Акт выполненных работ: зачем он нужен и как правильно его составить. Обязательно ли требуется акт выполненых работ к договору возмездного оказания услуг

Отношения между юридическими лицами основываются на нормах гражданского законодательства, поэтому в первую очередь давайте обратимся к Гражданскому кодексу. Возмездное оказание услуг регламентировано гл. 39 ГК. Правила этой главы применимы к многочисленным видам договоров – на информационные, консультационные, аудиторские, бухгалтерские, туристические услуги, услуги связи, обучения и т.д.

Любой бизнес не может обойтись без документооборота – входящие документы от поставщиков, исходящие документы для покупателей, многочисленные внутренние документы, отчетность для сдачи в фонды и налоговую. Отсюда вытекает разумное желание предпринимателя свести к минимуму число документов. А бывают и ситуации, когда составить документ вроде бы и нужно, но нет такой возможности. Поэтому у организаций и ИП, которые оказывают услуги, один из самых частых вопросов – обязателен ли акт оказанных услуг?

Почему бухгалтерии так нужны необязательные акты об исполнении договора

Для бухгалтерии отсутствие акта выполненных работ практически по любому договору – катастрофа. В то же, время юристам хорошо известно, что гражданское законодательство требует составлять акты в единичных случаях. Стоит ли разубеждать счетных работников в необходимости актов?

ЦИТИРУЕМ ДОКУМЕНТ. «Первичные учетные документы, должны содержать следующие обязательные реквизиты: а) наименование документа; б) дату составления документа; в) наименование организации, от имени которой составлен документ; г) содержание хозяйственной операции; д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; ж) личные подписи указанных лиц» (п. 2 ст. 9 Закона о бухучете).

Для чего нужен акт выполненных работ

Что же касается капитального строительства производственных зданий, жилья и других объектов, то в соответствии с требованиями бухгалтерского учета и гражданского законодательства для оформления выполненных работ такими документами являются унифицированные формы «Акт о приемке работ» по форме № КС-2 и «Справка о стоимости выполненных работ и затрат» по форме № КС-3. Основанием для составления акта выполненных работ являются данные, взятые из «Журнала учета выполненных работ» формы № КС-6а.

Акт выполненных работ (оказанных услуг) иначе можно назвать актом приемки-передачи. Для оформления такого акта могут использоваться типовые бланки либо бланк акта, разработанный самим предприятием в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете. Оформление акта выполненных работ (оказанных услуг) очень важно, так как этого требует налоговое законодательство РФ и требования бухгалтерского учета. Для чего нужен акт выполненных работ – отсутствие акта грозит предприятию штрафными санкциями и доначислением налогов. За оформление акта с нарушением требований действующего законодательства на предприятие могут быть наложены штрафные санкции (затраты, учтенные в таких актах, налоговые органы могут исключить из состава затрат при расчете налога на прибыль).

Нужен ли ИП акт выполненных работ

Польза документа заключается и в том, что на него можно сослаться в случае предоставления некачественных продуктов и невнесения оплаты заказчиком. Акт выполненных работ между ИП и контрагентом – неотъемлемая часть хозяйственных отношений. Его рекомендуется выставлять в каждом случае продажи товаров. Он в первую очередь нужен не налоговой инспекции, а самому бизнесмену для подтверждения выполнения сделки.

Российским законодательством не предусмотрена унифицированная форма первичной документации. Ее может разработать субъект хозяйствования самостоятельно. Также можно скачать акт выполненных работ ИП бесплатно в Excel или в ворде по нижеприведенным ссылкам. При самостоятельной разработке бланка необходимо руководствоваться требованиями, выдвигаемыми к первичной документации.

Акт выполненных работ

В случае, если исполнитель не выполняет своих обязанностей, срывает поставленные сроки работы, имеется брак или ненадлежащее исполнение работы, то заказчик имеет полное право не подписывать акт выполненных работ и не принимать работу до полного устранения недостатков или вовсе отказать исполнителю в оплате. В таком случае, исполнитель обязан устранить все недоработки и составить новый акт выполненных работ, с учетом новых обстоятельств.

Акт выполненных работ – это первичный документ, согласно которому отображаются все виды выполненных работ, их общая стоимость, а так же начальные и конечные сроки. Акт заполняется в двух экземплярах и подписывается у заказчика и исполнителя (между двумя контрагентами), по одному акту остается у каждой из сторон.

Как оформить акт выполненных работ по договору оказания услуг

Обязательность оформления актов о представленных работах и услугах обусловлена в Федеральном Законе РФ. Настоящий законодательный акт гласит, что при осуществлении хозяйственных операций, все компании без исключения обязаны оформлять документально с помощью первичных бумаг.

Когда компания нанимает физическое лицо для осуществления каких-либо услуг, по закону РФ требуется составление акта выполненных работ. При не составлении настоящего документа, невозможно провести учет затрат компании в расчете налога на прибыль. Также данный документ подтверждает, что все обязательства были исполнены вовремя и заказчик не имеет претензий к подрядчику.

АКТ О ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ (ОКАЗАНИИ УСЛУГ)

Суд указал, что акты выполненных работ не содержат сведений, характеризующих совершенные хозяйственные операции и подтверждающих их реальность. Представленные акты не соответствуют предъявляемым требованиям ни по форме, ни по содержанию. Кроме того, в них не представлены полные и непротиворечивые сведения о выполняемых работах и месте их проведения.

В п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” указаны обязательные реквизиты первичных документов. Данный Закон утратил силу с 01.01.2013. С этой даты вводится в действие Федеральный закон от 06.12.2012 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”, в котором предусмотрены аналогичные положения (п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

Акт выполсненых работ: в каких случаях он необходим, с какими доментами предоставляется и может ли заменить какие-либо документы

Если у Предприятия есть весь пакет документов, включая и этот акт, то оно может обратиться в Арбитражный суд. Например, если акт имеется, договор заключен, но оплата в указанные сроки не поступила. Таким образом, можно будет легко выиграть любое судебное заседание.

На практике бывает так, что одна из сторон подписывать бумаги отказывается. Даже если не возникает вопроса, обязателен ли акт выполненных работ для договора аренды. Если одна из сторон отказывается ставить подпись, это делает вторая сторона, а на самом документе ставится соответствующая отметка. Суд может признавать такие односторонние акты недействительными, если причины отказа считаются обоснованными.

Как грамотно составить акт выполненных работ или оказанных услуг

Акт выполненных работ (оказанных услуг) подтверждает их принятие заказчиком и является основанием для оплаты, если таковая производится постфактум. Когда нужен акт выполненных работ, как составляется этот документ - все эти вопросы обсудим ниже.

Акт оказанных услуг (выполненных работ) - документ, который может быть составлен в простой письменной форме при взаимодействии между гражданами. Если же речь идет о документах, которые используются организациями, то они должны соответствовать требованиям федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Однако требований к документам такого рода немного и по большому счету они вполне применимы и для актов, составляемых рядовыми гражданами.

Требования, предъявляемые к оформлению актов выполненных работ, оказанных услуг

При признании расходов по методу начисления (статья 272 НК РФ) соответствующие расходы принимаются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.

Если организация применяет самостоятельно разработанные формы актов (не содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации), то прежде всего она должна разработать для использования типовые формы, имеющие все предусмотренной статьей 9 Закона о бухгалтерском учете реквизиты. Для применения таких форм, они должны быть объявлены учетной политикой организации (например, включены в приложения к ней).

02 Авг 2018 242

Новая страница 1

Акт – документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий установленные факты или события.

В разных сферах деятельности возникают ситуации, требующие документирования именно в форме акта, чем и определяется существование множества разновидностей актов. Различаются они как назначением, так и содержанием. Это могут быть акты:

приемки-сдачи (работ, оборудования, материальных ценностей, документов);

обследования (состояния техники безопасности, противопожарной безопасности, условий труда, подготовки объектов);

испытаний (образцов, систем, технологий);

приема-сдачи (материальных ценностей, документов);

приема-передачи (дел, денежных средств и иных ценностей);

ревизии, инвентаризации;

расследования аварий, несчастных случаев;

ликвидации организации и т.д.

Отдельные разновидности актов имеют свои особенности составления и оформления, для многих разновидностей имеются унифицированные формы, утвержденные нормативными актами и обязательные для применения в определенной сфере деятельности. Поэтому при возникновении ситуации, требующей составления акта, прежде всего необходимо выяснить, нет ли утвержденной формы акта для документирования данной ситуации . Нужно также иметь в виду, что наряду с унифицированными формами актов многими министерствами (ведомствами) утверждены специальные правила, инструкции о порядке составления актов.

Общие правила составления актов

При всем многообразии актов с точки зрения их назначения и содержания имеется ряд общих правил, которых необходимо придерживаться при составлении актов.

– Акты составляются коллегиально (должно быть не менее двух составителей). Нередко акты составляются специально создаваемыми комиссиями, состав которых утверждается распорядительным документом руководителя данной организации, вышестоящей организации или органа управления, осуществляющего контрольные, надзорные или иные функции. Акты могут составляться и постоянно действующими комиссиями на регулярной основе.

– Главное при составлении акта – определение фактического состояния дел и правильное отражение его в акте. Если составлению акта предшествовала предварительная работа (проверка, экспертиза, испытания), акт составляется на основе черновых записей, которые ведутся во время работы комиссии или группы лиц и содержат количественные показатели, фактические сведения и аналитические данные.

– Акт оформляется на общем бланке организации или с использованием унифицированной формы акта.

– Обязательными реквизитами акта являются: название организации, название вида документа (АКТ), дата и регистрационный номер документа, место составления, заголовок к тексту, подписи составителей (с указанием их должностей и, при необходимости, места работы). Некоторые формы актов предусматривают проставление точного времени составления акта в часах и минутах. В том случае, если акт утверждается руководителем, оформляется гриф утверждения.

– Заголовок к акту должен грамматически согласовываться со словом «акт», например: Акт проверки финансово-хозяйственной деятельности, Акт ликвидации торгово-закупочного кооператива «Феникс», Акт списания материальных ценностей , или формулируется с помощью предлога «о», например: Акт об отсутствии на рабочем месте, Акт о несчастном случае на производстве .

– Датой акта является дата его составления. Если составлению акта предшествовали какие-либо мероприятия (проверка и др.), в тексте акта указывается дата или период времени, в течение которого проводилось данное мероприятие, например: В период с 15.09.2003 по 18.09.2003 комиссия провела проверку хранения материальных ценностей на…

– Текст акта состоит из двух частей: вводной и основной (констатирующей). Во вводной части акта указывается основание его составления (распорядительный документ, нормативный документ, договор с указанием его даты и номера), называются председатель и члены комиссии. В основной части излагается сущность, характер, методы и сроки проделанной работы, установленные факты, а также выводы, предложения и заключения. Содержание акта может излагаться по пунктам, материал может быть представлен в виде таблицы.

– Акты проверок, обследований, ревизий и некоторые другие разновидности актов не только фиксируют установленные факты и события, но и содержат выводы, рекомендации и предложения, которые составляют заключительную часть акта.

– В конце текста акта указывается количество составленных экземпляров и их местонахождение. Количество экземпляров акта зависит от количества заинтересованных в его получении сторон или определяется нормативными документами. После отметки о количестве экземпляров акта следует отметка о наличии приложений к акту (если они имеются).

– Содержание актов ревизий и обследований согласовывается с должностными лицами, деятельность которых отражается в акте. Акт считается принятым и вступает в действие после его подписания всеми членами комиссии или всеми лицами, участвовавшими в его составлении. Лицо, не согласное с содержанием акта, обязано подписать его с оговоркой о своем несогласии. Особое мнение члена комиссии должно оформляться на отдельном листе и прилагаться к акту.

– В необходимых случаях, если этого требуют нормативные документы, акты утверждаются руководителем данной или вышестоящей организации, по распоряжению которого проводились действия, завершившиеся составлением акта.

статья подгатовлена Управляющим партнером,

Юридического партнерства «ДжиКей Групп» Кариной Игоревной Паксашвили, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Акт оказания услуг в общей практике является фактическим подтверждением оказания услуг одной стороной и основанием для их оплаты другой стороной двусторонних отношений. Однако, зачастую встречаются ситуации, когда подобный документ не подписан одной из сторон или отсутствует вовсе. В этом случае возникает обоснованный вопрос: будут ли услуги считаться оказанными, какие риски для каждого из участников правоотношения несет данное обстоятельство.

Общие положения

В общем понимании, акт выполненных работ (услуг) - это документ, который подтверждает, что отношения между сторонами завершились сдачей-приемкой работ или услуг, обусловленных договором между ними.

Партнеры договорных отношений часто встречаются с вопросом: обязательно ли подписывать акт приемки работ.

В единственном случае законом прямо предусмотрена необходимость наличия акта оказанных услуг- договор подряда (ст. 720 ГК РФ). При подписании такого договора, его участникам следует иметь ввиду, что процесс принятия работ по договору и оформления сопровождающих документов четко регламентирован. В данном случае подписание акта по завершении работ является обязанностью сторон, так же как направление письменного уведомления при обнаружении недостатков в работе. В противном случае, работы считаются не выполненными, следовательно и оснований для их оплаты нет. По договору подряда суды чаще всего признают акт сдачи-приемки как единственное применимое в деле доказательство выполнения работы или оказания услуги (см. Определение ВАС РФ от 12.08.2011 N ВАС-10240/11 по делу N А41-1001/10 ; Постановление ФАС Московского округа от 06.02.2012 по делу N А40-72413/11-50-594 ).

Что касается договора возмездного оказания услуг и его разновидностей, то в этом случае стороны не связаны обязанностью подписывать акт сдачи-приемки услуг (ст. 780 ГК РФ). Прямого указания на это в законе нет, поэтому стороны сами могут решить подписывать им такой документ или нет. Данное заключение возможно исходя из положений статьи 421 ГК РФ, в которой указано, что стороны свободны в определении условий договора. В некоторых случаях стороны могут ссылаться на вышеупомянутые положения о договоре подряда к отношениям возмездного оказания услуг. Данное условие прямо предусмотрено законом в статье 783 ГК РФ. В большинстве случаев судебная практика исходит и того, что при отсутствии специального условия в договоре, наличие акта оказанных услуг не обязательно, спорный факт может быть подтвержден иными доказательствами, например договором, счет-фактурой, деловой перепиской, фактом частичной оплаты услуг заказчиком, совершением определенных действий по оказанию услуг/работ и направлению результатов заказчику (см. ).

Кроме того, более четкую позицию по этому вопросу выразил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своем Определении от 24.06.2013 N ВАС-3925/13 по делу N А65-8516/2012 . По указанному делу суд сделал следующий вывод, что поскольку в законе не содержится точных указаний какими именно доказательствами необходимо подтверждать факт выполнения работы (услуги), то суд исходя из статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может разрешить спор на основании любых представленных доказательств. На этом основании суд может удовлетворить требования и без предоставления соответствующего акта.

Таким образом, в случае использования договора оказания услуг наличие акта не обязательно, если стороны могут подтвердить факт выполнения работы или услуги другими доказательствами.

Тем не менее, следует признать, что акт оказания услуг является практически неоспоримым доказательством, что обязательства исполнялись в рамках договора. Данный документ способен исключить риск исполнителя от неполучения оплаты по оказанным услугам, а также предостеречь заказчика от оплаты неоказанных услуг или услуг, оказанных с нарушениями. В последнем случае заказчику необходимо сделать соответствующие пометки в акте, составить письмо с описанием нарушений и объяснением отказа в приемки работ (услуг); направить письмо с приложением акта исполнителю курьером или почтовым отправлением. При соблюдении таких формальностей, заказчик сможет, при необходимости, доказать наличие «погрешностей» в работе исполнителя.

При достаточной активности со стороны всех участников договора вывод о надежности акта очевиден, а что если акт не подписан другой сторон и его подписание не планируется? В судебной практике по данному вопросу сложилось несколько мнений.

1. Как было отмечено выше, акт оказания услуг не является единственным возможным подтверждением выполнения работы (услуги), сторона может приложить и другие доказательства (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.03.2011 по делу N А33-9913/2010 ). При наличии дополнительных доказательств, заказчик не сможет ссылаться на отсутствие акта, как подтверждение не оказания услуги.

2. Обязать заказчика подписать акт в судебном порядке невозможно. Такие действия допустимы лишь на стадии досудебного разбирательства. В суде же исполнитель может только требовать оплаты по договору, доказав исполнение дополнительными доказательствами (Постановление ФАС Центрального округа от 02.06.2010 N Ф10-2102/10 по делу N А08-5285/2009-18 );

3. При отсутствии мотивированного отказа от подписания акта со стороны заказчика, суд может применить положения ст. 753 (договор подряда) и признать односторонний акт доказательством, подлежащим применению (см. Постановление ФАС Центрального округа от 25.07.2011 по делу N А08-4861/2010-8 ); Следует также учитывать, что существует и противоположная практика, когда суд признал неправомерным применение законодательства о подряде к отношениям возмездного оказания услуг (см. Постановление ФАС Центрального округа от 03.04.2012 по делу N А23-1808/2011 )

Таким образом, у исполнителя так или иначе имеется возможность взыскать плату по оказанной услуге, предоставив иные возможные доказательства.

Содержание и форма акта оказания услуг

После того как стороны решили, что исполнение договора или его части будет завершено актом сдачи-приемки, необходимо определиться с формой этого документа. Следует отметить, что признанной унифицированной формы акта оказания услуг не существует, поэтому участники договора свободны при определении содержания данного документа с единственным уточнением, его форма и содержание должны соответствовать правилам статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее « Федеральный закон № 402-ФЗ»). Это связано стем, что акт оказанных услуг принимается как документ первичного бухгалтерского учета, особенно это важно, если организация применяет УСН, так как других документов, таких как счет-фактура, например, при «упращенке» не используется. Судом не учитываются акты, в которых отсутствуют какие-либо реквизиты, указанные в Федеральном законе № 402- ФЗ (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 16.03.2007 по делу N А57-10728/06-25 ). На мой взгляд при соблюдении указанных требований, можно сделать вывод о наличии формы акта оказанных услуг, поскольку они (требования) содержат хоть и минимальную, но исчерпывающую информацию о документе. Такой порядок, помимо всего прочего, облегчает задачу суда по установлению факта оказания услуги. Суду лишь необходимо проверить имеются ли в документе все необходимые реквизиты.

Не запрещено также использование в качестве акта оказания услуг универсального передаточного акта, рекомендованного ФНС России (Письмо ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96 "Об отсутствии налоговых рисков при применении налогоплательщиками первичного документа...".) Следует отметить, что форма этого документа несет рекомендательный характер и не обязательна к использованию.

Если при подписании договора с партнером вы обусловились подписывать акт оказанных услуг, не следует ограничиваться простым обязательством подписать документ, было бы уместным определить конкретные сроки его подписания, что позволит четко определить обязательства сторон и срок, с которого обязательство считается нарушенным. Сроки в договоре следует указывать исходя из правил ст.ст. 190-194 ГК РФ. При этом из всех возможных вариантов безопаснее будет избрать метод определения по календарной дате, поскольку при других обстоятельствах, если срок определен событием или моментом, которое невозможно точно определить, для вас могут наступить неблагоприятные последствия в виде признания договора незаключеным. (см. соответствующее толкование ст. 190 ГК РФ в п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой"; п. 6, 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 N 165).

Следует также определить и включить в договор лиц, ответственных за подписание акта, в случае если акт будет подписывать представитель по доверенности, необходимо сделать об этом отметку в договоре с указанием реквизитов доверенности. Данное требование обусловлено положениями статьи 183 ГК РФ, так как в случае если договор подписан лицом без доверенности,то акт считается не подписанным, а исполнитель несет риск не получения гонорара за выполненные услуги или работы. Также в целях избежания спорных ситуаций было бы разумно указать условия о последствиях необоснованного отказа от подписания акта, то есть признание услуги оказанной по одностороннему акту. В противном случае, как было отмечено ранее, односторонний акт может быть отклонен судом, как неприменимое доказательство (статья 781 ГК РФ).

При оценке в судебном процессе судьи часто более внимательно относятся к изучению содержания документа.

В случае если у сторон имеется несколько заключенных договоров, то обязательным условием будет являться указание в акте на реквизиты договора, по которому оказана услуга. В случае если ранее договорные отношения отсутствовали, то соблюдение этого требования не обязательно. Так, например, ФАС Северо-Западного округа в деле N А56-38965/2009 от 16.08.2010 принял акт без ссылки в нем на договор, получив доказательства отсутствии ранее подписанных соглашений между сторонами.

Анализируя судебную практику, можно также заключить что в акте должно быть точно определена стоимость, объем и вид услуг. Подобные выводы были сделаны судом в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 08.05.2009 по делу N А53-14323/2008 .

Таким образом, при отсутствии принятой формы акта оказанных услуг, существует ряд требований к его форме и содержанию, которые следует учитывать участникам договора при его подписании.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод, что в случаях, когда это необходимо в силу закона, подписание акта является обязательным условием завершения исполнения договора или его части. Во всех остальных случаях, подписание акта не является обязательным, у сторон существует возможность представить иные доказательства факта оказания услуг. Однако, в целях избежания спорных ситуаций и оптимизации рисков, рекомендуется оформлять акты оказания услуг с учетом правил, приведенных в настоящей статье.

СОСТАВЛЕНИЕ ПЕРВИЧНЫХ УЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ОДНОСТОРОННЕМ ПОРЯДКЕ.
Комментарий к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 21.12.2015 № 58

Условия применения норм постановления № 58

Принятие Министерством финансов Республики Беларусь постановления от 21.12.2015 № 58 «О некоторых вопросах составления первичных учетных документов» (далее - постановление № 58) обосновано нормой Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон № 57-З), содержащейся в п.6 ст.10 и которой предусмотрено, что первичный учетный документ, подтверждающий выполнение работ (оказание услуг), может быть составлен подрядчиком (исполнителем) и заказчиком единолично в случаях, определенных Министерством финансов Республики Беларусь, при условии, что договором, заключенным в письменной форме между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком, предусмотрен такой порядок оформления выполненных работ (оказанных услуг).

Постановлением № 58 установлено, что случаем, при котором первичный учетный документ, подтверждающий выполнение работ (оказание услуг), может быть составлен подрядчиком (исполнителем) и заказчиком единолично, является заключение публичного договора между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком.

Для применения данных норм необходимо выполнение совокупности следующих условий:

1. Предметом договора должны быть работы и услуги, а не товары, денежные средства или иные объекты. В связи с этим одностороннее составление первичных документов возможно по договорам подряда, перевозки, возмездного оказания услуг и т. п., но не купли-продажи, займа или по лицензионному договору. В одностороннем порядке может быть подписан акт сдачи-приемки выполненных работ (или оказанных услуг), но не акт о приемке-передаче основных средств (или нематериальных активов).

2. Такой порядок должен быть предусмотрен изначально в договоре, заключенном между сторонами в письменной форме. Если одна из сторон настаивает на включении такого условия в текст договора, то его можно считать существенным условием (часть вторая п.1 ст.402 Гражданского кодекса, далее - ГК), поэтому пока стороны не достигнут по поводу его согласия договор считается незаключенным. После вступления в силу постановления № 58 стороны, заинтересованные в применении новшества, могут заключить дополнительное соглашение к ранее подписанным договорам.

3. Обычно стороной, заинтересованной в подписании первичного учетного документа, является подрядчик (исполнитель), так как очень часто обязанность заказчика оплатить результаты работ (услуг) зависит от наличия такого первичного документа. Но нельзя исключать ситуацию, когда заинтересованность будет проявлять заказчик (например, за задержку приемки законодательством (примечание 1) или договором установлена пеня). Вопрос о том, какая из сторон (или сразу обе) вправе составить первичный учетный документ в одностороннем порядке, должен быть зафиксирован в договоре.

4. Договор между подрядчиком и заказчиком должен быть публичным. Это последнее условие существенно сужает сферу применения постановления № 58.

Понятие публичного договора

Публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание, обязательное страхование и т. п.) (п.1 ст.396 ГК). Кроме того, согласно части второй ст.22 Банковского кодекса Республики Беларусь договоры, заключаемые банками с клиентами, являются публичными, если иное не предусмотрено правилами, действующими в этих банках (примечание 2). В значительном числе иных нормативных правовых актов также содержится квалификация тех либо иных гражданско-правовых договоров как публичных, например:

Договор розничной купли-продажи (п.2 ст.462 ГК) (примечание 3);

Бытового проката (п.3 ст.597 ГК) и бытового подряда (п.2 ст.683 ГК);

Договор перевозки транспортом общего пользования (п.3 ст.743 ГК, часть седьмая п.29 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972);

Складского хранения (п.2 ст.798 ГК);

Хранения вещей в ломбарде (п.1 ст.809 ГК) и камерах хранения транспортных организаций (п.1 ст.813 ГК);

Предоставления услуг гостиниц (п.6 Правил гостиничного обслуживания в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2006 № 471);

Услуг электросвязи (часть вторая п.4 Правил оказания услуг электросвязи, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.08.2006 № 1055).

Приведенный перечень не может быть исчерпывающим, поскольку формулировка п.1 ст.396 ГК открытая. Иными словами, договор становится публичным не потому, что упомянут в качестве такового в действующем законодательстве, а в силу характера деятельности и правового статуса коммерческой организации.

Публичные договоры имеют несколько наиболее важных общих признаков:

1) основной из них - определенный автоматизм при заключении: подрядчик (исполнитель) не только не вправе отказать контрагенту в его заключении, но и не вправе проводить переговоры и определять его условия:

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством допускается предоставление льгот для отдельных их категорий (п.2 ст.396 ГК) (примечание 4);

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законодательством (часть вторая п.1 ст.396 ГК);

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары (работы, услуги) не допускается (часть первая п.3 ст.396 ГК).

Нарушение любого из этих пунктов подрядчиком (заказчиком) дает право потребителю на судебную защиту в форме понуждения к заключению договора (примечание 5) либо признания ничтожности соответствующего условия заключенного договора;

2) в роли подрядчика (исполнителя) всегда выступает коммерческая организация, а заказчика - чаще всего потребитель - физическое лицо. Впрочем, в некоторых случаях (услуги связи, энергоснабжение, страхование от несчастных случаев на производстве в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» и некоторые другие) публичный договор может заключаться и между двумя юридическими лицами;

3) процедура документального оформления договорных отношений может носить упрощенный характер, так как вторая сторона (потребитель) при заключении таких договоров не идентифицируется (примечание 6):

В устной форме могут заключаться все сделки, исполняемые при самом их совершении, за исключением сделок, для которых установлена нотариальная форма, и сделок, несоблюдение простой письменной формы которых влечет их недействительность (п.2 ст.160 ГК);

В случаях, предусмотренных законодательными актами, Правительство Республики Беларусь может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т. п.) (п.4 ст.396 ГК). В настоящее время белорусскому законодательству известно более трех десятков форм типовых договоров. Но не все они укладываются в диспозицию п.4 ст.396 ГК, поскольку не все они вытекают из законодательных актов и не все изданы Правительством Республики Беларусь. Например, соответствует формулировке п.4 ст.396 ГК Типовой договор на оказание туристических услуг, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2014 № 1064. Такие типовые договоры могут содержать определенные опции, которые стороны могут заполнить (в том числе от руки), но достаточно проблематично вписать в унифицированные формы условие об одностороннем подписании первичных учетных документов.

Сферы применения норм постановления № 58

Если собрать воедино все условия, при одновременном наличии которых возможно применять постановление № 58, получится, что сфера его применения по большей части ограничена потребительскими договорами на выполнение работ (оказание услуг) длящегося характера, которые заключаются коммерческими организациями изначально в письменной форме, что значительно сужает возможность применения норм п.6 ст.10 Закона № 57-З.

Приведем несколько примеров.

1. Заказчик по договору строительного подряда, как правило, должен приступить к приемке работ в течение 3 дней после получения сообщения подрядчика о готовности к сдаче и выполнить ее за свой счет (пп.1 и 2 ст.708 ГК). Сдача результата работы подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом с указанием мотивов отказа и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными (п.4 ст.708 ГК). Другими словами, одностороннее подписание акта переносит бремя доказывания: не подрядчик должен доказывать их отсутствие, а заказчик - их наличие. Между тем, данная норма ГК фактически дезавуируется постановлением № 58, поскольку договор строительного подряда (равно как договор долевого строительства) не является публичным.

2. Учреждения образования являются некоммерческими организациями (подп.1.21 ст.1 Кодекса Республики Беларусь об образовании). Таким образом, счета, акты и иные первичные документы об оказании образовательных услуг (подписание которых на практике очень часто задерживают заказчики) не могут быть подписаны ими в одностороннем порядке.

3. Размещение на сайте исполнителя (подрядчика) определенных правил (условий) оказания услуг и (или) текста публичной оферты (договора присоединения). Согласно им акцептоваться они должны путем подписи клиента на первичном учетном или ином документе, подтверждающем факт оказания услуг. То есть применить постановление № 58 в данном случае проблематично.

Применение постановления № 58 идеально для сферы бытовых услуг. Заказ на бытовую услугу оформляется исполнителем в письменной форме путем составления документа, подтверждающего заказ (п.11 Правил бытового обслуживания потребителей, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2004 № 1590, далее - Правила № 1590). Документ оформляется в письменной форме (за исключением заказа на оказание бытовых услуг по методу самообслуживания, услуг парикмахерских, бань и душевых) в виде единого документа в двух экземплярах (либо в одном экземпляре с выдачей заказчику корешка), который должен содержать определенный в Правилах № 1590 перечень условий, но может быть дополнен подрядчиком (исполнителем) и условием о праве одностороннего подписания при сдаче-приемке результата работы (услуги). В этом же или ином, удостоверяющем приемку документе должны отражаться недостатки оказанной бытовой услуги (при их наличии), удостоверенные подписями сторон (п.32 Правил № 1590).

Примечание 1. См. п.84 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450.

Примечание 3. Хотя такой договор является публичным, его предмет - товары, следовательно, постановление № 58 к нему не применимо.

Примечание 4. В белорусской судебной практике встречались случаи, когда признание гражданско-правового договора публичным влекло применение к коммерческой организации соответствующих санкций за нарушение законодательства о ценообразовании (решение хозяйственного суда Брестской области от 06.06.2005 дело № 133-8/2005 по иску строительной организации к контролирующему органу).

Примечание 5. В судебной практике известны ситуации, когда истцом по преддоговорным спорам, предметом которых была та или иная редакция публичного договора, выступала сама коммерческая организация (решение хозяйственного суда Брестской области от 03.08.2006 дело № 264-8/2006 по иску энергоснабжающей организации к ЖКХ).

Примечание 6. Исключение составляют некоторые достаточно редкие случаи, указанные в ст.8 Закона Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения».

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук



Просмотров