Как здороваются в тюрьме? Большая дорога, маленькими шагами.

Самые отработанные технологии в области связи между арестантами, которые мне пришлось видеть, были в Калининградской тюрьме. Ничего принципиально нового после я уже не встречал, хотя каждая тюрьма имеет, конечно, свои нюансы в этой области.

Одним из самых простых являются "ноги" - баландер или даже иногда контроллер. Во время раздачи пищи, пока этот процесс идет, с таким арестантом можно поговорить, передать какую-то информацию на словах или даже передать маляву или "груз". Как не трудно догадаться, этот способ не является самым оптимальным - скорее всего, все, что услышит баландер, будет известно и куму (оперу). Поэтому в такой способ передается, как правило, только нейтральная информация - просьба помочь куревом или чаем, поиск определенных людей. Возле баландера в момент раздачи пищи всегда находится контроллер и весь этот процесс происходит с его молчаливого согласия, на что ему соответственно дал разрешение кум. В Калининграде, кстати, таким способом практически не пользовались. Сигареты, да и прочие мелочи часто можно передать самим контроллером. Как уметь договориться и какая "постанова" на тюрьме.

Способы связи зависят от устройства самой тюрьмы - или это один корпус, или несколько, куда выходят окна. При размещении в одном корпусе, да и еще колодцем, с окнами, обращенными внутрь, все несколько проще (Калининград, Черновцы). При размещении в нескольких корпусах, да еще значительно друг от друга удаленными, сложнее. В таком случае без помощи хозобслуги не обойтись.

Информация также может передаваться еще несколькими каналами. Во-первых, людей из разных корпусов при вывозе на суды, следственные действия собирают на сборке, где и происходит обмен. Даже если нужные люди не попадают в один бокс, как правило, можно что-то прокричать через дверь. Могут наказать, но обычно проходит.

Здесь же в боксах можно оставлять какие-то записи карандашом на стенах - обычно так сообщают о своем местонахождении (напр.: Вася Херсонский, х.140, 20.05.2001), приговорах, об уходе на этап на зону, ищут знакомых. Исписаны также и стены боксов в судах, где содержат подсудимых во время перерывов и даже стены автозаков.

Каждый порядочный арестант обязан интересоваться такими образцами настенной графики, особенно свежими, и при возвращении в хату сообщать все, что он смог запомнить.

Такой своеобразной "доской объявлений" служат обычно и стены бани и прогулочных двориков. Периодически их закрашивают, но за каждым ведь не уследишь. Часто стены в таких местах стараются сделать непригодными для письма с помощью так называемой "шубы" - грубой рельефной штукатурки. Но все равно пишут - только приходится это делать очень мелко.

Такие записи - это пассивный способ передачи данных, более или менее рассчитанный на авось. Второй способ передачи информации, уже активный - это общение, которое происходит как голосом, так и письмом. Письма в арестантской лексике именуются "малявами", "мальками" (вероятно из-за своих минимальных размеров).

Все общение можно также разделить на монологи и диалоги. Бывают и целые "чаты" - когда вопрос выносится на всю тюрьму или корпус или коридор - в зависимости от возможности, предоставляемой их устройством. Явление редкое и проводится только по особо важным вопросам, когда зачастую игнорируется вопрос опасности последующих репрессий - это обычно вопросы бунта, иных форм протеста (голодовка, массовые жалобы).

Монологи - "объявы", т.е. объявления о каких-то событиях. О назначении или избрании смотрящего и его местонахождении, о поиске, о признании (объяве) кого-то сукой, крысой, курицей, петухом, балаболом. Это часто делается, когда кого-то за тяжелый косяк "ломят" с хаты. После такой объявы на всю тюрьму его уже вряд ли примут в какую-либо хату, кроме "обиженки" или "ментовской". Такие объявы могут делаться и в виде "прогонов" - письменных сообщений, которые путешествуют из хаты в хату и зачитываются в голос. Таким же образом движутся воровские прогоны - своеобразные предписания и наставления по понятиям и их трактовке, воровской жизни. Такие прогоны пишутся коронованными законниками, подписываются ими (помню один - "Саня Север, Смоленский централ, дата") и путешествуют между зонами и тюрьмами. Подписываются и те, кто переписал - кто, когда, где. Правда, установить, кто их в действительности написал, и кто корректировал, простым смертным не представляется возможным - может и опер на досуге пографоманил...

Крики, разговоры между хатами - дело достаточно индивидуальное в зависимости от конструкции и порядков ("постановы") на тюрьме. Где-то за один звук могут сразу на карцер отправить, а где-то это дело вполне привычное. Разговаривать можно через решку или через тормоза (дверь).

Разговаривать можно и с помощью некоторых нехитрых приспособлений, которые уменьшают риск быть услышанным на коридоре. Это в первую очередь "тромбон", т.е. обычная металлическая кружка. Вы можете испытать ее действие даже дома (помнится, в детстве мы с братом так иногда слушали "концерты", которые происходили за стеной у наших соседей - не знал я тогда, что придется и во взрослой жизни "поиграться"). Кружку или чашку (последнее хуже) приставляют открытой стороной к стене, а ухо прикладывают к дну. Если повернуть инструмент наоборот и плотно приложить к губам, то можно "прокричать" даже метровую стену. Особенно легко таким образом говорить по трубам отопления - тогда можно общаться не только с соседней камерой. Тромбон прикладывают к батарее и вперед - слышимость вполне терпимая. Для выхода на связь существуют условные сигналы - несколько ударов в стену или по трубе. Общение происходит по правилам одноканальной связи - по порядку, только при передачи "трубки" говорят обычно не "Прием", а "Говори" или что-то еще.

Еще один способ - разговор через "кабуры" - отверстия в стенах или перекрытиях. Их проковыривают подручными средствами - ручками от ложек или супинаторами из подошв, металлическими полосами от шконарей. Предварительно договариваются с соседями о координатах точки (например, десять (спичечных) коробков от окна, семнадцать от пола) и движутся одновременно с двух сторон. При очередном большом шмоне их заделывают, и все начинается с начала. Благо времени хватает. Через кабуры происходит и движение грузов. Иногда кабуры бывают достаточно большими, достаточными даже чтобы пожать друг другу руки.

Также для коммуникации используются канализационные трубы. Стояк проходит сверху вниз через все этажи и к нему с двух сторон - двух соседних камер, сходятся сливы от унитазов и умывальников. Чтобы поговорить по такому "телефону" (именно так этот способ связи называется), надо удалить водную пробку из очка или унитаза. Для этого используют тряпку, которой воду вымачивают и затем выкручивают тряпку в какую-либо емкость или умывальник. Этот вид деятельности, кстати, не считается "в западло", несмотря на прямой контакт с табуированным предметом. Если в хате есть обиженный, то это поручается ему, если же нет - то не воспрещается и нормальным пацанам. Дело ведь общее. Когда воды нет, то, наклонившись почти вплотную к очку, можно спокойно вести диалог даже через несколько этажей.

"Труба" также интенсивно используется для передачи грузов. Для этого надо сначала "словиться", т.е. установить дорогу - протянуть шнур через трубу из камеры в камеру. В начале делают "ежик", представляющий собой несколько связанных обломков ручек зубных щеток или пластмассовых корпусов авторучек, которые над огнем изгибают самым причудливым образом, образуя крючки и спирали. Если надо словиться с соседней камерой, то такие ежики с привязанными к ним шнурами достаточной длины с обеих сторон бросают в очко и затем по условному сигналу - удар в стену - одновременно сливают большим количеством заранее заготовленной воды. Ежики уходят в общую трубу и под действием потока воды зацепляются и закручиваются друг за друга. Остается только аккуратно вытащить их в одну из камер и дорога готова.

Если словиться надо на разных этажах, то верхние вначале опускают "ежика" на нужную высоту, а нижние сливают воду. Затем к дороге (шнуру) привязывают плотно упакованный и запаянный в целлофан груз и переправляют по назначению. После использования оставляют контрольку - тоненький шнур, который закрепляют и оставляю до следующего раза. При необходимости к контрольке привязывают уже рабочий прочный "канатик" и гонят груз или малявы. Таким образом чаще всего связывались с карцером и смертниками - других дорог, из-за повышенного контроля, туда не было. В Калининграде основным врагом такого способа передачи была не администрация (которая никак не могла ему противостоять), а... крысы. Они наложили свою лапу на транзит и снимали дань, нападая на грузы, моментально перегрызая канатики. Для них путешествия канализационными трубами не представляли труда и иногда они среди ночи "выныривали" в очке унитаза и могли потянуть беспечно оставленную пищу.

Самым распространенным способом связи являются внешние дороги по наружным стенам тюрьмы и между корпусами с помощью т.н. коней - самодельных канатов и канатиков, технология изготовления которых представляет собой целое искусство.

Самое сложное в этом деле - это словиться и установить дорогу. Проще всего это делать расположенным друг над другом камерам. Верхние опускают коня, нижние с помощью крючка (загнутой пластмассовой ручки на длинной палке скрученной из газеты и проклеенной хлебным клейстером, которую называют удочкой) затягивают внутрь. Чтобы словиться с соседней хатой на одном этаже, надо уже больше изобретательности. Если сквозь решетку можно просунуть руку, то тогда на конец веревки привязывают грузик и, раскручивая его, забрасывают на выставленную из соседнего окна удочку. Можно также, подвесив на удочке груз на канатике достаточной длины, начать постепенно раскачивать, пока его не поймают удочкой с окна камеры, расположенной внизу по диагонали. Затем только остается поднять коня на этаж вверх и боковая дорога установлена. Если хотя бы кто-то по вертикали установил такую боковую дорогу, то, передавая друг другу коней по вертикали, такие дороги может установить каждый этаж.

Днем оставляют контрольки - тоненькие шнуры, которые можно легко при угрозе шмона убрать. Контрольки все равно периодически отшманываются, но в тот же день изготовляются новые. Вообще слежение за дорогами, это святая обязанность правильных пацанов - братвы. Никого не интересует как - дороги должны быть установлены или быть готовыми в любой момент. Иначе камера "морозится" и исключается из "карты дорог", которую держат в голове "дорожники", а ее население попадает под подозрение. При попадании с замороженной хаты в нормальную, любому, претендующему на звание "нормального" пацана придется держать ответ, почему у них не было связи и что они сделали для ее установления.

То, что транспортируется по таким дорогам, зависит от пропускной способности решеток - размеров отверстий в них. Чтобы противостоять такому движению администрация использует несколько способов. Один из них - установка снаружи на окна металлических жалюзи ("ресничек", "баяна"), с просветом не более 2 см. Такие реснички закрывают также и обзор, придавая и без того угрюмым камерам мрачный вид.

Второй вариант - щиты (они же намордники). Они представляют собой цельнометаллические щиты, иногда с небольшим количеством маленьких, около 1 см, отверстий, превышающие по размерам окно и крепящиеся напротив окна на расстоянии 10-15 см, пропуская, таким образом, немного воздуха. В Харькове на окнах верхних этажей, которые выходят на городскую улицу, установлены щиты из оргстекла. По требованиям Совета Европы и правозащитных организаций такие устройства в большинстве постсоветских стран признаны незаконными, но насколько я знаю, никто особенно не спешит это выполнять. Такие штуковины действительно значительно ухудшают циркуляцию воздуха (при многократной переполненности камер это особенно чувствуется) и освещенность, делая содержание в СИЗО сродни круглосуточной пытке. Давят они и на психику, закрывая солнце и небо, превращая камеры в каменные мешки.

Еще одним средством борьбы с такой тюремной системой связи являются жестяные козырьки над окнами, препятствующие установке дорог по вертикали. Края козырьков делаются зазубренными, таким образом, чтобы грузы застревали и канатики перетирались.

Также для этого применяются решетки с очень мелкими ячейками ("фарш") или сетка-рабица - это, как правило, дополнительное средство к ресничкам.

Арестантский народ со своей стороны, конечно, изобрел множество противоядий этим мерам. На козырьки бросают тряпки. Реснички разгибают полосами или трубами, отломанными от шконарей, отдолбливают края стен и подоконников, чтобы расширить проход, вплоть до того, что распиливают фарш или реснички. В том же Калининграде это была обычная практика.

Между арестантами и администрацией существовала некая договоренность - если отверстие не превышает диаметра пластиковой полуторалитровой бутылки, то его вроде бы и не замечают. Меня поразил эпизод, когда на зиму вставляли оконные рамы. Сержант зашел, посмотрел - "так, где вы тут коней гоняете?" и показал плотнику-зеку - "форточку ставь с той стороны". Так он и сделал - форточка оказалась там, где была пропилена дыра в сетке-фарше и разогнуты реснички. Учитывая ужасную переполненность камер, администрация была вынуждена идти на уступки, лишь бы арестанты не жаловались и не бунтовали. Арестанты также дорожили достигнутым компромиссом и старались больше не наглеть.

Перепиливание и разгибание проходило по принципу "не пойман - не вор", т.е. если умудрились проделать дорогу, - молодцы, пользуйтесь, если попались - карцер. Периодически администрация пыталась эти ходы заваривать, но зеки с упорством муравья грызли решетки снова и снова, отстаивая свой кусочек свободы. Кусок ножовочного полотна ("акулу") можно было получить по тем же дорогам от коллег-арестантов.

Рассказывали и о других способах - самому мне их видеть не пришлось - с помощью соли. Кстати соль в больших количествах в тюрьме по этой причине до сих пор считается предметом запрещенным и дается в камеру только с разрешения оперчасти. Один из способов помогает сжать достаточно толстые полосы металла ресничек, образовав в одном месте больший проход. Для этого делается очень насыщенный раствор соли и в нем мочится полотенце. Затем плотно обвязывают им реснички. По мере высыхания полотенце стягивается и этой силы бывает достаточно, чтобы прогнуть полосы металла. При необходимости процедуру повторяют.

Еще один способ использования соли - в насыщенном растворе вымачивается тоненький прочный канатик. После высыхания кристаллы соли превращают этот канатик в неплохое гибкое ножовочное полотно - "струну", наподобие того, которым пользуются сантехники и спецназовцы. В медицине оно носит название пилы Джильи. Основа такого полотна в арестантском варианте конечно менее прочная и их надо постоянно менять, для чего их изготавливают в избытке. Оно вполне пригодно для перепиливания нетолстых прутов решетки - фарша и тем более сетки-рабицы. Если же возле места перепиливания установить свечку так, чтобы она постоянно грела металл, то такой пилой вполне можно перепилить и более толстые пруты. Для этого конечно надо немало времени, но это как раз то, что есть у арестанта в избытке. Чтобы не допустить такого, в тюрьмах каждый день или раз в несколько дней проводят "простукивание" - контроллер с деревянным молотком на длинной ручке стучит по решеткам и шконарям, по звуку определяя возможные непрочности в конструкциях.

Канатные дороги бывают короткими (с соседними камерами вдоль стен) и длинные - с соседними корпусами. Что бы установить дальнюю дорогу (обычно это делается естественно ночью), тоненькую легкую контрольку, изготовленную обычно из нитки полусинтетических носков или женских колгот (последнее - большой дефицит в тюрьме). Если используют носки, то, распуская их, аккуратно отделяют синтетическую нить (лайкра, полиэстер) от хлопчатобумажной, и сплетают по спецтехнологии шнур почти неограниченной длины.

Затем делают "ружье" - с газет сворачивается длинная трубка, которая проклеивается клейстером. Делается "пуля" - бумажная воронка по диаметру соответствующая диаметру "ружья", на конец которой крепится небольшой грузик из хлебного мякиша и конец контрольки. Затем "пуля" по принципу духового ружья силой выдоха выстреливается в нужном направлении. При небольшом расстоянии и гарантированной точности так даже иногда "застреливают" и сами малявы.

При попадании в реснички существует вероятность, что "пуля" там застрянет, но при больших расстояниях с противоположной стороны устраивают "карниз" - с двух соседних окон высовывают "удочки" и протягивают между ними канатик. Теперь достаточно попасть в промежуток между окнами выше "карниза", и "пуля" падает на него и остается ее втащить внутрь. При мне опытные арестанты "застреливали" с первого раза на расстояние до 70 метров, которое было между корпусами. Такие "ружья" делали также и с изгибом в 90 градусов - тогда ими легко можно установить связь с боковыми камерами. Вообще ружья должны быть достаточно длинными, и чтобы их удобно было прятать, их делали разборными - несколько коротких трубок - колен, которые при необходимости соединяются в длинное - прямое или изогнутое "ружье".

Для длинных дорог используются достаточно прочные канаты, которые изготавливаются в основном из свитеров. Для движения между корпусами на расстоянии 70 метров нужен соответственно канат двойной длины - 140 метров. Его прочность такова, что может спокойно выдержать вес человека. Рассказывали о случае, когда зеки, спасая дорогу, вытащили по стене на третий этаж вертухая, который попытался с земли оборвать ее, схватив и обмотав вокруг руки. А совсем незадолго до моего пребывания в Калининградской тюрьме с ее крыши с пятого этажа сбросили одного из охранников, попытавшегося зацепить дорогу кошкой. Тот разбился насмерть. Позже уже для обрывания дорог использовались кошки с заточенными внутренними краями крюков, чтобы канаты об них перерезались, и при выходе на крышу охрана теперь уже крепила себя страховочными тросами.

Обычно в тюрьме для связи используются все описанные мною способы исходя из конкретных условий. Где-то груз идет через "кабуры", где-то по "трубам", где-то по воздуху, где-то "ногами". Такая система позволяла доставить в том же Калининграде любую почту (я даже достаточно толстые книги переправлял, только твердый переплет снимал, пересылали обувь, одежду) в любую камеру тюрьмы (кроме карцера и смертников - там дороги делались по определенным дням) на протяжении самое большее 20-25 минут. Такой отлаженной системы видеть больше не довелось.

Вечер - часов после 20, начиналась самая активная деятельность. "Один четыре ноль! Один четыре ноль! Строимся!" (номера хат произносятся именно так, а не "Сто сорок" - такой способ более надежный, при плохой слышимости легче различать). Дорожники начинали движуху - строились или восстанавливались по контролькам боковые дороги, по ним с корпуса на корпус передавались концы длинных, где было надо - дороги "застреливались". Имелось несколько ключевых длинных дорог, к которым стекалась почта корпуса и затем уходила пачками на другой.

Нередко длинные дороги в процессе стройки накладывались друг на друга - тогда надо было перебрасывать их - менять местами. Конец дороги по коротким боковым дорогам пускался вокруг - например, наверх-две хаты, вправо-две хаты, вниз-три хаты, влево-две, вверх. Весь этот процесс координировался опытными дорожниками, часто с противоположного корпуса, которым было виднее, где происходит перехлест и как его обойти. В общем в течении часа все дороги, как правило, были в полной боевой готовности и работали до утра - часов 7. Ночью, в свете прожекторов, картина была весьма интересная - паутина из полутора десятков дорог между четырьмя корпусами, по которым постоянно что-то движется.

Иногда ночью охрана устраивала облавы - внезапно выбегала с кошками на крышу или во двор. Первый заметивший их кричал "Мусора!", затем этот крик подхватывали остальные и в течении меньше минуты все дороги, в первую очередь длинные, сворачивались. В одну из ключевых хат мог одновременно вломиться с шашками наголо, прорубая себе дорогу в массе тел к решкам, резерв. За секунды, что нужны для открытия двери и пробиться к окну, дорожники обычно успевали скинуть дорогу, малявы, которые остались неотправленными, уничтожить. Работа дорожника связана была, таким образом, с самопожертвованием - легко было попасть под дубинал или угодить в карцер. За такую работу они получали сигареты и чай с общака, да и арестанты обычно уделяли им что-то с передач.

В любом случае рассчитывать на надежность системы не приходится и писать следует с осторожностью. Время от времени почта таки перехватывается, менты организовывают свои хаты на дороге, читая и ксерокопируя нужные малявы (отправляя затем дальше, чтобы не возникло подозрения), вербуют дорожников, которые читают малявы необходимых адресатов. Когда кому-то необходимо было писать о чем-либо серьезном (договориться с подельником, например), то устанавливали прямую дорогу, если это было технически возможно, и общались без посредников.

Интересна система условных сигналов. Три удара в стену означало "прими коня" или "подай коня", т.е. либо прими груз, либо отпусти дорогу, чтобы мы могли отправить тебе груз. Два удара - "коня принял" (использовалось не всегда). Один удар - "забирай коня" - груз отцеплен или прикреплен, можешь тянуть. Несколько беспорядочных ударов в ответ на три удара - "расход", т.е. означает, что сейчас принять не могу - "запал" или занят. Четыре удара - "выйди на решку" - поговорить с соседями. Пять ударов - выйди на "телефон". Удары делаются размеренно, с оттяжкой. Несколько быстрых и часто больше пяти ударов - сродни крепкому мату, когда дорожники начинали пороть косяки. Чем ударов больше и их частота выше, тем возмущение сильнее. Благодарность соседям за помощь ("грев") выражалась аналогично, только удары более равномерные. С небольшими вариациями и перестановками подобная система существует во всех тюрьмах. Удары могут делаться и по трубам, только это не совсем удобно, так как звук распространяется по ним на несколько камер, и не всегда понятно, кому именно адресовано послание.

Попадая в тюрьму, человек оказывается полностью отрезан от внешнего мира. Однако, как ни странно, заключенные своевременно получают самые свежие новости о жизни тюрьмы или колонии, а также о событиях на воле. Они узнают все о прошлом нового соседа по камере еще до того, как его подселят. А происходит это благодаря разветвленной системе коммуникаций.
Один из самых очевидных способов передачи информации – через «баландера», т.е. через заключенного, сотрудничающего с администрацией тюрьмы. Однако ему опасно доверять хоть сколько-нибудь значащую информацию – ведь она тут же попадет к руководителю исправительного учреждения. Обычно через баландера передаются запросы по поводу продуктов либо необходимых в быту вещей. Кроме того, баландер часто общается с определенным сотрудником тюрьмы – «контролером», который сам готов за умеренную плату чем-нибудь помочь.

Нередко информация передается устно, при транспортировке людей в суд, когда нескольких арестантов из разных блоков сажают в один бокс: либо можно докричаться до соседа, сидящего в ближайшем боксе. Или еще, как вариант, оставить послание на стене. По возвращении в камеру арестант докладывает обо всем услышанном или почерпнутом из настенной «прессы». Для подобных целей используются также стены бань и внутренних дворов.

Более надежным способом донести нужные сведения считаются записки, называемые в тюрьме малявами. Малявы достигают адресатов разными путями - "дорогами". Самый популярный вид дороги – по воздуху. Заключенные делают из нитей расплетенной одежды несколько веревочных дорог, натягивают их между камерами и передают по ним малявы или прогоны (обращения воров в законе к арестантам). Таким же образом доставляются небольшие ценные грузы. Если администрация не озадачивается этим вопросом, то дороги не убираются даже днем. Паутина из нитей может опутывать всю тюрьму, а отдельные дороги могут достигать в длину 100 метров. С их помощью заключенные согласовывают свои показания перед допросом следователя и обсуждают новости.

Создание воздушных дорог – целое искусство. Существуют разные способы их прокладки. Зеки или передают веревку из окна одной камеры в другую, или делают из подручных средств трубку и на манер индейцев выстреливают через нее конец веревки с приделанным к нему наконечником. При этом дорога может вести не только к другой камере, но и за забор колонии, чтобы с ее помощью можно было добыть предметы с воли. Веревка также может протягиваться через дырки в стене и полу. Отверстия создаются путем, например, дробления цемента между кирпичами и выковыривания одного из кирпичей. После «коммуникации» кирпич ставится обратно. Возможно также устройство дороги «по воде», то есть через систему канализации. Иногда зеки посредством тряпок перекрывают воду в стояке, вследствие чего появляется возможность общаться через несколько этажей.

В камерах за передачу информации или предметов по дорогам отвечают специально обученные люди. Они умеют строить дороги и пользоваться ими. В тех тюрьмах, в которых администрация борется с дорогами, умельцы, их проложившие, могут получить серьезное наказание в виде карцера или чего похуже.

Когда нужно передать маляву или прогон в другую колонию, арестанты прибегают к услугам этапированных, которые становятся курьерами. Они вшивают маляву в одежду, обувь или личные предметы. Если курьер знает, что ему предстоит серьезный обыск, то он проглатывает тщательно упакованное послание.

Другим способом передачи сообщений является тюремная азбука, т.е. перестукивание между камерами. Это очень удобно: не требуется никаких подручных средств, перехватить информацию практически невозможно, к тому же не знающий человек не поймет особого языка. Из минусов можно назвать только такие моменты, как время, которое необходимо для обучения языку, а также малая дальность передачи сообщений.

Связь со «свободным миром» - это отдельный простор для воображения. Стоит начать с того, что у некоторых зеков в свободном пользовании есть мобильный телефон, а то и планшет. Однако по интернету нельзя перекинуть какую-нибудь вещь. Тогда привлекается смекалка: предметы перебрасываются через забор различными способами. Самые изобретательные арестанты мастерят рогатку, а в некоторых случаях даже применяется лук (разумеется, со стороны «воли»).

Тюремная почта - система механизмов («дорог»), предназначенная для передачи небольших по объёму (определяется размером ка́буры или размером ячейки решёток) пакетов - «грузо́в» между камерами тюрем и следственных изоляторов (СИЗО).

«Груза́», как правило, содержат в себе переписку заключённых в виде небольших писем - «маля́в». Кроме этого, в некоторых случаях по почте могут передаваться сигареты, чай, предметы первой необходимости и т. д..

Тюремная почта создаётся и поддерживается исключительно заключёнными, так как общение между заключёнными разных камер противоречит принципам безопасности и Правилам внутреннего распорядка тюрем и СИЗО. За любую попытку установления межкамерной связи заключённые могут быть наказаны - вплоть до карцера.

15 Декабрь 2016

«Дороги»

Механизмы передачи тюремной почты на уголовном жаргоне называются «дорогами».
Некоторые типы «дорог»:

Дорога по воздуху;
- Дорога через ка́буру;
- Дорога по воде («по-мокрому»);
- Дорога по этапу;
- Дорога «ногами».

Нитевая веревка (конь)

Нитевую веревку для налаживания дорог в местах лишения свободы называют «конем», изготавливается из ниток, полученных путем распускания одежды (вплоть до носков!), после их скручивают по принципу каната.

Дорога по воздуху

Дорога по воздуху представляет собой механизм связи между камерами посредством натянутых через окна камер нитяных канатов, изготавливаемых из распущенных вязаных и трикотажных предметов одежды. Длина каната, как минимум вдвое больше расстояния между камерами. Дорога по воздуху может связывать собой камеры находящиеся на значительном расстоянии (порядка 50 - 70 м.), а также в отдельно стоящих зданиях. Иногда из камеры в камеру передаются ценные малявы и тогда, обычно, передающая камера спрашивает имя того кто её забирает. Такая малява называется «контрольной». Например в Пресне и Бутырке такие малявы называли «курсовыми» чаще всего их называют «прогонами» (например воровской прогон (обращение к арестантам вора, про то как надо жить и кого из арестантов надо наказать за проступки и измену воровской жизни)) Таковыми могут считаться переписка подельников, авторитетов, «смотрящих». Дорога по воздуху может также связывать тюремную камеру с людьми по другую сторону забора («дорога со свободой»),- в основном для передачи запрещённых предметов. В исключительных случаях администрация закрывает глаза на работу почты по воздуху, дабы заключенные не долбили кабуры.

Дорога через ка́буру

Дорога через ка́буру отличается от дороги по воздуху тем, что связь осуществляется через отверстия в стенах камер, а также длиной - зачастую это связь между соседними камерами. Изготовление отверстий в стенах (толщина стен составляет 0.5 - 1.0 м.) процесс трудоёмкий, поэтому дорога через ка́буру, как правило, имеет место при трудностях в построении других дорог. Если в камере нет кабуры то первым делом в камере нужно сделать ее. Камера которая не заботиться о том чтобы наладить «трассу» вызывает подозрения у братвы. Администрация всячески пытается пресекать порчу имущества, но почти всегда тщетно. Бурение кабуры идет круглосуточно, организованно и по отлаженным схемам с использованием особого инструмента и методами отвлечения надзирателей.

Дорога по воде

Дорога по воде («по-мокрому») - механизм связи между камерами посредством нитяных канатов, протянутых через систему канализации. Имеет один недостаток - все «грузы» требуют герметичной упаковки. Её достигают путём запайки в пластиковые пакеты.

Дорога по этапу

Дорога по этапу представляет собой передачу чего-либо в процессе этапирования заключённых.

Дорога «ногами»

Дорога «ногами» - передача чего-либо через людей, имеющих возможность перемещения по территории тюрьмы (СИЗО) или колонии и/или за их пределы.

15 Декабрь 2016

Кони на стенах

Воровская почта родилась еще до революции. "Малины" общались между собой с помощью связного, который был неприкасаемым. Независимо от текста письма, ударить курьера, а тем более убить, никто не смел. В своих посланиях паханы воровских группировок договаривались о совместных налетах, сообщали о стукачах и просто делились новостями. Тогда же стали выращивать и голубей, используя их в роли связного. Вскоре письма стали шифровать. Воровской жаргон стал первым способом шифровки такой информации. Затем возникла нательная символика - татуировки.

Как общаются между собой нынешние уголовники на свободе, представить несложно. С развитием радиосвязи и промышленных шифраторов и дешифраторов началась новая эпоха уголовных коммуникаций.

В зоне общаться сложнее. Тюремно-лагерные дороги - связные каналы - существуют десятилетиями. Каждая камера СИЗО или тюрьмы подключена к дороге. Если камера не имеет связи, ее называют пустой или лунявой. В ней содержатся стукачи, обиженные и опущенные, с которыми держать связь считается западлом. По наружной стене здания протянуты длинные веревки: вертикальные и горизонтальные. По этим веревкам постоянно гонят коней - передают мешочки, где спрятаны малява, сигареты или деньги. Иногда малявы шифруются, а иногда и нет: все зависит от ее важности.

Письмо обычно шифруются с помощью буквенного кода. По дороге идет полная белиберда, но адресат знает, что значение имеет лишь пятая (вторая, шестая) буква. Шифр могут усложнит решеткой - специальным шаблоном, который поворачивается по тексту в нужном направлении. У каждого рецидивиста есть свой графический опознавательный знак, который ставится вместо подписи. Вор может ограничиться и своей кличкой в конце малявы.

За дорогу отвечают опытные уголовники. Часто администрация обрывает веревки и забирает коней, тогда несколько дней уходит на то, чтобы вновь наладить дорогу и пошить мешочки. Все материалы для этого, как правило, уже имеются.

Зэки могут перекрикиваться и даже переплевываться. Многие камеры имеют тонкую длинную трубку, куда заряжается скрученная в конус бумажка. Во время коротких прогулок на стенах и плаце иногда появляются замысловатые каракули, которые кто-то из зэков сможет прочитать.

Но лучшая связь - через контролеров. Если сотрудника СИЗО или тюрьмы нельзя подкупить, его шантажируют. В уголовном мире есть группы специалистов, собирающих компру на персонал изолятора, ИТУ и ВТК.

Контролера могут и спровоцировать: вручить взятку и записать эту сцену на видеопленку. Но все эти приемы слишком известны и часто не срабатывают. Самый верный путь - подкуп. Подогретые баландеры передают записки из камеры в камеру и не отбирают "духовые ружья". В малявах подследственные договариваются со своими подельщиками о показаниях, зэки обсуждают очередную кандидатуру на воровскую корону, а воры решают более важные проблемы: какую зону греть, кого мочить и сколько взять из общака на личные расходы. Покидая СИЗО или тюрьму, ее обитатели обязаны передать своей смене все каналы связи и всю компру (если таковая имеется) на персонал.

Во многих колониях законники создали свою агентурную сеть. Взяв под контроль тысячные толпы зэков и шантажируя администрацию, они знали все, что творится в их владениях. Доходило до того, что в кабинеты лагерных следователей и оперработников подбрасывали "жучки", которые давали возможность прослушивать допросы и телефонные разговоры.

В некоторых лагерях Урала сидели зэки - связисты такой квалификации, что ухитрялись подсоединяться к коммутатору ИТК. Незаметно пробравшись в телефонный узел, они ставили специальные перемычки и проводили параллельные линии. Каково же было удивление администрации, когда с АТС пришла квитанция за разговоры с Москвой, Чебоксарами, Соликамском, Свердловском, Мадридом и Гамбургом. Сегодня сакраментальную маляву вытесняет мобильная связь. Авторитету некогда ждать, пока послание дойдет до адресата. Лежа на нарах, он наберет по сотовому телефону номер и отдаст все инструкции. Сотовой дороге доступна почти любая точка планеты в течении минуты.

15 Декабрь 2016

Тюремный телеграф

В центре Москвы укрытая от посторонних глаз стенами соседних жилых домов располагается древняя Бутырская тюрьма. Тот, кто попадает во внутренний тюремный двор, видит четырехэтажное здание, оплетенное как паутиной сетью канатов, которая постоянно шевелится, переправляя из камеры в камеру “малявы” и грузы.

"Лешка, приветик, родной! Искренне буду рад застать тебя в добром здравии и хорошем расположении духа. Почему молчишь, ничего не пишешь? Чирканул бы пару строк”, - примерно такими церемонными и напыщенными фразами начинаются послания, идущие по “дороге”.

“Дорогой” российские заключенные называют тюремный телеграф - хитроумную систему связи, позволяющую им общаться друг с другом, невзирая на разделяющие их стены, решетки и охрану. На казенном языке тюремной администрации это называется “межкамерная связь” и считается серьезным нарушением режима содержания осужденных. Тюремному телеграфу столько же лет, сколько и тюрьме, которую он, с позволения сказать, обслуживает. Если взять, к примеру, известную всему миру Бутырку, то бутырской “дороге” около двухсот пятидесяти лет, поскольку именно таков возраст самой тюрьмы. Тюремный телеграф - это система плетеных канатов, которые как паутина опутывают ту часть здания тюрьмы, которая выходит во двор. Канаты протягиваются от окна одной тюремной камеры к другой и далее так, что все камеры находятся как бы в одной связке. Откуда бы не было отправлено сообщение, оно обязательно найдет адресата, если только он находится в одной из камер тюремного корпуса. С одной стороны на послании, как правило, указывается номер камеры и имя отправителя, на другой стороне пишется номер камеры и имя либо прозвище получателя. Таким образом, если “малява” (так заключенные называют свои тюремные записки) не находит адресата, она возвращается к отправителю.

На “дороге” работают специально обученные этому делу зеки - “дорожники”. Каждый из них держит в памяти план тюрьмы. Через некоторые камеры проходит сразу несколько ответвлений “дороги”. С какой бы стороны не прибыла “малява”, “дорожник”, увидев конечный адрес, должен безошибочно привязать ее к нужному канату, ведущему именно в ту сторону, в которой располагается указанная камера. После того, как “малява” привязана, канат перетягивается в соседнюю камеру. Вместе с ним перемещается и все то, что уже было к нему прикреплено ранее. Идея очень проста и в то же время универсальна.

На протяжении многих лет механизм деятельности тюремного телеграфа остается практически неизменным. Он позволяет заключенным обмениваться не только личными посланиями и грузами, в числе которых товары и деньги так называемого “общака”, но и согласовывать поведение изолированных друг от друга подельников для того, чтобы ввести в заблуждение следствие. Чтобы следователь им поверил, показания всех подозреваемых должны быть одинаковыми и не расходиться даже в незначительных мелочах.

“Дорога” - это единственный способ неподконтрольного общения заключенных. Пресечение межкамерных связей и выявление причастных к ним лиц - одна из первостепенных задач администрации любого СИЗО. Но сделать это очень не просто. Канаты, связывающие камеры в единое информационное поле, плетутся самими заключенными. Работники тюрьмы могут, конечно, ворваться в камеру, чтобы их оборвать, но вместо них сразу же появятся новые. Зеки моментально изготовят их из распущенных на нитки предметов одежды. Хитроумные зеки постоянно меняют маршруты своей “дороги”, для того чтобы охране было сложнее отследить пути перемещения “общака”, У администрации тюрьмы, как правило, есть подробный план межкамерных связей, со всеми возможными вариантами, но это мало что меняет.

За причастность к работе на “дороге” существует наказание - карцер. Но поймать “дорожника” с поличным - дело непростое. Пока работники СИЗО, ворвавшиеся в переполненную людьми камеру, бегут от ее двери к окну, “дорожники” почти всегда успевают оборвать и выбросить канаты, недавнее существование которых доказать невозможно. Существует один очень эффективный способ борьбы - очистить от заключенных несколько камер подряд, но в условиях катастрофического перенаселения тюрем сделать это невозможно. Некуда девать людей из отселенных камер. Ведь ныне в камерах, рассчитанных на 26 человек, содержится по 80 заключенных. Иногда и больше.

Есть, правда, и еще один метод ведения боя с “дорогой”. Окна камер загораживаются не только решетками с крупными и мелкими ячейками, но и наружным “намордником” (навесным карнизом). За сорок лет своего существования это изобретение не помогло разрушить межкамерные связи. Зато вскоре после введения этого новшества началось победное шествие тюремного туберкулеза. Ведь “намордники” затрудняют доступ в камеры свежего воздуха и солнечного света. А тюремный телеграф работает, невзирая на прогуливающихся под ним людей в форме. Так было, так есть и так будет до тех пор, пока существуют узники и те, кто их охраняет.

Тюремная почта - система приемов и способов («дорог») передачи небольших по объёму (определяется размером отверстий в стенах «ка́буры» или размером ячейки решёток) пакетов - «грузо́в» между камерами тюрьмы или следственного изолятора (СИЗО). «Груза́», как правило, содержат в себе переписку заключённых в виде небольших писем - «маля́в». Кроме этого, в некоторых случаях по почте могут передаваться сигареты, чай, предметы первой необходимости и т.д.. “Дорогой” российские заключенные называют тюремный телеграф - хитроумную систему связи, позволяющую им общаться друг с другом, невзирая на разделяющие их стены, решетки и охрану. На казенном языке тюремной администрации это называется “межкамерная связь” и считается серьезным нарушением режима содержания осужденных. Тюремному телеграфу столько же лет, сколько и тюрьме, которую он, с позволения сказать, обслуживает. Тюремная почта создаётся и поддерживается исключительно заключёнными, так как общение между заключёнными разных камер противоречит принципам безопасности и Правилам внутреннего распорядка тюрем и СИЗО. За любую попытку установления межкамерной связи заключённые могут быть наказаны - вплоть до карцера.

Способы передачи тюремной почты на уголовном жаргоне называются «дорогами», вот некоторые из них:

«Дорога» по воздуху


«Дорога» по воздуху представляет собой способ связи между камерами посредством натянутых через окна камер нитяных канатов, изготавливаемых из распущенных вязаных и трикотажных предметов одежды. Длина каната, как минимум вдвое больше расстояния между камерами. «Дорога» по воздуху может связывать между собой камеры находящиеся на значительном расстоянии (до 50 - 70 м.), а также находящихся в отдельно стоящих зданиях. Иногда из камеры в камеру передаются ценные «малявы» и тогда, обычно, передающая камера спрашивает имя того кто её забирает. Такая «малява» называется «контрольной». Таковыми могут считаться переписка подельников, авторитетов, «смотрящих». «Дорога» по воздуху может также связывать тюремную камеру с людьми по другую сторону забора «дорога со свободой»,- в основном для передачи запрещённых предметов. В исключительных случаях администрация закрывает глаза на работу почты по воздуху, дабы заключенные не делали отверстий в стенах, т.е не долбили «ка́буры».

«Дорога» через «ка́буру»


«Дорога» через «ка́буру» отличается от дороги по воздуху тем, что связь осуществляется через отверстия в стенах камер, а также длиной - зачастую это связь между соседними камерами. Изготовление отверстий в стенах (толщина стен составляет 0.5 - 1.0 м.) процесс трудоёмкий, поэтому дорога через «ка́буру», как правило, если имеют место трудности в построении других «дорог». Если в камере нет «кабуры», то первым делом в камере нужно сделать ее. Камера которая не заботиться о том чтобы наладить "трассу" вызывает подозрения у братвы. Администрация всячески пытается пресекать порчу имущества, но почти всегда тщетно. Бурение «кабуры» идет круглосуточно, организованно и по отлаженным схемам с использованием особого инструмента и методами отвлечения надзирателей.

«Дорога» по воде


«Дорога» по воде или «по - мокрому» - это способ связи между камерами посредством нитяных канатов, протянутых через систему канализации. Этот способ имеет один недостаток - все «груза́» требуют герметичной упаковки, поэтому их запаивают в пластиковые пакеты.

«Дорога» по этапу


«Дорога» по этапу представляет собой передачу писем, денег, наркотиков или иных предметов в процессе этапирования заключённых.

«Дорога» ногами


«Дорога» ногами - способ передачи писем, денег, наркотиков или иных предметов через людей, имеющих возможность перемещения по территории тюрьмы (СИЗО) или колонии, или выхода за их пределы.

По материалам свободной энциклопедии

Сегодня трудно переоценить значение связи. Уголовный мир тоже не скупиться на приобретение новейших средств коммуникации, прекрасно понимая, какую роль они играют в жизни.

Нужно всегда помнить, что преступный мир изобретателен - и изощрен. Среди уголовников есть не мало людей, очень одаренных, которые без всяких там компьютеров и социологических опросов безошибочно просчитывают свое окружение и делают точнейшие прогнозы. Они прекрасные психологи, и поведение начальников отрядов в ИТК, работников оперативных частей и других сотрудников правоохранительных органов для них ожидаемо, предсказуемо. И не дай Бог, нащупают слабину, соберут на кого-нибудь из людей в погонах компрометирующий материал!.. Свою жертву преступный мир хватает мертвой хваткой и выжимает их нее все, что можно и нельзя. Эти несчастные, попавшие на крючок, передаются уходящим на этап заключенными по наследству остающимся товарищам. Вот и несутся, исправно рассылаются из тюрем, изоляторов, прочих мест лишения свободы прямо на хазы преступников их ксивы и малявы из-за решетки…

Существуют и другие способы связи у осужденных. Это и элементарная перекличка камер через окна (ее не в силах заглушить даже специально поставленные для этого вентиляторы). И стрельба из духовых бумажных трубок, склеенных тут же, в камере, в окна камер напротив, и надписи, предусмотрительно оставляемые на полу, на стенах прогулочных двориков, и многое другое.

Осужденные и подследственные выбирают из своей среды специалистов, которые занимаются изучением возможностей установления связи, обеспечивают ее, следят за безопасностью.

Вот любопытнейший рассказ опытного заключенного:

«Дорога - это самое ценное, что есть в тюрьме. Это как система кровообращения. Каждая хата (камера) должна иметь Дорогу (связь). Если же не имеет - это позор. Такая хата называется лунявой, считается, что в ней луни сидят, анне пацаны. Лунявок обычно в тюрьме несколько, туда собираются все обиженные, все кто из своей хаты выломился, обратился к контролеру. Опера их собирают вместе. Впрочем, иногда и лунявые имеют дорогу.

В целом по тюрьме за существование и сохранность Дороги отвечает так называемая Индия. Она находится в СИЗО на первом корпусе (речь в данном случае идет о рижской тюрьме). Эта хата строгая, там все перевостольники собраны из ранее судимых. Как им удается подобраться в одну хату? Так опера специально собирают, чтобы не было беспредела. В принципе, здесь есть много непонятного. Вот Дорога. Это - веревка, которая натянутая по наружной стене корпуса следственного изолятора. Администрация не может ее не видеть! Каждая хата имеет четыре дороги: вверх, вниз, влево и вправо, короче, во все соседние хаты протянуты веревки. По ним движутся мешочки с ксивами, посылочками и так далее. Подельники, разведенные по разным камерам, спокойно договариваются друг с другом о совместных показаниях…

Да время от времени менты устраивают облавы, срывают веревки, но все это авралами, хотя в их обязанностях полностью исключить существование Дороги.

В хатах полную ответственность за функционирование Дороги несет первый стол. Именно он ставит коней (тех, кто смотрит за Дорогой) в привилегированное положение. Конями, кстати, называют как людей, гоняющих мешочки, так и сами эти мешочки.

Если для коней создается экстремальная ситуация, то в улаживании этого дела принимает участие вся хата. Конь занят дорогой и приказывает дежурному: «Сделай Федю!» Дежурный идет на Федю, то есть становится у двери в камеру. Допустим, он услышал, что кто-то приближается к двери. Тут же командует: «Все к решке!» На это реагируют четвертый и пятой столы, создают толпу у двери и успевают закрыть окно. Двое держат дверь и всячески препятствуют ее открытию. В этот момент конь может приказать даже первому столу - стукнуть, например, в стену, чтобы предупредить соседнюю хату об опасности.

Об Индии. Их вообще-то две. В одной собраны те, кто сидит по первому разу, в другой - кто уже новичок. Индия строгого режима и отвечает за изолятор. В ней сосредоточена вся информация, туда обращаются за советом, за ней последнее слово при любых конфликтах. В Индию обязательно направляются подогревы: сало, сахар и прочее. Решение человека из Индии является окончательным для прочих и обжалованию не подлежит. Индия решает глобальные разборки. Если же речь идет о чем-то не очень важном, то спрашивают совета у Тюрьмы. Это своеобразная игра в демократию. Понятно и так, что намерены, например, запарафинить человека или на парашу посадить. Но чтобы не было момента личного участия, обращаются к Тюрьме. Ага, референдум!

Делается это так. Тот, кто спрашивает, вылезает на решетку и кричит: «Тюрьма, что делать?» И любой первый голос, который отзовется и выскажет свое мнение, будет определяющим. Это как бы высшее решение голос, голос Тюрьмы! И даже первый стол уже не в состоянии отменить его. Хоть тут и просматривается явный произвол, все будет в точности исполнено. Даже если Тюрьма решит повесить или вскрыть бедняге вены! Но обычно Тюрьма та не откликается…»

Надо помнить, что по разным причинам способы тайной передачи информации часто меняются, но обычно за основу принимаются все же старые, отработанные, накатанные.

Условно можно разделить их на две группы:

  1. Способы письменной связи:
    Письмо при помощи средств, не оставляющих следов.
    Письмо при помощи вспомогательных материалов.
    Письмо при помощи шифров.
  2. Способы звуковой связи - главным образом, при помощи особого воровского жаргона, так называемого блатной музыки.

По материалам Л.А.Мильяненков
По ту сторону закона
энциклопедия преступного мира



Просмотров