Что относится к военным преступлениям. Резня в Сонгми – символ военных преступлений нашего времени

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ

«ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ»

Выполнила: Студентка группы

24юи 1-10 4-го курса

Колесова Виктория

Проверил: К.ю.н. Кулик В.Б

Черняховск 2008

Введение

1. Военные преступления. Виды и характеристика военных преступлений

2. Психологические аспекты военных преступлений

2.1 Причины совершения преступлений

2.2 Действия, предупреждающие преступления

3. Заключение

Список используемой литературы

В ведение

Тема данной работы это военные преступления. Главная цель работы - рассмотреть все виды военных преступлений, и попытаться сделать какие-то выводы, с помощью которых можно было бы предотвратить основную часть преступлений со стороны военнослужащих.

Тема военных преступлений довольно актуальна в наше время, можно вспомнить множество нашумевших дел касающихся преступлений со стороны военных.

Ниже мной будут рассмотрены виды преступлений со стороны военнослужащих, будет представлена некая теория по предупреждению случаев военных преступления.

1 . Военные преступления . Виды и характеристика военных преступлений

В соответствии со ст. 59 Конституции РФ защита отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. В целях обороны страны создаются Вооруженные Силы РФ и устанавливается воинская обязанность граждан Российской Федерации. Порядок прохождения воинской службы устанавливается Конституцией РФ, законами об обороне, о воинской обязанности и воинской службе, о статусе военнослужащих, воинскими уставами.

Нарушение порядка прохождения военной службы (воинского правопорядка), установленного в Вооруженных силах РФ, войсках, воинских формированиях и органах, является преступлением (ст. 331 УК РФ). Особенности преступления против военной службы обусловлены спецификой объекта посягательства и его субъекта. Родовым объектом преступления против военной службы является порядок прохождения военной службы, установленной Конституцией РФ, законами об обороне, о воинской обязанности и воинской службе, о статусе военнослужащих и общевоинскими уставами. Строгое соблюдение этого порядка составляет существо воинской дисциплины и направлено на обеспечение военной безопасности государства.

Субъектами преступления против военной службы могут быть граждане Российской Федерации, имеющие статус военнослужащего. К ним относятся военнослужащие, несущие военную службу по призыву либо по контракту, а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Началом службы для военнослужащих по призыву считается день убытия призванного из военного комиссариата субъекта РФ к месту прохождения военной службы, для военнослужащих по контракту - день вступления в силу контракта о прохождении военной службы. Окончание военной службы - день исключения военнослужащего из списка личного состава воинской части.

Лица, не являющиеся военнослужащими (в т.ч. гражданский персонал воинских частей и учреждений, учащихся суворовских и нахимовских училищ, сотрудники органов внутренних дел и т.д.), не могут быть субъектами (исполнителями) преступлений против военной службы. Закон устанавливает уголовную ответственность военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения ими военных сборов за преступления против установленного порядка прохождения военной службы (ч. 1 ст. 331 УК РФ). Согласно ч.2 ст. 331 УК РФ, уголовную ответственность несут военные строители военно-строительных отрядов (частей) Минобороны России, других министерств и ведомств РФ.

Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени (ч. 3 ст. 331 УК РФ).

Уголовная ответственность военнослужащих за совершение общеуголовных преступлений наступает на общих основаниях по соответствующим статьям УК РФ.

Основными принципом организации и внутреннего построения Вооруженных Сил и других войск РФ единоначалие. Оно реализуется посредством отдания подчиненным приказов, которые служат средством управления личным составом. Неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в уставном порядке, причинившее существенный вред интересам службы, в соответствии со ст. 332 УК РФ признается преступлением. Наказание за такие действия следует в виде ограничения по военной службе на срок до 2 лет, либо ареста на срок до 6 месяцев, либо содержания в дисциплинарной воинской части на срок до 2 лет (ч.1 ст. 332 УК РФ).

Приказ, за неисполнение которого установлена уголовная ответственность, представляет собой распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненному и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-либо порядок, положение. По форме приказ может отдаваться устно, письменно или по техническим средствам. Правом отдачи приказа наделены командиры (начальники) по службе и по воинскому званию.

Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшие тяжкие последствия (ч.2 ст. 332 УК РФ), наказываются лишением свободы на срок до 5 лет.

За неисполнение приказа вследствие небрежного или недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия (ч.3 ст. 332 УК РФ), следует наказание в виде ограничения по военной службе на срок до 1 года, либо арест на срок от 3 до 6 месяцев, либо содержание в дисциплинарной воинской части на срок до 2 лет.

Командир несет ответственность за отданные приказ и его последствия, за соответствие приказа закону. За неисполнение приказа, противоречащего закону или не относящегося к военной службе, подчиненный не несет ответственности. В тоже время за умышленное совершение преступления по заведомо незаконному приказу он подлежит ответственности.

Воспрепятствование выполнению обязанностей военной службы является преступлением и может происходить в различных формах. За сопротивления начальнику, а равно иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности военной службы, или принуждения его к нарушению этих обязанностей, сопряженное с насилием или угрозой его применения военнослужащими, ст.333 УК РФ установлена уголовная ответственность. За это предусматривается наказание в виде ограничения по военной службе на срок до 1 года, либо содержание в дисциплинарной воинской части на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 5 лет (ч. 1 ст. 333 УК РФ).

Сопротивление состоит в воспрепятствовании исполнению начальником или иным лицом возложенных на него обязанностей военной службы. Под принуждение понимаются действия, направленные на то, чтобы заставить, понудить начальника или иное лицо нарушить обязанности по военной службе. Квалифицирующими признаками преступления признаются совершения деяния группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, с применение оружия или с причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий (ч. 2 ст. 333 УК РФ), что влечет наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 8 лет.

Уголовной ответственности подлежат лица, совершившие насильственные действия в отношении начальника по служебному положению или начальника по воинскому званию. Ответственность подчиненного за насильственные действия в отношении начальника без признаков сопротивления или принуждения предусмотрена в ст. 334 УК РФ.

С объективной стороны это преступление состоит в нанесении побоев или применении иного насилия к начальнику во время исполнения им обязанностей военной службы или в связи с исполнением этих обязанностей и наказывается ограничением по военной службе на срок до 2 лет, либо содержанием в дисциплинарной военной части на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 5 лет (ч. 1 ст. 334 УК РФ).

Квалифицирующими признаками преступления также является совершения деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, с применение оружия, с применение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий (ч. 2 ст. 334 УК РФ). Такие действия наказываются лишением свобода на срок от 3 до 8 лет.

К иным тяжким последствиям данного преступления могут быть отнесены срыв выполнения боевого задания или иной военной задачи, создание реальной опасности для жизни и здоровья личного состава.

Одним из опасных преступлений против военной службы является нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (ст. 335 УК РФ).

Под нарушение уставных правил взаимоотношений понимаются различные виды насилия одних военнослужащих над другими, унижение их чести и достоинства, издевательство над ними, совершаемые, как правило, в целях обеспечения себе облегченных условий службы, привилегированного положения в коллективе, подчинения своей воле сослуживцев, а также из других, в т.ч. хулиганских побуждений. Субъектами преступления выступают военнослужащие, равные с потерпевшим по служебному положению и воинскому званию или старшие либо младшие по воинскому званию, но не состоящие в отношениях подчиненности. Согласно ч. 1 ст. 335 УК РФ, такие действия наказываются содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до 2 лет или лишением свободы на срок до 3 лет.

В качестве квалифицирующих признаков преступления предусмотрены совершение деяния группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, с применение оружия, с причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (ч. 2 ст. 335 УК РФ), за что следует наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет.

Особо квалифицирующим обстоятельством (ч. 3 ст. 335 УК РФ) является наступление тяжких последствий, что наказывается лишением свободы на срок до 10 лет.

К тяжким последствиям нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими могут быть отнесены причинение смерти по неосторожности, доведение до самоубийства или покушения на него, причинение тяжкого вреда здоровью без отягчающих обстоятельств.

Уставы ВС РФ содержит четкие требования об уважении личности военнослужащих, недопустимости унижения их личного достоинства, о соблюдении правил воинской вежливости и отдания чести. Унижение чести и достоинства в неприличной форме является оскорбление. Оно будет являться воинским преступление только в том случае (ст. 336 УК РФ), если оно нанесено одним военнослужащим другому во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы (виновным или потерпевшим).

Установлена ответственность за оскорбление одним военнослужащим другого при отсутствии между ними отношений подчиненности, наказание следует в виде ограничения по военной службе на срок до 6 месяцев или содержания в дисциплинарной воинской части на тот же срок (ч. 1 ст.336 УК РФ). Если же подчиненный оскорбил начальника либо начальник подчиненного во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы, то следует наказание в виде ограничения по военной службе на срок до 1 года или содержания в дисциплинарной воинской части на тот же срок (ч. 2 ст.336 УК РФ).

Оставление военнослужащим территории расположения воинской части или места службы без разрешения командира (начальника) считается самовольным (ст. 337 УК РФ). За такой поступок, а равно за неявку в срок без уважительной причины на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью свыше 2 суток, но не более 10 суток военнослужащие рядового и сержантского состава, проходящие военную службу по призыву, подлежат уголовной ответственности по ч. 1 ст. 337 УК РФ и наказываются арестом на срок до 6 месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до 1 года.

Повышенная ответственность устанавливается за самовольное оставление части военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части (ч.2 ст.337 УК РФ), в виде лишения свободы на срок до 2 лет.

2 . Психологические аспекты военных преступлений

2.1 Причины совершения преступлений

Для того, что бы правильно организовать профилактическую работу, прежде всего, необходимо, чтобы каждый командир обладал достаточным уровнем знаний о методологии предупреждения правонарушений, совершаемых военнослужащими.

Мы остановимся лишь на наиболее важном аспекте профилактики преступлений военнослужащих - проблеме корыстно-насильственных преступлений и правонарушений, получивших широкую известность под названием "дедовщина". Тем более практически все правонарушения и преступления, совершаемые военнослужащими имеют к ней или прямое или косвенное отношение.

Прежде, чем перейти к рассмотрению самого вопроса необходимо разобраться с используемой терминологией. Вызывающие озабоченность "нарушения правил взаимоотношений", называемые "дедовщиной", "годковщиной", "неуставными отношениями" представляют собой правонарушения в сфере межличностных отношений среди военнослужащих, которые проявляются как совокупность устойчивых социально-негативных деяний криминального характера, основанных на отрицательных традициях армейской действительности и уходящих в историческое прошлое. Они связаны с глумлением, издевательством и насилием одних военнослужащих над другими, с целью подчинить их своему влиянию и безнаказанно совершать в их отношении насильственные действия корыстной направленности. Термин "дедовщина" не приемлем из-за юридической бессодержательности, а "неуставные отношения" слишком широкое и расплывчатое название, ибо любое отступление от требований устава является, по сути, неуставным отношением к порученным обязанностям. Кроме того, эти действия иногда совершаются в форме досконального соблюдения уставов. В этой связи рассматриваемые проявления было бы более правильным и точным назвать нарушением в сфере межличностных отношений в армии (пограничных войсках), а более конкретизировано - глумлением, издевательством и насилием над военнослужащими.

Причины этого явления лежат в двух плоскостях. Во-первых, они находятся за пределами действия пограничных войск (в обществе) и, во-вторых, кроются в самой службе ПВ. При этом причины находятся между собой в диалектической взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности.

К первому уровню причин и условий относятся общие недостатки и противоречия социально-экономического, идеологического, культурного, политического, национального, психологического, организационно-управленческого и медико-биологического характера.

1. Общие недостатки экономической сферы жизни общества. Федеральная пограничная служба, как и все государственные структуры находится на государственном бюджете, а он в настоящее время достаточно скуден и подразделения пограничных войск в настоящее время вынуждены в некоторой степени заниматься обеспечением самих себя. Это приводит к снижению уровня эффективности охраны государственной границы; падению воинской дисциплины (большинство правонарушений происходят в условиях бесконтрольности); увеличению случаев травматизма и гибели военнослужащих, а также гибели гражданского населения по вине военнослужащих; усилению социального расслоения в пограничных войсках и недовольства значительной части офицерского состава тем, что им приходится заниматься не совсем "своим делом"; падению престижа службы на государственной границе и др.

2. Идеологической. Ни восхваления, ни повальная критика не идут на пользу военной службе на границе. Исследуемые правонарушения обладают свойством изменчивости и гибкости. И позитивные и негативные компании в отношении рассматриваемых нами правонарушений приводят к: изменению форм правонарушений; увеличению уровня латентности преступности военнослужащих в ПВ РФ; расширенному воспроизводству этих правонарушений.

3. Культурной. Бедность культурной жизни нашего общества хорошо известна. Если центральные города и областные центры еще могут предложить своим жителям какие-либо культурные ценности, то в местностях, где, как правило, дислоцируются пограничные войска военнослужащим зачастую просто нечем заняться в свободное от службы время. Между тем, как правило, лица, отличающиеся особой жестокостью при совершении рассматриваемых преступлений, страдают отставанием в своем культурном и духовном развитии.

4. Политической. Следует подчеркнуть, что в настоящее время между различными политическими партиями и движениями развернулась настоящая борьба за сферы влияния в Вооруженных силах вообще и в пограничных войсках в частности. Это приводит к: дезорганизации и дезориентации; отрицательному влиянию на психику молодых людей; появлению правонарушений среди военнослужащих на политической почве.

5. Национальной. Острейшие политические и социально-экономические противоречия выплеснули на поверхность сложнейшие проблемы национального и территориального характера, большинство из которых решается в условиях межнациональной розни, кровавых конфликтов, массовых беспорядков, самых разнообразных преступлений при абсолютном отсутствии необходимых адекватных антикриминогенных воздействий социально-правового характера. Все это самым негативным образом сказывается и на государственной границе, усугубляя корыстно-насильственную преступность и другие отрицательные проявления в среде ее защитников.

6. Социально-бытовой. В результате значительного социального расслоения общества в пограничные войска призываются только юноши, которые не смогли или не имели возможности поступить в институт или колледж. Это приводит к: снижению интеллектуального потенциала военнослужащих и превращению армии (в т.ч. пограничных войск) в институт социального аутсайдерства.

7. Организационно-управленческой. Из-за негативных процессов, происходящих в обществе: молодые, энергичные офицеры, имеющие навыки работы с "неформальными" молодежными объединениями увольняются; приходящие на службу уволенные из Вооруженных сил офицеры не знают специфики пограничной службы, позитивных традиций пограничных войск и пр.

8. Социально-биологической. После выделения пограничных войск из ФСК (в настоящее время ФСБ) военкоматы направляют в наши части и подразделения большое количество лиц: "психопатического круга"; ранее имевших приводы в милицию; отягощенных неблагоприятной наследственностью; снятых с различных профилактических учетов (например: лиц, употребляющих наркотики и др.).

Необходимо всегда помнить, что завоевывают ложный авторитет люди с девиантным (негативно-отклоняющимся) поведением, склонные к хулиганским действиям и умеющие навязать свою волю слабым физически или психологически солдатам.

Ко второму уровню причин и условий правонарушений и преступлений, совершающих военнослужащими пограничных войск относятся непосредственно связанные с пограничной и армейской спецификой.

Специфические условия жизни, взаимоотношения военнослужащих, старших и младших, начальников и подчиненных, коллектив пограничной заставы, малые социальные группы оказывают существенное влияние на формирование личности военнослужащего пограничных войск. Отступления от уставных требований при организации деятельности и быта военнослужащих, живучесть негативных традиций, слабая борьба с пьянством и наркоманией, формализм, бюрократизм отдельных начальников сказываются на продолжении неправильного формирования личности и закреплении антиобщественных ориентаций у некоторых военнослужащих.

Среди причин рассматриваемых правонарушений полагаем возможным выделить следующие:

1. Организационно-управленческие. Соблюдению уставных отношений и отсутствию правонарушений в частях и подразделениях способствуют: качественное несение службы офицерами, младшими командирами и организация быта молодых солдат. Ни для кого не секрет, что несоблюдение уставов и элементарных норм поведения, а также поддержание многими офицерами "дедовской структуры" - это достаточно устойчивый элемент армейской действительности. К этим причинам следует отнести недостатки в организации профилактики правонарушений в пограничных войсках. В них отсутствуют хорошо подготовленные специалисты, имеющие знания в области криминологии, общей и военной психологии и пр.

2. Экономические. Пограничные войска требуют значительного материального вложения, улучшения социально-бытовой стороны жизнедеятельности военнослужащих ПВ РФ. Многие заставы построены или очень давно или некачественно.

3. Социальные. Очень трудно избавиться от призывников, страдающих клеймом "социального неудачника". Важно стремиться к улучшению кадрового состава военнослужащих срочной службы.

4. Социально-психологические. Нигде так не проявляются возрастные различия, как в армии. Связано это с тем, что: призывники - это вчерашние школьники, среди которых возрастные различия культивируются с первого класса; сама военная служба в современном виде наносит юношам, у которых еще нет психологической устойчивости, сильный психотравмирующий удар; возрастные различия проявляются не только в среде рядового состава, но также и среди офицеров.

На психологию молодых солдат серьезное влияние оказывает принудительное включение в однополые социальные группы.

5. Национальные. Особенностью причин и условий, связанных с противоречиями в области национальных отношений в армии, до недавнего времени являлось расслоение военнослужащих по национальным, территориальным признакам, образование устойчивых "землячеств", "национальных группировок", добивающихся лидерства за счет различных форм криминального воздействия. Происходило это из-за насильственного смешения укладов жизни военнослужащих, языков, культур, привычек, особенностей народов. Если рассматривать правонарушения в сфере межличностных отношений в армии, то по исследованиям военных психологов "землячество" не подменяло "дедовщину". Защита "земляка" старослужащим имела свои пределы социальную градацию и негативные армейские традиции не позволено ломать никому.

Межнационально-этнические противоречия иногда выплескивались в резко-отрицательное отношение к новобранцам определенной национальности. И чем больше военнослужащих одной национальности скапливалось на заставе, тем жестче становились их претензии к солдатам других национальностей. Характерной чертой при этом является то обстоятельство, что если представители кавказских национальностей объединяются с целью своего господства, то среднеазиаты объединяются прежде всего в интересах собственной безопасности. Славяне, традиционно составляющие основной костяк личного состава, никаких особых групп не образуют. Так же можно отметить, что кавказцы и представители национальностей, исповедующих мусульманство внутри своих групп, стараются не притеснять друг друга. В отношении славянских народов этого сказать нельзя.

Если в настоящее время в Вооруженных силах национальные проблемы отошли на "второй план", но так и не перестали быть актуальными, то этого нельзя сказать о пограничных войсках. Особенно это касается ряда округов, таких как Закавказский Особый Пограничный Округ и Отдельная группа Пограничных войск в Республике Таджикистан.

Как Вы видите, ко второму уровню причин и условий относятся причины и условия исследуемых правонарушений первого уровня, но в их специфическом преломлении для армейской среды. Особенности причин и условий второго уровня заключены не столько в их содержании, сколько в своеобразном преломлении общих причин через условия жизни, быта и деятельности военнослужащих, а также через обстоятельства, способствующие совершению преступлений в подразделениях пограничных войск РФ.

Наибольший интерес представляет проблема причин и условий конкретного правонарушения или преступления в сфере межличностных отношений военнослужащих. Как показывает практика, причины индивидуального противоправного поведения включают следующие группы явлений: антиобщественные взгляды определенного круга лиц; внешние обстоятельства, сформировавшие эти взгляды и различные жизненные ситуации.

Характерно, что почти все правонарушения совершаются военнослужащими во время второй половины срока службы. Статистика показывает, что военнослужащие, воспитывавшиеся без одного или обоих родителей, совершают преступления в четыре раза чаще, чем солдаты, воспитывавшиеся в полной семье. Около половины правонарушителей отрицательно характеризовались до призыва. Большое количество правонарушений солдаты совершают в состоянии опьянения.

Изучая в подразделениях причины конкретных правонарушений каждый командир может: обобщить и систематизировать единичные причины и условия, а затем перейти от единичного к общему (общетеоретическим и практическим выводам); выявить слабые места в профилактической работе конкретной пограничной заставы и, устранив их, повысить ее боеспособность; внести согласно ст. 21-1 УПК РФ грамотное и эффективное представление или частное определение об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступления; изобличить всех виновных, разрушить "круговую поруку" и восстановить социальную справедливость, что будет иметь широкое предупредительное значение.

Каждый командир подразделения должен постоянно изучать: общее состояние и причины правонарушений; состояние и причины отдельных видов правонарушений; состояние и причины правонарушений среди различных категорий военнослужащих; состояние предупредительной работы вышестоящих командиров.

2 . 2 Действия, предупреждающие преступления

Невозможно дать конкретную систему мер, направленных на эффективное предупреждение правонарушений и преступлений совершаемых военнослужащими пограничных войск. Это обосновывается постоянной изменчивостью формы этих правонарушений. Их гибкость определяется: особенностями конкретного подразделения ПВ РФ; уровнем латентности указанных правонарушений; уровнем дисциплины; преобладанием на заставе какой-либо одной национальности в случае противопоставления ее военнослужащим другой национальности; эффективностью деятельности специальных органов (оперативных работников, дознавателей, следователей прокуратуры ПВ РФ и т.д.); отношением сержантов, старшин к "дедовским" традициям; отношением к этим правонарушениям офицеров.

Последнее может быть выражено в: - принимали ли офицеры участие в подобных криминальных случаях; - привлекали ли к этому старослужащих; - пассивном самоустранении; - какова была степень активности в противостоянии.

Соответственно и формы правонарушений могут различаться: от преступлений, совершаемых офицерами до преступлений, направленных прямо или косвенно против них.

Рассмотренные виды правонарушений позволяют наполнить их формы реальным содержанием. Исходя из этого, их можно подразделить на: правонарушения, перерастающие в преступные деяния и имеющие характер дисциплинарного проступка.

Кроме того, по степени воздействия на потерпевшего рассматриваемые противоправные посягательства могут выражаться в: глумлениях, издевательствах и угрозах применения насилия; причинении телесных повреждений различной степени тяжести и гибели военнослужащих, в том числе и доведения их до самоубийства.

Также предполагается подразделение указанных преступлений по действию уголовного закона на: преступления, квалифицирующиеся только по ст. 8 Закона об уголовной ответственности за воинские преступления (ст. 244 УК РФ) и преступления, имеющие признаки составов других преступлений (общеуголовных).

Деление правонарушений и преступлений (по направленности - мотивации) на корыстные и корыстно-насильственные поможет выйти на практические решения по предупреждению преступлений, совершаемых военнослужащими пограничных войск.

Каждый командир также должен хорошо разбираться и пользоваться различными факторами, связанными с личностью правонарушителя-военнослужащего, проходящего военную службу в пограничных войсках по призыву. К первой группе факторов нужно отнести психологические особенности личности правонарушителя-военнослужащего. К ним относятся: молодой и наиболее криминогенный возраст; несложившаяся, а потому неустойчивая психика; зависимость несложившейся психики от множества косвенных факторов (объективных и субъективных); "гедонистический риск", присущий подросткам, т.е. удовольствие от риска, чувство опасности, которое испытывает человек, как бы играя.

Исследуя психологические особенности военнослужащих, проходящих службу по призыву можно с большой долей вероятности предугадать будущего правонарушителя. С помощью этих особенностей можно подбирать военнослужащих по их совместимости друг с другом (особенно лиц, находящихся на службе и пр.).

Роль психологических факторов должна быть двуединой: во-первых, должен осуществляться отбор юношей для призыва в пограничные войска, распределения их на заставы и должно осуществляться постоянное наблюдение за ними во время прохождения ими службы; и, во-вторых, правонарушители, совершившие правонарушения (преступления), должны быть подвергнуты психологическому наблюдению.

Вторая группа факторов - социальная. Необходимо признать, что во многих случаях, особенно в последнее время, на службу в пограничные войска приходят юноши с деформированной социально-общественной ролью. Они готовы терпеть любые унижения, чтобы впоследствии стать самим на места тех, кто их унижал. Когда речь заходит о людях с невысокой культурой в армейской среде, невольно хочется предостеречь осторожно "дедовщина"! Для таких лиц долг перед Родиной - непостижимая абстракция.

Третья группа факторов - социально-психологическая. Прежде всего, здесь подразумевается сочетание социальных и психологических факторов, о которых мы говорили выше. Оно выражается в том, что солдат - это вчерашний школьник, которому свойственна повышенная чувствительность, ранимость. К этой группе факторов также можно отнести особенности правосознания молодежи: -·неразвитость привычки сопоставлять свое поведение с законом; переоценка роли мотива поведения и недооценка объективной общественной опасности правонарушения; неумение давать верную оценку конкретным действиям; разрыв знаний, личных убеждений и поведения отдельной части военнослужащих; зависимость правосознания отдельных солдат от мнения непосредственного, ближайшего окружения по вопросам права и соблюдения правовых норм.

Четвертая группа факторов связана с неформальной структурой рассматриваемых правонарушений. Сама неформальная структура вытекает из формальной армейско-уставной, поскольку низкая формальная организация не способна охватить все стороны социальной среды. Личность нельзя формализовать полностью. Лидеры указанных правонарушений находятся в сложной многоступенчатой структуре, через нее они воздействуют на свои жертвы, общаются между собой, эта структура позволяет им охватить все подразделения пограничной заставы, она же способствует постоянному воспроизводству криминальных проявлений. При этом на формирование неформальной структуры (на более низком уровне) оказывает влияние подростковый опыт участия в неформальной группе антисоциального или даже преступного характера.

Неформальная структура в ПВ - это следствие невозможности реализовать уставной порядок на пограничной заставе. Правонарушения в сфере межличностных отношений заполняют все прорехи уставов. Физическое насилие используется в трех случаях: для поддержания порядка; для удовлетворения личных претензий; как самоцель доведенное до абсурда насилие применяется ради насилия.

Сложившаяся неформальная структура позволяет лидерам- правонарушителям: втягивать в рассматриваемые криминальные проявления новое поколение правонарушителей; обезопасить себя посредством "круговой поруки" и насаждать свои порядки через посредников-исполнителей.

Морально-психологический климат, насаждаемый лидерами-правонарушителями, создает впечатление у новичка, что бороться невозможно. Поэтому воспроизводство нового правонарушителя начинается с того момента, когда новобранец покорился воле старослужащего.

Неформальные группы военнослужащих, которые в первую половину службы образовывались для защиты от нападавших, во второй половине превращаются в неформальные группы для нападения и насаждения "дедовских" порядков. Следовательно, неформальной структуре не может противостоять даже организованное сопротивление новобранцев.

Пятая группа факторов связана с формами участия военнослужащих в правонарушениях. Это могут быть следующие формы: активного участия лично, либо осуществление общего руководства и обязательный контроль за тем, чтобы ни один не уклонился от армейских "традиций"; пассивного участия, которое может быть в виде невмешательства или молчаливого одобрения.

Шестая группа факторов - посткриминогенная. Главной чертой юношей, соприкасавшихся с противоправными посягательствами во время службы, становится уверенность, что сильный всегда прав и что не стоит ждать, когда тебя начнут унижать, а надо опередить события и унизить другого первым.

Седьмая группа факторов связана с мотивацией правонарушений в сфере межличностных отношений во время военной службы. Здесь необходимо отметить два принципиальных подхода. Первый состоит в мести военнослужащих, переживших издевательства, на более позднем призыве. В данном случае господствует стереотип: "Так поступали со мной, так и я буду поступать с другими". Второй подход состоит в "негативной армейской традиции". Здесь уместно вспомнить Вольтера: "Люди никогда не испытывают угрызений совести от поступков, ставших у них обычаем". И конечно же нельзя забывать, что случаи издевательств и глумлений над военнослужащими существовали в армии всегда.

Таким образом, личности правонарушителя-военнослужащего, проходящего военную службу по призыву присущи следующие черты: это военнослужащий по призыву; как правило, на нем стоит клеймо "социального аутсайдера"; правонарушения совершаются им с помощью неформальной структуры, при этом для него необязательно занятие в этой структуре определенной социальной позиции; он обладает хорошим физическим развитием; имеет подростковый опыт насильственного, корыстного и анархического поведения; у него наиболее криминогенный возраст (19-21 год) и несложившаяся психика; он убежден в справедливости своих действий для "воспитания" новобранца и поддержания армейских традиций; он возбудим, вспыльчив, агрессивен, т.е. принадлежит к холерическому типу темперамента.

Исходя из этого, предлагается следующее определение типа личности правонарушителя, совершающего противоправные деяния в сфере межличностных отношений - это военнослужащий срочной службы холерического типа, с несложившейся психикой и наиболее криминогенным возрастом, хорошо развитый физически, имеющий опыт подросткового агрессивно-анархического поведения и клеймо социального аутсайдера.

Характерной особенностью лидера неформальной структуры является не только опора на силу кулака, но и на согласие молчаливого большинства. В то же время этим лидерам свойственна способность улавливать общие настроения военнослужащих и даже жертвовать во имя этих настроений своими собственными, т.е.: они не могут быть вольны (в полном объеме) в выборе своих действий; всегда соблюдаются неформальные "законные правила" (или создается видимость их соблюдения).

Считаем целесообразным кратко остановиться и на личности преступников из числа лиц, проходящих военную службу в пограничных войсках по контракту (офицеры, прапорщики, мичманы и пр.).

Военнослужащие, проходящие службу по контракту, составляют основу Пограничных войск. От них зависит качественная охрана государственной границы и совершение ими проступков, правонарушений или преступлений представляет повышенную общественную опасность.

Этих лиц (для краткости их представляется возможным объединить одним термином - контрактники) мы можем представить в трех аспектах: - как лица, непосредственно связанные с правонарушениями (активные сторонники, а подчас и участники неформальной структуры); - как лица, не связанные с правонарушениями, но и не борющиеся с ними (пассивные участники); - как лица, пытающиеся активно бороться с противоправными нарушениями.

Среди факторов, отражающихся на личности контрактника-правонарушителя можно выделить следующие: социальные (отсутствие в военной службе социальной справедливости, протекционизм, трудности служебного роста, сложившаяся тенденция - не брать ответственность на себя), отвлечение на различные хозяйственные работы, пьянство и, в заключении, социально-негативные установки, вынесенные - из военных училищ, службы по призыву; правовые (наличие низкой правовой культуры, которая выражается или в незнании права или сознательном нарушении его норм); психолого-педагогические (о низкой психолого-педагогической подготовке контрактников говорит высокий уровень самоубийств среди подчиненных).

Контрактникам, совершающим правонарушения, присущи следующие черты: возраст от 21 года и старше; агрессивно-насильственный опыт, приобретенный в военных училищах или на службе по призыву; низкая общая и правовая культура; ·отсутствие хорошей психолого-педагогической подготовки; ·боязнь принятия ответственных личных решений; существующая система "накачек", выражающаяся в оскорблении и унижении начальниками подчиненных за проступки военнослужащих по призыву; ·отвлечение контрактников на хозяйственные работы и потеря ими воинского статуса и боевых навыков; ·распространенность бытового пьянства; переложение обязанностей по воспитанию новобранцев на старослужащих солдат.

Хотя рассматриваемая нами категория военнослужащих пограничных войск сравнительно редко совершает преступные деяния, тем не менее, в повседневной практике с их стороны имеют место противоправные проявления, нередко связанные с преступлениями, совершаемыми военнослужащими.

Еще раз важно подчеркнуть особую общественную опасность правонарушений и преступлений, совершаемых военнослужащими, проходящими службу по контракту, каждый факт которых требует своевременного, тщательного и оперативного расследования со стороны соответствующих органов.

Тип личности военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в пограничных войсках - правонарушителя можно представить как личность холерического типа, имеющая опыт агрессивно-насильственного поведения и подвергшаяся воздействию негативных факторов армейской и социальной действительности.

Отдельному краткому обсуждению необходимо подвергнуть "жертву правонарушения военнослужащего". Потерпевший от правонарушений во время военной службы это, как правило: военнослужащий по призыву; более молодой по возрасту и более поздний по сроку призыва; не заявляющий о преступных посягательствах; готовый психологически к будущим издевательствам до своего прихода на службу (считающий предстоящие издевательства и глумления традицией, через которую обязан пройти каждый "настоящий" мужчина); слабый в физическом отношении и не подготовленный ни к физическим, ни к психологическим нагрузкам; находящийся в процессе адаптации к армейским условиям; у которого отсутствует реальная возможность оказать правонарушителям сопротивление.

Потерпевших военнослужащих можно условно разделить на: слабых и мало коммуникабельных; и лиц со строптивым характером.

Некоторыми военными психологами и практиками справедливо выделяется и третья (специфическая группа). К ней относят военнослужащих по призыву, которые по ряду причин легко пережили первые трудности воинской службы и за послушание и поддержание армейских "традиций" были привлечены старослужащими к "воспитанию" молодых солдат.

Достаточно подробно рассмотрев вопросы причин и условий правонарушений в пограничных войсках, личности военнослужащих-правонарушителей и их жертв мы можем перейти к вопросам предупреждения преступлений (правонарушений) в пограничных войсках.

Для этого необходимо иметь общие представления о криминологическом прогнозировании, которое, в свою очередь, является разновидностью социального предвидения и отраслью юридического прогнозирования.

Процесс превращения лица в жертву преступления называется виктимизация; повышенная способность человека в силу ряда физических и духовных качеств при определенных объективных обстоятельствах становиться жертвой противоправного посягательства называется виктимностью.

Предвидеть развитие преступности чрезвычайно трудно. Прогноз строится на исходных данных, которые находятся в статическом положении, поэтому он не может учитывать всех факторов, влияющих на структуру и динамику преступности. К числу таких факторов можно отнести: правовой. Военнослужащие не в состоянии предвосхитить изменения законодательства, т.е. один и тот же проступок может быть сегодня правонарушением, а завтра преступлением; социально-профилактический фактор. Общество в лице государственных органов, в том числе и ФПС РФ, и общественных организаций ведет постоянную борьбу с преступностью, используя в этой борьбе юридические, организационные и воспитательные меры. Заранее предвидеть развитие этой борьбы невозможно, тем более, что структурам государственных и общественных организаций присуще свойство изменчивости; социальный фактор. На преступности отражаются объективные социальные процессы, происходящие в обществе. Предвидеть и сами эти процессы, и результаты, к которым они могут привести, с высокой степенью точности довольно трудно. Особенно это касается современной общественно-политической ситуации; фактор преступности. Преступность, даже взятая отдельно, как бы несет в себе самой внутренние закономерности, определяющие ее состояние, структуру и динамику; субъективный фактор. Не следует отвергать влияние руководителя, причем самого разного уровня, на течение процессов, связанных с борьбой с преступностью и окружающих ее фоновыми явлениями.

В отдельную группу криминологического прогноза следует выделить прогнозирование индивидуального преступного поведения, под которым понимается определение вероятности совершения в будущем преступления тем или иным конкретным индивидом. Индивидуальный прогноз подразделяется на: прогноз пост-преступного поведения лиц, совершивших преступление и прогноз первичного преступного поведения. Следует признать, что в значительной степени индивидуальный прогноз субъективен, поскольку строится на мнении одного лица (или незначительного числа лиц, связанных по роду деятельности с индивидуумом), в отношении которого он дается.

Прогноз правонарушений в сфере межличностных отношений определяется: специфичностью контингента правонарушителей (военнослужащие) и специфичностью объекта прогноза (устойчивые и масштабные социально-негативные криминальные проявления, что в свою очередь подразумевает разнообразный и широкий спектр прогнозируемого поведения - от преступления до правонарушения и различных фоновых элементов).

Как показывает практика для прогностических оценок необходимо учитывать: потребности, интересы и привычки военнослужащего; отношение военнослужащего к учебе, труду, другим людям; поведение военнослужащего в быту; черты характера военнослужащего; возраст, образование, гражданскую профессию; условия воспитания; условия учебы; поведение в армии; условия службы и воспитания на пограничной заставе; конкретную криминогенную ситуацию.

Более результативный прогноз индивидуального преступного поведения дается командирами. Это объясняется их близостью к солдатам.

Имея качественно подготовленный прогноз необходимо принимать систему мер по борьбе с правонарушениями (преступлениями).

Традиционно эта система выглядит следующим образом: общие меры и специальные меры предупреждения преступлений.

Проблемы общих мер предупреждения правонарушений в армии, в том числе и в пограничных войсках, кроются в сложившейся в обществе экстремальной обстановке и в целом лежат на поверхности.

Представляется, что следует обратить более пристальное внимание на специальные меры предупреждения: 1. Проводимая реконструкция Федеральной Пограничной службы должна подразумевать: - профессионализацию пограничных войск; - переход на призыв в пограничные войска один раз в году; - качественно новый уровень социальной защиты всех без исключения категорий военнослужащих (как от внутриармейских факторов, так и от внешних); - решение проблемы формирования пограничных застав по национальному признаку, в том числе казачьих застав; - законодательное регламентирование функциональных обязанностей ФПС, в том числе и пограничных войск; - развитие института офицеров - воспитателей.

Кроме того, от соответствующих руководителей необходима работа по предложениям о скорейшем введении альтернативной гражданской службы, т.к. от человека, не желающего служить в пограничных войсках, трудно ожидать серьезного отношения к своим обязанностям по защите рубежей своей Родины.

В качестве предупредительной индивидуальной работы с военнослужащими необходимо подробно изучать материалы личного дела военнослужащего. Это в свою очередь позволит: учитывать потребности, интересы и привычки военнослужащего; знать отношение военнослужащего к учебе, труду, другим людям; быть в курсе его поведения в быту; более внимательно изучить черты характера военнослужащего; знать условия воспитания, а также какое образование и специальность он получил до его призыва; установить по необходимости жесткий контроль за бытовым пьянством и употреблением наркотиков.

Командир никогда не должен забывать насколько важно для солдата первое поощрение, которое является значительным событием в его жизни, а также и в дальнейшем дифференцированно поощрять его за добросовестное отношение к своим обязанностям.

И в заключении хотелось бы напомнить, что предупредительная работа по борьбе с противоправными проявлениями в пограничных войсках должна носить не разовый, от случая к случаю, а постоянный и целенаправленный характер, использующий достижения социологии, педагогики, психологии, психиатрии, криминологии и различных отраслей права

Заключение

Из всего выше перечисленного можно сделать выводы некоторые преступления предупредить нельзя. Но есть ряд преступлений, которые можно и нужно предупреждать.

В нашем мире самое распространенное преступление военных это нанесение побоев или применении иного насилия во время исполнения им обязанностей военной службы, в простонародье «дедовщина». Есть некоторые психологические аспекты предупреждения таких преступлений (были изложены выше).

Список используемой литературы

1. Уголовный кодекс Российской Федерации.- М., 2007

2. В.А. Кузьмин Уголовное право. Курс лекций. - М. 2006

3. Российское уголовное право. Особенная часть / В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. 1997

4. Уголовное право России. Общая часть: учебник.- М.:1996

5. Уголовное право. Общая часть/ Н.И. Ветрова, Ю.И. Ляпунова. - М.,1998

Подобные документы

    Теоретические основы, понятия, виды, признаки, состав, объект и субъект воинского преступления, история уголовной ответственности за воинские преступления. Воинские должностные преступления как специальный субъект преступления, их профилактика.

    дипломная работа , добавлен 07.11.2011

    Исторические и современные аспекты понятия преступления. Характеристика признаков преступления. Общественная опасность. Противоправность. Виновность и наказуемость. Отличие преступления от правонарушений и аморальных проступков.

    дипломная работа , добавлен 18.01.2004

    Раскрытие понятия объективной стороны преступления, рассмотрение признаков данного элемента состава преступления. Анализ судебной практики, который даст возможность выводы о сегодняшнем состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2011

    Понятие состава преступления. Элементы состава преступления. Объект преступления. Объективная сторона преступления. Субъект преступления. Субъективная сторона состава преступления. Виды состава преступления.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2007

    Понятие и юридическое значение объекта преступления. Предмет преступления и потерпевший. Классификация объектов преступления. Установление объекта преступления. Социальная и юридическая сущность преступления. Последствия преступления.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2007

    Общая характеристика стадий совершения преступления в уголовном законодательстве Российской Федерации. Добровольный отказ от совершения преступления. Отличительные признаки неоконченного преступления. Приготовление и покушение к преступлению, их отличия.

    курсовая работа , добавлен 29.12.2016

    Определение состава преступления как совокупности установленных уголовным законом объективных и субъективных признаков. Объективная и субъективная сторона преступления. Виды составов преступления, соотношение понятий преступления и состава преступления.

    реферат , добавлен 08.04.2010

    Понятие преступления как протвоправного деяния. Общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость - основные признаки преступления. Характер и степень общественной опасности преступления. Отграничение преступления от иных правонарушений.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Виды соучастников преступления по уголовному праву. Общая характеристика соучастия. Исполнитель как соучастник преступления. Организатор, подстрекатель, пособник преступления. Особенности и специальные вопросы ответственности соучастников преступления.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2008

    Понятие состава преступления. Соотношение состава преступления и преступления. Состав преступления как юридическая основа квалификации. Рекомендации по совершенствованию нормативно-правового регулирования состава преступления в уголовном праве.

по международному праву нарушения, серьезные нарушения, а также исключительно серьезные нарушения законов и обычаев войны: убийства, истязания и увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников: грабеж общественной или частной собственности: бессмысленное разрушение населенных пунктов; разорение, неоправданное военной необходимостью; принуждение военнопленного служить в вооруженных силах неприятельской державы; взятие заложников; нападение неизбирательного характера. затрагивающее гражданское население и гражданские объекты; нападение на опасные установки или сооружения (атомные электростанции, плотины, гидроузлы); нападение на лиц. прекративших участие в военных действиях, и др.

Перечень В.п. дан в ст. 6 Устава Международного военного трибунала 1945 г., ст. 130 Конвенции об обращении с военнопленными 1949 г., ст. 147 Конвенции о защите гражданского населения 1949 г., ст.85 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. В.п. в одних случаях могут квалифицироваться как международные преступления (совершенные деяния связаны с преступной деятельностью государства), а в других - как военные преступления международного характера.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

в международном праве - исключительно серьезные нарушения законов и обычаев войны, убийства, истязания и увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение населенных пунктов; разорение, не оправданное военной необходимостью; принуждение военнопленного служить в вооруженных силах неприятельской державы; взятие заложников; нападение неизбирательного характера, затрагивающего гражданское население и гражданские объекты; нападение на установки или сооружения, содержащие опасные силы (атомные электростанции, плотины, гидроузлы); нападение на лиц, прекративших участие в военных действиях, и др. Перечень В.п. дан в ст. 6 Устава Международного военного трибунала 1945 г., ст. 130 Конвенции об обращении с военнопленными 1949 г., ст. 147 Конференции о защите гражданского населения 1949 г., ст. 85 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. и в ряде других международно-правовых актов. В одних случаях В.п. могут квалифицироваться как международные преступления (совершенные деяния связаны с преступной деятельностью государства), а в других - как преступления международного характера. К числу последних относятся единичные, случайные преступления, совершенные в районе военных действий индивидами из корыстных и иных личных побуждений -грабеж, убийство, насилие над населением на оккупированной территории и др. Они не связаны с государством и представляют собой т.н. "эксцессы исполнителей". Дела о таких преступлениях подсудны не международным военным трибуналам, а национальным военным судам. Согласно Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г., к В.п. срок давности не применяется. Совместные усилия государств по уголовному преследованию лиц, виновных в совершении В.п., регламентируются принципами международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества, принятыми резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1973 г.

Военные преступления - международные преступления, представляющие собой преступные деяния, которые посягают на законы или обычаи войны. Военные преступления являются сложными и разнообразными по характеру деяния, осуществ­ляющиеся специальными субъектами - военнослужащими, от верховного командования до рядового солдата.

Военные преступления как группу следует отличать от пре­ступлений против военной службы. Основное отличие отражено в объекте. Применительно к преступлениям против военной службы родовым объектом являются общественные отношения по охране установленного порядка прохождения военной служ­бы. Родовой же объект военных преступлений - это общественные отношения по охране установленного в международном гумани­тарном праве порядка ведения вооруженных конфликтов междуна­родного и не международного характера (правил ведения войны).

Военные преступления совершаются в рамках целенаправ­ленного плана или политики.

Определение военных преступлений впервые было дано в Уставе Международного военного трибунала (Нюрнбергского) в 1945 г. Впоследствии эти нормы получили свое развитие благо­даря деятельности ООН путем последующего принятия различ­ных международных документов.

Источники правового регулирования: Устав Нюрнберг­ского трибунала 1945 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.: об улучшении участи раненных и больных в дей­ствующих армиях; об улучшении участи раненных, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; об обращении с военнопленными; о защите гражданско­го населения во время войны. Дополнительный протокол II к Же­невским Конвенциям, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера 1977 г.; Конвенция ООН «о неприменимости сроков давности к военным преступле­ниям и преступлениям против человечества» 1968 г. и др.

Естественно, что военные преступления могут быть совер­шены в период ведения военных действий или нахождения госу­дарства, группы государств в состоянии войны (вооруженного конфликта). Международное право уже давно имеет большое ко­личество международных соглашений, регламентирующих раз­личные правила ведения войны. Как уже было отмечено, именно международное гуманитарное право, как отрасль, устанавливает правила ведения военных действий в вооруженных конфликтах двух типов:

международный вооруженный конфликт - военные дейст­вия между государствами, между государством и группой госу­дарств. К ним также относят вооруженная борьба против колони­ального господства и иностранной оккупации, и против расист­ского режима в борьбе за свое право на самоопределение (Ирак и Кувейт).

вооруженные конфликты немеждународного характера - внутренние конфликты (Югославия, Чечня).

Последние имеют место на территории государства, когда идет длительное вооруженное противостояние между правитель­ственным вооруженными силами и организованными вооружен­ными группами; либо между такими группами, которые находят­ся под ответственным командованием, осуществляют контроль над частью ее территории. Это позволяет данным группам осу­ществлять непрерывные и согласованные военные действия.

Прежде чем перейти к непосредственному изучению видов военных преступлений следует остановиться на их общей харак­теристике с позиции элементов составов военных преступлений. Основным объектом посягательства всей группы военных пре­ступлений является установленный в основополагающих прин­ципах международного права и международном гуманитарном праве порядок ведения вооруженных конфликтов международно­го и немеждународного характера. Дополнительным объектом может выступать безопасность, права и интересы лиц, прини­мающих участие в боевых действиях, а также лиц, не принимаю­щих непосредственного участия в вооруженном конфликте.

Объективная сторона военного преступления представляет собой внешний акт общественно опасного посягательства и ха­рактеризуется совокупностью юридически значимых признаков: деянием, последствием, причинной связью между ними, спосо­бом, местом, временем, обстановкой, средствами и орудиями со­вершения преступления. Особенность данных признаков прояв­ляется исходя из специфики объекта посягательства.

Субъектом военного преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 18 лет на момент соверше­ния преступления. Виновный обладает признаками специального субъекта, т. е. это комбатант (военнослужащий вооруженных сил одной из противоборствующих сторон). Статус комбатанта опре­делен Женевскими конвенциями 1949 г.

Субъективная сторона военных преступлений характеризу­ется внутренним, психическим отношением виновного к совер­шенному общественно опасному деянию и наступившим послед­ствиям. Лицо осознает общественную опасность своих действий, желает наступления общественно опасных последствий либо соз­нательно допускает их наступление. Таким образом, военные преступления, как и все международные преступления, характе­ризуются виной в форме только умысла.

На сегодняшний день наиболее детальная классификация военных преступлений закреплена в Статуте МУС. Данный до­кумент выделяет четыре группы с учетом вида вооруженного конфликта. Конечно, существуют определенные лексические особенности в закреплении составов военных преступлений в зависимости от вооруженного конфликта. В отношении каждого вида вооруженного конфликта в Статуте МУС к военным пре­ступлениям отнесены две группы: серьезные нарушения Женев­ских конвенций 1949 г. и другие серьезные нарушения законов и обычаев войны, применимых в установленных рамках междуна­родного права. Рассмотрим составы военных преступлений именно с учетом нарушения ими определенной группы междуна­родно-правовых норм.



1. Серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г.:

умышленное убийство;

пытки или бесчеловечное обращение;

умышленное причинение сильных страданий или серьез­ных телесных повреждений или ущерба здоровью;

незаконное, бессмысленное и крупномасштабное уничтоже­ние или присвоение имущества, не вызванное необходимостью;

умышленное лишение военнопленного или другого охраняе­мого лица права на справедливое и нормальное судопроизводство;

незаконная депортация или перемещение, незаконное ли­шение свободы, взятие заложников;

принуждение военнопленного или другого охраняемого лица к службе в вооруженных силах неприятельской державы. И другие составы преступлений.

Разберем для примера один из данных составов преступле­ний группы.

Умышленное убийство. Умышленное причинение смерти одному или нескольким лицам. Объект - общественные отноше­ния по охране жизни в период ведения военных действий. Объ­ективная сторона преступления выражена в общественно опас­ном деянии в форме причинения смерти. Потерпевший должен находиться под защитой одной или нескольких Женевских кон­венций 1949 г. (комбатанты - представители вооруженных сил государства, медицинский персонал, гражданское население) и принадлежать к противоположной стороне в вооруженном кон­фликте. Субъект должен знать, что причиняет смерть лицу, нахо­дящемуся под защитой Женевских конвенций 1949 г. Обязатель­ным признаком является обстановка совершения данного престу­пления - вооруженный конфликт, как международного, так и не международного характера, военная оккупация также относится к периоду военного конфликта. Время совершения преступления - деяние должно быть совершено в период военных действий (на­ступление, атака и т. п.).

Субъект преступления - физическое, вменяемое лицо, дос­тигшее к моменту совершения преступления возраста уголовной ответственности - 18 лет. Признаки специального субъекта - комбатант, т. е. военнослужащий. Субъективная сторона - вина выражена в форме умысла.

2. Другие серьезные нарушения законов и обычаев войны, применимых в установленных рамках международного права:

нападение на гражданское население или отдельных его лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях;

умышленные нападения на гражданские объекты;

нанесение ударов по персоналу, объектам, материалам, подразделениям или транспортным средствам, задействованным в оказании гуманитарной помощи или в миссии по поддержанию мира в соответствии с Уставом ООН;

Умышленное совершение нападения, когда известно, что такое нападение явится причиной случайной гибели или увечья гражданских лиц или ущерба ОПС, который будет явно несоиз­мерим с конкретным и непосредственно ожидаемым общим во­енным превосходством;

нападение на незащищенные и не являющиеся военными целями города, деревни, жилища или здания, либо их обстрел с применением каких бы то ни было средств. И другие составы преступлений.

Следует отметить, что в вооруженном конфликте в соответ­ствии с нормами международного гуманитарного права должно соблюдаться требование соизмеримости, оно обязательно долж­но учитываться при определении правомерности любых военных действий во время вооруженного конфликта. Так, в соответствии с нормами МГП гражданское население, не участвующее в войне, должно пользоваться неприкосновенностью. Стороны конфликта должны заботиться о том, чтобы щадить гражданские объекты от причинения вреда и разрушения.

В целом, Статут МУС раскрывает основные разновидности серьезных нарушений законов и обычаев войны, применимых в вооруженных конфликтах в установленных международно- правовых рамках. Статут содержит свыше 50 составов военных преступлений.

С учетом выше представленной классификации военных преступлений и их особенностей можно выделить ряд признаков состава преступления, которые приобретают обязательное значе­ние и позволяют отличать военные преступления от иных схожих международных преступлений:

особенности объекта преступления;

обстановка и время совершения преступления;

специальный субъект преступления.

УК России содержит один состав международного преступ­ления, который можно отнести к группе военных преступлений - ст. 356 УК РФ «Применение запрещенных средств и методов ве­дения войны». Данное преступление раскрывается в УК РФ пу­тем перечисления способов осуществления объективной стороны преступления, т. е. объективная сторона носит альтернативный характер, поскольку уголовную ответственность несет любое из следующих деяний:

жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением;

депортация гражданского населения;

разграбление национального имущества на оккупирован­ной территории;

применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ.

В соответствии с последним способом совершить данное преступление можно в любой форме, предусмотренной Гаагски­ми и Женевскими конвенциями, а также другими соглашениями России. Применение запрещенных средств и методов ведения войны в рамках Статута выступает как определенная подгруппа составов военных преступлений, существующая же трактовка диспозиции состава в УК РФ позволяет расширительно толковать данное общественно опасное деяние и дает возможность отнести все военные международные преступления к регламентации ст. 356 УК РФ. Именно такой позиции придерживаются многие спе­циалисты, анализируя данную норму и ее соответствие междуна­родному гуманитарному праву. Норма является бланкетной, поскольку требует обращения к различным международным до­кументам.

Исходя из названия статьи, можно выделить:

запрещенные средства ведения войны - запрет применять определенные виды оружия;

запрещенные методы ведения войны - применение раз­личных ухищрений для достижения поставленной цели, таких как запугивание гражданского населения, незаконное использо­вание эмблемы противной стороны и т. п.

Следует отметить, что норма УК РФ не содержит ставшего уже традиционным способа разделения военных преступлений на нарушения Женевских конвенций 1949 г. и другие серьезные на­рушения правил и обычаев ведения войны. Также в норме нет указания на обстановку совершения преступления, а именно пе­риод вооруженного конфликта международного или немеждуна­родного характера. Данные обстоятельства в результате требуют тщательного изучения и сопоставления способов совершения преступления, закрепленных в диспозиции, с нормами междуна­родного гуманитарного права.

Часть 2 ст. 356 УК РФ предусматривает квалифицированный способ совершения преступления - применение оружия массово­го поражения, запрещенного международным договором РФ.

Следует отметить, что международными соглашениями за­прещено применять химическое, биологическое и токсическое оружие. Однако запрет на применение ядерного оружия в между­народном праве отсутствует. Ряд ученых, анализируя положения Статута МУС, говорят о наличии нескольких составов, содержа­щих в качестве признаков запрет на применение оружия, схожего с оружием массового поражения. Однако сам термин ОМП в Ста­туте не употребляется, а встречаются лишь фразы о токсичном ору­жии, к которому нельзя отнести все виды оружия массового пора­жения. Таким образом, закрепление ч. 2 ст. 356 в УК РФ именно в таком изложении рассматривается как новелла российского законо­дателя, пока не имеющая схожей международной нормы.

Бандитское, безрассудное, бесчеловечное, гнусное, грубое, грязное, дикое, дьявольское, жестокое, жуткое, зверское, злодейское, изуверское, коварное, кровавое, крупное, мерзкое, наглое, невольное, нечеловеческое, низменное, омерзительное, опасное … Словарь эпитетов

Я; ср. 1. Юрид. Противозаконное, общественно опасное действие (или бездействие), нарушающее общественный правопорядок и подлежащее уголовной ответственности. П. против государства. Уголовное, должностное, военное, государственное, политическое п … Энциклопедический словарь

ВОЕННОЕ ИМУЩЕСТВО - это оружие, боеприпасы либо предметы военной техники. Под предметами военной техники понимаются различные технические средства, находящиеся на вооружении войск и относящиеся к средствам ведения либо обеспечения военных действий. Это, например,… … Словарь-справочник уголовного права

преступление - я; ср. 1) юрид. Противозаконное, общественно опасное действие (или бездействие), нарушающее общественный правопорядок и подлежащее уголовной ответственности. Преступле/ние против государства. Уголовное, должностное, военное, государственное,… … Словарь многих выражений

Координаты: 54°46′24″ с. ш. 31°47′20″ в. д. / 54.773333° с. ш. 31.788889° в. д. … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кононов. Василий Макарович Кононов Дата рождения 1 января … Википедия

Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Во время операции «Литой свинец» обе стороны конфликта неоднократно обвинялись в совершении военных преступлен … Википедия

Вторая Индокитайская война Сверху слева по часовой стрелке: морские пехотинцы СШ … Википедия

Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (30 июля 2012) … Википедия

Турецкий военный трибунал 1919 1920 годов военный трибунал Османской империи, рассматривавший судебные дела об участии руководства партии «Единение и Прогресс» (Иттихат) в убийствах армян и греков, в нарушении конституции и спекуляции в… … Википедия

Книги

  • , Цветков Василий Жанович. Споры об адмирале Колчаке не утихают вот уже почти столетие - одни утверждают, что он был выдающимся флотоводцем, ученым-океанографом и полярным исследователем, другие столь же упорно…
  • Адмирал Колчак. "Преступление и наказание" Верховного правителя России , Цветков В.. Споры об адмирале Колчаке не утихают вот уже почти столетие – одни утверждают, что он был выдающимся флотоводцем, ученым-океанографом и полярным исследователем, другие столь же упорно…


Просмотров