О введении в эксплуатацию транспортного средства. Компания купила автомобиль

В небольших организациях дела формируются централизованно в службе документационного обеспечения управления или у секретаря. Если организация крупная, документы руководства формируются и хранятся в службе документационного обеспечения управления, а остальные документы группируются в дела и хранятся в структурных подразделениях, в которых с ними работали.

Правила и порядок формирования дел

Формирование дел проводится по правилам, которые содержатся в Основных правилах работы архивов организации, Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти.

К началу календарного года на все дела, перечисленные в номенклатуре дел, готовятся папки.

На обложках указываются:

  • наименование организации (полное и краткое);
  • наименование структурного подразделения;
  • индекс дела по номенклатуре дел;
  • заголовок дела в полном соответствии с номенклатурой дел;
  • срок хранения дела.

При формировании дел следует соблюдать ряд правил. Их выполнение всегда поможет правильно определить место хранения любого документа.

В дело помещают только исполненные и правильно оформленные документы , которые соответствуют по виду и содержанию его заголовку. Запрещается включать в дело черновые и дублетные экземпляры документов.

Необходимо запомнить, что документы постоянного и временного сроков хранения не группируют в одно дело.

Существует правило, по которому в дело не помещают более 250 листов при его толщине не более 4 см . Это условие обеспечивает оптимальные условия для поиска информации и наименьшие трудозатраты при подготовке дел к архивному хранению. Если создается больше документов, относящихся к этому делу, заводится новый том с тем же заголовком.

Дела формируются в течение одного календарного года . В учебных заведениях обычно документы группируются в течение учебного года (т.е. с сентября по август). Однако существует определенная специфика в формировании ряда категорий дел. К ним относятся судебные дела, дела, решения по которым выходят за рамки календарного (учебного) года. В течение всего периода работы формируются дела выборных органов комиссий, творческих групп.

По основной деятельности должны группироваться отдельно от приказов по личному составу. Приказы по личному составу группируются в дела в соответствии с установленными сроками их хранения.

Внутри дела документы также должны систематизироваться . вместе с приложениями формируют в дело по видам документов и хронологии . То есть сначала помещают документ более ранней даты, затем — более поздней. подшивают в хронологическом порядке и по номерам.

Приложения обычно присоединяются к документам, к которым они относятся. Если приложения имеют большой объем, они могут составлять отдельное дело с соответствующим заголовком.

При формировании в дело переписки следует учитывать, что письмо-ответ помещают за письмом-запросом. Это означает, что принцип хронологии соблюдается в отношении инициативных документов.

Плановые и отчетные документы хранятся в делах того года, к которому они относятся, независимо от времени их создания. Годовые, квартальные и месячные планы хранятся отдельно.

В отдельные дела помещают обращения граждан , располагая их в алфавитном порядке. При этом предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам работы организации и все документы по их рассмотрению и исполнению группируются отдельно от заявлений граждан по личным вопросам.

Документы в личных делах располагаются в хронологическом порядке по мере их поступления.

Электронные документы и базы данных формируются в дела (папки, директории) в соответствии с номенклатурой дел организации, отдельно от документов на бумажных носителях, на жестком диске специально выделенного компьютера. Электронные базы данных формируются в отдельные дела.

Хранение дел

Сформированные и законченные дела хранятся в структурных подразделениях до передачи их в архив организации. Сохранность документов, защиту от негативного воздействия света и пыли обеспечивается хранением в запирающихся шкафах, сейфах или элеваторных картотеках .

Дела располагаются на полках вертикально . На корешке каждого дела указывается его индекс по номенклатуре. должна быть прикреплена на внутренней стороне дверцы шкафа. Чтобы найти необходимый документ, в номенклатуре находят номер соответствующего дела и затем папку с тем же номером.

Документы, уже сформированные в дела, могут понадобиться сотрудникам для работы. В этом случае вместо документа, извлеченного из дела, помещается лист-заместитель. В листе-заместителе указывают номер и дату документа, его краткое содержание, когда и кому он выдан. На дело, выданное целиком, заполняется карта-заместитель. В ней указывается номер выданного дела, дата выдачи, кому выдано, на какой срок, росписи в получении и приеме после возвращения дела. Карточка-заместитель помещается в шкафу на месте выданного дела.

В соответствии с Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти дела постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения передаются в архив федерального органа исполнительной власти не ранее чем через 1 год и не позднее чем через 3 года со дня начала их использования или хранения в структурных подразделениях. Передача дел в архив федерального органа исполнительной власти производится на основании описей дел постоянного хранения, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу, составляемых в структурных подразделениях федерального органа исполнительной власти. Дела временного (до 10 лет включительно) хранения в архив федерального органа исполнительной власти не передаются и подлежат уничтожению в установленном порядке.

Оформление дела – подготовка дела к передаче на архивное хранение.

Оформление дел проводится работниками службы делопроизводства организации или другими структурными подразделениями, в обязанности которых входит заведение и формирование дел, при методической помощи и под контролем архива организации.

В зависимости от сроков хранения проводится полное или частичное оформление дел. Полному оформлению подлежат дела постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу. При этом полное оформление дел предусматривает:

Дела временного (до 10 лет включительно) хранения подлежат частичному оформлению, при этом допускается:

При оформлении дела документы, составляющие дела, подшиваются на 4 прокола в твердую обложку из картона или переплетаются с учетом возможности свободного чтения текста всех документов, дат, виз и резолюций на них. При подготовке дел к подшивке (переплету) металлические скрепления (булавки, скрепки) из документов удаляются.

Дела постоянного хранения, состоящие из особо ценных документов или неформатных документов, хранятся в закрытых твердых папках с тремя клапанами с завязками или в коробках.

При наличии в деле невостребованных личных документов (удостоверений личности, трудовых книжек, военных билетов) эти документы вкладываются в конверт, который подшивается в дело. При наличии большого количества таких документов, последние изымаются из дел и на них составляется отдельная опись.

В конце каждого дела подшивается чистый бланк листа-заверителя, а в начале дела (для учета особо ценных документов) – бланк внутренней описи документов дела.

В целях обеспечения сохранности и закрепления порядка расположения документов, включенных в дело, все листы этого дела нумеруются арабскими цифрами валовой нумерацией в правом верхнем углу листа простым карандашом или нумератором. Листы внутренней описи документов дела нумеруются отдельно.

При нумерации листов дела необходимо соблюдать следующие правила:

Для учета количества листов в конце дела на отдельном листе составляется лист-заверитель - документ, содержащий сведения о количестве листов дела, физическом состоянии документов и особенностях формирования дела. В книгах лист-заверитель составляется на оборотной стороне последнего чистого листа, а в картотеках – на отдельном чистом листе формата карточки.

Лист-заверитель дела подписывается его составителем. Все последующие изменения в составе и состоянии дела (повреждения, замена подлинных документов) отмечаются в листе-заверителе со ссылкой на соответствующий акт. Запрещается выносить лист-заверитель на обложку дела или чистый оборот листа последнего документа. Если дело подшито или переплетено без бланка листа-заверителя, он наклеивается за верхнюю часть листа на внутренней стороне обложки дела.

Для учета документов постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения, учет которых вызывается спецификой данной документации (особо ценные, личные, судебные, следственные дела и т.д.), а также для учета дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения, сформированных по разновидностям документов, заголовки которых не раскрывают конкретное содержание документа, составляется внутренняя опись – документ, включаемый в дело для учета документов дела, раскрытия их состава и содержания.

Внутренняя опись подписывается ее составителем. Если дело переплетено или подшито без бланка внутренней описи документов, то составленная по установленной форме опись подклеивается к внутренней стороне лицевой обложки дела.

Изменения состава документов дела (изъятия, включения документов, замена их копиями и т.д.) отражаются в графе "Примечания" внутренней описи со ссылками на соответствующие акты. При необходимости составляется новая итоговая запись к внутренней описи и заверительная надпись дела.

Дополнительная информация:

_____
1 ГОСТ Р 7.0.8-2013. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. - Введ. 2014-03-01. - М.: ФГУП "Стандартинформ", 2014. - Пункт 99.
2 Основные правила работы архивов организаций, одобренные решением Коллегии Росархива от 6 февраля 2002 г. – Раздел 3.6
3-10 Там же. – Раздел 3.6.
11 ГОСТ Р 7.0.8-2013. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. - Введ. 2014-03-01. - М.: ФГУП "Стандартинформ", 2014. - Пункт 102.
12 Основные правила работы архивов организаций, одобренные решением Коллегии Росархива от 6 февраля 2002 г. – Раздел 3.6
13 Там же. – Раздел 3.6.
14 Там же. – Раздел 3.6.
15 ГОСТ Р 7.0.8-2013. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. - Введ. 2014-03-01. - М.: ФГУП "Стандартинформ", 2014. - Пункт 101.
16 Основные правила работы архивов организаций, одобренные решением Коллегии Росархива от 6 февраля 2002 г. – Раздел 3.6
17 Там же. – Раздел 3.6.
18 Там же. – Раздел 3.6.

Запрещается воспроизведение или использование любых частей данного документа каким бы то ни было способом (графическим, электронным или механическим, включая изготовление фотокопий, запись, перенос на магнитную ленту или в системы хранения и поиска информации) без разрешения правообладателя – ООО "ТЕРМИКА". За получением разрешения следует обращаться по e-mail:

ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ

ПОРЯДОК
формирования, подготовки и передачи дел в архив

Москва

Подготовка и передача дел в архив осуществляется в соответствии с настоящим Порядком, разработанным в соответствии с федеральным законодательством по вопросам архивного дела, нормативными актами Федеральной архивной службы России, нормативно-методическими документами по документационному обеспечению управления (ГОСТ Р 6.30-97 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», Основными правилами работы ведомственных архивов.

1. ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЛ

1.1. Основные требования к формированию дел

1.1.1. Формированием дел называется группировка исполненных документов в дела в соответствии с номенклатурой дел. Дела формируются работниками службы документационного обеспечения, ответственными за делопроизводство в структурных подразделениях организации. Формирование дел осуществляется под непосредственным методическим руководством архива организации. 1.1.2. При формировании дел необходимо соблюдать следующие основные требования: - подшивать в дело только зарегистрированные, исполненные и оформленные документы в соответствии с требованиями ГОСТ Р 6.30-97 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» и других нормативных актов по делопроизводству; - включать в дело документы, соответствующие по своему заголовку номенклатуре дел с учетом содержания, разновидности и срока хранения; - группировать в дело законченные делопроизводством документы одного календарного года, за исключением переходящих дел и личных дел, которые формируются в течение всего периода работы специалиста в организации; - документы постоянного и временного сроков хранения необходимо группировать в отдельные дела; - включать в дело по одному экземпляру каждого документа; - дело должно содержать не более 250 листов, его толщина не должна превышать 4 см; - запрещается включать в дела черновые, рукописные, незарегистрированные, неисполненные, неподписанные документы и документы, подлежащие возврату. Внутри дела документы должны быть расположены так, чтобы они по своему содержанию последовательно освещали определенные вопросы. При этом документы располагаются в хронологической последовательности (входящие - по датам поступления, исходящие - по датам отправления). Приложения к документам, независимо от даты их утверждения или составления, присоединяются к документам, к которым они относятся.

1.2. Группировка различных категорий документов

1.2.1 . Протоколы, приказы, распоряжения, постановления и другие организационно-распорядительные документы организации группируются в дела по видам и хронологии с относящимися к ним приложениями в соответствии с номенклатурой дел. 1.2.2. Приказы по основной деятельности группируются отдельно от приказов по личному составу. 1.2.3. Положения, инструкции, утвержденные распорядительными документами, являются приложениями к ним и формируются вместе с указанными документами. Если же они утверждены в качестве самостоятельного документа, то их группируют в самостоятельные дела. 1.2.4 . Протоколы совещаний располагаются в делах в хронологическом порядке. 1.2.5. Отчеты и планы подшиваются в дело того года, к которому они относятся, независимо от даты их получения или составления (например: годовой отчет организации (баланс), планы организационно-технических мероприятий, публикаций и технической учебы организации, планы работы организации и структурных подразделений и т.п.). 1.2.6. Лицевые счета служащих и личные дела уволенных сотрудников группируются в отдельные дела и располагаются в них в алфавитном порядке. 1.2.7. Переписка с министерствами, ведомствами, организациями, а также переписка по предложениям, заявлениям и жалобам граждан подшивается в дела по датам подготовки ответов, при этом документ-ответ помещается за документом-запросом. При возобновлении переписки по определенному вопросу, начавшейся в предыдущем году, документы включаются в дело текущего года с указанием на копии ответа индекса дела предыдущего года. 1.2.8. Предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам работы организаций и все документы по их рассмотрению и исполнению группируются раздельно от заявлений граждан по личным вопросам.

2. ОФОРМЛЕНИЕ ДЕЛ

2.1. Основные требования к оформлению дел

2.1.1. Оформление дел осуществляется работниками службы документационного обеспечения управления организации или другими структурными подразделениями, в обязанности которых входит заведение и формирование дел при методической помощи и под контролем архива организации. 2.1.2. В зависимости от сроков хранения проводится полное или частичное оформление дел. 2.1.3. Полному оформлению подлежат дела постоянного хранения, временного хранения (свыше 10-ти лет) и дела по личному составу. 2.1.4. Полное оформление дел предусматривает: - подшивку или переплет документов в дела (п. 2.2); - нумерацию листов в деле (п. 2.3); - составление внутренней описи документов дела (п. 2.4); - составление листа-заверителя дела (п. 2.5); - внесение необходимых сведений в реквизиты обложки дела (п. 2.6). 2.1.5. Частичному оформлению подлежат дела временного хранения (до 10-ти лет включительно). Их допускается хранить в скоросшивателях, не проводит пересистематизацию документов в деле, листы не нумеровать, внутренней описи и листа-заверителя дела не составлять.

2.2. Подшивка (переплет) документов в деле (к п. 2.1.4)

2.2.1. Документы, составляющие дело, подшиваются на четыре прокола в специальную твердую папку с учетом возможности свободного чтения текста всех документов, дат, резолюций и т.п. При подготовке дел к подшивке металлические булавки и скрепки из документов удаляются. В начале дела перед документами подшивается чистый лист бумаги формата А4. 2.2.2. Дела с лицевыми счетами сотрудников подлежат переплету.

2.3. Нумерация листов в деле (к п. 2.1.4)

2.3.1. В целях обеспечения сохранности и закрепления порядка расположения документов, включенных в дело, все листы его, кроме листов внутренней описи дела, листа-заверителя дела и распорядительных листов между комплектами документов по экспертизе объектов, нумеруются валовой нумерацией арабскими цифрами в правом верхнем углу, не задевая текста документов, черным графитным карандашом. 2.3.2. Фотографии, чертежи, диаграммы и другие специфические документы, представляющие самостоятельный лист в деле, нумеруются на оборотной стороне в левом верхнем углу. 2.3.3. Лист с наглухо наклеенными документами (вырезки, фотографии и т.п.) нумеруются как один лист. 2.3.4. Сложенный лист (формата А2, А3) разворачивается и нумеруется в правом верхнем углу как один лист. 2.3.5. Подшитые в дело конверты с вложениями нумеруются, при этом вначале нумеруется конверт, а затем очередным номером каждое вложение в конверт. 2.3.6. Подшитые в дело документы с собственной нумерацией листов (включая печатные издания) должны нумероваться в общем порядке. 2.3.7. Листы дел, состоящих из нескольких томов, нумеруются по каждому тому отдельно. 2.3.8. Запрещается применение чернил и цветных карандашей для нумерации листов. 2.3.9. При наличии отдельных ошибок в нумерации листов в делах допускается употребление литерных номеров листов (например: 37, 37а, 37б и т.д.).

2.4. Составление внутренней описи (к п. 2.1.4)

2.4.1. Для учета документов дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения и документов по личному составу (75 лет) составляется внутренняя опись. 2.4.2. В необходимых случаях по согласованию с архивом составляется внутренняя опись к документам на дела сроком хранения до 10 лет, к которым относятся документы с грифом «ДСП»; предложения, заявления и жалобы граждан и т.п. 2.4.3. Внутренняя опись составляется на листе(ах) формата А4 по установленной форме (приложение 1), которая содержит следующие сведения: - порядковый номер документов в деле; - заголовок (краткое содержание) документов; - дата документов; - индекс (регистрационный номер) документов; - номера листов дела, на которых расположен каждый документ. 2.4.4 . Внутренняя опись имеет самостоятельную нумерацию листов. 2.4.5. Внутренняя опись подписывается ее составителем с указанием должности, расшифровка подписи и даты составления описи.

2.5. Составление листа-заверителя дела (к п. 2.1.4)

2.5.1. Для учета количества листов в деле и фиксации особенностей их нумерации составляется лист-заверитель дела. 2.5.2. Лист-заверитель дела составляется на отдельном листе формата А4 по установленной форме (приложение 2). 2.5.3. В листе-заверителе дела указывается цифрами и прописью количество пронумерованных листов внутренней описи (при ее наличии). 2.5.4. В листе-заверителе оговариваются следующие особенности нумерации документов дела: - наличие литерных листов и пропущенных номеров; - номера листов с неустранимыми дефектами (порванные листы, листы, залитые чернилами и т.п.). 2.5.5. Все последующие изменения в составе и состоянии дела (повреждения, замена подлинников копиями, присоединение новых документов и т.д.) отмечаются в листе-заверителе со ссылкой на соответствующий акт.

2.6. Оформление обложки дела постоянного и временного (свыше 10-ти лет) хранения (к п. 2.1.4)

2.6.1. Обложка дела постоянного, временного (свыше 10-ти лет) хранения и по личному составу оформляется согласно приложению 3 . На обложке дела указываются: - наименование структурного подразделения организации и его подчиненность; - наименование отдела; - номер дела (тома) по номенклатуре дела; - заголовок дела; - дата дела (крайние даты документов, помещенных в дело); - количество листов в деле; - срок хранения дела. 2.6.2. Обложка дела оформляется черными чернилами или тушью. 2.6.3. При изменении наименования организации, структурного подразделения (его подчиненности) или наименования отдела в течение периода, охватываемого документами дела, на обложке дописывается новое наименование организации, структурного подразделения или отдела, проставляется дата, а прежнее наименование заключается в скобки. 2.6.4. Заголовок дела на обложке переносится из номенклатуры дел организации, согласованной с Экспертно-проверочной комиссией (экспертной комиссией) архивной организации *. * Учреждение Федеральной архивной службы, орган управления архивным делом субъектов Российской Федерации (соответствующий областной или республиканский архивный орган) 2.6.5. В заголовках дел, содержащих копии документов (приказы, постановления вышестоящих организаций, протоколы совещаний в вышестоящей организации и т.п.), указывается их копийность. Подлинность документов дела в заголовке не оговаривается. 2.6.6. На обложках дела обязательно указывается дата дела: - для дел, содержащих приказы, постановления, протоколы, датами дела являются даты подписания или утверждения самого раннего и самого позднего документа; - для дел, содержащих переписку, датой начала дела является дата поступления первого входящего или дата первого исходящего документа, а датой окончания - дата самого последнего входящего или исходящего документа; - датой личного дела являются даты подписания приказов о приеме и увольнении лица, на которое оно заведено; - датой дел, содержащих лицевые счета сотрудников организации, личные дела уволенных сотрудников, и дел, содержащих планы и отчеты, является год заведения дела. Даты приложения к документам не принимаются во внимание. Если в дело включены документы, дата которых не совпадает с датой дела, то под графой «Дата дела» делается запись: «В деле имеются документы за ______ год(ы)». 2.6.7. Обязательным реквизитом обложки дела является указание количества листов в деле, которое проставляется на основании листа-заверителя дела (п. 2.5). 2.6.8 . Реквизит «Срок хранения дела» оформляется в соответствии с номенклатурой дел организации. 2.6.9 . На корешке обложки дела указывается индекс дела по номенклатуре дел, номер тома и год его формирования. 2.6.10 . Номер тома указывается только в том случае, если заведено более одного тома. При этом после номера тома в скобках указывается количество заведенных томов.

3. ОПЕРАТИВНОЕ ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ

3.1. С момента заведения и до передачи в архив организации дела хранятся у специалистов делопроизводственной службы организации (структурных подразделений) по месту их формирования. 3.2. Руководители структурных подразделений и специалисты делопроизводственной службы организации, отвечающие за делопроизводство, несут ответственность за сохранность документов и дел. 3.3. Дела находятся в рабочих комнатах, располагаются в запирающихся шкафах, обеспечивающих их полную сохранность, предохраняющих документы от пыли и воздействия солнечного света. В целях повышения оперативности поиска документов, дела располагаются в соответствии с номенклатурой дел. Номенклатура дел или выписка из нее помещаются на внутренней стороне шкафа. 3.4. Временное изъятие документов из дел допускается в исключительных случаях и производится только с разрешения начальника делопроизводственной службы организации (структурного подразделения) с обязательным оставлением в деле заверенной копии документа и указания причины выдачи подлинника. 3.5. Копии документов, находящихся в делах организации, выдаются сторонним организациям только с разрешения начальника делопроизводственной службы организации (структурного подразделения). 3.6. Уничтожение документов, не имеющих научно-исторической ценности и утративших практическое значение, производится архивом организации в установленном порядке. Самовольное уничтожение служебных документов в структурных подразделениях организации запрещается. 3.7. Специалисты структурных подразделений организации несут ответственность за сохранность поступивших к ним документов и аккуратное обращение с ними.

4. СОСТАВЛЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ОПИСЕЙ ДЕЛ

4.1. Для обеспечения комплектования архива на все завершенные в делопроизводстве организации дела, подлежащие сдаче в архив (дела постоянного, временного (свыше 10-ти лет) хранения и по личному составу), оформленные в соответствии с требованиями ГОСТ Р 6.30-97 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» и других нормативных актов по делопроизводству, а также разделов 1 и 2 настоящего Порядка, составляются описи дел (приложение 4). 4.2. Описи дел составляются отдельно на: - дела постоянного хранения; - дела временного хранения; - дела по личному составу. 4.3. Опись дел представляет собой перечень дел с самостоятельной валовой (порядковой) законченной нумерацией. Каждое дело (том) вносится под самостоятельным порядковым номером. 4.4. В организации, в каждом структурном подразделении, описи на дела постоянного хранения составляются ежегодно под непосредственным методическим руководством архива. По этим описям документы передаются в архив. Описи, подготовленные структурными подразделениями, служат основой для подготовки сводной описи организации, которую готовит архив и по которой он сдает дела на постоянное хранение. Описи дел составляются по установленной форме в двух экземплярах и представляются в архив организации через год после завершения дел в делопроизводстве. 4.5. При внесении в опись нескольких томов одного дела пишется полностью заголовок первого тома, а все остальные тома обозначаются словами «То же» + номер тома. При этом другие сведения о делах вносятся в опись полностью (дата дела, количество листов в деле, срок хранения дела). На каждом новом листе в описи заголовок воспроизводится полностью. Если заведен только один том дела, то номер тома не указывается в описи. 4.6. Дела в описи систематизируются в соответствии с номенклатурой дел в организации. 4.7. В опись дел делопроизводственной службы организации после заголовков дел включаются регистрационные карточки на входящие и исходящие документы. 4.8. В конце описи делается итоговая запись, в которой указывается цифрами и прописью количество дел, сдаваемых в архив организации. 4.9. Описи дел печатаются в двух экземплярах и подписываются руководителем организации, составителем описи (специалистом делопроизводственной службы) и заведующим архивом организации. 4.10. Один экземпляр описи передается с делами в архив организации, второй экземпляр остается у специалиста делопроизводственной службы организации, ответственного за делопроизводство. 4.11. Графа «Примечание» используется для проставления отметок о приеме дел, особенности их физического состояния, о наличии копий и т.д.

5. ПЕРЕДАЧА ДЕЛ В АРХИВ ОРГАНИЗАЦИИ

5.1. В архив организации передаются дела постоянного, временного (свыше 10-ти лет) хранения и по личному составу. Их передача производится только по описям (раздел 4 настоящего Порядка). 5.2. Законченные делопроизводством дела постоянного, временного (свыше 10-ти лет) хранения и по личному составу, после окончания календарного года, в котором они были заведены, подлежат оформлению в соответствии с настоящим Порядком и передаются в архив организации в течение последующего года, но не позднее чем через 2 года после окончания их делопроизводством. 5.3. Передача дел в архив организации осуществляется по графику, составленному архивом, согласованному с руководителями структурных подразделений, передающих документы в архив, и утвержденному руководителем организации. 5.4. В период подготовки дел структурным подразделением к передаче в архив организации сотрудником архива предварительно проверяется правильность их формирования, оформления и соответствие количества дел, включенных в опись, количеству дел, заведенных в соответствии с номенклатурой дел организации. Все выявленные при проверке недостатки в формировании и оформлении дел работники службы делопроизводства структурного подразделения обязаны устранить. При обнаружении отсутствия дел составляется справка. 5.5. Прием каждого дела производится лицом, ответственным за архив (специальным сотрудником) в присутствии работника службы делопроизводства структурного подразделения. При этом на обоих экземплярах описи против каждого дела, включенного в нее, делается отметка о наличии дела. В конце каждого экземпляра описи указывается цифрами и прописью количество фактически принятых в архив дел, номера отсутствующих дел, дата приема-передачи дел, а также подписи ответственного за архив (сотрудника архива) и лица, передавшего дела. 5.6. Дела сроком хранения до 10-ти лет включительно хранятся службой делопроизводства и по истечении сроков хранения подлежат передаче в архив для уничтожения в установленном порядке. 5.7. В случае ликвидации или реорганизации подразделения организации, работник службы делопроизводства в течение 2-х месяцев с момента ликвидации или реорганизации подразделения формирует все имеющиеся документы в дела, оформляет дела и передает их в архив, независимо от сроков хранения.

6. РАБОТА С ЭЛЕКТРОННЫМИ ДОКУМЕНТАМИ

6.1. Все операции, осуществляемые с электронными документами при передаче на архивное хранение, должны быть документированы. Электронный документ - это документ, созданный с использованием носителей и способов записи, обеспечивающих обработку его информации на компьютере. Создаваемые в деятельности организации электронные документы подлежат передаче в установленном порядке на архивное хранение. Архивы организаций осуществляют прим электронных документов, обеспечивают их сохранность, учет, отбор и использование, а также подготовку и передачу на государственное хранение. На хранение принимаются как отдельные документы, так и их комплексы, коллекции документов, а также документы в составе фондов организаций или физических лиц - источников комплектования архива, имеющих реквизиты, позволяющие их идентифицировать. 6.2. Место хранения электронных документов определяет руководитель организации. Они могут храниться в архиве организации или в специализированном подразделении, в состав которого могут входить: магнитотека, служба по внедрению и сопровождению методов и средств автоматизированного ведения документов, технологическая служба. 6.3. Обязательными условиями архивного хранения электронных документов являются: - наличие в архиве аппаратно-программного оснащения для хранения, копирования и воспроизведения электронных документов, их перезаписи в новые форматы в связи с развитием программного обеспечения, передачей информации по каналам связи; - обеспечение доступа к информации по установленным категориям пользователей, а также обеспечение защиты информации от несанкционированного доступа (путем применения соответствующих технических средств и правовых норм); - обеспечение режима хранения электронных документов, исключающих их утрату или искажение. Обеспечение хранения электронных документов должно предусматривать поддержание оптимальных режимов хранения технических носителей электронных документов. Технические параметры данных режимов определяются соответствующими государственными стандартами ГОСТ 28388-89. Система обработки информации. Документы на магнитных носителях. Порядок выполнения и обращения; ГОСТ 2.501-88 ЕСКД. Правила учета и хранения; ГОСТ 19.601-78 ЕСПД. Правила дублирования, учета и хранения; ГОСТ 24.402-80. Единая система стандартов АСУ. Учет, хранение и обращение. 6.4. Отбор электронных документов на архивное хранение осуществляется в результате их экспертизы. На начальном этапе экспертизы электронных документов архив совместно с делопроизводственной службой или службой, отвечающей за функционирование информационных технологий в организации, определяет перечень систем, тем и проектов, документы которых могут иметь ценность в соответствии с общими критериями экспертизы. Этот перечень является основанием для проведения собственно экспертизы электронных документов. Экспертиза электронных документов проводится экспертными службами во взаимосвязи с традиционной документацией организации; применяется в комплексе система общих и специальных критериев. Устанавливается видовой состав документов, проводится экспертиза их содержания, определяются требования к жизненным циклам документированной информации, осуществляется экспертная оценка технического состояния документов. Отбор электронных документов производится на основе «Перечня типовых документов со сроками хранения, образующихся в деятельности организаций» и «Перечня документов на машинных носителях и автоматизированная база данных (АБД) автоматизированных систем научно-технического и производственного назначения. 6.5. Электронные документы поступают на архивное хранение вместе с сопроводительной документацией. В ней должна найти отражение следующая информация: название документа, дата его создания, характеристика содержания (аннотация), электронный формат, физическая и логическая структура (для базы данных (БД), объем документа (для БД также количество записей). Электронный документ и сопроводительная документация к нему составляют единицу учета электронных документов. Единице учета, поступившей на архивное хранение, присваивается регистрационный номер по журналу поступлений. В составе единицы учета указывается единица хранения. Единица хранения электронного документа - это комплект носителей (магнитная лента, гибкий магнитный диск, магнитооптический диск, оптический диск и др.) электронного документа и сопроводительная документация к нему. На единицу хранения заводится учетная карточка в двух экземплярах и ведется учетная БД (каталог) электронных документов. 6.6. Подготовка электронных документов к передаче на архивное хранение состоит из следующих этапов: - запись на машинные носители (при необходимости - перезапись на новые носители); - проверка технического состояния; - подготовка сопроводительной документации (сопроводительная документация электронного документа должна быть достаточной для обеспечения сохранности и использования электронных документов); - непосредственная передача электронных документов в архив организации. 6.7. Сроки временного архивного хранения электронных документов государственной части архивного фонда Российской Федерации в организации в соответствии с постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации «О порядке ведомственного хранения документов и организации их в делопроизводстве» от 03.03.93 № 191 определены в 5 лет. Передача документов на государственное хранение осуществляется по согласованию с государственным архивом по описи. Документы временного срока хранения уничтожаются по акту после утверждения описи в установленном порядке.

Приложение 1

ВНУТРЕННЯЯ ОПИСЬ
Документов дела

№ ________________

Заголовок документа

Дата документа

Индекс документа

Номера листов дела

Наименование должности лица, составившего внутреннюю опись расшифровка документов дела подпись подписи Дата

Формат А4 (210х297 мм)

Форма внутренней описи документов дела

Приложение 2

ЛИСТ-ЗАВЕРИТЕЛЬ ДЕЛА № ______

В деле подшито и пронумеровано _______________ ____________________________________________ (цифрами и прописью) листа(ов), в том числе: литерные листы ______________________________ пропущенные номера __________________________ + _________________ листа(ов) внутренней описи. Наименование должности лица, расшифровка составившего лист-заверитель дела подпись подписи Дата

Формат А4 (210х297 мм)

Форма листа-заверителя дела

Приложение 3

______________________________________________________________________

(наименование структурного подразделения организации)

_______________________________________________________________________

(наименование отдела)

Опись ______ Ед. хр. ______

ДЕЛО № _____

Том № _________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Начато _____________ г.

Окончено ___________ г.

На ________________ л.

Хранить __________ лет

Форма А4 (210х297 мм)

Форма обложки дела

Приложение 4

ОПИСЬ
документальных материалов ______________________________хранения

(постоянного, временного)

___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

(отдела, управления)

за _______ год

Индексы дел

Заголовки единиц хранения (дел)

Крайние даты

Кол-во листов

Срок хран. и № статьи перечня

Примечание

Всего сдано __________________________ дел (цифрами и прописью) Начальник отдела подпись расшифровка подписи Сдал: наименование должности лица, расшифровка составившего опись подпись подписи Принял: заведующий архивом подпись расшифровка подписи

Формат А4 (210х297 мм)

Форма описи дел отделов

1. Формирование дел. 1 1.1. Основные требования к формированию дел. 1 1.2. Группировка различных категорий документов. 2 2. Оформление дел. 2 2.1. Основные требования к оформлению дел. 2 2.2. Подшивка (переплет) документов в деле. 3 2.3. Нумерация листов в деле. 3 2.4. Составление внутренней описи. 3 2.5. Составление листа-заверителя дела. 4 2.6. Оформление обложки дела постоянного и временного (свыше 10-ти лет) хранения. 4 3. Оперативное хранение документов. 5 4. Составление и оформление описей дел. 5 5. Передача дел в архив организации. 6 6. Работа с электронными документами. 7 Приложение 1 Ф орма внутренней описи документов дела. 9 Приложение 2 Ф орма листа-заверителя дела. 9 Приложение 3 Ф орма обложки дела. 9 Приложение 4 Ф орма описи дел отделов. 10

Предприятие купило автомобиль 30 декабря 2016 года. Оплата госпошлины и постановка на учет произведены в январе 2017 года. 1. Какой датой оформлять приобретение ТС и каким документом? 2. Обязательно включать госпошлину в стоимость ТС для налогового учета? 3. Ввод в эксплуатацию ТС по дате постановки на учет в ГИБДД? Каким документом оформлять? 4. С какого месяца начислять амортизацию - с января или с февраля?

1) Оформить приобретение автомобиля нужно актом приемки на основе типовых форм (например, ОС-1) или же самостоятельно разработанных, главное, чтобы в нем были все необходимые реквизиты.

По общему правилу акты надо составлять на дату, когда право собственности на имущество переходит от продавца к покупателю.

2)Если госпошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество или за регистрацию транспортного средства уплачена после ввода объекта в эксплуатацию, ее сумму включите в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 1, 40 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Если госпошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество или за регистрацию транспортного средства уплачена до ввода объекта в эксплуатацию, ее сумму нужно учесть при формировании первоначальной стоимости имущества. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 19 мая 2009 г. № 03-05-05-01/26, от 18 мая 2009 г. № 03-05-05-01/26.

Ранее Минфин России придерживался другой точки зрения (письма от 19 октября 2007 г. № 03-03-06/1/725, от 16 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/116). Минфин разрешал учитывать госпошлину за регистрацию транспортных средств в составе прочих расходов, даже если она уплачена до ввода основных средств в эксплуатацию. Однако с выходом более поздних разъяснений финансового ведомства включение в состав прочих расходов госпошлины, уплаченной до ввода основного средства в эксплуатацию, может привести к разногласиям с проверяющими.

3) При этом без регистрации автомобиля эксплуатировать его на дорогах общего пользования запрещено. Собственник или владелец автомобиля обязан зарегистрировать его в установленном законом порядке в течение 10 суток после приобретения (таможенного оформления) или в течение срока действия знака «Транзит». Такое указание есть в пункте 3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 № 938.

Ввод в эксплуатацию надо оформить первичным документом. Такой порядок установлен в части 1 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ. Оформить ввод в эксплуатацию имущества Вы можете типовыми формами, например № ОС-1;

4)П общему правилу амортизацию начисляют с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором основное средство было введено в эксплуатацию. Таковы правила пункта 4 статьи 259 НК. Но в пункте 11 статьи 258 НК РФ есть норма, согласно которой основные средства, права на которые подлежат госрегистрации, включаются в амортизационную группу с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию этих прав. Поэтому налоговики считают, что амортизировать машину организация сможет не ранее месяца, следующего за месяцем, в котором организация поставит автомобиль на учет и введет его в эксплуатацию.

Такой же точки зрения придерживаются московские судьи (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23.06.06 № КА-А40/5390-06).

Сергея Разгулина,

Ивана Шкловца, заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Как оформить и отразить в бухучете приобретение основных средств за плату

Документальное оформление

После обследования поступившего имущества комиссия должна дать заключение о возможности его использования. Такую отметку ставят, оформляя приобретенное имущество, в акте приемки-передачи основного средства. Этот документ составьте на основе типовых форм или же самостоятельно разработанных, главное, чтобы в них были все необходимые реквизиты .*

Типовые бланки актов приема-передачи для основных средств есть разные:

  • для одного объекта, кроме зданий и сооружений, – форма № ОС-1 ;
  • для нескольких однородных объектов, кроме зданий и сооружений, – форма № ОС-1б ;
  • для одного здания или сооружения – форма № ОС-1а .

Какую бы форму вы ни использовали – типовую или самостоятельно разработанную, руководитель должен ее утвердить в приказе.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 29 сентября 2009 № 03-05-05-04/61 .

Из ситуации

Сергея Разгулина , действительный государственный советник РФ 3-го класса

нужно ли в налоговом учете включить в первоначальную стоимость имущества госпошлину, уплаченную за регистрацию прав на объекты недвижимости, а также за регистрацию транспортных средств

Ответ на этот вопрос зависит от того, когда организация платит госпошлину: до или после ввода основных средств в эксплуатацию.

Если госпошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество или за регистрацию транспортного средства уплачена после ввода объекта в эксплуатацию, ее сумму включите в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. , п. 1 ст. 264 НК РФ).* Объясняется это тем, что к моменту ввода основного средства в эксплуатацию его первоначальная стоимость должна быть сформирована. Изменять первоначальную стоимость можно только при реконструкции объекта, его модернизации, достройки, дооборудования, техническом перевооружении, частичной ликвидации или при наличии других аналогичных оснований. Это следует из положений пункта 2 статьи 257 Налогового кодекса РФ. Регистрация прав на объект недвижимости (регистрация транспортного средства) к таким основаниям не относится. Поэтому увеличивать первоначальную стоимость основного средства на сумму уплаченной госпошлины в таком случае неправомерно.

Если госпошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество или за регистрацию транспортного средства уплачена до ввода объекта в эксплуатацию, ее сумму нужно учесть при формировании первоначальной стоимости имущества. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 19 мая 2009 г. № 03-05-05-01/26 , от 18 мая 2009 г. № 03-05-05-01/26 , от 27 марта 2009 г. № 03-03-06/1/195 , от 1 июня 2007 г. № 03-03-06/2/101 , от 5 июля 2006 г. № 03-06-01-04/138 . Позиция финансового ведомства основана на положениях пункта 1 статьи 257 Налогового кодекса РФ, согласно которым первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (сооружение, изготовление) и доведение до состояния, пригодного к использованию. При этом в первоначальную стоимость нельзя включать только суммы НДС и акцизов. По мнению Минфина России, в рассматриваемой ситуации уплата госпошлины является обязательным условием для законной эксплуатации основных средств. Поэтому включение этих расходов в первоначальную стоимость объекта недвижимости (транспортного средства) является обоснованным.

Главбух советует: есть аргументы, которые позволяют учитывать госпошлину за регистрацию объектов недвижимости (транспортных средств) в составе прочих расходов, даже если она уплачена до ввода основных средств в эксплуатацию. Они заключаются в следующем.*

Уплата госпошлины не является расходом, связанным с приобретением основного средства и доведением его до состояния, в котором он пригоден для использования. Госпошлина взимается за регистрацию уже приобретенного объекта недвижимости или транспортного средства. Сам по себе факт уплаты госпошлины не влияет на пригодность основного средства к эксплуатации. Кроме того, госпошлина является федеральным сбором, что является основанием для ее включения в состав прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Поэтому учитывать ее при формировании первоначальной стоимости основных средств не нужно. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, в которых признается правомерность такого подхода (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 25 ноября 2008 г. № Ф09-8694/08-С3 , от 30 января 2008 г. № Ф09-57/08-С3 , Северо-Западного округа от 25 декабря 2006 г. № А05-5787/2006-18 , Центрального округа от 7 апреля 2006 г. № А08-601/05-9). Приведенные решения были приняты в отношении госпошлины, уплаченной при регистрации транспортных средств. Однако выводы, содержащиеся в этих документах, справедливы и в отношении госпошлины, уплаченной за регистрацию прав на объекты недвижимости.

Ранее такой же точки зрения придерживался Минфин России (письма от 19 октября 2007 г. № 03-03-06/1/725 , от 16 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/116 , от 2 марта 2006 г. № 03-03-04/1/165 , от 30 марта 2005 г. № 03-03-01-04/1/137). Однако с выходом более поздних разъяснений финансового ведомства включение в состав прочих расходов госпошлины, уплаченной до ввода основного средства в эксплуатацию, может привести к разногласиям с проверяющими.*

По налоговому законодательству, если одни и те же затраты с равными основаниями могут быть отнесены к разным группам расходов, организация вправе самостоятельно определить такую группу (п. 4 ст. 252 НК РФ). Выбранный вариант нужно закрепить в учетной политике (абз. 5 ст. 313 НК РФ). Следует отметить, что у каждого из рассмотренных вариантов есть свои преимущества. Включение госпошлины в состав прочих расходов позволяет быстрее списать ее в налоговом учете. Включение госпошлины в первоначальную стоимость основного средства позволит сблизить бухгалтерский и налоговый учет.

Из статьи журнала

Можно ли амортизировать машину до ее регистрации в ГИБДД

Кирилл Владимирович Муравьев , заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Да, можно. Автомобиль становится амортизируемым имуществом с момента перехода к организации права собственности на него (п. 1 ст. 256 Налогового кодекса). Автомобиль не является объектом недвижимости, значит, в госрегистрации права собственности на него не нуждается (п. 2 ст. 130 ГК РФ). Поэтому ограничения, установленные пунктом 11 статьи 258 НК РФ, на регистрацию автомобиля в ГИБДД не распространяются. И начислять амортизацию по автомобилю можно с месяца, следующего за тем, в котором он был введен в эксплуатацию.

Но есть примеры судебных решений, в которых суды признавали начисление амортизации до регистрации автомобиля в ГИБДД неправомерным (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.06.10 № А27-19317/2009). По мнению судей, срок полезного использования не должен начинаться ранее даты, с которой организация может реализовать право пользования автомобилем.

Из ситуации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

можно ли для расчета налога на прибыль начислять амортизацию по автомобилю до его регистрации в ГИБДД (органах Гостехнадзора)

Да, можно.

Основные средства (в т. ч. автомобиль) признаются амортизируемым имуществом для целей налогового учета, если они соответствуют всем необходимым для того

Е. Л. Ермошина, эксперт журнала

Мало найдется на сегодняшний день предприятий, которых бы не касались вопросы, связанные с приобретением, содержанием, эксплуатацией и, наконец, с выбытием транспортных средств. Надо ли дожидаться регистрации в ГИБДД автомобиля, уже введенного в эксплуатацию, чтобы начать начисление по нему амортизации? Как определить автомобиля для целей начисления налоговой амортизации, если этот автомобиль нельзя однозначно отнести к конкретной амортизационной группе? Ответы на эти и другие вопросы вы узнаете из данной статьи.

Регистрация и начало амортизации

Одним из спорных на сегодняшний день остается вопрос о том, имеет ли значение для начисления амортизации по транспортным средствам момент их регистрации в ГИБДД или органах Гостехнадзора. Напомним суть проблемы. Всем известно, что допуск транспортных средств к участию в дорожном движении на территории РФ осуществляется путем их регистрации и выдачи соответствующих документов. Об этом говорится в п. 3 ст. 15 Федерального закона № 196-ФЗ 1 .

Как следует из п. 3 Постановления Правительства РФ № 938 2 , собственники (владельцы) автомобилей обязаны в установленном порядке зарегистрировать их в ГИБДД в течение пяти суток после приобретения. Пунктом 25 Административного регламента МВД 3 определено, что максимальный срок совершения регистрационного действия с выдачей документов и регистрационных знаков устанавливается территориальным органом управления Госавтоинспекции субъекта РФ и не может превышать трех часов с момента приема заявления и подтверждения факта уплаты государственной пошлины. Исключение составляют случаи, когда принимается решение об отказе в регистрации автотранспортного средства или возникают форс-мажорные обстоятельства, не позволяющие совершать процедуры, предусмотренные данным регламентом.

В случаях, требующих дополнительных проверок, проводимых сотрудниками регистрационных подразделений, заявления рассматриваются в срок до 30 суток со дня их поступления. На практике нередко между вводом транспортного средства в эксплуатацию и регистрацией его в органах ГИБДД проходит значительное время. Это могут быть ситуации, когда документы на регистрацию поданы вовремя, однако регистрационные действия ГИБДД, связанные с выдачей документов и регистрационных знаков, длятся более месяца, или ситуации, возникающие по вине самого собственника автомобиля, например когда пропуск пятидневного срока подачи документов обусловлен выбором страховой компании для заключения договора ОСАГО 4 . То есть автомобиль может быть введен в эксплуатацию в одном отчетном (налоговом) периоде, а документы на его регистрацию могут быть поданы в другом.

Поэтому очень важно определиться, с какого месяца должна начисляться амортизация. Напомним, что в соответствии со ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объекту основных средств начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию. При этом в силу п. 11 ст. 258 НК РФ , права на которые подлежат государственной регистрации по законодательству РФ, включаются в соответствующую амортизационную группу с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

Исходя из положений ст. 130 ГК РФ автотранспортное средство является движимой вещью. Согласно п. 2 ст. 164 ГК РФ государственной регистрации сделок с движимым имуществом не требуется, кроме предусмотренных законом случаев. Необходимость регистрировать сделки с транспортными средствами, а также право собственности на них законодательством не установлена. Постановление Правительства РФ № 938 регулирует порядок регистрации самого автотранспортного средства в государственных органах 5 .

Учитывая изложенное, Минфин, к примеру, считает (см. Письмо от 13.06.2012 № 03-03-06/1/303), что начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества – транспортному средству начинается в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, на основании п. 4 ст. 259 НК РФ. При этом расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные п. 9 ст. 258 НК РФ (так называемая «амортизационная премия»), признаются в том отчетном (налоговом) периоде, на который приходится дата начала амортизации.

Дополнительно см. статью М. В. Подкопаева «Амортизационная премия: применяем и проверяем», № 20, 2012.

В большинстве арбитражных споров на эту тему судьи придерживаются того же подхода, что и Минфин. Например, ФАС ЗСО в Постановлении от 05.05.2012 № А27-10607/2011 указал, что положения Федерального закона № 196-ФЗ и Постановления Правительства РФ № 938 не регулируют порядок ввода объекта в эксплуатацию, возникновения права собственности на транспортное средство и начисления амортизации.

Судьи пришли к выводу, что начало начисления амортизации не зависит от даты регистрации транспортного средства в соответствующих органах, транспортное средство в налоговом учете должно включаться в состав амортизируемого имущества в общем порядке – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект введен в эксплуатацию, независимо от момента регистрации его в органах Гостехнадзора. Аналогичное мнение высказал ФАС МО в Постановлении от 07.09.2010 № КА-А40/10331-10, отметив, что регистрация транспортных средств в ГИБДД (Гостехнадзоре) является специальной и носит исключительно информационный (учетный) характер.

Однако имеется и иной подход к данной проблеме: срок полезного использования в целях начисления амортизации не может начинаться ранее даты, с которой налогоплательщик вправе эксплуатировать принадлежащий ему автомобиль, то есть даты регистрации транспортного средства в органах ГИБДД или Гостехнадзора. Такого мнения придерживаются некоторые судьи (см. постановления ФАС ЗСО от 18.06.2010 № А27-19317/2009, от 03.05.2005 № Ф04-2522/2005(10706-А27-40)), и, по мнению автора, небезосновательно.

В связи с этим, полагаем, во избежание возникновения споров с налоговыми органами и для уменьшения налоговых рисков необходимо, чтобы дата ввода в эксплуатацию транспортного средства и дата регистрации в органах ГИБДД (Гостехнадзора) приходились на один отчетный (налоговый) период.

К св едению

Что касается прекращения начисления амортизации, здесь Минфин проводит четкую зависимость от момента снятия с учета. Например, в Письме от 21.07.2010 № 03-03-06/1/468 говорится, что амортизация может учитываться при формировании налоговой базы для целей исчисления налога на прибыль при условии использования ТС в деятельности, направленной на извлечение дохода. Таким образом, начисление амортизации по транспортным средствам, находящимся на балансе организации, но снятым с учета в органах ГИБДД и Гостехнадзора, прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия этих транспортных средств с учета.

Несколько слов о госпошлинах за регистрацию транспортных средств

Если организация приобретает транспортное средство, то за его государственную регистрацию она должна уплатить госпошлину. Согласно пп. 36 п. 1 ст. 333.33 НК РФ пошлина взимается в следующих размерах: за регистрацию с выдачей госзнаков на автомобили – 1 500 руб. (на мототранспортные средства, прицепы, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины – 1 000 руб.); паспорта транспортного средства (ПТС) – 500 руб.; свидетельства о регистрации ТС – 300 руб. Как видим, суммы невелики, однако и они вызывают споры между налогоплательщиками и налоговыми органами на тему, куда относить расходы на уплату госпошлины. Здесь возможны два варианта:

– учесть в составе прочих расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ;

– включить в первоначальную стоимость транспортного средства.

На втором варианте настаивал Минфин аж в 2007 году (Письмо от 01.06.2007 № 03-03-06/2/101), и с тех пор на эту тему он не высказывался 6 . А вот судьи, наоборот, считают, что затраты на регистрацию автотранспорта не увеличивают его первоначальную стоимость, а учитываются в прочих расходах, так как регистрация в органах ГИБДД не является доведением транспортного средства до состояния пригодности (постановления ФАС УО от 25.11.2008 № Ф098694/08-С3, от 30.01.2008 № Ф09-57/08-С3). По мнению автора, сумма госпошлин не столь значительна, чтобы спорить на эту тему с налоговиками. Если, к примеру, они настаивают на включении госпошлины в первоначальную стоимость автотранспортного средства, то лучше так и сделать. Однако отметим, что это возможно в случае, когда уплата госпошлины и регистрация в ГИБДД происходят в том же месяце, когда транспортное средство вводится в эксплуатацию.

Определение срока полезного использования

Нередко на практике у бухгалтера возникают сложности с определением срока полезного использования (СПИ) в силу того, что не ясно, к какой амортизационной группе относится то или иное транспортное средство. В каких ситуациях это бывает? Например, при покупке дорогих иномарок представительского или бизнес-класса. Или в случаях, когда транспортное средство не подходит по описанию ни к одной из десяти амортизационных групп, указанных в Классификации ОС 7 . Рассмотрим эти ситуации подробнее.

…для дорогой иномарки

Согласно Классификации ОС легковые автомобили относятся к третьей амортизационной группе, для которой установлен СПИ свыше трех до пяти лет включительно. Исключение составляют легковые автомобили большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса. Они относятся к пятой амортизационной группе с СПИ свыше семи до десяти лет включительно. Таким образом, легковые автомобили высшего класса независимо от объема двигателя должны попасть в пятую амортизационную группу (например, машина представительского класса Audi A8 3.0 TDI с объемом двигателя 2 496 см3, то есть менее 3,5 л). Вот здесь-то и начинается самое интересное.

Нередко на практике налоговые органы готовы отнести к нему любую «чрезмерно дорогую», на их взгляд, иномарку. Их стремления понятны. Минимальный СПИ для пятой группы составляет 85 месяцев, тогда как для третьей – всего 37 месяцев. Это значит, что месячная сумма амортизации, начисленная налогоплательщиком по такому транспортному средству, будет более чем в два раза превышать сумму амортизации, рассчитанную налоговым инспектором, проводящим налоговую проверку. Как следствие – появление в акте по результатам налоговой проверки записи о доначислении налога на прибыль. Итак, каким же образом бухгалтер может разобраться, к какой амортизационной группе относится «дорогой» автомобиль? Что говорят по данному поводу «официальные лица»?

К сожалению, разъяснений Минфина на этот счет нам обнаружить не удалось. Есть Письмо УФНС по г. Москве от 21.12.2011 № 16-15/123396@, где говорится следующее. Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 8 установлена классификация легковых автомобилей: особо малого класса, малого класса, среднего класса, большого класса, высшего класса. При этом принадлежность автомобиля к определенному классу (от особо малого до большого) определяется по объему двигателя.

Порядок определения принадлежности автомобиля к высшему (представительскому) классу ни данный классификатор, ни другие правовые акты не устанавливают. В этом случае налогоплательщик может воспользоваться рекомендациями, изложенными в Письме ГТК России от 26.02.1997 № 04-30/3515 «О классификации автотранспортных средств», согласно которым признаками автомобиля высшего класса следует считать репутацию марки, цену, габариты, мощность двигателя (рабочий объем, число цилиндров), разницу между данной и базовой моделью, наличие кузова, изготовленного по специальному заказу, бронированность, форму кузова (седан, лимузин), быстроходность, комфортабельность салона, наличие дополнительного оборудования.

Таким образом, считают московские налоговики, отнести автомобиль к высшему (представительскому) классу можно путем сопоставления его характеристик с данными других автомобилей. В каждом конкретном случае вопрос следует решать с учетом характеристик конкретного автомобиля.

Нередко налоговые органы при проверке правильности отнесения дорогого авто к «нужной» амортизационной группе (о чем свидетельствует арбитражная практика) ссылаются на Методическое руководство РД 37.009.015-98 9 . Как следует из приложения «И» к данному документу, класс автомобиля определяется по его длине. Однако и этот документ особой ясности в проблему не вносит: отнесение к классу F «люкс» (равно как и к классу E «большой») обусловлено размерами автомобиля – свыше 4,6 м. Однако машина может иметь длину более 4,6 м, но при этом «не тянуть» даже на бизнес-класс. Если в споре с организацией налоговая инспекция, предъявляя претензии, будет приводить этот документ, в качестве возражения можно сослаться на то, что Методическое руководство РД 37.009.015-98 не зарегистрировано в Минюсте и предназначено для использования в оценочной деятельности и при проведении независимой технической экспертизы. Что касается арбитражной практики, примерами по данному вопросу она не богата. Так, в Постановлении ФАС ПО от 02.06.2011 № А72-6500/2010 рассматривалась спорная ситуация относительно определения СПИ для автомобиля представительского класса Volkswagen Phaeton.

По мнению организации, спорный автомобиль относится к третьей амортизационной группе, поскольку объем его двигателя менее 3,5 л. Следовательно, СПИ составляет от трех до пяти лет, поэтому в налоговом учете СПИ в целях начисления амортизации определен как четыре года. Судьи, исходя из анализа Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 и Письма ГТК России от 26.02.1997 № 04-30/3515, посчитали, что данное основное средство относится к пятой амортизационной группе, тем самым поддержав налоговиков. Приведем еще один пример – Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2008 № 17АП8900/2008-АК.

В данном постановлении рассматривался спор между организацией и налоговым органом по поводу того, к какой амортизационной группе (третьей или пятой) относить следующие автотранспортные средства: Volvo S80, Mitsubishi Grandis 2.4, Volkswagen Multivan, объем двигателей которых менее 3,5 л (что не позволяет относить их к большому классу, поэтому организация включила эти авто в третью амортизационную группу). Однако длина этих транспортных средств превышает 4,6 м, что позволило налоговым инспекторам «приписать» их к большому классу, отнести к пятой амортизационной группе, пересчитать амортизационные отчисления за проверяемый период и доначислить налог на прибыль.

Однако судьи с таким подходом не согласились. Они поддержали налогоплательщика, приведя следующие аргументы. Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 устанавливает, что критериями отнесения транспортных средств к той или иной категории являются тип, класс автомобиля, объем двигателя и назначение. Указанные показатели проставляются в паспорте транспортного средства (ПТС) при регистрации в органах ГИБДД. Такие признаки, как репутация марки, автоматическая коробка передач, комфортабельность салона, стоимость автомобиля, нормативно не определены, носят оценочный характер, в связи с чем не могут быть использованы для определения амортизационной группы в целях налогообложения.

Итак, если организация сомневается, к какой группе отнести «дорогущую» иномарку с объемом двигателя менее 3,5 л, то можно посоветовать обратиться с запросом к специалистам, например в дилерский центр, где приобретался автомобиль, и в запросе поинтересоваться, к какому классу относится транспортное средство. Если будет получен ответ, что машина – представительского класса, она будет относиться к пятой амортизационной группе.

…для транспортного средства, не поименованного в Классификации ОС

Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии с СПИ. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для достижения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества на основании положений настоящей статьи и с учетом Классификации ОС.

Для тех видов ОС, которые не указаны в амортизационных группах, СПИ устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей. Об этом говорится в п. 6 ст. 258 НК РФ.

В подобных случаях налоговые органы в ответах на частные запросы налогоплательщиков указывают на необходимость обращения с запросом в Минэкономразвития. На наш взгляд, при отсутствии технических условий и рекомендаций изготовителя налогоплательщик в качестве обоснования СПИ может использовать документ времен СССР – знаменитое Постановление № 1072 10 , действовавшее до вступления в силу гл. 25 НК РФ.

В арбитражной практике есть масса примеров, где судьи поддержали налогоплательщиков, воспользовавшихся для определения СПИ данным документом. Так, в Постановлении от 05.05.2012 № А27-10607/2011 ФАС ЗСО рассматривал спор между организацией и налоговым органом по поводу установления СПИ для карьерного самосвала БелАЗ. Организация считала, что данное транспортное средство можно отнести к четвертой амортизационной группе, налоговая инспекция – к пятой.

Судом было установлено, что в Классификации ОС такой вид основных средств, как «карьерные самосвалы» марки БелАЗ, не поименован. По его мнению, налогоплательщик, руководствуясь Постановлением № 1072, которым установлено, что к группе «Подвижной состав автомобильного транспорта» по шифру 50406 отнесены «карьерные самосвалы грузоподъемностью от 27 до 50 тонн» с нормой амортизационных отчислений 16,7% в год, правомерно определил СПИ продолжительностью шесть лет, что соответствует четвертой амортизационной группе в силу п. 3 ст. 258 НК РФ. Суд пришел к выводу, что карьерный самосвал БелАЗ правомерно отнесен организацией к четвертой амортизационной группе и правильно определен СПИ для расчета амортизации. При этом судьи указали: доводы налоговой инспекции о том, что в технических условиях СПИ не указан, не являются основанием для отнесения карьерных самосвалов марки БелАЗ к пятой амортизационной группе.

Аналогичное мнение о возможности использования Постановления № 1072 для определения СПИ высказано в постановлениях ФАС ДВО от 29.12.2009 № Ф03-5980/2009, Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2011 № 09АП-10737/2011-АК 11 .

1 Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
2 Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».
3 Административный регламент МВД России исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (приложение 2 к Приказу МВД России от 24.11.2008 № 1001).
4 Заключение договора ОСАГО является обязательным условием регистрации транспортных средств (п. 3 ст. 32 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).
5 Отметим, что некоторые транспортные средства (тракторы, самоходные дорожностроительные и иные машины и прицепы) должны пройти регистрацию в органах Гостехнадзора.
6 Если не считать разъяснений относительно налогового учета госпошлины, уплачиваемой в других случаях, например за регистрацию права собственности на объект недвижимости (письма Минфина России от 08.06.2012 № 03‑03‑06‑1/295, от 04.03.2010 № 03‑03‑06/1/113 и др.).
7 Классификация основных средств, включаемых в , утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.
8 Утверждено Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359.
9 Утверждено Минэкономики России 04.06.1998.
10 Постановление Совета Министров СССР от 22.10.1990 № 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР».
11 Оставлено без изменения Постановлением ФАС МО от 16.09.2011 № А40-130812/10-127-755.



Просмотров