Введение. Роль семейного права в образовательном процессе и методика его преподавания в школе

Цель: Познакомить старшеклассников с основами семейного законодательства РФ, личными правами супругов.

Форма : Нравственно-правовой лекторий.

Участники : Классный руководитель, ученики класса.

Подготовительный этап : Готовясь к классному часу, творческая группа может нарисовать для каждого учащегося сердечки-памятки с пословицами о семье:

Лучше матери друга не сыщешь.

Сердце матери лучше солнца греет.

Ради ребенка мать и в огонь бросится.

У дитя болит пальчик, а у матери — сердце.

Отец сына худому не учит.

Кто слушает родителей, не обеднеет.

Наши родители — не гонители.

Слушай наставления отца-матери — не заблудишься.

Для создания эмоционального фона классного часа классному руководителю следует продумать вопрос о его музыкальном оформлении.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Прекрасное время — юность. Вы, ребята, уже много знаете, много умеете, чувствуете себя взрослыми. Сейчас очень ответственный период вашей жизни. Вы должны решить, какую профессию выбрать, как устраивать свою жизнь. Многих из вас, конечно, волнует вопрос о будущей семейной жизни, каким будет ваш единственный и неповторимый спутник или спутница жизни. Пройдет немного времени, и вы станете мужьями и женами. Создание семьи — очень ответственный шаг в жизни каждого человека. Вы должны знать, что отношения между супругами регулируются не только нравственными, но и юридическими нормами.

Конституцией РФ закреплено положение, согласно которому семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Этот конституционный принцип развивается во многих законодательных актах, но основным является Семейный кодекс РФ.

Семейное законодательство устанавливает правила и условия вступления в брак, порядок прекращения брака, регулирует отношения, которые возникают между супругами и другими членами семьи.

Знание положений семейного законодательства, своих прав и обязанностей обязательно понадобится вам в жизни. Семья начинается с брака. Слово «брак» образовалось от древнерусского «брачити» — отбирать, выбирать хорошее и отклонять плохое.

Каковы условия заключения брака?

По семейному законодательству брак — это союз мужчины и женщины, заключенный в органах записи актов гражданского состояния (загс) и основанный на взаимной любви и уважении, взаимопомощи и ответственности. Чтобы союз был действительным, закон требует соблюдать определенный порядок и условия заключения брака.

Первое условие — взаимное и добровольное согласие будущих супругов вступить в брак. Это означает, что мужчина и женщина должны принять решение о вступлении в брак самостоятельно, без принуждения, по своей воле.

Второе условие связано с брачным возрастом. В России он составляет для мужчин и для женщин 18 лет. Но, согласно российскому законодательству, если имеются уважительные причины, по решению местных органов власти брачный возраст может быть снижен по заявлению лиц, вступающих в брак, но не более чем на два года (до 16 лет).

Третье условие — брак не может быть заключен, если одна из сторон состоит в другом браке.

Четвертое условие —- не допускаются браки между близкими родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, а также между полнородными (общие мать и отец) и неполнородными (общий один из родителей) братьями и сестрами.

Существует определенный порядок регистрации брака. Он предусматривает личную подачу заявления будущими мужем и женой в загс по месту жительства.

После заключения брака у супругов появляются по отношению другу к другу определенные права и обязанности. Они разделяются на личные неимущественные и имущественные права и обязанности. В ходе классного часа рассматриваются личные права супругов.

Личные права и обязанности супругов

В реализации своих личных неимущественных прав и обязанностей муж и жена равноправны. Обязанности супругов сводятся к тому, чтобы строить свои отношения в семье в духе взаимоуважения и взаимопомощи, заботиться о детях. Также супруги имеют право по личному желанию и взаимному согласию избрать фамилию одного из них. В этом случае фамилия становится общей. Но муж и жена могут оставить свои прежние фамилии.

После обсуждения правовой информации учитель может предложить учащимся тесты, которые помогут им понять свое отношение к будущей семейной жизни.

Тест «Какой вы будущий хозяин?»

1. Можете ли вы приготовить себе завтрак?

а) Да, б) иногда, в) нет.

2. Случается, что иногда вы готовите в выходные дни какое-то блюдо для всей семьи?

а) Да, б) иногда, в) нет.

3. Помогаете ли вы родителям закупать продукты?

а) Да, б) иногда, в) нет.

4. Входит ли в ваши постоянные обязанности покупка различных продуктов питания, например, хлеба?

а) Да, б) иногда, в) нет.

5. Помогаете ли вы родителям в уборке по дому?

а) Да, б) иногда, в) нет.

6. Можете ли вы помочь родителям в покупке бытовой техники?

а) Да, б) отчасти, в) нет.

7. Считаете ли вы, что оба супруга вместе должны заниматься воспитанием детей?

а) Да, б) иногда, в) нет.

8. Можете ли вы самостоятельно починить несложные бытовые приборы в доме или сделать мелкий ремонт?

а) Да, б) иногда, в) нет.

9. Сможете ли вы остаться сам на хозяйстве, если жена, например, будет занята на работе?

а) Да, б) иногда, в) нет.

10.Считаете ли вы, что семья должна проводить свободное время вместе?

а) Да, б) иногда, в) нет.

Теперь подсчитайте количество баллов, учитывая, что ответы а) соответствуют 3 баллам, б) 2 баллам, в) 1 баллу.

26-30 баллов. Похоже, что вашей будущей ж6н6 повезет. Вы будете хорошим хозяином. Ваши усилия должны вознаграждаться хорошим настроением и благодарностью жены.

16-25 баллов. Исходя из ваших ответов ваш вклад в домашнее хозяйство будет не очень большой. Если вы хотите стать хорошим хозяином, вам следует пересмотреть свою позицию по многим вопросам.

10-15 баллов. Пока вы плохо представляете себе, что такое семейная жизнь и обязанности супруга, на котором лежит ответственность за своих близких.

Тест «Какой хозяйкой вы будете?»

1. Представьте, что у вас нет холодильника, телевизора, стиральной машины и нового пальто, а приобрести вы можете только одну из этих вещей. Что бы вы купили?

а) Холодильник, б) телевизор, в) стиральную машину, г) пальто.

2. Часто ли вы заглядываете в шкаф, чтобы навести там порядок?

а) Да, б) нет.

3. Делаете ли вы ежедневную уборку своей комнаты или квартиры?

а) Да, б) нет.

4. Бывает ли так, что когда приходят приглашенные гости, вы еще заняты хозяйственными делам?

а) Да, б) нет.

5. Хватить ли у вас смелости подать гостям подгоревший пирог?

а) Да, б) нет.

6. Доставляет ли вам удовольствие самой готовить?

а) Да, б) нет.

7. Собираясь в магазин, составляете ли вы список необходимых покупок?

а) Да, б) нет.

8. Есть ли у вас фирменное блюдо?

а) Да, б) нет.

а) Да, б) нет.

10. Помогаете ли вы родителям по хозяйству?

а) Да, б) нет.

11. Считаете ли вы, что каждая вещь в доме должна иметь свое постоянное место?

а) Да, б) нет.

12. Сможете ли вы навести порядок в доме без использования бытовой техники?

а) Да, б) нет.

№ вопроса

Ответы, баллы

Интерпретация результатов.

До 155 баллов. К сожалению, вы пока не готовы быть хозяйкой дома. Вы не умеете организовывать свое время и плохо владеете навыками ведения домашнего хозяйства.

156-185 баллов. Вы трудолюбивы и достаточно организованны. Если что-то временно не ладится в хозяйстве, вы сможете это поправить с помощью своих близких.

186 баллов и выше. Вы сможете стать хорошей хозяйкой дома. Вы постоянно наводите в доме порядок, но не забывайте, что хорошая хозяйка не должна видеть цель своей жизни только в домашней работе.

Тест «Готовы ли вы к семейной жизни?»

Отметьте в приведенном ниже перечне то, что вы считаете своими обязанностями в семье:

1. Забота о детях.

2. Проверка домашнего задания.

3. Посещение родительских собраний.

4. Решение проблем, с которыми дети обращаются к родителям.

5. Организация детских торжеств в саду и в школе.

6. Организация семейных праздников.

7. Чтение специальной литературы по воспитанию детей.

8. Выполнение работы по дому.

9. Совместный досуг детей и родителей.

10. Покупка продуктов питания

11. Уборка квартиры.

12. Стирка белья.

13. Ремонт квартиры.

14. Мелкий ремонт по дому.

15. Поддержание контактов с соседями.

16.Планирование семейного бюджета.

17. Покупка одежды и обуви.

18. Покупка мебели, бытовой техники.

19. Уход за домашними животными.

20. Создание благоприятного семейного микроклимата

Обработка результатов теста: каждый отмеченный пункт — 1 балл. 5 и менее баллов. Вы хотите получить не супруга (супругу), а домработника.

От 6 до 14 баллов . Вы можете стать хорошим супругом (супругой), но подумайте, не много ли обязанностей вы хотите переложить на плечи будущего спутника жизни?

15 и выше баллов . Вы уже достаточно хорошо понимаете, что такое семейная жизнь.

В заключение классного часа целесообразно организовать обмен мнениями учеников о состоявшемся разговоре и о том, на какие вопросы они хотели бы получить ответы, а также подарить учащимся заготовленные сердечки-памятки с пословицами о семье...

ВВЕДЕНИЕ

Глава I Семейное право как часть курса «Право» в школе

1.1. Семейное право как отрасль российского права

1.2. Основные положения семейного права

1.3. Преподавание семейного права в курсе «Право» в школе

Глава II Методика преподавания семейного права в современной школе

2.1. Основные методические приемы проведения учебных занятий по семейному праву

2.2. Формы обучения семейному праву в школе

2.3. Средства обучения на уроках семейного права

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Выдержки из текста

Семейное право - одна из традиционных отраслей права Р.Ф. как и другие, включает собственно семейное законодательство, науку семейного права и соответствующую учебную дисциплину. Устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Основной источник семейного права - семейный кодекс Р.Ф. 1995 г.

Актуальность темы – подготовка молодежи к вступлению в брак, к будущей семейной жизни - неотъемлемая составная часть общей системы воспитания подрастающего поколения. Вместе с тем еще совсем недавно считалось, что молодой человек по достижению определенного возраста уже полностью готов к созданию семьи. Однако многочисленные социологические, педагогические и психологические исследования убеждают нас в том, что это не так, и поэтому готовность девушек и юношей к вступлению в брак и созданию семьи должна стать целью педагогической работы.

Среди многих аспектов проблемы формирования психологической готовности молодежи к семейной жизни в качестве одного из важнейших можно выделить правильное понимание учащимися социальной роли семьи и брака в современном обществе, что, в свою очередь, связано с особенностями формирования у них гражданского правового сознания.

Целью написания курсовой работы является исследовать методику преподавания семейного права в школе.

О работе

Укажите верный пароль

Укажите верные результаты вычисления

Пароль на скачивание файла ():

Укажите результаты вычисления:
1 + 2 =

Продажи полностью автоматические. Пароль выдается сразу после завершения процедуры покупки. Для получения пароля на курсовую «Методика преподавания семейного права в школе» произведите оплату.
Внимание!!! Работы могут не соответствовать требованиям к оформлению какого-либо конкретного учебного заведения.
Для получения полноценной курсовой или реферата с вашими требованиями сделайте новой работы.

По всем вопросам обращайтесь по почте или вгруппу .

Выберите удобный для Вас способ оплаты

  • +4% +10 рублей
  • +0.5%
  • +4% +10 рублей
  • +0.8%

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Цели, структура, состояние и проблемы правового образования в современной школе. Личностные качества и профессиональная компетентность учителя права в системе школьного образования. Традиционные методики и инновационные технологии правового обучения.

    дипломная работа , добавлен 18.02.2013

    Анализ школьной программы по риторике под редакцией Таисы Алексеевны Ладыженской (с 5 по 8 классы). Основные методы и принципы преподавания риторики в современной школе. Методика разработки и проведения урока в 6 классе на тему "Паравербальные средства".

    дипломная работа , добавлен 08.09.2016

    Общие принципы и методы преподавания морфологии в школе. Наречие и слова категории состояния как части речи, особенности методики их преподавания в общеобразовательной школе. План урока по теме: "Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и –е".

    курсовая работа , добавлен 26.04.2011

    Преподавание истории Украины в школе. Учебно-методические основы преподавания истории в школьном курсе. Этапы формирования знаний и умений в процессе обучения. Система исторических понятий как основа понимания истории. Внедрение новых технологий.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2008

    Литература как культурно-исторический феномен. Характеристика программ по литературе для старших классов, стандарты изучения современной литературы. Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе, особенности составления конспектов уроков.

    дипломная работа , добавлен 03.02.2012

    Понятие социально-правовой защиты детства, её уровни, объекты и субъекты. Роль социального педагога в этой системе. Особенности социально-правовой защиты детей в школе и ее кадровое обеспечение. Правовые основы деятельности школьного омбудсмена.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2013

    Определение терминов "говор", "наречие", "диалектизм" и "профессионализм". Рассмотрение слов ограниченного употребления как предмета и объекта исследования в 5-6 классах. Традиционные и инновационные технологии изучения диалектной лексики в школе.

    курсовая работа , добавлен 21.08.2011

    Формирование навыков правомерного поведения школьников посредством преподавания происхождения сущности государства и права. Содержание принципов правового образования. Использование игровых технологий и дискуссионных методов обучения праву в школе.

    курсовая работа , добавлен 17.07.2011

Традиционное обучение является самым распространенным видом обучения, на котором базируется преподавание в большинстве школ страны.

Термин «традиционное обучение» обозначает классно-урочную систему обучения, которая была сформулирована в Я.А. Коменским в труде «Великая дидактика». Отличительными признаками такой системы обучения являются:

Организация учащихся примерно одного возраста в группу, состав которой остается практически неизменным на протяжении всего периода обучения;

Разработка единого годового плана и следование расписанию;

За единицу занятий взят урок, посвященный одному учебному предмету, теме;

Преподаватель следит за работой учащихся на уроке.

Такое обучение характеризуется тем, что знания учащимся выдаются в готовом виде, им остается лишь усваивать их и применять в похожих ситуациях. Поэтому на таких уроках большей частью развивается память, а не мышление, вследствие чего развитие творческих способностей, самостоятельности и активности происходит на слабом уровне. У учащихся формируется репродуктивный стиль познания, а объем информации в большинстве случаев превышает возможность ее усвоения. Естественно, что ни о каком индивидуальном подходе к учащимся не может быть и речи, потому что подобный темп обучения невозможно подвести к индивидуально-психологическим особенностям учащихся. Карзанова, Т.Ю. Традиционный и интенсивный типы обучения в современной методике преподавания РКИ. - Ученые записки Орловского государственного университета. 2014. № 1(57). С. 353.

Традиционный урок обращен в прошлое, потому он и ориентируется на запоминание материала, и информация играет роль знания. В современном мире одного знания информации недостаточно, важно выработать собственное мышление относительно этой информации, а также умение работать с большими информационными потоками.

Взаимоотношения учителя и учеников в рамках традиционного обучения складываются на основе педагогического авторитета, поскольку учитель - главный субъект обучения. Личность его незаменима никакими техническими средствами и системами самостоятельного обучения. Учитель является руководителем развития ребенка и проводником среди ошибок и незнания, потому что школа призвана знания давать. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебное пособие. - С-П.: Питер, 2009. 255 с.

Знания даются учителем в готовом виде, как раз для запоминания. Ученику нужно услышать, запомнить, повторить и закрепить на практике. Повторение нужно для того, чтобы усвоенная мысль перешла из кратковременной и оперативной памяти в память долговременную. Для этого повторение должно быть осмысленным, информацию нельзя лишь механически запомнить.

Приведем несколько традиционных методов преподавания.

Одним из традиционных методов преподавания является рассказ как последовательное изложение материала в повествовательной форме. При помощи рассказа учитель может сообщать фактические сведения, которые требуют образности и последовательности изложения. Рассказ можно применять на всех этапах обучения, корректируя его в зависимости от обстоятельств. При помощи рассказа учитель может активизировать воображение, память, мышление учащихся, а также эмоциональные переживания. Воздействие на чувственную сторону личности позволит достичь решения некоторых задач правового воспитания. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник. 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2013. - 156 с.

Вызывая эмоциональные переживания у ребенка на уроке семейного права, учитель сможет формировать нравственные оценки и нормы поведения, прививать общепринятые семейные ценности.

В зависимости от того, для каких целей преподаватель использует рассказ, выделяются следующие виды данного метода обучения:

Рассказ-вступление, подготавливающий учеников к изучению нового материала; семейный право преподавание школа

Рассказ-повествование, использующийся учителем для изложения материала;

Рассказ-заключение, подводящий итоги по изученному материалу.

К рассказу, как к методу обучения, предъявляются требования, которым он должен соответствовать. Основными требованиями к рассказу являются: обеспечение достижения целей, построение на достоверных фактах, четкая логика текста, учет возрастных особенностей учащихся. Рассказ должен излагаться доказательно, образно, эмоционально, желательно не более десяти минут.

В том случае, если при помощи рассказа невозможно достичь полного понимания учениками той или иной информации, применяется метод объяснения. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник. 2-е изд., стереотип. - Москва: Академия, 2013. 158 с.

Объяснение представляет собой истолкование закономерностей, свойств, явлений, понятий. Объяснение основывается на логических умозаключениях, которые устанавливают истинность каких-либо суждений. Чаще всего метод объяснения используется при изучении теоретического материала, особенно если он усложняется в связи с возрастанием интеллектуальных возможностей учащихся.

К объяснению предъявляются следующие требования: точное формулирование проблемы, последовательность в раскрытии причинно-следственных связей, аргументированность и доказательность, логическое изложение. Педагогика.под ред. Л.П. Крившенко. М.: Проспект, 2012. 350 с.

В тех случаях, когда при использовании метода обучения возникают вопросы, как со стороны учителя, так и со стороны учеников, объяснение перестает в беседу. Беседа является вопросно-ответным методом обучения, при помощи которого учитель подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет то, что ученики уже изучили.

Беседа - универсальный метод обучения, который может быть использован при решении любых дидактических задач. Беседа может быть индивидуальной, в которой учитель задает вопросы только одному ученику; групповой, в которой вопросы могут быть адресованы определенной группе; фронтальные, в которой вопросы адресованы всем. Педагогика. под ред. П.И. Пидкасистого. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2014. 417 с.

В соответствии с задачами, которые ставятся учителем, уровнем развития обучающихся и содержанием материала выделяются следующие виды бесед:

Организующие (вводные) беседы, проводящиеся перед изучением новой темы для актуализации знаний учащихся;

Беседы-сообщения новых знаний;

Закрепляющие (синтезирующие) беседы, обобщающие и систематизирующие знания учащихся;

Контрольно-коррекционные беседы.

При проведении беды следует ориентироваться на основные требования: правильная формулировка вопроса, логическая связь между вопросами, краткость и содержательность.

Метод беседы в преподавании семейного права в школе позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность, развивать речь, мышление и память учащихся, контролировать их знания. Однако, если у учащихся нет нужных для беседы знаний, она становится малоэффективной, не способствует формированию практических умений и навыков. Певцова Е.А. Актуальные вопросы методики преподавания юриспруденции. - М.: издательство Международного юридического института, 2014. 252 с.

Еще одним традиционным методом преподавания семейного права в школе является лекция как монологическое изложение большого количества материала.

Лекции могут быть научно-популярными и академическими и посвящаются объемным и особенно важным разделам учебной программы.

Важным методом обучения является работа с учебником и книгой. Он заключается в том, что ученик в собственном темпе и в удобное время может самостоятельно обращаться к учебной информации.

Вариантами такой работы могут быть конспектирование содержания прочитанного материала, тезирование основных идей. Также ученик может составить план текста или процитировать нужный материал, написать аннотацию к тексту и т.д. Педагогика. под ред. П.И. Пидкасистого. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2012. 417 с.

В достижении дидактических целей учителю права может помочь такой традиционный метод преподавания как упражнение. Упражнение - это сознательное, многократное выполнение учебных действий, как умственных, так и практических, целью которых является овладение или повышение их навыков.

Упражнения могут быть устными и письменными и графическими. Устные упражнения развивают культуру речи, логическое мышление, внимание и память, а также познавательные возможности учеников. Их значение заключается в том, чтобы закрепить полученные знания и выработать необходимые умения и навыки применения этих знаний. Письменные и графические упражнения способствуют развитию пространственного мышления в понимании графиков, схем и т.д. Педагогика [Текст].под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2012. 347 с.

Требования к упражнению заключаются в их социальной направленности, знании алгоритма выполнения действий, учете достигнутых результатов и повторении.

Основная форма учебно-воспитательной работы по праву в системе школьного образования - урок.

Урок - это динамическая и вариативная форма организации процесса, целенаправленного взаимодействия определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, формы, методы, средства обучения и систематически применяемая для решения задач правового образования, развития, воспитания в процессе обучения. Кропанева, Е.М. Теория и методика обучения праву. - Екатеринбург: издательство Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. 146 с.

Учебное занятие по праву (урок) - это комплексная система организационной, учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учеников, направленная на достижение целей усвоения главных дидактических единиц правового модуля государственного стандарта, знаний, формирование умений пользоваться полученными правовыми знаниями в практической деятельности.

Урок обладает рядом преимуществ, поскольку сочетает фронтальную, групповую и индивидуальную формы работы, что дает возможность учителю излагать материал последовательно и систематически. Такая модель обучения позволяет эффективно решать поставленные задачи с помощью содержания и методов педагогической деятельности.

Основными этапами традиционного урока является организационный момент, проходящий в начале урока, проверка знаний учащихся, полученных на предыдущих уроках, постановка целей и задач, которые учитель озвучивает перед учениками, подача нового материала, выполнение заданий на усвоение этого материала, контроль, оценка знаний, домашнее задание и проверка итогов.

Такой вид подачи материала имеет как ряд преимуществ, так и недостатков. Безусловно, традиционное обучение проверено несколькими поколениями и является вполне результативным. Однако в современных условиях, когда количество информации очень объемно, ребенку весьма проблематично запомнить и понять все. С появлением сети Интернет появился доступ к неограниченным информационным ресурсам, и задача педагога научить ребенка ориентироваться в этих ресурсах, выбирать полезную и стоящую информацию.

Возможность передачи большого количества информации в короткое время является несомненным достоинством традиционного обучения. Однако ориентация на память, а не на мышление приводит к тому, что свои знания ребенок сможет применять лишь в ситуациях, аналогичных примерам, которые приводил учитель. Творческие способности практически не развиваются, как и самостоятельность, активность, формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности вследствие воспроизводящего характера учебно-познавательного процесса. Кропанева, Е.М. Теория и методика обучения праву. - Екатеринбург: издательство Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 149 с.

Урок по праву должен не только опираться на ценности традиционного обучения, но и соответствовать современному уровню обучения, а также современному уровню развития правовой системы государства. Признаками современного урока права являются:

Направленность на выполнение социального заказа общества;

Наличие целей и задач;

Использование деятельностного подхода;

Учет новейших достижений науки;

Активная познавательная деятельность учащихся в процессе обучения;

Оптимизированное содержание обучения;

Формирование знаний, умений и навыков учащихся на основе единства;

Разнообразные учебные ситуации на уроке с вычленением учебных задач;

Наличие обратной связи;

Поддержание высокого темпа урока;

Благоприятный психологический микроклимат.

Таким образом, целевой акцент в традиционном преподавании ставится на результат обучения, то есть на усвоение объема информации, требуемого программой. При этом роль ученика в процессе обучения преимущественно пассивная, ведущую роль принимает на себя педагог как источник знаний, которые предлагаются в «готовом виде» и направлены на достижение определенного образца. Знания ученики применяют в типовых заданиях, а также при выполнении проверочных работ, преобладают фронтальная и индивидуальная формы учебной деятельности. Несмотря на модернизацию образования, традиционные методы находят себе место в новых условиях, «подстраиваясь» под требования общества. Не стоит забывать, что эти методы преподавания проверены временем, просуществовали не одно столетие и успешно служили основой образования многих современных новаторов. В преподавании семейного права невозможно полностью отказаться от традиционных методов. Они являются основой, на которую можно накладывать инновации. Разумное и выгодное сочетание традиций и требований времени позволит расширить границы возможностей, которыми обладают участники образовательного процесса, и добиться целей, стоящих перед ними.

Цели урока: Получить современные знания в области семейного права, усовершенствовать навыки работы в группе, аргументации и переубеждения, критического и творческого мышления, умения применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав личности, решения практических задач в социально-правовой сфере, воспитывать потребность осознанно соблюдать законы.

Ожидаемые результаты: после урока ученики смогут: объяснять понятия семья, брак, брачный договор, знать условия вступления и расторжения брака, права и обязанности супругов, формулировать и высказывать собственное мнение по практическим правовым ситуациям.

Тип урока: изучение нового материала.

Дидактическое обеспечение:

  • Конституция РФ
  • Семейный кодекс РФ
  • Гражданский кодекс РФ
  • Таблицы (Приложение №1)
  • Презентация (Приложение № 6)

Эпиграф: “ Семья - взаимное несение тягот и школа жертвенности” (Н. Бердяев)

Ход урока

  1. Организационная часть урока
  2. Мотивация учебной деятельности.
  3. Вступительное слово учителя.

Приходит время и у молодых людей возникает потребность любить и быть любимыми, иметь семью, растить детей. Без удовлетворения этой потребности люди, как правило, не чувствуют себя счастливыми. Из курса обществознания мы с вами знакомы с понятием семья. Давайте вспомним его.

Семья- малая группа, основанная на браке или родстве, связанная общностью быта, взаимной помощью, правами и обязанностями. Нет более древнего образования, чем семья. Она появилась на заре возникновения человечества и остается до сих пор основной ячейкой общества. Люди меняются, меняется общество, но суть семьи практически не изменилась.

Вопросы к классу:

Как вы считаете, почему столь живучим оказался институт семьи?

Что семья дает человеку, государству?

Представьте следующие ситуации

А) Встретились мужчина и женщина. Родились дети, живут счастливо. Но их отношения зарегистрированы не были. Можно ли их считать семьей?

Б) Мужчина и женщина полюбили друг друга и решили венчаться в церкви. Можно ли этот союз считать семьей?

В) Брак заключен не был. В семье родился ребенок. Через некоторое время пара решила разорвать отношения. Обязан ли отец помогать бывшей семье?

При каких условиях союз мужчины и женщины порождает взаимные права и обязанности?

  1. Изучение нового материала.
  2. Актуализация новой темы

Семья важна и дорога каждому человеку. Поэтому она находится под защитой государства. Вспомните, с помощью каких нормативных актов государство защищает и регулирует такой социальный институт как семья?. Тема нашего урока: “ Семейный кодекс Р.Ф- правовые основы семейно-брачных отношений”.Сегодня, работая в малых группах, я предлагаю вам

законодательство отражает интересы супругов. Не является ли вмешательство права в семейные отношения нарушением тайны личной жизни?

Работа в группах с источниками (выдержки из Семейного кодекса РФ).

Учащимся предлагается изучить статьи 1,2,10,11,12,13 семейного законодательства и ответить на вопросы:

Семья начинается с брака. Что такое брак?

С какого момента возникают права и обязанности супругов?

Каковы условия заключения брака?

Может ли быть отказано в заключении брака?

Обсудите в группе следующие ситуации и определите, какие юридические нормы были нарушены.

Обсуждение в группах практических задач (Приложение № 3)

Одним из вариантов семейных отношений является гражданский брак, то есть тот, что не признан ни государством, ни церковью. В таких случаях мужчину и женщину связывают только взаимные чувства и устный договор. Вопросы к классу:

Как вы считаете, кто и почему вступает в “ гражданский брак”?

Приведите аргументы в поддержку гражданского брака и отрицательные стороны такого этого союза

Каковы издержки этого брака?

Нередко неофициальные семейные отношения порождают сложные проблемы. А главное-это отсутствие юридических прав и обязанностей. Статьи 31-36 определяют основные права супругов.

Работа в группах с текстом Семейного кодекса (Приложение № 2).

Поиск ответов на вопросы:

Какие основные права супругов?

Что является их совместной и личной собственностью?

При определении имущественных прав супругов семейный кодекс различает два режима: законный и договорной. Нюансы, которые могут возникнуть при вступлении в брак, при его расторжении или в случае смерти одного из супругов, давно принято было оговаривать. Иудеи всегда гарантировали жене право на имущество мужа в случае его смерти. В Европе люди, вступающие во второй брак, заранее старались договориться о финансовых правах детей от первого брака. А аристократы и в первый брак не вступали, не посоветовавшись со своим адвокатом. Брачные контракты в свое время заключали Н. Бонапарт, В. Моцарт. Современная мода на брачные контракты началась на Западе в 1980 годы, до этого вся собственность, нажитая в браке, отходила тому на кого была записана. В России брачные договора заключают не так давно.

Почему же и в нашей стране появился брачный контракт? Изучим статьи 40-42 семейного кодекса

Вопросы к текстам статей Семейного кодекса Р.Ф.

Где заключают брачный договор?

В какой период времени можно заключить контракт?

Имеет ли брачный договор силу, если брак не зарегистрирован?

Какую сферу отношений он регулирует?

Поразмышляйте в группах над предложенными задачами и выберите возможные варианты их решения

Решение практических задач (Приложение № 4)

Жить в браке большой труд, для этого нужна духовная культура, подготовка, школа мудрости. Почему не все люди смогли сохранить семью?

Первое упоминание о разводе встречается еще в своде законов царя Хаммурапи в 18 веке до нашей эры. За это время было принято множество законов о расторжении брака. Семейное законодательство Р.Ф. устанавливает порядок расторжения брака.

Познакомимся с ним.

Работа в группах с текстом Семейного кодекса Р.Ф статьи18-21 (Приложение № 2)

Вопросы к документу:

Каков порядок расторжения брака в России?

Поясните, когда брак будет расторгнут через суд, а в каких случаях расторжение произойдет через органы ЗАГСа?

  1. Систематизация и обобщение изученного материала.
  2. Итоги урока

Решение проблемного задания

Как семейное законодательство отражает интересы супругов?

Заключительное слово учителя

Семья остается высшей ценностью, чтобы укреплять ее позиции правительством принимаются меры государственной поддержки семьи. Какие из них вы знаете? И вместе с тем семья- это любовь, доверие, уважение и большой труд, который требует подготовки, мудрости, высокой духовной культуры, а закончить урок мне хотелось бы словами Н. Бердяева: “ Семья - взаимное несение тягот и школа жертвенности”.



Просмотров