Отказ от туров из-за чрезвычайных обстоятельств. Когда туроператоры должны заплатить взносы

11 октября юридическое агентство «Персона Грата» провело бесплатный консультационный семинар для туристических компаний. В очередной раз разбирались в новой редакции закона о туризме. Сложилось ощущение, что многие до сих пор не могут поверить в реальность происходящего. Причём всё развивается точно по психологической модели: сначала непонимание, потом отрицание, потом гнев и, наконец, смирение.

Судя по всему, сейчас участники туриндустрии застряли где-то между отрицанием и гневом. Но работать по новым правилам всё же придётся.

Когда туроператоры должны заплатить взносы?

Об этом говорил основатель фирмы Георгий Мохов. В ходе ознакомительной части семинара он напомнил о том, что с нового года появляется новое понятие – общая цена турпродукта, – исходя из которой будут рассчитываться обязательные взносы для туроператоров. Это ключевое понятие, которому, кстати говоря, так и не дано чёткого разъяснения в законе. По крайней мере, так считают в «Персоне Грата». Не секрет, что большинство, по одной из оценок – до 90 % туроператоров, рассчитывали размер финобеспечения с заведомо заниженной суммы. Новая формулировка в законе, по идее, должна была устранить эту возможность. «Но нормального юридического описания, что есть общая цена турпродукта, в поправках нет», – считает Георгий Мохов.

Также он напомнил, что появляются дополнительные входные барьеры для туроператоров – прежде всего новый персональный фонд ответственности. «Резервный фонд – это не ещё один новый, а старый компенсационный на эвакуацию. Просто переименовали», – успокоил он тех, кто об этом ещё не знал. Еще одно обязательное требование – наличие финобеспечения. Здесь, пожалуй, одно из немногих приятных нововведений – для небольших туроператоров размер страхового покрытия снизился с 30 до 10 млн рублей.

Туроператоры подняли вопрос о том, когда они должны перечислить взносы в фонды, а также – что делать с действующими договорами страхования. «В 49-ФЗ в последних статьях указан срок только для резервного и фонда персональной ответственности – это 30 дней, начиная с 1 января 2017 года. По финобеспечению срок в законе не прописан, но мы надеемся, что Ростуризм даст время на переоформление. И, что ведомство не будет исключать тех, кто не привёл размер обеспечения в соответствие с новым законом до 30 января», – отметил юрист. Проблема в том, что годовые отчёты сдаются к 31 марта, а размеры взносов необходимо рассчитать уже в начале года. Неясно, сможет ли кто-то сразу внести предусмотренные законом 7 % в фонд персональной ответственности и будет ли он в этом случае освобожден от фингарантий. «В законе предусмотрен перерасчёт для тех, кто захочет воспользоваться этим правом», – отмечает Мохов.

Очень эмоционально были восприняты новые требования к деловой репутации руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров туроператоров. Одно из них – «отсутствие фактов замещения должностей в туроператорских компаниях в течение 12 месяцев, предшествующих исключению из реестра или ассоциации «Турпомощь». «Фирму закроем, а новую открыть не сможем», – перешёптывались в зале.

Турагентов могут записать в туроператоры

Турагенты, присутствовавшие в зале, с удивлением узнали, что они могут быть признаны туроператорами. «Законодатель не зря ввёл формулировку. В случае заключения отдельных договоров размещения и перевозки на одно и то же лицо и на одни и те же даты они будут признаны договором о реализации турпродукта», – объясняет эксперт. Другими словами, даже если продается отдельно перевозка, отдельно размещение – по закону это туроператорская деятельность со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде фингарантий, взносов в фонды и т. д. Запаниковали и представители бизнес-тревела. «Будет ли MICE-продукт приравниваться к туроператорской деятельности, ведь мы турпакеты не формируем?» – обратились они за разъяснениями к эксперту.

«К сожалению, в законе отдельно не прописаны нюансы по специфическим сферам туризма, – отметил Георгий Мохов. – Трансфер от аэропорта до гостиницы – это перевозка? Круиз – это турпродукт или просто плавучая гостиница? Это вопросы дискуссионные, обычно решаемые тогда, когда возникают судебные прецеденты». Так же и с бизнес тревелом, приходится отталкиваться от буквального толкования закона - есть сочетание перевозки и размещения, значит есть турпродукт.

Естественно, что больше всего представителей турагентств интересовали возможные с юридической и практической точки зрения схемы взаимодействия с туроператорами, к которым они должны будут прийти в будущем году. В частности, можно ли как-то обойти норму, согласно которой турагент работает только от имени и по поручению туроператора при наличии доверенности. Ведь, по мнению ряда экспертов, это может привести к негативным последствиям для турагентств. Самое неприятное из них – это именно требование, согласно которому они имеют право вести продажи только на основании доверенности, выданной поставщиком, т. е. исключительно от его имени. В результате турагент не является субъектом сделки, а значит, на свой счёт.

«Слухи о том, что турагент не вправе принимать денежных средств от туристов, если он работает от имени туроператора, сильно преувеличены. При наличии соответствующих полномочий нет сложности юридически оформить, как вариант, договор с туристом на подбор и бронирование тура, на информирование и любые услуги, которые относятся к турагентской деятельности по продвижению и реализации турпродукта. В рамках предварительного договора можно принимать деньги в счет расчетов по договору о реализации турпродукта, а расчёт совершать по заданию туриста, скажем, через платёжный терминал. Это обсуждаемая схема. Мы сейчас больше экспериментируем и прогнозируем, чем даём окончательные варианты», – рассуждал юрист.И у турагентств, и у туроператоров есть собственные страхи, связанные с этой поправкой.

«Мы берём на себя ответственность за турагентство, а что если оно нас кинет?» – спрашивали туроператоры. «А мы боимся, что туроператоры обанкротятся и никто нам не вернёт депозитов», – звучали ответные отзывы.

В общем, вопросов так много, что в «Персоне Грата» пообещали провести ещё ряд бесплатных семинаров. Хотя сам Георгий Мохов уверен, что в большинстве случаев в схемах работы с туроператорами ничего не изменится, а страхи утрясутся, главное это доверие к бизнес партнерам.

Скачать

Введение 3
1 МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО В СФЕРЕ ТУРИЗМА
1.1 Роль международных организаций в развитии туризма 6
1.2 Основные источники международного права 14
1.3 Международные связи Республики Казахстан в области туризма 22
2 ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КАЗАХСТАНЕ
2.1 Концептуальные приоритеты развития туристской отрасли
в Республике Казахстан 28
2.2 Разработка Государственных программ по развитию туристской сферы 34
2.3 Создание положительного туристского имиджа 38
3 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
3.1 Нормативно.правовая база развития туризма 44
3.2 Деятельность национальной туристкой администрации по
упорядочению туристкой деятельности 51
3.3 Тенденции и перспективы совершенствования туристского
законодательства 54
Заключение 56
Список использованных источников 58
Приложения 62

Туризм является одним из факторов усиления престижа страны, роста ее значения в мировом сообществе. Во многих государствах туризм развивается как система, которая дает доходы в бюджет и представляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны.
В послании Президента Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Казахстан–2030» выстроена четкая иерархия приоритетных долгосрочных целей и стратегии их реализации, напрямую касающихся сферы услуг и в частности туризма.
На современном этапе интеграции в мировую экономику, определение и понимание реальной сущности туризма во всех его аспектах и той роли, которую туризм призван выполнять в национальной стратегии развития, является базисом его концепции, целей, функций, структуры и перспектив отрасли.
В Казахстане туризм – развивающая отрасль. Во всех сферах туристской деятельности идет активный поиск решения проблем развития туризма как одной из приоритетных долгосрочных целей.
Развитие международного и внутреннего туризма в Республике Казахстан потребовало создания соответствующей законодательной базы. За период с 1992 по 2003 гг. разработан и принят целый ряд документов нормативного характера, определяющих правовую основу туризма и туристской деятельности.
29 декабря 2006 года была принята Государственная программа развития туризма в Республике Казахстан на 2007-2011 годы, целью которой является: «Создание конкурентоспособной туристской индустрии для обеспечения занятости населения, стабильного роста доходов государства и населения за счет увеличения объемов въездного и внутреннего туризма». В соответствии с поставленной целью первоочередными задачами Программы являются:
развитие инфраструктуры туризма;
создание эффективного механизма государственного регулирования и поддержки туризма;
формирование привлекательного туристского имиджа страны;
повышение туристского потенциала;
формирование зон с рекреационной хозяйственной специализацией.
Правовое регулирование туристской деятельности – это одна из составляющих туристской политики государства, направленной на развитие туристской инфраструктуры и поддержку субъектов туристского рынка (туроператоров и турагентов), совершенствование форм туристского обслуживания и укрепление на этой основе политического,

1. Заключительный акт Хельсинского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г. (в т.ч., сотрудничеству стран – участников этого Совещания в развитии международных туристских связей).
2. Манильская декларация по мировому туризму (принята Всемирной конференцией по туризму, проходившей в Маниле в 1980 г.).
3. Гаагская декларация Межпарламентской конференции по туризму (1989).
4. Документ Акапулько (1982).
5. Резолюция шестой Генеральной ассамблеи ВТО (приняты Хартия туризма и Кодекс туриста, 26.09.85, София).
6. Всеобщая декларация прав человека (10.12.48).
7. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.66.
8. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.66.
9. Варшавская конвенция о воздушном транспорте от 12.10.29.
10. Чикагская международная конвенция о гражданской авиации от 07.12.44, а также принятые в связи с ней Токийская, Гаагская и Монреальская конвенции.
11. Конвенция о таможенных льготах для туризма от 04.07.54 и соответствующий Протокол к ней.
12. Конвенция о защите мирового культурного и природного наследия от 23.11.72.
13. Конвенция о правах ребенка от 26.01.90.
14. Резолюция девятой Генеральной ассамблеи ВТО (Буэнос-Айрес), касающаяся упрощения поездок, а также безопасности и защиты туристов от 04.10.91.
15. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию от 13.06.92.
16. Генеральное соглашение по торговле и услугам от 15.04.94.
17. Конвенция по биологическому разнообразию от 06.01.95.
18. Резолюция одиннадцатой Генеральной ассамблеи ВТО (Каир) от 22.10.95 о предотвращении организованного секс-туризма.
19. Стокгольмская декларация от 28.08.96 по борьбе с сексуальной эксплуатацией детей в коммерческих целях.
20. Манильская декларация по социальному воздействию туризма от 22.05.97.
21. Конвенции и рекомендации, принятые Международной организацией труда в области коллективных договоров, запрещения принудительного и детского труда, защиты прав коренных народов, равноправия и недопущения дискриминации на рабочих местах.

Начало 2011 года оказалось богато на чрезвычайные происшествия в странах, традиционно занимающих лидирующие позиции в сфере выездного туризма - в Тунисе и Египте вспыхнули антиправительственные волнения. Срыв поездки зачастую влечет весьма ощутимые для турфирм потери, связанные с возвратом денег клиентам и трудностью получения денежных средств от партнеров.

Информирование туристов об угрозе
Согласно статье 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - закон о туризме), Рос¬туризм обязан информировать турфирмы и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности путешественников в стране (месте) временного пребывания. Соответственно, турфирма в рамках выполнения требований статьи 10 закона о туризме (о предоставлении полной информации клиенту) также должна сообщить туристу
о неспокойных местах для поездки.

Когда возможен отказ от поездки
Если в стране (месте) временного пребывания туриста возникла угроза безопасности его жизни и здоровья, турист или турфирма вправе потребовать в суде расторгнуть договор о реализации туристского продукта или изменить его. Такая норма закреплена в статье 14 закона туризме. В этом случае возможно два варианта. Если договор расторгнут до начала запланированного путешествия, туристу (иному заказчику) возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта. Если расторжение произошло после начала путешествия - часть оплаты в размере, пропорциональном стоимости услуг, не оказанных туристу.

Кто определяет угрозу
Наличие угрозы безопасности туристов подтверждается соответствующими решениями органов государственной власти. Так, на сайте Ростуризма 14 января 2011 года была размещена следующая информация:

«По сообщению Министерства иностранных дел Российской Федерации, в настоящее время в Тунисе сохраняется напряженная обстановка и не исключается ее дальнейшее обострение. В связи с этим Ростуризм рекомендует российским гражданам воздерживаться от поездок в эту страну, а уже находящимся в Тунисе нашим соотечественникам - соблюдать все необходимые меры безопасности и не посещать места проведения массовых акций протеста».

В заявлении Минспорттуризма России, Ростуризма от 31 января 2011 года говорилось следующее: «В Египте сложились обстоятельства, серьезно затрудняющие принятие мер по защите российских граждан и оказание им покровительства со стороны Российской Федерации.

Согласно статье 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», данные обстоятельства квалифицируются как угроза безопасности туристов. Указанные обстоятельства подтверждены рекомендацией МИД России от 28 января 2011 года о нежелательности въезда в Египет и приказом Ростуризма от 29 января 2011 г. № 13.

Напоминаем, что в сложившихся обстоятельствах российские туристы имеют безусловное право требовать расторжения договора о реализации туристского продукта или изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении».

Правда, в отличие от однозначной формулировки по Египту в сообщении Ростуризма на тему беспорядков в Тунисе от 14 января 2011 года выражение «угроза безопасности» не используется. Говорится лишь о «напряженной обстановке» и ее «дальнейшем обострении», что дает возможность для определенного «маневра» в суде.

Кто возвращает деньги за путевки
Сложность в применении статьи 14 закона о туризме состоит в том, что она не предусматривает, кто конкретно должен возвращать деньги туристу, если, скажем, он приобрел путевку через посредника.

Как показывает практика, в данной ситуации возможно два варианта:
1) турагент возвращает клиенту только сумму, равную своему вознаграждению, оставшиеся деньги выплачивает непосредственно туроператор;
2) всю сумму возвращает турагент, а затем он требует компенсацию у туроператора.

К сожалению, второй вариант достаточно рискован для турагентов.

Так, если всю сумму возвращает тур¬агент, в последующем у него могут возникнуть трудности с получением денег от туроператора. Ведь тот нередко ссылается на штрафные санкции за отказ от тура, установленные договором между турагентом и туроператором (без учета причин такого отказа). Следует отметить, что позиция арбитражных судов относительно правомерности применения таких штрафных санкций до сих пор остается неоднозначной.

В свою очередь действия туроператора по отказу в возврате денежных средств туристам и турагентам зачастую обусловлены тем, что поставщики услуг - отели и авиакомпании - также отказывают в выплате компенсаций за неиспользованные услуги.

Таким образом, в отличие от туристов, чьи интересы защищают как закон, так и прямые указания государственных органов, турфирмы (в особенности турагенты) при возникновении чрезвычайных ситуаций оказываются незащищенными законодательно.

Хотя требования туристов, адресованные турагентам, действующим в рамках полномочий агента (комиссионера), установленных посредническими договорами с туроператором, должны рассматриваться туроператором и мотивированно удовлетворяться либо с предложением о предоставлении альтернативной услуги по договору о реализации туристского продукта, либо с указанием порядка и сроков возврата денежных средств.

Турагент, как лицо, действующее за счет туроператора в сделке по реализации туристского продукта, не обладает достаточной компетенцией в данных правоотношениях, чтобы принимать решение о возврате денежных средств туристу, и обязан следовать указаниям туроператора (принципала).

Если туроператор принимает решение об отмене чартерного рейса и прекращении оказания услуг, но при этом отказывает в возврате денежных средств по неисполненному договору и не предлагает альтернативной возможности изменения договора, то возникает событие, являющееся страховым случаем по договору страхования гражданской ответственности туроператора.

Правда, только если данное событие не будет признано страховщиком исключением из страхования.

Если договор расторгает (изменяет) турфирма
Вместе с тем следует учитывать, что положениями статьи 14 закона о туризме право требовать расторжения или изменения договора при наличии информации об угрозе безопасности предоставлено не только туристу, но также турагенту и туроператору.

Таким образом, турагент и туроператор вправе (в том числе в досудебном порядке при рассмотрении заявления туриста) предложить клиенту изменить даты путешествия или выбранную для поездки страну.

Турист или иной заказчик туристского продукта вправе принять предложение об изменении договора либо отказаться от него и потребовать его расторжения (договор оказания туристских услуг - разновидность договора возмездного оказания услуг).

В случае расторжения договора и отказа туроператора от возврата денежных средств решение о возмещении причиненных убытков принимает суд по заявлению путешественника.

Если турист все же оказался за границей
Если же турист уже оказался за границей (и там возникли форс-мажорные обстоятельства), помощь россиянам оказывают дипломатические и консульские учреждения (Положение о предоставлении помощи в возвращении в РФ гражданам РФ, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31 мая 2010 г. № 370).

Однако на помощь можно рассчитывать лишь в исключительных случаях. Это ситуации, при которых нахождение гражданина за границей небезопасно для его жизни. И когда у него нет собственных денег для возвращения в страну.

Чтобы получить помощь, гражданину придется подать в загранучреждение на территории иностранного государства пакет документов (п. 3 Положения). Это:

1) заявление (в отношении себя, супруга (супруги), своих несовершеннолетних детей, а также иных сопровождаемых им соотечественников, законным представителем которых он является) в произвольной форме на имя руководителя загранучреждения РФ с изложением обстоятельств, в результате которых он оказался на территории иностранного государства без средств к существованию;
2) документ, удостоверяющий личность гражданина РФ и подтверждающий принадлежность к гражданству РФ, или иные официальные документы, выданные компетентными органами России (по возможности);
3) официальные документы, выданные компетентными органами и учреждениями иностранного государства и имеющие отношение к обстоятельствам обращения за помощью (по возможности).

Рассматривает заявления граждан специальная комиссия загранучреждения. В ее состав обязательно включается бухгалтер, ведь именно на нем лежит контроль за расходами учреждения. При этом комиссия проводит некоторые предварительные процедуры (п. 6 Положения):
- проверяет достоверность изложенных в заявлении фактов;
- выясняет обстоятельства пребывания гражданина РФ на территории иностранного государства (цель поездки, наличие визы, условия пребывания);
- запрашивает при необходимости документы, относящиеся к вопросу (в том числе в электронной и факсимильной формах).

На все эти процедуры комиссии дается срок, не превышающий 72 часов, приходящихся на рабочие дни. По итогам рассмотрения заявления члены комиссии большинством голосов принимают решение о предоставлении помощи, прекращении оказания помощи либо об отказе в ее предоставлении.

Важно запомнить

Рассматривая иски о последствиях расторжения договора в связи с угрозой безопасности туристов, суды, как правило, оценивают степень опасности применительно к конкретному договору. При этом учитываются место, время и особенности путешествия. Информация, поступившая от органов исполнительной власти, служит одним из доказательств имеющейся угрозы. В большинстве случаев суды принимают подобные сообщения органов власти как достаточное доказательство угрозы для жизни и здоровья туристов и удовлетворяют требования путешественников о возврате им стоимости тура.

Статья напечатана в журнале "Учет туристической деятельности" №3, март 2011 г.

Просмотров