Лица из числа детей сирот. Статус детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Порядка 18% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Москве нарушают договор о безвозмездном пользовании квартирами, предоставленными им городом». Об этом на заседании комиссии Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям сообщила заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения Москвы Алла Дзугаева. «Важен вопрос целевого использования квартиры, полученной детьми-сиротами от городских властей. 18% из них нарушают условия договора о безвозмездном пользовании, например, сдают их», — сказала Дзугаева. Москва готовит поправки в закон об обеспечении жильем детей-сирот Она рассказала, что департамент труда и социальной защиты населения Москвы готовит поправки в 15-ФЗ, регулирующий вопросы обеспечения детей-сирот жильем.

Однако А.Дзугаева не сообщила какие условия договора нарушают дети-сироты (например, имеют задолженность по оплате ЖКУ), какой процент из детей-сирот сдает жилые помещения и каковы причины по которым сироты сдают или вынуждены сдавать предоставленные им квартиры. Анализ предпосылок сдачи квартир департаментом не проводился. Департамент не привел данных о том какой процент жителей Москвы, пользующихся жилыми помещениями по договору социального найма, нарушают условия этого договора.

Первая группа поправок в федеральное законодательство, предлагаемых Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы, связана с введением ценза оседлости для получения преференции в обеспечении жильем. «По 15-ФЗ мы должны обеспечить жильем всех детей-сирот, чьим местом жительства является Москва. Однако закон оставил за кадром вопрос трансрегиональной миграции. Например, сейчас ребенок живет в Москве в семье опекуна до совершеннолетия. Но до 16 лет он проживал в Новосибирске. Сегодня у нас числятся 3553 ребенка, которые прибыли в Москву и находятся здесь под опекой, но это иногородние дети», — пояснила Дзугаева. По ее словам, необходимо ввести определенный срок, который ребенок прожил в Москве, для того чтобы он смог претендовать на получение квартиры от столичных властей.

Следует отметить, что эти предложения уже неоднократно озвучивались Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы и Департаментом городского имущества Москвы, они не имеют под собой никаких правовых оснований и направлены исключительно на экономию бюджетных средств, направляемых на реализацию права детей-сирот на льготное обеспечение жильем. Эти предложения противоречат положениям статьи 19 Конституции Российской Федерации, из которой следует, что реализация права детей-сирот, проживающих в субъекте Российской Федерации, на жилище должно реализовываться на одинаковых условиях.

Предлагая ввести ценз оседлости для предоставления жилья детям-сиротам органы исполнительной власти города Москвы практически заявляют о неспособности исполнить свои социальные обязательства в отношении детей-сирот в указанной сфере.

А.Дзугаева не сообщила каково число детей-сирот, взятых под опеку и попечительство в город Москву из других регионов, которым Москва предоставила жилые помещения и сколько это составляет в процентном отношении от всех детей-сирот обеспеченных жильем в Москве, с разбивкой по годам.

Вторая группа поправок департамента касается вопроса включения в список на обеспечение жильем. «Случается так, что ребенок числится и у нас в списках, и в списке региона, откуда он прибыл в Москву. Этот вопрос необходимо отрегулировать», — подчеркнула Дзугаева.

Третья группа поправок относится к вопросу нецелевого использования жилья, полученного ребенком от столичных властей. «15-ФЗ запрещает нам выселять детей, нарушающих условия договора безвозмездного пользования жильем. Но как тогда нам реагировать, если ребенок сдает полученную от нас квартиру, а сам возвращается в квартиру, к примеру, своей матери, лишенной родительских прав? Мы предлагаем выселять таких детей в другое жилье — по нормам общежития. В Москве такой жилой фонд есть», — сказала Дзугаева.

Вызывает озабоченность, что ряд предложений Департамента труда и социальной защиты населения Москвы направлены на ревизию социальных гарантий детям-сиротам в жилищной сфере в сторону их сокращения. При этом представители органов государственной власти Москвы всегда заявляли, что в отличие от большинства регионов, Москва своевременно и в полном объеме выполняет обязательства по обеспечению жильем детей-сирот.

Следует отметить, что согласно Положению о Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 8 сентября 2015 г. № 566-ПП, департамент осуществляет в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, в частности, следующие полномочия:

Оказывает содействие лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет в защите их прав и интересов

Принимает меры по защите жилищных прав, сохранности имущества несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Осуществляет мониторинг адаптации к самостоятельной жизни выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет после окончания пребывания в указанных организациях.

Таким образом, есть все основания утверждать, что предложения Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы по ограничению реализации прав детей-сирот в жилищной сфере не только находятся вне компетенции департамента, но и противоречат его полномочиям, установленным Правительством Москвы.

Департамент вместо своей прямой обязанности всемерно защищать права и законные интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предпринимает совершенно противоположные действия. Полагаем, что это недопустимо и требует серьезного общественного обсуждения.

Предложения Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы прокомментировал Исполнительный директор РОО «Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» А.Головань

Государство обязано предоставлять своим гражданам социальные гарантии. Это основная цель его создания и существования. В первую очередь данное обстоятельство проявляется, когда речь идет о самых незащищенных. А в их число входят дети, в силу различных обстоятельств оставшиеся без заботы родителей.

Одной из самых сложных проблем для молодых граждан этой категории является обретение собственного жилья. Будут ли выделяться квартиры для сирот в 2019 году, как получить ее молодому человеку данной категории, об этом далее.

Определение сироты

Люди попадают в разные ситуации. Поэтому дадим определение понятию сирота так, как оно трактуется действующим законодательством. Под такую категорию подпадают маленькие граждане, не отпраздновавшие 18-летия, у которых физические родители:

  • ушли из жизни;
  • лишены судебным решением права заботиться о потомках;
  • утратили дееспособность;
  • наказаны за преступление и находятся в тюрьме;
  • имеют недуг, не позволяющих выполнять обязанности в отношении деток;
  • признаны безвестно отсутствующими, то есть правоохранительные органы ведут их розыск.

Ребенку присваивается официальный статус:

  • сироты;
  • дитя, лишенного родительского попечения.

Этой работой занимаются государственные органы опеки местной администрации. Только после признания статуса и получения соответствующего документа маленький гражданин большой страны может рассчитывать на господдержку, в том числе и на жилье детям-сиротам.

Важно: для присвоения категории имеет значение два обстоятельства:

Основные законы и необходимость изменения в них


Акты законодательства, на которые опираются специалисты при решении вопроса, таковы:

  1. Федеральный закон № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Дата принятия – 21.12.1996 (последнее изменение от 31.12.2014).
  2. Жилищный кодекс (ЖК) РФ.

Ранее правила обеспечения сирот и приравненных квадратными метрами выглядели так:

  • их не ставили в очередь, а сразу давали те помещения, что имелись у муниципалитета;
  • особого разбирательства по поводу прав не проводилось;
  • если до 23-летия сирота жилыми метрами не обеспечивался, его снимают с учета;
  • оформлялась жилплощадь в порядке социального найма.

В ходе разбирательства разных ситуаций было выяснено, что подобные правила открывают возможности для махинаций. В частности, молодые люди, получившие «дармовую» жилплощадь:

  • продавали ее, прельстившись чем-то менее ценным, но на настоящий момент желанным;
  • передавали мошенникам под влиянием их давления.
Скачать для просмотра и печати: Важно: изменения, принятые в 2014 году, пресекли вероятность мошенничества в отношении квартир молодых людей - сирот.

Кому положено жилье от государства

По действующим в 2019 году нормам законодательства жилыми метрами сирот и граждан, лишенных родительской заботы, обеспечивают муниципалитеты. Квартиры им положено выдавать из социального фонда, если он имеется.

Важно: жилплощадь сироте могут заменить сертификатом на целевые средства. Потратить их разрешено только на приобретение жилья.

Сам механизм обеспечения домами граждан данной категории претерпел серьезные изменения. Коснулись они практически всех аспектов вопроса, кроме главного - получателя госпомощи.

Ограничения по возрасту

В 2019 году жильем будут обеспечивать молодых людей, подпадающих под следующие критерии:

  • имеет статус сироты или дитя, лишенного родительской опеки;
  • возраст гражданина должен находиться в промежутке от 18 до 23 лет;
  • этот человек заявил официально о том, что нуждается в господдержке по решению жилищной проблемы.

Каждый из критериев одинаково важен. Если не соблюсти хоть один, то государство снимет с себя ответственность за то, где будет сирота жить. Причем это окажется вполне законным актом.

Важно: стоящий в очереди на квартиру сирота остается там до полной реализации его права на господдержку. Даже после того, как отпразднует 23-летие. Убрать его из очереди могут только после предоставления:

  • квартиры;
  • дома;
  • сертификата на их покупку.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Имущественные критерии


Следующий пробел, исправленный законодателем, связан с имущественным правом. На дату принятия указанного акта (1996 год) этот институт в Российской Федерации еще не был развит, потому его не учли в старой редакции закона. Теперь же брешь для мошенничества исправлена. Прежде чем выдать сироте жилье, тщательно проверяются его иные имущественные права.

Скачать для просмотра и печати:

Так, госорган, занимающийся решением данного вопроса, обязан проверить:

  • имеется ли у соискателя либо других родственников, с которыми он проживает, квартира (дом), переданная по договору найма;
  • есть ли в его собственности жилые помещения либо их доли;
  • владеют ли какими-либо квартирами или домами члены его семейства;
  • в каких условиях ныне проживает соискатель с семейством.

Важно: если у претендента уже есть какое-либо жилое помещение, то это еще не означает, что его не поставят на очередь. Квартира должна соответствовать:

  • нормативам площади, установленным в регионе;
  • санитарным условиям, указанным в ЖК.

Ограничения, связанные с имеющимся жильем


В некоторых ситуациях сирота просто не может воспользоваться той площадью, на которую имеет право. Это тоже учтено в законодательстве. Так, было введено понятие «невозможности проживания на нынешнем месте». Связано оно с выявлений обстоятельств, вредящих сироте, ущемляющих его права.

К таковым обстоятельствам относятся следующие:

  1. Проживание претендента на господдержку в одной квартире с лицом, пораженным тяжким недугом. Этот человек нуждается в постоянной заботе, не может самостоятельно себя обеспечивать, кроме того, неизлечим.
  2. Если сироте приходится делить квадратные метры с родителями, лишенными своих прав в его отношении.
  3. Данная жилплощадь по закону признана непригодной для целевого использования (идет под снос, к примеру).
  4. Квартира не соответствует санитарным требованиям (ЖК РФ).
  5. Доля в жилом помещении или все оно полностью имеет площадь ниже, чем норматив, принятый в данном регионе на одного человека.
Важно: каждое из перечисленных обстоятельств доказывается документально. Просто заявить о нем недостаточно. Нужно при написании заявления еще и бумаги приложить.

Как реализуется предоставление жилья на практике


Жилищный вопрос граждан данной категории начинают решать при условии:

  • достижения ими 18-летия;
  • в любой момент после совершеннолетия, но до того как сироте исполнилось 23 года;
  • признание в законодательно порядке полностью дееспособными ранее совершеннолетия (редкий случай).
Внимание: строго запрещено выдавать гражданам данной категории комнату в коммуналке. Жилье должно быть отдельным.

Порядок передачи жилья усовершенствовали с тем, чтобы его невозможно было передать в иные руки (в том числе мошенникам). Теперь процесс выглядит так:

  1. Согласно внесенным изменениям, подпадающий под все критерии, молодой гражданин обеспечивается квартирой (домом) по договору найма.
  2. Данный документ имеет ограниченный срок действия: ровно пять лет.
  3. По истечении указанного срока жилье поступает в бессрочное пользование владельца.
Важно: нельзя пропускать период постановки на учет. Если сирота не использует свое право до 23-летнего возраста, то он его потеряет.

Заявление и документы


В связи с тем, что обеспечение сирот квартирами и иным отдельным жильем входит в компетенцию регионов, они сами разрабатывают порядок работы с этой категорией граждан. В том числе, поручают работу по этому направлению разным департаментам. Как правило, ею занимается орган опеки и попечительства.

В госорган нужно подать заявление. Без инициативы со стороны льготника его проблемы никто решать не станет. В администрацию следует идти с такими бумагами (и копиями):

  • паспорт гражданина РФ (отксерокопировать также страничку с пропиской);
  • справка о составе семьи (оригинал);
  • документ, подтверждающий статус сироты или ребенка, лишенного родительского попечения;
  • документальное подтверждение отсутствия жилья в собственности;
  • свидетельства (при наличии):
    • о браке;
    • о рождении детей;
  • справку с места трудоустройства или прохождения обучения (органов занятости, если человек стоит там на учете).

Выше описан основной пакет. В некоторых регионах могут потребовать дополнительные документы. Это зависит от установленных правил. Кроме того, относительно формы заявления федеральное законодательство ничего не говорит. В принципе, его можно составить на свое усмотрение. Однако регион может разработать собственную форму этого документа. Желательно справиться об этом у специалиста администрации.

Важно: при посещении администрации обязательно иметь при себе все оригиналы бумаг.

С января 2019 г. подавать указанные заявления могут не только сами сироты, но и их законные представители. Если по истечении 3-х месяцев с момента исполнения ребенку-сироте 14-ти лет последние это не сделают, такое право возникает у органов опеки.

Дополнительные документы


В случае, когда жизненная ситуация гражданина подпадает под один из вышеперечисленных особых критериев, нужно запастись другими документами.

  1. Если приходится жить с родителями, которых лишили прав в отношении сироты, то потребуется решение суда. Этот документ имеется в органе опеки и попечительства того региона, где жило семейство во время судопроизводства.
  2. Если площадь не соответствует санитарной норме или признана нежилой, то справку можно взять в муниципалитете.
  3. О болезни родственника, прописанного в квартире совместно с сиротой, выдает документ больница.
  4. То, что доля имущества слишком мала для проживания, подтверждает документ о собственности. В нем должны быть указаны все владельцы и общая жилая площадь.
Важно: если у гражданина есть несколько обстоятельств, способствующих выделению ему отдельной квартиры, то необходимо подтвердить все.

Об очереди для сирот


Учет всех деток данной категории осуществляется госорганами опеки и попечительства. В том числе, госслужащие тщательно контролируют соблюдение жилищных прав сирот. Тех, кто нуждается в квартирах, по достижении 18-летия ставят в очередь. Она формируется на данных о дате рождения сирот, зарегистрированных соответствующим органом.

Когда молодой человек инициирует выдачу жилья, он попадает в очередь на то место, куда его поставил специалист органа опеки и попечительства. Получит он квартиру сразу после того, как удовлетворят требования граждан, стоящих на учете перед ним.

Важно: изменения в законе отменили внеочередную выдачу сиротам жилплощади. Теперь их требования удовлетворяются в зависимости от возможностей муниципалитетов.

С января 2019 г. порядок учета сирот в жилье изменится. Теперь постановка на учет осуществляется с момента исполнения ребенку-сироте 14-лет. Обязанность по их постановке возлагается на законных представителей. А в случае бездействия последних в течение 3-х месяцев после исполнения подопечному 14-лет - на органы опеки. С 18-ти лет сирота может обратиться с заявлением лично для постановки на учет.


Молодые люди, воспитывающиеся в интернатах, зачастую не имеют понятия о собственных правах. Другой вариант - не понимают, куда обращаться за их реализацией. А подсказать некому, близких нет.

Алгоритм действий прост.

  1. После 18 дня рождения (в другое время, но как можно ближе к этой дате) следует отправиться в орган опеки и попечительства, где молодой человек стоит на учете. А он находится в регионе, из которого этот маленький гражданин был отправлен в интернат.
  2. Специалисту искомого органа нужно заявить о своих проблемах.
Важно: при этом следует учитывать, что в органах опеки трудятся госслужащие, чьей основной обязанностью является обеспечение выполнения прав деток, которые остались без родительской поддержки, защита их интересов. Они за это получают зарплату.
  1. Данные госслужащие обязаны предпринять все усилия, чтобы помочь заявителю в решении его проблем. То есть, они подскажут:
    • где писать заявление;
    • как его составить;
    • какие бумаги собрать;
    • иное, по ситуации.
Внимание: нужно задавать госслужащим вопросы, касающиеся нюансов ситуации. Они не всегда имеют представление, как обстоят дела на самом деле. Необходимо посвятить этих людей во все тонкости, чтобы получить квалифицированную помощь.


Если в органе опеки и попечительства отказываются отвечать на вопросы, то следует понимать: люди не желают выполнять собственные обязанности. Следовательно, на них нужно пожаловаться:

  • руководству (это в местной администрации);
  • вышестоящей организации (министерство соответствующего региона);
  • в прокуратуру.
Важно: в компетенцию органов прокуратуры входит надзор за работой исполнительных властей. Они тщательно следят, чтобы сирот обеспечивали всем, что положено по закону.

Подведем итоги


  1. Государство проводит необходимую работу для обеспечения детей, лишенных родительских забот и поддержки, отдельной жилой площадью. С этой целью в 2014 году внесены изменения соответствующие законодательные акты. Они позволили:
    • усовершенствовать механизм предоставления квартир;
    • защитить молодых людей - сирот от происков мошенников и собственных ошибок.
  2. Правилами предусмотрено обеспечение квадратными метрами сирот и приравненных, заявивших о своих проблемах. Кроме того, на жилплощадь за счет средств бюджета могут рассчитывать только те льготники, у которых нет собственного жилья.
  3. Все дети, нуждающиеся в поддержке, строго учитываются. Для заявления о проблемах им отведены конкретные сроки: с 18 до 23 лет. Пропустившим шанс квартиры не предоставляются.
  4. В очереди сироты стоят до тех пор, пока их право на жилье не реализуется.
  5. Механизм выдачи квартир таков, что владелец - сирота не сможет передать помещения другому лицу ни при каких обстоятельствах.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

20 марта 2017, 20:57 Мар 3, 2019 13:49

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

"...лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или , а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на ;..."

Источник:

Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012)


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в других словарях:

    Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения… … Словарь юридических понятий

    Льготы и выплаты для детей-сирот - Дети сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Лица, имеющие право на поступление в медвузы РФ вне конкурса - Согласно правилам приема в Российский государственный медицинский университет им. Н. И. Пирогова на 2010/2011 учебный год, вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в РГМУ принимаются: 1. Дети‑сироты и дети,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Украинский кризис: хроника противостояния на юго-востоке в июле 2014 г - Массовые антиправительственные акции начались в юго восточных областях Украины в конце февраля 2014 года. Они явились ответом местных жителей на насильственную смену власти в стране и последовавшую за этим попытку отмены Верховной радой закона,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Демография - (Demography) Содержание Содержание 1. История формирования демографии Формирование демографических знаний (XVI — начало XIX века) Возникновение демографической науки (XIX век) Современное развитие (середина XX — до сегодняшнего дня) 2 … Энциклопедия инвестора

    Основные направления налоговой политики на 2009-2011 гг. - Основные направления налоговой политики на 2009 2011 гг. В соответствии с принципами среднесрочного финансового планирования Министерством финансов Российской Федерации в 2007 году был впервые разработан документ, определяющий концептуальные… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    ГОСТ Р 52495-2005: Социальное обслуживание населения. Термины и определения - Терминология ГОСТ Р 52495 2005: Социальное обслуживание населения. Термины и определения оригинал документа: 2.1.6 адресность: Принцип социального обслуживания населения, предусматривающий предоставление социальных услуг конкретным лицам… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ДОГОВОР НАЙМА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ - заключается в случае предоставления нанимателю жилого помещения социального пользования. В соответствии с п. 56 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного … Юридический словарь современного гражданского права

    ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО - над несовершеннолетними, форма семейного воспитания детей и подростков, оставшихся без родительского попечения вследствие смерти или болезни родителей, лишения их родительских прав и др. причин. Гос во оказывает помощь круглым сиротам, а также… …

    ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО над несовершеннолетними - форма семейного воспитания детей и подростков, оставшихся без родительского попечения вследствие смерти или болезни родителей, лишения их родительских прав и др. причин. Гос во оказывает помощь круглым сиротам, а также детям, о к рых родители не… … Российская педагогическая энциклопедия

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулирует отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в городе Москве.

Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются понятия, определенные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом города Москвы от 4 июня 1997 года № 16 «Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве».

Дополнительные гарантии по социальной поддержке, устанавливаемые настоящим Законом, предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, если иное не установлено федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 3. Правовая основа дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Правовую основу дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа составляют Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав города Москвы, настоящий Закон, другие законы и иные нормативные правовые акты города Москвы.

Статья 4. Полномочия органов исполнительной власти города Москвы в сфере социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, предоставляемые в соответствии с настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, обеспечиваются органами исполнительной власти города Москвы.

2. Органы исполнительной власти города Москвы в пределах своих полномочий:

1) реализуют государственную политику в сфере социальной поддержки и защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;

2) принимают нормативные правовые акты по вопросам, касающимся социальной поддержки и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обеспечивают их исполнение и осуществляют контроль за исполнением указанных актов;

3) создают и осуществляют финансирование государственных учреждений города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в том числе образовательных, лечебных и реабилитационных учреждений для указанных детей, являющихся детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, в целях получения ими доступного по состоянию здоровья образования, профессионального обучения и воспитания;

4) разрабатывают, утверждают и исполняют городские целевые программы по социальной поддержке, реализации и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в соответствии с их потребностями;

5) обеспечивают поддержку негосударственных организаций, осуществляющих проведение социально-психологической адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в том числе содействующих реализации и защите их прав и законных интересов, устройству на воспитание в семью, организации лечения и оздоровительного отдыха, профессиональной ориентации и трудоустройству, предоставляющих юридические услуги, а также оказывающих иные виды помощи и поддержки указанным категориям граждан.

Статья 5. Финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, за исключением обучающихся и (или) содержащихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами города Москвы.

2. Дополнительные меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, за исключением обучающихся и (или) содержащихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы и являются расходными обязательствами города Москвы.

3. Размеры бюджетного финансирования государственных и негосударственных учреждений города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяются нормативами по обеспечению детей питанием, одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием, предметами хозяйственного обихода, личной гигиены, играми, игрушками, книгами, медицинскими препаратами, а также другими нормативными затратами на содержание и обслуживание указанных учреждений в соответствии с нормами, утверждаемыми Правительством Москвы.

4. Порядок и размер выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье, на патронатном воспитании, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 6. Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на надлежащее воспитание и развитие

1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право жить и воспитываться в семье. Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется при передаче их на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью, на патронатное воспитание, а также при устройстве их на воспитание в семью в иных формах, предусмотренных федеральным законодательством и законами города Москвы.

2. Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является приоритетным и наилучшим образом обеспечивает интересы и потребности ребенка. Передача ребенка на воспитание в государственное или негосударственное учреждение города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, допускается только при невозможности устройства его на воспитание в семью.

3. Опекуны (попечители), приемные родители, патронатные воспитатели, государственные и негосударственные учреждения города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также органы опеки и попечительства в соответствии с семейным законодательством и с учетом интересов ребенка принимают меры для сохранения его контактов с родителями и иными родственниками.

4. Приоритетным критерием оценки эффективности деятельности органов опеки и попечительства, государственных и негосударственных учреждений города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются результаты их работы по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.

5. В государственных и негосударственных учреждениях города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны создаваться условия пребывания детей, максимально приближенные к семейным.

Статья 7. Единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с усыновлением ребенка

На возмещение расходов в связи с усыновлением ребенка в городе Москве усыновителю (одному из усыновителей) устанавливается единовременная компенсационная выплата в порядке и размере, установленных Правительством Москвы.

Статья 8. Дополнительные гарантии права на образование

1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, пребывающие в государственных учреждениях города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на полном государственном обеспечении.

2. Нормы питания, обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием, предметами хозяйственного обихода, личной гигиены, играми, игрушками, книгами, медицинскими препаратами, нормы расходов на каждого ребенка для проведения культурно-массовой работы, размер денежных средств на личные нужды детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, пребывающих в государственных учреждениях города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядок выплаты денежных средств утверждаются Правительством Москвы и не могут быть меньше размера, установленного федеральным законодательством для соответствующих федеральных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Обучающиеся, воспитанники государственных учреждений города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этими учреждениями одеждой и обувью по нормам, утверждаемым Правительством Москвы, а также единовременным денежным пособием в порядке и размере, устанавливаемых Правительством Москвы, но не менее размера, установленного федеральным законодательством для соответствующих категорий выпускников федеральных государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. Порядок и размер возмещения расходов курсов по подготовке к поступлению в государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа устанавливаются Правительством Москвы.

5. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа имеют право на получение первого и второго начального профессионального образования в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования города Москвы без взимания платы. Порядок и размер возмещения расходов государственных образовательных учреждений начального профессионального образования города Москвы на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа устанавливаются Правительством Москвы.

6. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования города Москвы, а также обучающиеся, студенты, потерявшие в период обучения родителей (единственного родителя), зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данных образовательных учреждений.

7. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, обучающимся в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования города Москвы, помимо полного государственного обеспечения выплачиваются стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50 процентов по сравнению с размером стипендии, установленным для обучающихся в данном образовательном учреждении, 100 процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, а также ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии. Выплата указанного пособия осуществляется в срок до 30 дней с начала учебного года за счет средств, выделяемых государственным образовательным учреждениям начального, среднего и высшего профессионального образования города Москвы из бюджета города Москвы. Порядок и размер увеличения стипендии, выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей устанавливаются Правительством Москвы.

8. Выпускникам государственных образовательных учреждений города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающим в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению совета образовательного учреждения могут предоставляться бесплатное питание и проживание на период их пребывания в данном образовательном учреждении.

9. Выпускники государственных образовательных учреждений города Москвы — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, за счет средств соответствующих государственных образовательных учреждений обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Москвы, и единовременным денежным пособием в порядке и размере, устанавливаемых Правительством Москвы, но не менее размера, установленного федеральным законодательством для соответствующих категорий выпускников федеральных государственных образовательных учреждений. По желанию выпускников государственных образовательных учреждений города Москвы им может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря, оборудования. Указанная денежная компенсация может быть перечислена в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.

10. Дополнительные гарантии, установленные в частях 1 — 3, 8 и 9 настоящей статьи, распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, направленных в негосударственные учреждения города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по решению органов опеки и попечительства города Москвы и пребывающих (пребывавших) в этих учреждениях.

11. При предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, обучающимся в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования города Москвы, академического отпуска по медицинским показаниям (в том числе по уходу за ребенком) за ними сохраняется на весь период отпуска полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Государственное образовательное учреждение содействует организации их лечения.

12. На лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, старше возраста 23 лет, принятых на обучение по очной форме в государственные образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования города Москвы впервые до достижения ими возраста 23 лет, распространяются дополнительные гарантии, установленные частями 6 — 9 и 11 настоящей статьи, в полном объеме до окончания ими обучения в указанных учреждениях.

13. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение бесплатного дополнительного образования в спортивных, музыкальных, художественных школах, школах искусств и других учреждениях дополнительного образования детей города Москвы. Порядок возмещения расходов, связанных с получением детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, бесплатного дополнительного образования в указанных учреждениях, определяется Правительством Москвы.

14. Дополнительные гарантии, установленные частями 3 и 9 настоящей статьи, распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, устроенных на воспитание в семью, по окончании ими обучения в государственных и негосударственных общеобразовательных учреждениях или по окончании их нахождения на воспитании в семье в связи с достижением возраста 18 лет.

15. Исключение обучающихся, студентов — детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из государственных образовательных учреждений города Москвы возможно только с согласия органов опеки и попечительства города Москвы при условии дальнейшего их трудоустройства или направления на учебу в другое государственное образовательное учреждение с обязательным предоставлением жилого помещения в соответствии с действующим законодательством.

16. Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, состоящим в браке с такими же лицами и имеющим детей, до окончания обучения предоставляется ежемесячная компенсационная выплата на содержание детей в порядке и размере, устанавливаемых Правительством Москвы. Данная выплата предоставляется также в случаях расторжения брака между указанными лицами, смерти одного из супругов, рождения ребенка одинокой матерью.

Статья 9. Единовременная компенсационная выплата детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончании их пребывания в государственных и негосударственных учреждениях города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по окончании нахождения в связи с достижением возраста 18 лет в приемной семье, на патронатном воспитании, при прекращении попечительства предоставляется единовременная компенсационная выплата в порядке и размере, устанавливаемых Правительством Москвы.

Статья 10. Дополнительные гарантии права на льготный проезд

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, пребывающие в государственных и негосударственных учреждениях города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или находящиеся на воспитании в семье, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся, студенты государственных образовательных учреждений города Москвы обеспечиваются бесплатным проездом на городском и пригородном пассажирском транспорте (кроме такси и маршрутного такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства, расположенному за пределами города Москвы, и обратно к месту учебы в порядке, установленном Правительством Москвы.

Статья 11. Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание и отдых

1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа предоставляются бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в лечебно-профилактических учреждениях города Москвы, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров.

2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа во время обучения в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются бесплатно медицинскими препаратами по рецептам врача.

3. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа предоставляются бесплатно путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

4. Порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, определяется Правительством Москвы.

Статья 12. Гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, являющимся детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья

1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являющиеся детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеют право на достойное и полноценное участие в жизни общества.

2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являющиеся детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, обеспечиваются медицинской помощью, основанной на ранней диагностике, корригирующими и реабилитационными методами лечения, протезированием, находятся под наблюдением врачей-специалистов, при необходимости помещаются в установленном порядке в специализированные учреждения города Москвы.

Статья 13. Дополнительные гарантии права на жилище и имущество

1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, достигшим возраста 18 лет, по окончании пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, нахождения на патронатном воспитании, при прекращении попечительства, а также по окончании обучения в учреждениях профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, если указанные граждане не имеют закрепленного жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения невозможно, на условиях и в порядке, установленных Правительством Москвы, вне очереди однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договору безвозмездного пользования, если имеется хотя бы одно из следующих обстоятельств:

1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва;

2) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане пребывали, находятся в городе Москве;

3) город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной семье, на патронатном воспитании на основании решения органов опеки и попечительства города Москвы, при условии отсутствия у указанных граждан закрепленного жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.

2. Возвращение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в сохраненные за ними жилые помещения невозможно, если это противоречит интересам указанных граждан в связи с наличием любого из следующих обстоятельств:

1) предоставление жилых помещений, ранее занимаемых детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, другим лицам;

2) проживание по любым основаниям в таких жилых помещениях лиц:

а) лишенных родительских прав;

б) отстраненных в установленном порядке от выполнения обязанностей опекунов или попечителей;

в) бывших усыновителей, если усыновление отменено;

г) не являющихся членами семей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;

д) больных хроническим алкоголизмом, наркоманией и состоящих на учете в наркологическом диспансере;

е) больных психическими заболеваниями и состоящих на учете в психоневрологическом диспансере;

ж) признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченных в дееспособности;

з) страдающих туберкулезом, тяжелыми формами хронических заболеваний, которые делают совместное с такими лицами проживание невозможным по медицинским, санитарным или иным показаниям;

3) несоответствие общей площади жилого помещения, приходящейся на одного проживающего в данном жилом помещении, социальной норме предоставления жилых помещений в городе Москве, в том числе если такое несоответствие появится в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;

4) снос дома, в котором находилось сохраненное за несовершеннолетним жилое помещение, или несоответствие жилого помещения санитарным, техническим и иным требованиям, разрушение (угроза разрушения, нахождение в аварийном состоянии) или гибель жилого помещения или его части, а также несоответствие жилого помещения требованиям благоустроенности применительно к условиям города Москвы;

5) наличие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа тяжелых форм хронических заболеваний или психических отклонений, дающих им право на отдельное жилое помещение или исключающих совместное проживание с иными лицами по медицинским, санитарным или иным показаниям;

6) утрата жилого помещения, сохраняемого за несовершеннолетним на время его пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или нахождения на воспитании в семье, вследствие сделок по отчуждению или обмену жилого помещения и отсутствие исполненного судебного решения по фактическому возвращению жилого помещения;

7) иные заслуживающие внимания обстоятельства, препятствующие социальной адаптации в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа при вступлении в самостоятельную жизнь.

3. Жилые помещения лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, предоставляются в виде отдельных квартир по нормам предоставления, действующим в городе Москве, с учетом состояния здоровья, семейного положения этих лиц и других заслуживающих внимания обстоятельств.

4. Если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, то на время их пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нахождения на воспитании в семье, а также на время обучения по очной форме в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования они освобождаются от расходов по оплате за пользование жилыми помещениями, за содержание и ремонт жилого помещения, за коммунальные услуги (за исключением случаев сдачи указанными лицами или их законными представителями жилого помещения в поднаем).

5. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в соответствии с установленным порядком осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилого помещения), так и по месту временного пребывания указанных лиц (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья, семья патронатного воспитателя).

6. Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

7. Органы опеки и попечительства по месту нахождения жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, совместно с органами опеки и попечительства по месту выявления и первичного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их законными представителями осуществляют контроль за такими помещениями и обеспечивают их сохранность в соответствии с санитарными и техническими требованиями в порядке, установленном Правительством Москвы.

8. Органы исполнительной власти города Москвы по месту нахождения жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, организуют проведение ремонта указанных жилых помещений, замену кухонных плит, сантехнического и иного оборудования, а также проведение других необходимых мероприятий по подготовке жилых помещений к заселению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по окончании пребывания в государственных и негосударственных учреждениях города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или нахождения на воспитании в семье.

9. Органы опеки и попечительства города Москвы при предъявлении иска о лишении родителей родительских прав или при решении вопроса о возвращении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилые помещения, откуда они были направлены в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или на воспитание в семью, рассматривают вопрос о предъявлении иска о выселении родителей, лишенных родительских прав, из занимаемых ими по договору социального найма жилых помещений, если их совместное проживание с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, невозможно.

10. Гражданам, лишенным родительских прав и выселенным из занимаемых ими по договору социального найма жилых помещений в связи с невозможностью проживания с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, предоставляются по договору социального найма другие жилые помещения, размер которых соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.

Статья 14. Дополнительные гарантии права на труд

1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, являющимся выпускниками государственных образовательных учреждений города Москвы или достигшим возраста 14 лет и исключенным из государственных образовательных учреждений города Москвы, а также достигшим возраста 15 лет и самостоятельно оставившим обучение, оказывается содействие в трудоустройстве. Обязанность по содействию в трудоустройстве возлагается на администрации учреждений, в которых указанные лица обучались (воспитывались).

2. Дополнительные гарантии права на труд лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, предоставляются работодателями путем трудоустройства таких лиц или путем резервирования отдельных видов работ (профессий) в порядке, устанавливаемом Правительством Москвы.

3. Условия и порядок квотирования рабочих мест для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 15. Льготы, предоставляемые детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся и студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют соответственно льготы:

1) на внеочередное устройство в дошкольные образовательные учреждения и бесплатное пользование услугами этих учреждений;

2) на бесплатное питание в общеобразовательных учреждениях;

3) на бесплатное посещение учреждений культуры и спортивных учреждений города Москвы: музеев, выставочных залов, картинных галерей, театров, кинотеатров, парков культуры и отдыха, зоопарка, культурно-массовых мероприятий, спортивных секций, спортивных соревнований (при наличии свободных мест) и других аналогичных учреждений.

2. Детям, чьи родители являются лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке и на льготных условиях предоставляются места в дошкольных образовательных учреждениях. Данная льгота предоставляется также в случаях расторжения брака между указанными лицами, смерти одного из родителей, рождения ребенка одинокой матерью.

3. Реализация льгот, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется в порядке, установленном Правительством Москвы.

Статья 16. Ответственность за неисполнение настоящего Закона

1. За неисполнение настоящего Закона должностные лица органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, организаций и учреждений города Москвы несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

2. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти города Москвы, принятые с нарушением настоящего Закона, ограничивающие права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа либо устанавливающие такой порядок осуществления этих прав, который существенно затрудняет их использование, признаются недействующими в установленном законодательством порядке.

Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006 года, за исключением статьи 7, частей 14 и 16 статьи 8 и статьи 9, которые вступают в силу с 1 июля 2006 года.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона нормативные правовые акты города Москвы, принятые до дня вступления в силу настоящего Закона, предусматривающие дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

3. Предложить Правительству Москвы принять нормативные правовые акты в целях реализации настоящего Закона в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.

Статус детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается Федеральным Законом №159 от «21» декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» далее ФЗ №159, а также Семейным Кодексом Российской Федерации .

Семейный кодекс Российской Федерации в статье 121 объединяет всех детей в одну категорию, как детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в государственной защите, а ФЗ №159 делит их на две подкатегории: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Существует мнение, что эти дети отличаются тем, что дети-сироты – это, как правило, дети из благоприятных семей, чьи родители внезапно погибли при трагических обстоятельствах, например, в автокатастрофе. И что такие дети более социализированы, образованы и т. п. Данное мнение, на наш взгляд является в корне не верным. Как такой вывод можно сделать о детях, которые потеряли родителей в возрасте полугода? Или как можно судить насколько была благоприятна обстановка в семье до гибели родителей? На наш взгляд такое деление является формальным, так как все эти лица имеют равные права на защиту государства и по нашему мнению это всего лишь дань традиции. Например, не до конца ясно, чем отличаются дети, чьи родители умерли, от детей, чьи родители признаны умершими по решению суда. Только тем, что у одних есть только свидетельства о смерти родителей, а у других решение суда и свидетельства о смерти родителей.

Рассмотрим более подробно, какие дети приобретают статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Все указанные лица должны быть не старше восемнадцати лет.

  1. Лица, у которых умерли оба либо единственный родитель. Подтверждается свидетельством о смерти родителей, или решением суда об объявлении родителей умершими.
  2. Лица, родители которых лишены в их отношении родительских прав либо ограничены в родительских правах. Подтверждается решением суда о лишении родительских прав или об ограничении родительских прав. Здесь следует учесть, что при ограничении родителей в родительских правах, если причины такого ограничения не были устранены, то в течение шести месяцев органы опеки и попечительства обязаны обратиться в суд с иском о лишении родительских прав.
  3. Лица, родители которых отсутствуют (неизвестны). Подтверждается свидетельством о рождении, решением суда о признании родителей безвестно отсутствующими.
  4. Лица, родители которых являются недееспособными либо ограниченно дееспособными либо находятся в лечебном учреждении . Подтверждается решением суда о признании недееспособными или ограниченно дееспособными. Как правило, ограниченно дееспособными признаются лица, страдающие алкоголизмом и наркоманией, в таком случае они должны быть также лишены по этим основаниям родительских прав. И справкой из медицинского учреждения о заболевании родителей, препятствующем выполнению родительских обязанностей.
  5. Лица, родители которых находятся под стражей или в местах лишения свободы. Подтверждается справкой из мест заключения.

Кроме того Федеральный Закон №159 вводит понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Это лица, в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. То есть это лица, которые в возрасте до 18 лет приобрели статус сироты или ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Данное определение используется только в рамках ФЗ №159 и в других законах не содержится. Такой возраст (23 года), установлен государством не случайно. Так как по достижении совершеннолетия люди обычно поступают в учебные заведения, и установление такого возраста позволяют человеку пройти обучение, и находиться при этом под дополнительной государственной защитой. А лица старше 23 лет уже являются социально зрелыми и могут обеспечивать себя самостоятельно.



Просмотров