7 какие есть наказания за информационные правонарушения. Правонарушения в информационной сфере

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

Данный вид юридической ответственности носит публичный характер, поскольку административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершенное правонарушение и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административно-правовые санкции , связанные непосредственно с информацией, определены гл. 13 «Административные правонарушения в области связи и информации» КоАП РФ, например:

  1. Ст. 13.11. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
  2. Ст. 13.12. Нарушение правил защиты информации.
  3. Ст. 13.13. Незаконная деятельность в области защиты информации.
  4. Ст. 13.14. Разглашение информации с ограниченным доступом и др.

Административно-правовые санкции установлены, кроме того, гл. 5 КоАП «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» за нарушение конституционных прав граждан в информационной сфере (ст. 29 Конституции РФ).

За совершение административных правонарушений в информационной сфере установлены и применяются, как правило, следующие виды административных наказаний:

Административно-правовая ответственность строится на началах вины, существующей в форме умысла и форме неосторожности.

Признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления такт последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.


30. Уголовная ответственность за преступления в информационной сфере. Уголовная ответственность в информационной сфере может наступить в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом РФ.

Последствия неправомерного использования информации могут быть самыми разнообразными - это не только нарушение неприкосновенности интеллектуальной собственности, но и разглашение сведений о частной жизни граждан, имущественный ущерб в виде прямых убытков и неполученных доходов, потеря репутации фирмы, различные виды нарушений нормальной деятельности предприятия: отрасли и т.д. Поэтому совершенно оправданно то, что преступления данного вида помещены в раздел IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка".

Таким образом, если исходить из учения о четырехзвенной структуре объекта преступления, общим объектом компьютерных преступлений будет выступать совокупность всех общественных отношений, охраняемых уголовным законом: родовым - общественная безопасность и общественный порядок и видовым - совокупность общественных отношений по правомерному и безопасному использованию информации.

Непосредственный объект трактуется исходя из названий и диспозиций конкретных статей.

Чаще всего непосредственный объект основного состава компьютерного преступления сформулирован альтернативно, в квалифицированных составах количество их, естественно, увеличивается.

Практически все анализируемые преступления относятся к преступлениям средней тяжести, т.е. их максимальная наказуемость в виде лишения свободы не превышает 5 лет. Исключением является лишь создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, повлекшее по неосторожности тяжкое последствие, которое наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет и поэтому относится к тяжким преступлениям.

При характеристике объективной стороны рассматриваемых составов отмечается, что большинство из них конструктивно сформулированы как материальные, поэтому предполагают не только совершение общественно опасного деяния, но и наступление общественно опасных последствий, а также установление причинной связи между этими двумя признаками. Однако в силу ч. 2 ст. 9 УК РФ временем совершения каждого из этих преступлений будет признаваться время окончания именно деяния независимо от времени наступления последствий. Сами же общественно опасные деяния чаще всего выступают здесь в форме действий и лишь иногда - как бездействие. В одном случае такой признак объективной стороны состава преступления, как способ его совершения, сформулирован в качестве обязательного признака основного и квалифицированного составов. В остальных он, а также время, место, обстановка, орудия, средства совершения преступления могут быть учтены судом в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств.

Диспозиции статей 28-й главы описательные, зачастую - бланкетные или отсылочные. Так, для применения ряда их необходимо обратиться к ст. 35 УК, к нормативно-правовому акту об охране компьютерной информации, правилам эксплуатации ЭВМ и т.п.

Санкции - альтернативные, за исключением двух квалифицированных составов, где они - в силу тяжести последствий преступления - "урезаны" до относительно-определенных.

Существуют статьи, которые тоже применяются, помимо главы 28, в судебном делопроизводстве при компьютерных преступлениях, а именно статьи главы 21 "Преступления против собственности" Уголовного кодекса РФ.

Статья 138 "Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений". Наказание предусматривает в худшем случае ограничение свободы на срок до трех лет.

Статья 158 "Кража". Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом.

Статья 159 "Мошенничество". Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом либо без такового.

Статья 165 "Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием". Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом или без такового

31. Гражданско-правовая ответственность в информационной сфере.

Гражданско-правовые отношения характеризуются равенством участников. Это предопределяет особенности гражданско-правовой ответственности. Главная особенность – наличие имущественного характера принудительных мер воздействия на правонарушителя. К принудительным гражданско-правовым мерам, носящим имущественный характер относятся :

1) меры, связанные с возмещением убытков

2) взыскание неустойки

3) компенсация морального вреда

Имущественные издержки нарушителя, являющееся следствием применения имущественных мер должны компенсировать имущественную сферу потерпевшего.

Меры гражданско-правовой ответственности предусмотрены в порядке и положениях ГК РБ и информационного законодательства, так согласно п.3 ст.969 ГК РБ определяет, что компенсация морального вреда осуществляется в случаях, когда вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. Компенсация морального вреда выплачивается в денежной форме и не зависит от вины причинения вреда.

Гражданско-правовая ответственность за правонарушения информационного законодательства можно разделить на договорную и внедоговорную. Договорная ответственность возникает при нарушении условий договора, в которых предусмотрены санкции прямо не обеспеченные нормами законодательства. Внедоговорная ответственность возникает при причинении личности потерпевшего или его имуществу вреда, который не связан с исполнением договорных обязательств. Пример деликтной ответственности – меры по возмещению вреда, причиненные вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (п.3 ст.965 ГК).

Для наступления гражданско-правовой ответственности должны существовать специфические основания. В доктрине гражданского права и на основании ее философских взглядов можно выделить следующие факты, которые входят в состав правонарушения:

1) противоправность поведения лица (действия или бездействия лица), на которые предполагается наложение ответственности

2) наличие у потерпевшего убытка или вреда (в том числе морального)

3) наличие причинной связи между противоправным поведением и наступившими последствиями в качестве убытка или вреда

4) наличие вины правонарушителя

Состав гражданского правонарушения (деликта), совершенного вследствие незаконного использования методов получения, находятся в любом режиме.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Открытый урок

по дисциплине: Информатика

Тема: « Правонарушения в информационной сфер е »

Кореновск 2015г

Введение

Цели урока :

1. Дидактическая: познакомить студентов с понятиями правонарушения в информационной сфере, меры предупреждения правонарушений в информационной сфере..

2. Воспитательная: привитие навыков самостоятельности в работе, воспитание аккуратности, дисциплинированности.

3. Развивающая: развитие внимания, памяти учащихся, развитие умения сопоставлять полученную информацию.

Тип занятия: изучение нового материала.

Оборудование: кабинет информатики и ИКТ

Форма работы : коллективная, индивидуальная

Продолжительность занятия 45 мин.

Ход урока

Организационный момент . Устный фронтальный оп рос

1.Что такое программное обеспечение?

2.Алгоритм обновления программного обеспечения

Изучение нового материала

Правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения : Основным предметом правового регулирования информационного права являются информационные отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов - процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации

Информационное право как наука - это система научных знаний об информационном праве как отрасли права, его предмете, методах, принципах правового регулирования информационных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовом анализе норм права и общественных отношений в информационной сфере зарубежных стран. И эта наука находится на начальном этапе своего формирования.

Информационное право как учебная дисциплина - это система знаний об информационном праве, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических.

Информационное право -- отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в информационной сфере, связанных с оборотом информации, формированием и использованием информационных ресурсов, созданием и функционированием информационных систем в целях обеспечения безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их организаций, государства и общества. административный правовой информационный

Отдельные нормы информационного права содержат в себе также положения гражданского, финансового и предпринимательского права, регулирующие соответствующие гражданские, финансовые и предпринимательские отношения.

Конституционно-правовое регулирование информационных отношений обусловлено необходимостью обеспечения гарантий осуществления информационных конституционных прав и свобод граждан, которые нашли свое развитие в других законодательных актах.

Гражданско-правовое регулирование информационных отношений обусловлено тем, что большая часть информационных прав и свобод реализуется в процессе гражданского оборота информации. Это имущественные права и право собственности на информационные ресурсы в информационной сфере.

Административно-правовое регулирование информационных отношений обусловлено необходимостью государственного управления информационными процессами формирования и использования государственных информационных ресурсов, создания и применения государственных информационных систем и средств их обеспечения, а также средств и механизмов информационной безопасности.

Уголовно-правовое регулирование информационных отношений обусловлено необходимостью противодействия противоправным действиям в информационной сфере.

Итак, учитывая комплексный характер информационного права, можно сделать вывод, что его предметом являются общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся при обращении информации в информационной сфере в результате осуществления информационных процессов.

Система информационного законодательства Российской Федерации - совокупность норм права, регулирующих отношения в информационной сфере.

Норма права - правило поведения участников правоотношений.

Источник права - форма выражения этого правила, способ придания ему общеобязательной силы через принятие государственных актов.

Совокупность норм права, закрепленных законодательно, и составляют систему информационного законодательства РФ:

Конституция РФ

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»

Федеральные законы «О средствах массовой информации», «Об участии в международном информационном обмене», «О связи», «О федеральных органах правительственной связи и информации»

Указы Президента РФ

Доктрина информационной безопасности

Законы местных органов самоуправления

Постановления различных государственных учреждений и т.д.

Выделяют следующие виды норм :

Материальные нормы - закрепляют материальное, информационно-правовое содержание прав и обязанностей участников информационных отношений.

Процессуальные нормы - устанавливают порядок и действие норм материального права.

Обязывающие нормы - возлагают определенные обязанности, предписывают участникам правоотношений совершение определенных действий.

Запрещающие нормы - устанавливают запрет на совершение определенных действий.

Управомочивающие нормы - предоставляют участникам информационно-правовых отношений возможность совершать те или иные действия.

Элементы нормы ИП :

Гипотеза - определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть информационно-правовые отношения.

Диспозиция - предписание о том, как должны поступать юридические и физические лица в информационной сфере, т.е. определяет их права и обязанности.

Санкция - указывает на последствия несоблюдения нормы ИП, которые в ней содержатся и которые вытекают из действий участников информационных правоотношений.

Правонарушения в информационной сфере : Правонарушение - юридический факт (наряду с событием и действием), действия, противоречащие нормам права (антипод правомерному поведению).

Правонарушения всегда связаны с нарушением определенным лицом (лицами) действующей нормы (норм) ИП и прав других субъектов информационных правоотношений. При этом эти нарушения являются общественно опасными и могут влечь для тех или иных субъектов трудности, дополнительные права и обязанности.

Признаки, состав и характеристика правонарушений в информационной сфере : Наиболее частые правонарушения в информационной сфере - проступки (незначительная опасность): дисциплинарные, административные и гражданско-правовые. В основе деления лежат виды общественных отношений, нарушаемых соответствующими проступками, а также способы применения за них санкций.

Административный проступок - противоправное виновное деяние, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, за которое действующее законодательство предусматривает административную ответственность в виде штрафа, конфискации или предупреждения. При этом правонарушитель не состоит в трудовых или служебных отношениях с организацией или должностными лицами, которые принимают решение о применении к нему санкций.

Дисциплинарный проступок - проступок, совершенный лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должен соблюдать правила, устанавливающие тот или иной режим деятельности. Санкции - замечание. Выговор, штраф и т.д.

Гражданские правонарушения выражаются в нарушении норм, регулирующих информационно-имущественные отношения и интересы собственно информационных ведомств, организаций, структур и фирм. Ведущим принципом гражданского права является требование полностью возместить убытки, причиненные гражданским правонарушением.

Наиболее серьезные правонарушения в информационной сфере - преступления.

Преступлением в РФ признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Как особый вид правонарушений преступления характеризуются следующими признаками:

Общественная опасность преступления выражается в том, что оно посягает на наиболее значительные общественные ценности (в информационной сфере - свобода личности, конституционные права и свободы).

Субъектом преступления могут быть только физические лица: граждане и должностные лица. Государственные органы, учреждения, коммерческие и некоммерческие организации не привлекаются к уголовной ответственности. За их деяния отвечают виновные лица, по инициативе, под руководством и при непосредственном участии которых были осуществлены подобные деяния.

Исчерпывающий перечень деяний, признаваемых преступлением, содержится только в одном федеральном законе - Уголовном кодексе РФ. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, принимаются в форме изменений или дополнений к УК РФ и подлежат включению в него.

Состав правонарушения в информационной сфере - совокупность характерных признаков рассматриваемого правонарушения, которые предусмотрены соответствующими нормами ИП и характеризуют данное правонарушение как общественно-опасное, противоправное и наказуемое явление.

Закрепление изученного

1. Какие правонарушения в сфере информационных технологий вы знаете?

2. Что такое система информационного законодательства РФ?

3. Что называется преступлением?

4. Что изучает информационное право?

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности обеспечения информационной безопасности в образовательных учреждениях в зависимости от их вида. Оценка осведомленности учащихся разных возрастов о понятии "Информационная безопасность". Составляющая информационной безопасности школьников.

    дипломная работа , добавлен 12.08.2017

    Угрозы информационной безопасности, понятие, виды. Интернет-угрозы для школьников. Составление и реализация системы мероприятий по профилактике информационной безопасности в школе, включающей в себя внеклассное мероприятие по теме "Интернет-безопасность".

    дипломная работа , добавлен 12.08.2017

    Анализ социально-педагогического аспекта информационной безопасности в условиях школы. Изучение готовности современного учителя к использованию образовательных ресурсов Интернета. Обзор практических советов по безопасности для детей разного возраста.

    дипломная работа , добавлен 05.04.2012

    Школа как педагогическая система и объект научного управления. Методики сбора, обработки, хранения информации для повышения эффективности внутришкольного управления. Мониторинг как система сбора, обработки, хранения информации об образовательной системе.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2011

    Изучение информационной грамотности как основы информационной деятельности учащихся. Классификация электронных средств учебного назначения. Рекомендации к разработке мультимедийной презентации с целью развития информационной грамотности пятиклассников.

    дипломная работа , добавлен 23.08.2013

    Информационная безопасность как педагогическая проблема. Особенности развития младшего школьника как фактор эффективности формирования его информационной безопасности. Основные пути к решению проблемы информационной безопасности младшего школьника.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2017

    Характеристика методов получения ретроспективной информации и организации работы в опытных группах. Особенности сбора и обработки текущей информации в теории физического воспитания. Педагогическое обучение и статистические способы обработки данных.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2012

    Информационно-аналитическое обеспечение школы. Характеристика технологических процессов сбора, передачи, обработки и выдачи информации. Современные информационно-коммуникационные технологии и их влияние на развитие новых возможностей в управлении школой.

    отчет по практике , добавлен 25.05.2014

    Понятия компетенции и компетентности в педагогике. Характеристика, цели и задачи формирования информационной компетенции учащихся при изучении общебиологического материала. Разработка и апробация методики формирования информационной компетенции.

    дипломная работа , добавлен 02.07.2011

    Понятие и структура информационной среды общества, закономерности и направления ее развития. Этапы и принципы формирования и становления информационной культуры школьников, факторы, влияющие на данный процесс, его педагогические условия и предпосылки.

Правонарушение – юридический факт (наряду с событием и действием), действия, противоречащие нормам права (антипод правомерному поведению).

Правонарушения всегда связаны с нарушением определенным лицом (лицами) действующей нормы (норм) ИП и прав других субъектов информационных правоотношений. При этом эти нарушения являются общественно опасными и могут влечь для тех или иных субъектов трудности, дополнительные права и обязанности.

Наиболее частые правонарушения в информационной сфере – проступки (незначительная опасность): дисциплинарные, административные и гражданско-правовые. В основе деления лежат виды общественных отношений, нарушаемых соответствующими проступками, а также способы применения за них санкций.

Административный проступок – противоправное виновное деяние, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, за которое действующее законодательство предусматривает административную ответственность в виде штрафа, конфискации или предупреждения. При этом правонарушитель не состоит в трудовых или служебных отношениях с организацией или должностными лицами, которые принимают решение о применении к нему санкций.

Дисциплинарный проступок – проступок, совершенный лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должен соблюдать правила, устанавливающие тот или иной режим деятельности. Санкции – замечание. Выговор, штраф и т.д.

Гражданские правонарушения выражаются в нарушении норм, регулирующих информационно-имущественные отношения и интересы собственно информационных ведомств, организаций, структур и фирм. Ведущим принципом гражданского права является требование полностью возместить убытки, причиненные гражданским правонарушением.

Наиболее серьезные правонарушения в информационной сфере – преступления.

Преступлением в РФ признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Как особый вид правонарушений преступления характеризуются следующими признаками:



Общественная опасность преступления выражается в том, что оно посягает на наиболее значительные общественные ценности (в информационной сфере – свобода личности, конституционные права и свободы).

Субъектом преступления могут быть только физические лица: граждане и должностные лица. Государственные органы, учреждения, коммерческие и некоммерческие организации не привлекаются к уголовной ответственности. За их деяния отвечают виновные лица, по инициативе, под руководством и при непосредственном участии которых были осуществлены подобные деяния.

Исчерпывающий перечень деяний, признаваемых преступлением, содержится только в одном федеральном законе – Уголовном кодексе РФ. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, принимаются в форме изменений или дополнений к УК РФ и подлежат включению в него.

Состав правонарушения в информационной сфере – совокупность характерных признаков рассматриваемого правонарушения, которые предусмотрены соответствующими нормами ИП и характеризуют данное правонарушение как общественно-опасное, противоправное и наказуемое явление.

1. юридическая ответственность за правонарушение в информационной сфере

2. гражданско-правовая ответственность за правонарушение в информационной сфере

3. административно-правовая ответственность за правонарушение в информационной сфере

4. уголовная ответственность за преступления в информационной сфере

1.Понятие юридической ответственности относится к числу общетеоретических и применяемых в различных отраслях права.

Являясь одним из юридических средств, нейтрализующих последствия ненадлежащего поведения субъектов, выступающего в качестве нарушения прав и законных интересов других лиц, юридическая ответственность выступает как реакция государства на совершение правонарушения. Эта реакция имеет властный, принудительный характер, понуждающий правонарушителя претерпеть неблагоприятные для него последствия в виде лишения определенных материальных или нематериальных благ.

ТАКИМ ОБРАЗОМ содержание юридической ответственности выступает как государственно-властное принуждение, проявляющееся в различных формах. Юридическая ответственность за нарушение законодательства, регулирующие отношения в информационной сфере имеет ряд специфических особенностей:

1) правонарушения, попадающие под применение тех или иных мер, всегда связаны с информацией

2) правонарушения можно рассматривать в качестве информационно-правовых, если их связь с информацией является не только непосредственной, но и опосредованной наличием материального носителя

Принципы юридической ответственности:

1) принцип законности

2) принцип обоснованности

3) принцип справедливости

4) принцип неотвратимости наказания

5) принцип целесообразности

Государственное принуждение осуществляется путем применения к нарушителю различных мер воздействия. От характера этих мер и характера последствий их применения зависит отраслевая принадлежность юридической ответственности за правонарушение в информационной сфере.

Если неблагоприятные последствия носят имущественный характер и выражается в возмещении убытков, уплате неустойки, имеет место гражданско-правовая ответственность. Если неблагоприятные последствия выражаются в санкциях, предусмотренных нормами административного или уголовного законодательства – имеет место административно-правовая или уголовная ответственность.

2.Гражданско-правовые отношения характеризуются равенством участников. Это предопределяет особенности гражданско-правовой ответственности. Главная особенность – наличие имущественного характера принудительных мер воздействия на правонарушителя. К принудительным гражданско-правовым мерам, носящим имущественный характер относятся:

1) меры, связанные с возмещением убытков

2) взыскание неустойки

3) компенсация морального вреда

Имущественные издержки нарушителя, являющееся следствием применения имущественных мер должны компенсировать имущественную сферу потерпевшего.

Меры гражданско-правовой ответственности предусмотрены в порядке и положениях ГК РБ и информационного законодательства, так согласно п.3 ст.969 ГК РБ определяет, что компенсация морального вреда осуществляется в случаях, когда вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. Компенсация морального вреда выплачивается в денежной форме и не зависит от вины причинения вреда.

Гражданско-правовая ответственность за правонарушения информационного законодательства можно разделить на договорную и внедоговорную. Договорная ответственность возникает при нарушении условий договора, в которых предусмотрены санкции прямо не обеспеченные нормами законодательства. Внедоговорная ответственность возникает при причинении личности потерпевшего или его имуществу вреда, который не связан с исполнением договорных обязательств. Пример деликтной ответственности – меры по возмещению вреда, причиненные вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (п.3 ст.965 ГК).

Для наступления гражданско-правовой ответственности должны существовать специфические основания. В доктрине гражданского права и на основании ее философских взглядов можно выделить следующие факты, которые входят в состав правонарушения:

1) противоправность поведения лица (действия или бездействия лица), на которые предполагается наложение ответственности

2) наличие у потерпевшего убытка или вреда (в том числе морального)

3) наличие причинной связи между противоправным поведением и наступившими последствиями в качестве убытка или вреда

4) наличие вины правонарушителя

Состав гражданского правонарушения (деликта), совершенного вследствие незаконного использования методов получения, находятся в любом режиме.

3.Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во времени и по месту совершения административного правонарушения.

Административным правонарушением признается противоправное виновное деяние (действие или бездействие). Физические или юридические лица. За которые КоАП такая административная ответственность.

Законодательство РБ предусматривает значительный перечень мер административного характера, за которые предусмотрена административная ответственность.

Административно-правовые санкции, связанные непосредственно с информацией:

1) ст.9.6 – отказ госоргана в предоставлении гражданину информации

2) ст.22.7 – нарушение правил защиты информации

3) ст.22.6 – несанкционированный доступ к компьютерной информации

4) ст.22.10 – незаконный отказ в доступе к архивному документу

5) ст.22.13 – незаконное разглашение коммерческой или иной тайны

ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ

организационно упорядоченные совокупности документов законодательства РФ (массивы таких документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих процессы информационно-правового обеспечения всех сфер деятельности (ФЗ от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". Концепция правовой информатизации России, утвержденная Указом Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 966, президентская программа "Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации", утвержденная Указом Президента РФ от 4 августа 1995 г. № 808). Образует Российскую автоматизированную систему информационно-правового обеспечения правотворческой и правореализационной деятельности, правового образования и воспитания (РАСИПО), которая обслуживает органы государственной власти РФ. Среди российских справочных информационно-правовых систем широко известны такие. как "Гарант", "Кодекс", "Консультант Плюс", "ЮСИС". ориентированные на негосударственные структуры и физических лиц.

Понятие информационно-правовых систем

Информационно-правовые системы - это особый класс компьютерных баз данных, который существует в России с 1990 года. Компьютерная информационно правовая система - это программный комплекс, включающий в себя массивправовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом информации (производить поиск конкретных документов или их фрагментов, формировать подборки необходимых документов, выводить информацию на печать и т.д.). Кроме нормативных документов, информационно-правовые системы содержат консультации специалистов по праву и бухгалтерскому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов.

Информационно-правовые системы существенно облегчают жизнь специалистам (юристам, бухгалтерам, руководителям), многократно повышая производительность их труда при решении правовых вопросов.

На сегодняшний день в России существуют следующие основные справочно-правовые системы:

Имеются международные и федеральные документы, судебные решения, финансовые консультации, тексты указов президента. Состоит из одной объединённой базы

КонсультантПлюс

Имеются федеральные и международные документы, судебные решения, финансовые консультации. Состоит из федеральной, региональной и местной базы данных

Основное отличие - большое количество нормативно-технических документов - СНиП, ГОСТ, РД и т. д., наличие специализированных справочных систем по различным отраслям - строительство, экология, электроэнергетика, охрана труда и т. д. Имеются международные и федеральные документы, судебные решения, финансовые консультации, тексты указов президента

Референт

Самая молодая система на этом рынке. Молодость определяет как достоинства (свежий подход, современный интерфейс, попытка использовать аналитические возможности компьютерной сортировки документов), так и недостатки (небольшой массив документов, по сравнению с мэтрами этого рынка).



Просмотров