Способы легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Что такое отмывание денег в уголовном праве Незаконное распределение жилья

1. Завладение чужим имуществом или приобретение

права на имущество путем обмана или злоупотребления

доверием (мошенничество) наказывается штрафом до пятидесяти не облагаемых

налогом минимумов доходов граждан, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением

свободы на срок до трех лет.

Мошенничество, совершенное повторно или по предварительному сговору группой лиц, или причинившее

значительный ущерб потерпевшему, наказывается штрафом от пятидесяти до ста не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, или ис420

правительными работами на срок от одного до двух лет,

или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до трех лет.

3. Мошенничество, совершенное в крупных размерах,

или путем незаконных операций с использованием электронно-вычислительной техники,/ наказывается лишением свободы на срок от трех до

Восьми лет.

4. Мошенничество, совершенное в особо крупных размерах или организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от пяти до

двенадцати лет с конфискацией имущества.

В отличие от других форм похищений, при мошенничестве виновный использует обман или злоупотребление доверием потерпевшего, после чего он завладевает чужим

имуществом либо приобретает право на такое имущество.

Предметом мошенничества может быть не только имущество, но и право на него. Под правом на имущество

следует понимать, например, право собственности лица на

принадлежащее ему имущество (например, право наследования имущества).

1. Обман или злоупотребление доверием в данном преступлении являются способом завладения чужим имуществом либо способом приобретения права на имущество. Потерпевший под влиянием обмана сам передает имущество преступнику, полагая, что последний имеет право

на получение этого имущества. Приобретение права на

имущество предполагает приобретение лицом, одним из

указанных способов правомочий собственника (пользование, владение и распоряжение имуществом). Главным образом, это приобретение различных документов, посредством которых возможно получить имущество.

Обман при мошенничестве - это ложное утверждение

виновным о том, что заведомо не соответствует действительности, либо в умышленном умолчании о фактах, сообщение которых было обязательно. Обман может иметь место относительно: предмета (его цены, качества, количества и т.п.), личности (его должностного или общественного

положения, профессии и т.п.) и др.

Существуют различные способы обмана: виновный изменяет внешний вид предмета (например, выдает медную

монету за золотую), подает подделанные документы для

получения имущества или денег (лотерейные билеты, чеки, накладные и т.п.), выдает себя за лицо, имеющее право на получение имущества или денег (например, выдает

себя за инкассатора, представителя собственника имущества и т.п.), умалчивает об обстоятельствах, имеющих в

определенных случаях существенное значение (получение

пособия на умершего родственника), и др.

Злоупотребление доверием при мошенничестве представляет собой своеобразноую форму обмана, которая выражается в недобросовестном использовании преступником доверия, оказываемого ему потерпевшим. Потерпевший передает имущество преступнику, исходя из доверия

к последнему и ложной уверенности в правильности и добросовестности его действий. При этом преступник своим

поведением вызывает к себе доверие потерпевшего или

пользуется таким в силу сложившихся между ними взаимоотношений (аванс за еще не завершенную работу, получение денег взаймы и т.п.).

В случае, когда потерпевший в связи с возрастом, физическими или психическими, а также иными обстоятельствами не мог правильно оценить характер, содержание и

значение своих действий либо руководить ими, то передачу им имущества или права на имущество нельзя квалифицировать как добровольную. Такого рода завладение

имуществом при наличии необходимых оснований следует квалифицировать по ст. 185.

Мошенничество обладает определенными признаками,

которые позволяют отграничить данное преступление от

других форм похищения:

1) лицо, которое передает виновному имущество

(право на имущество), заблуждаясь, считает, что получение - передача имущества является правомерной, и

оно добровольно его передает виновному,

2) лицо, передающее виновному имущество, не

осознает факта преступления,

3) вместе с передачей имущества (права на имущество) виновному передаются и все полномочия собственника (или их часть).

Мошенничество отличается от кражи тем, что при совершении кражи виновный также может использовать обман, но для облегчения доступа к имуществу (например, к

охраняемому имуществу), а при мошенничестве обман необходим для непосредственного получения имущества.

Преступление признается оконченным с момента фактического перехода имущества или права на имущество в

пользу виновного.

2. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, корыстным мотивом и целью завладения чужим имуществом или правом на имущество.

3\ Субъект преступления - физическое вменяемое лицо с 16 лет.

4. О понятиях -повторность-, -предварительный сговор группой лиц-, -особо крупный размер- и -организованная группа- - см. комментарий к ст. 185.

К электронно-вычислительной технике следует отнести компьютерную технику, электронные весы и другие

подобного рода электроприборы.

Термин «отмывание денег» впервые был использован в 1980-х гг. в США применительно к доходам от нарко­бизнеса для обозначения процесса преобразования нелегально полученных денег в легальные. С тех пор предложено много опре­делений этого понятия. Президентская комиссия США по орга­низованной преступности в 1984 г. ввела следующую формули­ровку: «Отмывание» денег - процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или неза­конное использование доходов, и затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхожде­ние».

В международном праве определение легализации («отмыва­ния») денег от преступной деятельности было дано в Венской конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркоти­ческих средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988г., оказавшей большое влияние на развитие соответствующего законодательства западных стран.

Согласно ст. 3 Конвенции, под легализацией («отмыванием») денег от преступной деятельности понимаются:

· Конверсия или передача имущества, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правона­рушений, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях, в целях сокрытия или утаивания незаконного источника имущества или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении такого правонарушения или правонарушений, с тем чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои действия;

· сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, ме­стонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлин­ных прав в отношении имущества или его принадлежности, если известно, что такое имущество получено в результате правонару­шений или правонарушения, в результате участия в таком право­нарушении или правонарушениях;

· приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что такое имущество полу­чено в результате правонарушения или правонарушений или в ре­зультате участия в таком правонарушении или правонарушениях;

· участие, соучастие или вступление в преступный сговор с целью совершения любого правонарушения или правонарушений, при­веденных выше, покушение на совершение такого правонаруше­ния или правонарушений, а также пособничество, подстрекатель­ство, содействие или консультирование при их совершении».

Как следует из положений Страсбургской конвенции и реко­мендаций Специальной финансовой комиссии по проблемам «отмывания» денег, подготовленных в 1990 г., «отмывание» де­нежных средств и иного имущества - это процесс, в ходе которого средства, полученные в результате незаконной деятельности, т.е. различных правонарушений, помещаются, переводятся или иным образом пропускаются через финансово-кредитную систе­му (банки, иные финансовые институты), либо на них (вместо них) приобретается иное имущество, либо они иным образом ис­пользуются в экономической деятельности и в результате возвра­щаются владельцу в ином «воспроизведенном» виде для создания видимости законности полученных доходов, сокрытия лица, ини­циировавшего данные действия и (или) получившего доходы, а также противозаконности источников этих средств.


Легализация («отмывание») дденег, полученных незаконным пу­тем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем.

Целью Отмывания денег является желание владельца таких денег скрыть или замаскировать незаконный источник их получения, что дает ему возможность эти деньги тратить, не вызывая подозрений у надзорных и правоохранительных органов.

Легализация денег, полученных преступным путем (что по сути своей и является отмыванием денег), - это фактическое внедрение «грязных» денег в финансовую систему. Незаконные доходы поступают в банковские структуры государств и путем проведения многочисленных операций принимают вполне легальный вид как с точки зрения обывателя, так и любого контролирующего органа. Для этого используются разнообразные средства, которые могут включать разделение (разбивку) наличных денег на меньшие денежные суммы, приобретение мелких предприятий, соучастие сотрудников кредитных организаций и др. Большое количество операций, успешно выполненных для сокрытия источника денежных средств, значительно затрудняет воспроизведение контролирующими органами всей их цепочки. Чем разнообразнее инструменты, используемые для размещения незаконных денежных средств для сокрытия источника средств, например чеки, дорожные чеки, акции, облигации и т.п., тем сложнее проследить происхождение денег. Определению происхождения доходов препятствует проведение денег через несколько стран, где отсутствует эффективная система противодействия легализации преступных доходов, или через офшорные финансовые центры. Общая схема лега­лизации доходов представлена на рис. 1.

Рис. 1 Схема легализации денег

Размещение - первый этап процесса отмывания денег. Он представляет собой видоизменение их начальной формы или адреса. Например, перевод денег (дистанцирование) дает возможность замаскировать их прямую связь с преступлением и вывести деньги за пределы досягаемости правоохранительных органов.

Формы размещения могут быть разными. Чаще всего используются следующие из них:

контрабандный вывоз наличных денег за границу;

превращение денег в другие финансовые инструменты;

обменные операции - обмен мелких банкнот на купюры более крупного достоинства или другую валюту без использования банковских счетов;

аккумуляция денег небольшими суммами на один банковский счет;

депонирование денег на банковские счета (обычно несколько счетов в нескольких кредитно-финансовых учреждениях);

превращение денег в товары, драгоценные металлы и камни;

использование хозяйственных предприятий с большим наличным оборотом (бары, ночные клубы, рестораны, салоны красоты, казино и пр.), к легальной выручке которых присоединяются преступно полученные средства;

создание собственных фиктивных предприятий, декларирующих нажитые преступным путем деньги в качестве выручки и пр.

Процесс отмывания денег легче всего раскрыть именно на первом этапе размещения полученных преступным путем денег. Поэтому законодательные, правоохранительные и регулирующие органы для решения проблемы противодействия отмыванию денег, полученных преступным путем, сосредоточили на нем основное внимание.

Если преступно полученные средства существуют в наличной форме (например, доходы от торговли наркотическими веществами или оружием), их владельцам необходимо разместить эти средства в банковской системе.

Если средства получены в безналичной форме (преступления в экономической сфере), то необходимость в первой стадии отмывания отпадает.

Рассредоточение представляет собой вторую стадию процесса, на которой происходит отделение преступных доходов от источника их происхождения. На этой стадии проводятся множественные финансовые операции между кредитными организациями для сокрытия следов преступления.

Перемещение денег на стадии рассредоточения маскирует происхождение незаконных источников доходов и владельцев денег. Таким образом, связь между деньгами и их владельцами теряется. С этой целью используются подставные лица и фиктивные фирмы, выставляющие фиктивные счета, служащие основанием для перевода денег. Как правило, подобные операции проводятся на международном уровне. В итоге, как уже отмечалось, установить источник происхождения денег практически невозможно. Здесь большую негативную роль играют офшорные финансовые центры, где следы преступно полученных доходов теряются окончательно.

Только на первом и частично на втором этапе легализации прослеживается связь между доходом, полученным от преступной деятельности, и лицом, совершившим основное преступление.

Интеграция - третья (последняя) стадия процесса отмывания денег. На этой стадии преступник имеет возможность вновь использовать деньги, полученные преступным путем, в реальном секторе экономики. Таким образом, эти деньги обретают легальный источник происхождения.

Основные формы интеграции легализованных преступных доходов в финансовую систему следующие:

операции с недвижимостью или произведениями искусства, аукционные сделки, где цену товара можно определить лишь условно. Используется заниженная или завышенная цена контракта. Разница с реальной ценой доплачивается неучтенными наличными денежными средствами;

экспортно-импортные операции, при которых составляются реальный и фиктивный договоры (с завышенной суммой сделки). Разница между реальной и фиктивной ценой товаров, работ, услуг, оплаченная выведенными из легального денежного оборота деньгами, остается на счете фирмы-посредника;

деньги депонируются на счете зарубежной фирмы и используются для выдачи ссуды, являющейся для заемщика легальными деньгами;

учреждение зарубежной корпорации в офшорной зоне, открытие ее счета в иностранном банке с последующим использованием этого счета для предоставления ссуд, платежей по фиктивным договорам аренды или за фиктивные услуги;

деньги преступного происхождения декларируются как легальный выигрыш в казино или лотерее.

В каждом отдельном случае могут применяться самые разные методы отмывания денег, но суть всех операций сводится к тому, чтобы придать незаконно полученным средствам вид дохода от законной деятельности. Анонимные денежные средства получают новый источник происхождения, и легализовавшийся доход перераспределяется в пользу преступника, совершившего основное преступление.

Эксперты ФАТФ отмечают, что иностранные источники нелегальных средств, поступающих в Россию и регионы бывшего СССР для «отмывания», малоизвестны.

Основу механизма уголовно-правового контроля за отмыванием криминальных денег в ПМР составляют статьи УК ПМР (ст. 169, 170, 171).

Приобретение имущества заведомо незаконным путем представляет собой завладение имуществом либо получение фактических прав на него без необходимых правовых оснований, в частности, путем недействительной сделки, совершения преступления, неосновательного обогащения, незаконной переработки, самовольной постройки и другим способом.

Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем

Оказавшись на свободе, Метени возобновил поиски пропавшей жены. Отсидка в тюрьме явно никак не повлияла на маньяка. Вскоре Джо убил двух проституток. В этот раз он решил не бросать тела в реку, а придумал лучший способ сокрытия следов преступления. Метени принес тела домой и расчленил их, положив самые мясистые части в морозильную камеру. Другие останки мужчина отвез подальше на своем грузовике и захоронил.

Джо Метени – маньяк, который делал со своими жертвами нечто поистине ужасное

Согласно заключению судебного эксперта поставленное ​​вещество не пригодно для использования в системах кондиционирования поездов, предназначенных для перевозки пассажиров. Так, с целью документирования соответствующей преступной деятельности в подразделениях ПАО «Укрзализныця» в настоящее время проводятся обыски.

«С 2011 года на всех тендерах участником была только «Точка». Когда руководству клуба объяснили, что дела надо вести максимально прозрачно и не допускать необоснованных расходов, был проведен открытый конкурс, на который теперь заявилось сразу четверо участников. Экономия по итогам составила более 6,5 млн рублей», – уточнил ситуацию собеседник «Правды УрФО», возглавляющий предприятие на челябинском рынке услуг по обеспечению безопасности.

Правда УрФО

Жилищный фонд, в свою очередь, в соответствии со ст. 19 Жилищного Кодекса РФ – это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ. Жилищный фонд подлежит государственному учету, в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Обзор судебной практики по уголовным делам о кражах с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище

Выделением жилья занимался департамент строительства и специальная комиссия при акимате. Сейчас списки изучают в правоохранительных органах. Уже выявлены грубейшие нарушения. В большинстве личных дел не указана должность претендента, его социальный статус и главное – наличие жилплощади. По мнению работников прокуратуры, такая халатность и привела к тому, что новые квартиры получили совсем не те, для кого оно предназначалось. Есть факты, когда жилье сразу же перепродавалось или сдавалось внаем.

Незаконное распределение жилья

Если при рассмотрении уголовного дела по обвинению лица в совершении преступления, предусмотренного ст. 174 или 174 1 УК РФ, будет установлено, что имущество, деньги и иные ценности получены в результате преступных действий либо нажиты преступным путем, они в соответствии с п. 2 и 2 1 ч. 1 ст. 81 УПК РФ признаются вещественными доказательствами и на основании п. 4 ч. 3 указанной статьи подлежат возвращению законному владельцу либо обращению в доход государства с приведением в приговоре обоснования принятого решения.

Уголовное право

Проведенное нами исследование позволяет прийти к выводу, что в правоприменительной практике доминирующим является подход по квалификации незаконного обналичивания и транзита денег как незаконной банковской деятельности по ст. 172 УК РФ.
Однако встречаются и другие варианты квалификации.
1) Квалификация по ст. 171 УК РФ
Приговором Лефортовского районного суда г. Москвы от 21.12.2011 по п. «а», «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ осуждены члены организованной группы, которые в 2008 — 2010 гг. с использованием фирм-однодневок незаконно обналичили более 3,3 млрд. руб. Органы предварительного следствия квалифицировали указанные действия по п. «а», «б» ч. 2 ст. 172 УК РФ, однако суд, посчитав, что субъектами незаконной банковской деятельности могут выступать только учредители или исполнительные органы кредитной организации, переквалифицировал содеянное.
———————————
См.: ГАС РФ «Правосудие»: приговор Лефортовского районного суда г. Москвы по уголовному делу N 1-221/2011. URL: http://sudrf.ru.

Уголовная ответственность за незаконные операции по обналичиванию и транзиту денежных средств (Ляскало А

«Государство неоднократно в условиях кризиса оказывало помощь банковским учреждениям. Кроме того, отдельные коммерческие банки, основной целью которых является получение прибыли, эффективно используют кризисные условия в своих интересах, применяя законные и незаконные способы завладения активами организаций, которые у них получали кредиты. Выходит, что банк в условиях экономического кризиса стремится не сохранить отношения с клиентом, а извлечь из них максимальную выгоду, приобретая у него заложенное имущество по заниженным ценам, определенным в ходе исполнительного производства», – сообщил эксперт.

Против банковского рейдерства

Криптовалюта представляет собой сложную проблему для России, но её решение откроет перед страной новые возможности. Многие значимые криптовалюты и связанные с ними технологии разработали россияне. Создатель блокчейн-платформы эфириум Виталик Бутерин родился в Коломне. Москве было бы выгодно, если бы Бутерин занимался созданием новых технологий в России, а не в Кремниевой долине. У страны появился шанс стать центром по разработке криптовалют, так как в России есть грамотные и талантливые специалисты, но политика к этой ситуации ещё не адаптировалась.

В России впервые возбуждено уголовное дело, связанное с биткоином

Отличие причинения имущественного ущерба без признаков хищения от состава мошенничества состоит в том, что в результате обмана или злоупотребления доверием лицо не завладевает имуществом из наличных фондов собственника, а ущерб причиняется тем, что собственнику не передается имущество, которое ему должно было поступить по тем или иным основаниям.

Незаконное пользование имуществом

Пленные становились частью общественной собственности и охранялись до тех пор, пока их не продавали или дарили. Солдаты могли присваивать себе любую мелкую вещь, найденную на поле боя. Римские законы объявляли рабов государственной собственностью, и, как правило, командиры поровну распределяли все, взятое у пленных.

Незаконный дележ предназначенных для

1.8. Первоначальной стоимостью имущества, полученного по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения, является рыночная цена имущества на дату принятия к бухгалтерскому учету и фактические затраты на его доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.

Глава 1

Есть разделение киллеров и по квалификации. Убивающие из пистолета или автомата, например, делятся на «пехотинцев» и «профи». «Пехотинцы» обычно входят в состав преступных группировок. Это непрофессионалы, которым иногда поручают убрать какую-нибудь мелкоту из враждующей группировки. Тех, кто проявит себя в деле, переводят в группу прикрытия «профи». Наиболее отличившихся на этой ступени выводят из повседневной криминальной жизни (организуют фиктивные похороны) и отправляют на 2-3 года на переподготовку. Есть базы подготовки «профи» в Забайкалье и в Средней Азии.

АнтиРейтинг нелегальных и криминальных профессий

12-летний Костя Н. получил в подарок от деда велосипед. Поскольку Косте срочно понадобились коньки, он продал велосипед знакомому подростку 16 лет, а на вырученные деньги купил коньки. Отец Кости, узнав об этом, расценил поступок сына как неуважение к деду, пошел
к подростку-покупателю с намерением вернуть деньги и забрать велосипед. Однако купивший велосипед подросток взять деньги и вернуть велосипед отказался, завив, что цену он дал за покупку нормальную, а Костя продал велосипед, принадлежащий не отцу, а самому Косте, что каждый может сам распоряжаться принадлежащим ему имуществом, и оснований для расторжения договора нет.

Незаконный дележ предназначенных для

03 Дек 2018 123

Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем (ст. 174 УК). Закон устанавливает ответственность за совершение финансовых операций и других сделок, с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, а равно использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Квалифицирующие признаки разделяются на две группы. Первая - совершение преступления группой лиц по предварительному сговору; неоднократно; лицом с использованием своего служебного положения * . Вторая - совершение деяния организованной группой или в крупном размере. Наличие последних определяется судом.

* См. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю . И. Скуратова и В. М. Лебедева (ст. 16, 35, 201, 255).

Статья 174 УК РФ является новой. Криминализация предусмотренного ею деяния произошла в результате длительных, до сих пор не оконченных дискуссий, в ходе которых взвешивались позитивные и негативные последствия введения соответствующего уголовно-правового запрета, а также под влиянием зарубежного законодательства, действующего в иных социально-экономических условиях.

Цель запрета состоит в охране экономической системы страны и прежде всего денежного обращения от поступления больших объемов неконтролируемых денежных средств либо иного имущества, а также в предупреждении преступной деятельности, направленной на извлечение прибыли и осуществляемой организованными преступными группами или не входящими в них преступниками.

Социально-поведенчески преступление состоит в том, что доходы от наркобизнеса и иных преступлений, средства, укрытые от налогов, получают с помощью других лиц (не участвовавших в их приобретении) легальный статус и могут свободно использоваться по усмотрению получившего их лица.

Состав преступления по данной статье построен сложно. Он предполагает совершение одним лицом предшествующего деяния, т. е. приобретения имущества заведомо незаконным путем, затем совершение другим лицом основного деяния, в которое входит либо проведение субъектом данного преступления финансовых операций и других сделок с имуществом, являющимся предметом предшествующего деяния, либо в использовании этого имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. :

Технически данный состав преступления построен аналогично ст. 208 УК РСФСР "Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем" и ст. 175 УК РФ с таким же названием. Однако формулировки состава преступления ст. 174 УК РФ значительно менее определенны.

Объективная сторона преступления. Преступление считается оконченным в момент проведения операции, признаваемой финансовой, или другой сделки, которые приводят к результату, желательному для участников (перевод денег, приобретение конвертируемой валюты и др.), либо в момент заключения сделки, который определяется гражданским законодательством в зависимости от характера сделки.

Данный состав преступления не предполагает наступления общественно опасных последствий, но осознание общественно опасных действий виновным включает представление о наступающих последствиях и безразличное отношение к ним.

Приобретение имущества заведомо незаконным путем представляет собой завладение имуществом либо получение фактических прав на него без необходимых правовых оснований, в частности, путем недействительной сделки, совершения преступления, неосновательного обогащения, незаконной переработки, самовольной постройки и другим способом.

Такое понимание незаконности соответствует тексту закона, однако нуждается в ограничительном толковании. Незаконность должна состоять в нарушении уголовно-правового запрета, иначе применение данной статьи будет незаконным согласно п. 2 ст. 14 ввиду отсутствия общественной опасности деяния.

Заведомостъ незаконного приобретения означает, что в отношении приобретения лицо действовало с прямым умыслом, безусловно зная о том, что способ, каким оно приобретает; денежные средства или иное имущество, является незаконным. Понятие заведомости при этом относится также и к основному преступлению.

Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо незаконно, как и использование указанных средств для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности, по сложившейся практике образует основное деяние, предусмотренное данной статьей.

Понятие финансовых операций приобретает юридическое значение в контексте финансовой деятельности, охватывая, в частности, расчетные, депозитные и иные операции. Другие сделки в соответствии с гражданским законодательством – это все действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК). В контексте данной статьи законодатель рассматривает финансовые операции как вид сделок, поэтому не является их совершением издание и исполнение актов государственных органов и органов местного самоуправления, а также их исполнение должностными лицами, хотя бы эти действия и были связаны с использованием средств, указанных в данной статье.

Не соответствует целям данной статьи признание финансовой операцией сделок незначительных по объему, например оплаты квартиры главой семьи из средств, заведомо приобретенных незаконным путем одним из членов данной семьи. В то же время перевод банком денежных средств для приобретения недвижимости образует финансовую операцию.

Денежные средства или иное имущество для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности используются лицом, действия которого представляют собой легализацию средств в интересах добывшего их лица, а не тем, кто приобрел их заведомо незаконным путем.

Иной экономической деятельностью в контексте данной статьи следует считать деятельность, не имеющую извлечение прибыли в качестве основной цели, но требующую затрат денежных средств или использования иного имущества для достижения других целей, например охраны здоровья, оказания юридической помощи и т. д. *

* См. ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях" // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

Целесообразность разграничения предпринимательской и иной экономической деятельности состоит в том, что некоторые виды деятельности, требуя значительных затрат и предполагая оплату труда и получение различных выгод, все же не признаются предпринимательскими.

Использование указанных денежных средств означает совершение любых видов сделок или иных активных действий, включая переработку иного имущества, в целях осуществления предпринимательской или иной.экономической деятельности, т. е. заключение договоров купли-продажи, кредитование, оплату произведенных работ или услуг. Спорным является отнесение к указанной деятельности помещения денежных средств на депозит с целью извлечения прибыли.

Использование денежных средств или иного имущества является оконченным преступлением в момент совершения образующих его действий.

Субъектом преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста и совершающее финансовые операции или другие сделки. Лицо, приобретшее денежные средства или иное имущество заведомо незаконным путем, отвечает за деяние, состоящее в таком приобретении.

Субъективная сторона данного преступления - прямой умысел и цель легализации. Субъект преступления осознает общественную опасность своих действий, заведомо зная о незаконном происхождении денежных средств или имущества, и желает совершить с ними финансовую операцию либо другую сделку.

Цель легализации хотя прямо не указана в тексте статьи, но вводится в качестве обязательной ее названием - "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем". Лицо преследует цель не удовлетворения своих потребностей за счет чужой преступной деятельности и не смену незаконного владельца, а создание возможностей прежнему владельцу реализовать результаты его незаконной деятельности.

В.С. КИРИЛЕНКО, доцент кафедры теории государства и права Южно-Российского университета экономики и сервиса В статье рассматриваются различные виды легализации денежных средств и имущества, приобретенных преступным путем; исследуется практика применения ст. 174 УК РФ; анализируется международный опыт борьбы с этим видом преступлений и подчеркивается необходимость сотрудничества в этой области.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


Страницы в журнале: 114-117

В.С. КИРИЛЕНКО,

доцент кафедры теории государства и права Южно-Российского университета экономики и сервиса

В статье рассматриваются различные виды легализации денежных средств и имущества, приобретенных преступным путем; исследуется практика применения ст. 174 УК РФ; анализируется международный опыт борьбы с этим видом преступлений и подчеркивается необходимость сотрудничества в этой области.

Одной из серьезных угроз экономической безопасности государства представляется в настоящее время процесс криминализации экономики, рост экономической преступности. Специфика этой угрозы заключается в том, что она имеет как внутренний, так и внешний аспект, т. е. реализуется в деятельности зарубежных и национальных субъектов хозяйствования, организованных преступных сообществ, имеющих антиобщественные интересы.

Преступления экономической направленности, нарушая нормальную деятельность управленческих, банковских и предпринимательских структур, лишают федеральный и местный бюджеты значительной части доходов. По оценкам специалистов - криминологов, экономистов, политиков, ежегодные объемы утечки средств за рубеж многократно превышают кредитную и гуманитарную помощь, получаемую Россией от различных государств и международных организаций. В нарушение действующего законодательства из страны за год вывозится иностранная валюта на сумму, превышающую 20-25 млрд долл. США. Эксперты утверждают, что в России около 40 тыс. различных фирм, контролируемых криминальными группировками, принимают участие в легализации (отмывании) денежных средств, полученных незаконным путем. Основными направлениями вывоза считаются оффшорные зоны, в первую очередь Кипр, где ежегодно отмывается до 12 млрд долл. США. Активно используются также подставные фирмы в Швейцарии, Австрии, Лихтенштейне и странах Персидского залива.

На эффективности борьбы с легализацией незаконных доходов серьезно сказываются отсутствие необходимой законодательной базы, просчеты в государственной системе контроля, недостатки во взаимодействии правоохранительных и контролирующих органов. К таким неутешительным выводам пришли органы прокуратуры, обобщившие практику следствия в сфере экономической деятельности.

На сегодня Россией не ратифицирована Страсбургская конвенция 1990 года «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» и не решен вопрос о присоединении нашей страны к Международной комиссии по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ). Не в полной мере урегулирован вопрос о взаимодействии правоохранительных органов России по выявлению фактов отмывания денежных средств, полученных незаконным путем, с соответствующими органами стран СНГ и стран, входящих в Совет государств Балтийского моря.

Согласно УК РФ, легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, является совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными преступным путем, а равно использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Результаты изучения практики привлечения к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ст. 174 УК РФ, показывают, что основные источники незаконных доходов - злоупотребления при приватизации и акционировании, взяточничество, контрабанда, уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, незаконный сбыт запрещенной к обороту продукции, незаконные операции с ценными бумагами, нарушение авторских и смежных прав, незаконное пользование природными ресурсами и т. д. Однако пальма первенства принадлежит все же хищениям.

Законодательное регулирование ответственности за отмывание «грязных» денег необходимо прежде всего в интересах борьбы с организованной преступностью. Способы отмывания различны. Наиболее широко они используются в торговле наркотиками и оружием, мошенничестве, террористической деятельности, вымогательстве, проституции, торговле контрабандными и украденными товарами. Колоссальные средства, полученные от указанной запрещенной деятельности, преступники стремятся легализовать, придать им видимость легитимной прибыли. Наличные деньги могут превратиться в другие ценности, например, во вклады в банки, в недвижимость (затем недвижимость продается и средства, полученные от продажи, становятся легальными).

Следует признать порочной практику некоторых органов предварительного следствия, которые часто исходят из того, что лицо (лица), добывшее деньги или иное имущество посредством совершения хищения в различных формах (статьи 158-162 УК РФ), а затем сбывшее похищенное, во всех без исключения случаях наряду с хищением несет ответственность по ст. 174 УК РФ.

Поверхностный подход органов предварительного расследования к определению признаков преступлений, предусмотренных ст. 174 УК РФ, приводит к вынесению судами оправдательных приговоров. При этом суды отмечают, что действия подсудимых, совершивших, скажем, хищения и использующих похищенное в своих личных целях без осуществления каких-либо действий, направленных на придание легитимности похищенному, охватываются основным составом преступления (хищением), поэтому дополнительная квалификация по ст. 174 УК РФ не требуется.

Определенные сложности у оперативных и следственных работников при квалификации деяний по ст. 174 УК РФ вызывает используемая в этой статье терминология, не характерная для уголовного права и недостаточно раскрытая в данной норме. Трудности возникают в связи с использованием таких понятий, как «финансовые операции», «другие сделки», «приобретение денежных средств или иного имущества заведомо преступным путем», «иная экономическая деятельность», «крупный размер».

Возбуждение большинства уголовных дел по ст. 174 УК РФ стало возможным из-за того, что в диспозиции данной нормы не содержится никаких указаний о размерах финансовых операций, за которые наступала бы ответственность при легализации денежных средств и имущества, добытых незаконным путем. Размер финансовых операций и сделок определяется лишь приблизительно.

Данный пробел в уголовном законодательстве затрудняет практику применения ст. 174 УК РФ. Согласно положениям этой статьи не исключается возможность привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших легализацию незаконных доходов, сумма которых превысила 1 МРОТ (мелкое хищение - ст. 7.27 КоАП РФ). Отсутствие четкого суммарного критерия легализации приводит к различным толкованиям размера финансовых операций при легализации незаконно приобретенного имущества и к необоснованному возбуждению уголовных дел. Размер финансовой операции или имущественной сделки по уголовным делам данной категории, как правило, следователи определяют исходя из ущерба, причиненного преступлением, а не количеством легализованных средств.

В настоящее время, руководствуясь нормами уголовного законодательства, предусматривающими размер ущерба в экономических преступлениях, превышение которого влечет уголовное преследование, и исходя из целей введения законодателем в УК РФ данного состава преступления, целесообразно, на наш взгляд, установить конкретные размеры финансовых операций и сделок с незаконными доходами, проведя трехступенчатую градацию: простой состав - свыше 200 тыс. руб., квалифицированный состав - свыше 500 тыс. руб. и особо квалифицированный состав - свыше 1 млн руб.

Четкий конкретный размер, определяющий подобные операции (сделки) с незаконными доходами как уголовно наказуемые, приведет к единому толкованию и практике применения ст. 174 УК РФ.

Результаты анализа существующей правоприменительной практики приводят к выводам, подтверждающим, что принимаемые меры борьбы с экономическими преступлениями не отвечают реалиям сегодняшнего дня, когда преступления в сфере экономической деятельности всерьез угрожают устоям государства.

Разрешить проблему возможно путем усиления и ужесточения мер уголовного воздействия за экономические преступления. Однако многие нормы главы 22 УК РФ, по нашему мнению, обладают необоснованной либерализацией, не отвечают мировой практике и сложившейся криминальной ситуации в стране. В частности, ст. 174 УК РФ по характеру и степени общественной опасности не соответствует категории преступлений средней тяжести.

Большинство практиков, не согласных с действующей нормой в связи с ее пробельностью и разноречивостью, предлагают провести законодательное усовершенствование статьи, раскрыв ее основные признаки и понятия. Государственная дума приняла Федеральный закон от 07.08.2001 № 121-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем”». Этим законом была введена в уголовное законодательство ст. 174.1 и изменена редакция ст. 174, но признаки новых составов преступлений, по нашему мнению, еще более казуистичны, что однозначно затруднит применение принятых норм и ослабит, а не усилит, как это было задумано законодателем, борьбу с рассматриваемым явлением.

Борьба с легализацией преступных доходов - это составная часть борьбы с международной организованной преступностью. Поскольку перемещение и размещение средств организованных преступных структур за рубеж является обязательным условием их отмывания, то для успешного противодействия данному виду преступности необходимо международное сотрудничество. Противодействие криминальным группировкам в процессе расследования случаев легализации преступных доходов - вот наиболее эффективный способ борьбы с ними, поскольку именно так подрывается материальная основа их функционирования. Для России, США и других стран отмывание денег связано в основном с перемещением их за рубеж с использованием оффшорных банков и компаний. Способы отмывания при этом практически не отличаются друг от друга.

По мнению аналитиков, процесс отмывания денег состоит из трех этапов. На первом этапе происходит размещение незаконных доходов в финансовых институтах (этап размещения). Второй этап заключается в проведении финансовых операций, цель которых - сокрытие преступного происхождения доходов (этап преобразования). На третьем этапе «очищенный» капитал возвращается преступнику в виде денежных средств, имущества или имущественных прав (этап консолидации). Классические схемы отмывания денег включают в себя операции с наличностью, злоупотребление услугами банковских и других финансовых институтов, операции с дорогостоящим движимым и недвижимым имуществом, азартные игры. В последние годы широкое распространение получили схемы с вовлечением оффшорных финансовых компаний, сети Интернет, кредитных карт, небанковских («альтернативных») систем перевода денежных средств и международной торговли товарами и услугами.

Суть процесса отмывания денег затрагивает важные вопросы, связанные с взысканием налогов. По мнению зарубежных специалистов, до тех пор пока существует возможность наживать деньги незаконными способами, преступники будут стараться скрыть их от тщательной проверки органами власти, в том числе налоговыми органами. После завершения отмывания денег необходимость в этом отпадает. Несмотря на то что при уклонении от уплаты налогов и при отмывании денег используются схожие методы и эти процессы могут быть взаимодополняющими, важно понимать, что по своему действию они совершенно разные. В целом при уклонении от уплаты налогов либо скрывается само существование законно полученного дохода (например, если он поступает в виде наличности), либо маскируется его характер (путем оформления таким образом, чтобы доход попал в категорию, не подлежащую налогообложению). В обоих случаях законный доход превращается в незаконный. При отмывании денег происходит обратное: незаконно полученному доходу придается видимость законного. Кроме того, уклонение от уплаты налогов и отмывание денег совершенно по-разному сказываются на финансовом положении страны.

Международный опыт показывает, что регулирующие органы должны располагать достаточно широкими полномочиями для осуществления контроля финансовых институтов, для сбора и передачи информации о подозрительных сделках. Практика также показывает, что эффективность борьбы с отмыванием денег тесно связана с возможностью доступа регуляторов к необходимой информации даже при наличии в законе положений о коммерческой и банковской тайне. Обязательным условием в этом случае должно быть соблюдение регуляторами требований конфиденциальности полученной информации.

По мнению специалистов Интерпол/ФОПАК, отмывание денег определяется как любое действие или покушение, предпринимаемое с целью сокрытия или маскировки подлинного характера незаконно полученных доходов таким образом, чтобы эти доходы выглядели как происходящие из законных источников. Американские специалисты отмечают, что термин «отмывание денег» включает в себя различные методы, при помощи которых преступники маскируют источник, происхождение и права собственности применительно к незаконно полученным деньгам посредством участия в сделках, которые позволяют этим деньгам выглядеть так, как будто они получены из законного источника.

Неприменение государством правовых мер для противодействия легализации незаконно полученных доходов способствует криминализации экономических связей (по некоторым данным, в настоящее время под контролем преступных формирований находится около 70% банков страны), в хозяйственную жизнь проникают нравы преступного мира, что угрожает государственной безопасности Российской Федерации. В странах, где есть большой опыт борьбы с организованной преступностью, разработана эффективная система мер противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Прежде всего ищут и отсекают деньги преступной организации, которые составляют финансовую основу ее деятельности, отмываются и идут на воспроизводство преступного бизнеса. Именно поэтому исключение возможности распоряжаться полученными таким образом доходами становится одним из методов предупреждения и пресечения корыстных правонарушений, разрушения финансовой базы организованной преступности, а также способствует оздоровлению экономики.

Библиография

1 См.: Коротков А., Завидов Ф., Попов И. Преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях // Право и экономика. 2000. № 7. С. 57.

2 См.: Лазутин А.Ю. Отмывание денег: традиционные формы, современные тенденции. Интерпол // Информационно-аналитический бюллетень национального центрального бюро Интерпола в России. Вып. 2 (28)/2004. С. 17.

3 Более подробно о способах отмывания денег в США см.: Кузнецова Н.Ф., Багаудшова С.К. Контроль над легализацией преступных доходов США / Вестник МГУ. Сер. 11, Право. 1997. № 6.

4 См.: Борьба с отмыванием денег: Международный опыт и уроки для России. Аналитические материалы / Сб. ФСНП России. - М., 2005. С. 66-68.

5 См.: Финансовые убежища, банковская тайна и отмывание денег // Информационный бюллетень по вопросам предупреждения преступности и уголовного правосудия. - ООН, Нью-Йорк, 2003. № 34-35. C. 6-7.

6 См.: Борьба с отмыванием денег. Указ. изд. С. 73-74.

7 См.: Оперативная сводка о деятельности по отмыванию денег в Российской Федерации Интерпол/ФОПАК: Американская ассоциация юристов. Министерство юстиции США. Совместный проект по оказанию содействия реформе уголовной юстиции // Подборка сравнительно-правовых материалов по вопросам борьбы с экономическими преступлениями. - Тамбов, 2005. С. 166.

8 Джозеф А., Бекнер Б., Бекнер М. Уголовное преследование за «отмывание денег» в США: Американская ассоциация юристов. Министерство юстиции США. Совместный проект по оказанию содействия реформе уголовной юстиции // Подборка сравнительно-правовых материалов по вопросам борьбы с экономическими преступлениями. Указ. изд. С. 201-203.

Поделитесь статьей с коллегами:


Просмотров