Егэ по обществознанию. ЕГЭ по обществознанию: разбираем задания с учителем

Олимпиадные задания по обществознанию для учащихся 10-11 классов

10-11 классы (1 час) 48 баллов

1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу. 8 баллов

1.1.Какого типа социального контроля не существует

а) Формального и неформального б) Контроля Эго и супер-эго

в) Внутреннего и внешнего г) Аффективного

1.2. Маргинальность – это

а) Состояние индивида, при котором он входит в две и более группы, но при этом до конца не разделяет нормы и ценности ни одной из них

б) Стремление соответствовать нормам и ценностям группы

в) Полное или частичное нарушение норм и ценностей группы

г) Напряжение, возникающее у личности в случае несоответствия ожиданиям группы.

1.3. Наглядно-чувственный образ предметов и явлений, получаемый через органы чувств, но сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия, называется:

а) ощущением б) восприятием в) представлением г) воображением

1.4.Только для президентской республики характерны следующие утверждения

а) в президентской республике имеет место наиболее четкое разделение властей

б) президент обладает отлагательным вето

в) президент является главой исполнительной власти

г) президент избирается путем всенародного голосования

1.5. Какая идеология отрицала принцип разделения властей?

а) либеральная б) коммунистическая в) неолиберальная г) христианско-демократическая

1.6. Десятая конфета не доставляет такого удовольствия, как первая. Это пример:

а) общей полезности б) закона убывающей полезности в) дефицита г) альтернативной стоимости

1.7. Взаимозаменяемые товары:

а) имеют одинаковую цену б) дополняют друг друга при сбыте в) конкурируют друг с другом на рынке г) стимулируют сбыт друг друга

1.8.Какой орган осуществляет надзор за исполнением законов в РФ?

а) суд б) прокуратура в) Совет Федерации г) следственное управление

2. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ. 3 балла

1. Способность к труду, свойство отражать объективную действительность в образах, возможность культурного наследия.

2. Удовлетворение важнейших потребностей общества, наличие устойчивых форм организации людей, наличие комплекса статусов, традиций, ритуалов, норм и ценностей_____________________________________________________________.

3. Территория, суверенитет, публичная власть, право принятия законов, взимания налогов, символика.

_____________________________________________________________.

3. Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного в таблице списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте! 10 баллов

Первым источником религиозно-философской мудрости и мысли стала так называемая 1_______________, в которой сильны проявления мифологического сознания. Более понятной и вместе с тем философской является другая группа текстов, появившаяся позднее – 2 _____________________(само это слово обозначает процесс обучения мудрецом своих учеников). Именно в этих текстах впервые была выражена идея 3____________ – переселения душ живых существ после их смерти. Согласно закону 4____________, тот, кто совершал благие действия, жил в согласии с моральными нормами, родится в будущем представителем одной из высших 5 _______ общества.

Иными словами, каждый получает то, что заслуживает. Чтобы быть достойным лучшей доли в будущем, человек должен добрыми делами и праведной жизнью искупить свой кармический долг прежних существований. Самый надежный путь – жизнь 6___________.

Еще одним способом освобождения души является комплекс практических упражнений, самоконтроль, жесткая дисциплина, а именно – система 7_________________. Цель этапов тренировки – достижение состояния, помогающего освобождению 8_________________.

1. Ведическая литература 2. Карма 3. Упанишады 4. Аскет-отшельник 5. Реинкарнация 6. Каста

7. Йога 8. Конфуцианство 9. Путь «дао» 10. «Инь» 11. «Янь» 12. Душа

4. Установите соответствие : Между термином, описывающим культурно-исторический период и его определением. (5 баллов)

Определение

Античность

Расцвет искусств и наук под влиянием заново открытых античных текстов и художественных образцов

Эллинизм

Культура «греко-римской древности»

Средние века

Эту эпоху итальянский поэт и гуманист

Петрарка называл «темными веками»

Возрождение

Эту эпоху Иммануил Кант называл «выходом человека из состояния своего несовершеннолетия»

Эпоха распространения и доминирования

греческого языка и культуры, на территориях

завоеванных Александром Македонским

2

5. Решите правовую задачу 12 баллов

5.1. Несовершеннолетнему Андрею исполнилось 15 лет. Он с друзьями решил отметить день рождения. Ребята приобрели и распили крепкие спиртные напитки в парке. В результате сильного алкогольного опьянения Андрей и его друзья стали приставать к гражданам в парке, сопровождая свои действия нецензурной бранью. Они разбили несколько плафонов на фонарях, установленных в парке. Данные действия заметили сотрудники полиции и общественной безопасности и пресекли действия несовершеннолетних правонарушителей. Один из сотрудников обещал всей группе длительные сроки ареста по всей строгости Уголовного кодекса РФ. Как следует квалифицировать действия несовершеннолетних? Какое они понесут наказание, если Андрею на момент совершения деяния исполнилось 15 лет, а его друзья старше на один год? Прав ли сотрудник полиции?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

5.2. За брак в работе токарю Ермакову был объявлен выговор. Кроме того, его частично лишили премии. Считая, что за один поступок не может быть два наказания, Ермаков обратился в Комиссию по трудовым спорам с просьбой отменить приказ о лишении премии.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Решите логическую задачу. 5 баллов

На экономическом саммите встретились главы трех государств – А, В и С. Один из них был законно избранным президентом, второй – наследный монархом, а третий военным диктатором. Когда у них спросили, кто есть кто, ответы были следующие:

А: «В монарх, а С – диктатор»В: «А – законно избранный президент»

С: «Диктатором являюсь я или А»

Как выяснилось впоследствии, правду сказал лишь тот из них, кто был монархом. Определите, есть кто. Обоснуйте свой ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. 5 баллов Индийская притча гласит: Однажды Акбар начертил прямую линию и, обратившись к министрам, сказал: «Как сделать эту линию короче, не прикасаясь к ней?». Бирбал считался самым мудрым человеком в государстве. Он подошел и …

Как вы думаете, что сделал Бирбал? Что он хотел показать этим своим действием? Обоснуйте ответ.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Ответы:

1 задание: 1 2 3 4 5 6 7 8

абв а в ав б б в б

2 задание: 1. отличия человека от животного, 2. социальные институты, 3. признаки

государства

3 задание: 1 3 5 2 6 4 7 11

4 задание:

2

5 задание:

5.1. Действие несовершеннолетних следует квалифицировать как административное правонарушение. Андрей не может нести уголовную ответственность, так как она наступает в РФ с 16 лет в общих случаях. В особо тяжких случаях она наступает раньше. Поскольку поведение юношей носит характер административных нарушений, то и санкции к ним будут применены по Административному кодексу. Сотрудник полиции не прав.

5.2 .Согласно Трудовому Кодексу РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

При этом за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

6 задание: А диктатор, В президент, С монарх

7 задание: Он начертил рядом с этой линией другую прямую линию, но более длинную, тем самым умалив достоинство первой.

Примерное обоснование: возможно он хотел показать относительность наших понятий – оценка вещей (их длины, значимости, достоинства, величины) зависит от нашего восприятия и наших ожиданий.

Допустимы другие ответы при условии их грамотного и оригинального

обоснования.

1.Русский поэт Н.А.Некрасов писал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» .
— Как вы понимаете смысл этого высказывания?
— Что вкладывает Н.А.Некрасов в понятие «гражданин»?
— Как он понимает миссию поэта в обществе?
— Как соотносятся понятия «поэт» и «гражданий»?
— Почему Н.А.Некрасов считает, что «быть гражданином» – обязанность каждого?
— Н.А.Некрасов жил в 19 веке, актуально ли его утверждение сегодня?

II. Практическая часть

  1. Что из перечисленного относится к характеристикам:
    1. Индустриальной цивилизации
    1. 2. Традиционного общества
    А) Общество и природа находятся в состоянии относительного синтеза
    Б) Главный регулятор общественных отношений – обычаи и традиции
    В) «Скачкообразный» характер развития
    Г) Низкий уровень социльной мобильности, иерархичность общества
    Д) Довление общества над природой, максимальное использование природных ресурсов
    Е) Регулятором общественных отношений является система писаных норм, изменяемых в соответствии с меняющимися условиями
    Ж) Высокий уровень социальной мобильности, базирующийся на формальном политическом равноправии
  2. Соотнесите понятия:

Запишите ответ:

  1. Основной Закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан, отражается в содержании понятия …
    __________________________________________________________
  2. Форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путём всеобщего народного голосования характеризуется в содержании понятия …
    ___________________________________________________________
  3. Вводная часть законодательного или иного правового акта, в которой излагаются его цели и задачи, характеризуется в содержании понятия…
  4. Коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчинённых ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти, характеризуется в содержании понятия…
    ____________________________________________________________
  5. Истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам; тяжкое преступление против человечества характеризуется в содержании понятия…
    ____________________________________________________________

III. Тестовые задания (имеют один правильный ответ)

А1. Термин «конституция» впервые возник в ….

  1. Новое время
  2. период Античности
  3. эпоху Возрождения
  4. средние века

А2. Исторически первый способ принятия конституции — ….

  1. законодательным органом власти
  2. референдумом
  3. «дарование» монархом
  4. специально созданным для этой цели органом

A3. Документ, имеющий высшую юридическую силу по отно­шению ко всем правовым актам государства, — ….

  1. Международный пакт о гражданских и политических правах
  2. Всеобщая декларация прав человека
  3. заключения Конституционного суда
  4. Конституция

А4. Верно ли, что действие конституционных норм осущест­вляется:
А) непосредственно;
Б) посредством конкретизации в других законодательных актах?

А5. Верно ли, что принцип прямого действия конституцион­ных норм означает, что:
А) если нет законов, конкретизирующих конституционную нор­му, то данная норма может быть реализована непосредственно;
Б) гражданин может прямо обратиться в суд на основании кон­ституционной нормы?

2)верно Б) 4) оба суждения неверны

А6. Для прочности брака необходимо….

  1. превосходство мужа
  2. доминирование жены
  3. высокий уровень благосостояния
  4. сходство во взглядах и ожиданиях супругов

А7. Наиболее негативными демографическими тенденциями является(ются)….

  1. очень низкие темпы роста народонаселения
  2. очень высокие темпы роста народонаселения
  3. старение населения, нарушение тендерного равновесия
  4. устойчивое превышение смертности над рождаемостью

А8. Сложность демографической ситуации в современном мире связана с ….

  1. увеличением численности населения нашей планеты
  2. продовольственными проблемами
  3. экологическим кризисом
  4. миграционными процессами

А9. Верно ли, что в миграционную политику государств вхо­дит решение задач:
А) расселения людей на новых местах жительства;
Б) обеспечения бытовых и культурных условий жизни?
1) верно А) 3) верны оба суждения
2) верно Б) 4) оба суждения неверны

А10. Верно ли, что для возрастного состава Беларуси характерно:
А) увеличение количества лиц молодого возраста;
Б) влияние последствий первой мировой войны?
1)верно А) 3) верны оба суждения
2)верно Б) 4) оба суждения неверны

А11. Молодые люди в современных условиях:
А) раньше, чем в прошлом, начинают самостоятельную жизнь;
Б) сталкиваются с удлинением сроков обучения.
1)верно А) 3) верны оба суждения
2)верно Б) 4) оба суждения неверны

А12. Молодежные субкультуры — это:
А) форма доминирующей культуры;
Б) четко оформленные субкультуры.
1)верно А) 3) верны оба суждения
2)верно Б) 4) оба суждения неверны

ОТВЕТЫ

II. Практической части:
Вопрос 1.

  1. В, Д, Е, Ж
  2. А, Б, Г

Вопрос 2
1-Б,
2-Г,
3-В,
4-Д.

Вопрос 3
Конституция

Вопрос4
Референдум

Вопрос 5
Преамбула

Вопрос 6
Правительство (Совет Министров)

Вопрос 6
Геноцид

III. Тестовые задания
А1. — 2
А2. — 3
А3. — 4
А4. — 3
А5. – 3
А6. – 4
А7. — 4
А8. — 1
А9. — 3
А10. – 4
А11. — 2
А12. – 2

Тестовые задания

1. Сущность проблемы «Севера» и «Юга» состоит в

А) росте культурного многообразия

Б) формировании сети международных террористических организаций

В) истощении природных ресурсов

В) разрыве в уровне экономического развития регионов планеты

2. Человек воздействует на природу:

А) его влияние не имеет последствий

Б) благоприятно

В) неблагоприятно

Г) и благоприятно, и неблагоприятно

3. Характерной чертой индустриального общества является

А) слабость и неразвитость демократических институтов

Б) преобладание коллективного сознания над индивидуальным

В) преобладание частной формы собственности

Г) широкое использование внеэкономического принуждения к труду

4. А. Тойнби сформулировал закон:

А) единства и борьбы противоположностей

Б) «вызов - ответ»

В) смены общественно-экономических формаций

Г) классовой борьбы

5. Верны ли следующие суждения о самопознании?

1 - Идеальное «Я» - это представление о том, каким хотят меня видеть окружающие.

2 - Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.

А) оба суждения неверны

Б) верно только второе

В) оба суждения верны

Г) верно только первое

6. В познавательной деятельности в отличие от трудовой:

А) субъектом выступает отдельная личность

Б) средства должны соответствовать целям

В) цель состоит в получении достоверного знания

Г) результатом является новый продукт

7. Общность языка, верований, обычаев, символов присуща культуре

А) элитарной

Б) массовой

В) национальной

Г) обыденной

8. Верны ли следующие суждения о самообразовании? Самообразованием можно заниматься для

1 - заочного приобретения образования.

2 - повышения индивидуального уровня культуры.

А) верны оба суждения

Б) оба суждения неверны

В) верно только второе

Г) верно только первое

9. Целью правового государства является

А) создание вертикали власти

Б) формирование правовой культуры общества

В) развитие механизмов, сдерживающих инфляцию

Г) создание законодательной системы

10. Верховная власть в государстве N . передается по наследству. Какая дополнительная позволит сделать вывод о том, что государство N. Является абсолютной монархией?

А) парламент утверждает ежегодную сумму, выделяемую на содержание двора

Б) монарх является верховным главнокомандующим

В) власть монарха не имеет законодательных ограничений.

Г) монарх утверждает главу кабинета

Открытые вопросы

Вопрос 1

Назовите общее понятие для приведенных ниже:

Инвестор, брокер, андеррайтер, дилер.

Государственные органы, территория, исключительное право издавать законы, сбор налогов.

Вопрос 2

Валютная спекуляция, тариф на экспорт, экспортная субсидия, импортная квота, эмбарго.

Верховенство закона, взаимная ответственность государства и личности, разделение властей, выборность органов государства.

Насилие, убеждение, наследство, богатство, знания.

Вопрос 3

Сотрудники Следственного комитета при расследовании убийства получили оперативную информацию, согласно которой одним из подозреваемых является гражданин М., и что указанный гражданин на следующий день после убийства был на исповеди у священника К. Для проверки версии о причастности гражданина М. к убийству К. был вызван на допрос в качестве свидетеля. Обязан ли К. давать показания? Ответ обоснуйте.

Вопрос 4

Вставьте понятие:

Это часть общих издержек фирмы, величина которых зависит от объема выпуска. Большая часть этих издержек приходится на труд и сырье.

Накопленная сумма дефицитов государственного бюджета, то есть общий объем непогашенных государственных обязательств (внешних и внутренних).

Вопрос 5

Проанализируйте следующую информацию и ответьте на поставленные вопросы.

Участник научного симпозиума гражданин Н. заявил, что государство должно исключить «агрессивное насилие», то есть применение силы или угрозы применения силы к другому лицу, или его имуществу, вопреки воле этого лица. При том, запрет на агрессивное насилие должен быть правовым, а не этическим, то есть нарушения данного запрета должны преследоваться в судебном порядке.

Каких идеологических взглядов придерживается гражданин Н? Кто из современных российских экономистов или политиков разделяет эти взгляды?

Ответы на тесты

Тестовое задание

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Ответ

Тестовое задание

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

№ 10

Ответ

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1:

1 - профессиональные участники рынка ценных бумаг.

2 - характерные признаки государства

Ответ на вопрос 2:

Что является лишним в каждом ряду? Лишнее выпишите и объясните, почему вы так решили.

1 - Валютная спекуляция. В ряду приведены примеры внешнеторговой политики, а валютная спекуляция является примером получения доходов физическими или юридическими лицами на валютном рынке от спекуляций с валютой.

2 - Лишним является выборность органов государства, поскольку она не является существенным признаком правового государства.

3 - убеждение – метод властвования, остальные – источники власти.

Ответ на вопрос 3:

К. не обязан давать показания, т.к. в соответствии со ст. 56 УПК РФ священнослужитель не подлежит допросу в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди.

Ответ на вопрос 4:

1 - Переменные издержки

2 - Государственный долг

Ответ на вопрос 5:

Либертарианской идеологии. Например, Андрей Илларионов

I. Установите верность или ложность утверждений («Да» или «Нет») и занесите ответы в таблицу:

1. Социальное развитие современной России не характеризуется стабильностью социальных статусов людей.

2. Проведение ежегодных ярмарок вакансий для молодежи является примером функционирования рынка информации.

3. Уголовное право относится к отраслям публичного права.

4. Для традиционного общества характерно рациональное восприятие мира.

5. Регулирование экономики с помощью эмиссии банкнот, изменения учетной ставки и нормы обязательных резервов является основой фискальной политики государства.

6. Тенденция к межнациональной интеграции проявляется в сепаратизме.

7. Для философов эпохи Просвещения характерно представление об истории человечества как о непрерывном прогрессе всех сторон жизни общества.

Ответ:

Да

Нет

Да

Нет

Нет

Нет

Да

II. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

1. Д. Кейнс, Д. Риккардо, А. Смит, М. Фридман

2. Выражение изысканных вкусов определенной части общества, сложность и противоречивость, расчет на узкий круг.

Ответ: 1. Ученые экономисты. 2. Черты элитарной культуры.

III. Что является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение.

1. Унитарное государство, светское государство, федеративное государство, конфедерация.

2. Искусство, наука, здравоохранение, образование.

Ответ: 1. Светское государство, остальное формы государственного устройства.

1. Здравоохранение, так как остальное – элементы духовной сферы.

IV. Заполните пропуски в ряду.

1. Партия, победившая в выборах и сформировавшая правительство – правящая партия; партия, выступающая за коренное и насильственное изменение существующего строя - ________________; партия, предлагающая альтернативную правительственную программу общественного развития - __________________.

2. Право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой - __________________; право на жилище – социальное право; право на проведение собраний, митингов, демонстраций - ______________.

Ответ: 1. Революционная. 2. Личное право.

Оппозиционная. Политическое право.

V. Соотнесите исторический тип общества с фрагментами, которые его характеризуют.

Типы общества

Характеристика общества

  1. Аграрное общество

А . Возможность совершения покупок и оплаты услуг через Интернет, не выходя из дома в любое время суток по всему Миру из любой точки планеты Земля.

  1. Индустриальное общество

Б . По высказываю Всероссийского старосты М. И. Калинина – Морозовская стачка «…это первая стачка, которая послужила зеркалом, где рабочие увидели тот способ, тот метод, ту дорогу, по которой они могут идти, чтобы улучшить свое положение».

  1. Постиндустриальное общество

В . «Выборы через Интернет могут стать реальностью» - сообщает информационное агентство «Инерфакс».

Д . Чрезмерные капиталовложения в тяжелую промышленность подорвали финансовую систему страны. Нехватка средств заставила государство прибегнуть к принудительным внутренним займам.

Е . Рыцари без ссор и беззлобно проводят остаток дня, соревнуясь между собой. Кто берет верх в той игре того Артур награждает каким-либо подарком.

Ж . Наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни: наука становиться массовым видом деятельности.

З . «Люди больше не связаны между собой кастами, корпорациями или радами и потому весьма сильно склоняются к тому, чтобы заниматься исключительно своими интересами и впасть в индивидуализм». (А. де Токвиль)

Ответ:

Б, Д, З

А, Г, Ж

VI. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

  1. В детскую поликлинику одного из районов Самары, подбросили маленького мальчика. Кто является его родителями и где они, установить не удалось.
  2. Гражданином какого государства будет являться мальчик?
  3. Обоснуйте свой ответ.
  4. 17-летний Василий Петров устроился на предприятие «Старт». Он заключил трудовой договор, куда с его согласия было включено условие об испытательном сроке продолжительностью 3 месяца. По окончанию этого срока Петрова уволили, признав неудовлетворительными результаты испытания.

Правомерно ли увольнение Петрова?

Свое мнение обоснуйте.

Ответ: 1. Мальчик является гражданином РФ (1 балл.). По закону о гражданстве РФ «ребенок, родившийся на территории РФ, если оба родителя его неизвестны, является гражданином РФ. Т. Н. «принцип почвы».

2. Нет (1 балл). По трудовому кодексу РФ для лиц, не достигших 18 лет, испытательный срок при приеме на работу не устанавливается

VII. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из приведенного списка. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Обратите внимание – в списке слов больше, чем пропусков!

Большое распространение в ______________ получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения ________ членство ___________ и ____________ партии. Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ____________, а основой их строения является комитет активистов. Они формируются обычно ___________ на базе различных ____________ фракций, объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только вовремя ___________. Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается ___________ единству членов партии. Такие партии чаще всего формируются ___________, на основе профсоюзных и иных _________ движений, отражающих интересы различных социальных ___________.

Ответ: 9, 13, 21, 7, 18, 19, 14, 11, 16, 1, 2, 10

VIII. Проанализируйте представленные стихотворные отрывки. В них в образной форме отразились известные из курса обществознания социальные явления и научные понятия. Определите их и подпишите под каждым стихотворным отрывкам.

О, сколько нам открытый чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений парадоксов друг,

И случай, бог-изобретатель.

(А. С. Пушкин)

А)______________________
Б) ______________________

В) _____________________

2. Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно

(Н. А. Заболоцкий)

Г) _______________________

Ответ: 1. А) Чувственное познание, Б) Рациональное сознание, В) Интуитивное познание

2. Г) Художественный образ

IX. Прочитайте текст и выполните задание к нему.

1. Дайте определение всем пронумерованным терминам.

2. О каких сферах (подсистемах) общественной жизни идет речь в тексте? Какой из них отводится определяющая роль?

3. Что входит в состав производительных сил общества кроме их материально-технической части?

Развитие экономической системы (1) является основой экономического прогресса (2). Его основу составляет развитие материальных производительных сил, которые ведут к росту, производительности труда (3). Обновление материально-технической базы порождает новые знания (4) и навыки работников, меняет существующее общественное разделение труда. Параллельно прогрессу техники и, опережая его, идет развитие науки (5), прикладные отрасли которой непосредственно ориентированы на применение результатов научного знания для решения производственных и социально-практических проблем. Одновременно увеличивается объем и структура потребностей (6), меняются способы их удовлетворения, существенно изменяется сам образ жизни.

Ответ: 1.1). Совокупность экономических процессов производства. Обмена, распределения, потребления, организационных форм и механизма хозяйственной деятельности.

2). Направление развития, характеризующиеся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

3). Количество продукции, выпушенной в единицу времени.

4). Результат познания, процесса постижения действительности в ходе активного отражения сознанием человека объективных отношений и закономерностей реального мира.

5). Система знаний; форма духовной жизнедеятельности общества, направленная на производство объективно-истинных знаний о природе, обществе, человеке.

6). Нужда, необходимость чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности человека и общества в целом.

2. Экономической, социальной и духовной жизнедеятельности общества, направленная на производство объективно-истинных знаний о природе, обществе, человеке.

2. Рабочая сила.

X. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Недавно состоявшаяся конференция была посвящена проблеме международной безопасности. (Б) Вызывает сожаление недооценка рядом стран значения этих проблем. (В) Тем не менее, нынешняя конференция собрала больше участников, чем прошлогодняя.

(Г) Это, скорее всего, результат успешного использования возможностей СМИ для освещения целей форума.

Определите, какие положения текста носят

1. Фактический характер

2. Характер оценочных суждений

Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

Ответ:

XI. Ученые должны грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (буквы) вместо пропусков.

1. Экз…стенц…лизм – философия существования.

2. С…т…ит – исполнитель чужой воли.

3. М…нт…л…тет – образ мышления личность или общественной группы.

4. М…н…д…мент – управление производством.

5. КС…н…ф…бия – нетерпимое отношение ко всему непривычному, чужому.

6. И…п…ч…ент – особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц.

7. Пр…ц…дент – случай, имевший ранее место и служащий примером для последующих случаев подобного рода.

8. С…гр…гация – вид расовой дискриминации

9. Д…в…львация – официальное понижение стоимости денежной единицы

10. С…п…ратизм – стремление к отделению, обособлению.

Ответ: 1. Экзистенциализм. 2. Сателлит. 3. Менталитет. 4. Менеджмент. 5. Ксенофобия. 6. Импичмент. 7. Прецедент. 8. Сегрегация. 9. Девальвация. 10. Сепаратизм.

XII. Приведите в соответствие имена мыслителей и принадлежащие им высказывания. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем высказываний.

Высказывания

Имена

А. «В соответствии с общественным договором человек теряет собственную свободу, а приобретает свободу гражданскую и право собственности на все, чем обладает»

Б. «Рыночная экономика, основывается на свободной конкуренции, может существовать сама по себе».

В. «Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни».

Г. «История до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов»

Д. Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов».

Е. Человек есть не что иное, как ряд его поступков».

Ж. «Умирая, культура превращается в цивилизацию».

1. Г. Гегель

2. О. Конт

3. М Вебер

4. А. Смит

5. К. Маркс, Ф. Энгельс

6. Ж.Ж. Руссо

7. О. Шпенглер

8. Ж.П. Сартр

9. Вольтер

Ответ:

XIII. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение. В схему запишите только порядковые номера понятий и терминов.

1. Мифологическое. 2. Общечеловеческое. 3. Исторический тип. 4. Жизненно-практическое. 5. Групповое. 6. Степень теоретической «зрелости». 7. Критерии классификации мировоззрения. 8. Религиозное. 9. Индивидуальное. 10. Субъект. 11. Философское. 12. Теоретическое.

Ответ:

XIV. Прочитайте текст и назовите социальный процесс, который иллюстрирует приведенные в условии факты. Укажите две стороны социального статуса, упомянутые в условии задания. Как изменилась связь между этими показателями за два поколения?

Рожденный в низкой касте индиец Ганасет стал программистом и сейчас возглавляет фирму по производству компьютерных процессоров. Его дед был поденным рабочим и по своей кастовой принадлежности не мог стоять рядом с людьми из высших каст.

Ответ: 1. Социальный процесс: вертикальная социальная мобильность.
1. Два показателя социального статуса: а) кастовая принадлежность; б) профессия.
2. 3. Пояснение изменения связи: если раньше человек низкой касты мог выполнять только тяжелую и малооплачиваемую работу, то спустя десятилетия такая связь между кастовой принадлежностью и профессией, которой может владеть человек, была разрушена.

XV. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.

1. Основной Закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической систем данной страны.

2. Предусмотренная законом возможность участника правоотношения осуществлять определенные действия или требовать известных действий от другого участника этого правоотношения.

3. Совокупность социально-экономических и правовых мер, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его важнейших прав и свобод.

4. Официальное провозглашение государством, партиями, международными, межгосударственными организациями основных принципов.

5. Максимальная открытость и правдивость в деятельности государственных и общественных организаций; действенная и активная форма участия общественного мнения в демократическом решении важнейших проблем страны.

6. Денежная выплата, которая производится гражданам в случаях, предусмотренных законодательством, одна из форм материального обеспечения в старости при болезни и потери трудоспособности.

7. Лицо, не являющееся гражданином данной страны и не обладающее доказательствами, которые могли бы установить принадлежность его к гражданству какого-либо иностранного государства.

8. Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

9. Решение важных вопросов общественной и государственной жизни прямым голосованием избирателей.

10. Возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, школ, идеологий, различных политических партий и организаций с неодинаковыми целями и программами.

11. Контроль официальных властей за содержанием произведений, предназначенных к печати, прокату, выпуску, постановке и т.д.

12. Общественное признание населением страны законности действующих институтов государственной власти.

Ответ: 1. Конституция. 2. Правомочие. 3. Гарантия. 4. Декларация. 5. Гласность. 6. Пособие. 7. Апатрид. 8. Образование. 9. Референдум. 10. Плюрализм. 11. Цензура. 12. Легитимность.

Слово по вертикали: тоталитаризм - политическая (государственная) система, осуществляющая или стремящаяся осуществлять ради тех или иных целей абсолютный контроль над всеми сторонами жизни общества.

XVI. Установите соответствие между типами политических партий и их функциями; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Функции

Типы политических партий

А) формирование кабинета министров

1) правящие

Б) реализация в деятельности органов власти своей политической программы

2) оппозиционные

В) выработка альтернативного политического курса

Г) критика деятельности правительства

Ответ:

XVII. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свою точку зрения по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опят.

1. Философия- « Наука- сила: она раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия» (А.И Герцен);

2. Социальная психология-« С позиций гуманизма успех-это не просто продукт социальных обстоятельств, а свободное существо, субъект деятельности, познания и творчества». (А. Радугин)

3. Экономика-«Свобода экономическая не может быть свободой от экономических забот; это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ответственность, связанные с правом выбора»

(Ф. Хайек)

4. Социология - «Свобода –есть право на неравенство». (Н.Н. Бердяев)

5. Политология - «Рядом с деятельностью государства необходимо предоставить возможность и широкий спектр личной свободе. Цель общественной жизни состоит в гармоническом соглашении обоих элементов, а не в пожертвовании одним в пользу другого». (Б.Чичерин)

6. Правоведение –«Наказание не может быть вечным, но вина пребывает вовек» (изречение из римского права).

Критерии оценивания ответа на эссе. 1) Раскрытие смысла высказывания.

а) Смысл высказывания раскрыт или содержание ответа даёт представление о его понимании.

б) Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не говорит о его понимании.

2) Представление и пояснение собственной позиции

а) Представлена и пояснена собственная позиция.

б) Собственная позиция не представлена.

3) Характер и уровень приводимых суждений и аргументов.

а) Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы.

б) Раскрытие аспектов приведены без использования фактического материала.

в) Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации.

г) Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации. -

Тестовые задания

1. Сходство человека и животного проявляется в том, что они обладают

А) биологическими потребностями

Б) членораздельной речью

В) рациональным мышлением

Г) возможностями саморазвития

2. Семья Н. откладывает деньги на покупку автомобиля. Это характеризует такие человеческие потребности, как

А) материальные

Б) физиологические

В) духовные

Г) социальные

3. Верны ли следующие суждения о личности?

Личность обладает качествами, которые формируются в обществе.

Человек становится личностью с момента рождения.

А) верно только 1-е суждение

Б) верно только 2-е суждение

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны

4. Потепление климата нашей планеты за последние десятилетия является примером

А) экономических проблем

Б) увеличения промышленного производства

В) экологических проблем

Г) интенсивного развития науки

5. Что способствует установлению межличностных отношений

А) Грубость

Б) Замкнутость

В) Сопереживание

Г) лицемерие

6. Саша М. в автобусе предложил сесть на свое место пожилому человеку. Это пример

А) антипатии

Б) культуры общения

В) конфликтной ситуации

Г) знакомства

7. Верны ли суждения о конфликте:

Стремление сторон отстоять свои взгляды – одна из причин конфликта.

Конфликты могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества.

А) верно только 1-е суждение

Б) верно только 2-е суждение

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны

8. Беседа директора школы с родителями ученика относится к

А) дружеской беседе сверстников

Б) формальным межличностным отношениям

В) не формальным межличностным отношениям

Г) светской беседе

9.Завод по производству оружия – это объект собственности:

А) государственной

Б) муниципальной

В) частной

Г) общественных организаций

10. Что означает термин «экономика» в переводе с греческого

А) рациональное распределение ресурсов

Б) искусство ведения домашнего хозяйства

В) ценообразование

Г) взаимодействие природы и техники

Открытые вопросы

Вопрос 1

Восстановите высказывание философа Демокрита о сути безнравственного образа жизни. Согласны ли Вы с данным мнением?

Дурно, жить, значит, и медленно, не, невоздержанно, неразумно, но, плохо, нечестиво, умирать.

Вопрос 2

Вычеркните «лишнее» и объясните мотивы вашего решения:

Владение, пользование, потребление

Капиталисты, рабовладельцы, зависимые крестьяне

Партия, государство, общество

Вопрос 3

К администрации муниципальной общеобразовательной школы № 11 города N. обратилась группа учащихся 11 класса с предложением организовать в школе детское религиозное объединение «Добрая весть», куда на добровольной основе смог бы вступить любой учащихся школы. Целью деятельности такого объединения будет приобщение учащихся школы к православным ценностям и традициям, распространение христианской литературы среди учащихся школы, ее изучение.

Каковы должны быть, с точки зрения закона, действия директора школы? Ответ обоснуйте.

Вопрос 4

Евгений Р., когда ему исполнилось шестнадцать лет, вступил в брак с Надеждой Д. На момент вступления в брак Николай находился на попечительстве своей тети Марины Михайловны.

Остается ли Евгений на попечительстве Марины Михайловны после вступления в брак? Ответ обоснуйте.

Вопрос 5

Прочитайте приведенные ниже высказывания. В них пропущено одно и то же слово, являющееся обществоведческим понятием. Назовите это понятие и дайте ему определение.

«… - целеустремленность, соединенная с правильным рассуждением» (Платон)

«… - есть стремление к счастью» (Л. Фейербах)

«Там, где нет …, нет и пути» (Б. Шоу)

«Если … цепляется только за мелочи, то она превращается в упрямство» (Г. Гегель)

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

№ 10

Ответ

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1:

Жить дурно, неразумно, невоздержанно и нечестиво – значит не плохо жить, но медленно умирать.

Ответ на вопрос 2:

1. потребление (принцип объединения – элементы права собственности)

2. зависимые крестьяне (принцип объединения – экономически господствующие классы)

3. общество(принцип объединения – элементы политической жизни)

Ответ на вопрос 3:

В соответствии с Конституцией РФ (ст.17) Россия – светское государство. Религиозные объединения отделены от государства. Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Т.о. директор школы не может разрешить создание в муниципальной школе религиозного объединения. 2 балла за полный ответ с обоснованием на основе законодательства, 1 балл за верный ответ без обоснования.

Ответ на вопрос 4:

Нет. По российскому законодательству лицо, не достигшее 18 лет, вступая в брак, приобретает полную гражданскую дееспособность. В этом случае попечители перестают нести ответственность по обязательствам своего подопечного. 2 балла за полный ответ с обоснованием на основе законодательства, 1 балл за верный ответ без обоснования.

Ответ на вопрос 5:

Воля. Воля - это способность делать выбор и совершать какие-либо действия.


Тренировочные задания формата ЕГЭ по обществознанию⃰

Класс - 11

Инструкция по выполнению работы

Работа состоит из двух частей, включающих в себя 15 заданий.

На выполнение тренировочной работы по обществознанию

отводится 1 урок (45 минут).

Ответы к заданиям 1-5 записываются в виде одной цифры, которая

соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле

ответа в тексте работы.

Ответы к заданиям 5-15 записываются в графу «Ответ» или же в специальную таблицу, следующую после задания.

В случае записи неверного ответа на задания части 1 зачеркните его

и запишите рядом новый.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи

в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать

наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Предметом изучения этой науки являются отдельные социальные институты, процессы, социальные группы и общности

Политология;

Экономика;

Правоведение;

Социология.

Студенты педагогического ВУЗА проходят практику в школе. Деятельность студентов является примером деятельности?

Материально-производственной;

Учебно-познавательной;

Ценностно-ориентировочной;

Социально-преобразующей.

Производитель в рыночной экономике может самостоятельно определять

Организационно-правовую форму предприятия;

Размер минимальной оплаты труда;

Количество и вид налогов;

Методы борьбы с монополиями в стране.

Касты, сословия, классы - это

1) Этапы развития общества;

2) Типы социальной стратификации;

3) Социальные статусы;

4) Социальные роли.

5. Семья, включающая несколько совместно проживающих поколений родственников, где младшие беспрекословно подчиняются старшим, называется

1) Партнерская;

2) Супружеская;

3) Традиционная;

4) Нуклеарная.

6. Установите верное соответствие между функциями государства и их проявлениями

7. Продолжите предложения:

1) Главным источником права в РФ является________________________.

2) Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет_______________________________.

8. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «субъекты политической деятельности».

Государство, политические партии, политический процесс, общественные движения, политические лидеры, граждане.

Ответ:__________________________________.

9. Найдите в приведенном списке черты, присущие постиндустриальному обществу:

1) развитие сферы услуг;

2) рост численности рабочего класса;

3) отсутствие классового устройства общества;

4) использование информационных технологий;

5) новые интеллектуальные технологии.

Ответ:________________.

10. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Системы налогообложения

Пропорциональная


Прогрессивная

Ответ:_____________________________.

Часть 2

11. Перечислите три характерных признака административно- командной экономической системы.

1.___________________________;

2___________________________:

3___________________________.

12.Раскройте на трех примерах деятельность прокуратуры по защите прав человека.

1._______________________________________________________________

2._______________________________________________________________

3._______________________________________________________________

13. Перечислите любые три черты, характеризующие образование как социальный институт.

1._________________________________________________________.

2._________________________________________________________.

3._________________________________________________________.

14 .Заполните таблицу плана написания эссе на тему: « Общество - свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека):

15. Вам поручено составить развернутый ответ по теме «Мировоззрение». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

Критерии оценивания

Максимальный балл за работу-35

На 5 -35-31

На 4- 30-27

На 3-26-21

На 2 - менее 20

Ответ

Баллы

2/1 (если 1 ошибка

1.Конституция РФ

2.Председатель Правительства РФ

Политический процесс

2 за верный ответ

Регрессивная

3 (1 балл за каждый пункт ответа)

Возможны варианты ответа, не искажающие его смысла

3(1 балл за каждый пункт ответа)

Возможны варианты ответа, не искажающие его смысла

Верно определена проблема

Раскрыта актуальность

Подчеркнута собственная позиция

Аргументация

3 (1б за каждый критерий

Формулировки пунктов плана корректны и охватывают основные вопросы темы

Формулировки пунктов плана корректны, но отдельные вопросы упущены или не раскрыты

План не раскрывает предложенной темы

Максимальный балл

⃰Данная работа может использоваться как учителями в качестве диагностической работы для выявления уровня подготовленности учащихся 11 классов к ЕГЭ по обществознанию, так и самими учащимися для самостоятельной подготовки.

Правовые задачи по обществознанию с выбором правильного решения, с ответами и пояснением для школьников 7-9 классов

Описание материала:
Задачи могут быть использованы на любой стадии учебного процесса по курсу "Обществознание" (раздел "Право") или "Право" (если право изучается как отдельный учебный предмет) в рамках как базового, так и профильного уровня обучения. Они помогут сделать изучение основ права интересным и творческим, позволят учащимся глубже осмыслить и освоить изученное.
Афанасьева Римма Ахатовна, учитель обществознания, МКОУ «Унъюганская СОШ №1»
Цели: воспитывать законопослушных граждан; расширять правовой кругозор учащихся; учить адаптироваться во взрослой жизни.
"Незнание закона не освобождает от ответственности.
А вот знание нередко освобождает", - Е. Лец


Правовые задачи:
Задача 1
Водитель сбил пешехода, который перебегал дорогу в неположенном месте. Пешеход убежал с места ДТП. Участник ДТП полицию не вызвал, сел в машину и уехал. За оставление места ДТП предусмотрено:
a) наказание в виде лишения прав на срок от одного года до полутора лет;
b) наказание в виде лишения прав на срок от шести месяцев до года;
c) наказание в виде лишения прав на шесть месяцев;
d) административный арест на срок до тридцати суток.

Задача 2
В Швейцарии мужчина (боснийского происхождения) не пускал свою 14-летнюю дочь в школьный на обязательные занятия по плаванию даже в буркини – специальном купальнике для мусульманских женщин. Это он объяснял тем, что когда буркини намокает, то под ним угадываются формы. Такое допустить он не мог. Но ни администрация школы, ни местные чиновники не сочли данный аргумент убедительным. На основании их жалобы прокуратура приняла решение: отправить отца на четыре месяца в тюрьму за:
a) нарушение родительских обязанностей в сфере образования;
b) рукоприкладство;
c) домашнее насилие;
d) создание ситуации, опасной для жизни ребенка.

Задача 3
Административный арест может применяться к:
a) лицам, не достигшим возраста 18 лет;
b) инвалидам I и II групп;
c) военнослужащим;
d) должностным и юридическим лицам.

Задача 4
Пожизненный приговор без права на условно-досрочное освобождение может применяться в качестве обязательной меры наказания в отношении несовершеннолетних преступников в стране:
a) Германия;
b) Франция;
c) США;
d) Китай.

Задача 5
Две школьницы 14 и 15 лет, увидев спящего на скамейке мужчину, приняли решение похитить принадлежащее ему имущество. Но у мужчины не казалось никаких ценных вещей. Тогда девочки нанесли ему множественные удары штопором в область шеи и лица. После чего покинули место происшествия. Против подростков возбуждено уголовное дело по статье:
a) умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;
b) причинение вреда здоровью по неосторожности;
c) разбой;
d) хулиганство.

Задача 6
Хулиганы ворвались на выставку «Народное творчество и скульптуры» и устроили погром. Были повреждены несколько экспонатов. По данным полиции, ущерб, причиненный экспонатам выставки, составил около 196 тысяч рублей. По факту погрома было возбуждено уголовное дело по статье:
a) уничтожение или повреждение культурных ценностей;
b) погром культурных ценностей;
c) повреждение культурных ценностей;
d) истребление или повреждение культурных ценностей.

Задача 7
Мужчина сообщил, что в его авто разбито переднее окно, а из салона похищено 60 тысяч рублей. Полицейским удалось задержать местного жителя города Ч. Оказалось, что подозреваемый ранее уже был, судим за аналогичные преступления. Было возбуждено уголовное дело по статье:
a) разбой;
b) кража;
c) хищение;
d) хулиганство.

Задача 8
Во дворе дома неизвестные ночью прокололи колеса всем припаркованным автомобилям. От их действий пострадали более 10 автомобилей. Их поступок – это:
a) pазбой;
b) xищение;
c) xулиганство;
d) мелкое хулиганство.

Задача 9
Новую входную дверь должны были установить в течение 2-х дней, но предприятие со сроком выполнения не справилась. Нарушены нормы:
a) гражданского права;
b) исполнительного права;
c) трудового права;
d) семейного права.

Задача 10
В городе Т. по действующему графику отключают уличное освещение с период с 01.20 до 05.20 часов. Таким образом, нарушаются права горожан:
a) на безопасность нахождения на улицах города;
b) на безопасность в вечернее и ночное время;
c) нарушение спокойствия в вечернее и ночное время суток.

Задача 11
В Ирландии экономические, социальные и культурные права считаются правами:
a) первого поколения;
b) второго поколения;
c) третьего поколения;
d) четвертого поколения.

Задача 12
Мужчина в городе С. взял в аренду автомобиль, принадлежащей гражданке Т. и отправился в другой город, где продал автомобиль третьему лицу. Сумма ущерба составила порядка 900 тысяч рублей. По данному факту было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления:

b) кража;
c) мошенничество;
d) вымогательство.

Задача 13
Злоумышленник через одну из популярных социальных сетей под вымышленным предлогом попросил ребенка зайти в аккаунт, контролируемый мошенниками, со своего телефона. Мальчик зашел в указанный аккаунт, и его телефон сразу был дистанционно заблокирован. Злоумышленники вступили в переписку с ребенком и потребовали от него перечислить через платежный терминал 4 тысячи рублей, чтобы разблокировать телефон. По данному факту было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления:
a) покушение на мошенничество;
b) мошенничество;
c) вымогательство;
d) грабёж.

Задача 14
За незаконное приобретение наркотических средств без цели сбыта был впервые привлечен 16-летний молодой человек. Подсудимый в совершении указанного преступления раскаялся. Максимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи, предусматривающей ответственность за это преступление:
a) составляет лишение свободы до пяти лет;
b) составляет лишение свободы до трех лет;
c) условное наказание;
d) штраф.

Задача 15
Играя на перемене с мячиком, ученики разбили оконное стекло в школе. Выберите верный вид юридической ответственности за это нарушение:
1) дисциплинарная;
2) уголовная;
3) гражданско-правовая;
4) административная.

Задача 16
На железнодорожном вокзале города Н. молодой человек отказался выкладывать содержимое карманов, после того, как «рамка» запищала. Мужчина отошёл куда-то, а потом снова прошел контроль, уже без препятствий. Полицейские заподозрили неладное. Они исследовали вокзал и нашли в мусорном баке предмет, похожий на гранату. Здание сразу же оцепили, всех пассажиров эвакуировали. Взрывотехники, прибывшие на место происшествия, быстро установили, что это был муляж гранаты. Тогда полицейские сели в поезд, в котором нашли того самого молодого человека. Им оказался житель Москвы. Его сняли с поезда и отвезли в город N. Суд признал выходку москвича:
a) мелким хулиганством;
b) хулиганством;
c) разбоем;
d) мошенничеством.

Задача 17
Обвиняемый В., находясь в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте, беспричинно выражался грубой нецензурной бранью, чем нарушил общественный порядок и выражал явное неуважение к обществу, тем самым совершил:
a) мелкое хулиганство;
b) хулиганство;
c) разбой.

Задача 18
Полицейские по горячим следам задержали подозреваемого в серии повреждений дорогостоящих автомобилей. Хулиган повредил пять иномарок. Общая сумма ущерба составила более 124 тысяч рублей. Владельцы автомобилей написали заявления в полицию. Хулигана поймали. Как выяснилось, он ранее привлекался к уголовной ответственности за имущественные преступления. В отношении молодого человека возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления:
a) умышленные уничтожение или повреждение имущества;
b) разбой;
c) уничтожение имущества.

Задача 19
В дежурную часть полиции города М. обратился местный житель. Мужчина сообщил, что в его авто разбито переднее окно, а из салона похищено 70 тысяч рублей. По горячим следам полицейским удалось задержать 31-летнего жителя города М. Подозреваемый признался в содеянном. Возбуждено уголовное дело по статье:
a) кража;
b) разбой;
c) хищение;
d) хулиганство.

Задача 20
Предпринимателю Н. было предоставлено собственником помещения место в торговом центре «А» для размещения рекламы водки. Согласно федеральному закону «О рекламе», запрещено размещать рекламу продукции с содержанием этилового спирта.........................................., который осуществляет продажу алкоголя, а также вне дегустационного зала этого объекта. Вместо точек укажите верный ответ из четырёх предложенных:
a) пяти и более процентов;
b) пяти и более процентов вне торгового объекта;
c) вне торгового объекта;
d) сорока процентов вне торгового объекта.

Задача 21
Трое тринадцатилетних учащихся школы во внеурочное время приобрели в магазине спиртные напитки и распивали их в сквере. Сидя на скамейке, они стали привлекать внимание прохожих, отпуская в их адрес грубые шутки. Поведение школьников попадает под определение «распитие спиртных напитков в общественных местах» и рассматривается законом как:
a) гражданская ответственность;
b) административная ответственность;
c) уголовная ответственность;
d) гражданско-правовая ответственность.

Задача 22
Оперуполномоченный задержал местного жителя с наркотиками. Оперативник предложил родственникам задержанного заплатить 500 тысяч рублей, чтобы переквалифицировать преступление на менее тяжкое. Но коллеги пресекли попытку взятки. В отношении наркополицейского было возбуждено уголовное дело:
a) покушение на получение взятки в крупном размере, сопряженное с вымогательством;
b) вымогательство;
c) получение взятки в крупном размере.

Задача 23
Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за ряд преступлений. Кто из этих ребят не будет привлечен к уголовной ответственности, если на момент совершения преступления им всем было по 14-и лет?
a) Николай, приведший в негодность железнодорожные пути сообщения.
b) Максим, за причинение легкого вреда здоровью по неосторожности.
c) Юрий, который совершил акт вандализма.
d) Олег, который сообщил о ложном акте терроризма.

Задача 24
На одном из сайтов в Интернете было размещено объявление о продаже телевизора за 18000 рублей. Покупатель перевел деньги, но телевизор ему не доставили. Деньги мужчине не вернули, поэтому он и обратился в полицию. Личность мошенника установили. Им оказался 20-летний молодой человек. В отношении задержанного возбуждено уголовное дело по признакам предусмотренного статьей УК РФ "Мошенничество". Ему избрана мера пресечения в виде:
a) подписки о невыезде;
b) заключения под стражу;
c) домашнего ареста;
d) присмотра.

Задача 25
Девочка сообщила об угрозе взрыва в школе № города М. Школу эвакуировали, взрывное устройство не нашли но "лжетеррористку" вычислили. Оказалось, что это ученица 10-го класса данной же школы. Поступок школьницы рассматривается законом как заведомо ложное сообщение об акте терроризма и за это ей грозит:
a) мера пресечения в виде домашнего ареста;
b) иск с требованием о взыскании ущерба, причиненного её шуткой;
c) мера пресечения в виде подписки о невыезде.

Ответы к задачам с пояснением
1-а
Оставление места ДТП (ст.12.27 ч.2 КоАП РФ)
За оставление места дорожно-транспортного происшествия, водителю, который являлся его участником, грозит лишение водительских прав на срок от года до полутора лет, либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
2-а
Для составления задачи использовала материал из интернета по данной ссылке: http://nashagazeta.ch/news/politique/basseyn-tyurma-ili-vysylka
3-d
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 09.03.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2016) Глава 3 ст 3.9 ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ: "Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо". Вопрос об определении субъекта решает должностное лицо, уполномоченное на составление протокола.
4-с
(Для задачи использовала материал из интернета
http://www.americaru.com/news/13585)
5- а
УК РФ, Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.
6- а
ч. 1 ст. 243 УК РФ Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры
1. Уничтожение или повреждение памятников истории культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения, наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет.
7-b
Статья 158 УК РФ. Кража
Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
8-с
Уголовный кодекс, N 63-ФЗ | ст. 213 глава 24 УК РФ
Статья 213. Хулиганство
1. Хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное:
а) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;
б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, -
наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
9-а
Нормы гражданского права т.к.:
1) нарушение вытекает из условий договора;
2) сами по себе отношения являются имущественными;
3) это все урегулировано в гражданском кодексе (и про выполнение работ и услуг, и про ответственность за нарушение обязательств).
ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ, Статья 11. Судебная защита гражданских прав
Статья 11. Судебная защита гражданских прав
1. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд).
2. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.
10-b
Включение и отключение освещения в городе происходит согласно графику, свет отсутствует с 01:20 – 05:20 часов. Это нарушает соответствующий ГОСТ, а также создает угрозу безопасности дорожного движения, приводит к ДТП, в также может повлечь за собой причинение вреда или гибель людей, а также повреждение имущества. Это способствует и совершению правонарушений и преступлений в ночное время, а также нарушает права граждан на личную безопасность.
Отметим, что судя по пункту 4.6 «Наружное освещение» (ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения).
В документах указано:
4.6.1. Включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк.
4.6.2 Переключение освещения транспортных тоннелей с дневного на ночной режим и обратно следует проводить при достижении естественной
освещенности 100 лк.
4.6.3 Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95 %. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.
4.6.4 Допускается частичное (до 50 %) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел/ч и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед/ч.
4.6.5. Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять
немедленно после обнаружения.
11-b
Ко второму поколению относят часть экономических прав (право на труд, на справедливые и благоприятные условия труда, на защиту от безработицы, на отдых и др.), а также социальные и культурные права. Признание этих прав стало результатом острейшей борьбы, сначала в капиталистических странах, а затем, после Октябрьской революции и второй мировой войны, - между мировыми социальными системами. Признание этих прав стало результатом острейшей борьбы сначала в капиталистических странах, а затем, после Октябрьской революции и Второй мировой войны, - между мировыми социальными системами. Решающую роль в признании прав второго поколения сыграл СССР. В Конституции СССР 1936г. был закреплен широкий набор прав второго поколения (право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, медицинскую помощь). Даже, несмотря на то, что социальная защищенность гражданина в СССР была минимальной, документально она существовала и хотя бы этим оказывала и оказала воздействие на мировое общественное сознание. В результате права второго поколения сначала нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), а затем были закреплены в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Вместе с тем они носят более относительный характер, нежели права первого поколения. Международное сообщество не устанавливает какие-либо жесткие критерии осуществления этих прав. Например, в ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах указано, что "каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется: принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер"11 Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 17 (1831).
12-c
ст. 159 УК РФ Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.
13-a
Покушение на мошенничество квалифицирует статья 30-я УК РФ, характерными признаками наличия преступных намерений являются: умышленность действий лица, целевая направленность на совершение злодеяния и незавершённость его по независящим от виновного причинам.
14-c
За незаконный сбыт наркотических средств в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность. Данное преступление квалифицируется по статье 228.1 УК РФ.
Своими действиями подсудимый совершил незаконное приобретение и хранение наркотических средств без цели сбыта, т.е. преступление, предусмотренное ст. 228 ч. 1 УК РФ. Подсудимый в совершении указанного преступления, относящегося к преступлению средней тяжести, раскаялся, впервые привлекается к ответственности, ранее не судим, - эти обстоятельства смягчают его наказание. Подсудимый будет признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 228 УК РФ и получит на первый раз - условное наказание.
15-c
Гражданско – правовая ответственность, т. к она регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
16-a
Мужчину признали виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство).
(Для задачи взяла материал из интернета, опираясь на ссылку:
http://progorodnn.ru/news/view/111294)
17-a
(Мужчину признали виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство).
Ст. 20.1. Мелкое хулиганство
Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или административный арест на срок до пятнадцати суток.
18-a
Статья 167 УК РФ. Умышленное уничтожение или повреждение имущества.



Просмотров