Формы земельной собственности. Земельная собственность

1. Земельное законодательство состоит из
Земельного кодекса РФ, других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации
Законов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации
Законов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных актов муниципальных образований

2. Объктами земельных отношений являются
Планета Земля
Земельный фонд
Земельные участки

3. К формам земельной собственности относятся
Государственная, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальная
Государственная, частная и муниципальная
Частная, государственная, муниципальная и иные

4. Землеустройство-это
Устройство земельных дамб
Мероприятия по повышению плодородия почв
Мероприятия по установлению границ на местности и организации рационального использования земли гражданами и юридическими лицами

5. Государственный земельный кадастр-это
Реестр лиц, имеющих земельные участки на конкретной территории
Количественный и качественный учёт земельных участков и субъектов права землепользования
Показатель стоимости земли

6. Безвозмездное срочное пользование земельными участками из земель, находящихся в собственности юридических лиц, может предоставляться
На срок договора о землепользовании
На срок не более 49 лет
На период действия трудовых отношений

7. Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются в собственность физических и юридических лиц
Только за плату
Бесплатно
За плату и бесплатно

8. Земельные участки могут быть приобретены в собственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц
На всей территории Российской Федерации
В границах Российской Федерации за исключением приграничных территорий и иных особо установленных территорий
В специально отведённых территориях

9. Виды платы за землю, установленные законодательством
Земельный налог и арендная плата
Земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли
Земельный налог, арендная плата, кадастровая стоимость, рыночная стоимость

10. Земли сельскохозяйственного назначения находятся
За чертой поселений
Внутри поселения
И внутри поселения, и за его чертой

11. Предметом земельного права являются
правоотношения по предоставлению, использованию и прекращению прав на земельные участки и охране земель
способы воздействия норм земельного права на поведение участников земельных отношений
система, которая содержит правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли права в целом

12. Какое из приведенных определений можно отнести к диспозитивному методу регулирования земельных отношений
это такой способ правового воздействия, при котором участникам земельных отношений предоставляется свобода в реализации ими своих целей и задач
установление ограничений и запретов для участников земельных отношений
определенное сочетание ограничений и свободы в выборе поведения для участников земельных отношений

13. Определите, какие понятия входят в общую часть земельного права как учебной дисциплины
понятие права собственности
земли сельскохозяйственного назначения
понятие землеустройства
понятие земельного кадастра
земли лесного фонда

14. В соответствии с Конституцией РФ и Земельным кодексом земля может находиться
в государственной, частной, муниципальной и иных формах собственности
только в государственной собственности
исключительно в частной собственности

15. Какой из перечисленных ниже элементов не характеризует административно-правовой метод регулирования земельного права
экономические расчеты и прогнозы
равноправие сторон
верных вариантов нет

Единого подхода к классификации форм собственности на участок земли не существует. С экономической точки зрения можно выделить общественную, коллективную и При коллективной собственности имущество распределено между членами кооператива (типичный пример такой формы это ОАО).

Классификация видов собственности на земельный участок

При общественной собственности имущество имеет ценность для всего общества и оно может принадлежать государству или общественным организациям (партиям, церкви и пр.). При частной собственности важнейших спектр прав (владения/распоряжения/пользования) принадлежит частному лицу или компании.

В юридическом смысле разделяют формы собственности с позиции объекта: и единоличную. Так, согласно Гражданскому кодексу различается в общей собственности (имущество принадлежит двум или нескольким лицам) и . В первом случае в праве собственности выделяются доли каждого владельца, во втором - они не определяются.

Единоличная или собственность одного субъекта бывает государственной, муниципальной и частной.

Нормы Конституции и законодательство РФ

С позиции основного российского закона различают:

  • частную;
  • государственную;
  • и прочие виды собственности.

Указанное разделение видов собственности с позиции субъекта приводится в Конституции (ст.8) и Гражданском кодексе (ст.212).

При частной собственности в качестве субъекта выступает физическое лицо или группа лиц, которая обычно оформлена в юридическое лицо. Субъектом муниципальной собственности является городское или сельское поселение.

Ее следует отличать от госсобственности, которая является федеральной или находится на уровне субъектов РФ.

Формы собственности в отношении земельных участков

В советское время вся земля и недвижимость принадлежала государству и вопросы разделения форм собственности не стояли.

Нынешняя редакция Конституции наделила россиян возможностью оформления частной собственности на участки.

Частная земля может принадлежат как гражданину, так и группе лиц, имеющих статус юрлица, товарищества или НКО. Но также определенная часть земель по 9 ст.Конституции сохранилась во владении государства и муниципалитетов (местных властей). Допускается и смешанный вариант.

Вопросам форм собственности на участки посвящена 3 Глава Земельного кодекса. Права частной и публичной собственности на землю содержатся в 17 ст. Гражданского кодекса.

В зависимости от формы собственности в отношении оборота участков действуют разные правила. Узнать какая форма собственности действует в отношении конкретного ЗУ сегодня может каждый желающий. Такая информация доступна на публичной кадастровой карте от Росреестра. Для получения необходимой информации нужно знать или точный адрес участка.

Частная собственность

Любые участки на российской территории можно оформить в Исключения составляют те, которые изъяты из оборота (например, территории заповедных зон) или ограничены в обороте (земли из лесного фонда).

Приобрести землю в частную собственность можно несколькими способами:

  1. В результате ее : перехода из государственной/муниципальной в частную собственность. Данная процедура позволяет узаконить свои права на участок лицам, которые получили его безвозмездно в пользование еще в советское время, когда частной собственности не существовало. В частности, приватизировать землю и стать ее полноправным владельцем бесплатно можно сегодня в рамках программ дачной и лесной амнистии.
  2. В результате или участков. Земля входит в перечень имущества, которое можно включать в завещание или передавать по наследству в законном порядке. Также она может стать предметом дарения (сделки по отчуждению прав собственности в безвозмездном порядке).
  3. По сделке Приобрести землю в собственность можно как у другого частного лица, так и у государства, выкупив ее из аренды или путем участия в торгах.
  4. В рамках сделок по обмену или других гражданско-правовых процедур.

Частное право собственности в России должно быть должным образом зарегистрировано. Для этого уполномоченной организацией ведется единый реестр недвижимости, в который вносятся кадастровые данные об участке и сведения о правообладателях.

Оформить права собственности можно через Росреестр, куда нужно принести правоустанавливающий документ (договор дарения, свидетельство о наследстве, договор купли-продажи и пр.) и написать заявление на вступление в права собственности. Без должного юридического закрепления прав собственности владелец утрачивает право эксплуатации участка.

Земля может быть приобретена в собственность частным лицом за свои деньги или с использованием заемных средств. Сегодня нередко практикуется бесплатное выделение земель государством в рамках целевых программ поддержки различных социальных слоев или развития территорий.

Земельные участки могут выступать объектом залога по ипотечным кредитам или прочим займам с обеспечением, а также в качестве взноса в уставной капитал юрлица.

Помимо участка земли частному лицу могут принадлежать постройки на нем, деревья, водоемы и растительность.

Кому может принадлежать?

Помимо юрлиц право собственности может принадлежать дачным кооперативам, фермерским хозяйствам – т.е. объединениям граждан, созданным для решения конкретных задач: содействия в ведении дачного хозяйства, и пр.

Право частной собственности физлиц и юрлиц в отношении участков обговаривается в статье 15 Земельного кодекса. Здесь также приводится весь спектр прав собственника, к которым относится не только владение, но и свободное распоряжение участком. В частности, его право отчуждать землю по своему усмотрению. Так, только владелец земли может продавать, дарить, обменивать, завещать участки. Арендаторы подобных прав лишены.

Собственник вправе отчуждать участки только совместно с принадлежащими ему зданиями и постройками. Такое требование прописано в Земельном кодексе. Также допускается продажа не всего участка, а долей в собственности.

Для того чтобы владелец мог беспрепятственно распоряжаться земельным участком земля не должна быть или ограничена в обороте.

Так, могут возникнуть ситуации, когда принадлежащая частному лицу земля потребуется для государственных нужд (строительства автотрассы федерального значения, олимпийских объектов и пр.).

В этом случае собственник лишен права на продажу участка, но он вправе рассчитывать на денежную компенсацию от государства за изъятую землю.

Земельные участки могут быть ограничены в обороте из-за наложенного на них ареста в рамках исполнительного производства. Причиной ареста могут быть долги собственника по налогам или иным обязательным платежам, а также процедура банкротства.

Также в качестве обременения участка может быть залог по ипотечному кредиту. Тогда право на его продажу предварительно нужно получить у банка.

Отличие в эксплуатации участка юридическим лицом от физического состоит в том, что только оформленная по нормам закона компания или индивидуальный предприниматель могут получать прибыль от пользования землей. Например, строить там коммерческую недвижимость или выращивать урожай для его дальнейшей продажи.

Тогда как физлицо вправе пользоваться землей для личных целей. Например, для выращивания урожая для семейных целей. С другой стороны, законом не запрещено физлицам извлекать прибыль из ренты, сдавая

Определенные ограничения содержит Земельный кодекс в части передачи участков в собственность иностранных граждан, лиц без гражданства и компаний с иностранным участием.

Обязанности собственника

Помимо прав собственность на земельный участок накладывает на владельца целый ряд обязанностей. Так, например, он должен использовать его только по своему целевому применению (под индивидуальное строительство, овощеводство, дачное или личное подсобное хозяйство); соблюдать границы участка; способствовать поддержанию плодородного слоя в отношении сельскохозяйственных земель; своевременно приступить к эксплуатации участка.

Если собственник использует участок нецелевым образом, загрязняет окружающую среду, нарушает границы, либо просто не пользуется участком, то он может быть привлечен к административной ответственности со стороны контролирующих инстанций.

Иногда может стоять вопрос о лишении его

Земля, которая находится в частной собственности, накладывает на ее владельца обязательства по уплате земельного налога. Он рассчитывается на основании кадастровой стоимости участка, а налоговые ставки по налогу определяются на уровне МО.

Публичная и муниципальная собственность

К муниципальным землям относятся участки в ведении городских и сельских поселений, расположенных как в их границах, так и за пределами. Также сюда относят земли городов федерального значения: Москвы, Севастополя, Санкт-Петербурга.

В муниципальный фонд попадают на бесплатной основе земли, принадлежащие ранее государству. Основная цель такой передачи – развитие территории муниципального образования. Такие земли имеют ключевой целью обеспечение проживания, трудоустройства и отдыха жителей городов и сел.

Муниципальные власти вправе использовать землю по своему усмотрению. Они могут продавать ее или сдавать в аренду для пополнения местного бюджета. Обычно продажа земельных участков или передача их для временного пользования осуществляется через аукционы и торги, чтобы выручить как можно больше денег. Но допускается передача земель, минуя торги, для определенных категорий граждан.

Например, те которые построили жилой в течение трех лет или должным образом возделывали сельскохозяйственные земли.

МО также могут разрабатывать программы поддержки отдельных социальных категорий, которым земля будет предоставляться бесплатно.

Муниципалитеты также могут распоряжаться землей для решения социально значимых задач. Например, использовать их под строительства школ, больниц и поликлиник, частных садов.

Именно на уровне муниципалитетов обычно решаются наиболее важные вопросы о передаче земельных участков в собственность.

В частности, здесь разрабатываются административные регламенты данной процедуры, алгоритмы определения цены, рассматриваются заявления от граждан о выделении земель.

В задачи муниципалитета входит развитие принадлежащих ему территорий. В частности, они должны заботиться о прокладке всех коммуникаций к участкам под ИЖС, обеспечении их транспортной доступности.

Государственная форма

Все земли, которые не принадлежат частным лицам и муниципалитету, находятся в ведении федеральной власти или государства (согласно 214 ст. ГК или 16 ст. Земельного кодекса). Таким образом, закрепляется презумпция госсобственности на землю.

Обычно в госфонде находятся территории, имеющие особо важное общественное значение.

В частности, участки, переданные под организацию курортов и санаториев, турбаз и спортивно-оздоровительных объектов. В госсобственности находятся также:

  • места боевой славы;
  • особо плодородные земли;
  • земли особого назначения (заповедники, парки);
  • участки, переданные под хранение радиоактивных отходов;
  • участки, необходимые для целей обороны и безопасности;
  • участки под научно-исследовательскими центрами;
  • участки, необходимые для нужд космической или ядерной промышленности;
  • прочие объекты.

Все указанные участки изъяты или ограничены в обороте. Но во владении государственных образований могут находится земли, подлежащие обороту. Так, субъекты российской федерации также вправе продавать участки частным собственникам или предоставлять их в аренду. Государство также при определенных случаях может скупать земли у муниципалитетов и частных лиц.

В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности Конституция РФ 1993 г., ст.8, 9. Это означает, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации и муниципальных образований. Все формы собственности признаются равными и защищаются равным образом.

Однако фактически различные формы собственности не равны между собой. В частности, Земельным кодексом определяется, какие виды земель могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Например, в ст. 27 ЗК РФ говорится, что Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, (ограниченным в обороте) не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Государственная собственность

Право государственной собственности - система экономических отношений, складывающихся в процессе опосредованного государственного коллективного, общественного присвоения материальных благ, произведенных обществом

Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде: федеральной собственности и собственности субъектов РФ.

При разграничении земель необходимо иметь в виду, что все федеральные земли расположены в границах субъектов Федерации. Все земельные участки на территории субъектов Российской Федерации, занимаемые федеральными объектами, относятся к федеральной собственности. Это оформляется актами Российской Федерации или соглашением между Российской Федерации и ее субъектом.

Российская Федерация является самостоятельным субъектом гражданских и соответствующих им земельных отношений, например, в сделках действует как равноправная сторона. Она действует здесь не как публичная власть, а как обычный собственник. На нее распространяются правила и нормы о юридических лицах. От имени Российской Федерации выступают ее органы власти в рамках своих полномочий Гражданский кодекс РФ, ст.124-127. Они распоряжаются только федеральными землями и не вправе распоряжаться землями субъектов Федерации, муниципальными и частными землями.

Из пункта 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что право федеральной собственности на землю может возникнуть только тремя способами.

Во-первых, федеральная собственность на землю устанавливается непосредственно федеральными законами.

Во-вторых, федеральная собственность выделяется в процессе разграничения государственной собственности на землю.

В-третьих, земельные участки приобретаются Российской Федерации в собственность по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Земельный кодекс РФ, п.1 ст.17.

Из статей 8 и 212 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права, в том числе право федеральной собственности на землю может возникнуть на основании актов государственных органов или в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований Гражданский кодекс РФ, ст.214. Государственной земельной собственности принадлежит ведущее место. Государственные земли - наиболее обширны по площади, имеют наиболее существенную экономическую и экологическую значимость.

Особенностью государственной собственности на землю является то, что нормы о множественности ее субъектов пока еще в полной мере не реализованы. В настоящее время федеральными законами установлена только федеральная собственность на землю. Что касается собственности субъектов Российской Федерации, то федеральные законы лишь предусматривают необходимость ее выделения. Иными словами в данное время государственная собственность на землю разделяется на две части, то есть на федеральную собственность и не разграниченную государственную собственность.

Федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации на землю посвящены статьи 17 и 18 Земельного кодекса Российской Федерации. Вопросы, касающиеся не разграниченной государственной собственности на землю сейчас должны решаться на основе требований пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Согласно части второй пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Муниципальная собственность

Право муниципальной собственности на землю - это правомочия владения, пользования, распоряжения, принадлежащие муниципальному образованию. На территории РФ примерно 14,5 тыс. муниципальных образований. От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления Гражданский кодекс РФ, ст.25,215. В этом качестве органы местного самоуправления имеют право передать земельные участки во временное и постоянное владение и пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, продавать, отчуждать земли, находящиеся в муниципальное собственности, и совершать иные сделки.

Впервые право муниципальной собственности на землю было четко сформулировано в Законе "О местном самоуправлении". В ст. 2 Закона названы местные (т.е. муниципальные) образования: города, районы, поселки, сельские населенные пункты.

Муниципальная собственность на землю это собственность муниципальных образований в пределах их черты. Однако и здесь не все земли находятся в муниципальной собственности. Они определяются методом "вычитания" федеральных земель, земель субъекта Российской Федерации и частных земель.

Объектами права муниципальной собственности являются земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность. Порядок передачи объектов федеральной собственности в муниципальную регулируется федеральными законами. Субъекты РФ определяют порядок передачи объектов собственности субъектов РФ в муниципальную собственность и осуществляют их передачу. Территория муниципального образования устанавливается на основе законов соответствующих субъектов РФ с учетом мнения населения.

В отличие от государственной муниципальная собственность не делится на виды. Она едина. Управление муниципальной земельной собственностью возложено на местные органы, в структуре которых создаются подразделения, отвечающие за содержание и регулирующие использование земель, занятых автомобильными дорогами, контроль за использованием земель, благоустройство и озеленение территории и др.

Специфической особенностью возникновения права муниципальной собственности при разграничении государственной собственности на землю является то, что к этой форме собственности, как правило, следует относить земельные участки, которые не передаются в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации.

Основное назначение муниципальных земель - обеспечение проживания, работы и отдыха населения. Муниципальные земли преимущественно относятся к категории земель населенных пунктов, за исключением земель, расположенных за чертой городских и сельских поселений. Основные площади муниципальной собственности относятся к землям общего пользования и используются гражданами для прохода, проезда, размещения необходимых объектов общего пользования. Другие категории земель могут закрепляться за индивидуальными землепользователями.

Допускается приватизация муниципальных земель. Порядок и условия приватизации определяются местными органами самоуправления. Средства от продажи муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет. Не допускается приватизация земель общего пользования в населенных пунктах.

Частная собственность на землю

Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками отдельным конкретным физическим или юридическим лицам, которые выступают субъектами права частной собственности на землю.

Соответственно по субъектам право частной собственности делится на два вида: право частной собственности физических и право частной собственности юридических лиц. Российское земельное законодательство максимально расширяет круг физических и юридических лиц - субъектов права частной собственности и включает в их число граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, отечественные, иностранные, международные организации, совместные предприятия, общественные организации и др. Вместе с тем право частной собственности иностранных физических и юридических лиц существенно ограничено. Иностранные граждане не могут быть собственниками земель, предоставляемых для ведения садоводства и огородничества, фермерского хозяйства, не могут быть собственниками земельных долей.

Объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, право частной собственности на которые фактически не ограничивается. В отличие от этого, право частной собственности не может быть установлено на земли лесного фонда, земли, занятые объектами обороны, земли общего

Земельные участки могут передаваться их собственниками другим лицам во временное пользование, аренду либо отчуждаться путем совершения сделок купли-продажи, наследования, дарения, мены, передачи в качестве взноса в уставные фонды, могут быть предметом залога. Собственники могут также добровольно отказаться от своего земельного участка либо могут объединить его с земельными участками других собственников для создания общей собственности.

Право частной собственности возникает в результате различного рода сделок - купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки. Право частной собственности удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

Граждане и юридические лица могут обладать правами на землю, предусмотренными земельным законодательством, однако в отдельных случаях данные права могут быть ограничены. В принципе, к ограничениям прав на землю можно отнести все, что ограничивает право владения, пользования или распоряжения земельным участком.

Так на земельных участках в границах охранных зон системы газоснабжения не допускается строительство, каких бы то ни было зданий, строений, сооружений, в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф Земельный кодекс РФ, ст. 33.

На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов (ст. 27 ФЗ РФ "Об особо охраняемых природных территориях").

В законах названы только допустимые ограничения в использовании земельных участков. Конкретные ограничения по отношению к тем или иным земельным участкам должны устанавливаться актами исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы в связи с ограничением их прав несут определенные убытки, связанные, в частности, с невозможностью осуществления в полном объеме хозяйственной деятельности. Такие убытки подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, соответствующими бюджетами или лицами, в пользу которых ограничиваются права на земельные участки, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления защитных, охранных, санитарных зон и влечет ограничение прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов Земельный кодекс РФ, ст. 57.

Еще одно ограничение зафиксировано в ст. 12 ФЗ "О недрах". Собственник земельного участка вправе по своему усмотрению использовать все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает права других лиц. Недра являются исключительной собственностью Российской Федерации и ее субъектов.

Поэтому собственник земельного участка может осуществлять на своем земельном участке только добычу общераспространенных полезных ископаемых (торфа, глины, песка и т.п.) на глубине не более пяти метров от поверхности для личного потребления. Также собственник имеет право для личного потребления осуществлять рытье колодцев до первого водоносного горизонта, который не используется для питьевого водоснабжения данного населенного пункта.

Земля в России может находиться в государственной, муниципальной, частной и общей собственности. Государственная собственность разделяется на собственность Российской Федерации и собственность субъектов Российской Федерации. Формы собственности не равны между собой. Это в основном относится к государственной и муниципальной собственности. Земельные участки могут находиться в собственности хозяйственных обществ, товариществ, производственных кооперативов в качестве вклада в уставный капитал их участников и членов.

Российская Федерация и ее субъекты осуществляют управление находящимися в их собственности земельными участками на равных правах с гражданами и юридическими лицами.Непосредственно владеют и пользуются такими участками юридические лица и граждане, которым земельные участки, находящиеся в государственной собственности предоставлены в пользование, пожизненное наследуемое владение, аренду.

Муниципальная собственность не является государственной. Муниципальной собственностью являются территории муниципальных образований - городов, сельских поселений, сельских округов, районов и других территориальных единиц, не находящиеся в частной, общей (долевой, коллективно-долевой), а также государственной собственности.Однако вопрос о разграничении государственной и муниципальной собственности не решен. Разграничение собственности на землю было начато только после принятия Федерального закона РФ от 17 июля 2001 года «О разграничении государственной собственности на землю».

В частной собственности находятся земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.Общей собственностью считается имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц. Общая собственность может быть долевой, когда определяется доля каждого из собственников и совместной, без определения таких долей.

В настоящее время большинство земель сельскохозяйственных организаций находится в коллективно-долевой собственности. Долями в общей собственности на землю, принадлежащими конкретным собственникам, являются земельные доли.

Земельная доля представляет собой рассчитанное в гектарах количество земельной площади, приходящейся на одного члена сельскохозяйственной организации. Земельные доли могут не выделяться в натуре, то есть не отграничиваться, что, по существу и происходит в настоящее время.Собственник земельной доли может по своему усмотрению продать, подарить, обменять, завещать, отдать в залог, внести в уставный (складочный) капитал юридического лица свою долю, передать в доверительное управление или распорядиться ею иным образом.Постоянное (бессрочное) пользование земельным участком

Данное право означает возможность использовать земельный участок (извлекать полезные свойства) без установления конечного срока пользования.

Можно самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение зданий, сооружений и др.

В советский период данное право было единственно возможным правом на землю граждан и юридических лиц. Земельные участки предоставлялись в постоянное (бессрочное) пользование бесплатно.

Бессрочное пользование осуществляется не на основании договора, а на основании решения уполномоченного государственного или муниципального органа. Собственником земли, предоставленной на праве постоянного (бессрочное) пользования, является государство (Российская Федерация или ее субъекты) и муниципалитеты.

По новому Земельному кодексу право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком предоставляется только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Другие юридические лица, владеющие землей на этом праве, обязаны до 1 января 2004 года переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, либо выкупить земельный участок в собственность.

При продаже зданий на таком участке данное право также должно быть переоформлено на право аренды или земельный участок должен быть выкуплен.

Гражданам земельные участки на таком праве не предоставляются. Однако право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, возникшее у граждан до введения в действие Земельного кодекса, сохраняется.

Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками (сдавать в аренду, передавать в безвозмездное срочное пользование). Также не допускается внесение этого права в уставные капиталы коммерческих и некоммерческих организаций.Землепользователь также ограничен в установлении арендной платы за земельный участок. Если он с согласия собственника (государства, муниципалитета) сдает участок в аренду, то ставки устанавливаются в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации.

Пожизненное наследуемое владение земельным участкомДанным правом могут обладать только граждане. Земельный участок, предоставленный в пожизненное наследуемое владение, остается в государственной и муниципальной собственности. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, приобретенное до введения в действие нового Земельного кодекса, сохраняется. Однако впредь предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения не допускается.Пожизненное наследуемое владение дает право использовать земельный участок для получения от него каких-либо полезностей. Но оно не позволяет землевладельцам никаких юридических действий кроме передачи по наследству. Участок не может быть сдан в аренду или передан в безвозмездное срочное пользование. Он может быть передан только по наследству. Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству.Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность, причем бесплатно. При этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

Ответ студента (03.12.2013)

В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209-217 ГК РФ в России устанавливаются частная собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов РФ), му­ниципальная и иные формы собственности. Граждане могут иметь зе­мельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей доле­вой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности. Право собственности на землю реализуется через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд России. В законодательстве по субъектному составу различаются следу­ющие формы земельной собственности: частная собственность - осуществляется и реализуется властью отдельных граждан и групп в их интересах; государственная собственность - реализуется властью госу­дарства в интересах всего общества в целом; муниципальная собственность - реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного му­ниципального образования; иные формы собственности - смешанные. В республиках бывшего СССР существовало исключительное право государственной собственности на землю. Земля находилась только в собственности государства и предоставлялась лишь на праве пользования. Различные формы собственности на землю способны оказать вли­яние на земельные отношения, улучшая их содержание или препят­ствуя их развитию. 1. Право частной собственности граждан на земельные участ­ки - право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участ­ками с соблюдением обременении и иных условий, установленных за­коном (ст. 15 ЗК РФ). Право частной собственности граждан на землю является одним из условий их экономической свободы. Право частной собственности граждан и юридических лиц на земель­ные участки возникает в следующих случаях: 1) при приватизации го­сударственных и муниципальных земель; 2) наследовании; 3) дарении; 4) купле-продаже; 5) обмене или сделках с землей; 6) в результате внесения в качестве взноса в уставной (паевой) капитал юридического лица. Впервые 2 октября 2000 г. в Москве на первом земельном аукционе в частную собственность был продан земель­ный участок 0,73 га, за который фирма заплатила 310 709 дол. (910 тыс. руб. – за 1 сотку 4200 $). В законодательстве предусмотрены три различные процедуры при­ватизации земель: приватизация земель, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства при реорганизации колхозов и совхозов; приватизация земель, предоставленных в пользование гражданам для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства; приватизация земель при приватизации государственных и му­ниципальных предприятий. Помимо земельных участков, в собственности граждан и юридиче­ских лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры обособленных водных объек­тов определяются законодательством РФ. Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земель­ном участке, находящемся в собственности гражданина или юридиче­ского лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом. Владение, пользование и распоря­жение этой растительностью осуществляется собственником в соот­ветствии с требованиями лесного законодательства. Земля гражданам в частную собственность может быть предостав­лена как бесплатно, так и за плату. 2. Право частной собственности на землю юридических лиц. Собственность юридических лиц на земельные участки, наряду с соб­ственностью граждан, относится к частной форме собственности. На­личие у юридического лица обособленного имущества является одним из непременных его признаков. Допустимо иметь имущество не толь­ко на праве собственности, но и в хозяйственном ведении или опера­тивном управлении (ст. 48 ГК РФ и ст. 15 ЗК РФ). Круг юридических лиц, названных в ст. 213 ГК РФ субъектами права собственности, довольно широк: это хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, об­щественные и религиозные организации (объединения), ассоциации и союзы и др. Земельные участки, используемые предприятиями и общественными организациями, благотворительными и общественными фондами, религи­озными организациями, функционируют на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, предоставленного им учредителями. Земельные участки сельскохозяйственным предприятиям (хозяй­ственным товариществам и обществам, производственным кооперати­вам) могут предоставляться (передаваться) в собственность как юри­дическому лицу в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду в со­ответствии с законами субъектов РФ. Иностранные юридические лица, международные организации с уча­стием иностранных и российских юридических лиц, иностран­ные государства могут иметь земельные участки только на правах аренды. Законодательством установлено, что земельные участки могут при­надлежать юридическим лицам на праве долевой собственности с оп­ределением для каждого из них конкретной земельной доли без выде­ла ее в натуре. Передача земельных участков в собственность юридическим лицам производится в пределах норм, установленных субъектами РФ, а сверх норм выкупается по договорной цене. При приватизации предприятий и других объектов, расположенных в городах, земельные участки собственнику недвижимости предостав­ляются в долгосрочную аренду. 3. Право общей собственности на земельный участок.Общая собственность на землю является одним из видов частной собствен­ности. Для общей собственности характерна множественность субъек­тов права собственности, которые именуются участниками общей соб­ственности. Общая собственность возникает, прежде всего, на имуще­ство, которое не может быть разделено без изменения его назначения. Недопустимость раздела вещи может быть установлена непосредствен­но законом. Делимое имущество поступает в общую собственность. Общая собственность на имущество является долевой, за исключени­ем случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество. Так, собственность членов кресть­янского (фермерского) хозяйства на землю и средства производства является совместной. Члены крестьянского хозяйства своим соглаше­нием могут перейти на режим общей долевой собственности лишь тогда, когда это допустимо законом (п. 5 ст. 244 ГК РФ). В общую совместную собственность могут быть переданы земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных и иных хозяйственных обществ и товариществ, в том числе созданных на базе государственных обществ и товариществ, сельскохозяйственных предприятий, а также земли общего пользова­ния садоводческих товариществ, животноводческих, жилищных, дачных и гаражных кооперативов. В отличие от долевой собственности, где замена выдела доли в натуре (на местности) денежной компенсацией без согласия выделя­ющегося собственника имеет место лишь как исключение, член кресть­янского хозяйства может при выходе из него получить только денеж­ную компенсацию стоимости части земельного участка и средств производства (ст. 258 ГК РФ). Итак, земельный участок может находиться в общем владении с определением доли каждого из владельцев (долевое владение) или без определения долей (совместное владение). Если размер долевой собственности на земельный участок не мо­жет быть определен на основании закона и не установлен соглашени­ем всех ее участников, земельные доли являются равными. При продаже земельной доли в праве общей собственности на зе­мельный участок постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой земельной доли по цене, за которую она продается, и на прочих рав­ных условиях, кроме случаев продажи с аукциона. Раздел земельного участка, находящегося в общей совместной собственности, и выдел из него земельной доли может быть осуществлен при условии предвари­тельного определения земельной доли каждого из участников этой собственности. В сельскохозяйственных организациях, которые являются собствен­никами земли, происходит своеобразное двойное действие правомочий земельного собственника: = граждане - собственники своей доли, участвуя в хозяйствен­ной деятельности предприятия, осуществляют правомочия по владению, пользованию и распоряжению своей земельной долей, повышая пло­дородие почв, выращивая сельскохозяйственные культуры, увеличивая поголовье скота и т.п.; = предприятие осуществляет эксплуатацию земельных массивов, исходя из коллективных, а не индивидуальных интересов. Например, не каждому из работников хотелось бы использовать участок (свою долю) под пашню как интенсивную форму хозяйственной эксплуата­ции земли, но в интересах ведения целостного хозяйства это необхо­димо. 4. Право государственной собственности на землю. Это право собственности Российской Федерации и ее субъектов на землю. К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, а также в муни­ципальной собственности (ст. 214 ГК РФ). Земли и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собствен­ностью (ч. 2 ст. 214 ГК РФ). От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции (ч. 1 ст. 125 ГК РФ). Государственная собственность состоит из земель, находящихся в собственности Российской Федерации (федеральная собственность) (ст. 16 ЗК РФ), и земель, находящихся в собственности субъектов РФ. Определены следующие уровни государственной собственности на землю. 1. Федеральная собственность (федеральные земли). К ним от­носятся, прежде всего, земли, занятые объектами, отнесенными исклю­чительно к федеральной собственности, а также иные земли, необхо­димые для осуществления задач федерального значения (ст. 17 ЗК РФ). В состав федеральных земель входят: земельные участки для обеспечения нужд обороны и безопасно­сти страны, охраны государственных границ РФ; земельные участки, занятые федеральными энергетическими и космическими системами, объектами ядерной энергетики, оборонной промышленности, связи, метеорологической службы, добывающей про­мышленности, Топливно-энергетического комплекса, железнодорожного, воздушного, трубопроводного, речного, морского транспорта федерально­го значения, федеральных автомобильных дорог, объектами федеральных органов власти, земли закрытых административно-территориальных об­разований, земли лесного и водного фондов федерального значения, зем­ли федерального фонда резервных месторождений и других объектов недр, земли запаса федерального значения; земельные участки федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных при­родных заказников, памятников природы, объектов историко-культур­ного наследия общероссийского и всемирного значения, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения, включая прибрежные зоны морей и океанов; земельные участки Российской академии наук, отраслевых ака­демий наук федерального значения, научно-исследовательских учреж­дений, высших учебных заведений федерального значения, федераль­ных опытно-производственных хозяйств, сельскохозяйственных науч­но-исследовательских учреждений, федеральных государственных учебно-опытных и учебно-производственных хозяйств, государственных конных заводов, племенных, элитно-семеноводческих хозяйств, государ­ственных мелиоративных систем, конкретный перечень которых ут­верждает Правительство РФ; иные земельные участки, предусмотренные федеральными зако­нами и договорами о разграничении предметов ведения и полномо­чий между федеральными органами РФ и органами государственной власти субъектов РФ. В соответствии с Конституцией РФ общеприз­нанными принятыми нормами права, международными договорами за Российской Федерацией признаются суверенные права и юрисдикция на ее континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Земли, находящиеся в государственной собственности, могут пере­даваться гражданам и юридическим лицам для застройки, сельскохозяй­ственного производства и иных целей. В государственную собствен­ность могут приобретаться земельные участки путем выкупа у част­ных лиц, на основании дарения и в результате прекращения права муниципальной или частной собственности, по другим основаниям, установленным ЗК РФ и другими законами. 2. Собственность субъектов РФ. К ней относятся земли в пре­делах их административно-территориальных границ, за исключением федеральных, муниципальных и частных земель (ст. 18 ЗК РФ). Специфика права государственной собственности на землю заклю­чается в следующем. - Данный вид права собственности характеризуется высоким уров­нем субъектов собственности. - Государственные земли используются только в соответствии со своим целевым назначением. - Основания возникновения права государственной собственности на землю имеют свои особенности. - Правомочия собственности на землю совпадают у государства с правомочиями регулирования землепользования всего земельного фон­да, а также с осуществлением контрольных функций за использовани­ем земель иными собственниками. Обобщая характеристику государственной собственности на землю, можно сделать следующие выводы: а) чем выше уровень государственной собственности на землю, тем шире диапазон использования земли по целевому назначению; б) в одной и той же административно-территориальной единице (например, район, город) находятся земельные участки, состоящие в различных формах собственности и имеющие различный правовой режим. 3. Право муниципальной собственности на землю. Муниципаль­ная собственность на землю - это собственность городских, сель­ских и иных населенных пунктов, других муниципальных образова­ний (ст. 19 3K РФ). К этому виду собственности могут относиться земли, занятые объек­тами муниципальной собственности, а также земли, необходимые для непосредственного осуществления коммунального обслуживания на­селения, находящегося на соответствующей территории района, горо­да, и др.

Ответ студента (24.01.2014)

В процессе существования земельных отношений земля, обладающая вещественным содержанием в виде угодий, посредством человеческого труда с применением орудий и средств производства должна воспроизводить материальные блага и нематериальные ценности, составляющие совокупный общественный продукт. Такое положение обеспечивается в процессе использования земельных ресурсов. Поэтому этот процесс использования земли представляет собой единство отношений человека к земле и отношений между людьми, т. е. в этом процессе складывается целая система земельных отношений: объектом выступает земля, а субъектом - граждане и их объединения. Воспроизводство материальных благ осуществляется в форме продуктов питания и сырья для перерабатывающей промышленности. Процесс этот характеризуется непрерывностью и сопровождается актами присвоения субъектами как средств производства и земли, так и результатов производства и таким образом происходит процесс превращения и средств производства, и результатов производства в собственность субъектов, которыми он может управлять и распоряжаться по своему усмотрению. На этой основе возникает собственность на средства производства на землю и производимую на ней продукцию. В этом случае собственник приобретает право владения, пользования и распоряжения земельным участком. В соответствии с приобретением такого права собственник земельного участка по своему усмотрению, но в рамках норм и правил действующего законодательства может совершать в отношении принадлежащего ему земельного участка любые действия, которые обеспечивают реализацию права собственности и придают этому праву объективную реальность. Таким образом, возникает право собственности, право владения, пользования, распоряжения и аренды на земельные участки. В рамках развития общественного производства и совершенствования земельных отношений возникает потребность в выработке системы норм и правил по регулированию этих отношений. И на этой основе формируется право собственности в форме государственного института. Кроме того, собственность представляет собой сложную экономическую категорию, которая может измеряться такими взаимодействующими и взаимозависимыми составляющими: 1. Объект собственности - это то, чем владеет, пользуется или распоряжается субъект. Во всех случаях в качестве объектов собственности выступают материально-вещественные элементы (средства производства), а в сельском хозяйстве еще и земля, а также результаты процессов производства (продукция). 2. Субъект собственности - это отдельный индивид (гражданин) и юридическое лицо (предприятия, организации, учреждения и государство в целом). 3. Состояние отношений собственности - это складывающиеся отношения в процессе производства и развития производительных сил общества. Такое измерение является одним из главных факторов собственности, так как изменения в развитии производства и производительных сил, а также в содержании и формах субъектов приводят к существующим, а в отдельных случаях и коренным преобразованиям как видов и форм собственности, так и экономических отношений. Рассмотренные факториальные изменения собственности в полной мере накладываются и отражаются в земельной собственности, которая во всех странах и во все времена была главным вопросом функционирования государства. В нашей стране с ее огромными земельными просторами проблема земельной собственности всегда имела особую социальную и экономическую остроту и значимость. Изучение форм собственности на землю и соответствующих им земельных отношений в нашей стране показало, что введение в 1917 г. единой общенародной собственности на землю обеспечило образование единого земельного фонда России. Поскольку государство выступало как персонифицированный представитель интересов всего общества как ассоциации производителей, то владение, распоряжение и управление земельными ресурсами осуществлялось на государственных началах. Но государство, в лице государственных предприятий, организаций и учреждений, выступало не как собственник земли, а как ее пользователь и распорядитель, т. е. сформировалась государственная форма общенародной собственности на землю. Кроме того, параллельно с этим реализация общенародной собственности на землю происходила через колхозно-кооперативную (образование колхозов, сельскохо зяйственных кооперативов и т. д.) и индивидуальную (образование личных подсобных хозяйств и единоличных крестьянских хозяйств) формы пользования землей. Анализ развития общенародной собственности на землю и форм ее реализации показал, что в этом процессе все сводилось к приоритету государственных форм хозяйствования и подтягиванию до этого уровня предприятий колхозно-кооперативной формы, а значение индивидуальных форм сводилось к ненужности их существования. Тем самым ставилась задача обеспечения продуктами сельскохозяйственного производства только за счет крупных предприятий государственного и колхозно-кооперативного сектора хозяйствования. Результатом такого развития земля перешла в полную государственную собственность, в системе которой государство стало безраздельным владельцем, пользователем и распорядителем землей. Однако само государство в целом не осуществляло пользование землей, а передавало ее определенным организациям, предприятиям и гражданам на правах землепользования. Характер использования в тот период регламентировался земельным законодательством союза СССР и союзных республик, в котором было определено, что земля в СССР предоставляется в пользование: ¦ совхозам, колхозам, другим сельскохозяйственным предприятиям, кооперативам, организациям и учреждениям; ¦ промышленным, транспортным и другим несельскохозяйственным предприятиям, кооперативам, организациям и учреждениям; ¦ гражданам СССР. В связи с этим постепенно возникло существенное противоречие между пользователями землей (сельскохозяйственными предприятиями) и государственной (общенародной) собственностью на землю в форме того, что хозяйство-пользователь находилось в относительной обособленности и самостоятельности от нее, т. е. они не являлись собственниками земли и не могли сами распоряжаться продуктами своего труда. Такое положение с российскими землями сохранялось вплоть до 1990 г., до внесения поправок в Конституцию РСФСР. Землю передавали юридическим лицам и гражданам бесплатно в бессрочное и вечное пользование. Введенная в действие в 1993 г. Конституция РФ на высшем уровне узаконила частную собственность на землю и отменила ранее введенный мораторий на куплю-продажу земли. Операции с землей (купля, продажа, аренда, залог) были разрешены Указом Президента России в октябре 1993 г. Обобщение имеющихся законодательных и нормативных актов и публикаций с разъяснениями отдельных положений по проблеме земельной собственности позволяют выделить три направления по приоритетности той или иной формы собственности на землю в России. 1. Первое сводится к тому, что на все земли не должна распространяться частная собственность. 2. Второе утверждает, что земля должна находиться только в частной собственности, свободно продаваться и покупаться. 3. Третье направление оставляет землю в общенародной собственности с введением частной собственности для ведения мелкого аграрного производства - личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, животноводства, единоличного крестьянского и фермерского хозяйства. Исходя из этого перед государством встает проблема - отдать приоритет тем, кто хозяйствует на земле, перед теми, кто только олицетворяет право собственности на землю. При этом в мире действует сначала существующий как неписаный, а затем закрепленный законодательно закон, согласно которому все произведенные продукты или блага, полученные посредством или с помощью собственности, автоматически становятся собственностью того же лица или нескольких лиц. В этом случае степень справедливости в распределении произведенного продукта по затратам труда будет зависеть от субъекта собственности. Поэтому показателем, отвечающим на вопрос - кто является неделимым субъектом собственности: одно лицо, несколько лиц или общество? - выступает базовая форма собственности. К ним можно отнести единоличников (частная форма собственности), коллектив (общая совместная собственность) или государство (государственная собственность). Ассоциированный состав субъектов собственности на землю может быть разный и изменяться в результате проведения аграрной и земельной реформ. Так, с давних времен в России существовала община, в собственности которой находилась земля, а ассоциированными членами ее были крестьяне. Используя земельный надел, каждая семья становилась реализатором общинной (совместной) собственности на землю. Наряду с этим формировались и крестьянские (семейные) хозяйства, в которых земля находилась в общей совместной собственности семьи. Реализация такой формы собственности осуществлялась совместным трудом на закрепленном земельном участке, а также пользованием и распределением произведенной продукции. Казенные (государственные) земли использовались путем образования на них надельных крестьянских хозяйств, которым государство передавало землю в пользование или аренду. Были и другие формы реализации казенных земель (передача их в аренду монастырям, крупным землевладельцам и т. д.). Но затем, в результате аграрных преобразований (столыпинская реформа), Указом 1906 г. совместная собственность общины, семьи передавалась в единоличную собственность главы семейства. В то же время при разделе государственных и коллективных (общинных) земель на частные единоличные землевладения имущество отдельные коллективы оставляли в совместной (неделимой) собственности. Следовательно, в России земля становилась объектом собственности, и на этой основе шло формирование различных ее форм: государственной, коллективной (совместной) и частной собственности. По нашему мнению, важно, какая социальная обстановка складывается, каким образом она определяет способы присвоения, распределения и потребления продукта земледелия, как она влияет на формирование частной собственности и в каких размерах, так как сама форма частной собственности на землю, изначально и повсеместно, проявляется как социально проблемная. Практика зарубежных стран и российского землепользования показывает, как и при каких обстоятельствах земельная собственность используется наиболее производительно. В этой связи можно сказать, что неуверенность в частной собственности, сопряженная с частым переходом земли из рук в руки, никогда не допустит земледелия к усовершенствованию. Такие явления с реализацией земельной собственности, как события, связанные с реформами 1861 и 1906-1914 гг. показали, что при всей их несомненной позитивности они не дали ожидаемых результатов, поскольку делалась попытка насильственно разрушить веками сложившийся общинный земельный строй и передать всю землю в частную собственность. Такой подход встретил сопротивление в крестьянских массах, и в конечном итоге земельная проблема в России настолько усложнилась, что потребовала подойти к ее решению по-новому. Возникла революционная ситуация среди многочисленного беднейшего крестьянства, идеи которой были воплощены в ноябре 1917 г. . Декретом о земле отменялась частная собственность на землю, и она становилась общенародным достоянием. На этой основе все помещичьи земли передавались в единоличное пользование крестьянам. Параллельно с этим создавались сельхозартели, ТОЗ(ы), сельскохозяйственные коммуны, т. е. коллективные сельскохозяйственные предприятия. Через организацию единоличных крестьянских хозяйств и таких коллективных сельхозпредприятий реализовывалась общенародная собственность на землю. Государство поддерживало вплоть до 1928 г. сложившиеся формы хозяйствования в сельском хозяйстве. В дальнейшем, в процессе коллективизации сельского хозяйства, единоличные крестьянские хозяйства были повсеместно уничтожены и на их базе созданы крупные сельскохозяйственные предприятия - колхозы и совхозы, а земля перешла в безраздельную собственность государства. Реализация этой собственности осуществлялась посредством передачи земель в пользование совхозам, колхозам и гражданам СССР. Как показала практика, переход на государственную земельную собственность с часто меняющимися формами землепользования, создание которых проходило без должного обоснования, тоже не дал положительных результатов в использовании земли, отдаче каждого гектара сельскохозяйственных угодий и состоянии плодородия почв. Следствием этого стало преобразование государственной собственности на землю и введение частной формы землевладения. После 1991 г. шел ускоренный процесс разгосударствления земельной собственности, введение наряду с государственной и частной собственности на землю, а также приватизация земли путем разделения земельных участков на доли и передачи их в собственность работникам сельского хозяйства, социальной сферы и пенсионерам. Содержание и темпы проведения земельной реформы на современном этапе показали, что ей присущи практически те же недостатки, с которыми сталкивались предыдущие реформаторы: революционный характер, несовместимость с уровнем социального развития, насильственный характер, отчужденность от сложившихся устоев и традиций, отрицание мнения самого народа, необоснованность и т. д. Отсюда и результат: до сих пор нет четкого мнения о самих формах собственности на землю по формированию субъектов хозяйствования, по их оптимальным размерам и т. д. Изучение земельной собственности на всех этапах ее развития показало, что вопрос о земле настолько важен и велик, что только народ может начертать свою судьбу в этом деле, что в таком вопросе нельзя легкомысленно спешить, ибо «расхватать» землю не трудно, но приведет ли это к правильному пониманию и осознанию того, что только сообща, всем миром можно решить эту проблему. В этой связи, объективно оценивая сложившуюся конкретную ситуацию, можно сделать вывод о том, что надо искать пути каче ственной эволюции сельскохозяйственных предприятий, искать пути выхода из кризиса по поводу собственности на землю и проблем ее реализации. Во всяком случае, решение земельного вопроса, хотят того или нет, будет идти от крестьянства, т. е. работающих в аграрном производстве, которое воспримет только те формы реорганизации, которые отвечают его внутренним устремлениям и мерам ответственности. Изучение процесса становления различных форм собственности на землю, толкование их сущности, содержания, соотношения в условиях проведения земельной реформы и перехода к рынку проходит сложно и, как правило, без их взаимообусловленности, взаимозависимости и взаимосвязи. Такое положение наглядно просматривается при анализе законодательных, нормативных актов и мнений некоторых авторов по этому вопросу. Право частной собственности на землю было предусмотрено впервые в 1990 г. в ст. 12 Конституции РСФСР, где указано, что «земельные участки для производства сельскохозяйственной продукции представляются государством в пользование, пожизненное наследуемое владение или собственность». Однако эти положения были строго ограничены десятилетним сроком, в течение которого купля-продажа земли с момента ее получения запрещалась и продать землю можно было только государству. Законами «О земельной реформе» и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», принятыми в ноябре 1990 г., было закреплено право частной собственности на землю, в результате чего при реорганизации колхозов и совхозов их работникам предоставлялось право на получение земельной доли, и при выходе из колхоза или совхоза они приобретали право на организацию крестьянского хозяйства. Таким образом, у граждан появилось право частной собственности на земельную долю. Этими документами предусмотрено также предоставление в частную собственность земельных участков гражданам для личных подсобных хозяйств, жилищного и дачного строительства, членам садоводческих и животноводческих товариществ. В Законе «О собственности в РСФСР», принятом 24 декабря 1990 г., указывалось, что: «Земельные участки могут находиться в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений (организаций)...» Из этого положения можно сделать вывод о существовании наряду с государственной еще и муниципальной, т. е. государственно-государственной. Сущность и содержание муниципальной собственности не раскрыта, хотя муниципалитет - это государственный орган местного самоуправления. Право частной земельной собственности было закреплено в основном земельном законодательном документе - Земельном кодексе, принятом 25 апреля 1991 г. Этим документом предусмотрено создание крестьянских хозяйств как на землях специального районного земельного фонда, так и на землях колхозов и совхозов. Купля-продажа земельных участков разрешалась гражданам государством и обратно. С другой стороны, как содержание, так и соотношение различных форм земельной собственности не получили практического разъяснения. Позднее право частной собственности на землю постепенно расширилось и конкретизировалось указами президента. Так, Указом от 27 декабря 1991 г. Ns 324 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» собственникам земельных долей предоставлялось право продавать свои доли до истечения десятилетнего срока при строгом соблюдении конкретных условий. Существенное значение в деле закрепления и расширения содержания частной собственности на землю имел Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», которым устанавливалось право частной собственности на землю физических и юридических лиц с более широкими полномочиями по распоряжению и владению землями. Так, собственники земельных участков и долей могли свободно распоряжаться ими и совершать сделки: продавать, дарить, обменивать, передавать по наследству, сдавать в залог, вносить в качестве взносов в уставные капиталы акционерных обществ, товариществ, сельскохозяйственных кооперативов и других организаций. Этим Указом земля признавалась имуществом, недвижимостью, хотя по нашему мнению, такое положение в отношении земли не совсем правомерно в силу ее многообразных отличительных особенностей от других средств производства, неразрывно связанных с землей. Подытоживая все ранее сделанные предложения и утверждения о различных формах земельной собственности, новая Конституция РФ 1993 г. закрепила все права собственности на землю: частную, государственную, муниципальную и «иные формы». Таким образом, и в основном документе нашей страны также наряду с государственной в качестве самостоятельной собственности на землю выделяется - муниципальная В то же время такая форма, как коллективная соб ственность на землю, не нашла четкого отражения во всех анализируемых законодательных документах. Такое отношение к веками устоявшейся традиционной коллективистской форме владения и использования земли в переходный период к рыночным отношениям в современной экономике является, по нашему мнению, ошибочным и вносит некоторую дезорганизацию в ведение сельскохозяйственного производства и использования земли. Помимо этого, в современной научной литературе вопрос о формах и содержании земельной собственности недостаточно раскрыт, не прослеживается системного подхода по раскрытию ее сущности, структуры, соотношению различных видов собственности. По нашему мнению, понимание собственности на землю как общественной категории и как конкретного объекта прав должно объяснять его значение как фактора макроуровня, который помогает определить, как общественно-экономические уклады, так и уровни непосредственного производства. В этом случае как категория собственность на землю выражает отношения по поводу присвоения благ, а как конкретный объект прав она представляет сами эти блага. В качестве владельцев земли в мировой практике выступают: государство и частные лица. Историческая практика российского землепользования и землевладения, введения различных форм собственности на землю указывает на то, что на время переходной экономики в качестве владельцев земли в современной России должны выступать как государство, так и сообщества людей или отдельные лица. Отсюда, по нашему мнению, собственность как на средства производства, так и на землю должна быть государственной, коллективной (совместной) и индивидуальной (частной). Государственная форма собственности на землю должна реализовываться через использование земель, находящихся в ведении федеральных органов, органов субъектов Российской Федерации и муниципальных государственных органов путем передачи этих земель хозяйствующим субъектам в пользование, аренду или пожизненно наследуемое владение. Коллективная (совместная) собственность на землю может реализовываться путем использования земли коллективными предприятиями (на базе бывших колхозов и совхозов), коллективными крестьянскими хозяйствами (образованными на основе безвозмездных взносов земельных долей и имущественных паев в неделимые уставные фонды), сельскохозяйственными кооперативами. При этом земля и имущество этих предприятий, а также произведенная продукция должны использоваться на совместной основе, земля и средства производства разделу не подлежат. Индивидуальная (частная) собственность на землю должна реализовываться через использование земли в семейных (крестьянских) хозяйствах, личных подсобных хозяйствах, а также хозяйствах, ведущих совместную обработку земли (сельхозпредприятий акционерного типа и долевого типа собственности каждого члена коллектива). Общим между формами собственности является то, что в каждой из них возникает триединство: собственников средств производства, самих средств производства и производительно используемого их труда, необходимого для получения новых благ, которые затем будут распределены, потреблены и присвоены. Следует отметить, что формы собственности на землю, их величина, организационно-экономические и правовые механизмы, реализующие их возможности, способны либо ускорить, либо замедлить развитие экономики. В этом случае все зависит от того, насколько полноценно государство и другие субъекты земельной собственности реализуют свои права, установленные в обществе, на земельные ресурсы и результаты производительного их использования, насколько глубоко определяется сила мотивации беречь их и приумножать. В сложившихся условиях важно уделить особое внимание становлению и развитию всех форм собственности, усилить экономические и организационные аспекты этого процесса и тем самым поднять их роль в ускорении интенсификации использования земель и развитии агропромышленного комплекса, укреплении демократических форм управления в народном хозяйстве и дальнейшем совершенствовании социальных и экономических интересов работающих на земле. Исследования показали, что весьма важным условием является сама величина той или иной собственности, ее соотношение и доля участия во владении, пользовании и распоряжении земельными ресурсами, а также в производстве, распределении, потреблении и получении дохода. При этом следует учитывать и мировой опыт, который показал, что различные формы собственности и хозяйствования не исключают, а дополняют друг друга. В их сочетании обеспечивается синтез стабильности и гибкости экономики, ее высокой эффективности и социальной ориентированности. Важное значение имеет также то, что много-укладность дает простор инициативе, поиску нетрадиционных решений, отвергает попытки навязать процессу преобразований жесткие, заранее заданные формализованные рамки. Например, в европейской России к 1913 г. частновладельческие земли в общей их площади составляли около 30%, а казенные и надельные почти 60%. В США в собственности фермеров находится около 35% всех земель, во Франции - 45%, в КНР - около 96% всех земель находится в частном (семейном) пользовании. На территории бывшей ГДР частные земли занимают только 10%. Основная часть земельных фондов Израиля - совместная собственность государства и Еврейского национального фонда. В Великобритании землей в основном владеют крупные помещики (лендлорды), сдающие ее в аренду фермерам. Более 80% пригодных для земледелия и животноводства сельхозугодий Бразилии принадлежит латифундистам и иностранным монополиям, основная масса крестьян собственной земли не имеет и вынуждена арендовать ее или наниматься батраками. Вопрос о рациональном соотношении форм собственности на землю, из-за отсутствия основополагающих законодательных актов о земле, в нашей стране пока решается бессистемно, без каких-либо рекомендаций по величине той или иной формы собственности и их соотношению. В этой связи, в условиях сохранения и развития трех форм собственности на землю, можно рекомендовать следующее соотношение форм земельной собственности: государственная - до 40%, коллективная - до 25% и частная - до 35% всех земельных угодий. В результате такого распределения можно получить эффективную структуру основных форм собственности, опробированную во многих развитых странах, что поможет не впадать в крайности и стабилизировать сельское хозяйство, дав всем формам свободно развиваться в экономически целесообразных пределах, несомненно, при условии всесторонней государственной поддержки. На основе проведенных исследований и предлагается новая структура земельной собственности в период перехода экономики на рыночные отношения.

Ответ студента (15.02.2014)

Земельный участок является недвижимым имуществом и представляет собой часть поверхности земли (в т.ч. почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (п. 2 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации). Границы земельного участка выносятся на местность в процессе проведения землеустроительных работ по межеванию. К средствам, индивидуализирующим земельный участок, относятся план земельного участка, в котором воспроизводятся в графической и текстовой формах сведения об участке, и его кадастровый номер. Земельные отношения представляют собой правоотношения по использованию и охране земель в РФ, урегулированное нормами земельного законодательства (ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации), в котором участвуют следующие лица: граждане, юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования (см. п.1 ст.5 ЗК РФ). Близко к подобного рода отношениям стоят имущественные отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными участками. Последние относятся к гражданско-правовым отношениям (п.3 ст.3 ЗК РФ). ПОНЯТИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ Собственность - это имущественное отношение, причем в ряду имущественных отношений она занимает главенствующее место. Этого, однако, для характеристики собственности недостаточно. Необходимо показать, в каких конкретных формах могут выражаться волевые акты собственника в отношении принадлежащей ему вещи. Разумеется, речь не идет о том, чтобы выстроить в ряд перечень таких актов. Это и невозможно, ибо в принципе собственник может совершать в отношении своей вещи все, что не запрещено законом либо не противоречит социальной природе собственности. Воля собственника в отношении принадлежащей ему вещи выражается во владении, пользовании и распоряжении ею. К ним, в конечном счете, сводятся конкретные акты собственника в отношении вещи. На основании ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Следовательно, владение, пользование и распоряжение - это неотъемлемые составляющие (или правомочия) одного права - права собственности. Земельное законодательство ввело нормы, определяющие специфику реализации этих правомочий в земельных отношениях. Владение - это возможность обладать землей на основании закона. Кроме того, собственник на основании этого права может требовать возврата земли из любого незаконного владения. С правомочием владения соприкается другое правомочие - это пользование. Пользование дает возможность извлекать из земли ее полезные свойства. В отличие от иных видов имущества, возможные варианты использования которых определяют сами собственники, пользование земельным участком, точнее сказать, виды пользования перечислены земельным законодательством. Собственник может использовать землю так, как посчитает нужным, но в рамках целевого назначения земельного участка. Самовольно собственник земли изменить целевое назначение использования не имеет права. Собственник также по своему усмотрению может продать, подарить, обменять, завещать, сдать в аренду, заложить земельный участок, т. е. на основании и в порядке, предусмотренном законом, определить его судьбу. Кроме того, собственники земельных участков могут образовать совместную или общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков, земельных паев. Кроме этих законодательных актов распоряжение земельной собственностью регулируется теперь и частями первой и второй ГК РФ. Защиту нарушенного права собственности на землю осуществляет установленный процессуальным законодательством суд или арбитражный суд. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд (ст. 64 Земельного кодекса РФ). ФОРМЫ СОБСТЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ Согласно ст. 8 Конституции и п. 1 ст. 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В свою очередь, частная собственность подразделяется на собственность граждан и юридических лиц, государственная - на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации, муниципальная - на собственность городских, сельских поселений и собственность других муниципальных образований. В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности как единолично, так и совместно с другими лицами. Частная собственность, субъектами которой выступают граждане и юридические лица, призвана обеспечивать прежде всего их интересы. В силу п. 1 ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество.5 Вместе с тем законом могут быть установлены ограничения для частной собственности путем: определения перечня видов имущества, которое не может находиться в собственности граждан и юридических лиц; установления предельно допустимых количества и стоимости имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц. Новеллой гражданского законодательства является указание на то, что количество и стоимость имущества, находящегося в частной собственности, могут ограничиваться только федеральным законом и только в случаях, прямо предусмотренных п. 2 ст. 1 ГК РФ: с целью защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства. Например, законом может быть установлен предельный размер земельного участка, находящегося в собственности граждан и юридических лиц. Исходя из объема правоспособности юридических лиц, коммерческие организации могут быть собственниками любого имущества, кроме случаев, установленных законом или учредительными документами (так как они имеют общую правоспособность). Некоммерческие юридические лица (у них целевая правоспособность) могут приобретать только имущество, соответствующее целям их деятельности. Объектом федеральной собственности может быть любое имущество без каких-либо ограничений. В том числе, только в федеральной собственности может находится имущество, изъятое из оборота. Круг объектов права собственности субъектов Российской Федерации имеет ограничения. В его состав не могут входить объекты исключительной федеральной собственности.



Просмотров