В своей семье я имею право. Право на собственное мнение и его выражение

Права ребенка в семье

Какие права в семье есть у ребенка?

Каждый родившийся ребенок имеет следующие права:

  • жить и воспитываться в семье, знать своих родителей;
  • на общение с родителями и другими родственниками, когда ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государствах;
  • на воссоединение с семьей (в случае необходимости ребенок имеет право получить разрешение на въезд в страну и выезд из нее);
  • на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; при этом средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспитание ребенка;
  • на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также государства (в том случае, если ребенок остается без попечения родителей);
  • на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.

Имею ли я право на совместное проживание с родителями?

Да. Совместное проживание со своими родителями является правом ребенка (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам), в том числе и в случае, когда родители и ребенок проживают на территории различных государств. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства родителей.

С какого возраста я вправе выражать свое мнение?

Каждый ребенок имеет право выражать свое мнение. Если вы способны сформулировать свои собственные взгляды на вопросы, касающиеся ваших законных интересов, то родители и любые другие взрослые должны не только уважать ваше право свободно выражать их, но уделять им внимание и принимать решение в отношении вас с учетом вашего мнения.

Могу ли я выражать свое мнение при решении в семье какого-то вопроса?

Да можете, но при решении не любого вопроса, а только того, который затрагивает ваши жизненные интересы (например, в какой школе вам учиться).

Вправе ли родители заставлять меня менять мое мнение?

С одной стороны, ни родители, ни кто-либо иной не вправе «давить» на вас, чтобы вы изменили свое мнение или высказывали его против вашей воли. Вы вправе выражать свое мнение свободно. Но, с другой стороны, «давление» со стороны родителей не следует смешивать с советами и рекомендациями, которые вам дают родители из лучших побуждений, с разъяснением ваших прав. Это - право и обязанность родителей.

В каких случаях решения взрослых должны приниматься только с моего согласия?

Если вам исполнилось 10 лет, то ваше согласие обязательно для решения таких вопросов, как:

Изменение имени и фамилии;

Усыновление;

Восстановление родителей в родительских правах;

В ряде вопросов, связанных с усыновлением.

Если вы станете возражать против решения вопроса по указанным выше проблемам, то решение не может быть принято против вашей воли.

Мои родители решили развестись и не могут договориться, с кем я останусь жить. Будут ли в суде спрашивать меня о том, с кем я хочу остаться? Могу ли я выразить свое желание после развода родителей проживать с отцом?

Да. Вы обладаете правом быть заслушанным в ходе любого судебного, а также и административного разбирательства. Поэтому вы можете присутствовать на суде и выразить свое желание после развода родителей проживать с папой. Если вам исполнилось 10 лет, то учет вашего мнения обязателен. Но если ваше желание проживать с отцом противоречит вашим жизненным интересам (например, у вашего отца плохие жилищные условия или ваше общение с ним повредит вашему развитию), то суд вправе и не учесть ваше мнение.

Мне не нравится мое имя. Я хочу его изменить. Имею ли я на это право и как мне поменять имя?

Каждый человек имеет право на имя, отчество и фамилию. И каждый вправе поменять их, не объясняя причин своего решения. Однако поскольку вы являетесь ребенком, то в от-ношении вас действуют особые правила. Если вам еще не исполнилось 14 лет, то изменение вашего имени (отчества, фамилии) осуществляется по совместной просьбе родителей с разрешения органа опеки и попечительства. Если вам уже 14 лет, то изменить ваше имя (отчество, фамилию) могут только с вашего согласия. Когда вам исполнится 14 лет, вы получите право самостоятельно менять свое имя. Однако сначала для этого нужно получить согласие обоих родителей (или единственного родителя) либо лиц их заменяющих - усыновителей, попечителей. При отсутствии такого согласия вы вправе обратиться в суд. Когда согласие получено (добровольно или в судебном порядке) вы уже можете обратиться в ЗАГС (орган записи актов гражданского состояния) по месту жительства или по месту государственной регистрации вашего рождения. Заявление о перемене имени подается в письменной форме (с указанием причины перемены имени) и к нему прилагается ваше свидетельство о рождении. При перемене имени выдается новое свидетельство о рождении. Если вы уже получили паспорт, то в нем производится соответствующая отметка, и он подлежит замене.

Кто обязан осуществлять защиту моих прав и законных интересов?

Защита прав и законных интересов детей возлагается на родителей, орган опеки и попечительства, а также на прокуратуру и суд. Следует отметить, что если вы признаны в соответ-ствии с законом полностью дееспособным, то есть как бы взрослым, то имеете право самостоятельно защищать свои права и интересы. Право обратиться в суд возникает у вас с 14 лет.

Мои родители часто меня наказывают: ругают, не пускают гулять, запрещают встречаться с друзьями, иногда даже бьют. Что мне делать в этой ситуации?

Каждый ребенок имеет право на защиту от неправомерных действий своих родителей по отношению к нему. К неправомерным действиям относятся не только действия, о которых вы спрашиваете, но и случаи, когда родители не выполняют свои обязанности по вашему воспитанию. Вы вправе самостоятельно обратиться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства. Работники органов опеки и попечительства обязаны выслушать вас, ознакомиться с просьбой и принять необходимые меры для помощи. Можно обратиться к социальному педагогу школы; в социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; центр экстренной психологической помощи - по телефону.

Я живу в семье с родителями и другими родственниками. Какие обязанности я должен выполнять? Закреплены ли они в законах?

Отношения в семье складываются на основе общего согласия, с учетом традиций, справедливого распределения обязанностей, на основе уважения друг друга. Хорошо, когда в семье принято уважительно относиться к своим родителям, родным и близким, помогать им. При этом ребенок должен уметь управлять своими поступками и поведением в семье, в кругу друзей и в обществе, нести моральную и нравственную ответственность за свои действия; заниматься самовоспитанием и самообразованием; развивать свои лучшие природные задатки, учиться применять их в жизни; овладевать знаниями.

Определение прав ребенка логически вытекает из основных идей Всеобщей декларации прав человека. Ее отдельная статья посвящена детям. В ней указывается, что "Материнство и детство дают право на особое попечение и помощь". Таким образом, признавая равные права детей на все свободы, провозглашенные в декларации, международное сообщество признает необходимость дополнительной помощи и поддержки детям. Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию. Необходимость законодательно обеспечить охрану здоровья детей, защиту их прав побудила Лигу Наций принять Женевскую декларацию прав ребенка в 1924 году.

Следующим важным шагом стало принятие ООН в 1959 Декларации прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ней отмечалось, что "Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения". Документ состоит из 10 положений (принципов, как они назывались в Декларации), признание и соблюдение которых должно позволить "обеспечить детям счастливое детство".

К концу 1970-х уровень развития общества, положение детей, новые проблемы - показали, что одних декларативных принципов недостаточно. Требовались документы, в которых бы на основе юридических норм были закреплены меры и способы защиты прав детей. В течение 10 лет (с 1979 по 1989) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п. В соответствии с этими принципами:

1. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.

2. Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

3. Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

4. Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

5. Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

6. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

7. Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.

8. Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

9. Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

10. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

11. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

12. Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

13. Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

14. Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

15. Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в "духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности".

В отличие от Декларации прав ребенка, которая просто провозглашала определенные принципы, Конвенция установила минимальные нормы в области морали и права. Эти нормы обязательны для соблюдения всеми странами, ратифицировавшими Конвенцию. Конвенция стала первым международным документом, в котором наиболее полно излагались права детей: не только экономические, социальные и культурные, но и гражданские и политические права. Другой важной особенностью Конвенции являлось то, что впервые права детей приобрели силу международного права.

К 2002 документ ратифицировало 191 государство. Все они каждые 5 лет предоставляют в Комитет ООН по правам ребенка отчеты о том, какие шаги предпринимаются в их странах для обеспечения защиты прав ребенка, какие сложности возникают при реализации тех или иных положений Конвенции, каковы пути решения этих проблем. На основе предоставленной информации Комитет по правам ребенка готовит экспертную оценку и рекомендации для каждой страны: на что стоит обратить особое внимание, какие проблемы необходимо решать в первую очередь, какие существуют методы их решения и т.п. Помимо этого, диалог между международным экспертным сообществом, международными и национальными организациями по защите прав детей ведется за рамками ООН - на специальных международных встречах. В мае 2002 года была принята декларация Мир, пригодный для жизни детей, где определены основные принципы дальнейшего развития системы защиты прав детей во всем мире, а также план действий по ее реализации. Основные положения декларации можно условно разделить на три группы:

создание наиболее благоприятных условий на начальном этапе жизни для всех детей (сюда входят проблемы детской смертности, питания, медицинской помощи, развитие системы социальных услуг и т.п.);

обеспечение качественного базового образования для всех детей;

предоставление всем детям, особенно подросткам, возможностей для деятельного участия в жизни их общин (возможности активного участия в жизни общества детей-инвалидов).

Важную роль в решении проблем детей на международном уровне играет ЮНИСЕФ (UNICEF) - Детский фонд ООН, который помогает детям и женщинам, пострадавшим от войн, гражданских беспорядков и стихийных бедствий, поставляя продовольствие, лекарства и чистую воду в зоны чрезвычайных ситуаций. Одна из основных задач ЮНИСЕФ - помощь и поддержка практической реализации Конвенции о правах ребенка в России.

Одной из глобальных проблем в области защиты прав детей признается проблема жестокого обращения с детьми. Под жестоким обращением понимаются "все формы физического или психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, небрежное или жестокое обращение, эксплуатация, включая сексуальные посягательства на ребенка". Эта проблема существует и в развитых, вполне благополучных странах. Статистика показывает, что до 40% случаев насилия над детьми совершается в семье, 38% - в школах, детских учреждениях и т.п. Поэтому огромное значение имеет система защиты прав детей, позволяющая отслеживать и контролировать такие варианты нарушения прав ребенка. В России такой контроль за детьми и семьями осуществляют органы опеки и попечительства. Одной из ключевых проблем является отсутствие профилактической работы. Серьезные меры к нарушителям применяются тогда, когда исправить положение уже очень сложно. Например, если речь идет о родителях - то это уже "лишение родительских прав", для чего нужны серьезные основания. Если это "жестокое обращение" персонала детских учреждений - учителя, воспитатели - такие инциденты замечаются общественностью и соответствующими органами тогда, когда действия взрослых уже квалифицируются как уголовное преступление.

Еще один очень важный инструмент системы защиты прав детей - ювенальная юстиция. Это особая система правосудия для несовершеннолетних. В основе этой системы лежит доктрина "parens patrie", согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения. Этот подход основан на двух идеях: что подростки по развитию своему еще не способны в действительности осознавать свои поступки, и нести за них полную ответственность; что подростки еще находятся в том возрасте, когда их можно перевоспитать, чтобы в будущем у них не было побуждений совершать какие-либо правонарушения. Таким образом, в ювенальной юстиции правонарушитель важнее, чем само правонарушение. Сегодня проблема организации системы ювенальной юстиции является одной из наиболее актуальных проблем России в области защиты прав детей.

Права детей в Российской Федерации регулируются следующими основными законами: Конституция Российской Федерации; Семейный кодекс РФ; Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан; Федеральный закон об образовании; Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ; Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

Помимо этого, существуют правительственные федеральные целевые программы (ФЦП), цель которых - создание благоприятных условий для развития детей, обеспечение защиты их прав. Примером такой программы может служить Программа "Дети России", принятая в августе 1994. Она включила в себя ФЦП "Одаренные дети", "Организация летнего отдыха детей", "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев", "Дети Чернобыля", "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Дети Севера", "Планирование семьи", "Развитие индустрии детского питания", а также "Безопасное материнство". С 1997 в состав вошли: "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и "Развитие социального обслуживания семьи и детей". С 1999 - "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту".

В условиях социально-экономической ситуации в постперестроечной России положение детей осложнилось. Переход к рыночной экономике, развал традиционных структур социальной защиты, семейные трудности и, как следствие, разрушение социальных связей оказали особо пагубное влияние на здоровье и благополучие детей. Это связано с тем, что дети, так же, как и пожилые люди, в большей степени зависимы от государства и системы социальных институтов. Выросло количество беспризорных детей. Сотни тысяч российских детей лишены родительского тепла и ухода, зачастую подвергаясь жестокому обращению. Значительная часть из них стала воспитанниками государственных учреждений (детские дома и интернаты).

Одной из серьезнейших проблем в России является социальное сиротство (фактически, сирот при живых родителях). Среди детей, которые воспитываются в детских домах и интернатах, количество социальных сирот составляет, по различным оценкам, от 85 до 95%. Качественно новое явление - так называемое "скрытое" социальное сиротство, результат которого - безнадзорные дети. Эти дети формально живут в семьях, но их родители не занимаются их воспитанием, дети фактически предоставлены сами себе. Из этого следует, что проблема защиты прав детей и обеспечения практического механизма действия Конвенции по правам ребенка на территории РФ имеет для нашей страны огромное значение. Основные положения рекомендаций Комитета ООН заключаются в следующем:

Создание на всех уровнях - федеральном, региональном, местном - действенных организационных механизмов рассмотрения жалоб детей и контроля за соблюдением их прав.

Привлечение гражданского общества к решению проблем детства и защите прав детей, а также преодоление ведомственного разделения ответственности за ребенка.

Развитие семейных форм жизнеустройства детей, альтернативных помещению детей в госучреждения, активная работа по реабилитации "семей риска".

Принятие законов о специализированной юстиции для несовершеннолетних (ювенальной юстиции), ориентированной на реабилитацию ребенка и его семейной среды.

Анализ действующего сегодня семейного законодательства России позволяет заключить, что оно было приведено в максимально возможное соответствие международным обязательствам России. Реализуя один из основных принципов и приоритетов российского семейного законодательства - законодательное обеспечение прав ребенка, Семейный кодекс РФ отводит правам несовершеннолетних целую главу (Глава 11 СК РФ). Практически все нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе, отражают требования Конвенции.

Семейный кодекс РФ предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, их оскорбление или эксплуатацию.

В соответствии со ст.56 СК РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и охраняемых законом интересов. Защита прав и интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Родители названы законодателем в числе первых лиц, осуществляющих такую защиту. Права и обязанности родителей закреплены в главе 12 Семейного кодекса, ст. ст.32, 48 ГПК РФ.

Родители осуществляют родительские права, в том числе и защиту прав и интересов ребенка, до достижения им возраста 18 лет, т.е. до совершеннолетия. Причем родители должны защищать права и интересы детей, а не свои права и интересы. Если же родители уклоняются от защиты прав и интересов детей, злоупотребляют родительскими правами, то такая защита опять-таки возлагается на органы опеки и попечительства (ст.121 СК РФ).

Семейное законодательство предоставляет и ребенку право самостоятельно защищать субъективные права и охраняемые законом интересы (ст.56 СК РФ). При нарушении прав и интересов ребенка родителями он вправе самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в суд. Право ребенка на самозащиту означает существование обязанности органов, у правомочных на защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры.

Ст.156 Уголовного Кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст.8 СК).

Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:

предъявление иска о лишении родительских прав (ст.70 СК), ограничении в родительских правах (ст.73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст.142 СК);

предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст.21 Закона "О прокуратуре РФ");

непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст.35 Закона "О прокуратуре РФ"; ст. ст.72, 73, 125, 140 СК РФ);

внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст.24, ст.25 Закона "О прокуратуре РФ");

опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст.23 Закона "О прокуратуре РФ").

Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст.79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей. Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.

Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В обязанности этих комиссий входит:

предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;

осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;

организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;

подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.

В соответствии со ст.121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого, органы опеки и попечительства: предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст.79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.

Приведенный перечень государственных органов, защищающих права детей вряд ли можно считать исчерпывающим, так как на местах участие в защите прав детей могут принимать и другие органы, число которых постоянно растет (Центр социальной помощи семье и детям, Центр психолого-педагогической помощи населению, Центр экстренной психологической помощи по телефону, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей).

Помимо защиты прав ребенка на национальном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов защиты, основанных на международных нормативных актах, являющихся, в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ частью правовой системы Российской Федерации, и имеющей преюдициальное значение.

Еще одним международно-правовым способом судебной защиты прав ребенка является его обращение в Европейский Суд по правам человека. В случае установления этим судом нарушения права заявителя ему может быть выплачена денежная компенсация, а рекомендации Суда являются обязательными для исполнения государством-ответчиком.

Подводя итог второй главе выпускной квалификационной работы, отметим, что к началу 21 века в мире сложилась система защиты прав детей на международном уровне, подкрепленная соответствующими правовыми документами, Конвенция о правах ребенка является основополагающим международным документом, регулирующим права детей в современном мире. Что касается России, то основной задачей государства является практическое обеспечение принципов Конвенции о правах детей, выполнение рекомендаций ООН.

Правовой статус ребенка регламентирован нормативными документами, относящимися к разным отраслям права, например:

  • Гражданский кодекс определяет пределы дееспособности детей.
  • Жилищный кодекс говорит о реализации несовершеннолетних на жилище.
  • Закон об образовании и подзаконные акты Правительства РФ и Министерства образования и науки регламентирует право на образование.
  • Закон об основах охраны здоровья и подзаконные акты Минздрава регулируют вопросы оказания медицинской помощи детям.
Но семейно-правовой статус детей определяется непосредственно Семейным кодексом РФ.

Имущественные права несовершеннолетних в семье

Дети имеют право до наступления совершеннолетия получать содержание от своих родителей. Если родители уклоняются от обеспечения детей необходимыми материальными благами, то этот факт может выступать основанием для лишения их родительских прав, а также для взыскания содержания в форме алиментов в принудительном порядке.

Важно отметить, что лишение родительских прав не снимает с отца или матери обязанности содержать ребенка. За неисполнение обязанности родитель может быть привлечен к уголовной ответственности.

Несовершеннолетние также вправе самостоятельно распоряжаться своими заработками, стипендиями, поощрительными премиями и полученным безвозмездно движимым имуществом.

Если ребенок в силу возраста или иных причин не имеет возможности распорядиться своими средствами или имуществом, они поступают в распоряжение родителей и расходуется в интересах ребенка.

Родители не приобретают права собственности на получаемое их детьми имущество.

Личные права несовершеннолетних в семье

Перечень неимущественных прав, закрепленный в семейном законодательстве, шире перечня имущественных прав.

В перечень входят:

  • Право на семейное проживание и воспитание. Ребенок может и должен знать своих родителей, кроме того, он не может быть разлучен с матерью без исключительных на то причин. Он пользуется заботой и защитой родителей, получает от них воспитание, соответствующее их жизненным принципам и мировоззрению, но не противоречит законодательству. Также несовершеннолетний вправе ожидать уважительного отношения в своей семье, получать всесторонне развитие и необходимые для жизни знания.
  • Право на общение с родителями и родственниками. Ребенок не просто знает своих родителей, но также активно общается с ними. Раздельное проживание несовершеннолетних с матерью и/или отцом не должно становиться препятствием для общения. Под родственниками понимаются братья, сестры, тетки, дядья, бабушки, дедушки и другие лица, состоящие в родстве или свойстве с родителями. При этом родство может быть кровным (по рождению) и юридическим (по усыновлению / удочерению).
  • Право на защиту. Частично это право перекликается с правом на личную безопасность. Но вместе с тем оно включает в себя также защиту интересов, защиту от посягательств, в том числе от родительских злоупотреблений. Основными защитниками несовершеннолетнего выступают мать и отец, а при их отсутствии – опекун и попечитель, органы опеки и прокурор.
  • Право на выражение мнения. Частично это юридическая возможность, частично — бытовая. Юридический смысл она приобретает, когда мнение ребенка запрашивается в случае его усыновления, определения места жительства, . Бытовой смысл заключается в том, что несовершеннолетний выражает свое мнение по поводу организации его досуга, избрания аспектов образования и по многим другим поводам.
  • Право на имя, отчество и фамилию. Никто не может быть безымянным. Ребенок при рождении получает имя и фамилию, а также отчество, если это предусмотрено национальным обычаем. Имена не должны содержать символов, цифр, числительных, нарицательных.

Несовершеннолетние родители, которые сами еще по статусу являются детьми, вправе проживать со своими детьми и воспитывать их. Если им нет шестнадцати лет, назначается опекун.

Реализация правового статуса детей

Реализация прав детей является одной из приоритетных задач государства. Несмотря на активную разработку планов по реализации комплекса и учреждение ряда организаций и должностей, уполномоченных защищать правовой статус детей и реализовывать предоставленные им права, задача решается медленно.

Одна из главных проблем – детская смертность от умышленных преступлений против детей, особенно новорожденных. Другая серьезная проблема – детская беспризорность, формирующаяся в основном в низших слоях населения.

Трудности реализации правового статуса беспризорных детей в том, что эти дети сами не желают контактировать с правозащитными органами и всячески избегают вовлечения в нормальную стабильную жизнь. Третья проблема – преступность несовершеннолетних. Она настолько была распространена в наиболее тяжелые для страны годы, что на этом фоне сформировалась подотрасль науки криминологии.

Что касается реализации прав детей, воспитывающихся в благополучных семьях, то главной проблемой выступает «неповоротливость» бюрократической государственной машины.

Семье зачастую надо собрать огромное количество документов, часть из которых имеет очень ограниченный срок действия, чтобы получить квоту на лечение, право на бесплатное жилье, возможность устроить ребенка в специализированное образовательное учреждение, получить денежную выплату. А без государственной поддержки многие российские семьи не могут обеспечить полноценную жизнь своим детям, по каким-то критериям отличающимся от других детей.


По мере развития общества ребенок из безликого существа, раба своих родителей и общества становится обладателем собственных прав, предусмотренных Конвенцией о правах ребенка 1989 г. Ярким примером состоявшихся перемен может служить ст. 177 Свода законов гражданских Российской Империи, где сказано: «Дети должны оказывать родителям чистосердечное почтение, послушание, покорность и любовь; служить им на самом деле, отзываться об них с почтением, и сносить родительские увещевания и исправления терпеливо и без ропота. Почтение детей к памяти родителей должно продолжаться и по кончине родителей». В наше время, когда действует Семейный кодекс 1995 г., правам несовершеннолетних детей посвящена целая глава - 11-я. Причем только правам. Семейное законодательство не предусматривает правовых обязанностей ребенка в семье, так как у него по определению не может быть обязанностей, при неисполнении которых должна наступать правовая ответственность.

К числу главных прав ребенка относится его право жить и воспитываться в семье. Согласно п. 2 ст. 54 СК РФ «каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно». Признание такого права пришло на смену полного детского бесправия, когда несовершеннолетний полностью находился в плену родительской власти. После октября 1917 г. он должен был перейти на полное попечение государства, поскольку считалось, что семья обречена на гибель. Однако время показало, что этого не произошло. Больше того, на смену идеи полного бесправия ребенка, в том числе и в семье, пришла тревога международного масштаба за качество подрастающего поколения. И, по общему признанию, обеспечить это качество призвана прежде всего семья.

Вот почему право ребенка жить и воспитываться в семье по своему смыслу, сути главенствует над всеми другими правами. Семейный кодекс РФ обеспечивает данное право с помощью правила: дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью. А при отсутствии такой возможности - в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, всех типов (ст. 155.1).

Право ребенка жить и воспитываться в семье имеет как бы две составляющие:

  1. жить в семье;
  2. воспитываться в семье.

Естественно, они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Жить вне семьи и воспитываться в семье невозможно. Чтобы воспитываться в семье, нужно находиться преимущественно в семье. Только тогда ее благотворное (неблаготворное) влияние способно превратиться в источник активного воздействия на ребенка.

Обеспечению права ребенка жить в семье служат и правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, согласно п. 28 которых регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних. А регистрация детей в возрасте от 14 до 16 лет осуществляется на основании свидетельства о рождении 1 См.: Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» // СЗ РФ. 1995, № 30. Ст. 293 (с послед, изм,). .

Реализация права ребенка жить и воспитываться в семье осложняется тогда, когда родители проживают раздельно. В случае спора, с кем из них находиться ребенку, его судьба определяется в соответствии с п. 3 ст. 65 СК РФ. Результатом разрешения судом возникшего спора становится ситуация, когда ребенок остается жить с одним из родителей. Другому родителю, проживающему по иному адресу, остается лишь право на общение с несовершеннолетним, причем общение периодическое, не столь частое, отчего ребенок подвергается в основном воспитательному влиянию родителя - непосредственного воспитателя.

Что же касается лиц, лишенных родительских прав, ограниченных в родительских правах, то жить вместе со своими детьми им уже не положено. Поэтому ч. 2 ст. 91 ЖК РФ позволяет их выселить без предоставления другого жилого помещения. Разрыву связи между местом жительства и воспитанием в семье служит также отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (п. 1 ст. 77 СК РФ). Право на заботу со стороны родителей является органической составной частью права на воспитание в семье. По общему правилу нет заботы - нет надлежащего воспитания. Ядром такого воспитания является соблюдение родителями интересов ребенка, которые имеют приоритетный характер, когда речь идет о применении в той или иной ситуации семейного законодательства.

Особое место занимает право ребенка знать своих родителей. Данное право предусмотрено п. 1 ст. 7 Конвенции о правах ребенка и сформулировано следующим образом: «Ребенок имеет право..., насколько это возможно, знать своих родителей». Обычно хотят знать своих родителей повзрослевшие воспитанники детских домов, интернатов. Причем интерес к своим родителям (родителю) не пропадает у некоторых даже тогда, когда родительские права утрачены по суду.

Помощь в поисках родителей, основанная на ст. 7 Конвенции о правах ребенка, п. 2 ст. 54 СК РФ, оказывается органами МВД России, архивами, адресными бюро. Слова «если это возможно» означают существование тупиковой ситуации, когда поиски безнадежны, несмотря на все усилия, не увенчались успехом. Сложности возникают, если имеет место усыновление (удочерение), ведь в этом случае соблюдается тайна усыновления. Поиск родителей (одного из них) допустим, если усыновители умерли или не возражают против желания усыновленного найти своих кровных родителей.

Предоставление несовершеннолетнему права на всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства нацелено на формирование полноценной личности, способной жить в коллективе, обладающей качествами, полезными обществу, семье, близким. В этом заинтересованы и государство, и семья в целом. Реализуется это право в том числе и путем предоставления ребенку возможности выражать свое мнение. Статья 57 СК РФ говорит на этот счет следующее: «Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства».

В сформулированном подобным образом правиле акцент делается на свободе выражения ребенком своего взгляда на сложившуюся в семье ситуацию, которая так или иначе затрагивает его интересы. Причем он может выражать свое мнение как устно, так и письменно, публично или в рамках семьи. Отсюда следует, что мнение несовершеннолетнего не предрешает судьбу конфликта, оно лишь учитывается теми, кто его разрешает. На учет мнения ребенка ориентирует и п. 3 ст. 65 СК РФ, где говорится, что при отсутствии соглашения спор между родителями по вопросу воспитания ребенка разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом их мнения.

Существуют и другие семейно-правовые положения, касающиеся мнения ребенка. Так, суд при рассмотрении иска родителей о возврате им своего ребенка может отказать в его удовлетворении, учитывая мнение несовершеннолетнего (абз. 2 п. I ст. 68 СК РФ). Таков один вариант оценки мнения ребенка. Но существует и другой, когда выявление его мнения строю обязательно, что касается детей, достигших 10-летнего возраста.

Исчерпывающий перечень таких вариантов содержат:

  • п. 4 ст. 59 СК РФ, предусматривающий изменение имени и (или) фамилии ребенка, указанного возраста. И никаких исключений изданного правила нет;
  • абз. 2 п. 4 ст. 72 СК РФ, посвященный восстановлению родительских прав. Данное правило также не имеет исключений;
  • п. 1 ст. 132 СК РФ, где обращается внимание на получение согласия ребенка на усыновление. Однако подобного рода условие предусматривает исключение из общего правила: если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, усыновление в порядке исключения может состояться без согласия усыновляемого. Тем самым сохраняется, во-первых, тайна усыновления, во-вторых, несовершеннолетний-усыновляемый не испытывает душевной травмы, связанной с иллюзиями по поводу кровного родства;
  • п. 4 ст. 134 СК РФ, предоставляющий возможность изменить фамилию, имя, отчество усыновляемому, на что требуется его согласие, если он достиг 10-летнего возраста. Причем выражение его воли на этот счет обязательно при любых обстоятельствах, за исключением случаев, когда усыновляемый считает усыновителя своим родителем.

Согласно п. 4 ст. 145 СК РФ устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста 10 лет, осуществляется с его согласия.

Еще один вариант ситуации, когда требуется согласие усыновляемого, касается записи усыновителей в качестве родителей в свидетельстве о рождении усыновляемого, которому уже исполнилось 10 лет. Но и здесь возможно исключение, если усыновляемый считает усыновителя своим родителем.

Пункты 2 и 3 ст. 143 СК РФ обязывают суд при отмене усыновления решить вопрос, сохраняются ли за ребенком присвоенные ему в связи с его усыновлением имя, отчество, фамилия. Решение такого вопроса зависит не только от обстоятельств дела, но и от согласия (несогласия) на то несовершеннолетнего, достигшего указанного возраста. Для него это далеко не формальное обстоятельство, он уже, как правило, привык к тому, что зовут его именно так и не иначе, что носит он именно ту фамилию, с которой свыкся. А возврат к прошлому, хотя бы в таком виде, таит в себе угрозу травмы, способной нанести моральный вред. Поэтому предоставленное несовершеннолетнему право не имеет исключений.

Семейный кодекс РФ, говоря о праве ребенка выражать свое мнение по вопросам, затрагивающим его интересы, не устанавливает низших и высших возрастных пределов для того, кто это мнение высказывает. Нижний предел ограничивается способностью выразить свое желание, верхний - сроком несовершеннолетия, которое кончается достижением 18 лет. Что же касается обозначенных в ст. 57 СК РФ случаев, когда именно с 10 и более лет наступает необходимая для решения вопроса зрелость, то требования семейного права категоричны, связаны не со степенью зрелости, которая может быть различной, а с сугубо формальным моментом - 10 годами.

Но варианты получения согласия могут быть разными. Они выражаются либо в ответе на прямой вопрос, который в зависимости от ситуации можно (и нужно) смягчить. Иногда достаточно убедиться, что ребенок любит обоих родителей, к обоим искренне привязан и на все заданные ему косвенным образом вопросы отвечает положительно. Желательно, чтобы эти вопросы задавал учитель, педагог, а в более сложных случаях и детский психолог.

Статья 55 СК РФ специально предусматривает право ребенка на общение с родителями, другими родственниками. Данное право призвано обеспечить интересы несовершеннолетнего, чьи родители вместе не живут. В результате ребенок лишается воспитательного воздействия со стороны того, кто перестал быть членом теперь уже бывшей своей семьи. А воспитание одним родителем, чаше всего матерью, по общему признанию, считается уязвимым, поскольку чаще всего несовершеннолетний привязан к обоим родителям.

По сути дела, СК РФ в столь сложной и с правовой, и с психологической точек зрения ситуации подчеркивает важность данного права, принадлежащего именно ребенку, приоритет его права по сравнению с аналогичным правом родителей, родственников безотносительно к тому, по чьей вине распалась семья, какие чувства испытывают супруг, бывшие супруги друг к другу. Как правило, ребенок нуждается в таком общении, ведь оно также служит источником его всестороннего развития, духовного обогащения.

Статья 55 СК РФ выделяет две категории лиц, находящихся в родственной связи с несовершеннолетним:

  1. близкие родственники, т.е. дедушка, бабушка, братья и сестры;
  2. более отдаленные по степени родства с ребенком (двоюродные, троюродные и др.). Все они, как правило, нужны ребенку. Здесь важно знать, какова степень и форма их участия в его воспитании. Причем право на общение с родителями и родственниками сохраняется даже тогда, когда несовершеннолетний попадает в так называемую экстремальную ситуацию (задержан, арестован, заключен под стражу, находится в лечебном учреждении и т.д.). Данный перечень относится к числу открытых и может быть дополнен.

Существующее на этот счет правило находит свое отражение в других отраслях законодательства. Например, согласно ч. 2 ст. 89 УИК РФ, посвященной свиданиям осужденных к лишению свободы, длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками.

К нестандартным ситуациям относится и проживание родителей (одного из них), родственников в другом государстве, оформление на въезд и выезд которых основывается также на ст. 55 СК РФ. В случае нарушения этого права допустима его судебная защита, осуществляемая по правилам, предусмотренным ст. 66, 67 СК РФ.

Отличительным признаком СК РФ является включение в его текст ст. 56, предусматривающей право ребенка на защиту. В качестве непосредственных защитников прав, интересов своего ребенка обычно выступают родители, реализующие свое право и свою обязанность его защищать (п. 1 ст. 64). Не исключены случаи, когда эту роль играют одновременно с ними органы опеки и попечительства, прокурор. Выполняют функцию защиты в необходимых случаях, предусмотренных законом, и судебные органы.

Когда родители вместе не проживают, защищают ребенка либо оба, либо тот, с кем ребенок находится постоянно. При отсутствии одного из родителей защищает ребенка тот, с кем несовершеннолетний проживает. При утрате ребенком родительского попечения защиту осуществляет опекун (попечитель), приемный родитель. Пребывание несовершеннолетнего на патронате означает, что его защищает либо детское учреждение, воспитанником которого он числится, либо лицо, уполномоченное на семейное воспитание ребенка.

Не исключается ситуация, когда те и другие выступают одновременно в защиту прав воспитанника. В случае разногласий между ними последнее слово за органами опеки и попечительства. Положение о праве ребенка на защиту есть логическое, конкретизированное требование Конвенции о правах ребенка (п. 2 ст. 3), где говорится об обязанности государства обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия. Развивая, углубляя подобного рода требование, СК РФ предусматривает право ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих) (абз. 1 п. 2 ст. 56). Тем самым кодекс подчеркивает то обстоятельство, что ребенок не раб своих родителей, он тоже субъект прав, предусмотренных семейным законодательством.

Согласно ст. 56 СК РФ при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка, либо при злоупотреблении родительскими правами ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет - в суд. Это означает, что ребенок любого возраста, способный выразить свое горе, отчаяние от побоев, издевательства со стороны самых близких - родителей - может выступить в свою защиту путем обращения в органы опеки и попечительства или к лицам, которые при необходимости примут меры защиты.

Но как показывает практика, самостоятельно обращаются в органы милиции только 6% несовершеннолетних, и удовлетворены своим контактом с этими органами только 4% из этих 6. Когда же несовершеннолетний достигнет возраста процессуальной дееспособности, он вправе обратиться в суд сам. Правда, иски несовершеннолетних детей о лишении, ограничении родительских прав - событие из ряда вон выходящее, не всегда ребенок пойдет против своих родителей. Выходом из положения стало обращение подростков с просьбой об эмансипации в соответствии со ст. 27 ГК РФ. Признание эмансипированным позволяет стать полностью дееспособным, а потому независимым.

Ранее действовавшее законодательство присвоение ребенку имени, отчества и фамилии рассматривало как одно из прав родителей. По Семейному кодексу 1995 г. это право ребенка, предусмотренное ст. 58 СК РФ. Но поскольку новорожденный сам выбрать себе имя не может, за него это делают его законные представители, т.е. родители либо заменяющие их лица. Именно они выбирают имя по своему усмотрению. Причем отказать в их просьбе нельзя, даже если родители называют в качестве желательного явно неблагозвучное имя. Когда-то девочек называли Даздрапермами (от «да здравствует 1 Мая»), мальчиков - Лагшмиварами (от «лагерь Шмидта в Арктике»). Но и сейчас в Москве среди редких фамилий - Дельфин, Хватаймуха, Задерикоза и т.п. Появились и такие непривычные имена, как Россия, Князь, Принц, Космос, Олимпиада, которыми родители нарекают новорожденных.

Говоря о праве ребенка на имя, отчество, фамилию, СК РФ определяет порядок их присвоения ребенку. Так, имя дается по соглашению родителей. При отсутствии согласия на этот счет между родителями возникшие разногласия разрешает орган опеки и попечительства. Вот почему при регистрации рождения в органах загса в случае, когда родители носят разные фамилии, их присутствие обязательно. Если отцовство не установлено, имя ребенку выбирает его мать.

Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях им предстоит достичь соглашения. При отсутствии такового вопрос решается органом опеки и попечительства. Если ребенок рожден вне брака и не было установления отцовства, ему присваивается фамилия матери.

Отчество ребенку присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами или не основано на национальном обычае. Если родители в браке не состоят, отчество ребенка записывается со слов матери. Никакие совпадения отчества, фамилии, если анкетные данные касаются ребенка, чьи родители не состоят в браке, зарегистрированном в установленном законом порядке, правового значения не имеют.

Семейный кодекс РФ 1995 г. значительно упрощает процедуру изменения имени и фамилии несовершеннолетнего. Она входит в компетенцию органа опеки и попечительства в отношении ребенка, не достигшего 14 лет. Позднее эта процедура осуществляется по общим правилам, относящимся к гражданам, имеющим право на получение паспорта.

Изменение имени и фамилии ребенка зависит от одного обстоятельства: раздельного проживания родителей. Согласие другого родителя, не проживающего со своим ребенком, не обязательно, но его нужно учитывать за исключением случаев, когда невозможно установить место его нахождения, при лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также при уклонении этого родителя без уважительных причин от воспитания и содержания своего ребенка.

Само собой разумеется, что при решении вопросов, связанных с определением имени, фамилии ребенка, орган опеки и попечительства руководствуется интересами несовершеннолетнего, чье согласие, когда он достиг 10-летнего возраста, на предстоящие перемены строго обязательно. Никаких исключений из общего правила здесь не существует.

Имя, отчество и фамилия ребенка могут быть изменены в результате его усыновления, на что также требуется согласие несовершеннолетнего, достигшего 10 лет. Правда, данное правило имеет исключение. Речь идет о ситуациях, когда СК РФ допускает усыновление без согласия ребенка (п. 2 ст. 132 СК РФ). Но тогда усыновителям (усыновителю) предстоит объяснить ребенку, почему изменились его анкетные данные.

Все перечисленные права относятся к числу личных, которые имеют свои отличительные особенности.

  • не подлежат отчуждению;
  • не имеют денежного эквивалента.

Кроме личных прав ребенок имеет права имущественные, которые впервые нашли свое отражение в ст. 60 СК РФ.

К ним относится право:

  • на получение алиментов;
  • на причитающиеся пенсии, пособия;
  • собственности на имущество, подробный перечень которого дает ГК РФ.

Сюда входит имущество:

  • полученное несовершеннолетним в дар (ст. 572 ГК РФ);
  • приобретенное им по наследству по закону или по завещанию;
  • приобретенное на заработанные им средства;
  • пожертвованное ему (ст. 582 ГК РФ).

При определении правовой природы имущества, о котором спорят расторгающие свой брак супруги, действует абз. 2 п. 5 ст. 38 СК РФ следующего содержания: «Вклады, внесенные супругами за счет общего имущества супругов на имя их общих несовершеннолетних детей, считаются принадлежащими этим детям и не учитываются при разделе общего имущества супругов».

В перечень имущества, принадлежащего несовершеннолетнему, ГК РФ также включает:

  • денежное вознаграждение (награду) - ст. 1055 ГК РФ;
  • находку, оформленную в соответствии со ст. 228 ГК РФ;
  • клад, оформленный в соответствии с требованиями ст. 233 ГК РФ;
  • безнадзорное животное, право собственности на которое установлено согласно требованиям абз. 1 п. 1 ст. 231 ГК РФ.

Приобретенное на собственные средства, полученное в дар, по наследованию имущество может состоять из недвижимых и движимых вещей. К первым относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения (абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК РФ). К недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Что же касается вещей, не относящихся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, то они п. 2 ст. 130 Г К РФ признаются движимым имуществом.

Имущественные права несовершеннолетних имеют одну принципиальную особенность - распоряжаться ими ГК РФ позволяет определенным образом. Если ребенку не исполнилось 14 лет, он считается малолетним, и все имущественные сделки за него, от его имени совершают только родители или лица, их заменяющие (в установленном законом порядке). Но малолетние в возрасте от шести до 14 лет вправе совершать так называемые мелкие бытовые сделки. Принадлежность к таковым законом не определена.

Кроме того, несовершеннолетние указанного возраста вправе самостоятельно совершать:

Таким образом, распоряжение имущественными правами несовершеннолетнего, когда он еще не достиг определенной физической, психической степени зрелости, не позволяющей ему правильно ориентироваться в имущественной сфере своей жизни, серьезно ограничивается по вполне понятным причинам. Несколько иначе обстоит дело с несовершеннолетними 14 и более лет. Теперь ГК РФ позволяет им быть более самостоятельными при распоряжении своими имущественными правами.

Согласно п. 2 ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:

  • распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;
  • осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
  • в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
  • совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные п. 2 ст. 28 Г К РФ.

На все перечисленные правила практически не распространяется требование п. 1 ст. 26 ГК РФ, согласно которому заключаемые несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет сделки требуют письменного согласия их законных представителей. На самом деле вряд ли действительна уже заключенная ими сделка только при последующем ее письменном одобрении родителями, усыновителями, попечителем.

Такое требование можно считать устаревшим, не соответствующим нашему времени, поскольку имущественная независимость подростков сильно возросла, и в ряде случаев нет смысла связывать их руки «родительской властью». Вместе с тем п. 4 ст. 26 ГК РФ все-таки в некоторых случаях позволяет ограничивать экономическую свободу несовершеннолетних в возрасте от 11 до 18 лет. Так, при наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей, попечителя, либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего указанного возраста права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел полную дееспособность в результате досрочного вступления в брак (п. 2 ст. 21 ГК РФ), эмансипации (ст. 27 ГК РФ).

Специфика имущественных прав несовершеннолетнего любого возраста заключается и в том, что они подчиняются правилам, касающимся распоряжения имуществом подопечного, которому посвящается ст. 37 ГК РФ, где сказано, что опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению, имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется также во всех иных случаях, если действия опекуна или попечителя могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного. Любое из перечисленных ограничений преследует главную цель - предотвратить, не допустить нарушение имущественных прав ребенка.

Статья 60 СК РФ содержит еще одно положение принципиального характера. Речь идет о том, что «ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию». Подобного рода правило, по сути, заимствовано из Свода законов Российской Империи, который проводил «полнейшую имущественную разделенность между родителями и детьми». В комментарии к ст. 180, 183 и 193 свода на этот счет говорится: «родительская власть не дает родителям никаких прав на имущество детей и дети не имеют никакого права на имущество родителей при их жизни».

Существование подобного рода правила понятно для эпохи, когда частнособственнические начала определяли государственную идеологию тех времен. В наше время подобного рода правило может и должно применяться в разумных пределах, с тем чтобы оно не противоречило семейной педагогике.

Пример

Анастасия родилась недоношенной, весом меньше двух килограммов, несколько месяцев провела в больнице. У ребенка, констатировали врачи, врожденный порок сердца и алкогольная эмбриофетопатия, т.е. задержка в развитии из-за того, что ее мать до и во время беременности беспробудно пьянствовала. За время пребывания девочки в больнице ее родная мать ни разу о ней не вспомнила и объявилась только тогда, когда врачи предложили ей отказаться от ребенка, после чего она забрала дочь домой, но спустя всего несколько месяцев врачи с помощью милиции с трудом «отбили» девочку у родителей и отвезли ее в больницу.

О «плохой» квартире в отдел милиции сообщили из детской поликлиники. После того как девочку отправили в реанимацию, у родителей проснулась совесть. Но на следующий день приступ их раскаяния улетучился и верх над совестью взяла бутылка. О том, что творилось в стенах этой квартиры, знали окружающие, но никто не отреагировал. В течение года ребенка несколько раз увозили в больницу, но мать с отцом всякий раз со скандалом забирали дочь обратно. Поскольку родители не лишены родительских прав, девочку им возвращали. Правда, на них заведено уголовное дело по ст. 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего».

ПРАВА ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Впервые в истории российского семейного права Семейный Кодекс (далее СК) РФ устанавливает права детей в семье. При этом дети рассматриваются как самостоятельные участники отношений с отцом и матерью, другими родственниками. Здесь все положения приведены в соответствии в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, участником которой является Россия.

Основные права ребенка по СК РФ:

Право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ)

Это право включает:

Право знать своих родителей (ст. 7 Конвенции о правах ребенка);

Права на заботу со стороны своих родителей, предполагающее удовлетворение родителями жизненно важных интересов и потребностей ребенка, уважение его человеческого достоинства;

Право на совместное проживание с родителями другого государства (п. 2 ст. 20 Конвенции о правах ребенка);

Право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право на общение с родителями вытекает из права жить и воспитываться в семье. а право общаться с другими родственниками (в основном проживающими отдельно) является важнейшим правом, обеспечивающим полноценное развитие ребенка, приобретением им навыков общения с другими членами общества и адекватного восприятия окружающих;

Право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ). Защита прав и интересов может осуществляться самим ребенком или его представителями. Несовершеннолетний, признанный в установленном порядке полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право сам защищать свои права и интересы, а несовершеннолетний, не обладающий полной дееспособностью до достижения совершеннолетия, также может самостоятельно защищать свои права в случае невыполнения родителями своих обязанностей по воспитанию и образованию ребенка, а равно в случае их жестокого обращения с ним или иного злоупотребления родительскими правами. Во всех иных случаях защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних осуществляют родители, усыновители, приемные родители, опекуны, попечители, а предусмотренных СК РФ случаях – органы опеки, попечительства и прокуратура;

Право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ). Закрепление этого права в СК РФ подчеркивает, что ребенок является личностью и его мнением надо считаться. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Поэтому ребенку предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего интересы. Закон не указывает возраста, по достижении которого ребенок обладает этим правом, а только указывает, что обязан учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, если это не противоречит его интересам. В ст. 12 Конвенции о правах ребенка говориться, что взглядам ребенка уделяется внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью. При такой трактовке судья может быть нарушено органом государственной власти, которой призван это право защищать;

Право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, а при отсутствии такого соглашения – по указанию органа опеки и попечительства, данного непосредственно органу загса. Отчество присваивается по имени отца, если иное присвоение отчества не основано на национальном обычае. Фамилия ребенка определяется фамилиями родителей, ему по соглашению родителей присваивается фамилия одного из них, а при отсутствии соглашения разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

Имущественные права детей установлены ст. 60 СК РФ, при этом следует помнить, что права собственности на имущество своих родителей ребенок не имеет, как и родители – на имущество ребенка. СК РФ впервые законодательно закрепил положение, согласно которому несовершеннолетние дети могут сами заиметь своих детей и принимать участие в их воспитании, а по достижении 16 лет самостоятельно осуществлять родительские права в отношении своих детей. После появления ребенка связи со своими родителями не утрачивают и в праве рассчитывать на их поддержку как законных представителей их интересов. До достижения несовершеннолетними родителями 16-летнего возраста рожденному ими ребенку органом опеки и попечительства может быть назначен опекун, который будет осуществлять воспитание ребенка, не являться этих родителей (п. 2 ст.62 СК РФ).

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Большинство прав родителей непосредственно связано с соответствующими правами и обязанностями ребенка. Например, праву ребенка воспитываться в семье соответствует право родителей по воспитанию детей. Родительские права и обязанности имеют следующие особенности:

Оба родителя в равной мере обладают правами и имеют равные обязанности в отношении детей;

Рассматриваемые права и обязанности ограничены во времени, поскольку при возникновении у ребенка полной дееспособности они прекращаются;

При осуществлении родительских прав и обязанностей должны сочетаться интересы родителей;

Осуществление родителями своих прав одновременно являются их обязанностью.

Личные права и обязанности родителей состоят в том, что:

Родители имеют право о одновременно обязаны воспитывать своих детей, выбирая приемы и способы их воспитания. Такое право, одновременно являющееся и родительской обязанностью, предусмотрено п. 1 ст. 63 СК РФ;

Родители имеют преимущественное право на воспитание детей своих детей перед всеми другими лицами, включая и близких родственников ребенка;

Родители с учетом мнения своих детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ);

Родители имеют право и обязаны защищать интересы детей во всех инстанциях без специальных полномочий на такие действия (п. 1 ст. 64 СК РФ);

Родители имеют право требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его не на основании закона или вступившего в законную силу судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ);

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решение вопросов получения ребенком образования, а родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать реализации этого права, если не докажет в судебном порядке, что реализация своего права отдельно проживающим родителем наносит вред здоровью ребенка (п. 1 ст. 66 СК РФ);

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение полной информации о нем из воспитательных, лечебных, учреждений социальной защиты и любых других (п. 4 ст. 66 СК РФ).

Пределы и ограничения родительских прав предусмотрены ст.65 СК РФ и состоят в следующем:

Родительские права не осуществляют в противоречии с интересами детей;

Осуществление родителями родительских прав не должно причинять вред физическому и психическому здоровью детей, а также их нравственному развитию;

Способы воспитания детей должны полностью исключать пренебрежительное, грубое, унижающее человеческое достоинства обращение, оскорбление или эксплуатации детей.

За нарушение прав и интересов детей родители, допустившие эти нарушения, несут ответственность в установленном законе порядке, вплоть до ограничения родительских прав или лишения свободы.

Родители имеют обязанности и перед обществом, в котором они живут вместе со своими детьми и которое, в меру своих экономических возможностей, помогает родителям в воспитании детей.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ.

Возможности человека к принятию взвешенных решений, самообслуживанию и самообеспечению по естественным причинам ограничены в детстве, в старости и в болезни. Поэтому родители ухаживают за детьми, а дети – за престарелыми или больными родителями и без санкции на это закона. Иногда родственные чувства у людей атрофируются, и для защиты интересов детей, стариков и больных закон вынуждает их родственников заботиться о них.

Дети (а детьми закон считает людей не старше 18 лет) постепенно учатся в окружающем мире, и закон предлагает считать, что вполне разумно они могут действовать сразу после достижение 18-летнего возраста.

Закон выделяет три периода в развитии ребенка: до 6 лет, с 6 до 14 и от 14 до18 лет. Эти границы искусственны (разные дети могут достичь одного и того же уровня ответственности и в 10, и в 15, и в 18 лет), но законодательно закреплены.

Интересы детей представляют полностью дееспособные люди или организации: кровные родители, усыновители, опекуны – физические лица и опекуны – учреждения.

Представитель ребенка имеет определенные права и обязанности в отношении несовершеннолетнего.

Согласно Семейному кодексу РФ (1996 г.) основаниями возникновения прав и обязанностей родителей являются:

· для матери – факт рождения ребенка в стенах медицинского учреждения или вне его (во втором случае для подтверждения материнства требуется свидетельские показания врачей, принимавшие роды, или других лиц);

· Для отца – факт состояния в законном браке с матерью или признание отцовства по его заявлению, признание отцовства по совместному заявлению с матерью, признание отцовства судебной экспертизы (генетической и генной дектилоскопии).

Ст. 54 СК РФ. Право ребенка жить и воспитываться в семье

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия)

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это, возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и других случаях утраты родительского обеспечения органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего кодекса

Ст. 55 СК РФ. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками.

1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

2. Ребенок, находящихся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законе.

Ст. 56 СК РФ. Право ребенка на защиту

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их замещающими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их замещающих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащим выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Ст. 57 СК РФ. Право ребенка выражать свое мнение

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его вопросы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (ст. 59, 72, 132, 134, 136, 143, 154), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

Ст. 60 СК РФ. Имущественные права ребенка

1. Ребенок имеет право на получение содержание от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом 5 СК РФ.

2. Суммы, причитающие ребенку в качестве алиментов, пенсий, поступают в распоряжение родителей (лиц, и их заменяющих) и расходуется ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

Суд по требованию родителя, обязательно уплачивает алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банк.

3. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследия, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на правах собственности имуществом определяется ст. 26, 28 Гражданского кодекса РФ.

При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (ст. 37 Гражданского кодекса РФ).

4. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

Ст. 61 СК РФ. Равенство прав и обязанностей родителей

1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

2. Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.

Ст. 62 СК РФ. Права несовершеннолетних родителей

1. Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании.

2. Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, вправе случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет. До достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет может быть назначен опекун. Который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка.

Разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.

3. Несовершеннолетние родители имеют права признать и оспорить свое отцовство и материнство на общих основаниях, а также имеют право требовать по достижении ими возраста четырнадцати лет установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.

Ст. 63 СК РФ. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны, заботится о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения до получения детьми основного общего образования.

Ст. 64. СК РФ. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей

1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и вступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

2. Родители не вправе представлять своих детей, если орган опенки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Ст. 65. СК РФ. Осуществление родительских прав

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинить вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

Ст. 68 СК РФ. Защита родительских прав

1. Родители в праве требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. В случае возникновения спора родители вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

При рассмотрении этих требований суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка.

2. Если судом установлено, что ни родители, ни лицо, у которого находился ребенок, не в соответствии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд передает ребенка на попечения органа опеки и попечительства.




Просмотров