Конституционное право как отрасль права: предмет и значение. Конституционное право
Современное российское право представляет собой сложную и разветвленную систему отраслей, занимающих различное положение и по-разному соотносящихся между собой.
Своими нормами отрасль права закрепляет определенный круг общественных отношений, а также регулирует их с помощью своего правового инструментария, обеспечивает их реализацию. Характер норм отрасли права предопределяет правовую форму функционирования общественных отношений, условия возникновения прав и обязанностей, гарантии их реализации, содержание юридической ответственности и т.д.
Конституционное право РФ – это фундаментальная отрасль внутригосударственного (национального) публичного права.
Внутри сложной иерархической системы выделяются фундаментальные (основные) отрасли , к которым современная юридическая наука относит и конституционное право. Особенность этих отраслей заключается в том, что они полностью "собственными" нормами осуществляют регулирование подведомственного круга общественных отношений; формируют целостный, завершенный механизм правового регулирования; в них закладываются основы других отраслей права.
К публичному праву относится целая группа отраслей права, в содержании норм которых доминирует публичный, а не частный интерес. Помимо конституционного права к такому типу принадлежит международное публичное, административное, финансовое, муниципальное, уголовное и ряд других отраслей права.
В российской правовой доктрине, как и в близких ей других зарубежных школах юриспруденции, конституционное право признается ведущей (центральной, основополагающей) отраслью в системе других отраслей внутринационального права. Ведущая роль данной отрасли права обусловливается, прежде всего, особой важностью и значимостью общественных отношений, на регулирование которых направлено конституционное право РФ как система правовых норм. Это отношения, формирующие: 1) общественный и государственный строй; 2) положение личности в общественной и государственной жизни; 3) принципы взаимоотношений личности, общества и государства.
Особое место конституционного права в системе отраслей российского права проявляется также в том, что оно охватывает регулированием общественные отношения во всех сферах жизнедеятельности . Конституционное право определяет характер политических, экономических, социальных, духовных и культурных отношений в конкретном государстве и обществе. Универсализм конституционного права объясняется особенностью характера предмета конституционно-правового регулирования, к которому относятся не только вопросы организации государственной власти, но и основы общественного строя, а также положение личности в обществе и государстве.
Еще одна уникальная особенность данной отрасли права заключается в том, что она объединяет все правовые нормы, предопределяющие тип конституционного строя и государственно-правового режима конкретного государства и общества. В этом проявляется принципиальный характер конституционного права как права учредительного типа .
Именно поэтому основополагающим источником данной отрасли права является основной закон государства и общества – конституция, на основе которой принимаются все другие важнейшие государствообразующие нормативные правовые акты, также являющиеся источниками конституционного права.
К нормам российского конституционного права относятся все положения Конституции, а также юридические нормы, содержащиеся в других видах нормативных правовых актов в части регулирования отношений по поводу взаимодействия личности с обществом и государством, осуществления публичной и государственной власти в Российской Федерации. При этом мера конституционно-правового регулирования неодинакова в различных сферах. Если в экономической, социальной, культурной и духовной областях конституционное право определяет лишь основы, то в политической сфере (сфере публичной власти) конституционноправовое регулирование значительно шире и детальнее.
Особенные черты конституционного права как ведущей отрасли права прослеживаются также в ее функциях.
Как и все другие отрасли, конституционное право выполняет специальные юридические функции: регулирующую, обеспечительную и правоохранительную . Вместе с тем, кроме традиционных функций, конституционное право осуществляет и присущие только ей государственно-правовые функции: учредительная, государствообразующая, координирующая .
Учредительная функция проявляется в правовом закреплении государственного и общественного строя. Конституционное право как отрасль объединяет все те правовые нормы, которые предопределяют тип конституционного строя и правового режима конкретного государства и общества.
Именно конституционное право устанавливает правовые основы государственной власти, формируя ее модель, систему органов; определяет принципы и режим функционирования, основную компетенцию и базовые процедурные правила реализации полномочий органами государственной власти. В этом проявляется государствообразующая функция данной отрасли права.
Конституционное право выполняет также координирующую функцию . Конституционные нормы в части закрепления основ конституционного строя, а также регулирования основных прав и свобод являются базовыми положениями для других отраслей права, теми общими принципами, правилами и правовыми стандартами, которые должны соблюдаться и учитываться в текущем отраслевом законотворчестве.
Объектом конституционно-правового регулирования являются не только отношения по поводу осуществления публичной власти. Наряду с государственно-правовыми конституционное право выполняет также такие важнейшие общественно-правовые функции, как социальная и гуманистическая (гуманитарная) .
Суть социальной функции заключается в том, что на конституционно-правовом уровне определяются отношения, составляющие основы экономического и социального строя, гражданского общества (формы собственности, принципы экономической деятельности и т.д.); механизма взаимодействия между государством и личностью; социальной системы общества и других важнейших институтов социального развития.
Гуманистическая функция конституционно-правовых норм, прежде всего, в правовом документе высшей юридической силы – основном законе государства – проявляется в определении роли и достойного места личности в государстве и обществе, гарантировании прав и свобод. Гуманистическая сущность конституционного права составляет идейную основу его формирования и развития. Традиции гуманизма исходят, в частности, из принципов французской Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г., Билля о правах США 1789 г. и из других первых правовых документов в области прав и свобод человека. Гуманистическое предназначение конституционного регулирования отражено в преамбулах конституций многих зарубежных стран и в Конституции РФ.
Гуманистическая функция присуща и всем другим отраслям права, однако конституционное право как никакая другая отрасль играет существенную роль в юридическом обеспечении гуманизма конкретного государства и общества.
Конституционное право России как отрасль права
Конституционное право - это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.
Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь если свобода оказывается вне прочной государственности, она легко может выродиться в анархию и вседозволенность, а если государственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета. Нахождение баланса власти и свободы составляет главнейший и деликатнейший смысл конституционного права .
Но поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни, она неизбежно приобретает ведущий характер в системе " права. Собственно, с конституционного права начинается формирование (не обязательно исторически, но логически последовательно) всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.
Конституционное право теснее всех других отраслей связано с политикой и политической системой. Властные отношения соприкасаются не только с индивидуальными проявлениями свободы человека, но и с коллективными действиями людей через политические партии и общественные объединения, которые путем выборов участвуют в формировании органов государственной власти, а затем в функционировании этих органов. Отсюда острый интерес к развитию конституционного права со стороны, самых различных политических сил, острая борьба мнений вокруг философско-политических основ этой отрасли права, ее институтов и норм. Это особенно свойственно нынешнему положению в России, когда происходит трудный, подчас мучительный переход от тоталитаризма к свободному гражданскому обществу.
Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:
а) охраны прав и свобод человека (отношения между человеком и государством);
б) устройства государства и государственной власти (властеотношения).
В результате длительного исторического процесса цивилизованное сообщество осознало, что организация власти требует разумного распределения ее по вертикали и горизонтали, создания многих сложных институтов - демократических представительных органов народовластия, эффективной, хотя и подчиненной закону, исполнительной власти, независимого суда, местного самоуправления, четких принципов взаимодействия между ними. Ничего более ценного, чем это взаимодействие многочисленных звеньев государственной власти, человечество не придумало, твердо отвергнув существовавшую на определенном историческом этапе в ряде стран абсолютную и тоталитарную власть. В то же время общество повсеместно столкнулось с тяжелой проблемой, свойственной даже демократической системе власти, - ее бюрократизацией и злоупотреблениями должностных лиц. Эти и многие другие сложные проблемы организации государственной власти постоянно находятся в центре внимания конституционного права, которое определяет своеобразные "правила игры" в политике и государстве и подчиняет власть народному волеизъявлению.
В тоталитарном обществе роль конституционного права ограничивается формальным, застывшим существованием, она ничтожна, ибо вся реальная власть находится в одних руках и осуществляется диктаторскими приемами. Но в демократическом государстве это право непрерывно развивается, испытывая влияние политической динамики и влияя на эту динамику. Это особенно характерно для современной России, в которой происходит переход общества от тоталитаризма к демократии. Конституционное право здесь, будучи само объектом реформ, создает необходимые условия для гражданского мира и согласия, сдерживая борьбу за власть различных политических, в том числе и экстремистских, и реставраторских сил в рамках цивилизованных правил поведения. Роль этой отрасли права постоянно возрастает также потому, что в российском обществе еще не сложились общепризнанные стереотипы политической культуры и политической этики, недостаточно развиты механизмы формирования и выявления общественного мнения.
Конституционное право - юридическая основа демократии, ее закрепление и мера. Демократия - широкое понятие, включающее экономический, социальный и политический аспекты. Конституционное право призвано закреплять основы народовластия во всех этих аспектах, поскольку современная демократия это не стихийное, а упорядоченное состояние общества, полноправие, основанное на добровольном согласии людей определенное ограничение своей свободы во имя ее сохранения .
Некоторые институт конституционного прав, как бы непосредственно выражают народовластие, и тогда даже употребляются термины "представительная демократия", "парламентская демократия", "политическая демократия" сократической сущностью проникнуты и другие институты - институт основных прав и свобод граждан, принципы судопроизводства, основы федерализма и т. д. В демократическом "государстве конституционное право создает специальные гарантии против опасности сползания к тоталитаризму; определенные нормы и институты, регулирующие, например, правовое положение средств массовой информации, прямо направлены против использования СМИ в антидемократических целях.
Сущность и значение Конституции
Конституция - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения гражданина и государства. Конституция - один из важнейших институтов демократии .
Само появление первых Конституций в конце XVIII в. (США, Франция) явилось следствием ликвидации монархического абсолютизма, и в дальнейшем основной ролью Конституции было последовательное утверждение демократических форм государственности, хотя история Конституции не во всех странах шла прямолинейно: были Конституции тоталитарного типа, закреплявшие или прикрывавшие диктаторские режимы. В современную эпоху в развитых странах мира (в том числе во всей Европе) таких Конституций нет, имеющиеся в некоторых странах тоталитарные Конституции рассматриваются мировым сообществом как аномалия.
Из действующих Конституций можно выделить две большие группы. Одна из них - так называемые старые Конституции, принятые довольно давно, в условиях, резко отличных от современных, но продолжающие действовать прежде всего в силу твердо сложившихся конституционных традиций (К. США 1887 г., Бельгии 1831 г., Швейцарии 1874 г., Австралии 1901 г. и др.). Некоторые из этих Конституций претерпели ряд изменений, в них были внесены поправки и дополнения более современного толка. Вторая группа - так называемые Конституции «второго поколения», подавляющее большинство которых было принято во второй половине XX в. в несколько этапов: сразу же после второй мировой войны (Конституции Италии 1947 г., Японии 1947 г., ФРГ 1949 г. и др.), в 70-е гг. (Конституции Греции 1975 г., Португалии 1976 г., Испании 1978 г.), в 90-е гг. после распада мировой социалистической системы (Конституции Болгарии, Польши, Румынии и др.). По модели Конституции «второго поколения» построены и многие Конституции развивающихся стран, однако для большинства из них характерна высокая степень фиктивности, т.е. несоответствия реального политического режима конституционным нормам.
Модель современной Конституции (особенно в том виде, как она представлена большинством Конституций «второго поколения») характеризует более высокий, чем когда-либо в политической истории уровень демократических принципов и установок, на которых должны основываться общественный и государственный строй. Среди этих принципов и установок особенно существенны: верховенство Конституции как основного закона государства; признание и гарантии прав человека и гражданина на уровне международных стандартов; политический и идеологический плюрализм; ограничение власти государства, его связанность правом (правовое государство), возложение на государство определенных социальных функций (социальное государство); обеспечение демократических форм правления - разделение властей, парламентаризм, всеобщее избирательное право; разумное соотношение централизации и децентрализации в государственном (особенно федеративном) устройстве; вовлеченность государства в мировое сообщество и, как следствие, признание примата международного права.
Конституция - политический, юридический и идеологический документ. Как политический документ, она закрепляет определенное соотношение социальных сил, политических партий, групп давления в обществе. Юридические свойства Конституции выражаются, в частности, в том, что она является юридической базой развития законодательства, существующего правопорядка. Поскольку Конституция обладает высшей юридической силой, все остальные правовые акты должны ей соответствовать, что, в частности, обеспечивается системой судебного конституционного контроля. Идеологический характер Конститиуции заключается в том, что она выражает в той или иной степени определенные социальные взгляды. Абсолютно деидеологизированных Конституций не существует. Конституция РФ 1993 г. (как и Конституция большинства других государств - бывших союзных республик в составе СССР) близка к европейским Конституциям «второго поколения». Ее ведущие положения, составляющие основы конституционного строя, воспроизводят приведенные выше принципы и установки. Как и большинство Конституций «второго поколения», она была принята в сложный переходный период и стала одним из важнейших факторов стабилизации новых экономических и государственных структур. Это - реально действующая Конституция в отличие от социалистических. Она не предписывает, как это было ранее, предустановленной единой экономической системы, основанной на государственной собственности, в равной мере защищает все формы собственности, обеспечивая свободу развития гражданского общества. К. 1993 г. существенно изменила структуру высших органов государственной власти: отказавшись от идеи всевластия Советов, она последовательно проводит принцип разделения властей, сделала серьезный шаг по пути усовершенствования федеративного устройства России. В Конституции особо подчеркнута ее значимость как основного источника права, ее прямое действие, особенно норм о правах и свободах гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти. Человека, его права и свободы Конституции рассматривает как высшую ценность.
Подготовленная Конституционным совещанием, Конституция была принята путем референдума (в нем приняли участие 54,8% зарегистрированных избирателей, из них высказались за Конституцию 58,4%). Конституция РФ относится к числу кратких: она состоит из Преамбулы, 137 статей, объединенных в 9 глав, и «Заключительных и переходных положений» из 9 пунктов .
Стиль Конституции - строго юридический, в ней почти нет декларативных норм. С учетом опыта предшествующей Конституции, в которую были внесены многочисленные изменения и дополнения, Конституция РФ трудноизменяема; это - жесткая Конституция. Толкование Конституции отнесено к компетенции Конституционного Суда.
В Российской Федерации, как и в других государствах с федеративным устройством, члены федерации - ее субъекты - имеют свои Конституции. В соответствии со ст. 5 Конституции РФ республики в составе РФ принимают Конституцию, а другие субъекты федерации - уставы. В своей основе эти акты построены по модели федеральной Конституции, что, однако, не исключает наличия норм, объективно отражающих специфические особенности субъекта федерации, но также и несоответствий и отклонений от федеральных конституционных норм как следствие так называемого «парада суверенитетов». Устранение таких несоответствий - важная задача дальнейшего конституционного процесса и совершенствования федеративного устройства РФ.
Этапы развития Конституции
В истории Российской Федерации насчитывается 5 Конституции -соответственно 1918г., 1925г., 1937г., 1978 г. и 1993г.
Сроки действия составляли последовательно свыше 40 и 15 лет, что показывает в целом относительную стабильность конституций.
Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних.
Изучение порядка разработки и принятия каждой из этих конституций, общего их содержания относится к предмету науки истории государства и права России.
Наука конституционного права исследует особенности каждой конституции с позиций ее роли как основного источника одноименной отрасли, формирования и развития в ней конституционно-правовых институтов, сущности отражаемых в ней концепций.
Первые четыре Конституции РСФСР были по своему типу советскими социалистическими конституциями. Несмотря на существенные особенности, присущие каждой из них, они развивались в соответствии с принципом преемственности, отражающей сохранение социалистических ценностей, утверждение советской власти, носили классовый характер, выступая как воплощение диктатуры рабочего класса, затем его руководящей роли.
Всем конституциям советского типа был присущ в значительной мере фиктивный характер. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к утверждаемым в них принципам принадлежности власти трудящимся, полновластия Советов, федеративного устройства России, возможностям использования гражданами закрепленных в конституциях прав и свобод .
Общие черты всех конституций РСФСР не исключают существенных особенностей в содержании каждой из них, юридической специфики отражения государственно-правовых институтов.
Конституция РСФСР 1918 г. – первая Конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота, роспуска учредительного собрания.
Принятие Конституции РСФСР 1918г. положило начало практике конституционного закрепления основных принципов российского государственного строя. Следующий шаг в этом направлении был сделан Конституцией РСФСР 1925 г. Он был связан как с образованием СССР и принятием первой его конституции, которое обусловило внесение соответствующих изменений в Конституцию РСФСР, так и с теми социально-политическими изменениями, которые произошли за период действия первой Конституции РСФСР .
Существенные изменения в практику закрепления государственного строя республики внесла Конституция РСФСР 1937г. Она определила круг конституционных норм, закрепляющих основные устои государственного строя, выделив их в специальную, первую главу Конституции, носящую название «Общественное устройство». Тем самым был создан новый конституционно-правовой институт, представляющий особой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, составляющие основные устои российского государственного строя. Однако Конституция РСФСР 1937г. не ограничилась закреплением ставших уже конституционными принципов российского государственного строя. Она ввела в оборот такие новые понятая, как «политическая основа» и «экономическая основа». Политическую основу РСФСР, согласно Конституции (ст. 2), составляли Советы депутатов трудящихся, а экономическую основу (ст. 4) - социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства.
Посредством этих понятий, которыми охватывались все закрепленные в конституции принципы государственного строя, Конституция РСФСР 1937г. сформулировала те главные устои, на которых базировался российский государственный строй в тот период.
Конституция РСФСР 1978г. существенно усовершенствовала и расширила правовое закрепление государственного строя. Изменилось прежде всего наименование этого конституционно-правового института. Вместо названия «Общественное устройство» введено наименование «Основы общественного строя и политики РСФСР». Тем самым конституция более точно определила целевое назначение норм этого института. Они охватывают не все устройство общества и государства, а только его основы. Закрепив наряду с основами общественного строя и основы политики РСФСР, Конституция тем самым выразила динамику развития общественного строя, содержание направляющего воздействия государства на их развитие.
Последующие изменения и дополнения, внесенные в Конституцию 1978 года законами РСФСР и законом Российской Федерации от 21 апреля 1992 года, внесли ряд существенных новшеств в содержание рассматриваемого конституционно-правового института, не изменив структуру этого института.
Суть этих новшеств состояла в том, чтобы вместо формально провозглашенных в советский период конституционных принципов, являвшихся фиговым листком тоталитаризма, сформулировать в конституции важнейшие конституционные принципы, призванные на деле обеспечить конституционный характер государства, конституционный строй.
Изменения, внесенные в действующую тогда Конституцию Российской Федерации, лишь частично сумели, решить эту задачу. В полной мере она была решена действующей Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993 году и зафиксировавшей основы конституционного строя Российской Федерации.
Конституционный строй Российской Федерации
Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т. д. Совокупность этих черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Таким образом,конституционный строй - это определенная форма или определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции.
Однако имеется и другое понятие конституционного строя, заложенное, в частности, в Конституции Российской Федерации и относящееся не ко всякому государству, а лишь к такому, форма или способ организации которого характеризуется строго определёнными чертами, позволяющими считать его конституционным государством.
Наличие в государстве конституции совсем не означает, что такое государство можно считать конституционным. Конституционное государство характеризуется прежде всего тем, что в нем обеспечено подчинение государства праву.
Известно, что всякое государство, включая и тоталитарное, в той или иной мере подчинено праву, является одновременно и субъектом права, и фактором правообразования. Поэтому для того, чтобы государство в полной мере подчинялось праву, это подчинение должно быть обеспечено определенными гарантиями. Эти гарантии в своей совокупности обеспечивают такую форму или такой способ организации государства, который может рыть назван конституционным строем.
Таким образом, конституционный строй - это форма или способ организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву характеризует его как конституционное государство .
Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства
С позиций либерального конституционализма XIX века конституция должна устанавливать такие пределы государственной власти, которые вообще исключили бы возможность ее вмешательства в сферу гражданского общества. Однако в наше время, по мере усложнения общественных отношений, процесс саморегулирования в рамках гражданского общества настолько усложнился, что вмешательство государства в эту сферу облегчает это саморегулирование. Правда, при этом существует опасность чрезмерности государственного вмешательства, которое может свести на нет ту пользу, которую это вмешательство приносит. Потому задача конституции всякого конституционного государства сегодня состоит в том, чтобы установить пределы государственного вмешательства а сферу общёственного саморегулирования для того, чтобы это вмешательство не смогло нанести вред институтами механизмам саморегулирования, действующим в рамках гражданского общества.
Это ограничение выражается в недопустимости удовлетворения социально-экономических прав граждан в ущерб политической, экономической и духовной свободе; государственного регулирования экономики в ущерб рыночному; подмены судебной процедуры арбитражной, упрощающей разбирательство и т.д.
В демократическом конституционном государстве общество функционирует одновременно и как управляемая государством, и как саморегулирующаяся система, а конституционное государство - как управляющая система, которая в то же время находится в зависимости от саморегулирующегося гражданского общества и его потребностей .
В основу концепции конституционного строя Российской Федерации в действующей конституции Российской Федерации положены великие гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. В ней гражданин не становится под иго всевластного государства. Государство рассматривается Конституцией как официальный представитель общества, правомочный решать только те вопросы, которые за ним закреплены Конституцией.
И хотя большинство этих идеи не реализовано на практике, а реальное развитие современной России подчас находится в вопиющем противоречии с ними, сам факт закрепления этих идей а действующей Конституции Российской Федерации играет важную положительную роль, поскольку указывает тот путь, идя по которому Российская Федерация может стать подлинно конституционным государством.
Поскольку конституционный строй Российской Федерации включает целую систему общественных отношений, складывающихся в обществе, в его закреплении участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отдельные отрасли права и законодательства, а все отрасли российского права и законодательства.
Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России, принадлежит нормам Конституции Российской Федерации. Это обусловлено тем, что Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.
Главную роль среди них играют нормы, закрепляющие основные устои российского конституционного строя, в которых находит выражение его гуманная сущность, принадлежность к семье демократических стран. В качестве устоев выступаютосновы конституционного строя, которые обеспечивают Российской Федерации характер конституционного государства.
Таким образом, под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Российской Федерации характер конституционного государства .
В Конституции Российской Федерации содержится отдельная глава (I), посвященная основам конституционного строя Российской Федерации, охватывающая довольно широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений, составляющих главные устои конституционного строя России.
К числу основ конституционного строя, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 1), относятся прежде всего основы, присущие каждому конституционному государству. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете; разделении властей; идеологическом и политическом многообразии; в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением " которого и является конституционное государство. Основу конституционного государства составляет и признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью. Такой основой является и социальное рыночное хозяйство, в рамках которого в основном осуществляется производство и распределение товаров и благ.
С этими основами, являющимися характерными чертами конституционного государства, сегодня неразрывно связаны и такие черты, как социальное государство, главной задачей которого является претворение в жизнь закрепленных правом принципов социального равенства, а также светская государственность, дополняющая принцип идеологического и политического многообразия многообразием духовным.
Среди основ конституционного строя, закрепленных Конституцией Российской Федерации, имеются также федерализм, суверенности Российского государства и республиканская форма правления.
Закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, Конституция Российской Федерации регулирует не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт «Основы конституционного строя Российской Федерации», занимающий ведущее место в системе конституционного права России.
Россия – демократическое, правовое, социальное государство
Россия - федеративное государство, т. е. государство, состоящее из частей, имеющих статус субъектов государства (краев, областей, республик, автономных округов, городов федерального значения). Федеративный характер Российского государства проявился пока еще не в полной мере.
Во-первых, потому что субъекты федерации, сформировав свой государственный механизм, пока собственной судебной системы не имеют. В России существует единая судебная система во главе с Верховным Судом Российской Федерации (Высший Арбитражный Суд возглавляет систему арбитражных судов), рассматривающим все судебные дела в последней инстанции.
Во-вторых, не сформирована субъектами федерации и своя правовая система. Федеральное законодательство- по-прежнему имеет доминирующее значение и касается всех сколько-нибудь значимых вопросов. Законодательство субъектов федерации незначительно по объему и имеет в основном конкретизирующий, вспомогательный характер.
В-третьих, в России, хотя во взаимоотношениях с субъектами федерации и применяется двухканальная система налогов, но используется самый жесткий ее вариант (предприятия сами, а не субъект федерации в целом уплачивают, налоги в федеральный бюджет, наряду с уплатой налогов в бюджет субъекта федерации). Кроме того, процентное соотношение федеральных и республиканских (областных, краевых) налогов пока дает крен в сторону федеральных.
Вместе с тем, зачатки федерализма в России уже значительны и, вероятно, в скором будущем мы с полным основанием будем считаться федеративным государством. Народы, объединенные в национально-территориальные образования (республики, автономные округа), и население, проживающее на территории краев и областей, должны иметь соответствующие предпосылки для обретения самостоятельности, допускаемой в федерации. Речь идет о необходимой для этого политической зрелости, без которой все материальные, финансовые средства, оставляемые в субъектах федерации, будут разбазариваться, исчезать как в «черной дыре», а не обращаться на повышение благосостояния людей, проживающих на территории субъектов федерации. Не следует забывать, что до 1991 г. Россия, формально считаясь федерацией, таковой на самом деле не была. Полнокровные федеративные отношения не могут быть установлены в одночасье. Путь их создания был долгим .
Федерация должна основываться на следующих принципах:
1) государственная целостность
2) единство системы государственной власти;
3) разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными государственными органами и органами власти субъектов федерации;
4) равноправие и самоопределение народов РФ;
5) равноправие субъектов РФ в их взаимоотношениях.
Россия – правовое государство. Так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, - оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство - это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах .
Признаки правового государства:
1) Высокий приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2) Независимость суда;
3) Верховенство Конституции;
4) Приоритет международного права.
Россия -социальное государство. В данное понятие вкладывается следующий смысл: это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Итак, не фактическое равенство, которое приводит к равенству в нищете, а равномерное содействие благу всех граждан и максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот -такова задача государства.
Это можно конкретизировать:
а) каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум;
б) каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи;
в) нетрудоспособные, т. е. граждане не имеющие по каким-либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные и т. п.), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.
Выполнение этих условий требует долгой и кропотливойработывсех граждан, проживающих в России.
Представляется, что социальным государством Россия в полной мере может стать лишь в будущем, но прежде всего она должна стать правовым государством. Государство, в котором власть ведет себя цивилизованно, считается с народом и подчиняется праву, способно в большей мере накопить и сохранить богатства и обратить их на нужды людей. Если же власть живет по своим законам, праву не подчиняется и не способна умерить свои аппетиты, то остается мало социальных благ и распределять больше, приходится не социальные блага, а социальные тяготы и нужды .
Список использованной литературы
1. Балагай М. В. Конституционное право РФ – М, 1999г.
2. Козлова Е. И. Конституционное право России – М, 1995г.
3. Конституция РФ: энциклопедический словарь/ В. А. Туманов и др. – М, 1997г
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
Конституционное право как отрасль права — это упорядоченная совокупность правовых норм, охраняющих права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.
Конституционное право как наука — совокупность различных теорий, взглядов, идей по вопросам государственно-правового характера, связанных с предметом данной отрасли права.
Конституционное право как учебная дисциплина — это предмет преподавания, курс, основанный на достижениях науки.
Все эти понятия взаимосвязаны друг с другом, поскольку имеют общий источник — единую сферу базовых, исходных общественных отношений.
Конституционное право является одной из отраслей российского права, при этом ведущей отраслью. Конституционное право как отрасль права в любом государстве является составной частью его национальной правовой системы, занимая в ней ведущее положение. Отличительная особенность конституционного права от других отраслей права, воздействующих на общественные связи в какой-либо одной области жизни, заключается в регулировании отношений, складывающихся во многих важнейших сферах жизнедеятельности общества (политической, экономической, социальной и др.).
Предметом конституционного права России являются те отношения, которые регулируются его нормами:
а) отношения между человеком и государством;
е) систему государственной власти;
Для разграничения отраслей права немаловажное значение имеет метод правового регулирования, под которым понимается совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие общественные отношения.
В конституционном праве эти методы разнообразны и зависят от характера предмета правового регулирования. К ним можно отнести два основных:
Императивный (метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, ответственности);
Диспозитивный (метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях).
В свою очередь они подразделяются на следующие способы воздействия:
1) дозволение (применяется преимущественно к регулированию статуса человека и гражданина и определению компетенции государственных органов);
2) обязывание (касается организации власти, исполнения долга гражданина перед государством);
3) запрещение (относится к действиям, нарушающим права и свободы человека, посягающим на государственные, общественные интересы).
В целом конституционно-правовые методы и способы регулирования общественных отношений основываются на властно-императивных началах, диспозитивный метод используется значительно реже. Их особенностью является достаточно часто встречающееся неравенство сторон — участников конституционного правоотношения, подразумевающее подчинение одной стороны другой. Например, возложение государством на гражданина конституционных обязанностей.
Понятие и предмет науки конституционного права.
Конституционное право, ранее носившее название государственного права, всегда было в центре внимания отечественной юридической науки. Это объясняется прежде всего тесной связью этой отрасли права с политической жизнью страны где национальный менталитет ориентирован на сильное государство. Нельзя забывать и о ведущей роли конституционного права в системе российского права как юридического фундамента для всех других отраслей права.
Наука российского конституционного права — это отрасль знания, предметом которой является правовое регулирование основ построения и функционирования государства и его институтов, взаимоотношений с индивидами, общественными объединениями и территориальными образованиями по поводу осуществления политической власти.
Конституционное право относится к числу отраслевых юридических наук. Отраслевой она называется потому, что в системе российского права имеется самостоятельная отрасль — конституционное право. Нормы отрасли и выступают специфическим источником познания науки конституционного права.
К предмету науки российского конституционного права относится следующее:
1) сущность, система, построение отрасли российского конституционного права, ее источники;
2) фактические отношения, регулируемые нормами конституционного права России;
3) практика реализации норм конституционного права;
4) история самой науки конституционного права России, ее идеи, концепции, прогнозы.
Таким образом, наука конституционного права России — это отрасль правоведения, которая изучает конституционно-правовые институты и отношения, практику реализации конституционных норм и историю идей данной отрасли знания.
Наука конституционного права России включает в себя следующие разделы:
Исследование соответствующего понятийного аппарата;
Учение о Конституции России в ее историческом развитии;
Сущность, структура, принципы и юридические свойства действующей Конституции РФ;
Системный анализ норм, закрепляющих основы конституционного строя;
Изучение проблем конституционного регулирования взаимоотношений личности и государства, закрепления и реализации прав и свобод человека и гражданина;
Анализ формы правления и государственного устройства Российской Федерации.
Исследование организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Российская наука конституционного права основывается на данных общественных наук (политической экономии, философии и других), которые носят методологический характер, тесно связана с наукой "История государства и права России", изучающей процесс исторического становления и развития институтов конституционного права, с наукой международного права, ибо общепризнанные принципы и нормы международного права (согласно Конституции РФ) включены в российскую правовую систему и имеют приоритет над внутригосударственным законодательством.
Нормы конституционного права, их виды и особенности. Институты конституционного права.
Нормы конституционного права являются исходными для других отраслей права, представляя собой основу для их развития.
Конституционно-правовые нормы — это установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие конституционные отношения. Наряду с тем, что нормам конституционного права присущи общие признаки правовых норм, они обладают своей спецификой.
Указанные нормы регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, оформляют правовые основы государственности. Важнейшее место среди них занимают нормы-принципы, реализация которых имеет опосредованный характер. Нормы-принципы конкретизируются в статьях Конституции, законов и подзаконных актов (например, базовый принцип разделения властей). Особенностью конституционного права является то, что не все конституционные нормы способны породить правоотношения в силу наличия большого количества декларативных норм, которые реализуются не через конкретные правоотношения, а путем их провозглашения.
Специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете, определяются предметом самой отрасли.
По сравнению с нормами других отраслей права они отличаются:
1. Своим содержанием , той сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены.
2. Источниками, в которых они выражены . Основополагающие, наиболее значимые нормы выражены в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей правовой системе — в Конституции Российской Федерации.
3. Учредительным характером содержащихся в них предписаний . Именно конституционно-правовые нормы первично устанавливают обязательный для создания всех правовых норм других отраслей порядок: определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти.
4. Особым механизмом реализации . Многие конституционно-правовые нормы в своей реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации).
6. Специфическим характером субъектов, на регулирование отношений которых они обращены . Среди таких особых субъектов можно назвать народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы.
7. Особенностями структуры . Для них не характерна трехчленная структура, традиционно выделяемая в составе правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция. Обычно имеется гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях — санкция.
При этом, учитывая многообразие конституционных норм, следует их классифицировать по следующим основаниям:
Одни нормы связаны со сферой общественных отношений, в которых выражаются основы конституционного строя, другие с закреплением основ правового статуса человека и гражданина, третьи — с федеративным устройством, четвертые — с системой органов государства. Внутри этих наиболее крупных группировок норм по содержанию выделяются в свою очередь и другие взаимосвязанные комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений.
2. По юридической силе . Этот фактор находится в прямой зависимости от того, в каком правовом акте выражена та или иная норма, места правовых актов данного вида в общей системе права, а также разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Наиболее значимые по сфере и уровню необходимого правового регулирования нормы выражены в конституционных актах, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить конституции. Среди других правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные законы, федеральные законы. На основе Конституции и федерального законодательства издаются все другие правовые акты.
3. По территории действия . По этому признаку различают нормы, действующие на всей территории Федерации или в отдельных республиках, областях и других субъектах федерации, а также в границах территории, в которых осуществляется местное самоуправление.
4. От способа воздействия на субъекты права - управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Такой характер носят все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (ст. 71-73, 83-90 Конституции Российской Федерации).
Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свое поведение, свои действия с установками данных норм, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан, а так же все нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем тот, который предусмотрен в норме. Так, например, ст. 107 Конституции обязывает Президента Российской Федерации подписать и обнародовать закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен в ранее принятой редакции.
Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это оформляется обычно в правовых установлениях такого рода: «запрещается», «не допускается», «не вправе» и т. п. Так, например, ст. 13 Конституции Российской Федерации предусматривает запрещение создания и деятельности общественных объединений по указанным в ней основаниям. Определение вида нормы по характеру содержащегося предписания важно при ее применении для точного понимания содержащегося в ней предписания, границ и рамок правообязанностей субъектов регулируемых отношений.
5. По методу правового регулирования . По этому признаку различают императивные и диспозитивные нормы.
Императивные нормы — такие, которые не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. В них однозначно определяется вариант поведения субъекта в соответствующих обстоятельствах.
Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.
В качестве примера можно привести нормы, содержащиеся в ст. 23 Закона «О гражданстве Российской Федерации». Пункт 2 содержит диспозитивную норму, устанавливающую, что ходатайство о выходе из гражданства может быть отклонено при наличии предусмотренных в норме условий. Пункт 3 закрепляет императивную норму, в соответствии с которой выход из гражданства не допускается при указанных в норме условиях.
6. По назначению в механизме правового регулирования . Принято различать материальные и процессуальные нормы. В отличие от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм. Однако применение многих норм данной отрасли сопряжено с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуальных (процедурных) нормах.
Если материальные нормы предусматривают содержание действия по правовому регулированию общественных отношений, то процедурная норма определяет порядок, в котором она должна быть реализована, организацию работы представительных органов, процедуру принятия законов и иных актов. В качестве специального свода процедурных норм могут рассматриваться Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Много процедурных норм содержится в законодательных актах о выборах депутатов представительных органов государственной власти, о проведении референдумов.
Указанные выше критерии классификации конституционно-правовых норм не являются исчерпывающими. В зависимости от целей, которые стоят при применении правовых норм, могут использоваться и иные критерии, позволяющие глубже познать сущность регулирующего воздействия нормы, ее специфику, соотношение с другими родственными ей нормами.
Нормы конституционного права объединяются в отраслевые институты .
Институт конституционного права — это совокупность взаимосвязанных конституционно-правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений в пределах данной отрасли права. Он объединяет в себе нормы различные по юридической силе, территории действия и другим признакам. Эти нормы могут содержаться в Конституции РФ, законах, подзаконных актах.
Исходя из объема регулируемых отношений, числа норм и юридической силы выделяют различные институты. Комплексные институты включают в себя подинституты. Например, такой комплексный институт как основы правового статуса человека и гражданина включает в себя подинституты гражданства, личных прав человека, Уполномоченного по правам человека и др. Другим важнейшим комплексным институтом является народовластие, в который входят такие подинституты, как референдум, избирательное право, система народного представительства и др. Простые институты не включают в себя нормы смежных институтов конституционного права, подинститутов (например, институт главы государства, правительства и т. д.).
По мнению большинства исследователей, нормы, регулирующие местное самоуправление, образуют укрупненный институт или подотрасль конституционного права, но не образуют в настоящее время обособленной отрасли права, хотя существуют и другие мнения.
В теории существует множество трактовок понятия «конституционное право». Как отрасль права оно определяется посредством выявления основных признаков категории. В качестве таковых часто выделяют охрану закреплённых законом возможностей индивида, регулирование отношений между обществом, государством и основ конституционного строя.
Чтобы сформулировать определение, которое способно охватить все грани проявления этой теоретической категории и одновременно подчеркнуть сущность феномена, необходимо выявить комплекс отношений, на которые оказывают влияние нормы данной отрасли.
При этом как отрасль права связано с такими категориями, как суверенитет, состав федерации и принципы, на которых базируется функционирование органов власти и законодательное регулирование субъектов. Современный тип отечественного административно-территориального устройства детерминирует необходимость разграничения сфер законотворчества региональных и центральных органов власти. Документ высшей юридической силы не только указывает на это разделение, но и включает перечни вопросов, по которым на том или ином уровне могут издаваться соответствующие акты.
Конституционное право Российской Федерации, как и другие отрасли, должно развиваться в соответствии с принципами, которые фундируют «основной закон».
Принятым на референдуме комплексом положений устанавливаются сущностные основы отношений, складывающихся между государством и человеком, определяются легальные формы их взаимодействия.
Другие берут начало в рамках этого механизма. Они конкретизируют общеобязательные нормы «основного закона» в целях, предусмотренных данным документом, а именно: для создания и обеспечения условий, в которых человек может развиваться и быть свободным (перефразируя ст.7 КРФ).
Из сказанного можно сделать следующее заключение: конституционное право как отрасль права задаёт сущностную и организационную «матрицу», которая определяет не только принципы, но также направление и цели развития различных по объёму и объединённых объектов регулирования групп норм. Иными словами, комплекс санкционированных правил, относящихся к данной ветви законодательства, отражает основы государственного устройства и оказывает решающее воздействие на общеобязательные акты других институтов.
Конституционное право как отрасль права - это ведущее направление, объединяющее основополагающие, комплексные, организационные и системообразующие нормы, которые закрепляют неотъемлемые права человека, его статус, определяют важнейшие принципы устройства государства, его ценности и порядок функционирования.
Замечание 1
Конституционное право России является основополагающей и фундаментальной отраслью права. Характерной особенностью такого рода отраслей права является их способность, используя только свои собственные нормы, регулировать вмененный им круг общественных отношений, что позволяет сформировать механизм правового регулирования в данной сфере наиболее полноценно и завершенно. Отрасли права, относящиеся к фундаментальным, сочетают в себе основы других отраслей.
Среди особенностей конституционного права можно выделить:
Конституционное право относится к публичной группе отраслей.
В конституционном праве преобладает публичный интерес по отношению к частному.
Конституционное право является ведущей отраслью права.
Такая характеристика отрасли права позволяет говорить, что регулируемые ей общественные отношения крайне важны и значимы. В отношении конституционного права к таким отношениям можно отнести например: отношения, регулирующие государственный и общественный строй; отношения, регулирующие положение индивида и жизни социума и государства; отношения, регулирующие взаимные отношения между такими субъектами как личность, общество и государство. На их регулирование направлено конституционное право как система правовых норм.
Конституционное право регулирует общественные отношения во всех сферах жизнедеятельности.
Данная отрасль права определяет характер в таких сферах общественных отношений, как: политика, экономика, социальная и духовная сфера, культура.
Универсализм конституционного права.
Конституционное право носит универсальный характер, поскольку в предмет его регулирования входят вопросы организации самых разных областей, например: общественного строя, государственной власти, взаимоотношений между индивидом, обществом и государством.
Конституционное право – право учредительного типа.
Правовые нормы, содержащиеся в конституционном праве, предопределяют тип конституционного строя и государственно-правового режима конкретного государства и общества. Именно в связи с этим, основным источником данной отрасли права является конституция, которая является основой для принятия новых законодательных актов, и внесение изменений в который, будет означать изменения в какой-либо части государства или государстве в целом.
Функции конституционного права как отличительные особенности отрасли
Кроме основных функций, присущих всем отраслям права без исключения, конституционное право также выполняет исключительный функции, характерные только для нее: учредительная, государствообразующая, координирующая. Несмотря на то, что социальная и гуманистическая функции присущи всем отраслям права, в ключе конституцонного права они имеют свои особенности .
Государствообразующая функция конституционного права проявляется в том, что оно, устанавливая правовые основы государственной власти, непосредственно занимается формированием модели государственной власти, системы ее органов; определением в отношении реализации полномочий органами государственной власти основных процедур и принципов реализации, а так же их основную компетенцию.
Правовое закрепление государственного и общественного строя – в этом заключается учредительная функция конституционного права. В этой отрасли права закрепляются все те нормы, которые предопределяют основные характеристики конкретного государства и общества, например конституционного строя и правового режима.
Координирующая функция конституционного права проявляется в том, что конституционные нормы, закрепляющие и регулирующие основные права и свободы человека и гражданина, а также основы конституционного и общественного строя, представляют собой основные положения для иных отраслей права, становятся базовыми принципами и стандартами, которые несомненно должны учитываться при создании, применении и использовании текущего законодательства.
Особенности социальной функции в ключе конституционного права выражаются в том, что отношения, которые составляют основы социальной политики, взаимоотношений между личностью и социумом, социальной системы общества и других важнейших институтов социального развития.
Особенности гуманистической функции в ключе конституционного права, проявляются в первую очередь в том, что конституция как основной закон государства определяет место и роль личности в государстве и социуме, выступает гарантом основных прав и свобод. Конституционное право как никакая иная отрасль права имеет существенное значение в юридическом обеспечении гуманизма конкретного государства и общества.
Особенности конституционного права, проявляющиеся в его нормах
Нормы конституционного права в большей части содержатся в основном законе страны, поэтому их основной особенностью является высшая юридическая сила .
Большинство конституционно-правовых норм носит императивный характер , т. е. представляют собой правила, предписания, не допускающие каких-либо иных вариантов толкования или поведения. В то же время конституционное право содержит и некоторые диапозитивные (менее жесткие, дающие соответствующему субъекту возможность выбора) .
Конституционно-правовые нормы часто имеют усеченную структуру , для большинства норм конституционного права не характерно наличие санкций (часто норма состоит только из диспозиции)
Также они носят учредительный характер , в том числе для других отраслей российского права. Именно на основе конституционно-правовых норм сформировано развитое отраслевое законодательство РФ, конституционные предписания являются источником практически всех отраслей национальной системы права. Так, гражданское законодательство России базируется на конституционных нормах о многообразии и равной защите всех форм собственности, свободе экономической деятельности, единстве экономического пространства и др.
Многообразие внешних форм выражения конституционных норм по сравнению с другими нормами - еще одна отличительная особенность конституционного права. Помимо традиционных для всех без исключения норм права, форм их выражения в виде нормативно-правовых актов, конституционные нормы содержатся также в таких нетра-диционных формах, как декларации, внутригосударственные договоры, акты , принимающиеся в результате проведения референдумов.