Исаев и а история государства. Изменения в государственном

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В КУРС

Глава 1. Предмет истории государства и права России.

Основные задачи исторического изучения права

Юридический быт и правовая культура. - Историческая преемственность в развитии государства и права. - Исторически-правовые научные дисциплины. - Юридическая археология и историческое правоведение. - Сравнительно-исторический метод. - Периодизация истории государства и права России в соотношении с этапами развития социально-экономического уклада.

Глава 2. Историография истории государства и права России.

Начало научного изучения истории государства и права России (XVIII в. - первая половина XIX в.) - "Государст­венная школа". - Основные направления историко-правовой науки в конце XIX в.- начале XX в. - Евразийство. - Становление и развитие марксистской историографии. - Современные направления научного изучения правовой истории России. - Научные издания юридических памятников.

Раздел II. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ РУСИ

Глава 3. Возникновение государственности у восточных славян.

Процессы классообразования. - Строй "военной демократии". - Образование протогосударств. - Образование единого Древнерусского феодального государства.

Глава 4. Киевская Русь как раннефеодальная монархия.

Правовые формы раннефеодальных отношений. - Рабовла­дельческий уклад. - Государственный строй: сюзеренитет-вассалитет, власть князя, становление княжеской админист­рации, феодальные съезды. - Вече, десятичная система управления. - Дворцово-вотчинное управление. - Административные и правовые реформы первых князей. - Церковная организация и юрисдикция.

Глава 5. Становление древнерусского права.

Обычное право. - "Закон русский". - Церковные уставы. - Договоры Руси с Византией.

Глава 6. Русская Правда как памятник права

Возникновение Русской Правды: источники, княжеские уставы. Редакции. - Правовое положение населения: при­вилегии князей и бояр, статус ϲʙᴏбодного и городского насе­ления; смерды, закупы, холопы. - Основные черты частного права. - Преступления и наказания. - Судопроизводство.

Раздел III. ФЕОДАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ (ХП―XV вв.)

Глава 7. Русские княжества в условиях политической раздробленности

Киевское княжество, Владимиро-Суздальское княжество. - Особенности феодальных отношений. - Развитие княжеской власти. - Институты раннефеодальной монархии.

Глава 8. Новгородское и Псковское государства

Особенности общественного строя и феодальных отношений на северо-западе Руси. - Власть князя. - Феодальная демократия и самоуправление. - Местное управление. - Отношения с Псковским государством.

Глава 9. Развитие права на северо-западе Руси

Новгородская судная грамота: вещное и обязательное право, преступления и наказания, судебное право.

Глава10. Золотая Орда как военно-феодальное государство.

Особенности феодальных отношений. - Военная организация. - Государственный строй: власть хана, феодальные советы, центральная и местная администрации. - Отношения с русскими княжествами. - Ярлыки на княжение. - Влияние на политическую и правовую культуру Руси. - Источники татаро-монгольского права. - Распад Орды. - Татарские государства Поволжья и Сибири.

Глава11. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Стоит отметить, что особенности общественного строя. - Развитие городов. - Государственный строй: власть князя, феодальные сеймы, местная администрация, городское самоуправление. - Судебная организация. - Общинные (копные) суды. - Люблинская уния.

Глава 12. Развитие права в Литовском государстве.

Литовские статусы: редакции, источники. - Правовые формы феодальных отношений. - Семейное право. - Уголовное право.

Глава 13. Московское княжество в XIII - XV вв.

Усиление власти московских князей. - Развитие феодально-поместных отношений. - Колонизация. - Образование единого русского государства вокруг Москвы. - Государственная централизация. - Преобразование политической системы и административных органов. - Кормления. - Формирование сословно-представительных учреждений. - Боярская Дума. - Особенности государственной централизации.

Раздел IV. РУССКОЕ (МОСКОВСКОЕ) ГОСУДАРСТВО В XV - ХУП вв.

Глава 14. Сословный строй. Феодальная аристократия. Служилые сословия.

Дворянство. - Городское население. - Правовые категории крестьянства. - Холопство и его правовая эволюция. - Формирование крепостного права, крепостное законода­тельство.

Глава I5. Государственный строй сословно-представительной монархии.

Власть царя. - Боярская Дума. - Приказы. - Земские соборы. - Местное управление. - Местничество. - Зарождение феодальной бюрократии.

Глава 16. Правовая политика самодержавной монархии в XVI в.

Государственные реформы середины XVI в.: администрация, губная, военно-финансовая. - Усиление централизации. - Церковная политика. - Правовая регламентация церковного землевладения. - Опричнина. - Уголовная политика Ивана IV.

Глава 17. Развитие русского феодального права

Источники права. - Формы законодательства. - Частные акты. - Правовые формы феодальной собственности: домен, вотчины, поместье. - Виды вотчин. - Регламентация отчуждения собственности. - Права крестьян на землю.

Глава 18. Судебники XV - XVI вв. как памятники права.

Судебник 1550 г.: источники, разработка

Глава 19. Церковная организация и церковное право XV-XVII вв.

Система церковного управления. - Церковь в учреждениях сословно-представительской монархии. - Власть патриарха. - Церковные приказы. - Источники церковного права. - Кормчая книга. - Правосудье митрополичье. - Стоглав. - Церковная юрисдикция. - Семейное право. - Уголовное право. - Регулирование внутрицерковной жизни.

Глава 20. Уложение 1649 г. как ϲʙᴏд феодального права.

Земский собор 1648-1649 гг. и разработка Уложения. Источники, структура. - Стоит сказать - полномочия государя. - Административное и судебное право. - Следствие и судопроизводство. - Уголовное право. - Развитие вещного и обязательного права. - Наследственное право.

Раздел V. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРИОД АБСОЛЮТИЗМА

Глава 21. Становление абсолютной монархии в России.

Предпосылки абсолютизма. - Изменения сословного строя и политической системы во второй половине XVII в. - Отмирание сословно-представительных учреждений. - Уси­ление власти монарха, политическая борьба с церковью. - Развитие административной централизации. - Военные реформы. - Особенности российского абсолютизма.

Глава 22. Государственные реформы первой четверти XVIII в.

Сословно-правовые преобразования. - Экономическая политика абсолютной монархии. - Бюрократизация госу­дарственного аппарата. - Система чинов. - Табель о рангах. - Реорганизация центрального и местного управления. - Провозглашение империи. - Власть императора. - Сенат. - Прокуратура. - Коллегии. - Областные реформы и местная администрация. - Военные реформы. - Публично-правовые принципы абсолютизма. - Изменение порядка престолонаследия. - Государственная деятельность Петра Великого.

Глава 23. Развитие государственной системы четверти XVIII в.

Изменение высшего государственного управления: Верховный Тайный совет, Кабинет министров. ― Реорганизация Сената. - Дворцовые перевороту и попытки правовых реформ. - Стоит сказать - политические репрессии, ― «Слово и дело". - Создание регулярной полиции.

Глава 24. Формирование новой системы права.

Источники права. - Формы законодательных актов. ― Становление отраслевого законодательства. ― Попытки кодификации права. - Уголовное Право. _ Судебно-процессуальное право. - Военно-уголовное законодательство. - Гражданское право.

Глава 25. "Просвещенный абсолютизм" в России.

Доктрина и практика государственного либерализма. - "Наказ" Екатерины II. - Уложенная Комиссия 1767 г. - Законодательная деятельность Екатерины II. - Государственные реформы "просвещенного абсолютизма": реформа Сената, реорганизация коллегиальной системы, императорский совет, кабинет императора.

Глава 26. Губернская реформа 1775 г.

"Учреждения для управления губерний". - Власть губернатора. - Местная администрация. ― Система сословных судов. - Судебное право "просвещенного абсолютизма". - Реорганизация петиции ― "Устав благочиния" 1782 г.

Глава 27. Сословный строй XVIII в. - первой половины XIX в.

Правовая консолидация дворянства. - Городское население. - Цеховое законодательство. - Правовые категории крестьянства. - Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г. - Правовой статус сословий. ― Сословное самоуправление. - Развитие Дворянского права собственности. - Межевое законодательство. ― Законодательство о предпринимательстве.

Глава 28. Развитие государственной системы в первой половине XIX в.

Реорганизация высшего государственного управления: Государственный совет, министерства, комитет министров, канцелярия императора. - "Стоит сказать - положение о министерствах". - Правительственный конституциализм. - Деятельность М.М. Сперанского. - "Уставная грамота Российской Империи". - Стоит сказать - политическая реакция второй четверти XIX в. - Система государственной и политической безопасности. - Реорганизация полиции. - Жандармерия. - Цензурное законодательство.

Глава 29. Изменения в правовом положении церкви.

Ликвидация патриаршества. - Синод и синодальное управление. - Секуляризация церковных имуществ. - Изменения в сословном статусе духовенства. - Законодательство о неправославных исповеданиях. - "Духовный регламент". - Изменения в церковном праве.

Глава 30. Правовое положение окраин империи.

Государственный статус Финляндии. - Административные и правовые автономии. - Особенности местной администрации. - Кодификация местных законов. - "Устав 1822 г." управления Сибири.

Глава 31. Военная и административная система Украины XVII - XVIII вв.

Гетманство. - Войсковые чины. - Выборное управление. - Источники малороссийского права.

Глава 32. Кодификация русского права в первой половине XIX в.

Кодификационные комиссии. - "Стоит сказать - полное собрание законов РИ". - Свод законов 1832 г. - Разработка, структура. - Основные черты государственного права. - Развитие частного права. - Регламентация предпринимательства.

Глава 33. Кодификация и развитие уголовного права в первой половине XIX в.

Уложение о наказаниях 1845 г. - Систематика преступлений. - Наказания. - Тюремная система.

Раздел VI. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К БУРЖУАЗНОЙ МОНАРХИИ

Глава 34. Государственно-политический кризис 1850-х гг.

Социально-политические предпосылки буржуазных реформ, - Реформистский курс правительства. - Частичное обновление законодательства в 1850-е гг.

Глава 35. Крестьянская реформа 1861 г.

Основные акты. - Изменения в сословном статусе крестьян­ства. - Земельная и кредитная реформы. - Крестьянская община, волостные учреждения. - Регламентация хозяйст­венной деятельности крестьянства.

Глава 36. Формирование всесословного самоуправления.

Земская реформа 1864 г. - Городовое положение 1870 г. - Выборная местная администрация. - Система выборов.

Глава 37. Судебная реформа

Разработка судебной реформы. - Судебные уставы 1864 г. - Новая судебная организация: мировой суд, общие суды, сословные и ведомственные суды. - Суд присяжных. - Изменения в судебном праве. - Формирование адвокатуры в России. - Реформы полицейского и уголовного законода­тельства.

Глава 38. Военная реформа.

Изменение правовых принципов воинской, службы. - Всесословная воинская повинность. - Реорганизация военного управления. - Реформа военной юстиции.

Глава 39. Развитие государственной системы в условиях "неоабсолютизма".

Реорганизация центрального государственного управления. - Совет министров. - Государственный совет. - Министерство внутренних дел и его структура. - Стоит сказать - политический консерватизм.

Глава 40. Контрреформы 1880-1890-х годов.

Консервативное и чрезвычайное законодательство. - Стоит сказать - положение 1880 г. - Стоит сказать - положение о земских начальниках 1889 г. - Городовое положение 1892 г. - Усиление сословно-административной роли местного дворянства.

Глава 41. Развитие права в условиях "неоабсолютизма".

Обновление Свода законов. - Судебная практика Сената. - Правовое регулирование экономики, новые организационно-правовые формы хозяйствования. - Фабричное законодательство. - Изменения в уголовном праве. - Наследственное и семейное право. - Уголовное уложение 1903 г.

Глава 42. Изменение политической системы в конце XIX - начале XX в.

Глава 43. Новые организационные формы общественных движений.

Земское движение. - Начало формирования политических партий в России. - Буржуазные и мелкобуржуазные партии. - Партия конституционных демократов. - Государственно-политические программы. - Либерализм. - Социалистические партии. - Деятельность социалистов-революционеров. - Формирование и программа РСДРП. - Правовые и монархические партии. - Национально-патриотические движения. - Общественные объединения. - Партии в I русской революции. - Стоит сказать - политическая и организационная деятельность. - Возникновение рабочих советов.

Глава 44. Оформление конституционной монархии в России.

Государственно-политический кризис 1904-1905 гг. - Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. - Государственные акты переходного времени. - Манифест 17 октября 1905 г. - "Основные законы" 1906 г. - Законодательство о гражданских ϲʙᴏбодах. - Власть императора. - Реформы Совета министров и Государственного совета.

Глава 45. Государственная Дума в России.

Избирательные законы. - Стоит сказать - полномочия и правовой статус Думы. - Организация и регламент работы. - Стоит сказать - политические партии в I-IV созывах Думы. - Законодательная деятельность Думы I-IV созывов. - Прогрессивный блок. - Борьба за ответственное правительство. - Ликвидация Думы.

Глава 46. Правовая политика периода правительственной реакции.

Аграрная реформа 1906 г. - Деятельность П.А. Столыпина. - Уголовное и административное законодательство.

Глава 47. Изменения в государственном аппарате в годы 1-ой мировой войны.

Милитаризация экономики. - Новые органы центрального межведомственного управления.- Развитие общественного самоуправления.

Глава 48. Развитие права в начале XX в.

Источники права. - Кодификационные учреждения и их деятельность. - Работа над гражданским уложением. - Торгово-промышленное законодательство. - Правовое регулирование экономики. - Чрезвычайное законодательство периода 1-ой мировой войны. - Изменения в судебном праве.

Раздел VII. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРИОД БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (февраль ― октябрь 1917 г.)

Государственно-политический кризис 1916 - 1917 гг. - Свержение монархии. - Образование новых органов власти. - Провозглашение республики. - Государственное совещание. - Образование автономий и независимых государств на территории бывшей Российской империи.

Глава 50. Изменение государственной системы в период республики.

Временное правительство. - Декларация 3 марта 1917 г. - Реформа центрального и местного государственного аппарата. - Административная юстиция. - Развитие самоуправления. - Правительственные кризисы.

Глава 51. Стоит сказать - политические партии в период демократической республики.

Коалиционные правительства. - Распад монархических партий. - Организация и деятельность советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. - Съезды советов и их решения. - Стоит сказать - политическая деятельность РСДРП. - Курс партии на вооруженный захват власти.

Глава 52. Законодательная политика Временного правительства.

Демократизация политической жизни. - Уголовное законодательство. - Аграрный вопрос. - Правовые меры по стабилизации экономики. - Юридическое совещание. - Чрезвычайная следственная комиссия.

И.А. Исаев

государства и права

для юридических

ББК63 И85

Исаев И.А.

И85 История государства и права России / Учебник для юридических вузов. Изд. 3-е перераб. и доп. - М.:

Юристъ, 1996. - 544 с. 18ВМ 5-7357-0003-0

Учебник составлен в соответствии с программой Московской государственной юридической академии по предмету «История госу­дарства и права». Материал охватывает большой период: от возникно­вения государственности у восточных славян до событий нового времени. Налагаются не только историко-правовые факты, но и анализируются некоторые политические феномены, прослеживают­ся тенденцииих развития.

Книга расчитана на студентов, аспирантов, преподавателей юри­дических вузов; читателей, интересующихся историей государства и права России.

ББК63

Игорь Андреевич Исаев ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ

Издание 3-е

Редактор О. В. Лужина Корректор Т.К. Ершова Художник П.П. Ефремов Компьютерная верстка Г.С. Брудовскай

ЛР № 020673 от 28.10.92 г.

Подписано в печать 20.07.96 г. Формат 84 х 108 1 Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 28,56. Уч.-изд. л. 28,5. 3-ий доп. тираж 20000 экз. Заказ № 607

000 Фирма «Гардарика» Издательство «Юристъ» 123286, Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ОАО «Можайский полиграфический комбинат». 143200, г. Можайск, ул. Мира, 93

I8ВN 5-7357-0003-0 ©Издательство «Юристы», 1996


Стр. 120

ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ

СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА

Древнейшим источником права является обычай. Когда обы­чай санкционируется государственной властью (а не просто мнением, традицией), он становится нормой обычного права. Эти нормы могут существовать как в устной, так и в письменной форме. Наиболее ранними письменными памятниками русского права являются тексты договоров Руси с Византией (911, 944 и 971 гг.). Тексты содержат нормы византийского и русского права, относящиеся к международному, торговому, процессу­альному и уголовному праву. В них имеются ссылки на «закон русский», являвшийся, по-видимому, сводом устных норм обычного права.

В договорах упоминается смертная казнь (о чем уже не говорится в Русской Правде), штрафные санкции, регламен­тировались право найма на службу, меры по поимке беглых рабов, регистрации отдельных товаров («наволок»). При этом в договорах предусматривалась реализация права кров­ной мести и других норм обычного права.

К числу древнейших источников права относятся также церковные уставы князей Владимира Святославича и Яросла­ва Владимировича (Х-Х1 вв.), содержащие нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нрав­ственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция цер­ковных органов и судов.

Государство передавало церкви со всех собираемых даней «десятину», о чем записывалось в уставы. Составными частя­ми «десятины» были отчисления от даней разных видов, от судебных платежей и торговых пошлин. Там же оговаривался церковный судебный иммунитет и определялись пределы церковной судебной юрисдикции: по кругу лиц, на которых она распространялась, и по кругу дел, которые рассматрива­лись церковными судами.

Судебная власть церкви устанавливалась над всем христи­анским населением Руси, но лишь по определенным делам. Над некоторыми группами населения (церковные люди) цер­ковный суд устанавливался по всем делам, так же как суд над населением церковных земель (вотчин). В ряде случаев дей­ствие церковных уставов накладывалось на сферу действия государственного законодательства, основным источником которого была Русская Правда.

СОСЛОВНЫЙ СТРОЙ. ФЕОДАЛЬНАЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ЦЕРКОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА

Структуру дореформенной судебной системы составляли разнообразные исторически сложившиеся органы, делавшие ее сложной и запутанной. Существовали особые суды для дво­рян, горожан, крестьян, специальные коммерческие, совест­ные, межевые и иные суды. Судебные функции отправляли и административные органы - губернские правления, органы полиции и др.

Рассмотрение дел во всех судебных инстанциях происхо­дило при закрытых дверях. На деятельность суда сильное давление оказывали различные административные органы, ведение следствия и исполнение приговора предоставлялись органам полиции, которые, кроме того, могли принимать на себя и судебные функции по «маловажным»делам. По словам А.Ф. Кони, «следствие было в грубых и нечистых руках, а между тем составляло не только фундамент, но, в сущности, единственный материал для суждения о деле», так как суд получал дело, знакомился с ним только по материалам, подго­товленным полицией.

Делопроизводство могло тянуться годами. В судебном процессе господствовали инквизиционное начало и теория формальных доказательств.

Работа по подготовке судебной реформы, начавшаяся в 50-х гг., особенно интенсивно пошла после провозглашения крестьянской реформы. К началу 1861 г. на рассмотрение Государственного совета было представлено (с 1857 по 1861 г.) 14 законопроектов, предлагавших различные измене­ния в структуре судебной системы и судопроизводства: огра­ничение числа судебных инстанций, введение устности, глас­ности, состязательности и пр. Материалы судебной реформы составили 74 тома.

В конце 1862 г. в судебные инстанции был разослан проект «Основных положений судоустройства», в котором были сформулированы новые принципы: бессословность суда, от­мена системы формальных доказательств и определения об «оставлении в подозрении». Ничего, однако, не говорилось о независимости судей.

К новым принципам относились: идея отделения суда от администрации, установление состязательности, отделение судебной власти от обвинительной, введение присяжных за­седателей. Предполагалось, что у присяжных будут изъяты дела о государственных («для сохранения уважения к инсти­туту присяжных») и должностных (из-за опасения чрезмерно­го возвышения судебной власти) преступлениях. Авторы про­екта настояли также на выделении института мировых судей из общего порядка судопроизводства, подчеркивая их специ­фику.

Отзывы, поступившие с мест на разосланный проект, от­метили неполноту и непоследовательность в отделении суда от администрации, непоследовательность в определении компетенции института мировых судей. Усмотрена была опасность в создании института присяжных поверенных и широких полномочиях следователей.

Дискутировался вопрос о моделях суда присяжных. Какую выбрать - континентальную (где ставился вопрос «виновен ли подсудимый?») или английскую (где вопрос звучит «совер­шил ли подсудимый данное деяние?») (Выбрана была первая модель). В отношении института мировых судей также име­лись разногласия: как должны решать они дело - по закону или по своему усмотрению, лишь ссылаясь на закон? (Выбра­ли первый вариант.)

В ноябре 1864 г. были утверждены и вступили в силу основ­ные акты судебной реформы: Учреждения судебных установ­лений, Устав уголовного судопроизводства. Устав о наказани­ях, налагаемых мировыми судьями.

Создавались две судебные системы: местные и общие суды. К местным относились волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей, к общим - окружные суды, учреж­даемые для нескольких уездов, судебные (по гражданским и уголовным делам) палаты, распространявшие свою деятель­ность на несколько губерний или областей, и кассационные (по гражданским и уголовным делам) департаменты Сената. Власть этих судов распространялась на все сферы, кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих, крестьянских и инородческих судов.

Реформа судебной системы закрепила новые принципы:

отделение суда от администрации, создание всесословного суда, равенство всех перед судом, несменяемость судей и сле­дователей, прокурорский надзор, выборность (мировых судей и присяжных заседателей).

В ходе подготовки и проведения реформы были созданы новые институты присяжных заседателей и судебных следо­вателей и реорганизована деятельность старых. Изменились функции прокуратуры, а именно: поддержание обвинения в суде, надзор за деятельностью судов, следствием и местами лишения свободы.

Прокурорская система возглавлялась генерал-прокуро­ром. При Сенате учреждались должности двух обер-прокуро­ров, а в судебных палатах и окружных судах - должности прокуроров и товарищей прокуроров. Все прокуроры назна­чались императором по представлению министра юстиции.

Формирование принципов состязательности в судебном процессе потребовало создания нового специального института - адвокатуры (присяжных поверенных). Наряду с при­сяжными поверенными в коллегиях при судах в процессе (по разрешению суда и по договоренности одной из сторон) могли участвовать частные поверенные. Руководящим орга­ном коллегии адвокатов стал Совет присяжных поверенных.

Для удостоверения деловых бумаг, оформления сделок и других актов учреждалась система нотариальных контор в губернских и уездных городах.

В основу преобразований реформы 1864 г. был положен принцип разделения властей: судебная власть отделялась от законодательной, исполнительной, административной. В за­коне отмечалось, что в судебном процессе «власть обвини­тельная отделяется от судебной». Провозглашалось равенст­во всех перед законом.

Путаницы в системе старых судебных учреждений не стало вместе с отменой принципа сословности судов. Однако пережитки сословности сохранились в виде судебных учреж­дений с особой компетенцией (волостные, духовные, воен­ные, коммерческие и инородческие суды). Да и само разделе­ние системы на общие и местные судебные учреждения не способствовало ее унификации.

Мировые судьи избирались уездными земскими собрания­ми и городскими думами. Достаточно высокий имуществен­ный и образовательный ценз практически закрывал доступ на эту должность представителям низших классов. Кроме того, занимать должность почетного мирового судьи, кото­рая не была оплачиваемой, могли позволить себе только со­стоятельные люди.

Мировой округ включал, как правило, уезд и входящие в него города. Округ делился на мировые участки, в пределах которых осуществлялась деятельность мировых судей.

На созывающиеся съезды мировых судей ложилась обя­занность кассационного рассмотрения жалоб и протестов, а также окончательное решение дел, начатых участковыми ми­ровыми судьями.

Закон определял сферу юрисдикции мировых судей: им были подсудны дела «о менее важных преступлениях и про­ступках», за которые предусматривались такие санкции, как кратковременный арест (до трех месяцев), заключение в работный дом на срок до года, денежные взыскания на сумму не свыше 300 рублей.

В сфере гражданско-правовой на мировых судей возлага­лось рассмотрение дел по личным обязательствам и догово­рам (на сумму до трехсот рублей), дел, связанных с возмеще­нием за ущерб на сумму не свыше 500 рублей, исков за оскор­бление и обиду, дел об установлении прав на владение. Споры о праве собственности на недвижимое имущество были у ми­ровых судей изъяты.

Окружные суды учреждались на несколько уездов и состо­яли из председателя и членов. Новым институтом, введен­ным реформой на уровне первого звена общей судебной сис­темы (окружных судов), были присяжные заседатели. На суд присяжных предлагались дела «о преступлениях и проступ­ках, влекущих за собой наказания, соединенные с лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав и преимуществ».

Избранная континентальная модель института присяж­ных заседателей (ответ на вопрос «виновен ли подсуди­мый?») определила организацию и порядок их работы.

Присяжным заседателем могло стать лицо в возрасте от 25 до 70 лет, обладающее цензом оседлости (два года). Для выбо­ров присяжных составлялись общие списки, в которые вклю­чались: почетные мировые судьи, служащие (кроме профес­сиональных юристов), все выборные должностные лица, во­лостные и сельские судьи из крестьян, прочие лица, распола­гающие недвижимостью или доходом. Не могли включаться в списки священники, военные, учителя, прислуга и наемные рабочие.

Общие списки служили основой для составления списков очередных и запасных заседателей на год. За три недели до судебного заседания председатель суда по жребию отбирал тридцать очередных и шесть запасных заседателей. В заседа­нии оставалось двенадцать присяжных. Присяжные заседате­ли могли быть отведены как подсудимым (двенадцать при­сяжных) , так и прокурором (шесть человек). Из числа неотве­денных избирались двенадцать присяжных, из них - один старшина.

После рассмотрения дела по существу и окончания пре­ний председатель суда разъяснял присяжным правила о сил


приведенных доказательств, «законы о свойствах рассматри­ваемого преступления»и предупреждал их против «всякого увлечения в обвинении или в оправдании подсудимого». Для судьи-профессионала это был способ влияния на неискушен­ных в судейских делах присяжных заседателей.

Председатель суда вручал присяжным письменные вопро­сы о факте преступления и вине подсудимого, которые огла­шались в суде. Вопросы разрешались присяжными по боль­шинству голосов. Отмена вердикта была возможной лишь в случае, если суд единогласно признавал, что «решением при­сяжных осужден невиновный». В этом случае он выносил по­становление о передаче дела на рассмотрение нового состава присяжных, решение которых было окончательным. Закон подчеркивал, что «приговор, постановленный судом с учас­тием присяжных заседателей, считается окончательным».

При окружных судах учреждался институт следователей, осуществлявших под надзором прокуратуры предваритель­ное расследование преступлений на закрепленных за ними участках. До реформы предварительное следствие осущест­вляли земский суд и управа благочиния (надзор за ними был со стороны прокурора, стряпчих, губернского правления). Обвинительное заключение составлялось в канцелярии суда, т.е. следствие не было отделено от суда. Реформа отделила предварительное следствие от судебного расследования. Рас­следование делилось на генеральное (предварительное, без предъявления обвинения) и специальное (формальное, с предъявлением обвинения).

На судебные палаты возлагались дела по жалобам и про­тестам на приговоры окружного суда, а также дела о долж­ностных и государственных преступлениях по первой ин­станции. Дела рассматривались при участии «сословных представителей»: губернского и уездного предводителей дво­рянства, городского головы губернского города и волостного старшины. Судебные палаты выступали в качестве апелляци­онной инстанции по делам окружных судов, рассмотренных без участия присяжных заседателей, и могли заново, в пол­ном объеме и по существу, рассматривать уже решенное дело.

Кассационные департаменты Сената рассматривали жа­лобы и протесты на нарушение «прямого смысла законов», просьбы о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам приговоров, вошедших в законную силу, и дела о служеб­ных преступлениях (в особом порядке судопроизводства). В 1872 г. было учреждено также Особое присутствие Сената, рассматривающее политические дела особой важности. Де­партаменты Сената были кассационными органами для всех местных и общих судов России и могли рассматривать любое дело, решенное в низших инстанциях с нарушением установ­ленного порядка.

При разработке реформы было высказано предложение создать должность областного главного судьи, который осу­ществлял бы общее руководство судопроизводством и назна­чал на судейские должности, но оно было отвергнуто прави­тельством, опасавшимся, что судебная система может полу­чить тем самым излишнюю, с его точки зрения, автоном­ность. Тогда же было отвергнуто и предложение о допущении защиты на стадии предварительного следствия.

В целом становление новых судов встретилось со значи­тельными трудностями. Новые принципы их деятельности:

гласность, состязательность, несменяемость судей, их неза­висимость (пусть относительная) от административных влас­тей - не могли не вызвать подозрительности и противодейст­вия со стороны государственной бюрократии. Первоначаль­но (в апреле 1866 г.) были созданы только два судебных округа (Петербургский и Московский), в остальных районах новые суды создавались в течение долгого времени, постепенно и по частям.

Несмотря на свой буржуазный радикализм судебная ре­форма с самого начала несла на себе ряд пережитков прошло­го. Ограничение компетенции суда присяжных, особый по­рядок придания суду должностных лиц, недостаточное ог­раждение судейской независимости от администрации - все это ослабляло эффективность проводимой реформы. Ничем не ограниченное право министра юстиции назначать судей, не вдаваясь при этом в объяснения, стало одним из главных каналов давления администрации на судебные органы.

Предание государственных чиновников суду осуществля­лось постановлениями их начальства, а не по решению суда. Присяжные заседатели устранялись от рассмотрения дел, имеющих политический характер. Эти и другие изъятия из общего судебного порядка постепенно готовили почву для надвигающихся контрреформ.

В 1862 г. городская и уездная полиция была объединена в единую полицейскую систему со сложной «иерархической лестницей», начинающуюся с урядника и пристава и на уезд­ном уровне возглавлявшуюся исправником. В губернских го­родах руководство полицией осуществлял полицмейстер. Вся губернская полиция подчинялась губернатору и генерал-гу­бернатору. Вершину полицейской пирамиды представлял ми­нистр внутренних дел. Ему же подчинялись включенные в 1880 г. в единую полицейскую систему губернские жандарм­ские управления.

Согласно «Временным правилам об устройстве полиции» (1862 г.) в уездах создавались уездные полицейские управле­ния, в которые входили городничий со своей канцелярией, представлявшие уездный город, и земский исправник с зем­ским судом, представлявшие уезд.

В составе канцелярии градоначальника, заменившей упра­вы благочиния, создавались сыскные и охранные отделения. Полиции поручалось проведение дознания, материалы кото­рого она передавала следователю, а тот - прокурору.

Меры пресечения, которые применяла полиция, включа­ли отобрание вида на жительство, установление надзора, взя­тие залога, передачу на поруки, домашний арест, взятие под стражу.

Органы полицейского надзора сконцентрировали в своих руках всю реальную репрессивную власть в центре и намес­тах.

С отменой крепостного права достаточно длительное время готовилась «тюремная реформа». В 1879 г. все руковод­ство тюремными заведениями сосредоточилось в Главном тюремном управлении. Изменилось положение заключен­ных, стал активно использоваться их труд, была создана сис­тема медицинского обслуживания. Но к заключенным могли применяться специальные виды наказаний, не предусмотрен­ные в законе, - розги, помещение в карцер, перевод на хлеб и воду. Предусматривались другие виды наказаний - заключе­ние в крепость, исправительный дом, арест, а также ссылка и каторга (срочная и бессрочная). Каторгу отбывали в Сибире и на Сахалине. Отбывшие каторгу переводились в состояниессыльных поселенцев. Ссылка заключалась в принудитель­ном поселении (чаще всего в Сибирь).

Указом 1863 г. были отменены телесные наказания для женщин, дополнительные телесные наказания, клеймение, ограничивалось применение розг. В армии отменялись шпиц­рутены, но сохранялись розги.

В 1871 г. были отменены шпицрутены для ссыльных, в 1885 г. отменяются розги.

ВОЕННАЯ РЕФОРМА

Рост революционного движения, развитие капиталистичес­ких отношений и поражение России в Крымской войне обу­словили необходимость перестройки вооруженных сил стра­ны. На первом этапе реформы был сокращен срок службы рекрутов (с 25 до 15 лет) и несколько улучшена подготовка офицерских кадров. Однако рекрутская повинность как спо­соб комплектования армии сохранялась вплоть до 1874 г. Только угроза быстрого усиления западноевропейских армий, формировавшихся на основе всеобщей воинской по­винности, заставила правительство ввести аналогичный по­рядок в русской армии.

1 января 1874 г. был утвержден «Устав о воинской повин­ности», вводившийся для всего мужского населения «без раз­личия состояний». Лица, достигшие 21 года, призывались на службу по жребию. Не попавшие в постоянные войска (не вытянувшие жребий) зачислялись в ополчение. Общий срок службы в сухопутных войсках устанавливался в 15 лет (из них действительная служба составляла б лет и служба в запасе - 9 лет). Сроки службы во флоте соответственно составляли 7 и 3 года. Для лиц с высшим образованием срок действительной службы сокращался до полугода, со средним - до полутора лет.

Для получения офицерского звания требовалось специ­альное военное образование. Командный состав по-прежне­му сохранял черты корпоративности и сословности, еще дли­тельное время в нем преобладали дворянские элементы.

Армия состояла из кадровых, резервных и запасных (ты­ловых войск). Офицерский корпус готовился в юнкерских училищах, военных гимназиях и военных академиях (команд­ных, юридических, медицинских).

Сохранялась особая военная юстиция, в ведение которой в 1878 г. было передано большое число дел о государственных преступлениях (сопротивление властям, нападение на поли­цию и войска). Еще ранее, в 1863 г., в связи с польским восста­нием генерал-губернаторам было дано право объявлять губер­нии на военном положении, в связи с чем многие дела пере­ходили в ведение военных судов.

ОФОРМЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ В РОССИИ

Революция 1905 г. привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Одна­ко пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906 г. проекта Основных законов Российской империи, в которых был определен характер царской власти, Николай II с неохо­той согласился на исключение термина «неограниченная». Политико-правовые факторы, которые привели к трансформации государственного и политического строя России, стали проявляться задолго до революционных событий 1905 г. В начале 1898 г. быстро нарастает студенческое движе­ние, поводом для которого стал новый университетский устав 1884 г., значительно ограничивший автономию вузов. Движение приобрело политический характер.

Правительство издает в конце 1901 г. «Временные прави­ла о студенческих учреждениях» (кассах взаимопомощи, кружках и пр.), пытаясь частично удовлетворить требования студентов. Однако восстановление автономии университе­тов было осуществлено летом 1905 г., когда волна революции нарастала.

С 1896 г. в стране увеличивается число забастовок на фаб­риках и заводах (в 1901 г. прошло 120 стачек), в 1903 г. прово­дится всеобщая забастовка.

Весной 1902 г. учащаются крестьянские бунты. В связи с этим правительство создает «Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности», которое ставит перед собой задачи облегчения выхода крестьян из общины, поощрения хуторских выделов, предлагает считать подво­рное землевладение личной собственностью. В феврале 1903 г. издается Манифест, в котором обещается отменить круговую поруку в деревне. Вместе с тем в нем заявлялось о сохранении общины и неотчуждаемости надельных земель.

В мае 1902 г. проводится первый съезд для разработки вопросов земского самоуправления, в ноябре 1904 г. в Петер­бурге состоялось совещание земских деятелей, которые под­вергли резкой критике бюрократическую систему самодер­жавной монархии и потребовали широких политических прав и свобод. В ответ на это давление правительство издает в декабре 1904 г. Манифест, в котором обещает ряд уступок:

уравнивание крестьян в правах с другими сословиями, изда­ние закона об уравнении в правах евреев и раскольников, самостоятельность суда, ограничение исключительных зако­нов. В Манифесте были, однако, отвергнуты притязания зем­цев на вхождение в Государственный совет.

Летом 1904 г. был убит министр внутренних дел В.К. Плеве, с осени 1904 г. начинается «эпоха доверия» (новый министр П.Д.Святополк-Мирский вернул из ссылки земских оппозиционных деятелей, разрешил проведение земских со­вещаний). Печать начала обсуждение коренных политических реформ. Расстрел демонстрации 9 января 1905 г. и пора­жение в войне с Японией углубили революционный кризис.

Летом 1905 г. образуется большое число профессиональ­ных союзов, часть которых объединилась в «Союз Союзов», выставивший политические требования: демократические преобразования и созыв Учредительного собрания. В Москве образуется Всероссийский крестьянский союз, находивший­ся под сильным влиянием эсеров, по стране прокатывается волна аграрных беспорядков. В Петербурге создается Совет рабочих депутатов для руководства стачечным движением, переросшим осенью 1905 г. во всеобщую забастовку.

На пути конституционного строительства в России важ­нейшими вехами стали Манифест 17 октября 1905 г., провоз­гласивший введение гражданских свобод и организацию за­конодательного органа (Государственной думы), ограничива­ющего монархическую власть, и Основные законы 23 апреля 1906 г., определившие двухпалатную парламентарную систе­му, но сохранившие весьма широкие пределы для император­ской власти. В Основных законах отмечалось, что вместе с Думой и Государственным советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утвержде­ния ни один закон не приобретает силы.

Государственный совет был преобразован в феврале 1906 г., а в апреле ему был придан государственно-правовой статус второй парламентской палаты. Новая структура Сове­та состояла из общего собрания, двух департаментов, двух присутствий и канцелярии.

С января 1905 г. Совет министров стал действовать на организационных началах 1861 г. В октябре 1905 г. происхо­дит его реорганизация - Совет министров становится посто­янно действующим органом. Акт, которым было осуществле­но преобразование, назывался «О мерах к укреплению един­ства в деятельности министерств и главных управлений». Функции упраздненного в апреле 1906 г. Комитета министров передавались частично Совету министров, частично Государ­ственному совету. Министры были ответственны только перед царем, и им же назначались, правительство еще не приобрело характера «буржуазного кабинета». Происходила достаточно частая смена председателей Совета министров:

октябрь 1905 г. - апрель 1906 г. - Витте, апрель 1906 г. - июль 1906 г. - Горемыкин, июнь 1906 г. - сентябрь 1911 г. - Столыпин, сентябрь 1911 г. - январь 1914 г. - Коковцев, январь 1914 г. - январь 1916 г. - Горемыкин.

В период революции оживилась деятельность первого и второго департаментов Сената, а в связи со столыпинской аграрной реформой - деятельность аграрного департамента. Вместе с тем Сенат все более и более подчинялся Министер­ству юстиции.

Происходили перемены в положении отдельных ве­домств. Объединение ведомств с другими министерствами привело к появлению Совета государственной обороны. Де­партамент полиции и отделения жандармерии фактически не подчинялись Министерству внутренних дел. Роль поли­ции заметно возросла: такая структура, как четвертое дело­производство, осуществляла надзор за рабочим движением и легальными организациями. В 1906 г. в составе корпуса жан­дармов было создано Управление полицейской стражи Тогда же было создано Главное управление по делам печати Аграрная реформа осуществлялась Комитетом по землеу­стройству в составе Главного управления землеустройства и земледелия. Здесь же действовало Переселенческое управле­ние. В октябре 1905 г. было учреждено Министерство торгов­ли и промышленности, в которое вошел Страховой совет.

Система местного управления также подверглась опреде­ленным изменениям. При охранных отделениях Министер­ства внутренних дел открывались регистрационные конто­ры, происходила децентрализация органов политического сыска, создавались окраинные отделения и упразднялись районные охранные отделения. Цензурные органы преобра­зовывались в местные комитеты по печати, для регистрации образовывавшихся обществ создавались специальные при­сутствия

С 1906 г. каждое губернское земское собрание получило право выбирать по одному члену Государственного совета. С 1912 г. уездные земские собрания вновь стали выбирать миро­вых судей - институт, фактически упраздненный в 1889 г. Мировые суды восстанавливались в апреле 1912 г., тогда же ликвидировался институт земских начальников.

Представительные органы на местах все чаще заменяют чиновничьи комитеты, появляются биржевые комитеты, раз­личного рода советы, стали проводиться профессиональные и региональные съезды, избиравшие свои бюро. Широкое распространение с 1911 г. получили землеустроительные ко­миссии - административно-судебные учреждения по делам о землеустройстве.

Ширилось кооперативное движение. Еще в 1895 г. было принято «Положение об учреждении мелкого кредита», пред­усматривавшее создание кредитных, ссудно-сберегательных товариществ и волостных банков и касс. В 1897 г. принимает­ся примерный Устав потребительских кооперативных об­ществ, а в 1898 г. - уставы сельскохозяйственных обществ и товариществ. В 1908 г. в Москве состоялся первый коопера­тивный съезд, в 1912 г. в Петербурге - Съезд представителей кредитной и сельскохозяйственной кооперации.

Закладывались организационные и правовые основы новой общественной и государственной системы, монархия из самодержавной превращалась в монархию буржуазную.

ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ

ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Императорская власть в Петрограде прекратила свое существование 27 февраля 1917 г. Для поддержания

порядка Государственная дума сформировала в этот день Временный комитет Государственной думы, а 1 марта - Временное правительство, провозгласившее полную полити­ческую амнистию, основные права и свободы граждан, равно­правие солдат с гражданами, создание милиции (вместо по­лиции) и начало подготовки к Учредительному собранию.

2 марта депутаты Думы (Гучков и Шульгин) прибыли в Псков, чтобы убедить императора отречься от престола. Ни­колай II передал власть брату Михаилу, но тот отказался при­нять престол и Манифестом 3 марта предоставил решение

вопроса о форме власти в России будущему Учредительному собранию.

Были упразднены жандармерия, полиция и управление по печати (цензура). При Министерстве юстиции была создана Чрезвычайная следственная комиссия по расследованию дея­тельности бывших министров. Вместе с тем сохранились осо­бые совещания (кроме Совещания по продовольствию). Были образованы новые органы: Экономическое совещание, Юридическое совещание, Совещание по реформе местного самоуправления, целью которых стала выработка основ уп­равления новой социально-экономической системой страны.


Временное правительство возглавил председатель «Все­российского земского союза» Г.Е. Львов. Правительство вы­двинуло программу: политическая амнистия, отмена смерт­ной казни и ограничений в правах по социальным, религиоз­ным и национальным признакам, демократизация учрежде­ний земского и городского самоуправления. Правительство обещало не выводить из Петрограда войска, участвовавшие в революционном движении 23-28 февраля.

27 февраля в Петрограде деятелями социалистических партий создается Совет рабочих и солдатских депутатов, из­давший 1 марта «приказ № I», который упразднил дисцип­линарную власть офицеров в воинских частях и передал ее выборным комитетам. В армии параллельно иерархии воен­ного командования существовала иерархия военных коми­тетов.

В Петрограде возникло двоевластие: Временное прави­тельство, имевшее мало реальной власти, и Совет, не имев­ший четко определенных функций, но обладавший реальной властью благодаря поддержке рабочих и солдат. Между ними сразу же возникло кардинальное разногласие по вопросу о целях и характере войны. Под давлением внепарламентской оппозиции ушли в отставку министр иностранных дел и воен­ный министр.

Временное правительство готовило выборы в Учреди­тельное собрание (назначенные на сентябрь), реформу мест­ного самоуправления, земельную реформу, создав в апреле систему земельных комитетов, утвердило права фабрично-за­водских комитетов. Будучи временной властью, правительст­во вплоть до созыва Учредительного собрания не считало себя вправе начинать какие-либо коренные реформы: на мес­тах оно не имело надежного административного аппарата.

В июне 1917 г. около 390 местных советов прислали своих делегатов на первый Всероссийский съезд советов, который избрал Всероссийский центральный исполнительный коми­тет (ВЦИК). Решающую роль в нем играли эсеры и меньше­вики.

Летом 1917г. перед Россией лежали два пути установления авторитарной демократической власти: через Учредитель­ное собрание или через советы, свободно избранные населе­нием.

Созыв Учредительного собрания задержал двухмесячные переговоры с Петроградским Советом о составе Особого Со­вещания по выработке избирательного закона. Лишь в июне было решено назначить выборы Учредительного собрания на 17 сентября, потом они были отложены на ноябрь (отсроч­ки объяснялись стремлением отнести выборы на период, когда революционный энтузиазм уже спадет, что оказалось тактической ошибкой). Усиление власти советов в массах не способствовало авторитету проводившихся правительством реформ в период подготовки Учредительного собрания.

3 июля большевики предприняли попытку вооруженного. восстания в Петрограде, которая окончилась неудачей. Это заставило «умеренных социалистов» (меньшевиков и эсеров) из «советской демократии» вступить в коалицию с либераль­ными партиями. Во втором коалиционном правительстве со­циалисты оказались в большинстве. Правительство стало ис­кать политическую опору в умеренных кругах общества. Вер­ховным главнокомандующим был назначен генерал Л.Г. Кор­нилов, популярный в патриотических кругах.

В августе в Москве было созвано Государственное совеща­ние, в котором приняли участие члены четвертой Государст­венной думы, представители кооперативного движения, со­ветов, профсоюзов, торгово-промышленных организаций, городских органов самоуправления, крестьянского самоуп­равления, технических и иных организаций (всего более двух тысяч человек). На Совещании произошел раскол между уме­ренными и революционными группами.

Генерал Корнилов выдвинул требование об укреплении дисциплины в армии и порядка в тылу, для поддержки этих требований он двинул на Петроград конный корпус. Глава Временного правительства А.Ф. Керенский воспринял эти действия как попытку военного переворота. Для защиты от Корнилова ВЦИК создает при участии большевиков Комитет борьбы с контрреволюцией. Началось формирование Крас­ной гвардии, которой руководила военная организация РСДРП(б).

Временное правительство, потерявшее авторитет в пат­риотических и консервативных кругах после «дела Корнило­ва», стало искать поддержки среди социалистов. 1 сентября 1917 г. Россия провозглашается республикой. 14 сентября созывается Демократическое Совещание из представителей со­ветов, кооперативов, земств и армейских организаций. Сове­щание поддержало коалицию социалистов с либералами в составе Временного правительства. Но уже на нем поднимал­ся вопрос об однородной «социалистической власти», т. е. с большевиками. На совещании был сформирован орган кон­троля над правительством - Временный Совет Республики («предпарламент»), превратившийся в орган законодатель­ных предположений.

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Название: История государства и права России. 2004

Подготовлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и программой курса по истории государства и права России. Рассматриваются вопросы государственного и правового развития нашего Отечества на всех этапах его истории. Подробно освещаются возникновение правовых институтов, кодификации законодательства и отдельные правовые акты. Исследуются взаимодействия и взаимообусловленность государственных структур и правовых институтов. Представлена обширная историография.
Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических ВУЗов и факультетов.

История государства и: права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развитие системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.
Становление государственных и правовых феноменов рассматривается в данном курсе в определенных пределах - временных и пространственных. Временной предел - с момента возникновения государственности до сегодняшнего состояния государственной и правовой систем, пространственный - территории, занимаемые Русским или Российским государством на протяжении всего исторического времени (IX- XX вв.).
История государства России включает и отдельные факты, прежде всего юридические, и закономерности исторического развития; обосновывает основные причины и следствия таких явлений, как возникновение, расцвет и упадок государственных систем и институтов. Организация и деятельность этих органов (органы власти, управления - центральные и местные - и юстиции) рассматриваются как в отдельности, так и в целом, в системе. Важно представлять цельную картину и обстоятельства их эволюции и взаимодействия.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение: Предмет и задачи изучения истории государства и права России. Историография 5
I. Государство и право Древней Руси. Киевская Русь и феодальная раздробленность
1. Возникновение государственности у восточных славян. Киевская Русь (IX-XI вв.) И
2. Киевская Русь как раннефеодальная монархия (X-XII вв.) 21
3. Становление древнерусского права. Русская Правда 34
4. Русские княжества в условиях политической раздробленности (XII-XVBB.) 51
5. Новгородское и Псковское государства. Право северо-западной Руси 58
6. Золотая Орда и русские княжества 65
7. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Особенности правовой системы 74
II. Русское (Московское) государство до XVII в.
8. Московское княжество (XIII-XV вв.) и формирование великорусского государства 82
9. Сословный строй и крепостное право (XVI-XVII вв.) 96
10. Государственный строй сословно-представительной монархии и самодержавие (XVI-XVII вв.) 118
11. Развитие русского феодального права. Судебники 1497 и 1550 гг. 146
12. Церковная организация и церковное право XV-XVII вв 164
13. Соборное Уложение 1649 г. как свод феодального права 173
III. Государство и право Российской империи в период абсолютизма (конец XVII - первая половина XIX в.)
14. Становление абсолютной монархии в России 212
15. Государственные реформы первой четверти XVIII в 240
16. Развитие государственной системы во второй четверти XVIII в. 264
17. Формирование новой системы права (конец XVII - первая половина XVIII в.) 275
18. «Просвещенный абсолютизм» в России 313
19. Губернская реформа 1775 г. Судебная и полицейская реформы 330
20. Сословное законодательство конца XVIII - первой половины XIX в 338
21. Развитие государственной системы в первой половине XIX в. и проекты реформ 355
22. Изменения в правовом положении Церкви (XVIII - начало XIX в.) 372
23. Внешняя политика России и правовое положение окраин империи (XVIII - начало XIX в.) 380
24. Кодификация русского права в первой половине XIX в 390
IV. Государство и право России в период буржуазных реформ (середина- конец XIX в.)
25. Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 г 414
26. Формирование всесословного самоуправления 427
27. Судебная, полицейская и военная реформы 434
28. Развитие государственной системы во второй половине XIX в. 445
29. Контрреформы 1880-1890-х гг 452
30. Развитие права в постреформенный период (конец XIX - начало ХХв.) 463
V. Конституционная монархия в России (1905-1917 гг.)
31. Изменения в политической системе (конец XIX - начало XX в.) 483
32. Оформление конституционной монархии в России. Государственная дума 502
33. Право и правовая политика в период 1905-1917 гг 512
34. Изменения в государственном аппарате в годы Первой мировой войны 522
VI. Государство и право России в период Февральской революции 1917 г. и Октябрьского переворота
35. Февральская революция и формирование новой государственной системы 529
36. Политико-правовая ситуация в России между февралем и октябрем 1917 г 542
37. Октябрьский переворот 1917 г. и Учредительное собрание 553
VII. Становление советского социалистического государства и права (1917-1920 гг.)
38. Создание и утверждение советской государственной системы 560
39. Экономическая политика советского государства (1917-1918 гг.) 566
40. Формирование социалистического права 574
41. Конституция Р С Ф С Р 1918 г 579
42. Создание и развитие системы правоохранительных и репрессивных органов 584
43. Изменения в системе государственных органов в годы Гражданской войны (1918-1920 гг.) 592
44. Советская власть и политические партии России в годы Гражданской войны 596
45. Государственно-политическая организация «белого» движения в годы Гражданской войны 611
46. Национально-государственное строительство (1917-1921 гг.) 622
VIII. Государство и право в период нэпа (1921-1929 гг.)
47. Политическая ситуация после перехода к нэпу (1921 -1927 гг.) 631
48. Изменения в государственной политике в условиях переходного периода и многоукладной экономики (1921-1927 гг.) 642
49. Реорганизация юстиции и правоохранительных органов при переходе к нэпу 661
50. Создание нового социалистического федеративного государства. Конституция СССР 1924 г 666
51. Кодификационная работа и формирование системы нового законодательства в период нэпа 674
IX. Государство и право в период государственно-партийного социализма (1930-е - начало 1960-х гг.)
52. Трансформация политической системы и государственного аппарата страны в 30-40-е гг 692
53. Социалистическая реконструкция народного хозяйства 696
54. Централизация правоохранительной системы и политика репрессий 706
55. Конституция СССР 1936 г. и конституционные преобразования 710
56. Изменения в государственной системе СССР в период Отечественной войны (1941-1945 гг.) 715
57. Развитие государственно-политической системы в конце 40-х - начале 50-х гг 718
58. Национально-государственное строительство по Конституции СССР 1936 г. (30-50-е гг.) 727
59. Основные тенденции развития советского права в 30-50-х гг. 732
X. Государство и право в условиях кризиса социализма (60-90-е гг.)
60. Эволюция государственно-политической системы (60-70-е гг.) 748
61. Изменения в государственном аппарате 752
62. Развитие конституционного законодательства в70-х гг 756
63. Изменения в политической системе периода перестройки 80-х гг: 758
64. Развитие законодательства в период кризиса и ликвидации СССР (60-90-е гг.) 769
Заключение 793

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Настоящий учебник учитывает программу изучения истории государства и права России, принятую для высших юридических учебных заведений. Учебник охватывает всю одиннадцативековую историю русского государства от момента зарождения до принятия ныне действующей Конституции государства. В работе отражены новые подходы к изучению российского права, появившиеся в отечественной науке за последние годы. Для студентов-юристов, изучающих курс истории права. Может быть использован в качестве вспомогательного материала студентами исторических специальностей, а также всеми, кто интересуется проблемами истории государственности России. Обилие фактического материала делает учебник настольным справочником для работников аппарата государственной власти и управления Российской Федерации.

Предмет и методология науки истории российского права.
Предмет. «Предмет» в общем смысле есть объект, на который направлено сознание исследователя. Для ученого-юриста это, безусловно, право в его становлении (in status nascendi), как сказал бы Гегель. Процесс становления права - это введение его самого в поток времени. Одним словом, познание правовых феноменов в категории времени. Таков смысл науки истории права вообще. Привлечение к объекту такого критерия, как пространство - локализация становления правовых феноменов на всей территории Земли, превращает процесс исследования в историю права конкретной страны, конкретного народа. В нашем случае предмет определяется как история российского права: становление институтов российского права и государственности за последние одиннадцать веков.

Методология. Методология в общем смысле представляет собой совокупность приемов (мыслительных операций), посредством которых человек (исследователь) изучает мир. Простейшая систематизация переводит мир в совокупность объектов, каждый из которых требует своих способов изучения. Уже на этой стадии формализации мышления возникает специализация методов; для юридической науки требуется свой метод, для исторической - свой и т.д. Однако в нашем случае происходит смешение методов двух разных наук: и юриспруденции, и истории, поскольку предмет исследования - сложносоставной. Эта специфика науки истории права в первую очередь выдвигает историко-сравнительный метод в качестве своего главнейшего приема. В основе его лежат сравнительные операции, направленные на выявление так называемых пережитков (филиаций). Пережитком в общем смысле называют социальное явление, смысл которого становится понятным только из его прошлого, а не из его настоящего.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

(УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

М.А. ИСАЕВ

Рецензенты:

Гребенюк А.В. - кандидат исторических наук, доцент.

Рогожин Н.М. - доктор исторических наук, профессор.

ПРЕДИСЛОВИЕ

При написании данного учебника была использована чикагская система сносок, при которой приводятся ссылки в квадратных скобках "" на монографическую литературу (доктрину), в круглых скобках "()" - на исторический источник или памятник права. Цитирование исторических источников дается в пагинации, принятой для академических изданий такого рода актов. Естественная необходимость цитирования большой массы древнерусских исторических документов выявила определенную языковую проблему. Трудность понимания древнерусского языка у современных студентов - вещь весьма распространенная. В связи с этим автор был вынужден модернизировать цитируемый текст. В орфографии устранен твердый знак после согласных на конце слов, этот же знак в виде букв "еръ" и "ерь" в середине слов заменен на гласные, буква "ять" заменена на "е", одновременно введена буква "й" ("и" краткое). В морфологии осовременены формы прилагательных, наречий и существительных, однако глагольные формы оставлены без изменений. Без изменения оставлены имена собственные и слова, вышедшие из употребления в современном русском языке.

Автор постарался сделать упор на анализе текста памятников русского (российского) права, а не на мнения историков и прочих исследователей. Этим объясняется обилие цитируемого материала, поскольку издания многих памятников для студентов часто недоступны. В некотором роде данный прием позволяет считать, что настоящий учебник выполняет также функции хрестоматии и справочника.

Глава I. Введение в науку истории российского права

§ 1. Предмет и методология науки истории российского права. § 2. Источники науки истории российского права. § 3. Отечественная наука истории права.

§ 1. Предмет и методология науки истории российского права

Предмет.

"Предмет" в общем смысле есть объект, на который направлено сознание исследователя. Для ученого-юриста это, безусловно, право в его становлении (in status nascendi) , как сказал бы Гегель. Процесс становления права - это введение его самого в поток времени. Одним словом, познание правовых феноменов в категории времени. Таков смысл науки истории права вообще. Привлечение к объекту такого критерия, как пространство, - локализация становления правовых феноменов на всей территории Земли, превращает процесс исследования в историю права конкретной страны, конкретного народа. В нашем случае предмет определяется как история российского права: становление институтов российского права и государственности за последние одиннадцать веков.

Методология.

Методология в общем смысле представляет собой совокупность приемов (мыслительных операций), посредством которых человек (исследователь) изучает мир. Простейшая систематизация переводит мир в совокупность объектов, каждый из которых требует своих способов изучения. Уже на этой стадии формализации мышления возникает специализация методов; для юридической науки требуется свой метод, для исторической - свой и т.д. Однако в нашем случае происходит смешение методов двух разных наук: и юриспруденции, и истории, поскольку предмет исследования - сложносоставной. Эта специфика науки истории права в первую очередь выдвигает историко-сравнительный метод в качестве своего главнейшего приема. В основе его лежат сравнительные операции, направленные на выявление так называемых пережитков (филиаций). Пережитком в общем смысле называют социальное явление, смысл которого становится понятным только из его прошлого, а не из его настоящего.

Другой фундаментальный прием изучения истории права покоится на формально-юридическом или догматическом методе . Остановимся на его характеристике подробнее. Самим словом "ДельтаОмикронГаммаМиАльфаТауЙотаКаппаОмикронЙота" древние греки обозначали философов, защищавших истинность общих (хорошо известных) положений. Иммануил Кант вложил в этот термин современный смысл: учение, которому не предшествует гносеологическое исследование степени достоверности его данных или границ их обязательности. Было бы ошибкой полагать, что догматическое знание целиком обусловлено верой мыслящего субъекта в истинность и общеобязательность таких знаний. Скорее в догматическом знании его основание представляет собой настоящее; воспользуемся юридической терминологией, causa remota - знание, сокрытое в глубине веков. Причем, что важно, это знание чисто логического свойства, общезначимость которого прямо пропорциональна собственной рациональности. Возьмем, к примеру, такое догматическое положение, как pacta sunt servanda . На простейший вопрос об основании этого положения следует обычный рациональный довод от противного: несоблюдение договоров делает бессмысленным их заключение. Это все равно, что утверждать: целью заключения брака является последующий развод супругов. Юридический характер догматический метод получает благодаря тому, что оперирует, таким образом, юридическими понятиями.

Важнейшим дополнением к основным методам науки истории права является такой логический прием, как индукция (латинское слово "inductio" - латинская калька с греч. "ЭпсилонПиАльфаГаммаАльфаОмегаГаммаЭта" (букв. "наведение")). Индукция - это своего рода сила, преобразующая юридические понятия в целостные суждения. Исторически индукцией называют способ, используя который исследователь приходит к осмыслению общего на основе анализа частного. В языке Аристотеля: "Наведение же есть восхождение от единого к общему" (Top. 105a 10) . "Наведение" юридических понятий и фактов, таким образом, создает целостную картину истории (становления) институтов права и государства.

Еще одним важным приемом исследования истории права следует назвать историческую лингвистику . Не секрет, что история цивилизации четко делится на две эпохи: дописьменную и знакомую с письменностью. Язык также подвержен изменениям в потоке времени, как и любое социальное явление на Земле. Зная исходные формы слов, исследователь восстанавливает их первоначальный смысл; раз так, то, зная этимологию, можно заглянуть в дописьменную историю. Можно, говоря иначе, восстановить действительную картину самой архаичной эпохи становления права и государства.

Наряду с указанными основными методами исследования история права знает и другие методы, в частности систематизацию, экзегетику и ряд других, применение которых обусловлено пристрастием самого исследователя. Можно привести в качестве примера работы известного русского юриста и историка права Д.Я. Самоквасова. Этот ученый начинал как профессиональный археолог, известен ряд важных раскопок, произведенных им. Так вот, он считал, что археология и ее приемы вполне допустимы в исследовании истории права. Вплоть до открытия новгородских берестяных грамот в начале 50-х гг. XX в. его точка зрения воспринималась научным миром не иначе как чудачество. Сейчас наверняка так считать нельзя.

Современный процесс познания, производимый при помощи разного рода методологических приемов, тем не менее страдает рядом существенных недостатков. Самым распространенным, особенно в российской истории права, является идеологическая обусловленность мышления самого исследователя. Идеологическая обусловленность выводов и положений научного исследования существенно снижает их ценность и объективность, единственным критерием которых является их истинность, сопряженная с объективностью суждения, которая, в свою очередь, обусловлена необходимостью самого мышления. Здесь уместно вспомнить постулат французского математика Пуанкаре, переиначившего известный постулат Гегеля. Так, если, по Гегелю, все действительное мыслимо, а мыслимо потому, что действительно, то, по Пуанкаре, высказанное суждение объективно потому, что оно - должное суждение. Данное суждение объективно в силу необходимости самого мышления. Этот известный базовый постулат позитивизма позволяет преодолевать идеологичность мышления, другой разновидностью которого является метафизичность положений и выводов, на которых часто основывают свои построения многие российские ученые.

Исторически термин "метафизика" ведет свое начало от греч. "ТауАльфа МиЭпсилонТауАльфа ТауАльфа ФиИпсилонСигмаЙотаКаппаАльфа", так обозначили порядок размещения трудов Аристотеля его издатели, расположив его гносеологические работы после естественнонаучных трудов. Напомним, для самого Аристотеля "метафизика" была лишь наукой о верховных принципах, управляющих существованием. Современное понятие метафизики предполагает суждения, в основе которых лежит мыслительная операция, противопоставляющая субъект суждения его объекту. Приведем пример, чтобы была лучше понятна высказанная мысль. Возьмем два взаимоисключающих определения права. Право - это воля господствующего класса и право - форма организации свободы людей, выражающая этапы развития свободы. И то, и другое суждение метафизично по сути, так как их объект - право - не совпадает с собственным субъектом: в одном случае под субъектом понимается воля, в другом - свобода. И это полбеды, поскольку в дальнейшем противоречие только углубляется, особенно тогда, когда пытаются дать определение свободе или воле. Поскольку в конце концов метафизически мыслящий исследователь приходит к таким основаниям, лежащим в фундаменте понятий свободы или воли, которые к праву, его важнейшим элементам отношения вообще никакого не имеют.

Одним словом, современные метафизики повторяют ту ошибку, которую раскритиковал в свое время Кант: истинное понятие вещи они пытаются вывести из понятия "вещи-в-себе". Верное, объективное суждение о праве в духе позитивизма тогда будет выглядеть как простое логическое определение: право - это система норм и правил, подлежащих неукоснительному соблюдению . В этом суждении объект - право - полностью совпадает со своим субъектом - нормами и правилами, приведенными в систему, т.е. упорядоченными относительно друг друга. Истинность этого суждения выводима из его необходимости: мышление правовых феноменов вне понятий нормы, правила и порядка невозможно !



Просмотров