Федеральный государственный экологический надзор осуществляет. Региональный государственный экологический надзор


2 СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ

Под системой управления материальными потоками понимается организационный механизм формирования планирования и регулирования материальных потоков в рамках внутрипроизводственной логистической системы.

Поток представляет собой совокупность объектов, воспринимаемую как единое целое, существующую как процесс на некотором временном интервале и измеряемую в абсолютных единицах за определенный период. Параметры потока – это параметры, характеризующие происходящий процесс. Основными параметрами, характеризующими поток, являются: начальный и конечный его пункты, траектория движения, длина пути (мера траектории), скорость и время движения, промежуточные пункты, интенсивность.

По характеру образующих объектов выделяются следующие виды потоков: материальные, транспортные, энергетические, денежных средств, информационные, людские, военные и др., но для логистики из перечисленных представляют интерес материальные, информационные и финансовые.

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями – начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Материальный поток – это продукция (в виде грузов, деталей, товарно-материальных ценностей), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических (транспортировка, складирование и др.) и (или) технологических (механообработка, сборка и др.) операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас.

Материальный поток характеризуется определенным набором параметров:

    номенклатура, ассортимент и количество продукции;

    габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

    весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);

    физико-химические характеристики груза;

    характеристики тары (упаковки);

    условия договоров купли-продажи (передачи в собственность, поставки);

    условия транспортировки и страхования;

    финансовые (стоимостные) характеристики;

    условия выполнения других операций физического распределения, связанных с перемещением продукции, и т.д.

Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики .

Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающие такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др.

Логистические системы, рассматриваемые производственной логистикой, носят название внутрипроизводственных логистических систем. К ним можно отнести: промышленное предприятие; оптовое предприятие, имеющее складские сооружения; узловую грузовую станцию; узловой морской порт и др. Внутрипроизводственные логистические системы можно рассматривать на макро- и на микроуровне.

На макроуровне внутрипроизводственные логистические системы выступают в качестве элементов макрологистических систем. Они задают ритм работы этих систем, являются источниками материальных потоков. Возможность адаптации макрологистических систем к изменениям окружающей среды в существенной степени определяется способностью входящих в них внутрипроизводственных логистических систем быстро менять качественный и количественный состав выходного материального потока, т. е. ассортимент и количество выпускаемой продукций. Качественная гибкость внутрипроизводственных логистических систем может обеспечиваться за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства. Количественная гибкость также обеспечивается различными способами. Например, на некоторых предприятиях Японии основной персонал составляет не более 20% от максимальной численности работающих. Остальные 80% - временные работники. Причем до 50% от числа временных работников составляют женщины и пенсионеры. Таким образом, при численности персонала в 200 человек предприятие в любой момент может поставить на выполнение заказа до 1000 человек. Резерв рабочей силы дополняется адекватным резервом оборудования.

На микроуровне внутрипроизводственные логистические системы представляют собой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Эти подсистемы: закупка, склады, запасы, обслуживание производства, транспорт, информация, сбыт и кадры, обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. В соответствии с концепцией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия.

Когда спрос превышает предложение можно с достаточной уверенностью полагать, что изготовленная с учетом конъюнктуры рынка партия изделий будет реализована. Поэтому приоритет получает цель максимальной загрузки оборудования. Причем, чем крупнее будет изготовленная партия, тем ниже окажется себестоимость единицы изделия. Задача реализации на первом плане не стоит.

Ситуация меняется с приходом на рынок ”диктата” покупателя. Задача реализации произведенного продукта в условиях конкуренции выходит на первое место. Непостоянство и непредсказуемость рыночного спроса делает нецелесообразным создание и содержание больших запасов. В то же время производственник уже не имеет права упустить ни одного заказа. Отсюда необходимость в гибких производственных мощностях, способных быстро отреагировать производством на возникший спрос.

Снижение себестоимости в условиях конкуренции достигается не увеличением размеров выпускаемых партий и другими экстенсивными мерами, а логистической организацией как отдельного производства, так и всей товаропроводящей системы в целом.

Различают несколько систем управления материальными потоками:

    MRP – планирование потребности в материалах;

    DRP – планирование распределения ресурсов;

    JIT – управление материальными и информационными потоками по принципу “точно вовремя”;

    KANBAN – информационное обеспечение оперативного управления материальными потоками по принципу “точно вовремя”;

    OPT – оптимизированная технология производства.

2.1 Толкающая система управления материальными потоками.

Толкающая система представляет собой систему организации производства, в которой предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего технологического звена не заказываются. Материальный поток ”выталкивается” получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством (рис. 1)

Система управления

Склад сырья

Цех сборки


Условные обозначения:

Материальный поток, Информационный поток

Рис. 1. Принципиальная схема, толкающей системы управления материальными потоком в рамках внутрипроизводственной логистической системы

Толкающие модели управления, потоками характерны для традиционных методов организации производства. Возможность их применения для логистической организации производства появилась в связи с массовым распространением вычислительной техники. Эти системы, первые разработки которых относят к 60-м годам, позволили согласовывать и оперативно корректировать планы и действия всех подразделений предприятия - снабженческих, производственных и сбытовых, с учетом постоянных изменений в реальном масштабе времени.

Толкающие системы, способные с помощью микроэлектроники увязать сложный производственный механизм в единое целое и максимально задействовать рабочих и оборудование в производстве. Однако в случае резкого изменения спроса использование “выталкивающей” системы приводит к созданию избыточного запаса и “затовариванию” из-за отсутствия возможности “перепланирования” производства для каждой стадии. Параметры ”выталкиваемого” на участок материального потока оптимальны настолько, насколько управляющая система в состоянии учесть и оценить все факторы, влияющие на производственную ситуацию на этом участке. Однако чем больше факторов по каждому из многочисленных участков предприятия должна учитывать управляющая система, тем совершеннее и дороже должно быть ее программное, информационное и техническое обеспечение.

2.2 Тянущая система управления материальными потоками.

Другой вариант основан на принципиально ином способе управления материальным потоком. Он носит название ”тянущая система” и представляет собой систему организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости.

Здесь центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих производственных заданий. Производственная программа отдельного технологического звена определяется размером заказа последующего звена. Центральная система управления ставит задачу лишь перед конечным звеном производственной технологической цепи. Тянущая система предполагает сохранение минимального уровня запасов на каждом этапе производства и движения заказа от последующего участка к предыдущему. Последующий участок заказывает материал в соответствии с нормой и временем потребления своих изделий. План-график работы устанавливается только для участка (цеха)-потребителя. Участок-производитель не имеет конкретного графика и плана и работает в соответствии с поступившим заказом. Таким образом изготавливаются только те детали, которые реально нужны и только тогда, когда в этом возникает необходимость.

Д
ля того чтобы понять механизм функционирования тянущей системы рассмотрим пример (рис. 2).

Рис. 2 Тянущая система управления материальным потоком в рамках внутрипроизводственной логистической системы

Допустим, предприятие получило заказ на изготовление 10 единиц продукции. Этот заказ система управления передает в цех сборки. Цех сборки, для выполнения заказа, запрашивает 10 деталей из цеха № 1. Передав из своего запаса 10 деталей, цех № 1 с целью восполнения запаса заказывает у цеха № 2 десять заготовок. В свою очередь, цех.№ 2, передав 10 заготовок, заказывает на складе сырья материалы для изготовления передан­ного количества, также с целью восстановления запаса. Таким образом, материальный ноток ”вытягивается” каждым последующим звеном. Причем персонал отдельного цеха в состоянии учесть гораздо больше специфических факторов, определяющих размер оптимального заказа, чем это смогла бы сделать центральная система управления.

2.3 Логистическая концепция RP

Одной из наиболее популярных в мире логистических концепций, на основе которой разработано и функционирует большое число логистических систем, является концепция «Requirements/resource planning» - RP («планирования потребностей/ ресурсов»).

Базовыми системами, основанными на концепции RP в производстве и снабжении являются системы MRP I / MRP II - «Materials/manufacturing requirements /resource planning» (Системы планирования потребностей в материалах / производственного планирования потребностей ресурсов) и в дистрибьюции (распределении) - DRP I / DRP II - «Distribution requirements/resource planning» (Системы планирования распределения продукции/ресурсов). MRP и DRP относятся к толкающим системам управления. Хотя сама логистическая концепция RP сформулирована достаточно давно (с середины 1950-х годов), но только с появлением быстродействующих компьютеров, ее удалось реализовать на практике, а революция в микропроцессорных и информационных технологиях стимулировала бурный рост различных приложений RP систем в бизнесе.

Основное назначение этой системы - построить график производственного цикла, который показывал бы, какие процессы в какой момент времени должны быть запущены; перемещение какого количества сырья и полуфабрикатов в какой момент времени требуется для функционирования производства. Для того чтобы построить график производственного цикла (он также носит название «план-график MRP»), должна быть в наличии следующая информация: основной график производства, в котором указывается объем готовой продукции по каждому наименованию, изготавливаемый в каждый период времени; ведомость спецификации материалов, где перечисляются материалы и узлы, входящие в состав единицы готовой продукции; учетная документация по запасам (какое количество запасов каждого наименования находится на складе).
Основной график производства представляет собой таблицу, составляемую на основании заказов клиентов, или путем прогнозирования потребностей в товарах, производимых нашим предприятием. В зависимости от

специфики работы предприятия может назначаться различный горизонт планирования. В общем случае необходимо иметь план производства хотя бы на будущий месяц, чтобы система MRP могла функционировать. Пример основного графика производства приведен в табл. 3.1.

Месяц
май
2014

июнь
2014

июль
2014

август
2014

сентябрь
2014
Декада 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3
изделие ХОС 339852 40 60 39
изделие ХОС 339854 111 95 14
изделие ХВГ 432906 6 35

Таблица 3.1
Согласно основному графику производства предприятие должно выдать единиц изделия ХОС 339854 в третьей декаде сентября, 39 единиц изделия ХОС 339852 в первой декаде сентября и т.д.
Полная спецификация на материалы - это схема, в которой детально отображены все комплектующие, из которых состоит готовое изделие. Г отовая продукция обозначается уровнем 0, составляющие имеют номера уровней 1, 2 и так далее, вплоть до материалов, которые организация всегда закупает у поставщиков. Число наименований на этом уровне может составлять сотни и тысячи единиц. Пример графического представления спецификации изделия «стол обеденный» приведен на рис. 3.8.
Помимо графического способа отображения спецификации продукции, возможно использование табличного представления. Несмотря на то, что происходит некоторая потеря наглядности, табличное представление удобнее, если работа системы MRP компьютеризована. Пример табличного представления спецификации изделия «стол обеденный» приведен в табл. 3.2.
Учетная документация по запасам представляет собой таблицу, в которой указаны остатки по материалам и полуфабрикатам, использующимся при

изготовлении рассматриваемого изделия. Эта таблица может представлять собой справку из автоматизированной системы управления запасами, а может составляться вручную при подготовке плана-графика производства партии продукции.



Таблица 3.2

Рассмотрим пример составления плана-графика потребности в материалах для изготовления 100 единиц изделия А (100 единиц - это размер партии готовой продукции, который мы получили из основного графика производства). Согласно спецификации, изделие А состоит из одного изделия В и трех изделий С. Изделие С, в свою очередь, состоит из четырех изделий D и одного изделия E. Время изготовления каждого изделия и объем запасов по ним приведены в табл. 3.3.
Таблица 3.3
Данные для составления плана-графика MRP Прежде всего, необходимо составить график производственного цикла (он также называется «цикловой график производства»). Он полезен для определения продолжительности цикла изготовления единицы готовой продукции и для наглядного определения моментов начала и окончания каждого процесса. Цикловой график производства изделия А приведен на рис. 3.9.

Как видно из циклового графика, процесс изготовления единицы изделия А занимает 7 дней. Обратите внимание, что во второй день должны быть окончены процессы изготовления изделий В и С и должен начаться процесс сборки готовой продукции (изделия А). Такие точки сопряжения процессов в дальнейшем будут очень полезны для нас, так как они позволят проверить правильность составления плана-графика MRP. Так, например, на плане- графике изготовления этого продукта во второй день, считая от окончания цикла, должны быть запланированы работы по процессам А, В и С. Других процессов в этот день цикловым графиком не предусмотрено, следовательно, их в этот день в плане-графике присутствовать не должно.
План-график потребности в материалах представляет собой таблицу, в строках которой представлены изделия, а в колонках - даты, в которые должны быть запущены или окончены процессы изготовления изделий. В простейшем варианте функционирования системы MRP на каждое изделие отводится по три строки: БП - брутто-потребность (количество изделий, которое должно быть передано на следующую операцию), запас (наличный запас изделий данного наименования) и заказ в производство (количество изделий, которое должно быть изготовлено, чтобы обеспечить брутто-потребность с учетом имеющихся запасов). В табл. 3.4 приведен фрагмент плана-графика MRP.
Таблица 3.4
Фрагмент плана-графика MRP



Время

0

1

2

3

4

5

6

7

A

БП








100

запас

10








/>заказ





90




B

БП






90



запас

30









заказ





60





C

БП






270



запас

0









заказ




270











Согласно цикловому графику продолжительность производственного цикла составляет 7 дней. Следовательно, в плане-графике MRP мы должны предусмотреть по одной колонке на каждый из семи дней плюс ещё одну колонку, нулевую, для того, чтобы запустить цикл изготовления продукции. Брутто-потребность по изделию А составляет 100 единиц и возникает на 7-й день. В этот день завершается изготовление партии изделий А и они должны быть переданы на склад готовой продукции или непосредственно заказчику. В запасе находятся 10 единиц изделия А, следовательно, мы должны запланировать изготовление 90 единиц (90 = 100-10). Начать изготовление мы должны на 5-й день, так как потребность возникает на 7-й день и сборка изделия А из изделий В и С согласно табл. 3.3 занимает два дня.
Для того чтобы мы могли в 5-й день начать сборку изделия А, у нас к этому дню должно быть в наличии необходимое количество изделий В и С, так как именно из этих изделий, согласно спецификации, собирается изделие А. Следовательно, потребность в изделиях В и С возникает на 5-й день и составляет 90 единиц изделий В (на одно изделие А расходуется одно изделие В; мы собираем 90 изделий А) и 270 изделий С (на одно изделие А расходуется три изделия С; мы собираем 90 изделий А). Заказ на изготовление изделий В должен быть сделан на 4-й день (потребность в изделиях В возникает на 5-й день; изготовление изделия В продолжается один день). Заказ по изделию В составляет 60 единиц (потребность - 90 единиц; имеющийся запас - 30 единиц; 60 = 90-30). Заказ на изготовление изделия С должен быть сделан на 3-й день (потребность в этих изделиях возникла на 5-й день; продолжительность изготовления 2 дня) и составит 270 единиц (в запасе отсутствуют изделия С, поэтому объем заказа в производство совпадает с брутто-потребностью). Обратите внимание на то, что в 5-й день (второй день, считая от конца) фигурируют процессы, связанные с изделиями А, В и С, как мы и определяли ранее по цикловому графику (см. с. 79).
Аналогично определяются даты и объемы заказов для остальных изделий, необходимых для изготовления партии изделий А. Полный план-график MRP приведен в табл. 3.5.
Таблица 3.5
План-график MRP



Время

0

1

2

3

4

5

6

7


БП








100

A

запас

10










заказ






90





БП

/>



90



B

запас

30










заказ





60

gt;-





БП






270



C

запас

0










заказ




270







БП




1080





D

запас

10










заказ

1070










БП




270





E

запас

10










заказ



260






В случае если Вы составляете отдельный план-график MRP для каждой партии изделий, нулевой день обязательно должен быть заполнен - в этот день должно быть запланировано начало одного или нескольких процессов. В нашем случае в нулевой день начинается изготовление 1070 единиц изделия D.
Составленный план-график MRP показывает в какой день какие процессы должны начаться, а какие - завершиться. С его помощью можно планировать работу ремонтных, транспортных и различных вспомогательных подразделений. Например, на плане-графике MRP (см. табл. 3.5) первый и шестой дни «пустые», т.е. в эти дни не происходит перемещения незавершенного производства с одной стадии на другую. Следовательно, транспортное подразделение предприятия в эти дни может быть переориентировано на другие проекты, или может провести техническое обслуживание техники. Ещё один пример. Оборудование, на котором идет изготовление изделий D, занято по нашему плану-графику с нулевого дня по третий включительно. Следовательно, начиная с четвертого дня, мы можем загрузить этот участок какими-либо другими заданиями.
Обычно модель MRP применяется при сборочных работах или при поточном методе производства, когда присутствует зависимый спрос на предметы труда. Применение системы MRP позволяет уменьшить объем запасов сырья, повышает скорость оборачиваемости запасов, дает возможность повысить степень использования оборудования. К основным недостаткам этой системы относится невозможность оперативно реагировать на сигналы внешней среды, а также необходимость организации четкого обмена информацией.
Ещё один недостаток - модель MRP не учитывает ограничений по производительности оборудования. Если изготовление одной единицы изделия С занимает 2 дня, мы вынуждены считать, что и производство 270 единиц изделия С также будет продолжаться те же два дня. При массовом производстве выходом являются производство комплектующих партиями и определение времени изготовления партии изделий, но этот подход существенно усложняет расчеты.
Рассмотрим ещё один пример применения системы MRP - построение плана-графика потребности в материалах с учетом производственного брака. Предположим, что нам нужно составить план-график MRP изготовления 300 единиц изделия А. Каждое изделие А состоит из двух изделий В, трех изделий С и одного изделия D. Изделие D, в свою очередь, состоит из двух изделий Е. Продолжительность выполнения операций, норма брака по каждой операции и запасы изделий приведены в табл. 3.6.
Для простоты предположим, что брак появляется только при производстве новых изделий. Изделия, находящиеся в запасах, прошли контроль качества и брака не содержат. Для определения продолжительности цикла изготовления готовой продукции составим цикловой график. Он приводится на рис. 3.10.

Данные для составления плана-графика MRP














В















С

А


E









D











7








Рис. 3.10. Цикловой график производства изделия А

Производственный цикл изделия А продолжается 7 дней. Приступим к построению плана-графика MRP (табл. 3.7). Так как мы в этом примере учитываем только производственный брак, на каждое изделие будет отводиться по четыре строки: брутто-потребность, запас, дополнительный заказ,
призванный компенсировать брак, и итоговый заказ в производство. Дополнительный заказ может рассчитываться двумя путями. Если находящиеся в запасе изделия прошли контроль качества и не содержат брака, применяется формула (3.1).
ДЗ = (БП-Зап)^ , (3.1)
где ДЗ - дополнительный заказ, ед.;
БП - брутто-потребность, ед.;
Зап - запасы изделий данного наименования, ед.; d - норма брака по данной операции, доли.
План-график MRP




Время



0

1

2

3

4

5

6

7


БП








300

A

запас

0








брак (5 %)






15




заказ






315

/>


БП






630



B

запас

400








брак (10 %)



23







заказ



253







БП






945



C

запас

120








брак (10 %)





83





заказ





908





БП






315



D

запас

80








брак (10 %)




24






заказ




259






БП




518





E

запас

280








брак (5 %)

12









заказ

250







В том случае, если находящиеся в запасе изделия не проходили контроль качества и могут содержать брак, дополнительный заказ рассчитывается по формуле (3.2).
ДЗ = БП-d (3.2)
Если полученные по формулам (3.1) и (3.2) значения окажутся дробными, их следует округлять в большую сторону.
Очевидно, что в условиях нашей задачи следует использовать формулу (3.1).
Итоговый заказ будет рассчитываться по формуле (3.3).
ИЗ = БП-Зап + ДЗ, (3.3)
где ИЗ - итоговый заказ, ед.
Таким образом, при учете возможных ошибок в выполнении операций увеличивается объем заказов на изготовление комплектующих. В случае если

спецификация продукции включает много уровней, влияние брака приведет к росту объема заказов в геометрической прогрессии.

Если задаться вопросом – какое понятие, термин. категория в логистике самые важные, то среди кандидатов на это почетное место, несомненно, будут «поток » или «материальный поток ». Действительно, объект изучения логистики (если мы говорим о ней, как о науке) - потоки, в особенности материальные потоки. Несомненно, фундаментальную роль также играют сопутствующие им потоки информационные и финансовые. А еще множество иных видов потоков в логистике: трудовых, сервисных, энергетических. Поэтому стоит подробно разобрать понятие потока в логистике, привести его определения, предложить классификацию.

Поток в логистике: понятие, особенности, типы

Как уже было сказано, объект изучения логистической науки - поток . А предмет изучения – оптимизация потоков , оптимальное управление ими.

Потоковые процессы наблюдаются в любой логистической системе (от маленькой фирмы до гигантской транснациональной корпорации, ), потоки окружают нас в повседневной жизни. Транспортировка груза, перемещение деталей по заводскому конвейеру, отгрузка товарной продукции, люди в метро, ток в проводах – все это те или иные виды потоков.

Интересно, что есть отдельная наука изучающая управление материальными потоками в пределах предприятия – рохрематика .

Это не то же самое, что логистика! Более того, сфера интересов логистики гораздо шире: кроме материальных потоков в ней изучаются информационные, финансовые, сервисные; при этом логистика выходит далеко за рамки отдельной фирмы, рассматривая ее во взаимосвязи с другими участниками деловых отношений, иными генераторами и потребителями материальных потоков (конкуренты, клиенты, государство).

Классификация материальных потоков предприятия очень обширна. Приведем важнейшие виды материальных потоков организации:

1. По направленности движения:

  • входной поток – приходит в логистическую систему из внешней среды (например, закупка заводом комплектующих);
  • выходной поток – наоборот, исходит во внешнюю среду из логистической системы (например, отгрузка выполненного заказа).

2. По отношению к логистической системе:

  • внутренний поток – протекает внутри нее (например, перемещение заготовки по цеху в процессе ее обработки);
  • внешний поток – движется во внешней среде (например, перевозка товаров со склада в магазины). Но к внешним относятся не любые потоки, протекающие вне логистической системы, а только те, к которым организация имеет какое-либо отношение!

3. По степени сложности внутренней структуры:

  • простой (дифференцированный, однопродуктовый) поток – состоит из однородных объектов (например, поток одинаковых заготовок для штамповки);
  • сложный (интегрированный, многопродуктовый) поток – включает в себя разнородные непохожие объекты (например, поток разнообразных радиотехнических деталей: резисторов, конденсаторов, транзисторов).

4. По степени определенности:

  • детерминированный (определенный) поток – все его характеристики известны или заранее заданы (например, регламентированный процесс отпуска готовой продукции со склада предприятия);
  • стохастический (неопределенный) поток – как минимум один его параметр неизвестен, либо не поддается контролю, будучи случайной величиной (например, нельзя точно рассчитать число машин движущихся на отрезке трассы в некий момент времени).

5. По степени непрерывности:

  • непрерывный поток – за определенный промежуток времени (минуту, час, день) через некий пункт траектории протекания потока проходит фиксированное и/или ненулевое количество объектов (например, непрерывно движущийся конвейер с молочными тетрапаками);
  • дискретный (прерывистый) поток – объекты по траектории перемещения потока движутся с интервалами, паузами, перерывами (например, поставки сырья с определенным интервалом, допустим, раз в месяц).

6. По консистенции груза (т.е. по степени его плотности, густоты, твердости) в потоке, его физико-механическим свойствам:

  • твердый тарно-штучный – груз транспортируется без защитной оболочки, либо в ящиках, упаковках, контейнерах, бутылках, мешках; причем в обоих случаях его можно точно сосчитать поштучно (например, кирпичи на деревянных поддонах);
  • твердый навалочный – это сухой сыпучий груз, обычно минерального происхождения, перевозимый уже без какой-либо тары, навалом, и имеющий тенденцию к спеканию или слеживанию (примеры навалочных грузов: кварцевый песок, минеральная соль, уголь);
  • твердый насыпной – транспортируется также без упаковки в особо оборудованных транспортных средствах (специальные контейнеры, вагоны бункерного типа), обладает сыпучестью (примеры насыпных грузов: щебень, гравий, зерно);
  • жидкий, наливной груз - транспортируемый в цистернах или специализированных наливных судах (например, молоко, керосин, нефть);
  • газообразный груз – транспортируется в закрытых емкостях, цистернах; часто с соблюдением мер предосторожности (т.к. газ бывает взрыво- и пожароопасным). Примеры: бутан, кислород, метан.

Стоит отметить, что приведенная выше классификация может в отдельных случаях применяться не только к материальным потокам, но и к иным видам потоков логистической системы: информационным, финансовым, людским.

Также ряд исследователей выделяет различные типы материальных потоков по: разнообразию состава (одноассортиментные, многоассортиментные), отраслевой принадлежности (промышленные, торговые, сельскохозяйственные, строительные, коммунальные), объему груза (мелкий, средний, крупный, а также массовый), совместимости потоков, стабильности, удельному весу груза (легковесный, тяжеловесный), степени опасности, величине изменчивости потока (стационарные, нестационарные), равномерности и ритмичности движения, и пр.

Информационный поток в логистике и его виды

В современном мире информация имеет огромное значение, превращаясь в самоценный ресурс. Каждому материальному потоку неизменно сопутствует поток информационный. Так транспортировка груза сопровождается оформлением документов, согласованием маршрута, трансляцией данных GPS и прочее. То есть управлением сопутствующими информационными потоками.

При этом информационный поток в организации может протекать как относительно синхронно (то есть параллельно, одновременно) с материальным потоком его породившим, так и носить опережающий или запаздывающий характер.

Информационный поток (information flow ) – это сообщения (в любой форме, от устной до электронной), генерируемые первоначальным материальным потоком и предназначающиеся для осуществления управляющих функций.

Информационные потоки в логистике по аналогии могут подразделяться на входящие и исходящие, внутренние и внешние.

Кроме того стоит привести именно классификацию информационных потоков :

1. По типу носителей информации:

  • потоки на традиционных бумажных носителях (записки, документы, письма);
  • потоки на цифровых носителях (флеш-карты, компакт-диски);
  • потоки электронных каналов связи (компьютерные и телефонные сети).

2. По назначению информации:

  • директивные - передают приказы, указания; играют управляющую функцию;
  • нормативно-справочные - нормы, стандарты, различная справочная информация;
  • учетно-аналитические - контрольные параметры, бухгалтерская информация, аналитические данные;
  • вспомогательные потоки - все остальное, информация полезная, но не первостепенной важности.

3. По режиму обмена информацией:

  • потоки «онлайн» - данные передаются через телекоммуникационные сети в режиме реального времени;
  • потоки «оффлайн» - данные передаются вне сети, устно или посредством бумажных документов, писем.

4. По способу передачи информации:

  • почтовой службой;
  • курьером в руки;
  • телефоном или факсом;
  • электронной почтой (e-mail);
  • интернет-мессенджерами.

5. По степени открытости (секретности):

  • открытые потоки (доступны всем);
  • закрытые потоки (доступны только внутри фирмы, подразделения);
  • секретные (конфиденциальные) потоки.

Финансовые потоки и их классификация

Большую роль в деятельности любой коммерческой (да и некоммерческой тоже) организации играют финансовые потоки. Без финансовых средств невозможна закупка комплектующих и сырья, оплата наемного труда, обеспечение транспортировки , и многое другое.

Управление финансовыми потоками компании – одна из базовых задач менеджмента компании.

Финансовый поток (financial flow ) – это направленное движение финансовых средств, обращающихся в пределах логистической системы (склада, завода, банка), а также между ней и внешней средой, и взаимосвязанных с материальными или иными потоками.

Не стоит путать финансовый поток с денежным потоком (кэш-фло ). Это разные понятия, имеющие различные сферы приложения.

Финансовые потоки предприятия, как и все предыдущие виды, также можно подразделить на внутренние и внешние (в зависимости от их направленности), и на входящие и исходящие (по месту протекания). Но кроме того можно описать и несколько разновидностей потоков в логистике, присущих именно финансовым потокам:

1. По назначению:

  • закупочные (закупка сырья и материалов);
  • трудовые (оплата труда рабочих);
  • инвестиционные (приобретение ценных бумаг);
  • товарные (покупка товаров розничной сетью для реализации).

2. По направлению хозяйственных связей:

  • горизонтальные потоки - циркуляция финансов между одноуровневыми звеньями;
  • вертикальные потоки - циркуляция финансов между звеньями находящимися на различных уровнях иерархии.

3. По форме расчета:

  • денежные – движение наличности;
  • информационно-финансовые – переводы в безналичной форме;
  • учетно-финансовые – протекают при формировании материальных затрат в процессе производства.

Сервисные и другие виды потоков в логистике

Материальные потоки традиционно считаются основными в логистике. С ними тесно взаимосвязаны информационные и финансовые потоки. Но на этом все разнообразие потоков в логистике не исчерпывается! Например, часто выделяют сервисные потоки или, иначе, потоки услуг.

Сервисный поток – это определенный объем услуг оказанных клиентам за конкретный период времени.

К особой разновидности материальных потоков можно причислить грузовые потоки.

Грузовой поток (freight traffic) – это объем груза, перевезенного за определенный период (как правило, один год), по конкретному маршруту отдельными .

Можно выделить и другие виды потоков в логистике: транспортные, потоки клиентов, трудовые, потоки заявок, энергетические.

Очень часто материальный и сопутствующие ему вспомогательные потоки образуют некую целостную сущность, систему, обладающую определенной структурой и устойчивостью. Можно сказать, что это интегрированный логистический поток .

Галяутдинов Р.Р.


© Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на

Под системой управления материальными потоками понимается организационный механизм формирования планирования и регулирования материальных потоков в рамках внутрипроизводственной логистической системы.

Поток представляет собой совокупность объектов, воспринимаемую как единое целое, существующую как процесс на некотором временном интервале и измеряемую в абсолютных единицах за определенный период. Параметры потока - это параметры, характеризующие происходящий процесс. Основными параметрами, характеризующими поток, являются: начальный и конечный его пункты, траектория движения, длина пути (мера траектории), скорость и время движения, промежуточные пункты, интенсивность.

По характеру образующих объектов выделяются следующие виды потоков: материальные, транспортные, энергетические, денежных средств, информационные, людские, военные и др., но для логистики из перечисленных представляют интерес материальные, информационные и финансовые.

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Материальный поток - это продукция (в виде грузов, деталей, товарно-материальных ценностей), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических (транспортировка, складирование и др.) и (или) технологических (механообработка, сборка и др.) операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас.

Материальный поток характеризуется определенным набором параметров:

· номенклатура, ассортимент и количество продукции;

· габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

· весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);

· физико-химические характеристики груза;

· характеристики тары (упаковки);

· условия договоров купли-продажи (передачи в собственность, поставки);

· условия транспортировки и страхования;

· финансовые (стоимостные) характеристики;

· условия выполнения других операций физического распределения, связанных с перемещением продукции, и т.д.

Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики .

Задачи производственной логистики касаются управления материал ьными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающие такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др.

Логистические системы, рассматриваемые производственной логистикой, носят название внутрипроизводственных логистических систем. К ним можно отнести: промышленное предприятие; оптовое предприятие, имеющее складские сооружения; узловую грузовую станцию; узловой морской порт и др. Внутрипроизводственные логистические системы можно рассматривать на макро- и на микроуровне.

На макроуровне внутрипроизводственные логистические системы выступают в качестве элементов макрологистических систем. Они задают ритм работы этих систем, являются источниками материальных потоков. Возможность адаптации макрологистических систем к изменениям окружающей среды в существенной степени определяется способностью входящих в них внутрипроизводственных логистических систем быстро менять качественный и количественный состав выходного материального потока, т. е. ассортимент и количество выпускаемой продукций. Качественная гибкость внутрипроизводственных логистических систем может обеспечиваться за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства. Количественная гибкость также обеспечивается различными способами. Например, на некоторых предприятиях Японии основной персонал составляет не более 20% от максимальной численности работающих. Остальные 80% -- временные работники. Причем до 50% от числа временных работников составляют женщины и пенсионеры. Таким образом, при численности персонала в 200 человек предприятие в любой момент может поставить на выполнение заказа до 1000 человек. Резерв рабочей силы дополняется адекватным резервом оборудования.

На микроуровне внутрипроизводственные логистические системы пре дставляют собой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Эти подсистемы: закупка, склады, запасы, обслуживание производства, транспорт, информация, сбыт и кадры, обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. В соответствии с концепцией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия.

Когда спрос превышает предложение можно с достаточной уверенностью полагать, что изготовленная с учетом конъюнктуры рынка партия изделий будет реализована. Поэтому приоритет получает цель максимальной загрузки оборудования. Причем, чем крупнее будет изготовленная партия, тем ниже окажется себестоимость единицы изделия. Задача реализации на первом плане не стоит.

Ситуация меняется с приходом на рынок ”диктата” покупателя. Задача реализации произведенного продукта в условиях конкуренции выходит на первое место. Непостоянство и непредсказуемость рыночного спроса делает нецелесообразным создание и содержание больших запасов. В то же время производственник уже не имеет права упустить ни одного заказа. Отсюда необходимость в гибких производственных мощностях, способных быстро отреагировать производством на возникший спрос.

Снижение себестоимости в условиях конкуренции достигается не увеличением размеров выпускаемых партий и другими экстенсивными мерами, а логистической организацией как отдельного производства, так и всей товаропроводящей системы в целом.

Различают несколько систем управления материальными потоками:

MRP - планирование потребности в материалах;

DRP - планирование распределения ресурсов;

JIT - управление материальными и информационными потоками по принципу “точно вовремя”;

KANBAN - информационное обеспечение оперативного управления материальными потоками по принципу “точно вовремя”;

OPT - оптимизированная технология производства.

Экологический контроль и надзор


Введение


Актуальность темы. Период проведения административной реформы в Российской Федерации в настоящее время связан с тем, что отдельные правовые институты российского права переживают процесс своего нового рождения. Законодательство в экологической сфере постоянно обновляется, но, несмотря на это, проблемы государственного экологического контроля по-прежнему остаются актуальными. Это требует дальнейшего теоретического и практического исследования для создания модели государственного экологического контроля, отвечающей требованиям эффективности его осуществления.

Контрольной деятельности в экологической сфере уделяется значительное внимание, однако, многие проблемы недостаточно исследованы, среди них: административно-правовой механизм функционирования органов исполнительной власти, осуществляющих государственный экологический контроль и надзор на территориях субъектов Российской Федерации; проблемы их взаимодействия между собой и с органами местного самоуправления; механизм разграничения объектов экологического контроля между контролирующими органами исполнительной власти на территориях субъектов РФ. До сих пор понятие, сущность и содержание экологического контроля остается предметом дискуссий многих ученых, в т.ч. и юристов.

Можно утверждать, что попытка введения муниципального экологического контроля как правового института не состоялась, и, соответственно, требуются новые законодательные и организационные решения.

Наметившаяся тенденция активизации использования правовых и иных средств в деле защиты окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности общества ставит много новых теоретических и практических вопросов. Особое значение приобретает гармоничное сочетание экономических и экологических интересов граждан и различных государственных и иных организационных структур, гарантом которых выступает государство. Экологическая функция государства действительно является одной из основных и самостоятельных, которая обусловлена стремлением к гармонизации отношений в области взаимодействия общества, государства, природы. Эти отношения требуют научно обоснованного сочетания интересов хозяйственной деятельности общества, сохранения и улучшения.

Актуальность данной темы определяется также и тем, что в настоящее время эффективность государственного экологического контроля значительно снижена по многим причинам, к которым можно отнести: неоднократное изменение структуры федеральных органов исполнительной власти и передачи функций государственного экологического контроля из одного ведомства в другое; разрыв иерархических связей между природоохранными органами федерального и регионального уровня; дублирование функций государственного экологического контроля федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ; фактическое отсутствие властных полномочий у местных (городских) природоохранных органов; отсутствие системы финансирования подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадрового состава специалистов природоохранных органов и др.

Эффективность государственного экологического контроля, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти, снижена, по нашему мнению, в связи с существующими противоречиями и несовершенством действующего законодательства. Местные (городские) природоохранные органы действуют только в пределах компетенции органов местного самоуправления, что нередко не согласуется с соответствующими нормативными правовыми актами и программами регионального уровня.

Большое значение в современных условиях приобретает решение не только названной теоретической и практической проблемы, но и поиск путей совершенствования структуры природоохранных органов, оптимизации государственного экологического контроля на территориях субъектов Российской Федерации. Все это обусловило выбор темы диссертационного исследования, определило его теоретическую и практическую значимость.

Целью работы является:

многоаспектный комплексный анализ проблем государственного экологического контроля.

Для достижения названной цели поставлены следующие задачи:

исследовать понятие, сущность и содержание экологического контроля;

исследовать соотношение государственного экологического контроля и административного надзора в экологической сфере;

исследовать проблемы реализации экологического контроля на территориях субъектов Федерации.


1. Охрана окружающей среды


.1 Взаимодействие общества и природы с окружающей природной средой


Вопросом охраны окружающей среды в нашей стране не уделялось практически никогда должного внимания, лишь в начале 80-х гг. возникло зеленое движение, которое быстро угасло.

·Изучение основ экологического права.

·Осмысление деятельности в плане воздействия на окружающую среду.

На сегодняшний день любое действие человека оказывает воздействие на природу. Задача экологического права заключается в том, чтобы смягчить пагубное воздействие человека на окружающую среду.

В основе экологического права лежит взаимодействие общества и природы. С точки зрения права разграничиваются понятия человека и природы. Человек - это не часть природы. Природа - все, что находится вне общества и имеет естественное происхождение.

Юридическое понятие «Окружающая природная среда».

Нет единства в определении этого явления.

Конституция используют понятие природа и окружающая среда как синонимы, иные НПА разграничивают эти понятия.

ФЗ «Об ООС» формулирует содержание понятия ОС как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Терминология ФЗ:

Природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Антропогенный объект- то, что создано руками человека для удовлетворения своих потребностей.

Природно-антропогенный объект - природный объект, измененный человеком для удовлетворения своих потребностей.

Это не соответствует представлениям, сформулированным в теории экологического права в течении десятилетий. Окружающая среда (как синоним можно использовать окружающая природная среда) - совокупность природных объектов

Окружающая среда - природа, состоящая как из естественных, так и преобразованных человеком экологических систем.

Природный объект - относительно условная правовая категория, использование которой позволяет индивидуализировать определенную часть окружающей среды для того, чтобы с позиции права регулировать пользование этим объектом и осуществление правовой охраны. Это атмосферный воздух, озера, реки.

Природный ресурс - совокупность запасов природных веществ, природной энергии, территориальной сферы, которая используется обществом для удовлетворения своих потребностей. Древесина, энергетический запас воды, земли.

Компоненты ОПС (Ст. 4 признает таковыми):

·земли, недра, почвы,

·поверхностные и подземные воды,

·леса и иная растительность, животных и др. организмы их генетический фонд,

·атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Земля - поверхность земли и ее почвенный слой (в законодательстве нет четкого определения)

Земельный участок - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы;

водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима

Лес - Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Иная растительность - древесно-кустарниковая растительность.

животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации;

атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений;


.2 Экологические отношения

право надзор экологический административный

Отношения между людьми по поводу предметов материального мира, связанные с их использованием.

В зависимости от характера воздействия выделяют четыре группы экологических отношений, которые составляют предмет экологического права.

·Экологические отношения, связанные с охраной окружающей среды в сфере природопользования, т.е. при добыче полезных ископаемых, заготовки древесины. Оформляются путем регламентации прав природопользователей, их обязанностей по охране.

Осуществляются меры по охране окружающей среды в сфере природопользования.

·Права недропользования, водопользования.

·Определяются экологические условия использования природных ресурсов.

·Выявление источников вредного воздействия, учет источников, сброс, выброс и др.

Осуществляется нормирование вредных выбросов и иных воздействий.

·Охрана окружающей среды от негативных воздействий. Речь идет о предотвращении загрязнении от различных воздействий. Устанавливаются нормативы вредного воздействия на окружающую среду.

oХимическое.

oФизическое. Радиационное загрязнение, в результате шума вибрации электромагнитных полей.

oбиологическое. В связи с применением биотехнологий загрязнений окружающей среды вредными микро организмами. Вирусы, бактерии и грибки.

·Отношения по поводу консервативной охраны природы. Охрана наиболее ценных в экологическом плане территорий, запрет использования некоторых природных объектов.

·Отношения в сфере обеспечения экологической безопасности.

Экологические отношения - общественные отношения, возникающие по поводу охраны ОПС в процессе природопользования, охраны ОПС от негативных химических, физических и биологических воздействий, включая отношения по поводу обеспечения экологической безопасности, а так же отношения по консервативной охране природы.

Правовые формы взаимодействия общества и ОПС.

·Правовыми формами взаимодействия в сфере природопользования - право недропользования, лесопользования, водопользования, пользования животным миром, права на земельные участки.

·Правовой формой негативного воздействия на ОПС является регулирование вредных химических, биологических, физических воздействия на природу.

·Вредное воздействие факторов среды обитания на человека - негативное воздействие окружающей среды, измененной человеком.

Методы:

Совокупность приемов, способов и форм выражения специфических регулятивных свойств и функций, присущий нормам права данной отрасли.

·Административно-правовой;

·Гражданско-правовой.

Способы правового регулирования:

·Позитивное обязывание;

·Дозволение;

·Запрещение.

Применяется императивный метод:

·Установление запретов и ограничений на использование природных объектов;

·Установление нормативов антропогенных воздействий на природную среду;

·Выдача лицензий, сертификатов, разрешений.

Особенности:

·Учет законов существования природной среды - целостности, функционирования, развития.

·Учет особенностей природного объекта и его влияния на ОПС.

Виды управления.

1. Общее управление носит территориальный характер. Касается всех юр. и физ.

лиц в пределах территории страны, субъекта РФ или территории местного самоуправления. Его осуществляют соответственно Правительство РФ, ОИВ суб-в РФ и ОМС.

2. Специальное управление осуществляют специально уполномоченные на то ГОИВ, для которых реализация соответствующих функций управления является главной задачей. Например, Минприроды России и др. Эти федеральные органы осуществляют практически все функции управления в области охраны окружающей среды.


2. Государственный контроль в области экологии


2.1 Функции государственного управления в области экологического контроля


1) Государственные кадастры в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды . Очень важная функция! Государственные кадастры являются источником информации о качественном и количественном состоянии природных объектов. Их сведения учитываются при осуществлении иных управленческих функций. Выделяются три основных вида кадастров: государственные кадастры природных ресурсов, государственный кадастр особо охраняемых природных территорий и государственный кадастр отходов.

Согласно ст. 70 ЗК существует государственный земельный кадестр - это систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в РФ, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В него включается информация о субъектах прав на земельные участки. Объектами учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества. Порядок осуществления этой функции регулируется Федеральным законом от 2 января 2000 г. №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».

Сведения используются для государственного и муниципального управления землями; государственного контроля за использованием и охраной земель; мероприятий по сохранению и повышению плодородия земель; разработки и реализации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; землеустройства; экономической оценки земель и учета стоимости земли; установления обоснованной платы за землю; иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.

Сведения земельного кадастра носят открытый характер, за исключением тех, которые отнесены к категории ограниченного доступа. Порядок предоставления сведений государственного земельного кадастра определяется Правительством РФ.

Закреплены правовые формы земельно-кадастровой документации: Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы).

Ведение земельного кадастра возложено на ФА кадастра объектов недвижимости.

Кроме ГЗК существуют и другие кадастры природных ресурсов:

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых Его ведет ФА по недропользованию. Государственный лесной кадастр, ведение осуществляет ФА лесного хозяйства. Государственный водный кадастр - это свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных, объектов и водопользователях. Государственный учет поверхностных и подземных вод и ведение государственного водного кадастра осуществляет ФА водных ресурсов. Государственный кадастр объектов животного мира.

Ведется также государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, который включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Правила ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий утверждены приказом Госкомэкологии России от 4 июля 1997 г. №312.

Закон об отходах производства и потребления (ст. 20) предусматривает необходимость ведения государственного кадастра отходов.

2) Государственный учет и государственная регистрация негативных воздействий на состояние окружающей природной среды их источников и опасных веществ. Эта функция осуществляется в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Проводится государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников и государственный учет и контроль ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также учет использованных, обезвреженных, размещенных и иных отходов.

Закон об охране атмосферного воздуха предусматривает необходимость ведения государственного учета вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников (ст. 21). + Положение о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников утверждено постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2000 г. №373".

Осуществляется также государственный учет и контроль ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. Задача учета и контроля - определить количество этих материалов и веществ в местах их нахождения, предотвратить их потери, несанкционированное использование и хищение, иметь информацию о наличии и перемещении ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также об их экспорте и импорте (ст. 22 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»).

Постановлениями Правительства РФ от 11 октября 1997 г. №1298 утверждены Правила организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, от 10 июля 1998 г. №746 - Правила организации системы государственного учета и контроля ядерных материалов.

ИП и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, согласно Закону об отходах производства и потребления (ст. 19), обязаны вести, в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают специально уполномоченные ФОИВ в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; а порядок статистического учета в области обращения с отходами - специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере статистического учета.

Закон о безопасном обращении с пестицидами определяет государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов. Пестициды или агрохимикаты вносятся в Государственный каталог пестицидов и агрохимиктов, разрешенных к применению на территории РФ.

В целях охраны здоровья человека и окружающей среды осуществляется государственная регистрация потенциально опасных химических и биологических веществ. Государственная регистрация осуществляется Российским регистром потенциально опасных химических и биологических веществ, действующим в соответствии с учредительными документами.

Также существует экологическая паспортизация промышленных предприятий. Экологический паспорт промышленного предприятия - это нормативно-технический документ, в который заносятся данные об использовании предприятием природных, вторичных и других ресурсов и о влиянии его производства на окружающую среду, выраженные посредством системы показателей, которые отражают уровень использования предприятием названных ресурсов и степень его воздействия на окружающую среду.


2.2 Государственный экологический мониторинг


Осуществляется в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения или уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды (ст. 63 Закона об охране окружающей среды).

Гос. мониторинг - комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза его изменений под воздействием природных и антропогенных факторов. Включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа России, состояния недр, исключительной экономической зоны, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.

Планирование природоохранной деятельности. Планирование и разработка мероприятий по охране окружающей среды осуществляются с учетом государственных прогнозов социально-экономического развития, федеральных программ в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ на основании научных исследований, направленных на решение задач в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством.

Планирование природоохранных мероприятий регулируется ФЗ от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ», градостроительным законодательством и, отчасти, Законом о защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Лицензирование в области охраны окружающей природной среды. Требование предусмотрено в Закона об охране окружающей среды. Отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию. Перечень: выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления; деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, а также деятельность по обращению с опасными отходами.

Экологический контроль. Проводится в целях обеспечения ОГВ РФ, ОГВ субъектов, ОМС, юр. и физ. лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов в данной области, а также обеспечения экологической безопасности. Различают:

Государственный контроль осуществляется ФС по надзору в сфере природопользования и ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Особо следует отметить, что запрещается совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды и функций хозяйственного использования природных ресурсов. В ст. 66 Закона об охране окружающей среды закреплены права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды. Их решения могут быть обжалованы в соответствии с законодательством РФ.

Производственный контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в данной области.

Муниципальный контроль на территории муниципального образования осуществляется ОМС или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Общественный экологический контроль осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Реализуется общественными и иными некоммерческими объединениями. Результаты контроля подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.


.3 Система исполнительных органов государственной власти (ИОГВ)


Система ИОГВ, осуществляющих общее управление. К исполнительным органам государственной власти общей компетенции на федеральном уровне относится Правительство Российской Федерации, которое обеспечивает проведение единой гос-ной политики в области экологии.

На уровне субъектов РФ общее управление в сфере охраны окружающей природной среды осуществляют соответствующие ИОГВ субъектов РФ общей компетенции. Это разработка и осуществление мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участие в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

На местном уровне исполнительно-распорядительную деятельность общего характера в сфере охраны окружающей среды осуществляют ОМС (поселений, муниципальных районов и городских округов) в соответствии с Законом о местном самоуправлении.

Система ИОГВ, осуществляющих специальное управление.

Министерство природных ресурсов РФ (Минприроды России) осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении ФС по надзору в сфере природопользования, ФА водных ресурсов, ФА лесного хозяйства и ФА по недропользованию. Занимается следующими вопросами:

·геологическое изучение, рациональное использование и охрана недр;

·использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов;

·использование и охрана водных объектов;

·эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений) и обеспечение их безопасности;

·охрана, использование и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания;

·особо охраняемые природные территории;

·охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

·охрана атмосферного воздуха;

·обращение с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных);

·совершенствование экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

Важную роль играет Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Оно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта, туризма и защиты прав потребителей. Минздрав России самостоятельно осуществляет правовое регулирование по вопросам курортного дела и санитдрно-эпидемиологического благополучия.

ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находится в ведении Минздрава России. Основными ее функциями являются:

·организация и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

·предупреждение, обнаружение, а также пресечение нарушений законодательства РФ в установленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях;

·осуществление лицензирования видов деятельности в соответствии с компетенцией службы;

·осуществление санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;

·осуществление государственной регистрации представляющих потенциальную опасность для человека продукций, объектов;

·осуществление санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

организация и осуществление мер, направленных на выявление и устранение влияния вредных и опасных факторов среды обитания на здоровье человека.

Министерство сельского хозяйства России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, устойчивого развития сельских территорий, а также изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Минсельхоз России осуществляет в пределах своих полномочий координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении ФС по ветеринарному и фитосанитарному надзору, ФА по сельскому хозяйству и ФА по рыболовству. Занимается следующими вопросами:

·использование земель сельскохозяйственного назначения;

·изучение, сохранение, воспроизводство и использование водных биологических ресурсов;

обеспечение ветеринарного и фитосанитарного благополучия территории РФ;

охота и охотничье хозяйство.

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Основные задачи МЧС России:

·реализация единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности;

Министерство промышленности и энергетики РФнаделено полномочиями осуществлять правовое регулирование по вопросам государственной политики в области использования атомной энергии, утверждать федеральные нормы и правила, а также иные нормативные документы, регулирующие ядерную и радиационную безопасность, а также техническую безопасность в области использования атомной энергии.

Федеральное агентство геодезии и картографии (Роскартография).Осн. задачи:

·разработка и реализация мер по осуществлению единой технической политики и регулированию геодезической и картографической деятельности, а также работ в области наименований географических объектов;

·обеспечение органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц и граждан геодезическими и картографическими материалами и данными, достоверной информацией об объектах местности в графической, цифровой, фотографической (в том числе аэрокосмосъемочной) и иных формах, а также информацией о присвоении наименований и переименовании географических объектов и др.

Важную роль играет Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Осуществляет:

·обеспечение потребностей государства, физических и юридических лиц в гидрометеорологической и гелиогеофизической информации, а также в информации о загрязнении окружающей природной среды;

·организация мониторинга состояния окружающей природной среды, ее загрязнения (атмосферы, поверхностных вод, морской среды, почв, околоземного космического пространства, радиационной обстановки на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве, загрязнения окружающей природной среды, включая радиоактивное, комплексного фонового мониторинга и космического мониторинга состояния природных объектов, государственного мониторинга континентального шельфа, государственного мониторинга исключительной экономической зоны);

оценка и прогноз изменений климата, агроклиматических и поверхностных водных ресурсов РФ и субъектов Федерации и др.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

Осуществляет:

·государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения в пределах своей компетенции;

·государственный контроль в области охраны окружающей среды (федеральный экологический контроль);

·контроль за деятельностью в области обращения с отходами производства и потребления, трансграничным перемещением отходов;

·государственный контроль за охраной атмосферного воздуха;

·контроль за производством и потреблением озоноразрушающих веществ;

лицензирование деятельности в области обращения с опасными отходами;

выдача и аннулирование разрешений и лицензий, в частности на: выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, а также вредные физические воздействия на нее; размещение, захоронение, перемещение, складирование, уничтожение, утилизацию промышленных и иных опасных отходов; трансграничное перемещение отходов; оборот диких животных,

принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ; вывоз из РФ и ввоз в РФ палеонтологических, минералогических и зоологических коллекций; транзит через территорию РФ ядовитых веществ и веществ.

Федерального агентства по атомной энергии осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в сфере использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования атомной энергетики, ядерного оборонного комплекса, ядерно-топливного цикла, атомной науки и техники, ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, а также международное сотрудничество в указанной сфере. Находится в ведении Министерства промышленности и энергетики РФ, а по вопросам ядерного оборонного комплекса подведомственно Министерству обороны РФ и выполняет следующие основные функции:

·управление системой государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, включая ведение соответствующих реестров и регистров;

·обеспечение ядерной и радиационной безопасности;

·организация обращения с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами;

·координация работ по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;

·организация разработки, производства, испытаний, транспортирования, хранения, утилизации ядерных зарядов и боеприпасов, ядерных энергетических установок военного назначения и ядерных материалов;

·обеспечение физической защиты ядерных установок, радиационных источников, ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;

·обеспечение деятельности специальной комиссии по вопросам ввоза на территорию РФ облученных тепловыделяющих сборок зарубежного производства.


Заключение


Не смотря на то, что государство уделяет особое внимание управлению в экологической сфере, ситуация здесь остается неудовлетворительной и сложной. Исправление ее во многом зависит от создания эффективной системы деятельности органов управления в данной сфере, в том числе и в сфере государственного экологического контроля.

Предложения, сделанные различными авторами по оптимизации деятельности органов государственного экологического контроля, основаны на проблеме пересечения и дублирования функций по государственному экологическому контролю между различными звеньями управления.

Авторы как правило предлагает использовать материально-техническую базу и кадровый потенциал местных (городских) природоохранных органов для повышения эффективности государственного экологического контроля на определенных условиях.

Отсутствие правового акта, регулирующего порядок разграничения объектов экологического и природоресурсного контроля на федеральном и региональном уровне приводит к пересечению, дублированию функций государственного экологического контроля органами исполнительной власти различного уровня, что нейтрализует его эффективность. Необходимость принятия такого акта вызвана тем, что на территориях субъектов РФ государственный экологический контроль осуществляется не только федеральными органами исполнительной власти, но и органами государственной власти субъектов РФ.

Необходимость принятия такого акта вызвана также и тем, что на территориях субъектов РФ государственный экологический контроль осуществляется не только федеральными органами исполнительной власти (Росприроднадзор, Ростехнадзор), но и органами государственной власти субъектов РФ. Это приводит к пересечению, дублированию функций государственного экологического контроля различными звеньями управления, что нейтрализует его эффективность. Обосновываются противоречия законодательства в области контроля платы за негативное воздействие на окружающую среду и выводы, направленные на расширение полномочий по охране окружающей среды органов государственной власти субъектов РФ.


Список литературы


1.Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебное пособие / А.Б. Агапов. - М.: Статут, 2000. - 251 с.

2.Агапов А.Б. Федеральное административное право России: Курс лекций. М.: Юристъ, 1997. 352 с.

.Административное право и процесс: полный курс / Ю.А. Тихомиров. М.: 2001.652 с.

.36. Административное право России. Особенная часть: Учебник для вузов / Отв. Ред. Проф. Д.Н. Бахрах. М.: Изд-во «БЕК», 2007. 330 с.

.Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 1999. - 728 с.

.Балашенко С.А., Макарова Т.Н. Международно-правовая охрана окружающей среды и права человека: Учебное пособие. Минск: «World Wide Printing», 1999. - 256 с.

.БахрахД.Н. Административная ответственность: Учебное пособие / Д.Н. Бахрах. - М.: Юриспруденция, 1999. 112 с.

.БахрахД.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Изд-во «НОРМА-ИНФРА-М», 2000. 640 с.

.БахрахД.Н., Российский Б.В., Стартов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. - М., Норма 2004. - 768 с.

.Беляев В.П. Контроль и надзор в российском государстве: монография / науч. ред. А.В. Малько. М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 272 с.

.Боголюбов С.А. Экологическое право России: Учебник для вузов. М.: Норма, 2006. - 487 с.

.Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. - 676 с.

.Дмитрук В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие. М., 2002.

.Дубовик O.JI. Экологическое право. Учебник. 2-ое изд. перераб. и до-полн. М.: Проспект. 2006. 688 с.

.Ерофеев £.В. Экологическое право России. / Учебник. М.: ООО Профобразование. 2002. 719 с.

.Мельников В.П. Исторический опыт создания и функционирования контрольных органов в России // Кадровый контроль в государственной службе. - М.: Изд-во РАГС, 2002.-С. 98-136.

.Ганюхина О.Ю. Экологический контроль правовая мера охраны окружающей среды // Вестник Саратовской государственной академии права. 2002. №3 (32).

.Тищенко С.В. Муниципальный экологический контроль // Материалы 11-ой межрегиональной научной конференции 14-15 мая 2004 года при Нижегородском филиале Международного юрид. ин-та при МЮ РФ. - Н. Новгород, 2004. С. 118-120.

.Галанов А.С. Административно-правовые меры обеспечения экологической безопасности, применяемые милицией: Автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.14. Московская академия МВД России. М., 2001.

.Голиченков А.К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования. Автореф. дис. докт. юрид. наук. М., 2002.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Просмотров