Лекции по мпп батычко вопросы. Международное право - Курс лекций - Шлянцев Д


5. Международные морские перевозки
...
Полное содержание Подобный материал:
  • Конспект лекций 2011 г. Батычко В. Т. Семейное право. Конспект лекций. 2011 , 1718.16kb.
  • Конспект лекций Батычко Вик. Т таганрог 2011 , 2102.18kb.
  • Конспект лекций 2011 г. Батычко Вл. Т. Конституционное право зарубежных стран. Конспект , 2667.54kb.
  • Конспект лекций 2010 г. Батычко Вл. Т. Муниципальное право. Конспект лекций. 2010 , 2365.6kb.
  • Конспект лекций 2008 г. Батычко В. Т. Административное право. Конспект лекций. 2008 , 1389.57kb.
  • Конспект лекций Батычко Вик. Т. Таганрог 2011 , 3565.99kb.
  • Конспект лекций 2010 г. Батычко В. Т. Уголовное право. Общая часть. Конспект лекций. , 3144.81kb.
  • Конспект лекций Батычко Вик. Т таганрог 2009 , 2855.09kb.
  • Краткий конспект лекций 2009 г. Батычко В. Т. Прокурорский надзор. Конспект лекций. , 1859.8kb.
  • Конспект лекций по международному частному праву к ю. н. Чупанов Андрей Сергеевич Тема , 1420.03kb.

МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Батычко Вл.Т.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

Конспект лекций

2011 г.

Батычко Вл.Т. Международное частное право. Конспект лекций. 2011 г.

Конспект лекций написан в соответствии с программой курса международного частного права.

Международное частное право как учебная дисциплина имеет важное значение среди юридических дисциплин, так как Россия все больше интегрируется в мировое сообщество и его граждане и организации все чаще вступают в различные правоотношения, осложненные иностранным элементом. Знание и умение использовать как нормы международного права, так и нормы отечественного права при разрешении различных вопросов, возникающих в таких отношениях, повышает уровень юридического образования, качество предоставляемых юридических услуг.

Материал изложен в понятной общедоступной форме и предназначен для изучения международного частного права слушателями и студентами юридических вузов и факультетов.

ВВЕДЕНИЕ

Преподавание в высших учебных заведениях международного частного права связано с переходом нашего общества к большей открытости, углублением и расширении отношений российских граждан, организаций и предприятий с гражданами, предприятиями и фирмами других стран в самых различных сферах общественной жизни, экономики, культуры и науки.

Изучение международного частного права позволяет более полно уяснить процессы реализации правовых норм, в современной действительности, когда правоотношения не ограничиваются рамками одного лишь государства, а выходят за его границы. Умение определять, нормами права какой страны необходимо руководствоваться в том или ином случае показывает насколько грамотным является юрист и насколько профессиональной будет его деятельность.

Несмотря на то, что определенные вопросы международного частного права изучаются при освоении гражданского, семейного, трудового права и других юридических дисциплин, более полное представление студенты получают, осваивая эту дисциплину в комплексе, внутренней взаимосвязи. Международное частное право позволяет получить более глубокие знания о действии норм права в пространстве, пределов территориального действия законодательства, с основными принципами международного права и, конечно, с институтами гражданского, семейного, трудового права и гражданского процессуального права.

Конспект лекций написан в соответствии с программой курса «Международное частное право» и предназначен для изучения слушателями в системе профессиональной переподготовки. Конспект лекций призван не заменить собой учебную литературу по международному частному праву, а служит дополнением к ней. Вопросы, раскрываемые в темах конспекта лекций, в полной мере позволяют усвоить основы международного законодательства слушателями не имеющих специальных познаний в этой области. Для углубленного изучения этих вопросов необходимо использовать более обширный материал, содержащийся в учебной и научной литературе с учетом изменений, которые вносятся в международное законодательство.


    Лекция 1. Международное частное право в системе российского права
Вопросы: 1. Понятие, предмет и метод международного частного права

3. Система международного частного права

5. Наука международного частного права

…….6. Соотношение национального, международного публичного права с международным частным правом

1. Понятие, предмет и метод международного частного права

В настоящее время, которое часто называют эпохой глобализации международных экономических связей, все большее значение приобретает Международное частное право. Мнения различных специалистов в исследуемой области расходятся в определении является или нет международное частное право (МЧП) самостоятельной отраслью права. Одни авторы относят его самостоятельным отраслям российского права, другие считают его комплексной правовой системой, третьи вообще считают, что это не право, а чисто технические правила о выборе законодательства. Анализируя различные высказывания можно прийти к выводу, что все таки международное частное право относится скорее к комплексной правовой системе, в которую входят коллизионные и материально-правовые нормы нескольких отраслей частного права (гражданского, семейного, трудового и гражданского процесса).

Международное частное право (МЧП) - это комплексная правовая система, объединяющая нормы национального (внутригосударственного) законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют имущественные и личные неимущественные отношения, осложненные иностранным элементом (то есть отношения международ­ного характера), с помощью коллизионно-правового и материально-правового методов.

Международное частное право:

Регулирует частноправовые отношения (отношения гражданско-правового характера в широком смысле слова), возникающие в условиях международной жизни (осложненные иностранным элементом);

Имеет свой предмет и свой метод регулирования;

Является комплексной правовой системой, состоящей из коллизионных и материально-правовых норм нескольких отраслей права;

Объединяет институты, являющиеся своеобразным продолжением институтов частного (гражданского, семейного, трудового) права, в определенной мере производные от последних, они не сливаются с ними и не растворяются в них;

Тесно связано с международным публичным правом, но не является его частью.

Предметом международного частного права является регулирование гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом.

Существенной особенностью международного частного права являются методы, с помощью которых происходит регулирование. Под методом правового регулирования понимается совокупность средств и способов, с помощью которых право воздействует на общественные отношения, регулируя их. В международном частном праве уникальный коллизионный метод сочетается с материально-правовым.

Коллизионному методу международное частное право обязано своим возникновением и дальнейшим развитием. При правоотношениях с иностранным элементом всегда возникает так называемый коллизионный вопрос: необходимо решить, какой из двух сталкивающихся законов подлежит применению - действующий на территории, где находится суд, рассмат­ривающий дело, или иностранный закон, то есть закон той страны, к которой относится иностранный элемент в рассматриваемом деле.

«Коллизия» - латинское слово, означающее «столкновение». Подразумевается несовпадение норм законов различных стран и необходимость выбора между ними при рассмотрении спорного правоотношения с иностранным элементом. В других отраслях права вопросы коллизии законов имеют второстепенное значение. В международном праве решение коллизионной проблемы - одна из основных целей.

Коллизия может быть устранена путем использования коллизионных норм, указывающих, какой закон подлежит применению в том или ином случае. Следовательно, сама коллизионная норма носит отсылочный характер к нормам материальным, она не решает по существу вопрос.

При помощи материально-правового метода происходит урегулирование уже непосредственно спорного материального правоотношения. При материально-правовом методе всегда применяется специальное регулирование, а при коллизионном - общее регулирование.

Объединение в составе международного частного права коллизионных и материально-правовых норм основывается на необходимости двумя различными методами регулировать однородные по своему характеру отношения.

Помимо материально-правовых норм международных соглашений международное частное право включает материально-правовые нормы внутреннего законодательства, специально предназначенные для регулирования гражданских отношений с иностранным элементом. К таким нормам относятся:

Нормы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность;

Нормы, определяющие правовое положение различных предприятий с иностранными инвестициями, учрежденных на территории России;

Нормы, касающиеся режима, инвестиций, инвестиционной деятельности российских организаций;

Нормы, определяющие статус граждан России за рубежом;

Нормы, определяющие права и обязанности иностранных граждан и организаций в России в сфере гражданского, семейного, трудового и процессуального права.

Если международный договор Российской Федерации содержит материально-правовые нормы, подлежащие применению к соответствующему отношению, определение на основе коллизионных норм права, применимого к вопросам, полностью урегулированным такими материально-правовыми нормами, исключается (ч. 3 ст. 1186 ГК РФ).

Формы осуществления методов международного частного права:

Национально-правовая - путем принятия государством коллизионных норм;

Национально-правовая - путем принятия государством материальных норм частного права;

Международно-правовая - посредством унифицированных коллизионных норм, принятых международными договорами;

Международно-правовая - путем создания одинаковых по содержанию гражданско-правовых норм, то есть унифицированных (единообразных) материальных норм.

^ Основные тенденции развития международного частного права:

Стремление к унификации правовых норм путем принятия международных договоров и типовых законов;

Появление коллизии между нормами международных договоров в области МЧП;

Совершенствование и кодификация норм МЧП на национальном уровне;

Возрастание роли принципа автономии воли сторон, переход к более гибким нормам коллизионного права;

Расширение сферы действия международного частного права (космическая деятельность, атомная энергетика, транспорт, средства связи и др.).

2. Понятие и виды правоотношений, осложненных иностранным элементов

Под правоотношением понимается общественное отношение урегулированное нормами права

Нормы международного частного права регулируют гражданско-право­вые, семейные и трудовые отношения с иностранным (или международ­ным) элементом, а также гражданско-процессуальные отношения, если возникает юридическая связь перечисленных от­ношений с правопорядками двух или более государств. Иностранный элемент может присутствовать в трех различных качествах, а именно:

1) в качестве субъекта (гражданин иностранного государства, иностранная организация или иностранное государство, которое только тогда является субъектом международного частного права, когда вступает в частные отношения с физическим или юридическим лицом);

2) в качестве объекта, который находится за границей;

3) в качестве события, юридического факта, произошедшего за границей (причинение вреда, заключение договора, смерть и т.д.).

При этом необходимо отметить, что в жизни указанные элементы могут встречаться в различных сочетаниях. Например, гражданин Израиля составляет завещание по месту жительства, оставляя свое имущество, находящееся во Франции гражданину России. Либо в Испании заключается договор перевозки из Греции в Россию, а в качестве перевозчика выступает юридическое лицо из Италии. Все это требует четкого определения, законодательством какого государства необходимо руководствоваться, чтобы соблюсти правомерность правоотношений.

Отвечая на вопрос, о каких отношениях, регулируемых нормами международного частного права, идет речь, обычно говорят о двух основных группах. Первая - экономические, хозяйственные, научно-технические и культурные отношения в той их части, которая подпадает под действие норм международного частного права. В данном случае задача международного частного права состоит в регулировании деловых связей организаций и фирм различных стран. Особое значение приобретает для России создание благоприятного климата для иностранных инвестиций, содействие экономической интеграции со странами СНГ.

Вторая - отношения с участием иностранцев, затрагивающие их имущественные и личные неимущественные, семейные, трудовые и другие права частноправового характера. Речь идет, например, о создании гарантий и обеспечении прав в случаях заключения смешанных браков (а их число растет), и особенно защиты интересов усыновленных детей. Таким образом, нормы международного частного права определяют правовое положение иностранных граждан в России и российских граждан за рубежом. Для российского государства и его органов особую актуальность имеет использование норм и принципов международного частного права для защиты законных прав и интересов россиян, проживающих за рубежом. Известно, что всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом - это одна из основных целей внешней политики нашего государства. Нормы, регулирующие эти отношения, входят в состав международного частного права.

^ 3. Система международного частного права

Международное частное право, как и многие отрасли права, делится на две части: Общую и Особенную . В Общей части рассматриваются вопросы, которые имеют значение для международного частного права в целом, вопросы, которые могут быть, так сказать, вынесены за скобки при анализе норм и институтов, составляющих содержание отдельных тем Особенной части. Общую часть составляет рассмотрение источников международного частного права, ряда общих понятий и принципов, прежде всего методов регулирования, национального режима и режима наибольшего благоприятствования, принципа взаимности, правил о квалификации юридических понятий, об обратной отсылке и отсылке к закону третьей страны, об оговорке о публичном порядке, о действии так называемых сверхимперативных норм в международном частном праве. К Общей части следует отнести и рассмотрение правового положения субъектов гражданско-правовых отношений с иностранным элементом, государства как особого субъекта таких отношений, иностранных юридических лиц и иностранных граждан.

Особенная часть обычно состоит из следующих разделов: 1) право собственности; 2) обязательственное право, и прежде всего договор купли-продажи товаров и договор перевозки; 3) кредитные и расчетные отношения; 4) обязательства из правонарушений; 5) право интеллектуальной собственности; 6) семейное право; 7) наследственное право; 8) трудовые отношения; 9) международное гражданское процессуальное право; 10) рассмотрение споров в международных третейских судах. Вопросам международного процессуального права, в состав которого входят и проблемы трансграничного банкротства, а также третейскому разбирательству уделяется в Особенной части большое внимание. Это вопросы процессуального положения сторон, иностранных граждан и лиц без гражданства, юридических лиц иностранного государства, вопросы подсудности, исполнения судебных поручений, признания и исполнения иностранных судебных решений.

Господствующая точка зрения не относит нормы процессуального характера, регулирующие отношения сторон, к составу норм международного частного права, поскольку суд (имеются в виду только государственные суды) - это орган государства, и отношения суда со сторонами - это отношения публично-правового характера. Но в современных условиях все более существенное значение приобретает принцип состязательности и принцип господства сторон в споре (они часто определяют подсудность, играют значительную роль в представлении доказательств). В международных договорах о правовой помощи одновременно регулируются вопросы применения права к соответствующим отношениям (коллизионные вопросы) и вопросы подсудности, т.е. определения того, суд какого государства будет рассматривать спор. Это объясняется тем, что на практике в случае возникновения спора между сторонами определению применимого права всегда предшествует решение процессуальных вопросов, и прежде всего вопроса о подсудности. В этом проявляются связи коллизионных и процессуальных норм в данной сфере. Особенно ярко такая связь видна в широко распространенном в мировой практике обращении к третейскому суду как органу для рассмотрения спора. В этом случае властные отношения вообще отходят на второй план, поскольку орган для рассмотрения спора и, соответственно, порядок рассмотрения избираются сторонами.

Примером проявления этой тенденции является заключение государствами - членами Содружества Независимых Государств Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (Минская конвенция), а также новой редакции этой Конвенции (Кишиневская конвенция 2002 г.).

В этих Конвенциях разделы и части о личном статусе физических лиц, семейных делах, имущественных правоотношениях, наследовании содержат прежде всего положения о праве, подлежащем применению, а затем о том, суд (или иной орган) какого государства обладает компетенцией в соответствующем случае.

^ 4. Источники административного права

Источники права - это те формы, в которых находят свое выражение нормы права.

Для международного частного права характерны следующие основные источники:

Международные договоры;

Внутреннее законодательство;

Судебная и арбитражная практика;

Обычаи.

По российскому законодательству право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным эле­ментом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров РФ, Гражданского кодекса РФ и других законов, а также обычаев, признаваемых в Российской Федерации.

Особенности определения права, подлежащего применению международным коммерческим арбитражем, устанавливаются законом о международном коммерческом арбитраже (ч. 1 ст. 1186 ГК РФ).

Основная особенность источников международного частного права состоит в их двойственном характере. С одной стороны, источниками являются международные договоры и международные обычаи, а с другой - нормы законодательства и судебная практика отдельных государств и применяемые в них обычаи в области торговли и мореплавания.

Национальное законодательство в области международного частного права действует в пределах каждого отдельного государства и является результатом реализации нормотворческой функции государственных органов, которая воплощает в конечном счете цели и интересы различных слоев гражданского общества данного государства.

Международные договоры являются результатом согласования воли различных государств, принимающих участие в них, то есть представляют собой соглашение государств относительно признания норм в качестве юридически обязательных правил поведения. Международные соглашения в области международного частного права регулируют правоотношения с участием юридических и физических лиц - субъектов внутреннего права, но обязательства по договору возлагаются на государства, участвующие в нем, которые несут ответственность за приведение своего внутреннего права в соответствие со своими международными обязательствами. Государства-участники могут выполнить свои международные обязательства путем прямой инкорпорации международного договора в свое внутреннее право или же путем издания отдельных внутригосударственных актов на его основе.

Международные обычаи, основанные на последовательном и длительном применении одних и тех же правил, доктрина и практика рассматривают в качестве источников международного частного права.

Обычаи - это правила, которые сложились давно, систематически применяются, хотя и нигде не зафиксированы. Этим обычай отличается от нормы закона. Международные обычаи характеризуются тем, что носят неписаный характер, их нормативное содержание формируется в практике на протяжении более или менее длительного периода времени, служащего доказательством «всеобщей практики», отражающейся в правоприменительной практике: в решениях международных судебных и арбитражных органов, в резолюциях международных организаций. Данные документы выступают в качестве подтверждения существования международного обычая в целом или наличия его отдельных элементов.

Обычаи, в основе которых лежат принципы суверенитета и равенства государств, обязательны для всех стран; что же касается других обычаев, то они обязательны для того или иного государства в случае, если они им в какой-либо форме признаны.

Под судебной практикой понимаются проводимые в решениях взгляды судей на какой-либо правовой вопрос, имеющие руководящее значение при решении судами аналогичных вопросов в дальнейшем. Этот источник характерен для ряда государств, причем в некоторых из них он является основным источником права. Такое положение существует в Великобритании и частично в США. В Великобритании действует система судебных прецедентов, то есть вынесенных ранее руководящих судебных решений, выявляющих действующее право и формулирующих его. Система прецедентов в этих странах имеет, таким образом, решающее значение.

В России судебная практика вообще не рассматривается как источник права. Источником права в РФ является закон. Суд в России не создает правовых норм, поэтому судебная практика не является и источником международного частного права. В то же время для толкования юридических понятий и норм в процессе их применения значение судебной практики несомненно.

При определении права, подлежащего применению, толкование юридических понятий осуществляется в соответствии с российским правом, если иное не предусмотрено законом.

Если при определении права, подлежащего применению, юридические понятия, требующие квалификации, не известны российскому праву или известны в ином словесном обозначении либо с другим содержанием и не могут быть определены посредством толкования в соответствии с российским правом, то при их квалификации может применяться иностранное право (ст. 1187 ГК РФ).

При применении иностранного права суд устанавливает содержание его норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве.

В целях установления содержания норм иностранного права суд может обратиться в установленном порядке за содействием и разъяснением в Министерство юстиции Российской Федерации и иные компетентные органы или организации в Российской Федерации и за границей либо привлечь экспертов.

Лица, участвующие в деле, могут представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, и иным образом содействовать суду в установлении содержания этих норм.

По требованиям, связанным с осуществлением сторонами предпринимательской деятельности, бремя доказывания содержания норм ино­странного права может быть возложено судом на стороны.

Императивные нормы законодательства Российской Федерации регулируют соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права. При применении права какой-либо страны суд может принять во внимание императивные нормы права другой страны, имеющей тесную связь с отношением, если согласно праву этой страны такие нормы должны регулировать соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права. При этом суд должен учитывать назначение и характер таких норм, а также последствия их применения или неприменения (ст. 1192 ГК РФ).

Тема 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
1. Возникновение и основные этапы развития международного права
Возникновение международного права (МП) связано с появлением государств. Периодизацию развития МП можно представить в виде четырех периодов:
1. Предыстория МП. Древние века. Субъектами международных (далее - межд.) отношений были не государства, а их властители. Широкое распространение получили договоры. Они служили осуществлению не только внешних, но и внутренних функций. Средние века
(VI-XVI вв.). В силу исторических условий главным регионом, где была подготовлена почва для создания МП, оказалась Европа. В период Средневековья накопились значительные традиции в сфере дипломатических отношений, переговорной практики, межд. торговли (особенно морской), ведения и прекращения войны и т. д., что подготовило в конечном счете возникновение МП как такового.
Классическое МП. В Средние века возникает наука МП. Ее основоположником принято считать Гуго Гроция. В 1625 г. он издал труд «О праве войны и мира», охвативший все основные вопросы МП. Большой шаг вперед в развитии МП был сделан Великой французской революцией. Основами внешней политики Франции были провозглашены «всеобщий мир и принципы справедливости», отказ от всякой войны с целью завоевания. МП стало необходимым регулятором значительного объема межд. отношений. Наметились сдвиги и в национальном праве, которое, например, закрепило привилегии иностранных дипломатов, установило правовой режим иностранцев.
3. Переход от классического к современному МП (1919-1946 гг.). В 1919 г. державы-победительницы решили создать Лигу Наций и приняли ее уставный документ - Статут. Была учреждена первая всеобщая политическая организация, призванная обеспечить мир и сотрудничество между государствами.
На англо-советско-американской конференции 1943 г. в Москве было принято решение о необходимости учреждения всеобщей межд. организации, основанной на принципе суверенного равенства. В июне 1945 г. Конференция Организации Объединенных Наций (ООН) в Сан-Франциско приняла Устав ООН, который положил начало современному МП.
4. Современное МП. Фундамент современного МП права был заложен Уставом ООН. В политическом плане положения Устава отражали новое мышление. В основу МП был положен принцип сотрудничества. Он предписывал отказ от доминировавшей на протяжении веков концепции господства силы и замену ее концепцией господства права. Одной из самых типичных черт современного МП является утверждение в нем прав человека. Из совокупности норм МП превратилось в систему на базе единых целей и принципов.

2. Международное право: понятие и сущность, особенности и функции
МП - это особая правовая система, регулирующая межд. отношения его субъектов посредством юридических норм, создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного (обычай) соглашения между ними и обеспечиваемых принуждением, формы, характер и пределы которого определяются в межгосударственных соглашениях.
Сущность любой отрасли права определяется ее предметом и методом. Предметом МП являются взаимоотношения между государствами и другими субъектами МП. Особенностью метода МП является возможность применения принудительных мер для обеспечения соблюдения правовых норм на основе действующих межд.-правовых норм и в рамках соответствующих межд. договоров.
Особенности МП можно проследить при его сравнении с внутригосударственным правом:
по способу образования норм. Нормы внутригосударственного права создаются национальными органа ми государств. Нормы же МП создаются самими его субъектами, и прежде всего государствами, путем соглашения, сущностью которого является согласование воли государств или других субъектов МП;
по субъектам. Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства, субъектами МП - суверенные государства, борющиеся за создание самостоятельного государства, нации и народы, межд. организации и некоторые государственные образования, например Ватикан;
по предмету регулирования. Внутригосударственное право призвано регламентировать отношения между субъектами национального права отдельных государств. Предметом регулирования МП являются межгосударственные отношения в широком смысле слова;
по источникам права. Нормы межд. и внутригосударственного права существуют в различных юридических формах. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде законов, постановлений, указов и т. п., межд.-правовые - в виде межд. договоров, обычаев, решений межд. организаций, актов межд. конференций и совещаний;
по способу реализации норм. Нормы национального права обеспечиваются принудительной силой государства. Обеспечение исполнения межд.-правовых норм, в силу того что в межд. отношениях отсутствует образование, стоящее над межд.-правовыми субъектами, производится самими субъектами МП (индивидуально или коллективно).
Функции МП.
Координирующая - с ее помощью субъекты МП устанавливают стандарты поведения между собой.
Регулятивная - нормы МП призваны регулировать правоотношения, а не препятствовать им и не осложнять их.
Обеспечительная - МП содержит нормы об ответственности, побуждающие субъектов МП следовать общепринятым нормам МП.
Охранительная - существуют механизмы, защищающие законные права и интересы субъектов МП.



3. Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины, механизмы воздействия
Межд. и внутригосударственное право - это самостоятельные, хотя и взаимосвязанные правовые системы, и они находятся в постоянном взаимодействии, осуществляя взаимное влияние друг на друга.
Существуют различные теории относительно соотношения межд. и внутригосударственного права. Среди них можно выделить дуалистическую и монистическую. Дуалистическая теория основывается на разграничении межд. и национального права и их неподчинении друг другу. Монистические концепции в противовес дуалистической исходят из соединения межд. и внутри государственного права в одну правовую систему и лишь в зависимости от того, какая часть преобладает -внутригосударственное право или межд., - различают примат внутреннего права государства или межд. Не эффективность данной теории привела к отходу от нее и появлению нового течения - «умеренного монизма», который воздерживается от радикальных утверждений о примате МП.
Механизмы воздействия.
Влияние внутригосударственного права на формирование и осуществление норм МП.
Наиболее типичной формой влияния выступает воз действие сложившихся во внутригосударственной сфере принципов и норм на МП в рамках нормообразования последнего.
Изменение, углубление и развитие содержания, расширение сферы действия и повышение эффективности существующих межд.-правовых норм под воздействием национального права.
Устранение из МП под воздействием внутригосударственного права политических и правовых средств отживших институтов, принципов и норм.
Рецепция и активное использование в МП основных правовых формул, пришедших из внутригосударственного права.
Влияние МП на формирование и развитие внутри государственного права.
Трансформация - пересказ своими словами норм МП во внутреннем законодательстве. Существуют три системы трансформации:
прямая: согласно которой заключенный государством и вступивший в силу договор непосредственно обретает силу закона;
опосредствованная: правила договора обретают силу норм внутреннего права лишь в результате издания законодательным органом специального акта;
смешанная: сочетает элементы первых двух систем и является наиболее распространенной.
В случае если формулировки закона совпадают по тексту с положениями договора, принято говорить об ин корпорации.
Во многих законах говорится, что те или иные его положения будут применяться в соответствии с определенным договором, в таких случаях речь идет об отсылке к межд. договорам.
Рецепция, или заимствование, бывает: прямая - полное заимствование тех или иных норм МП, косвенная -ссылка на ту или иную конвенцию как на часть внутреннего законодательства.

4. Система международного права. Институты и отрасли международного права
Система права - совокупность принципов, норм, институтов отрасли права. Система МП представляет со бой комплекс юридических норм, характеризующийся принципиальным единством и одновременно упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части (отрасли, подотрасли, институты). Материальным системообразующим фактором для МП служит система межд. отношений, которую оно призвано об служивать. Основными юридическими и морально-политическими системообразующими факторами выступают цели и принципы МП.
Система МП - это не только сложное, но и сравнительно новое явление, находящееся в процессе становления, которое еще мало изучено. Общепризнанной системы МП не существует.
Системе МП присуща характерная для нее структура. Под структурой понимаются внутренняя организация системы, расположение и соединение ее элементов, характер их взаимосвязи.
Ядро системы образует общее МП, обязательное для всех государств. Кроме того, существуют региональные межд.-правовые комплексы, регулирующие отношения между группами государств.
Институт МП - это совокупность межд.-правовых норм, касающихся отношений субъектов МП по какому-либо определенному объекту правового регулирования или устанавливающих межд.-правовой статус или режим использования какого-либо района, сферы, пространства или иного объекта (например, институт дипломатических иммунитетов, институт мирного прохода судов через территориальное море).
Межд.-правовые институты объединяются в отрасли МП - это совокупность обычно-правовых кодифицированных в межд. договорах межд.-правовых норм, регулирующих отношения субъектов МП в какой-либо одной широкой области межд. сотрудничества (право межд. договоров, межд. морское, воздушное, космическое право и др.).
Для МП характерны процессы дифференциации и интеграции одновременно. Возникают все новые области сотрудничества и соответственно новые отрасли МП, т. е. перечень институтов и отраслей МП не является исчерпывающим, они находятся в постоянном развитии и взаимодействии. Некоторые институты и отрасли МП возникли сотни лет назад, такие как право межд. договоров, МП в период вооруженных конфликтов, другие воз никли относительно недавно, в начале или середине XX в., например межд. экологическое право, институт запрещения оружия массового поражения и др.
Конструирование и конкретное содержание отраслей и институтов МП может осуществляться в различных правовых системах по-разному, разбираться на подотрасли в соответствии с какими-либо критериями.
Существование системы МП объективно обусловлено, поскольку лишь в качестве достаточно организованной системы современное МП в состоянии выполнять свои функции.
Систему МП нельзя отождествлять с системой науки МП ввиду различия научных школ и направлений. Система МП носит объективный характер, система науки МП - субъективный.

Тема 2. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
5. Нормы международного права, их особенности и виды. Нормотворчество в международном праве
Норма МП - это юридически обязательное правило по ведения общего характера, созданное субъектами современного международного права. Процесс создания норм МП отличается от процесса создания внутригосударственных норм. В межд. правообразовании не существует законодательных органов, которые бы занимались правотворчеством. Субъекты МП самостоятельно устанавливают те или иные правовые нормы в качестве межд.-правовых. Формообразование в МП носит согласительный характер. Соглашение субъектов МП может быть явно выражено или молчаливо. В первом случае мы имеем дело с договорными нормами, во втором - с обычными нормами.
Нормы МП классифицируются по различным основаниям.
1. По своей юридической силе: императивные (jus cogens) - устанавливают четкие,
конкретные пределы поведения. Субъекты МП не могут по своему усмотрению их изменять. Они могут изменяться принятием новой нормы jus cogens;
диспозитивные - нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению, если отступление не наносит ущерба правам и законным интересам других государств.
2. По сфере действия:
универсальные нормы регламентируют отношения с участием всех или подавляющего большинства государств мира. Таковы, например, положения Устава ООН, Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.;
региональные нормы регламентируют отношения с участием государств, принадлежащих к одному географическому региону. Примером таких норм является Договор о Европейском союзе 1992 г. Региональные нормы исторически пред шествовали универсальным. Последние создавались на базе первых, используя их опыт. Этот процесс продолжается и поныне. Вместе с тем универсальное МП содействует прогрессу региональных систем, передавая им опыт как более развитых региональных систем, так и универсальной системы; локальные нормы регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов МП.
3. По характеру воздействия: запрещающие; разрешающие; управомочивающие.
4. По функциям в системе: материальные;
процессуальные: к таким нормам относятся те, которые регулируют процессы создания и осуществления МП.
5. По источнику: обычные; договорные;
нормы решений межд. организаций.
Существуют также нормы отсылочные, обязывающие руководствоваться правилами, содержащимися в других нормах, актах. Выделяют организационные нор мы, которые имеют несколько разновидностей. Их задача состоит в регулировании деятельности межд. органов и организаций. НТР обусловила бурное развитие технических связей. Потребность в их регулировании вызвала распространение технических норм. К ним относятся нормы МП, придающие юридическую силу требованиям, вытекающим из законов природы, науки и техники.

6. Источники международного права, их общая характеристика и соотношение
Источники МП понимаются в двух значениях: в материальном (материальные условия жизни общества) и формальном (форма, в которой находят свое выражение нормы права). Источники МП представляют собой признанные государствами формы воплощения результатов согласования государственной воли, формы фиксации межд.-правовых норм. Все источники МП разделяются на две основные группы: основные и вспомогательные средства создания межд.-правовых норм.
К основным относятся:
1) межд. договоры, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами. Межд. договоры бывают:
общие, в которых могут участвовать все государства и которые содержат нормы, обязательные для всего межд. сообщества;
специальные договоры с ограниченным числом участников;
2) межд. обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы. Межд. обычай - такое правило поведения субъектов МП, которое появилось в результате повторяющихся однородных действий и признано в качестве правовой нормы. В настоящее время фактор времени уже не играет важной роли. Началу обычая может положить решение межд. органа. С возникновения обычая процесс формирования его как правовой нормы переходит в стадию признания его государством в качестве таковой. Договорные нормы активно признаются государством путем подписания, обычные же нормы документально не подтверждены и поэтому для установления обычая как правовой нормы прибегают к вспомогательным средствам.
Между договором и обычаем существует тесное взаимодействие. Обычная норма может превратиться в договорную путем закрепления ее в межд. договоре. Договорная норма может стать обычной для не участвующих в договоре государств, если она получит всеобщее при знание и в силу этого станет общепризнанной нормой обычного права; поэтому между этими источниками МП не может быть какой-то жесткой границы.
К межд. правотворчеству в качестве вспомогательного источника привлекается внутригосударственное право. Особая роль принадлежит односторонним актам государства (заявлениям, нотам, выступлениям и т. д.), которые, не являясь источником МП (не создают норм), тем не менее могут порождать для государства юридические обязательства.
Судебные решения в качестве самостоятельного источника МП признаются в англоязычных государствах. Однако как вспомогательный источник права решения Межд. суда ООН имеют большое значение, прежде всего по причине вышеупомянутой конкретизации обычных норм.
Особое место в межд.-правовой системе принадлежит доктринам МП. Большое значение при этом имеет коллективное мнение юристов разных стран, которое находит выражение в документах таких организаций, как Ассоциация МП, Институт МП и т. д. Тем не менее доктрина согласно российской теории права - только вспомогательное средство для определения норм.

7. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила
Решение межд. организации - это волеизъявление государств-членов в компетентном органе в соответствии с правилами процедуры и положениями устава дан ной организации. Акты или итоговые документы межд. организаций могут иметь разноплановый характер и раз личную юридическую силу
С точки зрения процесса нормотворчества они под разделяются на юридически обязательные и рекомендательные. Так, Совет Безопасности (СБ) ООН может принимать юридические акты двоякого рода: рекомендации, т. е. акты, предусматривающие определенные методы и процедуры, с которыми государству предлагается сообразовывать свои действия, и юридически обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств - членов ООН. Основной формой принимаемых СБ рекомендаций и обязательных решений являются резолюции, которых принято более 700. Все более заметную роль в последнее время стали играть заявления председателя СБ (их число превысило 100).
Принимаемые межд. организациями заключительные акты или итоговые документы в зависимости от их содержания и политико-правовой значимости сами могут непосредственно служить источником МП. На пример, Заключительный акт ОБСЕ 1975 г. и другие итоговые документы ОБСЕ. Ряд специализированных учреждений принимают имеющие различные названия нормативные регламенты, которые устанавливают нормы поведения, обязательные для государств в области, входящей в компетенцию данной межд. организации (Всемирный почтовый союз (ВПЗ), Межд. союз электросвязи, Всемирная организация здраво охранения (ВОЗ) и т.д.). Регламенты принимаются двумя основными способами - молчаливым согласи ем (например, санитарные регламенты ВОЗ) или явно выраженным одобрением, например ратификацией (ВПЗ).
Рекомендательные резолюции становятся часто первоначальными правилами, которые в итоге превращаются в обычные нормы общего права. Кроме того, декларированные положения рекомендательных резолюций входят в МП, трансформировавшись в договорные нор мы. Например, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН сыграли первостепенную роль в создании комплекса до говоров по правам человека, Договоры о нераспространении ядерного оружия и т. д. Сказанное относится и к специализированным учреждениям ООН - Межд. организации труда (МОТ), ЮНЕСКО и т. д. К тому же они мо гут сопровождать открываемый для подписания межд. договор, который по вступлении его в силу явится полно ценным источником МП.
Особое внимание обращают на себя решения Межд. суда ООН. Он является не правотворческим, а правоприменительным органом, вследствие чего решения суда не создают новых норм МП. Решения Межд. суда обязательны к исполнению только теми государствами, чей спор рассматривался этим судом.

Тема 3. ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
8. Понятие и классификация принципов между народного права
Ядро современного МП образуют его основные принципы - обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а также главное содержание МП и обладающие высшей юридической силой. Основные принципы МП были зафиксированы в Уставе ООН, Декларации о принципах МП, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., Заключительном акте ОБСЕ 1975 г. Принципы МП постоянно находятся в развитии в связи с | усложнением общественной и юридической практики. На пример, первые два документа зафиксировали семь таких принципов, а Заключительный акт добавил к ним еще два.
Принципы исторически обусловлены. С одной стороны, они необходимы для функционирования системы межд. отношений и МП. С другой - их существование и реализация возможны в данных исторических условиях.
Принципы МП имеют свои характерные черты:
универсальность, которая понимается как обязанность всех субъектов МП соблюдать их;
необходимость признания всем мировым сообществом;
наличие принципов-идеалов (например, еще не реализованные принципы мира и сотрудничества);
взаимосвязанность, что означает выполнимость ими своих функций только в том случае, когда они будут рассматриваться как система взаимодействующих элементов;
авангардность регулирования при появлении новых субъектов МП или новой сферы сотрудничества (восполняют «пробелы» в МП);
иерархичность (например, центральное место занимает принцип неприменения силы).
Принципам МП присущи две основные функции: стабилизирующая, которая заключается в определении основ взаимодействия субъектов МП путем создания нормативных рамок, и развивающая, суть которой состоит в закреплении всего нового, что появляется в практике межд. отношений.
Классификация основных принципов имеет скорее теоретический, чем практический характер и осуществляется по ряду оснований.
По форме закрепления принципы делятся на писаные и обычные, что не означает различия в юридической силе.
По историческому признаку принято различать принципы, возникшие в период рабовладения, феодализма, капитализма, так называемые доуставные принципы, уставные принципы, возникшие после Второй мировой войны, послеуставные - новейшие - принципы МП (принцип всеобщего и полного разоружения, принцип со трудничества государств по охране окружающей среды).
По степени важности защищаемых принципами отношений. Тут можно выстроить систему, на первом месте которой будут принципы, обеспечивающие общечеловеческие ценности (уважение прав и свобод человека). На втором - принципы, связанные непосредственно с интересами государств (невмешательство во внутренние дела Государств) и т. д.
По объекту сотрудничества можно выделить три группы принципов: а) защищающие мир и безопасность;
б) обеспечивающие мирное сотрудничество государств;
в) защищающие права человека, народов и наций.

9. Содержание основных принципов международного права
Принцип неприменения силы. Устав ООН установил цель: избавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику, в соответствии с которой вооруженные силы применяются не иначе как в общих интересах. Запрещена даже угроза силой каким-либо образом, не совместимым с целями ООН.
Принцип мирного разрешения споров. Каждое государство разрешает свои межд. споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергались угрозе межд. мир, безопасность и справедливость.
Принцип уважения прав человека. Здесь важнейшее значение имеет ст. 55 Устава, согласно которой «ООН содействует: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития... с) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех...». Этот принцип закреплен также во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в двух пактах 1966 г.: один - о гражданских и политических правах, другой - об экономических, социальных и культурных правах.
Принцип суверенного равенства. Государства обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие суверенитету. Каждое государство имеет право устанавливать свои законы и административные правила. Все государства обладают равными основными правами и обязанностями.
Принцип невмешательства. В соответствии с п. 7 ст. 2 Устава ООН Организация не имеет права «на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства». Указанное запрещение распространяется на действия любых других участников межд. общения.
Принцип территориальной целостности. Территория служит материальной основой государства, является необходимым условием его существования. Устав ООН обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности государств.
Принцип нерушимости границ. Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее приме нения с целью нарушения существующих межд. границ другого государства или в качестве средства разрешения межд. споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ.
Принцип равноправия и самоопределения народов. Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право.
Принцип сотрудничества. Принцип обязывает государства сотрудничать друг с другом независимо от различий их систем. Основные направления сотрудничества: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека; осуществление межд. отношений в различных областях.
Принцип добросовестного выполнения обязательств по межд. праву закрепил соглашение государств о признании юридической силы за нормами МП.

Тема 4. СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
10. Субъекты международного права: понятие, виды, содержание и особенности международной правосубъектности
Субъект МП - носитель межд. прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами МП либо предписаниями межд.-правовых актов. Соответственно межд. правосубъектность - юридическая способность лица быть субъектом МП. Межд. правосубъектность по своему происхождению делится на фактическую и юридическую. Существуют поэтому две категории субъектов МП: первичные (суверенные) и производные (несуверенные). Отличаются они тем, что первичные субъекты МП никто не создает в качестве таковых. Производные субъекты МП создаются первичными. Правоспособность производных субъектов МП оговаривается в договорах об их создании.
Первичные субъекты МП.
1. Государства. Признаки: территория, население, публичные власти (система органов).
2. Нации, борющиеся за национальное самоопределение. Нация - историческая общность людей, проживающая на данной территории и характеризующаяся единством политики, экономики, культуры, социальной жизни и языка. Чтобы быть субъектом МП, нации необходимы: территория, на которой она бы могла самоопределиться; политическая организация, которая могла бы выступать от имени всей нации; воинские формирования; быть признанной при межд. организациях.
Производные субъекты МП.
1. Межд. организации. Существует два вида:
межд. межправительственные организации - основаны на межправительственных соглашениях. Межд. меж правительственные организации существуют как универсальные, которые носят всемирный характер (ООН), и региональные, объединяющие субъектов МП данного региона (ОБСЕ, Евросоюз, Совет Европы и др.);
межд. неправительственные организации (так называемые органы народной дипломатии) - основаны не правительственными, негосударственными организациями и лицами.
2. Государственно-подобные субъекты (Ватикан, Сан-Марино, Монако, Андорра, Мальтийский орден в Риме). Относятся они к производным субъектам, так как в основе их создания лежит договор. Как правило, договор с сопредельными государствами о ненападении на «вольные города», которые впоследствии трансформируются в подобия государства со своей незначительной армией, границей, подобием суверенитета. Ватикан имеет аналогичный договор с Италией.
Помимо этого существуют участники отдельных видов межд.-правовых отношений (своего рода единовременные субъекты). К ним относятся правительства в изгнании, восставшая сторона, воюющая сторона. Однако вопрос об их межд. правосубъектности решается исключительно по согласию государств. Их единичная правосубъектность чрезвычайно ограничена.
Одним из самых дискуссионных в науке МП является вопрос о межд. правосубъектности индивида. Диапазон взглядов здесь действительно широк: от полного отрицания межд. правосубъектности индивида до признания последнего единственным субъектом МП.

11. Государства как основные субъекты между народного права. Государственный суверенитет в международном праве
Под государством в МП понимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства. Но не всякая страна может быть государством в межд.-правовом смысле и субъектом МП (например, колониальные страны).
Существуют различные способы образования новых государств - субъектов МП:
в результате социальных революций и национально-освободительных движений;
слияние двух или нескольких государств в одно государство;
распад одного государства на два или несколько государств;
отделение части территории и провозглашение не ней самостоятельного государства;
решением межд. организации.
Наиболее важными признаками государства являются суверенитет, территория, население и власть. Суверенитет - верховенство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность в международных делах. Абсолютного суверенитета нет.
Признаки суверенитета.
1. Территориальное верховенство (на территории данного государства действуют законы только этого государства).
2. Территориальная целостность (территория государства не может быть изменена как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения без согласия его высшего органа или народа).
3. Формальная независимость государства от каких-либо субъектов (в том числе от организаций, физических лиц и от любых международных организаций как внутри государства, так и за его пределами).
Как субъект МП государство обладает следующими правами:
право на независимость и свободное осуществление всех своих законных прав, на осуществление юрисдикции над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных МП иммунитетов;
равноправие с другими государствами;
право на коллективную и индивидуальную самооборону против вооруженного нападения.
К основным межд.-правовым обязанностям государства относятся:
воздерживаться от вмешательства во внутренние и внешние дела других государств;
воздерживаться от разжигания междоусобицы на территории другого государства;
уважать права человека;
устанавливать на своей территории такие условия, которые не угрожали бы межд. миру;
решать все свои споры с другими субъектами МП только мирными средствами;
воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности и политической независимости или иным образом, несовместимым с МП;
воздерживаться от оказания помощи другому государству, нарушающую предыдущую обязанность или против которого ООН принимает меры предупреждения или принуждения;
воздерживаться от признания территориальных приобретений другого государства, действующего в на
рушение обязательства непримения силы;
добросовестно выполнять свои обязательства.

Международное право. Курс лекций. Шлянцев Д.А.

М.: Юстицинформ, 2006 . - 256 с.

Издание представляет собой конспект лекций по курсу "Международное право" и подготовлено в соответствии с программами высших учебных заведений России.
Пособие содержит основные положения, характеризующие природу международного права, его место в правовой системе Российской Федерации. Автор рассматривает основные понятия международного права, его подотрасли и институты.

Издание предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, а также для всех, кто интересуется вопросами международного права.

Формат: doc / zip

Размер: 215 Кб

Скачать:

Скачать / Download файл 28.04.2016г, ссылки удалены по требованию изд-ва "Юстицинформ" (см. примечание)

Содержание
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО. 4
1.1. История развития международного права 4
1.2. Понятие и сущность международного права 7
1.3. Функции международного права 8
1.4. Соотношение международного 8
1.5. Международное право, внешняя политика и дипломатия: 8
Тема 2. СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 9
2.1. Понятие и виды субъектов международного права 9
2.2. Международная правосубъектность государств 10
2.3. Правосубъектность международных организаций 11
2.4. Международно-правовой статус 11
2.5. Статус индивида в международном праве 12
Тема 3. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 13
3.1. Понятие и виды источников международного права 13
3.2. Международный договор как 15
3.3. Обычай как источник международного права 17
3.4. Иные источники международного права 18
Тема 4. ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 20
4.1. Понятие принципов международного права 20
4.2. Принцип суверенного равенства государств 21
4.3. Принцип неприменения силы и угрозы силой 22
4.4. Принцип нерушимости государственных границ 24
4.5. Принцип территориальной целостности 25
4.6. Принцип мирного разрешения международных споров 25
4.7. Принцип невмешательства во внутренние дела 28
4.8. Принцип всеобщего уважения прав человека 29
4.9. Принцип самоопределения народов и наций 29
4.10. Принцип добросовестного выполнения 31
Тема 5. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ПРИЗНАНИЕ 31
5.1. Понятие и сущность международно-правового признания 32
5.2. Виды и формы признания 33
5.3. Значение признания в современном международном праве 35
Тема 6. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОПРЕЕМСТВО 35
6.1. Сущность и понятие правопреемства 35
6.2. Международно-правовое регулирование вопросов 36
6.3. Правопреемство в связи с прекращением 38
Тема 7. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ 41
7.1. Понятие и признаки международного договора 41
7.2. Классификация международных договоров 43
7.3. Стадии заключения международных договоров 43
7.4. Вступление договора в силу 49
7.5. Недействительность международных договоров. 50
Тема 8. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 54
8.1. Понятие и субъекты международно-правовой 54
8.2. Понятие и виды международных правонарушений 56
8.3. Виды и формы международно-правовой 57
8.4. Обстоятельства, исключающие ответственность 58
8.5. Международная уголовная ответственность физических лиц 59
Тема 9. МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО 61
9.1. Понятие и источники международного уголовного права 61
9.2. Международные преступления и преступления 63
9.3. Ответственность за преступления 65
1. Ответственность за легализацию доходов, полученных 65
2. Борьба с подделкой денежных знаков 66
3. Борьба с преступлениями против лиц, 66
4. Борьба против незаконного оборота наркотических средств 67
5. Борьба против незаконных действий 68
6. Борьба с захватом заложников 69
7. Борьба с незаконными актами, направленными против 69
8. Борьба с пиратством 70
9. Борьба с незаконными актами, направленными против 71
10. Борьба с торговлей людьми и эксплуатацией 72
9.4. Правовая помощь по уголовным делам 73
9.5. Международная организация уголовной полиции (Интерпол) 77
Тема 10. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 78
10.1. Понятие и источники права международных организаций. 78
10.2. ООН: устав, цели, принципы, членство 80
10.3. Система органов ООН. 81
10.4. Региональные международные организации: Содружество 88
Тема 11. ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ 90
11.1. Понятие и источники права внешних сношений 90
11.2. Дипломатическое право. 92
11.3. Привилегии и иммунитеты дипломатических 94
11.4. Консульское право 95
11.5. Постоянные представительства государств при 97
Тема 12. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ 99
12.1. Система международного права вооруженных конфликтов. 99
12.2. Начало войны и его правовые последствия 101
12.3. Правовое положение участников вооруженных конфликтов 102
12.4. Запрещенные средства и методы ведения войны. 104
12.5. Окончание войны и его 108
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ДОКУМЕНТЫ 109
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 110

Раздел I. Общая часть

Лекция 1. Понятие, сущность, источники, история возникновения и развития

международного права.

1.1 Понятие международного права.

Международное право представляет собой самостоятельный комплекс правовых норм, создаваемых государствами с целью регулирования отношений между собой и некоторыми другими субъектами международных отношений. В наиболее общем виде доктрина определяет международное право как систему юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения. При этом под международным правом обычно понимается международное публичное право как самостоятельная система права, отличная от права внутригосударственного и международного частного права, регулирующего международные негосударственные невластные отношения. В своей основе международное право является правом межгосударственным.

Развитие и функционирование международного права обусловлено многими факторами, к числу которых, в частности, относятся: характер отношений между государствами, происходящие в мире интеграционные процессы, научно-технический прогресс и социальные преобразования.

Международное право - постоянно развивающаяся система, которая способна органически впитывать в себя многовековой опыт межгосударственного общения и оперативно реагировать на конкретное ситуативное поведение своих субъектов.

Международное право и право внутригосударственное - суть два различных правопорядка, каждому из которых присущи свои характерные черты и особенности. Вместе с тем, они обладают одним общим внутренним качеством - и то, и другое представляет собой совокупность правовых норм.

К концу ХХ века международное право приобрело законченную структуру, сформированную в виде стройной системы взаимообусловленных и взаимозависимых норм. Современное международное право универсально и в большинстве случаев одинаково применимы для всех.

Международное право представляет собой результат процесса согласования волеизъявлений отдельных государств и производных от них субъектов. Межгосударственные отношения в большинстве своем носят правовой характер и попадают в сферу регулирования международного права.

Нормы международного права в зависимости от круга субъектов и характера регулируемых ими отношений делятся на виды. Большинство норм классического международного права было локальными или двусторонними. В дальнейшем же международное право приобрело статус универсального регулятора международных отношений. В результате длительного исторического развития своего нормативного содержания международное право стало отражать ценности, принятые всеми без исключения государствами мирового сообщества. Со второй половины ХIХ века значительное развитие получила многосторонняя форма договорного регулирования. Международно-правовое регулирование охватывает деятельность практически всех государств мира.

Сегодня в процессе реорганизации мировой общественной системы роль международного права существенно возрастает. Оно выдвигается сегодня на первый план в системе ценностей мирового сообщества, являясь необходимым инструментом поддержания порядка в сложной системе международных отношений. В основе этой тенденции лежит ряд объективных факторов общественно-политического, экономического и специально-юридического характера. В числе наиболее значимых из них можно назвать процесс глобализации, постепенно охватывающий все стороны жизни человечества, опосредуемую им интернационализацию внутригосударственных отношений, появление общечеловеческих проблем, требующих для своего решения совместных усилий всех государств мира, а также потребность в создании необходимых для достижения этих целей международных институциональных образований различного уровня.

Краткий конспект лекций по международному праву. Раскрываются определения понятий международного права, его предмета и системы, проводится анализ принципов международных отношений, раскрывается правовой статус субъектов международного права, а также ответственность и санкции в международном праве.

В конспекте уделено внимание таким правовым институтам как право международных договоров и право международных организаций, дипломатическое и консульское право, защита прав и свобод человека и др.

Во второй части приведены основы международного частного права.

Выходные данные работы:
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.

Часть 1. Международное право

Лекция 1. История возникновения и развития международного права
1.1. Периодизация истории международного права
1.2. Международное право периода Древнего мира
1.3. Международное право Средних веков
1.4. Классическое международное право
1.5. Современное международное право

Лекция 2. Понятие, предмет и система международного права
2.1. Понятие и признаки международного права
2.2. Основные черты международного права
2.3. Соотношение внутригосударственного и международного права
2.4. Предмет и метод международного права
2.5. Система международного права


3.1. Понятие и виды источников международного права
3.2. Международный договор и обычай – основные источники международного права
3.3. Иные источники международного права
3.4. Кодификация международного права
3.5. Виды международно-правовых норм

Лекция 4. Основные принципы международного права
4.1. Понятие принципов международного права
4.2. Принцип суверенного равенства государств
4.3. Принцип неприменения силы и угрозы силой
4.4. Принцип нерушимости государственных границ
4.5. Принцип территориальной целостности (неприкосновенности) государств
4.6. Принцип мирного разрешения международных споров
4.7. Принцип невмешательства во внутренние дела
4.8. Принцип всеобщего уважения прав человека
4.9. Принцип самоопределения народов и наций
4.10. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств
4.11. Принцип сотрудничества государств

Лекция 5. Субъекты международного права
5.1. Понятие и свойства субъектов международного права
5.2. Государства как основные субъекты международного права
5.3. Виды государств
5.4. Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость
5.5. Правосубъектность международных организаций
5.6. Государственноподобные образования как субъекты международного права
5.7. Международно-правовое признание
5.8. Международно-правовое правопреемство государств
5.9. Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации
5.10. Статус индивида в международном праве

Лекция 6. Право международных договоров
6.1. Понятие международных договоров
6.2. Стадии заключения международных договоров
6.3. Содержание и форма международных договоров
6.4. Виды международных договоров
6.5. Вступление договора в силу
6.6. Недействительность международных договоров. Основания, порядок прекращения и приостановления международных договоров

Лекция 7. Международные организации
7.1. Понятие и виды международных организаций
7.2. Организация Объединенных Наций

Лекция 8. Международная ответственность
8.1. Понятие и основания международной ответственности
8.2. Понятие и виды международных правонарушений
8.3. Виды и формы международной ответственности
8.4. Санкции в международном праве

Лекция 9. Международное право и права человека
9.1. Права человека в международных отношениях
9.2. Международно-правовые вопросы гражданства
9.3. Правовое положение иностранцев
9.4. Правовой статус беженцев и перемещенных лиц
9.5. Право убежища

Лекция 10. Территория в международном праве
10.1. Понятие территории в международном праве
10.2. Государственная территория
10.3. Государственные границы
10.4. Международная (негосударственная) территория
10.5. Международные и многонациональные реки
10.6. Правовой режим Арктики и Антарктики
10.7. Международные каналы и проливы, их правовой режим

Лекция 11. Право внешних сношений
11.1. Органы внешних сношений государств
11.2. Дипломатические представительства и их функции
11.3. Глава и персонал дипломатических представительств
11.4. Дипломатические привилегии и иммунитеты
11.5. Торговые представительства
11.6. Консульские представительства
11.7. Консульские привилегии и иммунитеты
11.8. Постоянные представительства государств при международных организациях
11.9. Специальные миссии

Лекция 12. Международное морское право
12.1. Принципы международного морского права
12.2. Внутренние морские воды и их правовой режим
12.3. Территориальное море (территориальные воды и их правовой режим)
12.4. Открытое море и его правовой режим
12.5. Континентальный шельф
12.6. Исключительная экономическая зона

Лекция 13. Международное космическое, воздушное, экологическое и экономическое право
13.1. Международное воздушное право
13.2. Международное космическое право
13.3. Международное экологическое право
13.4. Международное экономическое право

Лекция 14. Право международной безопасности
14.1. Понятие права международной безопасности
14.2. Международное право в период вооруженных конфликтов
14.3. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
14.4. Международные споры, понятие и способы их разрешения
14.5. Международно-правовые средства разрешения международных споров

Часть 2. Международное частное право

Лекция 1. Международное частное право в системе российского права
1.1. Понятие, предмет и метод международного частного права
1.2. Понятие и виды правоотношений, осложненных иностранным элементов
1.3. Система международного частного права
1.4. Источники административного права
1.5. Наука международного частного права
1.6. Соотношение национального, международного публичного права с международным частным правом

Лекция 2. Принципы международного частного права
2.1. Понятие и классификация принципов международного частного права
2.2. Общие принципы международного частного права и их характеристика
2.3. Специальные принципы международного частного права и их характеристика

Лекция 3. Особенности норм международного частного права
3.1. Коллизионные нормы в международном частном праве
3.2. Оговорка о публичном порядке
3.3. Унификация норм международного частного права

Лекция 4. Субъекты международного частного права
4.1. Понятие субъектов международного частного права и их виды
4.2. Физические лица как субъекты международного частного права
4.3. Юридические лица как субъекты международного частного права
4.4. Государство в качестве субъекта международного частного права

Лекция 5. Право собственности в международном частном праве
5.1. Общие положения о праве собственности
5.2. Коллизионные вопросы права собственности
5.3. Применение законов о национализации

Лекция 6. Правовое регулирование иностранных инвестиций
6.1. Понятие иностранных инвестиций
6.2. Правовое регулирование иностранных инвестиций
6.3. Режим иностранных инвестиций

Лекция 7. Сделки в международном частном праве
7.1. Понятие, виды и формы внешнеэкономических сделок
7.2. Коллизионно-правовые вопросы внешнеэкономических сделок
7.3. Международные правила по толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС)

Лекция 8. Отдельные виды договоров
8.1. Договор международной купли-продажи
8.2. Договор международного финансового лизинга
8.3. Договоры подряда и технического содействия
8.4. Договоры в области научно-технического сотрудничества
8.5. Иные виды договоров в международном хозяйственном обороте

Лекция 9. Международные перевозки грузов и пассажиров
9.1. Понятие международных перевозок
9.2. Международные железнодорожные перевозки
9.3. Международные автомобильные перевозки
9.4. Международные воздушные перевозки
9.5. Международные морские перевозки

Лекция 10. Международные расчетные и кредитные отношения
10.1. Финансирование международных коммерческих операций
10.2. Валютное регулирование
10.3. Международные расчеты и кредитные отношения
10.4. Договор банковского счета

Лекция 11. Международные деликтные отношения
11.1. Понятие деликтных отношений
11.2. Коллизионные вопросы деликтных обязательств
11.3. Коллизионные вопросы защиты прав потребителя

Лекция 12. Право интеллектуальной собственности
12.1. Понятие интеллектуальной собственности
12.2. Авторское право и смежные права
12.3. Патентное право
12.4. Право на товарный знак, наименование места происхождения товаров и борьба с недобросовестной конкуренцией
12.5. Лицензионные соглашения на изобретения, ноу-хау и товарные знаки

Лекция 13. Семейные правоотношения в международном частном праве
13.1. Понятие семейных отношений
13.2. Заключение брака
13.3. Правоотношения между супругами
13.4. Расторжение брака
13.5. Правоотношения между родителями и детьми
13.6. Усыновление

Лекция 14. Наследственное право в международном частном праве
14.1. Понятие наследственных отношений
14.2. Коллизионные вопросы наследования
14.3. Наследование по завещанию
14.4. Выморочное имущество
14.5. Наследственные права российских граждан за границей
14.6. Производство по наследственным делам

Лекция 15. Трудовые правоотношения в международном частном праве
15.1. Понятие трудовых отношений в международном частном праве
15.2. Коллизионные вопросы в области трудовых отношений
15.3. Трудовые права иностранцев в Российской Федерации
15.4. Трудовые права российских граждан за рубежом
15.5. Социальное обеспечение

Лекция 16. Международный гражданский процесс
16.1. Понятие международного гражданского процесса
16.2. Право на судебную защиту в международном частном праве
16.3. Исполнение судебных поручений
16.4. Международный арбитраж



Просмотров