Николай Николаевич Боголюбов: биография. Николай боголюбов

Благодарим редакцию православной газеты Якутии «Логос» за предоставление материала

Гением его называли ещё при жизни. И, наверное, это не преувеличение. Ведь свою первую научную работу академик Боголюбов написал… в 15-летнем возрасте, спустя год был принят в аспирантуру АН УССР, а в 20 лет получил степень доктора математических наук.

Став в 1943 г. профессором МГУ, через пять лет он возглавил теоретический отдел Института химической физики АН СССР, с 1950 г. работал в Математическом институте им. В.А.Стеклова АН СССР и одновременно (в 1950 – 1953 гг.) – в закрытом институте оборонного профиля в Сарове (Арзамас-16). В 1953 г. Боголюбов основал кафедру квантовой статистики и теории поля в МГУ им. М.В.Ломоносова, которой руководил до последних дней своей жизни.

При образовании в 1956 г. в Дубне международного научного центра Объединённого института ядерных исследований (ОИЯИ) Боголюбов – организатор и руководитель лаборатории теоретической физики, а с 1965 по 1988 г. – директор этого института. В 1966 г. он также возглавил созданный им Институт теоретической физики АН УССР в Киеве. Кроме того, с 1983 по 1989 г. параллельно возглавлял Математический институт им. В.А.Стеклова.

При том, что Николай Николаевич всемирно известен как крупнейший математик и физик-теоретик, создавший несколько научных школ, Боголюбов – не зря, не зря он носил именно такую фамилию! – был ещё и глубоко верующим человеком.

Прочную христианскую веру, знание древних и современных европейских языков, привычку к упорному труду, широту интересов – и всё с очень раннего возраста – передал своим сыновьям (все трое стали известными учёными!) отец – протоиерей Николай Михайлович Боголюбов, выдающийся православный богослов.

Алексей Николаевич Боголюбов писал о своём брате: «Вся совокупность его знаний была единым целым, и основу его философии составляла его глубокая религиозность (он говорил, что нерелигиозных физиков можно пересчитать по пальцам). Он был сыном православной церкви и всегда, когда ему позволяло время и здоровье, он ходил к вечерне и к обедне в ближайшую церковь».

Профессор, протоиерей Владимир Воробьёв свидетельствует: «Николай Николаевич Боголюбов, который ещё заведовал кафедрой теоретической физики на физическом факультете МГУ…, регулярно исповедовался и причащался святых Христовых тайн. Мне довелось знать его в МГУ, а потом я участвовал в его отпевании».

А вот что вспоминает академик А.Н.Тавхелидзе: «Как-то во время беседы Николай Николаевич задумался, лукаво взглянул на меня и сказал: «Знаете, Альберт Никифорович, когда я помру, Вас, наверное, спросят обо мне. Скажите, что я был верующим христианином. Всю жизнь трудился. С тринадцати лет серьёзно занимался наукой. А, впрочем, характером особо вредным не отличался».

Из воспоминаний В.С. Владимирова: “Николай Николаевич с большим интересом и некоторой грустью рассматривал привезённые мною в мае 1991 года фотогра-
фии Сарова, подробно расспрашивал о сотрудниках, с которыми он работал или встречался на объекте почти 40 лет тому назад. Как человек глубоко верующий, он проявил особый интерес к уцелевшим частям Саровского монастыря, знаменитой 70-метровой колокольне, храмам Дивеева монастыря, мощам Серафима Са-
ровского, . . . К сожалению, вновь посетить эти святые места он уже не смог”.

Когда Николай Николаевич приезжал в Тбилиси, он всегда посещал утреннюю патриаршую службу в Кафедральном соборе Сиони, а после богослужения отмечал, что знает литургические тексты наизусть, так что вслед за патриархом повторяет их для себя на церковно-славянском языке…

В середине 1988 г. Н.Н.Боголюбов передал верующим храм Похвалы Пресвятой Богородицы в Ратмино (Дубна), до этого находившийся в собственности ОИЯИ.

Николай Боголюбов родился в семье преподавателя богословия, философии и психологии, духовного писателя и протоиерея Русской православной церкви Николая Михайловича Боголюбова. Мать будущего учёного, Ольга Николаевна, урождённая Люминарская, была преподавателем музыки.

В 1916 году семья переехала в Киев . Детство Николая прошло в годы гражданской войны, их семья бедствовала, и образованием мальчика занимался его отец. Заметив у сына талант и тягу к физико-математическим наукам, отец брал для него книги в университетской библиотеке. После завершения семилетки Николай уже самостоятельно занимался математикой и физикой. К середине 1922 года его знания по математике и физике были сравнимы с полным университетским курсом. Его учителями были академики Д. А. Граве и Н. М. Крылов.

В 1925 году, когда Боголюбову было 16 лет, малый президиум Укрглавнауки принял решение: «Ввиду феноменальных способностей по математике, считать Н. Н. Боголюбова на положении аспиранта научно-исследовательской кафедры математики в Киеве». В 19 лет защитил кандидатскую диссертацию, а в 1930 году - докторскую.

В 1934-1958 годах работал в Киевском университете (с 1936 года - профессор). В 1950 году начал работать в Математическом институте имени В. А. Стеклова и Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова. С 1950 по 1953 годы возглавлял в Арзамасе-16 математический отдел. С 1956 года также работал в Объединённом институте ядерных исследований (с 1965 по 1988 год являлся его директором). В 1963 году был избран академиком-секретарём отделения математики АН СССР. В период 1965-1973 годов - директор Института теоретической физики АН Украины. Будучи директором ОИЯИ, возглавлял также МИАН.

Был советником президиума РАН, главным редактором журнала «ФЭЧАЯ», членом редакционной коллегии журнала «Теоретическая и математическая физика».

Много времени и внимания уделял общественной деятельности. Избирался депутатом Совета Союза Верховного Совета СССР 7-11 созывов (последний - в 1984 году) от Московской области, был участником Пагуошского движения учёных за мир.

Был православным верующим. А. Н. Боголюбов писал: «Трудно охарактеризовать совокупность интересов Н. Н. Боголюбова, не имевших отношение к математике, физике, механике. Он был универсалом и, как заметил А. Д. Сахаров , знал очень многое… Вся совокупность его знаний была единым целым, и основу его философии составляла его глубокая религиозность (он говорил, что нерелигиозных физиков можно пересчитать на пальцах). Он был сыном православной церкви и всегда, когда ему позволяло время и здоровье, он ходил к вечерне и к обедне в ближайшую церковь.»

Был женат, в браке родились двое сыновей. Старший сын Николай - известный специалист в области математической физики и статистической механики, главный научный сотрудник Математического института имени В. А. Стеклова, член-корреспондент РАН.

Ученики

Галина Иосифовна Бирюк, Иосиф Ильич Гихман,

БОГОЛЮБОВ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1909–1992), русский математик и физик-теоретик. Родился 8 (21) августа 1909 в Нижнем Новгороде в семье священника. В Советской России в то время существовали правовые ограничения, не позволявшие детям «служителя культа» получить достойное образование, поэтому семья переехала на Украину. В 1921 Боголюбов окончил трудовую школу в селе Высокая Круча и уехал в Киев. Уже в это время проявились его уникальные математические способности: в 13 лет он начал исследования под руководством Н.М.Крылова, в 1924 опубликовал свою первую математическую работу О проведении решений линейных дифференциальных уравнений на бесконечности . В 1925 «в порядке исключения» Боголюбов был принят в аспирантуру на кафедру математики при Академии наук УССР, в 1928 защитил кандидатскую диссертацию О прямых методах вариационного исчисления . В 1930 Академия наук Украины присудила ему степень доктора математики honoris causa (в 1936 степень была подтверждена Президиумом АН СССР).

Начиная с 1931 Боголюбов совместно с Крыловым работал над созданием теории нелинейных колебаний и создал методы асимптотического интегрирования нелинейных уравнений; эти методы были успешно распространены на статистическую механику. В 1945 он впервые сформулировал представление об иерархии времен релаксации в необратимых процессах, а в 1946 создал метод цепочек уравнений для функций распределения комплексов частиц.

Важные результаты получены Боголюбовым в квантовой статистике. Он применил метод кинетических функций распределения к квантовым системам (1947), разработал метод приближенного вторичного квантования для определения спектра слабовозбужденных состояний квантовых систем (1946).

В 1946 Боголюбов дал объяснение сверхтекучести на микроскопическом уровне, а в 1957 создал микроскопическую теорию сверхпроводимости. Тогда впервые была установлена физическая и математическая аналогия между сверхпроводимостью и сверхтекучестью электронов в металлах – оба эти явления обусловлены взаимодействием частиц, в результате которого образуется сверхтекучий конденсат. Частицы конденсата не могут передавать свою энергию частицам вне конденсата, следствием чего является исчезновение вязкости в случае сверхтекучести и электрического сопротивления в случае сверхпроводимости. Эта теория в 1958 была применена к описанию ядерной материи. В 1968 Боголюбов разработал обобщенный метод Хартри – Фока, учитывающий существование коррелированных пар частиц. Ему принадлежит также идея «квазисредних», позволившая значительно продвинуться в разработке теории фазовых переходов.

Долгие годы, с 1928 по 1973, Боголюбов работал в Институте теоретической физики АН Украины, с 1965 был его директором; ныне институт носит его имя. С 1956 работал в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне (ОИЯИ), где основал лабораторию теоретической физики и был ее первым руководителем. В 1965 стал директором ОИЯИ. Боголюбов был также великолепным педагогом: в 1936–1959 преподавал в Киевском университете, с 1950 в МГУ им. М.В.Ломоносова.

В 1946 Боголюбов был избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1948 Академия наук Украины избрала его действительным членом. В 1953 ученый стал действительным членом АН СССР.

Боголюбов был удостоен почетных наград Академии наук СССР: в 1983 ему была вручена Золотая медаль Лаврентьева, в 1984 Золотая медаль Ломоносова, в 1989 Золотая медаль Ляпунова. В 1930 он получил премию академии наук Болоньи, в 1966 премию Хайнеманна Американского физического общества, в 1969 Золотую медаль Гельмгольца АН ГДР, в 1973 Золотую медаль Планка Физического общества ФРГ, в 1974 Золотую медаль Б.Франклина США, в 1981 премию Карпинского, ФРГ, в 1992 медаль Дирака (посмертно). Боголюбов был иностранным членом многих академий.

(Документ)

  • ЕГЭ 2011 - 2 демо варианта по обществознанию к ЕГЭ 2011 (Документ)
  • Демонстративная работа по обществознанию ЕГЭ 2011 года (Документ)
  • Сборник словарей биржевых и экономических терминов (Документ)
  • Боголюбов Н. История корабля. Том 2 (Документ)
  • Боголюбов Н. История корабля. Том 1 (Документ)
  • Мордкович А.Г. Школьный курс математики. Краткий справочник (Документ)
  • Петрунин Ю.Ю. (ред.) и др. Словарь по обществознанию (Документ)
  • Алеев Равиль. Юридический этимологический словарь (Документ)
  • n1.doc

    Абсолютная истина - исчерпывающее, полное, досто­верное знание об объективном мире. Это цель познания, к которой стремятся люди. Одновременно это и бесконечный про­цесс, своеобразный горизонт познания, который отодвигается по мере приближения к нему. Абсолютная истина складывается из суммы относительных истин, т. е. знаний, теорий, поло­жений, которые дают не полное, а только приблизительное и частичное отражение действительности.

    От абсолютной истины следует отличать так называемые вечные истины, которые являются достоверным знанием уже совершившихся единичных фактов (например, факты и даты жизни человека).

    Административное право - отрасль права, регули­рующая общественные отношения в сфере государственного управления. К видам административных отношений относятся: а) внутриаппаратные (служебные) отношения; б) отношения между соподчиненными и несоподчиненными органами государ­ственного управления; в) взаимоотношения исполнительных органов с органами местного самоуправления; г) взаимоотно­шения исполнительных органов с государственными и негосу­дарственными хозяйственными, социально-культурными объ­единениями, предприятиями, учреждениями; д) взаимоотноше­ния исполнительных органов с общественными организация­ми; е) взаимоотношения исполнительных органов с гражданами.

    Особенности административно-правовых отношений: 1) не­пременное участие в них какого-либо органа государственной власти; 2) отсутствие юридического равенства сторон (одна из них обладает определенными властными полномочиями по от­ношению к другой).

    Основными источниками административного права являют­ся: Конституция РФ, законы РФ (например, закон РФ «О милиции»), подзаконные акты (указы президента, постановле­ния правительства, акты министерств и ведомств), международ­ные акты, кодексы, действующие на территории РФ. Важней­шие из них - Кодекс РФ об административных правонаруше­ниях (КоАП), в котором определена ответственность за админи­стративные проступки.

    Административный ресурс - понятие, чаще всего употребляемое в процессе проведения избирательных кампаний. Использование властных полномочий с целью создания заведо­мо неравных условий для кандидатов, избираемых в органы го­сударственной власти или местного самоуправления (давление на средства массовой информации, привлечение штатного ап­парата чиновников и т. д.).

    Атеизм (от греч. атеоз - безбожный) - система взгля­дов, последовательно отрицающая веру в существование Бога и сверхъестественных сил. Атеизм подвергает критике религиоз­ную картину мира и утверждает светское миропонимание.

    Антропология (от греч. апНггороз - человек и 1о§оз - слово, учение) - наука о сущности, происхождении и эволю­ции человека. Естественно-научная и медицинская антрополо­гия изучает биологическую природу человека, ее развитие, оп­ределяет место человека в царстве живых существ. К ней отно­сятся анатомия, физиология, учение о расах и т. п. Философская антропология - философское учение о природе и сущности че­ловека, в самом общем виде призванное ответить на вопрос «Что такое человек?», определить его место и назначение в суще­ствующем мире.

    Безработица - социально-экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения не находит себе рабо­ту, которую эти люди способны выполнять. Безработным счита­ется человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места.

    Причины безработицы обычно вызваны рядом социально-экономических факторов, например, спадом производства, вслед­ствие которых количество желающих получить работу значи­тельно превышает количество рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места.

    Бессознательное - совокупность психических процес­сов, функций и состояний, не представленных в сознании субъек­та. К ним, в частности, относятся желания, влечения, пережи­вания, в которых человек обычно не признается себе и которые по этой причине либо «не допускаются» к сознанию, либо вы­тесняются из него. Бессознательное побуждает человека к тем или иным действиям (поступкам), проявляясь в них в искажен­ном виде; оно часто представлено в сновидениях и переживани­ях, в оговорках, творческих «порывах» и т. д.

    В отличие от сознания (см. Сознательное), бессознательное не отделяет себя от объекта, а сливается с ним в переживании.

    Биоэтика - научное направление в философии, связан­ное с исследованием проблемы человека в единстве природно-биологического и этического аспектов. В сферу научного анализа биоэтики входит широкий круг проблем проявления подлин­ной гуманности: трансплантация органов, эвтаназия (умерщв­ление неизлечимого больного по его просьбе или по просьбе его родственников, если он сам находится долгое время в бес­сознательном состоянии), искусственное зачатие, клонирование и др.

    Биоэтика - междисциплинарная область знания: она име­ет отношение и к медицине, и к юриспруденции, и к биологии, и к антропологии, так как затрагивает самые основы биологи­ческого существования человека, его сущностные характерис­тики.

    Буддизм - одна из древнейших мировых религий (наря­ду с христианством и исламом). Возник в б-5 вв. до н. э. в Древней Индии. Основателем считается Сиддхартха Гаугама, ставший Буддой (просветленным). Буддизм проповедует избав­ление от страданий через самосовершенствование, размышле­ние и созерцание путем отказа от желаний и достижения «выс­шего просветления» - нирваны. В связи с этим основой буд­дизма является учение о четырех благородных истинах: есть стра­дание; есть его причина; есть необходимость избавиться от стра­дания; есть путь освобождения от страдания (нирвана).

    В мире исповедуют буддизм во всем множестве его течений и направлений примерно 500 млн человек.

    Бытие человека - наиболее общее понятие, обознача­ющее: 1) существование человека во всем многообразии его проявлений; 2) реальный процесс жизни, деятельности, об­щения.

    Валовой внутренний продукт (ВВП) - обобщающий экономический показатель хозяйственной деятельности страны, определяемый как сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, произведенных за год непосредственно внутри страны.

    Разделив ВВП страны на количество граждан, можно полу­чить показатель «ВВП на душу населения». Этот показатель применяется для международных сопоставлений, по нему срав­нивают степень экономического развития и уровень жизни раз­ных стран.

    Валовой национальный продукт - обобщающий эко­номический показатель, определяемый как сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, созданных производителями дан­ной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.

    Этот показатель, характеризуя экономику в целом, позво­ляет оценивать уровень производства и развития экономики, раз­рабатывать экономические прогнозы.

    Вестернизация (от англ. \уез! - запад) - процесс при­дания многим ценностям западной цивилизации (рыночная экономика, протестантская этика, правовое государство, пар­ламентаризм, плюрализм политический и духовный) всеобщей значимости.

    В качестве наиболее яркого примера выступают «американ­ский образ жизни», «американская мечта», «общество всеоб­щего благоденствия», «великое общество», которые определя­ли разные стороны жизни американской нации на протяжении последних пяти десятилетий и активно навязывались другим народам.

    Власть - 1) способность и возможность отдельного че­ловека или группы распоряжаться другими людьми, проводить свою волю, заставлять подчиняться с помощью авторитета, пра­ва, принуждения. Это общественные отношения между носите­лем власти (субъектом власти) и подвластной стороной, при которых субъект власти навязывает свою волю другим лицам и социальным общностям с целью заставить их поступать опре­деленным образом.

    Власть возникла одновременно с появлением общества (родовая, семейная и т. д.), наиболее полное воплощение она получила в государстве.

    В структуре государства власть различается: по иерархиче­скому (выше-, нижестоящие) принципу - центральная, регио­нальная, местная; по сферам общественной жизни - экономическая, политическая, духовная, гражданская, военная, цер­ковная (см. также Разделение властей).

    2) Политическое господство над людьми, их общностями, а также система государственных органов, включая лиц, облечен­ных властными полномочиями.

    Воспитание - приобщение к миру человеческой куль­туры, включающее освоение ценностей, способов и форм дея­тельности, опыта предшествующих поколений. В близком к этому значению довольно часто употребляется понятие социа­лизация. В отличие от социализации воспитание - процесс всегда целенаправленный.

    В науке воспитание традиционно определяется как воздей­ствие на человека с целью его физического, нравственно­го, интеллектуального и эстетического развития, подготовки к семейной, общественной, производственной и культурной жизни.

    Задача воспитания - подготовить индивида к выполнению тех социальных ролей, которые ему предстоит играть в обще­стве. Поэтому система воспитания в каждом обществе опреде­ляется требованиями социальной, экономической и духовной жизни в зависимости от присущих данному обществу специфи­ческих черт. Осуществляется процесс воспитания в ходе соб­ственной активности индивида и под влиянием природной, соци­альной и культурной среды, в том числе специально организо­ванной целенаправленной деятельности родителей и педагогов, взаимодействия воспитателей и воспитуемых, а также воспиту-емых между собой. В этой связи можно выделить:

    А) непосредственное воспитание (родитель - ребенок, учи­тель - ученик и т. п.);

    Б) опосредованное воспитание (создание материальных, се­мейных, политических, бытовых и других условий);

    В) самовоспитание, т. е. творение человеком самого себя в соответствии с его собственными представлениями о себе и мире

    Воспитание содействует принятию общественных ценностей, нравственных и правовых норм, выработке определенных качеств личности, образцов поведения.

    Организация воспитания связана с созданием таких условий жизнедеятельности, которые направляют развитие человека, вырабатывают его опыт самостоятельного решения сложных нравственных проблем. Именно активность человека влия­ет на ход взаимодействия внешних и внутренних процессов Результатом такого взаимодействия выступает индивидуаль­ность человека как уникальный сплав знания, переживания и опыта.

    В воспитании взаимодействуют личность, семья, государ­ственные и общественные организации, в том числе религиоз­ные, учебно-воспитательные заведения, средства массовой ком­муникации и др. Важной задачей является обеспечение един­ства общественного и семейного воспитания. В случае несогла­сованности воспитания в семье и в общественных организаци­ях, учреждениях возможно развитие отклоняющегося поведе­ния человека, нарушения в структуре его личности.

    Законы воспитания и особенности их использования изуча­ет одна из наук о человеке - педагогика.

    Всеобщая декларация прав человека - правовой документ, впервые в истории международных отношений опре­деливший и провозгласивший круг основных неотчуждаемых (ес­тественных, неотъемлемых) прав человека, принадлежащих ему от рождения, а не дарованных свыше государственной властью.

    Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Подписавшие ее государства брали на себя обязательства со­трудничать «в поощрении и развитии уважения к правам чело­века... для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (ст. 1, п. 3). Советский Союз подписал Декларацию в 1988 г.

    Декларация состоит из преамбулы (вводной части) и 30 ста­тей. В круг прав человека, подлежащих всеобщему уважению и соблюдению, входят элементарные права личности (право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и др.); граждан­ские, политические, а также социально-экономические и куль­турные права. Иначе говоря, Декларация охватывает весь круг жизнедеятельности человека.

    В основе всех прав человека лежит принцип равенства. Согласно Декларации, все люди рождаются свободными и рав­ными в своем достоинстве и правах, все равны перед законом и т. д.

    Декларация - это рекомендация, совет, обращение ко всем государствам и гражданам. Она не обладает юридической обязательной силой (подобно закону, принятому государством). Но, как показал многолетний исторический опыт, содержание Декларации обладает огромной морально-политической силой. Она признана во всем мире в качестве стандарта, образца, иде­ала права, к которому должны стремиться все государства.

    Декларация оказывает решающее влияние на национальное законодательство многих стран, а конституции некоторых из них имеют прямые ссылки на нее.

    День принятия Декларации отмечается во всем мире как день прав человека.

    Гениальность (от лат. #ешы$ - дух, духовное в челове­ке) - высшая степень творческой одаренности, ума, талан­та; высший уровень развития способностей, как общих (ин­теллектуальных), так и специальных (музыкальных, математи­ческих, художественных и др.).

    Гениальная личность достигает таких результатов в твор­ческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни обще­ства, в развитии культуры.

    Глобализация - в современном обществознании термин, обозначающий придание каким-либо факторам всемирного зна­чения. Чаше всего употребляется в экономическом смысле: про­никновение капитала в «нужные» страны с помощью современ­ных технологий, организация рабочих мест с учетом потребно­стей сферы услуг (в том числе и туризма) в различных регионах мира и т. д. Термин «глобализация», производный от понятия «гло-балистика» - научного направления, изучающего происхождение, проявление и динамику решения глобальных проблем.

    Глобализация - противоречивый процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на структурную диффе­ренциацию мира (страны богатые - страны бедные), взаимо­отношения стран и взаимодействие их культур. В частности, с процессами глобализации связано обострение проблемы равен­ства и равноправия всех стран и народов в мировом хозяйстве. Особенно наглядно это проявляется в движении антиглобалнс-тов во время проведения саммитов Евросоюза.

    Глобальные проблемы человечества - проблемы, затрагивающие жизненно важные интересы человечества. Осо­бенно ярко выявились во второй половине XX в. в условиях научно-технической революции к возрастания угрозы ядер­ной катастрофы. Главнейшие из них: предотвращение опаснос­тей войн (в том числе локальных) и сохранение мира на Земле; преодоление экологического кризиса и его последствий; борьба с наркоманией, международным терроризмом, стихийными бед­ствиями, избавление человечества от наиболее опасных болез­ней; стабилизация демографической ситуации на планете; борь­ба с голодом и обеспечение продовольствием всех народов мира; преодоление экономической и культурной отсталости ряда реги­онов. Все эти проблемы взаимодействуют, проявляются в об­щемировом масштабе, угрожают гибелью всему человечеству; их эффективное решение требует систематических, коллектив­ных усилий всех государств и народов.

    Госбюджет - финансовый план государства, отражаю­щий его доходы и расходы за определенный период. Готовит­ся правительством, утверждается высшим законодательным ^органом.

    Бюджетные доходы формируются за счет налоговых поступ­лений (пряные н косвенные налоги с доходов населения, фирм) и неналоговых поступлений (платежи и сборы от внешнеэконо­мической деятельности, приватизации, поступления от госу­дарственных займов и др.).

    Бюджетные расходы - финансовые ресурсы, направляе­мые на развитие национального хозяйства и социальные нужды общества Образование, наука, культура и др.).

    Превышение расходов над доходами создает дефицит бюд­жета, основные причины которого - ведение боевых действий, рост расходов на аппарат управления, финансовая поддержка убыточных предприятии, необоснованный рост расходов на со­циальные программы и т. д. Сокращение бюджетного дефицита возможно за счет рационального использования средств, жест­кого контроля за выпуском новых денежных средств, не обеспе­ченных товарами (эмиссией).

    Государственный аппарат - 1) система государст­венных органов и учреждений, посредством которых осуще­ствляется государственная власть и государственное управ­ление.

    Органы государства - организационно и хозяйственно обособленные части государственного аппарата, состоящие из государственных служащих. Признаки государственных органов: бюджетное финансирование; наличие собственной компетен­ции, наличие властных полномочий, обеспечение выполнения стоящих перед органом задач принудительной силой государ­ства.

    По охвату территории государственные органы подразделя­ются на федеральные, органы субъектов федерации, местные органы.

    По ветвям власти выделяют законодательные, исполнитель­ные и судебные органы. Властные полномочия осуществляются государственным аппаратом в трех формах: правотворческой, правоприменительной и правоохранительной. Особенную нагруз­ку по правотворческой деятельности несет в себе законодатель­ная власть в лице парламента; частично ею занимается испол­нительная власть, создавая подзаконные нормативные акты (по­становления министерств и ведомств для своих нижестоящих структур), а также в некоторых случаях - судебная. Исполни­тельной деятельностью занимаются исполнительно-распорядительные (административные) органы во главе с правительством. В России правоохранительная деятельность осуществляется судами, прокуратурой, Счетной палатой, органами юстиции, МВД, ФСБ;

    2) совокупность исполнительных (административных) орга­нов власти, выполняющих повседневную работу по управлению обществом.

    Государственный долг - сумма задолженности госу­дарства внешним и внутренним кредиторам.

    Различают внешний и внутренний долг. Внутренний долг формируется за счет денежных займов (в том числе и в виде ценных бумаг) у населения, хозяйственных и финансовых орга­низаций. Внешний долг образуется за счет займов у других пра­вительств, международных финансовых и хозяйственных орга­низаций.

    Государство - центральная организация политической системы, обладающая верховной властью на определенной территории, имеющая исключительное право издавать общеобя­зательные законы и использовать в необходимых случаях наси­лие. Это институт, отличающийся от гражданского обще­ства, имеющий наделенный властными полномочиями аппарат с особым слоем государственных служащих, а также аппарат принуждения, включающий в себя армию, полицию, разведку, тюрьмы и т. п.

    Государство выполняет внутренние и внешние функции. К внутренним функциям относятся: обеспечение социально-поли­тической стабильности, безопасности и порядка; регулирование экономических процессов, поддержание общих правил хозяй­ствования; развитие средств связи, дорог и других средств обес­печения жизнедеятельности всего общества; социальные, куль­турно-образовательные функции; охрана окружающей среды. Внешние функции: обеспечение национальной безопасности, отстаивание государственных интересов в международных отно­шениях, развитие сотрудничества (экономического, военного, культурного и т. п.) с другими государствами.

    Гражданин - 1) в юридическом (правовом) смысле - лицо, обладающее правом гражданства. Говоря иначе, это при­надлежность лица к государству.

    Гражданство означает устойчивую правовую связь человека с государством и выражается в совокупности их - гражданина и государства - взаимных прав и обязанностей. Быть гражда­нином - значит иметь определенную правоспособность, т. е. обладать всей полнотой прав и свобод, но вместе с тем быть обремененным теми обязанностями, которые определены законодательством страны, прежде всего конституцией - основ­ным законом, а также другими правовыми документами.

    Со своей стороны, государство берет на себя обязательство по отношению к своему гражданину обеспечить реализацию в полном объеме его (гражданина) прав и свобод, защиту и по­кровительство, в том числе и за пределами страны;

    2) с древнейших времен в понятие «гражданин» вкладыва­ется и особый нравственный смысл: быть гражданином - зна­чит занимать определенную моральную позицию, связанную с чувством долга и ответственностью по отношению к своему Оте­честву, народу, национальным ценностям, святыням, культу­ре. Гражданские чувства проявляются в искренних душевных пе­реживаниях за судьбу Родины, горячем желании видеть ее сво­бодной и процветающей, готовности честно трудиться на благо страны, в умении обуздать свой эгоизм, прийти на помощь нуж­дающимся. Вместе с тем гражданская позиция всегда свя­зана с критическим отношением к социальной несправедли­вости. И конечно же, гражданин всегда готов проявить личное мужество, встать на защиту своей страны от любых посяга­тельств.

    Гражданское общество - совокупность негосудар­ственных отношений и институтов, выражающих частные инте­ресы граждан в различных сферах.

    В гражданском обществе утверждаются права человека, реализуются естественные потребности: в материальном благо­получии, семье, воспитании детей, духовном самосовершенст­вовании, образовании, информации, творчестве, общении и т. д.

    Здесь в отличие от вертикальных (государственно-властных отношений) возникают горизонтальные связи и отношения: со­циально-экономические, социокультурные, социально-полити­ческие. Они основаны на юридическом равенстве сторон. В рамках гражданского общества возникают и функционируют не­государственные социальные институты: рыночная эконо­мика, основанная на плюрализме (разнообразии) форм соб­ственности, свободе труда и предпринимательской деятельнос­ти; семья, школа, церковь, средства массовой информации, демократические выборы. К институтам гражданского общества относятся также заинтересованные группы и их добровольные объединения (союзы предпринимателей, экологов, профессио­нальные союзы, клубы по интересам, муниципальные коммуны - местное самоуправление и др.), общественно-политические дви­жения и политические партии. Наряду с политическими парти­ями, общественно-политическими движениями заинтересованные группы, включаясь в политику, осуществляют связь граж­данского общества с правовым государством. Правовое госу­дарство обеспечивает условия для нормальной жизнедеятель­ности гражданского общества; оно подконтрольно этому обще­ству, являясь одним из его институтов.

    Гражданское право - отрасль права, нормы которого регулируют на началах юридического равенства сторон имуще­ственные и связанные с ними личные неимущественные отно­шения.

    Имущественные отношения складываются по поводу мате­риальных благ между гражданами, между организациями и гражданами, между организациями. Они затрагивают отноше­ния собственности, отношения по поводу продажи, обмена, дарения и пр. Личные неимущественные отношения - те, ко­торые возникают, например, в процессе реализации прав ав­торства, защиты чести, достоинства, деловой репутации граж­дан и пр.

    Участниками гражданско-правовых отношений являются государство, юридические лица (коммерческие и некоммерчес­кие организации), физические лица (граждане).

    Гражданские правоотношения возникают на основе опреде­ленных действий: сделок, договоров. Существуют также четыре внедоговорных обязательства, вытекающие из противоправных действий: причинение вреда (ущерба) имуществу либо личнос­ти, неосновательное обогащение. Неисполнение или ненадле­жащее исполнение лицом своих обязанностей влечет за собой гражданско-правовую ответственность, суть ее - компенсиро­вать причиненный материальный и моральный ущерб, восста­новить нарушенные права.

    Основными источниками гражданского права являются Конституция Российского государства, Гражданский кодекс Российского государства, другие законы, например «Об автор­ском праве и смежных правах», «О защите прав потребителей» и пр.

    Гуманизм (от лат. питапиз - человечный, человечес­кий) - 1) в широком смысле - совокупность идей и взглядов, возвышающих достоинство и ценность человеческой личности, ее прав на свободу и справедливость, на благополучие. Гума­низм признает ценность человека как индивидуальности, сво­бодное развитие которой подразумевает создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека. В соответствии с этими идеями лишь благо человека может быть критерием оценки справедливости общества. Идеи гуманизма предполагают большое внимание общества к проблемам личности, ее запросам, интересам; особое значение имеет нравствен­ное воспитание, изучение общественных дисциплин;

    2) в более узком смысле гуманизмом называют светское вольномыслие эпохи Возрождения (середина XIV - середина XVI в.), противостоящее духовному господству церкви и утвер­ждающее достоинство человеческой личности, веру в ее воз­можности и способности.

    Демографическая структура общества - деление населения по таким признакам, как возраст (дети, подростки, молодежь, люди среднего возраста, пожилые люди); пол (муж­чины, женщины); состояние в браке (женатые/замужние, раз­веденные, вдовые); семейное положение (одинокие, семейные); давность проживания в данном населенном пункте (новоселы, старожилы) и др.

    Демократия (греч. аетоз - народ и Ьгагоз - власть) - форма политической организации общества, основанная на при­знании народа источником власти, его права участвовать в ре­шении государственных дел в сочетании с широким кругом прав и свобод. Ее характеризуют следующие признаки: выборность основных органов государства; равноправие граждан, и преж­де всего равенство избирательных прав; политический плю­рализм; решение вопросов большинством голосов; признание ценности мнений и интересов меньшинства; гарантирование со­блюдения прав и свобод человека и гражданина; гласность и т. д.

    Различаются демократия прямая (непосредственная) и представительная (опосредованная).

    К институтам непосредственной демократии относятся ре­ферендумы, всенародные обсуждения политических вопросов и т. п., а представительной - выборные органы и учреждения. В первом случае народ сам, без посредников, выносит то или иное решение, во втором - через депутатов и иных своих пред­ставителей.

    Денежно-кредитная политика - инструмент управ­ления величиной денежной массы и кредитов.

    Одно из направлений финансовой политики государства, призванное обеспечить стабильное развитие экономики. Ос­новные инструменты денежно-кредитной политики: установле­ние учетной ставки процента за кредит и установление нормы обязательных банковских резервов.

    В период экономического спада государство стремится уве­личить денежную массу (количество денег в обращении) и сдер­живает ее рост при экономическом подъеме.

    Деятельность - присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Основное ее содержа­ние - изменение и преобразование мира в интересах людей, направленность на создание того, чего нет в природе, на произ­водство продукта материальной или духовной культуры.

    Деятельность всегда связана с определенной потребнос­тью, она и осуществляется ради удовлетворения потребности. Деятельность проявляется в различных сферах общества. Ей свойственны такие черты, как сознательность, продуктивность, общественный характер. Она включает в себя цель, средства, результат, а сам процесс деятельности обычно состоит из ряда действий или поступков.

    Исходя из различных оснований понятие деятельности трак­туют по-разному. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяется на практическую и духовную. В зависимости от обще­ственных сфер, в которых она протекает, различают эконо­мическую, политическую, социальную деятель­ность и др. Ее можно соотносить с ходом истории и вести речь о прогрессивной или реакционной направленности деятельности. В зависимости от существующих общекультурных ценностей, социальных норм можно определять законную и незаконную, моральную и аморальную дея­тельность. Понятие деятельности можно конкретизировать и в связи с ее социальными формами (коллективная, массовая, ин­дивидуальная), и в зависимости от потенциала нового в ней (ин­новационная, изобретательская, творческая или рутинная).

    Деятельность человека, с одной стороны, является услови­ем существования и развития общества, а с другой - един­ственным эффективным способом стать личностью.

    Духовная жизнь - сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных ду­ховных ценностей, так и творческое созидание новых. Для удоб­ства часто отдельно рассматривают духовную жизнь общества и духовную жизнь личности, каждая из которых имеет свое спе­цифическое содержание.

    Духовная жизнь общества (или духовная сфера жизни общества) охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения куль­туры, религиозные организации, соответствующую деятельность людей. Для деятельности, производимой в этой сфере, харак­терно разделение на два вида: духовно-теоретическую и духов­но-практическую. Духовно-теоретическая деятельность представляет собой производство духовных благ (ценностей). Продуктом духовного производства являются мысли, идеи, тео­рии, идеалы, художественные образы, которые могут принимать форму научных и художественных произведений. Духовно-практическая деятельность - это сохранение, воспроиз­ведение, распределение, распространение, а также потребле­ние (освоение) созданных духовных ценностей, т. е. деятельность, конечным результатом которой является изменение сознания людей.

    Кдуховной жизни л ич н ости (или духовному миру личности), как правило, относят знания, веру, чувства, потреб­ности, способности, стремления людей. Неотъемлемой ее ча­стью является и сфера человеческих эмоций и переживаний. Условием полноценной духовной жизни личности является овладение накопленными обществом в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, т. е. освоение культуры. Степень овла­дения ими характеризует духовную культуру человека.

    Духовная культура - часть общей культуры, совокупный духовный опыт человечества, включающий его интеллектуаль­ную и духовную деятельность и ее результаты.

    Духовная культура охватывает нравственность, науку, об­разование, воспитание, религию, искусство, литературу, пра­во, этику, эстетику. Духовная культура - это внутреннее богатство сознания, степень развитости человека и общества.

    Духовная культура тесно связана с культурой материальной, ибо ни один предмет не может быть создан без сочетания дей­ствий «мыслящей головы» и «исполняющей руки».

    Жизнь - одна из главных тем современных философских размышлений. Актуальность этой теме придали техногенные катастрофы, глобальные проблемы и угроза исчезновения че­ловеческого рода в результате термоядерной войны.

    Долгое время эта проблема была уделом либо естество­знания, либо теологии (миф о сотворении жизни) и лишь с XIX в. стала рассматриваться как процесс человеческого бытия.

    Понятие «жизнь», помимо сугубо биологического и физио­логического аспектов, также обозначает деятельность в техили иных ее проявлениях (культурная жизнь, общественно-по­литическая и т. д.).

    Русский советский математик и физик-теоретик, академик РАН (1991), академик АН СССР (1953) и АН УССР (1948), основатель научных школ по нелинейной механике и теоретической физике, с 1951 - директор лаборатории теоретической физики Объединённого института ядерных исследований (ОИЯИ) в Дубне, с 1965 по 1988 - директор ОИЯИ.


    Николай Боголюбов родился 21 августа 1909 года в Нижнем Новгороде в семье преподавателя богословия, философии и психологии Николая Михайловича Боголюбова, который был также духовным писателем и протоиреем Русской православной церкви. Мать будущего учёного, Ольга Николаевна, была преподавателем музыки.

    В 1921 году семья переехала в Киев. Детство Николая прошло в годы гражданской войны и разрухи, их семья бедствовала, и образованием мальчика занимался его отец. Заметив у сына талант и тягу к физико-математическим наукам, отец брал для него книги в университетской библиотеке. После завершения семилетки Николай уже самостоятельно занимался математикой и физикой. К середине 1922 года его знания по математике и физике были сравнимы с полным университетским курсом.

    В 1925 году, когда Боголюбову было 17 лет, малый президиум Укрглавнауки принял решение: «Ввиду феноменальных способностей по математике, считать Н. Н. Боголюбова на положении аспиранта научно-исследовательской кафедры математики в Киеве».

    В 1934-1958 годах работал в Киевском университете (с 1936 года - профессор). С 1950 года начал работать в математическом иституте АН СССР и Московском университете, с 1958 - также в Объединённом институте ядерных исследований (с 1965 по 1988 - директор). В 1963 был избран академиком-секретарём отделения математики АН СССР, одновременно в 1965-1973 годах - директор Института теоретической физики АН Украины.

    Общественная деятельность

    Много времени и внимания Н. Боголюбов уделял общественной деятельности, он избирался депутатом Верховного Совета СССР 7го и 8го созывов, был участником движения за мир.

    Награды

    За выдающиеся заслуги Н. Боголюбов дважды награждался золотой медалью Героя Социалистического труда, шесть раз - орденами Ленина. Он удостоен золотой медали им. М. А. Лаврентьева, Ленинской премии (1958), Государственной премии СССР (1947, 1953, 1984). Его творческий труд отмечен также высшей наградой Академии Наук - золотой медалью им. М. В. Ломоносова (1985).

    Вклад в науку

    Основные работы академика Боголюбова посвящены вариационному исчислению, приближенным методам математического анализа, дифференциальных уравнений, уравнений математической физики, асимптотическим методам нелинейной механики, теории устойчивости, теории динамических систем и многим другим областям.

    1946 - разработал метод микроскопического вывода кинетических уравнений для классических систем на основе цепочки уравнений для многочастичных функций распределения (так называемой иерархии Боголюбова–Борна–Грина–Кирквуда–Ивона - иерархии ББГКИ).

    1947 - обобщил вывод кинетических уравнений на случай квантовых систем (совм. с К. П. Гуровым).

    1947 - вывел кинетические уравнения в теории сверхтекучести.

    1958 - создал последовательную микроскопическую теорию сверхпроводимости. Впоследствии установил аналогию между явлениями сверхпроводимости и сверхтекучести.

    Вывел дисперсные соотношения, имеющие важное значение в физике элементарных частиц.

    Доказал теорему «об острие клина» в теории функций многих комплексных переменных.

    Также построил новую теорию матриц рассеяния, сформулировал понятия микроскопической причинности, получил важные результаты в квантовой электродинамике. Предложил новый синтез теории Бора квазипериодических функций, развил средства асимптоматического интегрирования нелинейных уравнений, которые описывают колебательные процессы.

    Академик А.А. Логунов, ректор Московского университета, ставил Николая Боголюбова в один ряд с такими учёными как Иван Павлов и Владимир Вернадский , не только по уровню его работ, но и в моральном плане.



    Просмотров