Обязан ли гражданин рф указывать свою национальность. Право определять и указывать свою национальную принадлежность, право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества

Право определять и указывать свою национальную принадлежность. Статья 26 КРФ Статья 26

1.Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2.Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Право на выбор национальности чрезвычайно важно. Так ЕСПЧ выводит его к неприкосновенности частной жизни. Наша Конституция РФ также выводит это право, т.к. оно имеет чрезвычайно важное значение для человека. Человек как биологическое существо имеет право на жизнь, как социальное существо-достоинство личности. При умножении права на жизнь и достоинства личности – образуется независимость (свобода и личная неприкосновенность - с внутренней стороны и неприкосновенность частной жизни с внешней). Есть еще одна характеристика, определяющая взгляды человека. Так, вопросы крови всегда являлись самыми главными для человека. Национальность - объективная характеристика человека. Многие другие аспекты конституционных прав, они трактуются исходя из национальных традиций и особенностей.

Национальность - определенная этническая группа с особыми взглядами на жизнь, традициями, внутренними ценностями. Человек, родившийся в этнической группе, перенимает стереотипы поведения, считая его своими собственными (в некоторой степени они и есть его собственные). Это все переплетено, следовательно, можно сказать, что объективный признак.

Какой бы мультикультурной не была б Европа, но, тем не менее, многие нации сплоченные, а традиции сохраняются, поэтому многие конституционные права могут трактоваться по-разному, для одной национальности - нарушение права - может быть более болезненным, а для другой - менее болезненно.

В нашем обществе, в котором крепкие семейные связи, осуждается тот случай, если лицо бросает своих родственников, но может быть и такое общество, где это не так. Поэтому оценка, которую мы давали может быть более мягкой. Если люди считают, что что –то не входит в их частную жизнь и не должно входить, то и посягательство на это не будет причинять такого урона, как для других национальностей.

Каждый имеет право определять и указывать свою национальность.

1) Каждый вправе выбирать (указывать) - говорить всем свою национальность или не говорить, никто не может требовать вас сообщать это.

В СССР была графа «национальность». Необходимо было указывать свою национальность, а в случае указания другой национальности это расценивалось как сообщение недостоверных сведений, что приводило в определенного рода проблемам. Однако обязанность указания своей национальности, которое впоследствии влияет, например, на трудоустройство,- это дискриминация.



Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Независимо, следовательно, национальность не должна приниматься во внимание в отношении государства и людей. Если это принимается во внимание, то это дискриминационный подход к различным группам населения.

2) Определять национальность. Национальность - объективная категория (т.к. определяется от родителей) указание национальности - указание на общность.

Национальность - объективная характеристика личности, которая связана с достоинством личности. Когда есть возможность выбора. Какое имеет значение, если отношение к людям не имеет отношение к их национальности. Говоря о переселении из других государств на территорию СССР в советское время использовался институт соотечественничества, поэтому в сов время невозможны были конфликты на национальной почве благодаря этому. Однако парадокс в том, что в п.5 было предусмотрено обязательное указание национальности.

Поэтому в нашем многонациональном государстве не имеет значение национальность, к тому же невозможно точно определить национальность из-за смешения кровей. Иногда национальность может иметь значение, Например, гражданин обращается в КС о том, что нет в паспорте графы «национальность», а он ею гордится, но КС говорит, что все конституционно т.к. паспорт для других целей. Т.к. указание национальности - это частное право для частной жизни. Государство не мешает осуществлению этого права и позволяет выражать его различными способами.



Человеку должна быть дана возможность говорить о своей национальности, разрешено ее проявлять, т.к. это достоинство человека, он хочет защищать ее и проявлять, но государство не обязано предоставлять все эти возможности.

Право выбора образования очень часто связано не столько с национальностью, но и с

Требование образования на родном языке, вот это государство должно постараться обеспечить. Т.к. если не будет носителей языков, то культура и язык будут угасать. Например, пользование родным языком позволяет требовать переводчика в суде (не только иностранные граждане обладают этим правом, но и не знающие русский граждане РФ). Если человек не владеет русским языком, то он не может в достаточной степени участвовать в решении своей судьбы в суде. Также и в государственных органах: разговор с Вами будет вестись на том языке, каким владеете. Без языка затрудняется осуществление всех прав, т.к. необходимо общение на основе языка. Не может государство ввести только один язык. А полиция не имеет право требовать людей, говорящих на непонятном для ее сотрудников языке заставить их замолчать. Если человека в республике заставляют изучать язык этой республики. Например, Чеченская республика, вы будете обязаны изучать этот язык, т.к. проживаете в месте компактного проживания определенной национальности. Вы получаете образование в соответствии с утвержденной субъектом программой. В каждом субъекте, обладающим еще одним языком, помимо русского, вам будет необходимо использовать и этот язык в том числе.

Если в какой-то местности компактного проживания, в котором 50\50 используется язык федерации и субъекта, то какой из языков выбрать. Этот вопрос очень тонкий., связан с тем, что надо установить баланс между национальностями. Поэтому языковой выбор связан с крупными этносами (башкиры, татары). Закон говорит о том, что все языки, на которых говорят в РФ, могут изучаться в РФ.

Право на свободу передвижения.

Статья 27 Конституции:

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Свобода передвижения означает свободный выбор того, где находится, проживать в определенный момент времени. Это личное заградительное право. Т.к. этому праву может мешать осуществлению этого права. Государство не должно устанавливать ограничение этому праву. Например, супруги находятся в разных местах, и это им гарантировано конституцией.

В первую очередь это связано с государством, т.к. ему необходимо знать где и зачем находятся граждане (например, военная служба, избирательные функции). Если граждане перемещаются, как броуновское движение-то это очень сложно отследить их для государства. Поэтому в СССР появляется институт «прописки». Это значит право на проживание в определённом месте. В более строгие времена необходимо было получение выдать паспорт (например, колхозы). Без права проживать в определенном городе, нельзя было получить работу. Ограничение, вводимое пропиской, ограничивало все другие конституционные права, поэтому КС признал огромное число законов не соответствующими конституции. Вместо прописки в настоящее время появляется новый институт – «регистрация». Например, можно голосовать при наличии регистрации. Следовательно, БОМЖи лишались, например, права голосовать вследствие отсутствия регистрации, точнее не лишались, а просто не могли его осуществить. В этом смысле фактически нарушалось данное право, т.е. ст. 27 фактически ограничивала возможность голосовать. Теперь при предъявлении паспорта, можно проголосовать. В этом состоит и свобода передвижения - когда не ограничиваются права вследствие проживания в любом месте РФ. Свобода передвижения защищает и другие права, запрещая ограничения прав вследствие привязки к определенному месту.

Свобода избирать место жительства- возможность проживать в любом городе независимо от разрешения, а его регистрация последствие после приобретения жилой площади. Это чрезвычайно важное право было выстрадано нашим государством. Это право гарантируется каждому, кто законно находится на территории РФ.

Что значит законность? Нахождение на территории РФ граждан - законно. В соответствии с ч.2 ст.27 никто не может быть лишен права возврата на Родину (А.В. Ильин проводит здесь отождествление Родины и РФ).

Не может быть распространено на иностранцев и лиц б\гражданства. В отношении их может быть ограничено право свободы передвижения по территории РФ. Каждое государство может ограничить въезд граждан другого государства на свою территорию без объяснения причин. Это и есть суверенитет государства. Теперь гражданин РФ не может быть выслан, т.к. он не может быть лишен гражданство. Нельзя лишить гражданства. Ч.3 ст.6 КРФ

1.Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2.Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3.Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Бельгийские полицейские взяли наркоторговца. Он съел наркотик, но т.к. бельгийские полицейские вкалывают рвотное средство, то, изрыгнув наркотик, съеденный задержанным ранее, полицейские указали, что он сам предоставил им доказательства. Пожаловавшись в ЕСПЧ, наркоторговец получил ответ о том, что он был вынужден свидетельствовать против себя.

Речь идет об иностранных гражданах и лиц б\гражданства. Этим категориям можно получать визу на въезд и выезд. Бывает вид на жительство (разрешение на проживание) бывает рабочая виза (на проживание и труд). Если срок истекает, лицо подлежит высылке (реамнистии) из РФ. Сноуден, например, может ездить куда угодно по РФ вплоть до истечения срока действия документов (либо продление этих разрешений). Кроме того, разрешение на работу квотируется. Но на обычные визы оно, как правило, не распространяется. Данное права регулируется «Законом о порядке въезда и выезда в РФ» (это административное право)

По ч.1 ст.7 может быть ограничения на территории РФ, т.к. есть определенные местности, которые нельзя посещать (например, приграничные зоны, закрытые административные территориальные образования), но такой запрет может быть неконституционен. Не только для иностранных граждан, но и граждан РФ. Вход на юрфак только по карточкам- не ограничение ч.1 ст.27, т.к. это не публичное место. Частный сервитут-частные территории не обеспечивают осуществление права передвижения.

Ч.2 ст.27. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Очень важное право очень право свободно выезжать. Раньше вы должны были получать не только въезд, но и выезд визу. Теперь все могут беспрепятственно покидать РФ. Это право характеризует свободу. Тюрьма характеризует ограничение свободы, т.к. нет права выходить. Поэтому с этой точки зрения страну можно сравнить с тюрьмой, если нет права покидать страну. Все вопросы на таможне на выезде-противоправны. Чтобы лицо воспользовалось правом выезда, необходим загранпаспорт, кроме того он использоваться как механизм ограничения выезда. Может быть отказано в выезде из РФ – доступ к гостайне. Без загранпаспорта невозможно выехать за пределы РФ. Для всех служащих павоохранительных органов действует разрешительный режим - необходимо получение разрешение на паспорт, а потом разрешение на выезд.

ЗАДАЧА. Закон «Об исполнительном производстве» разрешает на полгода запретить выезд гражданам, которые имеют задолженность по решению суда. Часто граждане узнают об этом только на таможне.

Конституционно это или нет? Здесь выступают следующие права:

1) право на свободу передвижения

2) право на судебную защиту и исполнение судебного решения.

Где граница одного права, а где другого? Необходимо анализировать пропорциональность этих прав. В таком случае, надо смотреть с какой целью человек выезжает. Как запрет - неконституционен (т.к. он не дифференцирован). С одной стороны - личное право и его реальное ограничение. С другой- имущественные. Личные дороже, т.к. их границы менее поддаются сужению. Надо понимать, где границы этого права. Само по себе ограничение выезда. Здесь несоразразмерно. Дифференцировать из цели поездки - невозможно.

Другие способы ограничений. Самый распространенный запрет - если выезд с несовершеннолетним - необходимо соглашение обоих родителей. Если один из родителей отказывает, то получается, что один человек может запретить выезд другого человека, тем самым ограничивая его право на свободу передвижения. Здесь необходимо проверить по какой причине выезжает ребенок.

Что касается государственной тайны - лицо имеющее доступ к ней, то лицо не может без разрешения выезжать долгое время. В настоящее время необходимо получать разрешения. Этот запрет вводится в целях ограничения государственной безопасности.

Полковник генштаба судился об обеспечении жилого помещения в ЕСПЧ. Приходит он в генштаб дать разрешение на выезд в Страсбург. Начальник генштаба отвечает, что нашего полковника самый высокий доступ, значит, ему нельзя выезжать 25 лет. Далее полковник опять обращается в ЕСПЧ, т.к. запрет на выезд на заседание. Вместо того, чтобы его пустить полковника, генштаб говорит, что он не выездной. ЕСПЧ постановляет, что даже на заседание ЕСПЧ он не может выехать. Полковник жалуется в КС, но тот отвечает, что все конституционно.

Конституционно ли это? Может ли полковник все разболтать, не выезжая за пределы РФ? Может. Следовательно эта цель (цель сокрытия гостайны) - не будет достигнута, но будет достигнута цель наказания за разглашения гостайны.

Президент, депутаты, бывший президент имеют право на выезд.

Следовательно, в данном случае вопрос цели. Могут ли права отдельных личностей ограничены для интересов государства. Ч.4 ст.29 КРФ - Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

а также другие способы, которыми определяется гостайна.

Лучше всего все дифференцировать и исходить из конкретной ситуации, но правоприменитель не сможет охватить все аспекты, поэтому наше законодатель либо все разрешает, либо все запрещает.

Следовательно, устанавливает определенные сроки, т.к. идет расчет на то, что это будет уже не тайна по пришествии этого времени. В случае продление срока невыезда из-за гостайны, никто не сможет проверить правдивость этого факта, т.к. это гостайна. Вследствие этого, это нарушения. Т.к. право содержит въезд и выезд.

С такими правами надо быть аккуратными. Следовательно, ограничивая это права для военнослужащего полностью, т.к. возможно наступление военного времени.

Каждый, кто законно находится, может выезжать. А неконституционно, т.к. на длительное время это лицо ограничено в праве свободы передвижения ради эфемерных целей.

Право определения и указания своей национальной принадлежности закреплено в 26 статье Конституции Российской Федерации: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества».Для такой большой и многонациональной страны как Российская Федерация это право имеет особую значимость. На территории Российской Федерации сегодня проживает более 180 больших и малых народностей, каждая из которых имеет полное право на самоопределение.Любой гражданин России может определять национальность или народность, к которой он принадлежит. Также любой гражданин России может соблюдать традиции, обычаи и культуру своего народа, если она не несет ущерб другим гражданам. Гражданин РФ можете использовать свой национальный язык для общения наравне с государственным языком. Конституция равна и действительна для всех граждан России, независимо от их культурной и национальной принадлежности. Свобода национального самоопределения способствует поддержанию политики равенства и уважения ко всем без исключения гражданам страны.

ПРАВО НА ПОЛЬЗОВАНИЕ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ

гарантированная Конституцией РФ возможность каждого человека пользоваться родным языком, свободно избирать язык общения, воспитания, обучения и творчества. В соответствии с действующей Конституцией РФ (ст. 68) наряду с использованием государственного языка РФ входящие в состав РФ республики вправе устанавливать свои государственные языки для употребления в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных учреждениях. Российское законодательство устанавливает, что в районах компактного проживания групп населения определенной национальной принадлежности в местных учреждениях может использоваться язык этих этнических групп. Конкретизация конституционного П. на п.р.я. предусмотрена Законом о языках народов РСФСР от 25 октября 1991 г. (в ред. от 5 июня 1998 г.).

СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И ВЫБОРА МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА - конституционное право каждого, кто законно пребывает на территории РФ, беспрепятственно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также покидать территорию государства и возвращаться на нее. Местом пребывания является жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно (гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница и т. п.). Место жительства - это жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных законных основаниях. Таковым является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница, приют, дом маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.). Федеральный закон от 20 марта 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод" под жилищем понимает индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно и иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного проживания. Реализация права на выбор места пребывания и жительства, свободу передвижения связана с соблюдением установленного законом порядка, а также с определенными ограничениями. Закон РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в ст. 6 устанавливает обязанность граждан, прибывших на новое место жительства, не позднее 7 дней зарегистрироваться в органах внутренних дел либо в местной администрациинаселенных пунктах, где нет органов внутренних дел). Порядок регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ определен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 июня 1995 г. № 713. Федеральным законом от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" определены порядок оформления и выдачи документов российским гражданам, порядок их выезда за пределы РФ и основания ограничения этого права. Закон устанавливает также порядок оформления и выдачи документов для въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, порядок их транзитного проезда через территорию РФ.

СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ - конституционное право каждого человека исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, совершать в рамках закона религиозные обряды. С.с. и в. составляет основу духовной свободы человека, возводит в ранг конституционного положение о том, что совесть человека недоступна властному вмешательству, государственно-правовому регулированию. По этой причине право на С.с. и в. как абсолютное право иметь и менять любую религию или убеждения не может быть ограничено никаким законом. В то же время государство призвано защищать религиозные объединения и собрания исходя из требования толерантности, веротерпимости. Под защитой государства и закона в многоконфессиональном обществе находятся религиозные меньшинства. Государство обязано защищать жизнь, физическую и духовную свободу членов религиозной общины от противоправных посягательств, в том числе от посягательств других членов той же общины в процессе отправления религиозных и ритуальных обрядов. С.с. и в. - это индивидуальное и коллективное право, субъектами которого выступают религиозные организации и объединения, образующие юридическое лицо, а также религиозные группы, осуществляющие деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

Согласно Федеральному закону от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях" С.с. и в. - неотъемлемое право граждан РФ, гарантируемое Конституцией и международными обязательствами РФ. Граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие в Российской Федерации, вправе в целях реализации свободы совести и вероисповедания как индивидуально, так и совместно создавать соответствующие объединения - религиозные и атеистические (см. Религиозное объединение ). В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 5.26) воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания (в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него), а также оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики влечет за собой применение мер административной ответственности - наложение административного штрафа.

СВОБОДА СЛОВА И МЫСЛИ - гарантированная Конституцией духовная и творческая свобода человека, проявляющаяся в возможности гласно и беспрепятственно выражать свои идеи, мнения, убеждения. Свобода слова и мысли является основой идеологического многообразия, условием осуществления права на свободные выборы, свободы научных исследований, преподавания, иной творческой деятельности. Свобода слова и мысли имеет свои пределы. В Международном пакте о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 19) указывается, что пользование свободой мнений налагает особые обязанности и особую ответственность. С этим связаны и определенные ограничения свободы мысли и слова, которые касаются прав других лиц, их репутации, охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения. Одновременно Конституция РФ (ч. 3 ст. 29) устанавливает запрет на принуждение к выражению своих мыслей, убеждений или к отказу от них.

Право граждан на информацию. Право на информацию является одним из фундаментальных прав человека. Части 1 и 4 ст. 29 Конституции РФ гарантируют свободу слова и право каждого свободно получать, искать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Статья 38 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ) предоставляет гражданам право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Право граждан на информацию тесно связано и с принципом свободы массовой информации. Данная взаимосвязь проявляется, в частности, в том, что «свобода прессы предоставляет обществу одно из наилучших средств узнавать мнения и взгляды политических деятелей и составлять свое мнение о них. В частности, она дает политическим деятелям возможность высказывать и комментировать общественные проблемы и выражать свою озабоченность. Таким образом, пресса позволяет каждому человеку принимать участие в свободном политическом обмене мнениями, который является самой сутью концепции демократического общества»1 . Свобода информации является основным принципом информационных отношений в современном обществе, провозглашенным Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г., Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (ст. 10), Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., конституциями многих стран мира (Швейцарии, Испании, Республики Беларусь, России и др.). Свобода массовой информации - необходимая составляющая общего принципа «свободы информации», важное условие режима демократии, обеспечения политического плюрализма и культурного многообразия. Для демократии было бы угрозой, если бы в СМИ преобладал только один голос, имеющий власть распространять единственную политическую точку зрения2. Поэтому, согласно статье 1 Закона о СМИ, не могут быть ограничены:

    поиск, получение, производство и распространение массовой информации;

    учреждение СМИ, владение, пользование и распоряжение ими;

    изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ.

Все случаи исключения из этого правила должны быть прямо предусмотрены в законодательстве о СМИ, т.е. непосредственно в Законе о СМИ, издаваемых в соответствии с ним законодательных актах Российской Федерации и ее субъектов. Кроме того, такие случаи могут быть установлены Конституцией РФ и международными договорами, участницей которых является Россия.

ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ - разновидность основных политических прав, предусматривающих гарантированную Конституцией возможность (право) граждан и иных лиц создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов, право вступать в уже существующие объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из объединений. П. на о. основывается на принципах добровольности, равноправия членов и других участников объединений, самоуправления, законности, гласности. По своему содержанию оно предполагает: а) право создавать по своему выбору общественные или негосударственные объединения (политические партии, профсоюзы, предпринимательские союзы и др.) для защиты общих интересов и достижения общих целей; б) право вступать с другими гражданами в уже созданные объединения, участвовать в их деятельности, а также выходить из них. При этом важнейшей формой объединения является политическая партия. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 30) П. на о. принадлежит каждому человеку, т.е. как гражданам РФ, так и лицам, не обладающим российским гражданством. Однако установлены ограничения для создания политических партий и участия в них иностранных граждан, судей, прокурорских работников. Государство гарантирует: а) добровольность реализации права на объединение. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 30) и действующему законодательству никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем; б) свободу деятельности общественных объединений. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, формы и методов своей деятельности. Государство не должно вмешиваться во внутреннюю деятельность общественных объединений, ограничивать их цели, задачи. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях" (с изм. и доп.), допускает лишь два основания, по которым деятельность общественных объединений может быть запрещена: 1) в случае нарушения положения, предусмотренного ч. 5 ст. 13 Конституции РФ, совершения иных преступлений; 2) в случае повторного в течение года совершения действий, выходящих за пределы уставных целей и задач, или нарушений закона.Механизм реализации конституционного права граждан на объединение закреплен в вышеназванном Федеральном законе, а также в Федеральных законах от 11 августа 1995 г. "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изм. и доп.), от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях".

Право На Участие В Управлении Делами Государства - в ряде конституций (например. Испании. РФ. Монголии. Словакии. Узбекистана) обобщенное название комплекса политических прав и свобод, включающего право избирать и избираться в органы государственной власти и местного самоуправления,право участвовать в референдум е, право на равный доступ к государственной службе и право на участие в отправлении право судия. Данное право можно также рассм. атривать как конституционный принцип государственного управления. Оно непосредственно вытекает из положений Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.Данное право закреплено в Конституции РФ. Она гласит, что граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, участвовать в осуществлении местного самоуправления путем: референдум а;выбора представительных органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления; постановки перед ними вопросов в порядке народ ной инициативы (сбор подписей за проведение референдум а, за подготовку и принятие законопроект а и т.п.): равного доступа к государственной службе;права на участие в отправлении право судия.

Конституция России в статье 26 закрепляет право каждого на определение и указание своей национальной принадлежности. На­циональность - это принадлежность лица к этнической группе, ха­рактеризуемая родным языком, особенностями быта, традициями, обычаями, культурой, религией, родством и другими признаками, по­зволяющими лицу идентифицировать себя. Конституция Российской Федерации закрепляет принцип национальной самоидентификации - определение национальной принадлежности связывается не столь­ко с национальностью родителей, сколько с осознанием лицом своей принадлежности к определенной этнической общности, к людям ду­ховно связанным общим языком и культурой.

При этом в Конституции России закрепляется, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной при­надлежности. В этой связи паспорт гражданина Российской Федера­ции в настоящее время не содержит графы «национальность». Вместе с тем, в паспортах, выдаваемых жителям Татарстана, может содержаться вкладыш, в котором имеется возможность указывать национальность гражданина.

Важной гарантией реализации права определять и указывать свою национальную принадлежность является конституционный принцип равенства всех перед законом и судом независимо от расы, национальности и языка.

Право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества

Конституция Российской Федерации закрепляет, что государ­ственным языком в Российской Федерации является русский язык. Государственный язык Российской Федерации является языком, спо­собствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных свя­зей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве. Обязательность использования государственного языка Российской Федерации не должна толковаться как отрицание или ума­ление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языками народов Российской Федерации. Республики в составе Российской Федерации вправе устанавливать свои государственные языки, которые могут применяться в органах государственной власти, местного самоуправ­ления, государственных учреждениях республик.

Право на пользование родным языком. Гарантированная Конституцией юридическая возможность каждого человека пользоваться родным языком, свободно избирать язык общения, воспитания, обучения и творчества. В соответствии с действующей Конституцией (ст. 68) наряду с использованием государственного языка входящие в состав РФ республики вправе устанавливать свои государственные языки для употребления в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных учреждениях этих субъектов РФ. Российское законодательство устанавливает, что в районах компактного проживания групп населения определенной национальной принадлежности, в местных учреждениях может использоваться язык этих этнических групп. Конкретизация конституционного права на пользование родным языком предусмотрена Законом от 25 октября 1991 г. «О языках народов РСФСР» (в редакции от 5 июня 1998 г.).


Свобода передвижения и выбора места жительства. Конституционное право каждого, кто законно пребывает на территории РФ, беспрепятственно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также покидать территорию государства и возвращаться в нее. Местом пребывания является жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина и в котором он проживает временно (гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница и т.п.). Место жительства - это жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных законных основаниях. Таковым является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница, приют, дом маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.).

Реализация права на выбор места пребывания и жительства, свободу передвижения связана с соблюдением установленного законом порядка, а также с определенными ограничениями. Закон от 25 июня 1993 г. «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» (ст. 6) устанавливает обязанность граждан, прибывших на новое место жительства, не позднее 7 дней зарегистрироваться в органах внутренних дел либо в местной администрации (в населенных пунктах, где нет органов внутренних дел). Порядок регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ определен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 июня 1995 г. Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» определен порядок оформления и выдачи документов российским гражданам, порядок их выезда за пределы РФ, основания ограничения этого права, а также порядок оформления и выдачи документов для въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, порядок их транзитного проезда через территорию РФ.

Действующее законодательство устанавливает определенные ограничения в отношении свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства. Согласно Закону «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ» такие ограничения допускаются: в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых заболеваний людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

59Свободы мысли и слова, совести и вероисповедания. Свобода мысли - это естественное и имманентное состояние человеческого ума, в принципе не нуждающееся ни в каком правовом закреплении. Но поскольку в определенных (тоталитарных и авторитарных) услови­ях имеют место ограничения и даже подавление этого естественного права человека, конституции демократических стран считают необхо­димым четко и последовательно утверждать такую свободу в тесной связи со свободой слова, совести и религии. В обеспечении этих прав и свобод - одно из важнейших проявлений демократизма и гуманизма общественного и государственного строя страны. Эти личные права и свободы неотделимы от обеспечения таких других прав и свобод, как свободы инакомыслия, печати, критики, оппозиции, права меньшинств и др.

Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., за­крепив свободу выражения мыслей и мнений (ст. 11), вместе с тем указала, что никто не должен испытывать стеснений в выражении своих мнений, даже религиозных, поскольку это выражение не наруша­ет общественного порядка, установленного законом (ст. 10). Во Всеоб­щей декларации прав человека ООН говорится, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выпол­нении религиозных и ритуальных обрядов (ст. 18). Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независи­мо от государственных границ (ст. 19).

Многое о свободе мысли и слова, совести и религии уже было ска­зано при характеристике конституционных основ духовной жизни де­мократических стран (см. § 4 гл. 3). Тем не менее можно привести и другие конституционные материалы, более конкретно и полно раскры­вающие пути решения этих проблем в конституциях разных стран. Так, Основной закон о свободе высказываний Швеции 1991 г. (п. 1) указы­вает, что каждый шведский гражданин обладает правом гласно выра­жать свои мысли, мнения и чувства по радио, на телевидении и с помо­щью иных подобных средств передачи, в фильмах, видеопрограммах и др.; эта свобода преследует цель обеспечить свободный обмен мнениями, свободное и всестороннее просвещение и свободное художест­венное творчество; в этом отношении не могут устанавливаться ника­кие другие ограничения кроме тех, которые вытекают из настоящего Основного закона.

Статья 26 Конституции РФ провозглашает:

«1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.».

Комплекс прав, связанных с национальностью, отражает специфику многонациональной России, в которой живет много этнически смешанного населения. Во многих зарубежных странах (США, Франция, ФРГ) национальность давно утратила юридическое значение, и все граждане именуются общим словом («американец», «француз», «немец»). Вместе с тем, в силу действия в ряде зарубежных стран (ФРГ, Израиль, Канада) иммиграционного законодательства принадлежность к определенной национальности (немцы, евреи, украинцы) открывает возможность беспрепятственной эмиграции в эти страны. Конституция РФ устанавливает, что каждый вправе определять и указывать свою национальность и никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальности. Данные правила не влекут за собой никаких юридических последствий, поскольку по российскому праву никто не может пользоваться привилегиями, равно как подвергаться дискриминации по национальному признаку. Признается, что принадлежность к конкретному народу все же важна для человека с точки зрения его участия в развитии национальной культуры и внутреннего ощущения своих исторических истоков.

В законе определения понятий «национальная принадлежность», «национальность». Национальность - это принадлежность лица к этнической группе, характеризуемая родным языком, особенностями быта, традициями, обычаями, культурой, религией, родством и другими признаками, позволяющими лицу идентифицировать себя. Необходимым условием принадлежности человека к определенной национальности является не единство генетического происхождения, а формирование национального самосознания. Таким образом, национальная принадлежность человека определяется наличием объективных и субъективных факторов: а) наличие культурной, языковой и, как правило, территориальной общности людей (нации); б) фактическое состояние человека в такой общности; в) осознание человеком факта своего нахождения в составе этой общности (самоидентификация себя как участника общности). В этом проявляется основное отличие нации от расы. Раса — это исторически сложившаяся часть человечества, большая группа людей, имеющих общие наследственные антропологические признаки (цвет кожи, строение черепа, разрез глаз и т. п.). Принадлежность человека к определенной расе возникает в силу принадлежности к этой расе его родителей.

Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. В этой связи паспорт гражданина Российской Федерации в настоящее время не содержит графы «национальность». Факт национальной принадлежности сегодня является юридически безразличным и не должен находить отражение в официальных документах, поскольку, согласно ст. 19 Конституции РФ, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств, в том числе и национальности, и запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Указывая свою национальную принадлежность в официальных документах человек осознает, что желает сообщить информацию о своей национальной принадлежности другим лицам. Вместе с тем указание вымышленной национальной принадлежности в официальных документах с целью противозаконного приобретения благ или освобождения от обязанностей может быть квалифицировано как мошенничество путем обмана и повлечь соответствующие негативные последствия.

Основным способом защиты права на идентификацию национальной принадлежности является обжалование неправомерных действий (решений) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и должностных лиц, нарушающих это право. Кроме того, в большинстве случаев нарушения права на идентификацию национальной принадлежности влечет претерпевание гражданами значительных нравственных страданий, связанных с переживаниями по поводу этих правонарушений и их последствий. Это обстоятельство, в соответствии со ст.ст. 151, 1101 Гражданского кодекса РФ, порождает право гражданина требовать компенсации причиненного морального вреда в денежной форме путем предъявления соответствующего иска к причинителю вреда (например, работодатель принуждает работника к указанию своей национальной принадлежности).

Право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества рассматривается в комплексе с вопросами федеративного устройства и с правами, установленными ст. 68 Конституции (признание права республик устанавливать свои государственные языки и права всех народов на сохранение родного языка) Язык является средством общения между людьми, обмена мыслями, информацией, взаимного понимания. Конституция РФ закрепляет, что государственным языком в Российской Федерации является русский язык. Государственный язык Российской Федерации является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве. Обязательность использования государственного языка Российской Федерации не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языками народов Российской Федерации. Республики в составе Российской Федерации вправе устанавливать свои государственные языки, которые могут применяться в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных учреждениях республик.

В Российской Федерации конституционные нормы реализуются через Закон о языках народов РСФСР от 25 октября 1991 г. Язык общения устанавливается самими людьми без всякой регламентации, никаких юридических норм использования языков народов Российской Федерации в межличностных, неофициальных контактах, как и в деятельности общественных и религиозных объединений, не существует. Пользование законными правами не зависит от знания человеком того или иного языка. Устанавливается ответственность за отказ в обслуживании граждан в сфере услуг и коммерческой деятельности под предлогом незнания языка. Гражданам России предоставлено право обращаться в государственные органы страны на родном языке или на любом другом языке народов России, которым они владеют. Аналогичное право касается участия в судопроизводстве.


Дата публикации: 21.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Текст Ст. 26 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Комментарий к Ст. 26 Конституции Российской Федерации

1. Важным критерием свободы личности является предоставляемая и гарантируемая законом возможность ее самоидентификации. В соответствии с ч. 1 ст. 26 Конституции РФ за каждым в Российской Федерации закрепляется право определять и указывать свою национальную принадлежность. В то же время никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Действующая российская практика пошла именно в этом направлении. Так, во время всероссийской переписи в 2002 г. в России впервые была применена общемировая практика самоидентификации, человек получил возможность добровольно самоопределиться в национальной (этнической) принадлежности. В результате вместо 126 национальностей на территории России было зафиксировано 176 этнических групп и народов. Были обнаружены новые малые народности Алтая, Дагестана, Удмуртии, Татарстана и др.*(112)

В основе национальной самоидентификации личности лежит не просто желание быть лицом определенной национальности, а осознание своей принадлежности к определенной этнической общности по причине духовной связи общим языком, культурой. При этом самоидентификация не обязательно должна определяться чисто этно-национальным происхождением, т.е. национальностью родителей. Безусловно, это доминирующий фактор, и именно с ним обычно связано восприятие национальной принадлежности как в однонациональной семье, так и в смешанной, где выбирается национальность одного из родителей. Тем не менее человек в силу жизненных обстоятельств может оказаться в иной национально-культурной и языковой среде, получить в ней воспитание и развитие, воспринять язык, национальную культуру, психологию другой этнической общности, осознать свою принадлежность к ней. И по смыслу Конституции РФ человек вправе определить свою национальную принадлежность независимо от этно-национального происхождения.

С юридической точки зрения определение национальной принадлежности не влечет за собой каких-либо правовых последствий, ибо национальность не может служить основанием для предоставления лицу каких-либо особых привилегий. Конституция РФ (ст. 19) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы и национальности. Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение равенства прав и свобод в зависимости от расы и национальности граждан (ст. 136). В то же время значение национальной принадлежности человека не следует недооценивать. Право на сохранение и развитие национально-культурных особенностей входит в состав основных, неотъемлемых прав народов и отдельной личности, провозглашенных в международно-правовых актах и национальном законодательстве государств.

2. Часть 2 ст. 26 Конституции РФ закрепляет за каждым право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Язык — важнейшее средство человеческого общения, неотъемлемый элемент любой этнической общности, ее культуры, основная форма проявления национального и личностного самосознания.

Конституция РФ, гарантируя сохранение и равноправие языков народов России, их самобытное развитие, признает прежде всего право каждого на пользование родным языком. Родным является обычно язык этнической общности, к которой принадлежит индивид. Однако, судя по данным переписей населения, не единичны случаи, когда люди считают родным язык других этнических общностей.

Конституционные гарантии прав личности в языковой сфере, предусмотренные в ч. 2 ст. 26 Конституции РФ, необходимо рассматривать в единстве с другими конституционными положениями — о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от языка (ч. 2 ст. 19), о праве республик устанавливать свои государственные языки и о гарантировании всем народам России права на сохранение родного языка (ст. 68).

Основным законом, конкретизирующим гарантии равноправия языков народов России, прав народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения, является Закон РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.)*(113).

Существенной особенностью правовой регламентации в сфере языкового общения является то, что не устанавливается никаких правовых норм использования языков народов России в межличностных неофициальных взаимоотношениях, а также в деятельности общественных, религиозных объединений. Это одна из конкретных гарантий действительно свободного выбора языка общения.

Человек может пользоваться своим языком, где бы он ни находился, имеет равные языковые права независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания.

Многосторонние связи между различными частями многонационального российского государства, миграция населения и иные факторы интернационализации требуют обеспечить возможность каждому человеку, проживающему в России, свободно использовать не только свой язык, но и любой другой, которым он владеет. В государстве, заботящемся о личности и ее интересах, не должно быть никаких препятствий, ограничений и привилегий по языковому признаку. Никто не вправе навязывать человеку использование того или иного языка помимо его воли. Нарушение языковых прав народов и личности влечет за собой ответственность согласно федеральному закону.



Просмотров