Основы правового статуса присяжных заседателей. Правовой статус присяжных заседателей в российской федерации

  • 6.Понятие принципов правосудия, их система.
  • 7.Осуществление правосудия только судом.
  • 8.Осуществление правосудия в точном соответствии с законом.
  • 9.Независимость судей и подчинение их только закону.
  • 10.Порядок наделения судей полномочиями. Приостановление и прекращение полномочий судей.
  • 11.Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи.
  • 12.Неприкосновенность судей, присяжных и арбитражных заседателей, гарантии неприкосновенности.
  • Фз от 20.08.04 г. "о присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в рф". Ст. 12. Гарантии независимости и неприкосновенности присяжного заседателя
  • Федеральный закон от 30.05.01г. "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов рф" Ст. 7. Гарантии независимости и неприкосновенности арбитражных заседателей
  • 13.Право граждан на судебную защиту.
  • 14.Презумпция невиновности.
  • 15.Обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту.
  • 16.Национальный язык судопроизводства.
  • 17.Гласность судебного разбирательства.
  • 18.Состязательность при рассмотрении судебных дел. Равенство сторон.
  • 19.Понятие судебной системы рф. Признаки судебной системы.
  • 21.Конституционный суд рф: задачи, принципы организации и деятельности.
  • 22.Высший Арбитражный Суд рф: структура и компетенция.
  • 23.Федеральные арбитр. Суды округов: порядок образования, структура, полномочия.
  • 24.Арбитражные Суды субъектов рф: порядок образования, структура, полномочия.
  • 25.Понятия «звено судебной системы» и «судебная инстанция».
  • 26.Понятие суда 1ой инстанции: суды рассматривающие дела в первой инстанции.
  • 27.Понятие суда 2й (кассационной) инстанции: суды рассматр. Дела во 2й инст-ции
  • 28.Понятие суда апел-ной инст-ции: суды рассматр. Дела в апел-ной инст-ции.
  • 29.Понятие суда надзорной инст-ции: суды рассматр-щие дела в надзорн. Инст-ции.
  • 30.Верховный Суд рф: его полномочия и структура.
  • 31.Суды субъектов рф: мировые судьи, конституционные (уставные) суды.
  • 32.Районный суд: порядок образования, состав, полномочия.
  • 33.Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей.
  • 34.Организационное обеспечение деятельности судов, отличие его от судебного надзора.
  • 35.Судебный департамент при Верховном Суде рф и его функции.
  • 36.Федеральная служба по незаконному обороту наркотических и психотропных веществ: задачи и компетенция.
  • 37.Служба судебных приставов: система, состав, полномочия.
  • 38.Органы судейского сообщества, их функции.
  • 39.Понятие прокурорского надзора. Задачи прокуратуры.
  • 40. Понятие и виды отраслей прокурорского надзора
  • 41.Протест, представление, постановление, предостережение прокурора как акты прокурорского надзора(средства реагирования)
  • 33.Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей.

    Поскольку судебной власти в достижении поставленных целей отводится столь важная роль – разрешать возникающие споры, дела, устранять неопределенности правового характера в порядке конституционного и гражданского судопроизводства, судьи как носители судебной власти наделяются высоким правовым статусом. Одновременно им предоставлены и значительные полномочия в сфере правосудия, а также гарантии их независимости. Под правовым статусом судьи принято понимать совокупность прав, обязанностей, ответственность, а также гарантии, обеспечивающие реальность предоставляемых прав. Кроме того, со статусом судьи тесно связаны требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, и порядок наделения граждан полномочиями судьи.

    Закон о статусе судей (ст. 1) устанавливает, что судебная власть в РФ принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа. Независимо от того, в суде какого звена судебной системы РФ осуществляет свою деятельность судья, выполняемые им функции одинаково важны для осуществления судебной власти на территории России. Поэтому в Законе о судебной системе специально подчеркивается, что единство судебной системы РФ обеспечивается и единством правового статуса судей, независимо от того, в составе какого суда они осуществляют свои полномочия и какое звено судебной системы они представляют (ст. 12). В этом законе определены требования, предъявляемые к судьям и кандидатам на должность судьи, порядок их отбора и наделения полномочиями, гарантии независимости и неприкосновенности судей, приостановление и прекращение полномочий судьи.

    Присяжный заседатель - лицо, привлеченное в установленном законом порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта - решения о виновности или невиновности подсудимого. Уголовное дело, в котором участвует несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе. Присяжные заседатели оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью.

    Присяжные заседатели, в т. ч. и запасные, вправе: участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела; задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам; участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий; просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашенных в суде документов и другие неясные для них вопросы и понятия; вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные перед присяжными заседателями вопросы.

    Присяжные заседатели не вправе: отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела; высказывать свое мнение по рассматриваемому уголовному делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта; общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела; собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания; нарушать тайну совещания и голосования присяжных заседателей по поставленным перед ними вопросам.

    В ходе судебного разбирательства уголовного дела присяжные заседатели разрешают только следующие вопросы, сформулированные в вопросном листе: 1) доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый; 2) доказано ли, что деяние совершил подсудимый; 3) виновен ли подсудимый в совершении этого преступления. В случае признания подсудимого виновным присяжные заседатели также указывают, заслуживает ли подсудимый снисхождения.

    При осуществлении своих полномочий присяжные заседатели пользуются гарантиями неприкосновенности судей, получают вознаграждение за выполнение своих обязанностей. Не могут быть присяжными заседателями лица: не достигшие 25-летнего возраста; недееспособные или ограниченно дееспособные; не владеющие языком судопроизводства; достигшие 70-летнего возраста; не способные выполнять обязанности присяжных заседателей в силу своих физических или психических недостатков; занимающие определенные в законе должности (судьи, прокуроры, нотариусы, следователи и др.); являющиеся военнослужащими; являющиеся священнослужителями; иные лица, перечисленные в законе. (ФЗ от 20.08.04 г. "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ")

    Арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов РФ являются граждане РФ, наделенные полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений.

    Требования, предъявляемые к арбитражным заседателям: гражданство РФ; достижение 25-летнего возраста; безупречная репутация; высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее 5 лет.

    Арбитражными заседателями не могут быть: 1) лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость; 2) лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти; 3) лица, признанные вступившим в законную силу решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными; 4) лица, замещающие государственные должности, предусмотренные Федеральным законом "Об основах государственной службы РФ", лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления; 5) прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов РФ, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии); 6) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

    Арбитражный заседатель, впервые приступивший к исполнению своих обязанностей, в открытом судебном заседании приносит присягу.

    Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов РФ на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей. Списки арбитражных заседателей представляются арбитражными судами субъектов РФ в ВАС РФ и утверждаются Пленумом ВАС РФ, а затем публикуются в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ" и могут быть опубликованы в иных СМИ.

    Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение 2-х лет и может быть повторно включен в списки арбитражных заседателей. Срок полномочий арбитражного заседателя, истекший в процессе рассмотрения дела с его участием, может быть продлен до окончания рассмотрения дела по существу.

    Основания для приостановления полномочий арбитражного заседателя: предъявление обвинения в совершении преступления (до вступления в законную силу приговора суда); неспособность по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (более 6 месяцев) исполнять обязанности арбитражного заседателя; признание безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу.

    Основания для прекращения полномочий арбитражного заседателя: истечение срока полномочий; прекращение гражданства РФ; вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении арбитражного заседателя либо решения суда о применении к нему принудительных мер медицинского характера; вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности арбитражного заседателя либо о признании его недееспособным; совершение поступка, умаляющего авторитет судебной власти; неоднократное уклонение без уважительных причин от исполнения своих обязанностей; замещение должностей, исключающих привлечение арбитражного заседателя к участию в осуществлении правосудия; письменное заявление арбитражного заседателя о прекращении полномочий по уважительным причинам; смерть арбитражного заседателя или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим.


    1.2.1. Права и обязанности присяжных заседателей

    Уголовно-процессуальным законом присяжные заседатели наделены следующими правами:

    1) участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела, задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам, участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий;

    2) просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящееся к уголовному дела, содержание оглашенных в суде документов и другие неясные для них вопросы и понятия;

    3) вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные перед присяжными заседателями вопросы.

    Таким образом, активно участвовать в исследовании обстоятельств уголовного дела присяжные заседатели могут лишь через председательствующего судью, что следует признать правильным, поскольку в противном случае возможно нарушение порядка судебного заседания со стороны представителей народа. Кроме того, самостоятельное оглашение возникших у присяжных заседателей вопросов участникам процесса может нарушить ход судебного следствия, т.к. они могут не иметь отношения к предмету судебного разбирательства, оказаться неправильно сформулированными и, в силу своего содержания, способными вызвать предубеждение у остальных присяжных заседателей.

    Отметим, что согласно ст. 311 УПК Франции 1808 г. присяжные заседатели наделялись правом непосредственно допрашивать свидетелей. В соответствии с п. 309 прежнего УПК Австрии, присяжные заседатели могли требовать дополнения судебного следствия, проведения очных ставок, повторного допроса свидетелей. 1 Думается, опыт Австрийского суда с участием присяжных заседателей следует воспринять отечественному законодателю. Подобное право поможет ликвидировать доказательственные пробелы в картине происшествия в умах присяжных заседателей и, таким образом, предотвратить вынесение необоснованных вердиктов.

    К полномочиям присяжных заседателей законодатель относит решение вопросов, предусмотренных п.п. 1,2 и 4 ч. 1 ст. 299 УПК, а также вопроса о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения. Думается, разграничение полномочий между присяжными заседателями и председательствующим основано, прежде всего, на способности суждения о фактах с точки зрения профессиональных познаний в области права. Действующий УПК в ст. 17. предписывает присяжным заседателям оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью. Однако присяжные заседатели в большинстве своем не имеют юридического образования и не обладают познаниями в области права. Разъяснение председательствующим норм закона, относящихся к уголовному делу, без тщательного их изучения присяжными заседателями может привести к неверному толкованию смысла правовых предписаний.

    Уголовно-процессуальный закон запрещает присяжным заседателям:

    1) отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела;

    2) высказывать свое мнение по рассматриваемому уголовному делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта;

    3) общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела;

    4) собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания;

    Отметим, что в судебной практике встречаются случаи нарушения присяжными заседателями требований ст. 333 УПК. 1

    Согласно ч. 1 ст. 11 ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», за время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.

    Согласно ч. 3 ст. 11 ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», за присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются. Однако на практике руководители предприятий и организаций иногда нарушают данную норму законодательства.

    Глава 2. Вердикт присяжных заседателей как уголовно-процессуальный институт

    2.1. Формирование вопросного листа как основной этап организации судом подготовки к вынесению присяжными заседателями вердикта

    В соответствии со ст.ст. 338, 339 УПК РФ судья с учетом результатов судебного следствия и прений сторон формулирует в письменном виде вопросы, подлежащие разрешению присяжными заседателями. Вопросы должны ставиться в понятных присяжным заседателям формулировках. Согласно ч. 3 ст. 339 УПК РФ после основного вопроса о виновности подсудимого ставятся частные вопросы о таких обстоятельствах, которые влияют на степень виновности либо изменяют ее характер, влекут за собой освобождение подсудимого от ответственности. Однако эти требования закона не всегда соблюдаются судьями, председательствующими по делам.

    Так, например Верховным Судом РФ был отменен приговор в отношении Бармина, который обвинялся в том, что 25 октября 2002 г., придя в квартиру, где находились Больбатов, Муляр и Худяков, из личной неприязни решил убить их. С этой целью он кухонным ножом нанес им удары в область шеи и груди. От полученных повреждений потерпевшие скончались на месте происшествия. Обстоятельства, при которых было совершено убийство Муляра и Худякова, не нашли своего отражения в вопросном листе, хотя имели существенное значение для принятия присяжными заседателями решения по делу. 1

    Вопросы, подлежащие разрешению присяжными заседателями, как того требует ст. 338 УПК РФ, судья ставит с учетом результатов судебного следствия и прений сторон. При этом учитываются позиции в судебном заседании обеих сторон, т.е. по предъявленному и поддержанному государственным обвинителем обвинению и в рамках версии подсудимого и его защиты. Игнорирование этих требований закона приводит к нарушению права на защиту подсудимого, доводы которого остаются без соответствующей оценки при принятии вердикта коллегией присяжных заседателей, что влечет постановление незаконного приговора.

    При формулировании вопросного листа стороны вправе высказывать замечания по содержанию и формулировке вопросов и вносить предложения о постановке новых вопросов. При этом судья не вправе отказать подсудимому или его защитнику в постановке вопросов о наличии по уголовному делу фактических обстоятельств, исключающих ответственность подсудимого за содеянное или влекущих за собой его ответственность за менее тяжкое преступление.

    Вопросный лист формулируется окончательно в совещательной комнате с учетом замечаний и предложений сторон. Подписанный председательствующим судьей вопросный лист оглашается в присутствии присяжных заседателей и передается старшине присяжных. Перед удалением в совещательную комнату присяжные заседатели вправе получить от председательствующего разъяснения в связи с поставленными перед ними вопросами. Однако они не могут относиться к существу возможных ответов на эти вопросы.

    Согласно ч. 5 ст. 339 УПК РФ в вопросном листе не могут ставиться отдельно либо в составе других вопросы, требующие от присяжных заседателей юридической квалификации статуса подсудимого, а также другие вопросы, требующие собственно юридической оценки при вынесении присяжными заседателями своего вердикта.

    В нарушение данного положения председательствующий судья, формулируя вопрос № 2 по уголовному делу в отношении Б., предложил присяжным заседателям сделать вывод относительно правовых аспектов, связанных с мотивом содеянного и квалифицирующим признаком умышленного убийства. Данный вопрос он изложил следующим образом: "Доказано ли, что деяния, описанные в вопросе № 1, подсудимый Б. совершил в результате ссоры с целью лишения жизни Ч., зная о причинении особых страданий умершему в ходе лишения жизни?" Подтвердив все обстоятельства совершения преступления, изложенные в вопросе № 1, присяжные заседатели пришли к выводу о том, что подсудимый действовал без цели лишения жизни. Между тем речь шла о причинении потерпевшему ударов по голове топором. 1

    Аналогичная ошибка была допущена при формулировании вопросного листа по уголовному делу в отношении Т. и Б. Оба они обвинялись в умышленном убийстве Л., совершенном группой лиц по предварительному сговору. Спустя месяц после этого, когда они находились в квартире у своего знакомого, туда вошли сотрудники милиции. Не желая нести ответственность за совершенное ими преступление, Т. и Б. в ответ на законные требования сотрудников милиции добровольно сдаться вооружились имевшимися в квартире топорами. С целью воспрепятствования законной деятельности сотрудников милиции и посягая на их жизнь, они пытались нанести удары лезвиями топоров по головам сотрудников милиции, но последние смогли их обезоружить.

    Изложив фактические обстоятельства посягательства на жизнь сотрудников милиции согласно предъявленному обвинению, достаточные для принятия соответствующего вердикта с учетом требований ст. 334 УПК РФ, касающихся полномочий коллегии присяжных заседателей разрешать в судебном заседании только те вопросы, которые предусмотрены п. 1, 2 и 4 ч. 1 ст. 299 УПК РФ, председательствующий судья далее предложил присяжным заседателям сделать вывод о том, что, совершая указанные действия, виновные лица пытались лишить жизни сотрудников милиции, т.е. ответить на вопрос, который в силу п. 3 ч. 1 ст. 299 УПК РФ является исключительной компетенцией председательствующего судьи.

    В результате присяжные заседатели признали доказанным, что в указанной квартире при попытке сотрудников милиции задержать лиц, подозреваемых в преступлении, последние пытались нанести удары лезвиями топоров по головам потерпевших. Вместе с тем присяжные заседатели признали недоказанным, что виновные лица пытались лишить жизни сотрудников милиции.

    Согласно ст. 338, 339 УПК РФ вопросы ставятся только в отношении подсудимого. Формулировка вопросов не должна допускать при ответе на них признание подсудимого виновным в совершении деяния, по которому ему не предъявлялось обвинение. 1

    В целях исключения неясности вердикта председательствующий судья в вопросном листе после формулировки каждого последующего вопроса должен указать на необходимость ответа на последующие вопросы при положительном ответе на предыдущие вопросы.

    В тех случаях, когда стороны обвинения и стороны защиты высказали противоположные позиции относительно фактических обстоятельств, председательствующий судья должен напомнить присяжным заседателям в вопросном листе о том, что: в случае положительного ответа по вопросам, связанным с позицией обвинения, вопросы по позиции защиты должны быть оставлены без ответа; в случае принятия положительного решения по позиции защиты результаты решения по позиции обвинения также необходимо оставить без ответа. Иное фиксирование результатов голосования может привести к неясности и противоречивости вердикта коллегии присяжных заседателей, исключающих возможность юридической оценки содеянного.

    Недопустима постановка вопросов, влекущих ответы предположительного характера.

    В силу ст. 339 УПК РФ вопросы ставятся в вопросном листе по каждому деянию, в совершении которого обвиняется подсудимый, а не по статьям УК, по которым квалифицированы эти деяния. На практике это имеет значение в тех случаях, когда содеянное образует идеальную совокупность преступлений, например умышленное убийство, сопряженное с разбоем, и разбойное нападение с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего. В таких ситуациях в вопросном листе нередко ошибочно раздельно ставятся вопросы по предъявленному обвинению в убийстве и разбойном нападении с изложением одних и тех же обстоятельств совершения преступлений.

    1. Суд как субъект уголовного процесса

      Контрольная работа >> Государство и право

      И исход уголовного дела. Система субъектов и участников уголовного процесса , характеризующая их процессуальный статус , должна строится... федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей (п. 4 ст. 123 Конституции РФ). В...

    2. Присяжные , народные и арбитражные заседатели

      Контрольная работа >> Государство и право

      ... присяжных заседателей , исполняющих обязанности в суде, распространяются гарантии неприкосновенности судьи. Правовую базу деятельности суда присяжных заседателей в уголовном процессе ...

    3. Уголовный процесс (17)

      Реферат >> Государство и право

      Судей фед. судов, а также присяжных заседателей , согласно ФЗ «О статусе судей в РФ», под­судны Верхов... правовых норм обугол процессе . Их совокупность представляет собой идеальное выражение угол. процесса

    По действующему законодательству наряду с судьями, осу­ществляющими правосудие на профессиональной основе, мо­гут привлекаться в отправлении правосудия и представители народа. Так, в уголовном судопроизводстве такими предста­вителями являются присяжные заседатели, а в арбитражном процессеарбитражные заседатели. При рассмотрении соот­ветствующих дел граждане участвуют в судопроизводстве на­равне с судьями и пользуются процессуальными правами и несут обязанности судьи.

    Присяжные заседатели участвуют в осуществлении право­судия по уголовным делам в судах второго звена, т.е. в Верхов­ном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области и суде авто­номного округа, а также в окружном (флотском) военном суде. Основаниями рассмотрения уголовных дел с участием присяж­ных заседателей являются:

    1) ходатайство обвиняемого о рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей;

    2) подсудность уголовных дел Верховному суду республи­ки, краевому или областному суду, суду города феде­рального значения, суду автономной области и суду ав­тономного округа, а также окружному (флотскому) во­енному суду в соответствии с ч. 3 ст. 3-1 УПК РФ.

    Присяжные заседатели обладают определенным правовым статусом. Под правовым статусом присяжных заседателей понимают совокупность прав, обязанностей, от

    ветственность, требова­ния, предъявляемые к ним, порядок их призыва к исполнению обязанностей присяжных-заседателей в суде, а также гарантии независимости.

    К присяжным заседателям предъявляются следующие требования :

    · наличие гражданства Российской Федерации;

    · включение в списки присяжных заседателей;

    · достижение к моменту составления списков присяжных заседателей возраста 25 лет;

    · отсутствие не снятой или не погашенной судимости;

    · призвание в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела.

    Кроме этого, по их письменному заявлению из списков присяжных заседателей в обязательном порядке должны быть исключены :

    · лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство в данной местности;

    · немые, глухие, слепые и другие лица, являющиеся ин­валидами;

    · лица, не способные в силу своих физических или пси­хических недостатков, подтвержденных медицинскими документами, успешно исполнять обязанности присяж­ных заседателей;

    · престарелые, которые достигли возраста 70 лет;

    · руководители и заместители руководителей органов представительной и исполнительной власти;

    · военнослужащие;

    · судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы, а также лица, принадлежащие к руководящему и опе­ративному составу органов внутренних дел, Государ­ственной противопожарной службы РФ, и Федераль­ной службы безопасности РФ;

    · священнослужители.

    Процедура приобретения правового статуса присяжных за­седателей сводится :

    1) к составлению списков присяжных заседателей;

    3) призыву граждан к исполнению обязанностей присяж­ных заседателей в суде;

    4) составлению предварительного списка присяжных засе­дателей;

    5) формированию коллегии присяжных заседателей;

    6) избранию старшины присяжных заседателей;

    7) принятию присяги присяжными заседателями.

    Предсе­датель суда субъекта РФ заблаговременно вносит главе адми­нистрации субъекта представление о количестве присяжных заседателей, необходимых для нормальной работы краевого, областного суда. Краевая, областная, районная, городская ад­министрация ежегодно составляет общие и запасной списки присяжных заседателей , включая в них необходимое для нор­мальной работы краевого, областного суда число граждан, по­стоянно проживающих в районах и городах края, области.

    В общих списках число присяжных заседателей края, обла­сти и т.д. граждан, постоянно проживающих в районах и горо­дах края, области и т.д., должно примерно соответствовать в существующей пропорции числу жителей каждого района и города края, области и т.д. Администрация края, области и т.д. устанавливает и сообщает главе районной, городской админи­страции число граждан, которых необходимо включить в спис­ки присяжных заседателей от соответствующего района или города. Общие списки присяжных заседателей составляются районной, городской администрацией отдельно по каждому району и городу края, области и т.д. на основе списков избира­телей путем случайной выборки установленного числа граж­дан. Затем из числа отобранных граждан изымаются подлежа­щие исключению из списков присяжных заседателей. О состав­лении общих списков присяжных заседателей районная, городская администрация из

    вещает население и в течение двух недель после этого допускает всех желающих к ознакомлению с ними, рассматривает поступающие заявления.

    Уточненные общие списки присяжных заседателей, подпи­санные главой районной, городской администрации, представ­ляются главе краевой, областной и т.д. администрации. Адми­нистрация субъекта составляет на основании поступивших об­щих списков присяжных заседателей района и города единые общие списки присяжных заседателей края, области, которые подписываются главой администрации субъекта и скрепляют­ся печатью.

    В запасном списке число присяжных заседателей опреде­ляется главой администрации субъекта в размере не более од­ной четвертой всех присяжных заседателей, включаемых в об­щие списки.


    При этом в запасной список присяжных заседа­телей включаются только граждане, постоянно проживающие в краевом, областном и т.д. центре либо в другом постоянном местонахождении соответствующего суда. Запасной список присяжных заседателей подписывается главой администрации субъекта и скрепляется печатью.

    Общие и запасной списки публикуются в местной печати для сведения населения;

    Составленные общие и запасной списки присяжных заседателей направляются в краевой, областной и т.д. суд . Все вне­сенные в списки присяжных заседателей изменения должны направляться не позднее чем в недельный срок в соответствующий суд.

    Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей один раз в год на десять рабочих дней, а если разбирательство дела, начатое с участием присяжного заседателя, не окончилось к моменту истечения указанного срока, то и на все время рассмотрения этого дела. В том случае, если вызванные в суд лица не отобра­ны в состав коллегии присяжных заседателей, они могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании.

    Секретарь судебного заседания либо помощник су­дьи проводят отбор и проверку наличия обстоятельств, пре­пятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя по конкретному уголовному делу. Отбор производится мето­дом случайной выборки. Результатом отбора (путем случай­ной выборки) является составление предварительного списка с указанием анкетных данных присяжных заседателей , распо­ложенных в том же порядке, в котором проходила случайная выборка. Составленный секретарем судебного заседания или помощником судьи список присяжных заседателей подписы­вается этими должностными лицами суда и приобщается к ма­териалам уголовного дела.

    Формирование коллегии присяжных заседателей происходит в закрытом судебном заседании при руководящей роли предсе­дательствующего по делу и при непосредственном активном участии в этом процессе сторон. Процедура формирования коллегии присяжных заседателей включает несколько последовательных этапов:

    · краткое вступительное слово судьи;

    · разъяснение кандидатам в присяжные заседатели обсто­ятельств, препятствующих их участию в деле;

    · заявление и разрешение заявленных кандидатами в при­сяжные заседатели ходатайств об освобождении их от участия в деле;

    · заявление сторонами мотивированных отводов канди­датов в присяжные заседатели;

    · заявление немотивированных отводов кандидатам в присяжные заседатели;

    · объявление результатов отбора кандидатов в присяжные заседатели, состава коллегии присяжных заседателей и запасных присяжных заседателей;

    · занятие присяжными заседателями отведенного для них места.

    После формирования коллегии присяжных заседателей избирается старшина присяжных заседателей. Присяжные заседатели принимают присягу.

    Присяжные заседатели обладают гарантией независимости и неприкосновенности. Гарантия независимости и неприкосновенности присяжного заседателя включает:

    1) предусмотренную законом процедуру осуществления правосудия;

    2) запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

    3) неприкосновенность присяжного заседателя;

    4) ответственность лиц, препятствующих присяжному за­седателю в исполнении его обязанностей.

    Кроме этого, на присяжного заседателя, исполняющего обя­занности в суде, в полном объеме распространяются гарантии неприкосновенности судьи, установленные ст. 16 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

    Присяжные заседатели имеют соответствующее материаль­ное и социальное обеспечение. Так, присяжному заседателю выплачивается судом за счет республиканского бюджета Российской Федерации вознаграж­дение в размере половины должностного оклада члена соот­ветствующего суда, но не менее среднего заработка присяжно­го заседателя по месту его основной работы пропорционально времени (количеству рабочих дней) присутствия в суде.

    Командировочные расходы возмещаются присяжному за­седателю в порядке и размере, установленным законодатель­ством для судей, а также ему возмещаются транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно по тарифам, действующим в данной местности. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей в суде учитывается при исчислении трудового стажа всех видов. За присяжным заседателем по месту его основной работы сохраняются все гарантии и льготы, предусмотренные для работников данного предприятия, учреждения или органи­зации.

    Увольнения присяжного заседателя или перевод его на нижеоплачиваемую работу по инициативе администрации предприятия, учреждения, организации и работодателя во время исполнения им обязанностей в суде не допускаются.

    В соответствии со ст. 8 ФКЗ «О судебной системе РФ» Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом.

    В соответствии с ФЗ «О ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЯХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 20 августа 2004 года N 113-ФЗ Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах.

    Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

    Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

    Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

    1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

    2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

    3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

    4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

    К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

    1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

    2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

    3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

    Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, - на все время рассмотрения этого дела.

    Кандидаты в присяжные заседатели, вызванные в суд, но не отобранные в состав коллегии присяжных заседателей и не освобожденные от исполнения обязанностей кандидатов в присяжные заседатели по основаниям, предусмотренным статьями 3 и 7 настоящего Федерального закона, могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании.

    За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.

    Присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.

    За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются.

    Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

    На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей.

    Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности по осуществлению правосудия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Ю.В. ЗАПЕКА,

    соискатель

    Статья посвящена анализу нормативных актов, определяющих статус присяжного заседателя, его права и обязанности. Автор обращает внимание на необходимость унификации требований к кандидатам в присяжные заседатели, а также более четкой регламентации механизма наложения взысканий на присяжного заседателя, не явившегося в суд без уважительной причины.

    В самом кратком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, то есть реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма.

    Слово «статус» в переводе с латинского означает положение, состояние кого-либо или чего-либо. В данном случае речь идет о статусе присяжного заседателя. Понятия «правовой статус» и «правовое положение» личности равнозначны. Во всяком случае, законодательство, юридическая практика, печать, а также международные акты о правах человека не проводят между ними какого-либо различия, а употребляют в одном и том же смысле. Они вполне взаимозаменяемы. Исходя из контекста, стилистической предпочтительности, используется то или другое выражение.

    Говоря о правовом статусе присяжного заседателя необходимо указать на то, что присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела (ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»). До этого лицо является «включенным в списки кандидатом в присяжные заседатели».

    Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

    К исполнению обязанностей присяжных заседателей в суде граждане призываются один раз в год на 10 рабочих дней. В тех случаях, когда рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончено рассмотрением к моменту истечения этого срока, присяжные заседатели остаются исполнять свои обязанности на все время рассмотрения этого дела (ст. 10 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»). Совершенно недопустимо привлекать для исполнения обязанностей одних и тех же присяжных заседателей в течение года.

    На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией РФ (ст. 120, 122), Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» (статьи 9, 10, 16), Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (ст. 1, 2), Федеральным законом от 20 августа 2004 г. «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (ст. 12), Законом РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 16).

    Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

    1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

    2) имеющие непогашенную или неснятую судимость (Эти требования закона не были выполнены при составлении списков присяжных заседателей при разбирательстве дела в суде в отношении Н. и М. Из протокола судебного заседания видно, что при опросе государственным обвинителем был задан вопрос о том, привлекался ли кто-нибудь из кандидатов в присяжные заседатели или их родственники к уголовной ответственности? На этот вопрос кандидаты в присяжные заседатели Г. и В. не дали ответа. Вместе с тем согласно приобщенным к кассационному представлению государственного обвинителя справкам входящие в состав коллегии присяжных заседателей при вынесении вердикта присяжные заседатели Г. и В. скрыли информацию: Г. о том, что ее сын был осужден в 2002 году, а В. - что в 1994 г. был осужден. Приговор по кассационному представлению государственного обвинителя был отменен, дело направлено на новое рассмотрение);

    3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

    4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

    Отдельно следует отметить, что участвовать в осуществлении правосудия имеют право граждане Российской Федерации. Таким образом, данные лица не могут включаться в списки кандидатов в присяжные заседатели. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

    1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

    2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

    3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

    Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» указывает некоторые категории граждан, которые исключаются из общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели в ст. 7 (следует обратить внимание, что данные категории граждан могут быть кандидатами в присяжные заседатели, но исключается их наличие в списках присяжных заседателей).

    В соответствии с ч. 7 ст. 336 УПК РФ также от исполнения обязанностей присяжных заседателей могут освобождаться некоторые категории граждан. Однако если по Федеральному закону от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» исключение происходит из общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели, то по УПК РФ указывается, что после назначения судебного заседания «по распоряжению председательствующего секретарь судебного заседания или помощник судьи производит отбор кандидатов в присяжные заседатели из находящихся в суде общего и запасного списков путем случайной выборки» (ч.1 ст. 326 УПК РФ), а затем уже указывается в ч. 7 указанной статьи, что некоторые лица, сделав устное или письменное заявление, могут освобождаться председательствующим от исполнения обязанностей присяжных заседателей.

    Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» указывает, что в случае подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, он исключается из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с УПК РФ для освобождения от исполнения обязанностей присяжных заседателей допускаются как письменные, так и устные заявления граждан, а освобождение осуществляет председательствующий.

    Автор считает необходимым обратить внимание, что исключение из общего и запасного списка присяжных заседателей (установленное ст. 7 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации») хронологически предшествует освобождению от исполнения обязанностей присяжных заседателей (в соответствии с УПК РФ), однако категории граждан, указанных в нормативных актах, различаются.

    Так, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» исключаются следующие категории граждан:

    а) лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

    б) лица, не способные исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;

    в) лица, достигшие возраста 65 лет;

    г) лица, замещающие государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;

    д) военнослужащие;

    е) судьи, прокуроры, следователи, дознаватели, адвокаты, нотариусы или имеющие специальное звание сотрудники органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

    ж) священнослужители.

    При этом список лиц УПК РФ несколько отличается, это:

    Лица старше 60 лет;

    Женщины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет;

    Лица, которые в силу религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия;

    Лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может нанести существенный вред общественным или государственным интересам;

    Иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном заседании.

    Необходимо унифицировать списки указанных лиц, в качестве примера приводя лиц, достигших 60-летнего возраста - они не могут подать заявление на этапе исключения из общего и запасного списков в кандидаты в присяжные заседатели, но могут быть освобождены от исполнения обязанностей присяжных заседателей. Итак, присяжный заседатель - лицо, привлеченное в установленном УПК РФ порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта. Присяжные заседатели, в том числе и запасные, обладают определенными правами:

    1) участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела, задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам, участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий (следует отметить, что ст. 17 УПК РФ («Свобода оценки доказательств») указывает, что присяжные заседатели (как и иные лица) оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью);

    2) просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашенных в суде документов и другие неясные для них вопросы и понятия;

    3) вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные перед присяжными заседателями вопросы.

    Прежде всего, стоит отметить, что в отличие от ранее действовавшего законодательства, ч. 1 ст. 333 УПК предоставила запасным присяжным заседателям такие же права, как и комплектным заседателям. Это обеспечивает возможность полноценного исполнения присяжным своих обязанностей в случае, если он будет включен в основной состав.

    Поскольку только присяжные вправе признавать доказанными или недоказанными фактические обстоятельства, имеющие значение для признания подсудимого виновным, председательствующий должен обеспечить им возможность участия в исследовании доказательств. Присяжные вправе задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам, участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий. За последние годы в литературе вопросы признания доказательств недопустимыми в суде присяжных исследовались достаточно часто Эти публикации изобилуют примерами из судебной практики не только об общих правилах признания доказательств недопустимыми, но и о специфике признания таковыми конкретных видов доказательств. Однако остановимся подробнее на другом моменте. Все авторы публикаций выражают свое полное согласие с тем, что вопрос о признании доказательств недопустимыми в любом случае должен разрешаться без участия присяжных. Мы согласны с этим положением, но именно в приведенной формулировке.

    По мнению Н.И. Стаброва, порой совершенно необоснованно некоторые ученые и Кассационная палата не различают понятия допустимости доказательства и его достоверности. Как следствие, выяснение вопросов достоверности доказательства с участием присяжных признается нарушением. Характерный пример приводит В. Степалин: «Подсудимый неоднократно заявлял в присутствии присяжных заседателей о том, что к нему применялись незаконные методы ведения следствия. Судья разрешил исследовать материалы прокурорской проверки по этим обстоятельствам, а в напутственном слове председательствующий предложил присяжным заседателям дать оценку этому, т.е. по существу ответить на вопрос о допустимости доказательств». Представляется, что в данном случае судья поступил совершенно верно. Он не просил присяжных признать имевшим или не имевшим место факт применения незаконных методов, а поставил перед ними вопрос: верят или не верят они в достоверность показаний обвиняемого, данных им на предварительном следствии? (ст. 333 УПК РФ дает присяжным право исследовать доказательства)

    Приведем другой пример. В результате обыска на квартире подсудимого был найден пистолет. Подсудимый заявляет, что никакого пистолета у него дома не было, что пистолет был принесен сотрудниками милиции с собой и подброшен, после чего в квартиру были приглашены понятые, которые и засвидетельствовали его обнаружение своими подписями. Защитник подсудимого ходатайствует о проведении допросов понятых в судебном заседании с целью выяснения действительной картины и выявления возможных противоречий в их показаниях.

    Действительно, одновременно с проверкой достоверности доказательств проверяется и их допустимость, однако если в рассмотренном нами случае допросы понятых проводить без присяжных, то нарушается право последних на исследование доказательств, а не просто порядок их восприятия. Житейская мудрость, на которую уповали сторонники введения суда присяжных, позволит присяжным отличить ложь от правды в показаниях понятых и сделать собственный вывод о достоверности результатов обыска. Считаем, что разрешение вопроса о допустимости доказательств без участия присяжных может иметь место лишь в тех случаях, когда предметом такого обсуждения является только допустимость. Нельзя вынуждать присяжных принимать на веру все, что им предложат профессиональные участники процесса во главе с судьей, выйдя из совещательной комнаты.

    Следует отметить, что право присяжного заседателя вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке ответов на поставленные вопросы (п. 3 ч. 1 ст. 333 УПК) должно быть обеспечено путем предоставления соответствующих письменных принадлежностей, оборудования скамьи присяжных таким образом, чтобы у заседателей имелась возможность вести эти записи. Записи, которые вправе вести присяжные, не должны стать достоянием кого-либо, так как это может привести к раскрытию тайны совещания и голосования присяжных. Поэтому председательствующий должен разъяснить присяжным, что они не должны никому показывать свои записи, а по окончании совещания присяжных записи должны быть уничтожены.

    В качестве отдельного положения следующее право присяжных не указано, но исходя из ст. 344 УПК РФ присяжные вправе обратиться к председательствующему с просьбой о возобновлении судебного следствия, если во время постановления вердикта у них возникнут сомнения по поводу доказанности тех или иных имеющих значение для дела обстоятельств.

    В отличие от ранее действовавшего законодательства, ч. 1 ст. 333 УПК РФ предоставила запасным присяжным заседателям такие же права, как и комплектным заседателям. Это обеспечивает возможность полноценного исполнения присяжным своих обязанностей в случае, если он будет включен в основной состав. УПК РФ также устанавливает, что присяжные заседатели не вправе:

    1) отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела;

    2) высказывать свое мнение по рассматриваемому уголовному делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта;

    3) общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела;

    4) собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания;

    Часть 2 ст. 333 УПК РФ, достаточно подробно определяющая, что не вправе делать присяжные заседатели, имеет важное значение, поскольку нарушение присяжными заседателями требований этих положений может явиться основанием для отстранения такого заседателя от дальнейшего участия в рассмотрении уголовного дела. Если же присяжный заседатель, несмотря на нарушение этих требований, не был отстранен председательствующим судьей от дальнейшего рассмотрения дела и судом был постановлен приговор на основании вердикта присяжных, такой приговор подлежит отмене, например, по делу К. присяжный заседатель, являющийся старшиной, при исследовании заключения судебно-биологической экспертизы допустил выкрики с места: «Да хватит, и так все ясно…». Считая, что старшина высказал свое мнение по рассматриваемому делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта и таким образом утратил объективность, сторона обвинения заявила ходатайство об отстранении его от дальнейшего рассмотрения дела. Однако данное ходатайство необоснованно было оставлено без удовлетворения, и по делу был постановлен на основании вердикта оправдательный приговор, который впоследствии был отменен Кассационной палатой Верховного Суда РФ.

    Если нарушения присяжными заседателями требований ч. 2 ст. 333 УПК были обнаружены уже после постановления приговора, он может быть отменен.

    Так, Кассационной палатой Верховного Суда РФ был отменен приговор по делу Л., по которому присяжные заседатели вне судебного заседания общались со свидетелем, выясняя у него вопросы о возможной причастности к убийству отдельных лиц, что стало известно после вынесения приговора. По другому делу, по которому также был отменен приговор, старшина присяжных заседателей вне судебного заседания выходил самостоятельно на место совершения преступления с целью выяснения обстоятельств дела, о чем написал, возражая на кассационный протест прокурора. За неявку в суд без уважительной причины присяжный заседатель может быть подвергнут денежному взысканию в порядке, установленном статьей 118 УПК РФ.

    Однако законодатель не урегулировал порядка внесения в суд материалов о наложении денежного взыскания на присяжного заседателя в связи с неявкой его в суд без уважительной причины. Так, в ч. 3 ст. 333 УПК РФ имеется лишь лаконичное предписание о том, что подобные вопросы разрешаются в порядке, установленном ст. 118 УПК РФ. В ней же регламентированы только правила наложения денежного взыскания применительно к стадиям предварительного расследования (когда поручитель или лицо, под присмотр которого был отдан несовершеннолетний, не выполнили своих обязательств о надлежащем поведении обвиняемого) и судебного разбирательства (когда присутствующие в судебном заседании лица нарушают установленный порядок).

    Факт неявки в суд присяжного заседателя обнаруживается в подготовительной части судебного заседания. Причины, по которым он не явился в суд, выясняются судьей, секретарем судебного заседания, помощником судьи, а по поручению судьи - судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Если будет установлено, что присяжный заседатель не явился в суд без уважительной причины, то в отношении него на основании ч. 3 ст. 333 УПК РФ в суд могут быть внесены материалы о наложении денежного взыскания. Однако закон не дает ответа на принципиальные для анализируемой ситуации вопросы: 1) какие материалы в данном случае и кем должны вноситься в суд; 2) какой суд уполномочен рассматривать материалы о наложении на присяжного заседателя денежного взыскания.

    Поскольку вопрос о наложении денежного взыскания на присяжного заседателя возникает в связи с его неявкой в судебное заседание, то, как представляется, инициатива о привлечении присяжного заседателя к ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 333 УПК РФ должна исходить от судьи, который являлся председательствующим по уголовному делу. Установление же факта неявки присяжного заседателя в суд без уважительных причин целесообразно возложить на судебного пристава, который по окончании проверки обязан составить протокол и представить соответствующие материалы судье. Названные документы надлежит считать достаточным основанием для их рассмотрения судьей и решения вопроса о наложении на присяжного заседателя денежного взыскания.

    Из действующего уголовно-процессуального законодательства неясно, какому суду подсудны материалы о наложении денежного взыскания на присяжного заседателя. Если буквально следовать предписаниям ч. 3 ст. 333 УПК РФ, согласно которой присяжный заседатель может быть подвергнут денежному взысканию в порядке, установленном ст. 118 этого же Кодекса, то ответ на поставленный вопрос очевиден: материалы, подтверждающие факт неявки в судебное заседание присяжного заседателя без уважительных причин, непременно должны рассматриваться в районном суде. Между тем, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК РФ с участием присяжных заседателей рассматриваются по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ, подсудные судам второго звена, т.е. верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и автономного округа, а также окружному (флотскому) военному суду. Это означает применительно к анализируемой ситуации, что судья областного и равного ему суда для того, чтобы подвергнуть денежному взысканию не явившегося в судебное заседание без уважительной причины присяжного заседателя, обязан направить соответствующие материалы в районный суд по месту судебного разбирательства уголовного дела. Вряд ли такой порядок решения данных вопросов можно признать оптимальным. Полагаем, что вопрос о наложении денежного взыскания на означенную категорию лиц должен входить в компетенцию судьи, рассматривающего уголовное дело с участием коллегии присяжных заседателей. Это следует прямо предусмотреть в ч. 3 ст. 333 УПК РФ.

    Необходимо обратить внимание, что в УПК РФ качестве участника уголовного судопроизводства выделен суд (а не судья), а в ст. 30 «Состав суда» указано, что суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в различных составах, в том числе судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседателей. Уголовный кодекс РФ в ст. 295 «Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование» в перечне лиц, о посягательствах на жизнь которых идет речь, указывает присяжного заседателя. Статья, говорящая об угрозе или насильственных действиях в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования, указывает в качестве таких лиц присяжных заседателей; в статье «Неуважение к суду» (ст. 297 УК РФ) также указывается присяжный заседатель как потерпевший.



    Просмотров