Основные принципы системы государственной службы. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие, система и виды

Законодатель не дает определения принципов ГС, но дает их перечисление в нормативных актах. Принципы государственной службы устанавливаются ради устойчивого регулирования деятельности ОГВ, ГС и т.д. Принципы государственной службы – основополагающие идеи и установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач, функций государственных органов, полномочий ГС, действующих в системе ОГВ и в системе ГС.

Значение принципов в том, что они должны объективно отражать сущность ГС, ее наиболее важные черти, они устанавливают наиболее важные закономерности в системе организации и функционирования ГС, отражая объективные связи, возникающие в системе государственно-служебных отношений. Отсутствие принципов влечет появление элементов произвола, бюрократизма, неорганизованности. Принципы отражают активное и динамичное начало, поскольку они обусловливают определяемую законодателем модель ГС. Формулировка и установление законодателями принципов ГС зависят от избранной модели ГС, от адекватности понимания внутренних закономерностей общественных отношений и правового регулирования.

Принципы закрепляются в ряде НПА, главные – о системе ГС РФ и о ГГС РФ

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О системе государственной службы РФ» основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

1) федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы);

2) законность;

3) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

4) равный доступ граждан к государственной службе;

5) единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

6) взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

7) открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

8) профессионализм и компетентность государственных служащих;

9) защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

2. Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.


Принципы можно выделить на конституционные – обусловленные КРФ, организационные – отражающие механизм построения и функционирования ГС, государственного аппарата и его звеньев, разделения управленческого труда, обеспечения эффективной административной деятельности в государственных органах. ФЗ «О системе ГС» устанавливает основные принципы построения и функционирования системы ГС. Можно выделить также основные и иные принципы ГС (ФЗ устанавливает основные, можно выделить иные.)

ФЗ «О ГГС» выделяет принципы ГГС – приоритет ПСЧГ, единство правовых и организационных основ службы РФ и субъектов, равный доступ граждан, владеющих русским, к службе, профессионализм и компетентность госслужащих, стабильность гражданской службе, доступность информации о ней, взаимодействие с общественными организациями и гражданами, защищенность служащих от неправомерного вмешательства в их деятельность.

Конституционные принципы ГС:

1. Принцип верховенства КРФ и ФЗ над иными актами, должностными инструкциями ГС – принцип законности, в т.ч принцип верности государству и принцип доверия со стороны иных субъектов.

2. Принцип приоритета ПСЧГ, их непосредственного действия, обязательность их признания, соблюдения и защиты.

3. Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ. – принцип Федерализма.

4. Принцип разделения властей.

5. Принцип равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.

6. Принцип внепартийности государственной службы, отделения религиозных объединений от государства.

Организационно-функциональные принципы:

1. Принцип обязательности для служащих решений, принятых вышестоящими органами и руководителями в пределах полномочий в соответствии с законодательством РФ. – подконтрольности и подотчетности.

2. Принцип единства основных требований, предъявляемых к госслужбе. – правовых и организационных основ, требований к служащему

3. Принцип профессионализма и компетентности служащих

4. Принцип гласности в осуществлении службы

5. Принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей.

6. Принцип стабильности службы.

7. Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы

8. Принцип защиты государственных служащих от вмешательства неправомерного в их профессиональную служебную деятельность.

9. Принцип социально-правовой защиты

Арсенал средств и инструментов государственного (муниципального) управления включает многообразие принципов управленческой деятельности, синтезирующих действие социальных закономерностей и конкретные подходы к их реализации на практике. Термин «принцип» (лат. principium - «основа», «начало») означает основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т.д.; руководящую идею, правило деятельности.

Как отмечает В.В. Черепанов, принципы государственной службы - это основные идеи, исходные положения о ее построении, организации и функционировании, выдвинутые в результате научного обобщения практики государственной службы и устанавливающие основные правила административного управления. Они составляют основу формирования и дальнейшего развития государственной службы всех ее уровней, видов и ветвей власти.

Основное значение принципов государственной службы состоит в том, что они определяют правовое и организационное содержание, построение и функционирование государственной службы, устанавливают важнейшие связи в данном механизме государственного управления. Имея субъективную природу (они сформулированы людьми), принципы объективны по своему содержанию, поскольку отражают объективные связи, тенденции и закономерности в сфере административной деятельности .

При классификации принципов государственной службы в научных целях обычно выделяют три их вида: общие (конституционные); ор- ганизационные (специальные); технологические (профессиональные). В конституционных принципах государственной службы находят свое отражение закрепленные в Конституции РФ принципы организации и деятельности государства и его органов. Организационные (специальные ) принципы отражают механизм построения и функционирования государственного аппарата и его звеньев. Технологические (профессиональные ) принципы касаются механизма и процедур прохождения государственной службы, служебной деятельности и поведения чиновников.

Каждый принцип отражает, таким образом, лишь какую-то одну связь-отношение, присущую государственной службе. Но в целом, будучи органически взаимосвязанными и взаимообусловленными, они определяют организацию и функционирование государственной службы как системы.

Законом № 58-ФЗ (ч. 1 ст. 3) нормативно закреплены следующие принципы построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации:

я федерализм;

  • ? законность;
  • ? приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
  • ? равный доступ граждан к государственной службе;
  • ? единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
  • ? взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
  • ? открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
  • ? профессионализм и компетентность государственных служащих;
  • ? защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц".

Обстоятельный содержательный анализ принципов построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации проведен Д.М. Овсянко, а также В.В. Черепановым и рядом других авторов.

Принцип федерализма обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Принцип законности означает, что исполнительные органы и должностные лица при осуществлении своих задач и функций обязаны строго соблюдать законы и иные нормативные правовые акты о государственной службе. Этот принцип отражает требования ст. 4 Конституции РФ о том, что Конституция страны и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, а все остальные нормативные правовые акты, в том числе по вопросам государственной службы, должны соответствовать Конституции.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина , их непосредственного действия, обязательности их признания, соблюдения и защиты обусловлен тем, что в правовом государстве права личности являются высшей ценностью, а все государственные служащие несут предусмотренную законодательством России ответственность за деяния, нарушающие права и законные интересы граждан. Гражданин должен быть надежно защищен от «усмотрений» органов государства и его работников.

Принцип равного доступа граждан к государственной службе закреплен в ст. 32 Конституции РФ, что соответствует ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. Его сущность заключается в том, что при приеме на государственную службу не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъекта РФ, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Наряду с этим, возможность доступа к государственной службе обусловлена требованиями, установленными федеральным законом о виде государственной службы.

Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, что является залогом эффективности государственной службы, ее способности решать сложнейшие задачи регионального и общенационального социально-экономического развития в условиях федеративного государства.

Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы получил свое отражение в законодательном закреплении единства основных квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы и должностей муниципальной службы, требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, а также соотносимости основных условий оплаты служебной деятельности, социальных гарантий и пенсионного обеспечения.

Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих является важной предпосылкой эффективного функционирования государственной службы. При этом ст. 15 Конституции РФ установлено, что законы подлежат обязательному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Обеспечение доступности граждан к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - важнейшее направление проводимой в России административной реформы.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих имеет первостепенное значение при отборе кандидатов для замещения должностей государственной службы. Высокий уровень профессионализма и профессиональной компетентности является необходимым условием результативного и эффективного выполнения каждым государственным служащим его обязанностей по замещаемой должности, что учитывается при формировании кадрового резерва и решении вопросов должностного продвижения служащих. Значение профессионализма и компетентности государственных служащих особо возрастает в период проведения глубоких экономических и политических реформ, решения задачи кардинального повышения эффективности государственного управления в современной России.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Принципы государственной службы - это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующие в системе государственной власти и, в частности, в системе государственной службы.

Принципы современной государственной службы закрепляются в Федеральном законе «Об основах государственной службы РФ» и в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации».

При классификации принципов государственной службы, как и при изучении принципов государственного управления, целесообразно выделять конституционные и организационные принципы. Конституционные принципы обусловлены положениями Конституции РФ, которые конкретизируются в соответствующих законодательных актах. Организационные принципы отражают механизм построения и функционирования государственной службы, государственного аппарата и его звеньев, разделения управленческого труда, обеспечения эффективной административной деятельности в государственных органах.

Еще одной особенностью правового установления принципов государственной службы является наличие основных и иных (других) принципов государственной службы. Статья 3 Федерального закона «О системе государственной службы РФ» регламентирует лишь основные принципы, указывая при этом, что федеральные законы о видах государственной службы могут предусматривать также другие принципы построения и функционирования государственной службы, которые будут учитывать их особенности. Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы.

Укажем конституционные принципы государственной службы.

1. Принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами.

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия; обязательность их признания, соблюдения и защиты.

3. Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ.

4. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

5. Принцип равного доступа граждан к гос. службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.

6. Принцип внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства.

Укажем организационные принципы государственной службы.

1. Принцип подконтрольности и подотчетности гос. органов и деятельности гос. служащих.

2. Принцип единства основных требований, предъявляемых к гос. службе.

3. Принцип профессионализма и компетентности гос. служащих.

4. Принцип гласности в осуществлении государственной службы.

5. Принцип ответственности гос. служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

6. Принцип стабильности кадров гос. служащих в гос. органах.

7. Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы.

8. Принцип защиты гос. служащих от неправомерного вмешательства в их служебную деятельность как гос. органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

  • федерализм,
  • законность;
    приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
  • равный доступ граждан к государственной службе;
  • единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
  • взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
  • открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
  • профессионализм и компетентность государственных служащих;
  • защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

43.Управление государственной службой.

В процессе формирования государственной службы и дальнейшего развития ее системы актуализируется вопрос об управлении государственной службой Управление государственной службой можно рассматривать с двух сторон: 1) как организующую деятельность, имеющую определенное административное содержание и особый предмет и осуществляемую в установленных организационно-правовых формах; 2) как деятельность специально созданных государственных органов Управление государственной службой осуществляется с целью обеспечения деятельности государственных служащих в государственных органах, проведения единой государственной кадровой политики, создания гарантий функционирования государственных органов в соответствии с публичными интересами на базе принципов, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, уставами (конституциями) субъектов РФ. Управление государственной службой характеризуется признаками, такими как: " практическая деятельность по определению основных направлений развития и реального функционирования всех элементов правового института государственной службы; " функция государственных органов, которая осуществляется в определенных организационно-правовых формах и реализуется специально созданными государственными органами; " основной целью управления является удовлетворение интересов государства и публичных интересов в целом; " управление основывается на принципах законности, гласности, подчиненности вышестоящим государственным органам и должностным лицам нижестоящих государственных органов и государственных служащих, единства основных требований, предъявляемых к государственной службе, стабильности государственной службы. Федеральный закон "Об основах государственной службы РФ" устанавливает трехзвенную систему специальных управленческих органов, осуществляющих деятельность по координации работы и решению задач государственной службы, которые определены в законодательных актах Федерации и ее субъектов, и по обеспечению эффективности государственной службы. Система органов управления государственной службой включает: Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ в качестве федерального органа, органы по вопросам государственной службы субъектов РФ, кадровую службу государственного органа. Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ осуществляет координацию деятельности по реализации задач, вытекающих из Федерального закона "Об основах государственной службы РФ". Он включает: от Президента РФ шесть человек, от Совета Федерации Федерального Собрания РФ три человека, от Государственной Думы Федерального Собрания РФ три человека, от Правительства РФ шесть человек; от Конституционного суда РФ два человека, от Верховного суда РФ два человека, от Высшего арбитражного суда РФ два человека.



44. Понятие, содержание, структура и виды организационной культуры в государственных органах. Законность в государственном управлении.

Организационная культура – это убеждения, нормы поведения, установки и ценности, которые являются теми неписанными правилами, определяющими как должны работать и вести себя люди в данной организации.

Организационная культура включает не только глобальные нормы и правила, но и текущий регламент деятельности. Она может иметь свои особенности, в зависимости от рода деятельности, формы собственности, занимаемого положения на рынке или в обществе. В этом контексте можно говорить о существовании бюрократической, предпринимательской, органической и других организационных культур, а также об организационной культуре в определенных сферах деятельности, например, при работе с клиентами, персоналом и прочее.

Выделяется три ее уровня: поверхностный, внутренний и глубинный. Поверхностного уровень включает такие внешние организационные характеристики, как продукция или услуги, оказываемые организацией, используемая технология, архитектура производственных помещений и офисов, наблюдаемое поведение работников, формальное языковое общение, лозунги и т.п. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах организационной культуры.

НА 2 уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Исследователи часто ограничиваются этим уровнем, так как на следующем уровне возникают почти непреодолимые сложности.

3-й, глубинный уровень включает базовые предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Среди этих принимаемых на веру скрытых предположений, направляющих поведение людей в организации, выделяются отношение к бытию в целом, восприятие времени и пространства, общее отношение к человеку и работе.

Организационная культура любой административной организации всегда отличается конкретными особенностями. В зависимости от многих объективных и субъективных факторов, можно выделить следующие типы организационной культуры.
1. исторические типы организационной культуры, демонстрирующие влияние преобладающих в обществе в определенный исторический период норм и ценностей на деятельность государственных служащих.
2, национальные типы организационной культуры, в которых доминируют принципы организации общественной жизни отдельных стран, например, японский, американский, голландский опыт.
3., типы, выделенные голландским исследователем Г.Гофштеде, который сформулировал четыре модели организационной культуры по следующим основаниям: дистанция власти, индивидуализм - коллективизм, стремление к избежанию неопределенности, мужественность - женственность.

Цель деятельности по обеспечению законности и дисциплины заключаются в недопущение в деятельности органов исполнительной власти нарушений тех требований и предписаний, которые закреплены в действующих законах и подзаконных актах. В своевременное и оперативное выявление нарушений, их пресечение и устранение. В установление причин и условий, способствующих нарушениям в деятельности органов исполнительной власти. В привлечение к соответствующей ответственности виновных в нарушении законности и дисциплины. В разработке и принятию мер, направленных на устранение причин и условий способствующих нарушению законности и дисциплины.

Обеспечению законности в России служит система определенных гарантий. Существуют экономические, политические, организационные, юридические и общественные гарантии. На них опирается деятельность всех субъектов административного права в процессе реализации исполнительной власти. Обеспечение законности возлагается на различные органы как в качестве их основной деятельности (суды, прокуратуру, государственные инспекции и др.)1, так и в качестве дополнительной функции. Многочисленную группу субъектов права составляют органы исполнительной власти, администрация государственных объединений, предприятий, учреждений и организаций. Они не только применяют законы и подзаконные акты, но и сами издают большое число правовых актов, которые должны правильно отражать жизненные потребности и, что чрезвычайно важно, быть законными.

45. Понятие качества, эффекта и эффективности государственного управления.

Качество государственного управления обозначает степень соответствия деятельности государственных служащих ключевым ценностям государственного управления. Понятие «ключевых ценностей» принимает разное значение в зависимости от того, какой подход к государственному управлению (правовой, политический или менеджеристский) используется для оценки деятельности государственных служащих.

Эффективность Гос.службы можно трактовать как видимые результаты работы гос.аппарата по защите и выполнению интересов граждан государтва интересов самого гос-ва.понятий эффективности гос.службы несколько,т.к не сущ-т единого опр-я.Эффективность го.аппарата рассм-ся ещё и как рациональное использование природных ресурсов гос-ва,своевременное и верное решение нац.проблем.Существование гос.управления возможно только с помощью аппарата чиновников,деятельностью которых и опр-ся эффективность работы всего гос.аппарата.Положитель-я эффективность гос управл-я будет проявляться в случае подконтрольности гос.аппарата обществу.

Эффективность гос.аппарата чаще всего характер-ся такими кретериями как

1.средняя продолжительность жизни населения гос-ва

2.средний образовательный уровень насел-я

3.средний уровень доходов и расходов на одного человека с учётом всех стандартов межнац-х договоров

4.средний уровень производительности труда

5.изменение показателей ВВП,нац.богатства в соотношении к мировым показателям

46.Становление в россии админ-командной системы управл-я

Административно-командная (или командно-административная) система - термин, введённый для обозначения способа организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности; использование внеэкономических, идеологических методов управления; господство партийно-государственной бюрократии при отсутствии реальной экономической свободы и подлинной демократии.

В 20-30г завершилось становление тоталитарного режима и административно-командной системы управления, обеспечивавшей решение утопической задачи построения социализма в кратчайшие сроки. Характерными чертами советской государственной модели являлись: единовластие ВКП (б) как правящей партии и общеобязательность коммунистической идеологии, режим личной власти И.В. Сталина и культ личности вождя, подмена партийными органами государственных органов, полное огосударствление экономики, командно-репрессивные методы управления, широкое применение государственного принуждения и внесудебных репрессий.

Формально высшая власть принадлежала Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК, однако, вопреки Конституции и другим законодательным актам реальная власть сосредоточилась в партийном аппарате. Высшие органы ВКП (б) – Политбюро, Оргбюро и Секретариат ЦК рассматривали на своих заседаниях не только важнейшие политические проблемы, но и в текущие вопросы управления страной. Партийные решения фактически приобрели характер нормативных актов и воспринимались государственными органами как обязательные для исполнения. Партийные инстанции формировали персональный состав органов власти и управления. Для этого использовались так называемые номенклатурные списки – перечни различных должностей, которые замещались исключительно по рекомендации партийных органов. Для советской номенклатуры – партийных работников и чиновников различных управленческих уровней – устанавливались особые нормы снабжения продовольствием, обеспечения жилплощадью, оплаты труда.

В конце 20-х – 30-е гг. в ВКП(б) свертывается внутрипартийная демократия, последовательно устраняются,происходит жесткая централизация управленческого процесса во всех сферах жизнедеятельности общества, а в первую очередь – в экономике. Управленческий аппарат начал строиться по отраслевому принципу, что привело к созданию дополнительных звеньев управления (новых наркоматов, главных управлений), увеличению числа чиновников.

Централизация управления и плановая экономика привели к перестройке кредитной системы. В 1927 г. были запрещены частные кредитные организации, а в 1930 г. – система коммерческого кредитования. Кредиты стали выдаваться по целевому назначению исключительно Госбанком. Все расчеты между предприятиями проводились только через отделения Госбанка.

Проводится реорганизация правоохранительных органов. Расширяются функции милиции, растет ее численный состав. В 1933 г. была образована Прокуратура СССР, которая осуществляла надзор за соответствием всех постановлений центральных и местных органов власти и управления положениям Конституции, за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями, за законностью действий органов милиции, ОГПУ, а также поддерживала обвинения в суде. В 1934 г. создается общесоюзный Наркомат внутренних дел (НКВД), в состав которого вошли бывшее ОГПУ, Главное управление милиции, Главное управление исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ). Организационные структуры наркомата превратились в главное орудие политических репрессий в СССР.

Административное принуждение стало одним из основных методов «социалистического строительства». С особой силой это проявилось в аграрном секторе экономики. В начале 30-х гг. проводится сплошная коллективизация (насильственное объединение крестьян в коллективные хозяйства – колхозы), раскулачивание наиболее крепких крестьянских хозяйств, физическая ликвидация и высылка в спецпоселения на востоке страны неблагонадежных крестьян. Жесткое администрирование было использовано и для полного вытеснения частных предприятий из сферы промышленности и торговли. В итоге XVII съезд ВКП (б) в 1934 г. заявил о победе социализма в СССР.

47. Классификация и систематизация принципов государственного управления.

Принципы управления - это наиболее общие положения правила, в соответствии с которыми осуществляется управленческая деятельность.

В числе общих принципов управления социальными системами

обычно называют: иерархичность; контроль; необходимость

разнообразия между объектом и субъектом управления; системность;

управление по целям; эффективность, плановость, оперативность,

объективность, конкретность, оптимальность, разделение труда,

выделение главных задач.

В отечественной и зарубежной науке существуют различные подходы к классификации и систематизации принципов управления. С учетом специфики государственного управления можно выделить следующие подсистемы (блоки) принципов управления: общие (общесистемные), организационно-технологические, частные. Первые раскрывают содержательную и общецелевую направленность управления, вторые – ее организационную и технологическую стороны, третьи касаются главным образом непосредственного руководства деятельностью людей, участников управленческого процесса и исполнителей Д.П. Зеркин и В.Г. Игнатов выделяют следующие

общесистемные принципы государственного управления:

1) общеметодологические принципы, сформулированные на основе познания общих законов социального и государственного управления, закрепленные в политических и правовых нормах, или применяемые в качестве научно-практических рекомендаций; они определяют содержание государственного управления;

2) организационные системно-структурно-функциональные принципы, закрепленные нормативно;

3) принципы разработки, принятия и исполнения решений, в большинстве своем предусмотренные законодательством;

4) принципы управления отдельными сферами общественной жизни: политической, экономической, социальной, культурной

К общеметодологическим принципам относятся следующие.

1. Принцип объективности

2 Принцип экономии энтропии.

3. Принцип наименьшего действия.

4. универсальным принципом является высшая целесообразность действия управляющего субъекта.

Государственное управление - не всеохватывающая деятельность. Его сфера ограничена самоорганизацией гражданского общества.

Из объективной необходимости сочетания управления ссамоорганизацией общественной системы вытекает принцип

1.ограниченной рациональности

2. Принцип обратной связи.

3. Принцип демократизма

4.Принцип законности

48. Современная модель конституционного закрепления основ

федеративного устройства.

Федеративное устройство России представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и других законодательных актов политическое устройство наций и народностей на основе их самоопределения (Глава 3 Конституции РФ).

Российская Федерация имеет сложную систему государственного устройства, сочетающую федерализм, унитаризм и автономию. В ее составе: 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 8 автономных округов - всего 86 субъектов Федерации.

Конституционные основы федеративного устройства России включают в свое содержание: закрепление суверенитета и распространение его на всю территорию Российской Федерации; верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории РФ, целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации; установление субъектного состава Федерации; закрепление в качестве основы федеративного устройства России ее государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и субъектов; равноправие и самоопределение народов; равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; единство и равенство федерального гражданства.

Эти положения главы 1 Конституции РФ, регулирующие вопросы федеративного устройства, входят в содержание основ конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке установленном Конституцией РФ.

Более детально конституционные основы национально государственного устройства России установлены в главе 3 Конституции РФ "Федеративное устройство". В нормах этой главы закрепляется: состав субъектов Российской Федерации; порядок принятия в Федерацию и образования новых субъектов; основы статуса каждого из видов субъекта; порядок изменения статуса субъекта;

вопросы территории и порядок изменения границ между субъектами Федерации; государственный язык и право республик на установление своего государственного языка; гарантии прав коренных малочисленных народов;

государственная символика Российской Федерации;

предмет ведения Российской Федерации; предмет совместного ведения и ее субъектов; порядок действия федеральных законов по предметам ведения и вне их предела, верховенство федеральных законов; основы формирования системы органов государственной власти субъектов; основы деятельности федеральных органов исполнительной власти на территориях субъектов; право Российской Федерации на участие в межгосударственных объединениях.

Анализируя конституционные основы федеративного устройства России, следует отметить, что общественные отношения в этой сфере во многом регулируются положениями Федеративного договора 1992 г. По своему содержанию Федеративный договор состоит из "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации" от 31 марта 1992 г.; "Протокола к Федеративному договору"; "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации” и Протокола к нему от 31 марта 1992 г.; "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации" от 31 марта 1992 г.

Конституция РФ 1993 года, по существу, подтвердила конституционный характер и действие Федеративного договора, хотя и не включила его в содержание Конституции. Не отменяя Федеративный договор, статья 1 раздела второго Конституции РФ устанавливает, что в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ.

Принципы федеративного устройства Российской Федерации представляют собой руководящие начала, основополагающие идеи, закрепленные в Конституции РФ, Федеративном договоре и других актах конституционного права. Эти принципы нашли свое конституционное воплощение в государственном устройстве многонациональной Росси.

49. административный регламент - это письменное (или зафиксированное в другой форме) определение правил исполнения административной службы. Наиболее важным является тот факт, что правила работ, выполнения каких-либо действий существуют не в виде личного опыта исполнителей, а в форме письменных уложений. Административные регламенты - мощный инструмент государственного управления, с помощью которого можно минимизировать многие факторы, порождающие низкую эффективность исполнения государственных функций: включение в компетенцию исполнительных органов государственной власти избыточных государственных функций; неопределенность показателей результативности исполнения государственных функций; неоправданно высокую долю дискреционных полномочий; чрезмерную и иногда намеренную усложненность административных процедур; их закрытость, непрозрачность для гражданского общества и потребителей государственных услуг; отсутствие четких критериев и механизмов оперативного внутреннего контроля административной деятельности.

51. Сущность и принципы государственной гражданской службы

Российской Федерации

Отличия должности гос службы от гос должностей: лица, находящиеся на гос должности осущ свои полномочия, представляя самого себя. Гос служащий представляет тот орган, в котором он работает. Лицо, замещающее гос должность, нормативно обеспечен законодательными актами. У гос служащих законы есть, но они общие. Значимость лиц, замещающих гос должности, индивидуализирована. Гос служащие обеспечивают функционирование лиц, замещ гос дожности. Гос служащий – тот, кто может применять принуждение.

Гос служба позволяет функционировать государству. ФЗ *О системе госслужбы РФ*. Этот ФЗ является базовым, он регулирует гос. службу, основу и принципы гос службы. Строится на нем. Включая и подзаконные акты. Основы взаимодействия (между ними, между ним и органов). Госслжба институт административного права, но не трудовым правом.

Государственная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан рф, осуществляемая на основе специальных навыков и знаний по обеспечению полномочий: рф, федеральных органов гос власти и иных федеральных органов, полномочия субъектов рф, органов исполнительной власти субъектов РФ. Полномочия лиц замещаемых конституцией и иным законодательством, лица замещ должности по уставу и конст субъектов(здесь о госслужащих речь не идет) госслужащие это не гос. должностные лица (президент, судейский корпус, депутатский корпус, правительство, прокуратура), госслужащие – например, о прокуратуре, о судах, о депутатах и т.д. РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗНОЕ. Госслужащие обеспечивают их деятельность



Что такое система госслужбы? 3 вида госслужбы.

1 – государственная гражданская служба (2 уровня) – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению полномочий РФ или субъекта, а также по обеспечению полномочий лиц замещающих государственные должности на федеральном уровне или субъекта. Гос служащими м.б. только граждане.

На федеральном

На уровне субъектов

2 – военная служба – призыву или контракту. Специализированные полномочия. Есть они в уставе. М.б. не гр-не, р-не др гос-в или лица без гр-ва по контракту с ограничениями – легкий путь приобретения гражданства.

3 - правоохранительная (нет закона о ней)

Принципы :

1) Конституционные.

приоритет прав личности человека и гражданина, единство правовых и организационных основ федеральной службы и службы субъектов, равные условия доступа к государственной гражданской службе и равные условия ее прохождения, от пола, расы, национальности и т.д., ограничение – здоровье, нужен определенный уровень, компетентность (знание вопроса, которым ведаешь. Компетентность – совокупность прав и обязанностей.

Госслужащие отличаются от рабочего, он воздействует на общественные отношения, в то время кАк рабочий воздействует на мат предметы.

2) ввластные полномочия от государства

3)информированность, доступность информации

4) взаимодействие с гражданами

5)Защищенность гос служащих от неправомерного воздействия

6) получают деньги из бюджета

7) доп. деятельность запрещена.

Должность – это объем полномочий. Должности (категории)подразделяются на руководителей, помощники (советники), специалистов и обеспечивающие специалисты.

Помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей; Специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий; обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности подраз на след группы: высшие должности гражданской службы; главные должности гражданской службы; ведущие должности гражданской службы; старшие должности гражданской службы; младшие должности гражданской службы.

Должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. Должности категории "специалисты" подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. Должности категории "обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Имеется реестр должностей федеральной гражданской службы, утвержден указом (президента на фед уровне, губернатора, главы администрации – на уровне субъектов). Наличие классных чинов. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена. Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы, присваивается классный чин гражданской службы - государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы ведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы старшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы младшей группы, присваивается классный чин государственной гражданской службы - секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Классный чин гражданской службы - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Президентом Российской Федерации. В федеральных органах исполнительной власти классный чин федеральной гражданской службы - государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Правительством Российской Федерации.

Квалификационные требования к должностям гражданской службы

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности. Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации, для гражданских служащих субъекта Российской Федерации - законом субъекта Российской Федерации. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего (далее - должностной регламент).

Постановление на гос службу:

Заключается контракт . Возрастной критерий. До 65 лет. Исключение разные советники и т.д. проводят испытание. Можно обжаловать в суд или вышестоящую инстанцию решение. Оплата труда, соц гарантии и т.д.

Аттестация – может быть уволен, переведен выше или ниже. Могут потребовать переквалификацию. Сокращение должностей. Могут реорганизовать. В течение 1 месяца публикуется акт. И решение в нем.

Некоторые права и обязанности : надлежащее техническое условие своей работы, на отдых, отпуск (оплачиваемый), основной и дополнительный, премии, медицинское страхование. Обязанности: соблюдение конституции и законов, права и свободы граждан и организаций, не разглашать гостайну, уровень квалификации, соблюдать ограничения с госслужбой, не нарушать запреты (недееспособный, под следствие, судимость не погашенную, оформить доступ к сведения о гостайне, болезнь, свойство или родство, ложные документы, предпринимательскую деятельность.

Дисциплина. Взыскание и поощрение

Поощрение (материальные, моральные и смешанные) и взыскание (дисциплинарное взыскание(не позднее 1 месяца со дня обнаружения)(обязательно письменное заявление) освобождение от замещаемой должности, увольнение). Имеется возможность проводить служебные проверки. Не позднее 1 месяца со дня его проведения можно дисциплинарную ответственность применять. Включает в себя: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соотвестсвии, освобождение от должности, увольнение.



Просмотров