Социальная пенсия — что это такое? Условия назначения трудовых пенсий

Поскольку существуют различные жизненные ситуации, при которых граждане не могут осуществлять трудовую деятельность или достойны вознаграждения за определенные заслуги. Пенсия может назначаться даже в случаях, когда отсутствует трудовой стаж.

Определенным гражданам может назначаться сразу 2 вида пенсионного обеспечения (например, инвалидам, пострадавшим в результате ЧАЭС), но получать сразу две пенсии могут только определенные граждане, перечень которых строго определен в законодательных актах.

После реформы 2015 года, когда страховая и накопительная части пенсии стали самостоятельными видами, у граждан РФ появилась возможность выбирать, какой вид пенсионного обеспечения им формировать - только страховую или одновременно с ней еще и накопительную .

Виды пенсий в России

Согласно пенсионной модели Российской Федерации, существует несколько основных видов :

Ранее, до 2015 года, страховая и накопительная пенсия являлись частью трудовой, однако в связи с принятой новой реформой, с 2015 года это отдельные виды пенсии.

Какую пенсию выбрать: страховую или накопительную?

Следует отметить, что социальная выплата не будет назначена , если пенсионер проживает в России не постоянно, а также, если он продолжает вести трудовую деятельность.

Заключение

Для правильного выбора оптимального варианта пенсионного обеспечения, необходимо самостоятельно принять решение: какой наиболее выгодный, исходя из ее размера. В случае с выбором или пенсии, рекомендуется изучить все нюансы, ведь контролировать выплаты лично намного удобнее. Однако существуют некоторые риски, мошенники могут ввести в заблуждение или при неудачном инвестировании можно потерпеть убытки.

Если же страховая пенсия кажется более надежным и гарантированным вариантом, то необходимо иметь в виду, что отчисления на нее ведутся только с официальной заработной платы , поэтому при устройстве на работу необходимо точно знать, с какой суммы работодатель в Пенсионный фонд.

Навигация по статье

Трудовой стаж для начисления пенсии

Как известно с принятием нового закона «О страховых пенсиях» понятие, как такового, трудового стажа уходит из пенсионного законодательства - теперь основным условием для назначения пенсионной выплаты является наличие именно . Такое понятие включает в себя периоды работы, за которые были начислены и в ПФР, а также иные периоды.

С введением пенсионной реформы было решено увеличить минимальный стаж для выхода на пенсию - с привычных 5 лет от будет ежегодно повышаться до 15 лет в 2024 году . Таким образом, в 2017 году стаж для назначения пенсии составляет 8 лет.

Однако при оценке пенсионных прав граждан до 2002 года понятие общего трудового стажа, как суммарной продолжительности трудовой деятельности и иной общественно-полезной работы, будет продолжать существовать. Именно от длительности трудового стажа зависит размер пенсионных начислений на 1 января 2002 года. Позже этой даты расчет основывается на сумме перечисленных страховых взносов на индивидуальный счет гражданина.

Право на досрочное пенсионное обеспечение по старости

В рамках действующего в нашей стране законодательства гражданин имеет право уйти на пенсию и ранее установленного возраста, но при наличии определенных условий :

Вышеперечисленные требования позволяют отнести гражданина к определенной категории, установленной законом и позволяющей получать досрочное пенсионное обеспечение.

С принятием нового закона нормы определения права на досрочную пенсию сохранились. Списки вредных и опасных производств, равно как и другие списки, дающие право уйти на пенсию раньше обычного, остались неизменными .

Важно, что граждане, приобретающие право на досрочную пенсию, как и обычные граждане, могут обратиться за установлением выплаты позже для применения премиального коэффициента к расчету пенсии, увеличивающего причитающуюся пенсионеру сумму.

Выход на пенсию по вредности и в связи с тяжестью выполняемых работ

Граждане, чья работа связана с особыми видами трудовой деятельности, имеют право на досрочную пенсию по одному из оснований:

  • по Списку № 1 (пп. 1 п. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ);
  • по Списку № 2 (пп. 2 п. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ).

При этом требуемый возраст выхода на пенсию, отработавших под землей и в горячих цехах по Списку № 1, меньше общеустановленного на 10 лет, а для лиц, работавших в тяжелых условиях по Списку № 2 - на 5 лет.

Если граждане проработали на должностях по указанным выше Спискам не менее половины необходимого стажа на вредных и опасных производствах и имеют требуемое количество страхового стажа и пенсионных баллов, то выплата назначается им со снижением возраста пропорционально стажу на тяжелых работах.

Особенностью назначения таких выплат является определение права с учетом:

  • специальной оценки условий труда , то есть установление классов условий работы и перечисление страховых платежей по определенным тарифам;
  • уплата дополнительного тарифа до проведения вышеуказанной оценки.

Таким образом, если у работодателя отсутствуют результаты проведенной ранее аттестации рабочих мест с вредными условиями труда или по результатам аттестации установлен допустимый класс опасности, то в льготный стаж будут засчитаны периоды при условии уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу.

Пенсия жителям Крайнего Севера и другим гражданам

Правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются граждане, живущие на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях, а также лица, проживавшие в таких районах ранее, независимо от нынешней регистрации.

Возраст выхода на досрочную пенсию для «северян» составляет 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин , если они проработали 15 лет на самом Севере или 20 лет в приравненных к нему местностях. При этом страховой стаж должен составлять 25 и 20 лет соответственно.

Для уточнения прав на такой вид пенсии используется перечень районов , расположенных на Крайнем Севере. При этом год работы в северной местности (т.е. в районах, приравненных к Северу) 9 месяцам работы на самом Крайнем Севере.

Минимальный «северный» стаж для назначения досрочной выплаты по старости составляет 7 лет 6 месяцев . При этом пенсия назначается со снижением общеустановленного пенсионного возраста на четыре месяца за каждый полный год работы на Севере.

Документы, необходимые для назначения пенсии по старости

Заключение

  • Общеустановленный возраст выхода на заслуженный отдых остается пока неизменным и составляет 60 лет для и 55 лет для .
  • Существуют определенные должности, работа в которых дает гражданам право уйти на пенсию по старости досрочно. Условием для снижения возраста является наличие стажа на соответствующих видах работ.
  • Сроки назначения и выплаты пенсий как обычным гражданам, так и досрочникам являются одинаковыми.
  • Кроме того, доля страховой выплаты по старости устанавливается и отдельным категориям граждан из числа , лиц, отработавших в МВД, МЧС, ФСИН и имеющим необходимый стаж на «гражданке».

Глава II. Условия назначения трудовых пенсий


Статья 7. Условия назначения трудовой пенсии по старости

1. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

2. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.


Статья 8. Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности

1. Право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

2. Порядок установления причинно-следственной связи инвалидности или смерти кормильца с совершением гражданином уголовно наказуемого деяния либо умышленным нанесением им ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, утверждается Правительством Российской Федерации.

3. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи), продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

4. При полном отсутствии у инвалида страхового стажа, а также в случае наступления инвалидности вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".


Статья 9. Условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца

1. Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.

2. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:

1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;

2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, и не работают;

3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;

4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.

3. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

4. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

5. Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию.

6. Члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.

7. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак.

8. Усыновители имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети - наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.

9. Отчим и мачеха имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или мачехи, которые подтверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

10. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 настоящей статьи.

11. При полном отсутствии у умершего застрахованного лица страхового стажа, а также в случае совершения лицом умышленного уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". При этом применяется пункт 12 настоящей статьи.

12. В случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до корректировки размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, и дохода от их инвестирования), выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в пункте 12 статьи 16 настоящего Федерального закона. При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд Российской Федерации определить конкретных лиц из числа указанных в пункте 12 статьи 16 настоящего Федерального закона или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные выше средства. Указанное заявление может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. При отсутствии указанного заявления средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, подлежащие выплате родственникам застрахованного лица, распределяются между ними в равных долях.

20 Сен 2010 09:01

Комментарий к статье 3 к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации": Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом

1. В ст. 3 изложены общие условия назначения , которые касаются не только отдельных получателей пенсий, а всех пенсионеров.

Основное условие назначения государственной пенсии касается гражданства и проживания на территории РФ . Прежде всего пенсии вправе получать физические лица - граждане РФ.

Чтобы иметь право на пенсию, гражданам РФ не всегда обязательно постоянно проживать на территории России. В частности, российская пенсия может выплачиваться на территории Украины, Белоруссии. Для получения пенсии должны соблюдаться иные условия, предусмотренные комментируемым Законом для конкретного вида государственной пенсии. Принадлежность к гражданству и проживание (регистрация по месту жительства) подтверждаются паспортом гражданина РФ.

Для иностранных граждан и лиц без гражданства первым условием для получения государственной пенсии является постоянное проживание на территории РФ . Гражданство иностранцев подтверждается паспортом иностранного гражданина. Право иностранных граждан и лиц без гражданства на постоянное проживание на территории Российской Федерации подтверждается видом на жительство.

Второе условие для иностранных граждан и апатридов - это отсутствие ограничения на получение пенсии, которое закреплено Законом о государственном пенсионном обеспечении либо международными договорами Российской Федерации. Действующие международные договоры РФ на сегодняшний день не содержат ограничений в части установления пенсий гражданам, прибывшим из государств, с которыми заключены договоры о пенсионном обеспечении. Поэтому второе условие для иностранцев и апатридов может иметь значение только после заключения и ратификации международных соглашений в будущем.

На практике Пенсионный фонд РФ иногда требовал от иностранных граждан и апатридов документы, подтверждающие наличие или отсутствие у них регистрационного учета по месту жительства. Однако, по мнению Конституционного Суда РФ, это требование является незаконным. В Определении Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 г. N 146-О указано, что абзац третий п. 1 ст. 3 комментируемого Закона не содержит прямых указаний на связь возникновения права на пенсионное обеспечение иностранных граждан и лиц без гражданства с наличием или отсутствием их регистрационного учета по месту жительства. Факт постоянного проживания в РФ как основание назначения пенсии может быть установлен судом исходя из непрерывности, длительности пребывания на территории РФ и других обстоятельств дела.

2. По общему правилу гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору . Право на получение двух пенсий возникает только в том случае, если это прямо предусмотрено федеральным законом.

Имеется в виду, что одним лицом может быть реализовано право только на одну трудовую пенсию или государственную пенсию. Право выбора вида пенсии принадлежит лицу, обратившемуся за ней. Как правило, критерием выбора для граждан является размер пенсии, потому как пенсионер всегда может выбрать удобный для себя порядок выплаты.

Существуют несколько исключений из указанного правила. Право на одновременное получение двух пенсий имеют такие категории граждан, как :

1) инвалиды вследствие военной травмы, которым может устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

2) участники Великой Отечественной войны (за исключением участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г.). Для лиц, принимавших непосредственное участие в боевых действиях или непосредственно находившихся в районе боевых действий, предусмотрен больший объем мер социальной поддержки, в том числе в области пенсионного обеспечения, по сравнению с другими участниками Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости ;

3) родители военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца). Во-первых, родители военнослужащих приобретают право на вторую пенсию по случаю потери кормильца, если смерть военнослужащего произошла в период прохождения военной службы независимо от причины смерти. Причина смерти может быть и не связана с исполнением обязанностей военной службы. Лишиться своего права родители военнослужащего могут только в случае, когда смерть произошла в результате противоправных действий военнослужащего. При этом суицид (самоубийство) не относится к противоправным действиям. Во-вторых, родители военнослужащих приобретают право на вторую пенсию по случаю потери кормильца, если смерть бывшего военнослужащего наступила после увольнения с военной службы вследствие военной травмы. Право на получение двух пенсий, одна из которых - пенсия по случаю потери кормильца, имеют родители военнослужащих, умерших после увольнения с военной службы, в том числе в течение трех месяцев, вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы. Второй пенсией родителей указанных военнослужащих может быть только трудовая пенсия по старости либо социальная пенсия.

Родители военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву либо умерших после увольнения с нее вследствие военной травмы, право на пенсию по случаю потери кормильца приобретают по достижении отцом и матерью соответственно возраста 55 и 50 лет. Факт нахождения их на иждивении кормильца на день его смерти не является обязательным условием;

4) вдовы военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившие в новый брак. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца). Вступление в повторный брак, даже при последующем его расторжении, лишает женщину права на вторую пенсию. Факт нахождения супруги на иждивении мужа на день его смерти в данном случае значения не имеет.

На практике нормы о праве на две пенсии распространяются также на вдов военнослужащих, умерших в период Великой Отечественной войны вследствие ранения, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте, в том числе и в период пребывания в плену, а также пропавших без вести в годы войны;

5) граждане, являющиеся нетрудоспособными членами семей граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.

Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца). Право на две пенсии имеют и граждане, ставшие инвалидами вследствие заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанного с аварией на производственном объединении "Маяк" в 1957 г.;

6) граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда". Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

7) члены семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов, которым может устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

Военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости).

Порядок, установленный законодательством РФ для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, применяется к военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявших обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.

Например, инвалид, имеющий причину инвалидности "заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС", при соблюдении прочих условий имеет право на получение двух пенсий - пенсию по инвалидности вследствие военной травмы и трудовую пенсию по старости. При этом причина инвалидности "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" не дает права для назначения второй пенсии по инвалидности (см. ст. 8 и комментарий к ней), поскольку эта причина инвалидности не связана с исполнением обязанностей военной службы.

Граждане из числа космонавтов имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости).

Граждане из числа работников летно-испытательного состава имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет и доли страховой части трудовой пенсии по старости исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за гражданина в ПФР.

2. По общему правилу, если гражданин имеет право на две пенсии, то он может выбрать одну из них, получать которую ему выгодно в текущий момент. Переходить с одной на другую пенсию можно в любое время и неограниченное количество раз.

Например, если пенсионер отвечает условиям получения и трудовой пенсии по случаю потери кормильца за умершего супруга, и условиям получения социальной пенсии, то он может перейти на социальную пенсию, размер которой выше.

Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости и выплачивается одновременно с ней. По сути, пенсия за выслугу лет не имеет самостоятельного характера, зависит от установления трудовой пенсии по старости и ее размера. Поэтому получатели пенсии за выслугу лет формально не отнесены к получателям двух пенсий.

О праве на получение трех пенсий в комментируемой статье ничего не сказано. До 1 января 2002 г. некоторые участники Великой Отечественной войны могли получать три пенсии: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца за сына - умершего военнослужащего по призыву, привлеченного в период с 26 апреля 1986 г. по 30 июня 1986 г. для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. Но уже с 1 января 2002 г. действующее пенсионное законодательство не предусматривает права на получение участниками Великой Отечественной войны одновременно с пенсией по старости и других видов пенсий. Правда, если эти пенсии были назначены до вступления в силу комментируемого Закона и после произведенного пересчета пенсий с 1 января 2002 г. и сумма двух пенсий оказалась ниже получаемой ранее суммы трех пенсий, то выплата пенсий должна производиться в размере прежней суммы трех пенсий.

В своем Определении от 11 мая 2006 г. N 187-О "По жалобе гражданина Наумчика В.В. на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" Конституционный Суд РФ указал, что в той части, в какой нормы п. п. 2 и 3 ст. 3 указанного Закона распространяются на обязательное пенсионное страхование на работающих по трудовому договору военных пенсионеров, не предусматривают правового механизма, гарантирующего установление им наряду с получаемой государственной пенсией страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, накопленных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде РФ, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами, как не соответствующие нормам Конституции РФ.



Просмотров