Фкз от 5 февраля. Федеральные конституционные законы

Поправка в Конституцию Российской Федерации предусматривает формирование единого высшего судебного органа в виде Верховного Суда Российской Федерации (далее – ВС Российской Федерации). Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (далее – ВАС Российской Федерации) при этом упраздняется, отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия передаются ВС Российской Федерации.

Цели реорганизации – обеспечить единый подход к отправлению правосудия в отношении граждан и юридических лиц, установить общие правила организации судопроизводства, добиться единообразия в судебной практике. Также данная мера позволит исключить отказы в судебной защите в случае спора о подведомственности дела.

ВС Российской Федерации станет высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам. Он также будет надзирать за деятельностью судов и давать разъяснения по вопросам судебной практики.

На реорганизацию отводится 6 месяцев. Ранее назначенные судьи ВАС и ВС Российской Федерации продолжат исполнять свои полномочия до начала работы ВС Российской Федерации. Он будет состоять из 170 судей. Предусмотрен особый порядок формирования первоначального состава нового ВС Российской Федерации.

Для отбора кандидатов на должности судей создается Специальная квалификационная коллегия из 27 членов. В нее войдут по 1 представителю от Президента Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации и общероссийских общественных объединений юристов. Остальных 24 членов коллегии изберут советы судей субъектов Российской Федерации из своего состава – по 3 члена от каждого федерального округа.

Кроме того, будет сформирована Специальная экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи ВС Российской Федерации. Она будет состоять из 11 членов (3 – от общероссийских общественных объединений юристов и 8 – от советов судей субъектов Российской Федерации).

Закреплено, что одни и те же лица не могут быть членами коллегии и комиссии. Судей ВС Российской Федерации будет назначать Совет Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Ряд поправок касается прокуратуры. Установлено, что Совет Федерации будет назначать по представлению Президента Российской Федерации не только Генерального прокурора Российской Федерации, но и его заместителей. Ранее они назначались Советом Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

Также Президенту Российской Федерации передаются полномочия назначать прокуроров субъектов Российской Федерации. Он будет делать это по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Ранее Генеральный прокурор Российской Федерации самостоятельно назначал их по согласованию с субъектами Российской Федерации.

Президент Российской Федерации будет назначать и всех иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Введение

Данная исследовательская работа в области правозащитных органов Российской Федерации посвящена проблеме объединения Высшего Арбитражного суда РФ и Верховного суда РФ.

Выбранная мною тема в последнее время предельно актуальна в нашем государстве, так как осуществляется глобальная судебная реформа - объединение Высшего Арбитражного суда и Верховного суда Российской Федерации. Для реализации этой реформы требуется внесение изменений в Конституцию РФ, Федеральные конституционные законы, строительство нового здания Суда, переезд судей в город Санкт - Петербург, назначение новых судей на должность. Как положительные, так и отрицательные отзывы о реформе уже высказали заслуженные деятели в области юриспруденции.

Целью работы: рассмотреть проект объединения Высшего Арбитражного суда Российской Федерации и Верховного суда Российской Федерации. конституция верховный суд арбитражный

В основу работы положены: метод анализа, а также системный метод. Использование данных методов позволяет шире и глубже подойти к изучению данной темы.

Реферат состоит из введения, 1 главы, заключения и списка использованной литературы.

Анализ закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"

До 2013 г. Конституцией Российской Федерации от 12.12.1993 г. было предусмотрено, что Высшими судебными органами являлись Верховный суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный суд являлся высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам. Высший Арбитражный Суд РФ являлся высшим судебным органом по разрешению экономических споров.

21 июня 2013 года Президент Российской Федерации В.В.Путин на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге предложил объединить Верховный суд и Высший арбитражный суд Российской Федерации. По словам Президента, объединение судов позволит обеспечить единые подходы к разрешению споров с участием как граждан, так и организаций, а также с органами государственной власти и местного самоуправления. По мнению Представителя высших судов в правительстве РФ Михаила Барщевского, "Реформа решит ряд проблем -- единообразие судебной практики, независимость судов, сокращение аппарата".

22 ноября 2013 г. Государственной Думой РФ был одобрен Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", который вступил в силу 06.02.14г.

Одну из самых важных поправок внесли в статью 126 Конституции Российской Федерации: Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики." (в функции ВС РФ добавлено разрешение экономических споров - ред.).

Со дня вступления в силу настоящего Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации устанавливается переходный период сроком на шесть месяцев, в течение которого Высший Арбитражный Суд Российской Федерации упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, передаются в юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации.

В течение переходного периода, 6 месяцев, Судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, назначенные до вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, продолжают осуществлять свои полномочия до начала работы Верховного Суда Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации, образованный в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, формируется в составе 170 судей.

В целях формирования первоначального состава Верховного Суда Российской Федерации, создается Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации. Указанная коллегия состоит из 27 членов коллегии. В состав коллегии входят по одному представителю Президента Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации и общероссийских общественных объединений юристов. Остальные 24 члена коллегии избираются советами судей субъектов Российской Федерации из числа членов этих советов - по три члена коллегии от действующих на территории каждого федерального округа советов судей субъектов Российской Федерации.

Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации в переходный период:

1) объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей судей Верховного Суда Российской Федерации; 2) рассматривает в установленном порядке заявления граждан, претендующих на указанные должности; 3) принимает в установленном порядке решения о рекомендации кандидатами на указанные должности.

Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации после осуществления процедур представляет Президенту Российской Федерации кандидатов для назначения в установленном порядке на должности судей Верховного Суда Российской Федерации.

Прием квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации при формировании его первоначального состава осуществляет Специальная экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации.

Являются вторым по значению источником права применительно к правоохранительным органам. К ним можно отнести следующие федеральные конституционные законы:

Их юридическое значение определяется тем, что они могут быть приняты только по вопросам, прямо указанным в Конституции РФ (ст. 108). Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

Федеральные законы

Являются третьей по важности нормативной основой правоохранительной сферы. К их числу в рассматриваемой сфере можно отнести следующие федеральные законы:

от 29 декабря 1999 г. № 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации";

от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации";

от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов";

от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации";

от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации";

от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации";

от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ "О судебных приставах"; от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции"; от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации";

Важную группу федеральных законов образуют процессуальные кодексы, частично регулирующие институциональные вопросы: УПК РФ, ГГ1К РФ, АПК РФ, КоАП РФ.

Юридическое значение федеральных законов определяется тем, что они принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации (ст. 105 Конституции РФ). Затем федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его (ст. 107 Конституции РФ). Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. При этом в отличие от федеральных конституционных законов, в подписании которых Президент РФ не вправе отказать, в отношении федеральных законов Президенту РФ принадлежит право вето, т.е. право на отклонение закона. Вето Президента РФ может быть преодолено повторным рассмотрением данного закона Государственной Думой и Советом Федерации в установленном Конституцией РФ порядке. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ).

Законы субъектов РФ – четвертый по силе источник. К ним, например, относятся законы о порядке назначения на должность (избрания) и организации деятельности мировых судей.

Законы, принимаемые субъектами РФ, не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным и Российской Федерации, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным в соответствии с ч. 4 ст. 76 Конституции РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

Указы Президента РФ – следующий по силе источник. Среди наиболее важных – указы об утверждении положений о министерствах и ведомствах. К примеру, Указ Президента РФ от 5 июня 2003 г. № 613 "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ". Не менее значимы также указы о назначении судей и других должностных лиц государственных правоохранительных органов.

Указы Президента РФ (и его распоряжения) обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ). Они принимаются по вопросам, отнесенным к компетенции Президента РФ Конституцией РФ (ст. 80, 83–89 Конституции РФ).



Просмотров