Гарантия нашей свободы беседа ко дню конституции. Конституция — главный закон

Конспект классного часа на День конституции для 7-9 классов

Возраст учащихся : 7-9 классы

Цели:
1. Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции - основному закону страны.
2. Расширить представления учащихся о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней.
3. Познакомить с историей Государственного герба, флага и гимна России;
4. Развивать интерес к истории России, воспитывать чувство гордости и патриотизма.
5. Развить познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений.

Оборудование:

-Текст Конституции Российской Федерации.
-Проектор, экран.
- Слайды, составленные в программе Power-Point:
портреты президентов РФ, флага, герба, текст гимна, изображение Конституции.

Ход мероприятия
- Добрый день, ребята! 12 декабря отмечается праздник – День Конституции Российской Федерации, поэтому наш классный сегодня посвящается этой теме, это замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей замечательной стране - России!
Права, свободы человека -
Таков приоритет страны.
Мы Конституции навеки
Канонам следовать должны.
Мы честь Отчизны охраняем,
Мы все едины, мы - народ!
Россия, матушка родная,
Тебя спасем от всех невзгод.
Нам Конституция дана,
Чтобы понять, в чем ее суть.
У нас прекрасная страна,
А вместе с ней и весь наш путь!

Конституция - это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Скажите, а зачем нужны законы?
-Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам. В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что - нельзя. Какие вы можете назвать права гражданина России, о которых говорится в Конституции? (Ответы детей)
Например,
Каждый человек имеет право на свободу слова
Каждый человек имеет право на бесплатно среднее образование
Каждый человек имеет право на работу
Каждый человек имеет право на бесплатную медицинскую помощь
Каждый человек имеет право на собственную неприкосновенность
Каждый человек имеет право на неприкосновенность его жилья и имущества.
Всего в Конституции записано 58 различных прав. Права есть у каждого гражданина, но есть и обязанности, которые нужно выполнять. Какие обязанности знаете вы?
- Защита Родины
- Соблюдение законов Государства
- Получение основного общего образования
- Сохранение природы и окружающей среды
- Забота о детях
- Забота о родителях
- Защита исторических памятников и культурного наследия страны
- Уплата государственных налогов
-Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку и т. д. Только в ХХ веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. Люди подумали, что необходимо составить специальные документы по правам человека.
В 1821-1825 году декабрист Муравьёв Н.М. разработал проект устройства Русского Государства, в котором предполагалось установить конституционную монархию, равенство всех граждан перед законом, свободу слова, печати, вероисповеданий.
Первой советской Конституцией была Конституция РСФСР 1918 г. Основные принципы были разработаны в ходе борьбы трудящихся за Советскую Власть в период Великой Октябрьской революции.
В 1922 году, после завершения Гражданской войны, фактически образовалось новое государство, которое было названо Союзом Советских Социалистических Республик.
Первый съезд Советов СССР 30 декабря 1922 года утвердил Декларацию и Договор об образовании нового государства. Конституция союзного государства была утверждена
Вторым съездом Советов СССР 31 января 1924 года. Эта Конституция была очень короткой и имела одну главную цель – отразить структуру нового союзного государства. В каждой из республик, вошедших в состав Союза, были приняты свои конституции.

Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 года. Она мало чем отличалась от Конституции 1918 года. В ней также провозглашалась диктатура пролетариата, гарантировалось уничтожение эксплуатации человека человеком и в качестве главной и неизбежной цели называлось строительство коммунизма.
В 1936 г. принята Конституция СССР, которая отразила все изменения, которые произошли в советском обществе за годы с момента принятия Конституции СССР 1924 г. Эта конституция расширила объём прав и свобод советских граждан.
С начала 90-х годов прошлого века в обществе развернулась ожесточенная политическая борьба, которая привела к тому, что Коммунистическая Партия Советского Союза утратила свои правящие позиции, а Союз Советских Социалистических Республик распался на ряд независимых и самостоятельных государств. И уже в независимой России начался процесс создания совершенно другого общества с рыночной экономикой, основанного на демократических принципах.
Так, в 1993 году 12 декабря была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.
Соотечественники всеобщим голосованием поддержали основной закон всей страны. Тем самым Россия сделала важный шаг в построении демократического государства, основанного на принципе равенства, гуманизма, мира и согласия.
Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы. Какие символы в нашей стране вы знаете? (флаг, гимн, герб)
- Российский флаг. Почему его называют Триколор? Какие цвета входят в Российский флаг?
Белый цвет - БЛАГОРОДСТВО, СОВЕРШЕНСТВО.
Синий цвет – ЭТО НЕБО, ВЕРНОСТЬ.
Красный цвет ОЗНАЧАЕТ ОТВАГУ, МУЖЕСТВО И ГЕРОИЗМ.
Эти символы также закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией.
- Государственный герб Российской Федерации
На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей- это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
- Гимн – это торжественная песня, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага Российской Федерации, проведения воинских ритуалов, во время спортивных праздников, ежедневно утром по радио.
Когда звучит гимн, все встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. Гимн прославляет могущество, свободу, славу, мудрость, обширные просторы, силу нашей Родины, выражает веру в лучшее будущее нашей страны.
Впервые потребность в Гимне возникла при Петре 1 . Появился Преображенский Марш. Марш исполнялся на праздниках в честь побед русского оружия, во время торжественных событий.
Первый официальный Государственный Гимн появился в годы правления Императора Александра 1 и назывался "Молитва Русских".
В 1833 году в честь празднования Рождества и годовщины от французов прозвучал гимн "Боже, царя храни!" и был до 1917 г.
В 1917 г. Ленин предложил использовать "Интернационал"
В 1944 г. в ночь на 1 января прозвучал новый гимн СССР Глинки "Патриотическая песнь"
После выборов президента в 2000 г. депутаты приняли решение утвердить гимн России на слова Михалкова и муз. Александрова. Каждый человек должен знать слова гимна своей Родины.
- Как проявляется уважение к стране, когда люди слушают гимн? (Люди встают, мужчины снимают головные уборы, не разговаривают, слушают или поют гимн).
Прослушаем (исполним) гимн РФ, как подобает гражданам России.
Гимн России
1.Россия -священная наша держава,
Россия-любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава-
Твоё достоянье не все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься страна! Мы гордимся тобой!
2.От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля!
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая богом - родная земля!
Припев
3.Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев.
- Какой человек в России является гарантом соблюдения конституционных прав и обязанностей? (Президент)
- Назовите Президентов нашей страны.
Мы с вами вспомнили, что такое Конституция, права и обязанности граждан, государственные символы нашей страны. А сейчас мы разделимся на две команды и посоревнуемся в знаниях.
1 конкурс. Разминка: блиц - вопросы «Моя родина - Россия»
- Когда отмечается день Конституции? (12 дек.)
- Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)
- Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)
- С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)
- Какие символы России вы знаете? (герб, флаг, гимн).
- Что такое герб? (эмблема государства).
- Что такое флаг? (прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или несколько цветов).
- Что такое гимн? (торжественная песня).
- Назовите автора стихов гимна РФ. (С.В. Михалков).
- Назовите государственный язык нашей страны. (Русский).
- Назовите денежную единицу России. (Рубль).
- Назовите растение – символ России. (Береза).
- Назовите столицу России. (Москва).
- Как называется основной закон РФ? (Конституция РФ).
- Какой царь официально ввел бело-сине-красный флаг? (Петр 1).
2. Конкурс «Самый быстрый».
-Кто является президентом РФ? (В. В. Путин)
-Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф. ?(Президент)
-Форма правления в России? (Республика)
-Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)
-Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)
-Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах.)
3. Конкурс "Конституционные термины".
По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Итак:
1 термин: (конституция)
- русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,
-одно из значений - построение;
-в биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;
-на латинском - установление;
-в политике - основной закон государства;
2 термин: (государство)
-имеет свою структуру;
-имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;
-появилось в глубокой древности;
-из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;
-оно различается по форме правления, по способу осуществления власти
3 термин (республика)
-возникла в Древней Греции;
-на латыни - общественное дело;
-ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;
-это форма правления;
-бывает парламентской и президентской;
4 термин (налог)
- устанавливает государство;
западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;
-при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;
-идёт на содержание госструктур, армию, образование;
- по статье 57 Конституции каждый обязан их платить.
Подведение итогов конкурсов.
Подведение итогов классного часа.
- О чем мы говорили?
- Что нового сегодня узнали?
- О каких символах государства вспомнили?
- Как мы можем исполнять свои обязанности по Конституции РФ?
- Когда в России отмечается день Конституции?
- Все ли равны перед основным законом РФ?
- Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?
А закончить наш классный час я бы хотела строчками из «Гимна молодёжи – 2013»:
Время влияет на дни и события,
Давит, диктует форматы и стили,
Вы на пороге большого открытия
Сильной, свободной, богатой России.
Время менять обещанья строптивые,
Но это сделано здесь и сейчас.
Люди свободные, честолюбивые,
Завтра России зависит от вас.

Беседа « День Конституции» в начальной школе

Цели и задачи:

    дать представление о Конституции; познакомить учащихся с символикой: флагом, гербом, гимном;

    расширить представления учащихся о родной стране.

    воспитывать гордость за свою страну, развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории России.

    воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции- основному закону страны.

    развить познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений.

Оборудование:

плакаты: гимн, флаг, герб, Президент Российской Федерации, иллюстрации Конституции РФ, разрезные картинки: герб и флаг РФ; магнитофон, запись с гимном РФ, иллюстрации флагов

Предполагаемый результат: учащиеся познакомятся с Конституцией РФ, датой её принятия, познакомятся с символами страны.

Форма организации деятельности детей : беседа

Ход мероприятия

Здравствуйте ребята!

Кто скажет какой праздник будет отмечаться 12 декабря?

Что вы о нем знаете?

Сегодня мы поговорим об этом празднике.

Слово "Конституция" происходит от латинского "устройство".
День Конституции является одним из самых значимых государственных праздников России.

В этот день в 1993 году всенародным голосованием в нашей стране была принята Конституция Российской Федерации. А с день был объявлен государственным праздником.

В до отмечался , в день принятия . Затем праздник был перенесён на (день принятия новой конституции СССР). Традиция празднования Дня Конституции была продолжена и в современной России.

Этот документ имеет очень большое значение для страны. Настолько большое, что этот вопрос изучают даже в школе. И Указ Президента, выпущенный в 1994 году, эту мысль подтверждает.

И уж, конечно, вы, дети должны знать ответ на вопрос: 12 декабря – какой праздник в России? Конституция – это сложный и объемный документ. С уважения к главному документу начинается уважение к государству и закону вообще.

Зачем нужно ее изучать?

Знание Конституции дает возможность каждому человеку, постоянно проживающему в стране, чувствовать себя не чужим, а гражданином, которые имеет не только обязанности перед государством, но и права.

Давайте поговорим о правах ребёнка.

С того момента как вы появились на свет, у вас уже появляются права гражданина российской Федерации.

На что у вас есть право? Ответы детей

Выдающихся деятелей права награждают медалями, почетными грамотами и памятными подарками.

А знаете, с чего начинается Конституция?

На первой странице Конституции – гимн нашей страны.

1. Государственный гимн Российской Федерации - официальный государственный символ. 25 декабря 2000 года, принят Федеральный конституционный закон «О Государственном гимне Российской Федерации». Первое официальное исполнение Государственного Гимна Российской Федерации состоялось 30 декабря 2000 года на Государственном приеме в Большом Кремлевском дворце.

Государственный гимн РФ исполняется во время торжественных церемоний и иных мероприятий, проводимых государственными органами. При публичном исполнении гимна присутствующие выслушивают его стоя, мужчины - без головных уборов.

Гимн транслируется государственными телерадиокомпаниями: в новогоднюю ночь после боя часов, отмечающего наступление нового года; перед эфиром первой телепрограммы в дни государственных праздников.

На протяжении эпох истории России текст гимна менялся. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С. В. Михалкову, а музыка – композитору и дирижеру А. В. Александрову.

Гимн, который вы только что слышали, был принят Государственной Думой в декабре 2000 г. и утвержден указом Президента РФ В. В.Путиным от 30.12.2000 г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн.

Ребята, какие чувства Вы испытываете, слушая слова и музыку Государственного Гимна нашей страны?

Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в нее чувство гордости за свою Родину.

Давайте сейчас послушаем гимн РФ. Гимн надо слушать стоя. Кто знает слова может подпевать.

2. Государственный флаг Российской Федерации - официальный государственный символ. 25 декабря 2000 года, принят Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации». Он определяет правовое положение и правила использования флага России.

Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. В настоящее время чаще всего используется следующая расшифровка значений цветов флага России :

    Белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство;

    Синий цвет символ веры и верности, постоянства;

    Красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

3. Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой.

В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

А кто является президентом нашей страны?

Верно, Владимир Владимирович Путин.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, то есть по правилам, которые в нашей Конституции записаны, Президент перед вступлением в должность - перед тем, как он начнёт делать всё то, что должен делать Глава государства, - обязан принести присягу народу России.

Так выглядит Конституция РФ на которой принимал присягу .

А это слова, которые обязан произнести Президент:

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность.

А сейчас мы с вами поиграем в игру.

Итог.

Теперь давайте проверим как вы запомнили то, о чём мы сегодня беседовали.

Что такое Конституция?

Кто стоит во главе государства?

Как зовут Президента России?

Какие символы государства вы знаете?

Какие у вас есть права?

Молодцы! Наша беседа заканчивается стихотворением.

1 ученик

Мы живём в стране особой-

Самой дружной, самой доброй.

Мы гордимся ею -Родиной своею!

Все ребята для страны

И любимы и равны.

2 ученик

У неё для всех хватает

И вниманья и тепла,

Мало мы ещё умеем,

Мы пока ещё растём.

Но становимся умнее

С каждым часом,

С каждым днём.

3 ученик

Мы всё больше понимаем,

Чем нам надо дорожить…

Дорожить страной Россией,

Нашу Родину любить!

4 ученик

Закон главный, закон важный –

Конституция страны.

Обязан подчиняться каждый,

Выполнять его должны.

Цель: Продолжать знакомство с Российскими праздниками, сделать акцент на вопросах темы, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна , способствующих воспитанию патриотизма. Содействовать развитию познавательной активности, формировать гуманизм, всесторонне развитую личность.План-конскпект классного часа 1. Организационный момент: Сегодня наш классный час, посвящается дню независимости или как он назывался раньше - это день Конституции РФ . Вы познакомитесь с основными понятиями:
    1.Конституция Российской Федерации.(РФ) 2.Флаг России 3.Герб Российской федерации 4.Гимн РФ
Также, мы с Вами поговорим о целях и задачах о конституции.2. Основная часть: А) Определение Конституции Конституция - это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.Конституция -основа всего текущего законодательства. Действующая конституция принята 12 декабря 1993 года . Теперь этот день объявлен Днем конституции России. Конституция - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и фиксирующий его (государства) конституционный строй.Конституция возникла от того, что общество всегда стремилось в процессе государственного и общественного развития к правопорядку и регулировании государственной власти. Конституция демократического государства устанавливает основные права и свобода человека и гражданина. Законодательство и деятельность правительства должны функционировать в рамках Конституции.Б) История Конституции В 18821-1825 году декабрист Муравьёв Н.М. разработал проект устройства Русского Государства. В котором предполагалось установить конституционную монархию, равенство всех граждан перед законом, свободу слова, печати, вероисповеданий.Первой советской Конституцией была Конституция РСФСР 1918 г. Основные принципы были разработаны в ходе борьбы трудящихся за Советскую Власть в период Великой Октябрьской революции.Вторая конституция союзных республик была принята в 1919 для АССР, а также для СССР в 1924 г. называлась первой союзной Конституцией.В 1936 г. принята Конституция СССР, которая отразила все изменения, которые произошли в советском обществе за годы с момента принятия Конституции СССР 1924 г. Эта конституция расширила объём прав и свобод советских граждан.В) Флаг В каждой стране существует определённая государственная символика это флаг, герб, гимнФлаг России выглядит так,
    Белый цвет - за Отечество Синий цвет - Верность Красный цвет -Отвага, битва за веру
Г) Герб Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, верховенства, силы, мудрости.На Российском гербе короны можно трактовать как символы трёх ветвей власти -исполнительной, законодательной короны и судебной. Скипетр символизирует на гербе защиту суверенитета. Всадник, поражающий змея-это символ борьбы добра со злом, защиты Отечества.Д) Гимн Впервые потребность в Гимне возникла при Петре 1 . Появился Преображенский Марш. Марш исполнялся на праздниках в честь побед русского оружия, во время торжественных событий.Первый официальный Государственный Гимн появился в годы правления Императора Александра 1 и назывался "Молитва Русских".В 1833 году в честь празднования Рождества и годовщины от французов прозвучал гимн "Боже, царя храни!" и был до 1917 г.В 1917 г. Ленин предложил использовать "Интернационал"В 1944 г. в ночь на 1 января прозвучал новый гимн СССР Глинки "Патриотическая песнь"После выборов президента в 2000 г. депутаты приняли решение утвердить гимн России на слова Михалкова и муз. Александрова:

Гимн России

1.Россия -священная наша держава, Россия-любимая наша страна. Могучая воля, великая слава- Твоё достоянье не все времена! Припев: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься страна! Мы гордимся тобой! 2.От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля! Одна ты на свете! Одна ты такая - Хранимая богом - родная земля! Припев 3.Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу даёт наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! Припев. В нашей стране есть Конституция, в ней очень много законовНапример,
    Каждый человек имеет право на свободу слова Каждый человек имеет право на бесплатно среднее образование Каждый человек имеет право на работу Каждый человек имеет право на бесплатную медицинскую помощь Каждый человек имеет право на собственную неприкосновенность Каждый человек имеет право на неприкосновенность его жилья и имущества
А какие законы знаете вы?Ответы детей3. Заключительная часть: Мы сегодня многое узнали про Конституцию. Узнали что такое конституция, когда она принята, узнали что такое День конституции Я предлагаю вам сейчас создать законы для нашего классаОтветы детей.

ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ

Цели: сформировать понятия «закон, порядок, право»; дать представление о Конституции. ознакомить учащихся с символикой: флагом, гербом, гимном; воспитывать гордость за свою страну

Оборудование: таблица с гимном России, мультимедийный проектор, фотография президента России, таблицы с изображением символов России.

Ход классного часа

Учитель. Сегодняшнее наше занятие будет посвящено Конституции РФ. Это основной закон нашей страны, и знать его должны все люди и маленькие, и большие. Ребята, как вы думаете, зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)

Учитель. Правильно. Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.

Долгое время в истории человечества царил закон: «Око за око, зуб за зуб».

Как вы понимаете это изречение?

Много тысяч лет назад появились на Земле люди, а с ними – главные вопросы :

– Что люди могут делать и чего не могут?

– Что они обязаны делать и что не обязаны?

– На что они имеют право и на что не имеют?

Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку и т. д. Люди стали решать главные вопросы в беседах, путём международных переговоров, с помощью разных религий и даже войн. Только в ХХ веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. Возьмём литературу. Героев произведений тревожат вопросы о правах человека. Наконец, люди разрешили эти главные вопросы . Появилась Всеобщая декларация прав человека. Если соблюдать в точности всё, что предложено, то на Земле прекратятся хаос, кошмар и неразбериха. К таким явлениям относятся: терроризм, воровство, насилие, угнетение, рабство, дискриминация, посягательство на репутацию человека. Люди подумали, что необходимо составить специальные документы по правам человека.

До наших дней дошло великолепное изречение мудрых:

  • Храни порядок, и порядок сохранит тебя.

В 1918 году в России появилась Конституция.

Конституция (от лат. слова – устройство ) – это основной закон государства, который определяет порядок.

Конституция страны является исходной точкой для принятия Всеобщей декларации прав Человека. Наша Конституция, которая действует сейчас, была принята в 1993 году.

А знаете, с чего начинается Конституция?(Нет.)

Учитель. На первой странице Конституции – гимн нашей страны. Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны.

Государственный гимн Российской Федерации

1. Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава,

Твое достоянье на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

2. От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая,

Хранимая Богом родная земля!

Припев:

3. Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Припев:

Учитель. Ребята, как вы думаете, когда человек только рождается, он имеет какие-нибудь права? (Наверное, имеет.)

Учитель. Да. Имеет. Человек, когда рождается на свет, уже имеет право на жизнь, на гражданство (это значит право проживать в стране), медицинское обслуживание, равенство, свободу, отдых, социальное обеспечение, наслаждение искусством. И пусть маленькому человеку непонятны его права, он еще и говорить не может, но в это время его права отстаивают его родители. Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою тайну. Он сам может выбирать себе друзей. Никто не имеет права заставить вас думать только так и не иначе. Но все же к мнению взрослых стоит прислушиваться, они мудрее, у них больше жизненный опыт.

А теперь подумайте, ребята, когда человек подрастает, какие еще у него появляются права? (Право учиться.)

Учитель. Правильно. Право учиться, передвигаться свободно даже по другим странам, право на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации и так далее. А в 18 лет у вас становится еще больше прав, вернее с 18 лет вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции.

Ребята, скажите, а человек только правами обладает? (Нет. Есть и обязанности.)

Учитель. Очень верно. И какая наша главная обязанность? (Соблюдать законы.)

Учитель. Правильно. Для этого и существует Конституция.

Человек живет в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности. Вот когда вы окончите школу, какое у вас будет право? (Выбрать профессию.)

Учитель. Но вступает и обязанность. Профессия должна быть не противозаконной. Человек должен исполнить в своей жизни многое.

– Подумайте, какой гражданский долг вы должны будете выполнить по отношению к своим близким? по отношению к Родине?

Итак, человек должен многое: должен любить и почитать родителей, беречь и защищать Родину, беречь и охранять свою Землю.

Ребята, а каждый человек имеет права и обязанности, прописанные в Конституции, или нет? (Каждый.)

Учитель. Правильно. Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и обязанности по Конституции одинаковые.

(Просмотр слайдов)

– Какое право имеет человек как личность?

Ответ. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу (ст. 20).

– Частная собственность. Охраняется ли она законом?

Ответ. Право частной собственности охраняется законом.

Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (ст. 35).

– Можно ли жестоко относиться к человеку? В какой статье об этом сказано?

Ответ. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению (ст. 21).

– Чем должен быть защищён человек?

Ответ . Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищён законом (ст. 22).

– С помощью чего может человек защитить свои права?

Ответ . В случае нарушения основных прав, предоставленных конституцией или законом, каждый человек имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда (ст. 46, 47).

– Какие права имеет человек на своё жилище?

Ответ . Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию (ст. 40).

– Может ли человек свободно передвигаться в своей стране, выбирать место жительства?

Ответ.

1. Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать местожительство.

2. Каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину (ст. 27).

– Какие есть права на владение имуществом?

Ответ.

1. Каждый человек имеет право владеть имуществом.

2. Никого нельзя произвольно лишить его имущества (ст. 35).

– Какие социальные права имеет человек?

Ответ. Каждый человек имеет право на социальное обеспечение и необходимую для развития его личности поддержку в экономической, социальной и культурной области (ст. 39).

– Какие права имеет человек на труд?

Ответ.

1. Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда и защиту от безработицы.

2. Каждый человек имеет право на равную оплату за равный труд (ст. 37).

– Имеют ли право граждане РФ участвовать в управлении делами государства?

Ответ. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти (ст. 32).

– Каким правом пользуются мать и ребёнок?

Ответ . Материнство и младенчество дают право на особую помощь. Все без исключения дети должны пользоваться одинаковой специальной защитой (ст. 38 (2).

– Что можно сказать об образовании человека?

Ответ . Каждый человек имеет право на образование.

Образование должно содействовать полному развитию личности (ст. 43).

– О чём не должен забывать человек?

Ответ . Каждый человек имеет обязанности перед обществом (ст. 57). О них он не должен забывать (ст. 58, 59).

Викторина «Права».

А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам

(Просмотр слайдов)

«Дюймовочка»

«Гарри Поттер»

« Три поросенка»

«Золотой ключик»

«Мороз Иванович»

«Золушка»

«Красная Шапочка»

1. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни?

2. В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции?

3. В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища?

4. В каком произведении нарушено право человека владеть своим жилищем?

5. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?

6. В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение?

Игра «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?

– Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Нет!

– Защищён ли человек законом?

– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?

– Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

– Да!

Ученики читают стихотворение

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля:

Это – русское раздолье,

Это – русская земля!

Вижу горы-исполины,

Вижу реки и моря:

Это – русские картины,

Это – родина моя!

Слышу пенье жаворонка,

Слышу трели соловья:

Это – русская сторонка,

Это – родина моя!

На протяжении всемирной истории все государства имели свои символы. Их могло быть много, и они могли быть самыми разными. Кто знает основные символы любого государства? Да, это герб, гимн, флаг.

– Какие символы России вы знаете?

Для любого современного государства его символы существуют в триединстве: герб, флаг и гимн. Эти символы – общечеловечны, всесословны, внеклассовы, они объединяют все народы данного государства. Почитание символов есть проявление гражданской позиции.

(Просмотр слайдов)

– Что представляет собой Государственный герб Российской Федерации?

Четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.

– Что олицетворяет восстановление двуглавого орла как государственного герба России?

Неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России – это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в третьем тысячелетии.

– Опишите флаг РФ.

Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя – лазоревого цвета и нижняя – алого цвета. Отношение ширины к его длине 1:2.

– Что, по вашему мнению, в наши дни символизируют цвета флага?

В наше время цвета флага истолковываются иначе, чем ранее: белый цвет выражает чистоту устремлений, синий – обозначает волю к миру, красный – это энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.

Государственный гимн существует во всех современных государствах. На протяжении многих лет гимны России менялись: «Боже, царя храни» Львова на слова В. А. Жуковского, «Интернационал» Эжена Потье, гимн А. В. Александрова на стихи С. В. Михалкова и Г. Г. Эль-Регистана «Союз нерушимый республик свободных». В декабре 2000 г. был принят федеральный закон, утвердивший в качестве гимна музыку А. В. Александрова на слова С. В. Михалкова.

Государство, прославляемое в гимне, обязано быть достойным своего прославления, равно как и прославляющий народ должен быть достоин своего исторического призвания. В гимне находят отражение ценности нашего государства.

– Внимательно изучите текст российского гимна. Какие ценности России нашли свое отражение в нем?

Учащиеся находят следующие ценности: любовь к Родине, верность Отчизне, религиозность, свобода, дружба народов, уважение к прошлому, связь с предками, гордость за свою страну, восхищение природой родного края.

– Почему государство должно иметь государственные символы?

Для того чтобы граждане страны чтили память предков, передавших им любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, сохраняли исторически сложившееся государственное единство.

Народам России не раз приходилось браться за оружие, чтобы отстоять свою свободу и независимость в борьбе с иноземными захватчиками. Грозные события войны уходят все дальше в прошлое. Но время не властно над людскими сердцами. В них живет, и всегда будет жить слава героев войны, память о подвигах и мужестве тех, кто отстоял нашу Родину, спас мир от порабощения. Память о прошлом, верность традициям, заветам наших отцов и дедов, героическому прошлому России дают силы в наше время.

Учитель . Вот и молодцы! На этом наша беседа заканчивается. Вы узнали сегодня о своих правах. А ваша главная обязанность, какая? (Хорошо учиться.)

Учитель. А право? (Бесплатно учиться.)

Выходят учащиеся и читают стихотворение

В какой бы я хотела жить стране?

Да в той, где места нет ни горю, ни войне,

В которой люди счастливы всегда,

Друг друга не обидят никогда,

Где не слышны глухие взрывы,

И где закаты так красивы!

Я так люблю простор страны своей,

Хоть далека она от совершенства.

Хочу, чтоб испытали люди в ней

Любовь большую, счастье и блаженство.

Я хотела б жить в стране,

Где зима и лето.

Я б хотела, как Есенин,

Быть её поэтом.

Я хочу, чтоб президент

Умным был и честным,

Чтоб страну свою любил,

Был с народом вместе.

Чтобы жить в стране могли

Весело и дружно,

Чтоб спокойно спать могли,

И не было б оружья.

Человеку много нужно,

Чтобы счастливо прожить.

Нужен дождь, и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море,

Нужно солнце и леса,

Нужно счастье, нужно горе

Невозможно без природы,

Без сияющих небес.

Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг.

Надо главное заметить,

Всё почувствовать вокруг.

В заключение исполняется гимн России


БЕСЕДА О КОНСТИТУЦИИ

Если мы с вами образно представим все законодательство нашей страны в виде красивой пушистой елки, на каждой веточке которой в иерархическом порядке расположить правовые документы: Кодексы, например, Уголовный, Гражданский, Административный, Трудовой и другие, а также Указы Президента РФ, Федеральные законы, Постановления Правительства России и другие правовые акты, то на самой вершине нашей лесной красавицы будет звездой сиять основной закон страны – Конституция Российской Федерации .

А знаете ли вы, что слово «конституция» происходит от латинского слова «constitution», что означает установление, устройство. Конституция – это самый главный политический и правовой документ государства. Она закрепляет политическую форму существования российского общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы каждого гражданина.

Конституция – это не только правовой акт, обладающий наивысшей юридической силой, в Преамбуле и статьях Конституции РФ содержаться нравственные ориентиры развития нашего общества и государства. Мы должны помнить, что Конституция – это документ прямого действия в том числе и в вопросах защиты прав граждан, это документ, обладающий такой силой (юридической конечно), которой должно подчиняться все законодательство нашей страны. Она одинаково применяется даже в самых отдаленных уголках нашей большой Родины. «Как это понимать?» - спросите вы.

Для ответа на ваш вопрос приведем простой пример. В статье 27 Конституции России провозглашено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый день, выходя на улицу, мы с вами даже не задумываемся, что право на наше передвижение закреплено в Конституции РФ и не требует никого дополнительного законодательного регулирования.

Обратимся к Преамбуле Конституции Российской Федерации. Она не большая, но очень значимая по содержанию. Она определяет кто мы такие, живущие сегодня в России, и принимающие основной закон страны не на годы, на десятилетия..

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле… чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, … стремясь обеспечить благополучие и процветание России,… сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ». С этих слов, в том числе, начинается текст рассматриваемого нами сегодня документа.

Преамбула – это вводная часть, предшествующая тексту глав Конституции страны. Она не содержит правовых норм, но очень важна, поскольку предопределяет дальнейшее ее содержание.

Преамбула прежде всего констатирует, что данная Конституция принята многонациональным народом России, ради его счастливого будущего, развития государства и общества.

Раздел первый Конституции страны содержит главу 1, которая называется «Основы конституционного строя». А что такое конституционный строй? Конституционный строй - это представленная в соответствующих структурах государства и общества и их институтов и закрепленная нормами Основного Закона система основополагающих общественных отношений.

Конституционный строй – это единый государственно-правовой организм, который базируется на определенной форме общественных отношений, закрепленный нормами Конституции.

Всякая форма государства складывается из трех структурных компонентов:

  1. Формы правления
  2. Формы национально-государственного устройства,
  3. Политического режима.

О форме правления четко указано в статье 1 Конституции. Россия представляет собой государство с республиканкой формой правления.

У нас в стране Президентская форма правления.

О форме национально-государственного устройства Конституция гласит следующее. Россия – федеративное государство. «Федерация» в переводе с латинского языка – это «объединение», «союз». Оно означает, что государство состоит из нескольких субъектов, и все они являются равноправными. Обратимся, например, к статье 5 Конституции России.

«Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации» - гласит данная статья. И далее, в этой же статье мы читаем. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны».

О политическом режиме Конституция гласит в статье 1. Россия – это демократическое правовое государство. Демократический режим находит свое выражение в том, что:

  • человек, его права си свободы объявляются в Российской Федерации высшей ценностью;
  • многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти в стране;
  • государственная власть осуществляется на основе принципа разделения на три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.
  • Органы всех трех ветвей власти самостоятельны. Об этом в статье 10 Конституции РФ.

В России (кстати, согласно статье 1 Конституции наименования Российская Федерация и Россия равнозначны) признается и гарантируется местное самоуправление. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельны и не входят в систему органов государственной власти. Но органы местного самоуправления, как и все в нашей стране, обязаны подчиняться Конституции и принятым в соответствии с ней законам.

Российская Федерация согласно статье 14 Конституции России – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Самой интересной и прикладной является глава 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина».

В Российской Федерации признаются и гарантируются, исходя из норм международного права, права и свободы человека и гражданина.

Согласно Конституции права и свобод можно разделить, например, на три большие основные группы:

А) гражданские;

Б) политические;

В) личные.

К гражданским правам и свободам относятся:

К политическим правам относятся:

  • право на объединение; право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителя; право на равный доступ к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия и т.д. К их числу относятся и такие свобод, как свобода слова, печати, собраний и т.д.

К личным правам относятся:

  • право на жизнь; свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; защиту своей чести и доброго имени; неприкосновенность жилища; свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства; пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; получение квалифицированной юридической помощи, пользование помощью адвоката и т.д.

Конституция России в статье 53 четко закрепляет, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностными лицами.

Все перечисленные права и свободы обеспечиваются Конституцией надлежащими экономическими, политическими и юридическими гарантиями и находятся под охраной государства.

Далее в Конституции страны в сжатом (о самом главном) виде изложены основы организации органов государственной власти и местного самоуправления. Это и глава 3 «Федеративное устройство». Это и далее главы 4-6, которые закрепляют полномочия Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации. Отдельная глава 7 посвящена судебной власти. В этой главе нашлось место и для органов прокуратуры.

Прокуратура не входит не в одну ветвь власти. Это надзорный орган, который стоит особняком, составляет единую централизованную систему. При написании Конституции РФ не сразу определились, в какой же главе написать о прокуратуре. Написали в самой последней статье 129 главы 7 о судебной власти. Подчеркнули, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с субъектами Российской Федерации.

Ребята! Перед вами конституция Российской Федерации.

ПОИЩИТЕ ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И СВОБОД, ПЕРВАЯ СТУПЕНЬКА -РОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

ОПРЕДЕЛИТЕ, ИСХОДЯ ИЗ ПОЛОЖЕНИЙ ГЛАВЫ ВТОРОЙ КОНСТИТУЦИИ, КАКИЕ ПРАВА ВОЗНИКАЮТ С МОМЕНТА РОЖДЕНИЯ, НАПРИМЕР, ПРАВО НА ЖИЗНЬ.

КОГДА ВОЗНИКАЕТ ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ?

ПРАВО НА МАТЕРИНСТВО?

ПРАВО НА ТРУД?

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ?



Просмотров