужно учесть, что субъектами данных преступлений могут быть как общий, так и специальный субъекты, при этом иногда специальный субъект прямо не называется в норме УК, но это вытекает из смысла закона . Среди специальных субъектов, прямо указанных в УК, можно назвать, например, должностных лиц в ст.ст. 169 и 170 УК. Возраст таких лиц, бесспорно, значительно старше 16 лет и даже старше 18 лет. Лицо в возрасте 16 лет практически не может быть спортивным судьей, тренером или руководителем спортивной команды (ч. 4 ст. 184 УК), главным (старшим) бухгалтером (ст. 199.1 УК), не может быть субъектом преступления, предусмотренного ст. 185 УК (злоупотребления при эмиссии ценных бумаг).

Следует перейти к анализу наказаний и иных мер воздействия за совершение экономических преступлений по УК РФ. Кодекс в действующей редакции устанавливает тринадцать видов наказаний (ст. 44): 1) штраф; 2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; 4) обязательные работы; 5) исправительные работы; 6) ограничение по военной службе; 7) ограничение свободы; 8) принудительные работы; 9) арест; 10) содержание в дисциплинарной воинской части; 11) лишение свободы на определенный срок; 12) пожизненное лишение свободы; 13) смертная казнь.

Из этих наказаний два в настоящее время не применяются: арест . и смертная казнь. Конкретные виды и размеры наказаний за преступления в сфере экономической деятельности указаны в санкциях гл. 22 УК. Как правило, экономические преступления, судя по их санкциям, относятся к категориям небольшой и средней тяжести, а также к тяжким преступлениям. Лишь два деяния являются особо тяжкими: предусмотренные ч.ч. 2 и 3 ст. 186. Это самые опасные экономические преступления в России, судя по их санкциям.

Большинство санкций гл. 22 относится к типу «альтернативная, кумулятивная, относительно- определенная» . По-видимому, насыщенность гл. 22 такими санкциями следует расценивать как достоинство УК РФ, поскольку «такого рода санкции благоприятствуют глубокой индивидуализации наказания, позволяют наиболее полно учесть всю совокупность обстоятельств дела» .

Самыми распространенными наказаниями за совершение экономических преступлений являются в России штраф, принудительные работы и лишение свободы, что вполне закономерно и логически объяснимо.

Выборочный анализ судебной практики применения статей гл. 22 УК РФ показал, что в последние годы наиболее часто назначаемыми наказаниями за совершение экономических преступлений являются штраф и лишение свободы (в абсолютном большинстве случаев последнее применяется условно) .

Список литературы

1. Амирова Д.К. Наказание и его назначение за преступления в сфере экономики: дис. ... канд. юрид. наук.Казань, 2013. С. 114-146.

2. Андреев А., Гордейчик С. Понятие последствий преступлений в сфере экономической деятельности// Российская юстиция. 2007. № 7. С. 43; Чучаев А.И., Аванесян Г.С. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности // Юрист. 2009. № 12. С. 69-70.

3. Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности (экономические преступления). СПб., 2002; Тюнин В.И. Уголовное законодательство и экономическая деятельность (история и современность). СПб., 2000. С. 5.

4. Крутиков Л.Л., Спиридонова О.Е. Юридические конструкции и символы в уголовном праве. СПб., 2005. С.128-141.

5. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: учебник (2-е изд., пере-раб. и доп.)/ под ред. А.И. Рарога. М., 2004. С. 357.

6. Статья 4 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса РФ» гласит, что положения Кодекса о наказании в виде ареста вводятся по мере создания необходимых условий для исполнения этого наказания, но при этом не позднее 2006 года (см.: Российская газета. 2003. 16 декабря. С. 24)

В апреле вступили в силу поправки в Уголовный кодекс РФ, которые смягчают наказание за совершение экономических преступлений. Теперь нарушившие закон бизнесмены могут избежать тюрьмы, если внесут достаточный залог. Это касается подозреваемых в мошенничестве, присвоении или растрате, причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, незаконной банковской деятельности, уклонении от погашения кредиторской задолженности и других. По мнению председателя коллегии адвокатов «Шпагин и партнеры» (Красноярск) Александра Шпагина, изменения логичны, а «успешные предприниматели вообще не должны сидеть за решеткой, поскольку еще многое могут сделать для развития российской экономики».

Что это за поправки, каковы их цели?

Закон носит либеральный характер и будет способствовать тому, что осужденные ранее бизнесмены, пребывающие сейчас за решеткой, выйдут на свободу и смогут продолжать свою деятельность. Это неоднозначная ситуация. Есть опасения, что они нарушат закон повторно. Однако, поправки в Уголовный кодекс предполагают внесение залога, который и является своего рода обеспечением от повторного нарушения законодательства. Цель законопроекта понятна – дать свободы бизнесу, который и так сейчас не в лучшем состоянии, способствовать, таким образом, улучшению экономической ситуации. Ведь осужденные предприниматели многое смогут сделать для экономики конкретного региона, страны в целом. У них есть соответствующий опыт и знания, а от ошибок никто не застрахован.

Кому выгодны новые поправки? Каковы последствия?

Главное здесь, что мера пресечения изменена: содержание под стражей на залог. Поэтому прежде всего, поправки выгодны бизнесменам. Прекращаются уголовные дела предпринимателей, которых преследовали годами. Результаты действия поправок налицо.

Изменения в русле общей политики России – гуманное отношение к бизнесу. Думаю, эти меры того же порядка, что и меры, ограничивающие количество проверок малого бизнеса, исключающие возможность повторных проверок без санкции прокурора. Все изменения направлены на то, чтобы дать бизнесу возможность спокойно работать. Ведь зачастую существующие нормы права использовались в качестве средств недобросовестной конкуренции, подключения административного ресурса, правоохранительных органов, чтобы уничтожить бизнес. Ведь раньше посадить можно было любого бизнесмена, при желании подвести его деятельность под нарушения уголовного кодекса. Теперь сделать это будет гораздо сложнее. Новые поправки в уголовный кодекс выгоды и государству, которое заинтересовано в нормальной работе предпринимателей, в налоговых отчислениях. Ведь когда бизнес загибается, прекращают свою деятельность предприятия, страдает в первую очередь государство. Выгодны поправки и работникам исправительных учреждений, у которых уменьшится нагрузка, освободятся забитые камеры. Ведь зачастую нормы содержания бизнесменов под стражей нарушаются. То есть изменения выгодны всем, кроме тех, кто использовал закон для захвата чужого бизнеса, вымогательства.

Какая ответственность за экономические преступления в развитых странах?

Такая мера наказания как лишение свободы за экономические преступления и в развитых странах применяется достаточно часто. Например, в США за налоговые преступления легко можно угодить за решетку. Они относятся к категории наиболее тяжких. Любое развитое государство стоит на страже своих интересов, поэтому экономические преступления наказываются серьезно. Вопрос в другом: зачастую люди, подозреваемые в совершении таких преступлений, годами содержатся за решеткой без приговора суда. Не факт, что человек в статусе подозреваемого причастен к правонарушению. А вот если суд состоялся, вынесен обвинительный приговор, то заключение под стражу обоснованно, но если бизнесмен попадает за решетку до суда, это страшно.

К тому же, на мой взгляд, если преступление экономическое, то есть совершено в сфере экономики, то и наказание должно быть экономическим: не столько лишение свободы сколько штраф. У меня было несколько дел по налоговым преступлениям, и я просил у суда назначить штраф в качестве наказания (когда виновность лица доказана). Например, налоговое преступление, пусть это преступление, но адекватной мерой наказания здесь должно быть не лишение свободы пусть даже условное, а штраф. Совершил экономическое преступление – понеси экономическое наказание. Ведь обвиняемый не вор, не убийца, не насильник, зачем лишать его свободы? Он еще много полезного может сделать как предприниматель. Если оступился, то серьезный штраф вполне может откорректировать его поведение. В этом есть здравый смысл, он поддержан руководством нашей страны и проводится в жизнь. Я только радуюсь как адвокат тому, что происходит.

Что касается залогов. Подозреваемые в экономических преступлениях смогут вносить залог, минимальный размер которого при преступлениях небольшой тяжести не может быть меньше 100 тыс. руб., при тяжких - не менее 500 тыс. руб. К тому же суд самостоятельно определяет сумму залога, заплатить который не всегда возможно…

Во – первых, если необходимо выплатить залог, но денег нет, можно взять кредит. У нас пока нет таких специализированных кредитных агентств, но в Америке они давно существуют. Такие агентства специализируются именно на кредитах правонарушителям.

Может быть, это будет толчок для развития подобных организаций в России. Во – вторых, не стоит забывать, что эти деньги возвращаются бизнесмену. Залог является мерой обеспечения надлежащего поведения лица, гарантом того, что бизнесмен не скроется от суда и следствия. Если проштрафившийся предприниматель будет добросовестно выполнять условия, установленные судом, подобающе вести себя, то залог ему будет возвращен даже после вынесения обвинительного приговора. То есть фактически он не потеряет деньги при надлежащем поведении. И потом суд при избрании меры пресечения, в данном случае залога, должен учитывать финансовые возможности бизнесмена. Уже есть случаи, когда суды назначали непосильные для предпринимателей суммы залогов.

Усилия бизнесмена и его адвоката в судебном процессе должны быть направлены и на то, чтобы доказать, что именно такая сумма залога соразмерна его доходам, его благосостоянию. Кроме того, очень важно, что новые поправки в уголовный кодекс дают возможность заплатить залог не только деньгами, но и имуществом. Раньше залог принимался только в денежной форме. Сейчас предприниматель может внести в качестве обеспечения принадлежащие ему акции, недвижимость или движимое имущество. В этом прелесть поправок.

Нонна Гончаренко



Просмотров