Именной вексель является простым и переводным. Что такое вексель: подробное описание видов, форм, реквизитов и других особенностей документа

1

Предметом исследования в статье является научно-техническая политика государства. Целью статьи является рассмотрение научно-технической политики государства, как элемента национальной безопасности страны. Методы, использовавшиеся в работе: общенаучный – наблюдение, сравнение, обобщение, анализ. Результатами работы являются: определение сущности и цели научно-технической политики государства; анализ основ государственной научно-технической политики и исследование состояния инновационной среды в Российской Федерации. Авторы выделяют 5 причин отсталости инновационной системы при относительно неплохих заделах в области образования и инфраструктуры, а также в области государственного финансирования НИОКР: низкий возврат на затраты на НИОКР, слабость фундаментальных слоев системы не позволяет эффективно искать, поддерживать и продвигать проекты; в первую очередь это ограничивающее влияние следующих факторов по трем ключевым направлениям, низкая восприимчивость бизнеса к технологиям не генерирует спроса на инновации как основной фактор производства и источник роста и конкурентоспособности, частные инвесторы не поддерживают государство в затратах на НИОКР, и в результате Россия значительно отстает по показателям количества инновационных компаний и высокотехнологичного экспорта, «утечка мозгов», «стеклянные потолки».

научно-техническая политика

инновационная сфера

стратегия научно-технического развития РФ на долгосрочный период

1. Комаров И.М., Зернюков Д.В., Епишин К.В. Организационно-методическое обеспечение прогнозных исследований в научно-технической и технологической сфере стратегии национальной безопасности // Знание. – 2016. – № 2–3(31). – С. 135–140.

2. Удальцова Н.Л. Системные проблемы и угрозы национальной инновационной системе России / Н.Л. Удальцова // Экономика. Налоги. Право. – 2016. – № 3. – C. 113–120.

3. Полякова А.Г. Трансфер инноваций при модернизации экономики региона. // Россия в XXI веке: итоги, вызовы, перспективы Материалы международной научно-практической конференции. Институт экономики и предпринимательства. – М., 2011. – С. 153–157.

4. Курушина Е.В. Проблемы ускоренного развития топливно-энергетического сектора экономики до 2030 года. // Нефть и газ Западной Сибири Материалы Международной научно-технической конференции, посвященной 55-летию Тюменского государственного нефтегазового университета. – Тюмень, 2011. – С. 208–212.

5. Проект Указа Президента Российской Федерации «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период» (подготовлен Минобрнауки России 21.06.2016). ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56574109/#ixzz4g5d4Zug3 (дата обращения: 04.05.2017).

Анализ научно-технической и технологической составляющих стратегий национальной безопасности ведущих зарубежных стран (ВЗС - США, Великобритании, Франции) и Российской Федерации показал, что приоритеты исследований и так называемые «критические технологии» формируются в виде перечней, актуальных на заданную перспективу, и в рамках этой перспективы по необходимости могут корректироваться. Для России они корректируются один раз в четыре года, в соответствии с Правилами формирования, корректировки и реализации Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечня критических технологий Российской Федерации.

Содержащиеся в этих перечнях критические технологии, реализуемые в Государственной программе вооружения (ГПВ) и иных госпрограммах, являются частью нормативных документов, определяющих приоритетные направления создания научно-технического задела для перспективного и нетрадиционного вооружения. В связи с принятием федерального закона «О стратегическом планировании» предполагается расширение перечня базовых прогнозных документов, которые должны войти составными частями в стратегический прогноз Российской Федерации. В контексте оптимизации формирования и корректировки научно-технологических приоритетов исследований и критических технологий важнейшими являются научно-технический и промышленно-технологический прогнозы. Именно эти прогнозы должны обеспечить необходимые и достаточные сведения и единые исходные данные для проведения экспертных процедур .

Результаты исследования и их обсуждение

Приоритетными направлениями инновационной политики государства в период с 2010 по 2015 г. были (помимо самоорганизации и совершенствования системы государственного управления как такового) академическая среда и стартапы, в то время как зрелый бизнес специально не таргетировался.

В части государственного управления была принята Стратегия инновационного развития (СИР-2020), определившая многие дальнейшие направления действий.

Целью СИР-2020 был заявлен перевод к 2020 г. экономики России на инновационный путь развития. В рамках достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

Развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций;

Повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний;

Максимально широкое внедрение современных технологий в деятельность органов государственного управления;

Формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок;

Обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграция России в мировые процессы создания и использования нововведений;

Активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Для выполнения поставленных задач в СИР-2020 были сформулированы направления совершенствования законодательства, способы и целевой размер финансового обеспечения, основные направления действий Правительства и министерств и перечень мероприятий.

За прошедшие годы было создано несколько новых программ и организаций, направленных на модернизацию и поддержку науки и образования. Из крупнейших инициатив можно отметить следующие:

Осуществлена реорганизация Российской академии наук («РАН»), основная цель которой - организовать на новых принципах финансирование институтов, лабораторий и отдельных учёных, а также реформировать кадровую систему в науке;

Инициирован ряд государственных программ поддержки образования и исследований, например «Прикладной бакалавриат», «Глобальное образование», «5-100», Программа фундаментальных научных исследований, Программа выявления талантов;

Созданы Федеральное агентство научных организаций, Российский научный фонд, Фонд перспективных исследований, НИЦ им. Жуковского.

Улучшение предпринимательской среды, условий для ведения предпринимательства и учреждения стартапов было другим фокусом инновационной политики последних лет:

Построены инновационные территориальные кластеры, инновационный центр «Сколково», особая экономическая зона «Иннополис» (в Татарстане); строится Технологическая долина МГУ;

Сформирована система Институтов развития (Фонд «Сколково», АО «РВК», АО «РОСНАНО», «Фонд содействия инновациям», «Фонд инфраструктурных и образовательных программ», фонд «ВЭБ Инновации» и др.), которые уже профинансировали сотни инновационных проектов и стартапов, а также выступили организаторами коммуникаций между фондами и предпринимателями;

В рамках Национальной предпринимательской инициативы («НПИ») реализован ряд мер по снижению административных барьеров для предпринимательской деятельности; разработаны госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие науки и технологий», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» и др.

В части совершенствования государственного управления была продолжена работа над стратегическими документами.

Проводится работа по корректировке и актуализации СИР-2020, соответствующее поручение премьер-министра было получено в декабре 2014 г. Причина необходимости актуализации СИР-2020 - значительные изменения в социально-экономической ситуации и отставание от заданных целей по многим ключевым индикаторам. Назрела пора обновить и целевые значения, и саму стратегию.

Кроме того, в 2015-2016 гг. была начата работа над новым документом - Стратегией научно-технического развития до 2035 г. (НТР-2035). Стратегии НТР-2035 был присвоен целеустанавливающий статус - наряду со Стратегией национальной безопасности и Стратегией социально-экономического развития РФ. В НТР-2035 заявлены следующие цели:

Основные усилия и ресурсы должны концентрироваться на научных исследованиях и инновационно-технологических разработках «больших вызовов» актуальных для государства и общества;

Объединение технологий, науки и инноваций в Российской Федерации, формирование комплексного единого социального института «наука - технологии - инновации»;

Развитие в РФ прорывных фундаментальных разработок и исследований, формирование на будущее научно-технологического задела.

Для достижения целей НТР-2035 предлагает выполнение ряда задач, с полным перечнем которых можно ознакомиться в документе проекта. НТР-2035 также формулирует принципы, механизмы и этапы реализации работ по выполнению поставленных задач, а также сценарии научно-технологического развития, характеризуемые определенными параметрами, которые легли в основу целевых индикаторов и системы мониторинга .

В области науки и образования за 2015-2016 гг. произошли следующие существенные изменения, в том числе в части продолжения уже начатых инициатив):

Внесены изменения в ФЗ № 127 в части механизмов финансирования научной деятельности и работы фондов поддержки научной деятельности. В закон введены три новых термина: научный проект, центр коллективного пользования научным оборудованием и уникальная научная установка - и описан регламент их финансирования и прочей поддержки. Эта мера облегчит импорт знаний, технологий и средств их внедрения из-за рубежа;

В рамках государственной программы «Развитие науки и технологий» в 2016 г. выделено 187 млрд рублей (в 2015 г. - 167 млрд рублей) на проведение фундаментальных исследований, создание лабораторий, гранты ведущим ученым. Госпрограмма была разработана в 2013 г. и предусматривает финансирование до 2020 г.;

Продолжается реализация программы «5-100», направленной на повышение мировой конкурентоспособности российских университетов. Программа, рассчитанная на семь лет, началась в мае 2013 г. с заявленными целями: вхождение не менее пяти российских университетов в первую сотню глобальных образовательных рейтингов (Times Higher Education, QS, ARWU); достижение не менее 15 % иностранных студентов от общего числа обучающихся в каждом вузе; достижение не менее 10 % иностранных специалистов от общего научно-педагогического состава каждого вуза.

Государство, в рамках реализации научно-технической политики, сосредоточено в основном на: поддержке науки и образования; обеспечении условий для предпринимателей и венчурных инвесторов; целевой финансовой и нефинансовой поддержке стартапов.

В последние годы государство начало проявлять заметную активность по стимулированию инноваций в крупных компаниях.

До 2015 г. существенная активность происходила в первую очередь в области поддержки науки и стартапов - это такие инициативы, изменившие инновационный ландшафт, как реформирование РАН, создание институтов развития, строительство технопарков, разработка и реализация НПИ и НТИ. В то же время существенная активность по отношению к зрелому бизнесу - это большей частью планирование («ПИР»).

Следует отметить, что за последние несколько лет государством было создано большое количество инструментов, направленных на развитие инноваций, в том числе на увеличение экспорта высокотехнологичной продукции. К таким инструментам следует отнести Российский экспортный центр (РЭЦ) и входящий в Группу РЭЦ ЭКСАР, принятие ряда государственных программ, например, «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», в рамках которых, например, запланирована поддержка НИОКР и развитие производственных компетенций.

Институты инновационного развития самостоятельно устанавливают ключевые показатели, соответствующие основным нормативным актам и внутренним документам, регулирующим их работу. Например, в РВК существует три уровня постановки ключевых показателей эффективности (КПЭ): долгосрочный (до 2020 г.), среднесрочный (на три года) и краткосрочный (ежегодно). При разработке набора средне- и долгосрочных показателей РВК учитывает приоритеты СИР-2020. Аналогично, Сколково самостоятельно формирует стратегические цели и КПЭ, которые утверждаются Советом фонда. В данном случае отправной точкой для формирования КПЭ является подпрограмма «Создание и развитие инновационного центра «Сколково» госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика», включающая восемь ключевых показателей.

Основной задачей эффективной модели Национальной инновационной системы (НИС) является организация условий для создания конкурентоспособного на внешнем и внутреннем рынках инновационного продукта.

В настоящее время наличие бизнес-инкубаторов на базе университетов уже не является единственным условием для развития современной и эффективной национальной инновационной системы, определяющим фактором являются интеграция исследовательских университетов в международное научно-образовательное пространство. Повышение конкурентоспособности и интеграции российских вузов в мировые научно-инновационные процессы являются актуальные в данном контексте. Превращение российских университетов в международные научно-исследовательские центры, создающих новые знания, генерирующих идеи, ведущих масштабные прикладные и фундаментальные исследования, является первоочередной задачей развития НИС России. В последнее время постоянно ведется речь об этой интеграции, но, к сожалению, цель пока не достигнута .

Постоянно усиливающиеся разногласия между потребностями международной инновационной системы и качеством и структурой отечественной подготовки профессиональных кадров замедляют развитие российской НИС. В РФ специалистов в области нано- и биотехнологий, генной инженерии, тонкой химии, микроэлектронных компонентов и т.д. крайне мало.

Основными причинами отсталости инновационной системы при относительно неплохих заделах в области образования и инфраструктуры, а также в области государственного финансирования НИОКР выступают:

1. Низкий возврат на затраты на НИОКР: госрасходы на исследования и разработки действительно существенны, но они не приводят к продвижению проектов; проекты не трансформируются в конкурентоспособные и востребованные изобретения .

2. Слабость фундаментальных слоев системы не позволяет эффективно искать, поддерживать и продвигать проекты; в первую очередь это ограничивающее влияние следующих факторов по трем ключевым направлениям:

Инновационные рынки, характеризующиеся низкой интенсивностью конкуренции, высокими барьерами для разработки и внедрения инновационных решений;

Инновационная культура, характеризующаяся слабым спросом населения на инновации, низким престижем профессий ученого, изобретателя и предпринимателя;

Качество институтов, характеризующееся слабыми механизмами защиты прав собственников и инвесторов, плохой репутацией эффективности государственного управления и правоприменительной практики, как следствие - короткие горизонты планирования со стороны экономических агентов .

3. Низкая восприимчивость бизнеса к технологиям не генерирует спроса на инновации как основной фактор производства и источник роста и конкурентоспособности; частные инвесторы не поддерживают государство в затратах на НИОКР, и в результате Россия значительно отстает по показателям количества инновационных компаний и высокотехнологичного экспорта.

4. «Утечка мозгов»: слабая, по сравнению со странами-лидерами, способность РФ удерживать и привлекать таланты, т.е. работа инвестиций государства в человеческий капитал на конкурентоспособность чужих экономик и, таким образом, формирование «разомкнутой инновационной системы».

5. «Стеклянные потолки»: инновационные стартапы и венчурные инвесторы сталкиваются с отсутствием механизма роста и/или выходов: бизнес-проекты локальных венчурных рынков, не находят возможностей роста или выхода внутри страны и в результате покидают её.

Государственные организации обычно нацеливают свою деятельность либо на одну из определенных групп участников инновационной системы (НИИ, вузы, средние и крупные компании, стартапы), либо на планирование, координацию, прогнозирование результатов и контроль инновационной политики. В своей деятельности государственные организации используют определенный набор инструментов:

Прямого действия (гранты, субсидии, кредиты и т.д.),

Косвенных (различные льготы) и организационно-правовых (международное сотрудничество,

Стимулирование спроса, обеспечение инфраструктурой и т.д.).

Необходимость создания в России благоприятного инновационного климата, продекларированная в стратегических документах, в основном сводится к прямому финансированию НИОКР. В стратегических документах крайне редко можно обнаружить некое подобие механизма федеральных целевых программ или хотя бы фрагментарную поддержку малых предприятий, занятых инновационной деятельностью. Косвенная поддержка инновационной деятельности, которую можно было бы осуществить хотя бы через действующий налоговый режим, путем включения части затрат на НИОКР в состав себестоимости, также остается достаточно слабой. В результате можно сделать вывод о том, что стимулирование спроса на инновации со стороны бизнес-сообщества, являющегося ключевым элементом развития эффективной НИС, российская государственная научно-техническая политика пока не в состоянии осуществить.

Библиографическая ссылка

Печерица Е.В., Тестина Я.С., Каширова Д.А. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 5. – С. 189-193;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41532 (дата обращения: 03.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Государственная научно-техническая политика

научный технический политика государственный

Важнейшим фактором экономического роста является научно-технический прогресс. Однако развитие науки, использование ее достижений не может быть обеспечено рыночным механизмом. Здесь необходима всесторонняя государственная поддержка, ибо исследования, продиктованные сугубо коммерческими интересами отдельных частных предприятий, редко соответствуют общенациональным экономическим интересам, да и ведутся в более узких областях. К тому же частные фирмы, предприятия не всегда располагают достаточным капиталом для проведения НИОКР.

Меры государства в сфере НИОКР выступают как государственная научно-техническая политика. Она представляет совокупность принципов и методов, направленных на формирование и развитие научно-технического потенциала страны для достижения стратегических целей общества.

Целями научно-технической политики являются: государственная поддержка национальной науки; стимулирование развития ее приоритетных направлений, имеющих общенациональное значение; обеспечение условий для внедрения и эффективного использования научных достижений в сфере производства.

Конечной целью научно-технической политики является обеспечение экономического роста, конкурентоспособности страны на мировом рынке, решение социальных проблем, обеспечение экономической безопасности.

Степень и формы государственного вмешательства в развитие науки, прикладного ее использования зависят от многих факторов: стадии экономического развития; социально-экономических внутренних и внешних условий экономической политики, проводимой правительством в целом.

Отдельные проявления государственного регулирования научно-технического развития наблюдались еще в XIX веке, когда правительства развитых стран законодательно защищали свою науку, помогали университетам в проведении научных исследований, заботились о росте научных кадров. В современных условиях, когда углубляется международное разделение труда, происходит интернационализация хозяйственной жизни и в то же время - усиление конкурентной борьбы между странами, проблема развития национального научно-технического потенциала выходит на первый план. И государственная поддержка в сфере НИОКР становится одним из решающих факторов его развития. По мнению американских экспертов, без соответствующей государственной поддержки научной сферы накануне XXI века экономическая безопасность страны может подвергнуться серьезным испытаниям в таких областях, как вычислительная техника особо высокой мощности, биотехнология и генная инженерия, новые виды вооружений и т.д.

В рамках интеграционных союзов начинает разрабатываться межгосударственная научно-техническая политика. Характерной является политика ЕС в области фундаментальных исследований, прикладных разработок, в частности технической стандартизации, технологий, информации и т.д.

Государственная научно-техническая политика может выступать как:

  • - активная, умеренная или пассивная;
  • - сдержанная, дающая простор рыночным процессам;
  • - протекционистская по отношению к отечественному научному комплексу или предельно открытая для зарубежной науки и техники;
  • - с опорой на собственный научный потенциал или на заимствование иностранных идей и технологий;
  • - высокоселективная или фронтальная, всеохватывающая;
  • - с выраженным приоритетом фундаментальных и стратегических прикладных исследований или с приоритетом прикладных НИОКР и внедренческих работ.

Реальная государственная научно-техническая политика сочетает указанные альтернативные формы в зависимости от фактически складывающейся ситуации, состояния экономики и активности научного сообщества. Типичным примером служит научно-техническая политика японского государства. Япония, как известно, после второй мировой войны была имитатором зарубежных изобретений. В начале 70-х годов она решает изменить свою прежнюю стратегию и перейти от политики импорта научно-технических знаний и технологий к развитию собственных НИОКР. Причем государство сосредоточивает внимание на фундаментальных исследованиях, так как эта область заметно отстает от развития прикладной науки.

В большинстве развитых стран государственная научно-техническая политика закреплена законодательно. В США она осуществляется на основе «Закона о национальной политике в области науки и техники, об организациях и приоритетах», принятого в 1976 г. В законе закреплен примерный перечень приоритетных целей, реализация которых должна способствовать прогрессу науки и техники. При осуществлении научно-технической политики федеральное правительство должно сохранять элементы централизованного планирования.

С октября 1983 г. в Швейцарии действует федеральный закон о развитии научных исследований. Его положения распространяются на научно-исследовательские учреждения, которые для своих работ используют средства федерального казначейства. Это, в частности, национальный фонд содействия развитию научных исследований, естественнонаучно-техническое общество, общество гуманитарных наук, академия медицинских наук.

Во Франции в соответствии с законом от 23 декабря 1985 г. научные исследования и технологическое развитие признаются общенациональными приоритетами. В законе предусмотрено первоочередное предоставление государственных ассигнований для продвижения работ в области фундаментальных исследований, содействия научным разработкам на предприятиях, передачи технологий малым и средним предприятиям.

В России подобные законы отсутствуют. Российским законодателям предстоит разработать и принять законы о науке и государственной научно-технической политике. Они должны стать основой, определяющей юридические нормы, касающиеся субъектов научной деятельности, определения приоритетов в распределении ресурсов с помощью федеральных, отраслевых, региональных программ как инструментов использования ресурсов в сфере НИОКР.

Реализация государственной научно-технической политики осуществляется посредством финансирования НИОКР, финансирования и совершенствования системы среднего и высшего образования, осуществления ряда организационно-институциональных мер.

Возрастание роли фундаментальной науки, необходимость финансирования долгосрочных исследований ведут к увеличению государственных расходов на научно-исследовательские разработки в развитых странах. Доля расходов на НИОКР сейчас составляет от 2 до 4% к ВВП. В России в 1995 г. эта цифра составляла 0,4% к ВНП.

Структура государственных расходов на НИОКР различна. Выделяется финансирование гражданских НИОКР, военных. Государственное финансирование военно-космических программ преобладает в США и Англии (соответственно 59 и 49% от общей суммы финансирования). В Японии и Германии основная доля финансирования идет на гражданские НИОКР (3 и 10%).

В настоящее время в связи с хроническим дефицитом государственных бюджетов правительства ведущих стран Запада принимают меры по стимулированию научно-исследовательских разработок непосредственно фирмами. Компаниям США предоставлена «скидка» на прирост расходов на НИОКР. Она вычитается из начисленной суммы налога на прибыль и составляет 20% от суммы прироста расходов на НИОКР в отчетном году.

Во Франции предприятия получили право на снижение суммы налога на акционерные общества в размере до 50% объема увеличения расходов на НИОКР по сравнению с предыдущим годом в пределах 5 млн. франков.

Особое внимание уделяется проведению научно-исследовательских работ в малых предприятиях. На законодательной основе осуществляется отчисление из бюджетных средств министерств и ведомств малым предприятиям. В США эти отчисления составляют 1%. В целом 5% федеральных средств на инновационную деятельность приходится на малые предприятия. За счет них покрывается 1/3 расходов малых предприятий на НИОКР. За счет средств государственного бюджета частично существуют центры поддержки малого бизнеса. Кроме того, малые предприятия включаются в число субподрядчиков при контрактной системе проведения НИОКР.

Государственной поддержкой пользуются и технопарковые структуры (технополисы, технопарки, технологические и инновационные центры), которые являются своеобразными инкубаторами малого бизнеса на региональном уровне.

Развитие научной сферы невозможно без высококвалифицированных кадров. Поэтому нацеленность на повышение интеллектуального уровня всей науки и подготовку специалистов высшей квалификации реализуется через бюджетное финансирование в большинстве развитых стран.

В 80-х годах по расходам на душу населения в сфере образования первое место в мире занимала Швеция, второе - Норвегия. Доля расходов на образование в Швеции составляла 13,5% государственного бюджета, или 8% ВВП, в Норвегии чуть более 8%.

В странах Северной Европы, за исключением Финляндии, все вузы являются государственными и финансируются из бюджета.

В федеральном бюджете США по статье «образование, профтехподготовка, занятость, социальные услуги» 1/3 расходов приходится на финансирование высшего образования.

В последнее время формой государственной поддержки НИР в промышленно развитых странах является ряд организационных мер в отношении крупных корпораций, направленных на реализацию принципа «кооперация - на стадии НИОКР и внедрения идей и разработок в производство, конкуренция - при сбыте и гарантийном обслуживании потребителей продукции».

Фактически это означает выведение из-под действия антимонопольных законов объединений крупнейших корпораций. В США, например, в 1984 г. принят закон о сотрудничестве в национальных научных исследованиях. Цель его - устранить препятствия, которые антитрестовское законодательство чинит проведению совместных исследований, необходимых для поддержки конкурентоспособности американской промышленности. Тем самым сняты препятствия для формирования временных монополистических структур, в частности венчуров.

Примером подобного венчура может служить корпорация МСС (микроэлектронная и компьютерная технологическая корпорация), созданная 20 ведущими американскими корпорациями компьютерной и электронной промышленности для осуществления фундаментальных и прикладных научных исследований.

Подобные венчурные объединения создаются в странах Европы и Японии.

Таковы сущность и основные меры реализации государственной научно-технической политики.

В условиях рыночной экономики предприятия используют различные формы расчетов. Иногда возникают ситуации, когда денежных средств не хватает, а получить товар или услугу необходимо.

Тогда компания может взять кредит в банке или воспользоваться коммерческим кредитом, при котором сами участники товарно-денежного обмена являются кредитором и заемщиком. Для предоставления коммерческого кредита с отсрочкой платежа можно использовать вексель.

Понятие и суть векселя

Вексель – это письменный документ, удостоверяющий долговое обязательство должника (векселедателя) или иного лица перед кредитором (векселедержателем).

Векселедатель и векселедержатель (другое название – ремитент) чаще всего являются покупателем и поставщиком при передаче товара, но сторонами вексельного обращения могут быть и другие лица. При нехватке денежных средств, покупатель выписывает поставщику вексель, в котором обязуется вернуть деньги в заданный срок и в определенном месте.

Первые векселя появились в Италии на рубеже XIII-XIV веков. В то время это был центр мировой торговли. В России эта ценная бумага стала применяться в начале XVIII века преимущественно при внешнеторговых расчетах с Германией. В переводе с немецкого слово «вексель» означает «обмен». Согласно ст.142 ГК РФ этот документ относится к ценным бумагам. Отношения сторон по вексельному обращению в настоящее время регулируются Федеральным законом №48 от 11.03.1997 «О переводном и простом векселе».

Многие положения в нем взяты из международной женевской вексельной конвенции от 07.06.1930г.

Существенные особенности

Можно выделить следующие особенности данного документа:

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Разновидности

Видов векселей существует достаточно много.

Классифицируются они по следующим признакам.

По признаку эмитента :

  • казначейские;
  • частные.

Казначейские (государственные) векселя выпускают муниципалитеты, правительство РФ при участии Центробанка, чтобы привлечь денежные средства. Срок выплаты по ним почти всегда составляет 3 – 6 месяцев. Частные векселя эмитируют предприятия всех форм собственности и коммерческие банки.

По субъекту , производящему оплату:

  • простые (соло-вексель);
  • переводные (тратта).

По простому векселю платить должен векселедатель. Он ставит подпись на документе и передает его векселедержателю. По прошествии определенного времени в назначенном месте кредитор (векселедержатель) предъявляет ценную бумагу для оплаты, и векселедатель рассчитывается деньгами. То есть поставщик (ремитент) фактически кредитует своего покупателя (плательщика по векселю). В этой схеме расчета число участников – два.

В переводном векселе плательщиком (трассатом) будет лицо, назначенное векселедателем (трассантом). Чаще всего плательщик выбирается из должников векселедателя. Когда настанет время оплаты по векселю, то плательщик, рассчитываясь с векселедержателем, закроет свой долг перед векселедателем. Чтобы должник векселедателя (плательщик) был осведомлен о таком расчете, на векселе есть графа для акцепта. Пока письменное согласие плательщика не будет стоять на документе, обязанность по платежу остается за векселедателем. При такой схеме расчета число участников – три.

По видам обслуживаемых сделок :

  • товарные;
  • финансовые. Такие векселя бывают:
    • банковские;
    • дружеские;
    • бронзовые.

Товарные векселя предприятия используют при сделках или . Финансовые напрямую не связаны с товарооборотом и выполнением работ. Они применяются при выдаче займов, получением денег из бюджета, обмене валюты, для пополнения наличности.

С помощью банковских векселей банки привлекают оборотный капитал. Для этой же цели используются и депозиты. Дружеский вексель одно предприятие выписывает другому при имеющихся финансовых затруднениях. Впоследствии должник оформляет встречный вексель и оба документа погашаются.

Бронзовые векселя выписывают как на реальные, так и на несуществующие фирмы. Они ничем не обеспечены и часто используются при мошенничестве. В России их выпуск и оборот запрещен.

По наличию конкретного векселедержателя :

  • именные;
  • ордерные.

В именных векселях ремитент четко прописан. В ордерных конкретный держатель не указан, а имеется только запись о должнике, сумме долга, месте и времени получения. Такие ценные бумаги допускается передавать, не используя передаточную надпись – индоссамент, тогда как именные векселя должны эту надпись иметь.

Бланк, содержание и обязательные реквизиты

Вексель составляют как на специальном бланке, защищенном от подделок, так и на простом листе бумаги.

Эта ценная бумага не является, поэтому готовые бланки можно купить в типографии, банке, скачать из интернета, напечатать самостоятельно.

Обязательные реквизиты следующие:

  1. Слово «вексель» (вексельная метка). Хотя бы один раз оно должно встретиться в документе. Например, «уплатить по этому векселю».
  2. Дата и место составления. Записывается конкретное число, месяц, год, город (село) и территориальный субъект РФ.
  3. Обещание безусловной уплаты точной суммы. Дополнительных условий для осуществления этого обязательства быть не должно.
  4. Вексельная сумма. Пишется цифрами и прописью, без исправлений.
  5. Срок платежа. Один для всей суммы, разбивка на несколько сроков запрещена.
    Варианты указания срока:
    • по предъявлении (другое название – ависта). Вексель должен быть оплачен сразу, как только предъявляется. Возможно дополнительное указание временного интервала;
    • точный день;
    • через заданный промежуток времени от предъявления. Факт предъявления векселя отмечается визой на лицевой стороне либо заявлением векселедержателя;
    • через заданный промежуток времени от составления. Период времени может указываться в днях, месяцах, годах.

    Если срок платежа отсутствует, то он считается «по предъявлении».

  6. Место платежа. Может быть записано местонахождение плательщика, его место жительства или любое другое. Оно должно быть всем понятно и четко определено. Например, помещение банка, конкретный адрес, где векселедержатель получит оплату. Если место платежа не заполнено, то оно считается местом постоянной регистрации плательщика.
  7. Полное наименование и адрес векселедержателя. Указывается название юридического лица или фамилия, имя и отчество физического. Путем индоссамента вексель может сменить своего ремитента, но первый векселедержатель на документе должен быть.
  8. Подпись векселедателя. Лицо, подписывающее документ от имени юридического лица, должно иметь право подписи (). Обязательно указать наименование предприятия, свою должность, фамилию, инициалы.

В переводных векселях есть еще обязательная графа для заполнения «наименование и адрес плательщика». Эти данные пишутся без сокращений. В качестве плательщика векселедатель может указать себя и тогда переводной вексель фактически превратится в простой.

Если обязательные реквизиты заполнены некорректно, то ценная бумага признается недействительной.

Стоимость

На сумму задолженности могут начисляться проценты. Они могут быть прописаны отдельно, а могут уже в нее входить. Процентную ставку устанавливают, только если срок уплаты по векселю «по предъявлении» или «через определенный промежуток времени». В документе это отражается в письменном виде, иначе начисление процентов неправомерно.

Формула расчета суммы процентов следующая:

∑процентов=N*(С(%)*Т)/360, где

N – номинал (вексельная сумма);
С(%) – процентная ставка;
Т – время начисления процентов, дни.

Когда подойдет срок платежа, векселедержатель получит номинал плюс сумму процентов. Ставку процентов участники определяют самостоятельно. Многое зависит от взаимоотношений предприятий, средней ставки по кредитам, срока платежа, величины риска и особенностей сделки.

Если векселедержатель хочет получить деньги до наступления срока оплаты, то он может продать вексель банку или расплатиться им с другим лицом. При этом ему выплачивают вексельную сумму с начисленными процентами (если они есть) за минусом дисконта. Фактически векселедержатель получает дисконтный кредит под залог ценной бумаги.

Цена продажи определяется по формуле:

Р=(N*(1+(C%*T/360)))/(1+r*(t/360)), где

Р – цена продажи;
t – оставшееся время до погашения, дни;
r – ставка дисконта.

Чем ближе срок платежа, тем выше цена продажи. Максимальной она будет за день до наступления этого срока.

Банки имеют право на эмиссию своих векселей с дисконтом. Покупая такую ценную бумагу, векселедержатель в будущем продает ее по цене номинала (она будет выше покупной цены). Эта разница составляет его доход.

Номинальная стоимость рассчитывается по формуле:

NP=P*(1+(Tв*r/365*100)) , где

NP – номинальная стоимость ценной бумаги;
Тв – срок векселя в днях;
Р – цена продажи (имеется в виду цена, по которой векселедержатель купил вексель у банка).

Чем больше будет срок ценной бумаги и выше ставка дисконта, тем больше дохода получит векселедержатель.

Сроки действия

Документ действует с момента составления и до его погашения (оплаты). Ценные бумаги со сроком платежа «по предъявлении» можно предоставить к оплате в течение 1 года с даты составления. Если есть условие «не ранее определенной даты», то исчисление одного года начинается с этой даты.

Когда известна точная дата погашения, векселедержатель должен представить вексель к оплате в этот день либо в течение следующих двух рабочих дней. Он не имеет права требовать с плательщика оплатить вексель раньше времени. Плательщик также не может требовать принять платеж до назначенного срока.

Акцептовать переводной вексель необходимо в течение 1 года с даты выпуска. Если срок платежа обозначен «в такое-то время от предъявления», то дата предъявления считается датой акцепта.

Срок оплаты можно пролонгировать , хотя законом такая процедура не предусмотрена. Стороны могут поставить в документе новую дату платежа. Тогда необходимо вторичное письменное согласие (реакцепт) всех участников. Либо составляют новый вексель с более поздней датой погашения.

Если векселедержатель не предъявляет ценную бумагу к оплате, то пропущенный срок не восстанавливается. Ремитент теряет право требовать вексельную сумму с других участников вексельного оборота. В случае отказа в платеже можно рассчитывать на взыскание только платежа по векселю без процентов.

Кто имеет право выписывать вексель

По законодательству РФ векселедателями могут быть физические лица, достигшие 18 лет и обладающие полной дееспособностью, а также юридические лица, обладающие правоспособностью. Подпись главного бухгалтера и печать необязательна.

Эти же лица могут быть и векселедержателями. Векселя не могут выписывать органы исполнительной власти РФ.

Операции по векселям

С векселями можно производить следующие операции .

Продажа банку. Ремитент продает ценную бумагу банку по индоссаменту до наступления даты погашения. За выплату раньше срока банк берет себе учетный процент. Эта операция называется учет векселя .

Расчет с другими лицами. Принять вексель как отсроченный платеж от должника или, имея на руках ценную бумагу, рассчитаться уже со своим должником.

Передать другому лицу через индоссамент. Надпись ставится на обороте векселя или на втором добавочном листе (аллонже) словами «платить по приказу» или «уплатить в пользу», указав нового держателя. Обязательно ставят дату. Совершая такую операцию, ремитент (индоссант) передает все права и обязанности по векселю новому держателю (индоссату). Частичный индоссамент оформить нельзя.

Ценная бумага может передаваться неограниченное число раз , но каждый индоссант остается поручителем за платеж (в переводном векселе – и за акцепт). Когда вексель необходимо будет оплачивать, требовать долг будет последний векселедержатель. Если платежа не будет и вексель опротестуется, то последний ремитент может обратиться за взысканием к любому из индоссантов. Это называется правом регресса. В противном случае возможны были бы махинации с векселями. Чтобы не брать на себя солидарную ответственность векселедержатель может поставить пометку в индоссаменте «без оборота на меня». Передачу векселя можно исключить, если в тексте документа написать «не приказу». Тогда возможна будет только продажа.

Варианты оформления индоссамента :

  • именной – содержит точное наименование индоссата, его подпись и печать.
  • бланковый – конкретный индоссат не написан. Он может потом вписать себя или передать вексель, не делая других пометок. Когда подойдет срок платежа, последний ремитент запишет себя.
  • инкассовый – поручение банку произвести акцент и получить платеж. Его еще называют «на инкассо». Банк берет себе небольшую комиссию. Следующие индоссаменты по такому документу могут быть только перепоручительными (без права собственности).
  • залоговый – вексель передается банку в залог выданной ссуды. К обеспечению принимают 60–90% от вексельной суммы. Как и при инкассовом индоссаменте, последующие передачи не меняют собственника ценной бумаги.

Оформить передаточную надпись можно и после протеста векселя. Однако ответственным за платеж индоссант уже не будет.

Домициляция. Это поручение банку от векселедателя провести платеж в назначенный срок. Такие векселя называют домицилированными. Эту операцию банк осуществит только если на расчетном счете будут деньги.

На векселе могут стоять дополнительные отметки : акцепт и аваль. Акцепт означает, что плательщик согласен на оплату. Обычно векселедатель акцептует вексель и только потом передает векселедержателю. Но бывают и ситуации, когда сам ремитент встречается с плательщиком, если они территориально находятся близко, а векселедатель – далеко. Акцепт может быть частичным, указывается словами «согласен», «заплачу» или другими схожими по смыслу. Обязательно расписываются, ставят дату и печать.

Аваль – это вексельное поручительство. Авалист гарантирует оплату за векселедателя, плательщика или любого из индоссантов. Если лицо, обязанное оплатить вексель, отказывается платить, то это требование переходит к авалисту. Совершив оплату, он вправе требовать вексельную сумму от всех участникам сделки. Авалированием векселей чаще всего занимаются коммерческие банки. Допускается оформить частичный аваль. Ценная бумага с авалем считается более надежной.

Где применяются данные документы

В России эта ценная бумага активно используется в сфере бизнеса. Наиболее часто вексель выступает в качестве инструмента кредитования. Его применяют транспортные, энергетические, металлургические и другие компании.

Банки выпускают как собственные векселя, так и покупают их у частных предприятий. Для кредитора такая форма кредита более надежна, чем из-за возможности процедуры протеста. Также вексель применяется в качестве отсроченного платежа в расчетах предпринимателей, деятельность которых связана с торговлей.

При недостатке ликвидности, территориальной удаленности контрагента, для пополнения оборотных средств эта ценная бумага очень удобна. Срок погашения у большинства векселей в нашей стране не превышает 1 года.

Учет

Когда банк покупает вексель, он берет себе сумму дисконта (учетный процент) за досрочную выплату векселедержателю.

Она рассчитывается по формуле:

∑дисконта=(N*Tост.*r)/(100*365), где

N – номинал (основной долг плюс проценты);
Тост. – оставшееся время до погашения, дни;
r – ставка дисконта, %.

Переучетом векселя называют операцию продажи банком купленной ценной бумаги Центральному банку.

Для учета этих ценных бумаг в бухгалтерском учете используются отдельные субсчета. Учет товарных векселей ведется на счетах 60, 62, 91, 97. Финансовые учитываются на счетах 66, 76, 58, 76. Операции по выдаче векселя отражаются на забалансовом счете 009, а погашение – на забалансовом счете 008.

Налоговый учет предусматривает освобождение от уплаты при расчете векселями, но есть исключения. При получении в качестве оплаты векселя стороннего лица с дисконтом, если ставка дисконта превышает ставку рефинансирования, то разница между ними облагается НДС. Когда ценную бумагу от стороннего контрагента получают как аванс за поставку продукции, то заплатить НДС также необходимо.

Если платеж в назначенный срок не осуществляется или плательщик оплачивает только его часть, то векселедержатель оформляет протест векселя.

На следующий рабочий день до 12 часов дня документ передается нотариусу, который предъявляет плательщику требование безусловной оплаты. В случае отказа составляется акт о протесте, и на ценной бумаге ставится отметка.

Далее вексель вместе с описью всех участников вексельной сделки передается в суд и сразу начинается исполнительное производство. Факт наличия долга доказывать суду не нужно. Векселедержатель может рассчитывать на проценты и пени за просрочку платежа. Эта же процедура проводится, если вексель не акцептуется.

Отличия от долговой расписки и других ценных бумаг

Вексель и долговая расписка удостоверяют факт наличия долга, но есть существенные отличия .

Вексель имеет строгую форму, обязательные реквизиты, может сменить держателя и ответственность по нему намного серьезней. Для расписки нет таких строгих требований, она не меняет кредитора и может быть оспорена заемщиком. Наличие долга по ней необходимо будет доказывать, а взыскание задолженности по векселю начинается сразу.

В отличие от акций и облигаций вексель выпускается только в бумажной форме, и большие эмиссии встречаются редко. Он используется как средство платежа и передается путем индоссамента. Акция свидетельствует о наличии доли ее владельца в праве собственности, а вексель – отражает денежное обязательство. Акциями и облигациями не рассчитываются, и они передаются через другую передаточную надпись – цессию. В отличие от индоссамента, цессия является двухсторонним договором, и предыдущий держатель отвечает только за наличие и обоснованность передаваемых прав, а за их фактическое осуществление не поручается.

Использование векселей позволяет наладить устойчивые доверительные отношения между хозяйствующими субъектами. Для дальнейшего развития и расширения сферы применения в России необходимо совершенствование законодательной базы.

О том, что такое вексель и каковы правила его использования, смотрите в следующем видео уроке:

В коммерческих правоотношениях с участием российских предприятий и граждан могут использоваться векселя. Данные финансовые инструменты рассматриваются как традиционный способ закрепления долговых обязательств - их правовая природа была закреплена еще в СССР. В частности, распространены простые векселя, нашедшие востребованность и в бизнесе, и в гражданских правоотношениях. В каких еще основных разновидностях могут быть оформлены векселя? Какова структура соответствующих финансовых инструментов?

Что такое вексель?

Прежде чем изучать то, что такое простой вексель, а также что собой представляют иные его разновидности, изучим сущность соответствующего документа. Под термином «вексель» принято понимать ценную бумагу, которая эмитируется с целью удостоверения долга одного субъекта коммерческих активностей в отношении другого, но при этом права на истребование задолженности могут передаваться вторым участником сделки третьим лицам. Получать согласие должника при этом необязательно.

Как считают некоторые исследователи, векселя находятся в числе самых исторически ранних видов ценных бумаг. Их появлению предшествовали обычные долговые расписки. То есть обладание ими гарантирует получение кредитором денежных средств, каких-либо иных правовых подтверждений соответствующей преференции не требуется. Можно отметить, что векселя могут выпускаться как физическими лицами, так и организациями. Технически соответствующий платежный инструмент может быть оформлен в любом бумажном формате - на фирменном бланке либо на обычном чистом листе.

Отличие векселей от других ценных бумаг

Полезно рассмотреть то, чем вексель отличается от схожей по правовой природе облигации, которая также считается, как правило, неперсонифицированным долговым обязательством.

Ключевой критерий разграничения двух отмеченных финансовых инструментов - в предмете долга. В случае с векселем это наличные денежные средства, реже - некий товар. Предмет долга по облигации - доля участия в акционерном капитале фирмы. Но есть и иные различия между отмеченными финансовыми инструментами:

  • облигации обычно подлежат регистрации государством, векселя - более свободный от формальностей финансовый инструмент, хотя, конечно, он может регулироваться различными правовыми актами, такими как закон о простом векселе либо о переводном;
  • с помощью векселей в ряде случаев можно вести расчеты вместо тех, что осуществляются наличными денежными средствами, облигации для этих целей не предназначены;
  • основной правовой механизм формирований облигаций - заключение договора купли-продажи, векселей - передача по распоряжению текущего владельца.

Рассматриваемый платежный инструмент может быть частью документации предприятия. Так, если фирма получила простой вексель, учет соответствующего источника должен осуществляться в соответствии с требованиями бухгалтерского законодательства. Собственно, полезно будет рассмотреть ключевые правовые положения, что регулируют оборот финансовых инструментов, о которых идет речь.

Регулирующее законодательство

Основной источник права, закрепляющий легальный оборот векселей в России, - ФЗ № 48, принятый 21.02.1997 года. В данном законе сказано, в частности, что оборот рассматриваемых платежных инструментов в РФ коррелирует с положениями Конвенции от 07.06.1930 года, которая устанавливает единообразный закон о векселях. Также в ФЗ № 48 есть пункт, по которому на территории РФ следует применять Постановление Совета народных комиссаров СССР, который ввел в действие Положение, регулирующее оборот простых и переводных векселей и принятое 07.08.1937 г. Таким образом, можно отметить, что вексель - инструмент, совершенно не новый для российской экономики. Он применялся также в СССР.

В статье 2 ФЗ № 48 сказано, что оформление и оплата простого векселя либо переводного могут осуществляться только при участии граждан и юрлиц, зарегистрированных в РФ. Соответствующие активности с участием органов власти на федеральном, региональном или муниципальном уровне могут осуществляться только в тех случаях, что предусмотрены федеральным законодательством. Исключение - правоотношения, при которых вексели были оформлены до вступления в силу ФЗ № 48.

В статье 3 ФЗ № 48 указано, что проценты на вексель должны начисляться, исходя из учетной ставки ЦБ РФ. Еще один примечательный нюанс, касающийся оборота рассматриваемых платежных инструментов, что содержит ФЗ № 48, - заполнение векселя (простого либо переводного) должно осуществляться только на бумажном носителе. В этом можно проследить еще одно отличие векселей от облигаций, которые также могут быть электронными.

Изучим теперь подробнее то, в каких разновидностях может быть представлен рассматриваемый финансовый инструмент.

Классификация векселей

Есть 2 основных вида векселей, как мы отметили выше, рассматривая законодательные основы регулирования оборота данных ценных бумаг, - простой и переводной. Изучим их специфику.

Простой вексель предполагает, что должник, или векселедатель, исполняет свое платежное обязательство перед кредитором при наступлении установленного срока погашения. Переводной вексель включает опцию, по которой расчеты с правомочным владельцем соответствующей ценной бумаги могут быть осуществлены при наступлении установленного срока погашения векселедателем частично. Обязательства по перечислению оставшейся суммы долга могут быть возложены на контрагентов векселедателя, которые имеют перед ним дебиторскую задолженность. Но вторая схема не слишком популярна, так как обладатель переводного векселя должен давать согласие на то, что обязанных лиц будет, по сути дела, двое, а может быть, и больше. Многие фирмы считают такой механизм расчетов ненадежным. Поэтому простой вексель, как правило, рассматривается как более предпочтительный финансовый инструмент. В России он считается существенно более распространенным, чем переводной. Изучим его специфику подробнее.

Специфика простого векселя

Простые векселя предполагают безусловное обязательство векселедателя в отношении кредитора, коррелирующее с условиями, содержащимися в документе. Соответствующий платежный инструмент, как правило, сопровождает товарные сделки. Его оформление может быть связано с отсутствием у покупателя в момент получения соответствующей продукции денежных средств в нужном объеме. В этом случае субъект правоотношений выписывает вексель, по которому обязуется рассчитаться с поставщиком в будущем. Как только расчеты произведены, соответствующий документ возвращается кредитором векселедателю.

Требования к оформлению простого векселя

Полезно будет рассмотреть то, как должен корректно оформляться простой вексель. Ключевой критерий здесь - указание необходимых реквизитов на бланке документа. Простой вексель - бланк, имеющий совсем немного элементов. Так, необходимо прежде всего обозначить, что источник, закрепляющий долговые обязательства, - именно вексель. Этот термин должен быть включен в текст документа. Также в структуре источника должны присутствовать формулировки, гарантирующие уплату векселедателем конкретной суммы. В документе должны быть указаны даты и место его составления, координаты объекта проведения расчетов, сроки выполнения платежных обязательств. Вексель должен содержать реквизиты получателя платежа, а также подпись векселедателя. Крайне нежелательно использование вместо нее факсимиле. Должник в этом случае может формально отказаться осуществлять погашение простого векселя, сославшись на то, что не выдавал его. Но и иные элементы документа также важны. Если не включить их в структуру рассматриваемого платежного инструмента, то он также может быть признан недействительным. Как может выглядеть простой вексель? Образец структуры соответствующего документа представлен на фото ниже.

Отметим, что в законодательстве нет требований относительно заполнения векселя вручную либо на компьютере. Главное для кредитора и должника - согласовать условия расчетов и корректно зафиксировать их в документе. Простой вексель, образец структуры которого представлен выше, адаптирован для использования в коммерческих правоотношениях. Что касается банковских расчетов либо долговых взаимоотношений с участием физлиц, то структура соответствующего документа может быть несколько иной. Но главное - включить в него пункты, о которых мы сказали выше.

Вексель и индоссамент

Рассматриваемый платежный инструмент часто используется в расчетах между коммерческими предприятиями. Так, вексель, полученный фирмой от партнера, может быть предъявлен к погашению либо использован в качестве инструмента оплаты поставок товаров, услуг или выполненных работ. Вторая процедура предполагает задействование индоссамента - распоряжения о передаче права долгового требования. Изначальный держатель векселя - индоссант, может указать в векселе имя нового держателя ценной бумаги, заверить его подписью, после чего партнер сможет использовать рассматриваемый финансовый инструмент в своих целях.

Важно, чтобы индоссант, имеющий на руках простой процентный вексель либо переводной, написал на обратной стороне документа «Уплатите в пользу того-то», чтобы векселедатель был в курсе, кто становится новым держателем долга. Индоссаменты, однако, бывают нескольких разновидностей. Есть именной, который предполагает, что в структуре рассматриваемого платежного документа будут присутствовать: наименование индоссанта, его подпись и печать.

Есть бланковый индоссамент, в котором не предполагается указания наименования индоссанта. Подобный простой процентный вексель (либо переводной) считается оформленным на предъявителя. При этом индоссант вправе вписать в документ наименование нового держателя соответствующего платежного инструмента, и в этом случае индоссамент становится именным. Рассматриваемая процедура может относиться к категории инкассовых, когда индоссант предоставляет право банку предъявить вексель к платежу. Есть индоссамент залоговый, когда соответствующий платежный инструмент может быть средством обеспечения по кредиту.

Проценты по векселям

Принятое еще в СССР положение - о простом векселе, о переводном - позволяет субъектам правоотношений договариваться о возврате денежных средств с учетом процентов, начисленных на основную сумму долга. Все что нужно - это указать соответствующие условия в тексте бланка векселя. В общем случае проценты начисляются со дня составления рассматриваемого платежного документа. Но в нем могут быть также указаны другие даты.

Специфика исчисления процентов на векселя может различаться в зависимости от специфики деятельности субъектов правоотношений. Так, например, банками обычно фиксируется простая учетная ставка векселя, начисляемая по тому же принципу, что и любая другая кредитная.

Расчеты по векселям

Рассмотрим теперь то, каким образом могут осуществляться расчеты по рассматриваемым платежным инструментам на практике. Важнейшее условие, характеризующее простой вексель, - сроки погашения. В соответствии с положениями Постановления Совмина СССР, соответствующий платежный документ может быть выдан сроком:

  • назначенным на конкретную дату;
  • коррелирующим с моментом предъявления векселя;
  • соотносимым с моментом составления платежного документа;
  • предполагающим выплату долга по предъявлении векселя.

Недействительными считаются документы, в которых сроки обозначены иначе, чем в указанных пунктах, либо предполагают последовательный расчет.

В соответствии с положениями Постановления Совмина СССР, вексели, которые подлежат оплате по предъявлению, должны быть переданы векселедателю к погашению в течение 1 года с момента составления документа. Вместе с тем должник вправе рассчитаться с кредитором ранее либо обусловить более продолжительный срок. Также период расчетов по векселям может быть скорректирован с учетом позиции индоссанта.

Должник может установить, что платежное обязательство, подлежащее оплате по предъявлению, не может быть передано кредитором к погашению ранее конкретного срока. Если, например, вексель выдан на один либо несколько месяцев, то расчеты по нему должны производиться в соответствующий день месяца погашения долга. Если в конкретном месяце нет 31 числа, которое соответствует тому, когда оформлялся вексель, то расчеты производятся 30-го.

Вполне может быть, что соответствующий платежный документ будет выдан на полтора месяца. В этом случае сначала нужно отсчитывать, как следует из положений Постановления Совмина СССР, целые месяцы. Вполне возможно, что вексель будет назначен на начало, середину либо конец месяца. В этом случае сроки расчетов будут приходиться, соответственно, на 1-е, 15-е числа либо последний день месяца. В тексте векселя можно прописать конкретное количество дней, через которое должен будет погашаться долг - например, «восемь дней», либо «двадцать дней». Вместе с тем допустимо писать «полмесяца» - в этом случае вексель считается выданным на 15 дней.

Если простой вексель (либо переводной) должен быть оплачен в конкретный день и в месте, в котором используются иные принципы исчисления дат, то срок платежа должен использоваться, исходя из соответствующих критериев - на основе календаря места, где осуществляется платеж. В тексте векселя могут прописываться иные условия определения дат в случае несовпадения стандартов календарей.

Осуществление платежей по векселю

Следующий важнейший аспект, который полезно рассмотреть, - процедура расчетов по векселям. В соответствии с положениями Постановления Совмина СССР, держатель соответствующего платежного документа, подлежащего погашению в конкретный день, должен предъявить его векселедателю в установленную дату либо на 2 дня позже, если они рабочие. Плательщик вправе потребовать у кредитора расписку о том, что платеж получен. Не допускается принуждение векселедержателя получать денежные средства до того, как наступит установленный срок расчетов. В процессе погашения обязательств по векселю стороны должны проверить корректность данных о индоссаменте, если он был применен.

Если держатель векселя не предъявит соответствующий платежный документ к погашению в срок, то его должники будут вправе внести сумму долга в депозит в пользу компетентного органа власти.

Векселя в иностранной валюте

Простой вексель, равно как и переводной, может быть выписан в валюте, которая не используется в месте расчетов. В этом случае сумма долга должна быть выплачена векселедателем по курсу на день погашения задолженности. Если должник допустил просрочку, то держатель векселя вправе потребовать от него, чтобы соответствующая сумма была выплачена по наиболее удобному курсу - рассчитанному на установленный день оплаты либо на дату фактических расчетов. Соответствующий показатель устанавливается согласно правилам, что действуют в месте осуществления платежа.

Вместе с тем векселедатель вправе предложить кредитору обозначить курс валюты в тексте векселя. Допускается оформлять соответствующие платежные обязательства при условии расчетов в конкретной валюте. Расходы векселедателя в этом случае будут зависеть от того, насколько выгодно он купит иностранную валюту.

Контроль подлинности векселей

Выше мы отметили, что используемый в качестве носителя, на котором оформляется простой вексель, бланк может иметь самую элементарную структуру. Он не обязательно должен быть фирменным либо иметь какую-либо степень защиты. Каким образом удостоверяется подлинность векселя с учетом его весьма простой структуры и ограниченной защищенности от возможных подделок?

Так, распространен метод, по которому подлинность рассматриваемых финансовых инструментов удостоверяется по телефону. Если это, например, простой банковский вексель, то получатель данной ценной бумаги может позвонить в кредитно-финансовую организацию и узнать, была ли она действительно эмитирована учреждением. Аналогичную схему практикуют многие предприятия. В некоторых случаях организации могут выдавать по запросу официальные справки, которые подтверждают факт выписки того или иного векселя.

Вексель – это особая ценная бумага, которая позволяет векселедержателю требовать деньги от векселедателя в указанном количестве, месте и в назначенный срок. У этого документа есть очень много специфических особенностей, которые частично обусловлены богатой историей. По сути, вексель – это одна из старейших форм документов, которые существуют до сих пор. Раньше именно по векселям люди брали ссуды, кредиты, банки продавали в этом виде долговые обязательства и т.д. Однако позже появились более упрощенные формы, и сейчас взять денег в долг можно по обычной расписке. Тем не менее, актуальность векселя исчерпана не окончательно, и такие документы являются популярным финансовым инструментом среди инвесторов в ценные бумаги. Далее речь пойдет про простой вексель и переводной, ордерный и именной, а также вы узнаете, чем отличается вексель от кредитного договора или долговой расписки.

Простой вексель и переводной!

Существует две разновидности векселей по личности плательщика. Когда выписывается простой вексель, платить по нему обязан тот, кто его составил, т.е. векселедатель. Если же ценная бумага переводная, то окончательным плательщиком является третье лицо, которое имеет долговое обязательство по отношению к векселедателю. Другими словами, если вам должны денег, вы можете составить переводной вексель и продать право требования долга другому человеку. На этом принципе работали многие финансисты несколько веков назад, продавая долги своих должников третьим лицам. Сейчас эта система напоминает работу коллекторских компаний, вот только скупают они, как правило, не векселя, а долги по кредитным договорам. Впрочем, продать коллекторам можно и вексель, разумеется, по более низкой цене, чем сумма задолженности. Что касается простых векселей, то выпускать их могут как частные физические лица, так и крупные банки и бизнес-компании.

Вексель именной и ордерный!

В зависимости от личности векселедержателя, векселя бывают именными и ордерными. Первый, как можно понять из названия, предоставляет право конкретному человеку, прописанному в документе, требовать возврат долга от векселедателя. Второй же не предусматривает наличие конкретного лица, а право требования долга появляется у человека, который в данный момент владеет векселем. При этом как именные, так и ордерные векселя можно продать. При продаже именного необходимо поставить на документе специальную отметку (индоссамент), а при продаже ордерного делать это не обязательно. Индоссамент – это небольшое приложение к векселю, в котором указано имя и фамилия нового владельца. Стоит также отметить, что если на ордерном векселе уже стоит индоссамент, то для его продажи необходимо ставить новый.

Отличием векселя от остальных долговых документов заключается в том, что то лицо, которое продало вексель другому, несет с ним солидарную ответственность. Другими словами, если должник не выплатил деньги новому владельцу векселя, то он имеет право требовать уплату долга от старого. Самое интересное начинается, если вексель передавался из рук в руки раз 10. В таком случае ответственность несут все владельцы, но по принципу цепочки. Т.е. текущий владелец требует возврата долга у предпоследнего, предпоследний – у предыдущего и так до того момента, пока кто-то не оплатит обязательство. Впрочем, как правило, должник по векселю оплачивает свое обязательство, потому что законом предусмотрена повышенная ответственность лица по вексельному долгу. Если денег у него нет, то может быть продано его имущество.

Проценты по векселю!

Традиционно по векселю не предусмотрены проценты, но бывают и исключения. Процентную ставку можно назначить в том случае, если в документе точно указан срок, по истечению которого будет выплачен долг. Если же такого реквизита нет, то и проценты по векселю назначены не будут.

Законодательство!

Вексель – это единственная ценная бумага, которая регулируется отдельным нормативным актом. Так, все остальные ценные бумаги, такие как акции, облигации и т.д. попадают под действие ФЗ «О рынке ценных бумаг», а вексельное право регулируется ФЗ «О переводном и простом векселе», причем закон этот является одинаковым для всех стран, что закреплено Женевской конвенцией «О Единообразном законе о переводных и простых векселях» в 1930 г. Таким образом, вексель имеет особый юридический статус и особое значение как для экономики внутригосударственной, так и для мировой, ведь эти ценные бумаги могут сменять владельцев не только в пределах определенного государства, но и продаваться иностранцам.

Отличие векселя от кредитного договора и долговой расписки!

По сути, вексель очень похож на долговую расписку, ведь по нему человеку выдается ссуда и налагается обязательство уплатить долг спустя определенный срок. Но есть у векселя и свои значительные отличия, о которых далее:

  1. Во-первых, вексель никак не связан с той сделкой, которая послужила причиной его выдачи. В документе не прописано, выдана ли векселедателю ссуда, оказана услуга либо он просто сделал кому-то подарок в виде векселя. Когда решаются споры по вексельному праву, никогда не берется в учет, какие события были связаны с выдачей векселя. Все, что прописано в документе – это обязанность определенного лица выплатить определенную сумму в определенном месте, не больше и не меньше.
  1. Обязательство по векселю намного серьезнее, чем по кредитному договору или расписке. Если человек взял кредит, при этом не оставив в залог недвижимость либо другое имущество, то оно не может быть продано. А вот если он выдал вексель и не смог заплатить по нему, то несет ответственность не только своими личными средствами, но и всем иным имуществом. Именно поэтому, прежде чем выдавать кому-то вексель, нужно тысячу раз подумать, сможете ли вы выплатить долг по нему.
  1. Вексель есть ценной бумагой, и как любую ценную бумагу его можно использовать в качестве денег. Векселем вы можете погасить собственную задолженность, продать его в любое время либо расплатиться с кем-то за товар или услугу. При этом система передачи прав собственности по векселю проста, особенно это касается ордерного векселя.

  1. Солидарная ответственность – одна из ключевых особенностей векселя перед остальными долговыми документами. К примеру, если банк продает обязательство коллекторской конторе, а должник не может выплатить долг, то это уже проблемы коллекторов. А если банк продаст им вексель путем индоссамента, то в случае невыплаты долга будет нести ответственность перед коллекторской конторой наравне с должником.

Основные реквизиты векселя:

  1. Главный реквизит на векселе – это, как ни странно, слово «вексель». Оно может быть написано от руки, напечатано на принтере или являться частью оформления самого бланка документа. Без этого реквизита документ не попадает под действие вексельного права и считается обычной распиской, если вообще не теряет юридическую силу.
  1. В тексте векселя должен быть указан в обязательном порядке векселедатель и плательщик (в случае с простым векселем это одно и то же лицо). Что касается второй стороны, т.е. держателя ценной бумаги, то его имя может быть и не указано, если речь идет об ордерном векселе.
  1. Может быть прописан срок, по истечении которого плательщик должен вернуть деньги. Если такого реквизита нет, то он обязан оплатить долг по первому требованию.
  1. Сумма долга – это обязательный реквизит. Думаю, останавливаться на нем не стоит, всем должно быть все понятно.
  1. Место уплаты долга – это необязательный реквизит. Если его нет, то таковым считается адрес плательщика.

  1. Может быть прописано и место составления векселя, однако особого юридического значения оно не имеет. В любом случае, если этого реквизита нет, то таковым местом считается адрес векселедателя.

Послесловие…

Таким образом, простой вексель, ровно как и переводной, является одним из старейших финансовых инструментов, который все еще актуален. В некоторых ситуациях, когда вы не уверены в платежеспособности должника, нужно требовать составления именно векселя. Что касается инвестиций, то часто крупные капиталодержатели покупают векселя у крупных компаний и держат их у себя в качестве резерва или даже активов (если указана процентная ставка).



Просмотров