Автоматическое пожаротушение подземной парковки. Пожарная безопасность закрытых паркингов и подземных автостоянок

Автостоянки и паркинги обязательно должны быть оснащены системами пожаротушения ввиду их повышенной пожароопасности. Нормы проектирования этих объектов представлены в Техническом регламенте (№ 123-Ф3), строительных нормах и правилах, а также сводах правил, утвержденных на государственном уровне:

  • СНиП № 21-02-99;
  • СП № 5.13130.2009;
  • СП № 1.13130.2009.

Правила противопожарного режима Российской Федерации содержат также информацию о том, что установка систем автоматического пожаротушения обязательна для закрытых автомобильных стоянок.

Как определяется пожароопасность автостоянки

Все автостоянки относят к классу Ф 5.2 по функциональной пожарной опасности (Технический регламент № 123-Ф3). Однако в каждом конкретном случае необходимо также категорирование автостоянок по пожарной опасности. Проводят специальный анализ и расчеты на основании известных параметров:

  • количество машиномест;
  • размер территории;
  • вид топлива охраняемых автомобилей (газ, бензин, дизель);
  • защищенность от факторов внешней среды (крытый или открытый паркинг);
  • наличие системы вентиляции.

В результате для каждой стоянки получают единственно верную категорию взрывопожароопасности (от А до Д).

В зависимости от установленной категории объекта, на нем проектируют определенный тип автоматической установки пожаротушения по виду и способу подачи огнетушащего вещества (ОТВ), а также исполняют другие требования, описанные в Техрегламенте.

Виды пожаротушения для автостоянок

Для автомобильных стоянок можно проектировать системы пожаротушения (ПТ) с различными ОТВ. Это будет зависеть от нескольких параметров:

  • тип автостоянки – открытый / закрытый;
  • температура в помещении;
  • наличие механизированных устройств для транспортировки авто.

Таким образом, возможна установка следующих типов пожаротушащих установок:

  1. Газовая или порошковая система – для открытых стоянок (наземных автостоянок, паркингов).
  2. Тонкораспылительные, порошковые, водные системы – для закрытых стоянок (подземных паркингов, наземных автостоянок), если температура в помещении не опускается ниже 0°С.
  3. Только водные системы ПТ проектируют для механизированных автостоянок.

Особенности организации пожаротушения на автостоянках

Автоматические установки ПТ предусматривают для всех подземных и механизированных автостоянок, а также для надземных, если они:

  • имеют больше одного этажа;
  • являются частью другого здания;
  • располагаются под мостом.

Для небольших подземных паркингов с количество машиномест менее 25 допускается не проектировать систему ПТ.

Что касается расхода ОТВ при пожаротушении, в нормативах указано, что расход должен приниматься увеличенным в 2 раза, если автостоянка имеет 2 уровня для хранения авто. Также для многоуровневых стоянок водяные оросители предусматривают для каждого уровня.

Монтаж оборудования для пожаротушения проводится после обследования объекта, в зависимости от его конструктивных решений, объема помещения, температурного режима. Важно не забывать о регулярном и качественном техническом обслуживании пожаротушащих устройств и механизмов, как залоге долгой и эффективной работы всей системы ПТ.

Мероприятия по пожарной безопасности автостоянок

Кроме системы пожаротушения для автостоянок и паркингов также предусматривают иные решения и мероприятия, обеспечивающие их пожарную безопасность:

  • установку системы оповещения и управления эвакуацией;
  • установку системы дымоудаления;
  • установку ручных извещателей;
  • огнезащиту конструкций;
  • обустройство специальных мест для курения;
  • оборудование пожарной сигнализацией, кроме случаев, когда на объекте организовано круглосуточное дежурство.

Только комплексный подход к оснащению автостоянок системами пожарной безопасности гарантирует эффективную защиту объектов от пожара.

Стояки автомобилей под землей - весьма опасное место, когда речь идет о пожарах. Поэтому очень важно, чтобы возгорание было оперативно замечено, локализовано и устранено. Все это позволяют сделать автоматические системы водяного пожаротушения, которая наша компания устанавливает на объектов различного масштаба, в том числе - на подземных автостоянках. Наши специалисты выполняют это в формате “под ключ”, то есть, они:

· проектируют систему, исходя из параметров вашего объекта;

· подбирают оптимальный вариант оборудования и его распределения;

· производят расчет всего проекта;

· занимаются монтажом на объекте и сдают вам результат своей работы.

Все это позволяет комплексно решать задачу в одной компании, не занимаясь поиском исполнителей для каждого этапа работы. Это будет удобно вам, поскольку значительно сэкономит время, а нам позволит максимально качественно выполнить свою работу.

Какие могут быть сложности в проекте

Почему нельзя назвать проектирование пожаротушения на подземной автостоянке простым? Во-первых, нужно учитывать возможное расположение машин на территории, поскольку они в первую очередь требуют защиты и от огня, и от чрезмерного воздействия воды. Во-вторых, важно просчитать возможное расположение людей и способы их ограждения от огня. Все это требует внимательного изучения объекта, на которое способны только опытные специалисты.

Наши сотрудники знают все о возможных препятствиях для успешного пожаротушения на таких парковках, расположенных под землей. Поэтому они смогут оперативно составить проект системы и обеспечить его успешную работу на случай чрезвычайной ситуации. Как владелец такой автостоянки, вы можете быть уверены в гарантии пожаробезопасности для всех ваших клиентов, которые оставляют у вас машины на короткий или на длительный срок. Надежные системы всегда вовремя сработают, а работа наших специалистов будет оправдана, особенно, когда вам не придется в дальнейшем что-либо самостоятельно ремонтировать, поскольку наша компания предлагает и последующее обслуживание установленного оборудования.

Уважаемый gastello ®

Цитата gastello 31.05.2011 23:14:44

просто когда дано уточнение по применению параметра, логично его применять именно для этого и все. не привязывая и не распространяя на прочее.
--Конец цитаты------

Всё это было бы хорошо, да только не в нашей стране. Вы, наверное, по данному вопросу не общались с госэкспертизой, а они (госэкспертиза), особенно после прокурорских проверок, рассуждают вполне логически:

1. Число людей, одновременно находящихся в помещениях для хранения автомобилей, следует принимать из расчета 1 чел. на каждое машиноместо, т.е. в автостоянке на 55 машино-мест - 55 человек.

2. Запрещается применение установок порошкового пожаротушения в помещениях с большим количеством людей (50 человек и более).

Для определения параметров путей эвакуации принимается количество людей или для чего-то другого, их не интересует, даже если они понимают, что одновременно все автовладельцы никогда не окажутся в помещении автостоянки. Просто так написано в нормах - и всё. И ничего иного Вы им не докажете. Это я Вам гарантирую на 100%.

Цитата gastello 31.05.2011 23:23:43

и на последок. а что Вас смущает в порошке для стоянок на жилых домах?
--Конец цитаты------

Насколько я понимаю, под "на жилых домах" Вы имели в виду автостоянки, встроенные в жилые дома?

Де-юрэ:
1. Если число машино-мест в однообъёмной автостоянке менее 50, запрета на применение порошка нет.
2. Если в автостоянке автомобиле хранятся в обособленных боксах, каждый бокс с числом людей, естественно, менее 50 чел (1 бокс на 1 машину = 1 чел.) можно также оборудовать порошковой АУП. Даже если количество боксов более 50.

Де-факто, существует реальная практическая проблема (даже для автостоянок с числом машино-мест менее 50), к которой до сих пор не выработан единый подход: как организовать тушение пожара порошком и дымоудаление из встроенной в жилой дом автостоянки. Логичное решение: сначала включается дымоудаление, а потом пускается порошок. Но перед пуском порошка дымоудаление следует отключить по понятным причинам. А всё это время развитие пожара продолжается, и некоторые модули, к примеру, типа Буран-2,5, могут сработать автономно, что нарушит логику работы всей системы.

И ещё вот что. Вы ранее писали:

Цитата gastello 29.04.2011 0:36:59

Чем страшно, если человека обсыплет порошком? Какой ущерб для здоровья????
- думаю будет ему не радостно, но жив останется
--Конец цитаты------

Страшно бывает не только от того, что человек надышится порошком и наберёт его в глаза. Есть ещё такая штука как потеря видимости в облаке порошка...

И последнее.

Цитата gastello 30.04.2011 0:00:46

да, правда есть не оспоримый и большой плюс у само срабатывающих модулей. они бахнут даже когда вся автоматика будет выключена
--Конец цитаты------

Практика показывает, что самосрабатывающие модули не всегда могут потушить пожар в помещении площадью, превышающей максимальную защищаемую площадь, указанную в паспорте на МПП. Если нет синхронизации пуска МПП в одном направлении пожаротушения, модули будут хлопать один за другим с интевалом времени, необходимым на достижение порогового значения температуры, и если один сработавший модуль не смог потушить пожар по разным причинам (расположение модуля относительно очага пожара, возобновление горения из-за тления и т.п.), во второй раз он уже не сработает.
Но об этом, пожалуй, много уже говорилось.

С уважением, водолей

Закрытые автостоянки представляют собой объекты с повышенной опасностью возникновения пожара. Даже небольшой очаг возгорания может привести к непоправимым последствиям — огромному материальному ущербу и даже человеческим жертвам. Если автостоянка не оборудована надежной системой пожаротушения, огонь быстро перекидывается от одного транспортного средства к другому, а взрывы топливных баков окутывают пламенем все окружающее пространство.автоматическое пожаротушение автостоянок

Автоматическое пожаротушение автостоянок

Согласно государственным нормативам СНиП 21-02-99 при пожаротушении автостоянок закрытого типа должно использоваться автоматическое оборудование, которое самостоятельно среагирует на появление огня, локализует и потушит очаг возгорания.

Крытые автомобильные стоянки представляют собой здания или сооружения (их части), предназначенные для размещения легковых и грузовых транспортных средств. В зависимости от расположения такие автостоянки можно разделить на два основных вида: надземные и подземные.

Автостоянки надземного типа расположены над уровнем земли, оснащены наружными стеновыми ограждениями и кровлей. Такие объекты могут находиться в отдельно стоящих сооружениях, встраиваться в здания другого назначения или пристраиваться к ним. Максимально допустимая высота надземных стоянок не должна превышать девяти этажей.

Подземные автомобильные стоянки могут быть расположены под зданиями (за исключением школ, детских садов и профессионально-технических училищ) или под незастроенными участками (под улицами, проездами, площадями, скверами и т. д.). Глубина подземной стоянки не должна уходить вниз более чем на пять этажей.

Пожарная безопасность неотапливаемых автостоянок поддерживается множеством элементов. Сюда входят первичные средства пожаротушения (огнетушители), сигнализация, оповестительная система и оборудование для автоматической ликвидации очагов возгорания. Использование на автостоянках самосрабатывающих систем (аэрозольных, порошковых и других) не дает огню приблизиться к транспортным средствам и позволяет потушить пожар на начальной стадии. Важно: для пожаротушения подземных автостоянок и надземных объектов можно использовать лишь сертифицированное оборудование, установка которого выполнена в соответствии со всеми нормативными требованиями.

Аэрозольные установки для тушения пожаров

Для обеспечения безопасности автомобильных стоянок специалисты компании «НПГ Гранит-Саламандра» рекомендуют использовать автоматические аэрозольные установки . Такие системы представляют собой автоматический генератор, в состав которого входит узел пуска , аэрозолеобразующий заряд и охладитель. При появлении очага возгорания установка автоматически запускается и генерирует объемное облако аэрозоля, которое быстро распространяется по всему помещению и нейтрализует огонь. Важным преимуществом аэрозольной является то, что она может работать в любых условиях — при высоких и низких температурах, во взрывоопасной среде. После выключения установки огнетушащая концентрация аэрозольной взвеси сохраняется около 20 минут — этого времени достаточно для предупреждения повторного возгорания объекта.

К главным достоинствам аэрозольных установок относится:

  • ВЫГОДНАЯ СТОИМОСТЬ. По сравнению с водяными и порошковыми пожаротушащими системами, генераторы аэрозоля имеют более низкую цену.
  • ВЫСОКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ. При порошковом способе тушения пожара химические реагенты могут нанести автомобилям значительный вред, а водяные системы не могут работать при отрицательных температурах. Аэрозольные смеси полностью лишены этих недостатков и отличаются высокой огнетушащей способностью.
  • ПРОСТОТА УСТАНОВКИ. Монтаж аэрозольного генератора не требует установки вспомогательного оборудования и подведения коммуникационных систем (водопровода, электроснабжения и т. д.).
  • ОТСУТСТВИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ. После установки аэрозольная система объемного пожаротушения не нуждается в перезарядке и всегда находится в работоспособном состоянии.
  • БЕЗОПАСНОСТЬ. Аэрозольная смесь не причиняет вреда окружающей среде, а при попадании в организм человека не несет летальной опасности. Кроме того, в отличие от воды и порошковых реактивов аэрозоль не приводит к порче автомобилей и другого имущества, а осевшие хлопья легко удаляются с любых поверхностей.
  • УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ. Аэрозольные генераторы можно использовать в любых помещениях, в том числе и на взрывоопасных объектах.

Наши услуги

«НПГ Гранит-Саламандра» — одна из ведущих российских компаний, занимающихся разработкой и производством систем аэрозольного пожаротушения. Собственный исследовательский центр, высокотехнологичная опытно-конструкторская база и квалифицированный персонал с большим опытом работы являются надежной гарантией высокого качества выпускаемой продукции.

Пожар происходит на подземной автостоянке, в ночное время, причина пожара неправильно обращение с огнем.

При возникновении пожара организуется эвакуация людей и материальных ценностей.

− обеспечить эвакуацию персонала;

− проверить помещения на наличие оставшихся людей;

− отключить электроэнергию дежурным электриком;

− пожарный автомобиль установить на пожарный гидрант;

− установить пост пожаротушения;

− подачу огнетушащих веществ на тушение пожара осуществлять с помощью ГПС-600;

− подачу огнетушащих веществ на защиту осуществлять с помощью ручного ствола РСК-50.

Время свободного распространения огня определяется по формуле:

τ св = τ обн + τ сообщ + τ сб + τ сл + τ бр;

где .- время обнаружения пожара, принимаем равным одна мин;

Время сообщения о пожаре, принимаем равным одна мин;

Время обнаружения и сообщения составляет одну минуту, так как на объекте установлена АУПТ.

–время сбора подразделения, принимаем равным одна мин, согласно данным «Справочника РТП»;

–время следования первого пожарного подразделения;

–время, затраченное на проведение боевого развертывания (в пределах 4-6 минут).

Расстояние до ПЧ-4 равно два км.

Все данные приняты исходя из нормативов, и расписаний выезда пожарных подразделений.

Время следования определяется по формуле:

где v сл – скорость движения пожарного автомобиля – 45км/ч;

L – расстояние до объекта тушения.

Находим время свободного горения:

Так, как τ св › 10 мин, то путь, пройденный огнем на момент введения сил и средств первого подразделения, определяется по формуле:

L=0,5V л · τ 1 +V л ·τ 2 =0,5V л ·10+V л · (τ св -10) = V л · (τ св -5);

где V л – линейная скорость распространения горения, м/мин.

Согласно справочнику руководителя тушения пожара для автостоянок, линейная скорость горения V л = 1 м/мин (Согласно данным «Справочника РТП» для помещений транспорта минимальная скорость распространения пламени 0,5 м/с, максимальная 1 м/с) как наихудший вариант принимаем скорость распространения пламени 1 м/с.

L = 1 ∙(13 - 5) = 8 м.

Пожар распространяется по угловой форме 180º (рисунок 3.1).

Рисунок 3.1 –Угловая форма пожара

Площадь, м 2 , при круговой форме пожара определяется по следующей формуле:

Формула, для определения площади тушения при расстановке сил и средств пo периметру:

где h – глубина тушения, м.

Глубина тушения генератором пены средней кратности (далее – ГПС 600), равна 10 метров.

Требуемый расход огнетушащего средства на тушение пожара определяется по формуле:

Q т тр. = S т ∙ I тр. ,

где S т – плошадь тушения, м 2 ;

I тр. – требуемая интенсивность подачи огнетушащего средства, л/ м 2 ∙с.

Требуемая интенсивность подачи огнетушащего средства согласно НПБ 201-96 для данного помещения равна 0,15 л/ м 2 ∙с.

Q т тр. =94,2 ∙ 0,15 = 14,13 л/с.

Определение требуемого количества ГПС-600:

Следовательно, для тушения пожара необходимо четыре ГПС-600.

Определение количества пенообразователя на тушение с 3-х кратным запасом пенообразователя:

где – количество ГПС-600;

Расход пенообразователя, л/с;

–нормативное время тушения, для автомобиля и нафтепродуктов 15 мин;

–коэффициент запаса, принимается равным трем.

Требуемый расход воды на защиту смежных помещений объекта, от помещения, где произошел пожар, рассчитывается по формуле:

Q защ. тр. =S защ ∙ I защ. тр. ,

где S защ – площадь защищаемого участка, м 2 ;

I защ. тр – требуемая интенсивность подачи огнетушащих средств на защиту, л/ м 2 ∙с.

Для защиты строительных конструкций, находящихся непосредственно возле очага пожара, используем стволы РСК-50, защаемую площадь берем равной 50м 2 .

Q защ. тр. = 50 ∙ 2 ∙ 0,0345 = 3,45 л/с.

Общий расход воды определяется по формуле:

Q тр = Q т тр. + Q защ тр. ,

Q тр = 4,49 + 3,45 = 7.94 л/с.

Требуемое количество стволов на тушение пожара определяется по формуле:

Для защиты выбираем ствол РСК – 50, его расход составляет 3,5 л/с.

Для более эффективной защиты строительных конструкций необходимо 2 ствола.

Фактический расход воды на тушение пожара определяется по формуле:

Q т ф. =N т ств ∙q ств,

Q т ф. =3 ∙ 5,64 =16,92 л/с.

Фактический расход воды на защиту объекта определяется по формуле:

Q защ ф. =N защ ств ∙q ств,

Q защ ф. = 2 ∙ 3,5 = 7 л/с.

Общий фактический расход воды на тушение пожара и защиту объекта:

Q ф. = Q т ф. + Q защ ф,

Q ф. = 16,92 + 7 = 23,92 л/с.

Водоотдача кольцевой водопроводной сети рассчитывается по формуле:

где D – диаметр водопроводной сети, мм;

25 – переводное число из миллиметров в дюймы;

V В – скорость движения воды в водопроводе, которая равна:

    при напоре водопроводной сети Н<30 м вод. ст. – V B =1,5 м/с;

    при напоре водопроводной сети Н>30 м вод.ст. – V В =2 м/с.

1264 л/с  96 л/с.

Из неравенства следует, что объект обеспечен водой для тушения возможного пожара.

Требуемое количество пожарных автомобилей, которые необходимо установить на водоисточники определяется по формуле:

где 0,8 – коэффициент полезного действия пожарного насоса;

Q н – производительность насоса пожарного автомобиля, л/с.

Т.е. один автомобиль.

При пожаре на водоисточник устанавливается один автомобиль. От него прокладываются две магистральные линии. Прибывающие на пожар подразделения используют для работы уже установленные на водоисточнике пожарные автомобили. Это не только обеспечит использование техники на полную мощность, но и ускорит введение сил и средств на тушение пожара.

Требуемая численность личного состава для тушения пожараопределяется по формуле:

N л.с. =N ГДЗС ∙3+ N защ ств.«Б» ∙2+N п.б. ∙1+N авт. ∙1+N гпс-600 ∙2

где N ГДЗС – количество звеньев ГДЗС («2» - состав звена ГДЗС 3 человека);

N защ ств.«Б» - количество работающих на защите объекта стволов РСК-50. При этом не учитываются те стволы РСК-50, с которыми работают звенья ГДЗС, производящие защиту объекта;

N гпс-600 – количество ГПС-600;

N п.б. – количество организованных на пожаре постов безопасности;

N авт. – количество пожарных автомобилей, установленных на водоисточники и подающих огнетушащие средства.

N л.с. = 2∙3+22+31+ 11+12= 16 человек.

Требуемое количество отделений на основных пожарных автомобилей (АЦ) определяется по формулам:

отделения.

ПЧ-4 сможет полностью локализовать пожар, не привлекая силы и средства других ПЧ.

Для оценки организации тушения возможного пожара составляется таблица 3.2.

Т а б л и ц а 3.2 − Оценка организации тушения возможного пожара

Каждый пожар, независимо от его размеров, числа работавших при тушении подразделений и величины нанесенного ущерба подлежит исследованию. Совмещенный график изменения параметров развития и тушения пожара по площади пожара представлен на рисунке 3.2.

1 – изменение площади пожара и требуемого расхода ОТВ при подаче по площади пожара;

2 – фактический расход ОТВ

Рисунок 3.2 − Изменение площади пожара и фактического расхода огнетушащего средства при подаче его по площади пожара.

Заключение

Пожарная тактика обеспечивает научно-методическое сопровождение деятельности пожарных подразделений по спасанию людей в случае угрозы их жизни, здоровью, достижению локализации и ликвидации пожара в кратчайшие сроки и обеспечивается своевременным и эффективным задействованием личного состава, пожарной и аварийно-спасательной техники, огнетушащих веществ, пожарного инструмента и оборудования, аварийно-спасательного оборудования, средств связи и иных технических средств, стоящих на вооружении подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, входящих в гарнизон пожарной охраны.

Подготовка к тушению включает: разработку и корректировку оперативных документов, планирующих тактическую и психологическую подготовку подразделений пожарной охраны, а также разработку мероприятий, обеспечивающих необходимые условия для успешного тушения пожаров в населенных пунктах и организациях.

Пожарная тактика решает следующие задачи:

Изучение закономерностей элементов обстановки на пожаре;

Познание сущности действий по тушению пожара и проведению связанных с ними аварийно-спасательных работ;

Выявление и обоснование наиболее целесообразных форм и методов организации тушения пожаров;

Изыскание форм и методов по дальнейшему совершенствованию тактической и психологической подготовки рядового и начальствующего состава гарнизонов пожарной охраны.

Список использованных источников

    Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине « Пожарная тактика» Уфа 2011.

    Федеральный закон № 123 –ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.08.2008 г.

3. Приказ МЧС № 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны» от 31.03.2011 г.

4. Теребнев В.В. Справочник руководителя тушения пожара. Тактические возможности пожарных подразделений. – М.: Пожкнига, 2004 г – 248 с., ил. – (Пожарная тактика)

5. Пожарная тактика. Учебник для пожарно – технических училищ/Я.С.Повзик, П.П.Клюс, А.М.Матвейкин. – М.:Стройиздат,1990. – 335 с..



Просмотров