Николай боголюбов. Боголюбов, николай николаевич
БОГОЛЮБОВ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1909–1992), русский математик и физик-теоретик. Родился 8 (21) августа 1909 в Нижнем Новгороде в семье священника. В Советской России в то время существовали правовые ограничения, не позволявшие детям «служителя культа» получить достойное образование, поэтому семья переехала на Украину. В 1921 Боголюбов окончил трудовую школу в селе Высокая Круча и уехал в Киев. Уже в это время проявились его уникальные математические способности: в 13 лет он начал исследования под руководством Н.М.Крылова, в 1924 опубликовал свою первую математическую работу О проведении решений линейных дифференциальных уравнений на бесконечности . В 1925 «в порядке исключения» Боголюбов был принят в аспирантуру на кафедру математики при Академии наук УССР, в 1928 защитил кандидатскую диссертацию О прямых методах вариационного исчисления . В 1930 Академия наук Украины присудила ему степень доктора математики honoris causa (в 1936 степень была подтверждена Президиумом АН СССР).
Начиная с 1931 Боголюбов совместно с Крыловым работал над созданием теории нелинейных колебаний и создал методы асимптотического интегрирования нелинейных уравнений; эти методы были успешно распространены на статистическую механику. В 1945 он впервые сформулировал представление об иерархии времен релаксации в необратимых процессах, а в 1946 создал метод цепочек уравнений для функций распределения комплексов частиц.
Важные результаты получены Боголюбовым в квантовой статистике. Он применил метод кинетических функций распределения к квантовым системам (1947), разработал метод приближенного вторичного квантования для определения спектра слабовозбужденных состояний квантовых систем (1946).
В 1946 Боголюбов дал объяснение сверхтекучести на микроскопическом уровне, а в 1957 создал микроскопическую теорию сверхпроводимости. Тогда впервые была установлена физическая и математическая аналогия между сверхпроводимостью и сверхтекучестью электронов в металлах – оба эти явления обусловлены взаимодействием частиц, в результате которого образуется сверхтекучий конденсат. Частицы конденсата не могут передавать свою энергию частицам вне конденсата, следствием чего является исчезновение вязкости в случае сверхтекучести и электрического сопротивления в случае сверхпроводимости. Эта теория в 1958 была применена к описанию ядерной материи. В 1968 Боголюбов разработал обобщенный метод Хартри – Фока, учитывающий существование коррелированных пар частиц. Ему принадлежит также идея «квазисредних», позволившая значительно продвинуться в разработке теории фазовых переходов.
Долгие годы, с 1928 по 1973, Боголюбов работал в Институте теоретической физики АН Украины, с 1965 был его директором; ныне институт носит его имя. С 1956 работал в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне (ОИЯИ), где основал лабораторию теоретической физики и был ее первым руководителем. В 1965 стал директором ОИЯИ. Боголюбов был также великолепным педагогом: в 1936–1959 преподавал в Киевском университете, с 1950 в МГУ им. М.В.Ломоносова.
В 1946 Боголюбов был избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1948 Академия наук Украины избрала его действительным членом. В 1953 ученый стал действительным членом АН СССР.
Боголюбов был удостоен почетных наград Академии наук СССР: в 1983 ему была вручена Золотая медаль Лаврентьева, в 1984 Золотая медаль Ломоносова, в 1989 Золотая медаль Ляпунова. В 1930 он получил премию академии наук Болоньи, в 1966 премию Хайнеманна Американского физического общества, в 1969 Золотую медаль Гельмгольца АН ГДР, в 1973 Золотую медаль Планка Физического общества ФРГ, в 1974 Золотую медаль Б.Франклина США, в 1981 премию Карпинского, ФРГ, в 1992 медаль Дирака (посмертно). Боголюбов был иностранным членом многих академий.
Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. Боголюбов Л.Н. и др.
5-е изд., доп.- М.: 2018. - 351с. М.: 2014. - 351с. 5-е изд. - М.: 2009. - 351с.
Учебник создан в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования. Он является центральным компонентом учебно-методического комплекта
по обществознанию для 10 класса. Работа с учебником обеспечит сформированность у
школьников знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и
взаимодействии его основных сфер и институтов, представлений о современном
российском обществе, об основных тенденциях развития мирового сообщества в
глобальном мире. Методический аппарат ориентирован на активную работу с
различными источниками социальной информации и проектную деятельность.
Формат: pdf (2018, 351с.)
Размер: 80 Мб
Смотреть, скачать: drive.google
Формат: pdf (2014, 351с.)
Размер: 76,5 Мб
Смотреть, скачать: drive.google
Формат: pdf (2009, 351с.)
Размер: 54 Мб
Смотреть, скачать: drive.google
Оглавление
Введение 4
Глава 1. Человек в обществе 7
§ 1. Что такое общество -
§ 2. Общество как сложная система 18
§ 3. Динамика общественного развития 28
§ 4. Социальная сущность человека 42
§ 5. Деятельность - способ существования людей 49
§ 6. Познавательная и коммуникативная деятельность 58
§ 7. Свобода и необходимость в деятельности человека 72
§ 8. Современное общество 80
§ 9. Глобальная угроза международного терроризма 93
Вопросы для повторения к главе 1 100
Глава 2. Общество как мир культуры 101
§ 10. Духовная культура общества -
§11. Духовный мир личности 110
§12. Мораль 120
§ 13. Наука и образование 131
§ 14. Религия и религиозные организации 142
§ 15. Искусство 152
§ 16. Массовая культура 162
Вопросы для повторения к главе 2 173
Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений 175
§ 17. Современные подходы к пониманию права -
§ 18. Право в системе социальных норм 184
§ 19. Источники права 194
§ 20. Правоотношения и правонарушения 207
§ 21. Предпосылки правомерного поведения 217
§ 22. Гражданин Российской Федерации 229
§ 23. Гражданское право 241
§ 24. Семейное право 253
§ 25. Правовое регулирование занятости и трудоустройства 264
§ 26. Экологическое право 277
§ 27. Процессуальные отрасли права 287
§ 28. Конституционное судопроизводство 303
§ 29. Международная защита прав человека 312
§ 30. Правовые основы антитеррористической политики Российского
государства 322
Вопросы для повторения к главе 3 332
Заключение. Человек в XXI в. 334
Темы проектов 345
Как успешно подготовиться к ЕГЭ
Дорогие старшеклассники!
Вы держите в руках учебник, который поможет вам познакомиться с жизнью
современного общества. Вы становитесь старше и можете теперь значительно
глубже разобраться в вопросах, которые в 5-9 классах изучали на
элементарном уровне. Знакомство с курсом «Обществознание» поможет вам
научиться решать проблемы повседневной жизни, которые возникают перед
каждым человеком.
Вы живёте в условиях, значительно отличающихся от тех, которые в пору
своей юности застали ваши родители. В наше время в жизни общества
происходят существенные перемены. Возрастают целостность мира и
взаимозависимость всех частей мирового сообщества, ускоряются темпы
изменений, происходит усложнение общественной структуры. Это относится и
к российскому обществу, в котором в конце XX в. начался и продолжается
сегодня сложный процесс становления демократии, перехода от несвободы к
свободе, от диктата авторитарной власти к самоуправлению, формированию
многовариантных взаимодополняющих гибких социальных систем, способных к
саморегуляции, самоорганизации.
Каждый человек, живущий в нашей стране в XXI в., вступающий в контакт и
взаимодействие с другими людьми, учреждениями и организациями
гражданского общества, с государством, нуждается в
социально-гуманитарных знаниях, которые становятся ориентиром для его
деятельности. Без таких знаний невозможно понять всё происходящее в
современном обществе, а без такого понимания невозможны верные решения и
эффективные действия.
Возможно, у тех из вас, для кого приоритетными являются дисциплины
естественно-математического или технологического характера, возникнет
вопрос: «Зачем я должен вновь возвращаться к обществознанию? Ведь я
собираюсь быть не историком, не философом или социологом, а инженером,
математиком, исследователем в области естествознания, техники». Самый
лучший ответ на этот вопрос дал в конце XX в. известный учёный в области
естественных наук академик Никита Николаевич Моисеев: «Чем больше лет я
занимаюсь естественными науками, тем больше мне недостаёт гуманитарного
образования, и я могу хорошо проследить, как по мере увеличения моего
«гуманитарного ценза» менялась и шкала моих естественно-научных
интересов, и шкала ценностей. И такой путь прошли, вероятно, все
естественники.
Николай Боголюбов родился в семье преподавателя богословия, философии и психологии, духовного писателя и протоиерея Русской православной церкви Николая Михайловича Боголюбова. Мать будущего учёного, Ольга Николаевна, урождённая Люминарская, была преподавателем музыки.
В 1916 году семья переехала в Киев . Детство Николая прошло в годы гражданской войны, их семья бедствовала, и образованием мальчика занимался его отец. Заметив у сына талант и тягу к физико-математическим наукам, отец брал для него книги в университетской библиотеке. После завершения семилетки Николай уже самостоятельно занимался математикой и физикой. К середине 1922 года его знания по математике и физике были сравнимы с полным университетским курсом. Его учителями были академики Д. А. Граве и Н. М. Крылов.
В 1925 году, когда Боголюбову было 16 лет, малый президиум Укрглавнауки принял решение: «Ввиду феноменальных способностей по математике, считать Н. Н. Боголюбова на положении аспиранта научно-исследовательской кафедры математики в Киеве». В 19 лет защитил кандидатскую диссертацию, а в 1930 году - докторскую.
В 1934-1958 годах работал в Киевском университете (с 1936 года - профессор). В 1950 году начал работать в Математическом институте имени В. А. Стеклова и Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова. С 1950 по 1953 годы возглавлял в Арзамасе-16 математический отдел. С 1956 года также работал в Объединённом институте ядерных исследований (с 1965 по 1988 год являлся его директором). В 1963 году был избран академиком-секретарём отделения математики АН СССР. В период 1965-1973 годов - директор Института теоретической физики АН Украины. Будучи директором ОИЯИ, возглавлял также МИАН.
Был советником президиума РАН, главным редактором журнала «ФЭЧАЯ», членом редакционной коллегии журнала «Теоретическая и математическая физика».
Много времени и внимания уделял общественной деятельности. Избирался депутатом Совета Союза Верховного Совета СССР 7-11 созывов (последний - в 1984 году) от Московской области, был участником Пагуошского движения учёных за мир.
Был православным верующим. А. Н. Боголюбов писал: «Трудно охарактеризовать совокупность интересов Н. Н. Боголюбова, не имевших отношение к математике, физике, механике. Он был универсалом и, как заметил А. Д. Сахаров , знал очень многое… Вся совокупность его знаний была единым целым, и основу его философии составляла его глубокая религиозность (он говорил, что нерелигиозных физиков можно пересчитать на пальцах). Он был сыном православной церкви и всегда, когда ему позволяло время и здоровье, он ходил к вечерне и к обедне в ближайшую церковь.»
Был женат, в браке родились двое сыновей. Старший сын Николай - известный специалист в области математической физики и статистической механики, главный научный сотрудник Математического института имени В. А. Стеклова, член-корреспондент РАН.
Ученики
Галина Иосифовна Бирюк, Иосиф Ильич Гихман,
(Документ)
n1.doc
Абсолютная истина - исчерпывающее, полное, достоверное знание об объективном мире. Это цель познания, к которой стремятся люди. Одновременно это и бесконечный процесс, своеобразный горизонт познания, который отодвигается по мере приближения к нему. Абсолютная истина складывается из суммы относительных истин, т. е. знаний, теорий, положений, которые дают не полное, а только приблизительное и частичное отражение действительности.От абсолютной истины следует отличать так называемые вечные истины, которые являются достоверным знанием уже совершившихся единичных фактов (например, факты и даты жизни человека).
Административное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления. К видам административных отношений относятся: а) внутриаппаратные (служебные) отношения; б) отношения между соподчиненными и несоподчиненными органами государственного управления; в) взаимоотношения исполнительных органов с органами местного самоуправления; г) взаимоотношения исполнительных органов с государственными и негосударственными хозяйственными, социально-культурными объединениями, предприятиями, учреждениями; д) взаимоотношения исполнительных органов с общественными организациями; е) взаимоотношения исполнительных органов с гражданами.
Особенности административно-правовых отношений: 1) непременное участие в них какого-либо органа государственной власти; 2) отсутствие юридического равенства сторон (одна из них обладает определенными властными полномочиями по отношению к другой).
Основными источниками административного права являются: Конституция РФ, законы РФ (например, закон РФ «О милиции»), подзаконные акты (указы президента, постановления правительства, акты министерств и ведомств), международные акты, кодексы, действующие на территории РФ. Важнейшие из них - Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), в котором определена ответственность за административные проступки.
Административный ресурс - понятие, чаще всего употребляемое в процессе проведения избирательных кампаний. Использование властных полномочий с целью создания заведомо неравных условий для кандидатов, избираемых в органы государственной власти или местного самоуправления (давление на средства массовой информации, привлечение штатного аппарата чиновников и т. д.).
Атеизм (от греч. атеоз - безбожный) - система взглядов, последовательно отрицающая веру в существование Бога и сверхъестественных сил. Атеизм подвергает критике религиозную картину мира и утверждает светское миропонимание.
Антропология (от греч. апНггороз - человек и 1о§оз - слово, учение) - наука о сущности, происхождении и эволюции человека. Естественно-научная и медицинская антропология изучает биологическую природу человека, ее развитие, определяет место человека в царстве живых существ. К ней относятся анатомия, физиология, учение о расах и т. п. Философская антропология - философское учение о природе и сущности человека, в самом общем виде призванное ответить на вопрос «Что такое человек?», определить его место и назначение в существующем мире.
Безработица - социально-экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения не находит себе работу, которую эти люди способны выполнять. Безработным считается человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места.
Причины безработицы обычно вызваны рядом социально-экономических факторов, например, спадом производства, вследствие которых количество желающих получить работу значительно превышает количество рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места.
Бессознательное - совокупность психических процессов, функций и состояний, не представленных в сознании субъекта. К ним, в частности, относятся желания, влечения, переживания, в которых человек обычно не признается себе и которые по этой причине либо «не допускаются» к сознанию, либо вытесняются из него. Бессознательное побуждает человека к тем или иным действиям (поступкам), проявляясь в них в искаженном виде; оно часто представлено в сновидениях и переживаниях, в оговорках, творческих «порывах» и т. д.
В отличие от сознания (см. Сознательное), бессознательное не отделяет себя от объекта, а сливается с ним в переживании.
Биоэтика - научное направление в философии, связанное с исследованием проблемы человека в единстве природно-биологического и этического аспектов. В сферу научного анализа биоэтики входит широкий круг проблем проявления подлинной гуманности: трансплантация органов, эвтаназия (умерщвление неизлечимого больного по его просьбе или по просьбе его родственников, если он сам находится долгое время в бессознательном состоянии), искусственное зачатие, клонирование и др.
Биоэтика - междисциплинарная область знания: она имеет отношение и к медицине, и к юриспруденции, и к биологии, и к антропологии, так как затрагивает самые основы биологического существования человека, его сущностные характеристики.
Буддизм - одна из древнейших мировых религий (наряду с христианством и исламом). Возник в б-5 вв. до н. э. в Древней Индии. Основателем считается Сиддхартха Гаугама, ставший Буддой (просветленным). Буддизм проповедует избавление от страданий через самосовершенствование, размышление и созерцание путем отказа от желаний и достижения «высшего просветления» - нирваны. В связи с этим основой буддизма является учение о четырех благородных истинах: есть страдание; есть его причина; есть необходимость избавиться от страдания; есть путь освобождения от страдания (нирвана).
В мире исповедуют буддизм во всем множестве его течений и направлений примерно 500 млн человек.
Бытие человека - наиболее общее понятие, обозначающее: 1) существование человека во всем многообразии его проявлений; 2) реальный процесс жизни, деятельности, общения.
Валовой внутренний продукт (ВВП) - обобщающий экономический показатель хозяйственной деятельности страны, определяемый как сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, произведенных за год непосредственно внутри страны.
Разделив ВВП страны на количество граждан, можно получить показатель «ВВП на душу населения». Этот показатель применяется для международных сопоставлений, по нему сравнивают степень экономического развития и уровень жизни разных стран.
Валовой национальный продукт - обобщающий экономический показатель, определяемый как сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.
Этот показатель, характеризуя экономику в целом, позволяет оценивать уровень производства и развития экономики, разрабатывать экономические прогнозы.
Вестернизация (от англ. \уез! - запад) - процесс придания многим ценностям западной цивилизации (рыночная экономика, протестантская этика, правовое государство, парламентаризм, плюрализм политический и духовный) всеобщей значимости.
В качестве наиболее яркого примера выступают «американский образ жизни», «американская мечта», «общество всеобщего благоденствия», «великое общество», которые определяли разные стороны жизни американской нации на протяжении последних пяти десятилетий и активно навязывались другим народам.
Власть - 1) способность и возможность отдельного человека или группы распоряжаться другими людьми, проводить свою волю, заставлять подчиняться с помощью авторитета, права, принуждения. Это общественные отношения между носителем власти (субъектом власти) и подвластной стороной, при которых субъект власти навязывает свою волю другим лицам и социальным общностям с целью заставить их поступать определенным образом.
Власть возникла одновременно с появлением общества (родовая, семейная и т. д.), наиболее полное воплощение она получила в государстве.
В структуре государства власть различается: по иерархическому (выше-, нижестоящие) принципу - центральная, региональная, местная; по сферам общественной жизни - экономическая, политическая, духовная, гражданская, военная, церковная (см. также Разделение властей).
2) Политическое господство над людьми, их общностями, а также система государственных органов, включая лиц, облеченных властными полномочиями.
Воспитание - приобщение к миру человеческой культуры, включающее освоение ценностей, способов и форм деятельности, опыта предшествующих поколений. В близком к этому значению довольно часто употребляется понятие социализация. В отличие от социализации воспитание - процесс всегда целенаправленный.
В науке воспитание традиционно определяется как воздействие на человека с целью его физического, нравственного, интеллектуального и эстетического развития, подготовки к семейной, общественной, производственной и культурной жизни.
Задача воспитания - подготовить индивида к выполнению тех социальных ролей, которые ему предстоит играть в обществе. Поэтому система воспитания в каждом обществе определяется требованиями социальной, экономической и духовной жизни в зависимости от присущих данному обществу специфических черт. Осуществляется процесс воспитания в ходе собственной активности индивида и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов, взаимодействия воспитателей и воспитуемых, а также воспиту-емых между собой. В этой связи можно выделить:
А) непосредственное воспитание (родитель - ребенок, учитель - ученик и т. п.);
Б) опосредованное воспитание (создание материальных, семейных, политических, бытовых и других условий);
В) самовоспитание, т. е. творение человеком самого себя в соответствии с его собственными представлениями о себе и мире
Воспитание содействует принятию общественных ценностей, нравственных и правовых норм, выработке определенных качеств личности, образцов поведения.
Организация воспитания связана с созданием таких условий жизнедеятельности, которые направляют развитие человека, вырабатывают его опыт самостоятельного решения сложных нравственных проблем. Именно активность человека влияет на ход взаимодействия внешних и внутренних процессов Результатом такого взаимодействия выступает индивидуальность человека как уникальный сплав знания, переживания и опыта.
В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные организации, в том числе религиозные, учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации и др. Важной задачей является обеспечение единства общественного и семейного воспитания. В случае несогласованности воспитания в семье и в общественных организациях, учреждениях возможно развитие отклоняющегося поведения человека, нарушения в структуре его личности.
Законы воспитания и особенности их использования изучает одна из наук о человеке - педагогика.
Всеобщая декларация прав человека - правовой документ, впервые в истории международных отношений определивший и провозгласивший круг основных неотчуждаемых (естественных, неотъемлемых) прав человека, принадлежащих ему от рождения, а не дарованных свыше государственной властью.
Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Подписавшие ее государства брали на себя обязательства сотрудничать «в поощрении и развитии уважения к правам человека... для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (ст. 1, п. 3). Советский Союз подписал Декларацию в 1988 г.
Декларация состоит из преамбулы (вводной части) и 30 статей. В круг прав человека, подлежащих всеобщему уважению и соблюдению, входят элементарные права личности (право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и др.); гражданские, политические, а также социально-экономические и культурные права. Иначе говоря, Декларация охватывает весь круг жизнедеятельности человека.
В основе всех прав человека лежит принцип равенства. Согласно Декларации, все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, все равны перед законом и т. д.
Декларация - это рекомендация, совет, обращение ко всем государствам и гражданам. Она не обладает юридической обязательной силой (подобно закону, принятому государством). Но, как показал многолетний исторический опыт, содержание Декларации обладает огромной морально-политической силой. Она признана во всем мире в качестве стандарта, образца, идеала права, к которому должны стремиться все государства.
Декларация оказывает решающее влияние на национальное законодательство многих стран, а конституции некоторых из них имеют прямые ссылки на нее.
День принятия Декларации отмечается во всем мире как день прав человека.
Гениальность (от лат. #ешы$ - дух, духовное в человеке) - высшая степень творческой одаренности, ума, таланта; высший уровень развития способностей, как общих (интеллектуальных), так и специальных (музыкальных, математических, художественных и др.).
Гениальная личность достигает таких результатов в творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры.
Глобализация - в современном обществознании термин, обозначающий придание каким-либо факторам всемирного значения. Чаше всего употребляется в экономическом смысле: проникновение капитала в «нужные» страны с помощью современных технологий, организация рабочих мест с учетом потребностей сферы услуг (в том числе и туризма) в различных регионах мира и т. д. Термин «глобализация», производный от понятия «гло-балистика» - научного направления, изучающего происхождение, проявление и динамику решения глобальных проблем.
Глобализация - противоречивый процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на структурную дифференциацию мира (страны богатые - страны бедные), взаимоотношения стран и взаимодействие их культур. В частности, с процессами глобализации связано обострение проблемы равенства и равноправия всех стран и народов в мировом хозяйстве. Особенно наглядно это проявляется в движении антиглобалнс-тов во время проведения саммитов Евросоюза.
Глобальные проблемы человечества - проблемы, затрагивающие жизненно важные интересы человечества. Особенно ярко выявились во второй половине XX в. в условиях научно-технической революции к возрастания угрозы ядерной катастрофы. Главнейшие из них: предотвращение опасностей войн (в том числе локальных) и сохранение мира на Земле; преодоление экологического кризиса и его последствий; борьба с наркоманией, международным терроризмом, стихийными бедствиями, избавление человечества от наиболее опасных болезней; стабилизация демографической ситуации на планете; борьба с голодом и обеспечение продовольствием всех народов мира; преодоление экономической и культурной отсталости ряда регионов. Все эти проблемы взаимодействуют, проявляются в общемировом масштабе, угрожают гибелью всему человечеству; их эффективное решение требует систематических, коллективных усилий всех государств и народов.
Госбюджет - финансовый план государства, отражающий его доходы и расходы за определенный период. Готовится правительством, утверждается высшим законодательным ^органом.
Бюджетные доходы формируются за счет налоговых поступлений (пряные н косвенные налоги с доходов населения, фирм) и неналоговых поступлений (платежи и сборы от внешнеэкономической деятельности, приватизации, поступления от государственных займов и др.).
Бюджетные расходы - финансовые ресурсы, направляемые на развитие национального хозяйства и социальные нужды общества Образование, наука, культура и др.).
Превышение расходов над доходами создает дефицит бюджета, основные причины которого - ведение боевых действий, рост расходов на аппарат управления, финансовая поддержка убыточных предприятии, необоснованный рост расходов на социальные программы и т. д. Сокращение бюджетного дефицита возможно за счет рационального использования средств, жесткого контроля за выпуском новых денежных средств, не обеспеченных товарами (эмиссией).
Государственный аппарат - 1) система государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственная власть и государственное управление.
Органы государства - организационно и хозяйственно обособленные части государственного аппарата, состоящие из государственных служащих. Признаки государственных органов: бюджетное финансирование; наличие собственной компетенции, наличие властных полномочий, обеспечение выполнения стоящих перед органом задач принудительной силой государства.
По охвату территории государственные органы подразделяются на федеральные, органы субъектов федерации, местные органы.
По ветвям власти выделяют законодательные, исполнительные и судебные органы. Властные полномочия осуществляются государственным аппаратом в трех формах: правотворческой, правоприменительной и правоохранительной. Особенную нагрузку по правотворческой деятельности несет в себе законодательная власть в лице парламента; частично ею занимается исполнительная власть, создавая подзаконные нормативные акты (постановления министерств и ведомств для своих нижестоящих структур), а также в некоторых случаях - судебная. Исполнительной деятельностью занимаются исполнительно-распорядительные (административные) органы во главе с правительством. В России правоохранительная деятельность осуществляется судами, прокуратурой, Счетной палатой, органами юстиции, МВД, ФСБ;
2) совокупность исполнительных (административных) органов власти, выполняющих повседневную работу по управлению обществом.
Государственный долг - сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам.
Различают внешний и внутренний долг. Внутренний долг формируется за счет денежных займов (в том числе и в виде ценных бумаг) у населения, хозяйственных и финансовых организаций. Внешний долг образуется за счет займов у других правительств, международных финансовых и хозяйственных организаций.
Государство - центральная организация политической системы, обладающая верховной властью на определенной территории, имеющая исключительное право издавать общеобязательные законы и использовать в необходимых случаях насилие. Это институт, отличающийся от гражданского общества, имеющий наделенный властными полномочиями аппарат с особым слоем государственных служащих, а также аппарат принуждения, включающий в себя армию, полицию, разведку, тюрьмы и т. п.
Государство выполняет внутренние и внешние функции. К внутренним функциям относятся: обеспечение социально-политической стабильности, безопасности и порядка; регулирование экономических процессов, поддержание общих правил хозяйствования; развитие средств связи, дорог и других средств обеспечения жизнедеятельности всего общества; социальные, культурно-образовательные функции; охрана окружающей среды. Внешние функции: обеспечение национальной безопасности, отстаивание государственных интересов в международных отношениях, развитие сотрудничества (экономического, военного, культурного и т. п.) с другими государствами.
Гражданин - 1) в юридическом (правовом) смысле - лицо, обладающее правом гражданства. Говоря иначе, это принадлежность лица к государству.
Гражданство означает устойчивую правовую связь человека с государством и выражается в совокупности их - гражданина и государства - взаимных прав и обязанностей. Быть гражданином - значит иметь определенную правоспособность, т. е. обладать всей полнотой прав и свобод, но вместе с тем быть обремененным теми обязанностями, которые определены законодательством страны, прежде всего конституцией - основным законом, а также другими правовыми документами.
Со своей стороны, государство берет на себя обязательство по отношению к своему гражданину обеспечить реализацию в полном объеме его (гражданина) прав и свобод, защиту и покровительство, в том числе и за пределами страны;
2) с древнейших времен в понятие «гражданин» вкладывается и особый нравственный смысл: быть гражданином - значит занимать определенную моральную позицию, связанную с чувством долга и ответственностью по отношению к своему Отечеству, народу, национальным ценностям, святыням, культуре. Гражданские чувства проявляются в искренних душевных переживаниях за судьбу Родины, горячем желании видеть ее свободной и процветающей, готовности честно трудиться на благо страны, в умении обуздать свой эгоизм, прийти на помощь нуждающимся. Вместе с тем гражданская позиция всегда связана с критическим отношением к социальной несправедливости. И конечно же, гражданин всегда готов проявить личное мужество, встать на защиту своей страны от любых посягательств.
Гражданское общество - совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих частные интересы граждан в различных сферах.
В гражданском обществе утверждаются права человека, реализуются естественные потребности: в материальном благополучии, семье, воспитании детей, духовном самосовершенствовании, образовании, информации, творчестве, общении и т. д.
Здесь в отличие от вертикальных (государственно-властных отношений) возникают горизонтальные связи и отношения: социально-экономические, социокультурные, социально-политические. Они основаны на юридическом равенстве сторон. В рамках гражданского общества возникают и функционируют негосударственные социальные институты: рыночная экономика, основанная на плюрализме (разнообразии) форм собственности, свободе труда и предпринимательской деятельности; семья, школа, церковь, средства массовой информации, демократические выборы. К институтам гражданского общества относятся также заинтересованные группы и их добровольные объединения (союзы предпринимателей, экологов, профессиональные союзы, клубы по интересам, муниципальные коммуны - местное самоуправление и др.), общественно-политические движения и политические партии. Наряду с политическими партиями, общественно-политическими движениями заинтересованные группы, включаясь в политику, осуществляют связь гражданского общества с правовым государством. Правовое государство обеспечивает условия для нормальной жизнедеятельности гражданского общества; оно подконтрольно этому обществу, являясь одним из его институтов.
Гражданское право - отрасль права, нормы которого регулируют на началах юридического равенства сторон имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
Имущественные отношения складываются по поводу материальных благ между гражданами, между организациями и гражданами, между организациями. Они затрагивают отношения собственности, отношения по поводу продажи, обмена, дарения и пр. Личные неимущественные отношения - те, которые возникают, например, в процессе реализации прав авторства, защиты чести, достоинства, деловой репутации граждан и пр.
Участниками гражданско-правовых отношений являются государство, юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), физические лица (граждане).
Гражданские правоотношения возникают на основе определенных действий: сделок, договоров. Существуют также четыре внедоговорных обязательства, вытекающие из противоправных действий: причинение вреда (ущерба) имуществу либо личности, неосновательное обогащение. Неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом своих обязанностей влечет за собой гражданско-правовую ответственность, суть ее - компенсировать причиненный материальный и моральный ущерб, восстановить нарушенные права.
Основными источниками гражданского права являются Конституция Российского государства, Гражданский кодекс Российского государства, другие законы, например «Об авторском праве и смежных правах», «О защите прав потребителей» и пр.
Гуманизм (от лат. питапиз - человечный, человеческий) - 1) в широком смысле - совокупность идей и взглядов, возвышающих достоинство и ценность человеческой личности, ее прав на свободу и справедливость, на благополучие. Гуманизм признает ценность человека как индивидуальности, свободное развитие которой подразумевает создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека. В соответствии с этими идеями лишь благо человека может быть критерием оценки справедливости общества. Идеи гуманизма предполагают большое внимание общества к проблемам личности, ее запросам, интересам; особое значение имеет нравственное воспитание, изучение общественных дисциплин;
2) в более узком смысле гуманизмом называют светское вольномыслие эпохи Возрождения (середина XIV - середина XVI в.), противостоящее духовному господству церкви и утверждающее достоинство человеческой личности, веру в ее возможности и способности.
Демографическая структура общества - деление населения по таким признакам, как возраст (дети, подростки, молодежь, люди среднего возраста, пожилые люди); пол (мужчины, женщины); состояние в браке (женатые/замужние, разведенные, вдовые); семейное положение (одинокие, семейные); давность проживания в данном населенном пункте (новоселы, старожилы) и др.
Демократия (греч. аетоз - народ и Ьгагоз - власть) - форма политической организации общества, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом прав и свобод. Ее характеризуют следующие признаки: выборность основных органов государства; равноправие граждан, и прежде всего равенство избирательных прав; политический плюрализм; решение вопросов большинством голосов; признание ценности мнений и интересов меньшинства; гарантирование соблюдения прав и свобод человека и гражданина; гласность и т. д.
Различаются демократия прямая (непосредственная) и представительная (опосредованная).
К институтам непосредственной демократии относятся референдумы, всенародные обсуждения политических вопросов и т. п., а представительной - выборные органы и учреждения. В первом случае народ сам, без посредников, выносит то или иное решение, во втором - через депутатов и иных своих представителей.
Денежно-кредитная политика - инструмент управления величиной денежной массы и кредитов.
Одно из направлений финансовой политики государства, призванное обеспечить стабильное развитие экономики. Основные инструменты денежно-кредитной политики: установление учетной ставки процента за кредит и установление нормы обязательных банковских резервов.
В период экономического спада государство стремится увеличить денежную массу (количество денег в обращении) и сдерживает ее рост при экономическом подъеме.
Деятельность - присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Основное ее содержание - изменение и преобразование мира в интересах людей, направленность на создание того, чего нет в природе, на производство продукта материальной или духовной культуры.
Деятельность всегда связана с определенной потребностью, она и осуществляется ради удовлетворения потребности. Деятельность проявляется в различных сферах общества. Ей свойственны такие черты, как сознательность, продуктивность, общественный характер. Она включает в себя цель, средства, результат, а сам процесс деятельности обычно состоит из ряда действий или поступков.
Исходя из различных оснований понятие деятельности трактуют по-разному. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяется на практическую и духовную. В зависимости от общественных сфер, в которых она протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Ее можно соотносить с ходом истории и вести речь о прогрессивной или реакционной направленности деятельности. В зависимости от существующих общекультурных ценностей, социальных норм можно определять законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность. Понятие деятельности можно конкретизировать и в связи с ее социальными формами (коллективная, массовая, индивидуальная), и в зависимости от потенциала нового в ней (инновационная, изобретательская, творческая или рутинная).
Деятельность человека, с одной стороны, является условием существования и развития общества, а с другой - единственным эффективным способом стать личностью.
Духовная жизнь - сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых. Для удобства часто отдельно рассматривают духовную жизнь общества и духовную жизнь личности, каждая из которых имеет свое специфическое содержание.
Духовная жизнь общества (или духовная сфера жизни общества) охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации, соответствующую деятельность людей. Для деятельности, производимой в этой сфере, характерно разделение на два вида: духовно-теоретическую и духовно-практическую. Духовно-теоретическая деятельность представляет собой производство духовных благ (ценностей). Продуктом духовного производства являются мысли, идеи, теории, идеалы, художественные образы, которые могут принимать форму научных и художественных произведений. Духовно-практическая деятельность - это сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, а также потребление (освоение) созданных духовных ценностей, т. е. деятельность, конечным результатом которой является изменение сознания людей.
Кдуховной жизни л ич н ости (или духовному миру личности), как правило, относят знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления людей. Неотъемлемой ее частью является и сфера человеческих эмоций и переживаний. Условием полноценной духовной жизни личности является овладение накопленными обществом в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, т. е. освоение культуры. Степень овладения ими характеризует духовную культуру человека.
Духовная культура - часть общей культуры, совокупный духовный опыт человечества, включающий его интеллектуальную и духовную деятельность и ее результаты.
Духовная культура охватывает нравственность, науку, образование, воспитание, религию, искусство, литературу, право, этику, эстетику. Духовная культура - это внутреннее богатство сознания, степень развитости человека и общества.
Духовная культура тесно связана с культурой материальной, ибо ни один предмет не может быть создан без сочетания действий «мыслящей головы» и «исполняющей руки».
Жизнь - одна из главных тем современных философских размышлений. Актуальность этой теме придали техногенные катастрофы, глобальные проблемы и угроза исчезновения человеческого рода в результате термоядерной войны.
Долгое время эта проблема была уделом либо естествознания, либо теологии (миф о сотворении жизни) и лишь с XIX в. стала рассматриваться как процесс человеческого бытия.
Понятие «жизнь», помимо сугубо биологического и физиологического аспектов, также обозначает деятельность в техили иных ее проявлениях (культурная жизнь, общественно-политическая и т. д.).
Памяти Леонида Наумовича Боголюбова (1930–2018)
10 января 2018 года не стало Леонида Наумовича Боголюбова - доктора педагогических наук, профессора, академика РАО. Доброжелательного, мудрого человека, вырастившего целую плеяду учителей истории и обществознания…
Леонид Наумович Боголюбов
Михаил Левит, замдиректора, учитель истории ГБОУ «Школа № 1514», кандидат педагогических наук
Я учился у Леонида Наумовича с 9-го класса. Пришёл в класс, который он создал. Кажется, он тогда уже был кандидатом педагогических наук - и устроил научный эксперимент. Наш класс был единственным во всём Советском Союзе классом с углублённым изучением истории и обществоведения. После реформы 1958 года в стране стали появляться математические классы, классы с углублённым изучением иностранных языков. А «историков» не было. И в советское время таких экспериментальных классов было всего два, включая наш. Они не получили распространения, скорее всего, по идеологическим соображениям.
Но у нас в 49-й школе на Петровке эксперимент состоялся. Леонид Наумович был штатным сотрудником школы, учителем.
Хотя к этому времени он уже преподавал не только в школе, но и в МГПИ имени Ленина, вёл там методику преподавания истории и, возможно, курс научного коммунизма. Занимался новейшей историей, главным образом ХХ века.
Он и у нас вёл историю, начиная с Парижской коммуны. Тот первый урок про коммуну запомнился. Я сразу «ударился» в то, что называется «настоящий преподаватель истории». Это было полноценное умственное воспитание. Не было отдельно объяснений и опросов. Леонид Наумович давал метод познания. На уроках и дома нам нужно было писать, решать сложные интеллектуальные задачки, даже рецензировать книги… Например, на одном из первых уроков мы получили задание: прочитать книгу о Ярославе Домбровском и написать на неё рецензию.
У нас было 8 часов истории в неделю, а по другим предметам всё прлисходило, как в обычной школе, без поблажек. Нагрузка существенная! При том, что в классе всерьёз интересовались историей человек 10–12, а вообще-то класс был неровный. Думаю, эксперимент реализовался не полностью. Боголюбов «зацепил» историей не всех, но обучил всех, весь класс. На выпускном экзамене не было ни одной четвёрки. Подтвердилось правило: огурцы, положенные в банку, станут солёными, хотят они того или не хотят.
Какое впечатление он производил? В класс входил олимпиец. При этом он никогда не прибегал к котурнам, не прибегал ни к артистическим эффектам, ни к громогласной речи. Он заражал интеллектом. Это была красота чистого ума. Такого я больше никогда не видел. Он не устраивал никаких зачётов. Говорил он негромко, но быстро, очень быстро, при этом внятно и чётко. С его голоса всё легко запоминалось. Успел крючки поставить в конспекте - и уже не забудешь.
Его знания были обширны, глубоки, чрезвычайно системны, а мышление отличалось блестящей логикой. Память никогда его не подводила. Ни разу не видел, чтобы на уроках или на лекциях он заглянул в «бумажку». И с тех пор я, честно говоря, с предубеждениям отношусь к учителям, которым на уроках требуются записи.
Он умел даже наши шалости незаметно превращать в часть общего интеллектуального замысла.
После школы общался я с ним всегда почтительно и с восхищением. Он был удивительным учителем. Честно говоря, я не могу понять, почему он ушёл из школы, на много лет ограничил себя работой со студентами. Когда я его об этом спрашивал, Леонид Наумович только отстранённо улыбался. И не отвечал. Он пришёл к нам в школу со своим знаменитым учебником, стал полным академиком РАО - единственный из предметников.
Он принадлежал к классическим шестидесятникам - и по поколению, и по духу. И его главной особенностью была приверженность идеям Просвещения. Леонид Наумович был убеждён: если научить человека правильно мыслить, он будет правильно жить. Это может показаться наивным, но скольким людям эта вера помогла! Такие убеждения были свойственны шестидесятникам. Лучшим из них, тем, кто составил славу этого поколения. Жил он скромно. Его квартира - это, по сути, огромная библиотека. Обстановка в комнатах служила для поддержания книг.
Во-вторых, он был советским интеллигентом в полном смысле этого понятия. Тут важны семейные традиции. Мы ведь знали и его отца - к тому времени уже очень пожилого человека. Он был участником Гражданской войны, политработником. В 10-м классе вёл у нас спецкурс «Основы партийной политической работы». Не больше и не меньше. Рассказывал, как вести партийный журнал, делать фронтовую газету. Такой опыт у него имелся. Словом, Леонид Наумович был воспитан в коммунистической доктрине. При этом он никогда не был догматиком. Просто, как и многие думающие интеллигенты с «просвещенческими» корнями, был убеждён в правоте марксизма вследствие его логичности и универсальности. Всё это есть и в его книгах. И, кстати, не изменил своим убеждениям, когда они вышли из моды. Не отказался от гегельянства и марксизма или постмарксизма, от формационного подхода. И его учебник обществознания - единственный за последние десятилетия учебник, в котором есть метод - как стержень. Ничего близкого по эффективности нет. Современным гуманитарным учебникам остро не хватает системности. А учебник Боголюбова ещё и совершенствовался с каждым новым переизданием.
Ушёл последний представитель советской педагогики и методики. Но после Леонида Наумовича осталась обширная школа. Он ведь и организатором был сильным, создал лабораторию, прямо или косвенно повлиял на многих педагогов, учёных. Его студенты стали кандидатами и докторами. А у каждого из них - тоже ученики.
Антон Молев, председатель Комиссии Мосгордумы по образованию, кандидат философских наук
С именем Леонида Наумовича Боголюбова связана целая эпоха развития российской школы. Можно говорить о разных сторонах его педагогической деятельности. Я упомяну лишь об одной. В сер. 1990-х по инициативе и под непосредственным руководством Леонида Боголюбова был разработан принципиально новый междисциплинарный учебный предмет - «Обществознание».
Напомню, что в тот период преподавание гуманитарных дисциплин находилось в весьма плачевном состоянии. К концу 1980-х годов марксистско-ленинские представления об истории и законах развития общества оказались дискредитированы в глазах общества. Вместе с этим «на свалку истории» попали и советские учебники по истории, обществоведению, литературе. Сейчас это трудно представить, но тогда школа на протяжении нескольких лет вообще жила без учебников гуманитарного профиля.
Историки и словесники сравнительно быстро смогли предложить обществу и школе курсы преподаваний своих предметов и соответствующий спектр разнообразных учебных пособий. Думаю, в тот момент труднее всего было создать полноценный, современный курс обществознания. Курс, призванный решать непростые задачи по формированию общегуманитарной научной картины мира, постижению основ общественного устройства, новому пониманию роли человека в этом устройстве, а также создавать условия для гражданского становления личности, её социализации, получения необходимых практических навыков для жизни в быстро изменяющемся мире. Именно эту задачу решал коллектив специалистов, душой которого оставался Боголюбов.
При этом, являясь признанным учёным, членом-корреспондентом, а затем и академиком РАО, Леонид Наумович находил время для преподавания в школе, не терял связь с реальной учительской практикой. Выпущенный под его редакцией учебник обществознания проходил постоянную обкатку, в том числе и с участием самого академика Боголюбова, на экспериментальных учебных площадках, одной из которых была и наша гимназия-лаборатория № 1505.
Ученики и коллеги Леонида Наумовича Боголюбова стали одними из лучших представителей учительской профессии. Фактически он основал школу, которая продолжила его дело и на протяжении многих лет до сих пор развивает и модернизирует блок обществоведческих дисциплин в системе общего образования.