Куда пожаловаться на решение судьи. Кому и куда жаловаться на суд? Советы юристов

Достаточно часто приходится слышать от людей, что судьи ведут себя некорректно, а иногда даже по-хамски. Не реже участники судопроизводства жалуются на факты грубейшего нарушения судьями и работниками суда требований процессуального законодательства. При этом, достаточно странной позицией таких людей является мнение о том, что жаловаться на судью выйдет себе дороже, что якобы судья обязательно отомстит за поданную на нее жалобу, или вынесет решение не в пользу жалобщика, а самой же судье ничего не будет, жалуйся на него или не жалуйся. Данная позиция основана в своей массе на простых слухах, хотя на деле все обстоит совершенно по другому. Так куда и как жаловаться на судейские нарушения, чтобы достичь результата?

В первую очередь стоит разграничить виды нарушений судьи, а соответственно и компетенцию органов к которые должна быть подана жалоба.

Самыми массовыми нарушениями является нарушения процессуального характера. Например затягивание дела судом, неверное оформление протокола судебного заседания, когда суд умышленно не вносит в него показания того или иного участника процесса или допрошенного свидетеля. В случае затягивания дела судом имеет смысл подать жалобу председателю суда, так как именно он ответственен за соблюдение своими подчиненным процессуальных сроков, и имеет возможность оперативного воздействия на судью с целью принуждения его к действиям в рамках установленного порядка судопроизводства. В жалобе председателю суда нужно четко и конкретно указывать номер дела, по какому именно иску оно рассматривается, когда принято к производству судом, а также само обстоятельство которое послужило причиной к подаче данной жалобы. Надо отметить, что жалоба председателю суда, вопреки слухам, является действительно рабочим инструментом для защиты своего права.

Если суд не внес в протокол судебного заседания какие-либо данные которые вы считаете важными, либо исказил показания данные участниками процесса, вы вправе подать замечания на протокол судебного заседания, которые суд обязан рассмотреть и вынести соответствующее определение. Для того, чтобы иметь возможность доказать фактически сказанное лицом выражение имеет смысл использовать в суде средства аудио фиксации, то есть диктофоны. Важно, что запретить вам его использовать судья не имеет право, так как получение на его проведение от суда не требуется, и закон вас обязывает только уведомить суд о том, что вами производится аудиозапись судебного заседания. А вот видеозапись судебного заселения вы имеете право производить только с разрешения суда, и на основании предварительного письменного заявления.

Если же речь идет о том, что поведение судьи явно не отвечает требования кодекса судейской этики, то есть судья хамит, кричит или оскорет вас, то жалобу нужно подавать в совет судей или квалификационную коллегию судей, так как данные действия отнесены к их компетенции. При этом ждать того, что по вашему заявлению судью уволят бессмысленно, такие ситуации встречаются крайне редко и чаще всего связаны с тем, что количество жалоб поступающих на него превысило все разумные пределы. Однако, даже если в ответе на вашу жалобу буде отказ в применении в отношении судьи какого-либо административного взыскания это совершенно не значит, что жалоба была написана в пустую, так как самому судье будет сделано соответствующее замечание о недопустимости такого поведения в дальнейшем, а сведения о поданной на него жалобе заставят судью вести себя по отношению к вам корректно и более не допускать грубостей или хамства.

Также в квалификационную коллегию судей нужно жаловаться и на грубы нарушения судьей норм процессуального права, так как допущение им таких нарушений напрямую указывает на не соответствие его фактической квалификации званию судьи, и чем больше будет подано таких жалоб, тем быстрее судья расстанется со своей мантией, либо научится уважать закон.

Другим распространенным заблуждением является убеждение, что на судью нужно жаловаться в Прокуратуру РФ либо в полицию. Это в корне не верная позиция, так как данные органы не имеют права вмешиваться в судейскую деятельность, ввиду прямого запрета на это законодательством нашей страны. Дело в том, что судебная система в нашей стране является независимой, и не может быть подчинена каким либо надзорным органам, так как это поставило бы туже прокуратуру в весьма привилегированное положение по делам в которых она является непосредственным участником. Поэтому никакого смысла писать жалобы в эти инстанции нет, вы просто потратите свое время и нервы.

Подводя итог вышесказанному хотелось бы ответить на вопрос который возникает у каждого человека столкнувшегося с судейским произволом «подавать ли жалобу или нет?». И ответ на него будет однозначный, подавать жалобу нужно обязательно ведь если каждый из нас не будет отстаивать свои права на честное и справедливое судопроизводство судебная система в нашей стране никогда не изменится, судьи должны четко понимать, что любое их незаконное действие не останется незамеченным и тогда, по прошествии небольшого количества лет мы сможем оставить в наследство своим детям действительно правовое государство где судья будет работать для защиты закона и понимать, что он является слугой народа, как любой другой государственный служащий, а не наоборот.

Для большинства людей привычным является идти с жалобой в суд, чтобы отстоять свои интересы и восстановить нарушенные третьими лицами и госорганами права. Однако случается и так, что нарушителем непосредственно выступает сам судья. Как и любая другая процедура, судебный процесс также должен соответствовать установленному в законе порядку. К тому же действия этого должностного лица не должны выходить за пределы его полномочий. Но когда такое случается, направляется жалоб на судью.

Поводы к подаче жалобы на судью

Чтобы подобное обжалование считалась обоснованным, необходимо иметь конкретные поводы к её подаче. В большинстве случаев это нарушение судебного процесса или ущемление процессуальных прав участников. Но бывают и этические нарушения со стороны блюстителя справедливости.

К таким нарушениям могут быть отнесены:
  • нарушение сроков рассмотрения дела;
  • игнорирование предъявляемых доказательств;
  • необоснованный отказ от принятия ходатайств;
  • выборочность выслушивания доводов сторон;
  • неполное отражение процесса в протоколе;
  • отказ свидетелю в даче показаний;
  • консультация одной из сторон.

Возможно и в том случае, когда сторона считает действия должного лица неправомерными или нарушающими его права и общие принципы осуществления правосудия, а также на бездействие со стороны должностного лица. Однако добиться хоть какого-либо результата от такой жалобы удаётся не каждому.

Вот почему:
  • законодательно закреплено, что ни одно лицо не вправе вмешиваться в деятельность судов по исполнению правосудия;
  • чтобы жалоба имела эффект, её нужно документально подтвердить, что в большинстве случаев невозможно;

Как показывает практика, лишь в менее 30% случаях жалобы на судей дают хоть какой-то результат и они привлекаются к дисциплинарной ответственности.

Удовлетворение жалобы на судью не является основанием для признания принятым им решения незаконным.

Кто вправе обжаловать?

Перечень лиц, правомочных обжаловать действия блюстителя справедливости, ограничивается участниками процесса. Но самого факта участия недостаточно. Необходимо, чтобы нарушенная норма права затрагивала интересы конкретного лица и причиняла ему определённый ущерб. Данное лицо и будет являться правомочным для подачи жалобы.

Разумеется, таким же правомочием обладают и представители этого лица. В качестве представителей могут выступать близкие родственники (в случае его недееспособности) или законно уполномоченный представитель. Также представлять интересы лиц, чьи права были нарушены действиями суда, могут общественные правозащитные организации.

Куда подать жалобу?

Жалоба на судью, как полагает большинство людей, должна подаваться в вышестоящий суд. Однако это распространенное ошибочное мнение.

На самом же деле действия судьи можно обжаловать:
  • председателю того же суда, где работает соответствующий судья;
  • в квалификационную коллегию.

При этом возникает вопрос, куда направить жалобу, если необходимо обжаловать действия председателя суда? В таком случае остается лишь пожаловаться в квалификационную коллегию либо обратиться в прокуратуру. Однако чтобы не тратить время впустую на получение отказа, лучше всего разобраться с предметами полномочий того или иного органа.

В квалификационную коллегию жалобы подаются:
  • когда судья нарушает нормы закона РФ «О судебной системе» и «О статусе судей»;
  • когда судья не соблюдает нормы судейской этики.

В соответствии с законом нормы кодекса этики судей определяются квалификационной коллегией, которая также наделена полномочиями по привлечению судей к дисциплинарной ответственности.

По случаям нарушения процессуальных норм законодательства или нормам материального права лучше обратиться в прокуратуру.

Составление жалобы

Итак, как написать жалобу на судью? Жалоба на действия судьи не является уникальной и по структуре имеет стандартный вид.

Стандартный образец жалобы на судью должен содержать:
  1. Адрес документа (наименование органа, данные жалобщика).
  2. Содержание документа (описание фактов, предъявляемые требования).
  3. Приложенные документы, подтверждающие доводы жалобщика.
  4. Дата и подпись жалобщика.

Основное внимание необходимо обратить на содержание заявления.

В этой части необходимо указать следующее:
  • полное описание действий, которые жалобщик считает незаконными и нарушающими его права;
  • нормы законодательства, которые нарушает должностное лицо или подтверждают нарушенные права жалобщика;
  • четко и ясно высказать свою просьбу об устранении последствий нарушения и привлечении к ответственности.

Такая структура и содержание документа универсальны для всех органов, полномочных рассматривать жалобу. Жалобы на судью образца специального не имеют. Составить её может абсолютно любой человек.

Как подать жалобу?

Очень важно правильно подать обращение. Ведь просто оставленный документ никому не интересен.

Итак, чтобы документ достиг цели и возымел ожидаемый эффект, необходимо его подать:
  • в канцелярию суда с получением расписки о вручении на второй копии;
  • направить по почте заказным письмом с уведомлением;
  • вручить жалобу непосредственно самому председателю суда.

Обращение в прокуратуру или квалификационную коллегию может быть подано такими же способами.

Сроки рассмотрения

Законодательством установлен общий срок в один месяц с учетом выходных дней. При этом срок начинает исчисляться с того дня, когда жалоба поступила в рассмотрение того или иного органа либо должностного лица.

Приёмом к рассмотрению считается факт регистрации жалобы в канцелярии соответствующего органа. Поэтому получить ответ быстро поможет подача жалобы непосредственно в канцелярию.

Помимо основного срока соответствующий орган вправе продлить время рассмотрения еще на 30 календарных дней. При этом об основании и сроке продления жалобщик должен быть уведомлён отдельным письменным ответом.

Рассмотрение жалобы и его результаты

Подавая обжалование действий суда, не стоит надеяться на удовлетворение требований, тем более в полном объёме. Редко когда обращение приносит желаемый результат. Как уже говорилось, количество удовлетворенных жалоб составляет менее 30% числа всех поданных обращений на протяжении существования судебной системы РФ.

При любом исходе восстановить нарушенные процессуальные права или заменить судью путем подачи такого обращения не получится. В работе судебные органы не допускают вмешательства даже Президента. Однако кое-какой эффект обращение все же иметь будет.

Он заключается в следующем:
  • должностному лицу будет сделано устное предупреждение;
  • жалобщик получит возможность участвовать в продолжении процесса без нарушений его прав;
  • в дальнейшем в своей деятельности он будет стараться действовать иначе.

Наиболее значимым считается превентивный характер итогов рассмотрения. Ведь в случае повторения такого судью могут наказать намного серьёзнее.

В целом, в перечень применяемых квалификационной коллегией санкций в отношении этих должностных лиц входят:
  • замечание;
  • предупреждение;
  • выговор;
  • прекращение полномочий досрочно.

Разумеется, ни один судья не желает досрочно покидать свой пост, и потому будет стараться меньше провоцировать людей на подачу жалоб. Однако это не означает, что он будет преклоняться перед участниками каждого процесса после получения предупреждения.

В целом, возможности данного механизма ограничены, так как сам факт существования подобного способа оспаривания действий суда нарушает принцип независимости, который является основополагающим в институте судебного разрешения споров.

По этой причине наиболее часто получаемый ответ – это отсутствия полномочий того или иного органа рассматривать подобного рода жалобы. Реже указывается на конкретный отказ в удовлетворении требований по причине незаконности самого обращения.

Но если судья в действительности виноват, то в отношении него будет вынесен выговор. В подобных случаях он берет самоотвод. Такая обязанность прямо не предусмотрена нормами законодательства, но многие предпочитают устраниться от того, кто пишет, во избежание получения еще одного выговора и досрочной сдачи должности.

Передача жалобы в другой орган

Квалификационная коллегия очень часто передает поступившие жалобные обращения в другие органы.

Так:
  • если нарушение имеет материально последствие, то в прокуратуру;
  • если нарушены процессуальные нормы, то обратно председателю соответствующего суда;
  • в очень редких случаях в комиссию по этике.

Пожалуй, лишь обжалование действий председателей судов или всего судейского состава рассматриваются самой коллегией. Перенаправление обращения обратно председателю соответствующего суда является не прихотью коллегии, а, скорее, требованием законодательства. Ведь между коллегией и судьями взаимоотношения имеют характер трудовых. А значит решать вопрос о качестве работы сотрудника, коим в данном случае является судья, должен непосредственно его начальник, т.е. председатель суда.

Комиссия по этике созывается в очень редких случаях, когда за судьями замечены очень серьёзные нарушения и вопрос стоит о его отстранении. Если все-таки комиссия была созвана, то рассмотрение в ней происходит с участием жалобщика и судьи и ставит целью доскональное изучение всех обстоятельств, связанных с обращением. К тому же жалобщик в этом случае может подтвердить свои доводы свидетельскими показаниями третьих лиц.

Надо ли подавать жалобу?

Свидетелей правонарушений намного больше, чем лиц, подающих жалобы. Во многом люди думают, что такие действия – это нечто само собой разумеющееся. Другие сомневаются, можно ли? Разумеется, можно и даже нужно. Призвания осуществлять правосудие должно быть исполнено в рамках законодательства.

По этой причине каждый участник судебного разбирательства должен отстаивать свои права, даже если они нарушены судьями. Несмотря на то, что последствия обращения не отразятся на текущем процессе, но станут для них хорошим примером и предотвратят дальнейшие нарушения в отношении других лиц.

Жаловаться надо грамотно

Обзор почты ВККС РФ

Право гражданина защищать свои права предусмотрено Конституцией России. Защищать в суде. Защищать, оспаривая решения суда. Защищать, жалуясь на судей.

Каждая жалоба - это нерв чьей-то жизни. Возможно, для человека, написавшего ее, она - последний шанс получить помощь, решить свою проблему.

Именно поэтому авторы жалоб обязаны хотя бы ради собственных интересов заботиться о том, чтобы жалоба содержала точные факты, направлялась в нужный адрес тому органу судейского сообщества или государственному органу, в полномочиях которого решать поставленный вопрос.

Ежегодно Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации получает около 10000 жалоб, обращений с критикой в адрес судей.

Но в этом массиве почты писем «по делу», то есть таких, которые бы непосредственно относились к полномочиям Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и обязывали коллегию к принятию конкретных мер, едва ли наберется сотая часть.

Анализ большинства писем приводит к устойчивому выводу о том, что их авторы не имеют сколько-нибудь внятного представления о Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, ее социальной роли, задачах, полномочиях, наконец, о том, имеет ли она возможности всегда решать вопросы только так, как требуют заявители.

Эта расплывчатость представлений видна уже из того, как к нам обращаются: «Квалификационная коллегия ВС РФ", «Квалификационная комиссия ВС РФ", «Высшая Судебная Коллегия РФ", «Квалификационная комиссия Коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ".

Общим в этих ошибочных написаниях является то, что авторы писем, очевидно, считают Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации либо неким органом Верховного Суда Российской Федерации либо надсудебным органом, имеющим чрезвычайные полномочия. Как пишет один из авторов, «пользуясь правом Высшей квалификационной коллегии судей, равным праву судов второй и третьей инстанций...».

Симптоматична сама форма ряда обращений в коллегию: больше всего она напоминает судебный иск. Явственно видно, что авторы таких обращений надеются на Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации как некий «орган власти, контролирующий правильность использования российских законов за судами...».

Отметим, что подобное представление о Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (далее ВККС - Ред.) авторы писем распространяют и на квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации (далее ККС субъектов РФ - Ред.), правда, с меньшим уровнем ожиданий и надежд на удовлетворение своих претензий и требований.

Обратимся к установлениям закона.

ВККС в соответствии с Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» - это один из органов судейского сообщества всей страны. Восемнадцать членов коллегии - судьи избираются тайным голосованием Всероссийским съездом судей. Десять членов коллегии - представители общественности назначаются Советом Федерации Федерального Собрания также в результате тайного голосования. Член коллегии - представитель Президента Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации. Все 29 членов коллегии представляют различные регионы страны. Их общие задачи определены ст. 4 упомянутого закона и обширны: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики.

ВККС осуществляет деятельность коллегиально, гласно, при соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. ВККС, отчитываясь перед съездом судей за четырехлетнюю работу, не подотчетна ни ему, ни иным органам за принятые решения (ст. 5 упомянутого закона). Решения ВККС можно оспорить только в суде. (Так как данный текст готовился до принятия Федерального конституционного закона «О Дисциплинарном судебном присутствии» в нем не могли быть учтены новые законодательные реалии - Ред.) Как орган судейского сообщества, участвующий в судейском самоуправлении, ВККС в определенной мере обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, но не может ни изменять, ни отменять судебные решения, а также не уполномочена «контролировать правильность использования законов».

Более того, поскольку статьи 9 и 10 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» прямо запрещают «всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия», постольку вывод предельно ясен: этот запрет касается и ВККС.

ВККС как часть системы органов судейского сообщества в соответствии со статьей 9 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» участвует в обеспечении независимости судьи.

Этими задачами и принципами деятельности и определяется содержание и характер полномочий и деятельности ВККС, как, впрочем, и ККС субъектов РФ.

Но как понимают задачи и полномочия ВККС граждане? Какова тематика их обращений? Это, по сути, определяет: что от нас хотят, чего ждут от квалификационных коллегий судей?

Без внимания граждан не остается процесс рекомендации и назначения судей. В ВККС приходят письма, в которых содержатся различные утверждения о фактах жизни и деятельности претендентов на судейские должности, как правило, фактах негативного свойства. От коллегии иногда прямо требуют преградить путь в судьи тому или иному гражданину, в большинстве случаев претендующему на должность мирового судьи или судьи районного и городского суда.

Вновь обратимся к закону.

В соответствии с подпунктами 1, 2, 3 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ВККС объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов, а также рассматривает заявления кандидатов на вакантные должности в данных судах и представляет соответственно Председателю Верховного Суда Российской Федерации и Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации свои заключения. В тех случаях, когда вакантными становятся должности председателей высших судов и их заместителей, ВККС также рассматривает заявления кандидатов на эти должности и свое заключение представляет Президенту Российской Федерации.

Следовательно, ВККС не вправе рассматривать обращения в отношении претендентов на должности в других судах, это - прерогатива ККС субъектов РФ. Как гласит пункт 1 статьи 19 упомянутого закона, ККС субъектов РФ принимают мотивированные решения в отношении судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, мировых судей, судей районных судов (в том числе, председателей и заместителей председателей районных судов), гарнизонных военных судов, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Это значит, что только ККС субъекта РФ вправе давать заключения о рекомендации какого-либо лица на должность судьи в соответствующем суде либо об отказе в такой рекомендации, предварительно рассмотрев заявление и сопутствующие материалы. Это значит, что ВККС, получая письма граждан о неблаговидных деяниях претендентов на должности судей районных, городских, областных и равных им судов, обязана пересылать их либо в ККС субъекта Российской Федерации либо председателю соответствующего суда. Это установление закона реализуется в повседневной практике ВККС.

ВККС работает во взаимодействии с ККС субъектов РФ, осуществляя обмен информацией и опытом, товарищеское сотрудничество, но не руководство. Это обусловлено Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», в котором статьи 17 и 19 при одинаковости компетенции четко разграничивают полномочия ВККС и ККС субъекта РФ в соответствии с уровнем суда.

Авторы писем, недовольные теми или иными контактами с ККС субъектов РФ, требуют от ВККС «провести служебную проверку деятельности ККС», «изменить решение ККС». Такого рода действия могли бы быть предприняты, если бы ККС субъектов РФ были подчинены ВККС по так называемой вертикали власти. Но законом не предусмотрены отношения подчинения между органами судейского сообщества. В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ВККС ограничивает свои полномочия в отношении ККС тем, что «знакомится с работой квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, заслушивает сообщения их председателей о проделанной работе и дает рекомендации, направленные на совершенствование деятельности указанных коллегий; изучает и обобщает практику работы квалификационных коллегий судей, организует учебу членов этих коллегий». Реализуя эти полномочия, ВККС, в частности, ежегодно проводит семинары-совещания с председателями квалификационных коллегий судей.

Расширение в последнее время компетенции и полномочий ВККС выразилось, в частности, в том, что Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ в пункт 2 вышеупомянутой статьи 17 внесен подпункт 10.1, согласно которому ВККС «рассматривает жалобы на решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации». Но подчеркнем, на решения, а не на любые письма из ККС, даже если они только и содержат что разъяснения законодательства. Как говорится, при всем желании нельзя признать решением ККС ответ председателя ККС, в котором с учетом норм законодательства обосновывается невозможность вмешательства ККС в процессуальную деятельность судьи или отмены принятого судом решения.

Когда авторы писем просят и требуют от ВККС «обязать председателя ККС...», «указать ККС...», ВККС РФ может только констатировать невозможность выполнения таких просьб или требований в связи с их несоответствием закону. Совершенно очевидно, что ВККС не вправе и не будет требовать или просить ККС субъекта РФ совершать какие бы то ни было действия, выходящие за рамки полномочий ККС или связанные с нарушением закона.

Находится немало заявителей, которые в качестве веских аргументов присылают в ВККС вырезки публикаций в местной печати.

Действительно, подпункт 2.2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и подпункт 1.3 пункта 2 статьи 19 этого же закона обязывают соответственно ВККС и ККС субъектов РФ проводить проверки опубликованных в СМИ сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым Кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти.

Эта важная новелла, введенная Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ, повышает значение материалов в прессе, как носителей фактов, но и содержит существенную оговорку: проверка проводится в том случае, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией. Следовательно, публикации о судье, которому рекомендации давала ККС Н-ской области, и проверяться должны этой же ККС, а никакой другой.

Требования провести оценку знаний, профессионального уровня судьи, его соответствия служебным критериям нередко присутствуют в обращениях граждан.

Естественно, что элементы оценки в той или иной мере всегда сопутствуют любому анализу деятельности судьи, который проводится квалификационными коллегиями судей в связи либо с рекомендацией на вакантную должность, либо с рассмотрением представления о дисциплинарном взыскании, либо с представлением к государственной награде или в связи с другими вопросами..

А квалификационная аттестация, результатом которой является присвоение судье более высокого квалификационного класса или оставление в прежнем классе, - одно из важных полномочий квалификационных коллегий судей. Решение о присвоении одного из шести квалификационных классов принимается с учетом должности судьи, его стажа работы и результатов судейской деятельности. Повод к аттестации - представление председателя соответствующего или вышестоящего суда, а также в ряде случаев заявление самого судьи. Например, на каждом заседании ВККС оцениваются десятки кандидатур на присвоение квалификационного класса. И не все представления удовлетворяются.

Суть квалификационной аттестации - оценка работы судьи самим судейским сообществом. Но, конечно же, квалификационная коллегия судей вправе учитывать при этом проверенную достоверную информацию из любых источников.

Письма граждан в ВККС пестрят сетованиями на то, что судьям «рекомендуют решения сверху», «судьям подсказывают», «на судей оказывают давление». Парадоксальными на этом фоне выглядят большинство требований и просьб к ВККС авторов писем, поскольку их суть в самом кратком виде такова: вмешайтесь в деятельность суда!

Как иначе можно расценить такие, например, строки из писем?

«Прошу отменить судебные постановления судей первой и второй инстанции и надзорной и принять новое постановление, не передавая дело на новое рассмотрение», «вынести решение по моему заявлению в форме судебного постановления», «прошу приговор отменить, дело передать другому судье с резолюцией «оправдать немедленно», «прошу вынести протест на приговор районного суда», «прошу вынести постановление о рассмотрении жалобы в порядке надзора», «инициировать рассмотрение в надзорном порядке моей жалобы», «незамедлительно назначить дело к слушанию в кассационной коллегии», «обязать суд назначить судебное заседание с обеспечением моего личного участия», «оказать содействие и правовую помощь в переквалификации инкриминируемой мне статьи», «обязать суд выслать мне копию определения», «послал надзорную жалобу в Верховный Суд России и прошу вас представлять мои интересы в суде», «обязать мирового судью исполнить положение ст.199 ГПК РФ о скорейшем написании решения по делу», «защитить право сельхозкооператива на ведение хозяйственной деятельности, отменив арест на имущество», «признать вынесенное определение незаконным и дать распоряжение на восстановление нас на работе».

Подчеркнем, принятия всех этих мер граждане ждут не от судов, а от ВККС. Понимая всю серьезность тех жизненных ситуаций, в которых очутились авторы этих писем, приходится тем не менее сами эти требования признать утопичными, поскольку они совершенно не соответствуют установленным законом полномочиям ВККС и ККС субъектов РФ. Ни одно из них не подразумевает какого-либо влияния ВККС или ККС субъекта РФ на деятельность суда, организацию судопроизводства, процессуальную деятельность судьи и применение им норм материального права. Ни ВККС, ни ККС субъекта РФ не вправе отменять судебные решения, назначать дела к слушанию, переквалифицировать статьи, выступать представителем какой-либо стороны в процессе, обязывать судью назначать заседания и т.д. и т.п. Все эти вопросы, проблемы должны решаться в установленном процессуальным законом порядке. С сожалением приходится констатировать, что обращения граждан и юридических лиц в квалификационные коллегии судей по вопросам, находящимся в компетенции государственных органов не только судебной, но законодательной и исполнительной ветвей власти только замедляют рассмотрение и решение этих порой действительно важных проблем.

Нет у ВККС и ККС и функций контроля за деятельностью суда. Поэтому, например, такая просьба заявителя как «взять под строжайший контроль данное уголовное дело для соблюдения законов РФ" и подобные ей, безусловно, остаются и будут оставаться без удовлетворения.

Понятно стремление авторов писем получить правовую поддержку своим критическим оценкам и мнениям. Поэтому они просят «провести экспертную оценку определения судьи», «дать правовую оценку обоснованности и законности выводов и решений, принятых судьей при рассмотрении моей надзорной жалобы», «провести проверку на предмет законности вынесенных судьями определений». Причем, сфера такого интереса выходит далеко за рамки собственно судебной деятельности: «прошу разобраться самостоятельно, поскольку органы предварительного следствия в...полностью вышли из доверия», «провести проверку законности действий судей, прокуратуры, милиции и администрации района», «обратить особое внимание на ведение дел следственными органами, прокуратурой, судами района». И все это ВККС должна делать «немедленно, незамедлительно».

Но ни ВККС, ни ККС субъектов РФ не занимаются экспертной деятельностью, не вправе давать публичные формализованные оценки принятым судебным решениям, ставить их под сомнение или каким-либо другим образом создавать основания или поводы к обжалованию судебных актов.

Для совершенствования применения норм материального и процессуального права, повышения качества судебных актов имеется достаточно возможностей у самой судебной системы, обладающей необходимыми правовыми нормами и процедурами. А органам судейского сообщества делегирована воля всего судейского сообщества или его части давать публичную формализованную оценку действиям судьи в случае нарушения им Закона или Кодекса судейской этики. Если эти нарушения объективно существуют.

В письмах граждан часто звучит тема ответственности судей. Заявители, не ограничиваясь изложением, якобы, совершенных судьями нарушений законов, требуют привлечь их к уголовной ответственности и делают это чаще всего так: «прошу ходатайствовать перед Генеральным прокурором Российской Федерации о возбуждении уголовного дела в отношении судьи», «прошу вашего ходатайства перед председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ А. Бастрыкиным о возбуждении уголовного дела в отношении судей». При этом заявители ссылаются на Уголовно-процессуальный кодекс и федеральные законы.

Именно УПК и законы определяют прямо противоположный порядок действий. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» пунктом 3 статьи 16 установил: «Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:

В отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

В отношении судьи иного суда - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Мотивированное решение...квалификационной коллегии судей по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается в 10-дневный срок после поступления представления председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации...»

Идентичный порядок формулирует и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации статьей 448.

Поэтому если гражданин считает необходимым привлечение судьи к уголовной ответственности, целесообразно обращаться в Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, который компетентен и полномочен провести проверку утверждений гражданина о нарушениях судьей закона и внести в квалификационную коллегию соответствующее представление.

Нередко авторы жалоб прямо связывают обоснованность привлечения судьи к уголовной ответственности с принятыми им решениями по судебному делу. В таких случаях им принципиально важно учитывать пункт 8 статьи 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»: «При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу...квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий». Поэтому гражданин, обращающийся с подобной просьбой, только потому, что судья принял не устраивающее гражданина решение, но оно законно, должен понимать необоснованность своей жалобы.

Именно обоснований авторских утверждений, мотивированности требований часто недостает авторам тех писем, в которых речь идет о дисциплинарной ответственности судьи: «прошу привлечь председателя квалификационной коллегии судей...к дисциплинарной ответственности», «прошу лишить судью статуса судьи и отстранить от занимаемой должности», «просим, основываясь на законах Трудового Кодекса, привлечь судейский состав к дисциплинарной ответственности за злоупотребление своими должностными обязанностями». При этом в письмах видна убежденность авторов в правоте, основанной, якобы, на знании Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Действительно, ВККС в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» «налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и окружных (флотских) военных судов, членов Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, председателей, заместителей председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации за совершение ими дисциплинарного проступка».

А ККС субъектов РФ в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 19 упомянутого закона выполняют те же функции в отношении судей соответствующих судов, в том числе, в отношении председателей и заместителей председателей районных судов.

Но в решении вопросов привлечения к ответственности важна процедура, ее соблюдение в деталях.

Так, пункт 1 статьи 12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает, что за совершение дисциплинарного проступка, под которым понимается нарушение норм настоящего закона и положений Кодекса судейской этики, на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий. При этом решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается только той квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение этого вопроса на момент принятия решения. То есть ККС какой-либо области не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя областного суда, поскольку это - полномочия ВККС, а ВККС не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя районного суда, поскольку это - компетенция ККС именно этой, а не какой-либо другой области. ВККС может взять на себя решение вопросов, относящихся к компетенции ККС субъекта РФ, только «в случае невозможности их разрешения этими коллегиями» (подпункт 10 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»). А такая ситуация возникает только тогда, когда состав ККС сформирован меньше, чем на две трети, и коллегия просто не может приступить к работе.

Сущностно важным является понимание того, что привлечение к дисциплинарной ответственности может состояться, если есть не только правовое основание для этого, то есть само нарушение закона, но и законом определенный повод. А поводом закон признает прежде всего наличие представления председателя соответствующего или вышестоящего суда, а также обращение органа судейского сообщества, каковым в данном случае выступает совет судей. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» представление либо обращение органа судейского сообщества о прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка «рассматривается квалификационной коллегией судей при наличии в представленных материалах сведений, подтверждающих обстоятельства совершения этого проступка, и данных, характеризующих судью».

Жалобы и сообщения граждан и каких-либо органов и организаций, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, сами по себе не могут служить поводом для привлечения судьи к ответственности. Как устанавливает пункт 2 статьи 22 упомянутого закона, такие обращения «проверяются квалификационной коллегией судей самостоятельно либо направляются для проверки председателю соответствующего суда. Для проведения самостоятельной проверки квалификационная коллегия судей образует комиссию из числа членов совета судей и членов квалификационной коллегии судей, а также представителей общественности и сотрудников аппарата квалификационной коллегии судей. Результаты проверки докладываются комиссией на заседании квалификационной коллегии судей, которая принимает решение по существу».

Таким образом, только решение ВККС или ККС, принятое по итогам обсуждения доклада комиссии, проверившей жалобу и установившей факты нарушения судьей закона или Кодекса судейской этики, может служить еще одним поводом для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности. Причем, в любых случаях обязанность доказывания возлагается на лицо, обратившееся в квалификационную коллегию судей с жалобой, обращением или представлением.

Ежегодно ВККС и ККС субъектов РФ предупреждают около 300 судей и почти 70 досрочно прекращают полномочия. Эти цифры говорят прежде всего о том, что квалификационные коллегии судей не оставляют без внимания нарушения судьями законов и Кодекса судейской этики, не занимаются их укрывательством, а, наоборот, сами дают им адекватную оценку.

Если отдельное письмо оголяет нерв чьей-то жизни, то совокупность писем создает поле общественного напряжения, формирует вектор социального совершенствования в определенной сфере жизни.

Тем важнее, чтобы авторы писем прежде, чем взяться за перо или сесть к компьютеру, определяли, кому и куда послать жалобу, соотносили обозначенные в ней проблемы, вопросы с законом установленными полномочиями и возможностями государственного или общественного органа.

Словом, жаловаться надо тоже грамотно, чтобы от жалобы был прок.*

Кодексу, являются родственные отношения с какой-либо из сторон процесса, необоснованные задержки при рассмотрении дела, утерянные документы или доказательства и т.п. В связи с указанными обстоятельствами вы можете выразить свое недоверие судье. Отвод составляется в письменном виде, его написания вам обязаны предоставить в любом судебном органе. При составлении отвода четко мотивируйте свое недоверие к судье. В случае если ваш отвод не будет принят, напишите жалобу председателю судей. В случае безрезультатности разбирательств на месте, обратитесь в районный суд с апелляцией. Можно выйти на сайт районного суда и отправить жалобу по указанным там контактам. Тщательно продумайте все аргументы «за» и «против», которые вы будете указывать в своей жалобе. Будет лучше, если вам поможет в ее составлении квалифицированный адвокат. Если нарушения работы судьи носят вопиющий характер, а вышеперечисленные меры не оказывают должного действия, вы можете обратиться с жалобой к вышестоящему начальству - в судей. Высшее представительство данной организации находится в Москве и имеет свой сайт, посредством которого можно отправить жалобу. Также существуют квалификационные коллегии судей различных субъектов РФ. В случае если судья вынес незаконное решение, неправильно применил или нарушил нормы процессуального права, подавайте кассационную жалобу в суд кассационной инстанции. В вашем распоряжении есть шесть месяцев с момента вступления решения суда в действие. Составляется такая жалоба по определенным правилам, указанным в 41 главе гражданско-процессуального кодекса РФ. Имейте в виду, что в интернете существуют специализированные региональные ресурсы, на которых обсуждаются действия того или иного судьи. Привлечение общественности к неподобающему поведению представителя судебной власти может оказаться весьма нелишним. И хотя это лишь косвенное воздействие, рано или поздно оно может привести к запуску более серьезных механизмов, контролирующих работу судей. Если у вас есть возможность пригласить компетентного журналиста на судебный процесс, можете воспользоваться данным правом. Как правило, в присутствии СМИ судьи ведут слушание дела более корректно, что вам и нужно. Если же и в этом случае возникнут какие-либо проблемы, у вас на руках окажется свежая газетная статья о поведении судьи, которую можно смело отправить председателю районного суда как одно из доказательств вашей правоты. Не бойтесь отстаивать свое право на корректное, справедливое и честное отношение к рассматриваемому делу и его участникам. Судьи должны стоять на страже интересов общества, внимательно и терпимо относиться к людям.


Видео по теме

Источники:

  • Высшая квалификационная коллегия судей в Москве
  • куда подать жалобу на судью

Если мировой судья, рассматривающий ваше дело, допускает серьезные нарушения, вы имеете полное право его заменить. При подаче жалобы на мирового судью вы должны руководствоваться 16 статьей Гражданско-процессуального кодекса РФ.

Инструкция

При начале рассмотрения любого дела мировой судья обязан спросить вас, доверяете ли вы ему свои интересы. Однако, даже если вы скажете «нет», это не станет основанием для отвода судьи. Подавать жалобу на судью вы можете только в том случае, если уверены в том, что он осуществляет достаточно некорректные действия по отношению к вам.

Отвод должен быть мотивирован, именно поэтому в заявлении должны быть указаны «железные» доводы. При этом следует иметь в виду то, что новый работник судебной инстанции может быть еще хуже прежнего. Сначала вы демонстрируете отвод самому судье, он должен вынести решение о том, имеются ли основания для этого, или же нет.

Если ваш мировой судья отказывается дать себе отвод, вы можете обратиться в квалификационную коллегию судей вашего региона. Однако обращение в данную инстанцию возможно только в том случае, если нарушения, допущенные вашим судьей, имеют достаточно серьезный характер. При отсутствии какой-либо реакции вы имеете право подать жалобу в Высшую квалификационную коллегию судей, которая располагается в столице.

Бывает так, что мировой судья является профессионалом своего дела, но , как последняя торговка на базаре. В этом случае вы можете посетить председателя районной судебной инстанции, в компетенции которого находится деятельность мирового судьи. По вашему требованию проштрафившийся сотрудник судебной инстанции получит официальное предупреждение, также его деятельность может быть подвергнута тщательной проверке.

Есть еще один вариант – пожаловаться на судью в прессу. Достаточно пригласить на слушание вашего дела, если тот действительно обнаружит, что поведение мирового судьи не соответствует существующему регламенту, он обязательно напишет соответствующий репортаж. После выхода статьи могут быть подвергнуты пересмотру контролирующими органами.

По ст. 12. 1 ФЗ, регламентирующего судейский статус, в качестве основания для привлечения должностного лица к дисциплинарной ответственности выступает совершение им соответствующего проступка. Под ним следует понимать нарушение норм Закона, а также предписаний этики, утвержденных ВСС. В том случае, если кто-либо из участников процесса считает действия уполномоченного лица неправомерными, им может быть подана жалоба на судью.

Вынесение незаконного акта

Зачастую жалоба на постановление судьи обосновывается грубыми нарушениями норм процессуального и материального права. Однако зачастую уполномоченные лица, принимающие такие обращения, исключают возможность привлечения виновных к дисциплинарной ответственности. Жалоба на решение судьи отклоняется со ссылкой на ст. 16, п. 2 указанного выше Закона. Предписание исключает привлечение к ответственности за выраженное при разбирательстве дел мнение либо вынесенный акт, если он, вступив в силу, не выражает виновность должностного лица в преступном злоупотреблении или не принят в противовес нормам. Таким образом, часто жалоба в коллегию судей оставляется без рассмотрения и возвращается заявителю. Возврат обосновывается ст. 4 Положения. В соответствии с ней жалоба на решение мирового судьи, поданная в связи с несогласием с вынесенным актом, оставляется без рассмотрения по письменному сообщению председателя коллегии либо ее члена по поручению.

Волокита

Это одна из разновидностей грубого нарушения норм процессуального права. Волокита, проще говоря, это необоснованное затягивание разбирательства дела по существу или несоблюдение срока реализации прочих процессуальных прав сторон спора. В результате участники процесса лишены прав на оперативное прекращение конфликта. Жалоба на мировых судей чаще всего составляется на этом основании. Однако во многих случаях уполномоченные на возбуждение производства по факту дисциплинарного нарушения необоснованно отказываются вносить представления. Зачастую квалифицированные коллегии исключают привлечение к ответственности за волокиту. В качестве обоснования выступает норма, запрещающая вмешиваться в процессуальную деятельность должностного лица.

Особые случаи

В практике зачастую возникает вопрос о том, правомерна ли жалоба на судью за волокиту либо неэтичное поведение в том случае, если дело еще им не рассмотрено. Нередко заявители, требующие привлечения к дисциплинарной ответственности должностного лица, получают отказ. Квалифицированные коллегии при этом ссылаются на то, что никто не может вмешаться в организацию работы, и судья не должен отчитываться по существу дел, которые находятся в производстве. Тем не менее, как практика показывает, при своевременном реагировании на такие обращения удается эффективно пресечь нарушения. Такая жалоба на судью зачастую выступает в качестве единственного способа защиты прав сторон дела.

Проверка обращения

Зачастую лица, к которым поступает жалоба на судью, не привлекают его к ответственности либо выносят не соответствующее нарушению мягкое наказание. По законодательству, принятое обращение должно быть проверено. Это осуществляет непосредственно или сама квалификационная коллегия, или председатель соответствующего суда. Зачастую заявители просят не перенаправлять обращение. Ссылаются они при этом на вероятную необъективность проверки председателем суда.
На практике такие просьбы нередко игнорируются. Применяя законодательные нормы, необходимо исходить из того, что проверку не должен осуществлять тот, на кого написана претензия. Часто коллегии направляют жалобу судебному департаменту. Однако закон запрещает это. Более того, нормы не наделяют судебный департамент полномочиями проверки жалоб. Квалификационный орган может направить претензию только председателю соответствующей инстанции. Он также вправе провести повторную проверку, если первая была неудовлетворительной. Но на практике это осуществляется крайне редко. Многие квалификационные органы отправляют председателям судов подлинные экземпляры жалоб и приложений к ним. В результате проверки все эти бумаги не возвращаются, что лишает коллегии возможности осуществить проверку.

Сроки

По ст. 25 ФЗ, регламентирующего деятельность органов судейского сообщества, Высшая квалификационная коллегия должна рассмотреть жалобу не позднее трех, а органы субъектов РФ – одного месяца с даты поступления заявления. Как практика показывает, очень часто эти сроки затягиваются. Правильным поведением квалификационной коллегии, направляющей претензии на проверку, считается такое, при котором уполномоченный орган четко устанавливает период проведения необходимых процедур. Этот факт хорошо дисциплинирует председателей.

Апелляционная жалоба на мирового судью: общий порядок составления

Учитывая вышесказанное, не все спешат оспаривать действия должностных лиц. Основной причиной бездействия выступает нежелание провоцировать большее раздражение судьи. Тем не менее неадекватное поведение должностных лиц все же вынуждает писать претензию. Заявление может быть подано в течение месяца с момента вынесения окончательного определения по делу. На практике обращение адресуется в районный суд, в котором работает судья, на которого пишется жалоба. К заявлению прилагаются документы, которые были представлены в ходе разбирательства по делу. Допускается предоставление иных бумаг, но при этом следует обосновать, почему они не были задействованы в ходе процесса. Если жалоба отклонена, следует обращаться в квалификационную коллегию. Для составления претензии можно воспользоваться помощью юриста. Однако можно написать ее и самостоятельно.

Образец жалобы на судью

К претензии предъявляются определенные требования, касающиеся ее содержания. В жалобе, направляемой в суд, следует указать наименование инстанции, реквизиты заявителя. В содержании приводятся кратко обстоятельства дела, указываются нарушения. Последние следует обосновать ссылками на нормативные акты. В заключение указывается просьба пересмотреть решение и привлечь судью к дисциплинарной ответственности. Далее следует перечень приложений, ставится подпись и число. Претензия в квалификационную коллегию адресуется ее председателю и направляется в областной суд. В ней также присутствуют реквизиты заявителя. В содержании также излагаются обстоятельства, приводится описание нарушений. Также здесь следует указать на то, что претензия была направлена председателю суда, но удовлетворена не была. К заявлению следует приложить определение, отказывающее в требованиях. Затем, как и в предыдущий раз, излагается просьба о применении дисциплинарного наказания и пересмотре постановления.
Можно написать Высшему совету юстиции или направить жалобу в Администрацию президента. Однако такие обращения будут направлены в орган, уполномоченный на их рассмотрение.

Дополнительно

В начале разбирательства можно попросить отвода судьи. Это право используется в случаях, когда рассмотрение поступившего искового требования осуществлялось слишком долго, часто переносились заседания, имеет место заинтересованность должностного лица в исходе дела или есть сомнения в объективности. В этих и прочих случаях можно выразить недоверие судье и написать ходатайство о его отстранении от дела.

Важный момент

У граждан есть право подать частную жалобу. Эта возможность распространяется на определения должностного лица. Например, это может быть судебный акт о возврате апелляционной жалобы или оставлении ее без рассмотрения. В этом случае заявление может быть подано в течение пятнадцати дней с момента принятия определения. Апелляционный суд обязан рассмотреть жалобу (если она составлена в соответствии с требованиями). По результатам проверки выносится определение:


Апелляционная инстанция может также рассмотреть дело по существу (в последнем случае). Вынесенное определение вступает в действие с момента принятия.

Основания для отмены акта

Предписания материального права считаются неверно примененными либо нарушенными в том случае, если:

  1. Не был использован соответствующий закон при вынесении решения.
  2. Норма была применена неправильно.
  3. Был использован не тот закон, который необходимо.

Неверное применение или нарушение процессуальных предписаний может выступать в качестве основания для отмены решения, если оно могло привести или привело к неправильному исходу дела. Аннулирование акта осуществляется вне зависимости от доводов кассационного заявления, если:

  1. Дело рассматривалось в незаконном составе.
  2. Разбирательство осуществлялось в отсутствии кого-либо из участников, не извещенных о времени и дате слушания.
  3. Были нарушены предписания о языке, на котором осуществляется ведение дела.
  4. Отсутствует подпись уполномоченных лиц на судебном акте или он удостоверен должностными лицами, не участвовавшими в разбирательстве.
  5. Отсутствует протокол заседания.
  6. Было нарушено правило о тайне совещания.


Просмотров