Высший представительный орган гос власти. Государственные органы и устройство российской федерации

Инфраструктура сопутствует практически любым видам бизнеса и жизнедеятельности. Где бы мы ни находились и чем бы ни занимались - так или иначе нашу жизнь и наш бизнес обеспечивает инфраструктура. Есть ещё на земле места и ситуации, где человек или группа людей лишены инфраструктуры и находятся один на один с природой. Но даже в этих ситуациях инфраструктурой можно считать окружающий нас мир.

Однако такое расширительное толкование инфраструктуры заведёт нас слишком далеко и потребует дополнительных философических построений, поэтому будем воздерживаться от излишнего расширения темы.

Для начала попробуем определить понятие инфраструктуры. На интуитивном уровне под инфраструктурой понимают объекты техногенного происхождения, которые используются для ведения бизнеса или обеспечивают жизнь человека и/или общества.

Википедия, например, даёт следующее определение инфраструктуры: Инфраструкту́ра (лат. infra — «ниже», «под» и лат. structura — «строение», «расположение») — комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и/или обеспечивающих основу функционирования системы.

Термин заимствован из военной лексики.

  • Социальная инфраструктура — совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения.
  • Транспортная инфраструктура — совокупность отраслей и предприятий транспорта.
  • Инженерная инфраструктура — системы инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений.
  • Инфраструктура экономики — совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих производство и хозяйство в целом.
  • Информационная инфраструктура — система информационных организационных структур, подсистем, обеспечивающих функционирование чего-либо.
  • Военная инфраструктура — системы стационарных объектов и отдельных сооружений, являющихся основой для развёртывания вооружённых сил, ведения военных действий и обеспечения боевой и оперативной подготовки войск.

Мой преподаватель по математическому анализу Зима Владимир Григорьевич, талантливый физик-теоретик, по поводу понимания сложных сущностей говорил (вероятно, это не его цитаты):

  • понять это значит привыкнуть,

и ещё:

  • наука тогда делает большие шаги вперёд, когда придумывают новые удобные обозначения. Например, знак интеграла, суммы, предела, обозначение матрицы одной буквой и т.п.

Из всего многообразия определений инфраструктуры можно понять, что данный термин имеет слишком много толкований и если им в дальнейшем пользоваться - необходимо его ограничить удобными рамками. Поэтому с данного абзаца и далее мы будем понимать под инфраструктурой*:

  • средства производства и/или объекты обеспечения жизненно важных потребностей (жизнедеятельности) человека, которые обеспечивают тот или иной бизнес/дело/процесс.

* Очень важно не смешивать и не отождествлять инфраструктуру с процессами, структурами и бизнесом. Сама по себе инфраструктура ничего не делает и не производит. Она есть лишь материальная основа. Как говорил В.П. Черномырдин (это не точная цитата, но смысл такой): «Газотранспортная система Украины без газа превращается в груду металлолома». Равно как и жилой фонд без живущих в нем людей превращается в руины. В этом смысле, также как и закуска без выпивки становится банальной едой, так и инфраструктура без того, что она обеспечивает, рассыпается на объекты техногенного происхождения.

К нашему пониманию инфраструктуры следует добавить ещё несколько её свойств: 

  • она рукотворна - т.е. является результатом человеческого труда;
  • обеспечивает материальные потребности ; рукотворные структуры или объекты, обеспечивающие культуру, духовность и т.п. мы не рассматриваем;
  • требует мер по поддержанию работоспособного состояния;
  • поддаётся количественной оценке и может быть измерена и посчитана;
  • имеет характеристики, описывающие её мощность и эффективность, как с точки зрения обеспечения полезных функций, так и с точки зрения надёжности и рисков, которые возникают при эксплуатации;
  • имеет известные и доступные для данного вида инфраструктуры способы поддержания работоспособности, ремонта и замены, оцениваемые в денежном и натуральном выражении.

Примерами инфраструктуры с такими свойствами могут быть:

Для нефтяной компании:

  • Трубопроводная система. Она состоит из нефтепромысловых трубопроводов различного назначения, трубопроводов внешнего транспорта нефти и газа и внутриплощадочных технологических трубопроводов на установках подготовки и перекачки нефти, газа и воды. Количественными характеристиками такой инфраструктуры будут:

длина (км), диаметр (мм), толщина стенки (мм) и назначение трубопроводов (нефть/газ/вода/смесь и т.п.);

пропускная способность (м3/тонн в сутки);

сроки эксплуатации каждого трубопровода (лет);

количество аварий и инцидентов на трубопроводах (шт), производственные потери (руб.), экологический ущерб (руб.), штрафные санкции (руб.);

защита от коррозии (км, руб./км), техническое обслуживание и диагностирование (руб./км), ремонт дефектов (руб./шт/км), замена (руб./км).

  • Объекты подготовки нефти и газа (не будем напрягать читателя скучным перечислением их компонентов и показателей).
  • Добывающие скважины с погружным оборудованием.
  • Линии электропередач.
  • Прочее.

Для автотранспортной компании:

  • Автопарк:

количество (шт), тип/марка а/м;

производительность (тонн, посадочных мест);

сроки эксплуатации каждого автомобиля и пробег (лет, км);

количество поломок автомобилей на вызовах, претензий со стороны клиентов (шт.), простои на ремонте (сут.), затраты на ремонт (руб.), штрафные санкции (руб.);

техническое обслуживание и диагностирование (руб./км), ремонт дефектов (руб./шт/км), замена (руб./км).

  • Ремонтные базы, стоянки.

Для завода:

  • Станочный парк.
  • Здания и сооружения.
  • Кабельные сети и эстакады.
  • Технологические и прочие виды трубопроводов.
  • Прочее.

Для города/страны:

  • Здания и сооружения, в т.ч. жилой фонд, социальные объекты и т.п.
  • Транспортные коммуникации, в т.ч. дорожная и железнодорожная сети, линии электропередач и т.п.
  • Трубопроводная инфраструктура - сети горячего и холодного водоснабжения, канализация.
  • Свалки, очистные сооружения.
  • Прочее.

Таким образом, можно с уверенностью определить, что инфраструктурой является практически все наше рукотворное окружение. Как управлять всей этой громадой, накопленной цивилизацией, надо знать в первую очередь профильным менеджерам компаний и чиновникам муниципалитетов и правительств. На инфраструктуру государство и бизнес направляет большие затраты и значительная часть трудоспособного населения работает на её эксплуатацию, поддержание и строительство - поэтому вопросы и проблемы, связанные с её эксплуатацией могут быть интересны многим специалистам.

Некоторые из покупателей обычных квартир и уровня «бизнес-класс» предпочтут подождать пару лет и вселиться в дом, расположенный в развитом квартале, чем осваивать новый район, пусть даже с более комфортным жильем. Близость торговых центров, остановок транспорта, школ и социальных учреждений для них приоритетна.

А кое-кто из покупателей элитного жилья смотрят на это иначе: личное авто у каждого взрослого члена семьи легко решает подобные проблемы. Но если для вас развитая инфраструктура важна, - имеет смысл узнать в подробностях перспективу развития выбранного района.

Кстати, эта информация может пригодиться и в более серьезном случае: если ваш будущий дом планируют окружить аналогичными постройками, то красивая перспектива, которой вы планировали наслаждаться из окна, может быть банально закрыта соседними зданиями.

Развитость инфраструктуры дома

В наше время нередко обсуждают развитость инфраструктуры самого дома, и именно по ней определяют уровень «элитности». Но профессионалы считают, что это очень неоднозначная характеристика. Пожалуй, только отгороженная территория дома, охрана и удобные подъездные пути – объединяющие черты всех элитных домов. На придомовой территории, как минимум, размещаются клумбы или газоны, а также детская площадка, площадь определяется размерами дома. Нередко устанавливается видеонаблюдение. Все остальное – очень индивидуально.

Риэлторы разделяют 3 типа престижных жилых зданий, для каждого из которых характерна своя собственная грамотная инфраструктура. Кое-что зависит от объективных причин, по поводу другого - решения принимает застройщик после обсуждения с жильцами

Высотные элитные дома точечной застройки в историческом центре города или в живописном, почти заповедном районе.

Подземный гараж – самое первое, что очевидно должно здесь быть в наличии. Максимальный уровень транспортного комфорта – подземная стоянка с расчетом на автомобили гостей.

Кроме того, в доме может располагаться разновариантный набор источников несложного сервиса: продовольственный бутик с адекватными названию ценами, небольшой тренажерный зал, детская комната, химчистка. Более обширный сервис располагать здесь просто невыгодно.

Высотные комплексы – кварталы с единой социальной структурой жильцов. Как правило, они сооружаются на расстоянии 1.5-3 км от исторического центра или в развитых престижных, но более отдаленных районах города.

Инфраструктура квартала может напоминать «маленький город»: мини-парк, спортивные клубы и рестораны, спа-центры и салоны красоты, супермаркет с респектабельной репутацией, частные школы и детские сады, филиал скорой помощи и ветеринарная клиника. Кроме подземного паркинга, нередко оборудуется и надземная автостоянка.

Набор различных видов сервисных и досуговых служб, как правило, определяется застройщиком в союзе с управляющей компанией еще на этапе строительства комплекса.

Клубные дома закрытого типа – малоэтажные здания, чаще всего рассчитанные на 10-12 квартир. Некоторые риэлторы считают, что это – самая настоящая эксклюзивность, принадлежность к определенному кругу, войти в который не так-то просто.

Чтобы приобрести квартиру в элитном клубном доме, мало обладать достаточными средствами, - надо, как минимум, получить «инвайс» (приглашение-рекомендацию), но обычно круг жильцов формируется уже на этапе проекта. Это как раз тот самый, редкий случай в наше время, когда всех соседей «знают в лицо».

В клубных домах уровень комфорта может потрясать воображение: кроме высокотехнологичных инженерных систем, здесь нередко предусмотрены уникальные условия для отдыха – зимний сад и бассейн, бар и солярий, тренажерный зал и массажный кабинет. В отличие от всех прочих типов элитных домов, пользоваться этими благами цивилизации могут только жильцы дома и их гости.

Еще один несомненный плюс клубных домов – их несложно найти в историческом центре, один из довольно распространенных вариантов – полностью отреставрированный старинный особняк. Единственное неудобство – отсутствие подземного паркинга, но эта проблема всегда решается зонированием придомовой территории.

Инженерные системы и планировка

Нет сомнений, что инженерные системы в элитном доме должны быть оборудованы по высшему классу. Кроме того, вы должны получить гарантию на все установленные приборы и акты скрытых работ, проверяемые вашим технадзором.

В зависимости от степени элитности, дом может иметь автономные системы жизнеобеспечения (или, как минимум, собственную котельную), мощные фильтры для воды и оборудование для создания микроклимата, бесшумные лифты, спутниковое телевидение и оптико-волоконные системы связи.

Планировка действительно элитной квартиры должна предоставлять владельцу возможность реализации любых желаний, именно поэтому ее нередко делают максимально свободной. Большие окна, высокие потолки, а также высокое качество черновых и отделочных материалов даже не обсуждаются – это совершенно очевидно. А вот размеры квартир – дело весьма индивидуальное.

П Л А Н

1 . Введение

2. Инфраструктура: понятие, виды и функции.

3. Основные элементы рыночной инфраструктуры.

а) предприятия торговли

б) биржевая торговля как разновидность биржевой торговли;

в) банковская система - обслуживающий механизм рынка;

г) небанковские учреждения;

д) транспорт.

4. Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Инфраструктура - неотъемлемая часть рынка, следовательно ее изучение необходимо для становления и стабильного развития и функционирования рыночных механизмов, для оптимизации действия различных законов рынка, обеспечивающих процесс товародвижения, удовлетворяющих потребности населения, регулирующих социальную сферу общества.

При административно-плановой системе хозяйствования подход к инфраструктуре сильно отличался от ее понимания в условиях рыночной экономики. В централизованной системе продукт распределялся в независимости от существования институтов, способствующих его продвижению от производителя к конечному потребителю. При переходе к рынку предприятиям приходится самостоятельно налаживать хозяйственный связи, обеспечивающие сбыт их продукции на рынке. Кроме того, изменилась и система расчетов между хозяйствующими субъектами рынка, что обусловило появление финансовых учреждений, являющихся элементами инфраструктуры.

Изучение инфраструктуры важно не только в сфере производства, но касается социальной и культурной жизни общества. С предоставлением большей свободы действий гражданам появляются организации, обеспечивающие их самостоятельную деятельность, исходя из их собственных интересов.

Переход к рыночным отношениям еще не закончен, многие рыночные механизмы и законы еще не сформировались, действуют не в полную силу. Чтобы завершить этот процесс, прийти к стабильному, урегулированному рынку, необходимо изучать существующие рыночные институты, историю их возникновения, выявлять их недостатки, вырабатывать рекомендации по улучшению их функционирования.

Важным моментом является изучение зарубежного опыта. Так как зарождение основ рынка и его элементов произошло в странах Европы и Америки. Однако прямое переложение зарубежного опыта на российскую действительность не допустимо, так как необходимо учитывать российскую специфику, организацию хозяйствования. Таким образом необходимо найти оптимальное сочетание рынка нашей страны и положительных черт зарубежных рынков.

ИНФРАСТРУКТУРА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ

Одной из особенностей современного этапа развития страны является повышение роли и совершенствование инфраструктуры.

В период плановой экономики сложилась диспропорция между развитием базисных отраслей и инфраструктурой из-за занижения роли инфраструктуры, недостаточных капиталовложений вследствие понимания ее как вторичного элемента по отношению к основному производству.


При становлении любого типа экономики главенствующую роль выделяют производству, которые является основой для развития общества, поэтому первоначальным определяется рассмотрение именно производственной инфраструктуры.

В начале своего развития до наступления машинного способа производства, инфраструктура не выделялась в особенную функцию. В общей неразвитости производства удельный вес инфраструктуры был незначителен.

В основе развития инфраструктуры лежит введение машинного способа производства, который вызывает разделение деятельности по производству продуктов на отдельные обособленные виды труда, т.е. происходит общественное разделение труда, в связи с чем, происходит развитие инфраструктуры из-за увеличения потребностей отдельных видов труда. Таким образом, производственная инфраструктура приобретает новое качество, заключающееся в том, что она превратилась в развивающиеся отрасли и виды деятельности. Такими отраслями являются отрасли транспорта и связи. Функцией транспортной отрасли является осуществление процесса перевозки товаров, готовых к потреблению и необходимых для процесса производства. В самостоятельную отрасль выделилась также и отрасль по передаче сообщений, т.е. связь.

Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной сферы общественного производства прошел ряд этапов, определяемых крупными вехами в общественном разделении труда. Так, отдельные ремесла от земледелия, или второе крупное общественное разделение труда, вызвав появление городов, объективно способствовало усилению продуктообмена между городом и деревней, что вело к развитию объектов инфраструктуры. Третье крупное разделение труда в обществе - отделение торговли от земледелия и промышленности - привело к дальнейшему росту продуктообмена за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, что в свою очередь, с необходимостью потребовало расширения инфраструктурной сферы.

Термин “инфраструктура” произошел от лат. - “infra” - ниже, под; structura” - строение, расположение. Несмотря на широкое использование термина “инфраструктура” существуют различные трактовки понятия.

Другие понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания, видя ее назначение в “создании общих условий производства”, в “обеспечении деятельности основного производства”.

Известна и такая точка зрения, согласно которой инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, “обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которая... призвана обеспечить... беспрепятственное поле деятельности”.

При рассмотрении вопроса о производственной инфраструктуре важно выделить то, что она не производит какой-либо продукт, лишь создает необходимые условия для его производства.

Инфраструктурные элементы экономики являются лишь следствием своеобразной функций, возложенных экономикой на инфраструктуру. Эти функции с течением времени изменяются и все более обособляются от функций основного производства. Поэтому в определении производственной инфраструктуры первичным признаком должны выступать ее функции, состоящие в обеспечении производства.

Функциональной спецификой производственной инфраструктуры является:

Затрачиваемый труд в отраслях производственной инфраструктуры является производительным, он увеличивает стоимость национального дохода.

1 - Хомелянский Б.Н. Место инфраструктуры в народном хозяйстве и проблемы ее развития - Экономические науки 1977 N 12

2 - Носова С.С. Инфраструктура и ее роль в повышении эффективности общественного производства

3 - Семенов Т. Инфраструктура и сфера услуг.

В отраслях инфраструктуры создается продукт в новой материально-вещественной форме.

Невозможно резервировать или складировать продукцию отраслей инфраструктуры, т.к. она проявляется в форме процесса перемещения, хранения, передачи информации. - Нельзя характеризовать производственную инфраструктуру как вспомогательную и тем более второстепенную сферу.

Функционирование инфраструктуры носит двойной характер: с одной стороны - обслуживание материального производства, с другой - воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т.е. фактора который также непосредственно участвует в производстве.

В рамках курсовой работы уместно упомянуть о социальной инфраструктуре (т.к. при становлении рыночной экономики нельзя забывать о человеческих факторах).

Социальная инфраструктура. - совокупность объектов отраслей сферы обслуживания (транспорта и связи по обслуживанию населения; образование, здравоохранения) деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения.

Социальная инфраструктура не является механизмом, обслуживающим вспомогательным и придаточным для некой основной структуры. Ведь объект социального обслуживания - население - состоит с непроизводственной сферой в отношениях, не имеющих ничего общего с отношениями производства, экономики и инфраструктуры, обслуживающей производство.

Однако необходимо отметить сходство производственной и социальной инфраструктуры, которое состоит в том, что изменение стоимости товара происходит как оказание услуг в производственной сфере транспортирование узлов из одного предприятия на другое), так и в социальной сфере (ремонт обуви, одежды).

Функции социальной инфраструктуры

1. Воспитание подрастающего поколения, получение квалификации, переквалификации (просвещение, образование)

2. Увеличение продолжительности периода работоспособности (здравоохранение)

3. Предотвращение снижения производительности труда в течении рабочего дня. (общественное питание, пассажирский транспорт).

4. Обеспечение условий для отдыха работников, повышение их культурного уровня (жилищное хозяйство, культура, искусство).

Функции 2 и 3 можно рассматривать применительно к производству.

Новым видом инфраструктуры является рыночная инфраструктура. С развитием рыночного механизма в экономике страны появляется необходимость создания специализированного вида деятельности по удовлетворению потребностей отдельных рынков, организованной системы, отражающей спрос и предложение. Появление рынка обусловило возникновение новых организация, учреждений, обеспечивающих его цивилизованное функционирование.

Высшие органы государственной власти РФ:

Президент Российской Федерации;

Совет Федерации Федерального Собрания;

Государственная Дума Федерального Собрания;

Правительство Российской Федерации.

1. Особый порядок формирования (Президент избирается всенародно, Правительство формируется Президентом при участии Гос.Думы).

2. Каждый орган государства и органы местного самоуправления действуют в рамках установленных правом полномочий (Фед. Собрание - законодательные функции, Правительство - исполнительные, Верховный Суд и Высший Арбитражный - судебные).

3. Каждый орган государства имеет полномочия, закрепленные законодательно (Президент - Конституция).

4. Каждый орган государства имеет определенную структуру (Фед. Собрание - из совета федерации и гос.думы).

5. Органы гос-ва работают в особом порядке (Фед. Собрание действует в сессионном порядке).

6. Каждый гос. орган издает присущие ему нормативные правовые акты (Фед. Собрание - законы и постановления, Президент - указы и распоряжения, Правительство - постановления и распоряжения).

Единство гос. власти олицетворяет Президент РФ. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является высшим представительным и законодательным органом страны. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

Проекты федеральных законов вносятся сначала в Государственную Думу. Принятый в Государственной Думе федеральный закон передается на рассмотрение Совета Федерации. После одобрения федерального закона Советом Федерации он считается окончательно принятым.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутаты Государственной Думы избираются от различных политических партий, общественных движений либо как независимые кандидаты сроком на 4 года и работают на профессиональной постоянной основе.

Правительство Российской Федерации в определенных ею пределах возглавляет единую систему исполнительной власти в стране, образуемую федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Правительство состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя правительства и федеральных министров.

Основные признаки государственной власти:
  • публичный характер;
  • суверенитет государственной власти;
  • легитимность;
  • единство;
  • разделение властей;
  • основана на законах.

К ведению Российской Федерации относятся, в частности, следующие:

Вместе с тем Конституция России устанавливает предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К ним, например, относятся:
  • обеспечение законности и правопорядка;
  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей;
  • разграничение государственной собственности;
  • вопросы природопользования;
  • , семейное, жилищное, земельное законодательства и некоторые другие вопросы.

Вне этих предметов ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Некоторые субъекты Российской Федерации заключили с Российской Федерацией особые договоры о разграничении своей компетенции, которые дополняют и уточняют положения Конституции России.

Если Российская Федерация принимает нормативный акт, выходящий за пределы ее компетенции, то действуют только нормативные акты субъектов РФ. И наоборот, нормативные акты субъектов РФ, выходящие за сферу их компетенции, не имеют юридической силы.

Органы государственной власти

Государственный орган — это структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определенных областях и сферах государственной деятельности.

Отличительные признаки государственных органов:
  • органы государственной власти образуются в законодательном порядке;
  • каждый орган государства наделен определенными компетенциями;
  • финансируется из федерального бюджета;
  • в своей деятельности отражают задачи и .
Основные принципы, которыми руководствуются органы государства:
  • принцип разделения властей (самостоятельное функционирование каждой ветки власти в целях исключения произвола произвола в их деятельности);
  • принцип гласности (информирование населения о деятельности государственных органов);
  • принцип законности (строгое соблюдение Конституции и законов всеми органами власти);
  • принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;
  • принцип профессионализма (в гос.органах должны работать только профессионалы).

Виды органов государства:

Основные виды органов власти:
  • глава государства (монарх или президент);
  • законодательные (представительные) органы государственной власти;
  • исполнительные органы гос.власти;
  • судебные органы гос.власти.

Глава государства

Президент Российской Федерации является главой . Он выступает гарантом , принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и территориальной целостности. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики страны.

Президент избирается на 6 лет на основе всеобщего прямого тайного голосования. Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд.

Президент назначает председателя Правительства, формирует и возглавляет Совет безопасности, назначает выборы Государственной думы, подписывает и обнародует федеральные законы, подписывает международные договоры России. Он также является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами страны.

Президент издает указы и распоряжения . В некоторых случаях он может быть досрочно отстранен от должности, для чего применяется определенная процедура.

Федеральное собрание

Федеральное собрание, или парламент Российской Федерации, является высшим представительным и законодательным органом РФ. Федеральное собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной думы .

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один — от представительного органа, другой — от исполнительного органа государственной власти. Таким образом, Совет Федерации насчитывает 178 членов.

Государственная дума состоит из 450 депутатов, которые избираются на срок 4 года. Депутаты Государственной думы работают на профессиональной основе, они не могут находиться на государственной службе и заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности).

Совет Федерации и Государственная дума избирают из своего состава своих председателей.

Основная функция Федерального собрания — принятие федеральных законов.

Процедура принятия федеральных законов

Проект закона поступает сначала в Государственную думу , где он принимается простым большинством общего числа депутатов. Затем закон поступает в Совет Федерации, который может его рассмотреть в течение 14 дней и принять простым большинством голосов общего числа членов этой палаты. Если закон не рассмотрен Советом Федерации в указанный срок, то обычно он считается принятым (за исключением некоторых законов по бюджету, налогам и финансам, а также законов, касающихся международных договоров).

Отклоненный Советом Федерации закон возвращается в Государственную думу, после чего либо образуется согласительная комиссия из представителей обеих палат, либо Государственная дума повторно его принимает, для чего требуется уже 2/3 голосов.

Принятый федеральный закон направляется на подпись президенту РФ , который должен в течение 14 дней подписать и обнародовать его.

Отклоненный президентом закон может быть снова рассмотрен Федеральным собранием. Если при повторном рассмотрении федеральный закон одобрен в ранее принятой редакции большинством в 2/3 голосов как в одной, так и в другой палатах парламента, то он должен быть в течение 7 дней подписан президентом.

Правительство Российской Федерации

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть РФ . Оно состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Председатель Правительства представляет президенту РФ предложения о структуре органов исполнительной власти.

Правительство разрабатывает и представляет Государственной думе и обеспечивает его исполнение. Правительство также обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Оно принимает меры по обеспечению законности, правопорядка, по борьбе с преступностью.

По вопросам своей компетенции правительство принимает постановления и распоряжения. Они обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Судебная власть

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства .

Правосудие в России осуществляется только судом. Судьи являются независимыми. Они подчиняются только закону. Судьи несменяемы и обладают неприкосновенностью. Разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (например, необходимость соблюдения государственной тайны).

Система судов состоит их трех частей: Конституционный суд РФ; суды общей юрисдикции; арбитражные суды.

Конституционный суд РФ решает дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов и нормативных актов президента РФ, палат Федерального собрания и правительства РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Конституционный суд рассматривает некоторые споры о компетенции, возникающие между органами государственной власти, а также жалобы о нарушении прав и свобод граждан.

Суды общей юрисдикции состоят из Верховного суда РФ, судов субъектов Российской Федерации и местных (городских и районных) народных судов. Они рассматривают гражданские дела (с участием граждан), а также уголовные, административные и некоторые иные дела.

Арбитражные суды состоят из Высшего арбитражного суда РФ, федеральных окружных судов и арбитражных судов субъектов федерации. Они рассматривают экономические споры.

Надзор за законностью в стране осуществляют органы прокуратуры РФ.



Просмотров