Предоставление земельного участка под застройку. Общий порядок предоставления земельных участков для строительства

  • § 5. Частная собственность на землю
  • § 6. Права и обязанности собственников земельных участков
  • Глава 5. Права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков
  • § 1. Понятие и общая характеристика ограниченных вещных прав на землю
  • § 2. Право постоянного (бессрочного) пользования землей
  • § 3. Право пожизненного наследуемого владения землей
  • § 4. Право безвозмездного срочного пользования землей
  • § 6. Аренда земель
  • Глава 6. Частноправовые основания возникновения прав на землю
  • § 2. Виды сделок с земельными участками
  • 2.2. Ипотека (залог) земельных участков
  • 2.3. Аренда земельных участков
  • 2.4. Переход прав на земельные участки по наследству
  • 2.5. Дарение, мена и рента земельных участков
  • 2.6. Внесение земельных участков в уставный капитал организации
  • 2.7. Доверительное управление земельными участками
  • § 3. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в собственности публичных образований, в условиях современной земельной реформы
  • 3.1. Общие положения о приватизации земель
  • 3.2. Порядок приватизации земельных участков
  • 3.3. Особенности приобретения прав на земельные участки под объектами недвижимости
  • 3.3.1. Переход права на земельный участок при переходе права собственности на объект недвижимого имущества
  • 3.3.2. Исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды под объектами недвижимости
  • Глава 7. Прекращение и ограничение прав на землю
  • § 1. Основания прекращения права собственности на землю
  • § 2. Основания прекращения иных прав на землю
  • § 3. Понятие и основания ограничений прав на землю
  • Раздел III. Публично-правовые основы правового регулирования земельных правоотношений
  • Глава 8. Публичное управление земельными ресурсами Российской Федерации
  • § 1. Понятие и органы публичного управления земельными ресурсами
  • § 2. Понятие и виды функций управления земельными ресурсами
  • Глава 9. Правовой режим земельных участков
  • § 1. Структура земельных ресурсов Российской Федерации
  • § 2. Первичное установление категории земельного фонда
  • § 3. Изменение целевого назначения земельных участков
  • § 4. Изменение вида разрешенного использования земель
  • § 1. Понятие и содержание землеустройства
  • 1.2. Виды и содержание основных землеустроительных действий
  • 1.2.1. Изучение состояния земель
  • 1.2.2. Планирование и организация рационального использования земель и их охраны
  • 1.2.3. Описание местоположения и установление на местности границ объектов землеустройства как основной вид землеустроительной деятельности
  • § 2. Государственный контроль за проведением землеустройства
  • § 3. Содержание и формы осуществления кадастрового учета
  • 3.1. Общие положения о Государственном кадастре недвижимости
  • 3.2. Порядок ведения государственного кадастра недвижимости
  • 3.3. Порядок согласования местоположения границ земельных участков
  • 3.4. Формы осуществления кадастровой деятельности
  • § 4. Правовые условия образования земельных участков
  • § 5. Государственная регистрация прав на землю и сделок с ней
  • 5.1. Общие положения
  • 5.2. Порядок государственной регистрации прав на землю и сделок с ней
  • Глава 11. Правовое регулирование предоставления земельных участков для строительства и иных целей
  • § 1. Предоставление земельных участков как функция государственного управления земельными ресурсами
  • § 2. Правовой порядок предоставления земельных участков для целей, связанных со строительством
  • 2.1. Общие положения о предоставлении земельных участков для строительства
  • 2.3. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
  • 2.4. Организация и проведение торгов земельными участками в РФ
  • § 3. Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством
  • § 1. Правовой статус и содержание охраны земель
  • § 2. Общие положения о земельном контроле
  • § 3. Государственный земельный контроль
  • 3.1. Органы, осуществляющие контроль, их функции и полномочия
  • 3.2. Содержание и порядок проведения государственного земельного контроля
  • § 4. Иные виды земельного контроля
  • § 5. Мониторинг земель
  • Глава 13. Экономический механизм регулирования земельных правоотношений
  • § 1. Платность использования земли как один из принципов земельного законодательства
  • § 2. Формы платы за землю
  • 2.1. Порядок исчисления и уплаты земельного налога
  • 2.2. Льготы по уплате земельного налога
  • 2.3. Особенности исчисления и уплаты налога на земельные участки под жилыми домами
  • 2.4. Арендная плата за землю
  • § 3. Кадастровая и рыночная стоимость земельных участков. Нормативная цена земли
  • § 4. Льготный порядок выкупа земельных участков
  • Глава 14. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель
  • § 1. Понятие и задачи ответственности за земельные правонарушения
  • § 2. Виды ответственности за нарушение земельного законодательства
  • 2.1. Уголовная ответственность
  • 2.2. Административная ответственность
  • 2.4. Дисциплинарная ответственность
  • Раздел IV. Правовой режим различных категорий земель
  • Глава 15. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
  • § 1. Понятие и общая характеристика земель сельскохозяйственного назначения как объекта земельных отношений
  • § 2. Особенности правового регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения
  • § 4. Субъекты права на земельные участки сельскохозяйственного назначения
  • § 5. Правовой режим земель коммерческих сельскохозяйственных организаций и предприятий
  • 5.2. Право землевладения и землепользования унитарных хозяйственных предприятий
  • § 6. Право землевладения и землепользования некоммерческих юридических лиц
  • § 7. Право землевладения и землепользования граждан на землях сельскохозяйственного назначения
  • 7.1. Правовой режим земель, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства
  • 7.2. Правовой режим земель, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства
  • 7.3. Правовой режим земель, предоставленных для садоводства, огородничества и дачного строительства
  • 7.4. Правовое регулирование отношений, объектом которых являются земельные доли
  • § 8. Прекращение прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения
  • § 9. Особенности изменения правового режима земель сельскохозяйственного назначения
  • Глава 16. Правовой режим земель населенных пунктов
  • § 1. Общая характеристика земель населенных пунктов и их правового режима
  • § 2. Состав градостроительной документации
  • § 3. Правовой режим пригородных зон
  • § 4. Особенности изменения правового режима земель населенных пунктов
  • § 1. Общая характеристика правового режима земель промышленности и иного специального назначения
  • § 2. Правовой режим земель обрабатывающей промышленности
  • § 3. Право недропользования и правовой режим земель добывающей промышленности
  • § 4. Правовой режим земель железнодорожного транспорта
  • § 5. Правовой режим земель автомобильного транспорта
  • § 6. Правовой режим земель водного транспорта
  • § 7. Правовой режим земель воздушного транспорта
  • § 8. Правовой режим земель трубопроводного транспорта
  • § 9. Правовой режим земель, предоставляемых под высоковольтные электрические линии и линии связи
  • § 10. Правовой режим земель, предоставленных для нужд обороны, безопасности и иного специального назначения
  • § 11. Особенности изменения правового режима земель промышленности и иного специального назначения
  • Глава 18. Правовой режим земель водного фонда
  • § 1. Общая характеристика правового режима земель водного фонда
  • § 2. Государственное управление землями водного фонда
  • § 3. Правовая охрана водных объектов
  • § 4. Особенности изменения правового режима земель водного фонда
  • Глава 19. Правовой режим земель лесного фонда
  • § 3. Особенности изменения правового режима земель лесного фонда
  • Глава 20. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов
  • § 1. Правовой статус земель особо охраняемых территорий и объектов
  • § 2. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий
  • § 3. Правовой режим земель природоохранного назначения
  • § 4. Правовой режим земель рекреационного назначения
  • § 5. Правовой режим земель историко-культурного назначения
  • § 6. Правовой режим особо ценных земель
  • Глава 21. Правовой режим земель запаса
  • § 1. Земли запаса как самостоятельная целевая категория земельного фонда страны
  • § 2. Современное правовое положение земель запаса
  • § 3. Особенности изменения правового режима земель запаса
  • Он предполагает возможность предоставления как свободных земель, т.е. не находящихся в чьем-либо владении и пользовании (как правило, это земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности), так и земель, находящихся во владении и пользовании (в том числе и в собственности) конкретных граждан или юридических лиц. В последнем случае предоставлению земельных участков предшествует изъятие их у тех лиц, в чьих собственности или пользовании они находятся.

    Предоставление земельных участков, как и их изъятие, осуществляется на основании решений (постановлений) исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в пределах их компетенции (ст. 29 ЗК РФ). Общие рамки компетенции указанных органов определеныст. ст. 8 -11 ЗК РФ. Установлено, что управление и распоряжение земельными участками, включая изъятие и предоставление их для государственных и муниципальных нужд, осуществляются их собственниками, т.е. Российской Федерацией в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, субъектами РФ в отношении земель, находящихся в их собственности, и органами местного самоуправления в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности. Из этого общего правила следует одно исключение для субъектов РФ: они вправе, помимо земель, принадлежащих им на праве собственности, осуществлять отнесение к целевым категориям и перевод из одной категории в другую земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности. Соответственно, этих полномочий органы местного самоуправления, а также граждане и юридические лица лишены. Очевидно, что Российская Федерация и ее субъекты могут при необходимости делегировать свои полномочия по распоряжению землей нижестоящим по подчиненности органам.

    Распоряжение землями, относящимися к неразграниченной государственной собственности, осуществляется крупными муниципальными образованиями - районами и округами, за исключением административных центров и столиц субъектов Федерации, порядок предоставления земельных участков в которых осуществляется по правилам, определяемым органами государственной власти субъектов Федерации.

    С точки зрения особенностей процессуального механизма предоставление земельных участков законодательством разграничивается на:

    - предоставление земель для строительства;

    - предоставление земель для целей, не связанных со строительством (ст. ст. 30 -34 ЗК РФ).

    § 2. Правовой порядок предоставления земельных участков для целей, связанных со строительством

    2.1. Общие положения о предоставлении земельных участков для строительства

    Отношения по предоставлению прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, являются одним из видов земельных отношений, выступающих предметом земельного права.

    Как уже указывалось выше, предоставление земельных участков в соответствии со ст. 29 ЗК РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов власти или органов местного самоуправления. При этом орган, принимающий решение, определяется в зависимости от формы собственности на земельный участок (федеральная собственность, собственность субъекта Федерации, муниципальная собственность).

    Содержание и процессуальный порядок действий по предоставлению земельных участков законодательство связывает с таким признаком, как застройка участка. В случае предоставления земель для нужд, связанных со строительством, установлен особый, более жесткий порядок предоставления, нежели когда речь идет о предоставлении участков для целей, не связанных со строительством. Упомянутые выше статьи ЗК РФ не уточняют, что именно следует понимать под строительством на земельном участке и какова целесообразность установления особого порядка предоставления земель для этих целей, равно как не конкретизируют и само понятие нужд, не связанных со строительством.

    Градостроительный кодекс под строительством понимает создание зданий, строений, сооружений, в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства.

    Очевидно далее, что под нуждами, не связанными со строительством, следует понимать садоводство, огородничество, сенокошение, выпас скота, полевые участки, предоставляемые для ведения личного подсобного хозяйства, пчеловодства и т.п., т.е. когда предоставление земельного участка не влечет за собой тех негативных последствий, о которых говорилось выше.

    Понятие "цели, не связанные со строительством" в правовой литературе трактуется неоднозначно. Существует, например, мнение о том, что основным признаком отнесения к данной категории является конкретное целевое назначение предоставляемого гражданину участка (см., например, "Комментарий к земельному законодательству РФ" под ред. проф. С.А. Боголюбова, с. 170, комментарий к ст. 34 ЗК РФ). Считается, например, что к целям, не связанным со строительством, следует относить предоставление земельных участков для ведения крестьянского хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства и иных целей, хотя очевидно, что во всех этих случаях предполагается возведение жилых, хозяйственных и даже административных строений и иных производственных сооружений.

    Статья 30 ЗК РФ вводит также такое, ранее не встречавшееся, понятие, как "формирование земельного участка", которое означает проведение необходимых действий по идентификации участка, т.е. установлению всех его характеристик, необходимых для принятия решения о предоставлении земель.

    Помимо таких сведений о земельном участке, как целевое назначение, разрешенное использование, качественное состояние земли, условия подключения к коммуникациям, кадастровая стоимость участка, установление ограничений (обременений) и другие, формирование земельного участка предполагает техническое оформление, утверждение в установленном порядке и перенесение в натуру (размежевание) границ участка. Таким образом, формирование земельного участка является одним из важных процессуальных этапов предоставления земель.

    Связывая процедуру предоставления земельных участков с целевым назначением для строительства, закон разграничивает ее на два процедурных этапа:

    - предоставление земельных участков с предварительным согласованием места расположения объектов строительства;

    - предоставление земельных участков без предварительного согласования места расположения объектов строительства.

    Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места расположения объекта строительства осуществляется в тех случаях, когда местоположение объекта заранее неизвестно, или объект по своей специфике нуждается в подборе соответствующего участка, обладающего требуемыми качествами, или, наконец, когда речь идет об изъятии сельскохозяйственных земель для использования в целях, не связанных с сельскохозяйственном производством. Необходимость предварительного согласования может быть вызвана и иными причинами (например, особыми экологическими качествами объекта). Чаще всего это имеет место вне населенных пунктов или на землях населенных пунктов, не имеющих проектов планировки и застройки.

    В силу указанных обстоятельств предоставление участков с проведением предварительного согласования места расположения объекта процессуально является наиболее насыщенным.

    Предоставление земельных участков без предварительного согласования места расположения объектов строительства осуществляется в тех случаях, когда проведения изыскательских работ по поводу участка не требуется. Это, например, предоставление земельных участков в населенных пунктах

    в соответствии с проектом их планировки и застройки, предоставление участков для расширения существующих объектов и т.п.

    Земельным кодексом РФ установлены как общие правила предоставления земельных участков, так и особенности предоставления отдельных видов земель, или особые условия их предоставления.

    Общий порядок предоставления земельных участков заключается в следующем.

    1. Подача заинтересованным в участке лицом заявки (ходатайства). Заявка подается в органы местного самоуправления по месту нахождения испрашиваемого участка.

    Ходатайство должно иметь мотивированный характер и содержать достаточное обоснование необходимости предоставления земельного участка. В нем должно быть указано: целевое назначение участка, желательное его местонахождение, характер и назначение объектов строительства, примерный размер участка, испрашиваемое право на земельный участок и др. В случае строительства значительных объектов к заявлению могут прилагаться материалы технико-экономического обоснования

    проекта строительства, необходимые расчеты, чертежи и т.п.

    Заявка рассматривается органом местного самоуправления, который поручает соответствующим землеустроительным организациям или кадастровым инженерам провести работу по формированию земельного участка и подготовке необходимой документации.

    2. Работы по формированию земельного участка включают в себя следующие юридические и технические действия:

    а) подготовка проекта границ земельного участка с графическим отображением их на планово-картографическом материале и определением координат поворотных точек. В эту же стадию работ включаются технические действия по перенесению проекта границ на местность и закреплению поворотных точек на местности посредством специальных знаков: столбов, труб и т.п.;

    б) определение разрешенного использования земельного участка на основании ходатайства о предоставлении земли и действующих земельно-правовых норм о размерах и условиях его предоставления;

    в) определение технических условий подключения объектов строительства к сетям инженерно-технического обеспечения: обмер и описание расстояний, глубины залегания коммуникаций, условия подключения к ним объектов и т.п. Эти данные необходимы для установления стоимости и цены продажи земельного участка;

    г) решение органа государственной власти или местного самоуправления о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов. Эти же органы, выступая в качестве собственников земли, определяют форму проведения торгов, начальную цену участка и сумму задатка. Организатором торгов может выступать и специализированная организация, действующая на основании договора с собственником.

    Земельный кодекс РФ содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в предоставлении земельного участка в частную собственность гражданина или юридического лица:

    - если земельный участок изъят из оборота;

    - если федеральным законодательством в отношении испрашиваемого земельного участка установлен запрет на приватизацию (например, не подлежат приватизации земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами и т.п.);

    - если в отношении земельного участка принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд;

    д) публикация сообщения о проведении торгов или о предоставлении земельных участков без проведения торгов (в том случае, когда земля предоставляется в аренду без продажи права на нее, когда предоставляется для строительства в границах застроенной территории или когда она предоставляется на праве пользования).

    Передача земельных участков без проведения торгов допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения об этом в случае, если имеется только одна заявка. Публикация сообщения осуществляется органом, предоставляющим земельный участок, или иным лицом по его поручению.

    3. Выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета. Основаниями для кадастрового учета земельного участка являются: правоустанавливающий документ, решение компетентного органа о проведении торгов, а также материалы формирования земельного участка.

    4. Следующим действием в процедуре предоставления земельных участков является непосредственное проведение торгов по продаже участков либо по продаже права на заключение договора аренды земли или же предоставление земельного участка без проведения торгов. Порядок проведения торгов определяется Правительством РФ.

    5. Заключительным этапом процесса предоставления земельного участка является подписание протокола о результатах торгов или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления его без проведения торгов. А при предоставлении участка в постоянное (бессрочное) пользование - вынесение об этом решения компетентным органом.

    Надлежаще оформленный протокол о результатах торгов или постановление компетентного органа

    о предоставлении земельного участка без проведения торгов являются основанием для заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка и государственной регистрации прав на него. Государственная регистрация прав на земельный участок является завершающим этапом процесса его предоставления. Порядок проведения государственной регистрации прав на землю и сделок с ней изложен в соответствующейглаве настоящего учебника.

    2.2. Особенности предоставления земельных участков

    с предварительным согласованием места расположения

    объекта строительства

    Как уже было сказано выше, на практике нередки случаи, когда конкретное местоположение объекта предполагаемого строительства не может быть однозначно определено заранее. Причиной этого чаще всего служит технологическая связь испрашиваемого участка с объектом строительства, т.е. когда земельный участок должен удовлетворять определенным требованиям производственного процесса.

    Необходимость предварительного согласования места строительства может возникнуть в силу специфики организационно-процессуальной подготовки строительства, требующей резервирования земельного участка на определенный срок с целью выяснения существенных для заявителя обстоятельств, связанных с пригодностью испрашиваемого участка для строительства объекта (инженерные, геологические, гидрологические и иные изыскания, привязка проекта к местности, согласовательные процедуры при проектировании объекта и т.п.). Во всех этих и иных подобных случаях предоставлению земельного участка как юридическому факту предшествует предварительное согласование местоположения объекта строительства, представляющее собой выбор участка на местности и оформление необходимой документации, предоставляющей заявителю право в течение определенного времени выполнить указанные выше действия с последующим оформлением права на земельный участок.

    Таким образом, при предоставлении земельных участков с предварительным согласованием места расположения объекта строительства к известному перечню действий (подача заявки, формирование земельного участка, государственный кадастровый учет участка, подписание протокола о результатах торгов или принятие решения о предоставлении земельного участка и государственная регистрация права на земельный участок) добавляется еще одно, а именно выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места расположения объекта строительства.

    Выбор земельного участка осуществляется специальной комиссией из компетентных лиц с участием заинтересованных сторон и органов, которая проводит работу по изучению материалов и обследованию земель в натуре. При этом комиссия руководствуется не только теми требованиями, которые предъявляются к земельному участку заявителем, но и принципами рационального использования земель, охраны природы, приоритета земель сельскохозяйственного назначения, экологическими требованиями. Существенное значение придается также таким признакам, как размер убытков собственников земли и землепользователей, потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, кадастровая оценка земель, организационно-территориальные признаки и др. По результатам работы комиссии составляется акт выбора участка с указанием всех его характеристик и приложением к нему необходимых картографических материалов, расчетов убытков и потерь и др.

    В тех случаях, когда участок для предоставления выбирается на землях сельскохозяйственного назначения или лесного фонда, в акте должны быть приведены достаточные обоснования невозможности использования для этих целей несельскохозяйственных земель или в крайнем случае сельскохозяйственных угодий худшего качества, а также нелесопокрытых земель или площадей, занятых малоценными лесными насаждениями.

    Должны быть также предусмотрены меры сохранения особо ценных сельскохозяйственных угодий и лесов, а также существующих элементов территориальной организации, предотвращения эрозионных процессов и заболачивания земель и наиболее целесообразного использования капитальных вложений в улучшение земельного участка.

    По завершении указанных выше действий орган, обладающий полномочием по предоставлению

    Индивидуальное жилищное строительство порой бывает единственным выходом из сложной ситуации, когда всем членам семьи просто не разместиться в маленькой квартирке. И это еще хорошо, когда есть хоть какое-то собственное жилье, но многие живут на чужих квадратных метрах, и вопрос отдельного проживания у них стоит очень остро. Можно ли получить участок под ИЖС бесплатно , куда следует обращаться, и кто имеет на это право?

    Законодательная база

    1 марта 2015 года вступили в силу поправки в Земельный Кодекс: в статье 39.5 определен полный список случаев, когда государственная или муниципальная земля может выделяться гражданам на бесплатной основе по решению органов местной власти.

    Пунктами 6 и 7 статьи ЗК закреплено право получения земельного надела бесплатно под индивидуальное строительство жилого дома граждан:

    • Имеющие трех и больше несовершеннолетних детей.
    • Не предусмотренные в пункте 6 случаи, предусмотренные ФЗ, и распространяющиеся на отдельные категории.
    • Статья 39.19 Земельного Кодекса определяет порядок постановки на учет нуждающихся жилье граждан, у которых есть основания для выделения земли под индивидуальное строительство. Также в статье предусмотрены основания для получения отказа на предоставление бесплатной земли.

    Льготная категория

    Выделить земельный надел на бесплатной основе могут гражданам льготных категорий, список определен земельным законодательством.

    К первой группе льготной категории относят:

    • Арендаторы земельного участка, право аренды, которые получили его еще во времена СССР, на котором стоит жилой дом. Этим гражданам нужно только заняться переоформлением земли в собственность бесплатно.
    • К льготникам относят и граждан, которые имеют право бессрочного или пожизненного владения землей. Они могут единожды воспользоваться правом получения земли бесплатно от государства.

    Вторая группа включает граждан:

    • Ветеранов Великой Отечественной Войны или других боевых действий.
    • Военнослужащих, которые отслужили срок военной службы по контракту более 15 лет. Им могут быть выделены земли для возведения жилого дома или организации фермерского хозяйства.
    • Вышедшие на пенсию сотрудники внутренних дел, отработавшие в организации более 15 лет.
    • Сиротам выделяют наделы, которыми пользовались их родители.
    • Герои Труда и полные Кавалеры орденов Славы или других орденов, имеют право на бесплатный земельный участок.

    Условия предоставления

    Для получения земельного надела бесплатно, нужно соблюсти несколько условий: земли должны подпадать под вид разрешенного использования, то есть под индивидуальное строительство.

    Есть и еще несколько условий для получения бесплатного надела:

    1. Если у гражданина нет, и никогда не было собственного надела земли под ИЖС или ведение личного хозяйства.
    2. Должна быть постоянная регистрация на территории РФ не менее 5 лет.
    3. Если он проживает в частном доме, но не его собственник.
    4. В случае проживания в общежитиях с семьей, или норма жилой площади в квартире меньше, чем полагается на 1 члена семьи, то это условие для получения бесплатного земельного надела.
    5. Если граждане подпадают под категорию «молодая семья», или в семье всего один родитель, у которого нет в собственности земли.
    6. Молодым специалистам, которые окончили высшие учебные заведения и приехали жить и работать в сельскую местность при заключении бессрочного трудового договора с местной администрацией поселения.
    7. Те молодые специалисты, которые будут работать в бюджетных местных организациях, например, в образовательном ли медицинском направлении.

    Стоит отметить, что землю под индивидуальное строительство вначале оформляют как арендный договор земли сроком до 3 лет. После окончания и ввода дома в эксплуатацию, землю можно оформить на бесплатной основе.

    Порядок выделения земельного участка под ИЖС

    Есть всего 2 вида получения бесплатного участка:

    • Предварительное согласование с администрацией расположение участка.
    • Без согласования.

    Получить землю можно как в собственность, так и в аренду. Перед выделением участка необходимо провести кадастровые работы, выделить будущий участок под строительство на общем кадастровом плане земель муниципалитета.

    По генеральному или градостроительному плану определяют вид разрешенного использования и возможность подключения к жизненно важным коммуникациям.

    Важным условием выделения участка является организация торгов или выделения земли на бесплатной основе.

    Что необходимо сделать для получения земли бесплатно

    1. Если с администрацией было согласовано месторасположение участка, то необходимо написать заявление о принятом решении по расположению надела.
    2. Заказывают кадастровый план земли.
    3. Власти оповещают соседних владельцев о предоставлении земли под строительство индивидуального дома.
    4. Написать заявление о проверке проходящих по участку коммуникаций, получить разрешение на проведение строительных работ в архитектурном отделе района. После проведения работ на плане отмечают отсутствие или наличие объектов инфраструктуры.
    5. Оформляют акт с местной администрацией о передаче выбранного участка под строительные работы.
    6. Затем опять необходим кадастровый специалист, по его сведениям участок можно будет поставить на кадастровый учет.

    Отдельно поговорим о разрешении на строительство жилого дома. Без этого документа все проведенные работы будут считаться незаконными, а построенный дом снести.


    Для этого в администрацию поселения представляют топографические документы на участок, где отмечены все проходящие по участку коммуникации. Власти будут самостоятельно регулировать вопрос с департаментом по недвижимости. По истечении 30 дней можно получить разрешение на строительство.

    Льготным категории

    Гражданам лучше всего выбирать те участки, которые уже числятся в кадастровом реестре , такая процедура оформления проходит гораздо быстрее, чем например, новых участков, не стоящих на кадастровом учете. Процедура занесения новых земель в кадастр – очень затяжная процедура, и на нее может уйти не один год.

    Должны быть и все необходимые документы для получения земли: копии паспортов, удостоверений, если земля выдается многодетной семье, то и копии свидетельств о рождении детей, справки об усыновлении, если дети приемные. Также нужно документальное подтверждение об отсутствии земли в собственности.

    Месяц уйдет на проверку документов, затем придет уведомление о принятом решении. Если результат положительный, то на руки получают разрешение, с которым необходимо обратиться в отдел по межеванию для подготовки кадастровых документов.

    Заявление на выделение земельного участка по ИЖС – образец

    Земля под индивидуальное строительство выделяется на основании поданного заявления в органы местного самоуправления. Если гражданин относится к льготной категории, то в заявлении указывается документ, подтверждающий получение льготы. Если получить землю желает военнослужащий, то копию военного билета и приказа об увольнении в запас. Для многодетных семей необходимы копии всех свидетельств о рождении детей.

    В тексте должна быть просьба о выделении участка , основания, которые дают право на бесплатное оформление. Также описывается участок, который гражданин просит предоставить ему и месторасположение на общем плане. Если участок предназначен под определенный вид деятельности, в нашем случае, это строительство, то гражданин пишет обязательство, что он не будет менять назначение и возводить на нем, например, игровую площадку.

    Текст пишется в произвольно , указывается имя, отчество и фамилия претендента и орган местной власти, куда его подают. Также указывают ИНН, место фактического или временного проживания, данные паспорта.

    Можно пользоваться и типовым бланком заявления, просто нужно правильно сделать записи. Указать следует и контактную информацию: почтовый адрес, телефон для связи.

    Заявление на предоставление земельного участка под ИЖС:

    В Управу района __________________

    От: _________________________

    Адрес: _________________________

    Заявление.

    Я, ______________________, являюсь.. (указать льготную категорию), в соответствии с удостоверением № ________. В _____ году мне стало известно, что я (льгота) имею право на получение бесплатного земельного участка. Когда я попытался получить информацию по данному вопросу в Управе меня туда даже не пустили. Сказали просто, что земли нет и обращаться по данному вопросу просто не нужно. Я хочу реализовать свое право на получение земельного участка.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает случаи бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; (данные нормы отражены в ст. 4 Закона).

    Закон определяет случаи бесплатного предоставления гражданам в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с которой земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно в собственность граждан Российской Федерации.

    В соответствии с Законом право на бесплатное предоставление земельных участков имеют следующие категории граждан Российской Федерации:

    граждане, на которых распространяются меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», относящиеся к категориям ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы и ветеранов труда, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, ветераны труда;

    Учет граждан, имеющих право на бесплатное получение земельных участков в собственность, осуществляется в управах районов городского округа.

    Для принятия на учет гражданином подается письменное заявление на имя руководителя управы, на территории которого гражданин постоянно проживает.

    К письменному заявлению гражданином прикладывается следующий комплект документов:

    • копия паспорта;
    • копия (копии) документа (документов), подтверждающего (подтверждающих) соответствующую льготную категорию;
    • выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о ранее зарегистрированных правах на земельные участки, выданная Управлением Федеральной регистрационной службы;
    • справка из Управления Роснедвижимости о находящихся в собственности земельных участках;

    Поступившее письменное заявление рассматривается в управе района в течение календарного месяца. По результатам рассмотрения заявления гражданину направляется письменное уведомление о постановке его на учет в качестве имеющего право на бесплатное получение земельного участка в собственность либо о мотивированном отказе в постановке на такой учет при наличии к тому оснований.

    Списки граждан, изъявивших желание на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, утверждаются постановлением руководителя управы района и направляются в Главное управление государственного имущества ежеквартально. Списки граждан, изъявивших желание на получение земельного участка для ведения садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, также утверждаются постановлением руководителя управы района городского округа и направляются в Главное управление государственного имущества ежеквартально.

    На основании вышеизложенного:

    1. Предоставить мне земельный участок в соответствии с действующим законодательством.
    2. Ответить в письменном виде в установленные законом сроки.

    «__»_____________г. ____________

    Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

    Развитие системы предоставления земельных участков под застройку

    Пацев А.А., Государственный университет по землеустройству

    Любое строительство возможно лишь при наличии полного пакета разрешений, и исходным документом для лица (заказчика), планирующего начать проектирование и строительство какого-либо объекта, является градостроительная документация. В зависимости от положений утвержденной градостроительной документации земли поселений могут подразделяться на следующие территориальные зоны: жилая, общественно-деловая, производственная, инженерной и транспортной инфраструктур, рекреационная, зона сельскохозяйственного использования, зона специального назначения, зона военных объектов и иные территориальные зоны. В настоящее время данный перечень установлен как Земельным, так и Градостроительным кодексами РФ, причем последний установил, что органы местного самоуправления вправе устанавливать на своей территории те самые "иные виды территориальных зон". Так, в Законе г. Москвы от 09.12.98 № 28 "О градостроительном зонировании территории города Москвы" установлены иные виды таких зон - например, природно-общественно-производственная (так называемая зона АБГ), а также допускается установление комбинированных зон и участков "непрофильных типов" в границах определенной зоны. Такое регулирование соответствует положениям Конституции РФ и Устава г. Москвы, согласно которым земельное законодательство является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

    Именно исходя из установленного для земельного участка режима территориальной зоны и определяется назначение будущего объекта. Для Москвы чаще всего это жилье (как многоэтажное, так и индивидуальное) и общественно-деловые помещения (развлекательные и торговые центры, офисные здания, стоянки автомобилей, культовые здания, объекты образования и здравоохранения и т.п.), реже - складские помещения и объекты оптовой торговли (относящиеся к производственной зоне). Как правило, в силу выдаваемых при оформлении разрешительной документации на строительство условий подключения (присоединения) к существующим инженерным сетям, заказчик должен выполнить перекладку, реконструкцию или строительство новых коммуникаций, но данное строительство самостоятельного характера, как правило, не несет.

    На сегодняшний день внесены изменения в жилищное, градостроительное, земельное и налоговое законодательство: принят новый Жилищный кодекс, с 30.12.04 вступил в силу новый Градостроительный кодекс; существенным дополнениям подверглись положения Земельного кодекса в части определения порядка и условий предоставления земельных участков под жилую застройку, в том числе для комплексного освоения.

    Земельные участки для строительства жилья предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта, а для комплексного освоения в целях жилищного строительства (включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования) предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.

    Основной формой предоставления земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства является аукцион, посредством которого осуществляется продажа либо самого земельного участка, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка.

    Порядок проведения таких аукционов установлен вновь введенными в Земельный кодекс ст. 38.1 и 38.2. Ими предусмотрено, что аукцион проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение. В случае, если на земельном участке планируется возведение многоквартирного жилого дома, к условиям проведения аукциона добавляется требование об установлении основанных на результатах инженерных изысканий параметрах разрешенного строительства. Условием проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства является лишь прохождение процедуры государственного кадастрового учета.

    Вышеназванная норма сразу вызывает вопрос относительно ее практического применения - кем и в каком порядке устанавливаются критерии, по которым возможно отделять используемые Кодексом понятия "индивидуальное жилищное строительство", "малоэтажное жилищное строительство" и "объект капитального строительства". К какому из этих понятий относится, например, таунхаус на 3-4 квартиры? И возможно ли установить, какое количество этажей будущего дома свидетельствует о его "малоэтажности"? Понятие же "капитальный объект" вообще не связано с количеством этажей или количеством будущих сособственников объекта, т.к. свидетельствует лишь об отнесении объекта к той или иной группе капитальности.

    Аукционы являются открытыми по составу участников и по форме подачи заявок, в качестве продавцов могут выступать органы государственной власти или органы местного самоуправления, обладающие правом распоряжения соответствующим участком. Они же определяют начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды, при этом начальная цена предмета аукциона (начальная цена земельного участка или начальный размер арендной платы) определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

    В таком виде норма также не в полной мере, на мой взгляд, защищает права потенциальных собственников (арендаторов) земельных участков. Так, данным положением предусмотрено, что продавец самостоятельно определяет существенные условия договора, подлежащего заключению. В то же время, как следует из буквального толкования ст. 432 Гражданского кодекса РФ, определяющей понятие "существенные условия договора", к таковым относятся условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Таким образом, участник аукциона (потенциальный собственник или арендатор участка) фактически лишен возможности определения иных существенных условий договора - он будет обязан под страхом понуждения к заключению договора и возмещения убытков заключить именно такой договор, который будет подготовлен продавцом. К примеру, в Кодексе (п. 6 ст. 22) существует норма о том, что арендатор земельного участка имеет право передать участок в субаренду в пределах срока договора аренды без согласия собственника участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. Данное условие не отнесено законом к существенным условиям договора аренды, и вполне вероятно, что разногласия в отношении включения в текст договора "иного" правила возникнут уже на стадии подписания договора с победителем аукциона. Представляется, что данной проблемы можно избежать, если закон обяжет организатора аукциона до начала аукциона передавать участникам аукциона проект договора купли-продажи (аренды), подлежащего заключению по результатам аукциона. В таком случае потенциальный победитель аукциона будет обладать исчерпывающей информацией об условиях будущих правоотношений и сможет принять взвешенное решение о возможности своего участия в аукционе; кроме того, будет сведена к минимуму возможность возникновения споров о содержании заключаемого договора.

    Если в аукционе участвовал единственный участник, такой аукцион признается несостоявшимся, но единственный участник аукциона вправе заключить договор купли-продажи или договор аренды выставленного на аукцион земельного участка, а продавец обязан заключить договор с единственным участником аукциона по начальной цене аукциона.

    Для участия в аукционе должны быть предоставлены:

    • заявка на участие в аукционе по установленной форме с указанием реквизитов счета для возврата задатка;
    • выписка из ЕГРЮЛ - для юридических лиц, выписка из ЕГРИП - для индивидуальных предпринимателей, копии документов, удостоверяющих личность, - для физических лиц;
    • документы, подтверждающие внесение задатка.

    Потенциальные участники аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, помимо данных документов, представляют документы, содержащие предложения по планировке, межеванию и застройке территории в соответствии с правилами землепользования и застройки и нормативами градостроительного проектирования в границах земельного участка. Законом не установлено каких-либо требований к объему и видам таких документов, и тем самым принятие решения о допуске того или иного лица к аукциону ставится в зависимость от волевого решения конкретного лица, ответственного за принятие заявок. Данная ситуация вряд ли может свидетельствовать о надежности и "прозрачности" правового механизма предоставления земли для комплексного освоения в целях жилищного строительства.

    Арендатору участка, предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства, после утверждения в установленном порядке документации по планировке территории, строительства объектов инженерной инфраструктуры и государственного кадастрового учета земельных участков принадлежит исключительное право на приобретение таких земельных участков в собственность или в аренду (в границах ранее предоставленного земельного участка). Кроме того, арендатор такого земельного участка независимо от срока договора аренды имеет право в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив, без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. При этом к новому правообладателю переходят обязанности по выполнению указанных в п. 3 настоящей статьи требований, касающихся комплексного освоения земельного участка в целях жилищного строительства. Данные положения, введенные в Кодекс, в первую очередь направлены на стабилизацию оборота земельных участков и инвестиционного процесса в целом.

    Одновременно на собственника (арендатора) земельного участка, предоставленного для жилищного строительства, налагаются определенные обязанности. Так п. 3 ст. 30.2 Земельного кодекса установлено, что арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, обязан соблюдать максимальные сроки:

    • подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства;
    • выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончании строительства передаче в государственную или муниципальную собственность, а также условия такой передачи;
    • осуществления жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, причем данная обязанность автоматически переходит к новым правообладателям, являясь, по сути, обременением участка.

    В случае неисполнения вышеназванных обязанностей, а также в случае ненадлежащего их исполнения, помимо неустойки (в размере 1/150 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день исполнения таких обязанностей, от размера арендной платы или размера земельного налога за каждый день просрочки, если договором не предусмотрено иное), права на земельные участки могут быть прекращены в соответствии с требованиями Земельного кодекса и гражданского законодательства.

    Так, в соответствии со ст. 284 Гражданского кодекса РФ, земельный участок, предназначенный для жилищного строительства, неиспользуемый для этой цели в течение 3 лет, может быть изъят у собственника (в 3-летний период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог использоваться из-за стихийных бедствий или иных обстоятельств, исключающих его использование). Аналогичная норма содержится и в ст. 46 Земельного кодекса, регулирующей основания и порядок прекращения арендных правоотношений.

    Как изъятие земельного участка, так и досрочное расторжение договора аренды, при отсутствии согласия на это собственника (арендатора), может быть осуществлено в судебном порядке.

    Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на . Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

    Н.Н. Мельников, кандидат юрид. наук


    АПР: Как собственнику недвижимости обосновать размер необходимого для ее эксплуатации земельного участка? Какие критерии, определяющие размер земельного участка, применяются компетентными органами власти и арбитражными судами?

    В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности недвижимое имущество, расположенное на земельных участках, обладают исключительным правом на выкуп этих участков или приобретение права аренды.

    В этом случае перечисленные лица должны обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана) (ч. 5 ст. 36 ЗК РФ).

    Проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении направляется заявителю в месячный срок со дня поступления заявления (ч. 6 ст. 36 ЗК РФ).

    В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления заявления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.

    Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земли в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. В двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается решение о предоставлении этого земельного участка лицам, подавшим заявление. Им также направляется копия решения с приложением проекта границ земельного участка. На основании проекта границ земельного участка за счет заявителей устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка (п. 7, 8 ст. 36 ЗК РФ).

    К сожалению, более четких критериев определения размеров земельных участков, подлежащих передаче собственнику недвижимости в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ, действующее законодательство не содержит.

    Вместе с тем решение этого вопроса имеет принципиальное значение. Порядок приобретения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, собственником строения и лицом, не имеющим на данном земельном участке недвижимого имущества, сильно различается. В первом случае применяется ст. 36 ЗК РФ, во втором — ст. 38 ЗК РФ. Основная разница между этими статьями заключается в том, что приобретение земли по ст. 38 ЗК РФ осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах). Следовательно, собственник недвижимости заинтересован в том, чтобы приобрести как можно больший земельный участок в порядке ст. 36 ЗК РФ.

    Некоторые выводы относительно критериев определения размера предоставляемого под недвижимость земельного участка содержатся в судебной практике.

    Так, рассматривая спор о том, в каком размере должен быть передан собственнику недвижимости земельный участок — 400 кв. м или 157,5 кв. м, Президиум ВАС РФ указал на следующее ().

    Обществу по договору аренды для размещения магазина был предоставлен земельный участок площадью 400 кв. м, границы которого указывались в прилагаемом к договору плане. В силу п. 7 ст. 36 ЗК РФ границы и размеры земельного участка, передаваемого собственнику недвижимости, определяются с учетом фактически используемой площади земли в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" границы участка, подлежащего отчуждению, определяются на основании плана земельного участка, предоставляемого покупателем и удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра. Следовательно, с учетом того, что в пользовании общества фактически находился земельный участок 400 кв. м, Президиум ВАС РФ признал обоснованным требование общества на выкуп земли указанной площади.

    Данное решение представляется спорным, так как суд не исследовал вопрос о соответствии размера земельного участка функциональному назначению объекта недвижимости.

    В другом деле () собственник сторожевого поста площадью 5,3 кв. м решил приобрести земельный участок, на котором находился этот пост, площадью 1978,5 кв. м.

    Однако как собственник земли, так и суды отказали в удовлетворении требования собственника сторожевого поста исходя из следующего.

    Согласно п. 2 ст. 35 ЗК РФ в случае перехода права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение площадь земельного участка, занятого этой недвижимостью и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ. То есть предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Причем, как указал ФАС ДВО в постановлении от 11.10.2004 N Ф03-А51/04-1/2742, отсутствие норм отвода земель для конкретных видов деятельности не может являться достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований собственника недвижимости о приватизации земельного участка в порядке ст. 36 ЗК РФ.

    Кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. При этом площадь земельного участка, необходимая для использования объектов недвижимости и, следовательно, подлежащая передаче в собственность, определяется исходя из функционального назначения этих объектов.

    Согласно представленным суду доказательствам, площадь, необходимая для эксплуатации сторожевого поста, непосредственно составляет 6,4 кв. м под строением плюс один метр по периметру для обслуживания объекта недвижимости.

    Аналогичные аргументы привел ФАС СЗО, отказав собственнику недвижимости площадью 1626,2 кв. м в приобретении по ст. 36 ЗК РФ земли площадью 7780 кв.м (постановление ФАС СЗО от 02.09.2005 N А56-17781/03 ).

    Другое интересное дело, касающееся определения размера земельного участка под недвижимостью, было рассмотрено ФАС ВСО (постановление ФАС ВСО от 11.05.2006 N А33-14953/04-С2-Ф02-2066/06-С1 ).

    Свое решение суд обосновал ссылками на п. 7 ст. 36, п. 3 ст. 33 ЗК РФ, а также ст. 59 Градостроительного кодекса РФ от 07.05.1998 N 73-ФЗ (), согласно которой размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.

    Строительными нормами и правилами (СНиП) 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утв. постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78 (), определено, что для предприятий торговли площадью от 1500 до 3500 кв. м размеры земельных участков определяются из расчета 0,04—0,02 га на 100 кв. м торговой площади (или 400 кв. м площади земельного участка на 100 кв. м торговой площади).

    Площадь склада, используемая обществом для осуществления торговой деятельности, составляет 1989,50 кв. м, следовательно, для его эксплуатации возможно определение площади земельного участка в размере 7958 кв. м.

    ФАС ПО также в решении сослался на СНиП. В постановлении от 25.10.2005 N А65-19113/2004-СГ3-13/12 суд обратил внимание на СНиП 2.07.01-89*, в соответствии с которыми размер земельного участка гостиницы на 300-500 мест должен определяться из расчета 30 кв. м на место. Таким образом, земельный участок ОАО "Гостиничный комплекс "Татарстан" должен быть равен 1,3 га исходя из того, что здание гостиницы "Татарстан" было спроектировано и построено на 434 места.

    Особенность рассматриваемой категории дел состоит в том, что согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт. Также следует помнить, что в соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, обязано доказывать те обстоятельства, на которые оно ссылается.

    Иными словами, при рассмотрении дела в суде орган, принявший решение о выкупе земельного участка, должен обосновать правомерность выделения участка соответствующего размера. А собственник недвижимости должен доказать, что для эксплуатации недвижимого имущества ему необходим земельный участок именно того размера, который он просит. Например, доказать, что для использования объектов недвижимости площадью 912,8 кв. м (административно-бытового здания и птичника) по прямому назначению необходим земельный участок площадью 6875,2 кв. м (постановление ФАС СКО от 01.08.2006 N Ф08-2983/06 ).

    Такими доказательствами могут быть:

    • схема генерального плана земельного участка, изготовленного лицензированной организацией, из которой следует, что выделение участка площадью 2940 кв. м соответствует градостроительным и техническим параметрам, требованиям и нормам, действующим на территории РФ, а также разрешенному регламенту использования земельного участка ();
    • заключение Комитета архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города о том, что размещение здания на земельном участке площадью 2940 кв. м соответствует утвержденной градостроительной документации и разрешенным регламентам использования участка зоны производственно-коммунальной застройки (постановление ФАС ДВО от 14.11.2006 N Ф03-А51/06-1/3965 );
    • сообщение Управления архитектуры муниципалитета по вопросу закрепления земельного участка под объектом недвижимости организации (постановление ФАС СКО от 15.02.2007 N Ф08-6974/2006 );
    • результаты землеустроительной экспертизы (постановление ФАС МО от 14.09.2006 N КГ-А41/8462-06 ).


    Просмотров