Назначение структура и полномочия федерального собрания. Общая характеристика федерального собрания - парламента российской федерации

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Понятие Федерального собрания

Федеральное Собрание РФ -- это парламент России, ее представительный и законодательный орган, осуществляющий государственную власть в стране наряду с Президентом РФ и Правительством РФ на основе принципа разделения властей. Особое место парламента России в системе государственных органов РФ состоит в том, что ему принадлежит ведущая роль в представительстве интересов и воли всего нашего многонационального народа и только ему предоставлено право принимать федеральные законы как правовые акты, имеющие на всей территории страны высшую юридическую силу. Власть Федерального Собрания РФ базируется на прямом волеизъявлении на­рода путем всеобщих свободных прямых равных выборов при тайном голосовании.

Структура Федерального Собрания

В соответствии со ст. 95 Конституции России Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, каждая из которых формируется с учетом необходимого представительства. Так, в верхнюю палату парламента - Совет Федерации - входит по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Этим обеспечивается представительство в Российском парламенте интересов каждого из субъектов Федерации. Более того, обеспечивается реализация интересов и законодательной, и исполнительной ветвей государственной власти этих субъектов.

Палаты могут собираться совместно лишь в нескольких случаях для заслушивания посланий Президента России, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. С целью обеспечения необходимой организации работы палат, ведения заседаний и соблюдения внутреннего распорядка депутаты каждой палаты избирают из своего состава соответственно - Председателя Совета Федерации и его заместителей, Председателя Государственной Думы и его заместителей (ст. 101 Конституции России).

Для предварительного рассмотрения организационных вопросов, касающихся распорядка деятельности этой палаты, образуется Совет Государственной Думы. В его состав входят Председатель Государственной Думы, руководители фракций и депутатских групп.

К числу депутатских объединений Государственной Думы относятся фракции и депутатские группы. Фракция формируется депутатами, избранными в состав палаты от какого-либо избирательного объединения (политической партии, движения и т. п.) и депутатами - членами этой политической партии (движения), избранными в нее по одномандатным избирательным округам. Депутаты Государственной Думы, не вошедшие во фракции, могут образовать депутатские группы (при наличии в них не менее 35 депутатов).

Порядок формирования

Закрепляя полномочия палат Российского парламента, Конституция (ст. ст. 102, 103) исходит из того, что Совет Федерации призван представлять интересы всех регионов страны, а Государственная Дума - политических партий, иных избирательных объединений, а также различных групп населения.

Государственная Дума не может быть распущена по последнему основанию в течение года после ее избрания. Государственная Дума не может быть распущена и с момента выдвижения ею обвинения против Президента России до принятия соответствующего решения Советом Федерации. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента России.

Важно отметить, что Совет Федерации не может быть распущен ни по какому поводу никаким государственным органом, поэтому нет оснований говорить о возможности роспуска парламента Российской Федерации в целом.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств, на совместных заседаниях голосования не проводятся и решения не принимаются. Заседания палат, как правило, являются открытыми, исключения могут быть установлены регламентами палат. Совет Федерации и Государственная Дума проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

Постановления Совета Федерации и постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы соответственно, если Конституцией не установлен иной порядок принятия решений. Для принятия некоторых решений необходимо квалифицированное большинство - три пятых, две трети или три четверти голосов от общего числа членов Совета Федерации, три пятых или две трети голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Общее число членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы согласно Постановлению Конституционного Суда РФ следует понимать как конституционно установленную численность палат - 178 членов Совета Федерации и 450 депутатов Государственной Думы. Законы о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы рассматриваются последовательно Государственной Думой, Советом Федерации, в порядке, установленном Конституцией РФ.

Компетенция Федерального собрания.

Статьи 102 и 103 Конституции РФ определяют компетенцию палат Федерального Собрания.

Компетенция Федерального Собрания -- это объем полномочий, через которые раскрываются основные функции данного органа государственной власти. Компетенция устанавливается Конституцией РФ исходя из принципа разделения властей. Полномочия не дублируют полномочия исполнительной и судебной властей, они отражают его основное назначение как представительного и законодательного органа.

Компетенция Совета Федерации:

1. Утверждение изменения границ между субъектами РФ.

Вопрос об изменении границ между субъектами РФ рассматривается Советом Федерации по взаимному согласию субъектов РФ, границы между которыми предполагается изменить. Для рассмотрения вопроса об утверждении изменения границ в Совет Федерации представляются соглашение об изменении границ, подписанное высшими должностными лицами и утвержденное законодательными органами каждого из этих субъектов, обоснование указанного соглашения, согласованное субъектами РФ, и карта местности.

2. Утверждение указа Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения.

Указ Президента РФ о введении на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военного положения или чрезвычайного положения незамедлительно направляется Председателем в комитеты Совета Федерации.

Вопрос об утверждении указа Президента РФ рассматривается Советом Федерации в срок, не превышающий 48 часов для военного положения и 72 часов для чрезвычайного положения.

3. Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами РФ.

Этот вопрос решается по предложению Президента РФ. Заключение по обращению дают комитеты по обороне и безопасности и по международным делам или Комитет по СНГ. На заседание Совета Федерации приглашаются Президент РФ, Председатель Правительства РФ. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением.

4. Назначение выборов Президента РФ.

Основанием для рассмотрения Советом Федерации вопроса о назначении выборов Президента РФ может быть истечение срока пребывания Президента РФ в должности, а также досрочное пре­кращение Президентом исполнения полномочий в соответствии с ч. 2 ст. 92 Конституции РФ. Досрочные выборы в случае от­ставки Президента РФ назначаются Советом Федерации в двух­недельный срок с момента досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом РФ.

5. Отрешение Президента РФ от должности.

Совет Федерации вправе отрешить Президента РФ от должно­сти только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховно­го Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о со­блюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

6. Назначение на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ .

Эти конституционные полномочия Совета Федерации допол­няются п. 7 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, утвержденного Соглашением о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств 6 июля 1992 г., в соответствии с которым судьи Экономического Суда Содружества Независимых Государств назначаются в по­рядке, установленном для назначения судей Высшего Арбитраж­ного Суда РФ

7. Назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ.

Кандидатуру для назначения на должность Генерального прокурора РФ представляет Совету Федерации Президент РФ. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность Генерального прокурора РФ в течение 30 дней со дня, следующего за днем получения представления Президента РФ.

8. Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Предложения о кандидатах на эту должность могут вноситься Президенту комитетами и комиссиями Совета Федерации, а также не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации

Компетенция Государственной Думы

1. Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.

Государственная Дума рассматривает официально представленную Президентом РФ кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения представления. Кандидат на должность Председателя Правительства РФ докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства, отвечает на вопросы депутатов. По окончании ответов на вопросы представители фракций и депутатских групп высказываются за выдвинутую кандидатуру или против нее.

2. Решение вопроса о доверии Правительству РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 117 Конституции РФ Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Предложение о выражении недоверия может вносить группа численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов палаты

3. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ.

Кандидатура на должность Председателя Центрального банка РФ представляется Президентом РФ. Назначение производится на сессии Государственной Думы, ближайшей к моменту истечения полномочий Председателя Центрального банка РФ.

4. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в РФ.

Кандидатуры на эту должность предлагаются Президентом РФ, Советом Федерации, депутатами и депутатскими объединениями Государственной Думы. Уполномоченный по правам человека назначается на пятилетний срок и не более чем на два срока подряд.

5. Объявление амнистии.

Амнистия - освобождение от ответственности определенных лиц, осужденных по одной или нескольким статьям Уголовного кодекса или в отношении которых только возбуждено или может быть возбуждено дело по данным статьям. Амнистия отличается от помилования, которое касается только конкретных лиц, совершивших преступление (право помилования принадлежит Президенту РФ)

6. Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. федеральный собрание государственный дума

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности может быть внесено по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Государственной Думы. Предложение должно содержать конкретные указания на признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту РФ, а также обоснование его причастности к этому преступлению.

Основным назначением Федерального Собрания является законотворческая деятельность. Официальные законопроекты вырабатываются в соответствующих комитетах Государственной Думы, а затем они должны быть одобрены Советом Федерации. В некоторых случаях допускается так называемое "молчаливое" одобрение: если в течение 14 дней со дня поступления закона, принятого Государственной Думой, Совет Федерации его не рассматривает, закон считается одобренным и передается Президенту, который подписывает и обнародует его. Однако в некоторых случаях "молчаливое" одобрение недопустимо.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие парламента, двухпалатная структура Федерального Собрания. Порядок формирования палат Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы. Компетенция Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2011

    Структура Федерального Собрания Российской Федерации. Порядок формирования Совета Федерации и Государственной Думы, их компетенция. Основания прекращения и ограничения полномочий Государственной Думы. Назначение Председателя Правительства России.

    презентация , добавлен 02.12.2015

    Федеральное Собрание как один из органов государственной власти, принципы деятельности и функции. Двухпалатная структура Федерального Собрания. Порядок избрания Государственной Думы. Порядок формирования Совета Федерации, специфика данного органа.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2011

    Федеральное Собрание (ФС) в системе органов государственной власти Российской Федерации. Порядок формирования и структура Совета Федерации ФС РФ. Акты палат Федерального Собрания РФ. Государственная Дума: порядок формирования и внутренняя организация.

    дипломная работа , добавлен 27.12.2016

    Место Федерального собрания в системе государственных органов РФ. Права и обязанности председателя Совета Федерации. Государственная дума как одна из палат Федерального собрания Российской Федерации. Порядок избрания депутатов Государственной думы.

    контрольная работа , добавлен 20.05.2010

    Конституционный статус палат Федерального Собрания. Порядок формирования палат Федерального Собрания. Внутренняя организация палат и основные принципы их работы. Комитеты и комиссии Государственной Думы.

    реферат , добавлен 01.04.2003

    Общее понятие Федерального Собрания как органа государственной власти России, особенности его структуры и порядка формирования согласно Конституции Российской Федерации. Характеристика функций и полномочий Государственной Думы и Совета Федерации.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2011

    Правовой статус Федерального собрания Российской Федерации. Порядок выборов в Государственную Думу и ее роспуска. Наделение полномочиями члена Совета Федерации. Досрочное прекращение полномочий депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2011

    Высшие законодательные органы Российской Федерации. История Государственной Думы России. Процедуры назначения должностных лиц, вопросы внутреннего распорядка. Конституционный статус Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2011

    Порядок формирования и полномочия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Характеристика ее внутренней организации и порядок работы. Изучение конституционно-правового статуса депутатских объединений (фракций и депутатских групп).

Часть 2 ст.95 Конституции не указывает с достаточной степенью четкости способ формирования Совета Федерации - избрание, замещение по должности, назначение членов этой палаты Федерального Собрания. В ней лишь указывается исходный принцип: в Совете Федерации заседают по два представителя от каждого субъекта РФ - по одному от законодательного и исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Часть 2 ст.96 Конституции делает отсылку к федеральному закону, который определяет порядок формирования Совета Федерации.

В ходе подготовки проекта Федерального закона о порядке формирования Совета Федерации предлагались различные варианты формирования этой палаты. Так, российские парламентарии хотели сохранить выборность членов этой палаты Федерального Собрания. Как известно, первый состав Совета Федерации был избран сроком на два года в 1993 г. В частности, предлагалось формировать Совет Федерации следующим образом: органы исполнительной и законодательной власти субъектов РФ выдвигают кандидатов, а граждане прямыми, всеобщими и тайными выборами решают, кто из них будет заседать в Совете Федерации в качестве одного представителя законодательного органа и одного представителя от исполнительного органа государственной власти от каждого субъекта РФ. Президент РФ наложил вето на закон, предусматривающий такой порядок формирования Совета Федерации, указывая, что он противоречит букве и духу Конституции РФ. В самом деле, при указанном порядке формирования Совета Федерации его члены представляли бы не законодательный и представительный органы государственной власти субъекта РФ, а избирателей, население соответствующего субъекта. Хотя описанный порядок формирования Совета Федерации в большей степени соответствовал бы представительному характеру Федерального Собрания, закрепленному в ст.94 Конституции, и представлениям о демократическом способе формирования палат российского парламента, все же нельзя не признать, что Конституция предусматривает совсем иной способ формирования Совета Федерации, а именно - включение в состав данной палаты представителей органов государственной власти, а не населения.

В связи с этим предлагался и другой способ формирования Совета Федерации: назначение соответствующими органами государственной власти своих представителей в качестве членов Совета Федерации. Однако наиболее приемлемым для всех оказался третий способ - замещение постов членов Совета Федерации главами органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ по должности. Назначение члена Совета Федерации предусматривается только в случае, если орган законодательной власти субъекта РФ состоит из двух палат. Тогда обе палаты совместным решением назначают своего представителя - члена Совета Федерации. Данный способ формирования указанной палаты российского парламента и был закреплен в Федеральном законе «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», вступившем в силу в декабре 1995 г. В январе 1996 г. произошло переформирование Совета Федерации, и на смену членам палаты первого созыва, избранным в 1993 г. пришли по должности главы органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ. В дальнейшем созывов Совета Федерации не будет. Его состав будет постепенно обновляться по мере проведения выборов в органы государственной власти субъектов РФ и смены (если таковая произойдет в результате таких выборов) глав органов законода­тельной и исполнительной власти субъектов РФ (или переизбрания представителей двухпалатных парламентов соответствующих субъектов РФ).

Члены Совета Федерации, являющиеся по должности руководителями органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, не могут работать на постоянной основе в данной палате Федерального Собрания. Они вынуждены совмещать разные и весьма ответственные посты. При этом, конечно, больше внимания они уделяют работе в соответствующем субъекте РФ, где они избраны. В этих условиях роль и ответственность аппарата Совета Федерации по обеспечению эффективности работы этой палаты и качества подготавливаемых проектов решений возрастают по сравнению с периодом, когда хотя бы часть депутатов Совета Федерации работала на постоянной основе.

Конституция не устанавливает фиксированного количества членов Совета Федерации, но указывает, что каждый субъект РФ представлен в Совете Федерации двумя членами. Любые изменения в численности субъектов РФ (увеличение или уменьшение) влекут за собой изменения в количественном составе Совета Федерации. В настоящее время Конституция (ст.65) содержит список из 89 субъектов РФ. Следовательно, Совет Федерации должен насчитывать 178 членов.*

В отношении Государственной Думы, напротив, численность депутатского корпуса зафиксирована в ч.З ст.95 Конституции - 450 человек.

Что касается выборов депутатов Государственной Думы, то часть 2 ст.96 Конституции РФ содержит отсылку к федеральным законам, устанавливающим порядок таких выборов. Выборы депутатов регулируются целым комплексом федеральных законов (выборы депутатов Государственной Думы в 1993 г. регулировались указами Президента РФ). Важнейшие среди них: Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (вступил в силу в декабре 1994 г.), Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (вступил в силу в июне 1995 г.), Федеральный закон «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации вторго созыва» (вступил в силу в августе 1995 г.). Следует отметить также, что в 1995 г. в Уголовный кодекс России и Кодекс об административных нарушениях были внесены изменения и дополнения, предусматривающие уголовную и административную ответственность за нарушение избирательного законодательства.

В соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания», 225 депутатов избираются по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам на основе единой нормы представительства избирателей на одноманадатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах РФ, число избирателей в которых меньше единой нормы представительства. Это исключение из общего правила обусловлено федеративным устройством государства. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избираетльный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей в РФ на 225 одномандатных избирательных округов.

225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданых в федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательнымы объединениями, избирательными блоками.* Причем к распределению мандатов допускаются только списки кандидатов, за которые было отдано не менее 5% голосов избирателей, участвовавших в выборах.

Смысл выдвижения федерального списка кандидатов состоит в том, чтобы предоставить избирателям возможность проголосовать за данное избирательное объединение, за его программу, проведение которой в жизнь должны будут обеспечивать все кандидаты, включенные в список.

Такая избирательная система называется смешанной, так как она соединяет два принципа избрания депутатов: Во-первых, принцип большинства (мажоритарности) для кандидатов, баллотирующихся по одномандатным избирательным округам, во-вторых, принцип пропорциональности, применяющийся для кандидатов, входящих в федеральные списки кандидатов.

До 1993 года депутаты всех представительных органов РФ избирались на основе мажоритарной избирательной системы по одномандатным избирательным округам.

Организацией выборов депутатов Государственной Думы, их подготовкой и проведением занимаются избирательные комиссии. На них также возлагается контроль за соблюдение избирательных прав граждан РФ. В пределах собственных полномочий избирательные комиссии не зависят от органов государственной власти и местного самоуправления. Закон устанавливает пятизвенную систему избирательных комиссий (Центральная избирательная комиссия РФ, Избирательные комиссии субъетов РФ, Окружные избирательные комиссии, территориальные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии).

Часть 1 ст.97 Конституции вводит три требования к депутатам (и, следовательно, к кандидатам в депутаты) Государственной Думы: депутатом Государственной Думы может быть, во-первых, гражданин России, во-вторых, гражданин, достигший 21 года, и, в-третьих, гражданин, имеющий право участвовать в выборах. Содержание третьего из перечисленных требований раскрывается в ч.З ст.32 Конституции: «не имеют права избирать и быть избранным граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».

Исходя из этого и выдвигаются кандидаты в депутаты. Списки кандидатов выдвигаются избирательными объединениями и избирательными блоками. Существует ряд условий, соблюдение которых необходимо для того, чтобы общественное объединение стало избирательным: Во- первых оно должно быть обязательно общероссийским (таким, согласно ст.14 Федерального закона “Об общественных объединениях” от 14.04.95 г. является объединение, которое осуществляет деятельность в соответствии с уставными целями не территории более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения. Во-вторых, оно должно быть создано в порядке установленном федеральными законами (на добровольной основе по инициативе их учредителей). Если это физические лица, то их должно быть не менее трех. В-третьих, в уставе общественной организации должно быть предусмотрено участие этой организации в выборах в органы государственной власти (не опосредованное, например, через финансирование выборов и организацию агитации «за» или «против» кандидатов, а непосредственное - путем выдвижения кандидатов и борьбы за их избрание в парламент. В-четвертых, устав должен быть зарегитрирован Министерством юстиции РФ не позднее чем за шесть месяцев до дня объявления выборов.*

Избирательный блок образуется не менее чем двумя избирательными объединениями, регистрируется на время выборов Центральной избирательной комиссией, но не имеет, в отличие от избирательного объединения, статуса юридического лица. Избирательное объединение, вступившее в блок, не может вступать на данных выборах в другие блоки или выдвигать список кандидатов самостоятельно. Это требование предусмотрено для равенства прав участников выборов. Таким образом, прослеживается вторичный характер избирательного блока.

Срок выдвижения кандидатов по одномандатным округам связан со сроком образования самих этих округов. Равенство избирательных объединений обеспечивается тем, что одно избирательное объединение, избирательный блок имеют право выдвинуть не более одного кандидата. Кандидаты должны обязательно выдвигаться на съездах (конференциях), т.е. на самих широких форумах этих организаций, для того, чтобы привлечь большее число членов избирательных объединений. Решение о выдвижении кандидатов принимается тайным голосованием. В результате появляется список кандидатов, его следует отличать от федерального списка кандидатов. Он не является федеральным, поскольку помещенные в этом списке кандидаты баллотируются самостоятельно, по отдельности, в соответствующих территориальных округах.

Выдвижение федерального списка может начаться сразу после объявления даты выборов, так как списки едины для всей территории Российской Федерации, территория которой составляет один единственный федеральный округ.

Избирательные объединения получают мандаты пропорционально голосам избирателей, отданных за каждый список.

В списке важен не только его состав, но порядок размещения в нем кандидатов. От того в какой последовательности они приведены в списке, в немалой степени зависит получение ими депутатских мандатов. Обычно в начале списка идут наиболее влиятельные и популярные кандидаты. Из каждого федерального списка кандидатов исключаются депутаты, избранные в Государственную Думу по одномандатным избирательным округам.

В 1993 г. под списком кандидатов требовалось собрать не менее 100 тыс. подписей (не более 15% из них в одном субъекте РФ) избирателей, а в 1995 г. - не менее 200 тыс. (не более 7% из них в одном субъекте РФ). Такой порядок важен для объективного выяснения отношения избирателей к данному избирательному объединению, учета мнения электората разных субъектов Федерации.*

В каждый список не может быть включено более 270 кандидатов (на деле их было меньше). При этом в 1995 г. было введено требование, чтобы так называемый центральный список кандидатов (т.е. не привязанный ни к какому региону конкретно) внутри единого списка, составленного избирательным объединением или блоком, включал не более 12 фамилий, а все остальные кандидаты должны быть распределены по так называемым региональным спискам внутри единого списка кандидатов. Предполагается, что введение региональных списков должно приближать депутатов, избранных по об­щефедеральному избирательному округу, к жителям конкретного региона. К распределению депутатских мандатов допускаются только те списки кандидатов, за которые было подано не менее 5% голосов избирателей, принявших участие в выборах. Согласно статьи 62 Федерального закона «О выборах в депутаты Государственной Думы», в случае, если список кандидатов избирательного объединения, избирательного блока был разделен на региональные группы, полученные депутатские мандаты, переходят в первую очередь к кандидатам, не включенным ни в одну из региональных групп. Оставшиеся депутатские мандаты переходят к кандидатам из региональных групп, при этом из числа оставшихся депутатских манадатов каждая их этих групп получает мандаты, число которых пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов в соответствующем субъекте РФ.

В 1993 г. в выборах пытались принять участие 35 объединений и блоков, только 13 из них смогли собрать 100 тыс. подписей и больше под своими списками и лишь 8 из них перешагнули 5%-ный барьер и разделили между собой 225 мест в Государственной Думе. В 1995 г. более 70 избирательных объединений и блоков заявили о своем намерении участвовать в парламентских выборах, 50 из них подали в Центральную избирательную комиссию подписные листы под списками своих кандидатов, но в итоге зарегистрированы были списки кандидатов от 43 избирательных объединений и блоков, 5%-ный же барьер смогли в 1995 г. перешагнуть лишь 4 избирательных объединения - Коммунистическая партия РФ (КПРФ), «Наш дом - Россия» (НДР), Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) и «Яблоко». Трое из них, исключая объединение «Наш дом - Россия», имели фракции в Государственной Думе, избранной в 1993 г.*

В федеральный список могут входить кандидаты, выдвигаемые тем же избирательным объединением, избирательным блоком в одномандатных избирательных округах, таким образом, получается «двойная баллотировка», дающая возможность манипулировать своими кадрами. Это положение закона при его обсуждении вызвало споры на заседаниях Государственной Думы и Совета Федерации, так как это положение дает преимущество кандидатам от избирательных объединений перед независимыми кандидатами в одномандатных избирательных округах. Тем не менее в наших условиях это положение целесообразно, когда партии еще не укоренились и необходимо утверждение многопартийности.

Однако в Государственной Думе представлено, как правило, большее количество общественных объединений и блоков, чем участвовало в распределении 225 депутатских мандатов. Кроме того, в Го­сударственной Думе имеются независимые депутаты, не представляющие вообще никакого объединения. Это связано с тем, что 225 мандатов, как уже говорилось, получают депутаты, избранные в одномандатных избирательных округах по мажоритарной системе относительного большинства. В среднем в каждом таком округе должно проживать 478 - 480 тыс. избирателей. Для отдаленных и труднодоступных районов России допускалось создание избирательных округов, численность избирателей в которых отклонялась бы от средней, но не более чем на 15%. В среднем же отклонения от средней численности избирателей в округах в 1995 г. могли составлять не более 10%, а в 1993 г. - 15%.

Кандидаты в таких округах могут выдвигаться избирательными объединениями, группами избирателей (в том числе по месту жительства и работы) и путем самовыдвижения. Кандидаты, выдвинутые по избирательным округам, должны собрать в свою поддержку подписи не менее 1% избирателей, проживающих в соответствующем округе. От сбора подписей освобождаются кандидаты, выставленные избирательными объединениями, зарегистрировавшими списки кандидатов для выборов по общефедеральному избирательному округу. Выборы в одномандатном округе проводятся, если в нем выдвинуто не менее двух кандидатов. А состоявшимися выборы считаются, если в них приняло участие не менее 25% зарегистрированных избирателей, причем регистрируются в качестве избирателей в обязательном порядке все граждане, имеющие право участвовать в выборах. Избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании (ст. 61 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы»).

По одномандатным избирательным округам 17 декабря 1995 г. были избраны от КПРФ - 58 депутатов, от объединения «Яблоко» -14, от НДР - 10, от ЛДПР - 1, а кроме того, от объединений и блоков, не преодолевших 5%-ный барьер по общефедеральному избирательному округу: от Аграрной партии России - 20 депутатов, от объединения «Власть народу!» - 9, от блока «Демократический выбор России - Объединенные демократы» - 9, от Конгресса русских общин - 5, от Блока Ивана Рыбкина и объединений «Вперед, Россия!» и «Женщины России» - по 3 депутата от каждого, от блока «Памфилова - Гуров - Владимир Лысенко» - 2, от Блока независимых, Блока Станислава Говорухина, объединения «89», блока «Коммунисты - Трудовая Россия - за Советский Союз», объединений «Мое Отечество», «Общее дело», Партии Российского единства и согласия, Партии самоуправления трудящихся, Партии экономической свободы, объединения «Преображение Отечества» и блока «Профсоюзы и промышленники России - Союз труда» - по 1 депутату. Еще 77 депутатов были избраны из числа кандидатов, выдвинутых избирателями либо путем самовыдвижения. В двух одномандатных округах выборы состоялись позже.*

Федеральное собрание - высший представительный и законодательный орган России (согласно статье 94 Конституции Российской Федерации), Парламент Российской Федерации.

Структура федерального собрания:

Согласно Конституции РФ, Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Конституция 1993 года внесла принципиальные изменения в понимание структуры федерального парламента. Двухпалатность Федерального Собрания Российской Федерации - это обязательный признак формального федеративного устройства, это фундаментальная основа реального федерализма, призванного расширить права граждан и обеспечить глубокие реформы в политическом и экономическом строе страны. Этому служит различный порядок формирования палат Федерального Собрания Российской Федерации, их различная компетенция и различный статус депутатов. Но палаты Федерального Собрания Российской Федерации рассматриваются как части единого - парламента, и в этом смысле они равноправны, хотя полномочия палат неодинаковы.

Двухпалатная структура Федерального Собрания Российской Федерации эффективно помогает разрешению разногласий между различными социальными группами населения.

Структура представительного и законодательного органа преобразована с учетом опыта организации парламентских органов в развитых государствах.

В основу образования Федерального Собрания Российской Федерации положен принцип национально-государственного устройства, обеспечивающий интересы многонационального народа, являющегося носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве.

Структура парламентских органов зависит, во-первых, от их значимости, приоритетности по осуществлению парламентских полномочий; во-вторых, от порядка их образования; в-третьих, от их принадлежности к той или иной палате 1. парламент власть федерализм двухпалатность

В соответствии с первым принципом можно поделить парламентские органы на основные и вспомогательные. Основные органы - это палаты Федерального Собрания, а также образуемые ими комитеты и комиссии. Вспомогательные органы, формируемые по усмотрению палат, обеспечивают организационно-техническое, правовое, информационное и иное обслуживание основных органов. В верхней палате парламента такими органами являются канцелярия депутата Совета Федерации и аппарат Совета Федерации; в нижней палате - Совет Государственной Думы, аппарат Государственной Думы и другие вспомогательные подразделения.

В зависимости от порядка образования парламентские органы подразделяются на избираемые, формируемые и создаваемые в целях оказания организационно-технической помощи. К избираемым относятся органы, образуемые путем выборов депутатов. Ко второй категории принадлежат органы, образуемые путем включения депутатов в состав того или иного органа по представлению уполномоченных на то субъектов. Такими являются комитеты и комиссии палат Федерального Собрания, Счетная палата и др. К третьей категории следует относить все вспомогательные органы парламента.

Руководствуясь третьим принципом предложенной классификации, можно рассматривать парламентские органы в зависимости от их принадлежности к соответствующей палате Федерального Собрания. При этом следует иметь в виду, что палаты вправе образовывать и совместные органы, каковыми, например, являются согласительные комиссии, создаваемые для преодоления возникших между палатами разногласий. Счетная палата, образуемая в целях контроля за использованием федерального бюджета и т. П.

Согласно ч. 2 ст. 95 Конституции, в Совет Федерации входят по два представителя каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В ч. 2 ст. 96 Конституции указывается, что порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.

Эти конституционные положения позволяют сделать два очевидных вывода. Во-первых, в Совете Федерации должно насчитываться ровно 166 членов (по два представителя от 83 субъектов РФ), вследствие чего и председатель палаты должен быть избран из этого числа членов. Во-вторых, поскольку в одной и той же статье Конституции законодатель указал, что Совет Федерации "формируется", а Государственная Дума образуется путем "выборов", то тем самым он установил, что порядок образования Совета Федерации отличается от порядка образования Думы.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Выборы депутатов Государственной Думы строятся на основе Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы".

Срок полномочий Государственной Думы составляет четыре года. По истечении срока полномочий Думы президент назначает ее выборы (ст. 84 Конституции).

В Конституции предусмотрена возможность роспуска Государственной Думы до окончания четырехлетнего срока ее полномочий. Это связано с двумя обстоятельствами: трехкратным отклонением Думой кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации, предложенных Президентом России (ст. 111), и выражением Думой недоверия Правительству (ст. 117).

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным.

В соответствии с Конституцией в Государственную Думу избирается 450 депутатов. 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Российской Федерации, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства. 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

Кандидаты в депутаты Государственной Думы (далее - кандидаты) могут быть выдвинуты избирателями соответствующего одномандатного избирательного округа и в порядке самовыдвижения. Кандидаты, списки кандидатов могут быть выдвинуты избирательными объединениями, избирательными блоками.

Полномочия федерального собрания:

К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Функции федерального собрания:

Принципиально деятельность Федерального Собрания происходит в ракурсе трех традиционно данных парламентских функций:

представительной, законодательной, контрольной.

Представительная функция Федерального Собрания. Представительная функция призвана выражать волю народа - основу государственной власти. Она реализуется путем проведения периодических свободных выборов. Последние направлены на выявление интересов различных социальных групп, учет федеративных связей и отношений, обеспечение мирного, ненасильственного перехода государственной власти от одних выборных представителей общества к другим на основе свободного волеизъявления избирателей.

Это значит, что среди всех государственных институтов парламент выступает единственным органом общенародного представительства. Именно народу, точнее избирателям, т. Е. правоспособной и дееспособной части населения, предоставлено право формировать парламент. Выборность и "мандат народа" позволяют парламенту законодательствовать и выполнять другие функции, а избирателям видеть свою сопричастность с ним. Следовательно, представительность - определяющее свойство парламента. Это и способ формирования Федерального Собрания как органа законодательной власти, и способ его функционирования и деятельности.

Представительство как способ функционирования и деятельности Федерального Собрания выражается прежде всего в обязанности депутатов поддерживать тесные отношения с избирателями. Другой немаловажный аспект представительной функции парламента - отражение в его деятельности общественных интересов, которые фиксируются в законах, постановлениях палат Федерального Собрания, в иных действиях данного органа. Примером этому служат позиции депутатов, фракций и комитетов, парламента в целом по актуальным внутренним и международным проблемам, волнующим общество, официальные оценки парламентом тех или иных явлений государственной и общественной жизни и т. П. В этом смысле можно говорить о фокусировании, отражении в работе Федерального Собрания наиболее злободневных вопросов государственной, общественной, политической жизни страны. В рассматриваемом аспекте представительская роль парламента поднимает его значение как органа, способствующего развитию гражданского общества, принципов демократии и правового государства.

Законодательная функция Федерального Собрания. Законодательная функция - наиболее важная и объемная по своему значению и содержанию. В ее рамках формируется правовая система государства, обеспечивается правовое регулирование всех отношений, возникающих в обществе и требующих законодательного закрепления. Смысл законодательной деятельности парламента заключается в подготовке и принятии законов, которые либо прямо предусмотрены Конституцией Российской Федерации, либо их издание вызывается потребностями развития общества и государства в разных областях политической, экономической и социальной сферах жизни.

Контрольная функция Федерального Собрания. Сущность контрольной функции парламента проявляется в том, что в условиях демократически организованной системы разделения властей народу принадлежит право контролировать деятельность всех структур, которым он передал властные полномочия. Вне контроля не должны находиться никакие государственные образования, в том числе и органы народного представительства. Осуществляя от имени народа высшую форму контроля (парламентский контроль), они сами контролируются народом через различные институты прямой демократии.

1.2.1. Место Федерального Собрания в системе
органов государственной власти России

Федеральное Собрание РФ является представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ).

Федеральное Собрание РФ в системе органов государственной власти выступает представителем всего многонационального народа России и выполняет законотворческие функции. Одна из палат Совета Федерации осуществляет представительство субъектов (один представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта, другой – от законодательного органа субъекта Федерации).

Федеральное Собрание РФ обладает следующими функциями, а именно:

а) представительная;

б) законодательная;

в) контрольная (осуществляется за деятельностью исполнительной власти);

Компетенция Федерального Собрания – совокупность полномочий, посредством которых осуществляются основные функции парламента.

Полномочия Федерального Собрания можно подразделить на три группы:

а) полномочия, которые осуществляются только одной из палат;

б) полномочия, которые осуществляются обеими палатами;

в) полномочия, осуществляемые обеими палатами Федерального Собрания в равной мере независимо друг от друга.

Компетенция Совета Федерации прописана в ст. 102 Конституции РФ, а именно: утверждение изменения границ между субъектами РФ, утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения, назначение выборов Президента РФ и т.д.

1.2.2. Структура Федерального Собрания РФ

Основные полномочия Государственной Думы заключаются в осуществлении законодательной деятельности (ст. 105 Конституции РФ). Согласно ст. 103 Конституции РФ Государственная Дума обладает следующими полномочиями: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, решение вопроса о доверии Правительству РФ, объявление амнистии и т.д.

Федеральное Собрание формируется в соответствии со следующими принципами:

  1. Принцип народного представительства;
  2. Принцип федерализма;
  3. Принцип периодичного обновления состава палат парламента;
  4. Принцип политического многообразия и многопартийности.

Согласно Федеральному закону от 5 августа 2000 года «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий, в соответствии с Конституцией РФ, правом избирать и быть избранным в орган государственной власти.

При этом, сам порядок выбора (назначения) представителей и срок их полномочий различен. Так, член Совета Федерации – представитель субъекта РФ от представительного органа избирается им на срок своих полномочий, при формировании законодательного органа путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов. В случае, если законодательный орган субъекта Федерации имеет двухпалатную структуру, член Совета Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Член Совета Федерации – представитель от исполнительного органа субъекта Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок его полномочий.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (назначении) члена Совета Федерации вновь избранным соответственно законодательным органом государственной власти субъекта РФ или высшим должностным лицом субъекта РФ.

Государственная Дума избирается сроком на 4 года. В соответствии с п. «а» ст. 84 Конституции РФ, выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент РФ. Полномочия Государственной Думы и ее депутатов сохраняются до начала работы Государственной Думы нового созыва. Конституция РФ предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий Государственной Думы (ч. 4 ст. 111,ч. 3 ст. 111,ч. 4 ст. 117 Конституции РФ).

В Конституции предусмотрены случаи, когда Государственная Дума не может быть распущена, а именно: в течение года с момента ее избрания, по основаниям, предусмотренным Конституцией РФ в ст. 117; с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в период действия военного или чрезвычайного положения на всей территории РФ; в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Совет Федерации обладает следующей структурой:

  • Должностные лица палаты (Председатель Совета Федерации и его заместители);
  • Совет палаты;
  • Комитеты и комиссии Совета Федерации;
  • Временно функционирующие органы (рабочие группы и согласительные комиссии)

    Основными структурными элементами Государственной Думы являются:

    1. Должностные лица палаты (Председатель Государственной Думы и его заместители);
    2. Совет Государственной Думы;
    3. Депутатские объединения (фракции и депутатские группы);
    4. Комитеты и комиссии Государственной Думы;
    5. Временно функционирующие органы (рабочие группы и согласительные комиссии);

    Полномочия рабочих органов палат регулируются их регламентами.

    Контрольные вопросы

    1. Функции Федерального Собрания РФ.
    2. Полномочия Федерального Собрания РФ.
    3. Основные полномочия Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ.
    4. Сроки деятельности палат российского парламента.
    5. Основания роспуска Государственной Думы.
    6. Структура палат парламента.
    7. Порядок формирования палат российского парламента.

    Практические задания (семинары)

    1. Федеральное Собрание РФ: понятие, функции, полномочия.
    2. Порядок и принципы формирования палат российского парламента.
    3. Полномочия Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ.
    4. Основания роспуска Государственной Думы РФ.
    5. Структура палат российского парламента.

    Задачи

    Задача № 1

    Сравните полномочия Совета Федерации и Государственной Думы РФ.

    Вопросы к задаче:

    1. В чем проявляется сходство полномочий палат российского парламента?
    2. В чем проявляется различие полномочий палат российского парламента?
    3. Какие полномочия характерны только для Совета Федерации?

    Задача № 2

    Дайте характеристику порядка формирования верхней и нижней палат российского парламента.

    Вопросы к задаче:

    1. На какой срок формируются палаты российского парламента?
    2. Какая избирательная система находится в основе формирования Государственной Думы РФ?
    3. Что такое метод ротации, и в какой из палат российского парламента он применяется?

    Задача № 3

    Опишите основания роспуска Государственной Думы РФ.

    Вопросы к задаче:

    1. По каким основаниям Государственная Дума РФ может быть распущена?
    2. В каких случаях роспуск Государственной думы не допускается?

    Задача № 4

    Дайте характеристику структуры палат российского парламента.

    Вопросы к задаче:

    1. Какова структура Совета Федерации РФ?
    2. Какова структура Государственной Думы РФ?
    3. Имеются ли различия в структуре палат российского парламента?

    Нормативные правовые акты:

    1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Информационно-поисковая система Консультант плюс.
    2. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 5. 08. 2000 г. (в ред. от 16. 12. 2004 г.) // Информационно- поисковая система Консультант плюс.
    3. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 18. 05. 2005 г. (вступил в силу 7 декабря 2006 г.) // Информационно- поисковая система Консультант плюс.
    4. О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22. 01. 1998 г. (в ред. от 17. 01. 2006 г.) // Информационно- поисковая система Консультант плюс.
    5. О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30. 01. 2002 (в ред. от 6. 12. 2006 г.) // Информационно- поисковая система Консультант плюс.

    Специальная литература:

    1. Булаков О.Н. Парламентское право Российской Федерации / О.Н. Булаков. М., 2004.
    2. Булаков О.Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации. СПб., 2003.
    3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / М.В. Баглай. М.: Норма, 2006.
    4. Совет федерации: эволюция статуса и функций / Отв. Ред. Л.В. Смирягин. М., 2003.
    5. Сопельцева Н.с. Иммунитеты в конституционном праве РФ. Челябинск, 2004.
  • Законодательную власть в Российской Федерации (на федеральном уровне) осуществляет Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации. Как и предыдущие конституции России, действующая Конституция РФ закрепляет двухпалатную структуру парламента – Федеральное Собрание состоит их Совета Федерации и Государственной Думы, однако современная двухпалатность (бикамеральность) принципиально отличается от прежней. Компетенция палат строго разделена, круг полномочий каждой из палат четко очерчен непосредственно в Конституции РФ, и ϲʙᴏи полномочия палаты осуществляют исключительно на самостоятельных (раздельных) заседаниях. Совместные заседания палат возможны в трех случаях: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств, при ϶ᴛᴏм никаких решений на таких совместных заседаниях не принимается.

    Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что в Конституции РФ не устанавливается компетенция Федерального Собрания (закреплена компетенция только его палат), невозможны решения Федерального Собрания (возможны решения только Государственной Думы и решения Совета Федерации) При всем этом Федеральному Собранию присуще единство правовой природы: единственным законодательным и представительным органом Российской Федерации будет именно Федеральное Собрание (а не Государственная Дума или Совет Федерации), в качестве постоянно действующего органа определено также Федеральное Собрание, а не одна из палат, законы будут результатом деятельности обеих палат, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают одинаковым статусом и т. д.

    Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на четыре года непосредственно избирателями на базе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов регламентируется Федеральным законом от 20.12.2002 № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» с изм. и доп.

    Выборы проводятся с использованием смешанной избирательной системы: половина депутатов (225) избирается в одномандатных избирательных округах по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина – в едином федеральном избирательном округе по пропорциональной избирательной системе (по партийным спискам) с установлением 7 %-го заградительного барьера (ранее он определялся в 5 %) на базе принципа естественной квоты с применением правила наибольшего остатка (наибольшей дробной части) Сегодня в стадии рассмотрения находится президентский законопроект, предусматривающий переход к выборам депутатов Государственной Думы исключительно по пропорциональной избирательной системе.

    Требования к активному избирательному праву на парламентских выборах – те же, что и на выборах Президента РФ, а требования к пассивному избирательному праву (к кандидатам в депутаты) – более мягкие: депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший возраста 21 года и не лишенный избирательных прав. Ограничений по количеству переизбраний для депутатов Государственной Думы не устанавливается.

    Выборы, по общему правилу, назначаются Президентом РФ, а если он эту обязанность не выполняет, – то Центральной избирательной комиссией РФ (ЦИК), на первое воскресенье месяца, в кᴏᴛᴏᴩом истекает установленный срок полномочий Государственной Думы предыдущего состава.

    Право выдвижения кандидатов в одномандатных округах принадлежит политическим партиям (избирательным блокам) и самим гражданам в порядке самовыдвижения; списки кандидатов в федеральном избирательном округе могут выдвинуть исключительно политические партии (избирательные блоки) Регистрация выдвинутых кандидатов осуществляется окружными избирательными комиссиями на базе представленных подписей избирателей в поддержку кандидата или внесения избирательного залога. Подписей должно быть представлено не менее 1 % от количества избирателей округа (если в округе зарегистрировано менее 100 тыс. избирателей – то не менее 1 тыс. подписей) Избирательный залог составляет 15 % от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата (на выборах 2003 г. эта сумма была установлена в 6 млн руб., следовательно, размер избирательного залога составлял 900 тыс. руб. Регистрация федеральных списков кандидатов осуществляется ЦИК также на базе представленных подписей или внесения избирательного залога, однако требования здесь более жесткие: подписей в поддержку списка, выдвинутого политической партией (избирательным блоком), должно быть представлено не менее 200 тыс. (при ϶ᴛᴏм на один субъект РФ может приходиться не более 14 тыс. подписей, т. е. партийный список должен получить предварительную поддержку избирателей как минимум в 15 регионах), а размер избирательного залога (также 15 %) исчисляется от предельной суммы всех расходов избирательного фонда партии (блока) (на выборах 2003 г. она была установлена в размере 250 млн руб., следовательно, сумма избирательного залога составляла 37,5 млн руб.)

    Результаты выборов по единому федеральному избирательному округу устанавливает ЦИК, а по одномандатным округам – окружные избирательные комиссии. Общие итоги выборов устанавливает и публикует ЦИК. На первое заседание вновь избранная Дума собирается на 30-й день после избрания (если Президент РФ не соберет заседание ранее), и именно с начала работы Государственной Думы нового созыва прекращаются полномочия Государственной Думы прежнего созыва.

    Стоит сказать - полномочия Государственной Думы могут быть прекращены Президентом РФ досрочно в трех случаях (все они связаны с преодолением возможного правительственного кризиса и будут частью системы «сдержек и противовесов»):

    1. после трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ);
    2. в случае повторного (в течение трех месяцев) выражения недоверия Правительству РФ (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ);
    3. в случае однократного отказа в доверии Правительству РФ при постановке вопроса о доверии Председателем Правительства РФ (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ)

    Во втором и третьем случаях роспуск Государственной Думы не будет безальтернативным: Президент РФ может и объявить об отставке Правительства РФ. Конституция РФ устанавливает и ограничения для роспуска Государственной Думы: даже при наличии указанных оснований Государственная Дума не может быть распущена в пяти случаях (ч. 3 ст. 92, ч. 3–5 ст. 109 Конституции РФ):

    1. в течение первого года после ее избрания;
    2. с момента выдвижения обвинения против Президента РФ (в рамках процедуры отрешения последнего от должности) до принятия ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего решения Советом Федерации;
    3. в период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения;
    4. в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ;
    5. исполняющим обязанности Президента РФ.

    В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ или ЦИК назначает внеочередные выборы, с тем ɥᴛᴏбы вновь избранная Дума приступила к работе не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

    Конституция РФ содержит исключительно отправные моменты, касающиеся состава и порядка формирования Совета Федерации – верхней палаты Государственной Думы. В нем представлены все субъекты РФ на паритетных началах: по два представителя, при ϶ᴛᴏм один от представительного, а другой – от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (таким образом, при нынешнем составе Российской Федерации численный состав Совета Федерации – 178 членов)

    Порядок формирования Совета Федерации за непродолжительный срок функционирования Конституции РФ 1993 г. уже дважды изменялся: первый состав Совета Федерации в 1993 г. был сформирован посредством прямых выборов в субъектах РФ сроком на два года; с 1995 г. в состав Совета Федерации по должности входили глава региона и председатель законодательного органа субъекта РФ. Сегодня Совет Федерации формируется в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Федеральным законом от 05.08.2000 № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». На основании Закона представитель от законодательного органа субъекта РФ избирается законодательным органом на срок полномочий ϶ᴛᴏго органа (а если региональный парламент двухпалатный, то представитель от законодательного органа избирается поочередно от каждой палаты на половину срока ее полномочий), а представитель от исполнительного органа субъекта РФ назначается главой региона (но при условии отсутствия возражения законодательного органа, кᴏᴛᴏᴩое может быть выражено 2/3 голосов от общего состава парламента региона) Соответствующие органы государственной власти субъекта РФ должны осуществить избрание (назначение) «ϲʙᴏего» представителя в Совете Федерации в 3-месячный срок после формирования (наделения полномочиями)

    После внесения изменений в Федеральные законы «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» и «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» в декабре 2004 г. (Федеральный закон от 16.12.2004 № 160-ФЗ) существенно изменился порядок досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации – в настоящее время региональные органы государственной власти не вправе досрочно прекратить полномочия назначенного (избранного) ими члена Совета Федерации по ϲʙᴏему усмотрению, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие решения могут быть приняты только по представлению Председателя Совета Федерации (процедура досрочного прекращения полномочий членов верхней палаты парламента такая же как и процедура их назначения или избрания)

    Руководят деятельностью Совета Федерации и Государственной Думы председатели палат и их заместители, кᴏᴛᴏᴩые избираются на заседаниях палат. Внутреннюю структуру (набор и компетенция комитетов, подкомитетов и комиссий) процедурные нормы палаты определяют самостоятельно, в частности в принимаемых каждой палатой регламентах.

    В характеристике статуса парламентария выделяют следующие составляющие:

    а) правовая природа депутатского мандата;
    б) принцип несовместимости;
    в) депутатский иммунитет;
    г) депутатский индемнитет;
    д) основные формы деятельности и права парламентария.

    Отправные положения статуса парламентария содержит Конституция РФ, а детально ϶ᴛᴏт статус регламентируется Федеральным законом от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» с изм. и доп. Члены обеих палат Федерального Собрания обладают одинаковым статусом, однако правовая природа депутатского мандата члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы различна.

    Депутаты Государственной Думы обладают ϲʙᴏбодным мандатом, т. е. все они (в т.ч. и избранные в одномандатных избирательных округах) рассматриваются как представители всей нации, при осуществлении ϲʙᴏей деятельности юридически не связаны наказами избирателей и не могут быть отозваны избирателями досрочно. А члены Совета Федерации обладают императивным мандатом, поскольку они будут представителями конкретных органов государственной власти субъектов РФ и в любое время могут быть досрочно данными органами отозваны.

    Принцип несовместимости означает запрет совмещения депутатской деятельности с некᴏᴛᴏᴩыми иными видами деятельности. Материал опубликован на http://сайт
    В частности член Совета Федерации и депутат Государственной Думы не вправе: быть депутатом иного представительного органа или выборным должностным лицом, находиться на государственной или муниципальной службе, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью (за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности), состоять членом органа управления коммерческой организации (следовательно, участником и даже учредителем коммерческих организаций парламентарии быть могут)

    Депутатский иммунитет (неприкосновенность) не будет абсолютным – согласие ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей палаты крайне важно исключительно при привлечении парламентария к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, а также при совершении ряда процессуальных действий: задержания, ареста или обыска (кроме случаев задержания на месте преступления), допроса, личного досмотра (за исключением случаев, когда досмотр предусмотрен федеральным законом для обеспечения безопасности других людей) В случае совершения процессуальных действий (включая возбуждение уголовного дела) вне связи с осуществлением депутатских полномочий согласие палаты не требуется, однако оно крайне важно для передачи дела в суд. Неприкосновенность парламентария распространяется на занимаемые им служебные и жилые помещения, транспорт, средства связи, багаж, документы и корреспонденцию (переписку) Вопрос о лишении неприкосновенности решается ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей палатой по представлению Генерального прокурора РФ.

    Депутатский индемнитет включает две составляющие: 1) неответственность парламентария за высказываемые мнения и позиции при голосовании в палате (в т.ч. и после истечения срока полномочий); 2) материальное обеспечение депутатской деятельности (денежное вознаграждение, обязательное государственное личное и имущественное страхование, жилищно-бытовое, медицинское, пенсионное обеспечение и т. п.; по объему социальных гарантий члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы приравниваются к федеральному министру, а председатели палат и их заместители – ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно к Председателю Правительства РФ и заместителю Председателя Правительства РФ)

    Основными формами деятельности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы будут:

    • участие в заседаниях палаты и в совместных заседаниях палат;
    • участие в работе комитетов и комиссий палаты, а также согласительных (совместных, межпалатных) комиссий;
    • участие в выполнении поручений палат и их органов;
    • участие в парламентских слушаниях;
    • внесение законопроектов в Государственную Думу;
    • внесение парламентского запроса (от имени палаты) и депутатского запроса (индивидуально, от ϲʙᴏего имени);
    • обращение с вопросами к членам Правительства РФ на заседании палаты (в рамках «правительственного часа»);
    • обращение к ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан;
    • работа с избирателями, при ϶ᴛᴏм депутаты Государственной Думы, избранные по партийному списку, «приписываются» ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей фракцией к какому-либо субъекту РФ (для членов Совета Федерации данная форма работы не применяется, так как они не избираются непосредственно избирателями);
    • участие в работе депутатских объединений (в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Регламентом Совета Федерации создание в верхней палате фракций и депутатских групп не допускается, следовательно, и данная форма парламентской деятельности членами Совета Федерации не применяется) и др.

    Для реализации ϲʙᴏих полномочий в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей форме парламентарий обладает рядом прав: на непосредственное обращение в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, получение справочных материалов, консультирование, преимущественное право выступать по вопросам ϲʙᴏей деятельности в СМИ, на прием в первоочередном порядке должностными лицами и др.

    Компетенция палат Федерального Собрания. Законодательный процесс

    Основными функциями парламента будут:

    • функция представительства;
    • функция законотворчества;
    • контрольная функция.

    В реализации данных функций участвуют обе палаты Федерального Собрания, что также свидетельствует о единстве правовой природы законодательного органа России. Реализация функций осуществляется посредством конкретных полномочий палат. Стоит сказать - полномочия Совета Федерации и Государственной Думы закреплены непосредственно в Конституции РФ (ст. 102 и 103 ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно) в виде закрытого перечня, однако развитие конституционных правоотношений пошло по пути расширения конституционно установленных полномочий палат Федерального Собрания в специальном (отраслевом) законодательстве. В частности, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Законом РФ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» Совет Федерации назначает на должность и оϲʙᴏбождает от должности не только Генерального прокурора РФ (п. «з» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ), но и его заместителей; в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Законом РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» Совет Федерации назначает председателей и заместителей председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» Совет Федерации утверждает указы Президента РФ не только о введении военного или чрезвычайного положения (п. «б» и «в» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ), но и о привлечении Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению; в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Совет Федерации и Государственная Дума назначают по пять членов Центральной избирательной комиссии РФ; в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» Государственная Дума и Совет Федерации назначают по три члена Национального банковского совета, а Государственная Дума, кроме того, назначает членов Совета директоров Банка, рассматривает годовой отчет Банка и т. д. В любом случае компетенцию Совета Федерации и Государственной Думы нельзя считать неограниченной (ограничение компетенции парламента – общая тенденция мирового конституционализма), полномочия палат устанавливается только законодательно, палаты не вправе принять к рассмотрению любой вопрос по ϲʙᴏему усмотрению. Таким образом Конституция РФ содержит закрытый перечень не всех полномочий палат Федерального Собрания, только исключительных.

    Федеральное Собрание определено Конституцией РФ в качестве не только законодательного, но и представительного органа государственной власти. Реализация представительской функции Федерального Собрания состоит по сути в том, что его палаты представляют: а) народ Российской Федерации – непосредственно через депутатов Государственной Думы (представляющих интересы различных групп населения, различных политических сил), избранных непосредственно избирателями; б) народы Российской Федерации, проживающие на территории всех субъектов РФ, – через членов Совета Федерации, избираемых (назначаемых) региональными органами государственной власти.

    Контрольная функция парламента заключается в возможности осуществления контроля за деятельностью других органов государственной власти и должностных лиц (речь идет главным образом о контроле за исполнительной властью) Данная функция реализуется, в частности, через такие полномочия, как утверждение Советом Федерации ряда указов Президента РФ; назначение на должность (или дача согласия на назначение) и оϲʙᴏбождение от должности отдельных должностных лиц: Председателя Правительства, Председателя Центрального Банка, Генерального прокурора и его заместителей, судей высших судебных инстанций, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и др.; отрешение Президента РФ от должности; возможность выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ или отказа в доверии; принятие закона о федеральном бюджете и контроль за его исполнением, формирование палатами на паритетных началах Счетной палаты РФ (при ϶ᴛᴏм Председатель Счетной палаты РФ назначается Государственной Думой по представлению Президента РФ); рассмотрение Государственной Думой годового отчета Центрального банка РФ; возможность обращения в суд (включая Конституционный Суд РФ) для преодоления юридических коллизий; парламентский запрос, депутатский запрос, право задавать вопросы членам Правительства РФ, обращаться в органы публичной власти и к должностным лицам и т. п.

    Основной функцией парламента будет функция законотворчества. В законодательном процессе участвует множество субъектов, однако основную роль в законотворческой деятельности играет нижняя палата Федерального Собрания – Государственная Дума.

    Основными стадиями законодательного процесса будут (схема 15):

    1. внесение законопроекта в Государственную Думу;
    2. рассмотрение законопроекта в Государственной Думе, принятие или отклонение закона;
    3. рассмотрение закона Советом Федерации, его одобрение или неодобрение;
    4. подписание и обнародование (промульгация) закона Президентом РФ.

    Схема 15.
    Стоит отметить, что основные стадии законодательного процесса (на федеральном уровне)

    Не стоит забывать, что важно будет сказать, ɥᴛᴏ, во-первых, некᴏᴛᴏᴩые из данных стадий весьма емкие и включают ряд этапов: чтение в Государственной Думе, комитетская стадия и др.; во-вторых, перечисленные стадии будут исключительно основными, в зависимости от действий различных субъектов законодательного процесса могут появляться и дополнительные стадии (в частности, связанные с подготовкой законопроекта, преодолением разногласий между палатами Федерального Собрания, между палатами и Президентом и др.); в-третьих, стадия рассмотрения закона в Совете Федерации будет необязательной (хотя считается, что и в ϶ᴛᴏм случае имеет место «молчаливое одобрение» принятого Государственной Думой закона)

    Субъектами права законодательной инициативы будут (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ): Президент РФ; Совет Федерации; члены Федерации депутаты Государственной Думы; Правительство РФ; законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ; Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ – но только по вопросам их ведения.

    Для отдельных категорий законопроектов субъект права законодательной инициативы устанавливается императивно: например, законопроекты о федеральном бюджете вносятся в Государственную Думу Правительством РФ; о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта или об образовании в ее составе нового субъекта РФ – Президентом РФ; законопроекты о приведении федеральных законов в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие с Конституцией РФ в связи с решениями Конституционного Суда РФ – Правительством РФ и т. п. Законопроекты, связанные с наполнением или расходованием средств федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства РФ (не обязательно положительного)

    Все законопроекты вносятся в Государственную Думу.
    Стоит отметить, что основная работа над текстом законопроекта ведется в ответственном комитете (с привлечением экспертов, проведением парламентских слушаний, анализом предложений, альтернативных проектов и т. д.) Именно комитет представляет законопроект для рассмотрения на пленарных заседаниях Государственной Думы. На пленарных заседаниях законопроект, по общему правилу, обсуждается в трех чтениях:

    • в первом чтении обсуждаются концепция законопроекта, его актуальность и практическая значимость;
    • во втором чтении законопроект обсуждается детально, постатейно, с различными вариантами поправок;
    • в третьем чтении законопроект принимается в целом (не допускаются обсуждение статей и внесение содержательных поправок, допустимы исключительно редакционные уточнения)

    Общих правил о сроках рассмотрения законопроектов в Государственной Думе законодательно не установлено (ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие процедурные нормы содержатся в Регламенте палаты) При этом, некᴏᴛᴏᴩые законопроекты могут рассматриваться в качестве первоочередных или внеочередных (президентские по его просьбе, в целях реализации решений Конституционного Суда РФ и др.)

    Принятие закона Государственной Думой оформляется постановлением палаты, при ϶ᴛᴏм для принятия федеральных законов требуется абсолютное большинство от общего числа депутатов, а для принятия федеральных конституционных законов и законов о поправках к Конституции РФ – квалифицированное большинство (не менее 2/3 от общего числа депутатов) Под «общим числом депутатов» понимается не фактический состав палаты (некᴏᴛᴏᴩые депутатские мандаты могут быть вакантными) и не количество присутствующих на заседании палаты депутатов, а конституционно установленный состав Государственной Думы, т. е. 450 депутатов. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что для принятия федеральных законов требуется как минимум 226 голосов, а для принятия федеральных конституционных законов и законов о поправках – 300 голосов.

    Все принятые Государственной Думой законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Федерации, однако, верхняя палата не обязана рассматривать все поступившие из нижней палаты законы – обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат исключительно:

    а) федеральные конституционные законы;
    б) законы о поправках к Конституции РФ;
    в) финансовые законы (законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, таможенного регулирования, денежной эмиссии);
    г) законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ;
    д) законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты Государственной границы РФ.

    Для рассмотрения поступивших из Государственной Думы законов Совету Федерации отведено 14 дней, в течение кᴏᴛᴏᴩых он может одобрить или отклонить принятый Государственной Думой закон. Процедура рассмотрения закона в Совете Федерации более проста. Здесь нет традиционных чтений, вопрос может не выноситься на рассмотрение палаты. При этом члены Совета Федерации организуют обсуждение принятого Государственной Думой закона в субъектах РФ, при ϶ᴛᴏм поступившие из регионов замечания и предложения могут предопределить отклонение закона Советом Федерации. Постановления Совета Федерации об одобрении или отклонении закона принимается абсолютным большинством от общего числа членов Совета Федерации (как минимум 90 голосов), федеральные конституционные законы и законы о поправках должны быть одобрены квалифицированным большинством – не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации (как минимум 134 голоса) Отклоненные Советом Федерации законы подлежат повторному рассмотрению Государственной Думой, при ϶ᴛᴏм вето Совета Федерации может быть преодолено 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

    Принятый федеральный закон (понятия «принятый Государственной Думой федеральный закон» и «принятый федеральный закон» не будут тождественными!) в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования (если закон рассматривался Советом Федерации и одобрен им, а также в случае «молчаливого одобрения» – Председателем Совета Федерации, а если Государственная Дума преодолела вето Совета Федерации – Председателем Государственной Думы) В течение 14 дней Президент РФ должен подписать и обнародовать поступивший закон или отклонить его. Вето Президента РФ также будет отлагательным: если отклоненный закон при повторном рассмотрении в палатах Федерального Собрания будет одобрен в ранее принятой редакции квалифицированным большинством (не менее 2/3 голосов) от общего числа членов Совета Федерации (119 голосов) и депутатов Государственной Думы (300 голосов), то он подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в семидневный срок. В отношении принятых федеральных конституционных законов и законов о поправках Президент РФ правом вето не обладает.

    Обнародование законов осуществляется главным образом посредством их официального опубликования. В буквальном смысле понятия «обнародование» и «опубликование» не совпадают, что не исключает возможности обнародования закона и в иных формах: по телевидению и радио, по каналам связи, путем рассылки адресатам, распространения в машиночитаемой форме и т. п., однако практики такого обнародования нет. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Федеральным законом от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» с изм. и доп. официальным опубликованием закона будет первая публикация его полного текста в одном из источников официального опубликования (каковыми будут «Собрание законодательства РФ», «Российская газета» и «Парламентская газета») Уместно отметить, что опубликование закона должно быть осуществлено в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. По общему правилу законы вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования (часто иной порядок вступления в силу предусматривается в самих законах, что будет допустимым)

    Для принятия отдельных категорий законов (федеральных конституционных законов, законов о поправках к Конституции РФ, закона о бюджете, федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и др.) предусмотрены процедурные особенности.

    Помимо законов палаты Федерального Собрания могут принимать постановления и по иным вопросам: об амнистии, о выдвижении обвинения и об отрешении Президента РФ от должности, о различного рода заявлениях, в т.ч. при реализации иных, кроме рассмотренных, полномочий, в частности при осуществлении межпарламентского сотрудничества.



    Просмотров