Новые центры притяжения мигрантов. Внешняя миграция: российские реалии

Международная миграция в современном обществе является довольно значимым явлением с точки зрения масштабов (по данным ООН, в 2013 г. в мире насчитывалось 174,8 млн. мигрантов), а также социально-экономических и политических последствий для стран и регионов. Преобладающим направлением современной миграции стали перемещения населения из беднейших развивающихся стран в экономически развитые государства.

Следует заметить, что масштабы миграционных процессов в мире имеют тенденцию к постоянному увеличению - в них вовлекается все большее число людей. В частности, только за 2013 г. количество мигрантов выросло на 20,8 млн. человек, или примерно на 13,5% по сравнению с предыдущим годом. Принято считать, что миграция стала одним из проявлений процесса глобализации мировой экономики и определяется в основном причинами объективного порядка.

По мере роста интернационализации хозяйственной жизни значение международной миграции возрастает. Основной поток ее в последние десятилетия устремляется в США. В 70-х гг. число легальных иммигрантов в эту страну достигло 4,5 млн человек (20% прироста населения за 70-е гг.), что на 1/3 больше, чем в 60-х гг. В 80-х гг. масштабы иммиграции еще более возросли - на нее приходилось уже 39% прироста населения страны. В этот период в страну въехало 6 млн легальных и 2 млн нелегальных иммигрантов. За период 1990--1996 гг. в США въехало еще 6,1 млн иммигрантов, только в 1996 г. - почти 961 тыс. человек. При этом к началу 1998 г. в стране, по оценке, проживало более 5 млн незарегистрированных (нелегальных) иммигрантов.

Другим крупнейшим центром притяжения мигрантов является Западная Европа: средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы составляет 600--700 тыс. человек (с учетом членов семей численность въезжающих возрастает до 1,5 млн человек). Лидерство по масштабам иммиграции в Европе удерживают Германия, Франция и Великобритания. В качестве примера более локального регионального центра притяжения мигрантов можно назвать Австралию. В последние годы локальным центром иммиграции становится Россия.

Для различных принимающих стран существуют разные источники миграционных потоков, хотя во многих случаях они и совпадают. Это обусловлено, с одной стороны, той ролью, которую страна притяжения играет в современном мире, и возможностями, которые она имеет, а с другой стороны, конкретными историческими, этническими, географическими связями между принимающими странами и странами-донорами. При этом наблюдаются довольно заметные сдвиги в географических потоках современной иммиграции. Так, если в 60-х гг. основными источниками новых мигрантов для США были Канада и Западная Европа (79% приехавших), то в 70--80-х гг. доминировали Латинская Америка и Азия. В 90-х гг. из этих регионов в США въехало 84% всех иммигрантов.

За прошедшие десятилетия изменился не только этнический состав, но и квалификационный и образовательный уровень иммигрантов.

Регулирование международной миграции

Процесс международной миграции рабочей силы и населения регулируется национальным законодательством различных стран и международными правовыми актами. В законодательстве находят отражение две тенденции: одна - к открытой экономике и соответственно к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения; другая - к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.

Это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из нее, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в ней иностранной рабочей силы, создание системы социальной зашиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту.

С целью недопущения неконтролируемого влияния международной миграции на социальную обстановку и рынки труда большинство развитых стран проводит определенную миграционную протекционистскую политику, призванную защитить интересы своего населения и экономики. Так, в США по закону об иммиграции, вступившему в силу в ноябре 1990 г., начиная с 1995 г. в страну ежегодно допускается не более 675 тыс. человек. Закон вводит также квоту для лиц, выезжающих в США в поисках работы, - 140 тыс. человек в год.

Франция ограничила въезд новых иммигрантов; Германия приняла решение не предоставлять вид на жительство претендентам на въезд, а также гражданство детям работающих по контракту мигрантов, преимущественно турецкого происхождения, что ранее было предусмотрено законом. Аналогичные ужесточения иммиграционного законодательства ввели Австрия, Италия, Испания, Португалия.

Следует иметь в виду, что международная миграция рабочей силы (как и вообще миграция населения) - это не только экономическое, но и сложное политическое, и социально-экономическое явление. Оно значительно влияет на состав трудовых ресурсов как стран-доноров, так и принимающих стран, создает новую ситуацию на рынках труда, привносит немало изменений (и не только позитивных) в социальную и политическую жизнь многих принимающих стран. Иммиграция, в частности, может вызвать ряд проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными отличиями иммигрантов от коренного населения. Примеры проявления таких проблем имеются практически во всех принимающих странах.

Каковы же последствия международной миграции рабочей силы для стран-доноров и для принимающих стран? Вряд ли можно дать однозначный ответ на этот вопрос.

Процессы миграции оказывают многогранное влияние на экономику, социальную сферу и внутриполитическое положение как принимающих стран, так и стран-доноров. Баланс позитивных и негативных последствий для стран - участниц данного процесса обусловливается конкретными внутренними условиями каждой страны.

Миграция имеет свои издержки, прежде всего политико-культурного и социального характера. Кроме того, определенная часть европейцев склонна видеть в иммигрантах конкурентов, отнимающих у них рабочие места. Это имеет два важных следствия.

Следствие первое: концентрация иммигрантов, замкнутость их этнических общин, высокий уровень преступности ведут к недовольству коренного населения в самых разнообразных формах вплоть до вооруженных столкновений и погромов. В последние десятилетия в европейских странах и США не просто возросло количество межнациональных столкновений, они приняли жестокий, а порой и кровопролитный характер.

Таким образом, преобладающим направлением межконтинентальных миграционных потоков в условиях глобализации стала миграция из стран "бедного" Юга в государства "богатого" Севера. Возникновение этих миграционных потоков связано с объективными социально-экономическими и демографическими диспропорциями между этими регионами мировой экономики. В обход официальных барьеров, которые возводятся правительствами экономически развитых стран мира, возникают самые разнообразные формы нелегальной миграции, которая контролируется различными нелегитимными структурами и вовлекает в себя все большие контингенты населения. Развитие событий последнего времени показывает, что система простого исключения населения "бедного" Юга и запрета миграции из развивающихся стран непродуктивна. Требуется пересмотр всей социально-экономической политики и стратегий развития в глобальном мире. Экономически развитые страны не могут просто игнорировать бедность, экономическую отсталость и другие проблемы стран третьего мира.


По мере роста интернационализации хозяйственной жизни значение международной миграции возрастает. Основной поток ее в последние десятилетия устремляется в США. В 70-х гг. число легальных иммигрантов в эту страну достигло 4,5 млн. человек (20% прироста населения за 70-е гг.), что на 1/3 больше, чем в 60-х гг. В 80-х гг. масштабы иммиграции еще более возросли - на нее приходилось уже 39% прироста населения страны. В этот период в страну въехало 6 млн. легальных и 2 млн. нелегальных иммигрантов. За период 1990-1996 гг. в США въехало еще 6,1 млн. иммигрантов, только в 1996 г. - почти 961 тыс. человек. При этом к началу 1998 г. в стране, по оценке, проживало более 5 млн. незарегистрированных (нелегальных) иммигрантов.
Другим крупнейшим центром притяжения мигрантов является Западная Европа: средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы составляет 600-700 тыс. человек (с учетом членов семей численность въезжающих возрастает до 1,5 млн. человек). Лидерство по масштабам иммиграции в Европе удерживают Германия, Франция и Великобритания. В качестве примера более локального регионального центра притяжения мигрантов можно назвать Австралию. В последние годы локальным центром иммиграции становится Россия.

Вы также можете найти интересующую информацию в электронной библиотеке Sci.House. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Основные центры притяжения миграционных потоков:

  1. Поэтому международный поток товаров и услуг и международный поток капиталов представляют собой, образно говоря, две стороны одной
  2. § 62. Международная миграция рабочей силы и миграционная политика
  3. Глава 9. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ. ВИДЫ И РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Для различных принимающих стран существуют разные источники миграционных потоков, хотя во многих случаях они и совпадают. Это обусловлено, с одной стороны, той ролью, которую страна притяжения играет в современном мире, и возможностями, которые она имеет, а с другой стороны, конкретными историческими, этническими, географическими связями между принимающими странами и странами-донорами. При этом наблюдаются довольно заметные сдвиги в географических потоках современной иммиграции. Так, если в 60-х гг. основными источниками новых мигрантов для США были Канада и Западная Европа (79% приехавших), то в 70-80-х гг. доминировали Латинская Америка и Азия. В 90-х гг. из этих регионов в США въехало 84% всех иммигрантов.

За прошедшие десятилетия изменился не только этнический состав, но и квалификационный и образовательный уровень иммигрантов. В 80-х гг. в США, например, въехало беспрецедентно большое число лиц с высшим образованием - 1,5 млн человек. В 1996 г. было выдано 18 тыс. въездных виз на постоянную работу иностранным ученым и инженерам. Однако было бы неверно утверждать, что все иммигранты имеют высокий уровень образования и квалификации; 33,1% из них не закончили среднюю школу. В свою очередь, 1/3 таких иммигрантов принадлежит к числу тех, кто нелегально пересек границу США.

Регулирование международной миграции

Процесс международной миграции рабочей силы и населения регулируется национальным законодательством различных стран и международными правовыми актами. В законодательстве находят отражение две тенденции: одна - к открытой экономике и соответственно к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения; другая - к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.

В каждой стране вырабатывается национальная м и г р а ц и о н н а я п о л и т и ка . Это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из нее, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в ней иностранной рабочей силы, создание системы социальной зашиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту.

С целью недопущения неконтролируемого влияния международной миграции на социальную обстановку и рынки труда большинство развитых стран проводит определенную миграционную протекционистскую политику, призванную защитить интересы своего населения и экономики. Так, в США по закону об иммиграции, вступившему в силу в ноябре 1990 г., начиная с 1995 г. в страну ежегодно допускается не более 675 тыс. человек. Закон вводит также квоту для лиц, выезжающих в США в поисках работы, - 140 тыс. человек в год.

В связи с ростом политической и демографической нестабильности в 90-х гг., усложнением процесса адаптации и трудоустройства иммигрантов многие европейские страны также ужесточили свои иммиграционные законодательства. Например, с 1993 г. Франция ограничила въезд новых иммигрантов; ФРГ в середине 90-х гг. приняла решение не предоставлять вид на жительство претендентам на въезд, а также гражданство детям работающих по контракту мигрантов, преимущественно турецкого происхождения, что ранее было предусмотрено законом. Аналогичные ужесточения иммиграционного законодательства ввели Австрия, Италия, Испания, Португалия.

Такого рода меры напрямую связаны с политическими изменениями в Восточной Европе, войной в бывшей Югославии, распадом Советского Союза, резким ухудшением экономической ситуации в этих странах. Только при распаде СССР около 60 млн человек оказались в положении национальных меньшинств на территории вновь образованных государств.

Международные конвенции, в том числе Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., объявляют свободный выбор места жительства и работы в качестве основополагающих прав человека. Вместе с тем международные правовые акты, регулирующие процессы миграции между странами - участницами соглашений, а также с третьими странами, как правило, устанавливают либеральные нормы перемещения населения и рабочей силы внутри интеграционных группировок и ограничительные - по отношению к третьим странам.

Так, в рамках ЕС подписан ряд конвенций, регулирующих международные миграционные потоки населения и рабочей силы. В их числе параграф 52 Римского договора 1957 г., вступивший в силу в 1968 г. и предоставляющий работникам шести стран - первоначальных членов ЕС право поиска работы в странах-участницах (позднее оно было распространено на все страны - члены ЕС); Шенгенское соглашение 1985 г., вступившее в силу в 1993 г. и устанавливающее единые визовые правила въезда в страны - участницы Соглашения, а также Дублинская конвенция 1990 г., устанавливающая правила предоставления убежища.

Миграцию трудовых ресурсов характеризуют следующие показатели:

    число прибытий и выбытий в даннойадминистративно-территориальной единице;

    сальдо миграции (чистая миграция) - разность между числом прибытий и выбытий;

    валовая миграция (брутто-миграция) - сумма числа прибытий и выбытий;

    миграционный поток - совокупность мигрантов, имеющих общие территории выбытия и прибытия;

    миграционная когорта - совокупность мигрантов, объединяемых общим периодом миграции.

Миграция трудовых ресурсов как сложный социально-экономический процесс определяется различными объективными и субъективными причинами, которые можно объединить в несколько укрупненных групп:

    природно-климатические , связанные с влиянием окружающей среды и включающие климат,ландшафт, изменения вэкологической системе;

    демографические , обусловленные территориальными различиями в структуренаселенияпо полу, возрасту, брачно-семейному положению и т.д.;

    этнические , связанные с влиянием национальныхтрадиций,обычаев, специфики материальной и духовной культуры различных народов на уровень подвижности, структуру и направления перемещений;

    социально-экономические , связанные с различными аспектами развития производства (размещением производства по территории, соотношением экстенсивного и интенсивного типов экономического роста, различиями в уровнях экономического развития районов,инвестициямии др.) и с обусловленными ими различиями в условиях жизни, возможностьютрудоустройства, содержанием и характером труда, размеромзаработной платы, перспективами полученияобразования, жилья, созданиясемьии т.д.

Международные валютные отношения.

Отношения торгового обмена между странами вызывают необходимость во взаимных денежных расчетах. Таким образом возникают

валютные отношения - экономические отношения, связанные с функционированием денег как мировых денег.

При характеристике валютных отношений важное значение имеет понятие

валютный курс - соотношение между валютами отдельных стран, то есть цена валюты данной страны, выраженная в валютах других стран.

Формой организации валютных отношений выступает международная валютная система (МВС). МВС прошла в своем развитии четыре этапа.

Первый этап - система золотого стандарта , которая стихийно сложилась в концу ХIХ века. Она характеризуется следующими чертами:

    определенным золотым содержанием валютной единицы;

    конвертируемостью каждой валюты в золото как внутри, так и за пределами границ отдельного государства;

    поддержанием жесткого соотношения между национальным золотым запасом и внутренним предложением денег.

Второй этап - система золотодевизного стандарта - была принята на Генуэзской конференции (1922 г.). Позднее он был признан большинством капиталистических стран. При золотодевизном стандарте банкноты размениваются не на золото, а на девизы (банкноты, векселя, чеки) других стран, которые затем могут быть обменены на золото. В качестве девизной валюты были избраны доллар и фунт стерлингов.

Третий этап - Бреттон-Вудсская валютная система получила свое оформление в Бреттно-Вудсе (США) в 1944 году. Ее основные черты:

    за золотом сохранилась функция окончательных денежных расчетов между странами;

    американский доллар стал резервной валютой. Он, наравне с золотом, был признан в качестве меры стоимости валюты разных стран, а также международного средства платежа;

    доллар обменивался на золото центральными банками и правительственными учреждениями других стран в казначействе США по курсу 35 долл. за 1 тройскую унцию (31,1 г.). Доллар прочно занял свое место в валютных отношениях, масштабы использования золота резко упали;

    каждая страна должна была сохранять стабильный (официально установленный) курс своей валюты относительно любой другой валюты. Рыночные колебания курса валют не должны были отклоняться от фиксированных золотых и долларовых паритетов более чем на 1 %;

    межгосударственное регулирование валютных отношений осуществлялось преимущественно через Международный валютный фонд (МВФ), созданный на той же Бреттон-Вудсской конференции.

К концу 60-х годов Бреттон-Вудсская система пришла в противоречие с развивающейся интернационализацией мирового хозяйства. Режим золотодолларового стандарта постепенно стал превращаться в систему долларового стандарта. Между тем, кризис экономики США в 60-е - 70-е годы, возрастание значения западноевропейской и японской экономики привели к большой концентрации долларов в Западной Европе и Японии, которым США не могли обеспечивать золотую ликвидность. В начале 70-х годов Бреттон-Вудская система разрушилась.

Четвертый этап. В 1976 году состоялось совещание МВФ в Кингстоне (Ямайка), на котором были определены основы новой валютной системы капиталистического хозяйства, которая была определена как система управляемых плавающих валютных курсов .

Выделим основные черты этой системы.

    Функция золота в качестве меры стоимости валютных курсов упразднялась.

    Вводился стандарт СДР (special drawing rights - SDR) - специальные права заимствования - с целью превратить его в основной резервный запас, коллективную валюту.

    Валютные отношения между странами стали основываться на плавающих курсах национальных валют. Колебания курсов валют обусловливались двумя основными факторами:

    покупательной способностью валют на внутренних рынках стран;

    соотношением спроса и предложения национальных валют на международных рынках.

П аритетом покупательной способности называется формулировказакона единой цены для международныхрынков : покупательная способность некоторой суммы на одном рынке должна быть равна покупательной способности этой же суммы на рынке другой страны, если перевести данную сумму по текущему обменному курсу в иностраннуювалюту .

Под паритетом покупательной способности может подразумеваться также фиктивный обменный курс двух или нескольких валют, рассчитанный на основе их покупательной способности применительно к определенным наборам товаров и услуг.

Если курс валюты А к валюте Б превышает паритетное значение, становится выгодным покупать товары в стране А и экспортировать их в Б. Это увеличивает предложение товаров в стране Б, спрос на товары в стране А, спрос на валюту страны А и предложение валюты страны Б, что ведет к возвращению курсов к паритетному соотношению.

Пример : еслицена единицы товара в России 30 рублей, а в США - 2доллара , то курс рубля к доллару должен составлять 15 рублей за доллар. Если курс составляет 25 рублей за доллар, то покупая товар в России (за 30 рублей), продавая в США (за 2 доллара) и обменивая 2 доллара на 50 рублей по текущему курсу, на каждой такой сделке можно получать доход, составляющий 20 рублей на единицу товара. Соответственно, цены на товар в США будут снижаться, цена на товар в России - расти, а курс доллара к рублю - также снижаться. В итоге будет достигнуто равновесие на новом уровне цен и курса (к примеру, товар стоит 1,7 долларов в США, 34 рубля в России, курс доллара - 20 рублей за доллар).

В докладе Международной организации по миграции, опубликованном 19 апреля, отмечается, что в 2015 г. число международных мигрантов в мире стало самым высоким за всю историю наблюдений, достигнув 244 млн человек. В 2013 г. этот показатель составлял 232 млн человек.

В докладе организации также отмечается, что в 2015 г. было зафиксировано самое крупное вынужденное перемещение населения после Второй мировой войны. Число беженцев, а также вынужденно перемещенных лиц в странах Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии резко увеличилось из-за обострения различных вооруженных конфликтов. При этом количество просьб о предоставлении убежища в 2014 г. и первой половине 2015 г. практически удвоилось, увеличившись с 558 тыс. до почти 1 млн.

Вашему вниманию представлены страны с самым большим числом мигрантов.

Число мигрантов: 46,8 млн

Из каких стран прибывают мигранты: Мексика (12 млн), Индия (1,9 млн), Китай (2,1 млн), Пуэрто-Рико (1,7 млн), Вьетнам (1,3 млн), Филиппины (1,8 млн), Сальвадор (1,2 млн), Южная Корея (1,1 млн), Куба (1,1 млн), а также из Канады и стран Латинской Америки.

США - это исторический центр притяжения для мигрантов. Сюда направляются в основном мигранты из соседних стран, а также из стран Латинской Америки. Но также есть множество мигрантов с других континентов.

В США едут за поисками лучшей жизни, поэтому большая часть - это трудовые мигранты.

Германия

Число мигрантов: 12 млн

Из каких стран прибывают мигранты: Польша (1,9 млн), Турция (1,6 млн), Россия (1 млн), Казахстан (1 млн), а также из Румынии и Чехии.

Отмечается, что между 2014 г. и первой половиной 2015 г. число просьб о предоставлении убежища увеличилось с 558 тыс. до почти 1 млн.

В этом вопросе Германия заняла первое место: 442 тыс. обращений за 2015 г. Рост произошел по большей части за счет сирийцев, иракцев и афганцев, сообщают эксперты МОМ.

Россия

Число мигрантов: 11,9 млн

Из каких стран прибывают мигранты: Украина (3,3 млн), Казахстан (2,5 млн), Узбекистан (1,1 млн), Белоруссия (764 тыс.), Азербайджан (767 тыс), а также из Грузии, Армении и Таджикистана.

В Россию едут жители бывших союзных республик, причем в основном это трудовые мигранты, которые стремятся заработать на жизнь и переводят заработанные в России деньги в свои страны.

Саудовская Аравия

Число мигрантов: 10,2 млн

Из каких стран прибывают мигранты: Индия (1,8 млн), Пакистан (1,1 млн), Индонезия (1,2 млн), а также из Бангладеш, Сирии и Египта.

Основная часть мигрантов здесь - трудовые мигранты из соседних стран с более низким уровнем жизни. Однако в последнее время растет доля беженцев, спасающихся от войн в своих странах.

Великобритания

Число мигрантов: 8,5 млн

Из каких стран прибывают мигранты: Индия (776 тыс.), Польша (703 тыс.), Ирландия (503 тыс.), Пакистан (540 тыс.) и множество других стран.

Великобритания уже который год подряд входит в десятку стран с самым большим числом мигрантов. Миграционная политика вызывает среди британцев споры и конфликты. Однако исторически сюда едут жители стран, которые в прошлом входили в состав Британской империи.

Число мигрантов: 8 млн

Из каких стран прибывают мигранты: Индия (3,5 млн), Бангладеш (906 тыс.), Пакистан (864 тыс.), Египет (935 тыс.), Филиппины (556 тыс.) и другие.

Объединенные Арабские Эмираты стали одной из стран с самым высоким соотношением доли мигрантов к местному населению (88,4%).

Канада

Число мигрантов: 7,8 млн

Из каких стран прибывают мигранты: Великобритания (607 тыс.), Китай (711 тыс.), Филиппины (545 тыс.), Индия (621 тыс.) и другие.

Чаще всего в Канаду переезжают бывшие жители Китая, Индии и Филиппин. 20% из них являются квалифицированными специалистами, ну а все остальные либо трудятся нелегально, получая гроши, либо являются членами семей трудящихся мигрантов.

Франция

Число мигрантов: 7,7 млн

Из каких стран прибывают мигранты: Алжир (1,4 млн), Марокко (926 тыс.), Португалия (713 тыс.) и другие.

Франция стала одной из европейских стран, которую наводнили мигранты из стран Ближнего Востока и Северной Африки.

Однако, учитывая последние трагические события в стране, недовольство населения миграционной политикой нарастает. И можно предположить, что в будущем свободная политика приема мигрантов со всего мира будет меняться.

Австралия

Число мигрантов: 6,7 млн

Из каких стран прибывают мигранты: Великобритания (1,2 млн), Новая Зеландия (642 тыс.), Китай (451 тыс.), Индия (389 тыс.) и другие.

В Австралию еду представители соседних стран, в основном это трудовые мигранты.

Испания

Число мигрантов: 5,8 млн

Из каких стран прибывают мигранты: Марокко (699 тыс.), Румыния (658 тыс.), Эквадор (421 тыс.), Колумбия (347 тыс.), Великобритания (308 тыс.) и другие.

Пик притока мигрантов в Испании пришелся на период с 2004 по 2009 гг. Этому способствовали достаточно лояльные законы страны по отношению к переселенцам, которые, впрочем, были ужесточены в 2011 г. Тем не менее мигранты стали для Испании не только дешевой рабочей силой, но и несколько сгладили последствия демографического кризиса.


Введение

Международная миграция населения в условиях расширения мирохозяйственных связей занимает все более значительное место в развитии общества. Все большее число государств вовлекается в миграционные процессы. Цель данной курсовой работы - анализ миграции населения на примере современных центров притяжения мигрантов. Задачами же являются выявление тенденций миграции населения для современных стран реципиентов, анализ мер, принимаемых государствами для регулирования миграционных потоков и изучение влияния миграции на нетрадиционные центры притяжения мигрантов.
Миграция представляет собой сложное общественное явление, которое отличается значительным разнообразием. Это один из наиболее адекватных индикаторов социально-экономического благосостояния общества. Как правило, миграционные потоки ориентированы из менее развитых в более развитые страны и регионы с высоким уровнем заработной платы и лучшими социально-экономическими условиями. В различные формы миграции в мире ежегодно вовлечено около 2-3 % населения. За последние 25 лет доля мигрантов удвоилась, достигнув почти 200 миллионов человек . Миграционные процессы влияют на социально-экономическое, внешнеполитическое, демографическое развитие и национальную безопасность стран. Но несмотря на масштабы миграционных потоков современная наука не имеет единой концепции. С одной стороны, это можно объяснить тем, что миграция одновременно оказывает влияние на различные стороны жизни общества, такие как экономика, демография, социология, политика и право. С другой стороны, анализ размеров и тенденций международной миграции осложнен несовершенством сбора информации, отсутствием унифицированных национальных и международных показателей. Публикуемая статистическая информация, как правило, фрагментарна и зависит от контекста. Тем не менее можно утверждать, что общая численность международных мигрантов увеличивается год от года ускоренными темпами, а характер и направление потоков в различных регионах мира значительно меняются.
Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее. Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения миграционных потоков. Одним из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между странами и народами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения в разных формах. Это - добровольные мигранты, пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировой цивилизацией и международными рынками труда для выбора места жительства и работы. Это беженцы и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не по своей воле, а под давлением «обстоятельств». Так, к концу ХХ века, вследствие международной миграции населения, к традиционным центрам притяжения мигрантов США, Канады и Австралии добавились новые. Это страны Азиатско-Тихоокеанского региона, нефтедобывающие страны Ближнего Востока, Аргентина и Венесуэла в Латинской Америке, наиболее богатые африканские государства, а также Россия.
Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеры, особенности и последствия миграционных процессов на международном уровне, столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков.

1 Обзор современных центров притяжения мигрантов

1.1 Причины возникновения новых центров притяжения мигрантов

Возникновение в 60-70-е годы новых центров развития капитализма привело к формированию новых центров притяжения рабочей силы.
Азия является развивающимся регионом, для которого характерны самые разнообразные потоки международной миграции.
Один из них сформировался в 70-е гг. Из-за стремительного роста цен на нефть возникла необходимость реорганизации национальных хозяйств в странах Ближнего Востока, но эти государства не располагали необходимыми трудовыми ресурсами. Пересмотрев иммиграционную политику, нефтедобывающие страны увеличили импорт рабочей силы, и к началу 90-х годов иностранные рабочие составляли подавляющее большинство. В Катаре – 92%, ОАЭ – 90%, в Кувейте – 85%, в Саудовской Аравии и Бахрейне – около 40%, в Омане – 34%. Странами-донорами для этих шести государств стали не только арабские страны, Индия и Пакистан, но и некоторые государства Восточной и Юго-Восточной Азии, а также Греция, Турция, Италия, значителен поток мигрантов– строителей из Южной Кореи и Таиланда.
Вследствие экономического роста Гонконг, Сингапур, Япония, Малайзия, Южная Корея и Тайвань стали привлекательными для иммигрантов из таких стран, как Филиппины и Таиланд, но доля нелегальной миграции в этом регионе очень высока. В середине 80-х Япония стала принимать иностранных рабочих в низкооплачиваемую сферу обслуживания и строительство. Большинство иммигрантов работали нелегально, т.к. законодательство страны не содержит статьи, разрешающей нанимать неквалифицированную рабочую силу. В 1990 г. законодательство было изменено, но таким образом, что трудовые ресурсы пополнялись за счет потомков японского происхождения из Латинской Америки и иностранных специалистов некоторых категорий. За несколько лет численность иностранного населения, законно проживающего в Японии, возросла на 60%, но число незарегистрированных мигрантов тоже увеличилось и в 1995 г. приблизительно составляло 280 тыс. человек.
Страны Латинской Америки и Карибского бассейна являются регионом, в котором доля мигрантов невысока и составляет 6,2%. Для этого региона характерна внутриконтинентальная миграция. Ее динамика усилилась после экономического спада 1980-х, который привел к возвращению лиц европейского происхождения и их потомков в страны исхода. В Венесуэле в этот период удельный вес выходцев из стран Латинской Америки увеличился до 67%, а Боливия, Чили, Парагвай и Уругвай стали активными странами-донорами для Аргентины.
Юг Африки - один из наиболее богатых полезными ископаемыми регионов планеты. Не только по разнообразию, но и по запасам целого ряда минералов ЮАР занимает первое или одно из ведущих мест в мире. Согласно официальным данным, ее доля в мировых запасах составляет: по марганцу - 82%, металлам платиновой группы -69%, хромитам - 56%, золоту - 40%, алюминоглюкатам - 37%, ванадию - 33%, цирконию - 26%. Удельный вес ЮАР в мировых запасах многих других важных минералов также весьма высок. Поэтому Южно-Африканская Республика – самая богатая страна континента, которая долгое время являлась центром притяжения мигрантов, основное количество которых занято было в угледобывающей отрасли. В Африке, начиная с 70-х годов, в результате интенсивной инвестиционной деятельности ТНК сохраняется устойчивый приток рабочей силы практически со всего континента в ЮАР и Намибию.
Из всех государств- участников СНГ Россия является в настоящее время крупнейшим импортером рабочей силы. Это связано с демографическими проблемами: население России ускоренно стареет. По мнению демографов всего через несколько лет может возникнуть ситуация когда на одного работающего будет приходиться по четыре неработающих человека.
Теневой спрос российских предпринимателей на дешевую рабочую силу мигрантов, а также несовершенство законодательства Российской Федерации способствуют иммиграции в Российскую Федерацию граждан из различных стран мира. В Россию устремились миллионы бывших советских граждан, вынужденных по тем или иным причинам покинуть места своего проживания.
До начала ХХ века миграционные процессы в России имели основное устойчивое доминантное восточное направление, детерминированное необходимостью колонизации слабо освоенных территорий. В советский период развития страны миграционные потоки формировались в ходе интенсивных процессов урбанизации и были (в основном) направлены в места концентрации крупных промышленных производств. В постсоветсткий период произошла переконфигурация пространственной динамики внутренней российской миграции в направлении центра и наиболее социально-экономически развитых регионов – реципиентов.

1.2 Краткая характеристика основных современных центров притяжения мигрантов

Двумя традиционными центрами притяжения рабочей силы являются США и Западная Европа.
В 60-70-е годы возникли новые центры развития капитализма, что привело к формированию новых центров притяжения рабочей силы.
К числу таких центров относятся нефтедобывающие страны Ближнего Востока, - Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Кувейт и др. Сюда к началу 90-х годов оказалось стянуто 5-6 млн. иностранных рабочих со всего света, занятых в различных сферах производства, экономической и социальной жизни этого богатейшего нефтедобывающего государства мира (местная рабочая сила составила не более 2 млн. человек). Наибольшее количество иностранных экономически активных граждан в Саудовской Аравии: 2,878 млн. человек, что составляет 60% всей рабочей силы страны. Наибольшая доля иностранных рабочих наблюдается в Арабских Эмиратах: 805 000 иностранных рабочих составляют 90% всей рабочей силы. В Кувейте 1,5 млн. иностранцев составляют 72% населения страны, экономически активных иностранцев (713 000) (86% рабочей силы). В крохотном Омане вдвое больше иностранных рабочих (442 000 чел., 70%), чем в огромной Австралии. В некоторых странах доля иностранных работников превышает 90 %. Все большее число мигрантов направляются в этот регион из Южной и Юго-Восточной Азии, а также некоторых арабских стран. Главным экспортером рабочей силы в этом регионе стал Египет. Ряд арабских стран являются одновременно экспортером и импортером рабочей силы. К их числу относятся Йемен, Ирак, Ливия. Несколько особняком стоит группа еврейских мигрантов из стран СНГ. С 1989 по 1994 гг. оттуда выехало более полумиллиона человек. Произошло это по ряду причин: политическая нестабильность, экономические трудности начала 1990-х гг., желание вернуться на родину к своим родственникам и т. д. Являясь основной рабочей силой, развивающей эти страны, иммигранты представляют собой одновременно важный фактор стимулирования экономики собственных государств. Частичные переводы в Египте, Иордании, Йемене являются существенным ресурсом притока иностранной валюты и порою превышают суммы от экспорта товаров.
Другим мировым центром притяжения рабочей силы становится Южная Африка.
В Африке международная миграция рабочей силы составляет 2 млн. человек. Южно-Африканская Республика еще со второй половины 50-х годов встала на путь использования «лишней» рабочей силы из других африканских стран. В последние годы Южная Африка привлекает работников из других частей света. Проникновение международных корпораций в Южную Африку и Намибию в 70-е годы сделало миграцию африканских рабочих достаточно устойчивой. В основном более богатые берут неквалифицированных работников из соседних стран, а квалифицированные рабочие, приезжающие из других регионов мира, составляют около 0,5 млн. человек. Однако ЮАР заинтересована в привлечении хорошо обученных и опытных кадров из бывшего СССР, но не на временные заработки, а на постоянное место жительства. В настоящее время в Африке можно выделить лишь три страны - относительно активных импортеров рабочей силы. Это ЮАР, где трудятся 0,5 млн. иностранных рабочих (5% всей рабочей силы страны), Камерун - 250 тыс. человек (5,5%) и Ливия, где доля иностранных рабочих наиболее высока (250 тыс. иностранных рабочих составляют 22,7% рабочей силы). Крупнейшими странами-экспортерами рабочей силы являются Буркина-Фасо (0,9 млн. человек, что составляет 20% населения страны) и Тунис (0,55 млн. человек, 6,7%). Особое место занимает Кот-д"Ивуар, которую нередко называют «страной иммигрантов», поскольку речь идет о безвозвратной миграции в эту страну из соседних государств.
Набирающим обороты центром привлечения рабочей силы становятся страны Азиатско-Тихоокеанского региона - Бруней, Япония, Гонконг, Малайзия, Сингапур, Республика Корея, Тайвань, Пакистан. Несмотря на большие внутренние ресурсы рабочей силы, растущие экономики некоторых азиатских стран следуют по пути, пройденному до них Западом и нефтедобывающими странами Персидского залива: импорт рабочей силы для поддержания высоких темпов экономического развития. В этом регионе наиболее развитые страны привлекают для работы выходцев из более бедных государств, но требуются в основном неквалифицированные рабочие кадры для выполнения черной работы. В категорию «иммигрантских» во многих развитых странах, в том числе и азиатских, вошли такие отрасли, как сельское хозяйство, строительство, трудоемкое производство, а также сфера обслуживания. В течение двух последних десятилетий темпы миграции внутри региона составляли в среднем 6% в год. В период между 1995 и 2005 гг. 44% от почти 3 млн международных трудовых мигрантов из стран Азии остались в регионе. Почти все они (1,3 млн) работали в таких странах, как Япония, Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Малайзия, Таиланд, а также Гонконг. Для сравнения: в 1970-х -1980-х гг. более 90% азиатских трудовых мигрантов уезжало на заработки в другие регионы планеты. Сегодня в основных странах-экспортерах рабочей силы мигранты составляют в среднем чуть более 4,2% от общей рабочей силы. Исключением являются Сингапур, где доля трудовых мигрантов на внутреннем рынке рабочей силы достигает почти 1/3, и Малайзия, где иностранцем является каждый восьмой работающий. Вместе с тем, наряду с феминизацией и увеличением объемов денежных средств, вывозимых трудовыми мигрантами на родину, отличительными чертами трудовой миграции в АТР являются ее краткосрочность (подавляющее большинство разрешений на работу выдается
на срок до 3 лет), сезонность (например, в сельском хозяйстве) и этнический
характер многих миграционных потоков, например, вдоль границы Таиланда,
Мьянмы и Лаоса.
Для АТР характерно несколько форм трудовой миграции. Первая, регулируемая трудовая миграция, характерна для Малайзии, Сингапура, Гонконга и Брунея, в котором половину населения составляют иностранцы. Вторая - скрытая или нелегальная, она типична для восточной и западной Малайзии, Гонконга, Японии, Пакистана и Тайваня. Третья - миграция специалистов высокой квалификации, сопровождающая прямые иностранные инвестиции, осуществляемые Японией, Тайванем, Гонконгом, Сингапуром. Этот тип миграции получил название "транзитная профессиональная миграция".
Появление новых стран-доноров, таких, как Китай, Вьетнам, еще больше усилило динамику трудовой миграции в Восточной и Юго-восточной Азии. Однако недавний экономический кризис, поразивший регион, уже привел к выталкиванию трудовых мигрантов из отдельных стран и существует реальная вероятность того, что предпринятые меры могут затормозить дальнейшую иммиграцию, несмотря на по-прежнему ощутимую потребность в иностранных рабочих для выполнения тех трудовых функций, которые местное население не готово выполнять.
В 60-е годы стал формироваться международный центр притяжения рабочей силы в Латинской Америке. Латинская Америка, куда вплоть до 60-х эмигрировали европейцы, составляя основной костяк иностранной рабочей силы, в настоящее время насчитывает около 8 млн. мигрантов. Главными странами, привлекающими наибольшее число мигрантов, являются Аргентина и Венесуэла. В эти страны прибывают рабочие из других стран Латинской Америки, а также из азиатских и некоторых африканских стран. Наиболее распространенной формой является сельскохозяйственная сезонная миграция. Более продолжительная по времени миграция характерна для работников промышленности и сферы услуг. Эти страны заинтересованы не только в дешевой рабочей силе из беднейших стран этого же региона, но и в квалифицированных специалистах. В настоящее время Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла и даже Чили с Парагваем желали бы осуществить специальные программы по привлечению восточноевропейцев и представителей СНГ, поскольку ощущается острая нехватка квалифицированных специалистов таких профессий, как нефтяники (одной лишь Венесуэле требуется 50 тыс.), инженеры-химики, гидрологи, инженеры в горном деле.
Говоря о России, следует отметить, что население России формируется в значительной мере под действием миграции из стран бывшего СССР. Как правило это неквалифицированные кадры. А наиболее перспективные российские специалисты в настоящее время сами предпочитают уезжать за рубеж. За 22 года, считая с 1990-го, когда межнациональные проблемы в бывшем СССР встали в полный рост, в Россию на постоянное жительство переехало 7 млн человек, и это сальдо за вычетом встречного потока из РФ, и без учета временных трудовых мигрантов. В то же время миграционный отток населения из России в дальнее зарубежье, составлявший в 1990-е годы около 80 тыс. человек ежегодно (всего с начала массовой эмиграции в 1990 году из России в дальние страны на ПМЖ официально выехало 1 млн 50 тыс.; каждый четвертый из них уехал в Германию, и каждый двадцатый - в Израиль), после 2006 года практически прекратился.
Россия выступает вторым по величине в мире после США центром притяжения мигрантов, немного опережая в этом отношении Германию и примерно вдвое - каждую из пяти следующих стран притяжения: Саудовскую Аравию, Канаду, Великобританию, Испанию и Францию. Треть всего миграционного притока в РФ за 1990–2010 годы из стран бывшего СССР пришлась на Казахстан. Но в нулевые Казахстан как поставщик мигрантов уступил лидерство Узбекистану, после оранжевой революции их догнала Украина, а после тюльпановой приблизилась Киргизия.
Отрицательный баланс миграции (от нас ехало больше, чем к нам) у России за 21 год из всех республик бывшего СССР сложился только с Белоруссией. Но начиная с 2005 года и с этой страной баланс миграции положительный, хотя и небольшой (чистый приток к нам менее 8 тыс. человек за 6 лет).
Всю межрегиональную миграцию абсорбируют в сущности три точки: Москва с областью (в прошлом году столичная агломерация поглотила 125 тыс. человек, или три четверти всего прироста населения России) и Санкт-Петербург (33 тыс. приезжих за год). Довольно приличный поток мигрантов движется также на Юг (в значительной мере из близлежащего Северного Кавказа) и на Урал.
Правда, в последних двух случаях прирост населения носит исключительно точечный характер. В Уральском ФО он практически целиком сосредоточен в Тюменской области, самом богатом на сегодня российском регионе.

2 Состояние миграционных потоков в нетрадиционных центрах притяжения мигрантов

2.1 Характерные особенности современных процессов миграции

Современная международная миграция населения представляет собой многогранное явление, влияющее на все стороны развития общества, будь то экономика или политика, демографические процессы или национальные отношения, идеология или религия.
Миллионы людей покинули родные края и устремились в другие страны, дальние и близкие, в поисках материального достатка и избавления от неравенства. И в наши дни явление международной миграции как выражение процесса интернационализации не стало достоянием истории. Но больше невозможно делить страны на три четких категории: эмиграции, иммиграции и транзита. Все большее количество стран не только изменяют свой статус, но и сочетают характеристики двух или даже трех категорий. Так, примерами стран в Азии, которые потеряли статус страны эмиграции, являются Южная Корея, Малайзия, Тайвань, Таиланд. Даже Мексика и Тунис столкнулись с наплывом иностранных работников, которые видят там больше перспектив, чем в своих родных странах.
Современный мировой миграционный процесс по своему содержанию и массовости существенно отличается от аналогичных процессов не только прошлого века, но и первой половины нынешнего столетия. Главные его особенности следующие.
1. Миграция охватила все континенты, весь мир и обрела поистине глобальный характер. На начало последнего десятилетия XX в. в мире уже насчитывалось более 45 млн. трудящихся-мигрантов. Небывалая масштабность мировой миграции трудовых ресурсов представляет собой важнейшую особенность современности.
2. Если в 50-70-е гг. миграция шла в основном из развивающихся стран в индустриально развитые, то с 80-х гг. наблюдается и встречный миграционный процесс: перемещение иностранной рабочей силы из более развитых в менее развитые страны.
3. Доминирующим мотивом трудовой миграции остается экономический.
4. Миграции трудовых ресурсов способствуют современные технологии производства, основанные на принципах международного разделения труда. Это связано прежде всего с деятельностью транснациональных компаний, организующих производство в системе мирового хозяйства.
5. На современном этапе развития значительно увеличилась нелегальная миграция рабочей силы, которая стала мировой проблемой. В Японии таковых менее 300 тыс., в Малайзии около 500 тыс., в России от 500 тыс. до 1 млн.
6. В международной миграции происходят качественные изменения, обусловленные НТР, суть которых состоит в значительном увеличении среди мигрирующих доли квалифицированных специалистов. Сегодня этому процессу присущи некоторые новые черты.
Первое. На смену "утечке мозгов" пришла их циркуляция: произошла диверсификация направлений миграции. США продолжают оставаться общепризнанным центром притяжения для профессионалов. Но одновременно представители профессиональной элиты из промышленно развитых стран, как уже отмечалось, едут на временную работу в развивающиеся страны.
Второе. Принципиально новым явлением стало движение профессионалов не только "к капиталу", но и "одновременно с капиталом или вслед за ним". Прежде всего это связано с деятельностью ТНК и большими возможностями карьерного продвижения для профессионалов.
Третье. Современному уровню миграции профессионалов присущ принципиально иной организационный уровень, выразившийся в возникновении своеобразной международной корпорации "охотников за головами".
Четвертое. Имеет место интеграция системы высшего образования. Она предполагает продолжение обучения студентов из многих стран мира, например, в США или Японии (для китайских студентов). Безусловна результативность подобного способа подготовки специалистов для посылающих стран. Однако многие из них не возвращаются на родину.
7. Страны, имевшие в прошлом статус метрополии, ориентируются на импорт рабочей силы из своих бывших колоний и зависимых стран.
8. Если в страны традиционной миграции (США, Канада, Австралия) в XIX в. и первой половине XX в. въезжали исключительно европейцы, то в 80-90-х гг. они составляют незначительную часть мигрантов. В иммиграционных потоках в эти страны преобладают выходцы из Азии, Латинской Америки, Африки и Карибского бассейна.
9. Одной из характерных особенностей современного этапа международной миграции рабочей силы стало все более активное вмешательство государства в этот процесс. Оно регулирует сделки на мировом рынке рабочей силы, дает разрешение на въезд и следит за сроками выезда иммигрантов. Оно занимается вербовкой и созданием благоприятных условий для найма иностранных рабочих.
Среди основных тенденций, характеризующих современную международную миграцию населения, можно выделить следующие: глобализация миграционных потоков; качественные в них изменения, определяющее развитие международной миграции рабочей силы; увеличение демографической значимости международной миграции населения.

2.2 Основные показатели, характеризующие миграционные потоки нетрадиционных центров притяжения мигрантов

Основной источник сведений о миграции населения - государственная статистика, включающая текущий учет миграции и материалы переписей на селения; кроме того, организуются выборочные обследования, цель которых, как правило, - выяснение мотивов перемещений. Миграция населения исследуется с помощью системы показателей, каждый из которых раскрывает преимущественно ту или иную сторону явления объем, состав мигрантов, направление перемещений, их интенсивность, результативность и другие.
Показатели миграции могут характеризовать общий уровень подвижности населений территорий, масштабы, структуру, направления и результативность миграционных потоков за тот или иной период. В большинстве своем - это расчетные относительные показатели (коэффициенты миграции), основанные на сопоставлении абсолютных показателей (прибытий, выбытии, миграционного прироста, сальдо миграции, миграционного оборота и др.) со средним числом изучаемой совокупности населения за определенный период. В целях сравнимости с показателями естественного движения коэффициенты миграции исчисляются, как правило, в расчете на 1000 человек соответствующей территории или социально-демографической группы населения.
Результаты миграции населения характеризуются рядом абсолютных и относительных показателей. Среди них - сальдо миграции, миграционный прирост, который рассчитывается как разница между общим и естественным приростом населения. Его доля в общем или естественном, или численности населения, позволяет оценить роль миграции в формировании населения. Результативность миграции населения характеризуется также числом выбывших в расчете на 10000 прибывших на данную территорию.

Показатели статистики миграционного движения

П - Численность прибывших (Характеризует абсолютные масштабы процесса прибытия)
У - Численность убывших (Характеризует абсолютные масштабы процесса убытия)
Оборот миграции (Характеризует абсолютные масштабы миграции независимо от направления)
О = П + У
Сальдо миграции (Характеризует миграционный прирост (убыль) населения)
С = П - У
Коэффициент прибытия (Характеризует численность прибывших в расчете на 1000 чел. населения)

Коэффициент убытия (Характеризует численность убывших в расчете на 1000 чел. населения)

Коэффициент миграционного оборота (Характеризует численность прибывших и убывших в расчете на 1000 чел. населения)

Коэффициент миграционного прироста (Характеризует численность миграционного прироста (убыли) в расчете на 1000 чел. населения)

Эффективность миграции (Характеризует удельный вес миграционного прироста (убыли) в миграционном обороте населения)

Коэффициент общего прироста населения = Коэффициент общей интенсивности миграции населения (миграционного прироста) + Коэффициент естественного прироста (изменения) населения.

Подробнее рассмотрим основные показатели, характеризующие миграционные потоки для стран-представителей современных центров притяжения мигрантов.
Япония:
Численность: 127 368 088 чел.. По численности населения Япония находятся на 10 месте в мире исходя из данных CIA на июль 2011года.
Плотность: 334,7 чел./км?
Количество мигрантов: 0,00на 1000 человек
Годовой прирост населения/ Коэффициент общего прироста населения (на 1000 человек): 0,11%
Чистый коэффициент миграции/ Коэффициент миграционного прироста: 0-мигрантов(ы) / 1,000 (2012г.), место в мире: 91.
Темпы роста расселения: 3,055% (2012г.), место страны в мире:10
ОАЭ:
Численность: 5 148 664 чел.. По численности населения ОАЭ находятся на 115 месте в мире исходя из данных CIA на июль 2011года.
Плотность: 62,1чел./км?
Количество мигрантов: 26,04 на 1000 человек
Годовой прирост населения/ Коэффициент общего прироста населения (на 1000 человек): 1,57%
Чистый коэффициент миграции/ Коэффициент миграционного прироста: 16,82 мигрантов(ы)/ 1,000 (2012г.), место в мире: 5.
Темпы роста расселения: 3,055% (2012г.), место страны в мире: 10
ЮАР:
Численность: 49 004 031 чел.. По численности населения ЮАР находятся на 26 месте в мире исходя из данных CIA на июль 2011 года. Примечание: оценки для этой страны явно учитывается эффект избыточной смертности от СПИДа, что может привести к снижению продолжительности жизни, младенческой смертности выше, более высокий уровень смертности, снижение темпов роста населения, а также изменения в распределении населения по возрасту и секс, чем было бы ожидать
Плотность: 40,2 чел./км?
Количество мигрантов: -0,08 на 1000 человек
Годовой прирост населения/ Коэффициент общего прироста населения: 0,01% на 1000 человек
Чистый коэффициент миграции/ Коэффициент миграционного прироста: -6,22 Мигрантов (ы) / 1,000, место страны в мире: 197.
Примечание: растет поток Зимбабве в Южной Африке и Ботсване в поисках лучших экономических возможностей (2012 г.)
Темпы роста расселения: -0,412% (2012 г.),место страны в мире: 217
Венесуэла:
Численность: 28047938 чел.. По численности населения Венесуэла находятся на 45 месте в мире исходя из данных CIA на июль 2011года.
Плотность: 30,3 чел./км?
Количество мигрантов: -1,28 на 1000 человек
Годовой прирост населения/ Коэффициент общего прироста населения: 1,48% на 1000 человек
Чистый коэффициент миграции/ Коэффициент миграционного прироста: 0-мигрантов(ы) / 1,000 (2012г.), место страны в мире: 110
Темпы роста расселения: 1,468% (2012г.), место страны в мире: 82
Россия:
Численность: 138 739 892 чел.. По численности населения Венесуэла находятся на 9 месте в мире исходя из данных CIA на июль 2011года.
Плотность: 8,1 чел./км?
Количество мигрантов: 0,28 на 1000 человек
Годовой прирост населения/ Коэффициент общего прироста населения: -0,30% на 1000 человек
Чистый коэффициент миграции/ Коэффициент миграционного прироста: 0,29-мигрантов(ы) / 1,000 (2012г.), место страны в мире: 68
Темпы роста расселения: -0,48% (2012г.), место страны в мире: 219.

Более детально рассмотрим основные показатели, характеризующие миграционные потоки России, которая является самым молодым центром притяжения мигрантов. На начало 2011 года численность постоянного населения Российской Федерации, по оценке с учетом предварительных итогов Всероссийской переписи, составила 142,9 млн человек и уменьшилась за 2010 г. на 48,3 тыс. человек, или на 0,03%.
Естественная убыль населения в 2010г. уменьшилась по сравнению с 2009г. на 7,4 тыс. человек.
Миграционный прирост на 65,5% компенсировал численные потери населения (в 2009г. миграционный прирост полностью компенсировал численные потери населения и превысил их на 4,2%).

За 2010г. число мигрантов внутри России увеличилось на 203,0 тыс.человек, или на 11,9% по сравнению с предыдущим годом.
Миграционный прирост населения России снизился на 89,4 тыс.человек, или на 36,1%, что произошло в результате уменьшившегося числа зарегистрированных по месту жительства прибывших в Российскую Федерацию (на 88,3 тыс.человек, или на 31,5%), в том числе за счет иммигрантов из государств-участников СНГ - на 89,6 тыс.человек, или на 34,2%.
Наряду с этим отмечено увеличение числа выбывших за пределы России на 1,1 тыс. человек, или на 3,4%, в том числе в государства-участники СНГ - на 0,9 тыс.человек, или на 4,3%.
В 2010г. в обмене населением со всеми государствами- участниками СНГ было отмечено уменьшение миграционного прироста.
В 2010г. в территориальных органах ФМС России статус вынужденного переселенца или беженца получили 2135 человек (в 2009г. - 4092 человека).
Удельный вес зарегистрированных вынужденных иммигрантов в общей численности прибывших из-за пределов Российской Федерации составил 0,14%.
Таблица2 - Удельный вес вынужденных переселенцев и беженцев по странам прежнего проживания на 1 января 2011г. (с начала регистрации) в % к общему числу вынужденных мигрантов

По данным ФМС России, на 1 января 2011 г. в стране насчитывалось 50,3 тыс. вынужденных переселенцев и беженцев.
Более 34% из них (17,3 тыс.) составляли бывшие жители Казахстана, 20% (9,9 тыс.) - Грузии, 12% (6,2 тыс.) - Узбекистана, 5% (2,6 тыс.) - Таджикистана.
Почти 10,5 тыс.человек (21%) переселились внутри России из регионов с нестабильной общественно-политической обстановкой.
Процесс расселения вынужденных мигрантов идет по всем субъектам Российской Федерации. Наибольшее число вынужденных переселенцев и беженцев выбирали новым местом жительства Республику Северная Осетия-Алания (10,1 тыс.человек), 6,5 тыс. - Республику Ингушетия, 2,5 тыс. - Белгородскую область, от 1,8 тыс. до 1,1 тыс. - Самарскую область, Краснодарский край, Оренбургскую область, Ставропольский и Алтайский края.

3 Влияние миграции населения на новые центры притяжения мигрантов

3.1 Положительные и отрицательные последствия миграции населения для России как современной страны реципиента

Миграция рабочей силы - явление сложное и неоднозначнoe, может оказывать положительное и отрицательное влияние на экономическое и социальное развитие принимающих стран.
Позитивные для экономики в целом:

    вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, отраслевые и другие изменения в экономике;
    иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;
    достигается существенная экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов;
    иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для экономики
    повышают конкурентоспособность производимых страной товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы;
    иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания;
    иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы. Они первыми могут быть уволены;
    иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
утверждает, что иммигранты улучшают демографическую картину развитых стран, страдающих старением. Вместе с тем, хотя замедляется общий темп старения населения страны, на соотношение рождаемости и смертности коренных жителей эта статистика не влияет никоим образом. Нанимая иностранных работников, многие предприятия избегают банкротства, увольнений, а глобальная экономика приобретает большую эластичность.
В целом, иммиграция способствует увеличению покупательной способности (иностранная рабочая сила производит менее дорогие продукты и услуги) и благоприятствует социальной мобильности населения внутри принимающей страны. Также иммиграция приводит к росту производительности.
К негативным последствиям можно отнести:
    ухудшающаяся ситуация на рынке труда в связи с ростом предложения рабочей силы и ограничением рабочих мест;
    снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочей силы на рынке труда;
    провоцирующиеся конфликты между коренным населением и иммигрантами.
Наиболее подробно рассмотрим положительные и отрицательные последствия миграции населения для России.
Миграция населения является существенным фактором формирования трудовых ресурсов в России, который влияет на их качественный состав, на конъюнктуру на рынке труда как в стране в целом, так и в отдельных ее регионах. Это влияние определяется как внутренней, так и международной миграцией, ее интенсивностью и структурой мигрантов.
Анализ миграционных процессов в России за последнее десятилетие показывает, что проблемы с внешней незаконной миграцией продолжают оставаться острыми, а отдельные из них представляют и угрозу национальной безопасности государства. Уровень ее остается высоким, а численность мигрантов постоянно растет. По экспертным оценкам, в стране в настоящее время находится до 1,5 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов).
В связи с этим существуют положительные и, конечно же, отрицательные последствия миграционных процессов в нашей стране.
Массовая миграция иностранных граждан и лиц без гражданства из государств Закавказья, Центральной и Восточной Азии и их незаконное пребывание в ряде районов Российской Федерации зачастую ухудшают социальную обстановку, создают базу для формирования террористических организации и политического экстремизма, являются угрозой безопасности Российской Федерации.
Последствия международной миграции касаются уровней образованности населения, что влечет за собой повышение уровня квалификации последних. Как правило, считается, что мигранты не обладают высоким уровнем образованности. В основном это наблюдается в миграционных процессах из развивающихся в развитые страны. Однако это предположение не всегда верно. Дело в том, что низкоквалифицированные кадры действительно являются более мобильными, но они предпочитают отправляться в те регионы, где уровень дифференциации доходов ниже.
Но так же существует и обратный процесс (миграция населения и трудовых ресурсов из развитых в развивающиеся страны), он заключает в себе тот факт, что высококвалифицированные кадры стремится получать более низкие доходы, но быть самореализованы и самодостаточны. А уровень жизни в этих странах ниже, вследствие чего трудовое миграционное население сможет обеспечить себе высокий уровень качества жизни. Высококвалифицированные работники склонны покидать страны, где утверждаются идеи равенства всех членов общества, и направляться в страны, где их высокопроизводительный труд оплачивается выше. Таким образом, для стран с низкой дифференциацией доходов последствием миграции при прочих равных будет снижение общего образовательного уровня населения, а для стран с высокой дифференциацией – рост общего образовательного уровня. В развитых странах такой показатель получил название «утечка мозгов» и представляет собой очень серьезную проблему для развития экономического потенциала страны. При этом для высококвалифицированных работников основным моментом является не поиск более высокооплачиваемой работы, сколько поиск принципиально новой работы. При стечении таких специалистов в развивающихся странах приводит к своеобразному кризису, который заключается в том, что предложение на рынке труда этих специалистов существенно выше, чем спрос на их деятельность. При этом эта ситуация крайне негативно отражается на коренном населении развивающихся стран, которые обладают необходимым уровнем образования, а отсутствие возможности трудоустройства приводит их к дальнейшим шагам трудовой миграции. «Утечка мозгов» является серьезной проблемой для России. Иногда причинами оттока специалистов является даже не стремление найти более высоко оплачиваемую работу, но желание просто ее найти. Проблемой является безработица среди высококвалифицированных кадров, обусловленная тем, что предложение труда специалистов больше, чем количество существующих вакансий для них.
Эмиграция на постоянное место жительства в экономически развитые страны квалифицированных специалистов, молодежи с высоким уровнем образования ведет к ослаблению научного, творческого, экономического потенциала страны. Основные потоки интеллектуальной миграции идут из регионов, обладающих высоким научно-техническим потенциалом: Северо-западного, Центрального, Западно-Сибирского экономических районов; из городов преобладают Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск.
Ориентированы потоки интеллектуальной эмиграции в настоящее время на такие страны, как США, Канаду, Австралию, Израиль, страны Западной Европы – Великобританию, Германию, Швецию. Эти страны не только принимают, но и поощряют иммиграцию высококвалифицированных кадров, в первую очередь специалистов в области современных технологий, программистов, инженеров, врачей, специалистов по естественным наукам. Причем по временному контракту на работу уезжает лишь 5-7%, остальные – на постоянное место жительства. Следовательно, «утечка умов» в основном носит безвозвратный характер, что становится тормозом развития страны.
Повышенного внимания требуют уязвимые группы трудящихся – эмигрантов, и, прежде всего женщины. Особенно нетерпимыми являются правонарушения при трудоустройстве эмигрантов за рубежом, связанные со случаями незаконного выезда, дискриминации, торговли людьми. Современное состояние движения населения через границы Российской Федерации таково:
    Из России ежегодно уезжает на ПМЖ за границу 300 - 350 тыс человек, официально заявляя об этом или натурализуясь на месте за рубежом. Примерно половина эмигрантов - немцы, евреи и корейцы.
    Около 800 тыс россиян по официальным каналам (квотам, контрактам, заключенным в России) и неофициально временно работают за границей. Структура этой категории граждан чрезвычайно разнообразна: от строительных и сельскохозяйственных рабочих до предпринимателей - хозяев магазинов, ресторанов и игорных салонов. Можно встретить российских граждан, работающих агентами по продаже недвижимости на Кипре, официантами в Турции, строительными рабочими в Германии.
    В настоящее время существует правовая база для выезда наших соотечественников за рубеж на заработки. Правительство РФ заключило со многими государствами договоры в этой области отношений. Экономический спад, глубокие структурные изменения, сокращение производства в оборонной промышленности, уменьшение армии и приток переселенцев из республик СНГ, вызвавшие безработицу и снижение уровня доходов ряда социальных групп, являются факторами, стимулирующими выезд из нашей страны на заработки за рубеж. По результатам опросов наиболее предрасположены к выезду на работу за границу научные работники, а также беженцы и вынужденные переселенцы из других частей СНГ в Россию.
Среди работающих за границей россиян много квалифицированных специалистов. По оценке, выходящей в Париже русскоязычной газеты "Последние новости", только в Западной Европе в 2003 г. работало не менее 50 тыс научных работников, преподавателей, деятелей культуры и искусства, медицинского персонала - выходцев из России.
    В Россию ежегодно на постоянное место жительства приезжает значительно больше народа, чем уезжает. На 1 сентября 2005 г. в РФ было зарегистрировано 4,3 млн чел., переехавших сюда после распада Советского Союза. Оценить число незарегистрированных лиц не представляется возможным. В основном это этнические русские, но не только они. Российское гражданство или разрешение на проживание получили многие армяне, азербайджанцы, переехавшие в Россию во время вооруженных конфликтов или по деловым соображениям.
    На временной основе в нашей стране находится не менее 5 млн иностранцев. Таким образом, наша страна вошла в число крупнейших государств, реципиентов иностранной рабочей силы. В России временно работает больше иностранцев и лиц без гражданства, чем в Англии, Франции или Италии.
В основном это выходцы из республик СНГ - украинцы, молдаване, армяне, азербайджанцы, таджики. Они трудятся на строительстве, в городском хозяйстве, практически монополизировали овощную торговлю в городах и торговлю на рынках вообще. Определенную категорию составляют лица без гражданства - беженцы или политические эмигранты - афганцы, курды, иранцы. Среди выходцев из стран дальнего зарубежья выделяются две группы лиц:
    первая, это граждане развитых стран, как правило, высококвалифицированные специалисты, работающие по контрактам или в представительствах фирм, банков, в совместных предприятиях;
    вторая - выходцы из развивающихся стран, часто нелегально находящиеся в России, для которых условия труда и жизни в нашей стране предпочтительнее, чем на родине; к ним относятся вьетнамцы, китайцы, пакистанцы, индусы. Главная сфера их деятельности - торговля, общественное питание, строительство, теневая экономика.
В целом баланс международной миграции населения для России положительный, т.е. в РФ больше народа приезжает навсегда и на время, чем уезжает.
Положительный баланс перемещения населения через российские границы позволяет отнести нашу страну к экономически развитым государствам с неблагополучной демографической ситуацией, испытывающим нехватку рабочих рук. В таких странах иммиграция и прибытие иностранцев на заработки приводит к целому ряду положительных последствий, как было показано выше, в первую очередь к ликвидации дефицита рабочей силы, хозяйственному росту, расширению внутреннего рынка, налоговых поступлений в бюджет.
Однако в реальной жизни последствия международной миграции для нашей страны скорее отрицательные. Последствия въезда иностранцев в нашу страну:
1. Прибытие из-за границы переселенцев в значительной степени вызвано не экономическими, а политическими и национальными соображениями. Это далеко не всегда подготовленные и конкурентоспособные люди, ищущие работу, а беженцы, вынужденные покинуть прежнее место жительства.
2. Приезд на постоянное место жительства и на временные заработки никак не координируется с реальными потребностями в рабочих руках, наличием свободных рабочих мест, он не регулируется и происходит в условиях безработицы в стране. В результате безработица растет и соответствующего прироста ВВП не происходит.
3. Одна из главных проблем российской экономики - упадок сельского хозяйства, обезлюдение деревень, сокращение населения в восточной части страны. Приток населения в Россию практически не идет в сельское хозяйство, не направляется в Сибирь или на Дальний Восток, а оседает в больших городах, в первую очередь в Москве, Поволже и на юге России.
4. Значительная часть переселенцев и приехавших на заработки занимаются розничной торговьлей, подпольным бизнесом, строительством и ремонтом по заказам частных лиц и фирм и не платят налогов и социальных платежей, что является уходом в теневую экономику. Результат - недобор налогов в федеральный и местные бюджеты, социальные фонды.
5. Концентрация мигрантов в названных сферах деятельности ведет к монополизации ими рыночной и уличной торговли, сетей магазинов, общественного питания, ограничению доступа на рынки местных мелких производителей продуктов питания, в первую очередь овощей, фруктов, мяса, установления завышенных цен. Монополизация торговых точек, районов сбыта часто происходит по землячествам, что приводит к криминальным разборкам, осложнению криминогенной обстановки, ухудшению отношений с коренными жителями. Было бы неправильным считать, что в теневой экономике, недобросовестной торговле или в преступлениях участвуют исключительно приезжие из южных республик. Однако доля их в раскрытых фактах ввоза и распространения наркотиков и прочих нарушениях законов значительно выше, чем процент среди жителей.
6. Прибытие значительных масс населения в страну увеличивает расходы на социально-культурные нужды - выплату пенсий, здравоохранение, просвещение, различные пособия.
Из положительных последствий прибытия населения в Россию из-за рубежа следует отметить следующее:
1. Частичную компенсацию демографического кризиса в стране. Резкое сокращение рождаемости и увеличение смертности за последнее время, не будь переселенцев, привело бы к еще большему сокращению населения РФ и уменьшению численности русских.
2. Приезжающие на временные заработки способствуют восполнению недостатка низкоквалифицированной рабочее силы в жилищном, дорожном строительстве в розничной торговле.
Серьезные отрицательные последствия вызывает эмиграция населения из России.
Несмотря на то, что баланс миграции переселенцев в пользу нашей страны, по уровню квалификации разрыв между эмигрантами и иммигрантами огромен.

3.2 Государственная политика стран центров притяжения мигрантов в сфере иммиграции

Процесс международной миграции населения и рабочей силы регулируется национальным законодательством различных стран и международными правовыми актами.
В каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Миграционная политика государства – это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из страны, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в стране иностранной рабочей силы, создание системы социальной защиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом. Принимающие и передающие страны стремятся регулировать потоки мигрантов по объему, национальному и профессиональному составу. Разрешая эмиграцию, страны выезда рассчитывают на снижение перенаселения, безработицы, поступления от эмигрантов валютных средств. Миграционная политика может иметь «ограничительный» и «поощрительный» характер, подразделяться на эмиграционные и иммиграционные составляющие и проявляться либо в каждой из них в отдельности, либо в той и др. одновременно.
В принимающих странах могут действовать профессиональные и отраслевые ограничения на использование иностранной рабочей силы в форме запретов. Явные запреты прямо указывают профессии, которыми иностранцам заниматься нельзя.
К основным принимающим мигрантов странам АТР относятся Малайзия, Сингапур, Таиланд, Япония, Южная Корея, Гонконг и Тайвань.
Подробно рассмотрим государственную миграционную политику Сингапура и Японии.
Сингапур принял трехступенчатый план миграции для иностранных рабочих, помимо социальных визитов.
Во-первых, функционирует, прежде всего, схема миграции, основанная на экономическом стимулировании, для профессиональных иностранных работников, в том числе занимающих административные позиции, а также управленческие должности. Правительство Сингапура прилагает усилия по стимулированию притока высококвалифицированных трудящихся
и т.д.................



Просмотров