Административное взыскание в размере. Система и виды административных взысканий

Административная ответственность возникает при несоблюдении требований законодательства юридическими и физическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Первичной мерой ответственности является наложение штрафа за совершение того или иного нарушения, прописанного в российском законодательстве. Его уплата позволит избежать негативных последствий и рецидивов.

Что это такое

При наличии факта совершения правонарушения происходят следующие действия:

  • Составляется протокол;
  • В течение суток документ направляется судье или должностному лицу;
  • Осуществляется рассмотрение дела;
  • Выносится административное наказание в виде штрафа.

Также судом может быть принято решение о прекращении производства по делу согласно п. 1 ст. 29.9 КоАП. Таков порядок наложения административного наказания.

Понятие административного взыскания можно трактовать как меру ответственности или государственного принуждения, применяемых от имени государства на основании решений уполномоченных органов в отношении лица, совершившего административное правонарушение.

Классификация

Любая отрасль законодательства, за нарушение охраны труда, также пожарная безопасность, страховые службы, налоговые инспекции, миграционные службы и другие.

При совершении нарушения в любой из этих сфер предусмотрена ответственность, рассматриваемая как административное нарушение.

Виды административных взысканий подразделяются.

Характеристики меры воздействия определяются исходя из тяжести совершенного деяния.

Таким образом, определяется основной вид административного взыскания, имеющего свои меры наказания, а именно:

  • предупреждение;
  • штрафные санкции;
  • изъятие предмета, ставшего орудием или объектом административного правонарушения;
  • лишение права, имеющегося у гражданина, например на управление транспортным средством, занятие охотой и другие;
  • арест;
  • выдворение за пределы РФ;
  • мероприятия по дисквалификации;
  • приостановление деятельности;
  • обязательные работы.

За незначительные проступки может быть определена мера взыскания в виде предупреждения, вынесенного в письменной форме.

Назначение наказания

При назначении административного обязательства судом и другими уполномоченными органами учитываются следующие моменты:

  • характер совершенного правонарушения;
  • личность виновного;
  • имущественное положение лица;
  • наличие обстоятельств смягчающих или отягчающих административную ответственность.

Назначение административного наказания отличается следующими нюансами:

  • величина штрафа не может превышать ½ часть от его минимального размера, предусмотренного для юридических и физических лиц КоАП;
  • назначение наказания не освобождает лицо от ответственности;
  • за одно и то же правонарушение нельзя понести наказание дважды.

Если лицо совершило административное правонарушение дважды, то законом предусмотрено наказание за каждый из них.

Основные правила назначения наказания:

Суд вправе назначить дополнительные административные наказания в зависимости от вида правонарушения и соответствующих санкций.

Сроки

Неуплата штрафных санкций приводит к следующим последствиям:

  • увеличение суммы в два раза (закон от 5 апреля 2013 г. № 49-ФЗ);
  • арест на 15 суток;
  • исправительные работы;
  • передача дела в Службу судебных приставов.

Каждый вид штрафа имеет сроки исполнения, исчисляемыми сутками, днями, месяцами и годами. При нарушении сроков дело может быть передано в ФССП. Данная служба предлагает исполнить обязательство добровольно в течение пяти дней. В противном случае будет взыскана неустойка в размере 7% от суммы задолженности или арестован счет.

Приказ об административном взыскании выносится судьей или другим подведомственным органом.

Видео: Терминал для оплаты

Административные взыскания и виды ответственности

К ответственности могут быть привлечены разные категории лиц. Исходя из этого, определяется вид ответственности.

Только после получения соответствующего уведомления нарушитель получает соответствующий вид ответственности, подразумевающее конкретное административное взыскание.

Принципы, которым должна отвечать сфера применения административных взысканий, подразделяются на:

  • законность;
  • необратимость действия закона;
  • невозможности дважды привлечь к ответственности за одно и то же правонарушение;
  • разумность сроков выполнения санкций;
  • право лица на защиту;
  • наличие у административного органа обязанности предоставлять доказательства.

Возможность обжалования решения суда.

Признаки административных взысканий это:

  • мера ответственности, установленная государством;
  • применение только за совершение административного нарушения;
  • относится к юридическим и физическим лицам, признанным виновными в совершении деяния.

Административное взыскание в любом случае влечет за собой правовые последствия, где лицо подвергается административному наказанию.

Давность привлечения к ответственности

Для каждого вида нарушения предусмотрен срок вынесения постановления. Сроки определяются со дня обнаружения правонарушения и фиксирования его соответствующим документом.

При удовлетворении судом ходатайства по делу, сроки давности приостанавливаются до момента полного рассмотрения дела. Два месяца дается на наложение административных санкций со дня, когда было совершено правонарушение.

При получении штрафа за нарушения, связанные с управлением транспортного средства, срок уплаты составляет 20 дней. В этот период можно уплатить штраф с 50% скидкой.

Возможность обжалования

Возможности обжалования и полного избавления лица от штрафов возможно в следующих случаях:

  • при фиксации нарушения при управлении транспортным средства будут представлены доказательственные факты нахождения другого лица при управлении транспортным средством;
  • противоправные действия других лиц;
  • невменяемость;
  • наличие смягчающих обстоятельств.

К последним действиям можно отнести:

Снятие наказания возможно, если нарушение было совершено:

  • при добровольном исполнении постановления по делу об административном нарушении;
  • в состоянии аффекта;
  • несовершеннолетним лицом;
  • беременной женщиной.

Судья, должностное лицо и уполномоченный орган рассматривают все детали причины совершения противоправного действия и принимают решение о признании смягчающих обстоятельств или наложении административного взыскания.

Жалоба и ходатайство может быть подано не позднее 10 дней с момента вынесения решения об административном нарушении. Документ составляется в свободной форме с указанием достоверных сведений, позволяющих установить отсутствие совершения нарушения или позволить смягчить наказание.

Необходимость применения и исполнения

Административные санкции позволяют добиться следующих результатов:

  • воспитательные цели;
  • уважение закона;
  • предупреждение о возможности получения более суровых наказаний.

За счет вынесения административного взыскания никто не вправе унижать человеческое достоинство, причинять страдания и наносить вред репутации физическому или юридическому лицу.

Прежде всего, административное право преследует меры морального, а потом уже материального воздействия на нарушителя.

Административные взыскания могут быть установлены в различной форме. Все зависит от вида самого нарушения и лица его совершившего. Лицо всегда может обжаловать вынесенное уполномоченным органом решение о совершении деяния. При неоплате штрафа процедурой взыскания будет заниматься ФССП. Это может привести к увеличению суммы штрафа и арестом счета.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЕ

принудительная мера государственного воздействия (санкция) за совершение административного правонарушения; является мерой административной ответственности и применяется в целях воспитания правонарушителя, в духе соблюдения законов, правил общежития, уважения прав и законных интересов граждан, общества и государства, а также профилактики правонарушений как этим, так и другими лицами. А.в. выполняет функцию предупреждения преступлений.

А.в. всегда выражает отрицательную оценку государством совершенного лицом административного правонарушения (проступка).

штраф: возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация указанных предметов; лишение специального права,предоставленного данному гражданину (право управления транспортными средствами, право охоты, право на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств); исправительные работы;административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 24 КоАП).

Возмездное изъятие и конфискация предметов, административное выдворение могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных А.в. Все иные виды А.в. (принуждение, штраф , лишение специальных прав, исправительные работы и административный арест) могут применяться только в качестве основных.

За одно административдое правонарушение может быть наложено одно основное (либо основное и одно дополнительное) взыскание. Одновременное применение двух основных (либо двух дополнительных) взысканий недопустимо. Нельзя, например, наложить на виновного в мелком хулиганстве административный арест и штраф одновременно, так как оба эти вида взысканий относятся к основным.

При наложении взыскания учитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины. имущественное положение, обстоятельства, смягчающие ответственность (ст. 22 КоАП).

Законодатель ограничивает срок обращения постановления о наложении А.в. к исполнению 3 месяцами со дня вынесения постановления (ст. 282 КоАП).

Исполнение постановления автоматически приостанавливается,если в установленный срок подана жалоба или принесен протест (из этой нормы исключаются случаи наложения взыскания в виде предупреждения, административного ареста и штрафа, взыскиваемого на месте совершения правонарушения).

Течение этого срока возобновляется с момента, когда судом (органом управления) вынесено соответствующее решение.

При наличии обстоятельств, вследствие которых немедленно исполнить

постановление о наложении А.в. невозможно, допускается отсрочка его исполнения на срок до 1 месяца (ст. 280 КоАП). В этом случае приостанавливается и течение срока давности исполнения постановления А.в. Оно возобновляется с момента окончания отсрочки исполнения.

Принудительное исполнение постановления о наложении штрафа в виде А.в. осуществляется в порядке, предусмотренном ГПК.

Если у лица отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание, по указанным в протоколе адресу и месту работы оно не проживает и не работает, судебный пристав может вернуть постановление органу (должностному лицу), которое налагало А.в. в виде штрафа (ст. 365 ГПК). При этом срок давности для обращения постановления к исполнению начинает течь заново.Новый срок давности начинает течь со дня, когда постановление было возвращено без исполнения(Инструкция об исполнительном производстве, утвержденная приказом министра юстиции СССР от 15 ноября 1985 г. №22).

В соответствии с положениями ТК предметы контрабанды или их сокрытия подлежат конфискации независимо от времени их обнаружения.

Колодкин Л.М.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЕ" в других словарях:

    Административное взыскание - (англ administrative penalty) мера юридической ответственности, применяемая к лицу, совершившему административное правонарушение. При наложении А.в. учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины,… … Энциклопедия права

    Мера ответственности за совершение административного правонарушения. КоАП предусмотрены следующие А.в.: а) предупреждение; б) штраф; в) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного… … Юридический словарь

    Административное взыскание - является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения советских законов, уважения к правилам социалистического общежития, а также предупреждения совершения новых… … Словарь юридических понятий

    Административное взыскание - мера ответственности за совершение административного правонарушения. Применяется в целях воспитания совершившего проступок лица в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений… … Административное право. Словарь-справочник

    АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЕ - мера государственного принуждения. применяемая к лицу, совершившему административное правонарушение, ответственность за которое устанавливается, как правило, предписаниями действующего в настоящее время Кодекса РСФСР об административных… … Энциклопедический словарь конституционного права

Министерство общего и профессионального

образования РФ

Институт профессиональных инноваций

Факультет "Юридический"

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Контрольная работа на тему:

"Виды административных взысканий"

| |выполнила студентка |
| |III курса Доноева Т.А. |
| |Проверил___________ |
| |____________________ |

г. Улан-Удэ

Введение

Глава 1. Виды административных взысканий

Глава 2. Принципы наложения административных взысканий


Заключение
Список использованной литературы

Введение

Административное взыскание – реакция на совершение административного правонарушения. Статья 24 КоАП предусматривает следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты); исправительные работы; административный арест. Система административных взысканий включает в себя различные по характеру, тяжести и юридическим последствиям санкции. Это дает возможность соответствующим органам (должностным лицам) избрать меру взыскания за проступок с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины, имущественного положения, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

Существует также еще одна мера взыскания – это административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 321 КоАП). Она заключается в принудительном и контролируемом перемещении выдворяемых через Государственную границу за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством, - их контролируемом самостоятельном выезде из Российской
Федерации.

Федеральным законом от 30 марта 1995 г. "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммун6одефицита человека (ВИЧ-инфекции)"1 предусмотрено, что в случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России, они подлежат депортации из Российской
Федерации в порядке, установленном её законодательством.

Таможенным кодексом РФ и рядом других актов установлено такое взыскание, как:

Отзыв лицензии или квалификационного аттестата;

Взыскание стоимости товаров и транспортных средств.

Все перечисленные взыскания тесно связаны между собой и образуют единую систему, и их объединяет общая цель: защита правопорядка, воздействие на лиц, совершивших административные нарушения, предупреждение совершения новых нарушений. По содержанию каждое взыскание является карой, мерой ответственности, назначаемой за административные деликты, применение любого из них означает наступление административной ответственности, влечет неблагоприятные юридические последствия.

Глава 1. Виды административных взысканий

Предупреждение применяется в качестве самостоятельной меры наказания за совершение незначительных административных нарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые совершили проступок и при этом хорошо характеризуются на работе и в быту. Как и всякое взыскание, предупреждение налагается путем издания письменного постановления. Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, не могут рассматриваться, как взыскания.

О профилактической роли административного воздействия свидетельствует широкое применение такой меры пресечения, как предупреждение о прекращении противоправного поведения (ряд государственных инспекций дает предписание).
Данная мера состоит в том, что нарушителю разъясняют противоправный характер его действий, обязывают их прекратить, устранить допущенные нарушения и предостерегают о возможности применения более строгих мер принуждения. Это производится письменно компетентным государственным органом, одновременно может быть установлен конкретный срок выполнения обязанности.

Предупреждение о прекращении противоправного поведения является самостоятельным пресекательным средством, если закон устанавливает, что в начале к нарушителю должна применяться эта мера, а в случае дальнейшего неисполнения правовой обязанности – более строгая. Так, снести самовольно возведенное строение, установить административный надзор можно, если и после сделанного ему предупреждения гражданин продолжает нарушать закон.

Предупреждение о прекращении противоправного поведения производится, когда правонарушение еще и не окончено, с целью пресечения противоправного поведения, и в установленных законом случаях является обязательным первым принудительным средством. Во избежание путаницы необходимо рассматриваемое средство воздействия называть предостережением. Эту меру пресечения следует отличать от предупреждения как взыскание, которое налагается за определенный проступок компетентным государственным органом путем вынесения специального постановления.

Штраф – мера имущественного характера. В связи со сложившейся финансовой ситуацией в нашей стране предусмотреть несколько вариантов определения размеров штрафов.
В определенной сумме (от 500 000 руб. и т.п.).
Кратно месячному доходу (до 3-мес. дохода, например).
Кратно к размеру причиненного проступком вреда (например, до 5-кратной стоимости похищенного, в размере скрытого или заниженного дохода).
Пропорционально минимальному месячному размеру оплаты труда. Этот вариант определения штрафов используется чаще всего. В таких случаях штраф исчисляется исходя из размера минимальной месячной оплаты труда на день совершения нарушения, а если такой день установить невозможно, - на день его обнаружения (ст. 243 Таможенного кодекса).
Максимальный размер штрафа, которому может быть подвергнут индивидуальный субъект, - 100 минимальных окладов. Самый большой штраф, предусмотренный в отношении организаций, - 25 тысяч минимальных окладов.

Возмездное изъятие применяется только в отношении предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Оно состоит в принудительном изъятии предмета, его последующей реализации и передаче бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию. То есть речь идет о принудительной реализации имущества, находившегося в личной собственности нарушителя.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Административно-правовая конфискация всегда является специальной: она производится только в отношении вещей, непосредственно связанных с проступком и прямо названных в законе (ружей и других орудий охоты и т.д.). К лицам, для которых охота является основным источником существования, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, а также других орудий охоты.

В ст. 29 КоАП подчеркнуто, что конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами (например, Таможенным кодексом). Все дело в том, что это – мера взыскания, а взысканию лицо может быть подвергнуто за определенное нарушение, если оно предусмотрено санкциями правовых норм.
Конфисковать вещь, не принадлежащую нарушителю, - значит наказать собственника имущества, не привлеченного к ответственности. К сожалению подобные случаи имеют место. При конфискации предмет из частной собственности переходит в государственную.

Лишение специальных прав есть временное ограничение правосубъектности гражданина в административном порядке за административные проступки. Эта мера применяется только к лицам, имеющим специальный административный статус. Если гражданин неправильно использует предоставленное ему право, орган исполнительной власти на время лишает его этого права.

В числе взысканий КоАП называет два вида лишения специального права: управления транспортными средствами и охоты. Подобная санкция применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования правом.
Взыскание относится к числу длящихся, минимальный размер его – 15 суток, а максимальный – три года.

К лицам, которые пользуются транспортными средствами в связи с инвалидностью, лишение права на управление может применяться только в случаях управления транспортом в состоянии опьянения. Нельзя лишать права охоты лиц, для которых она является основным источником существования.

Исправительные работы – длящееся взыскание имущественного характера.
Оно применяется на срок от 15 дней до 2-х месяцев, с отбыванием по месту постоянной работы виновного и с удержанием до 20 % его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются районным (городским) судом, судьей правонарушителям, имеющим постоянную работу.

Административный арест применяется на срок до 15 суток по постановлению районного (городского) суда, судьи. Административному аресту не могут подвергаться беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до 12 лет, несовершеннолетние, инвалиды I и II групп.

Административный арест применяется лишь в исключительных случаях. Это означает, что судья, прежде чем избрать такое взыскание, должен установить, что применение иных мер воздействия к правонарушителю нецелесообразно.

Лицо может быть подвергнуто административному аресту также на основании ст. 501 Уголовного кодекса за завершение действий, содержащих признаки преступления, и ст. 302 КоАП - в порядке замены исправительных работ, если виновный уклоняется от отбывания этого взыскания.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации состоит в принудительном и контролируемом перемещении лиц через государственную границу за пределы страны, а в случаях, предусмотренных законом, - контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из России. Это взыскание может применяться только к иностранцам и лицам без гражданства.

Многими нормативными актами предусмотрено такое взыскание, как отзыв лицензии, квалификационного аттестата (аттестаты выдаются только индивидуальным субъектам). Такие документы выдаются только в порядке разрешительной системы и на определенный срок. Лицензия и квалификационный аттестат предоставляют право заниматься определенной деятельностью, а их отзыв лишает такого права. Поэтому названная мера – это тоже лишение специального права. Рассматриваемое административное взыскание применяется за совершение уполномоченными лицами, нарушений, связанных с деятельностью, предусмотренной лицензией (квалификационным аттестатом).

Отзыв лицензии отличается от лишения права тем, что последняя мера применяется только к гражданам, а отзыв лицензии используется как мера воздействия и на юридических лиц. Лишение права производится на срок до трех лет. А лицензия и аттестат отзываются навсегда. Но это не означает, что лицо никогда не будет иметь такого разрешения.

Отзыв действует с даты соответствующего постановления. И эти он отличается от аннулирования лицензии, что означает признание ее недействующей с даты подачи.

Взыскание стоимости товаров или транспортных средств состоит в принудительном изъятии денежной суммы, составляющей свободную (рыночную) цену таких товаров и транспортных средств на день обнаружения нарушения
(ст. 245 Таможенного кодекса). В замере до 300 % на основе норм Таможенного кодекса, может быть взыскана стоимость товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, а также со специально изготовленными тайниками. Одно из существенных отличий этого взыскания от штрафа состоит в том, что оно может быть основным и дополнительным.

Глава 2. Принципы наложения административных взысканий.

В главе 4 Кодекса об административных правонарушениях закрепляют следующие принципы карательного воздействия:

1. законность;

2. целесообразность;

3. своевременность, оперативность воздействия;

4. сложение взысканий, налагаемых за совокупность нарушений.
Такие же правила содержатся в Уголовном кодексе. Хотя и в разных формах, но эти вопросы решаются и в современном таможенном, и в новом налоговом праве, и в актах трудового, административного права, регламентирующих дисциплинарную ответственность. Есть достаточные основания полагать, что названные общие правила являются принципами применения любых карательных санкций.

Законность – важнейший принцип юрисдикционной деятельности. Его проявления многообразны: противоправность как основание привлечения к ответственности; правильная квалификация действий; компетентность органа
(должностного лица), принимающего решение по делу; назначение взыскания в пределах, установленных санкцией той статьи, по которой квалифицированны действия и т.д.

Взыскание может быть наложено только тогда, когда в деянии лица установлен состав проступка, т.е. если нормой права предусмотрена ответственность за деяние, а в противоправных действиях выявлены все предусмотренные правовой нормой признаки нарушения, действия деликвента квалифицируются по соответствующей статье.

Орган (должностное лицо) вправе рассматривать лишь те дела, которые ему подведомственны, налагать взыскания в пределах санкции той статьи, по которой квалифицированы действия лица, избирать вид и размер взыскания в рамках предоставленных ему полномочий.

Так, за совершение мелкого хулиганства виновный может быть подвергнут штрафу, исправительным работам и административному аресту. Начальник ОВД вправе рассматривать такие дела, но он может только оштрафовать виновного.
Если же он считает целесообразным применение иного взыскания, то должен направить дело народному судье.

Важнейший принцип применения административных взысканий – целесообразность. Его главные проявления: индивидуализация кары и экономия репрессий. При выборе меры воздействия должны учитываться обстоятельства, при которых было совершено деяние, так и обстоятельства, характеризующие нарушителя, его имущественное положение, степень его вины. В значительной степени эти требования конкретизированы в перечнях смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств (ст. 34, 35 КоАП).

Обстоятельства, смягчающие ответственность:

Чистосердечное раскаяние виновного;

Предотвращение виновным вредных последствий правонарушителя, добровольное возмещение ущерба или устранение причин вреда;

Совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных и семейных обстоятельств;

Совершение нарушения несовершеннолетним, беременной женщиной, женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.
Этот перечень открытый, т.к. могут быть еще иные обстоятельства, смягчающие ответственность

Обстоятельства, отягчающие ответственность:

Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц, прекратить его;

Повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;

Вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

Совершение правонарушения группой лиц;

Совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

Совершение правонарушения в состоянии опьянения. С учетом конкретных данных последнее обстоятельство может быть не признано отягчающим.
Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность закрыт. Так как он закреплен законом, то только акт с такой же юридической силой может пополнить этот список.

Глава 3. Срок давности наложения административных взысканий

Положение о сроке давности наложения административного взыскания содержится в ст. 38 КоАП. Речь идет о времени, в течение которого нарушитель может быть привлечен к административной ответственности. По истечении этого срока производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

Нарушения как особый вид юридических фактов порождают охранительные правоотношения, в которых одна сторона обязана претерпевать меры принуждения, а ругая имеет право их применять. Если своевременно будет вынесено постановление о положении взыскания, охранительное правоотношение вступит в новый этап своего развития – этап ответственности. Но если в течение давностного срока юрисдикционный акт не будет принят, факт совершения проступка утратит за давностью юридическое значение, а порожденное давностью правоотношение прекратится. В подобных случаях противоправное деяние порождает, а событие прекращает правоотношение.

Чтобы грамотно решить вопрос о сроке, необходимо учитывать четыре юридически значимых обстоятельства: во-первых, установленный законом размер срока; во вторых, когда, с какого юридического факта он начинает исчисляться; в третьих, когда, какой юридический факт прекращает его исчисление; в-четвертых, какое время закон не включает (включает) в исчисляемый срок. Фактическое течение срока и его юридическое исчисление имеют ряд значений.

Административное взыскание может быть наложено не позднее 2-х месяцев со дня совершения правонарушения. Датой начала исчисления срока является день, следующий за днем, в который было совершено правонарушение.
Юридически днем окончания срока считается день, когда было вынесено постановление о наложении взыскания, а фактически – фактическое окончание срока.

Из общего правила предусмотрено два исключения:

1. при фактически неоконченном, длящемся нарушении срок исчисляется со дня его обнаружения;

2. в случае отказа в возбуждении уголовного ела или прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях виновного признаков проступка, административное взыскание может быть наложено не позднее оного месяца со дня принятия постановления об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела. Этот срок начинает исчисляться со дня, следующего за днем принятия постановления, и равняться не двум, а одному месяцу.

Таким образом, названы три варианта определения старта срока давности: день совершения, день обнаружения проступка и день вынесения постановления о прекращении уголовного дела.

Срок давности действует при привлечении к ответственности индивидуальных субъектов. Он является общим правилом, которое применяется, если специальной нормой не предусмотрено иное. Специальная норма содержится, например, в ст. 247 ТК РФ, где установлено, что за нарушение таможенных правил такие взыскания, как предупреждение, штраф, отзыв квалификационного аттестата, могут быть наложены на физических и должностных лиц не позднее двух месяцев со дня обнаружения нарушения. В этой же статье сказано, что если лицо совершит новое нарушение, течение срока прерывается, и его исчисление начинается с момента обнаружения нового нарушения.

В ст. 247 ТК РФ установлено, что на организации и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, такие взыскания, как предупреждение, штраф, отзыв лицензии, могут быть наложены не позднее шести месяцев со дня обнаружения нарушения. В отношении иных взыскания (конфискация, взыскание стоимости товаров), применяемых за нарушение таможенных правил и к индивидуальным, и к коллективным субъектам, сроки давности не действуют.

Заключение

Административные взыскания являются карательными, "штрафными" санкциями и состоят в лишении или ограничении прав, благ. За совершенный проступок деликвент либо лишается какого-то субъективного права (права управления транспортным средством, лицензии и т.д.), либо на него возлагается специальные "штрафные" обязанности. Кара – это "правовой урон" привлеченному к ответственности.

Административное взыскание причиняет ему определенные страдания, лишения. Однако кара не является самоцелью, она – необходимое средство воспитания, предупреждения правонарушений. Взыскание предупреждает новые нарушения со стороны виновного (частная превенция) и правонарушения других лиц (общая превенция).

Задачу специального предупреждения некоторые наказания решают не только своим воспитательным воздействием, но и лишением субъекта возможности совершать новые нарушения. Поэтому можно различать меры, которые оказывают только исправительно-воспитательное воздействие (штраф, исправительные работы) и которые наряду с исправительно-воспитательным воздействием создают невозможность совершения новых нарушений (конфискация, лишение прав). Взыскания второй группы в какой-то степени сходны с мерами пресечения, с их помощью осуществляется специальная превенция.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ

3. Уголовный кодекс РФ

4. Таможенный кодекс

5. Ведомости. 1992, № 2

6. Ведомости. 1992, № 10

7. Ведомости. 1992, № 34

8. Ведомости. 1992, № 47

9. Сборник законов. 1994, № 7

10. Сборник законов. 1994, № 35

11. Сборник законов. 1995, № 14

12. Сборник законов. 1995, № 22

13. Сборник законов. 1995, № 30

14. Сборник законов. 1995, № 34

15. Сборник законов. 1996, № 17
-----------------------
1 Сборник законов РФ. 1995. № 14. Ст. 1212.
Сборник законов. 1995. № 22. Ст. 1977.

Понятие и виды административных взысканий

Административные взыскания являются мерой ответственности за совершенные административные правонарушения. Они отличаются от иных мер административного принуждения - мер пресечения и административно-предупредительных мер - способом обеспечения правопорядка, нормативными различиями регламентации, целями, фактическими основаниями, правовыми последствиями и процессуальными особенностями их применения. Все они применяются лишь к виновным в совершении административного проступка. Поэтому общей особенностью их является репрессивный, карательный характер. Обычно их применение создает для правонарушителей «состояние наказанности», которое существует в течение установленного законом срока.

Административное взыскание применяется также в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административные взыскания по целям и основаниям применения, возможности их взаимозаменяемости составляют определенную системную общность, отличающуюся стабильностью.

1. Предупреждение - взыскание морального характера. Оно применяется за совершение незначительных административных правонарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые совершили проступок и при этом хорошо характеризуются по месту работы, учебы, в быту. Оно выносится в письменной форме или оформляется другим способом предусмотренным законодательством. Устные предупреждения не могут рассматриваться как взыскания.

2. Штраф - самая распространенная мера в системе административных взысканий: является взысканием имущественного характера в денежной форме в доход государства. Размеры штрафов и способы их установления, особенно в последние годы, достаточно подвижны.

Нормы административного права предусматривают штраф в двух формах: с указанием пределов штрафа (относительно определенная санкция) и с точным указанием размера штрафа (абсолютно определенная санкция). В подавляющем большинстве случаев нормативные акты устанавливают относительно определенные штрафные санкции, что позволяет индивидуализировать наказание в зависимости от тяжести административного проступка и личности правонарушителя.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь штраф, налагаемый на граждан за административные правонарушения, не может превышать трехсоткратного размера базовой величины, а на должностных лиц - пятисоткратного размера базовой величины.

Штраф, налагаемый на граждан и должностных лиц за административные правонарушения, не может быть менее 0.1 базовой величины.



3. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

4. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения , состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискации подлежит лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя. За нарушение таможенных правил, конфискация предметов производится независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего правонарушение, а также независимо от того, установлено это лицо или нет.

Конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Порядок применения конфискации, перечень предметов, не подлежащих конфискации, устанавливается КоАП РБ и другим законодательством Республики Беларусь.

5. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину , относится к числу основных административных взысканий. В числе взысканий КоАП РБ называет два вида лишения специального права: управление транспортными средствами и охоты. Такая санкция применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования правом на срок до пяти лет. Срок лишения такого права не может быть менее пятнадцати дней.

К лицам, которые пользуются транспортными средствами в связи с инвалидностью, лишение права на управление может применяться только в случаях управления ими транспортом в состоянии опьянения. Нельзя лишать права охоты лиц, для которых она является основным источником существования.

6. Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственными объектами административного правонарушения , состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость этих товаров и транспортных средств, под которой понимается реализуемая цена, если таковая на эти предметы установлена, а в других случаях - свободная цена надень выявления правонарушения. При невозможности определить стоимость товаров и транспортных средств в указанном порядке она определяется на основании заключения эксперта. Пересчет иностранной валюты в денежные единицы Республики Беларусь производится по действующему на день выявления административного правонарушения курсу Национального банка Республики Беларусь.

7. Исправительные работы - длящееся взыскание имущественного характера. Оно применяется на срок до двух месяцев с отбыванием по месту постоянной работы правонарушителя и с удержанием до 20 % его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются районным (городским) народным судом (народным судьей).

Срок исправительных работ не может быть менее пятнадцати дней, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. Исполнение рассматриваемого административного взыскания осуществляет орган внутренних дел.

8. Административный арест применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до пятнадцати суток. Административный арест назначается районным (городским) народным судом или народным судьей. Он не может применяться, как уже указывалось, к беременным женщинам, к женщинам, имеющим детей в возрасте до двенадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к инвалидам первой и второй групп.

Исполнение административного ареста законодательством отнесено к компетенции органов внутренних дел.

И виды административных взысканий.

  • Особенности отдельных видов взысканий.
  • Порядок и сроки наложения отдельных взысканий.
  • Понятие и виды административных взысканий.

    Административное взыскание – это мера ответственности, предусмотренная государством и закрепленная в законодательстве в виде неблагоприятных последствий, наступающих для виновного лица, за совершение им административного правонарушения.

    Целями применения административных взысканий являются:

    1. Воспитание лица, совершившего административное правонарушение;
    2. Предупреждение совершения данным лицом новых аналогичных или подобных правонарушений;
    3. в отношении иных физических и юридических лиц.

    Административные взыскания применяются для того, что бы способствовать восстановлению справедливости. Административное взыскание является основанием для принятия решения о возмещении физическим или юридическим лицом вреда, причиненного им совершением правонарушения, в порядке гражданско-правовой или материальной ответственности.

    Иск гражданского характера о возмещении ущерба при рассмотрении административного дела в суде может быть подан и рассмотрен непосредственно в том же судебном заседании, сразу после вынесения постановления о наложении административного взыскания. В том случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется не в судебной инстанции, то потерпевшая сторона направляет в суд свой гражданский иск, приложив к нему копию постановления о наложении административного взыскания.

    Кодекс об административный правонарушениях предусматривает 9 видов административных взысканий, содержание и условия применение которых закреплены в 6 главе КоАП. Все приведенные в законе административные взыскания можно разделить на 3 группы:

      Взыскания, которые являются только основными:

      1. (ст.6.4);
      2. (ст.6.5);
      3. Исправительные работы (ст.6.6);
      4. (ст.6.7);
    1. Взыскания, которые могут являться как основными, так и дополнительными:

      1. Лишение специального (ст.6.8);
      2. Лишение права заниматься определенной деятельностью (ст.6.9);
      3. Депортация (ст.6.11);
    2. Взыскания, которые являются только дополнительными:

      1. Конфискация (ст.6.10);
      2. Взыскание стоимости предмета правонарушения (ст.6.12).

    Подобное распределение взысканий на группы необходимо для правильного применения взысканий, учитывая возможность или невозможность их сочетания.

    В соответствии с законом только в судебном порядке применяются следующие виды взысканий:

    1. Исправительные работы.
    2. Административный арест.
    3. Лишение права заниматься определенной деятельностью.
    4. Конфискация.
    5. Взыскание стоимости предмета правонарушения.

    Особенности отдельных видов взыскания.

    Предупреждение – это самый мягкий вид административного взыскания морального характера, который свидетельствует о негативной оценки обществом поведения виновного лица. Данное взыскание предназначено для предостережения правонарушителя от совершения им новых правонарушений. Предупреждение, не смотря на свой моральный характер, в равной степени с иными взысканиями образует у виновного лица состояние административной наказанности, продолжительностью в один год, с момента применения взыскания.

    Штраф является денежным взысканием карательного характера, которое не следует смешивать с возмещением причиненного вреда (как конпенсационной меры). Штраф взимается за сам факт совершения противоправного деяния и поступает в доход государства. Штрафы исчисляются в 2 видах:

    1. В базовых величинах, установленных государством, на момент вынесения постановления о наложения взыскания;
    2. В процентном или кратном отношении к размеру причиненного ущерба, величине незаконной сделки или сумме незаконно полученного дохода.
      Минимальное Максимальное
      Физические лица 0,1 50 БВ
      Индивидуальные предприниматели 2 200 БВ
      Юридические лица 10 1000 БВ

      Указанные в таблице минимальные и максимальные для различных категорий лиц соответствует правонарушениям общего характера. Однако, за ряд правонарушений экономического характера, возможно повышение максимального размера штрафа для физических лиц до 200 базовых величин, для индивидуальных предпринимателей до 1000 БВ.

    Для юридических лиц применяется кратный (процентный) порядок исчисления штрафа в общем случае равный двукратному превышению, причиненного вреда, суммы сделки или незаконного дохода, а в отдельных случаях экономического характера, верхний предел повышается до петикратной величины.

    Исправительные работы. В настоящее время данный вид взыскания отсутствует в санкциях какой либо статьи особенной части кодекса, и применяется только в тех случаях, когда изначально возбужденное уголовное дело было прекращено, а виновное лицо привлекается в порядке административной ответственности.

    Административный арест – это самый жесткий вид административного взыскания, которое заключается во временной изоляции виновного лица от общества в местах, предусмотренных ОВД в срок до 15 суток. Данный вид взыскания должен применяться в тех случаях, когда иные взыскания являются не эффективными и рассматриваются как исключительная мера административного воздействия.

    Лишение специального права. Данное взыскание применяется при грубом нарушении виновным лицом ранее предоставленных ему государством специальных прав, что причиняет вред как отдельным личностям, так и государства в целом. Под специальными правами обычно понимают:

    1. управлять транспортным средством.
    2. Право владеть и распоряжаться огнестрельным и холодным оружием (охотничьим гладкоствольным, газовым, спортивным, табельным, наградным оружием).

    В отношении лишения водительских прав исключение составляют инвалиды, которым предоставлено транспортное средство в виду их инвалидности. Исключения составляют управление инвалидом автомобиля в нетрезвом состоянии.

    Лишение права заниматься определенной деятельностью. Заключается в невозможности оставить за физическим или юридическим лицом права заниматься деятельностью, которое лицензируется государством (медицинское, финансовое, образовательное, юридическое, отдельные виды предпринимательства).

    В РФ существует сходный вид взыскания, называемый дисквалификация. Он предназначен для должностных лиц, которые за совершенное правонарушение лишаются права осуществлять свои должностные полномочия (кадрового порядка, право подписи и т.д.).

    Депортация. Взыскание заключается в выдворении виновного лица с территории РБ за правонарушения, совершенные на её территории, в период своего постоянного или временного пребывания. Данное взыскание применяются только к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Депортацию как административное взыскание следует отличать от депортации как меры пресечения. В последнем случае данная мера применяется к иностранцу, который прибыл на территорию РБ или в зону пограничного, а также таможенного контроля без документов, позволяющих ему находиться на данной территории, или располагающий предметами и товарами ограниченного ввоза или запрещенные к ввозу в РБ. Депортация может осуществляться в добровольном или принудительном порядке. Процедура депортации сопровождается запретом виновному лицу на право въезда в РБ в течение определенного срока (от года до 10 лет).



    Просмотров