Николай боголюбов. Боголюбов, николай николаевич

БОГОЛЮБОВ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1909–1992), русский математик и физик-теоретик. Родился 8 (21) августа 1909 в Нижнем Новгороде в семье священника. В Советской России в то время существовали правовые ограничения, не позволявшие детям «служителя культа» получить достойное образование, поэтому семья переехала на Украину. В 1921 Боголюбов окончил трудовую школу в селе Высокая Круча и уехал в Киев. Уже в это время проявились его уникальные математические способности: в 13 лет он начал исследования под руководством Н.М.Крылова, в 1924 опубликовал свою первую математическую работу О проведении решений линейных дифференциальных уравнений на бесконечности . В 1925 «в порядке исключения» Боголюбов был принят в аспирантуру на кафедру математики при Академии наук УССР, в 1928 защитил кандидатскую диссертацию О прямых методах вариационного исчисления . В 1930 Академия наук Украины присудила ему степень доктора математики honoris causa (в 1936 степень была подтверждена Президиумом АН СССР).

Начиная с 1931 Боголюбов совместно с Крыловым работал над созданием теории нелинейных колебаний и создал методы асимптотического интегрирования нелинейных уравнений; эти методы были успешно распространены на статистическую механику. В 1945 он впервые сформулировал представление об иерархии времен релаксации в необратимых процессах, а в 1946 создал метод цепочек уравнений для функций распределения комплексов частиц.

Важные результаты получены Боголюбовым в квантовой статистике. Он применил метод кинетических функций распределения к квантовым системам (1947), разработал метод приближенного вторичного квантования для определения спектра слабовозбужденных состояний квантовых систем (1946).

В 1946 Боголюбов дал объяснение сверхтекучести на микроскопическом уровне, а в 1957 создал микроскопическую теорию сверхпроводимости. Тогда впервые была установлена физическая и математическая аналогия между сверхпроводимостью и сверхтекучестью электронов в металлах – оба эти явления обусловлены взаимодействием частиц, в результате которого образуется сверхтекучий конденсат. Частицы конденсата не могут передавать свою энергию частицам вне конденсата, следствием чего является исчезновение вязкости в случае сверхтекучести и электрического сопротивления в случае сверхпроводимости. Эта теория в 1958 была применена к описанию ядерной материи. В 1968 Боголюбов разработал обобщенный метод Хартри – Фока, учитывающий существование коррелированных пар частиц. Ему принадлежит также идея «квазисредних», позволившая значительно продвинуться в разработке теории фазовых переходов.

Долгие годы, с 1928 по 1973, Боголюбов работал в Институте теоретической физики АН Украины, с 1965 был его директором; ныне институт носит его имя. С 1956 работал в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне (ОИЯИ), где основал лабораторию теоретической физики и был ее первым руководителем. В 1965 стал директором ОИЯИ. Боголюбов был также великолепным педагогом: в 1936–1959 преподавал в Киевском университете, с 1950 в МГУ им. М.В.Ломоносова.

В 1946 Боголюбов был избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1948 Академия наук Украины избрала его действительным членом. В 1953 ученый стал действительным членом АН СССР.

Боголюбов был удостоен почетных наград Академии наук СССР: в 1983 ему была вручена Золотая медаль Лаврентьева, в 1984 Золотая медаль Ломоносова, в 1989 Золотая медаль Ляпунова. В 1930 он получил премию академии наук Болоньи, в 1966 премию Хайнеманна Американского физического общества, в 1969 Золотую медаль Гельмгольца АН ГДР, в 1973 Золотую медаль Планка Физического общества ФРГ, в 1974 Золотую медаль Б.Франклина США, в 1981 премию Карпинского, ФРГ, в 1992 медаль Дирака (посмертно). Боголюбов был иностранным членом многих академий.

Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. Боголюбов Л.Н. и др.

5-е изд., доп.- М.: 2018. - 351с. М.: 2014. - 351с. 5-е изд. - М.: 2009. - 351с.

Учебник создан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Он является центральным компонентом учебно-методического комплекта по обществознанию для 10 класса. Работа с учебником обеспечит сформированность у школьников знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов, представлений о современном российском обществе, об основных тенденциях развития мирового сообщества в глобальном мире. Методический аппарат ориентирован на активную работу с различными источниками социальной информации и проектную деятельность.

Формат: pdf (2018, 351с.)

Размер: 80 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Формат: pdf (2014, 351с.)

Размер: 76,5 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Формат: pdf (2009, 351с.)

Размер: 54 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Оглавление
Введение 4
Глава 1. Человек в обществе 7
§ 1. Что такое общество -
§ 2. Общество как сложная система 18
§ 3. Динамика общественного развития 28
§ 4. Социальная сущность человека 42
§ 5. Деятельность - способ существования людей 49
§ 6. Познавательная и коммуникативная деятельность 58
§ 7. Свобода и необходимость в деятельности человека 72
§ 8. Современное общество 80
§ 9. Глобальная угроза международного терроризма 93
Вопросы для повторения к главе 1 100
Глава 2. Общество как мир культуры 101
§ 10. Духовная культура общества -
§11. Духовный мир личности 110
§12. Мораль 120
§ 13. Наука и образование 131
§ 14. Религия и религиозные организации 142
§ 15. Искусство 152
§ 16. Массовая культура 162
Вопросы для повторения к главе 2 173
Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений 175
§ 17. Современные подходы к пониманию права -
§ 18. Право в системе социальных норм 184
§ 19. Источники права 194
§ 20. Правоотношения и правонарушения 207
§ 21. Предпосылки правомерного поведения 217
§ 22. Гражданин Российской Федерации 229
§ 23. Гражданское право 241
§ 24. Семейное право 253
§ 25. Правовое регулирование занятости и трудоустройства 264
§ 26. Экологическое право 277
§ 27. Процессуальные отрасли права 287
§ 28. Конституционное судопроизводство 303
§ 29. Международная защита прав человека 312
§ 30. Правовые основы антитеррористической политики Российского государства 322
Вопросы для повторения к главе 3 332
Заключение. Человек в XXI в. 334
Темы проектов 345
Как успешно подготовиться к ЕГЭ

Дорогие старшеклассники!
Вы держите в руках учебник, который поможет вам познакомиться с жизнью современного общества. Вы становитесь старше и можете теперь значительно глубже разобраться в вопросах, которые в 5-9 классах изучали на элементарном уровне. Знакомство с курсом «Обществознание» поможет вам научиться решать проблемы повседневной жизни, которые возникают перед каждым человеком.
Вы живёте в условиях, значительно отличающихся от тех, которые в пору своей юности застали ваши родители. В наше время в жизни общества происходят существенные перемены. Возрастают целостность мира и взаимозависимость всех частей мирового сообщества, ускоряются темпы изменений, происходит усложнение общественной структуры. Это относится и к российскому обществу, в котором в конце XX в. начался и продолжается сегодня сложный процесс становления демократии, перехода от несвободы к свободе, от диктата авторитарной власти к самоуправлению, формированию многовариантных взаимодополняющих гибких социальных систем, способных к саморегуляции, самоорганизации.
Каждый человек, живущий в нашей стране в XXI в., вступающий в контакт и взаимодействие с другими людьми, учреждениями и организациями гражданского общества, с государством, нуждается в социально-гуманитарных знаниях, которые становятся ориентиром для его деятельности. Без таких знаний невозможно понять всё происходящее в современном обществе, а без такого понимания невозможны верные решения и эффективные действия.
Возможно, у тех из вас, для кого приоритетными являются дисциплины естественно-математического или технологического характера, возникнет вопрос: «Зачем я должен вновь возвращаться к обществознанию? Ведь я собираюсь быть не историком, не философом или социологом, а инженером, математиком, исследователем в области естествознания, техники». Самый лучший ответ на этот вопрос дал в конце XX в. известный учёный в области естественных наук академик Никита Николаевич Моисеев: «Чем больше лет я занимаюсь естественными науками, тем больше мне недостаёт гуманитарного образования, и я могу хорошо проследить, как по мере увеличения моего «гуманитарного ценза» менялась и шкала моих естественно-научных интересов, и шкала ценностей. И такой путь прошли, вероятно, все естественники.

Николай Боголюбов родился в семье преподавателя богословия, философии и психологии, духовного писателя и протоиерея Русской православной церкви Николая Михайловича Боголюбова. Мать будущего учёного, Ольга Николаевна, урождённая Люминарская, была преподавателем музыки.

В 1916 году семья переехала в Киев . Детство Николая прошло в годы гражданской войны, их семья бедствовала, и образованием мальчика занимался его отец. Заметив у сына талант и тягу к физико-математическим наукам, отец брал для него книги в университетской библиотеке. После завершения семилетки Николай уже самостоятельно занимался математикой и физикой. К середине 1922 года его знания по математике и физике были сравнимы с полным университетским курсом. Его учителями были академики Д. А. Граве и Н. М. Крылов.

В 1925 году, когда Боголюбову было 16 лет, малый президиум Укрглавнауки принял решение: «Ввиду феноменальных способностей по математике, считать Н. Н. Боголюбова на положении аспиранта научно-исследовательской кафедры математики в Киеве». В 19 лет защитил кандидатскую диссертацию, а в 1930 году - докторскую.

В 1934-1958 годах работал в Киевском университете (с 1936 года - профессор). В 1950 году начал работать в Математическом институте имени В. А. Стеклова и Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова. С 1950 по 1953 годы возглавлял в Арзамасе-16 математический отдел. С 1956 года также работал в Объединённом институте ядерных исследований (с 1965 по 1988 год являлся его директором). В 1963 году был избран академиком-секретарём отделения математики АН СССР. В период 1965-1973 годов - директор Института теоретической физики АН Украины. Будучи директором ОИЯИ, возглавлял также МИАН.

Был советником президиума РАН, главным редактором журнала «ФЭЧАЯ», членом редакционной коллегии журнала «Теоретическая и математическая физика».

Много времени и внимания уделял общественной деятельности. Избирался депутатом Совета Союза Верховного Совета СССР 7-11 созывов (последний - в 1984 году) от Московской области, был участником Пагуошского движения учёных за мир.

Был православным верующим. А. Н. Боголюбов писал: «Трудно охарактеризовать совокупность интересов Н. Н. Боголюбова, не имевших отношение к математике, физике, механике. Он был универсалом и, как заметил А. Д. Сахаров , знал очень многое… Вся совокупность его знаний была единым целым, и основу его философии составляла его глубокая религиозность (он говорил, что нерелигиозных физиков можно пересчитать на пальцах). Он был сыном православной церкви и всегда, когда ему позволяло время и здоровье, он ходил к вечерне и к обедне в ближайшую церковь.»

Был женат, в браке родились двое сыновей. Старший сын Николай - известный специалист в области математической физики и статистической механики, главный научный сотрудник Математического института имени В. А. Стеклова, член-корреспондент РАН.

Ученики

Галина Иосифовна Бирюк, Иосиф Ильич Гихман,

(Документ)

  • ЕГЭ 2011 - 2 демо варианта по обществознанию к ЕГЭ 2011 (Документ)
  • Демонстративная работа по обществознанию ЕГЭ 2011 года (Документ)
  • Сборник словарей биржевых и экономических терминов (Документ)
  • Боголюбов Н. История корабля. Том 2 (Документ)
  • Боголюбов Н. История корабля. Том 1 (Документ)
  • Мордкович А.Г. Школьный курс математики. Краткий справочник (Документ)
  • Петрунин Ю.Ю. (ред.) и др. Словарь по обществознанию (Документ)
  • Алеев Равиль. Юридический этимологический словарь (Документ)
  • n1.doc

    Абсолютная истина - исчерпывающее, полное, досто­верное знание об объективном мире. Это цель познания, к которой стремятся люди. Одновременно это и бесконечный про­цесс, своеобразный горизонт познания, который отодвигается по мере приближения к нему. Абсолютная истина складывается из суммы относительных истин, т. е. знаний, теорий, поло­жений, которые дают не полное, а только приблизительное и частичное отражение действительности.

    От абсолютной истины следует отличать так называемые вечные истины, которые являются достоверным знанием уже совершившихся единичных фактов (например, факты и даты жизни человека).

    Административное право - отрасль права, регули­рующая общественные отношения в сфере государственного управления. К видам административных отношений относятся: а) внутриаппаратные (служебные) отношения; б) отношения между соподчиненными и несоподчиненными органами государ­ственного управления; в) взаимоотношения исполнительных органов с органами местного самоуправления; г) взаимоотно­шения исполнительных органов с государственными и негосу­дарственными хозяйственными, социально-культурными объ­единениями, предприятиями, учреждениями; д) взаимоотноше­ния исполнительных органов с общественными организация­ми; е) взаимоотношения исполнительных органов с гражданами.

    Особенности административно-правовых отношений: 1) не­пременное участие в них какого-либо органа государственной власти; 2) отсутствие юридического равенства сторон (одна из них обладает определенными властными полномочиями по от­ношению к другой).

    Основными источниками административного права являют­ся: Конституция РФ, законы РФ (например, закон РФ «О милиции»), подзаконные акты (указы президента, постановле­ния правительства, акты министерств и ведомств), международ­ные акты, кодексы, действующие на территории РФ. Важней­шие из них - Кодекс РФ об административных правонаруше­ниях (КоАП), в котором определена ответственность за админи­стративные проступки.

    Административный ресурс - понятие, чаще всего употребляемое в процессе проведения избирательных кампаний. Использование властных полномочий с целью создания заведо­мо неравных условий для кандидатов, избираемых в органы го­сударственной власти или местного самоуправления (давление на средства массовой информации, привлечение штатного ап­парата чиновников и т. д.).

    Атеизм (от греч. атеоз - безбожный) - система взгля­дов, последовательно отрицающая веру в существование Бога и сверхъестественных сил. Атеизм подвергает критике религиоз­ную картину мира и утверждает светское миропонимание.

    Антропология (от греч. апНггороз - человек и 1о§оз - слово, учение) - наука о сущности, происхождении и эволю­ции человека. Естественно-научная и медицинская антрополо­гия изучает биологическую природу человека, ее развитие, оп­ределяет место человека в царстве живых существ. К ней отно­сятся анатомия, физиология, учение о расах и т. п. Философская антропология - философское учение о природе и сущности че­ловека, в самом общем виде призванное ответить на вопрос «Что такое человек?», определить его место и назначение в суще­ствующем мире.

    Безработица - социально-экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения не находит себе рабо­ту, которую эти люди способны выполнять. Безработным счита­ется человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места.

    Причины безработицы обычно вызваны рядом социально-экономических факторов, например, спадом производства, вслед­ствие которых количество желающих получить работу значи­тельно превышает количество рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места.

    Бессознательное - совокупность психических процес­сов, функций и состояний, не представленных в сознании субъек­та. К ним, в частности, относятся желания, влечения, пережи­вания, в которых человек обычно не признается себе и которые по этой причине либо «не допускаются» к сознанию, либо вы­тесняются из него. Бессознательное побуждает человека к тем или иным действиям (поступкам), проявляясь в них в искажен­ном виде; оно часто представлено в сновидениях и переживани­ях, в оговорках, творческих «порывах» и т. д.

    В отличие от сознания (см. Сознательное), бессознательное не отделяет себя от объекта, а сливается с ним в переживании.

    Биоэтика - научное направление в философии, связан­ное с исследованием проблемы человека в единстве природно-биологического и этического аспектов. В сферу научного анализа биоэтики входит широкий круг проблем проявления подлин­ной гуманности: трансплантация органов, эвтаназия (умерщв­ление неизлечимого больного по его просьбе или по просьбе его родственников, если он сам находится долгое время в бес­сознательном состоянии), искусственное зачатие, клонирование и др.

    Биоэтика - междисциплинарная область знания: она име­ет отношение и к медицине, и к юриспруденции, и к биологии, и к антропологии, так как затрагивает самые основы биологи­ческого существования человека, его сущностные характерис­тики.

    Буддизм - одна из древнейших мировых религий (наря­ду с христианством и исламом). Возник в б-5 вв. до н. э. в Древней Индии. Основателем считается Сиддхартха Гаугама, ставший Буддой (просветленным). Буддизм проповедует избав­ление от страданий через самосовершенствование, размышле­ние и созерцание путем отказа от желаний и достижения «выс­шего просветления» - нирваны. В связи с этим основой буд­дизма является учение о четырех благородных истинах: есть стра­дание; есть его причина; есть необходимость избавиться от стра­дания; есть путь освобождения от страдания (нирвана).

    В мире исповедуют буддизм во всем множестве его течений и направлений примерно 500 млн человек.

    Бытие человека - наиболее общее понятие, обознача­ющее: 1) существование человека во всем многообразии его проявлений; 2) реальный процесс жизни, деятельности, об­щения.

    Валовой внутренний продукт (ВВП) - обобщающий экономический показатель хозяйственной деятельности страны, определяемый как сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, произведенных за год непосредственно внутри страны.

    Разделив ВВП страны на количество граждан, можно полу­чить показатель «ВВП на душу населения». Этот показатель применяется для международных сопоставлений, по нему срав­нивают степень экономического развития и уровень жизни раз­ных стран.

    Валовой национальный продукт - обобщающий эко­номический показатель, определяемый как сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, созданных производителями дан­ной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.

    Этот показатель, характеризуя экономику в целом, позво­ляет оценивать уровень производства и развития экономики, раз­рабатывать экономические прогнозы.

    Вестернизация (от англ. \уез! - запад) - процесс при­дания многим ценностям западной цивилизации (рыночная экономика, протестантская этика, правовое государство, пар­ламентаризм, плюрализм политический и духовный) всеобщей значимости.

    В качестве наиболее яркого примера выступают «американ­ский образ жизни», «американская мечта», «общество всеоб­щего благоденствия», «великое общество», которые определя­ли разные стороны жизни американской нации на протяжении последних пяти десятилетий и активно навязывались другим народам.

    Власть - 1) способность и возможность отдельного че­ловека или группы распоряжаться другими людьми, проводить свою волю, заставлять подчиняться с помощью авторитета, пра­ва, принуждения. Это общественные отношения между носите­лем власти (субъектом власти) и подвластной стороной, при которых субъект власти навязывает свою волю другим лицам и социальным общностям с целью заставить их поступать опре­деленным образом.

    Власть возникла одновременно с появлением общества (родовая, семейная и т. д.), наиболее полное воплощение она получила в государстве.

    В структуре государства власть различается: по иерархиче­скому (выше-, нижестоящие) принципу - центральная, регио­нальная, местная; по сферам общественной жизни - экономическая, политическая, духовная, гражданская, военная, цер­ковная (см. также Разделение властей).

    2) Политическое господство над людьми, их общностями, а также система государственных органов, включая лиц, облечен­ных властными полномочиями.

    Воспитание - приобщение к миру человеческой куль­туры, включающее освоение ценностей, способов и форм дея­тельности, опыта предшествующих поколений. В близком к этому значению довольно часто употребляется понятие социа­лизация. В отличие от социализации воспитание - процесс всегда целенаправленный.

    В науке воспитание традиционно определяется как воздей­ствие на человека с целью его физического, нравственно­го, интеллектуального и эстетического развития, подготовки к семейной, общественной, производственной и культурной жизни.

    Задача воспитания - подготовить индивида к выполнению тех социальных ролей, которые ему предстоит играть в обще­стве. Поэтому система воспитания в каждом обществе опреде­ляется требованиями социальной, экономической и духовной жизни в зависимости от присущих данному обществу специфи­ческих черт. Осуществляется процесс воспитания в ходе соб­ственной активности индивида и под влиянием природной, соци­альной и культурной среды, в том числе специально организо­ванной целенаправленной деятельности родителей и педагогов, взаимодействия воспитателей и воспитуемых, а также воспиту-емых между собой. В этой связи можно выделить:

    А) непосредственное воспитание (родитель - ребенок, учи­тель - ученик и т. п.);

    Б) опосредованное воспитание (создание материальных, се­мейных, политических, бытовых и других условий);

    В) самовоспитание, т. е. творение человеком самого себя в соответствии с его собственными представлениями о себе и мире

    Воспитание содействует принятию общественных ценностей, нравственных и правовых норм, выработке определенных качеств личности, образцов поведения.

    Организация воспитания связана с созданием таких условий жизнедеятельности, которые направляют развитие человека, вырабатывают его опыт самостоятельного решения сложных нравственных проблем. Именно активность человека влия­ет на ход взаимодействия внешних и внутренних процессов Результатом такого взаимодействия выступает индивидуаль­ность человека как уникальный сплав знания, переживания и опыта.

    В воспитании взаимодействуют личность, семья, государ­ственные и общественные организации, в том числе религиоз­ные, учебно-воспитательные заведения, средства массовой ком­муникации и др. Важной задачей является обеспечение един­ства общественного и семейного воспитания. В случае несогла­сованности воспитания в семье и в общественных организаци­ях, учреждениях возможно развитие отклоняющегося поведе­ния человека, нарушения в структуре его личности.

    Законы воспитания и особенности их использования изуча­ет одна из наук о человеке - педагогика.

    Всеобщая декларация прав человека - правовой документ, впервые в истории международных отношений опре­деливший и провозгласивший круг основных неотчуждаемых (ес­тественных, неотъемлемых) прав человека, принадлежащих ему от рождения, а не дарованных свыше государственной властью.

    Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Подписавшие ее государства брали на себя обязательства со­трудничать «в поощрении и развитии уважения к правам чело­века... для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (ст. 1, п. 3). Советский Союз подписал Декларацию в 1988 г.

    Декларация состоит из преамбулы (вводной части) и 30 ста­тей. В круг прав человека, подлежащих всеобщему уважению и соблюдению, входят элементарные права личности (право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и др.); граждан­ские, политические, а также социально-экономические и куль­турные права. Иначе говоря, Декларация охватывает весь круг жизнедеятельности человека.

    В основе всех прав человека лежит принцип равенства. Согласно Декларации, все люди рождаются свободными и рав­ными в своем достоинстве и правах, все равны перед законом и т. д.

    Декларация - это рекомендация, совет, обращение ко всем государствам и гражданам. Она не обладает юридической обязательной силой (подобно закону, принятому государством). Но, как показал многолетний исторический опыт, содержание Декларации обладает огромной морально-политической силой. Она признана во всем мире в качестве стандарта, образца, иде­ала права, к которому должны стремиться все государства.

    Декларация оказывает решающее влияние на национальное законодательство многих стран, а конституции некоторых из них имеют прямые ссылки на нее.

    День принятия Декларации отмечается во всем мире как день прав человека.

    Гениальность (от лат. #ешы$ - дух, духовное в челове­ке) - высшая степень творческой одаренности, ума, талан­та; высший уровень развития способностей, как общих (ин­теллектуальных), так и специальных (музыкальных, математи­ческих, художественных и др.).

    Гениальная личность достигает таких результатов в твор­ческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни обще­ства, в развитии культуры.

    Глобализация - в современном обществознании термин, обозначающий придание каким-либо факторам всемирного зна­чения. Чаше всего употребляется в экономическом смысле: про­никновение капитала в «нужные» страны с помощью современ­ных технологий, организация рабочих мест с учетом потребно­стей сферы услуг (в том числе и туризма) в различных регионах мира и т. д. Термин «глобализация», производный от понятия «гло-балистика» - научного направления, изучающего происхождение, проявление и динамику решения глобальных проблем.

    Глобализация - противоречивый процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на структурную диффе­ренциацию мира (страны богатые - страны бедные), взаимо­отношения стран и взаимодействие их культур. В частности, с процессами глобализации связано обострение проблемы равен­ства и равноправия всех стран и народов в мировом хозяйстве. Особенно наглядно это проявляется в движении антиглобалнс-тов во время проведения саммитов Евросоюза.

    Глобальные проблемы человечества - проблемы, затрагивающие жизненно важные интересы человечества. Осо­бенно ярко выявились во второй половине XX в. в условиях научно-технической революции к возрастания угрозы ядер­ной катастрофы. Главнейшие из них: предотвращение опаснос­тей войн (в том числе локальных) и сохранение мира на Земле; преодоление экологического кризиса и его последствий; борьба с наркоманией, международным терроризмом, стихийными бед­ствиями, избавление человечества от наиболее опасных болез­ней; стабилизация демографической ситуации на планете; борь­ба с голодом и обеспечение продовольствием всех народов мира; преодоление экономической и культурной отсталости ряда реги­онов. Все эти проблемы взаимодействуют, проявляются в об­щемировом масштабе, угрожают гибелью всему человечеству; их эффективное решение требует систематических, коллектив­ных усилий всех государств и народов.

    Госбюджет - финансовый план государства, отражаю­щий его доходы и расходы за определенный период. Готовит­ся правительством, утверждается высшим законодательным ^органом.

    Бюджетные доходы формируются за счет налоговых поступ­лений (пряные н косвенные налоги с доходов населения, фирм) и неналоговых поступлений (платежи и сборы от внешнеэконо­мической деятельности, приватизации, поступления от госу­дарственных займов и др.).

    Бюджетные расходы - финансовые ресурсы, направляе­мые на развитие национального хозяйства и социальные нужды общества Образование, наука, культура и др.).

    Превышение расходов над доходами создает дефицит бюд­жета, основные причины которого - ведение боевых действий, рост расходов на аппарат управления, финансовая поддержка убыточных предприятии, необоснованный рост расходов на со­циальные программы и т. д. Сокращение бюджетного дефицита возможно за счет рационального использования средств, жест­кого контроля за выпуском новых денежных средств, не обеспе­ченных товарами (эмиссией).

    Государственный аппарат - 1) система государст­венных органов и учреждений, посредством которых осуще­ствляется государственная власть и государственное управ­ление.

    Органы государства - организационно и хозяйственно обособленные части государственного аппарата, состоящие из государственных служащих. Признаки государственных органов: бюджетное финансирование; наличие собственной компетен­ции, наличие властных полномочий, обеспечение выполнения стоящих перед органом задач принудительной силой государ­ства.

    По охвату территории государственные органы подразделя­ются на федеральные, органы субъектов федерации, местные органы.

    По ветвям власти выделяют законодательные, исполнитель­ные и судебные органы. Властные полномочия осуществляются государственным аппаратом в трех формах: правотворческой, правоприменительной и правоохранительной. Особенную нагруз­ку по правотворческой деятельности несет в себе законодатель­ная власть в лице парламента; частично ею занимается испол­нительная власть, создавая подзаконные нормативные акты (по­становления министерств и ведомств для своих нижестоящих структур), а также в некоторых случаях - судебная. Исполни­тельной деятельностью занимаются исполнительно-распорядительные (административные) органы во главе с правительством. В России правоохранительная деятельность осуществляется судами, прокуратурой, Счетной палатой, органами юстиции, МВД, ФСБ;

    2) совокупность исполнительных (административных) орга­нов власти, выполняющих повседневную работу по управлению обществом.

    Государственный долг - сумма задолженности госу­дарства внешним и внутренним кредиторам.

    Различают внешний и внутренний долг. Внутренний долг формируется за счет денежных займов (в том числе и в виде ценных бумаг) у населения, хозяйственных и финансовых орга­низаций. Внешний долг образуется за счет займов у других пра­вительств, международных финансовых и хозяйственных орга­низаций.

    Государство - центральная организация политической системы, обладающая верховной властью на определенной территории, имеющая исключительное право издавать общеобя­зательные законы и использовать в необходимых случаях наси­лие. Это институт, отличающийся от гражданского обще­ства, имеющий наделенный властными полномочиями аппарат с особым слоем государственных служащих, а также аппарат принуждения, включающий в себя армию, полицию, разведку, тюрьмы и т. п.

    Государство выполняет внутренние и внешние функции. К внутренним функциям относятся: обеспечение социально-поли­тической стабильности, безопасности и порядка; регулирование экономических процессов, поддержание общих правил хозяй­ствования; развитие средств связи, дорог и других средств обес­печения жизнедеятельности всего общества; социальные, куль­турно-образовательные функции; охрана окружающей среды. Внешние функции: обеспечение национальной безопасности, отстаивание государственных интересов в международных отно­шениях, развитие сотрудничества (экономического, военного, культурного и т. п.) с другими государствами.

    Гражданин - 1) в юридическом (правовом) смысле - лицо, обладающее правом гражданства. Говоря иначе, это при­надлежность лица к государству.

    Гражданство означает устойчивую правовую связь человека с государством и выражается в совокупности их - гражданина и государства - взаимных прав и обязанностей. Быть гражда­нином - значит иметь определенную правоспособность, т. е. обладать всей полнотой прав и свобод, но вместе с тем быть обремененным теми обязанностями, которые определены законодательством страны, прежде всего конституцией - основ­ным законом, а также другими правовыми документами.

    Со своей стороны, государство берет на себя обязательство по отношению к своему гражданину обеспечить реализацию в полном объеме его (гражданина) прав и свобод, защиту и по­кровительство, в том числе и за пределами страны;

    2) с древнейших времен в понятие «гражданин» вкладыва­ется и особый нравственный смысл: быть гражданином - зна­чит занимать определенную моральную позицию, связанную с чувством долга и ответственностью по отношению к своему Оте­честву, народу, национальным ценностям, святыням, культу­ре. Гражданские чувства проявляются в искренних душевных пе­реживаниях за судьбу Родины, горячем желании видеть ее сво­бодной и процветающей, готовности честно трудиться на благо страны, в умении обуздать свой эгоизм, прийти на помощь нуж­дающимся. Вместе с тем гражданская позиция всегда свя­зана с критическим отношением к социальной несправедли­вости. И конечно же, гражданин всегда готов проявить личное мужество, встать на защиту своей страны от любых посяга­тельств.

    Гражданское общество - совокупность негосудар­ственных отношений и институтов, выражающих частные инте­ресы граждан в различных сферах.

    В гражданском обществе утверждаются права человека, реализуются естественные потребности: в материальном благо­получии, семье, воспитании детей, духовном самосовершенст­вовании, образовании, информации, творчестве, общении и т. д.

    Здесь в отличие от вертикальных (государственно-властных отношений) возникают горизонтальные связи и отношения: со­циально-экономические, социокультурные, социально-полити­ческие. Они основаны на юридическом равенстве сторон. В рамках гражданского общества возникают и функционируют не­государственные социальные институты: рыночная эконо­мика, основанная на плюрализме (разнообразии) форм соб­ственности, свободе труда и предпринимательской деятельнос­ти; семья, школа, церковь, средства массовой информации, демократические выборы. К институтам гражданского общества относятся также заинтересованные группы и их добровольные объединения (союзы предпринимателей, экологов, профессио­нальные союзы, клубы по интересам, муниципальные коммуны - местное самоуправление и др.), общественно-политические дви­жения и политические партии. Наряду с политическими парти­ями, общественно-политическими движениями заинтересованные группы, включаясь в политику, осуществляют связь граж­данского общества с правовым государством. Правовое госу­дарство обеспечивает условия для нормальной жизнедеятель­ности гражданского общества; оно подконтрольно этому обще­ству, являясь одним из его институтов.

    Гражданское право - отрасль права, нормы которого регулируют на началах юридического равенства сторон имуще­ственные и связанные с ними личные неимущественные отно­шения.

    Имущественные отношения складываются по поводу мате­риальных благ между гражданами, между организациями и гражданами, между организациями. Они затрагивают отноше­ния собственности, отношения по поводу продажи, обмена, дарения и пр. Личные неимущественные отношения - те, ко­торые возникают, например, в процессе реализации прав ав­торства, защиты чести, достоинства, деловой репутации граж­дан и пр.

    Участниками гражданско-правовых отношений являются государство, юридические лица (коммерческие и некоммерчес­кие организации), физические лица (граждане).

    Гражданские правоотношения возникают на основе опреде­ленных действий: сделок, договоров. Существуют также четыре внедоговорных обязательства, вытекающие из противоправных действий: причинение вреда (ущерба) имуществу либо личнос­ти, неосновательное обогащение. Неисполнение или ненадле­жащее исполнение лицом своих обязанностей влечет за собой гражданско-правовую ответственность, суть ее - компенсиро­вать причиненный материальный и моральный ущерб, восста­новить нарушенные права.

    Основными источниками гражданского права являются Конституция Российского государства, Гражданский кодекс Российского государства, другие законы, например «Об автор­ском праве и смежных правах», «О защите прав потребителей» и пр.

    Гуманизм (от лат. питапиз - человечный, человечес­кий) - 1) в широком смысле - совокупность идей и взглядов, возвышающих достоинство и ценность человеческой личности, ее прав на свободу и справедливость, на благополучие. Гума­низм признает ценность человека как индивидуальности, сво­бодное развитие которой подразумевает создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека. В соответствии с этими идеями лишь благо человека может быть критерием оценки справедливости общества. Идеи гуманизма предполагают большое внимание общества к проблемам личности, ее запросам, интересам; особое значение имеет нравствен­ное воспитание, изучение общественных дисциплин;

    2) в более узком смысле гуманизмом называют светское вольномыслие эпохи Возрождения (середина XIV - середина XVI в.), противостоящее духовному господству церкви и утвер­ждающее достоинство человеческой личности, веру в ее воз­можности и способности.

    Демографическая структура общества - деление населения по таким признакам, как возраст (дети, подростки, молодежь, люди среднего возраста, пожилые люди); пол (муж­чины, женщины); состояние в браке (женатые/замужние, раз­веденные, вдовые); семейное положение (одинокие, семейные); давность проживания в данном населенном пункте (новоселы, старожилы) и др.

    Демократия (греч. аетоз - народ и Ьгагоз - власть) - форма политической организации общества, основанная на при­знании народа источником власти, его права участвовать в ре­шении государственных дел в сочетании с широким кругом прав и свобод. Ее характеризуют следующие признаки: выборность основных органов государства; равноправие граждан, и преж­де всего равенство избирательных прав; политический плю­рализм; решение вопросов большинством голосов; признание ценности мнений и интересов меньшинства; гарантирование со­блюдения прав и свобод человека и гражданина; гласность и т. д.

    Различаются демократия прямая (непосредственная) и представительная (опосредованная).

    К институтам непосредственной демократии относятся ре­ферендумы, всенародные обсуждения политических вопросов и т. п., а представительной - выборные органы и учреждения. В первом случае народ сам, без посредников, выносит то или иное решение, во втором - через депутатов и иных своих пред­ставителей.

    Денежно-кредитная политика - инструмент управ­ления величиной денежной массы и кредитов.

    Одно из направлений финансовой политики государства, призванное обеспечить стабильное развитие экономики. Ос­новные инструменты денежно-кредитной политики: установле­ние учетной ставки процента за кредит и установление нормы обязательных банковских резервов.

    В период экономического спада государство стремится уве­личить денежную массу (количество денег в обращении) и сдер­живает ее рост при экономическом подъеме.

    Деятельность - присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Основное ее содержа­ние - изменение и преобразование мира в интересах людей, направленность на создание того, чего нет в природе, на произ­водство продукта материальной или духовной культуры.

    Деятельность всегда связана с определенной потребнос­тью, она и осуществляется ради удовлетворения потребности. Деятельность проявляется в различных сферах общества. Ей свойственны такие черты, как сознательность, продуктивность, общественный характер. Она включает в себя цель, средства, результат, а сам процесс деятельности обычно состоит из ряда действий или поступков.

    Исходя из различных оснований понятие деятельности трак­туют по-разному. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяется на практическую и духовную. В зависимости от обще­ственных сфер, в которых она протекает, различают эконо­мическую, политическую, социальную деятель­ность и др. Ее можно соотносить с ходом истории и вести речь о прогрессивной или реакционной направленности деятельности. В зависимости от существующих общекультурных ценностей, социальных норм можно определять законную и незаконную, моральную и аморальную дея­тельность. Понятие деятельности можно конкретизировать и в связи с ее социальными формами (коллективная, массовая, ин­дивидуальная), и в зависимости от потенциала нового в ней (ин­новационная, изобретательская, творческая или рутинная).

    Деятельность человека, с одной стороны, является услови­ем существования и развития общества, а с другой - един­ственным эффективным способом стать личностью.

    Духовная жизнь - сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных ду­ховных ценностей, так и творческое созидание новых. Для удоб­ства часто отдельно рассматривают духовную жизнь общества и духовную жизнь личности, каждая из которых имеет свое спе­цифическое содержание.

    Духовная жизнь общества (или духовная сфера жизни общества) охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения куль­туры, религиозные организации, соответствующую деятельность людей. Для деятельности, производимой в этой сфере, харак­терно разделение на два вида: духовно-теоретическую и духов­но-практическую. Духовно-теоретическая деятельность представляет собой производство духовных благ (ценностей). Продуктом духовного производства являются мысли, идеи, тео­рии, идеалы, художественные образы, которые могут принимать форму научных и художественных произведений. Духовно-практическая деятельность - это сохранение, воспроиз­ведение, распределение, распространение, а также потребле­ние (освоение) созданных духовных ценностей, т. е. деятельность, конечным результатом которой является изменение сознания людей.

    Кдуховной жизни л ич н ости (или духовному миру личности), как правило, относят знания, веру, чувства, потреб­ности, способности, стремления людей. Неотъемлемой ее ча­стью является и сфера человеческих эмоций и переживаний. Условием полноценной духовной жизни личности является овладение накопленными обществом в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, т. е. освоение культуры. Степень овла­дения ими характеризует духовную культуру человека.

    Духовная культура - часть общей культуры, совокупный духовный опыт человечества, включающий его интеллектуаль­ную и духовную деятельность и ее результаты.

    Духовная культура охватывает нравственность, науку, об­разование, воспитание, религию, искусство, литературу, пра­во, этику, эстетику. Духовная культура - это внутреннее богатство сознания, степень развитости человека и общества.

    Духовная культура тесно связана с культурой материальной, ибо ни один предмет не может быть создан без сочетания дей­ствий «мыслящей головы» и «исполняющей руки».

    Жизнь - одна из главных тем современных философских размышлений. Актуальность этой теме придали техногенные катастрофы, глобальные проблемы и угроза исчезновения че­ловеческого рода в результате термоядерной войны.

    Долгое время эта проблема была уделом либо естество­знания, либо теологии (миф о сотворении жизни) и лишь с XIX в. стала рассматриваться как процесс человеческого бытия.

    Понятие «жизнь», помимо сугубо биологического и физио­логического аспектов, также обозначает деятельность в техили иных ее проявлениях (культурная жизнь, общественно-по­литическая и т. д.).

    Памяти Леонида Наумовича Боголюбова (1930–2018)

    10 января 2018 года не стало Леонида Наумовича Боголюбова - доктора педагогических наук, профессора, академика РАО. Доброжелательного, мудрого человека, вырастившего целую плеяду учителей истории и обществознания…

    Леонид Наумович Боголюбов

    Михаил Левит, замдиректора, учитель истории ГБОУ «Школа № 1514», кандидат педагогических наук

    Я учился у Леонида Наумовича с 9-го класса. Пришёл в класс, который он создал. Кажется, он тогда уже был кандидатом педагогических наук - и устроил научный эксперимент. Наш класс был единственным во всём Советском Союзе классом с углублённым изучением истории и обществоведения. После реформы 1958 года в стране стали появляться математические классы, классы с углублённым изучением иностранных языков. А «историков» не было. И в советское время таких экспериментальных классов было всего два, включая наш. Они не получили распространения, скорее всего, по идеологическим соображениям.

    Но у нас в 49-й школе на Петровке эксперимент состоялся. Леонид Наумович был штатным сотрудником школы, учителем.

    Хотя к этому времени он уже преподавал не только в школе, но и в МГПИ имени Ленина, вёл там методику преподавания истории и, возможно, курс научного коммунизма. Занимался новейшей историей, главным образом ХХ века.

    Он и у нас вёл историю, начиная с Парижской коммуны. Тот первый урок про коммуну запомнился. Я сразу «ударился» в то, что называется «настоящий преподаватель истории». Это было полноценное умственное воспитание. Не было отдельно объяснений и опросов. Леонид Наумович давал метод познания. На уроках и дома нам нужно было писать, решать сложные интеллектуальные задачки, даже рецензировать книги… Например, на одном из первых уроков мы получили задание: прочитать книгу о Ярославе Домбровском и написать на неё рецензию.

    У нас было 8 часов истории в неделю, а по другим предметам всё прлисходило, как в обычной школе, без поблажек. Нагрузка существенная! При том, что в классе всерьёз интересовались историей человек 10–12, а вообще-то класс был неровный. Думаю, эксперимент реализовался не полностью. Боголюбов «зацепил» историей не всех, но обучил всех, весь класс. На выпускном экзамене не было ни одной четвёрки. Подтвердилось правило: огурцы, положенные в банку, станут солёными, хотят они того или не хотят.

    Какое впечатление он производил? В класс входил олимпиец. При этом он никогда не прибегал к котурнам, не прибегал ни к артистическим эффектам, ни к громогласной речи. Он заражал интеллектом. Это была красота чистого ума. Такого я больше никогда не видел. Он не устраивал никаких зачётов. Говорил он негромко, но быстро, очень быстро, при этом внятно и чётко. С его голоса всё легко запоминалось. Успел крючки поставить в конспекте - и уже не забудешь.

    Его знания были обширны, глубоки, чрезвычайно системны, а мышление отличалось блестящей логикой. Память никогда его не подводила. Ни разу не видел, чтобы на уроках или на лекциях он заглянул в «бумажку». И с тех пор я, честно говоря, с предубеждениям отношусь к учителям, которым на уроках требуются записи.

    Он умел даже наши шалости незаметно превращать в часть общего интеллектуального замысла.

    После школы общался я с ним всегда почтительно и с восхищением. Он был удивительным учителем. Честно говоря, я не могу понять, почему он ушёл из школы, на много лет ограничил себя работой со студентами. Когда я его об этом спрашивал, Леонид Наумович только отстранённо улыбался. И не отвечал. Он пришёл к нам в школу со своим знаменитым учебником, стал полным академиком РАО - единственный из предметников.

    Он принадлежал к классическим шестидесятникам - и по поколению, и по духу. И его главной особенностью была приверженность идеям Просвещения. Леонид Наумович был убеждён: если научить человека правильно мыслить, он будет правильно жить. Это может показаться наивным, но скольким людям эта вера помогла! Такие убеждения были свойственны шестидесятникам. Лучшим из них, тем, кто составил славу этого поколения. Жил он скромно. Его квартира - это, по сути, огромная библиотека. Обстановка в комнатах служила для поддержания книг.

    Во-вторых, он был советским интеллигентом в полном смысле этого понятия. Тут важны семейные традиции. Мы ведь знали и его отца - к тому времени уже очень пожилого человека. Он был участником Гражданской войны, политработником. В 10-м классе вёл у нас спецкурс «Основы партийной политической работы». Не больше и не меньше. Рассказывал, как вести партийный журнал, делать фронтовую газету. Такой опыт у него имелся. Словом, Леонид Наумович был воспитан в коммунистической доктрине. При этом он никогда не был догматиком. Просто, как и многие думающие интеллигенты с «просвещенческими» корнями, был убеждён в правоте марксизма вследствие его логичности и универсальности. Всё это есть и в его книгах. И, кстати, не изменил своим убеждениям, когда они вышли из моды. Не отказался от гегельянства и марксизма или постмарксизма, от формационного подхода. И его учебник обществознания - единственный за последние десятилетия учебник, в котором есть метод - как стержень. Ничего близкого по эффективности нет. Современным гуманитарным учебникам остро не хватает системности. А учебник Боголюбова ещё и совершенствовался с каждым новым переизданием.

    Ушёл последний представитель советской педагогики и методики. Но после Леонида Наумовича осталась обширная школа. Он ведь и организатором был сильным, создал лабораторию, прямо или косвенно повлиял на многих педагогов, учёных. Его студенты стали кандидатами и докторами. А у каждого из них - тоже ученики.

    Антон Молев, председатель Комиссии Мосгордумы по образованию, кандидат философских наук

    С именем Леонида Наумовича Боголюбова связана целая эпоха развития российской школы. Можно говорить о разных сторонах его педагогической деятельности. Я упомяну лишь об одной. В сер. 1990-х по инициативе и под непосредственным руководством Леонида Боголюбова был разработан принципиально новый междисциплинарный учебный предмет - «Обществознание».

    Напомню, что в тот период преподавание гуманитарных дисциплин находилось в весьма плачевном состоянии. К концу 1980-х годов марксистско-ленинские представления об истории и законах развития общества оказались дискредитированы в глазах общества. Вместе с этим «на свалку истории» попали и советские учебники по истории, обществоведению, литературе. Сейчас это трудно представить, но тогда школа на протяжении нескольких лет вообще жила без учебников гуманитарного профиля.

    Историки и словесники сравнительно быстро смогли предложить обществу и школе курсы преподаваний своих предметов и соответствующий спектр разнообразных учебных пособий. Думаю, в тот момент труднее всего было создать полноценный, современный курс обществознания. Курс, призванный решать непростые задачи по формированию общегуманитарной научной картины мира, постижению основ общественного устройства, новому пониманию роли человека в этом устройстве, а также создавать условия для гражданского становления личности, её социализации, получения необходимых практических навыков для жизни в быстро изменяющемся мире. Именно эту задачу решал коллектив специалистов, душой которого оставался Боголюбов.

    При этом, являясь признанным учёным, членом-корреспондентом, а затем и академиком РАО, Леонид Наумович находил время для преподавания в школе, не терял связь с реальной учительской практикой. Выпущенный под его редакцией учебник обществознания проходил постоянную обкатку, в том числе и с участием самого академика Боголюбова, на экспериментальных учебных площадках, одной из которых была и наша гимназия-лаборатория № 1505.

    Ученики и коллеги Леонида Наумовича Боголюбова стали одними из лучших представителей учительской профессии. Фактически он основал школу, которая продолжила его дело и на протяжении многих лет до сих пор развивает и модернизирует блок обществоведческих дисциплин в системе общего образования.



    Просмотров