Соблюдение ограничений и запретов на госслужбе. Ограничения и запреты связанные с государственной гражданской службой

Убытки, полученные фирмой в предыдущие годы, можно признать в качестве расходов в последующих налоговых периодах. Механизм такого переноса предусмотрен статьей 283 Налогового кодекса. Иначе говоря, в следующих налоговых периодах фирма вправе уменьшить налоговую базу на сумму налогового убытка (полную или ее часть), полученного в предыдущие годы. Это, несомненно, один из самых действенных законных методов снижения налоговой нагрузки компании. Поэтому сначала рассмотрим общие правила переноса убытков на будущее.

Правила переноса

Перенести на будущее можно только налоговый убыток, но не бухгалтерский. Ведь последний может включать расходы, не учитываемые при налогообложении прибыли.

Нельзя переносить убыток:

  • полученный в том периоде, когда доходы организации облагались по ставке 0% (абз. 2 п. 1 ст. 283 НК РФ);
  • полученный в периоде применения спецрежимов (УСН и ЕСХН) в случае перехода на общий режим налогообложения (абз. 9 п. 5 ст. 346.6, абз. 8 п. 7 ст. 346.18 НК РФ);
  • полученный до применения освобождения от обязанностей налогоплательщика в связи с участием в проекте «Сколково», после признания организации налогоплательщиком (п. 9 ст. 246.1 НК РФ).

Переносить на будущее убытки нужно с учетом некоторых правил. Перечислим их.

Убыток можно перенести не более чем на 10 лет. Его можно учесть в любом налоговом периоде в течение этих десяти лет. Не перенесенный на ближайший год убыток можно перенести на следующий из оставшихся девяти лет (п. 2 ст. 283 НК РФ).

Убытки погашают в порядке очередности их возникновения по годам. Первым нужно списывать убыток, полученный раньше. Вновь полученные убытки нужно учитывать в налоговой базе после того, как будут погашены предыдущие. Если фирма отказалась от списания более раннего убытка, она вправе начать признавать более поздний убыток (п. 2, 3 ст. 283 НК РФ).

Переносить убытки можно не в каждом налоговом периоде, а с перерывами. При этом период времени, в течение которого можно уменьшать налоговую базу, не должен быть больше установленных 10 лет. Не списанные в этом промежутке убытки остаются непогашенными (абз. 3 п. 2 ст. 283 НК РФ).

Признавать убытки можно как по итогам налогового периода, так и по итогам отчетных периодов, если в них получена прибыль (письмо Минфина России от 1 июня 2006 г. № 03-03-04/1/492).

Размер переносимого убытка не ограничивается – перенести можно как всю сумму убытка, так и его часть.


Обратите внимание

Фирма не имеет права переносить убытки по тем периодам, когда она не вела деятельность (письмо Минфина России от 8 февраля 2007 г. № 03-07-11/13).

Для погашения некоторых «специфических» убытков можно использовать только прибыль по определенным видам деятельности компании:

  • для убытка от деятельности обслуживающих производств и хозяйств – прибыль от этой же деятельности (ст. 275.1 НК РФ);
  • для убытка по операциям с ценными бумагами, которые обращаются на организованном рынке ценных бумаг, – прибыль от операций с такими бумагами (ст. 280 НК РФ);
  • для убытка по операциям с ценными бумагами, которые не обращаются на организованном рынке ценных бумаг, – прибыль от операций с такими же бумагами (ст. 280 НК РФ);
  • для убытка по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, которые не обращаются на организованном рынке, – прибыль от таких операций (ст. 304 НК РФ);
  • для убытка от сделок по уступке или переуступке права требования – в особом порядке, установленном статьей 279 Налогового кодекса России.

Все эти правила дают широкие возможности снижать налоговую базу за счет «старых» убытков. Но следует помнить, что, уменьшив налоговую базу «под ноль», можно вызвать недовольство налоговой инспекции. Для нее убыточность фирмы является главным критерием для отбора на выездную проверку.

Лучше инспекторов «не дразнить» и оставлять к налогообложению хоть небольшую, но прибыль.


По итогам 2012 года АО «Актив» получило убыток по основной деятельности в размере 600 000 руб.

В следующие годы общество получало прибыль:

  • в 2013 году – 350 000 руб.;
  • в 2014 году – 250 000 руб.;
  • в 2015 году – 150 000 руб.

С учетом налоговой политики фирмы бухгалтер распорядился этим убытком и перенес:

  • на 2013 год – 300 000 руб.;
  • на 2014 год – 200 000 руб.;
  • на 2015 год – 100 000 руб.

Таким образом, на начало 2016 г. в учете «Актива» убыток 2013 г. будет списан полностью. За период с 2013 г. по 2015 г. фирма переносила убыток с тем, чтобы к налогообложению оставалась прибыль в сумме 50 000 руб.

Перенос убытка по итогам отчетного периода

Обратимся к Налоговому кодексу.

В нем сказано:

  • убытки прошлых лет уменьшают налоговую базу текущего налогового периода;
  • налоговый период – это календарный год или другой период времени, по окончании которого определяют налоговую базу и рассчитывают налог;
  • налоговый период состоит из одного или нескольких отчетных периодов;
  • налоговой базе текущего налогового периода соответствует налоговая база по итогам отчетного периода, который является составной частью налогового периода.

Такую цепочку рассуждений привели финансисты, обосновывая право фирм переносить убытки предыдущих лет по итогам не только налогового, но и отчетного периода (письмо от 15 июня 2007 г. № 03-03-06/1/383).

Обратите внимание: налоговую базу по налогу на прибыль определяют с начала года нарастающим итогом (п. 7 ст. 274 НК РФ). Ее размер определяют каждый отчетный период. Значит, и убыток, подлежащий переносу на будущее, учитывают при определении налоговой базы каждого отчетного периода.


В текущем году фирма по итогам каждого отчетного периода получала прибыль и уменьшала налоговую базу на часть убытка, полученного в прошлом году, по итогам отчетных периодов. Размер убытка – 150 000 руб. Сумму переносимого убытка бухгалтер считал нарастающим итогом:

  • в I квартале было перенесено 40 000 руб.;
  • за полугодие – 40 000 руб.;
  • за 9 месяцев – 50 000 руб.,
  • за год – 60 000 руб.

Перенесенными в текущем налоговом периоде нужно считать 60 000 руб. Сумма непогашенного убытка, которую фирма вправе продолжать переносить на следующие налоговые периоды, составляет 90 000 руб. (150 000 – 60 000).

Как подтвердить убыток

Начнем с примера.


ООО «Актив» в 2014 г. и 2015 г. получило убыток. По итогам 2016 г. образовалась прибыль, которую бухгалтер собирался уменьшить на часть убытка за 2013 год. Однако никаких документов, подтверждающих убыток 2013 года, он не обнаружил. Налоговую базу за 2016 г. «Актив» может уменьшить только на сумму убытка 2014 г. Убыток 2013 г. перенести на будущее нельзя.

Фирма может списывать убытки в течение 10 лет (ст. 283 НК РФ). Это значит, что хранить «первичку» нужно в течение всего этого срока.

Обратите внимание

После того как сумма убытка будет погашена полностью, документы, подтверждающие его формирование, придется хранить еще четыре года (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Документы бухгалтерской и налоговой отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, декларация по налогу на прибыль) не являются первичными бухгалтерскими документами и не подтверждают убыток (постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 июля 2005 г. № А56-25408/04).

Подтвердить сумму убытка можно только первичными документами (постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 сентября 2006 г. по делу № А56-38131/2005).

Инспектор во время камеральной проверки может потребовать подтверждения права «на льготу» по налогу на прибыль. Для этого он просит предоставить документы, подтверждающие убытки (ст. 88 НК РФ).

Перенос убытков при реорганизации

Реорганизация компании не отменяет права переноса убытка. Компания-правопреемник может в общеустановленном порядке переносить на будущее убытки, образовавшиеся до реорганизации (п. 5 ст. 283 НК РФ).

Обратите внимание: определять организацию-правопреемника в части исполнения налоговых обязательств нужно по нормам статьи 50 Налогового кодекса.

Слияние

При слиянии компаний их правопреемником будет новая фирма, возникшая в результате такого слияния (п. 4 ст. 50 НК РФ).


ООО «Пассив» по итогам 2015 г. получило налоговый убыток в сумме 100 000 руб. В 2016 г. ООО «Баланс» и ООО «Пассив» были реорганизованы в форме слияния. В результате слияния образовалось ООО «Форма».

Убыток в сумме 100 000 руб. ООО «Форма» вправе переносить на будущее до 2025 г. включительно.

Разделение

Правопреемники фирмы, прошедшей процедуру разделения, несут обязанности по уплате налогов. Но вопрос переноса убытков в такой ситуации налоговым законодательством не оговорен. В нем есть только отсылка к Гражданскому кодексу (п. 7 ст. 50 НК РФ).

Закон гласит: «при наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате налогов определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством». Также установлен порядок, в соответствии с которым в передаточном акте должны быть положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица, в отношении всех его кредиторов и должников (п. 1 ст. 59 ГК РФ).

Следовательно, долю участия правопреемников в исполнении налоговых обязательств определяют в соответствии с разделительным балансом.

По аналогии с этим можно предположить, что так же по доле, в которой к налогоплательщику перешли права и обязанности, должен быть разделен и налоговый убыток между несколькими правопреемниками.


По итогам 2015 г. ООО «Пассив» получило убыток (по данным как бухгалтерского, так и налогового учета). В 2016 г. прошла реорганизация общества в форме разделения: из ООО «Пассив» образовалось две организации – ООО «Дебет» и ООО «Кредит».

Каждый из правопреемников учитывает часть налогового убытка ООО «Пассив», определенную в разделительном балансе.

Присоединение, преобразование, выделение

При присоединении одной фирмы к другой правопреемником присоединенной компании (в части исполнения налоговых обязательств) является присоединившая ее организация (п. 5 ст. 50 НК РФ).

При преобразовании фирмы из одной организационно-правовой формы в другую правопреемником реорганизованной компании (в части исполнения обязанностей по уплате налогов) является вновь возникшая организация.

Одной из налоговых новелл 2017 года является введение ограничения на признание убытков, сформированных в предыдущих налоговых периодах. В качестве своего рода компенсации "неудобств" законодатель одновременно отменил 10-летний лимит по переносу убытков на будущее. То есть теперь убытки можно списывать до полного исчерпания, что не позволял делать ранее действующий порядок. Однако на деле все оказалось не так просто.

Еще в 2016 году организации имели полное право за счет убытков прошлых лет полностью обнулить базу по налогу на прибыль. С начала 2017 года законодатель в этом довольно серьезно ограничил налогоплательщиков. Законом от 30 ноября 2017 г. N 401-ФЗ введен лимит на списание прошлых убытков - старые убытки могут уменьшать базу по налогу на прибыль текущего периода не более чем на 50 процентов (п. 2.1 ст. 283 НК). Надо сказать, что изначально предполагалось установить ограничитель на отметке 30 процентов от налоговой базы текущего периода. Однако, видимо, законотворцы признали, что это уже было бы слишком.
Очевидно, что введение ограничения на списание прошлых убытков увеличивает налоговую нагрузку на предприятия. Причем проблема может носить даже массовый характер. Ведь, учитывая экономическую ситуацию в стране, в минувшие годы многие компании работали "в минус". И сейчас, когда они только-только "встают на ноги", если бы они списывали убытки в прежнем порядке, бюджет опять же ничего не "увидел".
В некоторой степени это, конечно же, противоречит введенному в РФ мораторию на увеличение налоговой нагрузки. Видимо с тем, чтобы сгладить столь неблагоприятные последствия, Законом N 401-ФЗ отменен действующий сейчас 10-летний лимит по переносу убытков.

Важные детали

При применении нового порядка необходимо учитывать следующие важные моменты:
1) ограничение на признание прошлых убытков носит временный характер - оно действует с 2017 года по 2020-й. То есть с 2021 года вновь станет возможным признание накопленных убытков в полном объеме;
2) ограничение введено и на сумму признаваемого убытка, полученного участниками КГН. Оно также составит 50% от консолидированной налоговой базы КГН текущего отчетного (налогового) периода. При этом в учетную политику для целей налогообложения КГН необходимо внести изменения и предусмотреть порядок расчета и пересчета суммы переносимого убытка, возникшего при расчете консолидированной налоговой базы с учетом ограничения в 50%, которое применяет ответственный участник КГН (п. 6 ст. 283 НК в ред. Закона N 401-ФЗ);
3) отмена 10-летнего лимита по переносу убытков касается только тех из них, что возникли в 2007 году и позднее (подп. 16 ст. 13 Закона N 401-ФЗ);
4) сохранено правило, согласно которому убытки признаются, что называется, по очереди. То есть, если компания понесла убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущее производится в той очередности, в которой они понесены;
5) как и прежде, хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, нужно в течение всего срока переноса убытка плюс еще четыре года после окончания года, в котором убыток был полностью списан.

На цифрах

Посмотрим, как новые правила будут работать на практике.

Пример. ООО "Ромашка" по итогам 2015 года получило убыток в размере 500 000 руб. При этом и 2016 год также принес убыток в сумме 300 000 руб.
В свою очередь, 2017 год для компании оказался прибыльным. Нарастающим итогом прибыль составила:
- за I квартал 2017 г. - 350 000 руб.;
- за полугодие 2017 г. - 500 000 руб.;
- за 9 месяцев 2017 г. - 700 000 руб.;
- за 2017 г. - 800 000 руб.
При определении базы по налогу на прибыль в 2017 году ООО "Ромашка" вправе учесть:
- за I квартал 2017 г. - часть убытка за 2015 год в сумме 175 000 руб. (350 000 руб. : 2);
- за полугодие 2017 г. - половину убытка за 2015 г. - 250 000 руб. (500 000 руб. : 2);
- за 9 месяцев 2017 г. - часть убытка за 2015 г. в сумме 350 000 руб. (700 000 руб. : 2);
- за 2017 г. - часть убытка за 2015 г. в сумме 400 000 руб. (800 000 руб. : 2).

По "старинке"

Для сравнения приведем расчет суммы переносимого убытка на будущее по старым правилам при тех же обстоятельствах (финансовых результатах).
При определении базы по налогу на прибыль в 2017 году ООО "Ромашка" по старым правилам смогло бы учесть:
- за I квартал 2017 г. - часть убытка за 2015 год в сумме 350 000 руб.;
- за полугодие 2017 г. - полностью убыток за 2015 г. в размере 500 000 руб.;
- за 9 месяцев 2017 г. - полностью убыток за 2015 г. в сумме 500 000 руб. и часть убытка за 2016 г. в размере 200 000 руб.;
- за 2017 г. - полностью убыток за 2015 г. и за 2016 г. в сумме 800 000 руб.
Таким образом, по старым правилам ООО "Ромашка" имело возможность полностью учесть убытки, полученные за 2015-й и 2016 гг. При этом в рассматриваемом примере обществу не пришлось бы платить авансовые платежи по налогу на прибыль в 2017 году и налог за этот год, поскольку база по налогу на прибыль полностью обнулялась.
По новым же правилам ООО "Ромашка" учтет только половину убытков за 2015 и 2016 г. При этом за обществом сохраняется обязанность заплатить авансовые платежи по налогу на прибыль и налог за 2017 год, поскольку база по налогу на прибыль уже не нулевая. Остаток "прошлых" убытков ООО "Ромашка" учтет в следующих периодах без какого-либо ограничения по времени.

Убытки при УСН

В завершение отметим, что "упрощенцы" с объектом налогообложения "доходы минус расходы" также имеют возможность учесть "прошлые" убытки. При этом, что интересно, в 2017 году такие убытки на УСН признаются в старом порядке. Никаких изменений в пункт 7 статьи 346.18 Кодекса законодатель не внес. А это означает, что размер переносимого убытка на УСН, как и прежде, не ограничен и списывать его можно только в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

Теперь снято 10-летнее ограничение на перенос убытков прошлых лет. С 2017 года сумму убытка можно переносить на все последующие годы, а не на 10 лет. Теперь убытки можно списывать до полного погашения так долго, как это получится. Применить это нововведение можно к убыткам, понесенным за налоговые периоды, начиная с 1 января 2007 года. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ

Остальные правила переноса убытков на будущее в 2017 году остались прежними. Как и раньше, переносить убытки в 2017 году можно не только по окончании налогового периода, но и по итогам каждого отчетного периода по налогу на прибыль. Хотя это следует делать тем, кто работает с устойчивой прибылью. Ведь в случае, когда в течение года компания работала с прибылью и снижала за счет убытков прошлых лет авансовые платежи, но финансовый год завершила с убытком, списанные суммы придется восстановить.

Не изменилось требование о хранении документов, подтверждающих формирование убытков. Их нужно сохранять все время, пока убыток будет участвовать в формировании налоговой базы по налогу. Плюс еще четыре года. Так что срок хранения этой «первички» нужно будет отслеживать с большей тщательностью.

Налог на прибыль за счет убытков прошлых лет полностью обнулять нельзя

Но, в обмен на снятие одного ограничения появилось другое.

В отчетные и налоговые периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года базу нельзя уменьшать на сумму убытков прошлых периодов больше, чем на 50% (п. 2.1 ст. 283 НК РФ). Изменения касаются убытков, понесенных за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2007 года. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ и внесены в статью 283 Налогового кодекса.

Это нововведение не затрагивает базу, к которой применяются некоторые специальные ставки по налогу на прибыль. Например, ставки для организаций - участников региональных инвестиционных проектов. Лимит не распространяется на резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, участников региональных инвестиционных проектов и некоторые другие категории «льготников».

Похожее правило введено и для переноса убытков в 2017 году от операций с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами. С января 2017 года базу от таких операций в текущем периоде можно уменьшить на убытки прошлых лет, но не более чем на 50 %.

Обратите внимание

Новый порядок учета убытков консолидированной группой налогоплательщиков

С 1 января 2017 года вступили в силу изменения, внесенные в пункт 1 статьи 278.1 и в пункт 5 статьи 321.2 Налогового кодекса РФ (Федеральный закон от 30.11.16 № 401-ФЗ).

По ранее действовавшим правилам каждый из участников консолидированной группы не определял собственную облагаемую базу по прибыли. Вместо этого компании передавали сведения ответственному участнику, а он, в свою очередь, считал базу в целом по группе. база представляла собой арифметическую сумму доходов всех участников за минусом арифметической суммы расходов всех участников. Отрицательная величина между доходами и расходами признавалась убытками группы. Их можно было учесть при определении консолидированной базы следующего периода.

С января 2017 года порядок определения базы и учета убытков поменялся. Теперь база для каждого частника консолидированной группы определяется отдельно по правилам, установленным для «обычных» налогоплательщиков . Затем базы суммируются, и в итоге рассчитывается консолидированная база. Убытки, полученные каждым из участников группы, также суммируются. Сумму убытков можно учесть при формировании консолидированной базы в размере, не превышающем 50 % консолидированной налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода.

Если убытки кого-либо из участников группы остались неучтенными при определении консолидированной базы, такой участник может учесть их в «обычном» порядке, то есть так, как если бы он не входил в группу, а действовал самостоятельно.

В случае, когда в отчетном (налоговом) периоде убытки получены одновременно всеми участниками группы, консолидированная база принимается равной нулю.

Понятие убытков прошлых лет используется во всех видах учета — бухгалтерском, управленческом и налоговом. Величина убытка в бухгалтерском учете учитывается нарастающим итогом за несколько лет. Результат отражается проводками по счету 99 «Прибыли и убытки».

Чистая прибыль, как и убыток, относятся к финансовым результатам деятельности предприятия. Бухгалтерская прибыль (убыток) связана с реализацией товаров (собственной продукции) и воздействует на формирование величины налогов.

Выявленные в текущем году убытки, относящиеся к прошлым периодам, учитываются в финансовом результате текущего года. В бухгалтерском учете эти суммы образуют убыток. Непокрытый убыток — это величина убытка, не покрытого соответствующими источниками.

Доходы и расходы текущего периода отражаются на 99 счете. При закрытии года, эти величины переносятся на счета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), резервного или добавочного капитала. Если сальдо текущего года недостает, чтобы покрыть убытки, остаток переносится на счет 97 «Расходы будущих периодов».

Убытки прошлых периодов учитываются в хронологическом порядке, и зачитываться должны в таком же порядке — сначала наиболее давние, но не «старше» 10 лет.

Как отразить убытки прошлого периода в учете

Какие формируются проводки по убыткам прошлых лет рассмотрим на примере:

ООО «Хамелеон» по итогам 2015 года обнаружило убыток 405 000 руб. Учредители решили закрыть убыток за счет добавочного капитала и резервного. Резервный капитал на 01.01.2016г. — 170 000 руб. Добавочный — 210 000 руб. Остаток (405 000 — 170 000 — 210 000 = 25 000 руб.) предполагается списать за счет прибыли следующих лет. По итогу 2016 года получена прибыль в размере 57 000 руб.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

Бухгалтер ООО «Хамелеон» отразил операцию по списанию убытка прошлого периода следующими проводками:

Обнаруженный в текущем периоде убыток прошлых лет отражается в составе прочих расходов.

Рассмотрим еще один практический пример:

В июне 2015 года бухгалтер ООО «Геккон 213» обнаружил, что в 2014 году был неправильно начислен транспортный налог: вместо 82 000 руб. было отражено 80 000 руб. При этом, в декларации по транспортному налогу сумма рассчитана верно, ошибка возникла только в БУ.

Исправление этой ошибки можно отразить проводкой:

Убыток, полученный в результате основной деятельности, отражается проводкой Дт 99 — Кт 90.9.

Убыток по прочей деятельности — Дт 99 — Кт 91.9.

Сравнение БУ и НУ

В организациях, применяющих ПБУ 18/02, прибыли и убытки прошлых лет, зафиксированные в текущем периоде, приводят к образованию постоянных и временных разниц. Это происходит из-за разницы в правилах учета прибыли и убытка:

  • Постоянные разницы — суммы убытка прошлых лет, обнаруженные в текущем периоде, в бухгалтерском учете учитываются в периоде выявления.
  • Временные разницы — убыток, который переносится на будущий период, приводит к появлению вычитаемой временной разницы.

Отражение убытка в бухгалтерской отчетности

Счет 99 закрывается в конце финансового года. Последней записью на последнее число года является проводка, закрывающая 99 счет на счет нераспределенной прибыли (убытка).

Дт 84 — Кт 99 — отражается убыток прошлого года.

Сумма убытка отражается в строке Формы-1 1370 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» отрицательной суммой, то есть сумма убытка с минусом.


По своему содержанию запреты близки к правоограничениям гражданского служащего, но имеют свою специфику. В первом случае поведение и действия служащих ограничиваются, во втором - императивно запрещаются. Запреты, связанные с гражданской службой, - это обусловленные и установленные действующим законодательством нормы, однозначно запрещающие гражданскому служащему производить те или иные действия как на службе, так и вне ее. Они также обусловлены особенностями правового режима чиновника

В связи с прохождением гражданской службы для служащего существуют определенные запреты (15 запретов) 1 Федеральный закон № 79-ФЗ 2004 г. Ст. 17. .

Участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации , за исключением случаев, установленных федеральным законом. Закон запрещает чиновнику на платной основе участвовать в работе органов управления этих организаций. В противном случае он будет уделять основное внимание коммерческой организации, а не службе.

Но закон не запрещает служащему за плату участвовать в деятельности органов управления некоммерческих организаций (например, фондов), которые по закону могут заниматься предпринимательской деятельностью. Прибыль от этой деятельности должна идти на достижение целей этой некоммерческой организации, а не на счет ее сотрудников.

Гражданский служащий может участвовать в работе органа управления коммерческой организации, когда это предусмотрено федеральным законом и ему в административном порядке указом Президента РФ поручено участвовать в управлении данной организацией. Установлено, что в целях государственного контроля и регулирования рыночной экономики в органах управления крупных акционерных обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности, представители государства участвуют в работе органа управления.

Замещать должность гражданской службы в случае :

  • избрания или назначения на государственную должность;
  • избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
  • избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза.

Данный запрет означает, что гражданский служащий не может быть одновременно депутатом законодательного органа любого уровня - от Государственной Думы до поселкового совета. Не может быть гражданским служащим и лицо, замещающее назначаемую государственную должность Российской Федерации или субъекта РФ (политик). Например, федеральный министр по закону - не гражданский служащий и на него не распространяются нормы, в том числе ограничения и запреты Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ.

Осуществлять предпринимательскую деятельность . Служащим запрещено заниматься деятельностью в целях извлечения прибыли - предпринимательской, или коммерческой. Им не разрешается владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, составляющим материальную основу предпринимательской деятельности. Смысл этого запрета - предотвратить ситуацию, когда гражданский служащий, используя свои полномочия, работал бы только на свой бизнес, а не на государство.

Если он добровольно пошел на службу государству, то должен получать заработную плату только из государственного бюджета и на время службы забыть о своей предпринимательской деятельности. Но законом не запрещено, чтобы предпринимательской деятельностью занимались родственники гражданского служащего - например, жена дети. Закон разрешает служащему с уведомления руководителя заниматься любой оплачиваемой предпринимательской деятельностью - педагогической, научной, творческой и т.д.

Если гражданский служащий является собственником акции, доли, пая, он обязан на время прохождения службы передать в доверительное управление под гарантию государства все находящиеся в его собственности акции, доли, паи. Общие условия такой передачи установлены Гражданским кодексом РФ (ст. 1012-1026).

Приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход . Этот пункт является продолжением и конкретизацией предыдущего. К ценным бумагам относятся: облигация, вексель, чек, депозитарный и сберегательный сертификаты, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законодательством отнесены к числу ценных бумаг.

Быть поверенным или представителям по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы . Дело в том, что представитель действует не только от имени, но и в интересах представляемого. Значит, он будет использовать свой должностной ресурс в пользу третьих лиц. Поэтому выполнение представительских функций на гражданской службе запрещается.

Получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц . Этот запрет установлен для того, чтобы гражданский служащий за преподнесенный ему подарок не оказывал предпочтения какому-либо лицу, чтобы он не оказался обязанным какой-либо организации, желающей получить от него выгоду. Данный пункт раскрывает содержание понятия «вознаграждение»: подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения.

Под вознаграждением (подарком) подразумеваются материальные, имущественные ценности или деньги. Это безвозмездная передача дарителем гражданскому служащему вещи в собственность либо имущественного права к дарителю.

Закон регулирует вопрос получения гражданским служащим подарков в связи с исполнением должностных обязанностей - протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. В этом случае они признаются собственностью государства - либо федеральной, либо субъекта РФ - и передаются служащим в течение месяца по акту в государственный орган, где он проходит службу.

Вознаграждение считается принятым в связи с исполнением должностных обязанностей, если:

  • имеется договор дарения или на подарке указана должность лица его принявшего;
  • вознаграждение вручено по месту работы во время участия чиновника в официальных мероприятиях (совещаниях, переговорах), на которых он представляет государственный орган.

Гражданскому служащему нельзя получать вознаграждения косвенным путем, например при их передаче близким родственникам.

Вместе с тем данный запрет не лишает гражданского служащего возможности принимать символические подарки в соответствии с общепринятыми нормами вежливости и гостеприимства. При оценке подарков, принятие которых разрешается, следует руководствоваться ст. 575 ГК РФ, в которой разрешено принимать подарки, стоимость которых не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда. Все, что свыше этой суммы, может считаться взяткой с последующей уголовной ответственностью (ст. 285, 290 УК РФ).

Выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц . Исключения здесь составляют служебные командировки, осуществляемые в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе между органами государственной власти России и других государств, международными и иностранными организациями.

Данный пункт конкретизирует предыдущий и также преследует цель предотвратить подкуп гражданского служащего. Служащим запрещено выезжать за границу по личным делам за счет принимающей стороны. В противном случае они будут этой стороне обязанными. При командировках внутри государства служащий не имеет права получать командировочные деньги от граждан или организаций - он должен их получать только от командирующего государственного органа Конечно, служащему не запрещено пользоваться услугами принимающей стороны - размещением, транспортом. питанием, но только в объеме обычного гостеприимства.

Использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения , другое государственное имущество, а также передавать его другим лицам. Это конкретный пункт, не требующий особых комментариев.

Разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера , или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Конфиденциальной служебной информацией признается информация, не составляющая государственную тайну, но и не являющаяся общедоступной. В целях реализации данного запрета важно в каждом государственном органе определить и утвердить перечень сведений, содержащих информацию конфиденциального и служебного характера, включив данное положение в должностной регламент и служебный контракт служащего. Чиновник обязан соблюдать установленные правила предоставления служебной информации.

Допускать публичные высказывания, суждения и оценки , в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов , их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором служащий замещает должность гражданской службы. Закон не содержит запрета на публичные выступления служащего, в том числе в средствах массовой информации. Но он как государственное лицо не должен публично осуждать конституционный строй России, деятельность государственных органов и должностных лиц. Он обязан дистанцироваться от партий и политиков, которые выступают с нападками на правительство. Если чиновник не согласен с проводимой государственной политикой, он должен уйти в отставку.

Принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств , международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Государственные награды гражданские служащие получают в знак признания их заслуг и достижений на государственной службе России. Признание заслуг лица, находящегося на российской государственной службе, другим государством ставило бы его в двусмысленное положение. То же самое касается политических партий или конфессий.

Этот запрет содержит единственное требование: служащий вправе принимать награды, почетные и специальные звания другого государства, иностранной организации, партии или религиозного объединения, но только с письменного разрешения руководителя своего государственного органа

Использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также агитации по вопросам референдума. Под этим запретом понимается возможность использования гражданским служащим своего административного ресурса - организационных, финансовых, информационных и других средств. Запрещенными следует считать все действия чиновника по привлечению своих подчиненных или других гражданских служащих к осуществлению в служебное время деятельности по агитации в пользу того или иного кандидата в депутаты, мэры и т.п.

Использовать должностные полномочия в интересах политических партий , других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций. Кроме того, нельзя публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности. Признавая записанное в Конституции РФ политическое и идеологическое многообразие в России, следует строить государственную службу, свободную от партийного диктата. Задачи, выполняемые гражданским служащим, требуют от них как профессиональных управленцев проявления политической нейтральности, беспристрастности.

Данный запрет требует, чтобы гражданский служащий не использовал свои должностные полномочия и свой административный ресурс в пользу какой-либо политической партии или религиозного объединения для пропаганды программы и решений партий и иных организаций. Служащие должны руководствоваться исключительно законом, а не партийными решениями.

Гражданский служащий может быть членом любой зарегистрированной в Минюсте РФ политической партии. Этот запрет не ограничивает конституционную свободу слова и убеждений гражданского служащего. Членство в партии не заносится в личное дело служащего. Но агитировать за какую-либо партию и участвовать в политических акциях (съездах, митингах) служащий может только во внеслужебное время. Гражданский служащий имеет право выдвигаться и регистрироваться кандидатом на выборы как самостоятельно, так и от какой-либо политической партии.

Создавать в государственных органах структуры политических партий , других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур. Данный пункт дополняет и конкретизирует предыдущий. Гражданские служащие не имеют права заниматься «партийным строительством», создавая на государственной службе первичные партийные организации или конфессиональные службы. Этот опыт в советские времена уже был.

На гражданской службе могут в уведомительном порядке быть созданы профсоюзы в целях представительства и защиты социально-трудовых интересов служащих. Разрешения руководителя государственного органа на создание профсоюза не требуется. Руководители государственного органа обязаны воздерживаться от всякого вмешательства в дела профсоюза. Профсоюз не имеет права вмешиваться в деятельность государственных органов. То же самое касается ветеранских организаций.

Прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебных споров . Речь идет, по сути, о забастовках гражданских служащих, которые запрещены. Термин «забастовка» не употребляется в законе, потому что она разрешена Конституцией. Гражданский служащий не может участвовать в забастовках против государственной власти, прекращая исполнение своих должностных обязанностей. Это создает угрозу престижу и безопасности государства. Данный запрет носит как коллективный, так и индивидуальный характер. Конечно, это серьезное ограничение общегражданских прав и свобод гражданского служащего, но служащий идет на него сознательно, подписывая служебный контракт.

Ряд запретов действует и после увольнения гражданского служащего с гражданской службы. В частности, гражданин после увольнения со службы не вправе:

  • замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности;
  • разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Требования к служебному поведению гражданского служащего, зафиксированные в ст. 18 Федерального закона № 79-ФЗ, - это установленные законодательством РФ принципы и правила нравственного поведения гражданских служащих как на службе, так и вне ее. Заметим, речь идет не о деятельности, а о поведении гражданских служащих. В основе этих требований лежат этические категории долга чести, добросовестности, честности, неподкупности и т.д. Государство нормой Федерального закона № 79-ФЗ требует от гражданских служащих неукоснительного соблюдения этих нравственных принципов и правил.



Просмотров