Зачем нужны эмоции? Зачем человеку нужны чувства.

Каждая женщина может «похвастаться» изобилием своих эмоций. Да и мужчины не такие бесчувственные, как иногда пытаются казаться. Порой эмоции играют с нами злую шутку: служат «яблоком раздора» в отношениях с окружающими, не дают сосредоточиться на важных делах.

В итоге начинаешь злиться на себя, понимать, что, если бы не излишняя эмоциональность, такой бы ситуации не произошло. А сколько умных мыслей приходит после того, как мы успокоимся! В этот момент в голову начинают лезть осуждения самого себя: «надо было сделать вот так», «надо было сказать другое», «мне не стоило этого делать»…

Зачем же нам нужны эти эмоции? Почему мы не можем так просто их контролировать?

Может они нам совсем и не нужны, ведь без них мы принимали бы более обдуманные решения?

Эмоции – это наша реакция на все происходящее вокруг. Через них мы передаем отношение к различным ситуациям и объектам, которые нас окружают, показываем насколько важно для нас случившееся.

Эмоции бывают позитивные и негативные, оба типа нам абсолютно необходимы. Радость вызывает улыбку, внутреннее состояние безмятежности, мы чувствуем себя хорошо. Злость на сделанное нам замечание мотивирует, у нас появляется стремление доказать, что мы можем лучше.

В разных ситуациях разные типы эмоций могут обозначать одно и то же отношение.

Если мы долго не виделись с родственниками, радостью мы покажем, как счастливы их видеть, то есть наше положительное отношение к ним. Если кто-то из них заболеет, тревога, печаль настигнет и нас, мы покажем наше неравнодушие, то есть снова положительное отношение. Насыщенность таких эмоций покажет степень нашей привязанности к этим людям в данном примере.

Эмоции, в общем и целом, поддаются контролю. Только ребенок полностью не может справиться с ними. Труднее дело обстоит с состоянием аффекта. Аффект – это бурная кратковременная эмоциональная вспышка. Такое состояние полностью захватывает психику и навязывает человеку необходимость выполнять определенные действия, которые, как правило, не совпадают с желаемыми.

Примерами данного состояния могут быть сильный испуг, вспышка гнева, бурная радость. И такие состояния также могут сослужить нам невероятную услугу. К примеру, сильный испуг заставляет предпринимать действия по спасению, сохранению жизни.

Таким образом, эмоции образуют связь между нами и окружающим миром.

Они являются своего рода нервными окончаниями нашей психики, без которых человек утратил бы вкус к жизни, не смог бы правильно воспринимать происходящее, оценивать разные ситуации. Эмоции – это наша система безопасности!

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

На протяжении всей своей истории человечество воспевало и культивировало самые разные качества – ум, физическую силу, красоту и смелость. А вот с эмоциональностью, наоборот, постоянно боролись и «вырабатывали» всё новые и новые способы сдерживания и подавления своих чувств. Но это «сражение» было заведомо проиграно: эмоции были, есть и останутся с нами навсегда. Потому что они имеют огромное биологическое значения для организма человека. Чувствовать и переживать несмотря ни на что – вот девиз homo sapiens.

Фото © RAWinterest

Как же работают эмоции?

Эмоции – очень специфический и вместе с тем универсальный для всех млекопитающих механизм, с помощью которого мы можем понять ценность того или иного объекта, явления или события. Не испытывай мы удовольствия, давно бы вымерли с голоду и не стали бы продолжать свой род. Эмоции и только эмоции помогают нам понимать друг друга (а вовсе не слова, как может показаться на первый взгляд), сочувствовать близким, поддерживать друзей.

Тем не менее иногда мы встречаем людей, которые нас категорически не воспринимают и отказывают в сочувствии и поддержке. Конечно, может быть и так, что мы просто их чем-то не устраиваем. Но есть люди, которым вообще очень тяжело быть рядом с другими, выдерживать чьё-то присутствие. Они предпочитают одиночество любой, самой тёплой компании.

Нет ничего приятнее для ребёнка, чем слышать родительскую похвалу. Однако поощрять детей надо правильно. Многие родители хвалят малыша за каждую мелочь. Итог – беспомощность, зачастую пренебрежительное отношение к родителям. Похвала – дело серьёзное, утверждают учёные.
Поощряйте ребёнка за действительно значимые успехи, а не пустяки.
Не переусердствуйте в выражении восторга – это отнимет у малыша стимул добиваться дальнейших успехов.
Не стоит чрезмерно хвалить ребёнка в присутствии братьев и сестёр, надеясь, что те будут брать с него пример. В действительности это может привести к конкуренции и соперничеству.

Значит ли это, что им не нужны эмоции? Ни в коем случае! Просто такие личности черпают свои радости и печали из совершенно других источников. Это могут быть книги, музыка, коллекция значков или машинок, гербарий, компьютерные игры. Многие из них осознают, что общение с окружающими необходимо, пытаются вступать в какие-то взаимодействия, но испытывают при этом большой дискомфорт.

Да и вы наверняка сталкивались с такими персонажами: они, как правило, выглядят эгоистичными, не спешат откликнуться на чужую беду и могут устроить скандал из-за пустяка. Что и говорить, этим людям очень сложно жить в обществе, потому что с ними практически невозможно наладить полноценные человеческие отношения. А ведь взаимное непонимание – это не только социальные трудности, но и потенциальная опасность. Если ты неправильно распознал намерения другого, то начинаешь там, где это вовсе не нужно. А если тебя неправильно поняли, можно столкнуться с немотивированной с твоей точки зрения агрессией.

Один, совсем один…

У людей, которые не могут найти взаимопонимание с окружающими, как правило, отмечается не оптимальное состояние нервной системы. В первую очередь тех её структур, которые связаны с восприятием, оценкой и регуляцией эмоций. Эти структуры, часть из которых объединена в так называемую лимбическую систему, нужно своевременно запустить.

Такой запуск происходит в первые два месяца жизни ребёнка – прежде всего, благодаря эмоциональной активности близких. Родители должны брать малыша на руки не только для того, чтобы накормить или переодеть, но чтобы обнять и приласкать. Разговаривайте со своим грудничком, улыбайтесь ему и смотрите в его глазки, и через какое-то время он начинает сам проявлять активность при появлении членов семьи – будет дрыгать ножками и ручками, издавать призывные звуки, радоваться встрече. Так возникает « ». В течение первых месяцев жизни ребёнок учится отличать своих от чужих, женщин от мужчин и распознавать разные эмоциональные проявления. Это необходимо для того, чтобы в будущем он мог «чувствовать» других людей. Если систему не запустить, глубокие эмоциональные нарушения останутся на всю жизнь, и интуитивное понимание другого человека уже никогда не сформируется.

Яркий пример подобного рода нарушений получил название «госпитализм». Это патология развития, которая возникает из-за ограничения или полного отсутствия эмоциональных контактов (типичный случай – длительное пребывание ребёнка в больнице без родителей, в приюте, в яслях на пятидневке). Госпитализм характеризуется задержкой физического и умственного развития, а после возвращения в социум – трудностями адаптации к социальному окружению и нарушениями эмоциональной сферы. Детёныши обезьян, которых отлучали от матерей и пересаживали на искусственную «маму», во взрослом возрасте демонстрировали черты аутичного поведения, оказывались внизу социальной лестницы и были не способны установить партнёрские отношения для продолжения рода.

Конечно, социальный фактор в возникновении эмоциональных нарушений не является единственным. Специалисты говорят о влиянии наследственности, а также травм и заболеваний головного мозга, приводящих к повреждению лимбической системы.

За гранью чувств

Дети и взрослые, страдающие от этих нарушений, могут испытывать существенные трудности распознавания социальных знаков – эмоциональных выражений лица, поз, жестов, интонаций.

Для них очень характерны проблемы идентификации негативных эмоций. Если такому взрослому или ребёнку показать злое лицо и спросить, какое настроение у этого персонажа, они могут ответить, что человек, например, просто задумался. В обычной жизни эти люди не чувствуют той границы, за которую нельзя переступать, и доводят ситуацию до конфликта.

Прививать детям хорошие привычки и приучать к дисциплине – необходимость для родителей. Но контролировать современных детей становится все труднее. Родителям помогут рекомендации специалистов в области детской психологии.
Вознаграждение. Поощрения за успехи в дисциплине (например, месяц без замечаний в школе) – мощный стимул для ребёнка.
Базовые правила. Составьте чёткий список правил, а также объясните, что невыполнение этих правил ведёт к наказанию.
Чёткий распорядок дня приучает ребёнка к ответственности, не оставляет времени для лени и шалостей.

По ходу жизни они, как правило, находят некоторое взаимопонимание с кем-то из близких, но этого всё равно недостаточно для полноценного общения. Взрослые и дети с нарушениями работы лимбической системы не могут соотнести свою реакцию на то или иное событие с тем впечатлением, которое она произведёт на остальных. Поведение окружающих им не ясно, они не могут оценить ситуацию с позиций другого человека. В результате постоянной негативной обратной связи, которую дают таким людям окружающие, формируются различные защитные формы поведения, одной из которых является уход от социальных взаимодействий. Дополнительную лепту в выбор одиночества вносит повышенная чувствительность к звукам и прикосновениям, отмечающаяся у некоторых представителей этой социальной группы, плохая переносимость шума и прямого телесного контакта.

Лучшее «лекарство»

Можно ли развить эмоциональную сферу человека, сделать её более чувствительной к оттенкам переживаний других людей и устойчивой к внешним интенсивным воздействиям? Можно, но, в зависимости от возраста, способы будут разные.

Если речь идёт о младенце, то, как мы уже говорили, здесь главное – положительное внимание в период активного развития «эмоциональных» структур мозга, то есть в течение первого года жизни. Это – отличная профилактика расстройств эмоционального развития. Чтобы не нарушить возникшую привязанность и не подорвать у ребёнка доверие к миру, важно не оставлять его без родительского тепла хотя бы до двух лет. В этот период пребывание в яслях или в детском саду скорее навредит, чем принесёт пользу.

Если мы говорим о малыше и младшего школьного возраста, у которого возникли очевидные трудности в контактах с другими взрослыми и детьми, то важно постараться понять, что мешает развитию. Для этого советуем пройти медицинское обследование, проверить работу мозга с помощью электроэнцефалографии, выяснить, нет ли проблем с кровообращением и не повышено ли у ребёнка внутричерепное давление. Если проблемы есть, нужно своевременно получить помощь врача-невролога.

Помимо этого необходимо вплотную заняться развитием эмоциональности, и тут может помочь профессиональный психолог. Прежде всего, важно научить ребёнка различать видимые эмоции. Попробуйте разобрать с ним фотографии разных людей, попытайтесь найти и описать черты, общие для каждой из эмоций. Можно изображать переживания на своём лице и просить малыша угадать, что вы хотите сообщить.

Затем помогите ребёнку разобраться в себе. Дайте ему адекватную обратную связь, сообщайте, как вы поняли то, что с ним происходит, будьте его «зеркалом». Если он злится, скажите: «Ты, я вижу, злишься», если радуется, поддержите его: «Хорошо, что тебе весело». Не менее важно «сообщать» малышу о том, что испытываете вы, когда он ведёт себя тем или иным образом.

Кроме того, обязательно научите маленького человека социально приемлемым способам выражения своих отрицательных эмоций. Наконец, таким детям часто помогает чёткая система правил, опираясь на которую, они могут взаимодействовать с другими людьми.

Если малыш научится при встрече здороваться, задавать стандартные вопросы («Как тебя зовут?»), то это облегчит его контакт с окружающими. А вот подростки и взрослые, у которых уже накопилась длинная история социальных проблем, – самый сложный вариант. В первую очередь, из-за сопротивления. Здесь может помочь психотерапия. Благодаря работе с психологом они становятся более чувствительными к своему состоянию, лучше осознают происходящее и берут под контроль свои эмоциональные реакции.

Эмоции и чувства – зачем они нужны? И в правду, зачем? Иногда кажется, что лучше ничего не чувствовать, и не знать, чтобы душе не было значительно больно. Именно, многие люди стремятся избавиться от них, вычеркнув навсегда из своей жизни.

Стоит отдельно поговорить о чувствах и эмоциях. Для начала следует понять, откуда они берутся. Они рождаются в нас, когда у нас появляется новая человеческая потребность. Это называется , которая побуждает мозг желать что то, так сильно, как только может.

Чувства – это самые яркие вспышки, которые вырабатывает наш мозг, способствующие продвижение к желаемому.

Эмоции – это биологическая зависимость, которые испытывает человек на протяжении всей жизни. Эмоции и чувства отличаются между собой тем, что с одной стороны отвечает за биологические процессы, а с другой, с эстетической и социальной. Например, если вы голодные, и видите еду, то у вас возникают эмоции, а при потере близкого – вы испытываете чувства.

Если разбираться, то и эмоции и чувства одинаково важны для человеческого организма, потому что они движут нашу жизнь вперед, позволяя испытать новые ощущения. Также, стоит отметить, что эмоции порождает наш мозг, а чувство – сердце. Не стоит бороться со своими, потому, что это может полностью парализовать всю чувствительность, которая необходима человек для дальнейшей жизни. И, по правде говоря, сопротивляться чувствам и эмоциям бесполезно, ввиду их неизбежности.

В биологическом сообществе есть четыре основных вида эмоций: , радость, печаль и . Но управлять эмоциями можно, и в некоторых моментах даже нужно, чтобы не передать их окружающим. Бороться можно с такими эмоциями, как страх и гнев, которые могут мешать нормальной жизни человека. Управлять эмоциями можно научиться не сразу, а с годами, оттачивая его и совершенствуя.

Наряду с положительными, есть негативные эмоции, которые в некоторых случаях портят яркую жизнь. Но, мы не виноваты в появлении некоторых чувств и эмоций – у нас это получается на бессознательном уровне. Не всегда человек может справится с чувствами, которые зарождаются у нас в душе. Эмоции же, в свою очередь, зарождаются в нашем объемном и полном тайн мозгом.

Эмоции и чувства являются достаточно большим двигателем научного прогресса, потому, что огромное количество открытий были сделаны в период эмоционального и чувствительного перепада у человека.

Эмоции и чувства – зачем они нужны?

Они прежде всего нужны, что бы человек был человеком, ощущал и чувствовал не только внутренний мир, но и внешний.

Иногда кажется, что в современном мире, ориентированном на успех и достижения – нет места чувствам и эмоциям.

Часто люди предпочитают чувства не замечать, игнорировать, обесценивать, относиться к ним, как к чему-то постыдному и неуместному, проявляя выдержку и рассудительность даже в самые напряженные моменты жизни.

Вместе с тем, известные факты, что человек в процессе эволюции долгое время жил своими инстинктами и эмоциями. А дети, рождаясь, проявляют много желаний, спонтанности и творческой энергии, непосредственно и эмоционально реагируя на события в жизни. К тому же во многих направлениях психологии исследованию и работе с чувствами уделяют ведущую роль. Возникает закономерный вопрос –

Для чего нам нужны чувства?

Во-первых, они являются самой быстрой и непосредственной реакцией на происходящие с нами события. Именно благодаря им мы ощущаем опасность, дискомфорт. Они дают нам понять, что что-то не так в окружающей нас среде, в отношениях с другими или с нашим внутренним состоянием, позволяют нам позаботиться о себе, избежать опасности. Особенно полезны в этом плане такие чувства, как тревога, страх и отвращение.

Чувства говорят нам о наших желаниях и потребностях. Когда человек испытывает сильные эмоции, такие как – гнев, печаль, раздражение, вину, обиду, зависть, стыд – значит, у него есть некая очень сильная потребность, которая в настоящее время не удовлетворяется. Есть желание, реализация которого по каким-либо причинам заблокировано. Таким образом человек переживает фрустрацию и связанные с ней эмоции.

Чувства являются источником энергии для наших действий. Это то «топливо», которое помогает нам двигаться, не стоять на месте, достигать желаемого. Мы можем чувствовать себя на подъеме из-за предвкушения, любопытства, ощущения влюбленности, злости и желания отстоять наши ценности.

Также мы испытываем приятные чувства, когда наши желания и потребности удовлетворяются. Когда мы получаем именно то, чего мы хотели, можем испытывать радость, удовольствие, восторг, благодарность. Таким образом, чувства подкрепляют то, что идет нам на пользу, помогают нам заботиться о себе. А также помогают нам отличать наши настоящие желания от навязанных извне.

К тому же – ка ни странно это звучит – чувства сами по себе уже являются средством контроля нашего поведения . Если бы мы были лишены возможности испытывать эмоции – мы бы в различных ситуациях сразу переходили бы к ответному действию – убегали бы или нападали друг на друга, отбирали бы то, что нам нужно, реализовывали бы свои инстинкты без учета социального контекста. А вместо этого мы можем расстраиваться, плакать, выражать негодование, испытывать чувство стыда и тревоги. Таким образом чувства опосредуют наше поведение, давая нам время подумать, оценить обстановку и возможные последствия, сделать более уместный выбор.

Как мы часто обращаемся с чувствами?

Чувства можно не замечать . Часто так бывает, что у человека очень высокий порог чувствительности – то есть ему нужно очень сильное или продолжительное воздействие, чтобы он начал ощущать дискомфорт или желание что-либо изменить. Такие люди, как правило, внешне спокойны, терпеливы, но в то же время часто могут длительно находиться в некомфортных для них ситуациях – на работе в отношениях с другими. При этом они могут периодически испытывать приступы тревоги, болеть психосоматическими заболеваниями, лечиться от головных болей, панических атак, направлять свою энергию на лечение болезней.

Также человек может избегать сталкиваться с сильными чувствам попросту избегая ситуаций, в которых их можно испытать. Стараться быть неприметным, малообщительным, жить однообразной жизнью – работа-дом-работа. Как правило, человек делает это неосознанно, субъективно ощущая, что в таком состоянии ему комфортно.

Следующий способ обращения с чувствами – это их подавление . Что представляет собой попытки снимать напряжение различными репрессивными способами – от продолжительного сна до употребления алкоголя. В более «легком» варианте – это умение «держать лицо» перед другими людьми и обстоятельствами. Которые в итоге также приводят либо к психосоматическим проблемам, либо к поиску разрядки эмоций в другом месте.

Несколько более здоровый способ обращения с эмоциями – это их отреагирование , то есть – выражение через действие. Это может быть плач, удар кулаком в стену, длительная пробежка, занятие спортом. Либо приступ истерики, агрессии в адрес окружающих. Такой способ приносит человеку временное облегчение, но как правило, не изменяет ни его общее состояние, ни ситуацию, в которой он находится.

Также часто встречается замена одних чувств другими . Например человек с детства «усвоил», что в сложных ситуациях можно плакать, обижаться или злиться, вместо того, чтобы испытывать любопытство, уважение, благодарность, прислушиваться к своим желаниям.

Почему так происходит?

Как правило причины подобного обращения с чувствами коренятся с раннем детстве и особенностях воспитания. Родители могут не обращать внимания на переживания ребенка, не спрашивать у него, что он сейчас чувствует и чего ему хочется в какой-либо непростой для него ситуации. В лексиконе родителей может не быть определения таким переживаниям – как боль, нежность, интерес, отвращение, сожаление. Таким образом человек вырастает с ограниченными способами эмоционального реагирования на окружающую среду.

Также существуют различные установки , которые мешают нам корректно обходиться со своими чувствами. Например, что лучший способ справиться с трудностями – это «не принимать их близко к сердцу», «взять себя в руки», не «расстраивать близких своими переживаниями», «не показывать врагам», что тебе плохо. Также стыдно демонстрировать другим свою «истеричность» и «слабохарактерность». Особенно это выражается в установке о том, что «мужчины не плачут».

Чем чревато такое обращение с чувствами?

Во-первых, различными психосоматическими заболеваниями, о которых говорилось выше.

Во-вторых, когда эмоции не осознаются или подавляются – они могут в определенный момент прорываться в виде вспышек раздражения и конфликтного поведения с окружающими. При этом, как ни парадоксально, чрезмерный стремление контролировать свои чувства приводит к проявлению немотивированной агрессии, либо в случае их подавления – к длительным депрессивным состояниям и апатии.

Как грамотно обращаться со своими чувствами?

Прежде всего стоит повысить чувствительность к своему внутреннему состоянию и восприятию окружающей действительности – начиная с таких определений, как «комфортное-некомфортное», «нравится-не нравится», продвигаясь дальше и давая более точное определение своим переживаниям. В ситуации, когда человек испытывает одну какую-либо сильную эмоции попытаться заметить в ее фоне другие, не такие выраженные. Правда заключается в том, что как правило переживаем одновременно не одно чувство, а «коктейль» из разных, не всегда это замечая. Вполне нормально чувствовать к своему сопернику гнев и уважение, испытывать в определенной ситуации страх и любопытство, а также нежность, смущение и тревогу в ситуации близости.

Бывает важно понять, какая потребность стоит за нашими переживаниями . Вполне возможно, когда мы открыто выражаем свой гнев, мы хотим чтобы нас заметили и больше ценили, говорим о своем страхе – выражая заинтересованность в принятии. Если мы понимаем про свои потребности в конкретной ситуации – мы можем направить свою энергию на ее достижение . Наши эмоции при этом будут добавлять нам сил для достижения желаемого.

Наиболее адекватный способ обращения со своими чувствами – это их легализация, т.е. признание, принятие и переживание . Процесс переживания – это ощущение полноты восприятия и смены одних чувств другими. При этом человек не «застревает» в какой-либо одной эмоции, а позволяет себе испытывать все их разнообразие – от боли и отвращения, до радости, любови и удовольствия. Выражаемые им эмоции становятся адекватны его внутреннему состоянию, так и текущей ситуации. Благодаря тому, что человек способен испытывать широкий диапазон переживаний, он способен со значительной легкостью «переваривать» возникающие у него трудности, справляться с неудачами, сохранять устойчивость при этом жить полной жизнью.

Развитие чувствительности и поддержание процесса переживания является основной целью личной терапии. Побочным продуктом данного процесса выступает спонтанность, витальность, жизненная энергия человека и реализация его во всех сферах.

Люди эмоциональны. Каждый реагирует определенным образом на те или иные события в жизни. Данный психический процесс происходит постоянно и неразрывно связан с деятельностью человека: с удовлетворением простых жизненных потребностей, с учебой, работой, творчеством. Даже представить невозможно, что человек ест без каких-либо эмоций, наоборот, он выберет то блюдо, которое не только поможет утолить голод, но и вызовет определенные положительные ощущения. Множество эмоций человек испытывает при общении с любимыми и нелюбимыми людьми. По словам некоторых психологов, этот процесс является важной мотивирующей силой, которая определяет деятельность каждого человека с момента его рождения. Иными словами, эмоции сильно влияют на сознательное регулирование поведения человека, причем, они могут не только ослабить, но и укрепить волю. От них зависит работоспособность человека и вообще его желание работать. Таким образом, чтобы человек ни делал, думал или говорил – все это связано с эмоциями, потому как они являются отражением переживаний человеком всех явлений и ситуаций внутреннего и внешнего мира.

Эмоциональный мир человека отличается разнообразием. И положительные, и отрицательные эмоции имеют великое множество оттенков. Некоторые события вызывают у человека отвращение, другие – восхищение. Чувства, настроения и эмоции делают жизнь человека насыщенной и яркой, придают ей краски, избавляют от серости и уныния. Они могут всего за несколько секунд кардинально изменить поведение человека, изменить его отношение к себе и другим людям. В зависимости от тех эмоций, которые испытывает человек, он видит все в черном свете или смотрит на мир сквозь розовые очки.

Но далеко не всегда в жизни события вызывают исключительно положительные эмоции. Порой они настолько ужасны, что кажется, что лучше бы вовсе никаких не было. Так, к примеру, горечь утраты близкого человека или домашнего животного невыносима, точно так же, как и злость и раздражение, когда что-то в жизни не получается или не удается осуществить задуманное. А иногда бывает и так, что не нужно никаких внешних негативных факторов, чтобы человек чувствовал себя просто отвратительно. Когда у человека плохое настроение, он не способен сосредоточиться, его все раздражает и даже одна мелочь может вызвать вспышку гнева. В то же время необходимо отметить, что если с плохим настроением или раздражением человек может справиться самостоятельно простым усилием воли, то иногда бывают такие эмоциональные состояния, что без специалиста не разобраться. К примеру, сильный стресс может стать причиной психических расстройств и депрессии. Точно так же человек не в состоянии побороть состояние аффекта, при котором очень ослаблен или практически отсутствует сознательный контроль деятельности.

Эмоции имеют субъективный характер, то есть, разные люди могут по-разному реагировать на одно и то же событие. Так, к примеру, при виде паука один человек будет чувствовать отвращение и страх, а другой – умиление. Одни люди реагируют на дождь радостью и весельем, а другие, наоборот, - раздражением и грустью. На протяжении дня человек может испытывать самые разнообразные психические состояния: радость, удивление, интерес, злость, раздражение, восторг, умиление, гнев, печаль. Более того, эмоции возникают и тогда, когда человек ничего не делает, а просто думает о чем-то.

Некоторые люди убеждены в том, что их жизнь была бы гораздо лучше и проще без эмоций. Ведь тогда не было бы нужды расплачиваться за необдуманные решения, не бояться стрессов и сильных переживаний. Тогда можно было бы действовать всегда рассудительно, принимать правильные, взвешенные решения. Тогда не было бы несчастья и горя, напрасных переживаний и пустых волнений. Такая жизнь – просто мечта. Но с другой стороны, если не было бы эмоций, человек лишился бы очень многого, ведь они выполняют большое количество очень важных функций. Благодаря им человек может приспособиться к условиям окружающего мира. В этом состоит оценочная функция, которая выступает в роли индикатора для определения зоны комфорта. Проще говоря, если человек испытывает положительные эмоции, в таком случае он находится в зоне комфорта и все хорошо. Если же его мысли нарушают равновесие, значит, человек вышел из зоны комфорта. Если человек будет прислушиваться к своим ощущениям, то сможет быстро менять свое отношение и действия к ситуации, чтобы вновь оказаться в зоне комфорта. Это очень важно, потому как каждый раз, когда человек ощущает негатив, его психика расшатывается, энергетика истощается, что становится причиной стрессов, депрессии и апатии.

Эмоции выполняют и защитную функцию, которая оказывает влияние на физиологическом уровне в критических ситуациях. Так, к примеру, страх приводит к активизации выброса адреналина, и человек способен нанести неожиданный удар в случае угрозы. Тревога на эмоциональном уровне заставляет человека быть более бдительным и осторожным, пересмотреть свои действия. Таким образом, эмоции могут активировать, мобилизовать организм для выполнения определенных действий, обеспечивая оптимальный уровень возбуждения.

Мотивирующая функция помогает человеку сделать то, на что он не решался. К примеру, злость, вызванная критическими замечаниями, может заставить человека доказать, что он может значительно больше. Или же человек посмотрел фильм, в котором герою все удается, и он вдохновляется и делает то, о чем давно мечтал, но сомневался.

Если все эти функции имеют приспособительный биологический характер, то наиболее важными и полезными для человека являются экспрессивная и коммуникативная функции, тесно связанные друг с другом. Их важность заключается в том, что помимо физических и биохимических изменений, эмоции сопровождаются и определенными поведенческими реакциями, к которым относятся голосовые выражения эмоций, мимика и пантомимика. Коммуникативная и экспрессивная функции за счет своих внешних проявлений помогают различать даже минимальные изменения во внутреннем состоянии, что помогает людям лучше понимать друг друга.

Особенно важны эти функции при межличностном общении, когда необходимо настроиться на состояние партнера, чувствовать то же, что и он. Ни для кого не является секретом, что эмоционально-выразительные движения – это невербальные средства общения, которые передают до 90 процентов информации при общении. Таким образом, можно говорить о том, что эмоции являются особым языком, при помощи которого люди говорят друг другу о своих мыслях, чувствах, внутренних состояниях.

Еще одна важная особенность эмоций - это их связь с памятью, восприятием, вниманием, мышлением, воображением, то есть, с познавательными процессами. Эмоции являются основным фактором непроизвольного внимания и запоминания. Когда процесс обучения вызывает положительные ощущения, то информация запоминается намного быстрее.

Каждый психолог пытается создать собственную классификацию эмоций. Но они на самом деле – словно палитра красок, в которой есть несколько основных цветов и множество оттенков, но все они индивидуальны. Впрочем, есть эмоции, которые все специалисты выделяют как основные. Это страх, раздражение, гнев, стыд, интерес, удивление, восхищение, радость.

Страх является отрицательной эмоцией, который может перерасти в чувство. Он несет защитную функцию и возникает в тех случаях, которые несут возможную физическую угрозу или сильное психическое потрясение.

Раздражение – это также отрицательная эмоция, которая является по своей сути показателем того, что что-то или кто-то выводит человека из зоны комфорта и нужно изменить либо ситуацию, либо прекратить общение с человеком. Если к этой эмоции не прислушаться, она может перерасти в гнев.

Гнев показывает, что человек вышел очень далеко за пределы зоны комфорта и что происходит что-то угрожающее потребностям человека. Кроме того, эта эмоция является показателем того, что у человека существует ложное убеждение по отношению к кому-то или чему-то, что мешает ему объективно оценить ситуацию.

Еще одна отрицательная эмоция – стыд. У нее имеется большая палитра оттенков. Принято считать, что стыд нужен для того, чтобы человек мог определить несоответствие собственных действий с установленными нормами и правилами общества.

Среди положительных эмоций мотивирующую функцию выполняет интерес, который стимулирует человека к обучению, познанию, развитию умений и навыков. Как правило, сопровождается открытостью к новому и любопытством.

Еще одна положительная эмоция с мотивирующей и оценочной функциями – это восхищение. Она говорит о том, что все сделано в полном соответствии с внутренними убеждениями, взглядами и мировоззрением.

Радость также является положительной эмоцией, которая свидетельствует о том, что человек находится в зоне комфорта. Она выполняет мотивирующую функцию, способствует хорошим поступкам, творчеству. Кроме того, она стимулирует выработку эндорфинов, которые оказывают благотворное влияние на физическое состояние.

Удивление не имеет ярко выраженного полюсного характера. Оно способствует концентрации внимания на каком-то человеке, объекте, мысли, заставляет переосмыслить, пересмотреть что-то.

Таким образом, эмоции открывают перед человеком особый мир – мир искусства и творчества. Для любого творческого процесса необходимо вдохновение. Очень часто чувства человека становятся материалом для творчества: новый образ рождается из слияния эмоций и воображения. Без эмоций человек не смог бы оценить всю красоту и неповторимость музыки, поэзии и живописи. Эмоции делают мир людей более интересным и богатым, задавая направление развития личности.

Таким образом, только в единстве эмоциональной и интеллектуальной сфер человек может достичь конечной цели своей деятельности – удовлетворить потребности. И даже несмотря на то, что эмоции очень часто берут верх в самые неподходящие моменты, принося несчастье и горе, они в то же время придают жизни настоящий вкус, делая ее более насыщенной, красочной и яркой. И пусть причина многих болезней и бед кроется в чрезмерной чувствительности и эмоциональности, и человек не может принять правильное, адекватное решение, все же без эмоций человек лишился бы очень многого. Мир без любви, восхищения, радости выглядел бы печально. И, наверняка, жизнь без необдуманных, импульсивных поступков стала бы скучной, ведь именно они порой делают жизнь очень интересной.



Просмотров